Дислексия: безграмотность или особенность личности
Текст: Людмила Малхозова/Infox.ru
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!
Стопроцентной грамотностью обладают далеко не все, считают специалисты. Это такая же особенность личности, как абсолютный слух или актерское мастерство. Дислексия и дисграфия — нарушение навыков чтения и письма, по мнению ученых, не болезнь, а индивидуальные свойства мозга.
Пишу с ошибками
Ученые выделяют несколько признаков
дислексии и дисграфии:
— зрительное невосприятие буквенных символов при нормальном зрении;
— замедленное чтение с элементами угадывания с заменой близких по звучанию
звуков «з» и «с», «ж» и «ш» или схожих по начертанию «п» и «т», «б» и «в»;
— специфические ошибки: неправильное написание окончаний, повторение
слов.
Комментирует кандидат педагогических наук, директор НИИ «Столичное
образование» МГПУ Маргарита Русецкая: «Например, в слове «дом» такой ребенок
может допустить замену и написать «том», заменив «д» на букву «т». Или в слове
«карандаш» может пропустить гласную или согласную. Или вставить лишнюю букву.
Такие нарушения и есть дисграфия».
Почему
Дислексию изучают уже более ста лет, однако до сих пор продолжаются споры о
том, что это, как ее распознать и почему она возникает. Американские ученые
утверждают, что обнаружили два гена, ответственных за нарушения чтения и
письма: DCDC2 и Robo1. Наличие этих генов повышает риск дислексии в несколько
раз.
Во время чтения и письма включаются разные отделы мозга. Один запоминает и
опознает буквенные символы. Второй обобщает все это в связный рассказ и
помогает понять смысл. Когда отделы взаимодействуют между собой несогласованно,
текст распадается. Или наоборот — при хорошем понимании прочитанного могут
возникнуть трудности в его воспроизведении.
В числе причин расстройства письма и чтения называют леворукость,
наследственность, двуязычие в семье, последствия травм и болезней и осложненную
беременность матери. Комментирует психоневролог, заслуженный врач России, к. м.
н. Владислав Брагинский: «Патология беременности и родов: токсикоз матери,
щипцы, обвитие пуповиной, затяжные роды, болезни ребенка в первые месяцы жизни
— все это оставляет след надолго, и, как следствие, мы наблюдаем дислексию или
дисграфию у ребенка».
В случае наследственной предрасположенности проблемы с грамотностью
наблюдаются у всех членов семьи. Даже если кто-то пишет немного лучше, а кто-то
хуже, ошибки есть у всех.
Двуязычие в семье — еще одна возможная причина правописания с ошибками.
Дети от смешанных браков воспринимают один из языков как иностранный. Такая же
проблема возникает при слишком раннем обучении иностранному языку. Разговорную
речь дети усваивают легче, чем взрослые, но возможен побочный эффект. «Очень
часто мамы радуются, когда ребенок учит английский с трех лет. Конечно, память
детская хваткая, но в армянском, русском, английском языках совершенно разные
грамматические формы. И ребенок путается при изучении иностранного языка в
дошкольном возрасте», — поясняет Владислав Брагинский.
Раньше навыки письма формировались в начальной школе, сейчас – с пяти-шести лет. Если к третьему классу ребенок до сих пор не овладел письменной речью, диагностируется дисграфия. Мы выясним, что это такое, почему возникает и как помочь малышу справиться с этим нарушением.
Что такое дисграфия
Этим термином обозначают расстройство навыков письма, обусловленное недостаточной сформированностью высших психических функций. Ребенку трудно соотнести звуки устной речи с начертанием букв.
Нередко одновременно с дисграфией диагностируется дислексия – нарушение способностей к приобретению навыков чтения.
Проблемы с письмом – это не вина малыша, хотя взрослые из-за недостатка информации списывают это на лень или баловство. Причина всегда кроется в неврологических отклонениях, следовательно, не зависит от воли пациента.
