Что пишут перед смертью как называется

Предсмертные записки: последние слова самоубийцы

Предсмертная записка — важный атрибут добровольного ухода из жизни для самоубийцы и способ проникнуть в последние мысли добровольно ушедшего из жизни для учёных. Изучаем, что и зачем пишут люди перед смертью на протяжении веков.

«Володька! Посылаю тебе квитанцию кассы ссуд — выкупи, братец, мой бархатный пиджак и носи на здоровье. Еду в путешествие, откуда ещё никто не возвращался. Прощай, дружище, твой до гроба, который мне скоро понадобится»
(студент – товарищу,
конец XIX – начало XX века)

Какие изменения происходят в сознании людей, которые решаются на самоубийство? Суицидологические исследования показывают, что есть вполне типичные когнитивные процессы, свойственные потенциальным и реализовавшимся самоубийцам. Например, сужается сознание, то есть мышление человека зацикливается на принципе «всё или ничего», когда все вещи делятся на чёрные и белые, а тяжёлая ситуация возносится в ранг совершенно безвыходной. Происходит мысленная фильтрация: индивид зачастую фиксируется на одном неприятном или ужасном воспоминании, моменте, который всё время всплывает в сознании как доказательство ничтожности его существования. Это дополняется дискредитацией положительного, когда человек отрицает значимость или само существование приятных и радостных переживаний и событий, которые начинают восприниматься болезненно, как какие-то атавизмы в его депрессивной картине мира. Сознание человека в подобном состоянии заполняет невыносимая душевная боль, с которой становится всё труднее бороться.

«Дорогая тётя! Я сейчас в лесу. Мне весело, рву цветы и с нетерпением ожидаю поезда. Было бы безумно просить Бога о помощи в том, что я задумала, но я всё-таки надеюсь привести в исполнение своё желание»
(классная дама (воспитательница в женской гимназии),
конец XIX – начало XX века)

Суицидологам стоит больших трудов находить данные, которые бы широко и качественно освещали ментальное состояние самоубийцы. В первую очередь для этого используются рассказы и письменные заметки выживших самоубийц, где они подробно описывают, как менялось их сознание порой на протяжении нескольких месяцев, прежде чем они решались на последний шаг. Другой ценный материал — это предсмертные записки, последние слова человека, который перешёл грань. Однако обычно только 15-40 %  самоубийц оставляют предсмертные письма, что ограничивает возможность использования этого источника как максимально надёжного для интерпретации мотивов самоубийц. А вот в криминологии для квалификации смерти как суицида предсмертная записка — один из сильнейших аргументов (наряду с характерным способом смерти, местом и семейными обстоятельствами). Конечно, всегда существует вероятность подложной записки с целью представить убийство как суицид, но на данный момент существует целая проработанная методика, которая нацелена на то, чтобы отличать ложные предсмертные записки от настоящих.

«Я очень устала от этой круговерти эмоций, поэтому я решила положить ей конец, уйдя из жизни»
(женщина шестидесяти лет,
конец XX века)

Предсмертная записка рассказывает многое: что человек чувствовал, о чём думал, кого хотел бы увидеть в последний момент, что советует тем близким, которых покидает, и главное — в чём мотив его нежелания продолжать жизнь ни на каких условиях. «Предсмертная записка» — это самое точное выражение. Это действительно короткое послание, которое чаще всего умещается на тетрадном или печатном листе. Но есть и настоящие предсмертные письма — длинные трактаты, затрагивающие самые различные темы — от неразделённой любви до нынешней политической и экономической ситуации. Характерно, что функциональность бумаги в данном случае ограничена — лишь немногие близкие люди, несколько полицейских и следователи прочтут прощальные слова самоубийцы (за исключением тех случаев, когда предсмертные записки оказываются опубликованными в СМИ). Как новое публичное пространство для написания предсмертных писем можно рассматривать интернет, в частности социальные сети. Здесь уже тысячи людей смогут увидеть и прочитать предсмертное послание, которое, правда, иногда приобретает демонстративно-шантажный характер.

«Уходить будем красиво»
(Денис Муравьёв, Катерина Власова,
2016 год)

Возможно, первая предсмертная записка была написана на папирусе.

«…С кем я говорю сейчас?
Братья злы,
И праведный человек считается врагом.
С кем я говорю сейчас?
Не осталось праведников,
Отдана земля творцам беззакония….

Смерть предо мной сейчас,
Как запах мирры,
Как прогулка под парусом под дуновением ветра.
Смерть предо мной сейчас,
Как запах цветов лотоса,
Как сладкое пьяное безумие.
Смерть предо мной сейчас,
Как жажда вернуться в дом родной
После многих лет в плену»

Эти стихотворные строчки, душевный крик почти четырёхтысячелетней давности, сейчас находятся в Берлинском музее. Они были написаны неизвестным египтянином на папирусе, предположительно в эпоху Среднего царства (2040–1783 годы до нашей эры) в Древнем Египте. Большая часть папируса была утеряна, но сохранились четыре поэмы, каждая из которых начиналась своей анафорой и представляла разговор человека с его душой. В тексте много религиозных и философских отсылок, которые отражают мировоззрение египтян того времени, но вот что интересно: состояние депрессивного размышления, в которое погружён автор, в точности соответствует современному описанию душевного состояния пациентов, страдающих тяжёлой депрессией. Это тот же конфликт с совестью из-за желания совершить самоубийство, подавленность, неуверенность в будущем, мрачная картина мира, паранойя. И даже такая деталь: египтянин считает, что другие относятся к нему как к дурному запаху или неверной жене — также и современные пациенты с тяжёлыми депрессивными расстройствами склонны считать, что они источают дурные запахи. Достоверно сложно сказать, убил ли себя в итоге этот несчастный, но, похоже, что симптомы депрессивного психического состояния за тысячелетия не изменились.

«Я устала жить и не гожусь»
(учительница,
конец XIX – начало XX века)

(Здесь был текст)

«Солнце для меня восходит в последний раз; жить, когда честь была заподозрена, невозможно, бедное сердце перестанет страдать, когда оно перестанет биться, но жаль, что не от французской пули».

А после выхода в свет романа Гёте «Страдания юного Вертера» по Европе прокатилась волна подражающих самоубийств молодых людей, которые сочли самоубийство от неразделённой любви прекрасным романтическим поступком. И впоследствии подобная смерть утвердилась как литературный штамп.

«Я на коленях умолял её вернуться, но она не поняла. Прощайте все!»
(Виталий Железнов,
2014 год)

Считается ли оправданным самоубийство, причиной которого был уход супруги? В современном обществе такая причина, скорее всего, не кажется достаточно весомой. Но культурное табу на самоубийство, общественное неприятие этого явления работает лишь в определённых границах. Пока случай абстрактен, люди склонны осуждать суицид. Однако с появлением реального инцидента отношение к этому меняется:

«Дорогая Мэри, я пишу эти строки тебе потому, что они самые последние. Я на самом деле думал, что вы с малышом Джо возвратитесь в мою жизнь, но вы так и не вернулись. Я знаю, что ты нашла другого человека, очевидно, лучшего, чем я. Надеюсь, что этот сукин сын сдохнет. Я тебя очень люблю и Джо тоже. Очень больно думать о том, что у нас с тобой ничего не вышло. Я много мечтал о нашей жизни вместе, но это оказались только мечты. Я всегда надеялся, что они сбудутся, но теперь точно уверен, что этого никогда не случится. Я надеюсь оказаться на небесах, хотя в моём случае наверняка попаду в ад…»

Предсмертная записка как бы одушевляет конкретный случай одного несчастного человека, она раскрывает его мотивы, его переживания, которые можно понять; включается сопереживание. Социальное представление «самоубийство — это плохо» отходит на задний план, а вместо него подключается сочувствие, человеческое понимание.

