21 января – 140 лет со дня рождения отца Павла Флоренского
Источник: Столетие
Он оказал глубокое влияние на целое поколение русских мыслителей XX века. Недаром современники называли его «Русским Леонардо». Выдающийся философ, учёный естествоиспытатель и инженер-изобретатель, филолог и математик, энциклопедист и теоретик искусства, художник и поэт – всё это грани таланта отца Павла Флоренского (1882-1937). Однако при всей своей разносторонности он оставался всегда богословом и священником, то есть пастырем душ человеческих, водителем их по пути Истины, Добра и Красоты. Флоренский с терпением истинного христианина пронёс через всю свою недолгую жизнь крест гениальности, ясно сознавая и физически ощущая его тяжесть.
Павел Александрович Флоренский родился 21 января 1882 года в небольшом местечке Евлах в Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).
Его отец Александр Иванович Флоренский был русским. Он работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать Ольга (Саломия) Павловна Сапарова (Сапарашвили-Сапарьян), родом из грузинского города Сигнахи, из древнего рода карабахских армян.
Среди увлечений Павла была поэзия. Подготовленный в 1905 году в Тифлисе поэтический сборник «Ступени» не был издан (он сохранился в архиве семьи Флоренских). Сборник «В вечной лазури» (1907), отмеченный влияниями младших символистов, остался единственным.
Окончив в 1899 году с золотой медалью Вторую гимназию в Тифлисе, он стал студентом физико-математического факультета Московского университета.
В студенческие годы познакомился с Андреем Белым, а через него с Константином Бальмонтом, Александром Блоком, Валерием Брюсовым…
Тогда же Павел Флоренский с интересом отнёсся к учению Владимира Соловьёва, изучал работы, написанные архимандритом Серапионом (Машкиным). Начал публиковаться в журналах «Весы» и «Новый путь».
Без малого 30 лет Павел Флоренский прожил в Сергиевом Посаде. Здесь сложились его дружеские отношения и сотрудничество с выдающимися современниками – художниками В.А. Фаворским, М.В. Нестеровым, учёными Ю.А. Олсуфьевым, И.Ф. Огневым, пианисткой М.В. Юдиной.
По благословению епископа Антония (Флоренсова) в 1904 году Павел Флоренский поступил в Московскую духовную академию. По окончании учёбы он остался в Академии преподавать историю философии.
В Академии у него возник замысел сочинения «Столп и утверждение Истины», которое он предлагает в качестве магистерской диссертации и с успехом защищает ее. Позже оно было опубликовано издательством «Путь» в 1914 году. Это – главный труд его жизни. Павел Флоренский был удостоен за него Макариевской премии.
В 1911 году Флоренский был рукоположен сначала в диаконы, а затем – в священники. В том же году Великая княгиня Елизавета Феодоровна пригласила его стать настоятелем больничной церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины Мариинского убежища (приюта) сестёр Милосердия Российского общества Красного Креста, здание которого построили недалеко от Вифанской улицы, возле линии железной дороги. Здесь он служил до мая 1921 года.
В 1910 году Павел Флоренский женился на Анне Михайловне Гиацинтовой. В браке у них родилось пятеро детей, трое сыновей и две дочери: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария. В 1915 году Флоренские поселились в Сергиевом Посаде в доме на Дворянской улице (ныне Пионерская, д. 19).
В гости к Флоренским приезжали Максимилиан Волошин, Борис Шергин.
Часто навещал их философ Сергей Булгаков. Вспоминая об их встречах с о. Павлом, он писал:
«Отец Павел был для меня не только явлением гениальности, но и произведением искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ. Нужно слово, или кисть, или резец великого мастера, чтобы о нем миру поведать. При этом он сам не только родился таким, но был и собственным произведением духовного художества, для чего ему была присуща вся тонкость духовного и художественного вкуса. Черты его внешнего лика запечатлены на известном нестеровском портрете: благодатная тихость и просветленность, образ как бы некоего небожителя, который, однако, был сыном и земли, ее тягости изведал и преодолел».
