Аба терапист как пишется

Кто такой терапист

История термина

прикладного анализа поведения

ТЕРАПИСТ

Часто на встречах Ольге Шаповаловой задают вопрос: “кто такой терапист?” И не удивительно, потому, что это новое слово. Слова “терапист” не существовало до того, как в русскоговорящие страны пришел прикладной анализ поведения (АВА). Пришло оно из английского, “therapist”. Терапистами в англоязычных странах называют специалистов, которые помогают людям изменять их поведение. Это относится не только к сфере АВА. Тераписты работают в сферах физической реабилитации и психологической помощи. Например, практикующего психолога могут назвать терапистом. Психолог продумывает стратегию помощи клиенту, разрабатывает индивидуальные подходы. Если это специалист, которые помогает человеку восстановиться после физической травмы или болезни, то такой специалист продумывает индивидуальные программы для своих клиентов:, какие кому давать упражнения и сколько ими заниматься. В АВА терапистом вполне могут назвать практикующего ВСВА или ВСаВА, кто пишет программы на основании своих собственных наблюдений. 

В русский этот термин пришел с искажением смысла. Терапистом называют тех, кто работает по программам, которые были написаны специалистами с сертификатами ВСВА и ВСаВА или имеющими соответствующую подготовку. Терапист на русском – это то же самое, что technician на английском. Лучше было бы и не переводить, а просто называть таких людей работниками. Они не готовят программы сами и не принимают решения на местах относительно того, как работать с клиентом. Работники следуют программе, которую написал сертифицированный специалист. Если у работника появляется сомнения в правильности, то он обсуждает это с тем, кто писал программу, но ничего не меняет самостоятельно. 

К сожалению в России и других странах бывшего СНГ тераписты, или правильнее называть их работники, предлагают свои услуги по коррекции поведения или обучения новым навыкам самостоятельно: не только без специалиста уровня ВСВА или ВСаВА, но и без какой-либо программы. Они вводят родителей в заблуждения, показывая сертификаты окончания курсов на 40 часов. Это тот минимум, который ранее был предложен для подготовки работников сферы АВА. Чтобы стать специалистом, способным написать программу для коррекции поведения, нужно в разы дольше готовиться теоретически и практически. 

Пока не поменяли слово “терапист” на другое, на русском оно обозначает “работник”, который работает по программам специалиста и сам ничего не меняет в этих программах, а тем более не пишет таковые. 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

АВА-терапия - что это?

  • Аутизм – что за расстройство и как проявляется

  • Что такое АВА-терапия простыми словами
  • Какие результаты даст АВА-терапия?
  • Преимущества и недостатки АВА-методики
  • Этапы АВА-терапии
  • Сколько необходимо заниматься?
  • Развитие речи у детей с РАС

  Услышав диагноз аутизм, большинство родителей впадает в отчаяние и не знает, что теперь делать. Детский аутизм – это не безысходность и не приговор, подобные расстройства давно исследуют ученые и предлагают множество способов для успешной борьбы с недугом и всестороннего развития таких детей.

Одним из действенных методов анализа и коррекции поведения детей с РАС является терапия АВА (applied behavior analysis). О ней мы и поговорим сегодня, рассмотрим ее суть, цели, плюсы и минусы.

Аутизм – что за расстройство и как проявляется

АВА-терапия - что это?

Аутизм не является заболеванием, но при этом отличается нарушениями в развитии разной степени тяжести, проблемами с мышлением, поведением, двигательными и речевыми функциями. Возможны два сценария возникновения расстройства аутистического спектра: от 8 месяцев до полутора лет и в возрасте от 2 до 5 лет.

Статистика обнадеживающе уверяет нас, что помощь квалифицированных специалистов при аутизме приносит ощутимые результаты в восстановлении функций и улучшении умственных возможностей маленьких пациентов и способна максимально адаптировать их к социуму.

Результатами работы психологов могут стать:

  • отличная память;
  • развитый мыслительный процесс;
  • высокий уровень умственных способностей;
  • выдающийся показатель интеллекта (IQ);
  • способность к научным дисциплинам и иностранным языкам.

Для хороших результатов очень важно выстроить верный маршрут обучения и найти методики, которые помогут добиться положительных изменений. Одной из таких методик и является АВА-терапия.

Что такое АВА-терапия простыми словами

Ава-терапия -что это?

Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей-аутистов.

Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.

Для того, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.

Самый базовый блок выглядит примерно так:

  • задание/запрос;
  • реакция ребенка;
  • «приз» или «наказание».

Какие результаты даст АВА-терапия?

АВА-терапия - что это?

При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:

  • ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе;
  • у малыша появляются способности к обучению;
  • корректируются отклонения поведения, присущие аутистам;
  • интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом;
  • малыш осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем.

 Преимущества и недостатки АВА-методики

АВА-терапия - что это?

Среди родителей происходит много споров об этом методе, некоторые ставят под сомнение его эффективность. Это происходит от того, что в Интернете можно найти прямо противоположные мнения об АВА-терапии. Давайте максимально подробно рассмотрим ее плюсы и минусы.

Плюсами будут:

  • приобретение самостоятельности (дети быстро учатся и переносят освоенную на уроках модель поведения в свою жизнь);
  • быстрый результат (хоть обучение и занимает значительное количество времени, но эффект не заставит себя долго ждать);
  • обучение со здоровыми детьми (50% детей, освоивших программу АВА, готовы для обучения в обычных школах);
  • широкий охват метода (улучшаются мыслительные процессы, ребенок усваивает навыки поведения, учится познавать мир).

Минусы заключаются в сложностях, не всем подходит метод АВА и не для всех он результативен. Например:

  • если малыш боится незнакомых людей – на этом этапе ничего не получится;
  • эффект возможен только при верном применении техники;
  • делать перерывы (или сокращать длительность занятий) нельзя;
  • родителям тоже необходимо участвовать в процессе, чтобы заниматься дома;
  • на некоторых детей с РАС поощрение слабо действует или не действует вовсе, нужно определить, какая именно награда вызовет нужные положительные эмоции в конкретном случае.

Все вышесказанное говорит о том, что для того, чтобы получить ощутимые результаты работы с аутистами нужен квалифицированный специалист, отлично владеющий методикой АВА. Освоив нашу программу обучения, вы сможете предлагать действительно качественную помощь особенным детям.

Этапы АВА-терапии

АВА-терапия - что это?

С чего же начать АВА-терапию и как извлечь из нее максимум пользы?

