Чек лист как написать статью

Пошаговая инструкция для райтера

Приветствую, уважаемые читатели блога copirayter.ru. На связи Павел Ямб и сегодня я подробно расскажу и покажу, как написать статью с нуля, что нужно учесть и чего избегать. Для этого я покажу видео по каждому элементу текста с примерами, разборами ошибок и советами. Также я покажу сам процесс написания основного текста. Приготовьте клавиатуру, чтобы сразу же приступить к делу:)

Навык писать информационные статьи содержит в себе множество плюсов. Помимо того, что на этом можно зарабатывать хорошие деньги, также расширяется кругозор, память и общая эрудиция. Недавно я написал статью о ставках на спорт, продал ее за 500 рублей, так еще и сделал правильную ставку на футбольный, тоже выиграл.

Оглавление

  • Структура статьи
  • Заголовок
  • Введение
  • Основная часть статьи
  • Заключение
  • Уникальность
  • Грамотность
  • Чек лист по написанию статьи
  • Зачем уметь писать статьи

Я буду исходить из того, что вы уже знаете, о чем будет ваш текст — идея есть. Я буду писать статью о Японии, интересные факты об этой стране. Такие статьи хорошо продаются, их легко писать новичкам и, следуя принципам написания, вы сможете спокойно сделать также, следуя структуре.

Структура статьи

Практически любой тип статей строится по одной схеме:

  • заголовок;
  • введение;
  • основная часть;
  • вывод.

Это основа, каждый элемент важен и имеет свои принципы. Давайте сначала коротко пробегусь по ним, а затем рассмотрим каждый глубже.

Подбирайте заголовок в зависимости от того, что вы пишете. Если это подборка рецептов, то заголовок с цифрой будет к месту. («Пять рецептов быстрого шашлыка»). Если это инструкция, то можно начинать со слова «как». («Как покрасить забор без кисточки»). С заголовками можно экспериментировать, а можно воспользоваться шаблонами. Наверняка вам попадались в сети посты типа «Двадцать заголовков, которые цепляют» Круто, если вы создадите собственную коллекцию.

Введение – первый признак профессионального подхода к работе. Настоящий автор умеет с его помощью кратко передать содержание и вызвать интерес к статье. Что конкретно в нем нужно писать, рассмотрим ниже.

В основной части вы раскрываете все секреты красоты, делитесь рецептами прикормки для карася, рассказываете о красотах Парагвая и т.д. Здесь важно не отклониться от темы и строго соответствовать заявленной теме. В моем случае я приведу интересные факты о Японии.

Добравшись до вывода, некоторые начинающие авторы теряются. Стереотипное мнение, что в этой части текста должно быть обобщение и вычленение главной мысли подходит не для всех типов статей. Это годится для аналитической статьи, для обзора, а в случае с рецептом, например, достаточно просто написать «Ну вот вы и научились готовить тирамису как в Италии. Приятного аппетита!». Этого будет вполне достаточно. Давайте приступим.

Заголовок

Цель заголовка — привлечь внимание читателя. Чтобы он понял, о чем статья, заинтересовался и приступил к прочтению первого абзаца. Заголовок должен быть небольшим, простым, интересным. Как это сделать? Есть много схем и принципов составления заголовка. Для новичка хватит основных. Постарайтесь вставить в заголовок один из следующих элементов:

  • вопрос;
  • цифру;
  • усилитель.

Давайте на примере Японии. Что вы не знали о Японии? 10 интересных фактов о Японии. 10 фактов о Японии, о которых вы не догадывались. Вот я применил разные схемы к одному заголовку. Вам нужно делать сначала как можете, не бояться пробовать и со временем выработаете навык. Посмотрите видео, чтобы лучше понять суть этого момента.

Если готовы разобраться еще глубже в этом, получить 90 готовых шаблонов для заголовков и посмотреть разбор заголовков моих учеников, прочитайте эту статью.

Введение

Следующий важный элемент статьи. Заголовок побудил читателя приступить к первому абзацу и первое, что он прочтет, — это введение. Оно должно быть таким, чтобы он захотел прочитать следующий абзац. Что можно использовать для введения?

  1. Задать вопрос по теме и расшифровать его. Хотите научиться писать?..Знаете, что сегодня можно легко зарабатывать в интернете. Мечтали побывать в Японии? Затем в нескольких абзацах раскрываете его, намекая на выгоды от прочтения статьи.
  2. Начать с интересного факта. Если в вашей теме есть что-то такое интересное и необычное, то можно таким образом заинтересовать читателя и дать понять, что дальше будет еще интересней.
  3. Рассказать историю. Хороший прием, рассказать что-то из своего опыта или привести какой-нибудь пример. Такой способ вызовет интерес к дальнейшему прочтению
  4. Цитата. На крайний случай, можно просто привести цитату, которая будет в тему.

Вот посмотрите мое видео о начале статьи.

Подробнее о введении я писал и разбирал тут.

Основная часть статьи

Мы подошли к самой длинной части текста. Как быстро и хорошо вы будете писать, зависит от опыта и практики. Что нужно сделать и какие есть варианты тут.

  1. Авторский текст. Вы полностью пишете из головы, основываясь на ваших знаниях. Например, репортаж или статью полностью на вашем опыте.
  2. Простой рерайт. Вы берете одну статью из интернета и переписываете ее своими словами, меняя предложения и абзацы местами.
  3. Глубокий рерайт. Вы берете несколько разных статей и компонуете из них свою. По большому счету, это не сильно отличается от авторского текста и порой превосходит его по качеству. Это сегодня в России называется копирайтингом.

В любом случае надо писать своими словами. Вот посмотрите, как я это делаю.

Тут я хочу остановится на нескольких основных правилах, которые нужно учитывать:

  • пишите простым языком, чтобы ребенок прочитал и примерно понял о чем речь;
  • чередовать простые короткие и длинные сложные предложения;
  • Не делать длинных абзацев, минимум 500 — 600 символов;
  • не используйте штампов и клише, наподобие: имеет место быть, само собой разумеется, как все знают…
  • не допускать повторов одних и тех же слов в абзаце.

Заключение

Тоже немаловажный пункт в статейном мастерстве — это то, как мы закончим нашу статью. Казалось бы, что об этом говорить, самое главное уже сделали, но нет. К заключению мы тоже предъявляем свои требования. Сегодня мы говорим с вами об информационных статьях, которые вы будете писать для продажи, для заказчика или на свой блог. Да и в любой статье надо грамотно подойти к финалу, которое должно:

  • вызвать эмоцию;
  • заставить читателя подумать;
  • завершить мысль, поданную во введении;
  • Дать дальнейшие инструкции к действию.

Смысл в том, что у читателя не должно появиться «ощущение стоп». То есть последняя точка статьи не должна прекратить у читателя внутренний диалог. Подробнее посмотрите в видео ниже:

Также о том, как закончить статью можете прочитать у меня в блоге с примерами.

Уникальность

После того, как вы закончили статью, ее надо проверить на уникальность. Краеугольный камень сегодняшней ситуации в интернете — текст должен быть уникальным. Если вы своровали несколько абзацев с другого ресурса — это плагиат. И встает вопрос: зачем читать вашу статью, если вы вор, лучше почитать первоисточник. Типа того и нет никакого смысла покупать у вас, размещать ее у себя на блоге — поисковики ее не оценят.

Я всегда говорю, что если вы пишете своими словами от начала и до конца, то статья уникальна, я свои даже не проверяю. Уникальность должна быть всегда 100 процентов, а проверяют ее на специальных сервисах, таких как Text.ru. Лучше один раз посмотреть видео, чем сто раз прочитать. Вот вам:

Ну, а если у вас возникли проблемы с уникальностью, то посмотрите как ее повысить.

Грамотность

Скажу честно, я не обладаю врождённой грамотностью и мне не сложно серьезные тексты отдать на проверку корректору. Так что, не переживайте за свою грамотность, хотя и стремитесь ее повышать. Но, если статья стоит 500 рублей, мне не жалко отдать корректору 20, чтобы она была идеальной.

