Чернолаковые ягоды как пишется

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ла́ково-чёрный

Рядом по алфавиту:

лакирова́льщик , -а
лакирова́льщица , -ы, тв. -ей
лакирова́ние , -я
лакиро́ванный , кр. ф. -ан, -ана
лакирова́ть(ся) , -ру́ю, -ру́ет(ся)
лакиро́вка , -и
лакиро́вки , -вок, ед. -вка, -и (обувь)
лакиро́вочный
лакиро́вщик , -а
лакиро́вщица , -ы, тв. -ей
лакколи́т , -а
лакколи́товый
ла́кмус , -а
ла́кмусовый
лакну́ть , -ну́, -нёт
ла́ково-чёрный
ла́ковый
лакокра́ски , -сок
лакокра́сочный
ла́комить(ся) , -млю(сь), -мит(ся)
ла́комка , -и, р. мн. -мок, м. и ж.
ла́комство , -а
ла́комый
ла́комящий(ся)
лаконаливно́й
лакони́зм , -а
лакони́ческий
лакони́чность , -и
лакони́чный , кр. ф. -чен, -чна
лаконо́с , -а
лаконо́сные , -ых

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 08.03.2019 14:20

Найдите предложения с обособленными членами 1.я сидел погруженный в глубокую задумчивость. 2.с косогора далеко была видна молчаливо утонувшая в сумраке крепость. 3.я рано проснулся и долго лежал не шевелясь. 4.вдали
сливаясь с небом громоздились горы. !

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 08.03.2019 21:00

Морфологический разбор слова восемнадцать

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 10.03.2019 06:30

Как заменить связь согласование на ‘дощатый сарай’

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 10.03.2019 11:00

Определите, сколько служебных частей в тексте: дождик прошел по садовой дорожке. капли на ветках висят, как сережки. тронешь брезку- она встрепеннется. и засмеется. до слез засмеется. а)7 в)6 с)5 d)4 e)3

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 11.03.2019 19:35

Эссе «хобби делает нашу жизнь интереснее, увлекательнее, полнее» 100-120 слов.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 11.03.2019 21:50

Выпиши грамматическую основу а саюз выдели в кружок(слова 1.потому что, 2 когда, 3 если, 4 что, 5 чтобы)​

Ответов: 1

Иконка предмета

Русский язык, 12.03.2019 12:53

Спиши предложения, определив их границу когда улетают от нас птицы пти​

Ответов: 1

Иконка предмета

Русский язык, 13.03.2019 05:10

Сделайте фонетический разбор слова огни, звонкий или глухой, парн или непарн, твёрдый или мягкий, парн или непарн

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 13.03.2019 19:37

Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после главного слова​

Ответов: 1

Иконка предмета

Русский язык, 13.03.2019 23:40

По психологии. даны картинки (врач осматривает горло ребёнку; мальчик плавает в бассейне; мальчик сидит за компьютером; девочка слушает музыку в наушниках; мальчик кушает; мальчик занимается бегом; мальчик спит; весна светит солнышко ,а мальчик стоит закутанный в шарф и шапку) вопрос какие из этих картинок отнести к заботе о теле? написать маленький рассказ по тем картинкам, которые ты выюрал. рассказик на 3- 5 предложений не больше! заранее

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 15.03.2019 00:10

3предложения с причастным оборотом до определяемого слова . и 3 после определяемого слова. ))

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 15.03.2019 10:20

Лексическое значение слов археология хронология астрономия почему эти понятия используются в курсе древнего мира

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

История, 05.06.2019 03:20

Категория

Алгебра, 05.06.2019 03:20

Категория

Русский язык, 05.06.2019 03:20

Категория

Русский язык, 05.06.2019 03:20

Категория

Алгебра, 05.06.2019 03:20

Категория

Математика, 05.06.2019 03:20

Категория

Литература, 05.06.2019 03:20

Категория

Математика, 05.06.2019 03:20

Категория

Биология, 05.06.2019 03:20

Категория

Математика, 05.06.2019 03:20

я́года

я́года, -ы

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пятигорский:

