Что вижу то пишу как называется

акын

певец по принципу «что вижу, о том пою»

Альтернативные описания

• народный певец, поэт и сказатель в Средней Азии

• народный поэт-импровизатор и певец у казахов, киргизов и других народов

• поэт-импровизатор у казахов и киргизов, исполняет эпос речитативом под аккомпанемент домбры. (этнографическое)

• поэт-импровизатор, а также исполнитель своих и народных произведений эпич. и лирич. характера

• бард с домброй

• бард из аула

• среднеазиатский поэт-певец

• бард, развлекающий кишлак

• бард степей

• киргизский шансонье

• казахский «менестрель»

• народный поэт и певец у казахов, киргизов и других народов

• поэт-импровизатор у народов Средней Азии

• киргизский бард

• что видит, то и поет

• народный певец у казахов

• казахский поэт-певец

• бард у узбеков

• степной трубадур

• казахский поэт-песенник в прошлом

• певец казахских степей

• певец

• казахский аналог кавказского ашуга

• «гусляр» «казахской национальности»

• ср.-аз. бард

• казахский бард

• бард казахских степей

• каз. поэтпевец

• среднеазиатский поэтпевец

• казахский аналог кавказск. ашуга

• казахский бард с прищуром хитрым

• бард с домброй из Казахстана

• казахский певецимпровизатор

• бард, играющий на домбре

• казах-«кобзарь»

• бард по-азиатски

• трубадур из казахского аула

• гусляр казахских степей

• аульный бард

• аульный поэт-певец

• узкоглазый бард

• бард «казахской национальности»

• собрат ашуга

• степной бард

• поэт-певец степей

• казахский менестрель-кобзарь

• казахский народный певец

• гусляр, родившийся в Казахстане

• бард-средат

• певец степей

• певец азиатских степей

• бард в степях Казахстана

• степной поэт-певец

• певец с комузом

• поэт-певец из Азии

• импровизатор из аула

• азиатский поэт-певец

• поющий сын степей

• сказитель с домброй

• поэт-певец

• джамбул Джабаев как певец

• Среднеазиатский бард

• Поэт-импровизатор, а также исполнитель своих и народных произведений эпического и лирического характера у тюркоязычных народов Средней Азии

Раньше я только слышал об этом боте, но недавно появился повод воспользоваться. Оказалось, информации обо мне там больше, чем я думал. Вот короткая инструкция, как уберечь свои личные данные.

Сергей

выступаю за анонимность личных данных

У меня случилась донельзя банальная история: мужу подруги не понравилось, что я с ней общаюсь, и он начал угрожать приездом. Я сразу подумал, что он пробил меня через «Глаз бога». И тоже решил его пробить.

Но прежде давайте договоримся:

Что бы вы ни вычитали в комментариях, это не реклама. Я против существования таких сервисов. Увы, статья добавит «Глазу» известности, но я бы не смог предупредить вас о вреде того не знаю чего.

«Глаз бога» — это поисковик информации о людях

Система собирает информацию о людях якобы из открытых источников: соцсетей, государственных сайтов, открытых баз. «Якобы», потому что меня берут сомнения на этот счет.

Пользоваться системой можно только через Телеграм-бота.

Сайт gb.sbs, который ведёт на бота. На самом деле это не весь сайт, есть еще веб-интерфейс для управления профилем

Интересно, что госслужащим якобы необходимо отправлять запрос на подключение. Но что мешает им воспользоваться личным аккаунтом?

Система позволяет найти кучу данных о вас

Все зависит от цифровых следов, которые вы оставили в сети. Вот какие данные можно найти:

  • ФИО
  • Дата рождения
  • ИНН
  • СНИЛС
  • Профили в соцсетях: ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники
  • Фото из ВКонтакте и Одноклассников
  • ❗ Номер телефона
  • Мессенджеры: Вайбер, Вотсапп, Телеграм
  • ❗ Номер автомобиля (только в РФ) — и его VIN
  • Электронная почта
  • ❗ Логины и пароли — можно найти логины и емэйлы по паролю
  • ❗ IP-адреса или домен
  • ❗ Адреса (только в РФ)
  • Кадастровый номер
  • Юридические лица — место работы или юрлица на человеке, точно не знаю
  • Bitcoin-адрес
  • ❗ Местоположение — поиск людей на карте по указанной точке

Есть еще расширенный поиск и доп.функции:

  • Технический отчет по автомобилю
  • Поиск по номеру телефона или email
  • Анонимная отправка SMS
  • Розыгрыши

Данные связаны, поэтому по какому-то одному данному — например, номеру телефона — можно найти все остальные.