«…Пожалуйста, заботься о маленьком Джо, ведь я люблю его всем сердцем. Не говори ему о том, что случилось. Скажи, что я уехал далеко-далеко и, возможно, когда-нибудь вернусь. Добавь, что не знаешь, когда именно. Ну вот, кажется, это всё. Береги себя. P.S. Я знаю, что у нас были шансы помириться, но ты этого не желала, ты хотела трахаться с кем-то другим, ну, так теперь ты этого добилась. Не могу толком сказать, ненавижу я тебя или люблю. Ты никогда не узнаешь этого. Искренне твой, твой муж Джордж» 
(мужчина двадцати четырёх лет,
конец XX века)

Предсмертная записка — последний коммуникативный акт человека, решившегося лишить себя жизни. Суицидологи выделяют определённые параметры для анализа предсмертных записок, которые дают возможность понять переживания и эмоциональные состояния самоубийц, а также характерные, повторяющиеся мотивы; в конечном итоге это помогает экспертам превентивной суицидологической службы  действовать эффективнее.

У предсмертных писем в большинстве случаев имеются адресаты. Зачастую это супруг/супруга, дети, мать, другие близкие. Это письма об извинении, пожелании жить дальше счастливо, о любви, изредка это может быть циничное послание:

«Милые мои родители, извещаю вас, что я с белого света уволился, а вы будьте здоровы»
(молодой человек из купеческой семьи,
конец XIX – начало XX века)

В некоторых случаях, когда акт суицида играет роль протеста против устройства общества, адресатом становится массовая аудитория. Например, это записка предпринимателя Ивана Анкушева, перед суицидом совершившего несколько убийств городской правящей элиты Кировска (2009 год):

«Письмо о противостоянии. Я, предприниматель Иван Анкушев, занимаюсь бизнесом и владею четырьмя магазинами. Мне не дают возможности делать то, что я считаю нужным. Надежды на честность арбитражного суда нет. Вы меня уничтожили. Не доживу до сбора грибов. Это моё любимое занятие».

В большинстве записок затрагиваются определённые темы: самой частой является извинение за свой поступок или за всю прожитую жизнь, вторая по упоминаемости — невозможность выносить страдание или боль, далее — любовь, практические инструкции или советы, а также, конечно, обвинения. Часто эти темы комбинируются:

«Прости меня, ведь сегодня я умру. Я просто не могу жить без тебя. А значит, можно и умереть. Может, там будет покой. У меня внутри такое ужасное чувство пустоты, которое просто убивает меня. Нет больше сил его терпеть. Когда ты оставила меня, я умер внутри. Должен сказать, что у меня ничего не осталось, кроме разбитого сердца, и именно это подталкивает меня к такому поступку. Я взываю к Богу, чтобы он помог мне, но Он меня не слышит. Иного выбора у меня не осталось»
(мужчина тридцати одного года,
конец XX века)

Предсмертные послания зачастую переполнены тяжёлыми эмоциями: виной и сожалением, чувством безнадёжности, гневом, стыдом, страхом. В большинстве случаев вина и сожаление преобладают:

«Хана, береги себя и сына и прости меня за твою исковерканную жизнь: прости, моя святая Хана! Если с тобой не ужился, то с кем же в мире могу жить»
(поручик,
конец XIX – начало XX века)

Гораздо реже встречается гнев, причём он более характерен для мужчин, обвиняющих жён в доведении до суицида. Но бывают и женские гневные послания, например, письмо взрослой воспитанницы детского приюта к бывшему учителю (конец XIX – начало XX века):

«Неужели у тебя повернулся язык сказать, что я была женщиной, когда сошлась с тобою. Знай, окаянный, что ребёнок уже шевелится, и, умирая, и я, и он проклинаем тебя. Ты одним словом мог возвратить жизнь и мне, и ему. Ты не захотел. Пускай же все несчастья будут на твоей голове. Терпи во всех делах одни неудачи, будь бродягой, пропойцей, и пусть моё проклятье тяготеет над тобою везде и всюду. Я буду преследовать тебя днём и ночью… Жить мне безумно хочется».

На основе анализа эмоций, тем и адресатов предсмертных писем суицидологи выделили предположительные мотивы самоубийств:

(вины, наказания, страдания)

Это самый часто упоминаемый мотив — невозможность терпеть дальше невыносимую душевную боль, утрату, вину или стыд за социально неприемлемый поступок.

«Я сижу один. Теперь, наконец, наступит свобода от тех душевных мучений, которые я испытывал. Это не должно ни у кого вызывать удивления. Мои глаза уже очень долгое время говорили об отчаянии. Отверженность, неудачи и крушение надежд сломили меня. Нет никакой возможности вытащить себя из этого ада. Прощай, любимая. Прости меня»
(мужчина сорока девяти лет, конец XX века)

(месть)

Протест против тяжёлых семейных проблем, против несправедливости общества по отношению к индивиду, против жестокости — другой частый мотив, который встречается значительно чаще среди людей в возрастной группе от двадцати шести до тридцати пяти лет. Этот мотив часто связан с выражением эмоций гнева и обвинения, и записка нередко адресуется конкретному человеку.

«Это — месть, она давила мне на грудь»
(Бекир Небиев, 2015 год)

Попытка наказать себя или искупить вину за поступки, субъективно оцениваемые как тяжёлые и непоправимые.

«Мама, мамулечка! Я ухожу, чтобы не возвращаться предателем, опозорить всех, весь наш род. Так бывает, выдержи. Я прошу тебя. Я с тобой тот, что был раньше…»
(Александр Долматов, 2013 год)

Мотив, цель которого — привлечь внимание адресатов к какой-то проблеме и заставить их изменить своё поведение.

«…Надеюсь, что мне удастся провести отстрел паразитов в Нижнетагильском филиале Фонда СС (достаточно пожили за мой счёт). Тогда хоть одно поколение чиновников в этой конторе, помня о судьбе предшественников, не будет портить жизнь людям. Жалко, что нет возможности наказать ФСС Якутска, с действий чиновников которого началось „счастливое“ завершение моей жизни…»
(Сергей Рудаков, 2010 год)

Рациональный отказ — объяснение своего поступка как невозможности и бессмысленности дальше терпеть тяжёлую болезнь, возрастные ограничения и так далее. Мотив прежде всего характерен для возрастных групп старше шестидесяти лет.

«…Чтобы не оставлять места для домыслов, коротко объясню. В последнее время два инфаркта и инсульт на фоне диабета подарили мне массу неприятных ощущений. Из-за частичного паралича ходить, думать и работать становится труднее с каждым днём. Грядущее растительное существование — оно как-то совсем уж не по мне. Так что, действительно, пора…»
(Андрей Ширяев, 2013 год)

Записка может быть отчаянной попыткой привлечь внимание других людей к своим душевным страданиям, необязательно носит демонстративный характер, и может и не осознаваться самим человеком как крик о помощи.

«Раз уж у меня нет любви, которая так мне нужна, значит, у меня ничего не осталось»
(женщина, сорок пять лет, конец XX века)

Часто мотивы комбинируются, сочетаются друг с другом. Хотя не все предсмертные записки легко интерпретировать и говорить о наличии каких-то мотивов. Есть лаконичные, короткие послания, из которых сложно что-либо понять (конец XIX – начало XX века): «Хочется съездить на тот свет», «Пора сыграть в ящик». Или необычные записки, содержащие экзистенциальные размышления:

«Чувства, пережитые на вершине скалы у водопада Кэгон: Мир слишком велик и история слишком долга, чтобы их могла оценить такая кроха, как существо ростом в пять футов… Истинная природа всего сущего выходит за рамки понимания. Я решил умереть с этой мыслью… Теперь, на вершине скалы, я больше не испытываю тревоги»
(Ми-сао Фудзимура, 1903 год)

Сочинение предсмертной записки может быть спонтанным решением, когда она пишется быстро, на первом попавшемся под руку клочке, а может осмысляться в течение продолжительного времени. Анатолий Кони, российский юрист конца XIX века, написавший труд «Самоубийства в законе и в жизни», приводит следующий пример: «Провинциальная артистка Бернгейм, двадцати двух лет, отравляется кокаином и в письме к брату подробно описывает постепенное ощущение, „когда душа отлетает под влиянием яда“, и оканчивает письмо недописанной фразой: „А вот и кон…“». Тем не менее чаще встречаются короткие предсмертные послания, написанные на листе, вырванном из блокнота:

«Не вините никого: тернистый путь жизни стеснял мне дорогу, я старался освободиться, но напрасно. Теперь не хочу больше идти и не могу»
(учитель, конец XIX – начало XX века)

Традиционно для предсмертных писем используется бумага, но есть и исключения: записки самоубийц находят и на случайных предметах — обрывках обёрточной или туалетной бумаги, бланках рецептов, поверхности скатерти стола или даже коже. В далеко не позитивном смысле социальные медиа становятся всё более популярными средствами для публикации предсмертных посланий родным, друзьям и многим другим людям.