Ассоциации к слову «ягода&raquo

Синонимы к слову «ягода&raquo

Предложения со словом «ягода&raquo

  • Собирать ягоды калины нужно после первых заморозков – тогда они становятся сладкими.
  • – Ты ответишь за всё! Не зря меня предупреждали, что ты не нашего поля ягода! Ты вылетишь из колледжа с волчьим билетом! Я лично позабочусь об этом!
  • Всё лето мы собирали такие же красные ягоды земляники, малины, костяники.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «ягода»

  • Это был скорее огород, состоявший из одних ягодных кустов, особенно из кустов белой, красной и черной смородины, усыпанной ягодами, и из яблонь, большею частию померзших прошлого года, которые были спилены и вновь привиты черенками; все это заключалось в огороде и было окружено высокими навозными грядками арбузов, дынь и тыкв, бесчисленным множеством грядок с огурцами и всякими огородными овощами, разными горохами, бобами, редькою, морковью и проч.
  • Впоследствии времени они кормятся хлебными зернами и, наконец, когда хлеба уберут в гумно, а поля покроются снегом, древесные почки, дубовые желуди, [Дубовые желуди глотают тетерева вместе с чашечками и даже маленькими веточками в изумительном количестве] березовые сережки, ольховые шишечки, можжевеловые ягоды, сосновые и еловые погонцы доставляют им обильный и питательный корм.
  • Из некультурных растений употребляются в пищу черемша и разные ягоды, как морошка, голубика, клюква, моховка и проч.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «ягода&raquo

  • Я́ГОДА, -ы, ж. Небольшой сочный плод кустарниковых или травянистых растений. Ягоды брусники. Собирать ягоды. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЯГОДА

ягода — существительное, именительный п., жен. p., ед. ч.

Часть речи: существительное

Единственное число Множественное число
Им.

ягода

ягоды

Рд.

ягоды

ягод

Дт.

ягоде

ягодам

Вн.

ягоду

ягоды

Тв.

ягодой

ягодою

ягодами

Пр.

ягоде

ягодах

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ответ:

Правильное написание слова — ягод

Выберите, на какой слог падает ударение в слове — ДОГМАТ?

Слово состоит из букв:
Я,
Г,
О,
Д,

Похожие слова:

волчеягодник
плодоягодный
снежноягодник
ягода
ягодами
ягодица
ягодицы
ягодичный
ягодка
ягодки

Рифма к слову ягод

пагод, год, невзгод, выгод, вывод, пчеловод, переход, эпизод, взвод, повод, приход, отвод, холод, брод, выход, доход, господ, плод, исход, под, синод, молод, новгород, обход, свод, голод, род, город, сумасброд, проход, подвод, ход, вход, народ, развод, сход, кислород, период, завод, поход

Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.

Морфологический разбор: чёрно-лаковыми

Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «чёрно-лаковыми».

Признак Значение
Часть речи имя прилагательное
Начальная форма чёрно-лаковый
Разряд качественное
Число множественное
Падеж творительный
Форма полная

Примеры разборов других слов:
долголетию, расслышу, выразилась, умнейшей.

Учитывайте букву ё: слова слёзы и слезы́, стёкла и стекла́, всё и все и подобные имеют разные морфологические признаки.

Цель:

  • познакомить с основными случаями слитного,
    раздельного и дефисного написания сложных
    прилагательных;
  • учить находить и объяснять все типы написания,
    изученные; применять правила разных типов
    орфограмм; закрепить умения определять способы
    словообразования;
  • развивать умение актуализации полученных
    знаний;
  • воспитывать чувство ответственности и
    сознательное отношение к учебному труду.

Оборудование: раздаточный материал,
дополнительный материал, компьютерная
презентация.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка учебной задачи

Учитель: Что мы должны уяснить сегодня
на уроке?

3. Актуализация знаний

– Какие прилагательные называются сложными? (Прилагательные,
имеющие два корня, называются сложными.)

– С правописанием каких сложных частей речи мы
уже знакомы? (Сложные существительные.)

– Как пишутся сложные существительные? (Слитно
и через дефис.)

