Морфологический разбор «аптекарь»
На чтение 2 мин. Опубликовано 17.12.2020
В данной статье мы рассмотрим слово «аптекарь», являющееся именем существительным. Ниже мы дадим морфологический разбор слова и укажем его возможные синтаксические роли.
Если вы хотите разобрать другое слово, то укажите его в форме поиска.
«Аптекарь» (имя существительное)
Значение слова «аптекарь» по словарю С. И. Ожегова
- Специалист — работник аптеки
Морфологический разбор имени существительного
- I Часть речи: имя существительное;
- IIНачальная форма: аптекарь — единственное число, именительный падеж;
- IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- нарицательное
- одушевлённое
- мужской род
- 2-е склонение
- Б. Непостоянные признаки:
-
- единственное число
- именительный падеж
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
подлежащее
обращение
именная часть сказуемого
определение-приложение
Склонение имени существительного по падежам
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный падеж кто? что? |
аптекарь | аптекари |
Родительный падеж кого? чего? |
аптекаря | аптекарей |
Дательный падеж кому? чему? |
аптекарю | аптекарям |
Винительный падеж кого? что? |
аптекаря | аптекарей |
Творительный падеж кем? чем? |
аптекарем | аптекарями |
Предложный падеж о ком? о чём? |
аптекаре | аптекарях |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:Найти
К одушевлённым существительным относятся названия живых существ:
- людей, животных, насекомых и т. д.
Такие существительные отвечают на вопрос «кто?». При склонении по падежам во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного.
К нарицательным существительным относятся слова, обозначающие обобщённые названия предметов, явлений, состояний и действий:
- море, трава, стол, красота, обучение и т. д.
Такие существительные пишутся со строчной буквы.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме тех, что оканчиваются на -а (-я)) и среднего рода:
- пень, гриб, стол, окно, семя и т. д.
Отвечает на вопросы «кто? что?»
Рубрика: Сервисы
Проверить орфографию онлайн, мгновенно
Проверка орфографии на 5-ege.ru (введите текст в форму ниже):
Если нужно проверить пунктуацию, воспользуйтесь сервисом Проверка пунктуации онлайн.
https://5-ege.ru/proverit-orfografiyu-onlajn/
Наш сервис поможет вам мгновенно и бесплатно проверить орфографию (правописание). Онлайн проверка часто нужна, когда нужно подготовить какой-нибудь текст, не допустив в нем ошибок. Сервис не только проверяет правильность письма на русском, украинском и английском языках, но и производит исправление ошибок, предлагая варианты правильного написания. Просто введите текст и нажмите кнопку. Чуть выше появится результат.
Проверка орфографии онлайн – незаменимый сервис, который позволяет без каких-либо дополнительных программ исправить орфографические ошибки в тексте.
Рекомендуем:
Введите текст (не больше 10000 символов, вы набрали 0):
Проверка орфографии онлайн предназначена для быстрого нахождения ошибок и правильного написания слов как на компьютере, так и на телефоне.
Как пользоваться: чтобы проверить текст на орфографические ошибки, введите слово или текст, затем нажмите «Проверить». Сервис предложит исправление ошибок в написании слов, в которых обнаружены ошибки, а также подчеркнет неправильные слова. Поддерживаются русский, английский и украинский языки. Знаки препинания не учитываются. Сервис незаменим на ЕГЭ, контрольных, словарных диктантах (особенно поможет исправитель).
За эту неделю орфографию проверили 17493 раза.
Число ваших проверок за всё время: 0.
Если вы хотите улучшить этот online сервис, помогающий бесплатно исправлять ошибки, пишите предложения в комментарии. Сервисов, позволяющих полноценно и бесплатно проверять правильность пунктуации (запятые, тире и т.п.) в интернете нет, но есть помощник для проверки пунктуации на 5-ege.ru/. Если вам нужно часто проверять тексты, сохраните эту страницу.
Какие профессии образованы от имен существительных с помощью суффиксов
В русском языке значение профессии, специальности и рода деятельности выражают существительные мужского и производные от них существительные женского рода, образованные с помощью специальных словообразовательных суффиксов: -чик-(-чиц-): разведчик — разведчица, летчик, подписчик -подпис-чица, докладчик, захватчик, советчик, подписчик, грузчик, -щик-: дрессировщик, забастовщик, заговорщик, зачинщик, носильщик, натурщик, обманщик, барабанщик, паромщик, фрезеровщик, чистильщик, погонщик, сыщик, съёмщик, танцовщик, помещик, гонщик, -ов-щик-/-ёв-щик- (-ов-щиц-/-ёв-щиц-): весовщик, гробовщик, весовщик — весовщица, кладовщик – кладовщица, старьёвщик — старьёвщица, жеребьёвщик — жеребьёвщица, -як- (-ячк-): моряк — морячка, -тель-: строитель, предприниматель, учитель, преподаватель, -ов-ник-: садовник , -ник- (-ница-): лесник, школьник — школьница, ученик — ученица, -ик-: химик, лирик, -ец- (-е-): жнец — жнея, швец — швея, -евт-: терапевт, фармацевт, -ант-: дипломант, музыкант, фабрикант, адресант, конкурсант, экскурсант, курсант, лаборант, оркестрант, сектант, докторант, магистрант, -янт-: симулянт, дуэлянт, -енн-ик- (-енн-ица): путешественник — путешественница, -ент-: ассистент, конкурент, оппонент, референт, рецензент, -ёр- (-ор-): архитектор, сенатор, боксёр, гипнотизёр, гравёр, комбайнёр, лифтёр, шахтёр, директор, -есс-: адвокатесса, клоунесса, патронесса, поэтесса, -ис-: актриса, директриса, инспектриса, -и-ль-щик- (-и-ль-щиц-): прядильщик — прядильщица, -ир-: банкир, бригадир, дебошир, кассир, командир, конвоир, -ист-: связист, баянист, марксист, дарвинист, идеалист, коммунист, гитарист, журналист, металлист, очеркист, танкист, вокалист, гигиенист, массажист, связист, шахматист, скандалист, службист, шантажист, гимназист, курсист, лицеист, семинарист, -к-: спортсменка, студентка, артистка, -ш-: лекторша, курьерша, кассирша, секретарша, капитанша, -лог: филолог, биолог, кардиолог, геолог, социолог,-ман-: лоцман, флагман, -мейстер-: балетмейстер, почтмейстер, церемониймейстер[3].
1.2.1 Способы образования субстантивов со значением профессии, специальности род деятельности и их производные в русском языке.
Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица.
Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.
Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы):
1) – щик, – чик, при помощи которых образуются существительные и от основ глагола и от основ существительных с приставками и без них (подписчик, разносчик, банщик, наборщик, газетчик, грузчик, загибщик и др.);
2) – льщик, при помощи которого образуются существительные от глагольных основ (бурильщик, строгальщик); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в производственно-технической речи;
3) – тель, – итель, используемые для образования существительных от глагольных основ с приставками и без них (обвинитель, воспитатель, просветитель, искатель, губитель и др.); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в книжной речи;
4) – ик, – ник, при помощи которых образуются существительные и от основ существительных же и от основ прилагательных со значением лиц по их отношению к предмету, к профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку (целинник, академик, химик, кадровик, пищевик, безбожник, завистник, ключник и др.);
5) – овец, – ец, – ист, при помощи которых образуются существительные (от основ существительных) для наименования лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению (вузовец, искровец, мичуринец, связист, журналист и др.); слова с этими суффиксамц употребляются главным образом в книжных стилях речи;
6) – ач, используемый при образовании существительных от именных основ для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку (циркач, бородач, силач и др.); многие слова с этими суффиксами употребляются чаще всего в разговорной речи;
7) – ант (-янт), – ент, при помощи которых образуются существительные от именных и глагольных основ для обозначения лиц по их отношению к роду занятий, к деятельности (курсант, музыкант, ассистент, эмигрант и др.); подобные слова преимущественно употребляются в книжных стилях речи;
– тор, при помощи которого образуются существительные (и от глагольных и от именных основ) для обозначения лиц, связанных с определенными действиями (ликвидатор, оператор, агитатор, дезинфектор и др.); подобные слова употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи книжной;
9) – анец (-янец), – ин, – анин (-янин), – чанин, при помощи которых образуются существительные для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, с которым связано определенное идейное направление (американец, испанец, киевлянин, горьковчанин, татарин, болгарин, гегельянец, вольтерьянец);
10) – ич, – ович (-евич), используемые для названия лиц по отчеству (Кузъмич, Павлович, Дмитриевич).
В отличие от суффикса –ость, который является показателем женского рода имени существительного, наличие в слове суффикса –тель показывает, что это слово мужского рода
Суффикс -тель (-итель) образует существительные со значением:
лица, принадлежащего к той или иной профессии (учитель, искатель, воспитатель, спасатель);
человека, занимающегося той или иной деятельностью (мечтатель, любитель, созерцатель);
предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие (двигатель, выключатель, глушитель).
Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.
Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова — результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные — усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов — н, ческ-, — ств-, — ни-, а не образованы путем сложения основ.
С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы — вод, — вед, — носец, —видный, — образный, — творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный).
Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег, заливать — залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффикснымспособом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
Аффиксация — наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации — суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный.
Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post — после и fixus — прикрепленный).
При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции — использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций — словообразующей и формообразующей — наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний.
Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по-не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь «u — начало действия, лежать и полежать — ограниченность действияво времени).
Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов — як, — к-, — еств — к производящим основам земл-, земляк-, земляк —.
Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз — к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.
Суффиксально-префиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по, про-, пере- и суффиксов — ник-, —ок-, — ок —.
Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс —ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные — — то, — либо, — нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.
При образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещается с префиксальным и суффиксальным, образуя три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать — разнервничаться), суффиксально-постфиксальный (резвый — резвиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить— переговариваться).
При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.
Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование — префиксальным, а слова затылок и сбиться — суффиксально-префиксальным.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы — посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексикограмматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуютсяи существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов — исключительно глаголы.
В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре—; про-, анти- и др. и суффиксы — ит, —ент, — акт-, — аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.
Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (ср.: авиатор — новатор, дирижер — ухажер).
При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксом учитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке. Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово. Например, наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, докторант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы — aм, — ант, — ант, — ур и производящую основу доктор: Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса — ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам. В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный) [14].
Образовательная цель: формирование умения образовывать слова с помощью суффиксов,
называющих профессии людей.
Коррекционно – развивающая цель: развитие навыка звукослогового анализа, мелкой моторики пальцев, творческого мышления.
Воспитательная цель: воспитание навыка взаимопомощи.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
А.) Развитие мелкой моторики пальцев.
Пальцы ловкими хотят быт
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнение предложим.
По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить, как игрушки,
Наших пальчиков подушки.
Как чудесно мы играли
И в игре тренировали
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и, кулачки немножко.
3. Формирование новых понятий.
А.) Сообщение темы и цели урока.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела
Предлагаю я вам тему,
Так скорее друг за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом.
Создал человек трудом.
Вот о тех. кто создает
Строит, учит и поет,
Мы сейчас поговорим
Свой урок им посвятим
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
-Какие профессии знаете?
-Кем вы хотите стать в будущем?
-Как вы думаете, что для этого нужно делать?
Б.) Я вам расскажу еще одну сказку о Волшебниках- суффиксах. Презентацию смотреть здесь.
Жили – были суффиксы — ЩИК -, — ЧИК — , ТЕЛЬ -, — НИК -, — ИСТ — . К кому придут в гости, всех
трудиться научат. Сначала суффикс – ИСТ – познакомился с ГИТАРОЙ (Слайд № 2)
и получилось слово …. ГИТАРИСТ (Слайд № 3) . Затем – со словом ПИАНИНО (Слайд № 4) и
получился …. пианист (Слайд № 5) . Затем со словом БАЯН (Слайд № 6) и получился БАЯНИСТ
(Слайд № 7) . Затем – со словом ФЛЕЙТА (Слайд № и получился …. ФЛЕЙТИСТ (Слайд № 9) .
(Проводится разбор всех слов и дописываются суффиксы на карточке).
— С помощью какого слова получили названия музыкантов ? ( — ИСТ — )
— А кто знает, как назвать человека, который играет на скрипке? (Слайд №10) (СКРИПАЧ).
(Слайд №11) .
— Какой суффикс помог получить новое слово? ( — АЧ — ).
-Как назвать людей, которые играют вместе на музыкальных инструментах? (Оркестр) .
-А теперь собери из букв слово. (Слайд № 12) .
МЗКНТУЫАЫ (МУЗЫКАНТЫ)
Звукослоговой анализ слова МУЗЫКАНТЫ .
— Сколько в слове гласных? (4)
— Сколько в слове согласных? (5)
— Назови 1 слог МУ , 2 –й ЗЫ , 3-й КАН , 4-й ТЫ .
— Поставь ударение.
— Придумай еще однокоренные слова. (МУЗЫКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ) .
-Запишите слова и выделите корень. (МУЗЫК) .
Слушайте сказку дальше. Суффикс – ИСТ — собрал целый оркестр из музыкантов , а
суффиксы – ТЕЛЬ -, — НИК -, — ЧИК – и – ЩИК – пошли к глаголам учить, строить, охранять, грузить.
Допиши сказку дальше сам.
— Названия каких профессии получились? ( Учитель, строитель, охранник, грузчик).
-Запишите слова.
-Выделите суффикс.
( Учи тель , строи тель , охран ник , груз чик ). (Слайд № 13) .
В.) Отгадай, правильно ли объясняется смысл слов, обозначающих названия профессий.
Собирает банщик банки,
А потом хранит их в банке.
Очень ими дорожит
Банк с ружьем он сторожит.