❗ — данные, общедоступность которых считаю возмутительной. Похоже, «Глаз» обращается к слитым в сеть базам Яндекс-еды, Деливери Клаба, СДЭК и другим «подаркам» от долбаных хакеров.

У меня следов довольно много, поэтому картина выглядит так:

Вот она, обратная сторона публичности: зная мой номер телефона или другое данное, любой человек может узнать довольно много. Ими уже интересовались те самые 3 человека.

Естественно, далеко не о каждом человеке можно нарыть столько инфы. Я предприниматель, работаю с бизнесом, мне важно быть известным — поэтому и данных много. У вас может быть не так.

Странно, что Роскомнадзор не прикрыл эту лавочку. Но возможно, дело в том, что власти сами пользуются системой. И наверняка её используют коллекторы и прочие ребята, которым по какой-то причине позарез нужны ваши данные.

Система платная. Тарифы разные, зависят от срока использования: 90 руб/день, 200 руб/неделя и т.п. Количество обращений — до 100 в сутки.

Как скрыть личные данные из системы

Вначале все-таки придется воспользоваться системой, чтобы у вас создался профиль. Для этого

  1. Зайдите в бота и активируйте тариф. Достаточно пакета 50 руб за 10 мин. Куда идти: Показать меню (кнопка в поле для текста) → Аккаунт → Управление подпиской → выберите подписку и следуйте инструкциям. После оплаты деньги попадут на ваш персональный счет, но подписка пока не применится — нужно будет снова выбрать её описанным выше способом.
  2. Пробейте себя в системе, чтобы узнать, какие данные о вас есть в свободном доступе.
  3. Перейдите на страницу о создании требования и заполните анкету:
Анкета, которую нужно заполнить для удаления данных о себе

Что можно скрыть. Увы, список невелик:

  • Госномер авто
  • Адреса
  • ИНН
  • СНИЛС

У меня несколько адресов, я хотел скрыть их все и потому заполнял несколько требований — не был уверен, что система удалит все адреса на основании одного требования. Но может, достаточно и одного требования со всеми адресами.

Вы по-прежнему будете видеть эти данные, поэтому лучше попросить кого-то пробить ваши данные и проверить, осталась удаленная информация или нет.

Забавно, что под анкетой есть такой текст:

Хорошая шутка про защиту информации, ребята

Моё мнение — таких систем не должно быть

Для многих деанонимизация, тренд которой я наблюдаю в последние годы, — это нормально. Но мне эта тенденция кажется опасной.

Какого хрена мои личные данные становятся доступны всем желающим? На мой взгляд, деанонимизация — это угроза личной безопасности человека и его близких.

Личные данные потому и называются личными, что они не должны получать широкого доступа для всех желающих.

Мой телеграм-канал про редактуру не имеет отношения к теме поста. Но вдруг кому-то будет интересно почитать о проектах, внутренней кухне, деньгах на фрилансе и работе с клиентом, о которых я тут обычно и пишу.

Скажу честно, я плохо представляю, как защищать личные данные и мало использовал «Глаз». Будет круто, если вы расскажете про свой опыт, как это делается правильно.

Что такое сторителлинг, чем он отличается от привычных историй, и какие примеры сторителлинга можно найти среди известных литературных произведений? Читайте ответы в нашей статье!

Сторителлинг (от англ. storytelling) – это мастерство рассказывать увлекательные, запоминающиеся истории.

Литература создает порядок из хаоса реальности. Нагляднее всего это проявляется в ее способности рождать из слов связные истории.

Можно подумать, что истории, словно фрукты, свисают с ветки, и писателю нужно только сорвать их. Но реальность гораздо сложнее. Поэтому сторителлинг – это не просто рассказ о событии, а создание полноценной истории, которая:

  • захватит внимание,
  • затронет чувства и эмоции читателей, и
  • останется в памяти надолго (или навсегда).