4. Работа по теме

Юго-западный ветер гнал сине-зелёные
волны. На борту рыболовецкого судна стоял
высокий седобородый человек в тёмно-зелёном
водонепроницаемом плаще и смотрел вдаль. На
горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним
висели бело-розовые облака. Одно было похоже
на огромную носорожью тушу.

Задание на 5: Найдите и выпишите все сложные
прилагательные
из текста.

Слитно Через дефис
рыболовецкое судно
седобородый человек
водонепроницаемый плащ
трехмачтовый бриг
носорожья туша
юго-западный ветер
сине-зелёные волны
тёмно-серый плащ
бело-розовые облака

Одни сложные прилагательные
пишутся слитно, а другие – через дефис.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор
слитного или дефисного написания
прилагательных?

Слитное или дефисное написание зависит от того,
как образовалось сложное прилагательное:

– Как образуются сложные имена прилагательные?

  • от сложных прилагательных:
  • носорожья (носорог);
  • юго-западный (юго-запад).

Внимание! Прилагательное рыболовецкое
образовалось не от сложного
существительного
рыболов, а из словосочетания
ловец рыбы.

  • из словосочетания, в котором одно
    слово главное, а второе зависимое:
    рыболовецкий (ловец рыбы).

Так же образовались: водонепроницаемый (непроницаемый
(чем?) водой), седобородый (борода
(какая?) седая), трёхмачтовый (три
(чего?) мачты – числительное три
требует формы родительного падежа
от существительного мачты).

Прилагательное, которые
образовались из словосочетаний, в
которых одно слово главное, а
другое зависимое, пишутся слитно.

  • из сочетания двух прилагательных, не зависящих
    друг от друга грамматически, каждое из которых
    можно использовать для определения одного и того
    же предмета: сине-зелёные волны (синие
    волны
    , зелёные волны), тёмно-серый
    плащ
    (тёмный плащ, серый плащ), бело-розовые
    облака
    (белые облака, розовые облака).

Эти прилагательные пишутся через
дефис.

Задание на 5: Как образовались выделенные прилагательные,
как они пишутся и в какие ячейки их следует
отправить?

Лесо*парковая зона, разно*цветные
флаги
, музыкально*развлекательная
передача
, северо*восточное направление.

Ответ:

Слитно Через дефис
лесопарковая (лесопарк) северо-восточное
(северо-восток)
разноцветные (разные цвета) музыкально-развлекательная
(музыкальная и развлекательная)

Комментарий:


  • Северо-восточное от северо-восток. Сложные
    прилагательные
    ,
    образованные от сложных
    существительных
    ,
    пишущихся через дефис,
    пишутся через дефис.

  • Лесопарковая от лесопарк (а не от лесной и
    парковый). Сложные прилагательные,
    образованные от сложных существительных,
    пишущихся слитно, пишутся слитно.

  • Разноцветные от разные цвета (а не от разные и
    цветные). Сложное прилагательное образовалось
    из словосочетания: цвета (какие?)
    разные,
    пишется слитно.

  • Музыкально-развлекательная от музыкальный и
    развлекательный. Сложное прилагательное
    образовалось из двух прилагательных, независимых
    друг от друга, пишется через дефис.

Составление таблицы

Пиши правильно!

Слитно пишутся прилагательные,
образованные от словосочетаний, в
которых одно слово главное, а
другое зависимое: железнодорожный
(железная дорога), вагоноремонтный (ремонт
вагонов), трёхметровый (три метра).
Через дефис
пишутся прилагательные,
образованные от двух равноправных прилагательных,
между которыми можно поставить союз
и: горько-солёный (горький и солёный), русско-английский
(русский и английский), бело-розовый (белый и
розовый).

Внимание! Прилагательные,
обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся
через дефис: изжёлта-красный.

Прилагательные,
образованные от сложных существительных,
пишутся так же, как сложных
существительных
: водопроводные трубы
(водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный
ветер
(юго-запад).