— Кто такой БАНЩИК? (Человек, который работает в бане) .
-ЗАПИШИТЕ СЛОВО.
— Выдели суффикс в слове БАНЩИК (ЩИК) .
— Как называют человека, который работает в банке? (БАНКИР) .
Кран на кухне крановщик
Починить вам сможет вмиг
Каждый краник сделать краше
Душ исправит в ванной вашей.
-Правильно? (Нет).
— Кто такой КРАНОВЩИК ? (Человек, который управляет краном).
-Запишите слово.
— Выдели в этом слове суффикс. (ЩИК) .
— Как называют человека, который чинит краны? (Слесарь) .
Ищет клады кладовщик .
И находит в тот же миг.
А потом он эти клады
Бережно хранит на складе.
— Верно? ( Нет).
— Кто такой КЛАДОВЩИК ? (Человек, который работает на складе).
-Запишите слово.
— Какой суффикс в слове? (ЩИК)
-Как называют искателя кладов? (КЛАДОИСКАТЕЛЬ) .
Д.) Догадайся по опорным словам о какой профессии идет речь. (Слайд № 14) .
Указка, мел — …… (УЧИТЕЛЬ). (Слайд № 15)
Звери, цирк -…… (ДРЕССИРОВЩИК). (Слайд № 16).
Коньки, клюшка -…… (ХОККЕИСТ). (Слайд № 17).
Самолет, шлем — ……. (ЛЕТЧИК). (Слайд № 18).
Метла, тачка — …… (ДВОРНИК). (Слайд № 19).
Мяч, бутсы — …… (ФУТБОЛИСТ). (Слайд № 20).
Е.) Работа с текстом. (Слайд № 21) .
— Услышь названия профессий. (Слайд № 22) .
(Чтение логопедом текста.)
Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества, времени пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и каменщиком, и сварщиком и водопроводчиком, и паркетчиком, и смазчиком , когда выяснилось, что заговорщики были просто строителями , а в их планы входило строительство новой школы.
-Составь с этими словами предложение.
-Запишите предложение на доске и на карточках.
Строительные профессии: бетонщик, каменщик, сварщик, водопроводчик, паркетчик, смазчик.
— Выделите в словах суффиксы.
— Из каких слов выросли новые слова?
— Что выполняет каждый человек этой профессии?
— Какие новые слова мы учились образовывать? (Названия профессий).
— С помощью какой части слова мы получали названия профессий? (Суффикса).
— Какие суффиксы нам в этой работе помогли? ( ИСТ, ТЕЛЬ, НИК, ЧИК, ЩИК ).
Карточка к уроку по теме «Суффиксы, называющие профессии людей»
1. Образуй от слова название профессии, выдели суффикс.
2. Запиши однокоренные слова к слову. Выдели суффикс и корень.
3. Запиши слова. Выдели суффикс.
4. Догадайся, в какой профессии нужны эти предметы.
Выдели суффикс.
5. Найди названия профессий, придумай и запиши предложение, выдели суффикс в словах — названиях профессий.
Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, времени, мужества пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и смазчиком, и каменщиком, и сварщиком, и водопроводчиком, и паркетчиком, когда выяснилось, что заговорщики были строителями, а в их планы входило строительство новой школы.
Тема: Образование слов при помощи суффиксов, указывающих на профессии.
Цель: Знакомить с суффиксальным способом словообразования.
Задачи: — Упражнять учащихся в словообразовании слов с помощью
суффиксов, обозначающих профессии ( -щик, -чик, -ник,
— Обогащать словарный запас, расширяя знания об окружающем
— Формировать познавательные способности; умение обосновывать
своё мнение; развивать речь, память, внимание, логическое
— Воспитывать уважение ко всем видам труда.
1 этап: Организационный
— Ребята, сядет тот, кто вспомнит слово с уменьшительно ласкательным значением.
2 этап: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
— Ребята, что такое суффикс? Где стоит в слове? Для чего служит?
1.Вставь слова в стихотворениях ( работа с карточками )
а) Нужные работники …и… ( столяры и плотники )
Сработать мебель мудрено:
Сначала пилим мы бревно
Длинные и плоские.
б) Щуря глаз и хмуря брови,
Промолчав себе в усы
…( часовщик ) Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Всё понятно старику.
в) И спросила Нина тихо:
Разве плохо быть …( портнихой )
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно не пилот.
г) …( повар ) делает компоты –
Это тоже хорошо.
…( доктор ) лечит нас от кори,
Есть …( учительница ) в школе.
— Про кого все эти стихи?
( Про людей разных профессий )
3 этап: Усвоение новых знаний
— Сегодня мы познакомимся с суффиксами, образующими название профессий.
1. Показ слайдов профессий людей
— Какой суффикс вы услышали во всех этих словах?(- щик )
2. Доскажите слово, добавив –щик
Фонар – (щик) – словарная работа
Кровель – (щик) –словарная работа
3.- Кто водит самолёты? ( лётчик )
— Кто грузит грузы? ( грузчик )
— Какой суффикс в этих словах? ( -чик )
4.Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадях и в словах-отгадках выделите суффиксы.
а) В сентябре и в январе
Он хозяин во дворе.
Листья осенью сгребает,
Снег зимою убирает.
Быстро снег сгребёт лопатой
И каток зальёт ребятам,
Всех быстрее и проворней
Двор наш убирает …( дворник)
б) Мастер в руки взял фуганок,
Остро наточил рубанок,
Взял сверло, шурупы взял,
Доски ловко просверлил,
Их шурупами свинтил,
Сколотил всё молотком.
Прекрасный тот работник, зовётся просто …( плотник )
-Какие суффиксы вы выделили? ( -ник )
5.Физкультминутка с мячом
— Закончи предложение названием профессии.
— В аптеке работает …( аптекарь)
— В колокола звенит …( звонарь )
— Траву косит …( косарь )
— Хлеб печёт …( пекарь)
— В воротах стоит …( вратарь )
— Директору помогает …( секретарь )
-Какой суффикс услышали в этих словах? ( -ярь )
4 этап : Закрепление новых знаний
1. К именам существительным мужского рода примените однокоренные существительные женского рода по указанному образцу. Запишите в тетрадь. С одним из слов составить и записать предложение.
— Какой суффикс услышали в этих словах? ( -ниц )
2.Карточки « Ну-ка прочитай.»
— Вы должны прочитать слова, обозначающие профессии. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова в тетрадь.
3.Работа у доски. «Верни шарики на свои места».(цепочкой на магнитной доске)
(Шарики с суффиксами: -чик, -ник, -тель, -щик, -арь, -ист.)
Строи…, лёт…,пожар…, пиан…, аптек…, барабан…
5 этап: Этап информации учащихся о домашнем задании.
— Какие суффиксы указывают на профессию?
— Для чего нужны суффиксы?
— Что нового мы сегодня узнали?
-Дома вы выполните упражнение 103 на странице 56.
