Что такое регламент как правильно написать регламент

Настоящая инструкция по делопроизводству (далее – Инструкция) утверждается с целью установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию документов общества с ограниченной ответственностью «АБВ» (далее – Общество).

Информационный блок «Область применения» повествует о том, когда и при каких обстоятельствах пригодится этот ЛНА. Он может состоять из одного-двух предложений или даже сливаться с предыдущей информацией о целях разработки ЛНА.

Положения Инструкции распространяются на работу с документами, содержащими общедоступную информацию, на бумажном и электронном носителе, включая их подготовку, регистрацию, учет, использование и контроль исполнения, осуществляемые при помощи системы электронного документооборота. Требования Инструкции применяются к работе с кадровой, бухгалтерской, научно-технической и другой специальной документацией в части общих принципов работы с документами, а также подготовки документов к передаче на архивное хранение.

Затем в разделе «Общие положения» приводится список нормативно-методических документов и внутренних регламентов компании, на основе которых составлен текст этого ЛНА. Впрочем, некоторые компании предпочитают выводить его в отдельный раздел «Нормативно-методическая документация». Источники располагаются в порядке значимости: сначала нормативные документы (кодексы, законы, постановления, инструкции и т.д.), затем стандарты, методические рекомендации. Завершают список внутренние регламенты.

Следующим блоком описывается порядок применения ЛНА: кто отвечает за его исполнение, кто контролирует исполнение, что последует за неисполнение требований документа.

Завершают раздел сведения о порядке утверждения ЛНА, введения его в действие, изменения и отмены.

Термины, определения, сокращения 

Это традиционный раздел, в котором собраны все термины, используемые в тексте документа, их толкование, а также расшифровка аббревиатур. Рекомендуем составлять раздел постепенно, по мере создания текста ЛНА. Каждый встретившийся термин выносится в раздел, для него подбирается или формулируется определение. То же и с сокращениями.

Раздел обычно состоит из двух частей (1 – термины, 2 – сокращения) и представлен в табличной форме словаря, когда в алфавитном порядке перечисляются термины (аббревиатуры) и тут же дается их толкование.

Например:

Термины, определения, сокращения

Основной текст 

Предугадать содержание каждого документа, конечно, невозможно. Поэтому и мы в статье, и автор «ЛНА об ЛНА» дают только универсальные рекомендации, подходящие для каждого регламентирующего документа, независимо от его вида.

Объем ЛНА 

Конечно, нельзя ограничивать авторов регламентирующих документов строго установленным количеством страниц. Однако не лишним будет напомнить, что слишком объемный текст воспринимается тяжело. Оптимальный объем любого ЛНА – до 30 страниц основного текста (исключая приложенные таблицы, блок-схемы, формы, образцы документов и пр.).

Структура текста 

Нужно ввести стандартные правила структурирования текста, например:

  • делить текст сначала на разделы, а потом на подразделы (а не структурировать его как набор подразделов); при необходимости (но необязательно) разделы могут объединяться в главы;
  • создавать в тексте не более четырех уровней рубрикации. Это означает следующую иерархию пунктов в тексте:

1. Заголовок главы;

1.1. Заголовок раздела;

1.1.1. Заголовок подраздела;

1.1.1.1. Содержание пункта подраздела.

Нельзя путать «уровень рубрикации» с количеством пунктов. Пятого уровня рубрикации – 1.1.1.1.1. – уже быть не может, а на четвертом уровне может быть сколько угодно пунктов, например, 12.4.14.57.

Приложения 

Все, что прикладывается к тексту ЛНА, помещается после основного текста в разделе «Приложения». Приложения обязательно нумеруются и помещаются в своем разделе строго в порядке первого упоминания в тексте.

Каждое приложение сопровождается перечислением тех пунктов (всех!), в которых упоминается, но первым среди них указывается тот пункт, в котором оно упоминается впервые. После приложения по центру строки выводится его наименование.

Например:

Бланк приказа по основной деятельности

Мы привели минимальный набор разделов ЛНА. Некоторые организации могут расширить его. Например, существует практика создания раздела «Документация», в который вносятся все документы, образующиеся в процессе выполнения регламентированных работ, с указанием ответственного подразделения и даже срока хранения. Безусловно, такая практика очень помогает в составлении номенклатуры дел и в целом в процессе хранения документов.

