Библиообзор как пишется

Структура библиографического обзора

Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе.

Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.

Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются по­этические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, ори­гинальное обращение к читате­лям.

В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания.

Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание.

Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.

Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.

В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изда­ниям.

Этапы подготовки библиографического обзора

Устные и письменные обзоры несколько отличаются по формату, однако в целом им предшествуют одни и те же этапы.

Что нужно, чтобы подготовить библиографический обзор?

  • Выбрать тему обзора;
  • определить читательское назначение и формат обзора;
  • подобрать подходящие книги, документы, пособия;
  • прочитать, просмотреть, изучить их, определить связи между ними;
  • на основе сформулированных связей сгруппировать произведения или продумать порядок их следования в обзоре;
  • подготовить характеристику подобранной литературы:  составить библиографическое описание, рекомендательные аннотации и пр.

Далее, если обзор письменный, то подготовленный на основе этого плана текст обрабатывается, корректируется и редактируется для последующей публикации.

Для устного обзора дополнительно учитывается тайминг (рекомендуется проводить обзоры длительностью до 30−40 минут). Кроме того, в процессе устного выступления важно умение держаться перед аудиторией, привлекать и удерживать ее внимание, умение работать с громкостью, темпом речи, говорить эмоционально и захватывающе.

Такие устные обзоры часто проходят в библиотеках и как самостоятельные мероприятия, и как дополнение к поэтическому вечеру, тематической лекции или конференции.

Очень важно рассказывать устный обзор, а не читать его: так сохранится ощущение живой беседы, и внимание читателей и слушателей будет максимально сосредоточено на вас и вашем выступлении. Кроме того, к устному обзору важно заранее подготовить цитаты и отрывки, которые планируется озвучивать, отметить их закладками для удобства.

Несмотря на развитие информационных технологий относительно библиотечной деятельности, все чаще сотрудники библиотек обращаются к забытым, на первый взгляд, но очень интересным формам работы по продвижению чтения и раскрытию фонда библиотек. При этом можно объединять старые и новые формы между собой. Довольно распространенным вариантом такого объединения уже давно является виртуальная книжная выставка. Привычная всем книжно-иллюстративная выставка на витринах библиотек благодаря компьютерным технологиям получила вторую жизнь в сети интернет (на сайтах библиотек и на страницах в социальных сетях). Мы предлагаем вспомнить еще один вариант раскрытия библиотечных фондов, а именно библиографический обзор книжной выставки.

Понятие библиографического обзора выставки

Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой повествование (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения»). В ГОСТе 2018 года дается только понятие устного библиографического обзора. Устный библиографический обзор – это устное библиографическое сообщение о документах с краткими их характеристиками и демонстрацией документов (ГОСТ Р 7.0.103-2018. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения»). В новом стандарте нет понятия «письменный библиографический обзор». В принципе, все эти обзоры ничем не отличаются, разве что формой передачи информации.

Библиографический обзор выставки – это связный, последовательный рассказ о произведениях печати и о других видах документов, представленных на выставке. Такой обзор не только раскрывает книжные фонды библиотеки, но и дает возможность заинтересовать определенной темой.

Обзоры, в зависимости от содержания самой выставки, подразделяются на обзоры новой литературы, тематические, персональные и т.д. В обзорах можно рассказать о некоторых книгах, представленных на выставке, журналах или конкретных статьях. Четкая и достаточно развернутая  характеристика  литературы – одно из условий  успеха библиографического обзора. Целью обзора выставки является формирование интереса читателей к документам, поэтому нужно уметь выбрать самые интересные сведения о той или иной книге, сопоставить книги разных авторов по одной теме, подчеркнуть практическую пользу издания.

Образ века своего…Обзор выставки в письменной форме можно размещать на сайте библиотеки, а также на страницах библиотек в социальных сетях (делать в постах ссылки на материал, опубликованный на сайте библиотеки). Как показывает статистика посещения сайта Владимирской областной научной библиотеки, обзоры книжно-иллюстративных выставок всегда среди популярных страниц по просмотрам. Например, обзор книжной выставки «Образ века своего…» уже 5 лет среди просматриваемых страниц сайта библиотек – количество просмотров – 22070.

Рассмотрим подробно алгоритм написания обзора книжной выставки для размещения на сайте библиотеки.