Конспект открытого урока
по русскому языку в 5 классе по теме:
«Суффикс – значимая часть слова»
Учитель: Просвиркина В.А.
Тема урока: Суффикс – значимая часть слова
1. Систематизировать знания учащихся по теме, рассмотреть суффикс как словообразовательную морфему, познакомить со значениями суффиксов.
2. Формирование предметных компетенций: выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью суффиксов, определять значения суффиксов.
I. Приветствие, проверка готовности к уроку
1) Один ученик по желанию выходит к доске, остальные учащиеся задают ему вопросы по разделу «Морфемика», спрашивающий соглашается или не соглашается с ответом.
2) В данных словах поставить ударения, выделить основу и корень. Найти и подчеркнуть в каждом ряду проверочное слово.
∙•••••••• Вечереть, вечер, вечерний, вечером, вечеринка.
∙•••••••• Окно, оконце, окна, оконный, подоконник, окошечко.
∙•••••••• Глядеть, взгляд, приглядеться, оглянуться, заглянуть.
(Слова написаны на доске, учащиеся по желанию выбирают любой ряд слов, работают самостоятельно, проверяют коллективно по группам).
III. Новый материал
1. Озвучивание темы и цели урока (коллективное целеполагание)
2. Повторение сведений о суффиксе.
— Знакома ли вам эта тема?
— Что вы знаете о суффиксе?
3. Самостоятельная работа с учебником.
Задание: Сравнить свои ответы с определением учебника, сделать выводы.
1) Самостоятельная работа по карточкам, взаимопроверка.
Выделите в словах суффикс.
Минутка, каменщик, шерстяной, краснеть, цветной.
Оконный, интересный, зонтик, водичка, серебряный .
2) Образовать с помощью суффикса новые слова ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся). Задание выполняется на карточках.
Образуйте с помощью суффикса новые слова.
3) Работа с таблицей «Суффиксы имён существительных». Таблица распечатывается на каждого ученика. Содержание таблицы учащиеся изучают самостоятельно, делают выводы.
Суффиксы имён существительных
Профессия, род занятий
Названия лиц по месту жительства
4).Коллективная работа с доской.
Задание: выделить суффикс, определить значение.
Перевозчик, тракторист, сестричка, орешек, рязанец, пожарник, зайчик, ночка, тюменец.
Учащиеся получают карточку с текстом.
Заботливый сын поможет матери отвести сестрёнку в детский садик. Он не забудет позвонить бабушке. В транспорте он уступит место пожилой пассажирке. Маленькой сестрёнке или братишке он расскажет сказку. Предложит помощь больной подруге .
Задание: выписать существительные, имеющие суффиксы ( самостоятельная или парная работа по желанию учащихся).
После проверки карточки с текстом собираются, учащиеся по памяти, используя выписанные слова, восстанавливают тест, проводится рефлексия по идейному содержанию текста.
1. Обобщение. Знания и умения, полученные на уроке, соотносятся с целями.
2. Домашнее задание. Упражнения на выбор: 392, 393. Учащиеся самостоятельно изучают задание к упражнениям, если возникают вопросы, то задание разбирается.
3. Подведение итогов урока, рефлексия собственной деятельности, самооценка, коллективная рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок.
План-конспект урока «Образование слов с помощью суффиксов» 5 класс.
План-конспект урока «Образование слов с помощью суффиксов» 5 класс.
Образование прилагательных с помощью суффиксов -СК-, -К-
Конспект урока для 6 класса. Чтобы никогда не путать суффиксы -СК- и -К-.
Образование прилагательных при помощи суффиксов.
Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.Задачи:Образовательные:1) Закреплять знания о правописании суффиксов;2) Знакомить детей со значениями.
Материал для подготовки к ГИА. Образование прилагательных с помощью суффиксов -ful,-ing,-able/-ible,-ic
Упражнение на образование прилагательных для 6 класса, Spotlight.
Интерактивная игра. Образование существительных с помощью суффиксов -er, -or.
Учащийся может в игровой форме отработать словобразование наиболее праспространенных существительных.
Картинки с изображением музыкальных инструментов (баян, гармонь, гитара, пианино. флейта., скрипка, труба, барабан).
Картинки с изображением строителей (каменщик, стекольщик, кровельщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, архитектор, чертёжник), карточки с предложениями
Ход урока
Матроскин. О чём задумался дядя Федор?
У меня растут года.
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда…
Чем заниматься?
Шарик. Смотри, Дядя Федор, какие профессии в городе Саратове существуют.
Матроскин. Ну, да, профессии, профессии… вы бы ещё и про суффиксы вспомнили
Логопед Ребята, давайте поможем Дяде Федору. Расскажем, людей каких профессий мы можем встретить в нашем городе.
Что же такое профессия?
Логопед Правильно. Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Сколько разных есть профессий?
Кто-то скажет: — Ровно двести.
Кто-то скажет: — Триста пять….
Трудно точно подсчитать.
Точно лишь одно известно:
Все профессии чудесны.
Только надо постараться
Выбрать так одну мой друг.
Чтобы было интересно
И тебе и всем вокруг.
Давайте расскажем Дяде Федору о профессиях, которые можно встретить в театре.
Скажите, что это за здание?
Дети. Театр оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского.
Логопед. Правильно. Театр оперы и балета – один из самых лучших и известных театров нашего города.
Вот кабинка из стекла.
Это касса.
Кто-то деньги получает.
Быстро билеты отрывает.
Кто же это?
Логопед. Назовите родственное слово слову кассир.
Дети. Родственное слово касса.
Логопед. Как образовалось слово кассир?
Дети. При помощи суффикса -ир.
Логопед. Для чего нужен суффикс?
Дети. Суффикс нужен для образования новых слов
Логопед. Где стоит суффикс?
Дети. Суффикс стоит после корня.
Логопед. Вот с билетом мы заходим в фойе. И нас встречает человек. Которые проверяет билеты и приглашает в зрительный зал. Кто это?
Логопед. Какой синоним можно подобрать к слову билетёр?
Дети. Синоним слову билетёр — кассир.
Он работает, играя,
Есть профессия такая.
Он на сцене с давних пор
Та профессия ….
Логопед. Подберите синонимы к слова актёр и актриса.
Дети. Синоним к слову актёр – артист.
Синоним к слову актриса – артистка.
Логопед. Актёр запел арию, значит он ..
Логопед. А если запела актриса?
Дети. Это певица.
Логопед. В театре оперы и балета показывают замечательные спектакли – оперы, оперетты, мюзиклы и балеты. Поэтому в спектаклях здесь не только разговаривают и поют, но и танцуют. Как называется человек, который танцует?
Логопед. А его партнёрша?
Логопед. Кто танцует нам в балете,
это знают даже дети?
Дети. Это балерина.
Логопед. Но в театре есть ещё незаметные, но нужные профессии.
Если роль забыл актёр
И без слов руками машет.
Кто на выручку придёт
И слова ему подскажет.