В мае 1917 года Михаил Нестеров создал в саду дома Флоренских на Дворянской улице полотно «Философы» – двойной портрет Флоренского и Булгакова.
В годы советской власти о. Павел Флоренский, не оставляя священнического сана, стал служить Родине своими универсальными научными знаниями.
Он был членом Центрального электротехнического совета Главэлектро ВСНХ, стоял у истоков плана ГОЭЛРО, возглавил Отдел материаловедения и вёл научную работу во Всесоюзном Электротехническом институте. Вошёл в Комиссию по стандартизации научно-технических обозначений при «Совете Труда и Обороны СССР», возглавил ряд крупных научных инициатив и разработок на самом переднем фронте науки и техники. Его технические разработки дали большую экономию и независимость от внешнего рынка.
О. Павел в советское время не только остался верен всем взятым на себя духовным обетам, но мужественно встал на защиту святынь Церкви и духовного достояния России. В 1918 году он вошёл в Комиссию по охране памятников искусства и старины лавры, тем самым сохранив культурное достояние Троице-Сергиевой лавры до наших дней.
«Чтобы понять Россию, – писал о. Павел, – надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя её, признанного святым при жизни «чюдного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нём его современники».
В связи с деятельностью Комиссии о. Павлом Флоренским были разработаны принципы музейного дела, составлены и опубликованы описи произведений искусства из монастырского собрания, созданы такие работы как «Иконостас», «Моленные иконы преподобного Сергия», «Храмовое искусство как синтез».
…Старший внук священника Павла Флоренского, академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Павел Васильевич Флоренский рассказал мне о семейном предании Флоренских об истории сохранения святых мощей преподобного Сергия Радонежского, что стало одним из главных духовных деяний о. Павла Флоренского.
По словам Павла Васильевича, поздно вечером (предположительно 26-30 марта 1920 года) отец Павел Флоренский, через Успенские ворота прошёл в лавру и направился в келью наместника. Только Господь знает, о чем говорили они с архимандритом Кронидом. Свидетелями «тайной вечери», на которую сошлись затем у отца наместника члены Комиссии по охране памятников искусства и старины лавры П. А. Флоренский, Ю. А. Олсуфьев, а также, вероятно, граф В. А. Комаровский и ставшие впоследствии священниками С. П. Мансуров и М. В. Шик, были лишь стены древней обители.
Участники совещания тайно вошли в Троицкий собор и сотворили молитву у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Затем вскрыли раку и изъяли честную главу преподобного, а на её место положили… череп князя Трубецкого.
Основное погребение князей Трубецких в Троице-Сергиевой лавре находится под Троицким собором, с западной стороны, в третьей палате. Останки, какого из князей послужили преподобному Сергию неизвестно, но изъять череп из каменной гробницы под Троицким собором стало возможным.
Главу преподобного схоронили временно в ризнице. Затем отец Павел и те, кто был с ним, покинули лавру, дав обет молчания, не нарушаемый ими во всех тяготах их земного бытия.
Вскоре граф Олсуфьев тайно переместил главу преподобного в дубовый ковчег и перенёс из ризницы лавры к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году, Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.
В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова, ставшего после Великой Отечественной архиепископом Новгородским и Старорусским. Голубцову удалось тайно переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря, близ Люберец, под Москвой.
24 января 1938 года был арестован Ю. А. Олсуфьев. После начала войны хранить главу преподобного в Люберцах было слишком рискованно, так как С. В. Олсуфьеву могли арестовать каждый день (что и случилось 1 ноября 1941 года) и П. А. Голубцова каждый день могли призвать в армию.
Е.П.Васильчикова, приёмная дочь графа Олсуфьева, тогда бы осталась единственной, кто знал, где находится глава преподобного Сергия, а это было слишком рискованно, тем более при наступлении немцев.