В начале пути для успеха необходимо:

  1. принять особенности малыша, научиться воспринимать его таким, каков он есть (не жалеть, не роптать на судьбу, понимая, что все это бесполезные занятия, которые никак не улучшат ситуацию);

  2. понаблюдать за ребенком, чтобы выявить, что ему нравится, а что нет (такая информация нужна для занятий по методу прикладного анализа поведения);

  3. не рассчитывать, что АВА-подход поможет найти причины расстройства (АВА – это метод коррекции последствий аутизма, который поменяет поведение ребенка).

Специалисты разрабатывают терапевтические программы АВА, учитывая индивидуальные особенности и возраст детей, но наилучший эффект выявляется у занимающихся с двух лет. В процессе занятия ведущую роль всегда берет на себя педагог/психолог, он направляет малыша, контролирует все его действия. Очень важно, чтобы родители тоже принимали участие в обучении и дома работали с ребенком, закрепляя полученные на уроках навыки.

Начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например, педагог просит малыша выполнить простое действие: «Возьми в руку карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок. Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется. Неудачи игнорируются.

Когда терапевт видит, что упражнение освоено, маленький пациент действует верно и без подсказок, можно двигаться дальше. Каждые последующие задания усложняются, простые действия чередуются с более трудными. Со временем меняют обстановку для проведения терапии (например, выходят из помещения на улицу) и подключают новых людей (родителей и других членов семьи).

Начинать и заканчивать урок следует действиями, которые нравятся малышу.

Обучение можно считать оконченным, если малыш усваивает навыки за одно-два повторения (к примеру, нужно всего пару раз показать ему, как открывается замок ключом, чтобы он смог это сделать самостоятельно).

Сколько необходимо заниматься?

АВА-терапия - что это?

Время занятий – очень значимый момент. Для получения заметного и стойкого результата необходимо заниматься с малышом регулярно и много. И это не просто слова: американский психиатр Ловаас, один из родоначальников терапии АВА, провел анализ результатов и выявил, что почти половина детей, которые занимались по методике не менее 40 часов в неделю, в итоге поступили в обычную школу и достигли нормы показателей интеллекта и поведения к концу учебного года.

Нерегулярные и малопродолжительные уроки могут и вовсе не дать никакого эффекта. Помните, что лень и АВА-терапия – несовместимы, и будущее вашего ребенка зависит от вашего трудолюбия и ответственности.

Развитие речи у детей с РАС

АВА-терапия - что это?

Отдельно затронем тему развития речи, потому как это одна из самых важных проблем, с которой неизменно сталкиваются педагоги и родители. Работа АВА-терапевта в этом случае выстраивается также на принципе блоков. В случае проблем с речью подключаются и другие специалисты – дефектолог, логопед, нейропсихолог, психолог. Основная задача всей этой команды – помочь ребенку освоить речевые навыки и дать ему способность к общению. Для этого посредством специальных техник:

развивают слуховое внимание и восприятие;

стимулируют произвольное внимание;

обучают пониманию слов;

улучшают артикуляционные способности;

проводят постановку правильного дыхания;

помогают освоить принципы построения фраз.

Успех комплексных упражнений будет зависеть от точного и систематического выполнения методов и исходного состояния ребенка.

Дорогие родители, не надо заранее придумывать проблемы, которые непременно настигнут вас и вашего малыша из-за того, что он не такой, как все. Счастье возможно для всех детей, и задача взрослых – приложить все усилия, чтобы помочь непростым малышам полноценно существовать в нашем обществе.

АВА-терапист

icon-white-2

“Смысл АВА не в том, чтобы заставить, а в том, что бы вызвать желание учиться чему-то новому.”

— Стандарты качества ЦНиР

АВА-терапист, куратор

Поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis) — на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов коррекции аутизма.

АВА-терапия — это интенсивная обучающая программа, в основе которой лежит идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

На этом периоде обучения, в отличии от последующих, взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

КОМУ ТРЕБУЕТСЯ АВА-программа

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

  • Не реагирует на просьбы и запреты
  • Не откликается на имя
  • Не стремится к коммуникации
  • Не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания
  • Агрессия
  • Самоагрессия
  • Отказ от соблюдения правил поведения в обществе
  • Истерики
  • Побеги
  • Аутостимуляции
  • Стереотипное поведение
  • Неадекватное поведение
  • Отсутствие сотрудничества

АВА-программа

Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, из которых составляется необходимая комбинация. Среди них:

  • невербальная и вербальная имитация,
  • общая и мелкая моторика,
  • понимание языка,
  • называние предметов, называние действий,
  • классификация предметов,
  • «покажи, как ты… «,
  • местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?»,
  • употребление «да» и «нет», и других.

Среди программ более высокого уровня –

  • «Скажи, что будет, если… » (предугадывает исход действия),
  • «Расскажи историю»,
  • «Делай как (имя сверстника)»,
  • «Позови (имя сверстника) играть».

Услуги в области АВА-терапии

 ПРИЕМЫ И ЗАНЯТИЯ:

Первичная консультация ABA-куратора, дети до 3-х лет, 60 мин. 3000р
Первичная консультация ABA-куратора, дети старше 3-х лет, 90 мин. 4000р
Составление ABA программы, куратор, 3 дня. Стоимость варьируется, в зависимости от срока и сложности программы. 7000р-12000р
ABA занятия по ABA программе с ABA-терапистом, дети до 3-х лет, 60 мин.. 1700р
ABA занятия по ABA программе с ABA-терапистом, дети старше 3-х лет, 60 мин. 1900р
Коррекция нежелательного поведения. цена по запросу (в зависимости от задачи)


СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ:

Комплекты материалов для занятий дома 1500р

Процедуры и порядок работы

ЗАДАЧА АВА-ТЕРАПИСТА

Из-за нежелательного поведения ребенку, возможно, придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Заблуждением считается то, что ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Часто бывает, что спокойного и тихого, сотрудничающего ребенка с особыми потребностями обучают практически в любом классе. Но если ребенок проявляет агрессию или нежелательное поведение (совершает побеги или истерит), то его постараются изолировать или перевести в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Поэтому задача АВА-тераписта заключается в становится определение функции этого самого поведения и ее коррекции, с тем, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

ПОРЯДОК РАБОТЫ

Диагностика: Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).
АВА-программа: Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков. Программа пишется АВА-куратором в течение 3-х дней и является продуктом, по которому можем заниматься мама дома самостоятельно или АВА-терапист.