Nota bene. Поскольку эффективный сторителлинг отталкивается от тех же принципов, что и лучшая художественная литература, рекоммендуем ознакомиться со статьей «Как написать книгу», где дана подробная инструкция к созданию бестселлера для начинающего автора.

Сторителлинг: разница между историей и сюжетом

Э. М. Форстер определил «историю» как последовательность событий, связанных хронологией, а «сюжет» как события, связанные причиной и следствием.

Чтобы лучше понять, что такое сторителлинг, представьте истории и сюжеты как концы одного отрезка.

Истории в чистом виде, самые простые и часто самые захватывающие, отвечают на вопрос «А что дальше?» Это те истории, которые нам больше всего нравятся в детстве.

В середине отрезка находятся книги, где история – по-прежнему главный элемент, но хронология уже не так очевидна. В качестве примера можно привести романы о Гарри Поттере или фэнтезийный цикл «Песнь льда и пламени».

Большую часть повествования в «Гарри Поттере» Гарри выясняет, что произошло между его родителями и злодеем Волдемортом до его рождения. Эта информация дается в воспоминаниях, рассказах других персонажей, таинственных документах и магических видениях, которые Дж. К. Роулинг использует, чтобы запутать хронологию.

Построение «Песни льда и пламени» еще сложнее. Вымышленный мир Вестероса имеет долгую, запутанную историю, которая началась до событий первой книги. История рассказывается с точки зрения многих персонажей, иногда возвращаясь к более ранним событиям. Сюжет книг невероятно захватывающ, но значительная часть удовольствия от чтения связана с элементами, не относящимися к сюжету.

Наконец, сюжет в чистом виде представлен, например, романом Джозефа Конрада «Лорд Джим». Этот сюжет настолько сложен, что подходит для сторителлинга лишь в исполнении гениального мастера, хотя основные события истории довольно просты.

Это история о молодом человеке, совершившем ужасную ошибку, который теперь пытается искупить свою вину. Рассказанный в хронологическом порядке, «Лорд Джим» звучит как остросюжетная приключенческая история о кораблекрушении и его последствиях. Но сложность сюжета превращает ее в нечто более богатое.

Конрад запутывает хронологию, рассказывает историю с нескольких точек зрения. В результате читатель вынужден собирать историю жизни Джима по крупицам, что приводит к большему пониманию и сопереживанию.

Это не значит, что простое повествование хуже, а сложное – лучше подходит для сторителлинга. Оба подхода затрагивают разные стороны читательского восприятия и выполняют разные функции. Поэтому выбирать необходимо исходя из конкретной творческой задачи, стоящей перед вами как сторителлером (от англ. storyteller – тот, кто рассказывает увлекательные истории).

Структура сюжета и пирамида Фрейтага

Сторителлинг и Пирамида Фрейтага

Пирамида Фрейтага (структура пяти актов)

Аристотель утверждал, что история должна иметь начало, середину и конец. Сегодня чаще упоминается пирамида Фрейтага, основанная на теории Аристотеля. Рассмотрим ее на примере «Волшебника Страны Оз».

В этой книге экспозиция – все, что происходит от начала повествования до торнадо.

Мы встречаем всех главных героев. Дороти убегает с Тотошкой и встречает профессора Марвела. На обратном пути на ферму Дороти настигает буря.

Далее следует завязка, то есть событие, которое вносит конфликт в историю.

Одно из таких событий – конфликт между Дороти и Мисс Галч. Именно это заставляет Дороти бежать из дома. Но этот конфликт становится еще более сложным, когда торнадо переносит Дороти в Страну Оз. Там злая ведьма Запада угрожает убить Дороти. Еще один конфликт: Дороти хочет вернуться домой, но никто не знает, как отправить ее обратно.

Нарастание действия – это та часть, где сюжет становится более сложным и захватывающим.

В «Волшебнике страны Оз» нарастание действия включает в себя события до пленения Дороти в замке злой ведьмы.

Кульминация – самое драматическое и захватывающее событие в истории, и это настоящий ключ в сторителлинге.

Кульминация наступает, когда Дороти и ее друзья оказываются в ловушке, и Дороти убивает ведьму, облив ее ведром воды. По крайней мере, один из конфликтов, между Дороти и ведьмой, заканчивается, и сюжет начинает свой спуск вниз по другой стороне пирамиды.