Дети. Слова ему подскажет суфлёр.
Логопед. А если артист заболеет, то спектакль всё равно состоится. Ведь в театре есть человек, который знает все роли. Как называется профессия этого человека?
Дети. Это дублёр.
Логопед. А быть всегда красивыми, похожими на своих героев актёрам помогает специалист.
Дети. Его профессия – гримёр.
Логопед. Дядя Федор записал все названия профессий, которые встречаются в театре.
Кассир, билетёр, контролёр, актёр, актриса, артист, артистка, певец, танцор, танцовщица, балерина, суфлёр, дублёр, гримёр.
Выделите в этих словах суффиксы – ир, -ёр, -ис, -ист, -ец, -ор, ов, -щиц, -ин..
Какой суффикс чаще всего встречается в театральных профессиях?
Логопед. Но театр не может существовать без музыки. На разных музыкальных инструментах играет целый оркестр. Как назвать их одним словом, сразу всех объединив?
Очень просто. Музыканты, музыканты все они.
Какой суффикс в слове музыканты?
Дети . В слове музыканты суффикс –ант.
Логопед. Вот большой оркестр играет.
И оркестром управляет
Логопед. А теперь попробуйте от названия музыкального инструмента образовать профессию человека, который играет на данном инструменте, и выделите в этих словах суффиксы — -ист, -ач, -щик.
(Раздаются картинки с изображением музыкальных инструментов. После выполнения задания дети читают свои записи и называют в словах суффиксы.)
Логопед. Молодцы, ребята. Многие из вас занимаются в спортивных секциях и спортивных школах. А для некоторых из вас это увлечение спортом может стать профессией, как для многих известных спортсменов. В наше городе много сортивных сооружений. Один из них – спортивный комплекс “Кристалл”.
А кто воспитывает и тренирует будущих спортсменов?
Дети. Воспитывает и тренирует будущих спортсменов тренер.
Логопед Какие спортсмены тренируются в Ледовом Дворце?
Дети. В ледовом Дворце тренируются
( слайд конькобежец..
Логопед. А кто может тренироваться в бассейне? ( слайд)
Дети ( слайд) в бассейне тренируется пловец.
Логопед. В спортивном зале Дворца Спорта занимаются различными видами спорта.
Я буду называть вид спорта, а вы мне название профессии спортсмена.
Игра “назови слово”.
( слайд) баскетболом — баскетболист.
( слайд) волейболом — волейболист
( слайд) гимнастикой — гимнаст и гимнастка
( слайд) боксом — боксёр
( слайд) борьбой — борец
( слайд) фехтованием — фехтовальщик
( слайд )штангой — штангист
(слайд) теннисом — теннисист
Логопед. Вставьте слова – названия профессий спортсменов в предложения и выделите в этих словах суффиксы –ист, — щик, — ёр, -ец.
(Детям раздаются карточки с предложениями)
Проверка задания. Дети читают предложения. Называют слово, которое вставили и называют суффикс в этом слове.
Физминутка. Молодцы. А теперь представим себе, что мы в спортзале. Я называю спортивную профессию. А вы показываете движения этого спортсмена под музыку.
Логопед. Мы побывали в театре, спортивном комплексе, в бассейне.
А кто всё это построил?
Логопед. Правильно, все здания, бассейны, больницы, школы строят строители.
Строить новый дом хотим мы
Чтобы много лет стоял.
А для этого нужны знания и умения.
А вы знаете, с чего начинается строительство?
Строительство начинается с проекта. Проект нового здания задумывает и разрабатывает архитектор.
Архитектор строит дом
За компьютерным столом.
Дети. В слове архитектор – суффикс ор.
Логопед. Дальше чертёжник или чертёжница быстро чертит чертежи.
Помогают им карандаши.
Дети. В слове чертёжник суффикс ник.
В слове чертёжница суффикс ниц.
Логопед. На месте нового здания при помощи специальной машины – экскаватора — под фундамент роют яму.
Кто управляет экскаватором?
Дети. Экскаватором управляет экскаваторщик. Суффикс — щик.
Логопед. Вот и другой строитель за делом.
Он кирпичи кладёт умело.
Дети. Это каменщик. Суффикс- щик.
Очень стены высоки.
Поднимать большие плиты.
Балки, пачки оргалита
Тяжело и не с руки.
И к рабочим груз огромный
Поднимает кран подъёмный.
Управляет краном кто?
Дети. Краном управляет крановщик. Суффикс в слове крановщик – ов, щик.
Дом становится всё выше
Дальше нужно делать крышу.
С помощниками вместе
Кто же кроет крышу белой жестью.
Дети. Крышу кроет кровельщик. Суффикс ель, суффикс щик.
Логопед. Выполняет внутреннюю отделку,
Штукатурит стены ловко …
Дети. Стены штукатурит штукатур.
Если красить стены нужно,
За это возьмутся дружно …
Дети стены красят маляры.
Логопед. А вместе штукатура и маляра называют отделочниками.
Как называются строители, которые изготавливают оконные рамы, двери, полы, то есть выполняют всю работы по дереву?
Дети. Людей, которые выполняют работы по дереву, называют плотниками и столярами.
Логопед. Есть на стройке рабочие, которые специальным инструментом – стеклорезом – разрезают стекло так , чтобы точно вошло в оконную раму или в дверь.
Как называется эта профессия?
Дети. Стекло разрезает стекольщик.
Логопед. Затем на стройке работает человек, который устанавливает в доме все водопроводные трубы. Как называется этот человек.
Дети. Водопроводные трубы устанавливает водопроводчик.
Логопед. Часто человека этой профессии называют сантехник.
Логопед. Есть ещё на стройке человек, который проводит в дом электричество.
Как называется профессия этого человека?
Дети. Эта профессия – электрик.
Логопед. Вот мы и побывали с вами на строительстве дома. А теперь послушайте задание.
Составьте и запишите предложения по данным картинкам, используя названия профессий.
Дети записывают по два предложения по картинкам, например,
Кровельщик кроет крышу жестью.
Каменщик кладёт умело из камня и кирпича стены дома.
Крановщик управляет подъёмным краном.
Стекольщик вставляет стёкла в оконную раму.
Экскаваторщик управляет экскаватором.
Экскаваторщик роет под фундамент яму.
Маляр красит стены помещения.
Маляр красит стены красивой краской.
Электрик проводит электрический кабель в новый дом.
Архитектор разрабатывает проект нового дома.
Чертёжник чертит чертежи для строительства нового дома.
Дети читают составленные предложения, говорят от какого слова получились профессии строителей и называют суффиксы, при помощи которых получились новые слова.
Логопед. Ну что, Дядя Фёдор, ты доволен знаниями детей.
Я доволен от души.
Все профессии прекрасны.
Все на редкость хороши.
Теперь я буду думать. Какую профессию мне выбрать.
Странное дело
А может быть, нет –
Жил был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пятьлет.
Но про него говорили:
— Хуудожник.
Странное дело.