Если вам жалко, то есть несколько сервисов, которые помогут вам самостоятельно подправить общую пунктуацию, опечатки и ошибки. Но только базовые, да и то эти сервисы не бесплатны, так что… Повышайте грамотность:)

По мне, так пусть лучше в статье будет несколько опечаток и пропущенных запятых, но зато она будет полезная и интересная.

Чек лист по написанию статьи

1 шаг – тема статьи

Если вы не знаете, про что писать, но очень хотите, то пишите про то, что вам нравится или востребованную тематику: бизнес, финансы, строительство, психология, дети, интернет.

2 шаг — заголовок

Должен привлечь внимание, заинтересовать и дать понять о чем статья

3 шаг — введение

Должно заинтересовать читателя и побудить его прочитать дальше. Можно задать вопрос, рассказать историю, привести интересный факт или цитату.

4 шаг – основная часть

Не отвлекаясь от сути, донести до читателя суть вашей мысли и ответить на вопрос, который вы поставили в заголовке.

4 шаг — заключение

Кратко подвести итоги и заставить читателя подумать над темой, задать вопрос или попросить поделиться с друзьями

5 шаг – проверить уникальность

Проверить статью на плагиат, используя сервисы проверки. Статья должна быть 100 процентов уникальна

6 шаг – проверить грамотность

Перечитайте текст, исправьте ошибки и опечатки. Можно воспользоваться сервисами или отдать корректору.

Зачем уметь писать статьи

Как я уже сказал, помимо эрудиции, удовольствия вы можете хорошо зарабатывать на этом деле. Сейчас везде нужны тексты, для интернет-магазинов, сайтов, блогов, пабликов — и они готовы за это платить. Все просто, чтобы проект рос, нужен контент и много. Владельцы сайтов заказывают его и платят за статьи. Люди, которые пишут статьи за деньги называются копирайтерами и зарабатывают от 10 000 в месяц, в зависимости от свободного времени.

Если вам интересен такой заработок и у вас есть желание, то почему бы и вам не научиться копирайтингу? Уметь писать статьи — это самое важное для этого, остальное очень легко.

Workspace начинает серию материалов — кратких руководств по digital-задачам. Никакой воды, все четко: берите и делайте. В конце дадим ссылку на готовый шаблон чек-листа для скачивания.

О том, как написать хорошую статью, написаны десятки лонгридов. Мы будем лаконичны: перечислим по пунктам, какой должна быть качественная статья. Если вы автор, перед сдачей материала проверьте себя, ничего ли не забыли. Если вы заказчик статьи, оцените ее по нашим критериям. Пройдитесь по каждому разделу и чекните: выполнено или нет.

1. Определены тема и полезное действие статьи

Тема зависит от того, что вы хотите рассказать читателям. О чем поделиться опытом, какую мысль и полезное действие донести. Полезное действие — оно же цель. Решите, зачем пишется статья:

  • проинформировать читателя;

  • дать готовую инструкцию, что делать;

  • продать товар или услугу;

  • рассказать о себе и своем бренде;

  • развлечь читателя;

  • повысить узнаваемость, получить как можно больше расшариваний и репостов.

В зависимости от этого сформируйте полезное действие.

В одной статье могут пересекаться несколько полезных действий, но нужно выбрать 1–2 главных. Например, после прочтения этого чек-листа пользователь научится самостоятельно определять, хороший материал получился или нужно его дорабатывать.

2. Выбран формат

Говоря о статьях, я подразумеваю большие форматы:

  • информационная статья;

  • гайд, он же инструкция;

  • продающая статья;

  • статья-обзор;

  • статья-подборка;

  • рецензия;

  • кейс;

  • интервью.

Когда определится цель статьи, сузится и круг форматов. Например, если вам надо научить читателя что-то делать, лучше всего подойдут гайд или чек-лист. Чтобы рассказать о товаре, напишите обзор. Чтобы укрепить имидж и личный бренд — подготовьте интервью, кейс.

3. Определена площадка для публикации

Вариантов не так уж много:

  • на сайте заказчика. Хозяин-барин, на своем ресурсе можно публиковать абсолютно любые форматы статей;

  • на сайте стороннего ресурса: в СМИ или медиа, другом блоге. Здесь продающие тексты опубликуют только за деньги, но могут принять бесплатно хорошие информационные статьи, кейсы, обзоры, подборки и т.д.


Как написать и оформить статью: чек-лист для авторов и заказчиков


Читайте также:
З простых способа бесплатно попасть в СМИ

4. Найден подрядчик

Не зря мы сначала определяем тему, полезное действие, площадку и формат, а потом уже ищем подрядчика. Некоторые тематики сложны, а форматы специфичны: не каждый может написать лонгрид на узкоспециализированную тематику. Или подготовить отличное интервью не хуже Дудя.

Поэтому, если у вас разовый и несложный материал, ищите подрядчика среди фрилансеров и частных специалистов. Если нужно писать статьи на постоянной основе или готовить сложные форматы — лучше выбрать контент-агентство или организовать тендер.

5. Создана структура текста

Структура — это скелет текста. Что в нее входит:

  • название, оно же заголовок Н1;

  • лид, или подводка к статье;

  • подзаголовки Н2, Н3, в редких случаях, если структура сложная — Н4;

  • иллюстрации;

  • маркированные и нумерованные списки;

  • таблицы;

  • вставки кодов видео;

  • в больших материалах рекомендуется добавлять содержание, чтобы читатель сразу оценил, что будет в статье.

6. Полностью раскрыта тема

Содержание статьи должно соответствовать заголовку. Если это не так, читатель покинет страницу. Подобное негативно скажется на показателях сайта: поведенческие факторы ухудшатся, позиции сайта могут снизиться в выдаче.

Раскрыть тему помогут:

  • комментарии эксперта;

  • примеры из жизни;

  • иллюстрации и видео;

  • ссылки на похожие статьи.


Как написать и оформить статью: чек-лист для авторов и заказчиков


Читайте также:
Темы для блогов 2021: придумываем вместе с учебным центром Teachline

7. Текст соответствует ТЗ или редполитике

В ТЗ прописываются требования к статьям:

  • цель статьи;

  • где она будет публиковаться;

  • кто ее будет читать (кто целевая аудитория);

  • технические требования: объем, уникальность, водность и другие параметры;

  • требования к содержанию, примерная структура;

  • примеры, или референсы, которые нравятся заказчику.

ТЗ составляется обычно на единичные тексты. Если статьи готовятся на постоянной основе в блог, рекомендую написать для него редполитику, в которой прописываются правила написания и оформления статей. У нас в Workspace есть такая редполитика — вы можете прислать нам гостевую статью.

8. Текст оптимизирован с точки зрения SEO

К SEO-текстам до сих пор неоднозначное отношение. Вот и зря: далеко в прошлом остались времена кривых ключей и корявых фраз, которые надо обязательно впихнуть в текст. SEO в контенте в 2021 году подразумевает совсем другие вещи:

  • найден интент — главная потребность пользователя, ради которой он ищет информацию в поисковике. Для этого чек-листа интент — как самостоятельно и правильно написать статью. Именно эти слова пользователь наберет в поисковике, именно их надо включить в метатеги, заголовок и подзаголовки;

  • проставлены метатеги: Title, Description, Alt (для изображений);

  • подобраны ключевые слова по Яндекс.Вордстат или другим сервисам;

  • ключи вплетены в текст органично: хороший автор проставит их так, что вы даже не заметите;

  • подобраны LSI-слова, которые помогут полнее раскрыть тему.

9. Текст визуально оформлен

Чтобы читателю было легче читать текст, разбавьте его визуалом:

  • картинками, авторскими иллюстрациями;

  • мемами, если позволяет редполитика;

  • таблицами;

  • скриншотами;

  • инфографикой;

  • видео.

