Читай не хочу как пишется

Правописание слова «не хочу» или «нехочу» вызывает сложности? Но нам потребуется всего одно правило, что верно его написание. Вспомним его.

Правильно пишется

Правила правописания диктуют писать глагол раздельно с «не» – не хочу.

Какое правило

Зададим вопрос к слову: что делаю? (не) хочу. Он является глагольным вопросом. «Не» может быть префиксом (то есть частью слова) или частицей, не являющейся частью лексем.

Если глагол можно легко употребить без нее, то написание будет раздельным. Обратимся к похожим примерам: не умничаю, не разбираюсь, не делюсь и т.п.

Примеры предложений

  • Извини, но я не хочу ехать в азиатскую страну на отдых.
  • Не хочу никого утруждать, справлюсь со своими проблемами сама.

Неправильно пишется

Слитное написание глагола с «не» недопустимо – нехочу.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Частица «не» в слове «не хочу» пишется раздельно. Несмотря на то, что слова часто употребляют в связке, они не стали единым словом.

Правила

«Не хочу» – это соединение глагола и предлога. А, как известно, предлоги с глаголами в любом случае будут написаны раздельно. Добавление частицы «не» в данном случае придает глаголу отрицательный характер, создает отрицание. Но не превращает его в слово, которое относится к другим частям речи.

Примеры предложений

  • Я не хочу сегодня идти в школу, я очень устал за последние несколько недель.
  • Конечно, я не хочу никого обидеть, но мне рекомендовали сделать оценку сотрудников компании и выделить лидеров.
  • Разумеется, я не хочу работать внеурочно.

Слово «не хочу», кото­рое явля­ет­ся фор­мой раз­но­спря­га­е­мо­го гла­го­ла «хотеть», пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не» в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Часть речи слова «не хочу»

Чтобы выбрать слит­ный или раз­дель­ный вари­ант напи­са­ния инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва с «не», опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно принадлежит.

Я не хочу́, что­бы ты узнал мою тайну.

Я (что делаю?) не хочу́.

Это сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие, воле­изъ­яв­ле­ние чело­ве­ка. Отнесем его к гла­го­лам. Начальной фор­мой явля­ет­ся гла­гол «хотеть», кото­рый не отно­сит­ся ни к пер­во­му, ни ко вто­ро­му спря­же­нию. Посмотрим, как он изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся):

  • 1 лицо  я хочу — мы хоти́м;
  • 2 лицо  ты хо́чешь — вы хоти́те;
  • 3 лицо  он хоч́ет — они хотя́т.

Как видим, в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла гла­гол «хотеть» име­ет лич­ные окон­ча­ния, как у гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, а в фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла — как у гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния, за что он назы­ва­ет­ся раз­но­спря­га­е­мым.

Если в фор­ме пер­во­го лица един­ствен­но­го чис­ла к нему при­со­еди­ня­ет­ся отри­ца­тель­ная части­ца «не», то полу­чим пред­ло­же­ние с отри­ца­ни­ем, например:

А я нико­го не хочу сби­вать с пути (А. Макаревич).

Правописание слова «не хочу»

Как уже выяс­ни­лось, сло­во «не хочу» явля­ет­ся гла­го­лом, кото­рый выра­жа­ет жела­ние, стрем­ле­ние, воле­изъ­яв­ле­ние. Применим в его напи­са­нии орфо­гра­фи­че­ское правило:

Глаголы и их фор­мы с отри­ца­тель­ной части­цей «не» пишут­ся раздельно. 

Умом Россию не понять, арши­ном общим не изме­рить: у ней осо­бен­ная стать — В Россию мож­но толь­ко верить (Ф. Тютчев).

Лодка дожи­ла до кон­ца лета. Она не лоп­ну­ла и ни разу не напо­ро­лась на коря­гу (К. Паустовский).

Что не видел, то не видел, а врать не хочу (М. Пришвин).

