Что делать не знаю как пишется

На чтение 4 мин Просмотров 2.5к. Опубликовано 28.06.2022

Некоторые употребляемые в разговорной речи конструкции сложно написать ввиду затруднения при расстановке знаков препинания. Конструкция «не знаю (,) что делать» одна из них. При детальном разборе этого оборота можно выяснить, ставится ли в «не знаю (,) что делать» запятая.

Нужно ли ставить запятую в сочетании «не знаю (,) что делать»?

Определить это просто: в предложении есть две грамматические основы: «не знаю» и «делать». Обе представлены сказуемыми. Наличие подлежащих в данном случае необязательно, так как для классификации предложения как сложного достаточно наличия двух предикатов, относящихся к разным подлежащим.

Данная конструкция не относится к неразложимым сочетаниям типа «сделать как следует».

Согласно правилам русского языка, после союзного слова «что» ставится запятая в том случае, если после него идёт придаточное предложение. В данном случае вторая часть – «что делать» — это придаточное предложение, близкое к неполному.

Неполное придаточное предложение – это придаточное предложение, в котором опущено сказуемое, но оно может быть легко восстановлено. Пример: облака плывут по небу, как кораблики по реке. Пропущен глагол «плывут», однако он может быть восстановлен.

Встречаются предложения, когда в конструкцию «не знаю (,) что делать» добавляется союз «и». Это не меняет смысла или вида предложения, поэтому запятая обязательно ставится. Пример: я не знаю, что и делать с таким количеством вишен.

Примеры предложений для закрепления материала

Я не знаю, что делать, когда он придёт. Это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. Второе придаточное предложение зависимо от первого: если убрать конструкцию, то смысл предложения станет непонятен.

Мы не знаем, что делать со сломанной машиной.

Я не знаю, что делать с незаполненными бланками: заполнить или уничтожить.

«Он знает (,) что делает»

Доверьтесь ему: он знает, что делает.

Неважно, какие местоимения использованы в конструкции или в каком лице стоит глагол, в связке «не знать, что делать» обязательно ставится запятая перед «что».

«Вы знаете (,) что делать»

Идите на переговоры: вы знаете, что делать.

Вы знаете, что делать во время показа? Сложноподчинённое предложение может быть вопросительным. Однако на знаки препинания в самом предложении это не влияет.

«Не знаю (,) что и делать»

После такого сильного дождя я не знаю, что и делать с посаженой рассадой.

Я уже не знаю, что и делать после услышанного.

Итоги

«Не знаю (,) делать» — это конструкция сложноподчинённого предложения. Она может быть дополнена любыми членами предложения.

Форма глагола «не знать», а также стоящее рядом местоимение (я, ты, он, вы и другие), оборот «не знать (,) что делать» всегда будет разделяться запятой после «что».

На чтение 4 мин Просмотров 1.8к. Опубликовано 28.06.2022

Некоторые употребляемые в разговорной речи конструкции сложно написать ввиду затруднения при расстановке знаков препинания. Конструкция «не знаю (,) что делать» одна из них. При детальном разборе этого оборота можно выяснить, ставится ли в «не знаю (,) что делать» запятая.

Нужно ли ставить запятую в сочетании «не знаю (,) что делать»?

Определить это просто: в предложении есть две грамматические основы: «не знаю» и «делать». Обе представлены сказуемыми. Наличие подлежащих в данном случае необязательно, так как для классификации предложения как сложного достаточно наличия двух предикатов, относящихся к разным подлежащим.

Данная конструкция не относится к неразложимым сочетаниям типа «сделать как следует».

Согласно правилам русского языка, после союзного слова «что» ставится запятая в том случае, если после него идёт придаточное предложение. В данном случае вторая часть – «что делать» — это придаточное предложение, близкое к неполному.

Неполное придаточное предложение – это придаточное предложение, в котором опущено сказуемое, но оно может быть легко восстановлено. Пример: облака плывут по небу, как кораблики по реке. Пропущен глагол «плывут», однако он может быть восстановлен.

Встречаются предложения, когда в конструкцию «не знаю (,) что делать» добавляется союз «и». Это не меняет смысла или вида предложения, поэтому запятая обязательно ставится. Пример: я не знаю, что и делать с таким количеством вишен.

Примеры предложений для закрепления материала

Я не знаю, что делать, когда он придёт. Это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. Второе придаточное предложение зависимо от первого: если убрать конструкцию, то смысл предложения станет непонятен.

Мы не знаем, что делать со сломанной машиной.

Я не знаю, что делать с незаполненными бланками: заполнить или уничтожить.

«Он знает (,) что делает»

Доверьтесь ему: он знает, что делает.

Неважно, какие местоимения использованы в конструкции или в каком лице стоит глагол, в связке «не знать, что делать» обязательно ставится запятая перед «что».

«Вы знаете (,) что делать»

Идите на переговоры: вы знаете, что делать.

Вы знаете, что делать во время показа? Сложноподчинённое предложение может быть вопросительным. Однако на знаки препинания в самом предложении это не влияет.

«Не знаю (,) что и делать»

После такого сильного дождя я не знаю, что и делать с посаженой рассадой.

Я уже не знаю, что и делать после услышанного.

Итоги

«Не знаю (,) делать» — это конструкция сложноподчинённого предложения. Она может быть дополнена любыми членами предложения.

Форма глагола «не знать», а также стоящее рядом местоимение (я, ты, он, вы и другие), оборот «не знать (,) что делать» всегда будет разделяться запятой после «что».

Как правильно пишется словосочетание «не знать что делать»

  • Как правильно пишется слово «знать»
  • Как правильно пишется слово «сделать»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: замысловато — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «знать»

Ассоциации к слову «сделать»

Синонимы к словосочетанию «не знать, что делать»

Предложения со словосочетанием «не знать что делать»

  • Всадник призадумался, не зная что делать, и решил было повернуть обратно, тем более что с его стороны было бы крайне безрассудно ввязываться очертя голову в опасный переплёт, даже не представляя себе что к чему.
  • Подхватил он его довольно ловко, но вот дальше явно не знал что делать – так и поддерживал его, чтобы тот не упал.
  • Так было в 1994 году, когда не было денег и никто не знал что делать
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «не знать что делать»

  • К тому же у него были какие-то удивительные и неотразимые приемы, с которыми я не знал что делать.
  • С ней вдруг сделался сильный истерический припадок. Она хохотала, прерывая хохот рыданиями, и упала на руки Василия, который бережно опустил ее на траву, сам не зная что делать.
  • За булавку, заплаченную в Лондоне тысячу шестьсот франков, ему давали только триста, четыреста, не более, так что Савин не знал что делать, если бы его не осенила прекрасная мысль.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «знать»

  • ЗНАТЬ1, зна́ю, зна́ешь; прич. наст. зна́ющий; несов., перех. 1. также о ком-чем или с придаточным дополнительным. Иметь сведения о ком-, чем-л. Знать намерения противника. Знать о болезни кого-л.

    ЗНАТЬ2, вводн. сл. Прост. По-видимому, видно, вероятно.