Дисграфия может проявиться в любом возрасте. Разница – в том, врожденная она или приобретенная. В первом случае у человека от рождения нарушены навыки чтения, и их нужно формировать буквально с нуля. Во втором такие навыки в детстве достаточно развились, но после поражения головного мозга были утрачены.
Классификация
Логопеды-дефектологи и неврологи предлагают различные классификации. Чаще всего формы дисграфии выделяют на основе характера и природы ошибок, которые делает ребенок или взрослый:
- Артикулярно-акустическая. За неправильным написанием стоит неправильное произношение.
- Оптическая. Вызвана расстройством зрительного восприятия начертания букв.
- Базирующаяся на нарушениях фонемного распознавания. Больной не может распознать буквы на слух.
- Связанная с нарушением функция языкового анализа. Пациент не различает, где заканчивается одно слово и начинается другое.
- Аграмматическая. Связана с недостаточным владением лексическими конструкциями (согласованием падежей, спряжений).
Нередко при обследовании выявляются признаки сразу нескольких форм. Такую дисграфию определяют как смешанную.
Стадии развития
Расстройство навыков письменной речи не всегда проявляется в полной мере. Сначала близкие замечают незначительные ошибки, потом они становятся все более существенными. На первой стадии человек заменяет буквы, сходными по звучанию (глухие – звонкими и наоборот), пропускает мягкие знаки. Нарушение легко спутать с недостатком орфографических знаний.
На средней стадии отклонения становятся более очевидными:
- подменяемые буквы более ощутимо отличаются друг от друга по звучанию;
- больной пропускает отдельные буквы, которые невозможно не услышать;
- некоторые слова сливаются воедино.
На последней стадии замена букв логически не объяснима. Нарушается их порядок, появляются лишние гласные, опускаются служебные части речи.
Причины дисграфии
Такие отклонения, как дисграфия и дислексия, не являются результатом низкого интеллекта. Известны случаи, когда взрослые, имеющие подобные нарушения, добивались успеха в разных областях.
Основными причинами неовладения письменной речью в младшем школьном возрасте являются:
- внутриутробные инфекции;
- родовые травмы;
- кислородное голодание;
- соматические заболевания, повлекшие неоднородность развития мозговых центров;
- неравномерное развитие психических функций.
Дисграфия и дислексия у взрослых обычно провоцируются очаговым поражением речевых зон. Оно, в свою очередь, вызывается черепно-мозговыми травмами, хирургическими вмешательствами, перенесенными инсультами, опухолевыми процессами.
Единственная причина, напрямую не связанная не неврологическими отклонениями – это билингвизм. Ребенок путается в двух различных языковых системах и подменяет элементы. Такая дисграфия чаще всего бывает смешанной.
Причины, связанные с вовлечением анализаторов в процесс письма
Другой подход к обоснованию природы нарушения навыков письма основан на выявлении дисфункций задействованных анализаторов. Повлиять могут следующие группы:
- Зрительно-пространственные. Человек не способен правильно воспринимать образы букв. Это заметно по плохому почерку, не связанному с нарушением моторики, и отсутствию минимальных навыков рисования.
- Акустические. Нарушен процесс переработки слухоречевой речи. Дополнительный признак – неразличение интонаций.
- Моторные. Функционирование нервной системы не синхронизировано с двигательной активностью. Человек пишет медленно, неразборчиво, не способен быстро постукивать пальцами.
Встречается также регуляторная дисграфия. В этом случае действия человека становятся инертными, не соответствующими заданной программе. Ему сложно провести серию движений по написанию фрагмента текста.
Симптомы
Симптомы различаются в зависимости от формы нарушения. Каждой из них присущи особые виды ошибок.
