Что написал грибоедов как композитор

Что мы знаем о Грибоедове-музыканте

Update Required
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Программа Ольги Суровегиной

«Маленький концерт»

А.С.Грибоедов. Вальсы

Наш сегодняшний рассказ – о двух самых «литературных» вальсах. Ведь эти вальсы написаны выдающимся русским поэтом и драматургом Александром Сергеевичем Грибоедовым, и, как утверждают исследователи, в самой тесной связи с его главным сочинением – знаменитой комедией «Горе от ума».

Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на разных поприщах – вернее сказать, успел проявить себя, ведь жизнь его оборвалась в 34 года. Он был талантливым дипломатом, и, без сомнения, его ждала блестящая карьера, если бы не трагическая гибель Грибоедова в Персии в результате политического заговора. Подлинным его призванием была литература. Но есть и еще одна грань личности дипломата и драматурга – Грибоедов-музыкант.

Как было принято в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке и превосходно овладел игрой на фортепиано. Вот как писали современники о Грибоедове-пианисте: «Я любил слушать его великолепную игру на фортепиано. Сядет он, бывало, и начинает фантазировать. Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки. Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы».

Грибоедов часто выступал в кругу друзей или на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и как аккомпаниатор певцам-любителям или оперным артистам. Приходилось Грибоедову играть, сопровождая своей импровизацией танцевальные вечера – как тут не вспомнить Франца Шуберта, который никогда не мог отказать своим друзьям в этом музыкальном удовольствии и готов был часами не выходить из-за инструмента, на ходу сочиняя целые гирлянды вальсов и других танцев!

Любовь Грибоедова к музицированию была так широко известна, что сослужила ему недобрую службу. В 1818 году Александру Сергеевичу пришлось участвовать в знаменитой «четверной» дуэли. С Завадовским стрелялся Шереметев, а противником Грибоедова был знаменитый стрелок Якубович, впоследствии известный декабрист. Якубович специально ранил Грибоедова в ладонь левой руки, чтобы отнять у него возможность играть на фортепиано – после дуэли он говорил, что на жизнь не имел ни малейших  покушений, а хотел только, в знак памяти, лишить его руки… Что эта рана значила для музыканта, нетрудно себе представить.

Тем не менее руку удалось спасти и восстановить ее способности, так что Грибоедов еще долгие годы радовал слушателей своей игрой.

Но вернемся к знаменитой комедии Грибоедова. После всего того, что мы знаем о Грибоедове-музыканте, совсем неудивительно, что комедия начинается – музыкой. Авторская ремарка гласит: «Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова (так у Грибоедова – О.С.) слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают».

Это музицируют Софья и Молчалин. Что же они играют? Этого Грибоедов не указывает, но чаще всего при постановке «Горе от ума» используют вальсы самого Грибоедова. И это, конечно, совершенно оправданно: во-первых, эта музыка написана той же рукой, что и комедия, и приблизительно в то же время – 20-е годы XIX века; а, во-вторых, эти вальсы прекрасно отражают традиции бытового музицирования того времени и тех кругов общества, которые так замечательно обрисованы в комедии. Одна из знакомых Грибоедова вспоминала: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию, и чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Там по вечерам раздавались чудные его импровизации на рояле…»

Так что вполне возможно, что и знаменитая комедия, и знаменитые вальсы Грибоедова были рождены в одно и то же время.

Музыка сыграла важную роль и в личной жизни Грибоедова. В 1828 году он отправился с дипломатической миссией в Персию, а по дороге остановился на некоторое время в Тифлисе, где познакомился с юной княжной Ниной в доме ее отца, грузинского поэта и государственного деятеля Александра Чавчавадзе. Грибоедов часто посещал дом князя, давал уроки музыки его дочери и сам музицировал для нее. Осенью 1828 года состоялось венчание юной четы, а уже в начале следующего года княжна Нина узнала о гибели своего мужа, с которым прожила менее полугода.

Известна и даже легендарна судьба княжны Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Оставшись вдовой в 16 лет, она больше не вышла замуж, посвятив свою жизнь благотворительности. Верность своей первой любви, доброе сердце и трагическая судьба послужили тому, что Нино Чавчававдзе, «Черная роза Тифлиса», как ее называли, до сих пор пользуется почетом и уважением, и не только в ее родной стране.

В пантеоне Мтацминда по распоряжению вдовы над могилой Грибоедова был установлен надгробный памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Александровна часто играла в кругу друзей фортепианные пьесы своего мужа. Современники вспоминали, что эти пьесы были «весьма замечательны оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою; из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести…» Но и эта соната, и другие пьесы Грибоедова для нас потеряны – они существовали, очевидно, только в рукописи. Сохранились до наших дней только два вальса – благодаря тому, что они были опубликованы, правда, уже после смерти Грибоедова, в 1832 году в музыкальном приложении к изданию «Лирический альбом». Вальсы Грибоедова не имеют каких-либо названий, и потому их традиционно называют Вальс Ля бемоль мажор и Вальс ми минор – пожалуй, самый известный вальс Грибоедова. Есть свидетельства, что еще при жизни драматурга и музыканта этот вальс разошелся во множестве рукописных нот среди друзей и знакомых Грибоедова и постоянно звучал и в московских, и в петербургских гостиных.

Конечно, звучал он и в Тифлисе, в исполнении юной вдовы Нины Чавчавадзе-Грибоедовой…

В «Маленьком концерте» из цикла «Литературные вальсы» вальсы Александра Сергеевича Грибоедова звучат в исполнении Павла Егорова и Григория Соколова.