Вероятно, в промежутке от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941 года) Голубцов и перенёс главу из Люберец к старцу схиархимандриту Илариону (Удодову, 1863-15 марта 1951 года), который с 1936 года служил в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово под Москвой (по Савеловской железной дороге, близ станции Долгопрудная).
После демобилизации П. А. Голубцов перенёс дубовый ковчег с главой в дом Е. П. Васильчиковой, которая и стала последней хранительницей святыни.
На Пасху, 21 апреля 1946 года Троице-Сергиева лавра была вновь открыта. Мощи преподобного были возвращены Церкви. Е. П. Васильчикова тайно передала главу преподобного Сергия Патриарху Алексию I. По его благословению, опять же тайно она заняла своё прежнее место в раке…
В 1933 году, как и сотни священнослужителей, о. Павел был осуждён на десять лет лагерей. Первый год заключения он провёл на Дальнем Востоке, в восточно-сибирском лагере «Свободный», где работал в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа.
Затем, в 1934 году, был направлен в посёлок Сковородино и занимался исследованиями вечной мерзлоты на опытной мерзлотной научно-исследовательской станции. Провёл ряд важнейших исследований.
В сентябре 1934 года о. Павла Флоренского перевели в Соловецкий лагерь особого назначения, реорганизованный впоследствии в тюрьму (СЛОН). О.Павел и в заключении оставался исповедником и подвижником православной веры
В Загорск (такое название получил Сергиев Посад) шли и шли его письма: около 150 – жене, маме, детям. Письма о. Павла Флоренского из лагерей занимают особое место в его наследии. Они исполнены удивительной силы духа, ощущения глубины и гармонии бытия. Адресованные самым близким людям, они обращены к «сокровенному» человеку.
Несмотря на тяжёлые условия, он продолжал научные исследования. О. Павла Флоренского интересовал, в том числе, и йод. В Соловецком лагерном заводе «Йодпром» (1935-1937) Патентное бюро зарегистрировало 12 его изобретений. Сохранилось 50 заявок на изобретения, поданных о. Павлом Флоренским.
Йод – одно из самых загадочных веществ на Земле, 53-й элемент таблицы Менделеева, жизненно необходимый человеку для нормальной умственной и физической деятельности. Для повышения уровня этого вещества в организме широко применяется препарат «Йод-актив». Но мало кто знает, что так называемый умный йод придумал наш соотечественник, священник Павел Флоренский. На московском заводе «Диод» в наши дни реализуют его идею.
…85 лет назад, 8 декабря 1937 года, под Ленинградом был расстрелян второй соловецкий этап – 509 заключённых СЛОНа, люди разных сословий и вероисповеданий: священнослужители, писатели, актёры, учёные, педагоги, государственные служащие, военные и крестьяне… Среди них – отец Павел Флоренский.
Реабилитирован о.Павел Флоренский в 1958 году по приговору 1933 года и в 1959 году по приговору 1937 года – за отсутствием «доказательств виновности в антисоветской деятельности».
Первый в России памятник о. Павлу Флоренскому установлен в центре Сергиева Посада, на пересечении улиц Вифанской (д.2) и Пионерской (д.16) на территории историко-мемориального комплекса федерального значения «Всем пострадавшим за веру во Христа в годы гонений и репрессий».
18 июля 2019 года мемориальный комплекс освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Помимо памятника о. Павлу Флоренскому в мемориальном комплексе открыты бюсты новомучеников и его духовных сподвижников, с которыми он разделил часть своего жизненного и крестного пути: преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и преподобномученика Кронида, последнего наместника Троице-Сергиевой лавры до её закрытия в 1921 году, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне.
Мемориальный комплекс создавался по инициативе «Фонда науки и православной культуры Павла Флоренского». Автор – соучредитель фонда, художник-монументалист Мария Тихонова.
