Бизнес наставник как пишется

Хороший ментор — тот, у которого было минимум пять неудачных бизнесов. Но это далеко не единственный критерий, на который следует ориентироваться предпринимателю, решившему обратиться за помощью к наставнику

Кто такой ментор, чем он может быть полезен бизнесу и как его правильно выбрать? Как написано на сайте акселератора ФРИИ, для стартапа это одновременно и отец (дает полезные советы и показывает пример), и мать (подбадривает в случае неудач), и надсмотрщик с длинной плеткой (следит за фокусом на результат). Роль менторов в жизни предпринимателей в самом деле трудно переоценить. Как показало исследование международной сети Youth Business International (YBI), которая распространяет по всему миру программы бизнес-наставничества, 37% наставляемых на первом этапе опроса (февраль-март 2016 года) заявили о росте оборота предприятия в период работы с ментором. На втором этапе (июль-октябрь 2017 года) этот показатель вырос уже до 78%. Больше половины предпринимателей заявили, что без участия в программе наставничества положительные изменения в их бизнесе не произошли бы столь быстро, не были бы столь глубокими или вовсе не имели бы места. Один из российских предпринимателей, участник программы YBI, рассказал, что его выручка за период общения с бизнес-ментором выросла втрое, а клиентская база увеличилась почти в два раза.

Чтобы достичь такого результата, в YBI большое внимание уделяют выстраиванию отношений в паре «наставник — наставляемый». Например, предлагают менторам эталон для оценки эффективности их работы на каждом этапе общения с подопечными. В России профессия бизнес-ментора появилась не так давно, лет пять назад, поэтому предприниматели-ученики не всегда понимают, какие факторы могут повлиять на то, чтобы сотрудничество с ментором дало долгосрочный результат. Вот несколько правил выбора наставников, которые мы извлекли из собственного опыта и опыта других компаний:

Он умеет проигрывать

Менторами становятся не только предприниматели, имеющие богатый личный бизнес-опыт, но и топ-менеджеры компаний, инвесторы, консультанты, scrum-мастера. Большую пользу вашему стартапу принесет все-таки ментор-предприниматель, сам познавший и радость побед, и горечь поражений. Как отметил в одном из интервью основатель проекта Otus.ru Дмитрий Волошин, хороший наставник — тот, у которого было как минимум пять провальных бизнесов. Причины неуспеха обычно системные, объяснил он пользу такого опыта. И в этом смысле профессиональный неудачник ценнее как эксперт, чем тот, кто сделал успешный бизнес, возможно, по воле случая. Первый может подсказать много полезного — например, чего точно не стоит предпринимать. Успешный же бизнесмен зачастую грешит тем, что абсолютизирует свой частный опыт. По его мнению, если конкретная модель сработала в его ситуации, значит, она сработает и у других. Но такое случается не всегда.

Не давит авторитетом

Узнайте как можно больше о тактике ментора, с которым вам предстоит работать. Есть наставники, которые высказывают гипотезы, и есть те, кто не только подсказывает, но и помогает претворять решения в жизнь. Причем как именно они это делают — тоже важный момент. Есть те, кто буквально настаивает на своем мнении, что называется, «пушит» наставляемых. Однако хороший трекер не дает советов, он воздерживается от оценок — зато предлагает много полезной информации (находит, например, узкие места в бизнесе, точки роста, помогает выстроить взаимоотношения с людьми в команде) и рассказывает о собственном опыте, заставляя предпринимателей думать и самостоятельно приходить к тем или иным решениям.

Что касается нашего опыта, то в самом начале мы занимались организацией офлайн-хакатонов, но, оказавшись в «Лаборатории институционального проектного инжиниринга» (Лаборатория ИПИ) и начав общаться с ее председателем правления Артуром Пахомовым, поняли: технологические соревнования можно проводить и в режиме онлайн. Но польза от общения с ментором заключалась не только в этом. Раньше мы ориентировались исключительно на b2b-сегмент, а трекер показал нам возможности и в b2c-сегменте. Также по его подсказке мы решили проводить региональные офлайн-мероприятия не самостоятельно, а привлекать местных партнеров. Мы были уверены, что главное —  продажи, гнались за операционной прибылью, а ментор направил нас в другую сторону, пояснив, что нужно развивать отношения с региональными организаторами и расширять сообщество пользователей платформы.

Потом компания приняла участие в конкурсе «Школы миллиардеров», нашим наставником стал Флориан Янсен, один из основателей и владельцев Lamoda. Его советы касались в основном управления. Благодаря ему мы поняли, как эффективнее контролировать работу подчиненных (в формате проверки, а не жесткой дисциплины), а также мы стали скромнее в вопросах начисления себе, как собственникам бизнеса, зарплат и бонусов, внедрили метод управления проектами OKR (Objectives & Key Results), который позволяет синхронизировать командную и индивидуальную работу за счет иерархии целей и показателей.

На рынке много примеров, как начинающие предприниматели, проанализировав предпринимательский опыт ментора, внедряли потом полезные решения в собственный бизнес. Так, известная интеллектуальной публике российская компания Level One (проводит офлайн-лекции на разные темы — от моды до искусства) в какой-то момент решила расширить сферу деятельности и выйти в онлайн-сегмент. Основателям бизнеса было интересно мнение со стороны, и они обратились за советом к своему ментору в той же «Школе миллиардеров» Александру Ларьяновскому, управляющему партнеру компании Skyeng. Он не скрывал от предпринимателей, как устроены бизнес-процессы в  Skyeng и что привело к успеху его собственную компанию. Стало ясно, что в числе приоритетов должны стоять другие цели: менеджеры Level One сделали вывод, что уходить в интернет им сейчас невыгодно и что больше прибыли они получат, если продолжат развивать офлайн-направления.

Прошел сертификацию

То, что некоторые предприниматели и бизнес-ангелы сомневаются в эффективности работы с менторами, тоже, увы, справедливо. Основатели стартапов хотят знать, что это за специалисты и где их готовят. Во ФРИИ, где проводят сертификацию трекеров, считают, что нужно ввести единые стандарты оценки их компетенций (сейчас каждый акселератор выдвигает свой набор требований к бизнес-наставникам). Что это даст? Как заметил директор «Акселератор ФРИИ» Дмитрий Калаев, есть менторы, которые качественно продвигают стартапы, находящиеся на начальной стадии развития, а есть те, кто эффективнее помогает компаниям с миллионами долларов выручки. В этом смысле важна не просто сертификация, а сертификация по уровням, то есть с присвоением трекеру определенной категории. Это даст предпринимателям понимание того, какие конкретно бизнес-процессы поможет выстроить наставник.