См. также:

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВАЛЬСЫ
Ольга Суровегина, Марина Михайлова

СКАЧАТЬ ВИДЕО

В очередной встрече в рамках цикла «Щедрая среда», озаглавленной «Литературные вальсы», приняли участие автор радио Марина Михайлова и музыкальный редактор Ольга Суровегина. По слову Г.В. Свиридова, «для русского вальса характерна изысканность вкуса, какая-то особая благородная меланхолия и воздушность». Марина Валентиновна и Ольга Николаевна предложили слушателям вспомнить любимые литературные произведения русской классики и послушать музыку, ими вдохновленную.

Марина Михайлова:

«Во времена Пушкина вальс входит в моду, и, хотя в это время невероятное количество вальсов: там и Глинка – «Вальс-фантазия», прекрасные шопеновские вальсы, мы с Ольгой Николаевной решили сделать вальс героем культурологического сюжета, приключения. Начать мы решили с грибоедовских вальсов, потому что, во-первых, это действительно литературные вальсы, во-вторых, эти два вальса могут являться образцом. Они задают тон нашему сегодняшнему слушанию.

Вчера мы слушали в Большом зале Филармонии Девятую симфонию Бетховена. Великолепное, чудесное произведение, над которым, действительно, слезы льешь. Это 1824 год. Он всю жизнь писал эту симфонию, 30 лет работал, но закончил в 1824 году, то есть примерно в те же самые времена, что Грибоедов пишет свои вальсы. Вот тут, что называется, почувствуйте разницу.

Чем велик русский золотой век? А именно – поэзия Пушкина, его современников, Баратынского. Чем велик Петербург как архитектурное пространство? Это – невероятный лаконизм. Бетховен достигает феерического, колоссального, я бы сказала, вдохновенно-философского результата большими средствами. Русская культура в это время тяготеет, как мне кажется, к минимализму».

Ольга Суровегина после встречи поделилась своими впечатлениями:

«Все хотели вместе отметить 19 октября – Лицейский день, Пушкинский день. Главным на встрече был разговор о том, что эти композиторы – замечательные русские композиторы – оказались конгениальными читателями. Теми читателями, которые смогли по-настоящему прочитать, прочувствовать эти знаменитые литературные шедевры. В каком-то смысле мы можем у них учиться, как читать русскую классику».

Длительность лекции 1 ч. 15 мин.

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post350826229/

***

К 220 летию со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова.

Писатель, композитор, дипломат — Александр Сергеевич Грибоедов прожил короткую и яркую жизнь. Он оставил после себя бессмертную комедию «Горе от ума», знаменитый «грибоедовский» вальс, внёс серьёзный вклад в развитие русской дипломатии. Грибоедов трагически погиб в Персии в возрасте 34-х лет.

Griboedov_Kult_01_01 (700x465, 148Kb)

Он вошел в историю, прежде всего, конечно, как автор бессмертной комедии «Горе от ума». Уникальность же его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Исключительность его положения еще и в том, что, будучи автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений,альс ми минор и Вальс ля бемоль мажор) стал благодаря им очень популярным композитором .

Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым. К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал  Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».

image (640x515, 71Kb)

И так, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во II томе первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде (1911—1917). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума». Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство.

По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова.  Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность.  Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков на русскую миссию в Тегеране в 1829-м).

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Текст из разных источников.



Скачать материал

Грибоедов и музыка Работу выполнили: Савина Карина и Кудрявцева Виктория 9Б к...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 411 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Грибоедов и музыка Работу выполнили: Савина Карина и Кудрявцева Виктория 9Б к...

    1 слайд

    Грибоедов и музыка
    Работу выполнили: Савина Карина и Кудрявцева Виктория 9Б класса

  • Однажды актер – драматург П.А. Каратыгин сказал Грибоедову: «Ах, Александр, с...

    2 слайд

    Однажды актер – драматург П.А. Каратыгин сказал Грибоедову: «Ах, Александр, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавадерист и, наконец, отличный лингвист!» Он улыбнулся, взглянул на меня унывшими своими глазами из-под очков и отвечал мне: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего». Он был скромен…»
    Пётр Андреевич Каратыгин Сергеевич

  • Декабрист Петр Бестужев отзывался о своем друге: «Ум от природы обильный, обо...

    3 слайд

    Декабрист Петр Бестужев отзывался о своем друге: «Ум от природы обильный, обогащенный познаниями, жажда к коим и теперь не оставляет его, душа чувствительная ко всему высокому, благородному, геройскому. Характер живой, неподражаемая манера приятного, заманчивого обращения, без примеси надменности; дар слова в высокой степени; приятный талант в музыке, наконец, познания людей делают его кумиром и украшением лучших обществ».

  • По традиции, принятой в русских дворянских семьях Александр Сергеевич с детст...

    4 слайд

    По традиции, принятой в русских дворянских семьях Александр Сергеевич с детства учился музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории музыки.

  • Сохранилось немало воспоминаний о Грибоедове - пианисте.«Грибоедов страстно...

    5 слайд

    Сохранилось немало воспоминаний о Грибоедове — пианисте.
    «Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик» (К. Полевой).
    «Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы» (П. Каратыгин).

  • Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах ка...

    6 слайд

    Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор.

    Его партнерами, по совместному музицированию, были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы.

    Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К великому огорчению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно.

  • Сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать и...