Структура библиографического обзора выставки

1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбранная тема и читателя подводят к основной содержательной части. Эта часть обзора должна заинтересовать читателя. Например, можно указать занимательные факты в рамках выбранной темы (обзор выставки «Таблица приумножения знаний»):

Таблица приумножения знаний

Для привлечения и удержания внимания часто используются поэтические строки, цитаты, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям. Пример вступления для обзора  выставки «Зимний уют по-скандинавски»,  привлекающий  читателя образами  домашнего уюта:Зимний уют по-скандинавски

Если выставка посвящена знаменательной дате, в обзоре можно кратко рассказать о ее подоплеке: событии, празднике и т.д. (обзоры выставок к датам: «И разведка доложила точно…», «Между Доном и Непрядвой»):

И разведка доложила точно…Между Доном и Непрядвой

Если выставка посвящена известному деятелю, во вступлении можно дать краткую справку о персоналии и его заслугах. В качестве примера приводим вступительную часть обзора выставки «Я историю сию в порядок привел…» (В. Н. Татищев. 1686-1750):Я историю сию в порядок привел…

2. Основная часть. Основная часть включает в себя характеристику документов (книг, журналов), представленных на выставке. Не нужно делать обзор всех книг или журналов выставки. Пусть обзор будет некой рекламой вашей выставки!

Еще важный момент: не следует пересказывать текст документов! Необходимо заинтересовать читателя, чтобы он захотел взять и прочитать эти книги, представив важные и интересные детали. Этими деталями могут быть сведения об авторе; факты и детали, связанные с самой книгой; сравнение книг разных авторов по одной теме. Важно продумывать смысловые связи между книгами в обзоре. Эти своего рода «мостики», во-первых, позволят проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.

3. Заключение. В заключении следует подвести некий «итог» обзора. Желательно сделать ссылки на дополнительную литературу по теме обзора (выставки) к соответствующим разделам электронного каталога. Укажите адрес библиотеки, где читатели могут познакомиться с книжной выставкой, а также телефон и электронную почту для связи. Примеры заключительной части библиографического обзора книжной выставки «Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития»:

Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития

Этапы подготовки обзора выставки

  1. Определение целевого и читательского назначения
  2. Изучение темы
  3. Отбор и изучение документов
  4. Группировка документов
  5. Создание визуальной части
  6. Цитаты и иной текстовый материал
  7. Написание и размещение текста обзора на сайте библиотеки

Рассмотрим подробнее каждый шаг подготовки обзор выставки.

1. Определение целевого и читательского назначения

Определение целевого назначения обзора – это постановка конкретных задач, уточняющих его цели и содержательное наполнение. Целями библиографических обзоров могут быть: раскрытие документов, представленных на выставке; знакомство с темой выставки, приближение документов к читателю и т.д.

Библиографические обзоры составляются с учетом читательского назначения. Здесь надо отталкиваться от читательского назначения выставки. Учитывать читательское назначение обзора важно, так как та группа читателей, которой он адресуется, существенным образом влияет на его содержание и форму.

Если мы делаем обзор книжной выставки, то мы уже определились с целевым и читательским назначением, т.к. этот пункт также предусматривается при подготовке выставки.

2. Изучение темы

При подготовке обзора выставки необходимо более полно изучить событие, персоналию, явление природы, факт общественной жизни и т.п. Предисловия, вступительные статьи книг, статьи из журналов, электронные ресурсы помогут более подробно познакомиться с выбранной темой.  Это поможет выстроить логические связи между документами, которые вы будете освещать в обзоре, снабдит вас дополнительной информацией по теме выставки (интересными фактами, цитатами, комментариями специалистов). Включение их в обзор сделает его богаче и интереснее по наполнению.

3. Отбор и изучение документов

Для обзора книжной выставки необходимо «de visu» просмотреть издания, представленные на ней. В процессе изучения книг и журналов осуществляется окончательный отбор для библиографического обзора. Как говорилось выше, не нужно делать обзор на все издания, представленные на выставке.

Объедините книги и статьи из журналов в соответствии с содержанием обзора, установите порядок их следования и логическую соподчиненность. Это необходимо, чтобы предоставить читателям библиографическую информацию в стройной, логически обоснованной системе и наиболее полно раскрыть тему выставки в обзоре.

4. Группировка документов

Группировка документов в обзоре может быть различной. Если речь идет об обзоре выставки, то можно ориентироваться на ее разделы.