Сергей не хотел будить дедуш­ку, но это за него сде­лал Арго (А. Куприн).

Согласно это­му пра­ви­лу гла­гол «не хочу» с отри­ца­тель­ной части­цей «не» пишет­ся раз­дель­но, как и ряд слов этой части речи:

  • не могу;
  • не забудь;
  • не желаю;
  • не вый­дешь;
  • не объ­яс­ни­ла;
  • не буду прыгать.

Слово «не хочу» пишет­ся раз­дель­но как фор­ма глагола. 

Примеры предложений

Не хочу́ и не буду зво­нить ему сегодня.

Если я не хочу́ отве­чать на этот нескром­ный вопрос, ты долж­на понять меня.

Не хочу́  в кото­рый раз смот­реть этот изряд­но надо­ев­ший фильм.

Не хочу каж­дый раз объ­яс­нять, поче­му эта ситу­а­ция мне не нравится.

Но не все гла­го­лы пишут­ся раз­дель­но с «не». Если началь­ное не- в их мор­фем­ном соста­ве явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня, то такие гла­го­лы пишут­ся слит­но, напри­мер:

  • нена­ви­жу обман;
  • искренне недо­уме­ва­ет;
  • она него­до­ва­ла;
  • на три­бу­нах неистов­ство­ва­ли от восторга;
  • недо­гля­деть за ребенком;
  • они часто недоедали;
  • недо­люб­ли­вать соседку.

НЕ ХОЧУ (в сочетании с глаголом в форме повелительного наклонения)

Сочетания «бери не хочу», «ешь не хочу», «пей не хочу» и т. п. обособляются или оформляются как отдельное предложение. Между частями сочетаний возможно тире.

Звери, забыв вековечные страхи, // С твердою верой, что всё по плечу, // Шкуры рванув на груди как рубахи, // Падают навзничь – бери не хочу! В. Высоцкий, Заповедник. Весь мир только для твоего наслаждения создан… бери – не хочу! М. Арцыбашев, У последней черты. Хлеба – ешь не хочу, брага не переводится, а хоть сыты живут, да всласть не едят, не то что по вашим местам. П. Мельников-Печерский, В лесах. Ему на другой же день адмирал послал дюжину вина, и по дюжине или по две рюмок и стаканов – пей не хочу! И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

Русский[править]

Тип и синтаксические свойства сочетания[править]

е́шь — не хочу́

Устойчивое сочетание (поговорка). Используется в качестве самостоятельной фразы.

Произношение[править]

  • МФА: [ˈjeʂ nʲɪ‿xɐˈt͡ɕu]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. только о еде очень много ◆ К праздникам мясо у вас будет: ешь — не хочу. П. П. Бажов, «Демидовские кафтаны», 1939 г. [НКРЯ] ◆ Хлеба — ешь не хочу, брага не переводится, а хоть сыты живут, да всласть не едят, не то что по вашим местам. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. [НКРЯ]

Синонимы[править]

  1. частич.: куры не клюют, пруд пруди, жопой кушать можно, хоть завались, навалом, выше крыши

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Этимология[править]

Перевод[править]

Список переводов

Слово «не хочу», которое является формой разноспрягаемого глагола «хотеть», пишется раздельно с отрицательной частицей «не» в соответствии с правилом орфографии.

Часть речи слова «не хочу»

Чтобы выбрать слитный или раздельный вариант написания интересующего нас слова с «не», определим часть речи, к которой оно принадлежит.

Я не хочу́, чтобы ты узнал мою тайну.

Я (что делаю?) не хочу́.

Это слово обозначает действие, волеизъявление человека. Отнесем его к глаголам. Начальной формой является глагол «хотеть», который не относится ни к первому, ни ко второму спряжению. Посмотрим, как он изменяется по лицам и числам (спрягается):

  • 1 лицо  я хочу — мы хоти́м;
  • 2 лицо  ты хо́чешь — вы хоти́те;
  • 3 лицо  он хоч́ет — они хотя́т.