    8 слайд

    Сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать их музыкальными терминами: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор.
    Первый из них написан в течение зимы 1823/24 года. Об этом рассказывает Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова:
    «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки».

  • Это была первая редакция вальса e-moll. Соковнина переслала его рукопись в ре...

    10 слайд

    Это была первая редакция вальса e-moll. Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, по-видимому, тогда же.
    Однако музыкальное творчество Грибоедова не ограничивалось дошедшими до нас вальсами. Дочь П.Н.Ахвердовой, у которой воспитывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала исследователю Н.В. Шаламытову, что в первую поездку в Персию (1818 г.) Грибоедов, посещая дом ее матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей частью вещи своего сочинения. Она же вспоминает, что Грибоедов, во время второй поездки в Персию в качестве полномочного министра (1828 г.), снова останавливался у П.Н. Ахвердовой и здесь часто играл для детей «танцы своего сочинения», мелодии которых, — продолжает она, — я еще ясно помню, очень красивые и несложные».

  • В издании сочинений Грибоедова под редакцией И.А. Шляпкина (1889 г.) сообщает...

    11 слайд

    В издании сочинений Грибоедова под редакцией И.А. Шляпкина (1889 г.) сообщается: «Как мы слышали, существует еще мазурка, написанная А.С. Грибоедовым». К сожалению, источника своих сведений Шляпкин не указал.
    В памяти жены Грибоедова, Нины Александровны, пережившей его почти на тридцать лет, сохранялись долгое время другие его сочинения, в том числе наиболее крупное и значительное – фортепьянная соната.

    Нина Александровна

  • Биограф Н.А. Грибоедовой К.А. Бороздин рассказывает: «Много знала Нина Алек...

    12 слайд

    Биограф Н.А. Грибоедовой К.А. Бороздин рассказывает: «Много знала Нина Александровна пьес и его собственной композиции, весьма замечательных оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою, она охотно их играла любящим музыку. Из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести. Она знала, что эта вещь была моя любимая и, садясь за фортепиано, никогда не отказывала мне в удовольствии ее прослушать. Нельзя не пожалеть, что пьесы эти остались не записанными никем: «Нина Александровна унесла их с собою».

  • Оба вальса Грибоедова – небольшие фортепьянные пьесы, весьма простые по форме...

    13 слайд

    Оба вальса Грибоедова – небольшие фортепьянные пьесы, весьма простые по форме и фактуре; их музыка – лирико-элегического характера, более светлого в вальсе ми минор. Первый из названных вальсов меньше известен, а второй пользуется ныне огромной популярностью. Музыке вальса ми минор присущ какой-то особый нежно-грустный поэтический комфорт; ее исскренность и непосредственность трогают душу.
    Написанные для фортепиано, оба вальса существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других.
    По сути дела вальс ми минор Грибоедова – первый русский вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам, реально звучащий в нашем музыкальном обиходе. Он популярен, он у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.

  • Досадно, что музыкальные произведения Александра Сергеевича бесследно исчезли...

    15 слайд

    Досадно, что музыкальные произведения Александра Сергеевича бесследно исчезли, оставшись не записанными, — так же, как и его импровизации исчезли, отзвучав в стенах литературных и музыкальных салонов и гостиных и оставив о себе лишь воспоминанье у слушателей.
    Музыка для Грибоедова была подлинной частицей его существа.
    Грибоедов близок и дорог людям как писатель, верный жизненной правде, как передовой деятель своего времени – патриот, гуманист и свободолюбец, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    16 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 148 522 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.11.2021
  • 481
  • 2