    ЗНАТЬ3, -и, ж. Высший слой привилегированного класса в буржуазно-дворянском обществе. Родовитая знать. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЗНАТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «знать»

  • Чего не знаешь, то именно и нужно тебе; а что знаешь, тем не можешь пользоваться.
  • Мы не можем ничего знать о том, что есть, а можем знать верно только о том, что должно быть. Много знаний разных, но одно важнее и достовернее всех — знание того, как жить. И это-то знание пренебрегается и считается и неважным, и недостоверным.
  • Только тот, кто будет много знать и много любить, может сделать для человечества что-нибудь истинно прекрасное и великое.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ЗНАТЬ1, зна́ю, зна́ешь; прич. наст. зна́ющий; несов., перех. 1. также о ком-чем или с придаточным дополнительным. Иметь сведения о ком-, чем-л. Знать намерения противника. Знать о болезни кого-л.

ЗНАТЬ2, вводн. сл. Прост. По-видимому, видно, вероятно.

ЗНАТЬ3, -и, ж. Высший слой привилегированного класса в буржуазно-дворянском обществе. Родовитая знать.

Все значения слова «знать»

СДЕ́ЛАТЬ, —аю, —аешь. Сов. к делать.

Все значения слова «сделать»

  • Всадник призадумался, не зная что делать, и решил было повернуть обратно, тем более что с его стороны было бы крайне безрассудно ввязываться очертя голову в опасный переплёт, даже не представляя себе что к чему.

  • Подхватил он его довольно ловко, но вот дальше явно не знал что делать – так и поддерживал его, чтобы тот не упал.

  • Так было в 1994 году, когда не было денег и никто не знал что делать

  • (все предложения)
  • не зная, что предпринять
  • совершенно не знать
  • не зная зачем
  • сам не зная почему
  • не знать ответа
  • (ещё синонимы…)
  • знание
  • распознавание
  • осознание
  • умения
  • уметь
  • (ещё ассоциации…)
  • дело
  • намерение
  • работа
  • деяние
  • замечание
  • (ещё ассоциации…)
  • местная знать
  • представители знати
  • касается знати
  • бог знает
  • знать о ком-либо
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • руки делают
  • отец сделал
  • делать вид
  • сделать шаг
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «знать»
  • Разбор по составу слова «сделать»
  • Как правильно пишется слово «знать»
  • Как правильно пишется слово «сделать»

Всего найдено: 15

Очень прошу Вас ответить на мой вопрос (пытался уже несколько раз). Если вопрос слишком обширный, скажите, пожалуйста: Существует ли отдел в форуме, где можно задать и обсуждать более обширные и/или теоретические вопросы по орфографии, пунктуации и грамматике? Заранее спасибо большое! Дополнение к вопросу № 303065: Нужны ли первые запятые в следующих примерах? «(Я) Не знаю почему(,) и он не знает, что делать». (разные подлежащие) «(Я) Не знаю почему(,) и я не знаю, что делать». (Розенталь: «Перед союзом «и» запятая ставится также в тех случаях, когда он присоединяет предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части сложносочиненного предложения или повторяющим его».)

Ответ справочной службы русского языка

Запятые нужны (нет оснований их не ставить): Не знаю почему, и он не знает, что делать. Не знаю почему, и я не знаю, что делать.

Нужны ли запятые в предложениях как следующем: «Не знаю почему(,) и не знаю, что делать.» Думаю, что в каждом случае нужна вторая запятая, но нужна ли и первая ? Заранее спасибо большое!

Ответ справочной службы русского языка

Первая придаточная часть усечена до одного союзного слова (почему), поэтому не обособляется. Перед второй придаточной частью запятая ставится по общему правилу: Не знаю почему и не знаю, что делать.

Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания в следующей фразе: «Не знаю, что послужило тому причиной: мои действия или стечение обстоятельств, — сейчас это уже не важно.»? Особенно интересует запятая после «не знаю».

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: Не знаю, что послужило тому причиной — мои действия или стечение обстоятельств, сейчас это уже не важно.

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, в каких случаях употребляется местоимение «свой», а в каких необходимо употреблять «мой»?
Например:
Я не знаю, что делать с моей (со своей) жизнью.
Я забыл дома мой (свой) рюкзак.

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вот что написано об употреблении местоимений мой, твой, наш, ваш и свой в справочнике Ю. А. Бельчикова «Практическая стилистика современного русского языка» (М., 2012):

Когда говорится о предмете, лице или свойстве, качестве, принадлежащем производителю действия (субъекту личного глагола), вместо притяжательных местоимений 1-го и 2-го лица (т. е. вместо местоимений мой, твой, наш, ваш – Прим. Грамоты) предпочтительнее употреблять местоимение свой: Я иду к своему брату (т. е. к моему брату), ты идешь к своему брату (т. е. к твоему брату).

Однако при желании усилить эмоциональность высказывания, а также при подчеркивании принадлежности предмета, лица, свойства, черты характера кому-либо (в том числе и говорящему) или личной причастности того, о ком идет речь, к чему-либо предпочтительно употребление местоимений мой, твой, наш, ваш: Я дочь мою мнил осчастливить браком (Пушкин), И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь (Лермонтов).

Говоря о вариантном употреблении местоимения свой и притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш, профессор А. М. Пешковский отметил: «У Лермонтова противопоставление всей вашей черной кровью поэта праведную кровь выходит сильнее, чем если бы было сказано: всей своей черной кровью».

Здравствуйте! Огромное спасибо за ваш труд! Вы всегда приходите на помощь, не знаю, что делала бы без вас.
Возник такой вопрос… Как писать имена героев произведений или просто известных людей, когда они используются не в прямом значении. Например, алтайский М(м)аугли, местный К(к)азанова, доморощенный Г(г)ипократ, этот К(к)арабас, богатенький Б(б)уратино, местная С(с)алтычиха.
Спасибо заранее!

Ответ справочной службы русского языка

Эти имена нужно писать с большой буквы. Верно: Гиппократ.

Как правильно расставить пунктуацию в фразе -«Даже не знаю что и думать об это сыре»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Даже не знаю, что и думать об этом сыре.

Скажите, пожалуйста, если наносится цитата на картинку, как ее следует оформить?
Нужно ли ставить кавычки после всей цитаты?

Например:
«Что же дальше? Ничего особенного. К Мите Кленскому приехала гостья из
Двинска. Я даже не знаю, что она имела в виду».

А если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком?

«Митя заглянул к нам в отдел. С ним была девушка. — Посиди тут, — сказал он ей, — мой зав не в духе. Серж, ничего, она здесь посидит?».

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В таком случае цитата не заключается в кавычки, она оформляется так же, как и предложение в тексте.

Здравствуйте! Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания в следующем предложении:
«Не знаю что необходимо сократить, потому что на мой взгляд, всё, что написано — важно».

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Не знаю, что необходимо сократить, потому что, на мой взгляд, всё, что написано, — важно. Тире факультативно.

Здравствуйте! Задавала вопрос некоторое время назад, но ответа так и не получила. Но все-таки очень хотелось бы выяснить, кто же прав в нашей ситуации. Ребенок решал задачу из учебника по математике. В учебнике вопрос задачи был сформулирован так:»Сколько детей пришло на каток?» Ребенок решил задачу и записал ответ:»50 детей пришло на каток.» При проверке учительница исправила окончание глагола на «пришлИ». Ребенок, естественно, с вопросом ко мне — почему? А я не знаю, что ответить, нигде в учебных пособиях не нашла подходящего правила. Подскажите, пожалуйста, какой же вариант все-таки правильный — пришлИ или пришлО в данном случае. А если допустимыми являются оба варианта, можно ли это считать за ошибку (речь идет о начальной школе)? И если можно, приведите, пожалуйста, правило, которым нужно руководствоваться при выборе окончания глагола в данном случае. Уж очень расстроился ребенок, что из-за этого ему снизили на балл отметку за работу. Заранее спасибо, с уважением, Елена.