К этому знаменательному событию было приурочено и открытие музейного центра о. Павла Флоренского, в котором представлена экспозиция, посвященная подвижникам и новомученикам и их деятельности в Сергиевом Посаде.
…Вспоминая о. Павла Флоренского, бывший заключённый Соловецкого лагеря академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) писал:
«В чём же принципиальная целостность мировоззрения по П. А. Флоренскому, что из оставленного им наследия надлежит усвоить нашей эпохе? П. А. Флоренский, сложившийся как мыслитель в среде слияния культур русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной, — один из первых возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути. И то, что наше время настойчиво обратилось к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин свидетельствует, что П. А. Флоренский был прав в своих прозрениях.
Его сравнивают с Леонардо да Винчи, Б. Паскалем. Это говорит о том, что Флоренский – явление не только русской, но и мировой культуры.
Однако у П.А. Флоренского есть черта, которая делает его преимущественно русским мыслителем. Как у всякого русского мыслителя, слово П.А. Флоренского всегда искало опоры в утверждении себя через явления жизни, в воплощении, в деле.
Это, несомненно, обострило и сделало неизбежным трагический конец жизни П. А. Флоренского».
Многочисленные изобретения, открытия и провидения о. Павла Флоренского в области точных наук послужили укреплению обороноспособности нашей страны и поставили его имя в ряд крупнейших учёных мира.
Ныне труды богослова, философа, учёного-энциклопедиста о. Павла Флоренского переведены на большинство европейских языков, а многочисленные публикации и исследования его наследия учёными всего мира, свидетельствуют о том, что жизнь и труды о. Павла имеют общекультурное значение.
Есть люди, которые являются яркими представителями своей эпохи, носителями ее наиболее типичных и характерных черт. Это подавляющее большинство людей, ведь каждый человек так или иначе, в той или иной степени – продукт своего времени, которое накладывает на него свой отпечаток. Но есть и единицы уникальных людей, которые сами создали эпоху, которая до конца дней будет ассоциироваться именно с ними.
Михаил Горбачёв, бесспорно, принадлежит ко второй категории. Имя Горбачева неразрывно связано со словом «перестройка». Перефразируя Маяковского, говорим Горбачёв, подразумеваем перестройка. И так будет всегда, ибо само явление, получившее название «перестройка», и ее инициатор стали неотъемлемой частью мировой истории и истории всех стран, которые входили в состав СССР.
Вопрос только, с каким знаком перестройка вошла в историю, как воспринимать ее конечные результаты. Известно, что когда Дэн Сяопина спросили о последствиях Великой Французской революции, он ответил в том духе, что еще слишком рано делать выводы. И в значительной степени это правильно, ведь большое видится на расстоянии. Со времени перестройки прошло всего тридцать лет – по историческим меркам это совсем мало. Но это с точки зрения глобального контекста. Однако, помимо этого, перестройка непосредственно повлияла на судьбу миллионов людей, затронула, пожалуй, каждого, кто тогда проживал на просторах Советского Союза. И каждый человек оценивает все то, что тогда произошло, именно в связи с тем, как изменилась его жизнь, уровень благосостояния и др. И не секрет, что подавляющее большинство наших сограждан персонально до Горбачёва и перестройки в общем относится скорее негативно. Ведь перевернулся их привычный образ жизни, у многих «сгорели» их денежные сбережения, и они почти в буквальном смысле превратились в нищих. Много кто не смог приспособиться к жестким рыночным реалиям, не нашел себя в новых исторических обстоятельствах. Это всё правда. В основном это было обусловлено объективными причинами, но были и грубые просчеты и ошибки, которых могло и должно было не быть. Впрочем, это сейчас, с высоты времени, легко рассуждать и упрекать тех деятелей, кто тогда должен был принимать трудные решения в чрезвычайно неблагоприятных условиях. В русском языке есть идиоматическое выражение «все крепки задним умом». И тут оно очень уместно.