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Тема конференции позволяет обратиться к кругу замечательных современников М. И. Глинки — смолян: общественных, театральных и музыкальных деятелей, писателей, участников войны 1812 года, декабристам, которые по праву украсили собой золотой век русской культуры и вошли в русскую историю: И. Д. Якушкин и В. К. Кюхельбекер, А. А. Шаховской и Н. И. Хмельницкий, С. С. Уваров, А. А. Ивановский, П. И. Пестель, А. П. Ермолов и многие другие.
В этом ряду и имя русского писателя и драматурга, дипломата и музыканта А. С. Грибоедова, который проводил в смоленской Хмелите летние вакации, а позже никогда не терял связей со смоленской землей. В его окружении находим множество смолян — по месту рождения, проживания, службы, по родству и свойству.[1]
Уроженец усадьбы Беззаботы Ельнинского уезда А. Шаховской и будущий смоленский губернатор Н. Хмельницкий стали соавторами Грибоедова по пьесе «Своя семья или замужняя невеста»; И. Якушкин был дальним родственником писателя, обучался с ним в Московском университете, встречался в Петербурге, в этом же городе Грибоедов встречал и П. Пестеля.
Под началом генерала А. Ермолова Грибоедов служил на Кавказе, А. Ивановский, находясь на службе в Генеральном штабе, оказал писателю немало услуг во время ареста последнего по делу декабристов.
Особая духовная дружба связывала Грибоедова и Кюхельбекера, ей посвящено множество исследований биографического, литературоведческого и беллетристического характера. Приведем только строки из писем обоих литераторов, касающиеся Смоленщины. 26 января 1823 года Грибоедов писал из Тифлиса в усадьбу Закуп сестре Кюхельбекера Юстине Карловне: «Что поделывает любезный наш Вильгельм?.. Предполагаю, что теперь он вместе с вами (в деревне, в Смоленской губернии), окруженный любезными родственниками». [2] В. Кюхельбекер в письме из Закупа от 30 марта 1825 года пишет В. Ф. Одоевскому: «Прошу еще похристосоваться от меня с Бегичевыми и Грибоедовыми: ради бога, не забудь!». [3]
К сожалению, о знакомстве Грибоедова с М. Глинкой в 1828 году мы знаем лишь из краткого упоминания об этом самим композитором в его «Записках» после гибели Грибоедова: «Провел около целого дня с Грибоедовым, автором комедии «Горе от ума». Он был хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом А. С. Пушкин написал романс «Не пой, красавица, при мне…». [4]
Тем не менее, это очень важно для биографий того и другого, для смоленского мемориально-культурного наследия. Слова такого великого музыканта как М. И. Глинка, который был очень умерен в своих похвалах, о том, что Грибоедов «был хороший музыкант», дают нам основательное право говорить на тему «Музыка в жизни и творчестве А. С. Грибоедова».
К этой теме обращались многие исследователи, прежде всего, люди с профессиональным музыкальным образованием. [5] Мы же попытаемся просто коротко проследить, как относился Грибоедов к музыке, какое влияние она на него оказывала, какие образы навевала во время создания литературных произведений.
Исследователи называют несколько причин, по которым музыкальный талант Грибоедова не развился до той же степени, какой он достиг в литературе. Во-первых, в культурно-исторических условиях грибоедовского времени занятия музыкой были в большинстве случаев «уделом немногих дилетантов и не шли далее светской забавы, приятного времяпровождения»; во-вторых, это обусловлено личными обстоятельствами жизни Грибоедова, в-третьих, он, по-видимому, сам не придавал своим музыкальным способностям особого значения.
Так или иначе, многие современники свидетельствуют о том, 1что в личности Грибоедова, подобно Гофману и князю Владимиру Одоевскому, «счастливо соединились поэтическое дарование и музыкальный талант». [6]
В некоторых своих высказываниях, особенно в молодые годы, сам Грибоедов отводит музыке первое место по сравнению с литературой. Так, в одном из писем С. Бегичеву он говорит: «Не смейся, я молод, музыкант, влюбчив и охотно говорю вздор…». При нежеланном назначении секретарем Русской миссии в Тегеран он роняет: «…музыканту и поэту нужны слушатели, их нет в Персии».[7]
Необходимо вспомнить и о том, что до нас дошли два сочиненных Грибоедовым вальса, которые и сейчас можно услышать и в концертных залах, и на литературных вечерах, и в эфире. Первый он сочинил зимой 1823 года, когда много импровизировал на рояле, и подарил его Е. Соковниной. [8] Второй вальс, более серьезно обработанный, появился несколько позднее. Оба эти вальса были опубликованы уже после гибели писателя в «Лирическом альбоме» за 1832 год.
О тех, кто учил Грибоедова музыке, известно немного. Предполагают, что первыми его учителями могли стать преподаватели фортепьянной музыки при Московском благородном пансионе Даниил Шпревич и Александр Волков. С 1794 года особенно популярным в Москве «виртуозом и преподавателем фортепианной игры» был также Иоганн Вильгельм Гесслер, композитор промежуточной эпохи между Бахом и Бетховеном. [9]
{mospagebreak heading=Страница 1}