Работает на результат

Почти каждый второй предприниматель больше думает о процессе, а не о результате. Точнее, цели — краткосрочные и долгосрочные — ставят все, но промежуточные результаты замеряют далеко не многие. Опытный наставник — как человек со стороны, специалист, не вникающий в детали конкретного бизнеса, — должен заставить вас думать короткими периодами. Например, компания запланировала в течение года привлечь несколько новых крупных клиентов, сменить бизнес-модель, осуществить первые международные продажи или выйти в новый клиентский сегмент. Чтобы понять, движется ли она к намеченной цели, необходимо оценивать работу каждую неделю или месяц, ведь может случиться так, что большинство функций, которые осуществляют сотрудники, быстро окажутся лишними и какие-то внутренние процессы придется перестраивать.

Умеет быть жестким

Вывести ученика-предпринимателя из зоны комфорта — еще один важный аспект в работе наставника. Если ментор смог убедить подопечного во благо бизнеса отказаться от использования старых технологий или принять непопулярное решение, это большой плюс. Немногие предприниматели понимают, что есть десяток основных болезней роста, общих для любого бизнеса, и если не принимать их во внимание, продолжая утверждать, что «у нас все по-другому», это рано или поздно приведет к плохому результату. К концу 2018 года компания Crypt-On.io создала много разных продуктов и увеличила штат. Новые идеи были, а вот понимания, стоит ли их реализовывать, нет. Основатель Crypt-On.io Павел Андреев обратился за советом к известному бизнесмену, создателю таких проектов, как Lifepay, Payqr, Acselerator.ru, Вячеславу Семенчуку. Работа с ментором началась с интервью со всей командой. Семенчук задавал вопросы каждому — кто чем занимается, за выполнение каких задач в команде отвечает. Он также провел весь день с руководителем компании: смотрел, какую работу тот выполняет, как организовывает время, задавал много разных вопросов, касающихся не только бизнеса. Результатом общения с ментором стало сокращение количества подрядчиков и части сотрудников Crypt-On.io. Это, по словам Андреева, позволило сэкономить около $35 000 в месяц, которые бизнесмен инвестирует сейчас в свой новый проект.

Что означает бурный рост института менторов в последние годы? Что бизнес, во всяком случае малый, становится и все более массовым, и все более профессиональным. А значит, в нем без наставников никуда. Как во всякой профессии.

Один, а иногда, два раза в неделю целый день я уделяю время наставничеству начинающих и действующих предпринимателей, а также тем, кто хочет уйти из найма или вообще круто изменить свою жизнь. В этом материале я хочу разобрать с вами несколько вещей, которые помогут лучше понять, кто такой наставник, чем он отличается от коуча, какие вопросы он поможет вам решить, а также как правильно выбрать себе наставника, а к кому лучше не обращаться.

Первые идеи менторства у меня возникли во время проектной работы трекером одной из IT-команд, которая запускала пилотный проект для нефтегазовой компании Сибур. Тогда, осознание того, что передача своего опыта может стать частью твоего призвания или даже миссии — настигло меня внезапно. Я понял, что получаю истинное удовольствие, когда делюсь своим опытом и экспертизой с другими людьми. Особенно кайфово, когда человек начинает “расти” вместе с тобой. Так появился проект igoreremin.com.

15-летний опыт в предпринимательстве, с ростом и падениями, с заработком в несколько миллионов долларов в год и банкротством одной из компаний, с работой в абсолютно разных сферах бизнеса позволил получить так называемую “насмотренность”.

Хорошо понимания человеческую природу и бизнес-механизмы ты начинаешь быстро видеть как зоны риска, так и точки роста. Символично, что первые запросы на консультации начали приходить сами собой, без рекламы и рекомендаций и во время ковида: люди часто стали советоваться по абсолютно разным вещам — от того, как быстро запустить бизнес, начать зарабатывать удаленно, проанализировать текущий бизнес, до личных экзистенциальных кризисов, выгорания, поиска партнера в проект и т.д. Давайте разберем примеры частых запросов, которые я чаще всего вижу в рамках своей работы.

Веду стратегическую сессию в одной из крупных компаний в фитнес-индустрии

Примеры того, с какими задачами вам может помочь бизнес-наставник

1. Определение вашего потенциала, соответствие его бизнес-целям, выгорание, смена работы и т. д.

  1. Пример: вы уже довольно долгое время работаете в одной компании, возможно, достигли неплохих результатов, но, если капнуть глубже — это не то, на что вы способны. Вы чувствуете, что выгораете, не получаете удовольствия от работы (или от жизни), периодически обновляете и публикуйте свое резюме, но на этом все заканчивается, потом что страшно…. Делать” резкие движения” вы боитесь, ведь у вас ипотека, семья и т.д. А что будет, если не получится? А что скажут люди и мой босс? И так длится годами. Вот вам уже 30, 35, 40 лет, но ничего не меняется. В один момент вы рискуете оказаться в точке невозврата — нереализованный потенциал вызовет у вас депрессию, вера в себя будет на нуле и вы отдадите свою жизнь на волю судьбы. Судьба будет управлять вами, а не вы своей судьбой.

Чем может помочь наставник:

  • определиться с тем, чего вы действительно хотите и понять — почему вы до сих пор этого не сделали
  • выработать свою жизненную миссию (на самом деле — это чрезвычайно важно)
  • разобраться с причинами своей неуверенности и страхов
  • найти правильную мотивацию
  • снять ограничения в голове
  • составить конкретный план действий на несколько месяцев-год, что начать меняться и получать от жизни то, что вы хотите

2. «Бизнес — это не моё»+ insight: декрет в роли предпринимателя для девушек.

Пример: вы уже давно хотите начать свой бизнес и даже, возможно, пробовали, но все попытки проваливаются. Либо, после пары попыток вы решили, что это «не моё”. При этом у вас много здравых идей, вы быстро “загорайтесь” новыми проектами, но »чего-то не хватает”. В результате, вы разочаровывайтесь в себе.