Форма дисграфии |
Ошибки-симптомы |
Артикулярно-акустическая |
невыговаривание отдельных звуков; замена их более простыми на письме; пропуск букв, обозначающих труднопроизносимые звуки. |
Оптическая |
пропуск целых букв или их отдельных элементов; зеркальное начертание; невозможность визуально определить количество букв. |
Базирующаяся на нарушениях фонемного распознавания |
письмо по услышанному; неразличение звонких и глухих, твердых и мягких согласных; отсутствие мягких знаков. |
Связанная с нарушением функция языкового анализа |
раздельное написание частей слова; слитное написание нескольких слов; добавление лишних букв; многократное повторение слогов. |
Аграмматическая |
трудности со словообразованием; неправильное употребление падежей и спряжений; трудности с подбором окончаний слов. |
Диагностика
Первичная диагностика у детей проводится школьным логопедом, который, в свою очередь, получает сигнал от учителей или родителей. Его задача – оценить, как протекают фонематические процессы:
- различаются ли звуки на слух;
- восприимчив ли ребенок к близким по звучанию словам;
- воспринимаются ли им последовательности звуков;
- способен ли он подсчитать количество звуков в слове;
- имеются ли у него звуковые образы слов.
Обязательно нужно посетить окулиста и отоларинголога. Они помогут разграничить расстройства восприятия от нарушений зрения и слуха.
Окончательный диагноз ставит невролог. Он выясняет, какого рода отклонения послужили причинами дисграфии, и предлагает подходящую схему их коррекции.
Лечение
Дисграфия у детей школьного возраста непосредственному лечению не поддается. Исходные причины устранить невозможно. Однако коррекция симптомов вполне реальна. Программы занятий составляет логопед или нейропсихолог. Они могут дополняться:
- Медикаментозной поддержкой. Ноотропные препараты стимулируют мозговую активность, в частности улучшают память и активизируют пораженные речевые зоны.
- Физиотерапией. Транскраниальная микрополяризация помогает наладить взаимодействие между участками мозга, участвующими в речевой деятельности.
- Остеопатическим лечением. Эффективно при оптической дисграфии, вызванной родовой травмой.
У взрослых причины расстройства навыков письма отличаются. Поэтому коррекция проводится в рамках общей программы реабилитации. Конкретные методы зависят от особенностей поражения мозга.
Упражнения для коррекции
Известно много инструментов для отработки нарушенных навыков письма в условиях поражения мозга. Для каждой формы дисграфии есть свои программы. Отдельно разрабатываются схемы для случаев, когда она сочетается с дислексией.
Упражнения могут быть направлены на:
- фонемное распознавание звуков, слогов, слов;
- узнавание сходных элементов букв;
- поиск различий в начертании букв;
- постановку правильного произношения звуков;
- отработку навыков языкового анализа и синтеза;
- развитие связности речи.
Если проблемы оптического характера, занятия в большей степени ориентированы на формирование зрительного восприятия слов, букв и их элементов, если акустического – на восприятие и распознавание звуков. В случае, когда затруднения в начертании букв вызвано нарушением мелкомоторной координации, полезны упражнения на ее развитие.
Как помочь ребенку с дисграфией адаптироваться в школе
В младшем школьном возрасте трудности с письмом вызывают у ребенка значительное психическое напряжение. Учителей необходимо предупредить об этой особенности во избежание усиления давления.
Для облегчения процесса обучения стоит разработать индивидуальный образовательный маршрут, который может предполагать:
- увеличение времени на выполнение письменных заданий;
- разбивку больших текстов на несколько маленьких;
- отсутствие строгих требований к почерку;
- возможность давать ответы устно.
Если школьник занимается по общей программе, ему понадобятся некоторые послабления. Таковым может стать разрешение не записывать материал урока полностью. Родителям на этот случай придется купить диктофон, чтобы ребенок не отставал.
Профилактика
Никто не застрахован от родовой травмы или кислородного голодания. Однако степень развитости высших психических функций ребенка во многом зависит от стараний родителей. Первые меры принимаются задолго до того, как малыш начнет писать:
- развитие мелкой моторики;
- тренировки памяти и внимания;
- отработка навыков пространственного мышления;
- расширение словарного запаса.
Крайне важно общение. Гаджеты не заменят малышу живого разговора. Совместное времяпрепровождение за словесными играми, чтением или интересными историями лучше всего способствует формированию речевых навыков.