Не стоит забывать и о домашнем учителе музыки кузины будущего автора «Горя от ума» Элизы, дочери владельца Хмелиты А. Ф. Грибоедова. Среди других учителей «арфиста, англичанина Адамса» упоминает В. И. Лыкошин. [10] Летом он давал уроки приезжавшим на вакации в Хмелиту Александру и его родной сестре Марии, которая имела в Москве репутацию одной из лучших музыкантш как талантливая ученица композитора Джона Фильда. [11]
Вообще все современники Грибоедова, жизнь которых проходила между столицей и усадьбой, были воспитаны практически на одних и тех же модных мелодиях. В Москве и Петербурге — это музыка в операх, где звучал «упоительный Россини», в балетах, театрах, Благородном собрании и богатых домах вельмож, например, в Останкине или Кускове, домашних концертах.
В усадьбах устраивались музыкальные вечера, в которых участвовали владельцы, гости усадьбы вместе с крепостными музыкантами. Участие в народных праздниках и гуляниях, погружение в стихию народной музыки давало огромные возможности для знакомства с истинно народными мелодиями как Грибоедову, так и Глинке.
С начала царствования Александра I в Петербурге было создано филармоническое общество и стали устраиваться публичные филармонические концерты, которые, несомненно, посещал Грибоедов.
С. Н. Бегичев свидетельствовал, что Грибоедов уже в 13 лет «имел необыкновенную способность к музыке, играл отлично на фортепиано и, если бы посвятил себя этому искусству, конечно, сделался бы первоклассным артистом». [12] Так же характеризовал музыкальные способности Грибоедова литературный критик Кс. Полевой: «Не меньше блестящие способности показал Грибоедов и в искусствах. Он страстно любил музыку, и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепиано не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне как глубокий теоретик». [13]
О виртуозном таланте Грибоедова-музыканта особенно свидетельствует случай, когда в Брест-Литовском летом 1814 года Грибоедов на органе «долго и отлично» играл в польском костеле сначала музыку, которая требовалась «по порядку службы», а затем «вдруг священные звуки смолкли, и с хор раздался… наш родной, наш кровный камаринский. Можно судить, какой это произвело эффект, и какой гвалт произошел между святыми отцами. Все сошло с рук». [14]
О серьезных занятиях Грибоедова в области теории музыки красноречиво говорит его просьба к князю В. Ф. Одоевскому Следующего содержания: «Возле тебя в лавке не найдется ли Гессе де Кальве, «Теория музыки»…». [15]
Возможно, именно общение с Одоевским, который был страстным любителем музыки и всегда интересовался этой областью знаний, побудило Грибоедова начать ее серьезное изучение и обсуждение с тем же князем. Современники вспоминали: «Уж коли Грибоедов с Одоевским заговорят о музыке, то пиши пропало: ничего не поймешь». [16]
Среди близких знакомых Грибоедову музыкантов и композиторов можно назвать А. Верстовского, А. Алябьева, графа М. Виельгорского, композитора-любителя А. Всеволожского. [17]
В 1823 году они часто собирались у С. Н. Бегичева и жены его Анны Ивановны (ур. Барышниковой) в доме его тестя И. И. Барышникова на Мясницкой. По рассказам, общество особенно оживлял «весельчак А. Н. Верстовский, который тогда написал знаменитый свой романс «Черная шаль» и певал его с особенным выражением, своим небольшим баритоном, аккомпанируемый Грибоедовым». [18]
В этом же году в доме матери Грибоедова под Новинским часто устраивались музыкальные вечера, на одном из которых М. Ю. Вильегорский обнаружил на фортепьяно сестры писателя несколько листов рукописи «Горя от ума». [19]
Результатом дружеских отношений Грибоедова с композитором Верстовским и известным поэтом П. А. Вяземским стало написание водевиля «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», к которому Верстовский сочинил музыку. «Этот водевиль по художественным (литературным и музыкальным) достоинствам резко выделяется из театрального наследия 1820-х гг». [20]
В одном из своих писем к Верстовскому Грибоедов делает ему замечания музыкального характера и просит приблизить некоторые места музыкальной части водевиля к народным польским мотивам.
Вообще Грибоедов постоянно обращает внимание на местную музыку и пение как на одну из ярких черт, характеризующих ту или иную национальность. Так, в письмах и путевых дневниках из Тифлиса, Тавриза и Тегерана читаем: «Вечером в порядочных домах танцуют, на саклях звучат бубны и завывают песни очень приятные для поющих»; «накануне ночью и весь день варварская музыка»; «жар, барабаны, трубы, дудочки, красное знамя, фальконетные залпы». [21]
В этих же записях встречаем и впечатления от родных песен, услышанных на чужбине от русских пленных, которых Грибоедову пришлось выводить из Персии. Он пишет в «Путевых записках»: «Песни: «Как за реченькой слободушка»; «Во поле дороженька»; «Солдатская душечка, задушевный друг». Воспоминания. Невольно слезы накатились на глаза». [22]
Позже он не раз слышит «утренние песни грузинцев», «волынки, рожки и барабаны» в окрестностях Крыма, а цыганскую музыку в Крыму называет «смесью татарского с польским и малороссийским». [23]
Музыковеды высказывают предположение, что в Петербурге, в 1824-1825 гг., Грибоедов мог брать уроки по теории музыки у известного тогда теоретика И. Г. Мюллера. [24] К этому же времени относятся сообщения современников, косвенно подтверждающие эти догадки. Так, Д. Н. Бегичев писал Кюхельбекеру: …об Грибоедове имеем известия… он здоров, но говорит, совсем намерен бросить писать стихи, а вдался весь в музыку, что-то серьезное пишет…». [25]
{mospagebreak heading=Страница 2}