Оформление ЛНА 

Титульный лист 

При желании организация может оформлять свои ЛНА с титульным листом (Пример 1). Главное, чтобы было принято окончательное решение относительно его использования: или на всех ЛНА без исключения, или вовсе без него. Без титульного листа вполне можно обойтись, оформляя ЛНА на общих фирменных бланках для документов.

Форма титульного листа приведена в ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Титульный лист ЛНА

Пункты и списки 

Если неукоснительно следовать правилам оформления нормативных документов, то маркированные списки придется исключить из своих ЛНА и тоже пронумеровать. Государственным организациям приходится так и делать. Что касается коммерческих организаций, то они могут позволить себе немного отступить от строгих правил в пользу комфортного восприятия текста: списки воспринимаются намного проще (Таблица).

Списки в тексте ЛНА

Впрочем, злоупотреблять списками в тексте документа тоже не стоит. Их использование можно разрешить со словом «допускается».

Заголовки, гиперссылки, формат 

Большинство ЛНА сегодня используются в электронном виде. Это нужно учитывать при их разработке и оформлении. Цель разработчика нормативного документа – сделать свое детище максимально удобным в использовании. Его должно быть не просто комфортно читать, но и находить в нем информацию, перемещаться между разделами, прямо из текста пункта переходить в упомянутое в нем приложение и обратно.

Это достигается, в первую очередь, структурированием текста. Заголовки разделов и подразделов не просто выделяются жирным шрифтом, а отмечаются как заголовки разного уровня через функционал текстового редактора. Это отправная точка структурирования. Во-первых, заголовки позволят создать оглавление (тоже не вручную, а с помощью программы), во-вторых, помогут перейти на нужную структурную единицу из любой точки текста.

Быстрое перемещение между структурными единицами документа достигается путем системы гиперссылок. Это очень полезно, например, если к пункту ЛНА имеется приложение. Из текста пункта ставится гиперссылка на приложение, а из приложения – обратно на пункт (Пример 2). Также ставятся быстрые переходы в любые точки текста.

Оформление гиперссылок

Но все эти полезные элементы структуры текста легко потеряются, если неправильно сохранить готовый ЛНА. Однозначно это должен быть неизменяемый формат (лучше всего PDF). Но достичь этого формата можно по-разному:

Гиперссылки в ЛНА

Работа над ЛНА 

Стандартизации подлежат также процессы работы над ЛНА – от разработки проекта до передачи на хранение.

Подготовка проекта 

Исполнитель приступает к работе над ЛНА в двух случаях: по собственной инициативе или исполняя задание руководства. Задание может быть изложено в распорядительном документе, поручении, резолюции на письме или записке. Его лучше задокументировать, чтобы рассчитать срок подготовки проекта ЛНА. Что касается инициативы, то ее можно и ограничить. Например, некоторые компании устанавливают в своих регламентах, что инициировать ЛНА может только структурное подразделение статусом не ниже управления.

Согласование 

Проекты ЛНА подлежат обязательному согласованию. Рекомендуется установить не только «универсальный» состав согласующих лиц, но и сроки согласования. Важно, чтобы сроки не противоречили тем, что установлены в уже действующих делопроизводственных регламентах (например, инструкции по делопроизводству).

И состав согласующих лиц, и сроки согласования для ЛНА можно взять из Примерной инструкции по делопроизводству (пп. 4.4 и 4.6 соответственно).

Согласование ЛНА

Утверждение

Главное, что необходимо установить относительно утверждения ЛНА в компании, – то, что утверждение возможно двумя способами: лично должностным лицом и распорядительным документом.

Личное утверждение используется, когда ЛНА может быть введен в действие немедленно. Утверждение приказом – когда между утверждением и введением ЛНА в действие нужно еще что-то сделать, например, ознакомить сотрудников, которые будут работать с новым документом, обучить их и т.д.

Рекомендуется применять в организации оба способа утверждения документов.