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта: 50 детей пришло на каток и 50 детей пришли на каток. Некоторые нюансы при выборе формы единственного / множественного числа сказуемого есть (например, единственное число указывает на совместность действия, подчеркивает количество, названное подлежащим; множественное указывает на раздельное совершение действия, означает, что внимание сосредоточено именно на действии, а не на количестве). Но это именно нюансы, фактически в данной конструкции формы единственного и множественного числа равноправны и выбираются говорящим (пишущим) произвольно. Исправлять, а тем более снижать за это оценку, неправомерно.

Подробнее о трудностях выбора формы единственного / множественного числа см. в «Письмовнике»: Единственное и множественное число сказуемого.

Нужна ли запятая: «Не знаю что и сказать!»

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна: Не знаю, что и сказать.

Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, выделяется ли запятыми слово «просто» и является ли оно вводным в следующих предложениях:
Я буду лишь просто наслаждаться поездкой
Я просто не знаю, что сказать
Давай просто закроем эту тему
Зачем ты это сделал? — Просто я не знал, как поступить по-другому.

Ответ справочной службы русского языка

Вводным не является, обособления не требует.

В предложении «это свидетельствует о том, что(,) в конечном счете(,) участие в договоре о совместной деятельности было убыточным» — нужны ли запятые?
И нужно ли заключать в кавычки определение в следующем случае:А.С. Бакаев дает следующее определение отдельному балансу:
(«)Отдельный баланс — система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности(«). И нужно ли писать его с нового абзаца или лучше оставить сразу после двоеточия?
И спасибо вам огромное за предыдущие ответы!!! Не знаю, чтобы без вас делала)))

Ответ справочной службы русского языка

Указанные запятые не требуются. Лучше в конце первого предложения поставить точку (а не двоеточие), а определение писать отдельным предложением без кавычек в том же абзаце.

Здравствуйте! подскажите ,пожалуйста, нужны ли запятые в след. случаях: «Я не знаю как это сказать» и «Я не знаю что об этом думать». Огромное Вам спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _Я не знаю, как это сказать. Я не знаю, что об этом думать_.

И снова доброе время суток :).
В прошлый четверг я задал вопросы, на которые не получил ответы. Вот они: «Почему орфографический словарь РАН, на который вы рекомендуете ориентироваться, требует писать слово «интернет» с большой буквы? Каким таким чудесным образом это слово оказалось в словаре собственных имен? Почему в таком случае слова, обозначающие другие средства коммуникации, как то «телефон», «телеграф», «радио», «телевидение» и проч., и проч., мы с большой буквы не пишем?»
Уж не знаю, что и думать в ответ на ваше молчание, но точно не думаю, что ответ типа «Интернет — это прорыв человечества к светлому будущему» может являться ответом. И телефон, и телеграф для своего времени тоже были прорывом. Понятно, когда писать озвученное мной слово с большой буквы требует Word, потому что его делает Гейтс, но не понятно, когда это делает РАН.
С надеждой на то, что мои вопросы не запутаются в паутине,
Вадим Корнеев :)

Ответ справочной службы русского языка

Мы Вам ответили. См. ответ № 208827.

В предложении «Я не знаю что со мной происходит, но надеюсь, что этот сайт поможет мне найти ответ.» нужна запятая после слова ЗНАЮ? Если можно с обьяснениями..

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна для отделения придаточного: _Я не знаю, что со мной происходит, но надеюсь, что этот сайт поможет мне найти ответ_.


1

«Не знаю что делать»: нужны ли знаки препинания в предложении и почему?

1 ответ:



1



0

«Не знаю, что делать».

Находим грамматические основы. Их две: 1) «не знаю», 2) «делать». Значит, предложение сложное.

Это сложноподчинённое предложение, в котором главное предложение — «не знаю», придаточное — «что делать».

Запятая нужна как знак выделения придаточного предложения.

Читайте также

Два однородных члена не разделяются запятой

  • Если соединены одиночным союзом и. Например: В саду растут яблони и груши.
  • Если не являются однородными. Чаще всего это касается определений, которые хоть и относятся к оному слову и отвечают на один и тот же вопрос, но характеризуют предмет с разных сторон. Например: по небу плыли большие белые облака.

С дерева упал первый осенний лист. Первый и осенний также не будут считаться однородными, так как первый — это числительное, а осенний — прилагательное.

Запятая перед сочинительным союзом «И» чаще всего ставится в 2-х случаях:

  • При наличии повторяющегося союза «И» при однородных членах предложения. Например: И дети, и взрослые будут рады такому подарку. (Однородные члены — дети, взрослые, союз «И» является повторяющимся.)
  • В сложных предложениях с сочинительной связью. Например: Метель замела дорогу, и нам пришлось остаться дома. (Первое простое предложение в составе сложного — «Метель замела дорогу», второе простое предложение — «нам пришлось остаться дома». Связь — сочинительная.)

<hr />

Как вы правильно заметили, в вашем примере союз «И» соединяет простые предложения в составе сложного. Это как раз таки относится ко второму случаю, описанному выше. То есть, запятая ставится ОБЯЗАТЕЛЬНО.

<hr />

Таким образом, правильное написание данного предложения следующее: Мы хотели поехать за город, но дождь стал сильнее, и погода испортилась окончательно.

Применение в речи союза «также», который является синонимом союзу «и» в начале предложения не стоит, за исключением редких вариантов построения предложений. Разбираемый союз «также» не являясь вводным словом, после которых ставится запятая.

Но довольно часто такие предложения используется в повседневной речи. Можно вспомнить примеры из лексикона преподавателей, применяемые для концентрации внимания студентов:

  1. Также на сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы: (перечень изучаемых вопросов)
  2. Мы обсудим все моменты, что касаются налогов, а также особенности и правильность их начисления: (…).

На мой взгляд, постановка запятой или её отсутствие зависит от смысла предложения.

Если автор хочет сказать, что любит кого-то так же сильно, как он любит своего друга (то есть «у меня есть друг, и у меня есть ты, и я вас обоих люблю одинаково»), то в данном случае запятая нужна: «Я тебя люблю, как друга». В данном случае это будет сравнительный оборот.

Если же нужно сказать, что автор считает своего любимого адресата кем-то вроде друга (то есть «ты мне совсем как друг, и люблю я тебя по-дружески»), то тогда правильно без запятой: «Я тебя люблю как друга». В этом случае оборот с «как» будет носить значение «в качестве».

Убеждения — это наши моральные ценности.

Чувство вины может быть знакомо только тому, кто имеет убеждения и считает нужным им следовать.

Переступив через свои убеждения, человек испытывает чувство вины.

Ради убеждений я без сожалений перетерплю неудобства.

Как пишется «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно?

Слово «не знаю» пишет­ся раз­дель­но в два сло­ва как гла­гол с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «незнаю» или «не знаю», слит­но или раз­дель­но, выяс­ним часть речи и ком­по­нен­ты, состав­ля­ю­щие это сочетание.

Часть речи слова «не знаю»

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щая нас сло­во­фор­ма, вос­поль­зу­ем­ся высказыванием:

Я не знаю, что пред­при­нять в этой ситуации.

Я (что делаю?) не знаю.

Анализируемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка. Значит, это гла­гол, началь­ной фор­мой кото­ро­го явля­ет­ся сло­во «знать».

Понаблюдаем, как он изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го времени:

  • 1 лицо я знаю — мы знаем
  • 2 лицо ты зна­ешь — вы знаете
  • 3 лицо он зна­ет — они знают.

Выяснено, что суще­ству­ет само­сто­я­тель­ная сло­во­фор­ма гла­го­ла 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни «знаю», кото­рая обла­да­ет утвер­ди­тель­ным значением:

Я знаю, сколь­ко сил потре­бу­ет­ся для реше­ния этой задачи.

Я знаю, что отве­тить на этот каверз­ный вопрос преподавателя.

И вот в этой гла­голь­ной фор­ме появ­ля­ет­ся «не». Что это за ком­по­нент, при­став­ка или нечто иное?

«Не» — это части­ца, кото­рая, напро­тив, созда­ет отри­ца­тель­ный смысл любо­го высказывания:

Я не зна́ю, в чем суть этой проблемы.

Правописание слова «не знаю»

Частица «не» — это сло­во, при­над­ле­жа­щее к слу­жеб­ной части речи. И как вся­кое само­сто­я­тель­ное сло­во, эта части­ца пишет­ся отдель­но от той лек­се­мы, с кото­рой она упо­треб­ля­ет­ся в предложении.

В выбо­ре напи­са­ния сло­ва «не знаю» или «незнаю» вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го языка:

Понаблюдаем:

Примеры

Не знаю, кто побы­вал здесь с утра.

Я не зна́ю пока, что отве­тить на ваше заман­чи­вое предложение.

Слитное написание не- с глаголами

1. Начальное не- пишет­ся слит­но с теми гла­го­ла­ми, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых оно явля­ет­ся частью кор­ня или при­став­кой. Без не- эти сло­ва, как пра­ви­ло, не употребляются.

Перечислим их:

2. Укажем слит­ное напи­са­ние слов со слож­ной при­став­кой недо-, кото­рая при­да­ет им зна­че­ние непол­но­ты, недо­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-то нор­мой. Эти гла­го­лы обла­да­ют уже новым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми без приставки.

Отличаем их от созвуч­ных слов с при­став­кой до- и отри­ца­тель­ной части­цей «не», кото­рые обо­зна­ча­ют неокон­чен­ное дей­ствие, не дове­ден­ное до конца.

Сравним:

  • не до смот­реть за моло­ком (про­смот­реть, совер­шить оплош­ность) — не до смот­реть фильм до конца;
  • не до гова­ри­вать (умал­чи­вать, скры­вать) — не до гово­рить до конца;
  • не до едать (жить впро­го­лодь) — не до едать (не доесть) остав­ший­ся суп.

Как правильно пишется словосочетание «не знать что делать»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нанотехнология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «знать&raquo

Ассоциации к слову «сделать&raquo

Синонимы к словосочетанию «не знать, что делать&raquo

Предложения со словосочетанием «не знать что делать&raquo

  • Так было в 1994 году, когда не было денег и никто не знал что делать

Цитаты из русской классики со словосочетанием «не знать что делать»

  • К тому же у него были какие-то удивительные и неотразимые приемы, с которыми я не знал что делать .

Сочетаемость слова «знать&raquo

Сочетаемость слова «сделать&raquo

Значение слова «знать&raquo

ЗНАТЬ 1 , зна́ю, зна́ешь; прич. наст. зна́ющий; несов., перех. 1. также о ком-чем или с придаточным дополнительным. Иметь сведения о ком-, чем-л. Знать намерения противника. Знать о болезни кого-л.

ЗНАТЬ 2 , вводн. сл. Прост. По-видимому, видно, вероятно.

ЗНАТЬ 3 , -и, ж. Высший слой привилегированного класса в буржуазно-дворянском обществе. Родовитая знать. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «сделать&raquo

СДЕ́ЛАТЬ , —аю, —аешь. Сов. к делать. (Малый академический словарь, МАС)

«Не знаю» или «незнаю» – правописание

Если не знаете, раздельно с «не» пишется выражение – «не знаю» или «незнаю», необходимо вспомнить правило, в котором говорится о написании «не» с глаголами.

Как пишется правильно: «не знаю» или «незнаю»?

В соответствии с правилом орфографии, правильно – не знаю.

Какое правило применяется?

Сочетание слов «не знаю» – это отрицательная частица «не» и глагол несовершенного вида «знать» в личной форме – в 1-ом лице единственного числа настоящего времени.

В орфограмме «НЕ с глаголами» сказано, что отрицательная «не» с глагольными формами пишется раздельно, если только глагол без неё не может существовать, то есть, не употребляется.

Сравним: невзлюбил, но – не знаю. Первое слово не может существовать без «не», поэтому пишется с «не-» слитно, а слово, которое нас интересует, без «не» вполне употребимо. Следовательно, выражение «не знаю» необходимо писать в два слова, в нём «не» является частицей с отрицательным значением.

Примеры предложений

Я не знаю, где находится дом, о котором вы спрашиваете.

Не знаю, куда ушла соседка тетя Даша.

Конечно, я не знаю столько, сколько знает профессор Иванов.

Как неправильно писать

Неправильно писать «не» с глаголом в одно слово – незнаю.

источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BD%D0%B5+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%87%D1%82%D0%BE+%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C

http://orfographia.ru/ne-znayu-ili-neznayu-pravopisanie/

«Не знаю» пишется раздельно в два слова как глагол с отрицательной частицей «не» в соответствии с орфографическим правилом русского языка.

Чтобы понять, как правильно пишется слово «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно, выясним часть речи и компоненты, составляющие это сочетание.

Часть речи слова «не знаю»

Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит интересующая нас словоформа, воспользуемся высказыванием:

Я не знаю, что предпринять в этой ситуации.

Я (что делаю?) не знаю.

Анализируемое слово обозначает действие или состояние человека. Значит, это глагол, начальной формой которого является слово «знать».

Понаблюдаем, как он изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:

  • 1 лицо я знаю — мы знаем
  • 2 лицо ты знаешь — вы знаете
  • 3 лицо он знает — они знают.

Выяснено, что существует самостоятельная словоформа глагола 1 лица единственного числа настоящего времени «знаю», которая обладает утвердительным значением:

Я знаю, сколько сил потребуется для решения этой задачи.

Я знаю, что ответить на этот каверзный вопрос преподавателя.

И вот в этой глагольной форме появляется «не». Что это за компонент, приставка или нечто иное?

«Не» — это частица, которая, напротив, создает отрицательный смысл любого высказывания:

Я не зна́ю, в чем суть этой проблемы.

Я не решил эту трудную задачу.

Мы не пойдем сегодня на стадион.

Правописание слова «не знаю»

Частица «не» — это слово, принадлежащее к служебной части речи. И как всякое самостоятельное слово, эта частица пишется отдельно от той лексемы, с которой она употребляется в предложении.

В выборе написания слова «не знаю» или «незнаю» воспользуемся орфографическим правилом русского языка:

С глаголами и их формами отрицательная частица «не» пишется раздельно. 

Понаблюдаем:

  • не открою тайну;
  • не желаем смириться;
  • не хочу уезжать;
  • не спешу никуда.

Не знаю или незнаю

Слово «не знаю», являющееся глаголом, пишется раздельно с отрицательной частицей «не».