Актер П. А. Каратыгин, который часто бывал у писателя в Петербурге, любил слушать «его великолепную игру на фортепиано… Сядет он, бывало к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии. Он был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы». [26]
Грибоедов никогда не оставлял занятий музыкой и во время своих странствий и переездов. В Тифлисе он не только постоянно играл в доме П. Н. Ахвердовой «для многочисленного детского населения» и «был репетитором уроков музыки» [27] у будущей жены, но и имел свой собственный инструмент, о котором очень грустил после вынужденной продажи: «…сегодня как раз я только что упаковал в ящик свое фортепиано, проданное Муравьеву; южно было подумать, что я друга в гроб укладывал, так у меня теснилось сердце». [28]
Во время путешествия по Крыму он «часто услаждал» старого знакомого Н. В. Сушкова «своею певучею раздумною игрою клавикордах». [29] Даже во время ареста по декабристскому делу, он, остановившись ночевать в Твери у сестры сопровождающего его до Петербурга фельдъегеря, «девять часов сряду» [30] играл на фортепиано.
К концу весны или началу лета 1828 года относится знакомство Грибоедова с М. И. Глинкой. Это свидание, как считают исследователи, «было, вероятно, последним выдающимся событием в музыкальной жизни Грибоедова». [31] В начале июня он уже уехал из Петербурга, сначала на Кавказ, а потом в Персию, [где его настигла трагическая гибель.
Но перед этим Грибоедову удалось испытать радость разделенной любви, и когда он позвал Нину для объяснения, она сначала подумала, что он хочет дать ей очередной урок музыки. Н. А. Грибоедова знала много пьес из никем не записанного музыкального наследия мужа.
Как это видно из нашего сообщения, нельзя сомневаться в том, что Грибоедов как музыкант был необычайно талантлив. К сожалению, судить о размерах этого таланта мы можем только на основе двух небольших вальсов, которые своей мелодикой напоминают вальсы Шопена. Грибоедовские вальсы, как утверждают музыковеды, «изобличают несомненное музыкальное дарование». Они стали предметом рассуждений критиков о взаимовлиянии музыки Грибоедова и Шопена, вальсы которых, скорее всего, восходят к польскому музыкальному народному фольклору. [32]
Любовь Грибоедова к музыке и близкое знакомство с ней отразилось в литературном наследии писателя, отражая черты барского быта. Так, во 2-м явлении комедии «Молодые супруги» Грибоедов рисует картину «ловли женихов» с помощью музыкального искусства:
Потом красавица захочет слух прельщать, За фортепьяны; тут не смеют и дышать, Дивятся, ахают руке столь беглой, гибкой, Меж тем учитель ей подлаживает скрипкой; Потом влюбленного как в сети завлекли, В загоне живопись, а инструмент в пыли. [33]
В комедии «Студент» герой Беневольский, в котором Грибоедов пародирует некоторые черты В. А. Жуковского, замечает: «О, умолчите, что за охота петь французские песни? У нас столько своих пленительных мелодий, мелодий певцов своей печали». [34] Актер Алегрин заявляет в «Пробе интермедии»: «Музыки у нас вволю, выбирай любую». [35]
Не стоит забывать, что главное произведение Грибоедова «Горе от ума» начинается с дуэта флейты и фортепиано, а флейта была самым распространенным инструментом среди аматеров грибоедовского времени.
Рядом с этой «живой» музыкой появляется и очень модная во времена Грибоедова и Глинки механическая музыка часов, которую Фамусов называет «симфонией».
В комедии ярко живописуются музыкальные вкусы того времени и общий уровень сведений о музыке. Здесь и французские романсы, и «а — мольный» дуэт для флейты, который твердит уже пять лет Платон Михайлович, и танцы, и «пенье», и «верхние нотки», которые старательно выводят московские девицы. По замечанию С. Булича, «свежее и меткое сравнение Скалозуба с фаготом, вложенное в уста Чацкого, могло придти в голову опять-таки музыканту». [36] Изобразил драматург в комедии и коллективное водевильное творчество, которому не был чужд сам.
Истинное отношение Грибоедова к русской народной музыке отчасти выразилось в статье «Загородная поездка», написанной под впечатлением от прогулки в Парголово в окрестностях Петербурга: «На берегах тихих вод, в перелесках, в прямизнах аллей, мелькали группы девушек; мы пустились за ними, бродили час, два; вдруг послышались нам звучные плясовые напевы, голоса женские и мужские с того возвышения, где мы прежде были. Родные песни! Куда занесены вы с священных берегов Днепра и Волги?…Песни не умолкали; затянули «Вниз по матушке Волге»; молодые певцы присели на дерн и дружно грянули в ладоши, подражая мерным ударам весел; двое на ногах оставались: атаман и есаул. Былые времена! Как живо воскрешает вас |в моей памяти эта народная игра: тот век необузданной вольности…». [37]
К сожалению, Грибоедов не дожил до появления оперы «Жизнь за царя» и других национальных музыкальных произведений нашего выдающегося земляка композитора М. И. Глинки, но он, несомненно, стал бы ценителем и почитателем его гения.
{mospagebreak heading=Страница 3}

Примечания

1. А. А. Филиппова. Роль смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А. С. Грибоедова. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Н.Новгород, 2005.
2. А. С. Грибоедов. Сочинения. — М., 1988. — С.487-488. Здесь и далее цитаты из литературного и эпистолярного наследия автора «Горя от ума» даются по этому изданию.
3. В. П. Мещеряков. А.С. Грибоедов. Литературное окружение и восприятие. — Л., 1983. — С. 189.
4. М .И. Глинка. Записки. — СПб., 1871. — С. 40.
5. С. Булич. Грибоедов — музыкант // А. С. Грибоедов. Полное собрание сочинений / Под ред. Н. К. Пиксанова. — СПб., 1911. — Т.1. — С 305-328; Б. Штейнпресс. Страницы из жизни А.А. Алябьева. — М., 1936. — С. 166.
6. С. Булич. Грибоедов — музыкант // А. С. Грибоедов. Полное собрание сочинений / Под ред. Н. К. Пиксанова. — СПб., 1911. — Т.1.
7. А. С. Грибоедов. Указ. соч. С.448-449.
8. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — М., 1929. — С. 16-21. Здесь и далее воспоминания современников цитируются по этому источнику.
9. С. Булич. Грибоедов — музыкант // А. С. Грибоедов. Полное собрание сочинений / Под ред. Н. К. Пиксанова. — СПб., 1911. — Т.1.
10. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — С. 316
11. А. П. Глушковский. Воспоминания балетмейстера. — Л — М., 1940. — С. 63.
12. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — С. 5.
13. Там же. — С. 190, 191.
14. Там же. — С. 274.
15. Н. К. Пиксанов. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова. — М., 2000. — С. 52.
16. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — С. 276.
17. В. Ф. Одоевский. Взгляд на Москву в 1824 году. // Журнал «Московский телеграф». — 1825. — Т.1, №1. Прибавление. — С. 5-6.
18. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — С. 19.
19. Там же.
20. С. Булич. Грибоедов — музыкант // А. С. Грибоедов. Полное собрание сочинений / Под ред. Н. К. Пиксанова. — СПб., 1911. — Т.1.
21. А. С. Грибоедов. Указ. соч. — С. 410.
22. Там же. — С. 414, 421.
23. Там же. — С. 424.
24. С. Булич. Грибоедов — музыкант // А.С. Грибоедов. Полное собрание сочинений / Под ред. Н.К. Пиксанова. — СПб., 1911. — Т.1.
25. Там же.
26. А .С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — С. 109.
27. Там же. — С. 57.
28. А. С. Грибоедов. Указ. соч. — С. 489.
29. А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — С. 337.
30. Там же. — С. 274.
31. С. Булич. Грибоедов — музыкант // А.С. Грибоедов. Полное собрание сочинений / Под ред. Н. К. Пиксанова. — Спб., 1911. — Т.1.
32. Там же.
33. А. С. Грибоедов. Указ. Соч. — С. 133.
34. Там же. — С. 186.
35. Там же. — С. 276
36. С. Булич. Грибоедов — музыкант // А.С. Грибоедов. Полное собрание сочинений / Под ред. Н. К. Пиксанова. — Спб., 1911. — Т.1.
37. А. С. Грибоедов. Указ. соч. — С. 382.