Далее следует ослабление действия. Оно складывается из событий, происходящих непосредственно после момента кульминации.

Следующая точка сюжета называется решением, где разрешается конфликт персонажа.

После того как Дороти убила ведьму, волшебник решает проблемы Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва. Остается второй конфликт – тот факт, что Дороти хочет вернуться домой в Канзас. Решение приходит, когда Дороти узнает, что могла бы вернуться в Канзас в любое время, используя серебряные башмачки.

Завершение (развязка) – это конец истории (и сторителлинга), когда порядок восстановлен.

В «Волшебнике страны Оз» это последняя сцена в спальне Дороти, где она воссоединяется с тетей и дядей. Понимание Дороти самой себя и своего места в мире сильно изменилось.

Начало повествования (зачин)

Начало истории во многом определяет ее успех. Сторителлинг допускает разные способы начать повествование. Рассмотрим их.

Начать по порядку

Самый простой способ – это начать рассказывать историю с самого начала, как это делает Толкин в «Хоббите»:

«Жил-был в норе под землей хоббит».

Это простое предложение сразу сообщает, что мы находимся в фантастическом мире, населенном существами, называемыми хоббитами, и что они живут под землей.

Другой способ – просто изложить предпосылку истории, как это делает Франц Кафка в «Превращении»:

«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».

В конце этого (одного и единственного!) предложения мы уже знаем:

  • имя главного героя,
  • что он человек, охваченный тревогами, и
  • что он претерпел ужасную трансформацию.

Чрезвычайная эффективность такого начала делает его идеальным кандидатом для сторителлинга.

Начать с середины

Второй подход – начать сюжет в точке, где события уже идут полным ходом.

«Илиада» не рассказывает о Троянской войне во всей ее полноте. К началу повествования война длится уже 10 лет. Несмотря на то, что в «Илиаде» упоминается о том, как началась война и как она закончилась, в ней не описывается похищение Елены или падение Трои.

Сторителлинг с середины – это вопрос выбора наиболее драматически важного момента. Шекспир мог бы начать «Гамлета» с похорон отца Гамлета или с последующей женитьбы матери Гамлета на его дяде Полонии, но он предпочел начать с появления призрака отца, требующего отмщения. Это сразу захватывает наше внимание, так что неудивительно, что «Гамлет» остается одной из самых известных историй в мире.

Начать с конца

Другой подход к завязке сюжета – начать рассказ с конца и подвести остальную часть к заданной кульминации. Данный метод требует не только четкого понимания того, как заканчивается история, но и незаурядного художественного мастерства, поэтому обычно применяется лишь асами сторителлинга. Отличный пример начала с конца – фильм «Подозрительные лица» (1995):

В этом случае определиться с началом легко: если есть преступление, которое нужно раскрыть, начинают с преступления или его прямых последствий; если двое влюбленных в конце должны быть вместе, нужно начать с их воссоединения, и т.п.

Бинарность сюжета в сторителлинге

Пирамида Фрейтага в простейшей форме – основа бинарного сюжета. В бинарном сюжете главный вопрос ставится в начале повествования, а ответ на него дается в кульминации или развезяке. Вот примеры таких вопросов:

  • Кто убийца? (стандартный ход для детективных романах)
  • Будут ли двое влюбленных вместе?
  • Вернется ли Дороти в Канзас?

Такая структура устойчива, но временами может ограничивать гибкость сюжета. У многих романов с традиционным сюжетом концовка угадывается после первых нескольких страниц или даже по обложке, а предсказуемость может разочаровывать.

Однако бинарный сюжет в сторителлинге не обязательно должен быть простым или бесхитростным. Существуют способы его усложнить.

Способы усложнения сюжета в сторителлинге

Сторителлинг не подразумевает усложнения ради усложнения, однако в ряде случае подобный ход позволяет добиться ощутимых дивидендов. Разберем их подробнее.

Масштабирование истории

Масштабирование (или скейлинг, от англ. scaling) помогает охватить более широкие временные рамки и задействовать дополнительных персонажей. В сторителлинге такого типа несколько бинарных сюжетов сплетаются в одно большое повествование.

Например, в романе Джордж Элиот «Мидлмарч» в центре истории – любовный треугольник. Но в книге есть и другие истории, каждая из которых следует своей собственной пирамиде Фрейтага: судьба Доротеи Брук, профессиональное становление Тертия Лидгейта, сближение Мэри Гарт и Фреда Винси, разорение мистера Булстрода.