Примеры

Не знаю, кто побывал здесь с утра.

Не знаю, как можно выручить вас.

Я не зна́ю пока, что ответить на ваше заманчивое предложение.

Слитное написание не- с глаголами

Отметим, что некоторые глаголы пишутся с не- слитно.

1. Начальное не- пишется слитно с теми глаголами, в морфемном составе которых оно является частью корня или приставкой. Без не- эти слова, как правило, не употребляются.

Перечислим их:

  • невзлюбить соседа;
  • нездоровиться с утра;
  • негодовать;
  • неистовствовать от восторга;
  • ненавидеть ложь;
  • искренне недоумевать;
  • ему неймется и пр.

2. Укажем слитное написание слов со сложной приставкой недо-, которая придает им значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-то нормой. Эти глаголы обладают уже новым лексическим значением по сравнению с однокоренными словами без приставки.

Отличаем их от созвучных слов с приставкой до- и отрицательной частицей «не», которые обозначают неоконченное действие, не доведенное до конца.

Сравним:

  • недосмотреть за молоком (просмотреть, совершить оплошность) — не досмотреть фильм до конца;
  • недоговаривать (умалчивать, скрывать) — не договорить до конца;
  • недоедать (жить впроголодь) — не доедать (не доесть) оставшийся суп.

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 37

Ну а с этими шмотками не знаю что и делать.

Запятую не ставим.

Конечно, практически во всех случаях запятая ставится (по крайней мере, в письменных текстах): не знАю, что и дЕлать. Ударением выделяется и глагол, и оборот.

Например: Может, ты в армии станешь на человека похож. А то совсем не знаю, что и делать. [Сергей Довлатов. (1965)]

Но у нас особый случай.

Сравним: Не знаю, что и делать с этими шмотками. А теперь используем инверсию: С этими шмотками не знаю что и делать.

Если поставить запятую, то дополнение будет отделено от управляющего глагола, а это не есть хорошо. Именно инверсия переводит предложение в «неразложимую конструкцию».

Сравнить с примерами из Розенталя (влияние инверсии): Уже месяц, как он вернулся с юга. Он уже месяц как вернулся с юга.

Пример из литературы: Относительно контракта я не знаю что и делать. [В. М. Гаршин. Письма Е.С. Гаршиной (1875)]

В современных текстах тоже встречается такой вариант, когда в начале предложения стоит дополнение, относящееся ко второй части предложения. Что-то вроде такого предложения: А с Тамарой я не знаю что и делать. Запятую здесь никак не получается поставить.

И у современных авторитетных классиков надо найти предложение именно такой структуры (с дополнением в начале предложения), чтобы понять, ставили они запятую или нет.

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Тире необязательно, в остальном знаки расставлены верно.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

То же самое пишется в три слова. Местоимение и частицу то же не следует путать с союзом тоже (который имеет значение «в равной мере, также»).

В предложении «Есть идеи, но не знаешь (?) как их реализовать?» нужно ставить запятую перед «Как»?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Возможна постановка тире в предложении: «Когда не знаешь правил (-) трудно их объяснить»? Или всё-таки нужна запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Правилами пунктуации допускается постановка тире в сложноподчиненном предложении для интонационного отделения главной части от придаточной. Поэтому тире вместо запятой в приведенном Вами предложении не ошибка.

Ответ справочной службы русского языка

Выбор знака препинания зависит от контекста и смысла предложения.

– Кто это вошел в комнату?

Скажите, пожалуйста, как расставить знаки препинания: » Не знаешь (,) куда ехать» Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно: » не знаешь знаки препинания» или » не знаешь знаков препинания»?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: не знаешь знаков препинания. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике».

Источник

Как пишется «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно?

Слово «не знаю» пишет­ся раз­дель­но в два сло­ва как гла­гол с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «незнаю» или «не знаю», слит­но или раз­дель­но, выяс­ним часть речи и ком­по­нен­ты, состав­ля­ю­щие это сочетание.

Часть речи слова «не знаю»

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щая нас сло­во­фор­ма, вос­поль­зу­ем­ся высказыванием:

Я не знаю, что пред­при­нять в этой ситуации.

Я (что делаю?) не знаю.

Анализируемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка. Значит, это гла­гол, началь­ной фор­мой кото­ро­го явля­ет­ся сло­во «знать».

Понаблюдаем, как он изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го времени:

Выяснено, что суще­ству­ет само­сто­я­тель­ная сло­во­фор­ма гла­го­ла 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни «знаю», кото­рая обла­да­ет утвер­ди­тель­ным значением:

Я знаю, сколь­ко сил потре­бу­ет­ся для реше­ния этой задачи.

Я знаю, что отве­тить на этот каверз­ный вопрос преподавателя.

И вот в этой гла­голь­ной фор­ме появ­ля­ет­ся «не». Что это за ком­по­нент, при­став­ка или нечто иное?

«Не» — это части­ца, кото­рая, напро­тив, созда­ет отри­ца­тель­ный смысл любо­го высказывания:

Я не зна́ю, в чем суть этой проблемы.

Правописание слова «не знаю»

Частица «не» — это сло­во, при­над­ле­жа­щее к слу­жеб­ной части речи. И как вся­кое само­сто­я­тель­ное сло­во, эта части­ца пишет­ся отдель­но от той лек­се­мы, с кото­рой она упо­треб­ля­ет­ся в предложении.

В выбо­ре напи­са­ния сло­ва «не знаю» или «незнаю» вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го языка:

Понаблюдаем:

Примеры

Не знаю, кто побы­вал здесь с утра.

Я не зна́ю пока, что отве­тить на ваше заман­чи­вое предложение.

Слитное написание не- с глаголами

1. Начальное не- пишет­ся слит­но с теми гла­го­ла­ми, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых оно явля­ет­ся частью кор­ня или при­став­кой. Без не- эти сло­ва, как пра­ви­ло, не употребляются.

Перечислим их:

2. Укажем слит­ное напи­са­ние слов со слож­ной при­став­кой недо-, кото­рая при­да­ет им зна­че­ние непол­но­ты, недо­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-то нор­мой. Эти гла­го­лы обла­да­ют уже новым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми без приставки.

Отличаем их от созвуч­ных слов с при­став­кой до- и отри­ца­тель­ной части­цей «не», кото­рые обо­зна­ча­ют неокон­чен­ное дей­ствие, не дове­ден­ное до конца.

Сравним:

Источник

Поиск ответа

Объясните, пожалуйста, как правильно писать предложение «Мне не( )ясен смысл этого слова». Из того, что прочитал, получается, что если я отрицаю ясность, то пишу раздельно, а если утверждаю неясность, то слитно. А я не знаю что я делаю, отрицаю или утверждаю, если просто в книге столкнулся со словом, но не знаю его значения, и хочу спросить об этом у учителя.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Как есть, чтобы жить? Чего тебе не хватает? Я знаю чего. Я знаю зачем.

Добрый день, как лучше написать: в икее в ИКЕЕ Речь идет о магазине ИКЕА, знаю что лучше не склонять, но к сожалению мне это нужно, но не уверен какой вариант лучше.

Ответ справочной службы русского языка

Нужна ли запятая перед «что» в предложении «Я знаю что я такое, а ты?»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Подскажите, нужна ли запятая в предложении «я знаю что такое «интернет»»?

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста, пунктуацию в данном предложении: «Я знаю что это такое не понаслышке».