Г. Ф. Симакина,
зам. директора по научной работе,
А. А. Филиппова,
кандидат филологических наук, гл. хранитель Музея-заповедника А. С. Грибоедова «Хмелита»

Дата рождения

15.01.1795

Дата смерти

11.02.1829

Профессия

Страна

Россия

Русский драматург,
поэт, дипломат и музыкант. Получил разностороннее, в том числе
музыкальное, образование. Играл на фортепиано, органе, флейте. По
некоторым данным, занимался у Дж. Филда (фортепиано) и И. Миллера
(теория музыки).

М. И. Глинка называл Грибоедова «очень хорошим музыкантом».
Музыкальные вечера в доме Грибоедовых посещали В. Ф. Одоевский, А.
А. Алябьев, М. Ю. Виельгорский, А. Н. Верстовский.

Из музыкальных произведений Грибоедова сохранились 2 вальса
(e-moll, As-dur). К пьесе Грибоедова и П. А. Вяземского «Кто брат,
кто сестра, или Обман за обманом» А. Н. Верстовский написал музыку
(опера-водевиль, поставлена в 1824, Москва и Петербург).

реклама

вам может быть интересно

Александр Сергеевич Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов: Wikipedia

Дипломат, лингвист, драматург, историк, пианист, композитор и поэт — все это можно сказать о Грибоедове. Он значимая личность в истории русской культуры и литературы. Биография Грибоедова — синоним увлекательной истории человека, которому суждено было генерировать культурные смыслы и формировать духовные направления жизни российского общества XIX века. Давайте подробнее узнаем о жизни русского дипломата и поэта.

Биография Грибоедова: детство и юность

Александр Грибоедов появился на свет в Москве в обеспеченной семье. Его отец дослужился до секунд-майора — младшего штабного офицера в Русской императорской армии. Мать (Анастасия) также была Грибоедовой до помолвки. Ее семья принадлежала к смоленской ветви рода, более знатной и богатой.

Александр Сергеевич Грибоедов родился в 1795 году. В семье был не единственным ребенком:

  • Брат Павел умер во младенчестве.
  • Старшая сестра Мария после замужества стала членом знаменитой семьи русских аристократов Дурново.

Семья, в которой рос Александр, достатком обязана далекому предку Яну Гржибовскому. В XVII веке он уехал из Польши, чтобы начать новую жизнь в России. Фамилия Грибоедов произошла от фамилии этого предка Александра.

В родословной писателя встретим Федора Акимовича Грибоедова — государственного деятеля, писателя, разрядного дьяка. Он был одним из тех, кто принял Соборное уложение в 1649 году — свод правил, норм и законов царской России.

Александр Грибоедов в детстве проявлял недюжинные таланты. Совсем юным проявлял усидчивость и сосредоточенность, поэтому к 6-летнему возрасту овладел тремя языками. Юношей знал уже шесть языков, два из которых были мертвыми. Парень рос полиглотом: свободно разговаривал на английском, итальянском, французском, немецком, а также понимал древнегреческий язык и латынь.

А.С. Грибоедов учился на дому. Его воспитателем был Иоганн-Бернгард Петрозилиус — ученый-энциклопедист. Домашнее обучение Александра было настолько успешным, что о новом образовательном уровне задумываться не приходилось: восьмилетнего мальчика отправили в Московский университетский благородный пансион.

Проучился Грибоедов там три года и 30 января 1806 года поступил в Императорский Московский университет на словесный факультет. Как отмечали его товарищи, учился юноша посредственно, поэтому и пробыл там всего полтора года, но получил ученую степень кандидата словесности. В 1808 году студент сдал экзамен. На тот момент ему было всего 13 лет.

Параллельно с обучением Грибоедов посещал литературные мероприятия, на которых собирались дворяне. Он ходил на занятия к профессору Буле. Впоследствии именно этого человека Александр называл главным университетским наставником. Лекции Буле пробудили в нем интерес к русской литературе.

Занятия с профессором заставили Грибоедова пересмотреть свое отношение к Московскому университету. Александр посещал занятия с 1810-го по 1811-й как вольный слушатель. В период с 1811-го по 1812-й стал студентом на самообеспечении, поступил на философский факультет с этико-политическим уклоном.

Юноша регулярно посещал занятия уважаемых профессоров, брал уроки латыни, готовился к предстоящим экзаменам на степень доктора прав. У Александра это получилось. Однако обучение в университете он продолжил, но уже получал знания в области математики и естественных наук.