Фрактальный сюжет

Пример фрактала

Пример фрактала

По-другому фрактал можно назвать разветвлением историй, по аналогии с ветвями дерева: более мелкие элементы повторяют структуру более крупных.

Цикл Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» ставит бинарный вопрос: кто сядет на Железный Трон? Однако, в произведении этот главный бинарный сюжет состоит из огромного количества меньших, но не менее убедительных сюжетов на нескольких уровнях.

Скачкообразное или параллельное повествование

В первом случае сторителлинг осуществляется от лица нескольких персонажей.

Одним из известных примеров является роман Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». История рассказана с точки зрения 15 различных персонажей, каждый из которых говорит от первого лица.

Другая разновидность – несколько историй, не связанных на протяжении большей части книги, объединяются в конце.

Например, эпопея «Властелин колец» – всеобъемлющая история о стремлении уничтожить Кольцо Всевластия. Она распадается на три одинаково важные сюжетные нити, которые ведут к кульминации – возвращению короля.

Параллельное повествование широко используется в сторителлинге. В частности, когда сюжетные линии из прошлого и настоящего сплетены вместе.

Прекрасным примером может служить роман А. Байетт «Обладать», в котором исход исторического сюжета (романтическая связь двух викторианских поэтов) определяет исход современного (поиски их переписки группой литературоведов).

Сокрытие информации и неизвестность

Утаивание – это механизм, с помощью которого автор и сторителлер решает, какую информацию скрывать на ранней стадии истории, а какую показывать и в каком порядке.

Например, в рассказе Ширли Джексон «Лотерея» речь идет о маленькой деревне, где раз в год проводится лотерея среди жителей. Человек, «выигравший» лотерею, забивается камнями до смерти. Основная причина, по которой эта история работает, – автор вводит понятие лотереи в первом абзаце, но до конца скрывает от читателя ее цель.

Интересный пример двойного утаивания информации (одним персонажем от другого и другим от всех, включая зрителей) – клип «До скорой встречи» группы «Звери»:

Другой вид утаивания основан на перестановке элементов традиционного сюжета. Этот метод не столько скрывает информацию, сколько предлагает ее читателю в необычном порядке.

Разгадка может происходить в любой точке повествования, но чаще она остается на финал. Во многих случаях информация дается читателю одновременно с тем, как ее узнают персонажи.

Флэшбэки и забегания вперед

И флэшбэки, и забегания вперед – это сцены, происходящие вне основной хронологии.

В повествовании от первого лица рассказчик часто сообщает читателю об исходе истории, а затем уже возвращается к началу. Забегание вперед может использоваться и в конце повествования, чтобы показать персонажей через несколько лет после основных событий. Примером такого подхода является рассказ Элис Манро «Дева-нищенка».

Флэшбэки более распространены. Их очень любят авторы детективных историй, но и в других жанрах они с успехом используются. Флэшбэки часто встречаются в экспозиции, например, когда читателю дается важная информация о предыстории персонажа. Тони Моррисон использует эту технику, чтобы показать момент рождения героини в романе «Возлюбленная».

Предзнаменование

Во многих случаях успех развязки зависит от того, насколько тщательно писатель подготовил для нее путь.

Антон Чехов сказал, что если в первом акте на стене висит ружье, в последнем оно обязательно должно выстрелить. Это фундаментальное понимание принципов сторителлинга. Каждая деталь имеет смысл и включена с определенной целью. Читатель будет одинаково разочарован как внезапным появлением «ружья», на которое изначально не было даже намека, так и «ружьем», показанным в начале, но не использованным в конце.

Один из примеров предзнаменования можно найти в рассказе Фланнери О’Коннор «Хорошего человека трудно найти». В начале рассказа бабушка пытается отговорить героя от поездки, ссылаясь на историю о сбежавшем преступнике, направляющемся во Флориду.

При первом прочтении этот эпизод кажется не более чем семейной комедией о беспочвенной паранойе старой женщины. Только на последних нескольких страницах, когда семья сталкивается с преступником, становится ясно, что без этого предзнаменования в первом абзаце история просто не имела бы того же эффекта.