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Я знаю, что это такое, не понаслышке.

Здравствуйте!
Нужна ли перед «что» запятая? «Я сама не знаю что несу.»

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Даже не знаю, что и думать об этом сыре.

Подскажите, пожалуйста, в случае «полгода-год» между этими словами должно стоять тире с пробелами или без? Я знаю что при числах «два-три» пробелы не нужны. А как в этом случае?

Ответ справочной службы русского языка

При обозначении примерного интервала (как в Вашем случае) используется дефис без пробелов.

Насколько я знаю что после точки ставиться пробел. А вот нужен ли пробел в нумерованном списке вот такого вида:
1.
1.1
1.2
2.
или же вот так должно быть:
1.
1. 1
1. 2
2.

Ответ справочной службы русского языка

Пробел не ставится, а вот точка ставится после каждой цифры. Правильно так:

на какой слог правильно ставить ударение в фамилии Корепанов? знаю что в разных регионах произносят по разному

Ответ справочной службы русского языка

Правил постановки ударения в фамилиях не существует. Место ударения определяет носитель фамилии.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Это слово не следует разбивать для переноса.

как правильно «надеть юбку» или «одеть юбку». Знаю что все классики (Ожегов, Даль, Розенталь) придерживаются мнения что надеть вещь и одеть кого-то, но наткнулась на такую трактовку: http://odel-nadel.narod.ru/ и что-то засомневалась

Ответ справочной службы русского языка

Нужна ли запятая: «Не знаю что и сказать!»

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна: Не знаю, что и сказать.

Источник

«Не знаю(,) что и делать» — нужна ли запятая?

Ну а с этими шмотками не знаю(,) что и делать.

Понятно, что без И естественно поставить запятую. А так уж очень интонационно хочется без неё.

3 ответа 3

Ну а с этими шмотками не знаю что и делать.

Конечно, практически во всех случаях запятая ставится (по крайней мере, в письменных текстах): не знАю, что и дЕлать. Ударением выделяется и глагол, и оборот.

Например: Может, ты в армии станешь на человека похож. А то совсем не знаю, что и делать. [Сергей Довлатов. (1965)]

Но у нас особый случай.

Сравним: Не знаю, что и делать с этими шмотками. А теперь используем инверсию: С этими шмотками не знаю что и делать.

Если поставить запятую, то дополнение будет отделено от управляющего глагола, а это не есть хорошо. Именно инверсия переводит предложение в «неразложимую конструкцию».

Сравнить с примерами из Розенталя (влияние инверсии): Уже месяц, как он вернулся с юга. Он уже месяц как вернулся с юга.

Пример из литературы: Относительно контракта я не знаю что и делать. [В. М. Гаршин. Письма Е.С. Гаршиной (1875)]

В современных текстах тоже встречается такой вариант, когда в начале предложения стоит дополнение, относящееся ко второй части предложения. Что-то вроде такого предложения: А с Тамарой я не знаю что и делать. Запятую здесь никак не получается поставить.

И у современных авторитетных классиков надо найти предложение именно такой структуры (с дополнением в начале предложения), чтобы понять, ставили они запятую или нет.

Источник

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Все запятые поставлены правильно.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания расставлены верно. Правило таково: если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной (в разговорном стиле речи), то запятая обычно ставится только после главной части (а перед ней не ставится).

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Краткие формы мужского рода прилагательных пишутся с одним Н, даже если в полной форме или форме женского рода два Н: взволнован, рассеян.

Подскажите, пожалуйста, как правильно: «Количество товара ограниче(НН)о». Дополнений в предложении нет.

Ответ справочной службы русского языка

Вы задали вопрос, на который не так просто ответить, потому что прописанная в руководствах по орфографии рекомендация основана на смысловом критерии, допускающем разные трактовки и приводящем к разным орфографическим решениям. Попробуем сформулировать точки зрения лингвистов коротко.

1. Правильно написание Количество товаров ограничено. В этой фразе отглагольное образование является причастием. Ограничено – это форма глагола ограничить, обладающая глагольным значением ‘поставить в какие-либо границы, рамки; стеснить какими-либо условиями’. Признак ограниченности процессуальный, временный: он существует столько, сколько длится акция. В ситуации, описываемой фразой Количество товаров ограничено, обязательно присутствует какой-то субъект (например, руководитель компании), который ограничил количество товаров.

2. Правильно написание Количество товаров ограниченно. Отглагольное признаковое слово можно считать формой прилагательного ограниченный. В толковых словарях это прилагательное толкуется так: ‘небольшой, незначительный’ (Ограниченные средства. Соль следует употреблять в ограниченном количестве. Ограниченный обзор. Ограниченный круг знакомых. Человек ограниченных способностей) и ‘c недостаточными знаниями, с узким кругозором’ (Очень ограниченный и самоуверенный человек. Ограниченные люди редко сомневаются в своих способностях). В разбираемой фразе реализуется первое значение прилагательного: количество товаров ограниченно означает, что товаров немного, незначительно, мало. И это вполне может быть связано не с волей некоего субъекта, а с тем, что товар просто заканчивается. Соответствует этому рассуждению пример из «Русского орфографического словаря»: наши возможности ограниченны.

3. Есть и еще одна – отчасти примиряющая – позиция. Во фразе возможны оба смысла, они нейтрализуются, то есть не различаются. Пишущий не обязан знать обо всех нюансах ситуации, к тому же они могут быть скрыты (не всегда компания, сообщающая об ограничении товаров, готова обнародовать истинные причины своих действий). Далее рассуждения переносятся с одного частного случая на весь корпус кратких отглагольных образований. При нейтрализации возможны две стратегии нормирования: 1) признать допустимой вариативность написаний, 2) утвердить один вариант – с н или нн. Первая стратегия отражает лингвистическую сущность явления, но она приведет к разнонаписаниям. А это представляется плохим решением и для орфографии, и для пишущих. Вся многовековая эволюция русского письма подчинена движению к унификации, отказу от вариативности, даже лингвистически обоснованной. Например, вполне возможно вариативное написание многих наречий и ученые не раз предлагали узаконить его. Однако всякий раз дискуссия приходила к тому, что орфографическая вариативность неудобна: пишущему все равно придется выбирать между двумя вариантами и двоякие написания будут мешать формированию зрительного облика слова, очень важного для приобретения навыка беглого чтения.

Из сказанного вытекает предложение, сейчас осторожно высказываемое некоторыми лингвистами при обсуждении этой болезненной темы. Можно было бы установить единое написание, не требующее различения кратких причастий и прилагательных. Если такой выбор делать, то закреплять нужно написание с одним н, так как именно варианты с одним н абсолютно преобладают в практике письма. В пользу такого решения говорит и то, что в устной речи мы не используем для подобных слов никаких сигналов «причастности» или «прилагательности» и это никак не мешает взаимопониманию.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуационное оформление предложения корректно.

Ответ справочной службы русского языка

Такое пунктуационное оформление возможно.

Ответ справочной службы русского языка

В авторитетных справочниках и пособиях по орфографии встречаются различные рекомендации по написанию частицы не с существительными, называющими лиц: медики и (не)медики, учителя и (не)учителя. В последнем академическом своде правил (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006) дается указание писать такие существительные слитно.

Ответ справочной службы русского языка

Слово дитя в единственном числе в косвенных падежах имеет формы дитяти и дитятей. Это современная литературная норма, других вариантов нет.