Очень интересное, на мой взгляд, наблюдение о девушках. Многие взлеты девушек-предпринимателей происходили во время декретного отпуска. В России самый известный пример — Татьяна Бакальчук, основательница Wildberries, но много примеров и на западных рынках. После рождения ребенка многие из женщин испытывают послеродовую депрессию, во время которой происходит переосмысление собственного «Я». На это наслаивается изменения гормонального фона, они заставляют выйти из своего обычного состояния и способствуют принятию решений, которые врят ли бы созрели в обычном состоянии. Иногда, это лучший момент заняться бизнесом. Пусть это будет онлайн-бизнес или, для начала, фриланс, или удаленная работа на себя, но это даст вам кусочек вдохновения. Я лично вдохновил двоих своих клиентов на собственный бизнес, в результате одна из них открыла успешную онлайн-школу о воспитании ребенка, а другая — начала учиться на SMM, что привело ее к созданию небольшого рекламного агентства.

Чем может помочь наставник:

  • первое — отвалидировать ваши навыки, черты характеры и текущий опыт на соответствие способности быть предпринимателем (к сожалению, бывает так, что человеку заниматься предпринимательством буквально противопоказано, к этому относится, например, отсутствие толерантности к неопределенности)

  • второе — если из первого пункта достаточно качеств, или есть те, которые можно “прокачать”, то дальше задача наставника — дать базовый набор инструментов и знаний для того, чтобы начать делать правильные шаги до появления первого трекшена, далее масштабировать результат и двигаться согласно разработанному road-map
  • подсказать самые легкие и максимально релевантные для вас способы дополнительного заработка о которых вы даже не задумывались, которые могут перерасти в бизнес
Маленькая мотивашка

3. Потолок в действующем бизнесе

У вас уже есть действующий бизнес, но вы уперлись в «потолок». Ваши попытки масштабироваться терпят крах, пробить «потолок» не получается. Вы начинаете пробовать себя в других бизнесах, теряете фокус, в результате все часто идет не по плану. Сотрудники перестают в вас верить, а вы перестаете верить в себя. В лучшем случае — все остается как было, в худшем — вы выгораете или чувствуете, что можете все потерять.

Чем может помочь наставник:

  • первое — понять вашу мотивацию и направить ее в точки роста
  • второе и самое важное — найти эти точки роста, помочь решить чисто прикладные задачи: посмотреть на текущую продуктовую линейку под “другим углом”, проанализировать текущее состояние компании на соответствие рынку, какие инструменты используются, что с расходами в компании, насколько сотрудники компетентны, а может нужен pivot и т.д.
  • третье, как это не банально, помочь связями, например, дать юристов, других экспертов с рынка или даже познакомить с инвесторами, так как в любого хорошего бизнес-наставника широкий нетворк
Немного юмора

Чем наставник отличается от коуча/ментора/психотерапевта и т.д.?

— наставник, в первую очередь, имеет именно практический широкий личный бизнес-опыт, он уже проходил многое то, что вам еще предстоит пройти, тем самым, при работе с ним вы значительно экономите свои деньги и время, это не только ваш личный мотиватор, но и бизнес-консультант

— от коуча наставник отличается ориентацией на применение конкретных бизнес-инструментов (коуч — это больше про личностный рост, баланс в жизни, постановку личных целей и т.д.), коуч может вообще не иметь бизнес-опыта

— ментор и наставник — в целом — одно и тоже

— несмотря на то, что опытный наставник, несомненно, помогает решать ваши психологические задачи — это не ваш психотерапевт, вы будете вместе работать над мотивацией и другими сферами вашей личности, но все это в целом будет делаться для того, чтобы вы увеличили выручку своего бизнеса, личный доход, масштабировались и при этом чувствовали себя в гармонии с собой и окружающими

Вам не нужен наставник, если:

— вас все устраивает

— вы думаете, что наставник все сделает за вас и вы ”взлетите”

— вы считаете, что “все эти коучи и психотерапевты” как инфоцыгане — только повод отобрать у вас деньги, а вы свои проблемы должны решать сами

— вы не готовы платить десятки или сотни тысяч рублей “за советы”

— вы не настроены на долгосрочную работу (от 3 месяцев до нескольких лет) и хотите быстрый результат

— вы не привыкли вкладываться в себя и в свое образование

Вообщем, просто будьте там, где вы сейчас и «не парьтесь»

На что обращать внимание при выборе наставника:

1. На его бэкграунд и бизнес-опыт. Не может быть наставник “крутым”, проработав в паре компаний 2-3 года. Как правило, это топ-менеджер или предприниматель с богатым багажом знаний и опыта.

2. На его достижения — можно десятки лет проработать в разных компаниях, но не добиться ничего. Речь идет не о сертификатах и других заслугах на бумажке, а о реальных результатах: выручке компании, быстром росте, продаже бизнеса и т.д.

3. Смотрите не только на успех, но и на провалы. Нет ни одного успешного человека, который бы не падал “ниже плинтуса”.

4. На его график записи. У крутых наставников все расписано на месяцы вперед. У них даже своего сайта может не быть, так как в его окружении уже достаточно людей, кто с радостью учится у него. Более того, как правило — они действующие предприниматели. Иначе, есть вариант найти не наставника, а консультанта. Наставники могут выступать в роли консультантов, но разница в том, что тогда ваши задачи решаются за 2-3 консультации, а программы наставничества — это всегда стратегия на несколько месяцев.

5. Не ведитесь на раскрученные профили новоиспеченных наставников. Сейчас можно встретить, условно, 23-25 летних наставников, которые продают свои программы за 1 млн. в месяц и дороже. Вероятность низкой ценности этих знаний высока. Как правило, это просто хорошо упакованный инфопродукт и вы быстро разочаруетесь.

6. Хороший наставник всегда начинает с первой, как правило, бесплатной диагностической сессии, которая будет длиться от 30 до 60 мин, на которой вы познакомитесь и обсудите ваши цели.

7. Хороший наставник не может стоить дешево. Стоимость одной встречи может колебаться в среднем от 10 до 50 тыс руб. (это примерно такая же средняя цена за работу с сертифицированным ICF-коучем, а программы по наставничеству от 150 тыс. в мес и до нескольких миллионов в год, в зависимости от уровня.

Наставничество в бизнесе

Наставничество – это совсем не новая идея, а способ обучения, дошедший до нас с античности. Ведь дети всегда учились у родителей семейному ремеслу, а ученики у своих мастеров.

До сих пор это – один из основных методов развития и обучения персонала. На многих предприятиях с помощью него обучают молодых сотрудников. Но главный вопрос, который часто возникает в голове у начинающих бизнесменов — есть ли смысл искать учителя? Что такое бизнес-наставничество и как оно работает?

Суть наставничества

Наставничество – это обучение начинающего специалиста опытным коллегой, который уже далеко продвинулся в своей профессиональной области.