Обучение: Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

Промежуточная АВА-диагностика и протоколы: АВА-Куратор, который создал АВА-программу для ребенка, в обязательном порядке курирует процесс прохождения ребенка по программе, проверяет результаты и периодически корректирует программу по необходимости. Для этого 1-2 раза в месяц Куратор проводит промежуточные диагностики или присутствует на занятиях. По результатам такой диагностики в программу вносятся коррективы.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

В АВА-терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5-3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
Коррекция нежелательного поведения (АВА-программа) наиболее эффективна в раннем возрасте, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

ИНТЕНСИВНОСТЬ И ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

Программа раннего вмешательства должна быть необходимо и достаточно интенсивной, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии. Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю. В число часов входят все занятия, начиная от диагностики, включая занятия с АВА-терапистом и дома с родителями.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО АВА-ПРОГРАММЕ

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два-три человека) и больших (пять-десять человек). Но такие групповые занятия – большая редкость в силу сложности группирования детей по признакам. Чаще всего проводятся индивидуальные занятия или малые группы.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

КТО ПРОВОДИТ АВА ЗАНЯТИЯ

Занятия проводят опытные АВА-тераписты, которые обладают соответствующими компетентностями для реализации комплексной АВА-программы. 2-4 раза в неделю АВА-тераписты работают с ребенком, а также привлекают к работе в обязательном порядке родителей или близких.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

РЕЗУЛЬТАТ

В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причем упор делается на “социальные поведенческие”. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то, например, такие:

  • устанавливать зрительный контакт,
  • имитировать основные движения,
  • имитировать действия с предметами,
  • имитировать мелкие и точные движения,
  • имитировать произносительные движения,
  • выполнять единичные команды,
  • узнавать знакомых людей,
  • указывать на желаемые предметы
  • и т. д., в зависимости от программы, составленной для ребенка специалистом по АВА.

Наши специалисты

  • Бурдаева А.А.

    Бурдаева А.А.

       Стаж практической работы с детьми от 1 года — более 10 лет.

    Детский АВА-куратор, терапист
    Подробнее →

  • Шустова Ю.В.

    Шустова Ю.В.

       Стаж практической работы с детьми — 5 лет.

    АВА-терапист, специалист по преодолению проблем поведения
    Подробнее →

  • Минакова В.В.

    Минакова В.В.

       Стаж практической работы с детьми — более 10 лет.

    АВА-Куратор, АВА-терапист, детский психолог
    Подробнее →

  • Клус Т.П.

    Клус Т.П.

       Стаж практической работы с детьми — 5 лет.

    АВА-терапист, специалист по преодолению проблем поведения
    Подробнее →

+7 (495) 488-71-88

ЗАПИСАТЬСЯ

Записаться

Разделы

АВА-терапия

АВА-терапия

О методике ABA

Этапы работы при обращении в наш центр

Уникальность нашего предложения

Специалисты

Стоимость

Что такое ABA-терапия? 

АВА-терапия (Applied behavior analysis) – прикладной анализ поведения (ПАП). Научная дисциплина, исследующая формирование и работу поведения. Объясняет, как происходит изменение поведения и как происходит обучение организмов новым формам поведения.

Интенсивная программа для коррекции аутизма, известная ещё с 1968 года, благодаря И. Ловаасу.

Врач изучил эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что при интенсивном обучении, 40% детей преодолевают задержки развития к школьному возрасту и овладевают различными навыками, наравне со сверстниками.

АВА-терапия

Программа основана на анализе факторов окружающей среды, влияющих на поведение человека. То есть все жизненные навыки и действия, речь, умение играть, контакт глаза в глаза делятся на маленькие составляющие. Каждая из них разучивается отдельно друг от друга, а затем они складываются в длинные логические цепочки. Что в итоге существенно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.

АВА-терапия

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В НАШ ЦЕНТР:

ЭТАП 1. Консультация

В начале родители консультируются c ведущим специалистом по ABA-терапии, предоставляют информацию о ребенке, ведут беседу о дальнейшей работе. Принимают решение совместно со специалистом подходит ли ребенку данный метод.

ЭТАП 2. Начальное тестирование

Главной задачей тестирования является определение начального уровня навыков ребенка и вербального поведения. Также оцениваются социальные и адаптивные навыки.

Инструменты тестирования:

VB-MAPP – Оценка вех развития речевых навыков

ABLLS-R – Оценка базовых учебных и языковых навыков

AFLS – Оценка функциональных жизненных навыков

Vineland – Шкалы адаптивного поведения Вайнленда

FBA – Функциональная оценка поведения

По завершении тестирования родители и специалисты получают представление о степени овладения навыками в ближайшей перспективе развития ребёнка. В задачи тестирования входят определение приоритетного направления работы и выявление препятствий в обучении.

ЭТАП 3. Написание индивидуальной программы

Данная программа составляется по результатам тестирования, и пишется специалистом индивидуально для каждого ребёнка.

В дальнейшем, по данной программе проводит занятия специалист по прикладному анализу поведения. Также, родитель может заниматься с ребенком самостоятельно, используя данную программу.

ЭТАП 4. Индивидуальные обучающие занятия

На этих занятиях мы создаём все необходимые условия для усвоения ребёнком новых знаний, корректируем нежелательное поведение, стимулируем и поощряем конструктивные реакции, развиваем и закрепляем полезные навыки.

АВА-терапия

Индивидуальные занятия включают в себя:

  • Обучение опорным навыкам
  • Использование методов визуальной поддержки.
  • Обучение ребёнка функциональной альтернативной коммуникации,
  • Обучение альтернативной коммуникации PECS
  • Коррекция нежелательного поведения и обучение социально-приемлемому

УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ ВЫ МОЖЕТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ +7 (812) 565-55-68

ДЛЯ ЧЕГО ПРИМЕНЯЕТСЯ АВА-ТЕРАПИЯ?      

  • Помочь ребенку лучше взаимодействовать с окружающими;
  • Повысить способность к обучению;
  • Скорректировать отклонения в поведении;
  • Достичь нормального уровня развития интеллекта для детей конкретного возраста;
  • Обучиться навыкам, необходимым для последующей самостоятельной жизни.

ПЛЮСЫ АВА-ТЕРАПИИ   

  • Ребенок учится переносить модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
  • Первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
  • Программа дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.

Задачи, которые можно решить, используя прикладной анализ поведения:

  • Формирование навыков, которые заменят нежелательные формы поведения.
  • Формирование социальных и коммуникативных навыков, таких как удерживание зрительного контакта, понимание мимики собеседника
  • Формирование академических навыков (чтение, счет) на доступном ребенку уровне.
  • Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания: самостоятельное посещение туалета, приготовление и прием пищи, принятие душа.
  • Подготовка к посещению медицинских учреждений (мед. манипуляции, осмотры, сдача анализов. УЗИ. ЭЭГ. ЭЮ и т.д.);
  • Формирования социального поведения (развитие навыков социального взаимодействия).

СТОИМОСТЬ

Наименование

Цена, руб.