«У всех, кто меня знал, прошу прощения, но Омаха меня изменила и перепахала, а школа, куда я теперь хожу, ещё хуже. Вы услышите о том зле, что я натворю, но меня до этого довела чёртова школа. Я хочу, чтобы вы меня помнили за то, кем я был до этого. Я знаю, что сильно повлиял на жизни семей, которые я разрушил, мне очень жаль. Прощайте»
(предсмертная записка американского старшеклассника, опубликованная им на странице в Facebook, 2011 год)

Альбер Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить — значит ответить на фундаментальный вопрос философии… Таковы условия игры: надо дать ответ». Это хороший философский вопрос, но в повседневной жизни люди не склонны останавливаться и находить место и время, чтобы подумать над ответом. Только для самоубийц — тех, кто решает, что игра не стоит свеч, — поиск решения становится значимым. И разве в своих записках они не ищут причин, которые смогли бы опровергнуть ценность жизни с её бесконечными страданиями? Их можно понять. Но результат прочтения предсмертного письма может оказаться парадоксальным: благодаря сопереживанию читатели задумываются над главной философской проблемой: для чего мы существуем и как нам следует прожить жизнь.

Текст

Москва

Иллюстрации

Москва

⏱ Время на чтение: 3 минут(ы)

Обычный человек очень редко, или, даже можно сказать, никогда не задумывается о предсмертной записке. В этой статье мы посмотрим на то, зачем нужна такая записка, для кого она адресуется и в каких случаях. Также посмотрим на основные ключи этой записки и некоторые советы как лучше ее написать.

Зачем нужна предсмертная записка

Предсмертные записки – это способ умирающего человека сообщить тем, кто ему дорог или не безразличен то, что он сам не сможет передать. Такие записки являются редкостью, но есть круг лиц, которые прибегают к ним. Это могут быть солдаты, которые оказались в окружении врагов или боятся за свою жизнь в тягостном предвкушении предстоящей битвы. Мы знаем о таких записках с полей Второй Мировой войны и не только. Такие записки наполнены грустью, добрыми пожеланиями близким людям с любовью и надеждой на встречу.

Также предсмертные записки пишут тяжелобольные люди, зачастую это онкобольные. А в последнее время это и люди, находящиеся в тяжелом состоянии от болезни ковидом (COVID19). Один пожилой пастор из России уже лежал в поликлинике на смертном одре и даже написал предсмертную записку. Церкви молились за его выздоровление. И в последний момент, чего не ожидал сам, он пошел на поправку. Можно сказать родился заново. Умирающие от болезни пожилые люди обычно стараются передать детям напутствия и пожелания, а еще самое ценное, что помогло им в жизни и также поможет и читателю.

Реже пишут предсмертные записки потенциальные самоубийцы. Они оставляют послание и объяснение своего поступка. Возлагают за него вину на кого-то или напротив просят не винить себя. Такие записки порой не логичны, полны обиды, непонимания и боли. Это особый вид записок с запахом приближающейся неестественной смерти. Одумавшиеся люди, так и не совершившие суицид с ужасом вспоминают свои прошлые намерения и записку, написанную в безумном желании наложить на себя руки. Я писал такую записку в молодости. О как я был глуп! Эта статья не для потенциальных самоубийств, а для тех, кто думает писать послание для близких ввиду естественных причин.

Еще одним из редких видов посланий являются послания для наследников, сопровождаемые завещанием. В них автор дает пояснение о распределении наследства, сопровождая их пожеланиями или даже упреками.

Для кого пишут записку перед смертью

Все письма смерти объединяет одно – их авторы задумываются о собственной смерти. О том, что останется после них. Одни готовы отдать свою жизнь ради блага других, другим приходится терпеть страдания и болезни, некоторые оказываются не удовлетворены жизнью. Смерть, пожалуй, самое серьезное потрясение, с которым сталкивается человек в своей жизни. Это и есть последняя остановка на жизненном пути. Листок бумаги объединяет все ценности человека на данный момент жизни. Его строки подводят черту и являются выжимкой стремлений его души в нескольких предложениях. Это может быть радость от пройденного пути или сожаление о несделанном, отпечаток отношений с другими людьми, слова утешения. 

Так получается, что читатели уже не смогут поговорить с умершим человеком. Его не станет. И с клочка бумаги будет продолжать звучать монолог в жизнь других людей. Особое внимание нужно уделить подбору слов, чтобы не ранить близких дорогих людей. Добрый человек напишет добрую записку, которая станет последним посланием. 

Некоторые люди, для которых принципиально как их похоронят, могут написать, как они хотели бы видеть свои похороны.

В каких случаях необходимо написать записку

Писать предсмертную записку или нет – дело каждого человека. Но есть несколько причин для написания таковой. Сама идея письма является продолжением или передачей речи на бумаге. Впрочем, это может быть и электронное письмо или даже смс. Поэтому если автор не успел поделиться очень важным он пишет это. Есть и то, о чем хотелось бы сообщить только после своей смерти. Бумага в этом верный помощник. Мы умираем, но она продолжит говорить.

Создание послания сокровенный и даже можно сказать глубокий процесс. Лучшее что может его сопровождать это атмосфера созидания. Если вы хотите, чтобы она принесла пользу прочитавшему, то тщательно подумайте о теме послания и адресату. 

Как лучше написать записку

Нет лучшего времени и места для написания. Нет необходимости как поэты нагуливать вдохновение. Подойдет любое время и место. Так сложилось, что такие записки отличаются от длинных писем лаконичностью. Последние слова подобрать не так просто. Слова, которые останутся после вас не будут пустым звуком. 

  • Уделите написанию особое внимание
  • Можно написать о своих чувствах
  • О том, что запомнилось за прожитую жизнь
  • Чему вы научились и чему бы вы хотели, чтобы научился читатель.
  • Если в послании слишком много желчи, то подумайте есть ли необходимость его писать
  • Сохраняйте достоинство
  • Передайте самое ценное в словах
  • Проявляйте уважение к читающим, помните, что у них тоже есть чувства
  • Пишите искренне и с любовью. Помните – любовь всегда права

Мы посмотрели на тему написания предсмертной записки. Это переживательная тема, которая не оставляет равнодушным. Она наполнена волнением и мыслью – что будет потом. Мы, как христиане, верим в жизнь после смерти. В ссылке после статьи можно найти более подробную информацию по этому вопросу.

Если вы хотите поделиться своим способом или дополнением – пишите в комментарии. Вы можете добавить: писали ли вы такую записку когда-нибудь или только собираетесь. Или вы стали получателем таковой? И как помочь таким людям выйти из тяжелой ситуации, сохранить жизнь и обрести радость?  

Некролог

Некролог – это извещение о смерти вместе с краткой биографией об умершем человеке, публикуемая в СМИ. Дословно в переводе с древнегреческого языка означает «слово о мертвом». Обычно некролог содержит имя умершего, дату рождения и смерти, и основную информацию о его достижениях и заслугах. Некролог должен быть кратким, в нем не допускается никакой негативной информации об умершем. Традиционно публиковались некрологи в газетах.

История некрологов

Некролог – древнее изобретение, но массовое распространение обычай получил вслед  росту популярности печатных средств информации в 18 веке. Самые древние некрологи писались еще в римских газетах. Вместе с ежедневными новостями сообщения о смерти граждан Рима и краткие жизнеописания умерших писались на пергаментах, называвшихся Acta diurna populi Romani («Ежедневные дела римского народа») и распространялись среди жителей города. Из этих «первогазет» римляне узнавали городские новости и, в том числе, узнавали о смерти известных граждан.

После падения Рима жанр некролога был надолго забыт и вернулся только после распространения книгопечатания. Однако, еще до того, как газета печатала первый некролог, о смерти известных и знатных людей сообщали глашатаи, а проповедники упоминали умерших в заупокойных мессах. В XVI-XVII начали распространяться уличные некрологи – зажиточные граждане заказывали листовки, в которых сообщалось о смерти кого-то из их родственников, а также об титулах и заслугах усопших. Эти листовки вывешивались в людных местах на всеобщее обозрение.