Задача здесь – передать новичку максимум знаний, «подковать его» и предупредить ошибки, обучить качественному выполнения работы. Наставник дает указания и рекомендации — а подопечный их выполняет и учится: так устроено наставничество.

Бизнес-наставничество – это поддержка начинающего предпринимателя опытным наставником /ментором. Как показывает международная и российская практика, оно повышает выживаемость бизнеса и ускоряет его развитие. В частности, оно помогает начинающим предпринимателям преодолеть самый сложный первый год («Правило первого года» — он обычно самый сложный и решающий).

Цели бизнес-наставничества

Оно помогает начинающему предпринимателю:

  • преодолеть барьер неуверенности в себе
  • составить грамотный бизнес-план, выработать стратегию его реализации, провести анализ и расчет создаваемого предприятия
  • продумать маркетинговую стратегию
  • научиться отличать хорошие бизнес-идеи от потенциально неуспешных
  • отточить чутье и интуицию в ведении дела
  • научиться умело пользоваться любыми обстоятельствами
  • перенять правильные привычки и научиться самоорганизации
  • сформировать слаженную команду и выстроить в ней верные взаимоотношения
  • и многое другое

Как выбрать наставника в бизнесе

Выбора наставника можно сделать среди людей, прошедших обучение наставничеству или бизнес-коучингу. Хороший наставник:

  • давно и успешно ведет предпринимательскую деятельность или руководит предприятием. Обратите внимание – вас устраивают результаты этого человека, вам хотелось бы так же? Можете также посмотреть на результаты других его учеников (если они есть).
  • имеет образование наставника (или образование коуча). Это важно, потому что взаимодействие с подопечным – это особый тип общения, навык, который не приходит сам собой. Это – не просто общение между собой двух бизнесменов, это – особый формат коммуникации. Если вы хотите, чтобы ваш наставник был хорошим преподавателем, мог передать вам теорию и практику с уважением к вам и вашему делу – ищите квалифицированных специалистов.
  • имеет с вами примерно одинаковые личностные ценности. Если ваши ценности сильно различаются, вам будет некомфортно в обучении, а также возможны конфликты.
  • не связан с вашим бизнесом финансово! Не инвестирует, не вкладывает, не поддерживает материально. Только тогда он может действительно оценивать ваше дело непредвзято, со стороны, без личного интереса. А вы сможете целиком и полностью доверять этому человеку.
  • готов честно и открыто указывать на ваши сильные и слабые стороны – без этого работа не имеет смысла. Лучше всего, чтобы наставник не был вашим родственником/другом вне профессиональной сферы.
  • обладает хорошей деловой репутацией
  • умеет общаться – причем не только говорить, но и слушать. При этом соблюдает конфиденциальность.
  • готов открыто делиться опытом, рассказывать о победах и поражениях
  • понимает, что не только вы учитесь у него – он также получает уникальный опыт

В России бизнес-процессы часто передают в руки специалистов с недостаточной квалификацией. В результате этого цели и задачи предприятия реализуются не в полной мере. Но как решить эту проблему?

Подобрать квалифицированный персонал непросто. Кроме того, есть ряд проблем, которые поможет решить только человек со стороны, способный оценить ситуацию объективно. Поэтому улучшением эффективности бизнеса занимаются специалисты широкого профиля – бизнес-консультанты, кризис-менеджеры, аудиторы и тренеры. Конечная цель работы каждого из них – повышение прибыльности предприятия, поэтому их можно назвать наставниками бизнеса. 

Что такое наставничество в бизнесе?

Многие предприниматели ошибочно воспринимают личных коучей как наставников в бизнесе. Но повышение мотивации руководителя предприятия малоэффективно, если говорить о процессах развития компании. Наставничество в бизнесе – это сложная система анализа работы всех сфер деятельности предприятия, направленная на выявление проблем и поиск их решений.

Наставник – это не тот человек, который работает вместо руководителя. Это тот, кто помогает ему увеличить прибыльность организации и модернизировать бизнес-процессы. Если руководитель компании хочет вникнуть во все производственные проблемы, он принимает непосредственное участие в оценке работы предприятия, дает рекомендации и высказывает свои предположения относительно причин потери эффективности. Если же главный менеджер предприятия не желает вникать в работу наставника, он выделяет ему в помощники одного или нескольких сотрудников компании. Именно они будут заниматься внедрением разработанной наставником программы развития предприятия. 

Как именно наставник развивает бизнес?

Как уже было сказано, основная задача наставника – это увеличение прибыли. Способов достижения этой цели несколько:

  • оптимизировать затраты;
  • увеличить продажи;
  • повысить производительность.

Каждый из этих способов, в свою очередь, также реализуется путем применения различных методик. Например, оптимизировать затраты можно путем сокращения расходов на непроизводственные нужды, модернизации технологических процессов, сокращения персонала. Всего существует три стратегии оптимизации затрат, каждая из которых применяется только после полного анализа деятельности предприятия.

Наставник разрабатывает стратегию оптимизации затрат, исходя из данных проведенного им анализа. Свои расчеты он предоставляет руководителю предприятия на согласование. В проекте оптимизации кратко излагаются выявленные нецелевые расходы, статьи расходов с завышенными показателями, варианты их сокращения и прогноз роста прибыли организации после внедрения программы оптимизации.

То же самое касается увеличения продаж. Чтобы разработать проект увеличения продаж, наставник анализирует текущую ситуацию и выбирает подходящие методики. В программу увеличения продаж обычно входит разработка и внедрение новой маркетинговой стратегии, позволяющей повысить конкурентоспособность и расширить сегмент рынка. Естественно, эта программа также включает модернизацию производственных процессов, чтобы предприятие смогло удовлетворить увеличившийся спрос.

Повышение производительности под руководством наставника – это обучение персонала, внедрение новых технологий и оборудования, сокращение сотрудников с низким коэффициентом эффективности работы. 

Как понять, что нужен наставник?

Потеря производительности, растущие убытки, низкая квалификация сотрудников компании – это только часть причин, указывающих на необходимость в наставнике. Приведем простой пример. Юридическая компания, предоставляющая консультационные услуги предприятиям с различной формой собственности, начала терять постоянных клиентов. Внутренние проверки не дали результата – работники компании работают по утвержденной руководством маркетинговой стратегии. В этом случае привлечение сторонних специалистов необходимо.

В описанной ситуации компании требуется целый комплекс услуг наставника:

  • анализ текущей деятельности компании;
  • разработка новой маркетинговой стратегии;
  • реорганизация структурных подразделений;
  • обучение сотрудников организации;
  • модернизация бизнес-процессов.