Ответ справочной службы русского языка

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Не знала что делать как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Не знала что делать как пишется», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Как правильно пишется словосочетание «не знать что делать»

  • Как правильно пишется слово «знать»
  • Как правильно пишется слово «сделать»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: эстетствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «знать»

Ассоциации к слову «сделать»

Синонимы к словосочетанию «не знать, что делать»

Предложения со словосочетанием «не знать что делать»

  • Всадник призадумался, не зная что делать, и решил было повернуть обратно, тем более что с его стороны было бы крайне безрассудно ввязываться очертя голову в опасный переплёт, даже не представляя себе что к чему.
  • Подхватил он его довольно ловко, но вот дальше явно не знал что делать – так и поддерживал его, чтобы тот не упал.
  • Так было в 1994 году, когда не было денег и никто не знал что делать
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «не знать что делать»

  • К тому же у него были какие-то удивительные и неотразимые приемы, с которыми я не знал что делать.
  • С ней вдруг сделался сильный истерический припадок. Она хохотала, прерывая хохот рыданиями, и упала на руки Василия, который бережно опустил ее на траву, сам не зная что делать.
  • За булавку, заплаченную в Лондоне тысячу шестьсот франков, ему давали только триста, четыреста, не более, так что Савин не знал что делать, если бы его не осенила прекрасная мысль.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «знать»

  • ЗНАТЬ1, зна́ю, зна́ешь; прич. наст. зна́ющий; несов., перех. 1. также о ком-чем или с придаточным дополнительным. Иметь сведения о ком-, чем-л. Знать намерения противника. Знать о болезни кого-л.

    ЗНАТЬ2, вводн. сл. Прост. По-видимому, видно, вероятно.

    ЗНАТЬ3, -и, ж. Высший слой привилегированного класса в буржуазно-дворянском обществе. Родовитая знать. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЗНАТЬ

Афоризмы русских писателей со словом «знать»

  • Чего не знаешь, то именно и нужно тебе; а что знаешь, тем не можешь пользоваться.
  • Мы не можем ничего знать о том, что есть, а можем знать верно только о том, что должно быть. Много знаний разных, но одно важнее и достовернее всех — знание того, как жить. И это-то знание пренебрегается и считается и неважным, и недостоверным.
  • Только тот, кто будет много знать и много любить, может сделать для человечества что-нибудь истинно прекрасное и великое.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ЗНАТЬ1, зна́ю, зна́ешь; прич. наст. зна́ющий; несов., перех. 1. также о ком-чем или с придаточным дополнительным. Иметь сведения о ком-, чем-л. Знать намерения противника. Знать о болезни кого-л.

ЗНАТЬ2, вводн. сл. Прост. По-видимому, видно, вероятно.

ЗНАТЬ3, -и, ж. Высший слой привилегированного класса в буржуазно-дворянском обществе. Родовитая знать.

Все значения слова «знать»

СДЕ́ЛАТЬ, —аю, —аешь. Сов. к делать.

Все значения слова «сделать»

  • Всадник призадумался, не зная что делать, и решил было повернуть обратно, тем более что с его стороны было бы крайне безрассудно ввязываться очертя голову в опасный переплёт, даже не представляя себе что к чему.

  • Подхватил он его довольно ловко, но вот дальше явно не знал что делать – так и поддерживал его, чтобы тот не упал.

  • Так было в 1994 году, когда не было денег и никто не знал что делать

  • (все предложения)
  • не зная, что предпринять
  • совершенно не знать
  • не зная зачем
  • сам не зная почему
  • не знать ответа
  • (ещё синонимы…)
  • знание
  • распознавание
  • осознание
  • умения
  • уметь
  • (ещё ассоциации…)
  • дело
  • намерение
  • работа
  • деяние
  • замечание
  • (ещё ассоциации…)
  • местная знать
  • представители знати
  • касается знати
  • бог знает
  • знать о ком-либо
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • руки делают
  • отец сделал
  • делать вид
  • сделать шаг
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «знать»
  • Разбор по составу слова «сделать»
  • Как правильно пишется слово «знать»
  • Как правильно пишется слово «сделать»

Как пишется «незнаю» или «не знаю», слитно или раздельно?

Слово «не знаю» пишет­ся раз­дель­но в два сло­ва как гла­гол с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «незнаю» или «не знаю», слит­но или раз­дель­но, выяс­ним часть речи и ком­по­нен­ты, состав­ля­ю­щие это сочетание.

Часть речи слова «не знаю»

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит инте­ре­су­ю­щая нас сло­во­фор­ма, вос­поль­зу­ем­ся высказыванием:

Я не знаю, что пред­при­нять в этой ситуации.

Я (что делаю?) не знаю.

Анализируемое сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка. Значит, это гла­гол, началь­ной фор­мой кото­ро­го явля­ет­ся сло­во «знать».

Понаблюдаем, как он изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го времени:

  • 1 лицо я знаю — мы знаем
  • 2 лицо ты зна­ешь — вы знаете
  • 3 лицо он зна­ет — они знают.

Выяснено, что суще­ству­ет само­сто­я­тель­ная сло­во­фор­ма гла­го­ла 1 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни «знаю», кото­рая обла­да­ет утвер­ди­тель­ным значением:

Я знаю, сколь­ко сил потре­бу­ет­ся для реше­ния этой задачи.

Я знаю, что отве­тить на этот каверз­ный вопрос преподавателя.

И вот в этой гла­голь­ной фор­ме появ­ля­ет­ся «не». Что это за ком­по­нент, при­став­ка или нечто иное?

«Не» — это части­ца, кото­рая, напро­тив, созда­ет отри­ца­тель­ный смысл любо­го высказывания:

Я не зна́ю, в чем суть этой проблемы.

Правописание слова «не знаю»

Частица «не» — это сло­во, при­над­ле­жа­щее к слу­жеб­ной части речи. И как вся­кое само­сто­я­тель­ное сло­во, эта части­ца пишет­ся отдель­но от той лек­се­мы, с кото­рой она упо­треб­ля­ет­ся в предложении.

В выбо­ре напи­са­ния сло­ва «не знаю» или «незнаю» вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го языка:

Понаблюдаем:

Примеры

Не знаю, кто побы­вал здесь с утра.

Я не зна́ю пока, что отве­тить на ваше заман­чи­вое предложение.

Слитное написание не- с глаголами

1. Начальное не- пишет­ся слит­но с теми гла­го­ла­ми, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых оно явля­ет­ся частью кор­ня или при­став­кой. Без не- эти сло­ва, как пра­ви­ло, не употребляются.

Перечислим их:

2. Укажем слит­ное напи­са­ние слов со слож­ной при­став­кой недо-, кото­рая при­да­ет им зна­че­ние непол­но­ты, недо­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-то нор­мой. Эти гла­го­лы обла­да­ют уже новым лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми без приставки.

Отличаем их от созвуч­ных слов с при­став­кой до- и отри­ца­тель­ной части­цей «не», кото­рые обо­зна­ча­ют неокон­чен­ное дей­ствие, не дове­ден­ное до конца.

Сравним:

  • не до смот­реть за моло­ком (про­смот­реть, совер­шить оплош­ность) — не до смот­реть фильм до конца;
  • не до гова­ри­вать (умал­чи­вать, скры­вать) — не до гово­рить до конца;
  • не до едать (жить впро­го­лодь) — не до едать (не доесть) остав­ший­ся суп.