Чтобы верстальщику было удобнее публиковать статью, иллюстрации обычно собирают в отдельной папке и прикрепляют к статье. Код видео вставляется прямо в документ.

10. Проведен фактчекинг

В интернете много фейковой и недостоверной информации. Чтобы не ударить в грязь лицом и не ввести читателя в заблуждение, хороший автор всегда проверяет данные:

  • цифры: даты, результаты, показатели;

  • факты: события, новости;

  • источники информации — надежные или нет;

  • цитаты — подлинные или нет.

Как написать и оформить статью: чек-лист для авторов и заказчиков

Чтобы провести фактчекинг, нужно докопаться до первоисточника. Если это новость — ищем надежный новостной сайт. Если исследование — оригинальную версию. Если цитату великих — фрагмент произведения или письма, из которого взята цитата. Всегда лучше найти несколько источников и сопоставить информацию, чем брать первый попавшийся.

11. Проставлены ссылки

Любую статью можно усилить, если сделать перелинковку на другие статьи, страницы сайта, товары и услуги. Что это будет за ссылки, куда они ведут — решается каждый раз индивидуально, в зависимости от цели статьи. В этой статье, например, есть ссылки на услуги нашей тендерной площадки, на список агентств, на другие статьи блога. Если пишем материал для СМИ — разумно поставить ссылку на главную страницу сайта, приоритетную услугу, профиль руководителя в соцсетях.

Проверьте, чтобы ссылки:

  • были проставлены в нужных местах и ведут на нужные страницы;

  • ссылки кликабельны;

  • не оказались скрыты от индексации атрибутами nofollow и noindex;

  • содержали в своем составе utm-метки, если требуется.

12. Добавлены продающие фишки

Если статья публикуется на собственном сайте или на платной основе, советуем усилить ее рекламными вставками:

  • врезки «Читайте также», ведущие на релевантные по смыслу статьи, кейсы;

  • продающие формы и лид-магниты;

  • ссылки на товары и услуги.


Как написать и оформить статью: чек-лист для авторов и заказчиков


Читайте также:
Инструменты контент-маркетинга: от создания до дистрибуции

13. В тексте нет ошибок

Чтобы читатель не спотыкался об ошибки и корявые фразы, проверьте, нет ли в тексте:

  • орфографических ошибок: «жи-ши» пишем с буквой «и»;

  • грамматических и пунктуационных;

  • речевых и стилистических.

На всякий случай можно отдать текст корректору на проверку, чтобы не было вот так:

Как написать и оформить статью: чек-лист для авторов и заказчиков

14. Указаны данные автора

Публиковать статьи без авторства — дурной тон. В крупных изданиях и блогах никогда так не делают. Проверьте, указаны ли в тексте:

  • имя и фамилия автора;

  • должность, если требуется;

  • информация о себе, если требуется.

Если статья пишется для сторонних источников, автору часто требуется зарегистрироваться и заполнить профиль на ресурсе.

И это, пожалуй, последнее, что нужно сделать перед публикацией статьи.

Для вашего удобства мы сделали в отдельном Google Документе готовый шаблон чек-листа для скачивания. Сохраните его себе и отмечайте пункты, которые уже выполнены. Удачных вам публикаций!

Как написать статью: универсальный чек-лист

Раскрываем карты: даем полный и самый честный чек-лист по написанию статей. Никаких сакральных знаний, сложных конструкций и нравоучений: только жиза, только хардкор! По секрету: мы иногда именно так и работаем.

Содержимое статьи

  • 1. Проснуться
  • 2. Полистать ленту в смартфоне
  • 3. Встать на обе ноги
  • 4. Сделать кофе/чай. Позавтракать и начать тихонько страдать
  • 5. Ужаснуться письму редактора о дедлайне. Начать сильно страдать
  • 6. Еще раз полистать ленту в смартфоне
  • 7. Найти тему для статьи. Составить план и придумать броский заголовок
  • 8. Наслаждаться погодой за окном
  • 9. Вспомнить всё и начать писать статью
  • 10. Написать черновик
  • 11. Проверить черновик. Переписать набело
  • 12. Сдать статью редактору. Ждать, надеяться и верить

1. Проснуться

Если давит одеяло,
На глазах свинец и тяжесть,
И подушка цепко держит,
И настойчивый Морфей –

Не надейся на будильник,
На редактора и маму.
Вспомни, автор, что сегодня
Должен ты писать статью.

2. Полистать ленту в смартфоне

Если нет толковой темы,
Если пусто в полушарьях,
Ты зайди в «ВК» любимый.
Вдруг идея прилетит.

Полистай неспешно ленту.
Мемы, фотки и опросы.
Лайкни и прокомментируй.
Вот и час прошел не зря!

3. Встать на обе ноги

Если ноги, как две палки,
Что не гнутся под давленьем,
Ты возьми их крепким хватом
И с кровати опусти.

А потом дойди до душа,
Где под толстою струею
Вспомнишь с ужасом кромешным:
«Мне ж сегодня текст писать!».

4. Сделать кофе/чай. Позавтракать и начать тихонько страдать

Если пуст твой холодильник,
«Дошираки» зачерствели
И осталось два кусочка
Рафинада и конфет,

Не спеши рыдать и плакать,
Гонорар – твое спасенье.
Вот напишешь текст сегодня,
Станет сладкой жизнь твоя.

5. Ужаснуться письму редактора о дедлайне. Начать сильно страдать

Чу, редактор вызывает
Сообщением «ВКонтакте».
Вот не спится человеку.
Что он хочет от меня?!

«Ты нашел, дружочек, тему?
Ты придумал заголовки?
Знай, отлынуть не придется –
Будут розги и позор».

6. Еще раз полистать ленту в смартфоне

Что там нового «ВКонтакте»?
Мемы, фотки и опросы…
А еще «Фейсбук» не смотрен
И не лайкнут «Инстаграм».

А редактор в чате общем
Обещает Божьи кары
Всем, кто вместо классных текстов
Занимается фигней.

7. Найти тему для статьи. Составить план и придумать броский заголовок

Если дело так серьезно –
Брось в окно смартфон проклятый.
И подумай, что сегодня
Будешь миру ты вещать.

Чтобы легче сочинялось –
План статьи составь подробный
И придумай заголовок –
Только чтобы не кликбейт.

8. Наслаждаться погодой за окном

Как чудесно на природе:
Дуб вон с корнем вырывает,
Вон летит по небу крыша,
Птиц сдувает на лету.

Как завидую я флоре,
Да и фауне к тому же.
Никакой у них рутины.
Я на улицу хочу!

9. Вспомнить всё и начать писать статью

Как стрелой, пронзает память
Будто ручкой, в глаз воткнутой:
«В пекло бури-ураганы!
Мне статью пора писать!».

К ноутбуку подобравшись,
Кнопку Start нажмешь поспешно
И, пока идет загрузка,
Кофе нервно отхлебнешь.

10. Написать черновик

Пальцы быстро бьют по «клаве»,
И строка бежит за строчкой.
И картинки, и таблицы,
Даже видео здесь есть.

Час-другой – и черновик твой
Весь сияет на экране.
Только ты, мой друг сердечный,
И не думай сдать его!

11. Проверить черновик. Переписать набело

Время к тесту воротиться:
Черновик свой изучаешь.
Ужас, тлен и что еще там
Чуешь ты от этих строк.

«Как я мог вот это вставить!
А вот это как писал я?
Переписывать придется…
Раззудись моя рука!».

12. Сдать статью редактору. Ждать, надеяться и верить

Вот теперь ты сделал дело.
Засверкают в небе звезды,
Отворятся двери рая
И закроется гештальт.

Если думаешь, на этом
Все мученья прекратятся –
Не смеши, мой юный автор.
Завтра новая статья!

Друзья, привет! С вами снова Евгений Чуранов — директор по маркетингу WebCanape и эксперт Яндекса по обучению. Спасибо всем, кто оценил два первых чек-листа. Если вы их еще не видели, то советую посмотреть.