Занятие ABA-терапией (60 минут) 2100р
Абонемент №1 на занятия ABA-терапией (24 занятия в месяц, 6 часов в неделю) 1800р за занятие 43 200р
ВАША ЭКОНОМИЯ ПРИ ПОКУПКЕ АБОНЕМЕНТА №1  7 200р
Абонемент №2 на занятия ABA терапией (16 занятий в месяц, 4 часа в неделю) 1900р за занятие 30400р
ВАША ЭКОНОМИЯ ПРИ ПОКУПКЕ АБОНЕМЕНТА №2 3 200р

В чем уникальность нашего предложения?

ABA-терапия, не смотря на ее эффективность и возможность использования в коррекции большого количества нарушений, является лишь одной из методик.

АВА-терапия

Нам удалось интегрировать специалиста ABA и сам метод прикладного поведенческого анализа в работу всей реабилитационной команды.

У нас все реабилитационные курсы начинаются с приема мультидисциплинарной реабилитационной команды (МДРК). Основной принцип МДРК — работа разных специалистов по единому согласованному плану.

В состав реабилитационной команды входят:

  • Врач реабилитолог (врач физической и реабилитационной медицины)
  • Лечебный педагог/педагог-психолог
  • Эрготерапевт
  • Нейропсихолог
  • Физический терапевт (специалист по движению)
  • Семейный психолог
  • ABA-специалист
  • Специалист по сенсорной интеграции

На первой МДРК

Специалисты собирают сведения о запросе и потребностях родителей, состоянии здоровья ребенка, каждый специалист проводит экспресс-диагностику для того, чтобы вывести задачи и поставить общую с родителями цель. Определяем какие специалисты нужны ребенку, составляем план реабилитации.

На промежуточных МДРК

Происходит корректировка программы реабилитации, при необходимости смена методик и подходов. Уточнение цели и задач. Интеграция изменения запросов родителей в план реабилитации.

На финальной МДРК

Формировка пакета рекомендаций, заданий и упражнений. Оформление в журнал развития ребенка.

СПЕЦИАЛИСТЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ С РЕБЕНКОМ И ИНТЕРВЕНЦИИ:

Куратор программы АВА-терапии — специалист, который пишет программу для ребенка, обладает глубокими знаниями о поведении человека и практическими навыками для улучшения качества жизни детей с нарушениями развития, умеет подбирать подходящее вмешательство и проводить коррекцию нежелательного поведения, определять актуальные цели работы и разрабатывать эффективные программы формирования новых навыков.

ABA-терапист — специалист, который работает с ребенком по программе, с тем, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Врач ФРМ (реабилитолог) – проводит обследование неврологическое и ортопедическое, УЗИ суставов, подбор, отмена или замена лекарств, ботулинотерапия, определение потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах, рекомендации по питанию с учетом нагрузки на ребенка, рекомендации по физической нагрузке и безопасности в процессе реабилитации, физиопроцедуры при необходимости.

Нейропсихолог – проводит нейропсихологическое тестирование, дает рекомендации, задания, упражнения, проводит тренинги для развития памяти, внимания, внутренней речи.

Эрготерапевт – проводит диагностику работы рук, развивает точные движения рук, психомоторную координацию, выявляет причины ограничения самообслуживания, обучения, бытовой жизни, игры. Адаптирует среду ребенка так, чтобы она стала развивающей и поддерживающей нужные навыки; проводит тренинги сенсорных систем, помогает справляться с аутостимуляциями. Использует для работы эргоквартиру (полигон для отработки навыков самообслуживания), оборудование для сенсорной стимуляции, ортезы и адаптивные устройства.

Физический терапевт – проводит диагностику моторного контроля, двигательных возможностей, координации, проводит растяжки — стрейч-тренинги, методики Экзартра, Нейрак, ПНФ, тренировки баланса, тренировки психомоторного контроля при ходьбе, обучает ходьбе, вставанию, присаживанию, ползанью и т.п. Использует тренировочную дорожку, подвесные системы, стол для Бобат, тренировочные платформы и пр.

Логопед – проводит диагностику речи, глотания, дыхания. Тренирует артикуляцию, голосовое дыхание, звукопроизношение, речь, разговор, социальную коммуникацию. Проводит логопедический массаж, упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковые тренинги и пр.

Лечебный педагог – выявляет проблемы с учебной и игровой деятельностью, обучает навыкам через игры, развивает игровую деятельность по возрасту, закладывает основу для самообслуживания, обучения в детском саду и школе.

Консультативный психолог – проводит консультации родителей, работает с хроническим стрессом, моральной усталостью, тревожностью, помогает вернуть ресурс для решения жизненных задач, находить ресурс для отдыха.

Канистерапевт – использует для реабилитации специально обученную и сертифицированную собаку. Проводит все занятия и тренировки различных навыков через игру-общение с собакой. Позволяет развить мотивацию к общению, концентрации внимания, выполнению заданий, самоконтролю. Помогает включиться в программу реабилитации застенчивым детям, детям с проблемами в коммуникации, с проблемами концентрации внимания, с выученной беспомощностью или «боязнью белого халата».

Специалист по сенсорной интеграции – проводит диагностику нарушения у детей перед началом периода восстановления/реабилитации, которая включает в себя вопросы, связанные с сенсорными системами: вестибулярная, обонятельная, зрительная, тактильная, вкусовая, проприоцептивная. Это позволяет разработать индивидуальную программу вмешательства для каждого ребенка, в процесссе которой будут задействованы основные сенсорные системы, которые он стремится или учится воспринимать, анализировать и отвечать.

АВА-терапия

Полноценным дополнением к АВА-терапии являются занятия в Эрго-саду. 

Что такое Эрго-сад?

Эрго-сад «Альмадея» — это  пространство в котором детей обучают и помогают развивать социально-бытовые навыки, необходимые для повседневной жизни.

Задачи которые решает эрго-сад:

  • Социализация. Социум оказыват огромное влияние и имеет большое значение на становление и развитие личности. В нашем центре особенные дети находятся в комфортных условиях, с ними работают профессионалы, которые знают как правильно взаимодействовать, обучать ребенка.
  • Навыки бытового самообслуживания. Детей обучают самостоятельно мыть руки, умываться, расчесываться, чистить зубы, одеваться, раздеваться, накладывать и разогревать еду, убирать и мыть посуду, пить, есть с использованием столовых приборов, туалетному навыку (пользование горшком, унитазом, туалетной бумагой), умение пользоваться собственным шкафчиком, доставать и убирать вещи, готовиться к занятиям и убирать за собой игрушки.
  • Закрепление всех навыков. В Эрго-саду закрепляют все навыки, которые ребенок приобрел в ходе АВА-терапии, реабилитации или на индивидуальнгых занятиях со специалистами.