Обычно документы выставок и обзоров группируются по принципу «от общего к частному». Это позволяет уточнить содержание документов, заострить внимание на каких-либо аспектах темы, являющихся, по мнению составителя, наиболее интересными и важными. В ряде случаев рассказ о документах строится по принципу «от  простого к сложному». Такой подход требует тщательного продумывания характеристик  каждого  документа,  зато он облегчает читателям восприятие информации.

5. Создание визуальной части

Наличие визуальной части в обзоре поможет облегчить его восприятие. Размещая изображения обложек тех книг, о которых говорится в тексте обзора, вы заодно и знакомите с ними читателей. Лучше использовать копии обложек, снятых с книг, которые хранятся в вашем фонде. На обложке будет виден шифр или инвентарный номер, которые будут связывать книгу с вашей библиотекой.

Так же книги и статьи могут дать вам и другой иллюстративный материал: рисунки, таблицы, фотографии. Используя их вы можете указать авторов и источники иллюстраций, что в эпоху строгого законодательства в сфере авторского права всегда полезно.

По необходимости подписывайте иллюстрации. В конце обзора укажите ссылки на источники иллюстративного материала. Библиографические описания оформляются в соответствии с ГОСТом Р 7.0.100–2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

6. Цитаты  и иной текстовый материал

Любой обзор украсят различные цитаты, помогающие раскрыть тему более широко.  Используйте в качестве цитат выдержки из книг, как выбранных для обзора, так и тех, что в нем не задействованы. Не делайте цитаты длинными, чтобы они не отвлекали внимание от основного текста.

7. Написание и размещение текста обзора на сайте библиотеки

Написание обзора — творческий процесс, но не стоит забывать о правилах и рекомендациях по его созданию. Главная задача обзора – объединить разрозненные данные о каждом из отобранных произведений печати. В тексте обзора должны присутствовать переходы от одной части к другой. Так же должны присутствовать смысловые связки между рассказами о документах. Выбранные документы должны быть вписаны в общи контекст раскрываемой темы выставки.

После написания текста обзора, дополненный иллюстрациями, цитатами и т.д., он размещается на сайте библиотеки. Сотрудники Владимирской областной научной библиотеки публикуют материалы используя систему размещения контента WordPress.

Размещая на своем сайте текст опубликуйте ссылки на него в соцсетях. Сам текст снабдите ссылками на другие разделы сайта библиотеки (с контактными данными, информацией об отделе, который этот обзор создал, на другие ваши ресурсы, связанные с обзором тематически и т.д.). Такие ссылки помогут вашим читателя получить дополнительную информацию о вашей библиотеке, напомнят ему о ранее созданных вами материалах, позволят увеличить посещаемость ресурса и время пребывания на нем посетителя.

Текст подготовлен по материалам:

Абросимова, Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учебно-практическое пособие / Н. В. Абросимова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – 159 с.

Владимирская областная научная библиотека :  [сайт].  – Владимир,  2000. – URL:  https://library.vladimir.ru/ (дата  обращения:  15.11.2021). – Текст. Изображение : электронные.

Симон, К. Р. Библиография : основные понятия и термины / К. Р. Симон. – Изд. 3-е. – Москва : URSS : ЛКИ, 2011. – 158, [1] с.

Справочник библиографа / научные редакторы Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 767 с.

Справочник информационного работника / научные редакторы Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 584 с.

  • Главная страница

  • Библиографическая работа

    • 1. Библиографические рекомендации

    • 2. Библиографические пособия

  • ИРБИС

  • Методическая работа

    • 1. Планы/Отчеты

    • 2. Нормы времени

    • 3. Методические рекомендации

  • Отдел комплектования

    • 1. Учет библиотечного фонда

    • 2. Списание библиотечного фонда

    • 3. Расстановка библиотечного фонда

    • 4. Изучение библиотечного фонда

    • 5. Инвентаризация фонда

    • 6. МБА и ЭДД

  • Официальные документы

  • Школа молодого библиотекаря

Библиографическая работа‎ > ‎

1. Библиографические рекомендации

Библиографический обзор

Методические рекомендации к проведению библиографического обзора

Методические рекомендации к проведению библиографического обзора для детей

Обзор литературы ‎‎(образец)‎‎

Библиотечная экскурсия

Как выполнить библиографическую справку?

Как составить библиографическое описание

Что такое библиографическое информирование

Что такое «СБА» библиотеки

Что такое «Библиографическое пособие»

Comments

библиографический обзор

библиографический обзор

библиографический обзор: Информационное издание, представляющее собой связное повествование об изданиях или документах по определенной тематике.