Напомню, ранее мы рассмотрели, что нужно для создания идеальной карточки товара и описания услуги. А теперь разберём, как оформлять статьи на сайте, чтобы они вызывали восторг у читателя и у поисковых систем.

Сейчас на каждой маркетинговой конференции рассказывают про контент-маркетинг и то, как он влияет на результаты продаж. Многие бизнесы начали внедрять этот инструмент в работу, запускать свои медиа и блоги. Но иногда хочется плакать от того, как отличный контент портят ужасным оформлением.

Посмотрите внимательно на это полотно текста. Уверен, что каждый из вас хоть когда-то, но попадал на такие страницы. Прочитали бы вы такую статью или закрыли вкладку не раздумывая? Скорее всего второе. А ведь она зачем-то нужна. Кто-то ставил ТЗ, заплатил копирайтеру, разместил на сайте. И после этого мы слышим: «Ваш контент-маркетинг — фигня, только зря деньги потратил!»

В этом материале мы не будем рассуждать, для чего компании блог и как писать интересные статьи. Я расскажу про правильное оформление текстов и поделюсь новым чек-листом «Идеальная статья на сайте». Он поможет создать полезный и читабельный материал, который к тому же будет хорошо индексироваться поисковыми системами.

🎁 Скачайте чек-лист в хорошем качестве, чтобы он всегда был у вас под рукой!

Как правильно оформить статью?

1. Заголовок статьи

Это самый первый элемент, на который обращают внимание посетители. Если вы не зацепили заголовком, то, вероятнее всего, они завершат свой путь на вашем сайте.

При написании заголовка нужно учитывать 2 фактора: он должен вызывать интерес у читателя и содержать главные ключевые слова. Я лично придерживаюсь такого правила: если статью пишут в первую очередь для привлечения трафика из SEO, то заголовок должен содержать основной запрос и его главный синоним, быть максимально релевантным. Например, «Как продвинуть сайт по всей России: 3 способа регионального продвижение сайта». А если главная задача статьи — привлечение внимания, то тут уже включаем креатив. Пример: «Инфоапокалипсис 2022: что нам может принести отключение от мирового интернета».

2. Метатеги

Если вы хотите, чтобы ваша статья хорошо искалась в поиске, заголовки и описание важно прописать не только в тексте, но и в специальных тегах для поисковиков Title и Description. Я советую прописывать эти настройки отличными от основного заголовка статьи, добавив в них больше ключевых слов и сделав максимально релевантными поисковым запросам.

3. Полезный текст

Ну а это самый важный и очевидный пункт. Тут я подробно останавливаться не буду. Помните, что статья в блоге, с одной стороны, должна нести пользу читателю, с другой — решать вашу маркетинговую задачу. Кроме этого, не забывайте про грамотный язык и уникальность.

Смотрите чек-лист «Идеальная страница услуг», чтобы полезными на вашем сайте были не только статьи!

4. Фото и видео

Отсутствие картинок и видео превратит даже увлекательный текст в жуткую нудятину. Вы же пишете не реферат. Люди любят картинки, поэтому не будут тратить время на изучение материала, в котором их нет. Они сразу закроют вкладку. Старайтесь использовать собственные фото, а не брать первые попавшиеся из Яндекс Картинок.

5. Указание автора

Экспертным материалам больше доверяют пользователи и поисковики. У Google есть специальные критерии для оценки качества контента — E-A-T, аналогичные требования к информации на сайте выдвигает и Яндекс. Добавляйте к каждой статье имя автора, регалии и фотографии. Не лишним будет сделать ссылку на подробное описание компетенций автора.

6. Оглавление

Если у вас лонгрид, то тут для удобства пользователей советую делать оглавление, с одной стороны оно помогает читателю быстро найти нужный ему контент, с другой – этот элемент тоже положительно влияет на SEO показатели.

7. Рейтинг и счетчик просмотров

Этот инструмент играет роль двойного агента. С одной стороны, он помогает оценить популярность статьи, с другой — служит социальным доказательством. Посетители сайта просто не могут пройти мимо материала, который пользуется популярностью.

8. Время на прочтение

Это еще один хороший способ показать вашу заботу о клиенте. Взамен он либо останется на сайте и прочитает статью, либо добавит её в закладки и вернётся к ней, когда появится время. В любом случае вы останетесь в плюсе.

9. Перелинковка

Обязательно добавьте в статью ссылки на другие ваши материалы. Это могут быть не только статьи, но и прямые отсылки на товары и услуги. Очень хорошо работает товарная перелинковка, когда прямо в блоге вы показываете подходящую продукцию. Дополнительным бонусом вы получите более высокие позиции в выдаче, как у самой статьи, так и у страницы, на которую ссылаетесь.

Сомневаетесь, как правильно показать товар на сайте? Смотрите чек-лист «Идеальная карточка товара»!

10. Модуль комментариев

Для пользователя комментарии — это возможность задать дополнительные вопросы и высказать своё мнение, для вас — точка контакта с клиентом и шанс показать свою экспертность. Кроме того, вы бесплатно получаете обратную связь, которая поможет проапгрейдить ваш товар или услугу.

11. Модуль подписки

Это законный способ получить контакты целевой аудитории, как через email, так и через мессенджеры. Такие пользователи попадут в воронку продаж, где из подписчиков могут превратиться в покупателей. Кстати, сейчас отлично работает подписка через Телеграм-бота.

12. Тегирование

Теги используют для классификации информации и быстрой навигации. Они позволяют создать ссылки, с помощью которых читатель в два клика получит подборку статей по конкретной тематике. Кроме того, подобная доработка положительно повлияет на SEO.

13. Похожие статьи

После прочтения интересной статьи читатель обычно хочет углубиться в тему и найти дополнительную информацию. Чтобы ему не пришлось тратить силы на поиск источника знаний — добавьте подборку похожих статей. Кроме пользы для читателя, такой блок приносит увеличение количества просмотренных страниц и времени, проведённого на сайте. А это опять же влияет на ранжирование в поиске.

14. Кнопки шеринга

Это ваш шанс бесплатно распространить контент среди потенциальных клиентов. Если статья действительно интересная, ей охотно будут делиться. Упростите задачу заинтересованным пользователям и разместите кнопки быстрого шеринга там, где их будет сложно не заметить. Обязательно добавьте иконки популярных соцсетей и мессенджеров. Это поможет полностью охватить аудиторию, которая захочет сделать репост вашего материала.

15. Разметка Schema.org

Этот элемент позволяет поисковикам обрабатывать контент — объясняет им, что находится на конкретной странице. На основе полученных данных формируется сниппет — краткая информация, которая появляется в выдаче. В итоге пользователь увидит не отдельные куски текста, а понятный анонс, карусель с изображениями, таблицы, рейтинги.

16. Разметка Open Graph

Разметка Open Graph формирует превью, которое появляется при шеринге материала в социальных сетях и мессенджерах. Благодаря разметке вашу статью будет сложно не заметить. Корректное отображение заголовка, анонса и картинки сделает ваш материал привлекательным, выделит его в общем информационном потоке.

17. RSS для Турбо-страниц

Эта технология позволяет создать облегчённые страницы сайта для Яндекса. Они загружаются за считанные секунды. Кроме того, вы можете получить красивый расширенный сниппет в поисковой выдаче Яндекса.

18. Финальный оффер

Помните, что любая статья должна вести читателя к какому-то результату: прочитать другую статью, оставить заявку, подписаться на Телеграм-канал или пройти тест. Обязательно в конце каждого материала добавляйте призыв к действию. Это точно не будет лишним и только усилит эффект от вложенных ресурсов.

Если вы уже вкладываете деньги в контент или только собираетесь это сделать, используйте мою статью как инструкцию или инструмент для проверки подрядчика.

Конечно, содержание первично, но пользователей и поисковые системы интересует ещё и оформление текста. Если в нём нет заголовков, подзаголовков, картинок, инфографики, читать его просто невозможно. Сейчас, чтобы удержать посетителей недостаточно создать просто интересный материал, нужно уметь правильно его преподнести.