5. Подведение итогов

У каждого из вас карточка со сложным
прилагательным. Определите способ написания
сложного прилагательного и приклейте свою
карточку на соответствующую часть доски: слева –
слитное написание, справа – дефисное написание

Материалы к уроку:

Сложные прилагательные, образованные
от подчинительных словосочетаний (двух
грамматически зависимых слов), пишутся слитно:
белокаменный
от белый камень; вагоноремонтный от
ремонт вагонов
;
Сложные прилагательные, образованные
от сочинительных сочетаний (двух равноправных
прилагательных, между которыми можно поставить
союз и), пишутся через дефис:
бархатисто-мохнатый
от бархатный и мохнатый.
Сложные прилагательные, обозначающие
сочетания цветов или оттенки цвета, пишутся
через дефис.
белокаменный
белокрылый
белоствольный
ближневосточный
вагоноремонтный
восьмиэтажный
головокружительный
громкоголосый
дальневосточный
двухъярусный
девятиградусный
деревообрабатывающий
длинноногий
добродушный
железнодорожный
кареглазый
кофеварочный
красногрудый
краснознамённый
краснощёкий
кровожадный
лесозащитный
низкосортный
перочинный
правоохранительный
пятиконечный
светлоликий
свободолюбивый
североамериканский
седобородый
семилетний
сизокрылый
снегоуборочный
среднеазиатский
темнокожий
теплолюбивый
трёхметровый
узколицый
центральноафриканский
чёрноволосый
черноглазый
четырёхмесячный
шестислойный
бархатисто-мохнатый
безнадёжно-печальный
берёзово-еловый
берёзово-осиновый
беспечно-весёлый
бумажно-картонный
варёно-копчёный
вертолётно-десантный
весенне-летний
взлётно-посадочный
вишнёво-малиновый
воздушно-десантный
глинисто-песчаный
горько-сладкий
горько-солёный
дворцово-парковый
дворянско-помещичий
документально-исторический
жеманно-капризный
журнально-газетный
кисло-сладкий
лечебно-физкультурный
осенне-зимний
песенно-танцевальный
пышно-зелёный
робко-доверчивый
солоновато-горький
багрово-красный
блёкло-лиловый
голубовато-серый
дымчато-синий
золотисто-жёлтый
золотисто-коричневый
изжёлта-зелёный
изжёлта-красный
изумрудно-зелёный
иссиня-белый
кораллово-красный
кроваво-красный
матово-белый
небесно-голубой
нежно-зелёный
оливково-жёлтый
оранжево-жёлтый
светло-бежевый
серебристо-белый
серо-буро-малиновый
серо-коричневый
сине-зелёный
тёмно-лиловый
фиолетово-чёрный
ярко-жёлтый

Сложные прилагательные,
обозначающие стороны света, пишутся через дефис.

северо-восточный
северо-западный
юго-восточный
юго-западный

Литература:

  1. 1С: школа. Русский язык. Морфология и орфография.
    5-6 классы. Образовательный комплекс под
    редакцией О. И. Руденко-Моргун. ЗАО “1С”, 2006
  2. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский
    язык в 2 частях. Часть 2. Синтаксис. – М.:
    Просвещение, 1986.
  3. Русский язык: Справочник школьника / под ред.
    В.Славина. – М., 1995.
  4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник
    по правописанию, произношению, литературному
    редактированию. – М., 1998.

КЕРА́МИКА -и; м. [греч. keramikē]

1. Гончарное производство, гончарное искусство. Специализироваться в керамике.

2. собир. Изделия из обожжённой глины. Античная к. Выставка керамики.

3. Спец. Масса, из которой изготовляются такие изделия. Изделия из керамики.

Керами́ческий, -ая, -ое. К-ые изделия. К-ая ваза. К-ие плитки. К. завод, цех. Кера́миковый, -ая, -ое. К-ое производство.

* * *

кера́мика (греч. keramikē — гончарное искусство, от kéramos — глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительный, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры. Керамика известна с эпохи неолита (первые находки — 8-е тысячелетие до н. э. в Гандж-Даре, Иран).