А может быть, нет –
Жил –был
На свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет,
Но про него
Говорили:
— Сапожник.
Странное дело,
А может быть, нет?
( Роман Сеф).
1.То, о чём пишет поэт, быль или небылица?
2.Можно ли словом “художник” назвать сапожника? Портного? Повара?
3.Как должен человек выполнять свою работу, чтобы его называли художником своего дела.? (Ответы детей)
Если человек выполняет свою работу профессионально, красиво, с душой, творчески, то его можно назвать художником своего дела. Знание приёмов своего ремесла – это главное в мастерстве и поэта, и сапожника, и повара.
4. Можно ли художника назвать сапожником? (ответы детей0
Логопед. Да, если человек выполняет свою работу плохо,
Логопед. Я вам желаю, чтобы вы в будущем стали “художниками” своей профессии.
2. Омонимия суффиксов профессий и уменьшительно-ласкательных.
3. Изменение конечных к, ц, ч на т при суффиксе -чик.
Омонимия – звуковое совпадение различных по значению слов или морфем.
Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 153-155.
1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слова, называющие профессию, образованы с помощью определённого суффикса. Например: резч..ик, лёт..ик, объезд..ик, бан..ик и другие. Какие суффиксы хочется здесь написать? Это -чик(-щик).
Но возникает вопрос: какую букву писать в суффиксе: ч или щ?
Попробуем вместе сформулировать правило. Для этого посмотрим на слова.
Лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик, каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик.
Выделим в них суффиксы и поделим на две группы.
лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик
каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик
От чего зависит правописание суффикса? Для этого посмотрим, какие основы имеют эти слова: лётчик, объездчик, грузчик, переписчик, перебежчик. Сравним их с похожими: паркетчик, разведчик, приказчик, доносчик, обтяжчик. Какую закономерность можно увидеть? Все эти слова перед суффиксом имеют буквы д, т, з, с или ж. Значит, часть правила мы можем сформулировать: после основ на д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик.
Вернёмся к другим словам: каменщик, сварщик, кладовщик, стекольщик. В них мы видим суффикс -щик. Следовательно, вторая часть правила звучит так: после других букв – -щик.
В этом правиле есть несколько особенностей. Например, слово стекольщик. Перед суффиксом появился ь, так как это связано с правилом «Правописание ь в середине слова». Ь пишется перед м, к, г, б, ш и после л[л’]. Например: кровельщик.
Другая особенность заключается в типе суффикса. Давайте сравним слова вагончик и разметчик. Что обозначает каждое из них? В первом случае слово образовалось от слова вагон с помощью суффикса -чик. Только что мы узнали, что после основ на -н должен писаться -щик. Но отчего здесь нужно писать иначе? Давайте обратимся к лексическому значению этих слов. Что обозначают ранее взятые для анализа слова лётчик, объездчик, грузчик, переписчик и другие? Все они обозначают профессию. А что обозначает слово вагончик? Это маленький вагон. А не профессия. Следовательно, перед нами омонимичные суффиксы -чик профессии и уменьшительно-ласкательные. Поэтому, работая с правилом, нужно обращать внимание на значение слова.
В правиле есть ещё один подводный камень. Например, как бы вы написали слово бриллиант..ик – через ч или щ? Руководствуясь правилом, смотрим на значение. Это профессия, следовательно, смотрим на букву в конце основы – т. По правилу мы пишем —щик, но в словаре бриллиантщик. С чем это может быть связано? Слово однозначно не исконно-русское, перед суффиксом две согласных, одна из них т. В таких словах пишется -щик. Например, флейтщик.
Необходимо помнить ещё про одну особенность этого правила. Для понимания посмотрим слово казатчина (крестьянское движение), образованное от казак, основа которого оканчивалась на к. Но в слове казатчина мы видим букву т. Это связано с фонетическими особенностями: к, ц, ч перед -чик меняются на т.
Потренируемся в написании.
Развод..ик – тот, кто занимается разведением чего-либо.
Подбор..ик – тот, кто занимается подборкой.
Первое, что нужно сделать, – отделить профессии от слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Здесь есть 2 таких слова – стакан..ик и размер..ик, поэтому в них -чик: стаканчик и размерчик. В оставшихся словах ищем основу и делим на 2 группы:
разводчик, добытчик, буфетчик, извозчик
В первой группе мы пишем -чик, а во второй – -щик.
Теоретический материал для углублённого изучения
В русском языке много слов, которые оканчиваются на -чик. Для примера возьмём слова барабанчик и барабанщик. В первом случае речь идёт о маленьком барабане, поэтому для слова использован уменьшительно-ласкательный суффикс -чик, для написания которого не требуется знать букву, на которую оканчивается основа. Во втором случае использовано название профессии – барабанщик, т.к. основа оканчивается на н, то мы подбираем суффикс -щик.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите правильное написание и объяснение для слова.
Катотет..ик – тот, кто составляет картотеку (список) книг с их месторасположением.
б) суффикс -чик, основа на т;
в) суффикс -чик и основа на к//т.
Разбор задания: картотетчик ← картотека, к меняется на т, суффикс -чик.
Правильный ответ: в)
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите суффикс и объяснение для слова асфальт..ик.
а) основа на т, суффикс -чик;
б) основа на т, суффикс -щик;
в) основа иноязычная с двумя согласными, это исключение, пишем -щик.
Разбор задания: это исключение из правила с иноязычными основами.
Суффиксы профессий в русском языке
Конспект урока для учащихся 3 классов, имеющих нарушения чтения и письма при ФНР по теме «Образование слов-названий профессий людей с помощью суффиксов ИСТ, ТЕЛЬ, НИК, ЧИК, ЩИК»
Образовательная цель: формирование умения образовывать слова с помощью суффиксов,
называющих профессии людей.
Коррекционно – развивающая цель: развитие навыка звукослогового анализа, мелкой моторики пальцев, творческого мышления.
Воспитательная цель: воспитание навыка взаимопомощи.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
А.) Развитие мелкой моторики пальцев.
Пальцы ловкими хотят быт
Быть у всех наших ребят.
Пальцам мы сейчас поможем
Упражнение предложим.
По ладошке кулачками
Нужно нам похлопать с вами.
И погладить, как игрушки,
Наших пальчиков подушки.
Как чудесно мы играли
И в игре тренировали
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и, кулачки немножко.
3. Формирование новых понятий.
А.) Сообщение темы и цели урока.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела
Предлагаю я вам тему,
Так скорее друг за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом.
Создал человек трудом.
Вот о тех. кто создает
Строит, учит и поет,
Мы сейчас поговорим
Свой урок им посвятим
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
-Какие профессии знаете?
-Кем вы хотите стать в будущем?
-Как вы думаете, что для этого нужно делать?
Б.) Я вам расскажу еще одну сказку о Волшебниках- суффиксах. Презентацию смотреть здесь.
Допиши сказку дальше сам.