Михаил Горбачёв – трагическая фигура. Известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Он вымостил свою дорогу. Подобно Петру I, он поднял Россию на дыбы, но, в отличие от Петра, не сумел совладать с поводьями. Сегодня мы клянём его, обвиняя во всех грехах. Но не он виноват в том, что мы в очередной раз не смогли воспользоваться своим шансом построить цивилизованное европейское государство, и спустились в болотно-анабиозное состояние, когда уже нет ни надежд, ни перспектив. Да, лично к Горбачёву можно предъявлять разные претензии. Многие даже из его ближайшего окружения не всегда понимали, что он делает и почему. Многие его инициативы были нерешительными, половинчатыми, несвоевременными. Но здесь ещё большой вопрос, что это в большей степени – его вина или беда.
Книга бывшего пресс-секретаря Горбачёва Андрея Грачева называлась «Человек, который хотел как лучше». Он действительно хотел как лучше, пытался реформировать то, что уже не поддавалось реформированию. И в результате потерял власть, по сути добровольно отдав ее. Но вместо этого обрел нечто более важное – уважение и признательность людей, которым он дал самое главное для человека – свободу.
ЭПО́ХА, -и, ж. 1. Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности. Эпоха Возрождения. Эпоха империализма и пролетарских революций.
Все значения слова «эпоха»
ЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. лю́ди и (устар. и шутл.) челове́ки, м. (косвенные падежи мн. ч. челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках употр. только в сочетании с количественными словами). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Все значения слова «человек»
-
В разные исторические эпохи люди по-разному выражали своё восприятие священного пространства.
-
В премодернистскую эпоху люди воспринимали историю по-другому.
-
В так называемую информационную эпоху люди ещё больше сбиваются с ритма.
- (все предложения)
- век
- эпопея
- время
- возрождение
- история
- (ещё ассоциации…)
- аура
- тела
- голый
- досье
- лидер
- (ещё ассоциации…)
- новая эпоха
- эпоха возрождения
- люди разных эпох
- эпоха закончилась
- жить в эпоху
- (полная таблица сочетаемости…)
- молодой человек
- люди животных
- большинство людей
- люди говорят
- видеть человека
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «эпоха»
- Разбор по составу слова «человек»
- Как правильно пишется слово «эпоха»
- Как правильно пишется слово «человек»
«Есть такие люди, которые определяют своей жизнью эпоху, век. Время носит их имя. Невероятно — один человек! Мне кажется, что середина XX века — это эпоха Шостаковича. Для меня это ясно и не требует подтверждения».
Есть такие люди, которые определяют своей жизнью эпоху, век. Время носит их имя. Невероятно — один человек! Но если произнести это слово вдумчиво: «чело» – «век». Век! Век, вечность уже заложены в этом слове, и когда по вышней воле личность поднимается над миром так, что выражает его жизнь, суть, время, — это и остается в истории под его именем: время Моцарта, эпоха Пушкина. Мне кажется, что середина XX века — это эпоха Шостаковича. Для меня это ясно и не требует подтверждения. Контрдоводы о прогрессе, цивилизации, великих открытиях — это все вторично! Дух, дух — не он надстройка, он базис. Вначале было слово!..
Хотя бы малое соприкосновение с такими людьми — это великое везение, счастье, удача: назовите как угодно. Оно возвышает душу, заставляет по-другому воспринимать мир. Знаю это по себе.
Сделав первые шаги в литературе как поэт, пишущий для детей, я, быть может, себе этим навредил. В советском хозяйстве все было разложено по полочкам, инвентаризировано, чтобы власти удобнее было следить и управлять (читай: подавлять).
Стихи мои, обращенные к взрослому читателю, никак не могли пробиться к нему. Во-первых, автор не о том глаголил, во-вторых, чего это он не туда — пусть пишет для детей. Было и в-третьих, и в-четвертых. Как говорил Аркадий Исаакович Райкин: «То — пятое, то — десятое». Помните эти вопросы по номерам в анкетах советского времени? 5 — национальность, 10 — партийность. А в издательствах любили читать анкеты, они назывались «карточки автора». Пришел в редакцию — заполни прежде всего карточку автора!