Было полезно и интересно?

Поделитесь этой статьёй со своим маркетологом и подпишитесь на мой авторский Telegram-канал «Всё про интернет-маркетинг». Здесь только актуальные исследования и реальные кейсы.

Скачать чек-лист в хорошем качестве в PDF — тут!

Другие чек-листы

Как написать хорошую статью

author__photo

Содержание

Прежде чем разобраться в том, как написать хорошую статью, следует ответить на один не менее важный вопрос: зачем писать статью?

Далеко не каждый сталкивается с подобной задачей. Тем не менее, у некоторых специалистов или просто увлеченных людей время от времени возникает потребность или обязанность поделиться с аудиторией определённой информацией.

Причин для написания статьи может быть несколько:

  • Вы продвигаете продукт, знания, личный бренд, и для привлечения заинтересованных людей должны создать качественный контент.
  • Вы являетесь продвинутым экспертом в своей области и вам предложили изложить свои соображения или опыт по теме.
  • Вы творческая личность и желаете открыться миру, поделившись своими мыслями и чувствами.

Вариантов на самом деле гораздо больше.

Будьте готовы к тому, что аудитория может быть довольно широкой, а также глубоко погруженной в специфику поднятой темы, поэтому следует соблюсти два основополагающих условия во избежание жёсткой критики и недовольства:

  • Статья должна быть хорошо структурирована и легко читаться;
  • Информация должна соответствовать действительности или содержать новый опыт.

Если второе условие полностью ложится на плечи автора, то по первому мы сможем привести простые рекомендации, как написать статью.

Что такое статья

Это содержательный текст, раскрывающий конкретную тему. Но у большинства современных читателей синдром информационной усталости, поэтому, чтобы статью прочитали, она должна соответствовать критериям качества. Разберемся, как написать статью для публикации, чтобы она удерживала внимание читателей.

С чего начать писать

Многие авторы сталкиваются с боязнью чистого листа — страхом написать первую строчку. Но к тексту стоит подходить, как к любой другой задаче: наметить план и следовать простому алгоритму.

Определить цель текста и целевую аудиторию

Сначала нужно определить цель текста. Если вы пишете не художественное произведение, а текст для бизнеса, то здесь могут быть такие варианты:

  • подвести читателя к покупке;
  • рассказать подробнее о продукте;
  • создать развлекательный контент, который вовлечет читателя и повысит его лояльность к бренду;
  • написать кейс: рассказать об опыте решения проблем;
  • придумать SEO-текст, который привлечет трафик.

Получается, текст должен решать определенную задачу: побуждать, привлекать,  информировать, развлекать.

Когда цель определена, нужно понять, кто целевая аудитория: от этого зависит стилистика, тон и структура. Например, нет смысла использовать сложную терминологию в статьях для сайта начинающих предпринимателей. Совсем другое дело, если вы публикуетесь в издании для интернет-маркетологов уровня senior — здесь не нужно объяснять простые вещи, и специфические термины будут уместны.

Выбрать тему

Чтобы выбрать тему, воспользуйтесь проверенными способами:

  • Выясните «боли» ЦА. Здесь вам помогут заказчики, которые хорошо ориентируются на рынке. Можно привлечь эксперта: например, медики расскажут о побочных реакциях при вакцинации, а SEO-специалисты помогут составить план продвижения сайта интернет-магазина.
  • Изучите ключевые запросы аудитории в поисковиках: помогут сервисы Яндекс.Wordstat и Google Trends.
  • Используйте личный опыт. Опишите, с какими проблемами вы сталкивались и искали решение.
  • Выскажите мнение по популярному поводу. Сработает, если вы эксперт, и у вас неизбитая точка зрения.

Прежде, чем начать писать, можно изучить конкурентов: не нужно копировать чужие идеи, но можно проанализировать, какие приемы они используют для общения с клиентами.

Определить формат

Формат статьи тоже зависит от задачи. Вот самые популярные:

  • новость;
  • чек-лист, инструкция;
  • советы;
  • обзор;
  • кейс.

Еще часто используют тип «часто задаваемых вопросов»: нужно взять тему, которая беспокоит читателя, и раскрыть ее в качестве эксперта.

Собрать фактуру

Фактура — это фундамент статьи: факты, статистика, цифры и примеры. Если вы не эксперт в теме, то придется собирать информацию по крупицам. Вот главные правила:

  • используйте только официальные и авторитетные источники;
  • обращайтесь за комментариями к экспертам и заказчику;
  • пользуйтесь разными каналами информации: смотрите видео, ищите инфографику, посмотрите иностранные источники.

Составить план

Бывает два вида повествования: параллельное и последовательное. С первым легко: каждый пункт не связан с другим, и их можно расположить в любом порядке. Например, обзор на несколько товаров или чек-лист.

С последовательным сложнее: нужно, чтобы в тексте была логика. Составьте список тезисов и мыслей, которые нужно обязательно включить в текст. Здесь важно не пытаться охватить сразу все: оставьте только самое важное. Теперь нужно разделить текст на смысловые блоки и придумать заголовки.

Правила написания статей

Главное— нужно говорить на языке читателя и заботиться о нем. Если вы пишете для массовой аудитории, старайтесь объяснить все нюансы и помочь аудитории разобраться в теме с помощью инфографики и примеров.

Донести мысль поможет инфостиль: упрощайте формулировки, убирайте канцелярит и клише, говорите по делу, без воды. Примените принцип «одно предложение — одна мысль». Так вы сделаете текст интереснее и конкретнее, а читателю будет проще разобраться в теме.

caltouch-platform

Знания про маркетинг, аналитику, диджитал, быстро и бесплатно

  • Новый скилл всего за 1,5 часа
  • Практические знания
  • Интерактивные юниты
  • Без оплат и встроенных покупок

Как написать статью

Помощь специалиста

Если вы с трудом складываете слова в предложения или делаете это так, что окружающие вас не понимают, лучше обратитесь за помощью к знакомым, преуспевшим в этой сфере.

Возможно, стоит привлечь платного специалиста — журналиста или копирайтера. Для этого нужно пройтись по тематическим сообществам в соцсетях и в интернете, чтобы выбрать подходящего помощника.

Также помощь специалиста пригодится, если вы не разбираетесь в теме статьи и вам нечего сказать, но публикация необходима. На вопрос, кто лучше напишет статью по специфической тематике, нет точного ответа. Каждый справится с этой задачей по-разному. Эксперт может продемонстрировать глубокие познания в области как человек, который в этом разбирается, но писать длинно и сложно и не знать, как правильно писать статьи для публикации.

А профессиональный копирайтер осветит вопрос креативно, подойдет к проблеме с разных углов – в общем напишет так, чтобы это дочитали до конца и поделились этим. Но при этом есть риск, что не продемонстрирует должную компетенцию.

Идеальный вариант — эксперт умеет связать два и более слова, не дает заскучать читателю и при этом объясняет сложные для понимания термины.

Соблюдение правописания

В случае, когда у вас имеются навыки письма и изложения мыслей, но вы испытываете проблемы с правилами русского языка, откройте несколько справочников:

  • gramota.ru — база правил и разборы сложных вопросов по правописанию.
  • dic.academic.ru — толковые словари по множеству тематик.
  • synonymonline.ru — словарь синонимов.

В процессе написания этого минимум может хватить, чтобы грамотно построить речь. Но словесные конструкции и орфография — только базовая составляющая текста. Более объемлющая категория — структура.

Последовательность и связность

Смысловая нагрузка должна поддерживаться не только на уровне частных тезисов. Весь текст должен быть связным и последовательным. Хороший текст скрепляют стройные и логичные причинно-следственные связи.

Чем статья больше, тем сложнее удерживать внимание читателя на единой линии повествования. Для этого требуется грамотно проработанная структура, которая в нужные моменты ведет читателя от общего к частному, от простого к сложному, и наоборот.