Наставника стоит привлечь даже в том случае, если предприятие приносит стабильную прибыль. Это поможет избежать возможных проблем и принять необходимые меры по их предупреждению. Особенно это касается крупных организаций. Чем больше направлений деятельности у компании, тем больше вероятность того, что менеджмент организации не охватывает в полной мере все бизнес-процессы. По статистике, один менеджер может эффективно управлять штатом из 7 человек. При увеличении количества подчиненных руководителю требуется либо постоянный помощник, либо внимательный наставник. 

Какие виды наставничества бывают?

Наставничество в бизнесе бывает разным. В зависимости от той сферы деятельности компании, которая нуждается в реорганизации, наставничество делится на:

  • финансовое, направленное на укрепление финансовой системы предприятия;
  • управленческое, корректирующее все бизнес-процессы компании;
  • инвестиционное, предназначенное для разработки проекта по привлечению инвестиций или выбора схемы капиталовложений;
  • кадровое, направленное на повышение эффективности работы персонала фирмы;
  • юридическое, представляющее собой консультации по всем юридическим вопросам;
  • аудиторское, предназначенное для оптимизации бухгалтерского учета.

Наставничество в бизнесе принимает разные формы. Так, например, наставник может заниматься исключительно обучением персонала и руководства фирмы. В этом случае наставничество включает проведение семинаров, лекций и тренингов, а также разработку методических рекомендаций.

Также наставничество бывает экспертным и проектным. Экспертное наставничество – это анализ деятельности компании и разработка решений по устранению выявленных проблем силами одного наставника. Проектное наставничество отличается от экспертного тем, что наставник работает совместно с сотрудниками организации.

Современный бизнес не может обойтись без наставничества в области информационных технологий. Это отдельный вид работы консультанта, в которую входит разработка и внедрение необходимой предприятию информационной инфраструктуры, программного обеспечения, интернет ресурсов.

Консалтинговые компании как наставники

Консалтинговые компании занимаются консультированием бизнесменов в области производства, продаж, эффективного управления и других вопросов, касающихся работы предприятия. Работа консалтинговых компаний в качестве наставников направлена на оптимизацию бизнес-процессов, повышения рентабельности и других показателей экономической деятельности предприятия.

Консалтинг представляет собой оценку и анализ работы организации с последующей разработкой рекомендаций относительно повышения эффективности этой работы. Преимущество консалтинга состоит в том, что сторонние специалисты оценивают деятельность предприятия более объективно.

Привлекать консалтинговую компанию в качестве наставника более выгодно, чем работать с отдельным консультантом. Это связано с тем, что в штат консалтинговой компании входят все необходимые специалисты. Согласитесь, один человек не может быть экспертом во всех сферах бизнеса. Поэтому руководители, обратившиеся в консалтинговую компанию, получают в помощь того наставника, который специализируется на развитии определенной сферы.

В зависимости от поставленных целей консалтинговая компания как наставник выполнит одну или несколько из перечисленных задач:

  • оценка эффективности работы компании;
  • анализ деятельности структурных подразделений;
  • аудит бухгалтерской и финансовой отчетности;
  • выявление существующих проблем и прогноз возможных;
  • разработка маркетинговой стратегии и кадровой политики;
  • модернизация технологических процессов и повышение производительности;
  • обучение персонала и реорганизация структурных подразделений организации.

Каждый руководитель, заинтересованный в повышении эффективности работы предприятия, нуждается в услугах наставника. Но содержать штат специалистов невыгодно, поэтому единственный оптимальный вариант – привлечь консалтинговую компанию.

Как и где искать?

Чтобы найти наставника для бизнеса, нужно уделить внимание таким факторам:

  • успешности и репутации компании;
  • уровню профессионализма сотрудников;
  • стоимости услуг специалистов;
  • отзывам других предпринимателей.

Например, в столице работает много консалтинговых компаний. Чтобы понять, сможет ли хоть одна из них выполнить функцию наставника, ее нужно оценить по всем описанным критериям.

Уровень успешности компании показывают уже реализованные проекты. Поэтому важно узнать, с какими предприятиями работала компания и каких успехов удалось достичь. То же самое касается сотрудников компании. Они должны обладать определенным опытом, который позволит развить бизнес. Естественно, стоимость услуг таких специалистов не может быть низкой.

Отзывы на форумах и тематических сайтах позволят убедиться в том, что компания действительно подходить на роль наставника.

Наставничество бизнеса на уровне смыслов

Практические рекомендации экспертов

Готовые шаблоны, инструкции, схемы, чек-листы

Личная мотивация. Поддержка. Активный чат

С бизнес-наставником легко решите сложные вопросы, получете опыт и знания, а самое главное у Вас будет бесценная поддержка эксперта-практика на пути к достижению целей!

Бизнес-наставник является практикующим бизнесменом (предпринимателем), который готов делиться своими знаниями и опытом на благо развития вашего бизнеса и Вас, как профессионала.

Услуга Бизнес-наставник для действующих бизнесменов (предпринимателей), которые ставят цели и хотят незамедлительно их достигать.

✔ Обеспечьте себя экспертным окружением, чтобы осознать действия, которые приводят Вас к успешным результатам, развивают вас и ваш бизнес.

✔ Начните изменения в своем бизнесе под руководством бизнес-наставника.

Вам нужен бизнес-наставник, если:

Ваш бизнес приносит мало денег, не знаете как вести бизнес более эффективно, как расти дальше

Хотите управлять бизнесом, а не чтобы бизнес управлял Вами. Чтобы хватало времени на развитие

Чувствуете, что не хватает навыков, чтобы собрать и управлять высокоэффективной командой сотрудников

Вы хотите развивать свой бизнес за счёт развития профессиональных навыков

Вам сложно принимать управленческие решения, так как не знаете какие критерии учитывать

Вам сложно принимать управленческие решения, так как не знаете какие критерии учитывать

У вас не выстроена системная работа сотрудников, проблемы несогласованности действий и операционные ошибки

Ваш бизнес не оцифрован, в финансах и документах беспорядок

Вы живете в постоянном режиме “выживания” без выходных и отпусков, а делегировать некому

Вам нужен взгляд на бизнес со стороны опытного человека!

Наставник вместе с Вами пройдёт весь путь от постановки задач до получения желаемого результата. Поможет достичь именно ваших целей! 