А если автору мало было детской аудитории, то он искал дорогу ко всему населению. Молодой еще был, наивный и веривший в обязательное превосходство добра над злом.
Одним из способов общения со взрослой аудиторией для меня стало весьма странное увлечение, связанное с музыкой. Я находил произведения разных композиторов, жанров и эпох, которые, как мне казалось, могли бы естественно, органично звучать в обработке для хора и, конечно, со стихами. Моя дружба со многими хормейстерами, композиторами, музыкантами дала мне возможность заниматься этим трудным, хлопотливым, но столь любезным мне делом.
Результаты ободряли. Вскоре и хормейстеры разных коллективов стали обращаться ко мне с просьбами помочь им стихами при обработке и переложении произведений композиторов-классиков для хора. Так в моем портфеле оказались Палестрина, Гайдн, Словенский, Григ, Шуман, Чайковский, Мак-Доуэлл. Со временем много накопилось.
На Всесоюзном радио в редакции вещания для детей и юношества, где я начинал как автор, в начале 1960-х вскоре образовалась новая редакция «Ровесники», которая работала для старших школьников, молодежи. Возглавил ее журналист, бывший фронтовик Игорь Васильевич Дубровицкий, человек, в силу возможностей по тому времени независимый и умеющий отстаивать свое мнение. А литературным редактором стал замечательный поэт и тоже фронтовик Константин Иванович Ибряев, написавший немало чудесных стихов для песен, которые живут и по сей день. В редакции время от времени звучали мои стихи, иногда даже подборки.
Однажды все как бы сошлось. Поскольку вещание было, как и все в стране, плановое, а план подчинялся датам, юбилеям и праздникам, к очередной дате, посвященной, по-моему, 23 Февраля — Дню Советской армии, я предложил редакции свои стихи, написанные на музыку первой части Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Это было дерзко, необычно, но редакция откликнулась, и знаменитый артист Николай Викторович Александрович (кстати, тоже фронтовик) читал мои эквиритмичные стихи на музыку великого произведения. Эффект, конечно, получился потрясающий.
Я заранее известил Дмитрия Дмитриевича о дне и времени передачи, хотя знаком с ним не был. Просто написал открытку и послал на его домашний адрес, слабо надеясь на то, что он прослушает передачу. Прошел эфир, и через несколько дней я вынул из почтового ящика открытку. Адрес был написан незнакомой рукой. Я посмотрел на обратный адрес внизу и ахнул: Шостакович! Это была его рука.
На обороте было написано:
«16.I. 1967. Москва.
Уважаемый Тов. Садовский! Примите мою сердечную благодарность за ваш подарок. Стихи мне очень понравились. С лучшими пожеланиями,
Д. Шостакович».
Обратите внимание на неровный стремительный почерк — я его потом различал сразу, мог бы узнать из миллионов. Меня просто ошеломило, что он сам написал открытку! Слишком часто молчание было единственным ответом многих адресатов менее известных, значительных и, как оказалось, более недоступных персоналий.
Мне повезло в жизни — я ходил в Большой зал консерватории как на уроки, не пропускал ни одного значительного концерта. Слушал все симфонии Дмитрия Дмитриевича: и тринадцатую, и четырнадцатую, и пятнадцатую.
Как огромный подарок судьбы была возможность присутствовать в зале Дома композиторов на репетициях его последних гениальных квартетов, сидеть неподалеку от него в совершенно пустом зале, слышать его замечания, наблюдать его реакцию.
Часто я видел Дмитрия Дмитриевича на концертах, на улице Огарева во дворе Дома композиторов, где он жил. И ни разу не решился подойти к нему и поблагодарить. За что? За то, что он есть и говорит за всех нас вслух то, чего мы сказать не в силах.
Михаил САДОВСКИЙ, Россия