Регистрация 

Если организация регистрирует свои ЛНА, то правила регистрации тоже устанавливаются регламентом. Необходимо написать, где именно происходит регистрация (обычно это система электронного документооборота), и описать структуру регистрационных индексов.

Регистрация ЛНА

Ознакомление 

Ознакомление с ЛНА компании организуют по-разному. Существуют книги ознакомления, листы ознакомления, об ознакомлении с иным ЛНА работник расписывается прямо в трудовом договоре. Все нужно привести к единообразию. Пожалуй, оптимальный вариант – это лист ознакомления, который является неотъемлемой частью каждого ЛНА.

Внесение изменений 

За время действия многих «долгоиграющих» ЛНА в них не раз могут вноситься изменения. Порядок внесения описывается в регламенте. Указываются виды изменений ЛНА, обязанность вносить их распорядительным документом, а главное – как внедрить изменения в уже действующий документ.

Отмена 

Каждый ЛНА действует или до своей отмены, или до ликвидации организации. Но большинство все-таки проходят через процедуру отмены. Обычно ЛНА отменяют путем издания распорядительного документа. Об этом нужно упомянуть в регламенте.

Хранение 

Как правило, ЛНА – документы постоянного хранения. После отмены они передаются в архив организации и там проходят полную архивную обработку. Не нужно расписывать подробности – для этого есть специальные ЛНА по хранению. Достаточно сослаться на них.

Предлагаем вам пример инструкции по работе с локальными нормативными актами (Пример 3).

Локальный нормативный акт о работе с ЛНА

Локальный нормативный акт о работе с ЛНА

Локальный нормативный акт о работе с ЛНА

Локальный нормативный акт о работе с ЛНА

Локальный нормативный акт о работе с ЛНА

Резюме 

1. «ЛНА об ЛНА» необходим на зрелом этапе жизненного цикла организации, когда все установившиеся процессы регламентируются.

2. В «ЛНА об ЛНА» устанавливаются виды ЛНА, используемые в организации, правила их структурирования и оформления.

3. В «ЛНА об ЛНА» устанавливаются общие правила (независимо от вида ЛНА) подготовки проектов, согласования, утверждения, учета, изменения, отмены, хранения регламентирующих документов организации.

Регламент: зачем он нужен компании и как его составить

Опубликовано: 16 сентября 2020

Немногие знают, что правильно разработанный регламент способен значительно сэкономить время и нервы как самого владельца бизнеса, так и его подчиненных. Именно поэтому очень важно составлять такие документы. Разберем, с чего начать и как это делать.

Для начала определим, что означает это понятие:

  • Регламент процесса определяет порядок взаимодействия подразделений и работников организации в рамках определенного процесса. 
  • Регламент перечисляет и описывает этапы, которые должен предпринимать участник (группа участников) для выполнения бизнес-процесса. Часто в документе указываются и сроки выполнения этапов.

Поговорим о регламенте в его втором значении и разберем основные принципы самостоятельного составления этого документа.

Зачем разрабатывать регламент

Регламент разрабатывается под какую-то конкретную должность – «регламент продавца», «регламент риэлтора», «регламент менеджера по закупкам» и т.д.

Проект по разработке регламента и его внедрению требует, в первую очередь, волевого решения собственника. Работа занимает довольно много времени, требует пристального внимания к деталям и терпения. Однако, как показывает практика, это окупается сторицей.

Очень многие компании поначалу сомневаются в необходимости такого описания и считают, что контроль процессов – это неважные вещи. Некоторые планируют заказать несколько крутых (и недешевых) регламентов в консалтинговом агентстве исключительно потому что это модно и престижно, или потому что, по слухам, регламенты есть в компаниях-конкурентах. Создавать регламенты из этих соображений точно не стоит.

Кому нужен регламент

Определенно нужно задуматься о составлении регламента, если к вам постоянно подходят сотрудники и задают одни и те же вопросы по процессам. Вы, в свою очередь, вынуждены долго и подробно объяснять каждый процесс.

Другая ситуация: вы видите, что персонал периодически ошибается, а то и откровенно саботирует свою работу. В итоге, вы понимаете, что это напрямую влияет на прибыль, но контролировать никак не можете.