Часто бывает так, что после окончания курса реабилитации приобретенные навыки распадаются в домашних условиях,  если у родителей нет возможности постоянно заниматься самим. Посещение Эрго-сада совместно с прохождением комплексного курса реабилитации или занятий по программе АВА, позволяют закреплять приобретенные навыки и  во многом решают эту проблему.

АВА-терапия

АВА-терапия

Канистерапия

Уникальный метод реабилитации при котором для формирования необходимых навыков специалист использует специально обученную сертифицированную собаку.

Альмадея — одна из немногих клиник, которая успешно применяет данный метод при индивидуальных занятиях и реабилитационных курсах.

Метод основывается на том, что для ребенка собака выполняет функцию мотиватора, она стимулирует его на активную работу и достижение успеха. Канистерапевт создает условия, в которых пациент/ребенок самостоятельно начинает и осуществляет действия, необходимые для тренировки.

Метод применяется при различных заболеваниях: РАС, СДВГ, ДЦП, после онкологии, при неврозах, депрессии, страхах, при проблемах с поведением, при двигательных, речевых или коммуникативных проблемах.

Специалисты нашего медицинского центра

Соловьева Людмила Николаевна

Соловьева Людмила Николаевна
Реабилитолог, Невролог, Врач физической и реабилитационной медицины

Записаться на прием

Судникова Инна Анатольевна

Судникова Инна Анатольевна
Психолог, Канистерапевт

Записаться на прием

Лебедев Павел Владиславович

Лебедев Павел Владиславович
Терапевт, Реабилитолог, Врач по лечебной физкультуре

Записаться на прием

Королёва Ольга Дмитриевна

Королёва Ольга Дмитриевна
Педагог-психолог

Записаться на прием

Алаханова Тамара Алишеровна

Алаханова Тамара Алишеровна
Нейропсихолог

Записаться на прием

Майтакова Ольга Владимировна

Майтакова Ольга Владимировна
Врач по лечебной физкультуре

Записаться на прием

Кузнецова Александра Владимировна

Кузнецова Александра Владимировна
Логопед, Детский логопед

Записаться на прием

Сергеева Светлана Александровна

Сергеева Светлана Александровна
Детский логопед

Записаться на прием

АВА-терапия, Или как наладить связь с особенным ребенком

Маяцкая<br>Елена

, фармаколог | Обновлено 25 мрт 2022

Содержание:

Чем отличается ребенок с аутизмом от ребенка без психических расстройств

Как работают методы АВА-терапии

С чего начать АВА-терапию

Постоянная оценка результатов

ABA – сокращение от английского названия современной поведенческой теории, лежащей в основе метода («Applied Behavior Analysis»). По-русски это звучит так: «прикладной поведенческий анализ». Однако именно название АВА-терапия прочно прижилось в нашей стране.

АВА-терапия – это система руководства поведением ребенка, направленная на выработку бытовых и социальных навыков. Коррекционная методика улучшает социальные, коммуникативные и учебные навыки ребенка с помощью стратегий подкрепления правильного поведения.

Расскажем, как работают методы АВА-терапии, с чего ее следует начинать и в чем польза такого лечения детей с аутизмом.

ава терапия

АВА-терапия — это коррекционная методика, которая улучшает социальные, коммуникативные и учебные навыки у детей аутистов. Фото: © Nicola Barts/Pexels

Чем отличается ребенок с аутизмом от ребенка без психических расстройств

Нормотипичный (без аутизма) ребенок учится самым простым жизненным вещам, а именно:

  • умению понимать слово «нельзя»;
  • различным инструкциям;
  • формированию навыков туалета;
  • опрятности и т.д.

Он старается выполнять это хорошо, чтобы получить поощрение от окружающих его людей и не получить порицание. Например, начал есть кашу ложкой, и мама хвалит: «Молодец!». Облился соком – «Ай-ай-яй!».

У ребенка с аутистическим расстройством отсутствует желание коммуницировать с другими людьми и получать от них обратную связь в отношении своих действий, поэтому навыки не развиваются.

Как работают методы АВА-терапии

ABA-терапия обычно рассматривается как «золотой стандарт» лечения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или другими нарушениями развития.

Методы АВА-терапии работают подобно вышеописанным жизненным ситуациям для нормотипичных детей. Система обучения построена на принципе «выполняй то, что тебе говорят, и получишь награду». АВА-коммуникация с ребенком при этом постоянно форсируется и акцентируется.

Многие эксперты и родители являются сторонниками ABA, потому что она успешно помогает людям с аутизмом научиться бытовым навыкам и стандартам поведения в обществе. Другие считают, что эта методика слишком жесткая и заставляет детей соответствовать представлениям других людей о «нормальном» поведении.

АВА-терапия может быть использована и для лечения таких заболеваний, как:

  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
  • деменция;
  • нарушения пищевого поведения;
  • панические расстройства и фобии;
  • пограничные расстройства личности (гнев, агрессия).

С чего начать АВА-терапию

Нужно понимать, что единой методики терапии не существует. Программа создается индивидуально, в зависимости от существующих у каждого ребенка навыков и умений.

ава терапия для для аутистов

АВА-терапия построена на принципе «выполняй то, что тебе говорят, и получишь награду Фото: © Nicola Barts/Pexels

Консультация и оценка

1. Первичная диагностика ребенка.

2. Сбор информации у родителей.

3. Тестирование ребенка с помощью методик abbls-r (Assessment of Basic Language and Learning Skills – Revised) и/или vb-mapp (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program). Обе методики оценивают:

  • речевое развитие ребенка;
  • способность понимать и воспринимать направленную к нему речь;
  • способность понимать картинки;
  • навыки общения и взаимодействия с другими людьми;
  • навыки игры;
  • академические навыки;
  • навыки самопомощи;
  • преграды для обучения.

Разработка плана

План должен соответствовать уникальным потребностям ребенка и включать конкретные цели лечения, а именно:

  • уменьшение проблемного или вредного поведения (например, истерика или самоповреждение);
  • увеличение или улучшение коммуникативных и других жизненных навыков.

Вмешательства

ава терапия обучение для аутистов

Конкретный вид АВА-терапии зависит от возраста ребенка, его проблем и других факторов. Фото: © Mikhail Nilov/Pexels

Конкретный вид ABA-терапии может зависеть от возраста ребенка, его проблем и других факторов. Это может быть:

  • раннее интенсивное поведенческое вмешательство;
  • дискретное пробное обучение;
  • обучение опорным навыкам;
  • денверская модель раннего вмешательства.

Денверская модель раннего вмешательства – широко применяемая в мире и показавшая высокую результативность комплексная методика помощи детям с аутизмом и РАС.

Методики в рамках ABA-терапии постоянно совершенствуются.