Услуга Бизнес-наставник для:

  • Стартапов с финансированием, которые планируют создать бизнес-модель, заложить правильную систему управления.
  • Начинающих бизнесменов (предпринимателей), которые планируют сразу применить системный подход к своему проекту, собрать сильную команду и не хотят, чтобы их стартап попал к статистику 80% неудавшихся начинаний.
  • Опытных бизнесменов (предпринимателей), имеющих в штате уже более 7-15 человек сотрудников, которые хотят оценить эффективность ведения собственного бизнеса, понять, как можно его улучшить, выйти на качественно новый уровень дохода и наконец-то перевести его из формата “Своё дело” в полноценный “Бизнес”.
  • Владельцев бизнеса, которые имеют качественный и упакованный продукт/услугу, которыми гордится, имеет штат от 15 до 30 административных сотрудников (а всего в компании может быть 200 и более сотрудников) и желает систематизировать и масштабировать бизнес.

Разберём слабые стороны в работе Вашего бизнеса, подскажем, какие навыки и инструменты стоит освоить!

Записаться

Программа наставничества составляется индивидуально.

Направления работы с бизнес-наставником

✔ Работа над развитием профессиональных управленческих компетенций

  • Формирование бизнес-мышления. Развитие рационального и критического мышления. Концентрация на поиске решений и формулировке и постановке правильных вопросов, ведущих к результатам.
  • Развитие деловых навыков личности. 
  • Принятие эффективных решений. Подготовка и тестирование решений перед их принятием. Формирование позиции владельческого контроля. 
  • Делегирование полномочий. Делегирование принятия решений и ответственности, а не задач. Контролироль не сотрудников, а ситуации в целом. 
  • Формирование понимания основ управления. Основы планирования (определение приоритетов), организации процессов, мотивации сотрудников. Научим экономить свое время за счет внедрения автоматизированных решений в бизнесе.
  • Развитие полезных навыков. Навыки управления персоналом (в том числе и удалённых, работающих из любой точки мира). Навыки работы с удаленными системами для ведения дел и планирования онлайн, выполнять задачи, не привязываясь к одному месту.

✔ Работа над текущей бизнес-моделью

  • Определение структуры Вашего бизнеса (бизнес-модели), перевод бизнес в цифры и его анализ. 
  • Постановка HR-процессов (описание бизнес-ролей) и их оптимизация.
  • Описание бизнес-ролей. Описание для каждого сотрудника «продукта» его работы, который Ваша компания «покупает» у него. 
  • Систематизация бизнес-ролей в бизнес-модель компании.
  • Упаковать все бизнес-процессы в формат инструкций, шаблонов и регламентов. Описания правил ведения бизнес-процессов и документации, настройка KPI под каждый бизнес-процесс. 
  • Настройка управленческой отчетности. 
  • Минимизация издержек за счёт функциональности. 

✔ Работа над бизнес-моделью будущего

  • Анализ конкурентов, направлений развития бизнеса. 
  • Составление прогнозов развития ниши бизнеса. 
  • Постановка смелой и глобальной цели, формулировка миссии компании. С учётом желаемой финансовой прибыли компании расчёт ресурсов компании: финансовых затрат, количества сотрудников, производственных мощностей, площади аренды и т.д. 
  • Построение бизнес-процессов бизнес-модели будущего для реализации цели. 
  • Подготовка бизнес к масштабированию (масштабировать можно систему, а не хаос). 

✔ Работа по подбору и адаптации персонала

  • Подробное описание должностных обязанностей (бизнес-ролей) кандидата.
  • Определение требований по личным качествам кандидата (думающих и самостоятельных сотрудников, ориентированных на результат), опыту работы.
  • Рекомендации по быстрой адаптации кандидата. 

✔ Работа по открытию филиалов или упаковки франшизы

  • Упаковка и план открытия филиала.
  • Упаковка и рекомендации по продаже франшизы. Правила подсчета паушального взноса и роялти. Рабочие процессы после продажи франшизы.

✔ Работа по привлечению надёжного бизнес-партнёра

  • Рекомендации по формированию партнёрского соглашения, организации работы с внешними контрагентами.  
  • Рекомендации по взаимодействию, партнёрами, контрагентами и поставщиками.

Этапы работы с бизнес-наставником

  1. Формулировка вашего запроса.
  2. Первичный общий план развития компетенций и вашего бизнеса (формируется на основании вашего запроса).
  3. Анализ текущей бизнес-модели.
  4. Определение и формулировка целей (бизнес-модели будущего).
  5. Детальный план развития компетенций и вашего бизнеса (формируется на основании проведённого анализа).
  6. Корректировка выбранной бизнес-модели (в случае необходимости).
  7. Разработка плана перехода к будущей бизнес-модели.
  8. Внедрение и реализация плана перехода от текущей бизнес-модели к будущей бизнес-модели.
  9. Помощь в принятии решений, актуальных для вашей ситуации.
  10. Достижение поставленных задач.
  11. Оценка изменений, полученных результатов.

При работе с наставником Ассоциации “Бизнес-Репетитор” расхождение запланированных и полученных показателей бизнеса составляет менее 10%.

От вас потребуется

  • Применять рекомендации бизнес-наставника.
  • Выделять от 3-х до 20 часов в неделю на занятия.
  • Созваниваться с бизнес-наставником и обсуждать все вопросы перед принятием окончательного решения.

Стоимость80 000 рублей/месяц
Старт – сразу после оплаты
Возможна рассрочка (без переплаты и без процентов)

Оставить заявку

без ограничений по количеству встреч

неограниченный доступ ко всем материалам

без отрыва от текущей деятельности

ежедневная поддержка в формате «вопрос-ответ»

индивидуальная работа с 2-3 экспертами онлайн

поддержка единомышленников (мастермайнды, чаты, прямые эфиры)

Как проходит работа

*Workshop – практическая работа с экспертами Ассоциации в формате онлайн-встреч (Zoom, Skype, Telegram, WhatsApp).

Дополнительные услуги и программы

В процессе разработки текущей бизнес-модели (описания бизнес-ролей), часто требуется дополнительная работа по развитию навыков управления, развитию управленческого персонала, подбор сотрудников, привлечение партнёров в бизнес. Эти услуги и программы Вы можете также заказать у нас:

— услуга «Подбор и адаптация бизнес-ассистента»,

— программа «Обучение бизнес-ассистента», 

— программа для руководителей «Управление бизнесом», 

— услуга «HR-консалтинг», 

— услуга «Партнёрское соглашение» и другие.

Подробнее

АССОЦИАЦИЯ “БИЗНЕС-РЕПЕТИТОР”

Почему нам можно доверять? 