Внимательные родители замечают отклонения на начальной стадии. Не стоит откладывать посещение логопеда. Чем раньше начнется коррекция, тем больше у малыша шансов приспособиться к своим особенностям и научиться писать. В этом помогут книги О.В. Чистяковой, О.И. Азовой, Е.В. Мазановой и других специалистов.
неграмотный
- неграмотный
-
НЕГРА́МОТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Не умеющий читать и писать. Н-ое население. До пятнадцати лет был неграмотным.
2. Пишущий и говорящий с ошибками. Н. ученик.
3. Недостаточно знающий свою специальность. Н. архитектор, инженер.
4. Содержащий ошибки; выполненный без знания дела. Н-ая речь. Н-ое изложение. Н. чертёж.
◁ Негра́мотно,
нареч.
Н. писать, говорить. Н. сделать чертёж. Негра́мотный, -ого;
м.
(1-3 зн.). Негра́мотная, -ой;
ж.
(1-3 зн.). Обучать неграмотных.
Энциклопедический словарь.
2009.
Синонимы:
Антонимы:
Смотреть что такое «неграмотный» в других словарях:
-
неграмотный — неграмотный … Орфографический словарь-справочник
-
НЕГРАМОТНЫЙ — НЕГРАМОТНЫЙ, неграмотная, неграмотное; неграмотен, неграмотна, неграмотно. 1. Не умеющий читать и писать. Неграмотный человек. || Малограмотный, пишущий с орфографическими ошибками. Неграмотный писарь. || То же в знач. сущ. неграмотный,… … Толковый словарь Ушакова
-
неграмотный — См … Словарь синонимов
-
НЕГРАМОТНЫЙ — НЕГРАМОТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Не умеющий читать и писать, безграмотный (в 1 знач.). Обучение неграмотных (сущ.). 2. Не обладающий нужными знаниями, сведениями в какой н. области, безграмотный (в 3 знач.). Н. техник. 3. Выполненный с ошибками … Толковый словарь Ожегова
-
НЕГРАМОТНЫЙ — человек, неграмотность жен. безграмотный, ность. Мы люди неграмотные, едим пряники неписанные. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
-
неграмотный — I см. неграмотный 1), 2), 3); ого; м. II ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. неграмотно, неграмотный, неграмотная 1) Не умеющий читать и писать. Н ое население. До пятнадцати лет был неграмотным. 2) Пишущий и говорящий с ошибками … Словарь многих выражений
-
неграмотный — • совершенно неграмотный … Словарь русской идиоматики
-
Неграмотный — I м. разг. Тот, кто не умеет читать и писать. II прил. 1. Не умеющий читать и писать (о человеке). отт. Слабо знающий грамматику и орфографию; малограмотный. отт. перен. Неосведомлённый в чём либо. 2. Содержащий орфографические, стилистические и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
Неграмотный — I м. разг. Тот, кто не умеет читать и писать. II прил. 1. Не умеющий читать и писать (о человеке). отт. Слабо знающий грамматику и орфографию; малограмотный. отт. перен. Неосведомлённый в чём либо. 2. Содержащий орфографические, стилистические и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
неграмотный — 1. неграмотный, неграмотная, неграмотное, неграмотные, неграмотного, неграмотной, неграмотного, неграмотных, неграмотному, неграмотной, неграмотному, неграмотным, неграмотный, неграмотную, неграмотное, неграмотные, неграмотного, неграмотную,… … Формы слов
-
неграмотный — грамотный компетентный сведущий осведомленный ученый … Словарь антонимов
В современном мире сформировалось устойчивое мнение, что грамотность — показатель уровня интеллекта человека. Хочешь «попробывать тортов», не знаешь, где уместны «-тся» и «-ться»? Злостный прогульщик школьных уроков, лентяй и не достойный уважения, а порой и личных отношений человек. Более того, «губители родного языка» активно порицаются «орфографическими фанатами» или граммар-наци. В День грамотности MedAboutMe разбирается в медицинских причинах ошибок в правописании, а также научном обосновании течения остракизма по грамматическому признаку.