В.) Отгадай, правильно ли объясняется смысл слов, обозначающих названия профессий.
Г.) Физминутка.
Строительные профессии: бетонщик, каменщик, сварщик, водопроводчик, паркетчик, смазчик.
— Выделите в словах суффиксы.
— Из каких слов выросли новые слова?
— Что выполняет каждый человек этой профессии?
— Какие новые слова мы учились образовывать? (Названия профессий).
— С помощью какой части слова мы получали названия профессий? (Суффикса).
— Какие суффиксы нам в этой работе помогли? ( ИСТ, ТЕЛЬ, НИК, ЧИК, ЩИК ).
Карточка к уроку по теме «Суффиксы, называющие профессии людей»
1. Образуй от слова название профессии, выдели суффикс.
2. Запиши однокоренные слова к слову. Выдели суффикс и корень.
3. Запиши слова. Выдели суффикс.
4. Догадайся, в какой профессии нужны эти предметы.
Выдели суффикс.
Один разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, времени, мужества пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетонщиком, и смазчиком, и каменщиком, и сварщиком, и водопроводчиком, и паркетчиком, когда выяснилось, что заговорщики были строителями, а в их планы входило строительство новой школы.
Конспект логопедического занятия «Суффиксы в названиях профессий»
план-конспект урока по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Войтюк Лэйсэн Минехатовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Образование существительных, обозначающие профессии или род деятельности человека.
Оборудование: Карточки, картинки с изображением людей разных профессий.
I. Организационный момент.
Раздать карточки с заданиями ( из логопедической тетради № 7 Козыревой Л.М. ).
II. Логопедическая зарядка.
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе,
Дворник мусор убёрет
И песком посыплет лёд.
— О ком эта чистоговорка? (О дворнике). А теперь повторите её за мной. Найдите в этом стихотворении однокоренные слова. (Двор – дворник). Определите корень. (Двор). При помощи какой части слова у нас получилось новое слово дворник? (суффикс –ник-). Правильно. А как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О суффиксах).
III. Объявление новой темы.
— А теперь посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях). Правильно, сегодня мы поговорим о профессиях. Откройте логопедические тетрадки на стр.31 Посмотрите задание 13.
— Прочитайте, что нам нужно сделать в этом задании: вставить пропущенные слова в стихотворения.
Нужные работники — Щуря глаз и хмуря брови,
_________ и _________! Проворчав себе в усы,
Сработать мебель мудрено: _________ Иван Петрович
Сначала мы берем бревно Осторожно взял часы.
И пилим доски, Все понятно старику,
Длинные и плоские. Старику __________.
И спросила Нина тихо: И тонкую дратву
— Разве плохо быть _________? __________ возьмет,
Кто трусы ребятам шьет? И шило достанет,
Ну конечно, не пилот. И шилом кольнет.
________ водит самолеты — Починены туфли,
Это очень хорошо. Починен сапог.
Повар делает компоты — Прохожий доволен:
Это тоже хорошо. ______ помог.
Доктор лечит нас от кори,
Есть ___________ в школе.
— Назовите, какие профессии вы встретили в этих стихотворениях? (плотник, столяр, часовщик, портниха, лётчик, повар, доктор, учитель, сапожник).
IV Слоговая структура слова:
— А теперь такое задание: посмотрите на слово часовщик: сколько слогов в этом слове? (3 слога). Какой первый слог? (ча). Второй? (сов) Третий? (щик). В карточке вставьте недостающие слоги: ___совщик, часов___, ча___щик. Назовите третий слог (щик), первый (ча), второй (сов). У вас в карточке дано ещё одно слово: сапожник. Самостоятельно вставьте пропущенные слоги: са___ник, сапож___, ___пожник. Какое это слов? Сколько в нём слогов? (3 слога). Назовите третий слог (ник), первый слог (са), второй (пож). Молодцы справились с этим заданием.
— Встаньте. Я вам раздам карточки: милиционер, пожарник, художник, программист. Теперь слушайте внимательно и выполняйте мои указания: встаньте в следующей последовательности: пожарник, художник, программист, милиционер. А теперь художник встань слева от милиционера. Программист справа от пожарника. Молодцы, справились и с этим заданием.
VI. Выполнение тренировочных упражнений.
— Раздаю карточки. Самостоятельно выполните задание. Назовите человека, который. Проведите к нему линию. (Проверка на слайде).
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (668,9 кБ)
Пояснительная записка
Данное занятие и презентация могут быть использованы учителями-логопедами в коррекционной работе с обучающимися 2-4-х классов с нарушениями устной и письменной речи при изучении темы «Состав слова» на втором этапе коррекционной работы. Необходимо учитывать программу обучения по русскому языку, т.к. для 2 класса материал может быть предложен только обзорно.
Задания рассчитаны на разный уровень подготовки обучающихся, подобраны игры на развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Поэтому могут быть использованы как в полном объеме, так и по отдельности.
При использовании презентации по отдельным разделам, есть варианты использования индивидуальных карточек с заданиями, которые прилагаются в приложении.
I. Оргмомент
– Энергизатор,упражнение №10 «Пожелание».
Слайд 2
Логопед: Сядет тот, кто расшифрует слово и объяснит его значение (на доске карточка с ребусами)
Слайды 3 (4, 5, 6, 7,
Логопед: Назовите одним словом. (Профессии)
II.Основная часть
1) «Путаница» На доске карточки с деформированными словами (Приложение 3).
Логопед: Суффиксы поменялись местами. Расставьте их по местам. Правильно прочитайте слова.
Слайыд 9 (10, 11, 12, 13)
Логопед: Выберите подходящую схему слова, Обоснуйте свой выбор. Вспомните стихотворение о суффиксе.
Ты стоишь за корешком,
Дружишь с русским языком.
Можешь слово изменять
И значенье добавлять.
Слайд 14.
Логопед: Какие суффиксы сегодня будут дежурить на занятии?
Запишите тему занятия: «Суффиксы профессий»
Логопед диктует слова, а учащиеся записывают только суффиксы, выделяют их красной ручкой.
Звонарь, связист, лётчик, стекольщик, пекарь, разведчик, носильщик, пианист, пахарь, косарь, журналист, библиотекарь.
Слайд 15 или устная проверка: один из обучающихся диктует, все проверяют, делают (если есть ошибки) исправления зеленой ручкой. На полях ставят «+», если верно, «–», если неверно.
Физминутка
Логопед: С помощью корня и суффикса составьте слова.
Слайды 16, 17, 18, 19.
6) «Четвертый лишний»
Из «сухого бассейна» каждый обучающийся достает «каштанчик» с индивидуальным заданием внутри.
Логопед: Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.
Слайд 20.
Логопед: С помощью какого суффикса образованы эти слова? (Суффикс —тель—)
7) «Составь словосочетание»
Логопед: Составьте словосочетания подобрав к имени существительному подходящее имя прилагательное.