В XVII в Европе и в заморских владениях Англии, Франции и Голландии начинают появляться первые газеты, которые приняли уже узнаваемый современный вид и постепенно начали играть все более важную роль в общественной жизни и. В XIX веке уже немалая часть населения была грамотна, а развитие книгопечатание привело к тому, что газеты стали первым средством массовой информации. Тогда же один из редакторов английской газеты The Times предложил публиковать некрологи на правах рекламного объявления, и это решение принесло большую выгоду изданию. Вскоре примеру The Times последовали многие другие газеты, и некрологи стали распространенным жанром. Особую популярность они приобрели в местных изданиях.

Что такое некролог сегодня?

Из-за развития интернет-СМИ печатные газеты стали значительно менее популярны, однако некрологи продолжают свое существование. Сейчас они в виде плаката или листовки вывешиваются по месту работы умершего и публикуются в локальных газетах, обозревающих события небольшого города или района. Во многих странах по-прежнему сохраняется традиция публиковать в районных газетах заметки о бракосочетаниях, рождениях и смертях жителей этой местности. Более крупные СМИ печатают новости о смерти только в случае кончины известных людей, при этом формат заметки не всегда соответствуют традиционным канонам некролога.

Некролог должен соответствовать некоторым правилам. В сообщении указываются фамилия, имя и отчество усопшего, даты его рождения и смерти, обстоятельства кончины. Также принято говорить об основных заслугах и достижениях человека, рассказывать о значимых событиях, выражать соболезнования семье усопшего. Если это некролог коллеге, то важно подчеркнуть его вклад в успех организации, если умерший был лауреатом тех или наград, их также следует упомянуть. Текст должен быть искренним, не допускаются негативные высказывания об умершем. Есть традиция упоминать в некрологе членов семьи и близких родственников. Также в некрологе может указываться дата и время гражданской панихиды прощания с умершим, если церемония планируется публичной.

Сегодня близкие усопшего, если они хотят заказать некролог, могут разместить некрологи в газеты, где есть соответствующая рубрика или на специализированных сайтах. Как правило, некрологи пишут на заказ журналисты на основании информации, переданной близкими покойного. Реже некролог пишут сами родственники, а издания публикуют готовый текст. Также некрологи часто публикуют организации, в которых работал умерший. В таком случае текст обычно размещается на информационном стенде в офисном здании и вывешивается на сайте, а составляют его сотрудники компании.

Как написать некролог

Если стоит вопрос «Как написать некролог?», то можно принять во внимание следующие рекомендации:

  • В начале текста необходимо указать полные фамилию, имя и отчество усопшего. Далее можно опустить фамилию, используя уважительное обращение по имени-отчеству.

  • Дата смерти – это важная информация, поскольку она позволяет читателям установить дату поминок. Если планируется публичное прощание с покойным, следует указать дату, время и место проведения.

  • Об обстоятельствах смерти следует писать чрезвычайно деликатно, поскольку неосторожная фраза может задеть чувства близких покойного. Слова для некролога следует выбирать аккуратно и точно.

  • Желательно упомянуть дату и место рождения, указав таким образом на начало и окончание жизненного пути покойного. Это позволит соблюсти канонический стиль некролога как очерка жизни человека.

  • Нужно быстро собрать полную информацию о покойном. Если он был человеком науки, стоит упомянуть его научные степени, звания, должности, достижения. Если он был связан с военным делом, то необходимо упомянуть его звание, а также награды и заслуги. Если же умерший работал в сфере бизнеса или производства, то следует охарактеризовать его вклад в дело организации и компании, рабочие достижения, значимость для коллег.

  • Важно подчеркнуть личные качества умершего, черты характера, которые вызывали уважение и любовь со стороны семьи и друзей.

  • Ни в коем случае нельзя писать об умершем в негативном ключе, прибегать к порицаниям. Если умерший покончил с собой, то следует использовать нейтральную формулировку: «тяжелые жизненные обстоятельства привели к кончине». Если покойный совершал проступки или даже преступления, то этот вопрос следует обойти, максимум ограничиться фразой: «жизнь его была сопряжена с трудностями и лишениями».

  • В некрологе следует высказать слова утешения для близких покойного или упомянуть их иным образом. Например: «Был опорой для своих родителей, верным супругом, любящим отцом».

  • В некрологе следует избегать излишней помпезности и клишированных фраз. Выбранные вами выражения должны быть сдержанными и в то же время искренними. Следует помнить, что плохо написанный некролог не просто не прочитают – он может показаться неуважением к покойному.

  • Закончить некролог следует обещанием вечно помнить, уместна эпитафия или цитата кого-то из близких о покойном. 

Образец некролога

Лучший образец некролога – некролог, написанный для известного деятеля культуры или искусства, или другого лица, имевшего заслуги перед родиной. Такие тексты составляют настоящие профессионалы и мастера слова, поэтому при написании некролога рекомендуется ориентироваться на них. Заказать некролог можно на целом ряде интернет-ресурсов, здесь же можно ознакомиться с образцами жанра.

В качестве примера приведем образец некролога коллеге:

23 февраля 2016 года на 60-ом году жизни скончался в результате продолжительной болезни заботливый отец, внимательный муж и любящий дед Иванов Сергей Николаевич. Всю свою жизнь он посвятил кропотливому труду на благо своей страны. Родился Сергей Николаевич 20 апреля 1956 года в городе Архангельск, а в 1980 году переехал работать архитектором-проектировщиком в столицу. На работе Сергей Николаевича ценили за ум и внимательность, а его труды на благо столицы были отмечены Орденом Трудового Красного Знамени. Сергей Николаевич многое дал своей семье, став надежной опорой своих родителей, ветеранов войны, любящим мужем, примером в глазах своих детей и внуков. Добрая память о Сергее Николаевиче навсегда останется в сердцах всех, кто его знал. Похороны Иванова Сергея Николаевича пройдут 26 апреля в 10:00 на Домодедовском кладбище г. Москвы.

Возможно, вам будет интересно:

  • Место для поминок в Москве
  • Соболезнования по поводу смерти
  • Сколько носить траур?

15 октября 2017

Кто и почему пишет предсмертные записки?

Многие поэты зачастую пишут пророческие стихотворения перед своей смертью. Однако их не стоит связывать с предсмертными записками, которые чаще всего оставляют те, кто решился по каким-то причинам добровольно покинуть этот бренный мир.

Любопытно, что если раньше предсмертные записки писали на папирусе, то теперь чаще всего оставляют послание в виде поста в социальных сетях. Хотя за сотни лет мотивы тех, кто решил уйти из жизни добровольно, не поменялись.

Первой предсмертной запиской, написанной на обрывке папируса ещё до нашей эры, которая до сих пор хранится в Берлинском музее, можно назвать «Беседу разочарованного со своим духом». В ней есть все «атрибуты» депрессии, а смерть видится избавлением от тягот и хлопот мирской жизни, которая написавшему записку в тягость.

Предсмертные записки пишут не все, кто решился лишить себя жизни (обычно это до 40% случаев). Многие пишут такие записки заранее на большом листе бумаги и аккуратно складывают, дожидаясь этого самого дня. Другие же делают это буквально за пару минут, прежде чем наложить на себя руки, поэтому предсмертными записками выступают рецепты, салфетки и даже кожа, на которой можно накропать пару отчаянных слов. В записке могут быть и извинения перед родными за свой поступок, и причины, которые привели к самоубийству.

Главные мотивы суицида:

  • протест (это в основном характерно для молодых людей);
  • самобичевание и самонаказание;
  • крик о помощи;
  • умышленный отказ от жизни на фоне сложившейся болезни.

По факту самоубийства всегда проводится тщательное расследование, и предсмертная записка подшивается к материалам дела. Также она изучается правоохранительными органами, чтобы сделать вывод, — человек сам решился на такое, его довели до самоубийства или же кто-то сымитировал суицид. Поэтому выводы экспертов могут оказать решающее влияние на ход следствия.