«Но метро сверкнул перилами дубовыми»
Любой лингвист подтвердит: языки развиваются вместе с обществом, меняются, следуют за общими правилами, свойственными человеческой речи. Кто помнит, что изначально «метро» и «авто» были мужского рода, потому что произошли от метрополитена и автомобиля? В русском языке такой форме слова соответствует средний род, и изменения были неизбежны.
В последний раз я видел Вас так близко.
В пролеты улиц Вас умчал авто.
И снится мне — в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подает манто.
А. Вертинский
Такой же процесс, вызывающий крайне неприятное ощущение у части населения, происходит сейчас с кофе: естественность среднего рода побеждает изначальные правила. В процессе изменения правил написания и произношения неизбежны негативные реакции, если, конечно, наш мозг умеет распознавать ошибки. Кто-то спокойно реагирует на неверное написание слов, кто-то морщится, а довольно значительная часть читателей активно протестуют и высказывают негодование «аффтору» вне зависимости от содержания текста.
«Я вижу здесь три орфографических ошибки». Такой была последняя фраза маркиза Тома де Маши при прочтении его собственного смертного приговора в 1790 году.
Не стоит считать, что так называемый сегодня граммар-нацизм, движение за чистоту родного языка — явление, обязанное своему возникновению сети Интернет. Первым известным у нас блюстителем чистоты языка был М. В. Ломоносов, ему вторил Владимир Даль. Корней Иванович Чуковский при чтении писем читателей отмечал: «Перелистываешь их и убеждаешься в тысячный раз: читатель возбужден и взбудоражен. Всюду ему мерещатся злостные исказители речи, губители родного языка…»
Почему же некоторых людей так раздражают ошибки в речи и письме?
В научных исследованиях доказано, что у нас существуют особые области мозга, работающие в качестве детекторов грамматической правильности осмысленной фразы. Например, «синее небо» и «синий небо»: несложно понять смысл словосочетания.
Однако во втором случае понимание сочетается с некой заминкой, вызванной той самой группой нейронов. Нейроны выявляют нарушение грамматики и сигнализируют мозгу о наличии ошибки. Эта же группа нейронов помогает нам воспринимать тексты, не имеющие знакомых слов, но написанные в соответствии с правилами грамматики: «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Мы понимаем речь, анализируя корневые морфемы и их изменения в соответствии с правилами языка, а если правила нарушены, сигнал от нейронов побуждает мозг к дополнительному анализу сказанного или написанного. А такую нагрузку спокойно выдержать может не каждый.
«Йожик» как причина неграмотности
В 2000 г. в 32 странах проводились исследования чтения и грамотности среди школьников 15 лет. На первых местах оказались Финляндия, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия и Корея. Учащиеся США — на 15 месте, Германия — на 21, Россия — на 27, немногим лучше мексиканцев и бразильцев.
Если принять во внимание возраст тестируемых — 15 лет — то понятно, что в группу попали школьники из старших классов, уже прошедшие отборочный барьер по окончании средней школы и доказавшие способность к обучению в 9-10 классах. Так разрушался миф о стране с «золотым веком грамотности», самой читающей (а значит — самой образованной) нации.
Комментарий эксперта
Екатерина Валова, психолог
Большинство современных родителей знают, как важен фонематический слух для успешного обучения в школе. Как можно писать грамотно, если ребёнок не знает, из каких звуков состоит слово?
На самом деле происходит подмена понятия, и она обусловлена реформой в образовательных методиках начальной школы. Вплоть до середины 1980-х годов использовался метод научения, основанный на первичном знакомстве с буквами и правилами, по которым буквы составляются в слова. Обучение строилось на выработке навыка писать так, как видишь, а не как слышишь. Это прекрасно работает до сих пор, например, у глухонемых детей: их грамотность совершенно не зависит от звукового сочетания, и ежик в их тетрадях остается ежиком, а не «йожиком».