Как правильно пишется словосочетание «не знать что делать»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нанотехнология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «знать&raquo

Ассоциации к слову «сделать&raquo

Синонимы к словосочетанию «не знать, что делать&raquo

Предложения со словосочетанием «не знать что делать&raquo

  • Так было в 1994 году, когда не было денег и никто не знал что делать

Цитаты из русской классики со словосочетанием «не знать что делать»

  • К тому же у него были какие-то удивительные и неотразимые приемы, с которыми я не знал что делать .

Сочетаемость слова «знать&raquo

Сочетаемость слова «сделать&raquo

Значение слова «знать&raquo

ЗНАТЬ 1 , зна́ю, зна́ешь; прич. наст. зна́ющий; несов., перех. 1. также о ком-чем или с придаточным дополнительным. Иметь сведения о ком-, чем-л. Знать намерения противника. Знать о болезни кого-л.

ЗНАТЬ 2 , вводн. сл. Прост. По-видимому, видно, вероятно.

ЗНАТЬ 3 , -и, ж. Высший слой привилегированного класса в буржуазно-дворянском обществе. Родовитая знать. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «сделать&raquo

СДЕ́ЛАТЬ , —аю, —аешь. Сов. к делать. (Малый академический словарь, МАС)

«Не знаю» или «незнаю» – правописание

Если не знаете, раздельно с «не» пишется выражение – «не знаю» или «незнаю», необходимо вспомнить правило, в котором говорится о написании «не» с глаголами.

Как пишется правильно: «не знаю» или «незнаю»?

В соответствии с правилом орфографии, правильно – не знаю.

Какое правило применяется?

Сочетание слов «не знаю» – это отрицательная частица «не» и глагол несовершенного вида «знать» в личной форме – в 1-ом лице единственного числа настоящего времени.

В орфограмме «НЕ с глаголами» сказано, что отрицательная «не» с глагольными формами пишется раздельно, если только глагол без неё не может существовать, то есть, не употребляется.

Сравним: невзлюбил, но – не знаю. Первое слово не может существовать без «не», поэтому пишется с «не-» слитно, а слово, которое нас интересует, без «не» вполне употребимо. Следовательно, выражение «не знаю» необходимо писать в два слова, в нём «не» является частицей с отрицательным значением.

Примеры предложений

Я не знаю, где находится дом, о котором вы спрашиваете.

Не знаю, куда ушла соседка тетя Даша.

Конечно, я не знаю столько, сколько знает профессор Иванов.

Как неправильно писать

Неправильно писать «не» с глаголом в одно слово – незнаю.

источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BD%D0%B5+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D1%87%D1%82%D0%BE+%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C

http://orfographia.ru/ne-znayu-ili-neznayu-pravopisanie/

В устной речи часто употребляют слово «не знаю», и ничто не намекает на существование каких-либо проблем. «Подводные камни» обнаруживаются при написании этого слова, и вот тогда возникают сомнения: «Как грамотно писать – слитно, или раздельно?».

В конце статьи вы можете пройти тест, чтобы закрепить полученную информацию.

Часть речи слова «не знаю»

Чтобы избежать ошибок в употреблении этих слов, нужно обозначить их, как часть речи. Правило, помогающее определить часть речи, рекомендует это сделать с помощью вопроса, подходящего по смыслу.

Рассматриваемая слово «не знаю» отвечает на вопрос «Что делаю?» и обозначает действие. Эти признаки указывают на то, что слово является глаголом.

Правописание слова «не знаю»

«Не» с глаголом никогда не может сливаться по причине, что это сочетание двух букв является частицей. В данном случае – отрицательной. Так же частица никогда не может быть присоединена ни к какому слову, в том числе к глаголу.

Частица «не» выступает, как самостоятельное слово, относящееся к служебным частям речи, и, пишется раздельно с глаголами в любых грамматических формах.

Она выражает запрет или отрицание.

Давайте придумаем маленькие фразы-магниты, которые, помогут нам никогда не совершать ошибок и писать правильно:

  • «Слова незнает– не бывает»
  • «Если я пишу незнаю – в русском языке ничего не понимаю»

Примеры предложений

  • Не знаю, как вам выразить свою признательность за такую огромную услугу, которую вы мне оказали.
  • Родители не знают, как правильно в современном обществе воспитывать детей.
  • Я не знаю, когда поеду в отпуск.
  • Недопустимо садиться за руль, не зная правил дорожного движения, это очень опасно для всех участников дорожного движения.
  • Я не знаю, почему он не не поехал на работу.

Слитное написание не с глаголами

В каждом правиле не обходится без исключений, не обошлось без них и на этот раз. Мы разбирали, что «не», как отрицательная частица, вне зависимости от формы глаголов, пишется с ними всегда раздельно, как в нашем случае «не знаю».

Но:

Встречаются некоторые глаголы, в которых «не», присутствует, но не является частицей. Это группа слов-исключений, в которых «не» не может быть отделена от слова, так как является смысловой неотделимой частью.

К исключениям относятся следующие слова. Их важно запомнить и выучить наизусть: негодовать, недоумевать, невзлюбить, ненавидеть, недомогать, несдобровать. Если в этих словах убрать «не», мы увидим бессмыслицу.

Тест по теме

Правописание не знаю

1. 

Определите, какое высказывание является верным.

Частица не с глаголами пишется слитно.

Частица не с глаголами не употребляется.

Частица не с глаголами пишется раздельно.

2. 

Найдите неверно написанное слово.

Не знаю.

Ненавижу.

Недумаю.

3. 

Найдите группу слов, в которой есть ошибка.

Не понимать, не видеть, незнание.

Не болеть, непонимание, несостоять.

Не уважать, не разделять, не любить.

4. 

К какой части речи относится слово «не».

Частица.

Союз.

Приставка.

5. 

Что обозначает глагол «негодовать».

Удивляться, поражаться.

Выражать недовольство.

Чувствовать стыд, неловкость.

6. 

В каком из предложений содержится ошибка.

Незнаю, сколько времени ты провёл за уроками, но ты почти ничего не сделал.

На первый взгляд, незнающий человек мог принять его за дворника.

Ребёнок, ничего не знающий о правилах поведения, негативно влияет на друзей.

7. 

В каком предложении отсутствуют ошибки.

Сколько можно получать двойки, ты прямо как не знайка!

Твоё недомогание связано с сильным переутомлением.

Непереживай, если ты чего-то не знаешь, воспользуйся энциклопедией.

8. 

Укажите вариант, в котором «не» пишется слитно.

(Не) радоваться.

(Не) обижаться.

(Не) взлюбить.

9. 

Укажите вариант, в котором «не» пишется раздельно.

(Не) высказываться.

(Не) сдобровать.

(Не) (домогать)

10. 

Найдите строку, в которой содержатся 2 ошибки.

Неумея писать резюме, неустроиться на работу.

Не владея правилами орфографии, не сможешь сдать экзамен по русскому языку.

Если не подготовился к уроку, не стоит недоумевать из-за плохой оценки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что делать если телефон пишет что карта памяти повреждена как восстановить
  • Что делать если телеграмм пишет этот канал недоступен так как использовался для распространения
  • Что делать если телеграмм пишет слишком много попыток попробуйте позже при регистрации как исправить
  • Что делать если на мониторе пишет нет сигнала а компьютер работает как исправить
  • Что делать если тебя везде заблокировали как написать