* * *

КЕРАМИКА — КЕРА́МИКА (греч. keramike — гончарное искусство, от keramos — глина), обширная по составу группа диэлектрических материалов, объединенных общностью технологического цикла. В настоящее время под словом керамика понимают не только глиносодержащие, но и другие неорганические материалы, обладающие сходными свойствами, при изготовлении изделий из которых требуется высокотемпературный обжиг.

Состав керамики

Керамический материал состоит из нескольких фаз. Основными фазами являются кристаллическая (одна или несколько) и стекловидная. Кристаллическая фаза определяет характерные свойства керамического материала и представляет собой химические соединения или твердые растворы этих соединений. Основные физические свойства керамики — электрические, пьезоэлектрические, магнитные, температурный коэффициент линейного расширения, механическая прочность — во многом зависят от особенностей кристаллической фазы. Стекловидная фаза находится в керамическом материале в виде прослоек, связывающих кристаллическую фазу. Количество стекловидной фазы и ее состав определяют в основном технологические свойства керамики — температуру спекания, степень пластичности керамической массы при формовании. От содержания стекловидной фазы зависят также плотность, степень пористости и гигроскопичность материала. Наличие газовой фазы (газы находятся в закрытых порах) обусловлено способом обработки массы и приводит к снижению механической и электрической прочности керамических изделий, а также вызывает диэлектрические потери при повышенных напряженностях поля вследствие ионизации газовых включений. Поры ухудшают свойства керамики, особенно при повышенной влажности.

Преимуществом керамики является возможность получения заранее заданных характеристик путем изменения состава массы и технологии производства. Керамические материалы благодаря таким свойствам, как высокая нагревостойкость, отсутствие у большинства материалов гигроскопичности, хорошие электрические (пьезоэлектрические, сегнетоэлектрические) и магнитные характеристики при достаточной механической прочности, стабильности характеристик и надежности, стойкость к воздействию излучения высокой энергии и использование достаточно дешевого и доступного сырья обеспечило их широкое применение в различных областях.

В зависимости от назначения керамики получение заданных свойств изделий достигается подбором сырьевых материалов и добавок и особенностями технологии. Основным сырьем в керамической промышленности являются глины (см. ГЛИНА) и каолины (см. КАОЛИН) вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ) (главным образом микролин) и кварц (см. КВАРЦ). Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к керамике металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства различных видов технической керамики на основе чистых окислов, карбидов и различных соединений.

Производство керамики.

Технологическая схема керамического производства в качестве обязательных включает в себя следующие операции:

— тонкое измельчение и тщательное смешивание исходных компонентов;

— пластификация массы и образование формовочного полуфабриката;

— формование заготовок из пластифицированной массы;

— спекание изделий (высокотемпературный обжиг).

Измельчение и смешивание сырьевых компонентов производится в шаровых и вибрационных мельницах. Помол может быть «сухим» или «мокрым». Все измельченные керамические массы по технологическим особенностям разделяют на три группы: пластичные массы (материалы, в шихте которых содержится значительное количество глинистых веществ), малопластичные массы (материалы с малым количеством глинистых веществ), непластичные массы (материалы из безглинистой шихты). Состав шихты (см. ШИХТА) определяет в значительной мере технологию приготовления массы к формованию.

Полученная шихта пластифицируется органическим пластификатором (см. ПЛАСТИФИКАТОРЫ).

Формование изделий осуществляют методом прессования, пластической протяжкой (выдавливанием) через мундштук или горячим литьем под давлением. Выбор способа формования определяется техническими, экономическими и технологическими факторами, главными из которых являются форма, размер и точность детали, количество изготовляемых деталей и технологические свойства применяемых масс.

Например, крупногабаритные изделия сложной конфигурации формуют путем литья жидкой керамической массы (водного шликера) в гипсовые формы, которые разбивают при извлечении заготовок. Преимущественно формуются из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах хозяйственный фарфор и фаянс. Санитарно-строительная керамика сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезокерамика (см. ПЬЕЗОКЕРАМИКА), керметы (см. КЕРМЕТЫ) и др. виды технической керамики в зависимости о их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.