Ритуальные услуги — «Покой»

O, but they say the tongues of dying men
Enforce attention like deep harmony:
Where words are scarce, they are seldom spent in vain,
For they breathe truth that breathe their words in pain.
He that no more must say is listen’d more…
W. Shakespeare, History of Richard II, Act II, Scene 1

Беседы на смертном одре

Многие могут назвать интерес к высказываниям на смертном одре нездоровым или извращенным, однако в Библиотеке Конгресса США можно найти множество сборников «последних слов», начиная с XVII века и включая тома на французском, испанском, немецком, иврите, шведском, арабском и японском языках, что подтверждает живое любопытство к предмету. В Российской государственной библиотеке также находится ряд книг с предсмертными цитатами знаменитостей, например «Последние слова великих людей» И. П. Брихничева, издание 1912 года. Следует иметь в виду, что под «последними словами» здесь и далее подразумеваются не дневники, мемуары, письма или предсмертные записки, но именно устные высказывания.

С глубокой древности привлекали внимание изображения, посмертные маски или слова умирающих знаменитых мужчин и женщин. Например, Ветхий Завет является кладезем предсмертных речей. В Библии приведены не только слова Иисуса, но и Моисея, Иисуса Навина, Илии, Давида и других персонажей. Даже поверхностное изучение западной литературы показывает, что на протяжении веков слова на смертном одре вызывали немалое восхищение. Причин тому множество. Шекспир (последние слова которого, кстати, не записаны) в «Ричарде II» красноречиво описывает одну из них предсмертными словами Джона Гонта, герцога Ланкастерского, которые вынесены в эпиграф к статье.

Можно исходить из соображений, что предсмертные слова запоминаются, потому что они действительно последние и отчасти потому, что считается, будто умирающий каким-то образом резюмирует в нескольких фразах смысл всей своей жизни. Американский писатель и эссеист Л. Морроу (L. Morrow) отметил, что «было время, когда ложе смерти служило своего рода авансценой, с которой персонаж мог произнести последнее драматическое высказывание, полное сжатого значения его жизни». Еще одна причина, по которой последние слова, по крайней мере известных людей, вызывают интерес, заключается в том, что они спонтанны и не являются формальным прощанием, то есть эти высказывания говорят что-то о характере умирающего. Существует и иное, мистическое, объяснение интереса к таким словам: уходящие души якобы получают сверхъестественные знания в момент смерти, когда человек «заглядывает в потусторонний мир». Еще одна причина кроется в том, что переживания других перед лицом смерти дают людям представление, что ждет их самих. Когда свидетелей у смертного одра спрашивают о последних словах умирающего, они воспроизводят интересные или значимые высказывания, опуская всё остальное. Иногда последние слова — это и вовсе интерпретация близкими попыток умирающего заговорить, когда он физически уже не способен к коммуникации из-за болезни, слабости, лекарств и т. д. Но когда люди понимают, что знакомый голос скоро умолкнет навсегда, то больше внимания обращают на его последние звуки.

Запоминающееся последнее слово можно рассматривать как шаг к секуляризованному «бессмертию». Это еще одна идея, лежащая в основе традиции серьезно относиться к таким словам.

С древних времен и вплоть до XIX века среди умирающих практиковался обычай собирать близких и произносить последний совет или наставление, которые, очевидно, были тщательно подготовлены. Примеры можно найти в библейских рассказах об Иакове и Иосифе, Моисее и Иисусе Навине, в текстах о средневековых королях и королевах эпохи Возрождения и даже о некоторых бывших президентах. Следует отметить, что зачастую речь идет не о буквально последних словах, которые часто банальны, односложны или невнятны, а скорее о мыслях, записанных в последние часы или дни жизни. Поэтому в разных источниках можно найти совершенно непохожие цитаты одних и тех же знаменитых людей. Существование нескольких версий последних слов объясняется присутствием различных свидетелей, посещавших умирающего в разное время. Увы, проверить аутентичность свидетельств практически невозможно.

В книге «Последние слова: вариации на тему в истории культуры» профессор К. С. Гутке (K. S. Guthke) отмечает, что смерть, как табу, вызывает тайный интерес, а последние слова умирающего стоят на границе этой запретной зоны. Поэтому тяга к ним менее подавлена. В результате последние слова стали привычным понятием и обращать на них внимание — устоявшаяся культурная традиция, особенно в странах западного типа цивилизации. В подтверждение этому Гутке ссылается на примеры от Античности и диалогов Платона, через англо-германские саги, классиков Ренессанса и до писателей конца XX века и анекдотичных случаев из журналов New Yorker и Playboy. При этом нельзя упростить проблему истории последних слов, ограничиваясь западной христианской культурой. В дохристианских и незападных — от так называемых примитивных до высоких культур — они тоже играют заметную роль. В некоторых можно найти веру в магическую силу или в пророческую истину слов умирающего. В Египте, Китае и Японии даже разработали специальные письменные и устные формулы прощания с жизнью. Античность усовершенствовала литературный жанр exitus illustrium virorum, описания смертей выдающихся личностей, обычно тиранов или мудрецов, и, кроме того, культивировала жанр «прощальных речей», которые использовались в древних школах риторики и передавались как реликвии из поколения в поколение. Последние высказывания ценили, считая, что они описывают всю жизнь человека в двух словах.

Раввинская литература продолжает традицию, сохраняя предсмертные речи раввинов, которые следуют традиционному шаблону с несколькими вариациями.

Читайте также

Как пережить смерть близкого человека: 8 советов

Что же именно говорят умирающие и какими словами пользуются, кого или что чаще всего упоминают? В интернете несложно найти примеры цитат знаменитостей. Или углубиться в антологию де Ришбурка Ultima Verba Factaque…, объемный двухтомник 1721 года издания, ставший первым сборником предсмертных высказываний великих людей в виде алфавитного списка из сотен имен с обстоятельствами смерти, от Античности до начала XVII века. Конечно, и ранее выходили подобные книги, но акцент был смещен в сторону мистики и «искусства смерти». Однако, во-первых, такие выборки не репрезентативны, а во-вторых, велика вероятность, что предсмертные реплики были неверно услышаны или пересказаны.

Ярким и более доступным для восприятия образцом коллекции предсмертных высказываний является книга «Последние слова: словарь цитат на смертном одре», написанная американским теологом и публицистом Б. Руффином (C. B. Ruffin). Автор собрал 2033 цитаты политиков, религиозных деятелей, ученых и представителей искусства. Поиск по тексту книги показывает, что слово «любовь» в цитатах приведено 170 раз, «мать» — 92, «отец» — 64, просьбы прощения — 61. «Дьявол» и «Сатана» набрали в сумме 19 упоминаний, а лидирует «бог» (включая «отец» в религиозном смысле) с результатом 463. Если к последнему добавить «Иисус» (129 раз), то получается, что религиозные мысли посещали умирающих не менее 592 раз, что составляет почти 30% цитат. Несмотря на значительный объем материала, выбор известных людей проводился глубоко субъективно, и легко предположить, что цитаты, содержащие какие-то неприемлемые, с точки зрения Руффина, фразы, просто не были включены в словарь.

Слабо верится, что лишь один из двух тысяч умирающих произнес слово с корнем f*ck, а именно британский актер Лоренс Оливье, отчитавший сиделку за пролитый ему на лицо сок. Shit не постеснялись сказать целых два человека: Моше Даян и американский футболист Брайан Пикколо.

Что ж, оставим это на совести Руффина, недоглядел. Также остаются вопросы, верно ли услышаны и пересказаны цитаты. «Цивилизованное» общество ожидает, что великие люди умирают с «великими» словами на устах.

Знаменитости выделялись среди общей массы как при жизни, так и на пороге смерти. А как насчет обычных людей, среднестатистических граждан? К сожалению, конкретных данных по этому вопросу нет. Л. Смарт (L. Smartt), будучи под впечатлением от смерти своего отца, написала и опубликовала в 2017 году книгу «Слова у порога: что мы говорим, когда приближаемся к смерти». Смарт описала языковые модели на основе двух тысяч высказываний 181 человека, находящегося при смерти. Невзирая на ограниченность выборки, книга Смарт уникальна тем, что это единственная изданная работа от том, как действительно разговаривают люди при приближении смерти, в противоположность выхолощенным цитатам знаменитостей.