Постоянная оценка результатов

В ходе терапии ABA-специалист адаптирует подход к ребенку, основываясь на том, какие стратегии работают, а какие – нет. Составляется подробный план и описание, как будет вестись работа над определенным навыком. При необходимости план корректируется.

Польза ABA-терапии

Эффективно проходящая ABA-терапия способствует тому, что ребенок:

  • проявляет больший интерес к окружающим его людям;
  • более эффективно общается с другими людьми;
  • учится просить то, что ему нужно четко и конкретно (игрушку или еду);
  • лучше концентрирует внимание при обучении;
  • уменьшает или прекращает самоповреждающее поведение;
  • сокращает количество истерик и/или вспышек гнева.

Видео

Список литературы

  1. Чемпорова М. Р. Формирование бытовых навыков у аутичного ребенка. \ StudNet. 2021;4(6):1499-1504.
  2. Dillenburger K., Keenan M. None of the As in ABA stand for autism: Dispelling the myths. \ Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2009$34:2: 193-195.
  3. Тимченко Е.С., Слепцова Л.В. Ава-терапия в подготовке дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в общеобразовательной школе. \ Проблемы современного педагогического образования. 2020;(69-4):266-269.
  4. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). \ Современные технологии в медицине. 2020;12 (2):111-120.

24 марта 2022 16:00 | Отредактировано: 25 марта 2022 11:26


Фотографии:Центр проблем аутизма / VK. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

ABA-терапию чаще всего используют для людей с аутизмом. Но ее принципы универсальны и применимы к любому человеку: они помогают скорректировать самые разные формы поведения: от повышенной агрессии до проблем со сном. В этой статье Центр проблем аутизма и член правления Ассоциации поведенческих аналитиков RusABA Екатерина Жесткова рассказывают, как устроена ABA-терапия и кому она может помочь. 

Что такое АВА-терапия

ABA — методика, которая  основана на прикладном анализе поведения (Applied Behavior Analysis). Ее задача — проанализировать внешние факторы среды, которые влияют на человека, и скорректировать его социально значимое поведение. 

К АВА-терапии чаще всего прибегают при расстройствах аутистического спектра (РАС), так как аутизм внешне проявляется именно в виде поведенческих нарушений. Детям с РАС трудно общаться и строить социальные отношения, любой новый опыт их пугает. Им свойственно стереотипное поведение, стремление следовать рутине: например, есть продукты только определенных цветов или играть в игрушки только с определенной текстурой. Навыки, которые нейротипичным детям даются естественно, ребенок с аутизмом осваивает с огромным трудом.

Однако возможности АВА-терапии гораздо шире. К прикладным аналитикам приходят и с другими диагнозами (например, синдромом Дауна или ДЦП), и вообще без диагнозов, но со сложностями в поведении и коммуникации. ABA помогает скорректировать разные виды проблемного поведения, а также сформировать бытовые навыки, развить речь и коммуникативные способности. 

Как работает АВА-терапия

Диагностика

АВА-терапия начинается с функциональной оценки поведения: специалист наблюдает за ребенком и отмечает, что он делает, а что нет.  Например, кидается игрушками, не принимает участие в общих активностях, не пользуется столовыми приборами, отказывается заходить в класс и т. д. 

Родителей таких детей часто упрекают в том, что они плохо воспитаны, хотя на самом деле они очень много занимаются с ребенком. Но не всегда это помогает справиться со проблемным поведением. Для его коррекции необходимо понять, что во внешней среде или действиях других людей приводит к нежелательному поведению ребенка.

Чаще всего у ребенка с проблемным поведением не сформированы простые навыки:

  • Навык просьбы.  Зачастую именно он убирает самые разные виды нежелательного поведения. Причем развить его можно даже у неговорящих детей  —  для этого существуют альтернативные системы коммуникации. Это могут быть карточки PECS (Picture Exchange Communication System, система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками с картинками), язык жестов или системы на электронных устройствах. Не стоит бояться, что их использование затормозит развитие речи. Наоборот: у ребенка появляется смысл обращаться ко взрослому, ведь он понимает, что его услышат и дадут желаемое. 
  • Навык ожидания. Часто необходимость подождать чего-то даже несколько секунд провоцирует у ребенка вспышку проблемного поведения. Если научить его ждать спокойно, поведение ребенка в быту значительно улучшится, с ним станет проще договориться. 

Екатерина Жесткова:

«Как-то к нам обратились учителя второклассницы: она была очень одаренной ученицей, опережала сверстников, уже разговаривала по-английски. Но при этом несколько раз в день у нее случалась тяжелая истерика. 

Мы стали наблюдать за ней и обратили внимание на взаимодействие учителя и ребенка. Педагог дает задание  —  девочка не хочет его делать, отодвигает материалы от себя. Учитель придвигает их обратно, начинает говорить громче  —  ребенок машет руками, отбрасывает вещи, гудит. Педагог говорит еще громче и быстрее  —  девочка падает на пол и бьется в истерике. 

Оказалось, нужно изменить поведение обеих сторон  —  и ребенка, и учителя. Реакция девочки была вызвана тем, что задание казалось ей слишком сложным. Ее научили просить перерыв или помощь, спрашивать учителя «Вы мне поможете?». 

Педагог, в свою очередь, тоже научился реагировать другими действиями и словами: «Если тебе трудно, конечно, я тебе помогу».

Подобные проблемы аутичных детей с опережением академических навыков  —  не редкость, поскольку чаще всего они попадают в обычные школы без какой-либо поддержки. Ею может стать «ресурсный класс»  — это модель образовательной инклюзии, разработанная Центром проблем аутизма. Он включает в себя дополнительное пространство ресурсной зоны, АВА-терапию и тьюторство. 

Методы коррекции

Поддержка, упрощение, подкрепление

При обучении несложным навыкам часто срабатывают самые простые методы: метод визуальной поддержки (карточки, рисунки, фотографии), упрощение требований и подкрепление поведения. Например: 

Ребенок просит мультики. Преподаватель дает ему карточку «Жди» (метод визуальной поддержки). Он ждет совсем чуть-чуть,  несколько секунд — не нужно сразу заставлять его терпеть 10, 15 минут (метод упрощения требований). После преподаватель хвалит ребенка: «Ты молодец, хорошо подождал» (метод подкрепления). Затем включает ребенку мультики  — т. е. дает желаемое, таким образом дополнительно подкрепляя поведение. Потом интервал ожидания можно по чуть-чуть увеличивать. 

Это упражнение кажется простым, но, если сделать все правильно, поведение быстро начнет меняться. Самое главное — двигаться маленькими шагами. В нашей практике был случай, когда удалось наладить сон 15-летней девочки, которая отказывалась спать без мамы. Для этого кровати, на которых спали мама и дочка, каждый день отодвигали на 5 см дальше друг от друга. Проблема, которая не решалась годами, ушла за три недели.