Прессование заключается в получении изделия из сыпучей массы под действием внешнего давления. Прессование может быть «полусухое изостатическое», «мокрое», «гидростатическое», «горячее». Горячее прессование применяют для изготовления беспористых изделий с контролируемым размером зерен (до 0,1 мкм), отличающимися повышенной прочностью и плотностью, что улучшает, например, в случае изготовления феррокерамики, магнитные характеристики: магнитную проницаемость, индукцию, время перемагничивания. Особенно пригодным является этот метод при изготовлении ферритов для магнитных головок устройств магнитной записи и воспроизведения звука — и видеосигналов, ферритов СВЧ — диапазона и пьезокерамики, которые невозможно изготовить обычными методами. Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.

Спекание изделий проводят в муфельных или туннельных электрических печах при температуре 1300 оС и выше. При спекании происходит выжигание пластификатора, завершаются химические реакции между компонентами. За счет слияния частиц фиксируется форма изделия, материал приобретает необходимую механическую прочность и заданные физические и электрические свойства. В зависимости от состава материала спекание (обжиг) может производиться не только в окислительной, но и в нейтральной и даже в восстановительной среде. Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства керамики. В процессе обжига вследствие испарения влаги, выгорания пластификатора и уплотнения материала происходит усадка изделий, т.е. уменьшение их размеров, но возрастают их механическая прочность и плотность. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фаянса и других видов тонкой керамики покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000-1400 оC), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой.

По применению керамику подразделяют на строительную керамику, бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники) керамику, химически стойкую керамику, электротехническую керамику, радиотехническую керамику, теплоизоляционную керамику (керамзит (см. КЕРАМЗИТ), пенокерамика (см. ПЕНОКЕРАМИКА) и др.) и огнеупоры.

По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор (см. ФАРФОР), пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс (см. ФАЯНС (керамика)), терракота (см. ТЕРРАКОТА), майолика (см. МАЙОЛИКА) и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы).

ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ Древнейшая керамика

Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (см. ПАЛЕОЛИТ) (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.

Уже в эпоху неолита (см. НЕОЛИТ) широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.

В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамические статуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот же период керамика используется как строительный материал.

В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури (см. ГЛАЗУРЬ) пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства. В Китае благодаря использованию качественной белой глины — каолина (см. КАОЛИН) уже во 2-1 тыс. до н. э. изготовлялись тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египте во 2 тыс. до н. э. появляется фаянс (см. ФАЯНС (керамика)).

Прекрасная обожженная керамика используется для отделки зданий (ворота Иштар (см. ИШТАР) в Вавилоне (см. ВАВИЛОН)). Хараппская цивилизация (см. ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ) использует кирпичные плитки для мощения полов.

Античная керамика

Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искусными цветочными узорами, которые затем сменяет ковровый, или ориентализирующий (см. ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ), стиль — орнамент с полихромными поясами изображений животных и фантастических существ.

В 6 в. до н. э. складывается так называемый чернофигурный (чернолаковый) стиль, при котором силуэтные изображения наносились черным лаком на желтую или красную глину, детали одежды, орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками.

Композиция росписи строилась на выразительности черных силуэтов, очерченных тонкой обобщенной линией. Немного позднее появилась краснофигурная вазопись, сохраняющая натуральный цвет глины в изображениях фигур при заливке фона черным лаком. Эта техника давала мастеру возможность более детально прорисовывать формы, передавая естественность движения фигуры.

Высокого уровня развития достигла и греческая керамическая пластика. Выразительные женские фигурки, выполненные из терракоты (см. ТЕРРАКОТА) в Танагре, воссоздают образы древних гречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.

Римская керамика не достигла таких высот, как древнегреческая, но оставила свой след в искусстве керамики. Не роспись, а рельеф был излюбленным приемом мастеров Арециума — центра изготовления керамической посуды Древнего Рима. Здесь были широко распространены сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью. Римские строители широко применяют керамику, из нее выполняют сложные архитектурные детали.