Фонематический метод, его слуховая доминанта, принятая сегодня за базис, учит детей распознавать звуки, фонемы, из которых состоят слова. После чего надо перевести звуки в буквы и записать по правилам, которых буквально не слышно: однозначное соответствие звучания и написания слов в русском языке отсутствует, зато много исключений, и их надо запоминать. В устаревших сегодня образовательных программах фонетический разбор как часть теоретической лингвистики входил в курс 5-6 класса общеобразовательной школы, когда основы грамотности уже усвоены.
Обучая детей сначала распознавать звуки, а потом переносить их в письмо, и внедряя в этот процесс множественные правила правописания, мы способствуем росту вынужденно малограмотных людей с отличным фонетическим восприятием.
Сторонники методики развития связи между чтением и письмом рекомендуют прибегать именно к зрительным методикам обучения, таким, как кубики Зайцева. Эти же методики могут использоваться и при коррекции устойчивой неграмотности, не поддающейся обычным способам исправления правописания — дислексии.
Неграмотность как диагноз
Говоря о том, что люди, неспособные грамотно написать текст, обладают низким интеллектом и недостаточно образованы, граммар-наци не учитывают ни отсутствия связи между образом мышления и правописанием, ни наличия такого явления, как дислексия. А между тем среди людей с дислексией — расстройством «словесной слепоты», не позволяющим легко и бегло читать или писать без ошибок, страдали (и страдают) Стивен Джобс, Нельсон Рокфеллер, Билл Гейтс, Стивен Спилберг и множество ярких и успешных личностей. Неспособность сразу же написать слово hedgehog (англ. ежик) без ошибок не помешало им добиться профессиональных высот.
Исследования доказывают, что сегодня минимум каждый двенадцатый человек — дислексик, а среди детей распространенность дислексии может доходить до 20%. В группу расстройств входят дисграфия, неспособность к правописанию или выражению речи на бумаге, дискалькулия — трудности со счетом, и сами расстройства подразделяются на типы в зависимости от особенностей ошибок и трудностей. Так, например, при дисграфии математические ошибки будут выражаться в «описках», когда 3+3 в уме 6, а на бумаге 8.
Причины возникновения расстройств данной группы точно не выявлены: есть подтверждения неврологической этиологии, генетических нарушений, влияния ранних попыток обучения чтению, а также четкая взаимосвязь между травмами и дисфункциями областей мозга, ответственных за речь, и возникновением расстройства во взрослом возрасте.
Причина истинной «неграмотности» чаще всего связана с функциональной неэффективностью определенной части мозга. При этом влияние этой дисфункции на мышление исключительно интересно. Так, обычный человек при получении задания или планировании действия склонен «проговаривать» его, используя внутреннюю речь. Люди с дислексией, в соответствии с исследованиями ученых, его не проговаривают, а «рассматривают», выстраивая образный ряд.
В исследованиях принимала участие группа взрослых с подтвержденным диагнозом «дислексия» и контрольная группа тестируемых. Тестом было перерисовывание по памяти художественного объекта с мелкими деталями, и уровень визуального восприятия и памяти у дислексиков оказался значительно выше среднего. И это дополняется иными возможностями.
Личный опыт
Джейми Оливер, известный шеф-повар, писатель
Если кто-то скажет вам, что «у его Джонни дислексия», я считаю, что вам надо встать на колени, пожать Джонни руку и сказать: «Молодец, ты везунчик, ты счастливый парень!».
Поскольку я дислексик, когда мне необходимо читать, я просто старательно делаю это, продираясь сквозь текст. Это похоже на то, как будто я — большой, десятитонный, катящийся вниз по склону валун.
Зато когда я обсуждаю что-то на рабочей встрече, я просто вижу проблемы иначе, и я концентрируюсь на вещах по-другому. Некоторые части работы у меня в мыслях могут потеть, плакать, обтесываться, зато это приводит к эффективным решениям проблем.
Симптомы, испытываемые человеком с дислексией, схожи с дезориентацией, а также наблюдаются у людей с СДВГ и СДВ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или без гиперактивности). Научное объяснение появления симптомов таково: обычно мы мыслим вербально, в мыслях можно легко выделить слова, фразы, целые тексты. Однако та часть людей, которая не использует вербальный тип мышления, буквально «думает картинками», строит последовательные образы.