Описанные выше примеры говорят о том, что в вашей компании много постоянных однотипных задач и процессов, которые съедают много времени, не позволяя перейти к стратегии и развитию. Для того, чтобы разобраться в ситуации и более эффективно наладить работу, и нужны регламенты.

Комментарий эксперта:

Владимир Маринович, бизнес-философ, бизнес-ангел, акционер Gett

Регламенты освобождают собственника бизнеса от ежедневной «рулежки» процессами и позволяют заниматься истинными задачами владельца бизнеса – развитием компании. Если собственник имеет амбиции к развитию и масштабированию, то без процессов не обойтись. При этом необходимость использования регламентов зависит не от отрасли, а только от планов собственника компании по росту и масштабированию бизнеса.

Расчетный счет с бонусами портала «Ближе к делу»: специальные условия при открытии счета, курс по маркетингу и доступ к клубу предпринимателей.

Плюсы регламента

Я перечислю лишь некоторые явные выгоды. Итак, регламент:

  • сделает операции сотрудников прозрачнее и понятнее для руководства и клиентов, а это уже заявка на отличный клиентский сервис;
  • позволит легче анализировать ошибки в работе сотрудников и быстрее находить решения – «человеческий фактор» никто не отменял;
  • в разы упростит обучение и адаптацию новичков, в результате чего вы получите экономию времени, денег и нервов;
  • сохранит накопленный опыт компании и снизит зависимость от «звездных» сотрудников. У вас будет ответ на наиболее распространенные вопросы работников. Также снимется часть актуальных задач и проблем, в числе которых делегирование и текучка кадров.

С чего начинать?

Для начала нужно определить, какую должность вы начнете регламентировать в первую очередь.

По моему опыту, логичнее начать с той, которая критически важна, с точки зрения прибыли, т.е. с «продающей» должности. Или с той, в которой вы обнаружили наибольшее количество критических ошибок и недочетов.

Важно: разрабатывать регламент всегда нужно на примере сотрудника с наивысшими показателями!

Если ваш сотрудник может достигать высоких результатов, то имеет смысл разобраться, как он это делает, и транслировать получившуюся «секретную технологию» на остальных.

Последующие шаги достаточно просты и рутинны:

  • необходимо пошагово зафиксировать все ключевые задачи выбранной должности;
  • детально разобрать и описать фактически выполняемые бизнес-процессы, необходимые для эффективной реализации этих ключевых задач;
  • обязательно прописать требуемые результаты.

Результат должен быть прописан так, чтобы его можно было оцифровать. Например, за месяц необходимо сделать 150 выполненных звонков, заключить 40 контрактов, отремонтировать 22 ноутбука и т.д.

На этом первый этап завершен. У вас получился «тестовый образец», который нужно обкатать на нескольких сотрудниках и посмотреть, все ли понятно и применимо на практике. Упрощенно модель регламента выглядит так: «Разработка – Моделирование – Оценка ошибок и нестыковок — Докрутка до идеала».

Обязательно будут появляться погрешности и неточности. Главное — не унывать и не опускать руки!

Зачем писать, в каком случае нужен регламент, какие могут быть побочки, и главное, как это написать, чтобы читали и применяли

Начнём с главного: что такое регламент

Регламент – это документ, который перечисляет и описывает по порядку этапы (шаги), которые должна предпринимать группа участников для выполнения бизнес-процесса, как правило, с указанием требуемых сроков выполнения этапов (шагов).

Википедия

То есть это такая бумажка, на которой написано, кто, что, как и в какие сроки должен делать, чтобы какое-то частотное действие происходило всегда одинаково и предсказуемо.