Процессы, о которых идет речь, должны быть описаны последовательно. Если в них имеется строгая хронология, она обязательно должна быть соблюдена. Когда внимание рассказчика не сфокусировано, и последовательность процессов нарушена, читатель не поймёт, что до него стараются донести.

Не заставляйте читателя гулять по тексту. Забывая про последовательность и связность предложений, вы заставляете его теряться и порой раздражаться.

Например, если вы пишете статью о запуске контекстной рекламы, вы должны начать с подготовки концепции, сбора семантического ядра, постепенно переходя к последюущим этапам.

Если сперва рассказать об интерфейсе Google Ads или сквозной аналитике, а только затем вскользь упомянуть про семантическое ядро, нарушается связность и последовательность.

Так у читателя не выстраивается образ поэтапного процесса, а получается беспорядочная мешанина из отдельных фактов.

Соответственно:

  • Определите взаимовложенность и последовательность процессов и явлений, о которых рассказываете.
  • Начните статью с вводной части, которая проще всего и укладывается в понятия большинства потенциальных читателей.
  • По ходу текста раскрывайте частности и подробности так, чтобы их можно было проследить и увязать с предыдущими, более общими пунктами.

Подключите коллтрекинг Calltouch — вы сможете оптимизировать рекламу на основе данных о звонках. Это технология определения рекламных источников, с которых приходят звонки клиентов. Calltouch покажет, какая реклама приносит звонки, а какая только тратит бюджет.

caltouch-platform

Коллтрекинг Calltouch

Тратьте бюджет только на ту рекламу,
которая работает

  • Коллтрекинг точно определяет
    источник звонка с сайта
  • Прослушивайте звонки в удобном журнале

Подробнее про коллтрекинг

platform

Обособленность смысловых категорий

Важна также самостоятельность блоков и разделов.

Этого не всегда удаётся достичь и это может быть и не обязательно, но если отдельные составляющие темы действительно укладываются в самостоятельные блоки, лучше это использовать.

Возможно, аудитории интересен только один аспект вопроса. Если он может быть безболезненно отделен от других, лучше обособить его и не делать лишних ссылок на остальные разделы.

Так читатель просто изучит то, что ему нужно, избегая лишних затрат энергии и внимания.

В частности, когда вы рассказываете о настройке сайта, разбирая частные интеграции, выделите каждую из них в самостоятельный раздел.

Например:

  • Подключение счётчиков аналитики;
  • Установка виджета обратного звонка;
  • Установка коллтрекинга;
  • Установка e-commerce плагинов.

Если смешать всё в нечитаемую простыню или раскидать отдельные рекомендации по каждому из пунктов по тексту хаотично, читателю будет невероятно трудно собрать всю информацию и свести её в единую картину.

При этом, важно соблюдать упомянутую ранее связность. Если подразделы неизбежно перекликаются, лучше размещать смысловые пересечения в начале и конце подраздела, но основную часть оставлять строго под данную частную тему.

Структура

Важно выделять под каждую смысловую единицу свой раздел.

У вас должна получиться двух-трёхуровневая структура, в которой отдельный подраздел должен содержать чётко выраженную мысль, описание конкретной категории, сущности, или руководство к действию.

В эстетических целях ряд сайтов ограничиваются двумя уровнями заголовков, но для более полного раскрытия обычно оптимально использовать три уровня, не считая заглавия H1.

Соответственно, основные категории будут содержаться в подзаголовках H2. Более детализированная информация — в H3 и H4.

Разберем пример того, как это может выглядеть. Предположим, тема статьи — «Как увеличить конверсию с помощью дизайна». В таком случае структура будет такой:

H1: Тема статьи

H2: Что такое конверсия на сайте и как она рассчитывается

H3: Пример расчета конверсии

H2: Инструменты и фишки, которые увеличивают конверсию

H3: Виджет обратного звонка

H3: Изображения людей

H3: Короткие и удобные формы

H3: Понятный призыв к действию

H3: Дружелюбный интерфейс

H3: Примеры

H2: Что наносит урон конверсии сайта

H3: Сочетание цветов

H3: Оформление

H3: Некачественные изображения

H2: Что проверить на сайте

H2: Заключение и выводы

Благодаря такой структуре читатель не потеряет нить повествования, а само изложение будет логичным: от общего к частному. Такую статью действительно было бы интересно прочитать.

Поэтому перед написанием статьи составьте план текста. На первый взгляд кажется, что создание плана — это ненужный совет, из-за того что занимает время. Однако это не так. Проработка структуры в виде плана на самом деле экономит очень много времени.

С его помощью вы напишите статью, так сказать, «в голове»: вы будете знать, как правильно писать статьи , где расставить акценты, сфокусировать внимание и что говорить. Также по итогам составления плана вы поймете, по каким частям у вас достаточно информации, а по каким надо собрать цифры и факты.

То есть не придется наводить справки по ходу написания статьи, а это отнимает время. Лучше сначала позаботиться о пуле фактом и тезисов, а затем связывать их между собой предложениями.

Еще план текста поможет вам определиться с целью написания. Перед тем, как открыть редактор, подумайте, что вы хотите донести до аудитории. Хотите дать экспертную оценку? Тогда распишите по плану, что хотите оценить и к какому выводу прийти. А если вы ставите целью рассказать о трендах рынка, то тезисно набросайте план, о чем будете говорить.

В результате работа получается продуктивнее, интереснее, а абзацы пишутся в одно удовольствие.

Выбрать заголовок

И раз уж вскользь упомянули H1, то рекомендуем придумать классный заголовок для статьи. Благодаря заголовку читатель не только поймет, о чем пойдет речь в статье, но и захочет прочитать. Охваты, реакции, просмотры, комментарии, шейры и лайки  — это ключевые показатели хорошей публикации помимо логичности и структуры повествования. В этом поможет заголовок.

Идеи для по-настоящему эффектного и при этом качественного заголовка, на который хочется нажать:

  • Популярное ключевое слово по теме статьи — забросьте удочку для привлечения органического трафика из поисковых систем Google и Яндекс;
  • Смелое заявление — привлекает внимание, и если утверждение доказано и подкреплено фактами по ходу повествования, то аудитория не останется равнодушной;
  • Красивые числа — особой магией обладают: 10, 5, 15, 7, 20, 6, 8, 12, 50 и 100. Если, например, ваша статья посвящена обзору популярных инструментов, то вынесите их количество в заголовок. Это структурирует информацию в статье.
  • Провокационный, странный или забавный вопрос — подсознательно человек захочет получить ответ и откроет статью. А если добавить немного интриги, недосказанности, то большое количество просмотров гарантированно;
  • Привлекательные и красивые слова в заголовке — они придадут статье дополнительную ценность, что по умолчанию сделает ее хорошей: используйте прилагательные «бесплатный», «умный», «удивительный», «красивый», «сумасшедший», «невероятный», «захватывающий» и так далее.

Также структура публикации подразумевает и наличие введения. Если статья посвящена конкретной проблеме, то начните с ее описания. Обоснуйте, если это уместно, важность темы ссылкой на исследования, новость или публикацией, которая тоже посвящена вопросу. Во введении кратко расскажите, о чем пойдет речь.

Составление лид-абзаца

Лид — это первый абзац, который развивает тему, затронутую в заголовке. Обычно лид не придумывают, а составляют: сюда включают тезисы, цепляющие читателя. Например, раскрывают главную мысль или рассказывают, кому будет полезна статья. Иногда лид используется для привлечения внимания: например его показывают в общем массиве статей вместе с заголовком, чтобы побудить читателя кликнуть по ссылке.

Подбор иллюстраций

Лонгриды нужно дополнять картинками: читать длинные тексты неудобно, хочется сразу закрыть сайт. Если в статье много фактов и цифр, то можно разбавить текст инфографикой: нарисовать схемы, таблицы, диаграммы и алгоритмы.