3.3.2.6. библиографический обзор: Библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
2015.

Полезное

Смотреть что такое «библиографический обзор» в других словарях:

  • библиографический обзор — Библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование. [ГОСТ 7.0 99] библиографический обзор Информационное издание, представляющее собой связное повествование об изданиях или документах по… …   Справочник технического переводчика

  • Библиографический обзор — библиогр. пособие, где характеристики изданий (произведений) включены в связный текст, выстроенный по общему замыслу обозревателя в той или иной системе …   Издательский словарь-справочник

  • библиографический обзор — I Rus: библиографический обзор Eng: bibliographic survey Fra: revue bibliographique Библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование. ГОСТ 7.0 [3.3.2.6] II Информационное издание, представляющее… …   Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР — 1) одна из форм устной пропаганды литературы, поступившей в библиотеку в последнее время, или литературы, которая знакомит читателей с какой либо темой, проблемой; 2) библиографическое пособие, раскрывающее содержание определенной группы… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ОБЗОР — ОБЗОР, обзора, муж. 1. только ед. Действие по гл. обозреть обзирать. Обзор достопримечательностей выставки. 2. только ед. Возможность охватить взором, обозревать какое нибудь пространство (воен.). Гондола стратостата должна иметь хороший обзор.… …   Толковый словарь Ушакова

  • обзор — а, м. 1) только ед. Осматривание местности. Впечатление от обзора крепостной стены. Внимательный обзор долины с каменистого уступа подсказал выбор места ночлега. Синонимы: обозре/ние, обсле/дование, осмо/тр 2) Возможность охватить взором,… …   Популярный словарь русского языка

  • Библиографический комментарий — библиогр. обзор сжато охарактеризованных рукописных и печ. первоисточников текста публикуемого произведения, а также лит. об авторе и произведении …   Издательский словарь-справочник

  • обзор — а; м. 1. к Обозреть обозревать. О. местности. Решили ограничиться обзором одного учреждения. О. хозяйственных построек. 2. Спец. Возможность охватить взором, обозреть какое л. пространство. Хороший о. Ограниченный о. Из за плохого обзора надо… …   Энциклопедический словарь

  • ОБЗОР — систематизированные сведения и научные обобщения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития педагогической науки и народного образования. Он включает в себя описание, анализ, оценку и обобщение, определяет перспективы и тенденции развития,… …   Профессиональное образование. Словарь

  • обзор — а; м. см. тж. обзорный 1) к обозреть обозревать. Обзо/р местности. Решили ограничиться обзором одного учреждения. Обзо/р хозяйственных построек …   Словарь многих выражений

КоллегамБиблиографический обзор. Виды, особенности подготовки и проведения

Библиографический обзор. Виды, особенности подготовки и проведения

Библиографический обзор — одна из традиционных форм массовой работы с читателями в библиотеке. Рекомендации содержат советы по проведению библиографического обзора. В них описана его структура, разновидности и этапы подготовки.

Библиографический обзор. Виды, особенности подготовки и проведения








0

Сама формулировка «Библиографический обзор» вызывает скуку, сонливость и некое отстранение (да простят меня библиографы!!!). Я сама профессиональный библиотекарь-библиограф, но правильные, методически выверенные обзоры, делала, наверное, только во время учёбы в институте (ЧГИК — привет!). Потом всегда старалась превратить свои рассказы о книге во что-нибудь нестандартное, запоминающееся (к примеру Как создать жизнь вокруг книги?, «А еще в очках!», Может ли новогодне-рождественская выставка быть красивой и умной одновременно? , Выставка одной книги — что это такое?, Методический пасьянс и Методический пасьянс-2 и др.).

Но каноны для того и существуют, чтобы их знать, опираться в творчестве на теорию.

Поэтому представляю вам хорошую консультацию коллеги-методиста Н.А.ta Дабарской.

Библиографический обзор

Библиографические обзоры как устная форма информирования возникли в массовых библиотеках в 20-е годы, тогда они назывались «вечерами живой библиографии».

В начале подготовки библиографического обзора необходимо решить, какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный. Как правило, обзор литературы для специалистов носит информационный характер, для широкого читательского круга – рекомендательный. В обзор информационного характера входит больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.

Представление рекомендательного обзора читателям также требует соблюдения определённых правил. Как правило, он состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и заключительной.