При этом писать регламенты — страшная пытка, скучная и муторная. Поэтому, чтобы не плодить бюрократию, давайте разберёмся, когда нужен регламент

Когда нужен регламент

Я думаю, что регламент нужен, когда есть хотя бы два из перечисленных условий

  • Есть действия, которые выполняются на регулярной основе
  • Количество человек и/или систем, задействованных в процессе, больше двух
  • Сотрудники регулярно задают вопросы по одному и тому же процессу
  • Новым сотрудникам трудно сразу запомнить, как тут у вас принято делать типовые вещи
  • Сотрудники регулярно ошибаются в типовых процессах (тут надо не путать ошибки и саботаж и копнуть глубже, но про это в другой раз)
  • Хочется внести дисциплину в систему мотивации
  • Много времени уходит на согласование типовых операций

Когда регламент не нужен

  • Когда в компании меньше 10 человек. Серьёзно, займите себя чем-то более продуктивным
  • Когда задачи не выполняются, потому что сотрудники не понимают, зачем их выполнять. Тут не то чтобы не нужен регламент, а скорее не с регламента надо начать

Какие могут быть побочки

Негативная сторона любого регламента: твердолобые сотрудники начинают следовать ему строго и неукоснительно, не подключая здравый смысл. Чтобы этого избежать, смотрите, кого нанимаете, давайте хорошие тестовые задания и не пишите регламент, не проверив причины из первого списка: не могут у вас люди следовать процессу или не хотят. Проверочный вопрос: зачем мы это делаем?

Пример: зачем нужно вносить историю работы с клиентом в CRM?

Ответ здорового сотрудника: чтобы когда меня нет (отпуск, больничный, командировка, встреча), мой сосед по парте мог принять звонок от моего клиента и быстро сориентироваться в сделке. А ещё чтобы ничего важного не забыть. А ещё чтобы сэкономить время, когда руководитель захочет понять, что происходит в сделке

Ответ курильщика: чтобы не влететь на штраф, чтобы не ругался босс, чтобы выполнить KPI по количеству касаний

Чувствуете разницу? Здоровый сотрудник поможет вам писать регламент (или прочитает его трезвой головой, если не склонен писать), а курильщик в тех же ситуациях будет топить за то, чтобы в регламенте не проявилось чего лишнего, стремясь минимизировать бесполезную с его точки зрения работу.

Что в регламентах хорошего

Регламент помогает найти баги, когда вы его пишете. Вы сели, например, писать регламент по работе с CRM и столкнулись с такими вещами:

  1. Текст лился потоком, и вдруг вы затупили. Затупили на простом, кажется, действии, потому что описать его человеческим языком сложно, «тут показывать надо». Что делать: присмотритесь к таким эпизодам. Возможно, процесс сложился исторически не оптимально
  2. Вы прочитали регламент сотрудникам, и они погрустнели. Что делать: поищите те места в регламенте, где лица грустнеют особенно отчётливо, подумайте два раза, действительно ли это действие необходимо, и объясните людям, зачем. Плохое объяснение: чтобы руководство видело прогноз по выручке. Хорошее объяснение: чтобы мы видели прогноз по выручке и понимали, сколько можем потратить дополнительно на хорошие лиды, а вы видели свои прогнозы и понимали, долетаете ли до плана продаж
  3. В процессе написания часто встречаются действия, которые можно упростить или автоматизировать. Это такие неочевидные штуки типа автоматического перевода сделки с этапа на этап при заполнении определённых полей в карточке сделки. Сигнал к такой истории: внутренние вопросы «а почему мы делаем это руками?» или «а почему мы так сложно это делаем»

Регламент помогает адаптировать новых сотрудников. Конечно, сложный процесс лучше ещё и объяснить, но регламент позволит новому сотруднику куда-то подсмотреть, если он запутался, прежде чем обратиться за помощью.

Регламент помогает масштабироваться. Для компании, которая выросла органически и переживает кризис роста, когда многие процессы завязаны на конкретных людях, регламенты очень помогают разобраться в ролях сотрудников и снизить количество бутылочных горлышек.

Регламент помогает снизить количество пингов: с ним сотрудники реже спрашивают друг друга, когда будет готова та или иная задача.

Как писать

Помолясь.

Если вы так же, как и я, не умеете писать в пустой ворд, качните шаблон из интернета или просто вывалите в этот ворд всё, что думаете, а потом редактируйте. Вот тут немножко рассказывала про творческий кризис, можно на досуге почитать.