Предупреждение

Еще одна важная задача АВА-терапии — предупреждение. Дети с аутизмом боятся всего непредсказуемого. Поэтому для них важно составлять визуальное расписание на день, подробную визуализацию всех активностей и т. д. Например:

Семье нужно поехать в путешествие. С помощью рисунков или фотографий нужно рассказать ребенку, как это будет происходить: сначала мы поедем на машине в аэропорт, затем там сдаем чемоданы, затем нужно пройти специальную рамку без мамы и т. д. Так для ребенка это становится знакомым порядком.

Генерализация навыков

Очень часто дети с РАС научаются делать что-то при определенных условиях и внешних обстоятельствах, но не могут воспроизвести этот навык, если место или окружение изменились. Например, в детском саду ребенок одевается и ест, а дома — нет. И здесь решающую роль играют родители: важно проделывать дома все то же, что происходит на занятиях со специалистом. Например  —  простые упражнения на расширение состава фраз: не просто «мяч», а «большой мяч» или «красивый мяч». Эти упражнения можно делать на ходу, по дороге из детского сада, и это действительно очень помогает закрепить полученный навык. 

С каждым навыком работают отдельно. Конечно, есть сложные и многоуровневые вмешательства и групповые тренинги, но чаще всего работают именно эти базовые приемы. 

Узнать больше об АВА-терапии и послушать бесплатные лекции специалистов можно на сайте проекта «Шаг вперед». 
 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

17.04.13

Вопрос-ответ. Что такое «обучение без ошибок», и как его применять при работе с детьми с аутизмом?

Одним из методов прикладного анализа поведения (АВА), который успешно применяется в работе с детьми с нарушениями в развитии, является «обучение без ошибок»

Автор: Зухра Измайлова-Камар / Zukhra Qamar

Прикладной Анализ Поведения или АВА (Applied Behavioural Analysis) – это наука, которая занимается изучением вопросов анализа и модификации поведения. В АВА «поведение» – это любое действие человека, которое доступно для непосредственного наблюдения и измерения. В современной литературе термин «АВА» чаще всего упоминается в связи с терапевтическим обучением детей с диагнозом аутизм. Однако методы АВА применяются не только в терапевтических целях, но также и в процессе обучения детей любым новым навыкам.

mistakes02

Основателем АВА по праву считают Берреса Фредерика Скиннера (20.03.1904 – 18.08.1990), американского психолога и писателя. Б.Ф. Скиннер первым употребил термин «поведенческий анализ» и поставил его во главу изучения АВА, считая, что поведение имеет право быть самостоятельным объектом изучения, а не только являться составной частью изучения мыслительных процессов, работы мозга или психики человека. Скиннер предложил оставить изучение «концепции сознания» философам, а науке АВА сфокусировать внимание на поведении, как объекте изучения.

После того, как доктор Ивар Ловаас применил методы АВА в работе с детьми с диагнозом аутизм, Прикладной Анализ Поведения получил широкое распростронение и признание. В современной литературе термин «АВА» чаще всего упоминается в связи с терапевтическим обучением детей с диагнозом «аутизм». Тем не менее, я считаю необходимым уточнить, что методы АВА применяются не только в терапевтических целях, но также и в процессе обучения детей новым навыкам, например: в работе над навыком правописания или идентификации фигур, цветов и так далее. Методы Прикладного Анализа Поведения могут применяться в работе с детьми с разного вида нарушениями в развитии, в работе над коррекцией поведения.

Заинтересованные в вопросах истории бихевиоризма (течения в истории психологии, которое считает, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение), найдут много критических статей, не согласных с теорией Скиннера. Критика, в частности, относится к «теория научения», которая отлична от известных нам педагогических понятий обучения, образования и воспитания. И, тем не менее, именно правильное научение, как освоение учеником базовых навыков, приводит к успешному обучающему процессу и достижению учителем воспитательных целей. Именно с этой точки зрения я предлагаю рассматривать использование методов АВА в процессе работы в классе коррекционной педагогики.

Одним из методов АВА, который успешно применяется в работе с детьми с нарушениями в развитии, является метод «обучение без ошибок».

mistakes03

Обучение без ошибок – это обучающая процедура, которая предполагает определенную инструкцию SD (discriminative stimulus) и определенный уровень подсказки с целью вызвать определенный и только правильный ответ [1]. Правильный ответ обязательно поощряется подкрепляющим стимулом. В роли подкрепления могут быть использованы: похвала, игрушка, печенье, приобщение к любимому занятию, например: прогулка или просмотр отрывка из любимого мультфильма.

Пример: учитель раскладывает на столе перед учеником три фигуры: квадрат, треугольник и круг.

Учитель: Покажи квадрат (определенная, конкретная инструкция).

Учитель пальцем указывает на правильный ответ (жестовая подсказка).

Ученик показывает на квадрат.

Учитель хвалит ученика: «Молодец, отлично!»

Чтобы понять, как работает теория «Обучение без ошибок», необходимо рассмотреть некоторые принципы АВА. В частности, мы рассмотрим парадигму А→В→С, где А – это антецедент, В – поведение, С – последствие.

Антецедент – это то, что присутствует в окружающей среде ребенка до проявления поведения. Все, что предшествует поведению, называется в Прикладном Анализе Поведения – антецедентом.

mistakes04

Если мы с вами рассмотрим вышеприведенный пример с точки зрения парадигмы А→В→С, то антецедент – это инструкция учителя: «покажи квадрат». Поведение в данном примере – это выбор учеником правильной фигуры. Но любое поведение имеет последствие, в нашем примере последствие – это поощрение учителя: «молодец, отлично!». Антецедент, поведение и последствие – основные факторы, участвующие в каждой интеракции учителя с учеником. Знать, что АВС существует – хорошо, однако, важно знать этические и систематические способы манипулирования ими, прежде чем мы сможем использовать эти компоненты для обучения [2].

Не каждый антецедент может быть той самой определенной инструкцией, которая нам так необходима в использовании метода «Обучение без ошибок». Определенная инструкция (SD) еще называется дискриминативным стимулом. Главная цель дискриминативного стимула (SD) – это создать историю пробуждения определенного (конкретного) поведения. В этом и есть отличие антецедента SD от любого другого антецедента. Антецедент, чтобы называться SD, должен иметь историю пробуждения конкретного поведения. Итак, антецедент (А) «покажи квадрат» является дискриминативным стимулом (SD) для ученика, подающим сигнал к выбору поведения (В), в данном примере – к выбору правильного ответа (А → В). «С» – это, как упоминалось раньше, последствие, следующее за проявлением поведения. Что мы должны знать о последствии? Последствие, если оно желаемое, закрепляет проявленное поведение. Другими словами, если нам удается достичь чего-либо положительного и приятного, то мы постараемся проявить подобное поведение еще раз в такой же ситуации для достижения такой же цели. Когда я говорю о последствии в процессе обучения без ошибок, я говорю о подкрепляющем стимуле (SR). Единственное различие между любым последствием и последствием SR (подкрепляющим стимулом) является также история. Заканчивая интеракцию с учеником предоставлением целенаправленного, определенного последствия, называемого подкрепляющим стимулом или SR (reinforcing stimulus), учитель создает историю подкрепления. В нашем примере SR – похвала учителя «Молодец, отлично!»