Более 20 лет мы помогаем управленцам (бизнесменам, предпринимателям) решать задачи и строить полноценный систематизированный бизнес, готовый к масштабированию на любом этапе.

✔ В нашей команде 28 опытных экспертов, практиков бизнеса из разных областей — торговля, промышленность, строительство, медицина, общепит, IT-технологии, инвестиции, консалтинг, недвижимость, агропромышленность, технологии, производство.

✔ В нашем активе более 620 успешных кейсов наставничества.

✔ Нами запущено более 70 стартапов с оборотом от 1 000 000 рублей в месяц.

65 000 человек ежемесячно обращаются к нашей базе знаний.

58% клиентов возвращается и просят продолжения.

Каждый пятый клиент наших программ удваивает свой финансовый результат уже во время обучения.

Основа нашей профессиональной и качественной работы — теоретические знания отработанные на практике.

У нас покупают опыт и скорость развития!

Концепция работы Ассоциации

Осознайте, в чем уникальность вашей бизнес-модели!

Переводите действия сотрудников только на результат!

Научитесь работать с фактами, а не с эмоциями!

Делайте ваш бизнес — успешнее и рентабельнее!

Мы вам поможем развивать компанию стабильно и основательно!

Записаться

Изменения в бизнесе наших клиентов

ДО ПРОГРАММЫ

—  Отсутствовал целостный системный взгляд на бизнес и управление. Смотрел как будто одним глазом, фокусировался на отдельных частях, не видел целого, а из-за этого –  рутина, точечное микроуправление, перекосы, авралы и низкая прибыльность/рентабельность; 

— Часто возникал вопрос чем озадачены и что делают сотрудники, постоянное находился в рабочем дне сотрудников;

— Новые сотрудники долго адаптировались, не было должной автономии и понимания ответственности. Из-за этого терял время, страдали бизнес-процессы;

— Не мог ставить правильно цели (задачи), не знал какие ключевые тезисы нужно передать сотруднику;

— Было сложно управлять так как все сотрудники разные, к каждому нужен индивидуальный подход. Не понимал как использовать нематериальную мотивацию через правильное отношение к сотрудникам;

— Не знал как использовать потенциал своих сотрудников, доносить правильно до них идеи и включать в процесс выработки решений. Не хватало умения задавать правильно вопросы, слушать и давать обратную связь на высказанные предложения; 

— Часто не хватало времени на планирование, если удавалось спланировать день, то всего 30 % задач мог выполнить из-за мелкий рутинных дел;

— Информации по управлению знал много, но как ее применять на практике вопрос оставался открытый.

ПОСЛЕ ПРОГРАММЫ

— Взгляд на управление с позиции системного подхода, стремлюсь управлять управленцами, а не контролировать все процессы самому; 

— Наладил бизнес-процессы, все сотрудники работают по зафиксированным договорённостям. Написаны  инструкции, регламенты. В моём рабочем дне снизилась рутина и авралы, уделяю время на развитие и планирование;

— Сформировано понимание как правильно вводить сотрудника в должность, время на адаптацию трачу гораздо меньше, в зависимости от должности — от 2 до 3 недель. В этой задаче очень помогает объяснение бизнес-модели компании и изучение стажёром своих обязанностей и ответственности (бизнес-ролей);

— Появилась обученная по бизнес-модели команда управляющих, сейчас я практически не участвую в операционных задачах;

— Ошибки в процессах сократились до минимума, бывают в нетипичных ситуациях. Новый опыт научились правильно фиксировать и доносить до сотрудников;

— Оттачиваю навыки результативного проведения совещаний, получается включать сотрудников в процесс “мозгового штурма” по решению возникающих проблем;

— Сейчас правильно подхожу к планированию своего дня, расставляю задачи по их важности, выполнение плана возросло с 30 % до 95 %, очень часто выполняю всё, что запланировал.

  

Программа обучения “Бизнес Наставник”

Блок 1. Развитие владельца бизнеса

  1. Определение целей, расстановка приоритетов. Поддержание баланса: Душа-Разум-Тело.
  2. Определение своих сильных сторон.
  3. Тайм-менеджмент, рациональное планирование времени.
  4. Развитие управленческого мышления.
  5. Развитие системного видения построения бизнес-модели.
  6. Создание развивающего окружения.
  7. Расширение делового кругозора.
Блок 2. Развитие бизнеса

  1. Упаковка бизнес-процессов.
  2. Упаковка продукта.
  3. Управление финансами.
  4. Постановка HR-процессов, поиск качественных сотрудников.
  5. Маркетинг, Интернет-продвижение.
  6. Продажи. Повышение эффективности отдела продаж.
  7. Взаимодействие с производителями, поставщиками.
  8. Упаковка для инвестора.
  9. Упаковка системы работы с дилерами/франшизы.
  10. Масштабирование.
Блок 3. Развитие сотрудников

  1. Прописывание внутренних бизнес-процессов компании при постоянном общении с руководителем.
  2. Определение и оцифровка KPI по каждому бизнес-процессу.
  3. Выявление деловых и профессиональных навыков необходимых для качественного выполнения работ по каждому бизнес-процессу.
  4. Выявление специалиста, который необходим Вашей компании на данном этапе или для дальнейшего развития
  5. Разработка инструкций и регламентов по процессу подбора для внутренних HR-специалистов в компании.
  6. Разработка типового плана проведения собеседования.
  7. Помощь в составлении вакансии.
  8. Размещение вакансии, разработка тестового задания.
  9. Проведение первичных собеседований и передача Вам подходящих кандидатов.
  10. Помощь в разработке Плана Адаптации сотрудника.
  11. Консультирование в создании Должностных инструкций по каждой должности.
  12. Работа с новым сотрудником, помощь в его адаптации.
Блок 4. Подбор и адаптация помощников

  1. Развитие навыков бизнес-ассистента.
  2. Развитие управленческих навыков.
  3. Построение экспертности.
  4. Прохождение Бизнес Практикума.
  5. Работа по Практикуму «Логика».

 

Хотите выявить слабые места вашего бизнеса?
Получите анкету для диагностики вашего бизнеса и подробную консультацию Бизнес-Наставника с рекомендациями и вектором развития вашей компании.

Получить анкету для диагностики бизнеса

Научитесь развивать бизнес в соответствии с обоснованной и продуманной стратегией!

У нас вы получите только самые актуальные и работающие методы, которые можно применить для открытия и развития бизнеса в России.