В водной части необходимо дать характеристику самой темы, обосновать актуальность и привлекательность, связать с интересами слушателей обзора. То есть доступными словами из старого учебника: «Библиотекарь заинтересовывает детей темой, практической целью обзора литературы». Иногда эта часть включает знакомство с детской аудиторией, выяснение: какого возраста, класса присутствующие учащиеся? Что они уже читали по данному вопросу. Такое начало помогает дальнейшему настроению и содержанию беседы-обзора.

Центральная часть обзора может строиться по-разному. Это зависит от тематики, от своеобразия рекомендуемой литературы и подготовленности аудитории. В этой части обзора даются характеристики отобранных книг. Важно, чтобы обзор представлял собой связный рассказ, это очень привлекает читателей. Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как ты, библиотекарь, просматриваешь новую книгу, на что обращаешь внимание, как даже при самом беглом просмотре определяешь многое. Важно внятно проговорить выходные данные, а то и лишний раз произнести термины, обозначающие элементы книги, приёмы оформления, типы издания («форзац», «суперобложка», «репринт», «гравюра»). Причём проделывать это, как считает Татьяна Рудишина (ЦГДБ им. Гайдара Москва), необходимо «в любой аудитории, в том числе и для маленьких читателей, которым эти данные пока ещё ничего толком не скажут, а останутся в памяти какие-то привлекательные магические действия» (Библиотека в школе. – 2001. — № 10. – С.12). В работе с детской аудиторией обзор легко и удачно, что подтверждает и опыт ЦГДБ им. Аксакова г. Трехгорного, сочетается такими формами как беседа, игра. Очень ярким получается библиографический обзор с элементами театрализации, с сюжетной линией (даже самой простой). В работе с младшими школьниками это может стать настоящей находкой. Итак, если обзор проводится на детскую аудиторию, будет оправданным и привлекательным использование таких приёмов:
• начать рассказ с самого интересного;
• рассказать об авторе, напомнить о других произведениях;
• показать иллюстрации;
• предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу;
• дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила, оборвать чтение, предложив дальше читать самим;
• привлечь отзывы других читателей или рецензий на книгу;
• игровых приёмов (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д в зависимости от содержания литературы).

Обзоры (и новых поступлений и тематические) для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов или же подаваться целиком в виде игры. Здесь следует учитывать возраст аудитории и тему мероприятия;
• показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта;
• рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги; • обратить внимание на переводчика. Быть может, даже сравнить разные переводы и т. д.

В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для напряженно слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги.

Бледно выглядит библиотекарь, пересказывающий аннотации. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать? Раскрывая по задуманному плану содержание книг, библиотекарь широко пользуется их оформлением, внутрикнижным справочным аппаратом.

Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из итого, чего требует методика обзора, — в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…».

Любой обзор в библиотеке – это элементы привития библиографической культуры как составляющей общей культуры человека.

Выделяют два вида рекомендательных библиографических обзоров: обзоры новых поступлений и тематические обзоры литературы. Остановимся несколько подробнее на особенностях их построения.

ОБЗОРЫ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определённые дни и часы. Эта форма предоставления информации даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит из двух частей. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор. Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д. Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений. К обзорам новых поступлений можно отнести и ОБЗОРЫ НОВЫХ ЖУРНАЛОВ, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются… Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п. Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутсвие автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д. Зачастую презентации книги сопутствует её продажа. Целью ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме (в том числе научно-популярной литературой). При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса. В смешанной по возрасту аудитории такие обзоры возможны только по очень широко популярным темам, интересным и доступным пониманию детей разного уровня развития и знаний.

Существует апробированная методика подготовки тематического обзора. Она требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Исходя из этого библиотекарь и должен подобрать литературу для обзора. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детальное просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п. Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.

Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся. Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя ее план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки. Можно ограничиться несколькими, основными по теме.

Список использованной литературы
1. Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке : учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры / Н. Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. – М. : Советская Россия, 1964. – С.209-214
2. Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. — ; 23. – С. 54-58
3. Рудишина Т. Библиографический обзор. Это просто?!.. // Библиотека в школе. – 2001. — № 10. – С. 12-13

Автор: Н.А.ta Дабарская

Ещё по теме:
МАСТЕР-КЛАСС «ПИШЕМ ТЕКСТЫ БЫСТРО И ЛЕГКО»: МАТЕРИАЛЫ ВСТРЕЧИ. СОВЕТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРАКТИКИ

 

автору блога очень хотелось бы расширить раздел консультации, касающийся подготовки тематического обзора. Но материала, к сожалению, нет.Уважаемые читатели, если вы знаете, где можно найти подробную методику подготовки тематического обзора, то подскажите путь поиска. Спасибо заранее. Наталья Дабарская

     Библиографические обзоры как устная форма информирования возникли в массовых библиотеках в 20-е годы, тогда они назывались «вечерами живой библиографии». 