Темп повествования и сторителлинг

Каждое повествование имеет свой темп. Это довольно скользкое и субъективное понятие. Одни читатели жаждут постоянного действия и замысловатых поворотов сюжета, другие хотят подольше задержаться на переживаниях и чувствах персонажей. Учитывая, что нет книги идеальной для всех, задача автора и сторителлера – найти правильный темп.

Длинная книга, которая изображает короткий период времени, вероятно, будет казаться медленнее, чем короткая книга о длительном периоде. Но длина сама по себе не является надежным мерилом темпа. Существует баланс между длиной истории и количеством событий и персонажей. Это – плотность повествования.

Темп всей истории

Вот как использует темп и плотность повествования Толстой в «Смерти Ивана Ильича».

Повесть открывается короткой главой, в которой рассказывается о недавней смерти Ивана Ильича. После этого на 11 страницах суммируются события первых 44 лет жизни героя. Последние три месяца его жизни растягиваются на 35 страниц. Темп замедляется, появляется больше деталей, больше внимания уделяется будничным моментам. На последнем дне рассказ замедляется еще больше. Последние полторы страницы посвящены последнему часу жизни Ивана Ильича.

Сравним эту историю с «Девой-нищенкой» Элис Манро.

Эта история занимает 33 страницы, первые 30 из которых изображают первый год отношений между двумя ее главными героями, Патриком и Розой. Затем, на последних трех страницах рассказа, Мунро суммирует несчастливый 10-летний брак Роуз и Патрика в пяти абзацах, прежде чем дать нам финальную сцену через 9 лет после их развода.

Темп в каждой из этих историй отражает различные намерения авторов.

Толстой показывает, что большая часть жизни Ивана Ильича была мелочной и эгоистичной. Он пробегает первые 44 года, чтобы задержаться на последних трех месяцах, когда страдания героя позволяют ему пересмотреть отношение к жене и сыну. Поэтому повесть замедляется по ходу, отражая нравственный и духовный путь Ивана Ильича.

В рассказе Эллис Манро все повествование направлено на то, чтобы подготовить читателя к финальному моменту. Автор изображает в деталях, почему Патрик и Роза никогда не должны были жениться и почему они все равно поженились.

Темп отдельных сцен

Темп эпизода зависит от его функции в повествовании, а отчасти от авторского замысла: важен он или нет?

Сцены, которые вводят новых персонажей в повествование, как правило, разыгрываются в медленном темпе. Напротив, интенсивно драматические или жестокие сцены могут разворачиваться либо быстро, либо медленно, в зависимости от намерений автора.

В конце «Моби Дика» капитан Ахав и команда «Пекода» преследуют большого белого кита в течение трех дней, ожидание растягивается на 40 страниц. Но затем смерть Ахава происходит в мгновение ока. Эффект шокирующий и безжалостный.

Окончание сторителлинга

Если начинать повествование непросто, то довести его до конца может быть еще сложнее. Удачная, яркая концовка может заставить повествование казаться лучше, чем оно есть на самом деле. И наоборот, слабая концовка может убить весь сторителлинг.

Два фундаментальных качества концовки: правдоподобие и удовлетворение.

Правдоподобие во многом зависит от нашего индивидуального понимания того, как устроен реальный мир, и как действуют реальные люди.

Например, в романе «Джейн Эйр» мистер Рочестер убеждает Джейн выйти за него замуж, не утруждая себя объяснениями, что он уже женат и держит свою первую жену взаперти на чердаке. В конце романа, после ряда поворотов сюжета, Джейн счастливо выходит замуж за мистера Рочестера.

Большинство читателей принимают эту концовку, учитывая условности того времени и потому, что желают Джейн счастья.

Удовлетворение финалом еще больше зависит от вкуса и личного опыта читателя. Нельзя убедить скептика удовлетвориться счастливой концовкой, описанной выше, как нельзя заставить людей изменить свое мнение о еде, которая им не нравится.

Окончание повествования – это то место, где ее смысл истории наиболее четко определен. Именно здесь раскрываются скрытые закономерности предшествующего сторителлинга. Секрет удовлетворительного финала не в том, что он завершен или открыт, счастлив или несчастлив, а в том, что больше нечего сказать: например, как в концовке «Титаника»:

Существует много видов концовок художественных произведений и сторителлинга. Рассмотрим два из них.