До публикации Смарт похожая работа вышла в 1921 году. Ее автор составил выборку последних слов, распределив 794 человека на десять категорий согласно их профессиональной деятельности (религиозные и государственные деятели, члены королевских семей, военные, философы, литераторы, врачи и ученые, художники, поэты и, почему-то отдельно, женщины), после чего рассортировал высказывания по смыслу: религиозный, саркастический, шутливый, просьбы, указания, увещевания, вопросы, ответы, восклицания, удовлетворение, недовольство и безразличие. Выводы автора примерно такие: у военных наблюдалось относительно больше просьб или указаний, у философов (в том числе преподавателей и математиков) встречалось больше вопросов и ответов. Религиозные деятели и члены королевской семьи использовали чаще слова для выражения удовлетворения или недовольства, в то время как художники и ученые — реже всех. Примечательно, что 46% умирающих были скорее довольны, чем недовольны (19%); это согласуется с приведенным в статье фактом, что 65% испытывали незначительную боль или не испытывали ее вовсе, а 35% — сильно страдали. Из всех случаев в 26% люди говорили на религиозные темы, что сопоставимо с данными выше. Безразличие проявляли 35% умирающих.

С тех пор прошло столетие, люди стали умирать в более преклонном возрасте, их мировоззрение и причины смерти изменились, а старческие заболевания, например болезнь Альцгеймера, многих лишили возможности связно говорить или вообще произносить что-либо. Так, до 85% пациентов хосписов последние дни перед смертью пребывают в состоянии делирия. Терминальной ясности сознания исследователи уделяют особое внимание на протяжении как минимум последних 250 лет. При этом описания наиболее частых последних слов в научной литературе отсутствуют. Академическая литература по умиранию и смерти предлагает несколько направлений исследования, наиболее распространенным из которых является скорбь людей в связи с потерей близких.

Смарт создала веб-сайт — проект «Последние слова» (в настоящее время ресурс недоступен, ознакомиться можно с заархивированной версией, также «жива» одноименная группа в фейсбуке), чтобы собрать коллекцию предсмертных высказываний. Если закрыть глаза на минусы ее книги, из-за которых работу трудно отнести к научной литературе (с одной стороны, не учтены внешние воздействия, например применяемые умирающими мощные лекарственные препараты, которые влияют на психику, с другой — очевиден сильный интерес к теме «загробной жизни», а также переживания по поводу смерти отца), то Смарт сделала большой шаг в направлении создания базы данных и поиска закономерностей.

Статистических результатов в книге не приводится, но автор отмечает, что люди часто зовут маму, задаются вопросами, есть ли бог и правда ли они умирают, иногда бессвязно и монотонно ругаются.

Общение в конце жизненного пути становится более актуальным по мере того, как продолжительность жизни растет, а смерть в различных медицинских учреждениях, то есть вне дома, наступает чаще. В развитых странах большинство людей умирают не столь внезапно и быстро, как раньше. Благодаря достижениям медицины и профилактики в будущем, видимо, больше всего станут умирать от какого-либо вида рака, заболеваний внутренних органов (в первую очередь сердечно-сосудистых патологий) или от старости.

О чем говорят обреченные

Особый интерес с точки зрения точности и достоверности последних слов представляют собой записи высказываний заключенных, которые приговорены к смерти. В этом случае они приводятся как есть, без цензуры и сокращений, поскольку так реализуется право на последнее слово. Это не рафинированные цитаты великих людей, а уникальный срез настоящих предсмертных мыслей и переживаний. В штате Техас документируют последние слова приговоренных, что привлекает внимание СМИ, в том числе за пределами США. Например, российский журнал опубликовал избранные последние слова узников, своеобразные виртуальные «эпитафии», которые иногда содержат совершенно неожиданные вещи.

Слова заключенных дают интересный материал и для ученых-лингвистов. Произнесение последнего слова было частью процесса казни в Англии еще в 1388 году; эту практику перенесли в Америку пуританские колонисты в начале XVII века. Примечательно, что последние слова позволяли произнести даже заклейменным — ведьмам, рабам, военнопленным и жертвам линчевателей. Это некий «экзистенциальный центральный элемент казней», потенциально очеловечивающий преступника, придающий положительный смысл казни как кульминации его/ее жизни.

Читайте также

Как пережить смерть близкого человека и почему окружающие вам в этом не помощники

В феврале 2020 года в Техасе казнили пятисотого приговоренного к смерти: Кимберли Маккарти, 52-летнюю женщину, осужденную за убийство. К настоящему времени приведено в исполнение 570 смертных приговоров, дата последнего — 7 августа 2020 года. Абель Очоа, последний заключенный, который воспользовался правом на последнее слово перед казнью, состоявшейся в июне 2020 года и ставшей 569-й по счету, сказал следующее:

«Да сэр. Я хотел бы поблагодарить Бога, моего Отца, моего Спасителя Господа Иисуса за то, что он спас меня и изменил мою жизнь. Я хочу извиниться перед своими родственниками за то, что причинил эту эмоциональную боль. Я люблю вас и считаю своими сестрами, которых у меня никогда не было. Я хочу поблагодарить вас за то, что меня простили. Спасибо, смотритель».

Очоа застрелил свою 29-летнюю жену, двух дочерей, семи лет и девяти месяцев, тестя и невестку.

Последние слова осужденных из Техаса будут жить вечно — не нацарапанные на стене камеры или в записке членам семьи, а в интернете. На официальном сайте размещен список приговоренных с фотографией, датой рождения, с указанием пола, расы, имени, фамилии, с датами и округом совершения преступлений, с кратким описанием причины сурового приговора. Также приводится перечень с датами исполнения приговоров. Кроме того, ведется актуальная статистика распределения смертников по расе и половой принадлежности (отметим, что отношение женщин и мужчин составляет 2,9% к 97,1%). База данных позволяет посетителям знакомиться как с письменными, так и с устными заявлениями. Только архив штата Калифорния приближается по объему к архиву, который собрали в Техасе.

Последние слова техасских смертников

Типичный заключенный камеры смертников проводит почти 11 лет в ожидании дня казни — у него достаточно времени, чтобы подумать и спланировать речь. Итак, кто они и что именно хотят сказать?

Обычно смертники — мужчины, признанные виновными в тяжких преступлениях: нанесение ножевых ранений, расстрел детей, изнасилование и убийство нескольких женщин. Это люди, которым нечего терять, их смерть, за исключением маловероятного помилования, неминуема — и всё, что они скажут, никак не повлияет на их судьбу. Удивительно, но большая часть узников использует предоставленную свободу слова для выражения любви и печали.

З. Крокетт (Z. Crockett) из The Priceonomics Data Studio проанализировал последние высказывания осужденных перед казнью и выделил наиболее частые слова, без учета союзов, предлогов, местоимений и других несущественных деталей. Из 534 заключенных, приговор которым был приведен в исполнение к началу 2016 года, 117 отказались говорить; данные, которые Крокетт включил в исследование, относятся к остальным 417 узникам, которые сказали либо написали финальное заявление. Зачастую адресатами последних фраз становились члены семьи, присутствующие при казни по другую сторону специального окна. Иногда слова выражали чувства к членам семьи жертвы, адвокатам, суду и даже к начальнику тюрьмы или тюремному персоналу.

Заключенные-смертники наиболее часто использовали 50 слов. В 689 случаях встречалось «любовь», что составляет 63%. Слова привязанности использовали в 10–14%. На втором месте оказалась «семья», упомянутая в 45% случаев. Однако выяснилось, что заключенные не всех членов семьи ценят одинаково: мать вспоминали наиболее часто. В финальных заявлениях смертники благодарят матерей, выражают раскаяние или сожаление. В 11% упоминается отец, причем часто в религиозном смысле. Тут нет ничего удивительного: исследования показали, что почти все смертники были из проблемных семей или воспитывались вне семьи, в специальных учреждениях. Обычно мать присутствовала в их жизни больше, чем отец. Почти 30% всех казненных выражают религиозные мысли, что удивительно хорошо согласуется со словарем Руффина (см. выше). В большинстве случаев они просят покаяния, прощения и принятия богом. Обращение к религии настолько распространено в американских тюрьмах, что был введен термин для этого явления — Jailhouse Jesus. Религия предлагает заключенным, которые находится в изоляции в одиночных камерах, единственную надежду и способ преодолеть тяжелые условия или покаяться в грехах.