          В начале подготовки библиографического обзора необходимо решить,

какой характер будет иметь обзор: информационный или рекомендательный

. Как правило, обзор литературы для специалистов носит информационный характер, для широкого читательского круга – рекомендательный. В обзор информационного характера входит больше книг, чем в рекомендательный. Здесь очень важно раскрыть каждую книгу, дать ей такую характеристику, чтобы вызвать интерес у слушающего обзор. Весьма уместным можно считать здесь применение различных средств и приёмов, оживляющих обзор: показ иллюстраций, фотографий, постеров; использование музыкальных произведений, литературных записей и т.д.    

    Представление рекомендательного обзора читателям также требует соблюдения определённых правил. Как правило, он

состоит из трех частей: вводной, основной (центральной) и заключительной

.

           В водной части

необходимо дать характеристику самой темы, обосновать актуальность и привлекательность, связать с интересами слушателей обзора. То есть доступными словами из старого учебника: «Библиотекарь заинтересовывает детей темой, практической целью обзора литературы». Иногда эта часть включает знакомство с детской аудиторией, выяснение: какого возраста, класса присутствующие учащиеся? Что они уже читали по данному вопросу. Такое начало помогает дальнейшему настроению и содержанию беседы-обзора.

        Центральная часть обзора

может строиться по-разному. Это зависит от тематики, от своеобразия рекомендуемой литературы и подготовленности аудитории. В этой  части обзора даются характеристики отобранных книг. Важно, чтобы обзор представлял собой связный рассказ, это очень привлекает читателей.  Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как ты, библиотекарь, просматриваешь новую книгу, на что обращаешь внимание, как даже при самом беглом просмотре определяешь многое. Важно внятно проговорить выходные данные, а то и лишний раз произнести термины, обозначающие элементы книги, приёмы оформления, типы издания («форзац», «суперобложка», «репринт», «гравюра»). Причём проделывать это, как считает Татьяна Рудишина (ЦГДБ им. Гайдара Москва), необходимо «в любой аудитории, в том числе и для маленьких читателей, которым эти данные пока ещё ничего толком не скажут, а останутся в памяти какие-то привлекательные магические действия» (Библиотека в школе. – 2001. — № 10. – С.12). В работе с детской аудиторией обзор легко и удачно, что подтверждает и опыт ЦГДБ им. Аксакова г. Трехгорного, сочетается такими формами как беседа, игра. Очень ярким получается библиографический обзор с элементами театрализации, с сюжетной линией (даже самой простой). В работе с младшими школьниками это может стать настоящей находкой. Итак, если обзор проводится на детскую аудиторию, будет оправданным и привлекательным использование таких приёмов: 

•    начать рассказ с самого интересного; 

•    рассказать об авторе, напомнить о других произведениях; 

•    показать иллюстрации;

•    предложить несколько интригующих вопросов, на которые можно получить ответы, прочитав книгу; 

•    дочитать до самого интересного места, почувствовав, что книга захватила, оборвать чтение, предложив дальше читать самим; 

•    привлечь отзывы других читателей или рецензий на книгу;

•    игровых приёмов (маленькая викторина, загадки, ребусы и т. д в зависимости от содержания литературы). 

Обзоры (и новых поступлений и тематические) для детей могут строиться с использованием нескольких игровых элементов или же подаваться целиком в виде игры. Здесь следует учитывать возраст аудитории и тему мероприятия; 

•    показать несколько книг, сходных по тематике, имеющихся в библиотеке, и обратить внимание на то, чем отличается именно эта; 

•    рассказать о прототипах героев или о реальных событиях, которые легли в основу книги; •    обратить внимание на переводчика. Быть может, даже сравнить разные переводы и т. д.     

     В обзоре следует чередовать разные приемы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьезными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для напряженно слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги.      

   Бледно выглядит библиотекарь, пересказывающий аннотации. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать? Раскрывая по задуманному плану содержание книг, библиотекарь широко пользуется их оформлением, внутрикнижным справочным аппаратом.    