Разрешение конфликта

Этот вариант можно назвать бинарным окончанием. Оно разрешает ситуацию или отвечает на простой вопрос, поставленный в начале повествования.

Сюжеты с бинарными окончаниями часто критикуют как механические и надуманные. Но также верно и то, что бинарные концовки бывают высшей точкой истории.

Так, роман Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон» – это история шпиона Джорджа Смайли, которого британская разведка просит найти советского «крота» в ее рядах. Ле Карре усложняет финал романа, делая «крота» англичанином высшего класса и бывшим любовником жены Смайли.

Это бинарное окончание многослойно, потому что предательство «крота» является одновременно политическим, социальным и личным, а это настоящая находка для сторителлинга.

Осознание

Осознание – это точка, в которой повествование достигает глубочайшего понимания характера или ситуации. Одной из разновидностей такой концовки является прозрение.

Например, в рассказе Кэтрин Мэнсфилд «Мисс Брилл» автор описывает женщину среднего возраста, которая живет одна. Мэнсфилд показывает парк, где мисс Брилл бывает каждое воскресенье. Там она на какое-то время перестает быть одинокой, предаваясь фантазии о том, как все люди поют вместе. Но затем ее иллюзии разбиваются вдребезги, и в конце концов она видит себя такой, какой видит ее мир – старой, немодной и одинокой.

Здесь нет бинарного сюжета, нет ситуации, которую нужно разрешить, но история движется к неизбежному финалу.

  • Другие примеры сторителлинга

Заключение

Приемов и методов сторителлинга в литературе – множество. Все они направлены на создание захватывающей и незабываемой истории, которая понравится читателям. Конечно, великие истории – это не только набор технических приемов, но и частичка души автора, и знание читательской психологии, и умение работать со словом. Сторителлинг же помогает выстроить каркас, на который будут накладываться все остальные элементы. И помните: достичь вершин мастерства возможно лишь через упорный и регулярный труд, поэтому обязательно применяйте теоретические советы на практике, если хотите стать успешным сторителлером.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен был знаменитый моряк и первооткрыватель. Своих мичманят он поучал: «Пишем, что видим. Чего не видим, того не пишем». Но речь не о географических миражах, а об одной пациентке, требовавшей сделать ей ультразвуковое исследование сердца прям щас и немедля. А очередь – на две недели вперёд. На вопрос, почему она не едет за исследованием в областной центр (сорок минут на маршрутке), дама ответила:

— Ваш кардиолог сказал, что доверяет только вашим заключениям.

И я выпал в осадок. С ходу отметаю все обвинения в звёздной болезни, поскольку орлиным зрением не обладаю, профессию получал на четырёхмесячных курсах и выбрал её (т.е. профессию) не по призванию, а по приказу руководства. Да, так и было: вызвали в кабинет и сказали: «Поедешь на переподготовку. Билет куплен, командировка оформлена. Надо будет – повезут к поезду под конвоем». Но вернёмся к делам сердечным.
Трикуспидальный клапан

Едва я разобрался с пациенткой — пошёл к кардиологу чинить разборки. Мне, конечно, приятно, что меня ценят и любят, но на кой чёрт мне такие подарки – сверхплановые пациенты? Кардиолог объяснил причину всенародной любви:

— Понимаешь, у тебя получаются достоверные заключения потому что ты не читаешь истории болезни пациентов, направленных к тебе на исследования.

Есть такой грех, не читаю. Вначале пытался быть как все, читал. Но вы же знаете, с каким трудом осуществляется бумагооборот в России и в российских медучреждениях особенно. То в отделении медсестра занята и не может доставить историю, то история немедленно понадобилась кардиологу и освободится не скоро. Или больной взял историю и забыл в палате. Вначале я звонил в отделение, стучал по столу, требовал истории. Потом махнул рукой и стал писать то, что вижу, без оглядки на старые заключения.

— Когда я работал в Областной, — рассказывал кардиолог, – от меня всегда требовали доставлять на исследование историю вместе с пациентом, Я у них спрашиваю: Зачем вам история, посмотрите фракцию выброса и наличие/отсутствие гипокинезов. Они в ответ: Исследование проводим только при наличии истории. А в ней – протокол старого исследования, сделанного в конце смены, когда у врача в глазах двоится и мозги слипаются от отравления кофеином. При повторном исследовании врач часто на автопилоте повторяет все косяки, допущенные его предшественником. Вместо нормального заключения по эхокардиографии получается двойное слепое плацебо-контролируемое исследование с неизвестной достоверностью.