Керамика стран Дальнего Востока

Древнейшие глиняные изделия, найденные в Китае, датируют 3 тыс. до н. э. Уже в 4-5 вв. в Китае изготовлялись фаянсовые изделия. Но Китай прославился в первую очередь изобретением фарфора (см. ФАРФОР), который появился в результате совершенствования технологии изготовления керамики в 6 в. С 14 в. одним из основных центров изготовления китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь, район залегания каолина, полевого шпата (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ), а также особенно чистого песка. Китайские вазы и посуда отличаются техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора. Они послужили образцом для позднейшей европейской продукции.

В 14 в. достигла расцвета и корейская керамика, украшенная инкрустацией из черной и белой глины, а также фарфоровые изделия с рельефами и растительными узорами. С формированием в Японии во второй половине 14 в. культа чайной церемонии здесь появились пористые сосуды и чаши раку-яки из тяжелой керамической массы. Среди японских керамических центров выделялся Сето, где производили изделия с прозрачными глазурями. Особой тонкостью отличался японский фарфор.

Керамика Среднего и Ближнего Востока

Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже 8-9 вв. В Месопотамии, Египте, Турции и особенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды росписью люстром (см. ЛЮСТР), тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецкого города Изника.

Западноевропейская керамика

В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности из мавританской части Испании. Под влиянием испанских керамических изделий с оловянной глазурью, известных как испано-мавританские изделия (центр изготовления — Валенсия), в конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино, Губбио) стало интенсивно развиваться производство подобной керамики, но уже под названием «майолика» (см. МАЙОЛИКА). Покрытие изделий белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для росписи. В свою очередь, итальянская майолика оказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а также Франции (особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс».

В Нидерландах (в Делфте) изготовляли подобную керамику с середины 16 в. Английская керамика с оловянной глазурью в духе голландских изделий, производившаяся в течение 17-18 вв., получила название «делфтские изделия». Позднее более утилитарные изделия выпускала английская керамическая Ламбетская фабрика — аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды.

Широкую известность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся в различные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в 17 в. — знаменитые тончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» — покрытые поливами декоративные блюда Бернара Палисси (см. ПАЛИССИ Бернар).

Другим технологическим видом керамики того времени была каменная масса (см. КАМЕННАЯ МАССА). Первенство в ее изобретении принадлежит немецким гончарам 14 в. Центрами производства изделий из каменной массы стали Нюрнберг, Хехст, Нимфенбург, Людвигсбург. Немецкая керамика попала в Англию. Стаффордширские мастера усовершенствовали каменную массу и получили более прочный черепок.

Самого большого успеха добился английский керамист Дж. Веджвуд (см. ВЕДЖВУД Джозайя), который на основе каменной массы, изобрел более качественные фаянсовые массы — базальтовый черепок, кремовую массу и «яшмовую массу», из которой изготавливались знаменитые синие вазы с белым рельефом в стиле классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).

Подлинным переворотом в истории западноевропейской керамики стало изобретение в начале 18 в. немецким химиком Иоганном Бетгером (см. БЕТГЕР Иоганн Фридрих) фарфора. Вскоре в саксонском городке Мейсене была открыта мануфактура, начавшая производить один из самых ценных фарфоров в мире — мейсенский (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР). Фарфор из Мейсена прославился своими изящными сюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетными приборами.

С середины 18 в. в Европе стал первенствовать севрский фарфор (см. СЕВРСКИЙ ФАРФОР), выпускавшийся во французском городе Севре. Предшественницей севрской мануфактуры стала небольшая фабрика в Венсене близ Парижа, специализировавшаяся на отливке фарфоровых цветов в стиле рококо (см. РОКОКО). В 1756 венсенская фабрика переехала в Севр, где окончательно сложился изысканно-утонченный стиль севрского фарфора. Наряду с расписной позолоченной пластикой создавали фигурки из белого неглазурованного фарфора — бисквита (см. БИСКВИТ).

Английский высококачественный фарфор также получил всемирное признание. В 18 в. Британия едва ли не первенствовала по числу керамических фабрик: Вустер, Челси, Дерби, Споуд, Коулпорт, Боу, Минтон. Каждую из них отличал свой собственный почерк и стиль.