     Заключительная часть

(или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из итого, чего требует методика обзора, — в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…». 

      Любой обзор в библиотеке – это элементы привития библиографической культуры, как составляющей общей культуры человека.  

    Выделяют два вида рекомендательных библиографических обзоров: обзоры новых поступлений и тематические обзоры литературы. Остановимся несколько подробнее на особенностях их построения.  

         ОБЗОРЫ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ проводятся библиотеками разных типов, как правило, в определённые дни и часы. Эта форма предоставления информации даёт возможность читателю оперативно получать новые сведения о новых изданиях. Методически обзор новых поступлений строится довольно просто. Он состоит

из двух частей

. В первой – вводной – в нескольких фразах библиотекарь сообщает, какая литература (каких отраслей) и за какой период пришла в библиотеку и включена в настоящий обзор. Во второй – главной – части даётся краткая, но ёмкая характеристика самих книг. Главная трудность для библиотекаря состоит в том, чтобы в нескольких фразах охарактеризовать книгу, заинтересовать ею читателя. Для этого существует множество приёмов. Например, привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, обращение к иллюстрациям книги, цитирование и т. д.  Такие обзоры сопровождаются выставками новых поступлений. К обзорам новых поступлений можно отнести и ОБЗОРЫ НОВЫХ ЖУРНАЛОВ, поступающих в библиотеку. Обзор журнала предполагает рассказ о его рубриках, о наиболее интересных произведениях, которые там публикуются… Обзор может охватывать не только конкретный номер журнала, но и несколько номеров, если там, например, печатается роман с продолжением, и даже вся подборка журнала за год: в этом случае даётся характеристика деятельности журнала как научного или культурного феномена, его роль в развитии научного или культурного процесса и т. п.  Близкой по сути к обзору является презентация книги – форма, широко используемая в последнее время. Как правило, презентации книг проходят в присутсвие автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому и т. д. Зачастую презентации книги сопутствует её продажа.  Целью ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА является знакомство пользователя с литературой (как новой, так и вышедшей ранее) по какой-либо теме (в том числе научно-популярной литературой). При подготовке такого обзора огромное значение придаётся выбору темы и определению читательского назначения, т. к. любая тема может быть подана на разном уровне: более или менее популярно. Обзоры научно-популярной литературы должны проводиться очень продуманно для учащихся одного возраста, класса. В смешанной по возрасту аудитории такие обзоры возможны только по очень широко популярным темам, интересным и доступным пониманию детей разного уровня развития и знаний.       

    Существует апробированная методика подготовки тематического обзора. Она требует довольно глубокого проникновения в тему, определения её основных «узлов», понимания того, кто внёс в изучение данной темы наиболее весомый вклад, знания основных концепций в освещении данной темы и т. п. Исходя из этого библиотекарь и должен подобрать литературу для обзора. Готовя обзор необходимо, если не прочитать каждую книгу, то детальное  просмотреть, обратив внимание на всё, что поможет выигрышно раскрыть книгу: фотографию, цитату и т. п.  Надо показать, как пользоваться иллюстрациями, схемами, картами, чертежами, внутрикнижным справочным материалом, как обращаться при чтении такой литературы к словарям и энциклопедиям.   

     Целесообразно привлечь сопутствующий теме книги другой иллюстративный материал. Заканчивая беседу, стоит назвать другие новые книги по теме, доступные данной возрастной категории учащихся.  Обзор нескольких научно-популярных произведений на одну тему лучше всего вести по выставке, используя ее план, как путь чтения для читателей. Необязательно говорить о каждой книге с выставки. Можно ограничиться несколькими, основными по теме.  

Список использованной литературы 

1.    Житомирова Н. Н. Руководство чтением детей в библиотеке : учебник для студентов библиотечных факультетов институтов культуры  / Н. Н. Житомирова, В.А. Воронец, Н.С. Серова. – М. : Советская Россия, 1964. – С.209-214

  2.    Мелентьева Ю. Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов : лекция 7 : технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов // Библиотека в школе. – 2004. — ; 23. – С. 54-58

3.    Рудишина Т. Библиографический обзор. Это просто?!.. // Библиотека в школе. – 2001. — № 10. – С. 12-13 

Подготовила Н.А. Дабарская, методист ЦГДБ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бешеный режим как пишется
  • Бешеный рев как пишется
  • Бешеный нрав как пишется
  • Бешеный натиск как пишется
  • Бешеный крик как пишется