Как видим, в формах единственного числа глагол «хотеть» имеет личные окончания, как у глаголов первого спряжения, а в формах множественного числа — как у глаголов второго спряжения, за что он называется разноспрягаемым.

Если в форме первого лица единственного числа к нему присоединяется отрицательная частица «не», то получим предложение с отрицанием, например:

А я никого не хочу сбивать с пути (А. Макаревич).

Правописание слова «не хочу»

Как уже выяснилось, слово «не хочу» является глаголом, который выражает желание, стремление, волеизъявление. Применим в его написании орфографическое правило:

Глаголы и их формы с отрицательной частицей «не» пишутся раздельно. 

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — В Россию можно только верить (Ф. Тютчев).

Лодка дожила до конца лета. Она не лопнула и ни разу не напоролась на корягу (К. Паустовский).

Что не видел, то не видел, а врать не хочу (М. Пришвин).

Сергей не хотел будить дедушку, но это за него сделал Арго (А. Куприн).

Согласно этому правилу глагол «не хочу» с отрицательной частицей «не» пишется раздельно, как и ряд слов этой части речи:

  • не могу;
  • не забудь;
  • не желаю;
  • не выйдешь;
  • не объяснила;
  • не буду прыгать.

Слово «не хочу» пишется раздельно как форма глагола. 

Примеры предложений

Не хочу́ и не буду звонить ему сегодня.

Если я не хочу́ отвечать на этот нескромный вопрос, ты должна понять меня.

Не хочу́  в который раз смотреть этот изрядно надоевший фильм.

Не хочу каждый раз объяснять, почему эта ситуация мне не нравится.

Но не все глаголы пишутся раздельно с «не». Если начальное не- в их морфемном составе является приставкой или частью корня, то такие глаголы пишутся слитно, например:

  • ненавижу обман;
  • искренне недоумевает;
  • она негодовала;
  • на трибунах неистовствовали от восторга;
  • недоглядеть за ребенком;
  • они часто недоедали;
  • недолюбливать соседку.

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 11

Как правильно пишется «не хочу»?

Не с глаголами

Не пишется с глаголами раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Пример

Не был.
Ненавидеть (исключение).

УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 5 класс.


Проверить правописание любого слова

Результаты поиска

Слово/Фраза

Правило

не хочу Не с глаголами

Не с глаголами

хочу Буквы и, у, а после шипящих

Буквы и, у, а после шипящих

Записи 1-2 из 2


Смотри также слово «не хочу» в Викисловаре.

Как пишется: «не хочу» или «нехочу»?

На чтение 1 мин

Определение и разбор слова

Это выражение употребляется в значении: «не испытываю желания; не имею намерения».

Варианты написания слова

Существует два основных варианта написания слова:

  • «не хочу», где слово пишется раздельно;
  • «нехочу», где слово пишется слитно.

Как правильно пишется: «не хочу» или «нехочу»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«НЕ ХОЧУ»

Какое правило применяется?

Для того, чтобы не путаться в правописании данного выражения и в правописании других подобных выражений, следует запомнить следующее правило: «Частица –не- с глаголами всегда пишется раздельно. (Кроме тех случаев, когда глагол без –не- теряет лексическое значение и не употребляется в такой форме)». «Хочу» является глаголом и употребляется без частицы «не», не теряя при этом лексического значения, поэтому пишем данное выражение раздельно.

Подводим итоги

  • Верное написание: «не хочу»
  • Неверное написание: «нехочу»

Перейти к содержанию

«Нехочу» или «не хочу» — как пишется?

На чтение 3 мин Просмотров 27

Не всегда из вариантов написания частицы и глагола «нехочу» или «не хочу» выбирают тот, который является правильным. У многих вызывает сомнение написание данных слов. И на вопрос, как написать правильно, не все могут ответить.