Еще один способ оживить статью — добавить стоковые фото. Но нужно внимательно подходить к выбору иллюстраций: читатели не любят клише и ассоциации «в лоб». В фотобанках тысячи фотографий, поэтому вполне можно найти что-то подходящее. Важное правило при подборе иллюстраций: картинка должна дополнять текст, а не просто занимать место.

Вычитка и редактирование статьи

Кажется, если текст написан, графика готова, значит основная работа позади? Нет, впереди самый сложный этап — редактура. Перечитайте текст несколько раз: возможно стоит избавиться от расплывчатых и водных формулировок, добавить конкретики. Еще раз проверьте факты, подумайте над логикой повествования.

Важно проверить ошибки в орфографии и пунктуации. Чтобы ничего не упустить, можно воспользоваться специальными сервисами: Яндекс.Спеллер и orfogrammka.ru.

Проверка уникальности и SEO-анализ текста

Чтобы текст попал в первые позиции в выдаче поисковых систем, нужно соблюдать правила. Статья должна быть оригинальной и иметь высокую уникальность: от 90%. Если в материале много заимствований, то он не пройдет фильтры поисковиков.

Еще на ранжирование влияет водность: если в тексте мало конкретики и пользы для читателя, то он не станет дочитывать статью. Проверить значение показателя можно через сервисы text.ru или advego. Нормой считается водность в 15–20%: если значение слишком высокое, нужно поправить формулировки.

Другой показатель, на который нужно обращать внимание — тошнота или заспамленность. Он растет, если в тексте слишком много ключевых слов. Значение тоже измеряется в процентах: если тошнота выше 60%, значит текст заспамлен ключами.

Как проверить качество статьи

Чтобы проверить качество текста, рекомендуется использовать сервисы оценки:

  • Тургенев — полезный сервис, который укажет на сомнительные места в плане стилистики. Стоит отметить, что это платный инструмент, однако после регистрации вы получите бонусные 100 рублей. Одна проверка стоит 5 рублей, то есть хватит на 20 проверок;
  • Главред — поможет отредактировать текст в инфостиле: так, чтобы статья получилась максимально информативной, полезной и при этом легко читаемой. Многие копирайтеры и журналисты «прогоняют» статьи через этот сервис. Текст получает оценку по десятибалльной шкале: чем больше, тем лучше. Рекомендуется достигать оценки в 7 и более баллов. Если хотите избавить статью от канцеляризмов, «мусорных» слов и штампов, то вам к «Главреду»;
  • Адвего — помимо стандартной проверки качества статьи покажет ее «водность» и «тошноту». Соответственно, если в тексте много воды, то надо от нее избавиться. Разговор обо всем и ни о чем раздражает читателя, хоть и позволяет набить нужное количество символов.

  • Text.ru — точно пригодится, если вы занимаетесь рерайтом и переписыванием других материалов. С помощью сервиса вы проверите уникальность текста и получите список тех мест, которые выглядят как плагиат. Как известно, поисковые системы не любят заимствования, поэтому регулярно используйте этот инструмент.

Однако учитывайте, что машинная проверка не объективна, и лучше отдать текст на пробу целевой аудитории.

Возможно, ваш поток сознания раскритикуют специалисты по языку, но тепло примут отраслевые эксперты, к которым он обращен.

После написания статьи обязательно возьмите перерыв. Во-первых, создание большого текста отнимает много времени и сил, и вы заслужили отдых. А во-вторых, любой материал, который ждет своего звездного часа, требует проверки, а именно основательной редактуры. Она будет эффективнее, если вернуться к статье со свежим взглядом.

Вы гарантированно в 100% случаев обнаружите стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки, когда будете вычитывать текст. Безобидные, на первый взгляд опечатки типа «тся» вместо «ться» на самом деле наносят большой удар по доверию к автору, компании или блогу. А когда речь идет о продающих статьях, которые призваны обеспечить продажи, устранить возражения и рассказать продукте, тем более теряется лояльность.

Поэтому не стесняйтесь перед публикацией статьи попросить кого-нибудь вычитать статью. Если в компании есть копирайтер, журналист или редактор, то имеет смысл отправить статью специалисту на проверку. Собственные ошибки сложнее найти и исправить — и это факт. Но еще неприятнее потом исправлять их после публикации.

Разбейте на несколько частей те предложения, которые превращаются в большие абзацы. А сам текст делите на несколько компактных абзацев. Простыню текста неудобно воспринимать. Если читатель увидит перед собой сплошной набор символов, которые превращаются в сложноподчиненные предложения и причастные обороты, то у него возникнет желание поскорее закрыть статью. К сожалению, многие авторы игнорируют эти принципы. Не повторяйте за ними.

Конечно, будут те, кто прочитают материал до конца, но их будет гораздо меньше, чем могло бы быть. Простые и ясные предложения не больше 15 слов – это правило поможет вам сделать так, чтобы вас поняли, а читатели прочитали от начала до конца.

Еще один лайфхак: попробуйте вслух проговорить то, что написали. Как известно, человек говорит только на выдохе. Поэтому если вам уже не хватает воздуха до конца предложения, то значит, надо править.

Также после проверки статьи имеет смысл добавить изображения и инфографику по теме. Иногда наглядные таблицы и диаграммы рассказывает лучше, чем текст.  Например, вы хотите донести в тексте мысль, что в первом квартале было больше конверсий, а в аналогичном периоде прошлого года меньше.

Вы можете прописать эти тезисы цифрами, но через слова эти данные воспринимается сложнее. Доверьте это дело инфографике. А в самом предложении укажите наличие причинно-следственной связи. Выберите то место в статье, где это использование будет оправдано.

Проще говоря, нет смысла долго описывать, какой красивый горный пейзаж вы увидели или, если есть фотография.

Инфографика позволяет сделать вашу статью экспертнее, а значит хорошей, полезной и качественной. Когда тезисы текста подкреплены аргументами и визуализированы, он вызывает больше доверия.

Если вы не имеете представления о том, как писать статью, то обратитесь за вдохновением к другим авторам. Изучите, как они пишут, какие фишки и методы повествования используют. Промониторьте самые популярные публикации: как правило, эти статьи написаны простым и доходчивым языком, а еще используются яркий заголовок и иллюстрации.

Что касается размеров текста, то здесь нет универсального ответа. Однако очевидно, что не стоит искусственно увеличивать количество символов. Лучше рассказывать по делу и не перегружать читателя излишней информацией. Некоторые форматы требуют максимальной лаконичности, например, обзор сервисов и инструментов.

А полноценное исследование индустрии потребует больше символов, потому что совсем короткое ревью не вызывает доверия. Ориентируйтесь на себя: если уверены, что сказали достаточно, то больше и не надо.

Для анализа маркетинга вы можете воспользоваться аналитикой Calltouch — мы собираем 100% маркетинговых данных и показателей эффективности бизнеса и строим полную воронку продаж.

caltouch-platform

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

platform

Чек-лист по написанию статьи

Всю работу над текстом можно разделить на этапы:

  • определитесь с целью текста и определите его ЦА;
  • соберите фактуру;
  • выделите смысловые блоки и составьте план;
  • продумайте цепляющие заголовки и лиды;
  • поработайте над формулировками и добавьте в текст конкретики.

Финальная редактура — и текст готов. Можно публиковать и ждать обратную связь от читателей.

Чеклист для чётких текстов

Инструмент, без которого не обойтись вашему контент-маркетингу.

Чеклист для чётких текстов

Привет, читатели милой и ламповой Cossa. Сегодня вам немного опыта отсыпет редакция блога веб-студии «Сибирикс». Говорить будем о незаменимой штуке — о чек-листе для подготовки текстов.

Поймите главное: он нужен. Без чек-листа легко укатиться в ад вечных правок. Поэтому лучше пресечь это в зародыше и писать текст строго по плану. Желательно, по хорошему плану.