Лучшие регламенты — это те, которые написаны вашими сотрудниками. Они точно лучше вас понимают процесс, а вас может ждать много любопытных сюрпризов, когда вы прочитаете, как реально работают те или иные механизмы

Я составила в своей жизни пару сотен регламентов для отделов продаж и маркетинга, и вот вам основные рекомендации от бывалого:

  • Если вам не заплатили за количество слов, пишите короче. Донесите главную мысль настолько лаконично, насколько можете
  • Пишите тем языком, которым разговариваете внутри компании, иначе это будет невозможно читать. Слово «данный» применимо для дипломной работы, в остальных случаях его легко заменить на «этот». Избегайте формализма
  • Если пишете о сроках, фиксируйте точные дедлайны. Задача не должна выполняться «в кратчайшие сроки», но вполне может иметь дедлайн «в течение двух часов»
  • Добавляйте глоссарий, только если в этом есть смысл. Если в компании клиентский сервис называется КС, а в документации (например, в оргструктуре) он называется службой заботы о клиентах, выберите аббревиатуру КС и дайте расшифровку в глоссарии в начале регламента. Расшифровки типа «CRM — используемая в компании среда для работы с клиентами в виде браузерного приложения на платформе Bitrix» — бессмысленная трата букв
  • Сделайте удобную навигацию. Если документ больше, чем на 3 страницы, нужно сделать оглавление и гиперссылки, по которым можно с третьей страницы быстро перейти на двенадцатую, если того требует логика процесса
  • Перепроверьте грамматические ошибки и читаемость текста. Например, можно это сделать с помощью бесплатного Главреда
  • Ознакомьте сотрудников с регламентом и дайте ему время обкататься. Через день, неделю и месяц переспросите самого полезного, что надо поменять, обсудите это и внесите правки
  • Добавьте в регламент информацию о том, как поступать в нетиповых ситуациях
  • Упоминайте в регламенте роли сотрудников, а не людей, участвующих в процессе. Люди могут поменяться, а лишний раз редактировать документ неудобно
  • Назначьте владельца регламента — человека, который будет отвечать за его актуальность в веках
  • Положите этот док туда, где до него легко дотянуться, и расскажите сотрудникам, куда положили

Если от этого текста вам стало хоть немножко легче жить, поставьте ему лайк, и его увидит больше людей.

А если вам интересно читать, что я пишу про продажи, подпишитесь на мой блог на VC или в телегу, куда приходят уведомления о новых статьях 3-4 раза в год.

«Храни порядок, и порядок сохранит тебя»

кому: собственникам, топ-менеджерам, руководителям

Важно уметь не только писать, но и внедрять регламенты.Важно уметь не только писать, но и внедрять регламенты.

Сценарии использования статьи: кому полезна и для чего

Собственникам — понять, как создавать и внедрять эффективные регламенты на всех уровнях.

Топ-менеджерам — научиться разрабатывать регламенты на уровне своего отдела или направления, контролировать их внедрение, оценивать результаты.

Руководителям среднего звена — получить инструмент для организации работы команды, научиться оценивать его эффективность, помогать сотрудникам в освоении регламентов.

Оглавление статьи

  • Жизнь до и после внедрения регламента, или Как победить хаос внутри компании
  • Что такое «регламент» в компании?
  • Нужно ли учиться писать регламенты?
  • А нужен ли регламент?
  • Стоит ли писать регламенты коллективно?
  • Не забывайте о главном
  • Тренировка управленческой мышцы

Жизнь до и после внедрения регламента, или Как победить хаос внутри компании

«Какие могут быть регламенты в быстроменяющейся бизнес-обстановке?! Нет, такой пережиток бюрократической эпохи, как регламент, нам ни к чему!» – говорят мне многие руководители, сравнивая себя с полководцем на коне в гуще сражения. Ведь когда все меняется ежесекундно, и победа зависит от отваги и решительности командира, нет времени соблюдать какие-то там формальности и регламенты.

А зря! Ведь регламент как раз и достиг своего абсолюта в армии. Именно военный устав четко и однозначно прописывает все процедуры для всех ситуаций. Наличие четких ориентиров и помогает сохранить порядок даже тогда, когда, казалось бы, хаос полностью овладел людьми, конями и залповыми орудиями.