Александр Грибоедов

Александр Грибоедов: YouTube/IFO

Александр Грибоедов: творческий путь

Кто такой Грибоедов? Один из его талантов — сочинительство. Александр был поэтом. С литературой познакомился в университете. Прозаик и драматург Юрий Тынянов причислил Грибоедова к «младшим архаистам» — сторонникам русской поэзии XIX века, в основе творчества которых был консерватизм.

Жизнь и творчество Грибоедова насыщены событиями. Рассмотрим его главные работы:

  • Начало творческого пути пришлось на время пребывания Грибоедова в университете (1805 год). Из-под его пера выходит пародия на трагедию «Дмитрий Донской» — стихотворение «Дмитрий Дрянской».
  • «О кавалерийских резервах», где описал полученный опыт секретарской работы при должностном лице, и «Письмо редактору» в журнале «Вестник Европы» появляются в 1814 году.
  • Написал комедию «Молодые супруги» (1815) — пародию на все французское комедийное творчество, на котором держался репертуар российских театров.
  • В 1816 году вышла статья «О разборе вольного перевода “Леноры”» (соавторы молодого критика — Гнедич и Жуковский).
  • Очередная комедия под названием «Студент» появилась в 1817-м. В этом же году совместно с Жандром написал «Притворную неверность» — комедию-переделку пьесы Николя Барта.
  • Спустя некоторое время выходит еще одно драматическое творение Грибоедова — «Своя семья, или Замужняя невеста». Соавторы — Шаховский и Хмельницкий.

В творческом наследии писателя выделим произведения «Грузинская ночь», «1812 год», «Родамист и Зенобия». Известность дипломату и полиглоту принесла драма «Горе от ума».

Идея создания комедии в стихах пришла в голову автору еще в 1816 году, но создана была только 1824-м. Грибоедов закончил ее, находясь в Тифлисе.

Комедия «Горе от ума» — настоящий шедевр, который включают в школьную программу. Ярко выраженный афористический стиль автора прослеживался в опубликованных ранее работах. Например, байронический тон неприятия заскорузлости современного общества, критика современников за их отрицательное отношение к инновациям и прогрессу. Это основные черты, которые проявились в позиции Чацкого.

Чем еще отличился Грибоедов? Биография указывает, что Александр проявлял таланты в музыке: играл на пианино, написал несколько пьес для фортепиано. Музыканты называют его работы стройными и лаконичными. Многие произведения Грибоедова утеряны, но его вальс в ми миноре дошел до наших дней. Эту музыкальную композицию считают первым русским вальсом.

Грибоедов приложил руку к развитию промышленности и торговли. В 1828 году завершил «Проект учреждения Российской закавказской компании». Проект не одобрили, но другие работы были воплощены в реальность.

Александр Грибоедов: личная жизнь, последние годы

Как жил Грибоедов? Интересные факты указывают на то, что Александр Сергеевич пользовался успехом у женщин. О серьезных отношениях молодой человек не задумывался, пока не встретил Нину Чавчавадзе — княжну из Грузии. Девушка выросла в аристократической семье. Ее отец был общественным деятелем и поэтом.

До их встречи в Тифлисе (Тбилиси) Грибоедов уже знал Нину, но летом 1828 года перед ним предстала совсем иная девушка с добрым и чутким взглядом, который покорил поэта.

Александр называл избранницу Нинулей и почти сразу сделал ей предложение. Грибоедов, фото которого говорят о его решительном и твердом характере, должен был получить разрешение на свадьбу из Петербурга. Для этого он воспользовался связями, объясняя свое решение скорым отъездом в Персию. Свадьба состоялась 22 августа 1828 года.

Александр и Нина прожили вместе всего несколько недель, после чего поэт отправился в Персию. Отъезд состоялся 9 декабря. Никто и не подозревал, что молодые больше не встретятся.

Когда умер Грибоедов? Годы жизни — 1795–1829 гг. Поэт умер в возрасте 34 лет вдали от Родины и любимой. По прибытии в Персию миссия, в которой участвовал писатель, направилась в Тегеран, чтобы предстать перед Фетх Али-шахом. Этот визит стал роковым в жизни великого русского поэта.

Как умер Грибоедов? Его убили 30 января 1829 года. На посольство напала толпа религиозных фанатиков, которая убила всех, кто находился в помещении, кроме Ивана Мальцова.

Узнав о произошедшем, персидский шах отправил русскому царю богатые дары, некоторые из которых можно увидеть в музеях современной России. Грибоедова похоронили в июне 1829 года рядом с церковью Святого Давида. Об этом месте Александр говорил жене. Нина хранила верность мужу до конца своих дней, на могиле супруга установила памятник, на котором изображена плачущая женщина перед распятием.

Захоронение произошло в окрестностях Тифлиса на горе Мтацминда. Здесь поэт проживал в начале 1820-х гг. Через 100 лет на этом месте местные власти открыли тбилисский пантеон — некрополь, где похоронены известные личности: писатели, ученые и артисты.

Писатель прожил удивительную, но короткую жизнь. Он был разносторонней личностью, его талантами можно только восхищаться. Литературное дарование Грибоедова по достоинству оценили Вяземский и Пушкин. Последний в 1830 году посетил могилу Грибоедова.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1875870-biografia-griboedova-tvorcestvo-licnaa-zizn-pisatela/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что называется как пишется
  • Что на счет меня как пишется
  • Что на счет завтра как пишется
  • Что на меня нашло как пишется
  • Что молчишь как пишется