Слайд 21 или Логопед выставляет карточки со словами на наборное полотно, где расположены прилагательные (добрый, опытный, внимательный, музейный, мудрый, известный)
«Запиши по памяти»
Слайд 22.
Слайд 23.
10) «Составь предложения по схеме».
Слайд 24.
Упражнения для глаз «Разведчики»
Логопед: Вы – разведчики, по моей команде выполняете движения только глазами.
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы с тобой играть.
1, 2, 3, 4, 5 – глазки будут отдыхать, глазки надо закрывать.
5, 4, 3, 2, 1 – открываем правый глаз,
5, 4, 3, 2, 1 – открываем левый глаз.
Посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите вверх, посмотрите вниз.
11) Текст (индивидуальные карточки) или Слайд 25
Логопед: Прочитайте предложения. С помощью дежурных суффиксов образуйте слова в скобках. Выделите суффиксы красной ручкой.
12) «Проверь себя». Слайд 26
III. Итог
Рефлексия
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание вызвало затруднения?
– Закройте глаза, представьте себя через несколько лет. Кем бы вы хотели стать?
– Прочитайте каждую третью букву и расшифруйте слово.
РВМЕФОБНЛКЖОТЕДСХЦЯПЫ! ( МОЛОДЦЫ)!
Состав слова. Суффиксы профессий.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Состав слова Суффиксы профессий Учитель-логопед МОУ СОШ № 7 Е.Ю. Кубкина
Суффиксы профессий Вставьте пропущенные слова в стихотворения. Обозначьте суффиксы Нужные работники – Столяры и плотники. Сработать мебель мудрено: Сначала надо взять бревно И пилим доски, Длинные и плоские.
Щуря глаз и хмуря брови, Проворчав себе в усы, Часовщик Иван Петрович Осторожно взял часы. Все понятно старику, Старику – часовщику.
И спросила Нина тихо: Разве плохо быть ________? Кто одежду детям шьет? Ну, конечно, не пилот.
Образуйте от данных слов слова, обозначающие профессии. Обозначьте суффиксы. Камень – каменщик Стол – столяр Барабан – барабанщик Печь – печник Сапог – сапожник Аптека – аптекарь Газета – газетчик
Какие профессии изображены на рисунках? Запишите. Обозначьте суффиксы.
Назовите человека, который Учит детей учитель. Служит на границе пограничник. Пашет землю пахарь. Сочиняет сказки сказочник. Дрессирует зверей дрессировщик. Печет хлеб пекарь. Добывает нефть нефтяник. Ходит на лыжах лыжник. Ходит в разведку разведчик. Убирает во дворе дворник. Продает товары продавец. Ходит на охоту охотник. Водит автомобиль водитель.
Строим дом. Расположите картинки и слова в такой последовательности, в какой происходит строительство дома. Сварщик Экскаваторщик Монтажник Маляр Стекольщик Электромонтер
Распределите слова с суффиксом ЕЦ на две группы. Объясните свой выбор. Хлебец, борец, гребец, морозец, рассказец, пловец, чтец, гонец, столбец, погребец.
Проверьте себя Борец Гребец Пловец Чтец Гонец Хлебец Морозец Рассказец Столбец Погребец
Исключите лишнее слово, подчеркните его. Обозначьте суффиксы Парик, букварик, старик, словарик. Рябчик, калачик, чубчик, голубчик. Атомщик, рубщик, плащик, часовщик, Лещик, клещик, помещик, пайщик. Клок, уголок, хохолок, осколок.
Данная презентация может быть использована на занятиях логопеда в начальной школе при изучении состава слов, а также при работе над расширением словарного запаса учащихся с общим недоразвитием речи. Материал иллюстрирован, что позволяет поддерживать интерес детей в течение занятия. В презентации использованы фрагменты стихотворений В. Маяковского » Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?» Применение приемов анимации (появляющиеся ответы) дает возможность учащимся проверять правильность своих суждений. Материал можно модифицировать и расширять в зависимости от уровня подготовленности и возрастной категории детей.
Номер материала: 184224
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Субстантивированные существительные, обозначающие профессии, специальности род деятельности и их производные в русском языке
1.2.1 Способы образования субстантивов со значением профессии, специальности род деятельности и их производные в русском языке.
Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица.
Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.
Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы):
1) – щик, – чик, при помощи которых образуются существительные и от основ глагола и от основ существительных с приставками и без них (подписчик, разносчик, банщик, наборщик, газетчик, грузчик, загибщик и др.);
2) – льщик, при помощи которого образуются существительные от глагольных основ (бурильщик, строгальщик); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в производственно-технической речи;
3) – тель, – итель, используемые для образования существительных от глагольных основ с приставками и без них (обвинитель, воспитатель, просветитель, искатель, губитель и др.); слова с этими суффиксами употребляются преимущественно в книжной речи;
4) – ик, – ник, при помощи которых образуются существительные и от основ существительных же и от основ прилагательных со значением лиц по их отношению к предмету, к профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку (целинник, академик, химик, кадровик, пищевик, безбожник, завистник, ключник и др.);
5) – овец, – ец, – ист, при помощи которых образуются существительные (от основ существительных) для наименования лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению (вузовец, искровец, мичуринец, связист, журналист и др.); слова с этими суффиксамц употребляются главным образом в книжных стилях речи;
6) – ач, используемый при образовании существительных от именных основ для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку (циркач, бородач, силач и др.); многие слова с этими суффиксами употребляются чаще всего в разговорной речи;
7) – ант (-янт), – ент, при помощи которых образуются существительные от именных и глагольных основ для обозначения лиц по их отношению к роду занятий, к деятельности (курсант, музыкант, ассистент, эмигрант и др.); подобные слова преимущественно употребляются в книжных стилях речи;
– тор, при помощи которого образуются существительные (и от глагольных и от именных основ) для обозначения лиц, связанных с определенными действиями (ликвидатор, оператор, агитатор, дезинфектор и др.); подобные слова употребляются в разных стилях речи, но наиболее характерны для речи книжной;
9) – анец (-янец), – ин, – анин (-янин), – чанин, при помощи которых образуются существительные для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, с которым связано определенное идейное направление (американец, испанец, киевлянин, горьковчанин, татарин, болгарин, гегельянец, вольтерьянец);
10) – ич, – ович (-евич), используемые для названия лиц по отчеству (Кузъмич, Павлович, Дмитриевич).
В отличие от суффикса –ость, который является показателем женского рода имени существительного, наличие в слове суффикса –тель показывает, что это слово мужского рода
лица, принадлежащего к той или иной профессии (учитель, искатель, воспитатель, спасатель);
человека, занимающегося той или иной деятельностью (мечтатель, любитель, созерцатель);
предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие (двигатель, выключатель, глушитель).
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффикснымспособом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.
источники:
https://rabota-journal.ru/professii/kakie-professii-obrazovany-ot-imen-suschestvitelnyh-s-pomoschyu-suffiksov.html
https://3xru.ru/suffiksy-professiy-v-russkom-yazyke/