Еще один яркий пример регламента – правила дорожного движения. Вы бы рискнули выехать на дорогу без светофоров, знаков и разметки? А вот в бизнесе, к сожалению, отсутствие правил никого не останавливает перед выездом на встречку с любой атакой о жесткую реальность. Уверен, многие компании могли бы избежать краха, имея у себя регламент – свод элементарных правил по поддержанию жизнедеятельности бизнес-организма.

Поэтому я вынужден каждый раз снова и снова рассказывать монотонным голосом о важности регламента. Да, это скучная тема, хотя я вроде как и не обещал вам веселье и салют. Но зато я точно могу утверждать, что результатом наших совместных усилий по составлению регламента вы будете довольны.

С чего начать составление регламента, что включить и как дописать даже тогда, когда вас покинут силы и литературное вдохновение, я расскажу в этой статье. И, конечно, не оставим в стороне вопрос внедрения. А без внедрения никак. Иначе все зря. Иначе не видать нам победы над хаосом!

Что такое «регламент» в компании?

В своих статьях я часто говорю, почему важно уметь не только писать, но и внедрять регламенты. Однако я не раз замечал, что само слово «регламент» вызывает у людей негативную реакцию.

Они представляют многотомный потрёпанный талмуд, который хранится в сейфе и достаётся «по особым случаям». Своего рода «Священная книга». Возможно этот образ сохранился с советских времён, когда люди изучали идеологию партии и труды партийных лидеров.

Такое представление о регламенте в корне неверно. Регламент — это в первую очередь инструмент управления. Он должен помогать, а не мешать. Вы можете оформить регламент в виде презентаций, видео-роликов, инфографики или любым другим способом. Хотите — нарисуйте комикс в корпоративном стиле. Важен результат: работа в компании должна начать выполняться эффективнее, иначе что-то идёт не так.

Написание регламентов — задача трудоёмкая, но необходимая.Написание регламентов — задача трудоёмкая, но необходимая.

Я считаю, что писать регламенты должен тот, кто в конечном счёте принимает задачи и оценивает качество их выполнения. Обычно это руководитель компании, направления или отдела. Написание регламентов — задача трудоёмкая, но необходимая. С этим рано или поздно соглашаются даже скептики. Однако для меня было неожиданностью, когда ко мне обратилась девушка, претендовавшая на должность Директора по регламентам.

С одной стороны, приятно, что есть компании, которые уделяют такое внимание регламентам. С другой стороны, нет уверенности, что это не сводится к формализму. Написать регламент мало, нужно проследить, чтобы он начал работать и приносить пользу. Надеюсь, что моя консультация была полезна. Предлагаю ещё раз вспомнить, для чего мы пишем регламенты.

Нужно ли учиться писать регламенты?

Существует так называемая «боязнь чистого листа». Человек часами медитирует над созданным документом и не может написать даже первое слово. Психологи рекомендуют «вышибать клин клином», т.е. просто начинать писать что угодно. Даже несколько отвлечённых слов или предложений помогут преодолеть первый ступор.

Многие руководители не используют регламенты только потому, что не умеют их писать. Вернее думают, что не умеют

С регламентами история похожая. Многие руководители не используют их только потому, что не умеют их писать. Вернее думают, что не умеют. На самом деле просто не понимают, с чего начать. На этот случай у меня есть мини-тренинг «Мастер регламентов». Он не претендует на детальное обучение, но поможет написать свой первый регламент.

А нужен ли регламент?

Прежде чем начать писать, нужно убедиться, что регламент действительно нужен. Не нужно писать регламенты на любой процесс в компании. Писать можно бесконечно, но эффективность работы должна оцениваться не по количеству регламентов, а по повышению эффективности работы. Регламент нужен, если:

  1. Необходимо описать уже существующий процесс. Это может быть полезно новым сотрудникам. Вы сэкономите время на обучении новичка, если дадите ему на ознакомление регламент, а потом просто ответите на оставшиеся вопросы.
  2. Необходимо описать процесс, которого пока нет или он выстроен плохо.