Как правильно пишется: «нехочу» или «не хочу»?

Написание регулируется следующим правилом

Хочу – это глагол, а не – это частица. Поэтому применяется правило правописания частицы с глаголами. Согласно правилу, «не» с глаголами необходимо писать отдельно, кроме тех случаев, когда глагол не употребляется без «не».

Примеры

  1. Я не хочу никого обижать правдивыми словами, но молчать и делать вид, что ничего не происходит, я не собираюсь.
  2. Если я не хочу открывать душу перед первым встречным, то и не делаю этого.
  3. Не хочу, чтобы обо мне ходили непонятные слухи, и сам рассказываю о себе всё, что интересно окружающим.
  4. Когда мне лень вставать с кровати и когда я не хочу ничего делать, думаю о быстротечности жизни, чтобы побудить себя к действию.

Написание, которое не соответствует правилу

Частицу «не» нельзя писать с глаголом слитно.

Перейти к содержанию

«Нехочу» или «не хочу» — правописание

На чтение 1 мин Просмотров 785 Опубликовано 11.05.2021

Если не знаете, как писать выражение – «нехочу» или «не хочу», нужно обязательно вспомнить, как пишутся сочетания, образовавшиеся отрицательной частицей и глаголом.

Как пишется правильно: «нехочу» или «не хочу»?

Согласно нормам орфографии, без ошибок пишется раздельно – не хочу.

Какое правило применяется?

Данный глагол представляет собой форму наст. вр. ед. ч.1 л. глагола «хотеть», который может служить связкой в составном сказуемом и существовать независимо, как полноценное сказуемое. Употребляется слово в значении – «испытывать тягу к чему-либо или к кому-либо; иметь желание или намерение».

В соответствии с орфограммой № 21, «НЕ с глаголами», сочетание, которое нас интересует, пишется с отрицательной частицей раздельно, так как без неё употребляется в речи свободно. Следовательно, пишем это выражение в два слова – не хочу.

Примеры предложений

Не хочу вам ничего говорить, надеюсь, что вы сами все поймете без моих слов и сделаете правильный вывод.

Не хочу ничего обещать, так как не совсем уверен в положительном результате предстоящего эксперимента.

Как неправильно писать

Ошибочно писать частицу с глаголом в одно слово – нехочу.

Написание слова «не хочу» порой может вызывать затруднение. Как нужно – вместе или отдельно, «нехочу» или «не хочу»? Ответ, на самом деле, прост.

Читайте в статье

  • Как правильно и почему?
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание
  • Итог

Как правильно и почему?

Чтобы понять, как пишется данное слово – слитно или раздельно, проанализируем, к какой части речи оно относится.

Для этого зададим вопрос к выражению: «что делаю?». Это указывает на принадлежность слова «не хочу» к глаголам.

Перед нами – форма инфинитивного глагола «хотеть» в первом лице. «Не» в этом случае – частица-отрицание. Её с глаголами следует писать раздельно. Примеры – «не буду», «не слышу», «не уеду». Слитно пишем частицу «не», только с теми глаголами, которые нельзя употребить без них: «ненавижу», «негодовать» и т.д.

Примеры предложений

Вот наглядное пособие, как правильно писать рассматриваемое слово:

  1. – Почему же Вы не приходите на собрание? – Я не хочу.
  2. Понимаешь, я просто совсем не хочу делать то, что мне не по душе.
  3. – Не хочешь ли ты прогуляться сегодня вечерком? – Честно говоря, вообще не хочу, чувствую себя не очень.
  4. Я не хочу пересекаться с Джеймсом на одном квадратном километре.

Ошибочное написание

Грубым нарушением языковых норм будет слитное написание «нехочу». Кроме того, в интернете изредка можно встретить даже такие «шедевры»:

  • нихачу;
  • ни хачу;
  • нехачу;
  • не хачу;
  • не хочю.