Другие приговоренные посвящают свои последние слова обоснованию невиновности. Примерно 29% заключенных выражают сожаление или просят прощения за свои преступления, 10% используют данное право как последнюю возможность опровергнуть выдвинутые против них обвинения. Вполне возможно, что некоторые из них на самом деле невиновны: исследование Мичиганского университета подтвердило, что с 1973 года 1,6% всех приговоренных к смертной казни были реабилитированы, а в другой работе сделан вывод, что до 4,1% смертников невиновны. Тем не менее логично предположить, что заключенных, заявляющих о своей невиновности, значительно больше, чем есть в действительности или с точки зрения статистики.

Также заключенные иногда используют последние слова, чтобы сделать политическое заявление об условиях содержания в тюрьме или смертной казни. Это довольно распространенное явление, которое не так уж необычно.

Право заключенного выступить перед казнью насчитывает не менее 500 лет, а поскольку такие слова традиционно не подвергались цензуре, смертники всегда свободно выражали свое мнение. Многие заключенные, как в наши дни, так и в прошедшие столетия, использовали право последнего слова, чтобы сделать политическое заявление.

Так поступил, например, убийца двадцатого президента США Дж. Гарфилда — Ш. Дж. Гито, казненный в 1882 году.

Если классифицировать высказывания смертников по типу, то их можно разделить на: слова раскаяния (33% случаев); философские (16%); бросающие вызов (12%); обращения к окружающему миру и людям (10%). Конечно, не каждый заключенный желает высказаться. Из 534 рассмотренных Крокетом казней 117 смертников (22%) предпочли молчание; из злобы, страха, уважения или апатии — определить невозможно.

Независимо от того, что хочет выразить заключенный, последнее слово является важной традицией, которую необходимо поддерживать, ведь для подавляющего большинства приговоренных финальное заявление — это возможность в последний раз выразить любовь к близким и попросить прощения. Некоторые исследователи высказывают такое мнение:

«Специфика текстов последнего слова в том, что они являются чрезвычайно аффективными и неприятными для восприятия <…> неизбежно индуцируют неприятные эмоции у своих читателей, что нарушает экологию человека».

«Смерть — это то, что бывает с другими»

Важны ли последние слова умирающих или коллекционирование предсмертных цитат и их анализ — околонаучная «игра в бисер»? Да, важны. На основании этих данных ученые разрабатывают подходы, с помощью которых можно облегчить психологическое состояние как смертельно больных пациентов, так и их близких и персонала хосписов. Заключительные предсмертные беседы определяются как коммуникативные взаимодействия, вербальные и невербальные, которые происходят между неизлечимо больными пациентами и их помощниками (в широком смысле). Невербальное общение является важным аспектом разговоров, потому что по мере приближения смерти неизлечимо больной человек постепенно или внезапно утрачивает способность произносить и ясно выговаривать слова. Американскими учеными на основе опроса 152 человек, которые участвовали в беседах с неизлечимо больными, была разработана и протестирована «Шкала последних разговоров» (The Final Conversations Scale). Заключительные беседы подразумевают все виды коммуникации между людьми с неизлечимой болезнью и членами их семей, когда все участники знают, что любимый человек находится на пути смерти.

Анализ позволил исследователям получить пятифакторную структуру, включающую духовные и религиозные послания; выражения любви; разговоры о сложностях в отношениях; повседневное общение; беседы о болезни и смерти. Практическое и научное значение работы сосредоточено на потребностях членов семьи в общении с неизлечимо больными близкими людьми.

Беседы происходят на исходе человеческой жизни, подчеркивая душевную боль, печаль и тревогу, что делает эти разговоры крайне трудными для окружающих. Тем не менее участники хорошо запоминали свой опыт и определяли важные аспекты этих взаимодействий. Многие из сообщений были настолько мощными, вдохновляющими и позитивными, что близкие снова и снова вспоминали их в течение многих лет и десятилетий после смерти неизлечимо больного человека. Возможно, по мере того как люди приближаются к неминуемой смерти, их близкие дают себе свободу выбирать и расставлять приоритеты событий: проводить время и общаться с неизлечимо больными партнерами и создавать более значимые взаимодействия в то время, когда они наиболее необходимы. Авторы утверждают, что последние разговоры — памятные, значимые и важные события для всех участвующих в них сторон, поэтому их следует поощрять.

Несколько позже те же ученые подвели итог двенадцатилетнего исследования заключительных бесед, который может стать полезным для медицинских работников, контактирующих с пациентами, приближающимися к концу жизни, и членами их семей. В статье авторы выделяют темы сообщений, присутствующие в конце жизни как взрослых, так и детей, функции, которые каждая тема выполняет для членов семьи, и, наконец, коммуникативные проблемы заключительных бесед. Кроме того, авторы обсуждают текущее состояние исследований в данной области, уделяя особое внимание практическим последствиям для медработников, пациентов и членов их семей. Выделенные исследователями темы приведены ниже.

Первая, наиболее важная и часто встречающаяся, тема в общении взрослых с неизлечимо больным членом семьи в конце жизни — послания любви. Любовь выражается как вербально, через слова, так и невербально — через объятия, взгляды, держания за руки, поцелуи и т. д. Не существует правильного или неправильного способа передать любовь — важно, чтобы люди передавали ее так, чтобы понял другой человек.

Вторая тема — вербальные сообщения, относящиеся к индивидуальной и относительной идентичности. Эти сообщения могут содержать новую информацию для члена семьи (например, советы, инсайты и подтверждения) или выделять известные (но, возможно, ранее преуменьшенные) атрибуты. Столкнувшись с неминуемой смертью близкого человека, люди часто пользуются возможностью изучить, переоценить и даже переопределить себя после заключительных разговоров, что было частой функцией сообщений, связанных с идентичностью и сформулированных участниками.

Третья тема сосредоточена на религиозных или духовных посланиях, которые могут быть прямым подтверждением их веры или духовного опыта. Духовные переживания — это явление, описываемое как трансцендентное, которое имеет глубокое значение для людей и сильно влияет на их веру или неверие в «загробную жизнь». В некоторых случаях религиозные или духовные послания дают утешение неизлечимо больным людям и членам их семей и помогают избавиться от неуверенности.

Четвертая тема — повседневные разговоры и рутинные взаимодействия: обсуждение повседневных дел, беседы о телевидении и фильмах, воспоминания, обмен историями и т. д.

Пятая запоминающаяся тема — разговор о трудных отношениях, который часто включает в себя описание проблем в отношениях между неизлечимо больным человеком и членом семьи до болезни.

Исследователи применили количественные показатели для проверки вышеупомянутых тем с помощью построенной ранее шкалы. Полученные результаты могут оказаться полезными для тех, кто сталкивается с неизлечимыми пациентами. К сожалению, на постсоветском пространстве этим вопросам уделяют мало вниманию.


Автор выражает признательность Роману Михайловичу Наливайко за продуктивное обсуждение материала статьи.

Иногда свои предсмертные мысли люди излагают на бумаге, причем форма выражения может быть абсолютно разной. Например, Максим Богданович перед своим уходом написал последнее стихотворение. Часто записки, составленные перед смертью, становятся частью запланированного прощания с этим миром, когда люди не видят для себя иных перспектив.

Предсмертные записки

От символов на папирусе до постов в социальных сетях: последние строки перед смертью

Обычай оставлять предсмертные послания зародилась еще во времена Древнего Египта: первым таким письмом считают «Беседу разочаровавшегося со своим духом». Этот документ исследователи датируют XXII – XXI веками до нашей эры. По мнению специалистов, описанное в тексте состояние автора можно классифицировать как глубокую депрессию, которая и привела к добровольному уходу из жизни. Сегодня эти письменные размышления хранятся в Берлинском музее.

Основными мотивами для суицида, как в далеком прошлом, так и в наше время, становятся одиночество, тоска и страдания. Эти эмоции обуревают людей, вне зависимости от века, в который они родились и жили. Формы выражения мыслей бывают разными. Убедиться в этом мы можем, если вспомнить знаменитые строки Маяковского: «Любовная лодка разбилась о быт» или последние слова солиста «Нирваны» Курта Кобейна: «Лучше вспыхнуть и дотла сгореть, чем сохранять тепло и постепенно охладеть».