Всегда нужно чётко понимать критерии эффективности. В первом случае налаженный процесс трудно улучшить при помощи регламента. Хотя какие-то варианты оптимизации наверняка можно предложить и попробовать внедрить. Здесь даже небольшой рост показателей эффективности можно будет считать успехом.

Во втором случае регламент лучше внедрять поэтапно. Начать можно с простой схемы. Важно убедиться, что предложенные процесс или изменения действительно будут полезными. Простую схему можно быстро изменить и дополнить. Чем проще эксперимент, тем меньше ресурсов он требует. Когда Вы убедитесь, что схема работает, её можно развивать, усложнять и детализировать.

Стоит ли писать регламенты коллективно?

Обычно регламент описывает отдельную задачу или процесс. Он предназначен для коллективного использования, однако лучше доверить составление регламента одному человеку, чтобы результат не оказался похожим на творения «волшебника-недоучки» из знаменитой песни. Но это не означает, что ответственный за регламент человек должен писать его в одиночку.

В процесс обсуждения регламента стоит вовлекать тех, кто будет по нему работать

Наоборот, я считаю, что в процесс обсуждения регламента стоит вовлекать тех, кто будет по нему работать. Здесь учитывается не только организационный, но и психологический аспект. Если регламент составлен при участии или пассивном одобрении человека, то он с большей вероятностью хотя бы попытается ему следовать. Это упростит этап внедрения регламента.

Типовая ошибка: руководитель разрабатывает регламенты сам, пишет их днями и ночами, тратит огромное количество времени и сил, а в итоге подчинённые не используют регламент на практике. Это не обязательно должен быть открытый саботаж, просто регламент может оказаться неудобным или слишком сложным.

Примеры других ошибок, связанных с внедрением системного управления в компании, вы можете найти в моей книге «Системное управление на практике: 50 историй из опыта руководителей для развития управленческих навыков». Это на 100% реальные истории, на основе которых были сделаны полезные выводы.

Не забывайте о главном

Написание регламента — это не самоцель. Регламенты — это одна из составляющих системного подхода к управлению. Помимо регламентов, есть прописанные функции сотрудников, правила, система управления проектами, задачами. Это все взаимосвязано. Сами регламенты выступают скорее инструментом для организации рабочего процесса.

Можно написать прекрасный регламент, но если он так и останется лежать в сейфе, ничего не изменится

Внедрить регламент гораздо труднее, чем его написать. Я говорю не о формальном внедрении, когда вы разослали готовый документ подчинённым, а о реальном процессе внедрения с обучением и контролем результатов. Более подробно об этом я рассказывал в статье «Прощай микроменеджмент! или Первые шаги руководителя по переходу на системное управление».

Можно написать прекрасный регламент, но если он так и останется лежать в сейфе, ничего не изменится. Это важно понимать. особенно если задачу по написанию регламента спустили на вас «сверху». Главное ещё «на берегу» определить критерии, по которым будет оцениваться эффективность регламента.

Тренировка управленческой мышцы

Я напомнил вам о том, что такое регламенты и для чего они нужны. Предлагаю закрепить полученные знания небольшим упражнением. Ответьте на вопросы ниже:

  1. Представьте, что в Вашей компании нет ни одного регламента. Подумайте, для какой задачи или процесса Вы создали бы регламент в первую очередь.
  2. Готовы ли Вы взять на себя задачу по составлению регламента или постараетесь её делегировать? Почему?
  3. Оцените, достаточно ли у Вас информации, чтобы написать регламент для выбранной задачи самостоятельно с нуля? Если нет, то чего не хватает?
  4. Где и как Вы можете получить недостающие сведения?
  5. Как Вы считаете, в какой форме лучше всего делать регламенты для Вашей компании: документ, презентация, видео-ролики и т.д.? Почему Вы бы выбрали именно этот формат?
  6. Напишите план регламента для выбранной задачи/процесса. Какие разделы там обязательно должны быть?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое пресс релиз как правильно его написать какие требования предъявляются к пресс релизу
  • Что такое пароль как его написать
  • Что такое очерк как его написать
  • Что такое отзыв как он пишется
  • Что такое логин как пишется