Нашему блогу шесть лет. Всё это время мы в 4 интеллигентных лица для него с любовью и задором пишем полезные статьи. Их берут к себе разные отраслевые издания. И каждая статья проводится по одному и тому же чек-листу.

Этот чек-лист появился не сразу, а тогда, когда стало понятно — во время написания статьи мысли частенько растекаются и превращаются в аморфный текст ради текста. А нам нужны цитирование, народная любовь, трафик в конце концов. Таким образом план школьного сочинения «вступление — рассказать про штуку — привести пример — заключение» расширился до чек-листа с информацией — как писать, что именно, для кого и как проверить за собой готовый текст.

И вот он, проверенный годами, отполированный до блеска нашими ошибками. Сохраняйте, пользуйтесь и пишите зашибенные тексты. Just do it!

Начало

  1. В папке «Статьи» создан Google-документ. Предоставлены доступы редакторам.
  2. Чек-лист вставлен в начало документа.

Подготовка

  1. Сформулирована идея текста.
  2. Определена целевая аудитория текста.
  3. Определена цель текста и конкретные действия читателя после его прочтения.
  4. Определено, за счёт чего достигается цель текста.

Создание текста

  1. Написан план текста. Ссылка на план текста отправлена в редакторский чат.
  2. Цель и тезисы статьи согласованы с руководителем. Одобрение — получено.
  3. Собрана информация: цитаты, макеты-прототипы-агрегация (для релизов).
  4. Текст написан. Вместо изображений вставлены описания — что на них должно быть.

Проверка

  1. Цель текста достигается. Противоречий с глобальными целями компании нет.
  2. Текст конструктивен. Позитивен. Экспертен. Не УГ.
  3. Фактические ошибки отсутствуют. Смысловые ошибки отсутствуют. Нет текста ради текста.

Подготовка к публикации

  1. Текст прогнан через расширение «Главреда» для Google Docs. Догнан минимум до 7,5 баллов.
  2. Текст покрашен «светофором». Зелёным отмечать то, в чём уверен полностью. Красным — в чём не уверен. Жёлтым — в чём есть сомнения.
  3. В текст внесены ссылки на 2-3 прошлые статьи блога.
  4. Текст вычитан редакцией.
  5. Все открытые комментарии в тексте закрыты.
  6. Картинки добавлены в текст. Одобрены. Иллюстрация — либо правдивая, либо классная. Фотостоки — табу.
  7. Текст полностью «зелёный».
  8. Статья прогнана через «Типограф».
  9. Статья сверстана в «Тильде».

Публикация

  1. Статья выставлена в блог в режиме черновика.
  2. Картинки, отступы, вёрстка — проверены.
  3. Ссылка на статью отправлена в редакторский чат. Получена отмашка, что можно публиковать.
  4. Статья опубликована.
  5. Анонсы статьи опубликованы в социальных сетях: Facebook, «ВКонтакте», Twitter.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

#статьи

  • 21 июл 2021

  • 0

Как сделать так, чтобы вашу статью никто не прочитал (чек-лист)

Написать текст — плёвое дело. Да, часто текст получается так себе, но и в таком случае есть немало способов сделать его хуже. Наш чек-лист для этого.

Colowgee для Skillbox Media

Сергей Король

Пишущий редактор, медиадиректор, копирайтер-призрак и гонзо-журналист.

об авторе

Редактор и копирайтер с 2006 года. Работал с «Яндексом», «Тинькофф», «Сбером», Utair и другими компаниями. Считает себя «универсальным солдатом», любит людей. Увлекается плёночной фотографией, живёт и работает в Берлине.



Если пишете статью — делайте это для себя и от себя. Любой здравомыслящий человек и так понимает, что волнует покупателей кошачьего корма, пользователя грузовых авиаперевозок и инженеров по эксплуатации нефтяных насосов. Ну, в крайнем случае можно быстро в интернете поискать и посмотреть, что там пишут по этому поводу.

Начните со слов «Как известно…» или «Издревле люди…», а после плесните 3–4 абзаца побольше. Хорошему тексту нужен конферанс, смазка для внимания читателей. Нельзя сразу бежать с места в карьер, и автору, и читателю не помешает предварительно размяться.

Как в «Коммерсанте» или старом добром «Эсквайре». Пишете про ковид? Напишите: «Кто привиться не успел, ляжет тот под ИВЛ». Если читатель не поймёт — это его проблемы. Если обидится — тем более.

Хорошей, крепкой мысли нужно побольше пространства, чтобы развернуться. Весь этот «горох» из небольших абзациков по 4–5 предложений в каждом сделан слабаками для слабаков. Если читателю нужно, он сосредоточится. О серьёзном пишем, надо постараться!

Например, так: «Знаете самый популярный фильм Мартина Скорсезе? Не знаете? А я вам сейчас расскажу». Пускай читатель униженно кричит в монитор: «Да знаю я, знаю!» — вам-то всё равно. Вот когда сам будет писать статью, то пусть не зевает, а сейчас наше время.

Всё равно по ним никто не будет ходить. Достаточно прямо сообщить: «Исследования доказывают, что…» — или: «Всем известно, что коты не любят фалафель». Особенно не стоит ссылаться на авторов цитат — так скопированный текст станет вашим, а автора этого, может, и не вспомнит никто уже через пару лет.

Без картинок текст выглядит суховато. А лучшие картинки, конечно, обитают в поиске Гугла. Они же, скорее всего, «криэйтив коммонс», а значит, спрашивать с нас нечего. Да и кому там придёт в голову наезжать на автора статьи средней популярности.

Максим Ильяхов, Илья Максимов — какая разница, ведь все сразу узнают соавтора «Пиши, сокращай» с двух нот. Кроме того, текст считывается не по буквам, а весь целиком (это всем известно), так что ошибку могут и не заметить. Аналогично — с названиями брендов. Приятнее всего писать их, как кажется. Пускай Dassault Falcon станет «Дессаулт Фалкон», читатель сам разберётся.

Мы с вами филологических не оканчивали, поэтому пропущенные запятые и лишние буквы считаются не смертными грехами, а милыми авторскими особенностями и проявлениями творческой личности. Да и в 2021 году харасить за двойные «н» и «ться» становится неприличным. Читатель, увидел ошибку? Ну и читай себе дальше.

Взаимоисключающие тезисы — это свойство «живого» текста, написанного за один присест. Человеку свойственно изменяться и менять свою точку зрения, порой даже в соседних абзацах. А на перечитывание нет ни времени, ни сил — пусть читатель вообще скажет спасибо, что ему есть что читать.

«Нелицеприятный» — это просто «неприятный» с дополнительными буковками внутри. Но кроме него есть и другие полезные слова, которые помогут вам выглядеть интеллектуалом: «дихотомия», «консистентный», «инсайт», «эскапированная трансцендентность». Используйте их почаще, чтобы читатель видел в вас человека серьёзного, а в себе — недостаточно зрелого для понимания и критики.

Безусловно, у вас достаточно опыта для того, чтобы заменять им логичность суждения, ссылки, факты и даже здравый смысл. У кого больше опыта — тот и прав. Если достаточно пожить на свете, то даже законы физики перестают действовать. Читатель сам виноват, что пока недостаточно опытен, чтобы читать и понимать.

Гендерную нейтральность текста придумали для слабаков. Крепкий автор должен перечислить все гендер (_ки), аккуратно обойдя все лингвистические мины нового времени. Не забудьте заменить слово «женщины» на слово «люди».

Хороший текст мотивирует читателя на комментарий или распространение в соцсетях. Чтобы он не забыл, прямо напомните или лучше прикажите это в последнем абзаце: «Лайк-шэр-алишер». Пусть как можно больше читателей увидят, как вы смело нарушаете правила хорошего текста, придумывая вместо них свои собственные законы. Удачи!


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Профессия Копирайтер с нуля до PRO
Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чего то добиться как пишется
  • Человек который пишет грамотно как называется
  • Чек к чему как пишется
  • Чего ради он пришел как пишется
  • Чейто или чей то как пишется