Вы сможете увеличить прибыльность вашей организации в течение года после обучения.

Будем достигать успехов вместе! В бизнесе работают техноголии, и мы их Вам предоставим.

Менторство – явление для России достаточно новое. На Западе сотрудничество с бизнес-менторами – состоявшимися предпринимателями, которые могут помочь менее искушённому коллеге по цеху своими знаниями и опытом (причём, зачастую бесплатно) – довольно распространённая практика. В России же в силу разных причин менторство не столь популярно, но ситуация постепенно меняется. О том, чем может помочь ментор и где его найти, в своей авторской колонке для Biz360.ru рассказала директор веб-студии «Сеослон» Софья Гаева.

Досье

Софья Гаева, 29 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии 
«Сеослон»
. Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews.

Софья Гаева

Гуру для новичка

В поисках мотивации со стороны и интересного окружения я нахожусь довольно давно. Это одна из причин, по которой меня постоянно заносит то на бизнес-клубы, то на тренинги по бизнесу. В общем, давно думаю над этим вопросом. А в последнее время стала размышлять о том, чтобы найти себе бизнес-наставника. У меня есть ряд вопросов по своей компании, где не помешал бы взгляд опытного человека. 

Когда-то у меня был такой наставник, и он дал мне много полезных светов. Я его обожаю до сих пор. Это Дмитрий Мартоник, мы учились с ним вместе на программе «Бизнес Молодости». Попали в одну группу, и он взялся мне помогать. Я тогда почти ничего не знала про предпринимательство и толком не умела считать важные показатели в своём проекте. А у него уже был успешный бизнес в охранной сфере. 

Мы встречались с ним без какого-то определённого графика и договорённостей. У нас были дружеские отношения, но в таком формате он, по сути, оказывал мне консалтинговые услуги как менее опытному коллеге. Например, показал мне таблицу ведения расходов. 

Его главный совет, который сильно запомнился, я с тех пор много раз повторяла другим предпринимателям-новичкам. Он сказал: «Соня, ты должна категорически перестать сама продвигать сайты». То есть очень просто объяснил мне суть делегирования. Бизнес я открыла в феврале, и благодаря Мартонику уже в мае перестала сама продвигать сайты и сосредоточилась на управлении. 

К сожалению, в один из моментов общение с Дмитрием прекратилось, и больше у меня не было наставника в прямом значении этого слова. 

Как найти ментора

Недавно мне рекомендовали прочитать книгу Александра Кравцова «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень». Она ровно о том, о чём я веду речь. Что понравилось в этой книге: перечислены конкретные действия по поиску ментора. Никакой «воды». Мне сразу показалось, что советы действительно могут сработать.

Найди ментора 

Вот этот шорт-лист: 

  1. Подумайте, кто среди вашего окружения уже стоит на уровень выше. Составьте список. Здесь очень важны именно отношения. То есть вы должны быть знакомы с этими людьми и общаться. Обратитесь к ним. Если они не согласятся или вы уже всё от них взяли, то есть план «Б»: они могут посоветовать вас как ученика своему знакомому. Если вы ни с кем близко не общаетесь — нужно начинать.

  2. Составьте список из тех, кто вам знаком и постарайтесь с ними пообщаться, подружиться и начать помогать бесплатно, как можете. Понятно, что здесь нужно знать границу, чтобы не выглядело как подхалимство. Далее переходите к пункту первому.⠀

  3. Самый «холодный» вариант: сделайте рассылку по крутым бизнесменам, с которыми хотите иметь дело. Кто-то, может, согласится. Я слышала о таком кейсе от одной дамы из Москвы, руководителя веб-студии. Она долго думала, кого выбрать, определилась, написала — и он сразу согласился. Но на самом деле конверсия при таком способе будет где-то 0,8. 

Личный опыт

В качестве эксперимента я попробовала сделать всё, что описано в книге. Для начала написала список «знакомцев»: у меня получилось шесть человек. Дело в том, что я близко дружу с очень небольшим количеством людей, и для меня загадка, как друзей может быть много. Именно поэтому мне нужно было начинать отсюда. 

В моём списке оказался мужчина, с которым мы периодически дружески общаемся. У него сеть из десяти магазинов обуви. Даже до книжки я ему иногда звонила, чтобы посоветоваться. И он почему-то соглашался меня консультировать и тратил на меня по 20-30 минут. Что очень большая инвестиция в меня, учитывая стоимость часа этого предпринимателя. 

Как-то я просила консультацию, скажем, насчёт того, что одна из моих менеджеров попросила увеличить себе оклад. Предприниматель посоветовал поставить сотруднику более амбициозную цель и увеличить ей процент с продаж. Он же давал свои рекомендации, как было бы лучше расстаться с предыдущим менеджером, который перестал меня устраивать. 

Я предприняла попытки получше подружиться с этим предпринимателем на почве спорта. В общем-то, мы и познакомились на спортивных занятиях. Но его увлечение — Ironman, оно мне не подходит, поэтому тренироваться вместе мы не стали.

Но потом неожиданно выяснилось, что он запускает сайт и ему нужно SEO-продвижение. Тогда я предложила обменять его наставничество на свою услугу. В данный момент меня интересуют его советы (когда потребуются какие-то конкретные) и его контакты в мире бизнеса. Пока нет точных договорённостей, так как начался сезон охоты, он уехал в тайгу и выкладывает сторис со снегом. Но, я надеюсь, он скоро вернётся и мы продолжим коммуникации. 

Забросить больше «удочек»

Ещё ради эксперимента я попробовала и «холодную» рассылку. Выбрала предпринимателей, которые зарабатывают более 2 млн. рублей в месяц. В целом отправила 33 сообщения. Трое уже ответили, один дал свой номер телефона. А некоторые сразу начали писать некие советы. 

Я написала даже одному долларовому миллиардеру из Эмиратов. Но он, конечно, ничего не ответил. 

P.S.

Итак, возможность сократить свой путь ошибок за счёт чужого опыта – прекрасна. Если чувствуете затык в бизнесе, обязательно попробуйте советы из книги. Мне лично ментор в своё время дал действительно немало.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш 
Telegram-канал
страницу в Facebook и 
канал на «Яндекс.Дзен».

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Ответов: 1 шт.


Буквы:

1

2

3

4

5

6

Описание:

Google

Yandex

ТЬЮТОР

Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бижутерия на английском языке как пишется
  • Биеннале как пишется правильно
  • Бидончик как пишется
  • Бидонный как пишется
  • Бидон или бедон как правильно пишется