При таком типе построения мыслительных процессов любой графический символ, не соответствующий образу, становится раздражителем, триггером, спутывающим стройный ряд образов-мыслей. Как правило, первое столкновение с массой раздражителей происходит в начальной школе, а с возрастом значительная часть дислексиков обучается «включать» речевое мышление и снижать уровень дезориентации.
Личный опыт
Марк Собжак
Если я обдумываю историю или предстоящий день, это похоже на комикс: несколько картинок ключевых моментов с небольшими текстами, которые дополняют картинку там, где это действительно необходимо. Например, при мысли об автоаварии я вижу только картину столкновения, без слов «Бабах!», а вот вспоминая склад пиломатериалов, я вижу прекрасные дубовые доски и рядом их стоимость и количество в цифрах, которые я услышал от мастера. Чтобы вспомнить эти цифры, мне необходимо вспомнить всю картину: доски, их ширину, цвет.
Также, к примеру, работает мое логическое мышление: если кто-то рисует мне картину будущего, которое невозможно достичь, эта картинка искажается: дом не похож на дом, дерево отсутствует и так далее. Я не думаю об образах специально, они возникают сами по себе.
В профессиональной деятельности я сочетаю оба типа мышления, блокируя часть возникающих образов: нередко их сложно вербализовать, описать так, чтобы было понятно собеседнику.
У меня подтвержденные диагнозы дислексии и дисграфии, мне действительно было трудно учиться в школе из-за «лени», «нежелания выучить правила грамматики», «невнимательности», а нежелание писать правой рукой было причиной синяков от линейки моего учителя в католической школе. Я до сих пор прилагаю постоянные усилия, проверяя свои тексты на наличие ошибок, и почти все вижу. При этом количество прочитанных мною книг могло бы обеспечить зрительной памятью на правила правописания нескольких человек, но при чтении я также вижу не слова, а картинки.
Я получил докторскую степень в Кембридже по биомеханической инженерии. К счастью, там грамматические ошибки не влияли на оценку моих способностей.
Большинство людей способны грамотно писать благодаря врожденному и прогрессирующему чувству языка с незначительной помощью школьного образования. Но для примерно 8% населения грамматика и орфография стоят намного больших усилий, при этом часто совсем не коррелируя с интеллектом. В День грамотности MedAboutMe напоминает всем «орфографическим фанатам» и любителям родного языка, что еще в 20 веке слово мышление в словарях присутствовало, как мЫшление, правильно было писать не «тормоз», а «тормаз», каждый пятый взрослый в мире действительно неграмотен, зато каждый 12-ый пишет с ошибками вовсе не из-за недостатка образования и усидчивости. И что толерантность к недостаткам ближних — признак широкого мировоззрения и развитости мыслительных процессов.
Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург
28 ноября 2019 | 12:10| Просто о сложном
Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.
Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.
«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.
Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.
«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.
Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.
Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».
«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.
Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.
Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.
«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»
Неграмотный – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово неграмотный? Пытаешься разобраться, что такое неграмотный? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «неграмотный» в словарях русского языка
Неграмотный это:
I м. разг.Тот, кто не умеет читать и писать. II прил.
1.Не умеющий читать и писать ( о человеке ) . отт. Слабо знающий грамматику и орфографию; малограмотный. отт. перен. Неосведомленный в чем-либо.
2.Содержащий орфографические, стилистические и т.п. ошибки ( о рукописи, документе и т.п. ) .
3. перен.Выполненный без надлежащего знания дела.
Большой современный толковый словарь русского языка
Неграмотный
1. м. разг. Тот, кто не умеет читать и писать.
2. прил.
1) а) Не умеющий читать и писать. б) Слабо знающий грамматику и орфографию; малограмотный. в) перен. Неосведомленный в чем-л.