Российская керамика

После упадка в период татаро-монгольского ига российская керамика в 14-15 вв. возрождается вновь. В 18 в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724. Было налажено производство изразцов (см. ИЗРАЗЦЫ) — сначала рельефных, затем гладких с росписью.

В 1744 в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович) было начато производство русского фарфора. В 1765 мануфактура получила более высокий статус и стала называться Императорский фарфоровый завод (см. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД), где с конца 18 в. выпускались прекрасные сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле раннего классицизма, а позднее в стиле ампир (см. АМПИР). Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Для более массового производства в 1766 в Вербилках Ф. Гарднер (см. ГАРДНЕР Франц Яковлевич) основывает частную фабрику, прославившуюся своими жанровыми статуэтками и посудой высокого качества. В деревне Гжель (см. ГЖЕЛЬ) в Подмосковье в 1830-1840-х гг. возникает множество предприятий, использующих преимущества местной глины. В конце 19 в. крупнейшие частные фабрики переходят в руки предпринимателя М. С. Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович) (в том числе и гарднеровская фабрика). Его фабрика в Дулеве выпускала массовую продукцию из фаянса и фарфора довольно хорошего качества.

Керамика 20 века

Уже с конца 19 в. работы керамистов большинства стран отмечены поисками нового стиля: стремлением обнажить естественную красоту керамической массы или, наоборот, придать ей утонченную урбанистичность. Знаменитым стал фарфор в стиле модерн (см. МОДЕРН), изготовлявшийся на заводе в Копенгагене.

В ряде стран проявилась характерная для модерна стилизация народного творчества, возврат к изделиям ручного производства. К керамике обращаются многие художники и скульпторы. В мастерских Абрамцева (см. АБРАМЦЕВО) керамика приобретает новые формы, новый колорит (прежде всего в работах М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович)). Свойственное модерну внимание к декоративно-прикладному убранству приводит к широкому использованию керамики в отделке зданий и интерьеров.

Дизайнеры-функционалисты, начиная с 1920-х гг., стремились к новым простым формам, очищенным от излишней декоративности и пригодным для массового производства. Особое внимание придавалось выявлению фактуры материала. Развиваются технологии: появляются новые виды глазури, эмалей. Крупные панно и мелкую пластику из керамики делают практически все крупные художники 20 в. Особенно знамениты панно Ф. Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан). Керамика становится важной частью интерьеров.

Развитие технологии и рост уровня жизни приводит к тому, что керамика становится довольно массовым увлечением; многие имеют свои печи для обжига. В работах многих художников-керамистов заметно стремление соединить западные стили с восточными традициями и технологиями. В СССР своей керамикой особенно славились республики Прибалтики.

В 1953 организована международная Академия керамики в Женеве (Швейцария).


Орфографический словарь русского языка (онлайн)

Как пишется слово «лаково-чёрный» ?
Правописание слова «лаково-чёрный»

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ла́ково-чёрный

Рядом по алфавиту:

лакирова́льщик , -а
лакирова́льщица , -ы, тв. -ей
лакирова́ние , -я
лакиро́ванный , кр. ф. -ан, -ана
лакирова́ть(ся) , -ру́ю, -ру́ет(ся)
лакиро́вка , -и
лакиро́вки , -вок, ед. -вка, -и (обувь)
лакиро́вочный
лакиро́вщик , -а
лакиро́вщица , -ы, тв. -ей
лакколи́т , -а
лакколи́товый
ла́кмус , -а
ла́кмусовый
лакну́ть , -ну́, -нёт
ла́ково-чёрный
ла́ковый
лакокра́ски , -сок
лакокра́сочный
ла́комить(ся) , -млю(сь), -мит(ся)
ла́комка , -и, р. мн. -мок, м. и ж.
ла́комство , -а
ла́комый
ла́комящий(ся)
лаконаливно́й
лакони́зм , -а
лакони́ческий
лакони́чность , -и
лакони́чный , кр. ф. -чен, -чна
лаконо́с , -а
лаконо́сные , -ых

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чернокрылый как пишется
  • Чередуются как пишется
  • Черной смородины как пишется
  • Череда праздников как пишется
  • Черное кофе как правильно пишется