Вот мы и выстроили полную формулу, согласно принципам науки АВА: А→В→С. Парадигма АВС лежит так же в основе метода «Обучение дискретными блоками», метода, который используется для обучения отдельным навыкам и тесно связан с методом «обучение без ошибок» [3].

Роберт Шрамм в книге «Вербальное поведение, как метод Прикладного Анализа Поведения» (Verbal Behavior as approach to ABA) отмечает, что любой процесс обучения в ABA будет иметь эти три части. SD сигналит ребенку, что SR доступен и SR выступает в качестве причины, по которой ребенок будет проявлять это поведение в будущем, а именно выбирать правильный ответ. «Использование системы обучения, которая предполагает успех, позволит вам обучать без принуждения, и исключит попытки ребенка уклониться от обучения. Независимо от того, какой подкрепитель вы используете, он будет иметь больше ценности для вашего ребенка, если ребенок получает достаточно поддержки и помощи от вас в работе над навыком, что в итоге ведет его к успеху в процессе обучения» [2].

mistakes05

Вот здесь большая роль отводится подсказке. Прежде, чем я продолжу, мне хотелось бы остановиться на определении слова «подсказка». Подсказка – это определенное действие, физическое или вербальное (словесное), необходимое для пробуждения и получения правильного ответа. Целью такой подсказки является не дать ребенку ошибиться и закрепить правильный ответ или проявление навыка, которому вы обучаете. Любая подсказка выполняет свою роль только тогда, когда она не перевыполнена. То есть вам всегда надо помнить о том, что у ребенка должно оставаться пространство для размышления над выбором правильного ответа.

Подсказки бывают разные. Подсказка может быть физическая или словесная.

Физическая подсказка предполагает физический контакт, например: вы берете руку ребенка и помогаете ему выбрать квадрат среди трех фигур на столе. Физическая подсказка может быть использована при формировании навыков правописания, при работе над навыками самообслуживания, когда вы учите ребенка правильно мыть руки. Уменьшение физической подсказки может заключаться в том, что вы, взяв руку ребенка и положив ее на стол около фигуры «квадрат», позволите ему самостоятельно сделать правильный выбор. Или, если в процессе обучения ребенка обводить рисунок по контуру, вы, начав линию «рука в руке», отстраните свою руку, позволив ученику завершить работу самостоятельно.

Имитация движения – это тоже вид подсказки. Она используется тогда, когда ребенок знает ответ, но возможно не знает, когда его применять. Работая над навыком «подбрасывание мяча», вы можете дать инструкцию: «подбрось мяч» и показать ребенку, как это сделать.

О жестовой подсказке мы уже упоминали в начале. Жест показывает ребенку направление, где искать правильный ответ. Например, учитель инструктирует: покажи букву «А» и взглядом или жестом показывает направление, где ученик может найти нужную букву.

Если вы, держа в руке карандаш и ручку, даете инструкцию: «выбери ручку» и, в то же время, приближаете свою руку с ручкой ближе к ученику – вы, не давая правильного ответа, подсказываете ответ, помогая ребенку не сделать ошибку. Этот тип подсказки Р. Шрамм называет позиционной.

mistakes01

Словесная подсказка может быть полной или частичной. Пример полной подсказки:

Учитель показывая на картинку с мячом: «Что это? Это – мяч!»

Ребенок повторяет: «Мяч!»

Учитель: «Правильно, мяч! Молодец!»

Частичная подсказка предполагает, что ребенок знает ответ, но либо не уверен в правильности ответа, либо не желает отвечать по какой-либо другой причине.

Учитель: «Что это? Это мя…»

Ученик: «Мяч!»

Учитель: «Правильно! Это мяч!»

Чтобы закрепить работу над картинкой, учитель может сделать попытку уменьшить подсказку:

Учитель: «Что это? Это м-м-м…»

Ученик: «Мяч…»

Учитель: «Мяч! Отлично! (дает любимую игрушку и позволяет ребенку поиграть)».

Уменьшение подсказки в АВА называется фединг. «Фединг – это процесс предоставления определенного количества поддержки и следующее за этим систематическое уменьшение этой поддержки в темпе, позволяющем вашему ребенку оставаться успешным в процессе приобретения большей самостоятельности. В любое время, когда вы используете физическую подсказку, вы должны начать с наиболее поддерживающей подсказки, чтобы помочь ребенку добиться успеха. Например, вам надо начать с полной физической подсказки и уменьшить ее до частичной физической подсказки. Когда ваш ребенок справляется с заданием только с помощью частичной физической подсказки, вы можете начать использовать жестовую подсказку или, возможно, позиционную подсказку. В конечном счете, вы будете уменьшать подсказки, пока ваш ребенок не будет в состоянии использовать новый навык без помощи. Процесс уменьшения к все менее поддерживающей подсказке позволяет ребенку стать более независимым в использовании навыка или поведения» [2].

Давайте вернемся к парадигме «АВС». Применив информацию, описанную выше, мы можем вывести формулу обучения без ошибок. Она будет выглядеть так: А→ подсказка→ В→ С.

Ребенок может учиться в любом возрасте. Необходимо только наличие мотивации и подходящие его возрасту задания. Чтобы сделать обучение интересным и непринудительным, я предлагаю использовать метод «Обучение без ошибок».

Радость, которую испытывает ребенок, когда находит правильный ответ, увеличивает мотивацию и заинтересованность в процессе обучения. Помощь учителя и неподдельная радость педагога, когда ребенок достигает успеха, значительно увеличивают мотивацию ученика и повышают результативность обучения новым навыкам.

Литература:

1. Paul A. Alberto, Anne C. Troutman Eighth edition (2009) Applied Behavior Analysis for Teachers.

2. Robert Schramm , Verbal Behavior as approach to ABA.

3. Robert F. Gulick, Thomas P.Kitchen (2007) Effective Instruction for Children with Autism.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • А вот орфографический вопрос как верно написать слово нерасчетливый
  • А блок писал об очарованье бездыханном как вы понимаете это выражение
  • Zx spectrum книга как написать игру
  • Zusammenfassung как написать
  • Zoom конференция как пишется