Буквы «а» в этом слове быть не может, поскольку проверочное слово – «хОтеть», через «о». Так же и «ю» в окончании – полный абсурд. Тут надо употреблять только «у».

Итог

Выражение «не хочу» является сочетанием глагола «хочу» и отрицающей частицы «не». По правилам оно пишется раздельно. Все другие варианты написания – слитный, с буквой «ю» в окончании, через «ни» – будут заведомо ошибочными.

Определение и разбор слова

Это выражение употребляется в значении: «не испытываю желания; не имею намерения».

Варианты написания слова

Существует два основных варианта написания слова:

  • «не хочу», где слово пишется раздельно;
  • «нехочу», где слово пишется слитно.

Как правильно пишется: «не хочу» или «нехочу»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«НЕ ХОЧУ»

Какое правило применяется?

Для того, чтобы не путаться в правописании данного выражения и в правописании других подобных выражений, следует запомнить следующее правило: «Частица –не- с глаголами всегда пишется раздельно. (Кроме тех случаев, когда глагол без –не- теряет лексическое значение и не употребляется в такой форме)». «Хочу» является глаголом и употребляется без частицы «не», не теряя при этом лексического значения, поэтому пишем данное выражение раздельно.

Подводим итоги

  • Верное написание: «не хочу»
  • Неверное написание: «нехочу»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как правильно пишется словосочетание «бери – не хочу»

бери́ – не хочу́

бери́ – не хочу́ (очень много)

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бесовка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «брать»

Ассоциации к слову «хотеть»

Синонимы к слову «брать»

Синонимы к слову «хотеть»

Предложения со словосочетанием «бери – не хочу»

  • – То есть мумии можно пустить на удобрение! Ну конечно, чего добру пропадать? Там их тысячи тысяч, бери – не хочу
  • Да и много его вокруг, бери – не хочу.
  • – Хороших участков почти не осталось, а тут бери – не хочу.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «бери – не хочу»

  • — Нет, ты погоди, постой! — остановил его Макар Григорьев. — Оно у тебя с вечерен ведь так валяется; у меня квартира не запертая — кто посторонний ввернись и бери, что хочешь. Так-то ты думаешь смотреть за барским добром, свиное твое рыло неумытое!
  • Кругом избы, двора с крепкими тесовыми воротами и высоким забором, за которым находится надворная постройка, идет огороженный невысоким тыном огород и сад — пчельник; далее же лежат пашни; их площадь не определена, сколько сил и зерна хватит, столько и сеют — земли не заказанные, берине хочу. Занял то или другое количество десятин — все твои, отсюда и слово «заимка».
  • Ипполит. Этому я не подвержен и морали брать на себя не хочу.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «брать»

  • БРАТЬ, беру́, берёшь; прош. брал, —ла́, бра́ло; несов., перех. (сов. взять). 1. Принимать в руки, схватывать руками (зубами, щипцами и т. п.). Брать руками. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова БРАТЬ

Значение слова «хотеть»

  • ХОТЕ́ТЬ, хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т; несов. 1. Испытывать желание, охоту, ощущать потребность, необходимость в чем-л. Хотеть пить. Хотеть есть. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ХОТЕТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «брать»

  • Но горе музу не берет.
  • Какое счастье — расточать, беря
    Из житницы, где звери, птицы, травы,
    И в миг свой — боль, и в час свой — все
                                                                 забавы.
  • Писатель — обреченный; он поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу перед теми, кто голоден духовно. Народ собирает по капле жизненные соки для того, чтобы произвести из своей среды всякого, даже некрупного писателя. И писатель становится добычей толпы; обнищавшие души молят, просят, требуют, берут у него обратно эти жизненные соки сторицею.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

БРАТЬ, беру́, берёшь; прош. брал, —ла́, бра́ло; несов., перех. (сов. взять). 1. Принимать в руки, схватывать руками (зубами, щипцами и т. п.). Брать руками.

Все значения слова «брать»

ХОТЕ́ТЬ, хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т; несов. 1. Испытывать желание, охоту, ощущать потребность, необходимость в чем-л. Хотеть пить. Хотеть есть.

Все значения слова «хотеть»

  • – То есть мумии можно пустить на удобрение! Ну конечно, чего добру пропадать? Там их тысячи тысяч, бери – не хочу

  • Да и много его вокруг, бери – не хочу.

  • – Хороших участков почти не осталось, а тут бери – не хочу.

  • (все предложения)
  • взять
  • разживаться
  • полагать
  • держать
  • схватывать
  • (ещё синонимы…)
  • вздумать
  • бояться
  • вздуматься
  • говорить
  • верить
  • (ещё синонимы…)
  • взять
  • мздоимец
  • интервью
  • принимать
  • получать
  • (ещё ассоциации…)
  • желание
  • прихоть
  • желающий
  • желать
  • мечта
  • (ещё ассоциации…)
  • оторопь берёт
  • жуть берёт
  • брать кого-либо за руку
  • брать на себя ответственность
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • человек хочет
  • отец хотел
  • хотеть быть с кем-либо
  • хотеть большего
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «брать»
  • Разбор по составу слова «хотеть»

«Книга – источник знаний», «книга – лучший товарищ» – эти утверждения знакомы каждому, и было бы странно оспаривать их в аннотации. Но что делать, если ваш ребенок не хочет дружить с литературой, ненавидит сочинения и приносит домой низкие отметки? Как привить любовь к чтению без насилия над личностью? Нам становится страшно, когда дети дают отпор русским писателям, – но почему? И как побороть эти страхи? Что стоит в первую очередь поменять в себе родителям? И зачем нужен шелест бумажных страниц тем, кто родился в XXI веке?

Учительница русского языка и литературы, автор образовательного сайта «Мел» Римма Раппопорт ищет ответы на эти вопросы всю жизнь. Она знает, как трудно это бывает, – и как ребенок, выросший в писательской семье; и как педагог в современной школе; и как родитель. «Читай не хочу» – квинтэссенция заботливого подхода к воспитанию, помноженная на здравый смысл, опыт десятков преподавателей и насущные проблемы детей, выбирающих между Блоком и тиктоком.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Римма Раппопорт

Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги

© Римма Раппопорт, 2021

© ООО «Индивидуум Принт», 2021

* * *

Моим ученикам из 92-й

Введение

О чем эта книга

Я ввожу в «Яндексе»: «Как заставить ребенка…» Первое по популярности — «слушаться», второе — «читать». Находится 11 миллионов результатов, более 1100 показов в месяц. Почему детское чтение так волнует взрослых? Есть ли основания волноваться? Как заставить детей читать? И нужно ли? Эта книга — попытка разобраться в том, почему детское чтение важно и что нам — взрослым — с этим делать.

Я считалась нечитающим ребенком, но потом полюбила книги и постепенно выросла в учительницу литературы. Моя задача — увлекать чтением школьников, и иногда мне это удается. А иногда, как бы я ни билась, не могу заинтересовать ученика ни одним программным произведением, ни одним писателем. Я работаю и с одаренными подростками, которые читают много и с удовольствием, и со школьниками, неспособными осилить десятистраничный рассказ. Так или иначе, последние восемь лет моей жизни связаны с детьми и книгами.

Есть и другая сторона. У меня растет дочка — Лия, ей скоро будет шесть. И только недавно в ее отношениях с чтением наметилось потепление. Как и многим другим родителям, мне страшно не успеть, недобдеть, провалить свою материнско-просветительскую миссию. На меня давят заголовки статей о раннем развитии, мимоходом оброненные слова дедушек и бабушек, чужой более успешный опыт.

Как мама и как учитель я все время размышляю над детским чтением. Как объяснить собственному ребенку, что книги — это хорошо? Какую стратегию выбрать, чтобы ученики захотели читать? Что делать, если школьная программа не соотносится с читательскими потребностями моих учеников? Единственно верных ответов и гарантированно работающих советов нет. Их просто не существует. Но я попыталась разобраться в том, откуда берутся страх перед нечитающим поколением и уверенность, что читать необходимо, и есть ли хоть какие-то способы превратить ребенка в читателя. Для этого я провела небольшие опросы среди детей и родителей, проанализировала собственный опыт и подход коллег из России, Европы и США.

Моя книга не претендует на роль исчерпывающего исследования, но если вас, как и меня, интересует тема (не)чтения, здесь вы найдете идеи учителей-практиков, соображения антропологов и психологов, монологи самих школьников и многое другое. Надеюсь, это поможет вам разрешить хотя бы один из множества вопросов, мучающих родителей, учителей и детей.

Нечитающие дети

Я очень хочу, чтобы моя дочь полюбила читать. Мне важно воспитать человека, с которым можно поговорить о литературе, разделить радость от хороших стихов. А что будет, если не получится? Однажды вернусь с работы, а у ребенка в одной руке планшет, в другой — смартфон, и вместо богатого внутреннего мира сплошной тикток. Не то чтобы в этой картинке было что-то по-настоящему страшное, но мне от нее грустно. Так что мы с мужем очень старались увлечь Лию чтением. Но что-то пошло не так.

Дело было на новогодних каникулах. После всех кукол и сладостей мы решили положить под елку пару «правильных» подарков — красивый сборник стихотворений Олега Григорьева и азбуку Бродского. Я уже читала дочери Григорьева, и ей явно нравилось. Что касается азбуки, это была попытка приблизить самостоятельное чтение: пятилетняя Лия знала все буквы, но наотрез отказывалась складывать их в слоги и тем более в слова. Сначала она откровенно не заинтересовалась подарком. Тогда я стала его рекламировать: «Тебя же смешили эти стихи, а посмотри, какие здесь иллюстрации к азбуке…» Тут-то Лия и произнесла роковые слова: «Мама, не читай мне. И сами не смейте читать, а книжки, которые у нас есть, выкиньте!»

В культурных семьях детям читают вслух и сами дети читают. Несоответствие образу культурной семьи я бы еще пережила, но что делать с внутренним несоответствием, если сегодня ты ведешь уроки литературы, рассказываешь на лекциях, как заинтересовать подростков чтением, а завтра твой ребенок выкрикивает «не смейте читать»? Мысли о книгах в жизни моей дочери моментально ввергают меня в состояние тревоги. Произношу вслух: «Я мама нечитающего ребенка», — и на пару секунд перестаю дышать. Я мама нечитающего ребенка.

Такое трепетное отношение к чтению объединяет самых разных родителей. Всем хочется, чтобы дети были умными, успешными, эрудированными и сохраняли способность жить полноценной офлайн-жизнью. И все это воплощается в образе ребенка, сидящего за книжкой. Онлайн в родительской и педагогической среде почти всегда воспринимается негативно. В представлении старшего поколения мир делится на настоящий и виртуальный, и всем, конечно, очевидно, на чьей стороне в этом противостоянии симпатии взрослых. Книга, наряду с классикой кинематографа (желательно отечественной), — редкое виртуальное пространство, которое, по мнению старших, полезно для детей.

Конечно же, детское чтение — предмет множества исследований. Например, в 2019 году Российская государственная детская библиотека (РДГБ) провела опрос среди школьников, посещающих библиотеки. Выяснилось, что 66 % опрошенных читают раз в неделю и чаще. Но это «библиотечные» дети, судить по ним об общей картине все-таки нельзя.

За последнее десятилетие несколько масштабных исследований детского чтения пришли к более тревожным результатам: около 70 % школьников не читают постоянно [По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (2015 год). См.: https://mel.fm/chteniye/698214-reading. — Здесь и далее примечания автора.], а после десяти лет интерес к книгам уменьшается [Согласно исследованию РГДБ (2011–2012), статье-исследованию Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни», а также «Исследованию чтения московских подростков в реальной и электронной среде» Веры Чудиновой. См.: https://mel.fm/chteniye/698214-reading.]. Возраст, когда желание читать начинает теряться, совпадает с переходом в среднюю школу и официальным появлением литературы в расписании пятиклассника. Боюсь, это совпадение вовсе не случайно: права читателя исчезают, появляются сплошные обязанности — и даже если увлечение не сменяется отторжением, времени на него не остается.

Согласно исследованиям Калифорнийского университета в Сан-Диего, в среднем человек с помощью различных устройств потребляет 34 гигабайта информации в день [Wolf M. Reader, Come Home: The Reading Brain in a Digital World. Harper, 2018.]. Бо́льшая часть этой информации поступает в виде текста. Наивно ожидать, что ребенок, существующий в таком потоке, решит еще немного «догрузиться» книжкой. К тому же, пока скорость потребления информации растет, глубина ее восприятия падает. Получается, отвоевать внимание ребенка сможет только та книга, которая окажется достойным конкурентом привычного текстового потока. Тогда пути всего два: увлечь легко «проглатываемой» литературой или научить замедляться вместе с книгой и получать от этого удовольствие. В любом случае взрослым придется изловчиться: оба пути запросто могут завести в тупик.

Нужно приложить немало усилий, чтобы в XXI веке воспитать читающего ребенка. Казалось бы, родители, объединившись с учителями, все время над этим работают, а на выходе все те же 70 % нечитающих школьников. Но в них ли дело?

Нечитающие взрослые

В разговоре о нечтении принято фокусироваться на детях. Но давайте посмотрим на взрослых. Чтение художественной литературы, если оно не нужно по работе, зачастую отходит на второй план. Бывает, годами не представлял себя без книги — и вдруг что-то ломается, останавливается. Остановку может обеспечить что угодно: элементарная нехватка времени, места и моральных сил, иные виды досуга. Иногда, чтобы забросить книги, достаточно устроиться на работу поближе к дому и перестать ездить на метро.

Современная жизнь, особенно в мегаполисе, — это непрерывный бег с препятствиями. И для многих чтение в общей гонке превращается в еще одно. Или в недостижимую роскошь. Книги требуют к себе внимания — как минимум нужно время, а в идеале — личное пространство. Даниэль Пеннак в своем знаменитом эссе «Как роман» писал: «Время читать — это всегда украденное время».

Недавно я столкнулась с двумя постами на эту тему в разных соцсетях. В фейсбуке женщина жаловалась на то, что перестала читать и испытывает из-за этого чувство вины, но возвращаться к чтению не хочет. Текст набрал немало поддерживающих комментариев, в которых люди делились аналогичным опытом. А в твиттере двадцатилетняя девушка задала вопрос подписчикам: случалось ли у вас такое, что в 13–14 лет вы много читали и считались умными детьми, а теперь перестали читать книги вообще? Твит стал вирусным и набрал 25 тысяч лайков. Под публикацией пользователи разного возраста рассказывали свои истории о заброшенном чтении. Набралось более 400 комментариев. У подростков и студентов повторялся один и тот же сюжет — переход от художественной литературы к фанфикам. Значительную часть комментариев объединяли стыд и надежда вернуться к «правильной» литературе. Таким образом, многие активно читающие люди теряют интерес к книгам и привычку постоянно читать, но приобретают чувство вины.

Тем не менее в центре внимания педагогов-исследователей и социологов все равно чаще оказывается детское чтение. И именно вокруг него обычно нарастает паника. Вот и попробуем разобраться: почему мы паникуем и как из этого состояния выйти, причем желательно победителями — за руку с читающим ребенком.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Читай на арабском как пишется
  • Читай или четай как правильно пишется
  • Читай город как пишется
  • Читай внимательно задание как пишется
  • Читаешься как пишется