Современные послания все чаще остаются в хрониках интернет-страниц и аккаунтах социальных сетей. Такие посты, к несчастью, нередко оставляют решившие покончить жизнь самоубийством подростки.

Предсмертные записки: статистика и анализ

Что побуждает людей перед добровольным уходом из жизни оставлять послания живущим, однозначно ответить невозможно. Для кого-то такие записи становятся последним способом попрощаться с близкими, другие стремятся оставить на земле свой последний след. По данным статистики, предсмертные записки составляют от 15 до 40% тех, кто решился на суицид. Пишут их тоже по-разному: кто-то готовит текст на листе бумаги заранее, а кто-то наспех черкает последние строки на чем придется, например, подвернувшейся под руку салфетке или даже на собственной коже.

Большая часть предсмертных записей содержит просьбу о прощении за этот поступок или за всю прожитую жизнь. Нередко жертвы отчаяния пишут об обуревающих эмоциях, боли и страданиях. Иногда в таких посланиях признаются в тайной безответной любви, оставляют напутствия для живых, проявляют чувства к близким или формулируют какие-то просьбы. Одна записка может сочетать в себе и сразу несколько из перечисленных тем.

Среди причин, которые побуждают совершить самоубийство, в соответствии с текстами предсмертных записок, специалисты выделяют несколько основных:

  • стремление избежать ответственности за содеянное, какого-либо наказания или страдания;
  • месть или протест;
  • самобичевание;
  • отказ от жизни из-за болезней или на фоне депрессии;
  • крик о помощи.

Последние записи усопших становятся важной уликой в ходе следствия, такие заметки передают на судебно-психологическую экспертизу. В соответствии с содержанием текста, почерку, характерным грамматическим и пунктуационным ошибкам специалисты формируют заключение о том, действительно ли текст писал сам покойный, и не действовал ли он по принуждению. Также на основании последних слов можно сделать вывод о том, самостоятельно ли усопший пришел к мысли о смерти, и не стала ли кончина следствием трагичной попытки привлечь внимание. Выводы экспертов имеют важное значение при вынесении решения следственных органов.

Возможно вам будет интересно:

  • Наследство из-за границы

    Известие о наследстве из-за границы достаточно приятно и неожиданно. Когда о нём узнаёт житель Беларуси, то вполне естественно испытывает радость.

    Читать подробнее >>>

  • Можно ли после смерти родных увидеть их еще раз?

    Вопрос о том, существуют ли привидения и можно ли увидеть дух тех, кто покинул этот мир, будоражит умы людей с незапамятных времен. Многим известна легенда о «Белой Панне» и многих других приведениях, встречающихся в древних замках по всей Беларуси.

    Читать подробнее >>>

Яковлев Артур Дмитриевич - автор статей

Рейтинг статьи:

5

(181 оценка)

Опубликовано:

03.10.2020 23:06

Время прочтения:

2 минуты

Предсмертные записки

Случается, что последним текстом, написанным перед самой кончиной, становится стихотворение, как было, например, у Максима Богдановича. Однако большинство предсмертных записок относится к тем случаям, когда человек считает добровольный уход из жизни единственным приемлемым для себя решением.

Содержание:

1. Последние строки перед смертью: от папируса до социальных сетей

2. Предсмертные записки: статистика и анализ

Предсмертные записки

Последние строки перед смертью: от папируса до социальных сетей

Современные исследователи не без основания полагают, что исторически первым предсмертным посланием можно считать «Беседу разочарованного со своим духом», записанную на свитке папируса в эпоху Среднего царства (XXII – XXI в.в. до н. э.). Этот текст, хранящийся в Берлинском музее, описывает состояние, характерное для глубокой депрессии, нередко приводящей к суициду: «Видишь, моё имя ненавистно», «Кому открыться мне сегодня?». Уход из жизни при этом прославляется как избавление: «Мне смерть представляется ныне исходом из плена страданий».

Те же мотивы — одиночество, невыносимые страдания, невозможность жить прослеживаются в предсмертных записках нового времени, будь то знаменитое «Любовная лодка разбилась о быт» Владимира Маяковского, душераздирающее «Лучше вспыхнуть и сгореть дотла, чем сохранить тепло и медленно догореть» Курта Кобейна или пост «Моя любимая покончила с собой, а я не могу жить без нее. Простите нас!», оставленный подростком в социальной сети.

Предсмертные записки: статистика и анализ

По разным данным, предсмертные записки оставляют от 15 до 40% тех, кто решился на самоубийство. Их пишут заранее, на подготовленных листах, или наскоро, чем придётся, на салфетках, рецептах, клочках бумаги, на собственной коже.

В большинстве текстов содержится извинение за этот поступок или за всю прожитую жизнь («Я все обдумал и решил, что мертвый меньше огорчу своих друзей и родственников, чем живой»). Вторая по частоте упоминания тема — это невозможность выносить страдания, боль, далее следует любовь, советы, практические инструкции и обвинения. В одной записке может сочетаться несколько этих тем.

При анализе содержания предсмертных записок выделяются главные мотивы людей, решивших свести счёты с жизнью:

  • избегание вины, наказания или страдания;
  • протест, месть (чаще в возрасте от 20 до 30 лет);
  • самонаказание;
  • рациональный отказ от жизни (чаще в возрасте старше 60 лет, на фоне заболеваний и депрессий);
  • крик о помощи

Если по факту самоубийства проводится расследование, предсмертная записка становится предметом судебно-психологической экспертизы. По внешнему виду этого послания, его содержанию, имеющимся грамматическим ошибкам, особенностям почерка, употреблению определённых словесных оборотов делаются выводы о том, был ли текст написан добровольно или по принуждению, есть ли признаки доведения до самоубийства или имитации суицида. Выводы экспертов, основанные на психолингвистическом анализе, могут оказать решающее влияние на ход следствия.

Вопрос и ответ

Есть ли в Беларуси исследователи, занимающиеся изучением предсмертных записок?

Один из наиболее известных специалистов — кандидат медицинских наук Евгений Валерьевич Ласый. Он является экспертом в области суицидологи и занимает должность доцента кафедры психиатрии и наркологии в Белорусской медицинской академии последипломного образования

Какую практическую пользу можно извлечь из анализа предсмертных записок (кроме выводов, имеющих значение для судебных органов)?

Такой анализ позволяет лучше понимать предпосылки, причины и динамику развития суицидального намерения. В результате можно увереннее выявлять потенциальных самоубийц и эффективнее предотвращать добровольный уход из жизни. Это необходимо в первую очередь психологам-консультантам, психотерапевтам, операторам круглосуточных «телефонов доверия».

Есть ли примеры успешной работы по предотвращению суицидов?

Один из самых впечатляющих примеров — деятельность австрийского психиатра Виктора Франкла. Будучи узником концлагеря Дахау, он создал группу психологической помощи, которая предотвращала самоубийства среди заключённых.

5 марта 2023

1 марта случилось несчастье… обратились в ГРС. Приехал незамедлительно агент этой службы Калечиц Дмитрий Александрович, общался с нами более 2 часов, решили все вопросы, успокоил с организацией на все ????, и на следующие 2 дня был с нами на связи, огромное человеческое спасибо, отдельно хочу поблагодарить ребят которые занимались доставкой из морга и на кладбище, нечасто встретишь таких людей, молодцы! В общем если пришла беда, рекомендую эту службу, помогут, это существенно облегчит в тяжёлый момент.

4 марта 2023

Хотим выразить огромную благодарность Алексею Гурко за организацию похорон нашего папы. Алексей настоящий профессионал своего дела, деликатный и внимательный. Прощание было организовано на высоком уровне! Спасибо Вам, Алексей, и всей вашей команде!

Юлия

Предсмертные записки: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «Предсмертные записки»? На данной странице вы найдете ответы по интересующему запросу. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 782 97 76

Возможно, вам будет интересно:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что пишут критики как называется
  • Что ни одень как пишется
  • Что пишется после такие как
  • Что ни день праздник как пишется
  • Что ответить когда тебе написали как дела