2) а) Содержащий орфографические, стилистические и т.п. ошибки. б) перен. Выполненный без надлежащего знания дела.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Неграмотный
человек, неграмотность жен. безграмотный, -ность . Мы люди неграмотные, едим пряники неписанные.
Словарь Даля
Неграмотный
негр`амотный; кр. ф. -тен, -тна
Словарь русского языка Лопатина
Неграмотный
не умеющий читать и писать, безграмотный N1 Обучение неграмотных(сущ.). неграмотный не обладающий нужными знаниями, сведениями в какой-нибудьобласти, безграмотный N3 Н. техник. неграмотный выполненный с ошибками, без знания дела Н. чертеж.
Словарь русского языка Ожегова
Неграмотный
неграмотный
1. м. разг. Тот, кто не умеет читать и писать.
2. прил.
1) а) Не умеющий читать и писать. б) Слабо знающий грамматику и орфографию; малограмотный. в) перен. Неосведомленный в чем-л.
2) а) Содержащий орфографические, стилистические и т.п. ошибки. б) перен. Выполненный без надлежащего знания дела.
Толковый словарь Ефремовой
Неграмотный
неграмотная, неграмотное; неграмотен, неграмотна, неграмотно.
1. Не умеющий читать и писать. Неграмотный человек. – Малограмотный, пишущий с орфографическими ошибками. Неграмотный писарь. – То же в знач. сущ. неграмотный, неграмотного, м., неграмотная, неграмотной, ж. В первую группу принимаются неграмотные.
2. Содержащий орфографические ошибки, написанный с ошибками. Неграмотная рукопись.
3. Мало осведомленный в чем-н., малоопытный, неумелый. Политически неграмотный человек. Неграмотный рисовальщик.
4. Выполненный без надлежащего знания дела, неискусный. Неграмотный рисунок.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Неграмотный
не умеющий читать и писать, безграмотный не обладающий нужными знаниями, сведениями в какой-нибудь области выполненный с ошибками, без знания дела
Викисловарь
Где и как употребляется слово «неграмотный»?
Кроме значения слова «неграмотный» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «неграмотный».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «неграмотный» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «неграмотный»
Когда-то, после возникновения письменности, в обществе была проведена незримая черта между грамотными и неграмотными людьми.
Однако массе неграмотных крестьян так и не суждено было ощутить перемены на себе.
Пока большинство рабочих и крестьян оставались неграмотными, образовательный ценз давал преимущество олигархии, связанной с иностранным капиталом.
Неграмотный является ответом на вопросы из кроссвордов
- Человек, неграмотность ж. безграмотный, -ность. Мы люди неграмотные, едим пряники неписанные
О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.
Что такое дислексия
Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].
- Дислексия — сложности развития навыков чтения.
- Дисграфия — сложности письма.
- Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
- СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.
Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.
Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.
Кадр из фильма «Одаренная»
© Kinopoisk
Дислексия и творчество
Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить. Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия. У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel.
Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.
Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.
Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].
Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.
Кадр из фильма «Звездочки на земле»
© Kinopoisk
Как распознать дислексию
Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:
- ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
- он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
- не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
- речь развивается медленнее, чем у сверстников;
- возникают сложности при чтении и письме;
- ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.
Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:
- проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
- не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
- может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.
У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:
- при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
- не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
- у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
- отказывается читать вслух;
- видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
- не может определить границы слов и предложений.
Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:
- он путается во временах года, днях недели или времени суток;
- трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
- плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
- у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.
Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:
- отвлекается, тяжело сосредотачивается;
- ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
- он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
- на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
- перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.
Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.
Кадр из фильма «Капитан Фантастик»
© Kinopoisk
Причины дислексии
Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.
Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.
Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.
У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.
Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:
- недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
- тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
- травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
- никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.
Дислексия не приговор
Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен. В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.
Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.
Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.
Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам. Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе. В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!
Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».
Кадр из фильма «Капитан Фантастик»
© Kinopoisk
Что делать взрослым и детям с дислексией
Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.
Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.
Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.
Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.
Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией
Невролог
При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.
Психолог
Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.
Нейропсихолог
Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».
Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].
Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения.