Что делать если ребенок пишет как слышит

Ученики начальных классов часто пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. В чём причины таких нарушений? Как их устранить? Об этом наш разговор с методистом по инклюзивному образованию управления образования района Натальей Галичевой.

— Наталья Михайловна, насколько серьёзна эта проблема?

— Нарушения речи, письма у детей называются дисграфией. Проблема эта очень серьёзная и должна стать важной темой для обсуждения среди родителей. Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает дисграфия. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что основанием для развития проблем письменной речи является наследственность.
Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.

— У каждого речевого или письменного нарушения свои причины?

— Конечно. Стоит отметить, что существует несколько видов дисграфии — акустический, моторный, оптический.
Акустическая форма появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы.
Моторная проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы дисграфии.
Оптический вид дисграфии проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого нарушения является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников — важная проблема в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому особое внимание.
Определив виды дисграфии (могут быть и смешанные формы) у младших школьников, можно найти правильные пути коррекции.

Ольга Силияна, с. Каратабан: 
— Наша дочь Арина не выговаривала букву «р», шепелявила. Чтобы исправить эти речевые нарушения, мы обратились к помощи логопеда. И хорошо, что сделали это вовремя — накануне перехода в подготовительную группу.
В результате трёхмесячных занятий (август, сентябрь, октябрь) Арина научилась произносить звуки правильно. Каких только упражнений не проводила с дочерью логопед! Мы и скороговорки говорили, и картинки раскрашивали, очень много занятий было посвящено разминке язычка. Логопед (а ею была Наталья Галичева) заставляла нас трудиться и трудиться! Давала много домашних заданий, которые мы старательно выполняли. И добились результата!
В сентябре прошлого года Арина пошла в первый класс. Трудно даже представить, сколько было бы проблем, не займись мы вовремя исправлением речевых нарушений. Это ведь сказывается на качестве письма, чтения. Я очень благодарна Наталье Михайловне и советую всем родителям внимательнее относиться к данной проблеме, обязательно обращаться к помощи специалистов, самим прилагать как можно больше усилий, чтобы научить ребёнка говорить правильно.

Больше пишем, говорим, анализируем

Наталья Галичева, методист по инклюзивному образованию: 
— Что следует делать родителям, дети которых страдают дисграфией? Как бороться с нарушениями письма и речи у младших школьников? Вот несколько советов.

Первые четыре шага
Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага. Первый из них — диагностика, в ходе которой следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы. На втором этапе необходимо уделить внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. С этапа коррекции начинается непосредственное устранение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель — исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения. И на последнем, четвёртом, этапе следует проверить все результаты, дать родителям последние рекомендации.

Способы коррекции
Предлагаю несколько действенных способов коррекции заболевания.
Первое упражнение называется «Модель слова». Ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
В ходе способа Эббигауза школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать всё слово полностью.
Третье упражнение связано с анализом звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
При четвёртом упражнении — исправление погрешностей — каждый ребёнок получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника — исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Дисграфия у ребенка

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Диагностика дисграфии

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не могу сказать что «разделалась» с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, «подтягивать», тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик… На основе своего опыта( я- просто мама, не специалист, опыт — только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

2012-10-09, Лариса111

Веду ДНЕВНИК, записываю свои умные мысли, из интернета «вылавливаю» умные мысли и идеи на тему «КАК бороться с дисграфией и дислексией у ребенка», обдумываю наши успехи и поражения в этой борьбе. Если интересно, почитайте. [ссылка-1]

2013-03-11, Лариса111

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД «Литера», «ГНОМ И Д» и др.
«Юным умникам и умницам» О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) — тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

2012-10-09, Лариса111

Лариса, добрый вечер! Меня, как маму мальчика 10 лет тоже очень интересует эта тема! Много сложностей в учебе, бежит, спешит, забывает.
Не могу пройти по Вашим ссылкам!
Поделитесь пожалуйста информацией по почте kochnova@mail.ru
Заранее благодарна и признательна!

2022-10-12, Татьяна Кор

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

2013-08-31, nina777

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать — это развивает зрительную память.

2012-10-08, EsmeraldaL

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

Что делать, если ребенок учится от рассвета до заката, а пишет с ошибками? Причем с очень странными и специфическими? Для начала — пойти на консультацию к логопеду. Возможно, он произнесет слово «дисграфия». Что это за зверь? Давайте разбираться.

24 августа 2020

Яна Полей

Первое, что обычно спрашивают родители, когда обнаруживается дисграфия у школьников: «А мой ребенок недоразвитый?» Не думаю, что недоразвитый. Просто у него не созрели некоторые мозговые функции. Обычно на прием приходят умные, симпатичные дети. Но пишут они с какими-то странными, невероятными ошибками, причем пишут или размашисто, или очень мелко, при этом слова залезают на поля, сползают со строки. Их тетрадки красны от учительских исправлений. Правила учат, но все без толку. Часто не любят письменные виды работ. Старшеклассники стараются писать короткими предложениями, младшие ученики очень долго осваивают письмо.

Это и есть главные признаки дисграфии — частичного расстройства письма или трудностей овладения навыками письма (если речь идет о младшем школьнике), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Группа риска по дисграфии

Говорить о дисграфии у дошкольников некорректно, ведь письменной речью овладевают лишь в 7-8 лет. В 6 лет можно лишь предположить, что ребенок в группе риска и заняться профилактикой. В группе риска находятся:

  • дети с общим недоразвитием речи;

  • дети, у которых в 2–3 года была задержка речевого развития;

  • дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием;

  • если ребенок левша или переученный левша;

  • если у ребенка были травмы головы;

  • если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения;

  • если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена;

  • часто болеющий (особенно в раннем детстве), ослабленный, болезненный ребенок;

  • ребенок, в семье которого уже наблюдались случаи дисграфии.

Почему и отчего возникает дисграфия

Причин у дисграфии много. Это только кажется, что писать очень просто — услышал и записал, увидел — и списал. Води ручкой по бумаге, запоминай правила и применяй. Но чтение и письмо — это искусственное и относительно недавнее приобретение цивилизации. Есть народы, до сих пор обходящиеся без них, и есть люди, обладающие чудесным умом, но беспомощные перед ручкой и бумагой.

В норме, прежде чем овладеть письмом, человеку нужно освоить языковой анализ и синтез, уметь дифференцировать на слух звуки, правильно их произносить. Обязательны сформированность лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений, развитый зрительный анализ и синтез. Когда одна из функций «хромает» или не сформирована, тогда-то и возникают нарушения письменной речи.

Виды дисграфии

Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребенок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребенок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рот» — «лот», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребенок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв «д-т», «б-п», «ж-ш», «в-ф», «г-к» или «с-ш», «з-ж», «ч-щ», «ч-ть», «ц-т», «ц-с».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно — приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребенка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Белочка скакало», «теплая одеяло»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребенку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к «Т» припишет, то у «Ш» не допишет крючок. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти). Как же исправить дисграфию у ребенка?

На приеме у логопеда

Если в школе намекают, что неплохо бы посетить логопеда, не откладывайте визит. Посетить логопеда следует и в том случае, если вы заметили у школьника перечисленные нарушения. Самостоятельно их исправить вряд ли возможно. Коррекция дисграфии — дело сложное, этим должен заниматься профессионал.

На прием к логопеду обязательно захватите тетрадки школьника по русскому языку, парочку тетрадок по математике, в идеале — даже его рисунки. Логопеда будет интересовать буквально все: как протекали роды и моторное развитие ребенка, как развивалась его речь, не было ли у членов семьи речевых проблем. Логопед попросит ребенка прочитать текст, пересказать его и написать небольшой диктант.

Скорей всего, потребуется и консультация опытного нейропсихолога. Занятия с этим специалистом помогут развить межполушарные связи, которые у юных дисграфиков недостаточно сформированы.

Коррекция зависит от выявленных нарушений. Посещать занятия придется минимум год, а то и несколько лет. Все зависит от ребенка, от выраженности его проблем. По моему мнению, в несложных случаях заниматься надо примерно два года. А потом понадобятся контроль и поддерживающие курсы занятий с нейропсихологом, логопедом или опытным учителем.

Важней всего — погода в доме

Встречала такую точку зрения, что дисграфия — это скорее иной способ мышления. Иногда удается добиться великолепных результатов, но чаще всего какие-то особенности письма сохраняются, хотя проявляются у взрослого человека лишь на фоне усталости, болезни, каких-то отвлекающих факторов.

Работать с этой проблемой надо. Давить на ребенка, считать его неудачником из-за сложных отношений с диктантами не стоит: это делу не поможет. Многие великие люди писали с дикими ошибками и становились учеными, актерами, миллионерами, общественными деятелями, даже писателями, хотя обычно дисграфики избегают деятельности, связанной с писаниной. Если не получается справиться с чудовищем, можно попытаться его приручить.

Помогает, как уже говорилось, комплексная работа с нейропсихологом, логопедом, неврологом, учителем. И в первую очередь — дружеская и теплая атмосфера дома.

Игры в помощь ребенку с дисграфией

Есть некоторые вещи, которыми можно немного подстегнуть работу мозга. Полезно с ранних лет любить игры, которые развивают чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, кратковременную память. Хорошо, если ребенок любит находить дорожки в лабиринтах, отличия в похожих картинках, дорисовывать недостающие детали, играть в такие словесные игры, как «Цепочка слов», «Назови пять слов», «Эрудит», «Виселица», составлять и разгадывать шарады и анаграммы, кроссворды, придумывать тексты на определенную букву. Тем более, что сейчас продаются подобные игры в виде удобных и готовых карточек.

«Виселица»

Играют двое, по очереди становясь ведущими. Ведущий задумывает слово, обязательно известное второму игроку, и рисует на листке пустые клетки по числу букв в загаданном слове. Когда схема готова, игрок называет букву. Если она есть в задуманном слове, ее пишут в соответствующей пустой клеточке. Если ее в слове нет, ведущий записывает эту букву на том же листе бумаги в стороне и начинает рисовать виселицу. Когда виселица готова, начинает рисовать человечка. Каждый проигрыш рисуется одна деталь рисунка — ножка от табуретки, часть тела. Играют до тех пор, пока не будет отгадано слово или не будет завершен рисунок человечка на виселице. Победителем считается тот, кто отгадал слово до того, как был завершен рисунок виселицы.

Можно заменить виселицу чем-нибудь иным. Например, рисовать за проигрыш грустную рожицу, за удачно подобранную букву — веселую. Или за каждый проигрыш рисовать одну деталь от пирата, а за удачные ответы — корону. Кто отгадал слово, тот принц или принцесса.

«Эрудит»

Русская версия английской игры «Скрэббл». Продается в детских магазинах, в отделах, посвященных настольным играм. Игроков несколько. Перед началом игры каждый наугад берет семь фишек с разными буквами. Задача — составить из своих букв слово. Игра активизирует словарный запас, развивает наблюдательность, позволяет младшим игрокам узнать новые слова.

«Цепочка слов»

Игроки по очереди называют слова. Слово должно начинаться со звука, на который закончилось предыдущее слово: МашинА — АвтобуС — СанкИ — ИголкА — АвтомаТ — ТигР — Ромашка… Можно ограничить слова одной темой — называть только животных, только растения и так далее.

«Назови пять…»

Расширяет словарный запас и тренирует память, заодно тренирует мышление. Можно играть по дороге из школы, в очереди, в транспорте, на остановке, намыливая руки, катаясь в лифте, делая что угодно, когда голова свободна. Играть лучше вдвоем. Кто-нибудь предлагает: «Назови пять… цветов!», «Пять имен девочек, животных, видов транспорта, минералов» и т. д. Задания можно усложнять: «Назови пять иностранных имен девочек», «Назови пять диких животных Африки», «Пять садовых цветов». Предлагать задание надо, учитывая возраст и возможности ребенка.

Очень полезно меняться с ребенком местами. Во всех играх предлагайте ребенку роль ведущего, поощряйте его давать задания взрослому. Это добавляет уверенности, не не всегда ведь мама может перечислить, например, всех героев любимого мультфильма или названия машин. Не бойтесь ошибаться. Надо учить ребенка, что ошибаться — не страшно. А учить можно своим примером.

Если всегда держать при себе наготове ручку и блокнот, то в машине, в очереди в поликлинике, на остановке, на прогулке, на даче, если пошел дождь и не получается погулять, можно также поиграть в разные полезные игры. Например, написать длинное слово и составить из него другие слова: «Электричка — тир, три, кит, лак и так далее». Выигрывает тот, кто больше придумает слов, используя только буквы заданного слова.

Можно попробовать превратить одно слово в другое. Пишется слово, задача игроков, заменяя по одной букве за один ход, превратить его в другое слово. Выигрывает тот, после кого уже не получится слово изменить. Можно усложнить задание, написав первое и последнее слова, предложив ребенку самостоятельно восстановить цепочку превращений. Например, муха…бокс: муха-мука-бука-бока-бокс.

Поиграйте в старину. Добудьте чернильную или перьевую ручку и пишите ею записки Деду Морозу, логопедические упражнения, описания зарытых кладов… Такой ручкой невозможно писать неправильно, это еще сказывается положительно на почерке. Вообще полезно придумать какую-нибудь игру на долгий срок, связанную с письмом. Обычно дисграфики не любят писать. Но, бывает, тема так увлечет, что начинают писать фантастические романы про зомби-космонавтов, составлять каталог любимых машин, список блюд для свадьбы принцессы и т.п. Главное, поймать момент, помогать, но не исправлять, а если исправлять, то деликатно. Мне мамы рассказывали, как их недоросли, которых обычно не усадить за уроки, проводили часы, переписывая сложносочиненное имя любимого динозавра или раскрашивая название любезной сердцу музыкальной группы узорами. Что приятно удивляло, ошибки исчезали.

Упражнения для дисграфиков

«Корректурная правка»

Предложите ребенку скучный текст, набранный крупным шрифтом. Ежедневно по 5 минут в день в нем надо вычеркивать определенные буквы. Например, сначала «у», через несколько дней — «а». Потом беремся за согласные, лучше всего начать с тех, которые ребенок путает. Например, дней пять ученик вычеркивает «Б», потом «Д». Затем задание усложняется: надо одновременно выискивать в тексте сразу две буквы. Одну, например, зачеркивать, другую — обводить в кружок. Чаще всего дети путают такие пары «М/Л», «П/Т», «Д/Г», «У/Ю», «Д/Б».

«Пропущенные буквы»

Можно купить готовые сборники упражнений с пропущенными буквами. Ребенку останется только вставить нужную букву. Лучше проработать слова заранее и выбирать сначала совсем коротенькие упражнения. Проговорить «опасные» места вслух, показать правильный вариант, списать его. Потом спрятать и спросить: «А какую букву ты здесь напишешь?» И только после этого заполнять пробелы в словах из упражнения, причем делать это надо карандашом, ведь тогда ошибку легко стереть и написать правильный вариант.

«Зачеркивания, или «заборчики»

Прочитайте ребенку небольшой по объему текст. Потом ребенок должен написать его под диктовку, после чего взять в руки карандаш и самостоятельно проверить написанное, сверяясь с образцом. Проверять следует таким образом. Например, в образце написано: «Наступила осень». Ребенок читает «Н», смотрит у себя и зачеркивает карандашом «Н» в своей тетрадке. Дальше опять смотрит в образец и вслух говорит: «А», у себя зачеркивает в слове «наступила» букву «А». И так весь текст. К концу проверки текст становится похожим на частокол. Делать рекомендуется не более пяти минут в день! Занятие, что и говорить, нудное, но через пару недель ошибок становится заметно меньше.

«Портрет «любимой буквы»

Если ученик упорно путает буквы или их элементы, можно предложить сделать портрет «любимой» буквы: нарисовать ее в виде сказочного существа, здания, вылепить из пластилина, испечь в духовке (и съесть потом), выложить из бисера, крупы на пластилине, вышить, вырезать из бархатной или блестящей бумаги, лишь бы получилось ярко и необычно.

Полезные советы

Дисграфию легче преодолеть, если первое время писать карандашом или специальной ручкой, которую можно стереть. Ошибся, стер, написал правильный вариант. У ребенка появляется уверенность в своих силах, он меньше фиксирует внимание на ошибках, в результате действительно начинает лучше писать. Также лучше не исправлять ребенку ошибки, а предлагать ему самому найти места, где он ошибся. Удобной ручкой для дисграфика будет ручка с пупырышками для пальцев и трехгранным корпусом. В продаже часто есть также трехгранные насадки для ручек и карандашей. Кроме того, ребенку легче писать гелевой ручкой.

Даже если ребенок умеет читать про себя — пусть читает вслух. Всего минут 15-20, но веселое, не занудливое. Все домашние упражнения тоже рекомендуется проговаривать вслух. Сначала читать вслух, а потом, при списывании, опять все проговаривать.

Старайтесь дробить задания. Лучше выполнять небольшие порции письменных упражнений по 10 минут, чем много часов переписывать испорченные тексты. Дети быстро устают, внимание падает, ошибок становится все больше, и ребенку кажется, что он загнан в тупик, что он с этим не справится никогда. А если сделать одно упражнение, получить за него похвалу, потом другое, между ними отвлечься на гимнастику для глаз или для рук, то вроде уже не так все страшно. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на ошибках. Первое время лучше вообще на них не обращать внимания, а видеть только улучшения и отмечать только их.

Сейчас продается много книг и пособий по преодолению нарушений письма. Например, альбомы Е.В Мазановой, серия прекрасных пособий Г. М. Зегебарт и много-много других. Обычно логопед или учитель помогает подобрать соответствующую литературу.

Больше полезных и интересных материалов о детском развитии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Logo eva.ru

пишет как слышит

копировать

17.05.2013 15:07

сыну 6.5 лет. в этом году в школу пойдет.Читает, пишет печатными буквами Часто когда смотрит мультфильм, записывает понравившиеся ему фразы.Причем пишет как слышит.Сегодня вот написал: «Обетатили не обитаимава острава: там залатой песок, лазурная море, тень трапичиских деревьев и очинь фкусные фрукты. Пирипады температур в начное время.Мидузы редка патплывают к берегу.. Что с этим делать? чтобы писал трОпические, мЕдузы и т.д.. В школу в этом году, боюсь так и будет писать..Это исправимо?

копировать

17.05.2013 16:08

Издеваетесь?

копировать

17.05.2013 16:17

нет.. с нами занимается логопед. говорит проблемы фонематического характера. надо к школе успеть устранить.

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:22

Ну как бы люди одиннадцать лет в школе учатся, чтобы грамотно писать) Вообще, завуалированное хвастовство очень даже раздражает, имейте в виду:)

копировать

17.05.2013 16:21

Всему этому ваш ребенок будет учиться на уроках русского языка лет эдак 11. Или вы думали что дети идут в школу абсолютно грамотно пишущие?

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:24

Вы похвастаться что ли? В 6,5 лет многие читать то не умеют, вообще никак. У Вас ребенок пишет такие длиннные фразы, сам.. отделяет слово от слова и вы еще хотите, чтобы он орфографию соблюдал?? Просто офигеть…. Откуда он знает в свои 6 лет как это все пишется?

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:29

мы занимаемся с логопедом-дефектлгом. Она считает что эта неграмотность от нарушений какихто там фонематических. И что в 6 лет уже должен знать что море оно лазурное а не лазурная

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:39

Да, вот это единственная ошибка, которая меня напрягла бы. Да и напрягает. Потому что мой сын тоже к «морю» женское окончание приделывает. Остальное — вот честно, я не верю, что логопед вам так сказала. Возможно, она имела с виду конкретно ошибку с окончанием. Это все, во-первых, ни разу не «безграмотность» и это не от логопедических нарушений ребенок пишет, как слышит. Он и должен так писать.

копировать

17.05.2013 16:43

пусть в сад идет ваш логопед, честно. Ребенок написал все просто отлично, не считая даже лазурная… но я бы, не зная орфогарафии, может так же написала бы, лазурная море лазурное море, мне слышится тоже лазурная море)) просто я знаю как надо писать правильно. Слишком высокие требования к шестилетке ИМХО. Моему 6 в августе, у нас только слоги начал соединять… Какое там письмо….. Буквы все знает… Но написать он не сможет вообще ничего. Я помню в 5 лет читала просто отлично и вообще была не дура и проблем с речью никаких не было. У меня сохранились такие книжечки-самоделки лет 6-7 мне было, я писала сама, так там все одним словом черте что короче))))) В конце первого класса я уже писала очень даже хорошо. А про что дефектолог я поняла… У меня сын в логосаду. Но это неприминимо к шестилетке, то что вы написали…. и тем более оно действительно так все и слышится.. ребенок слышит все нормально. Денег хочет дефектолог? Простите….

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 20:31

Писать-то дети раньше начинают, чем в 6 лет :-) Другое дело — КАК они пишут =)) у нас записки с 4 лет сохранились дочкины, я еще могу разобрать, что там написано, а посторонний человек — вряд-ли. Слова, например, она долго разделяла не пробелами, а вертикальной чертой. Так ей казалось нагляднее. А поправлять и объяснять понятные вещи ребенку никогда не рано. Например, кто корова через О пишется ;-) Дети, они быстро всё схватывают.

копировать

27.05.2013 23:42

ваш логопед просто зарабатывает деньги, чем сложнее диагноз поставит, тем больше заработает я живу в европе. у меня дочь тоже также писала фонетически. да и все дети которых я знаю тоже. НИКТО не ходил к логопеду. Нет тут такого врача. Точнее есть, но он лечит реальные отклонения. Начали заниматься в школе. Читать книги. Начали писать правильнее.

копировать

28.05.2013 04:20

Какие нафик нарушения фонематические, если ребёнок пишет чётко как слышит? Ваша логопед цену себе набивает. Тут высказали идею насчет отдыха в саду — я её поддерживаю 2 руками.

копировать

17.05.2013 16:30

В 6 лет дочкиных и я переживала. Тибя-миня-лублу» — постоянно, не смотря на поправки, а шедевр «чилавечькаф» до сих пор забыть не могу :) А в школе научилась, как ни странно… По русскому совершенно твердая «5» , уже 3 класс. Думаю, для дошкольника такие ошибки вполне естественны, а уж как дальше будет… Может как и у нас все само наладится?

копировать

17.05.2013 16:45

ТрОпические будет писать, когда выучит правило проверки безударных в корне, это второй класс, а мЕдузу выучит как словарное слово.

копировать

18.05.2013 00:06

У меня и во втором классе так написать может. О ужас! Пойду удавлюсь на ближайшем суку :)

копировать

18.05.2013 00:08

У моего было так же за год до школы. Думала, это какие же проблемы нас ждут с русским?! Сейчас 1 класс — в диктантах ни одной ошибки. Чудеса.. Наверно, им нужно дорасти. Поэтому сейчас не акцентируйте особо, но уже в школе держите руку на пульсе.

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 11:00

Вы жалуетесь или хвастаетесь? :)

копировать

18.05.2013 13:59

Некоторые, окончив школу, так пишут

копировать

18.05.2013 20:36

Для 6,5 лет нормально. Что словесники делать будут? Там же сплошные орфограммы.

копировать

19.05.2013 23:17

ндаааа,а на фига в школу отдавать. если вы хотите. чтобы ребёнок сейчас писал правильно? всё правильно у вас ребёнок пишет. заметьте, ударные гласные он пишет без ошибок. вот если бы он ударные писал неправильно, тогда бы надо было бить тревогу. а чтобы писать правильно безударные гласные, вспоминаем школу, нужно подобрать проверочное слово. а этому опять таки учат в школе.

копировать

21.05.2013 14:52

А интегралы он у Вас без ошибок решает?

Anonymous

Anonymous

копировать

27.05.2013 23:39

он вообще не обязан до школы писать, тем более без ошибок. нормально он пишет, фонетически. Будет ходить в школу, будет учиться писать правильно.

копировать

17.05.2013 16:35

Поправляйте, учите. Моя дочка-дошкольница,когда смс-ки шлет подружке, тоже иногда шедевры пишет,а потом смотрю прислушивается,запоминает, исправляет ошибки. Все впереди, мама!)

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 20:27

Подсказывайте, объясняйте КАК правильно. и если не сложно — ПОЧЕМУ именно так правильно (когда осознаешь, проще запомнить). Постепенно запомнит.

копировать

17.05.2013 20:37

Пусть учит украинский, у нас как слышыца так и пишыца

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 20:32

Насчет слышыца и пишыца — это скорее в Бобруйск:) У нас тоже есть исключения.

копировать

17.05.2013 20:46

У моей дочки та же проблема, не знаю, чего и ожидать от учебы:( У старшей таких проблем не было, абсолютная грамотность, после нее это особенно жутко видеть. Успокаиваю себя, что хоть математика хорошо идет:)

копировать

18.05.2013 14:30

Развивайте музыкальный слух, очень сильно исправляет подобные ошибки. Не обязательно в музыкальной школе.

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 17:08

Каким образом музыкальный слух тут поможет? :)

копировать

19.05.2013 09:04

все по возрасту, смутило только море:-) род не совпадает :-) над этим можно было б поработать, но он же наверно одновременно и смотрит и пишет. Тут и взрослый может ошибиться :-)

копировать

20.05.2013 08:37

Это называется орфографическое письмо, когда ребенок пишет так, как слышит. Абсолютно нормальное явление в начальном периоде обучения грамоте. Странно, что ваш логопед этого не знает. Но если уж считает, что есть проблемы с фонематикой, занимайтесь дальше. Хуже не будет. Со стороны взгляд на «писанину» вашего ребенка: цепкая слуховая память, развитая речь. Единственная грамматическая ошибка, как вам уже и написали, «ласковая море». Но и то не криминально ;)

логопед

логопед

копировать

21.05.2013 18:16

Все-таки это называется фонетическое письмо. Наперекор всей орфографии:)

Anonymous

Anonymous

копировать

20.05.2013 23:12

Все так пишут дошколята. У нас в саду как раз сейчас рисунки висят с подписями детскими. Ну просто абсолютно все так пишут, успокойтесь.

копировать

21.05.2013 11:46

У меня до школы писал вообще без гласных,сейчас первый класс напишет так же как ваш,логопед ставит фонетические нарушения.

Anonymous

Anonymous

копировать

22.05.2013 15:37

ну вы даете.Он же правила не учил, как он напишет-то по-другому?Пойдет в школу,выучит.Своей я кое-что говорила из правил до школы, но немного.

Anonymous

Anonymous

копировать

27.05.2013 15:12

Знаете мне 28лет и я безграмотна! Меня это преследует со школы, помню, когда со мной папа каждый вечер в 3-ем классе садилася и целенаправленно писал диктант небольшой на пол страницыдиктант, через 2 недели появились результаты вместо 2 — 3 на 3-4 стали диктанты, через месяц занятий все успокоились, и все началось с начала,как мне только не объясняли к кому не водили логопеды, индивидуальные занятия, все пустое. просто вот как по руски не могу писать так и другие языки мне не даюсть если со смной не сидять и не учат как когда то папа)) Видимо такая особенность психики. тут даже долгое чтение книг не помогает… Но в глубине души я надеюсь что ошибаюсь))

 ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ – ЗАЛОГ УСПЕХА. ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ, ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ

Когда  на прием к логопеду приходят дети, которые уже  учатся во втором, в третьем классе и родители приносят тетради  с письменными работами детей, то логопед анализирует ошибки. Они разные и разная причина этих ошибок. Есть ошибки, которые основаны на незнании правил  и орфограмм русского языка. Здесь логопед не поможет – надо просто учить правила правописания.  Есть стойкие ошибки (одинаковые, повторяющиеся),  не зависящие от орфограмм языка. Вот с этой проблемой надо обратиться  к логопеду. Все ошибки можно разделить на три группы.

  1. Ребёнок медлителен и не успевает  за темпом  урока:

— не успевает вовремя записать;

— не понял инструкцию и не успел спросить;

— не услышал инструкцию, потому что ему мешали…

— многоступенчатая инструкция в классе, есть технология, которая готовит ребёнка к многоступенчатой инструкции в школе

2.         Неразборчивый почерк ребёнка, неаккуратно пишет:

—  ребёнок не может проверить то, что сам написал, не может увидеть ошибку

—  учителю трудно проверять письменные работы

3.        Наличие  стойких ошибок, таких как:

—  пропуск букв;

— путает буквы по принципу звонкости-глухости при написании  (б/п, г/к, д/т, з/с, в/ф)

— путает письменные буквы, которые похожи по написанию (п – т,  д – з – у, г – и – ш…)

— переставляет буквы и слоги

— не видит конца предложения

— пишет слова слитно с предлогами и с другими словами…

Во втором полугодии даже в первом классе дети пишут письменные работы по 3-5 предложений. Очень часто родители упускают момент, когда надо прийти к логопеду. Сделал ребёнок 2 ошибки, мама не обратила внимание. Учитель тоже… Чем больше объём письма, тем больше будет ошибок. Ошибки нужно анализировать сразу. Если не может учитель по разным причинам (по загруженности), это должны делать родители, чтобы вовремя их исправить.

 Если вы увидели стойкие, повторяющиеся ошибки, то необходимо обратиться к логопеду, даже если у ребёнка нет нарушений звукопроизношения.

Дисграфия – стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха

Основа грамотной речи – это развитое слуховое и зрительное восприятие. Прежде, чем ребёнок запомнит букву и напишет слово,  он должен сначала услышать звук, который потом обозначит данной буквой. Ребёнок перекодирует звук  (фонема)  в букву, звуки – в слог, слово.  Если вы начали учить ребёнка читать до школы, то используйте пособия, которые рекомендованы министерством образования РФ (букварь Надежды Сергеевны Жуковой)

Я предлагаю вам несколько простых игровых упражнений, которые помогут определить, нужна ли помощь логопеда ребёнку в дошкольный период

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук М (П, К, А…)» 

Инструкция: Я буду произносить разные звуки, а когда ты услышишь М, то хлопни в ладоши

Условия игры: взрослый произносит ряд звуков без призвуков гласных (не МЭ, ПЭ, а М, П интервал между звуками 1 секунда)

Игра «Хлопни, когда услышишь звук М (П, К…) в слове»

Майка, окно, забор, сумка, белка, шапка, дым…

 Игра «Назови первый гласный звук в слове»

Инструкция: Я говорю слово, а ты скажи, какой в этом слове первый звук: Аня, Оля, Ира, аист, осы, утка, иней

Условия  игры: Первый звук в слове ударный, и взрослый произносит его четко

Игра «Назови первый и последний звук в слове»

Инструкция: Я говорю слово, а ты назови первый звук…, последний звук в этом слове: ДЫМ, МАК, КОТ, ЛАНДЫШ, САМОЛЁТ

Условия игры: Взрослый называет только те слова, в которых первый и последний звуки не нарушены у ребёнка. Звуки ребёнок должен произнести без призвуков гласных, то есть ДОМ – первый звук Д, последний М

P.S. Родителей должно насторожить, если ребёнок при определении первого звука в слове ДОМ произносит  — ДЭ, ДО; последний звук – МЭ. В этом случае необходима консультация логопеда

2. Игры  «Разговор инопланетян», «Учим иностранный язык»

Инструкция:  Я сейчас буду говорить на незнакомом языке, а ты попробуй повторить:

 ПА-ПА-БА-ПА, ТА-ДА-ТА-ДА, КА-КА-ГА-ГА, МЯ-МА-МА-МЯ

P.S. Если ребёнок не слышит разницу между звонкими и глухими, между твердыми и мягкими согласными и произносит их, не соблюдая различие, то необходима помощь логопеда

3. Игры «Придумай слова на заданный звук», «Найди предметы на данный звук»

Инструкция:

Назови слова, которые начинаются на звук М (К, А…)

Назови продукты питания (одежду, игрушки, животных…), которые начинаются  на К, С, М…

Игра «Назови звуки в слове по порядку»

Инструкция: Я скажу слово, а ты назови звуки по порядку: ДЫМ,  ВАЗА, КОШКА, ВОЛК

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Диагноз«дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. Их малыш серьезно болен? Это лечится? Как помочь ребенку с дислексией?

«Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.

Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.

Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».

Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П», “Д–Т», “К–Г», “С–З», “Ж–Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З» и “Э», “Р» и “Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш» или “крючок» в букве “Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым» (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Вот некоторые примеры текстов при дисграфии: 2-3 кл)

В чище леса поют чижи. Солнышко пичою, липа светет. Куст шуршит, серый зайки дрожит. Зацвели черемуха. Лариса идет одедать. Журка был сабавный жирвиш. Закачались от ветра нешные цветы. Бевачка щеткай тищит плащ. Малчик сибит вкровате. С веты стаят в вазе.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает…», – их называют “мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга “отвечает» за письмо и чтение?

Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С» и “З» открываются влево; “Ч» и “Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок». Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О» напоминает обруч, “Ж» – жука, “С» – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Статья:

Что  такое   фонематический   слух?

Многие   люди  представляют   работу  логопеда  только  как  исправление  неправильного    звукопроизношения  у детей-дошкольников.

Но это  не  совсем  так.

Логопедия  охватывает  все аспекты  речевой    деятельности   человека: правильное  произношение  звуков, правильное   грамматическое  построение  фраз, умение  связно, образно излагать свой  рассказ и грамотно пользоваться    письменной  речью.  Письменная  речь – это  отражение  устной  речи, и  все недостатки  её, как  в зеркале, проявляются  и при письме.

Кроме  логопедов, которые  работают с дошкольниками, есть школьные  логопеды.  Они  помогают детям  преодолевать  такие  проблемы,   как  дисграфия  и дислексия.

Дисграфия —  это неспособность  ребёнка  овладеть  грамотным  письмом.

Дислексия – это неспособность  овладеть   навыками  чтения.

Одной   из причин  появления  подобных трудностей  при школьном  обучении может стать   недоразвитие  фонематического   слуха.

Что   такое  фонематический  слух? Это  способность  человека  различать  в потоке  речи  различные фонемы  (звуки), из которых    складываются произносимые  нами слова. А их  значительно  больше, чем  букв. Чем  тоньше  ухо воспринимает  различные  их  сочетания (слова),  тем быстрее  и легче  ребёнок  овладевает  правильным  звукопроизношением, а затем  чтением  и письмом.  Созревание  зон в коре  головного  мозга, ответственных  за  фонематическое  восприятие, обычно  завершается  к 5-7  годам.  В этом возрасте  ребёнок  начинает  проявлять   активный  интерес  к  словам, буквам, играм  со  звуками  и желание   научиться  читать.  Многие  дети  самостоятельно начинают овладевать   навыками  звуко-буквенного  анализа  слова, придумывая  слова  на определённый  звук, называя  первый  и последний  звуки  в слове, делают  попытки  что-то писать.

Определить уровень  развития  фонематического   слуха   можно,  предложив  ребёнку   поиграть  в следующие  игры:  «Магнитофон», «Знайка»,  «Внимательные  ушки».  Во  время  игры  ребёнок   не  должен  видеть  вашей   артикуляции, т.е.  ваших губ, когда   вы  произносите   слоги.  Приоткройте  нижнюю  часть  лица  листом  бумаги.

ИГРА 1 «Магнитофон»

Предложите  внимательно  прослушать  и  чётко   повторить  за  вами  ряд  слогов.

Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба;   са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

ИГРА 2 «Знайка»

        Предложите   прослушать  и назвать  по очереди  все  звуки  в  словах УХО, МАК. Слова  проговаривайте  тихо, но чётко  и медленно.

        Предложите   сравнить  слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

        Спросите, какими  звуками  они  отличаются?

ИГРА  3 «Внимательные  ушки»

        Предложите   прослушать  слова  и хлопать  в ладоши в тот  момент, когда ребёнок  услышит  слова, например, на звук Ц.

        Цветок, свет,  темнота,  цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля,  шапка, тяпка.

        Если  ваш   ребёнок  воспроизвёл все слоги  правильно, если  сумел   вычленить  звуки  из  заданных слов, если  услышал  и назвал, какими  фонемами  различаются  слова  в игре 2,  то у   него  в  полном  объёме  сформировалось  фонематическое  восприятие.

        Если же ребёнок, даже  при  повторе,  не справляется  с заданиями, то значит, вам  необходимы   специальные  занятия  и упражнения  на развитие  фонематического  слуха. Обратитесь  за  консультацией  к логопеду, он подскажет, как  и в какой  последовательности  строить  свою работу,  подберёт  соответствующий  материал  для  занятий.

СПАСИБО  ЗА   ВНИМАНИЕ !

КТО-ЧТО?  КОГО-ЧЕГО?

        Речь  у ребёнка  старшего дошкольного  возраста   считается достаточно  сформированной, если он овладел   всей  системой родного языка:  может  говорить, излагать  свои мысли  связно,  легко  строит  развёрнутые  сложные  предложения, без труда  пересказывает  рассказы и сказки, легко  воспроизводит  многосложные слова, правильно произносит все  звуки. Его  словарный  запас  составляет  4-5 тысяч слов. На  что же должны  быть  направлены  занятия, если будущий  школьник имеет  хорошо  развитую  речь?

        Русский  язык  имеет  такое  разнообразие  падежных форм, такое разнообразие  окончаний  при  согласован    прилагательных и числительных  в родах и падежах, что даже младшие  школьники  не всегда  употребляют их правильно, а это неизбежно   сказывается  на письме и, соответственно, на  успеваемости  по русскому языку.

        Сегодня  мы  предлагаем  вам  провести  небольшое  исследование, которое  позволит вам  оценить, насколько   правильно  ваш ребёнок  употребляет  окончания  в словах  разного рода и в  разных падежах.

УПРАЖНЕНИЕ 1  «Котята»

        Вы  начинаете  предложение, а ребёнок его  заканчивает, отвечая  на вопросы  падежей.

        У  мамы-кошки   родились  шаловливые   полосатые  котята.

        Именительный падеж. Предложите сосчитать котят, каждый  раз добавляя  к  числительному  оба прилагательных:  один шаловливый  полосатый  котёнок, два шаловливых полосатых котёнка.

        Родительный  падеж. Как-то  раз  котята  разыгрались  и  спрятались  от  мамы-кошки.  Смотрит она вокруг – нет…кого? (шаловливых полосатых котят).

        Дательный  падеж. Когда  котята  подросли  и   пришло время   становиться  мышеловами,  кошка  стала  приносить  мышей  своим…кому? (шаловливым  полосатым  котятам).

        Винительный  падеж.  Кошка-мама очень любила  своих…кого? (шаловливых полосатых  котят).

        Творительный  падеж. Она  часто играла…с кем? (шаловливыми  полосатыми  котятами).

        Предложный  падеж. И постоянно  заботилась…о  ком? (о шаловливых полосатых  котятах).

УПРАЖНЕНИЕ  2 «Мячик»

        На  день  рождения  Толику  родители  подарили большой  разноцветный  мяч.

Именительный  падеж. Мальчику  очень  понравился…что? (большой  разноцветный  мяч).

Родительный  падеж. А у друга  Вити  не было  такого…чего? (большого  разноцветного  мяча).

Дательный  падеж.  Один  раз, когда   Толик играл  во дворе, Витя подошёл…к  чему? (к  большому разноцветному  мячу).

Винительный  падеж. Витя сказал   Толику: «Какой  у тебя замечательный…что? (большой  разноцветный  мяч)».

Творительный падеж. Толик улыбнулся и предложил:  «Давай  вместе  играть… с чем? (с  большим  разноцветным  мячом)».

Предложный  падеж. Вот  какая история…о чём? (о большом  разноцветном  мяче).

УПРАЖНЕНИЕ  №3 «Яблоко»

Осенью  на  яблоне  созрели румяные  яблоки. Но одно было  самое  спелое  и румяное.

Именительный  падеж. На  ветке  висело…что? (спелое  румяное  яблоко).

Винительный падеж. Увидела  ворона…что? (спелое румяное  яблоко).

Творительный  падеж. Захотелось  ей  полакомиться…чем? (спелым  румяным  яблоком).

Дательный  падеж. Подлетела она…к  чему? (к  спелому  румяному  яблоку).

Родительный  падеж. Хвать!  И  не стало  на  ветке…чего? (спелого румяного яблока).

Предложнный  падеж. Но не надо жалеть…о  чём?  (о спелом   румяном  яблоке).

Пусть  лакомится  им ворона!

СПАСИБО  ЗА   ВНИМАНИЕ!

ЧТО  УМЕЕТ  РЕБЁНОК…

к  4  годам малыш уже  правильно  произносит свистящие  звуки  [с],  [с’], [з],  [з’]  использует  в речи  сложноподчинённые  предложения («Я  люблю рисовать красками, потому  что они  разноцветные»).  Он  с  удовольствием  рассказывает  о том,  что  видел  на прогулке или  по телевизору, что ему  прочитали. Не  настаивайте,  чтобы  ребёнок  правильно  произносил в этом  возрасте  звук  [р].

к  5  годам малыш  правильно  произносит  шипящие  звуки  [ш], [ж],  почти  не  допускает  в  речи  грамматических  ошибок, может  связно  рассказать  о том, что  изображено  на серии  картинок  или на  одной  картинке.

ЧЕМ  ЗАНИМАЕТСЯ  ЛОГОПЕД?

Есть два варианта  логопедических занятий: индивидуальные и групповые занятия  по профилактике и коррекции  речевых нарушений.

Содержание индивидуальных занятий  зависит  от возраста  и речевых особенностей  ребёнка.  Если ребёнок неправильно произносит  отдельные звуки, логопед  осуществляет  их  постановку  и автоматизацию. При  необходимости  делает  массаж языка.

Возможны  и более   трудные  случаи, когда  малыш  большинство  звуков  произносит  искажённо.   Кроме того, ребёнок знает  мало названий  окружающих предметов, не может  рассказать   сюжет  даже  знакомой  сказки, испытывает  трудности  при построении  фразы. При таких проблемах  в развитии логопед  занимается  формированием  не только  звукопроизношения, но и  словарного запаса, фонематического слуха,  грамматического строя, связной  речи. Придётся  потрудиться  и над  развитием  внимания, памяти, мышления.

На групповых  занятиях заниматься  постановкой  звуков невозможно. Поэтому  в маленьком коллективе  логопед  занимается  фонетической  ритмикой, играет  с детьми  в речевые  и  пальчиковые игры, готовит  к  обучению  грамоте.

СПАСИБО  ЗА   ВНИМАНИЕ !

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что делать если кот написал на кровать как убрать
  • Что делать если пишет что флешка диск защищен от записи как снять защиту
  • Что делать если кот написал на ковер как вывести
  • Что делать если пишет приложение не установлено так как его пакет недействителен
  • Что делать если айпад пишет подключитесь к itunes как разблокировать