Что-то подобное я и сам подозревал. Например, кракозябры на ЭКГ, соответствующие инфаркту миокарда, отнюдь не всегда совпадают с ультразвуковыми признаками инфаркта. Когда визуализация отличная и сердце видно как на ладони, разница бросается в глаза. Но если пациент чрезмерно упитан и вместо сердечных стенок видишь подвижные тени наподобие мечущихся призраков – легко ошибиться и увидеть гипокинез там, где его нет. Надо ли объяснять, что чаще всего такие фантомы мерещатся там, где на них указывает ЭКГ или предыдущее, не всегда корректное исследование?

Теперь я взял за правило: «Пишем, что видим. Чего не видим, того не пишем». А потом, когда протокол исследования заполнен, можно и с историей болезни ознакомиться.

Просыпаюсь,день чудесный,
поднимаюсь не спеша,
выпил кофе,присел в кресло,
и об этом написал.

Чуть размяться,взял гантели,
взмах разрезал тишину,
резко руки заболели,
и об этом напишу.

На дворе мороз лютует,
птицы бьются за еду,
очень ветер сильно дует,
и об этом напишу.

У ларька едва прикрывшись,
встал здоровье поправлять,
мужичок,вчера напился,
надо тоже написать.

Мой сосед всегда «стреляет»,
сигареты-откажу,
сам себе не покупает,
и об этом напишу.

В доме рядом «стало жарко»,
разразился вдруг скандал,
жена мужа лупит скалкой,
взял и тоже написал.

Франт с собачкою гуляет,
он за ней не убирает,
все обгадит,всех облает,
напишу,и так бывает.

Дворник снег гребет лопатой,
ему ручкой помашу,
недоволен всем,…зарплатой,
и об этом напишу.

В подворотню,рожа-пачкой,
мужик стал справлять нужду,
гадят даже не собачки,
Ладно!Тоже напишу.

Проститутка от проспекта,
спешит в дом быстрее греться,
вызывающе одета,
напишу,куда тут деться.

Два бомжа,там где помойка,
правом что бы обладать,
за бутылки бьются бойко,
нужно тоже написать.

На сарае крупным шрифтом,
из трех букв написан мат,
напишу и это в рифму,
хотя там дрова лежат.

Пробежала вдруг девица,
Ля пота!Царицей стать,
я успел в нее влюбиться,
как такое не писать.

Зазвонила вдруг мобила,
жена молвит:»Ухожу,
надоело жить с дебилом»
и об этом напишу.

Раз уж так,пойду напьюсь,
буду горе заливать,
ну а впрочем-это мелочь,
нужно тоже написать.

В мелочах жизнь проживаем,
проживаем как БОГ дал,
что есть мелочь?Мы не знаем,
НАПИСАЛ ЧТО УВИДАЛ!!!

Многим знакомо это странное чувство, когда, находясь в определенном месте или обстоятельствах, ты начинаешь ощущать, что когда-то это уже было. Возможно, ты уже видел этот интерьер или говорил с человеком ровно о том же самом, а, может, совершал некоторые действия с теми же эмоциями. Такое чувство называется дежавю — это психическое состояние, когда человеку кажется, что совершенно такая же ситуация уже происходила с ним когда-то в прошлом. «Такая же» — это означает абсолютно идентичная, не просто похожая, а повторяющаяся вплоть до самых мельчайших деталей.

Обычно во время дежавю человек не может вспомнить, когда именно с ним это уже происходило, однако он убежден, что это точно было. Например, во время разговора со своим другом, ты понимаешь, что уже стоял на этом месте, говорил и слышал то же самое в ответ.

Немного истории

Термин дежавю ввел французский психолог и философ Эмиль Буарак в 1876 году. Во время своей поездки в некий ранее не знакомый ему город, он постоянно испытывал чувство, будто уже бывал там. Об этом он рассказал в своем письме к редактору журнала Revue Philosophique. Психолог также использовал его в своей книге «Будущее психических наук».

Позднее в 1983 году южноафриканский ученый Вернон Неппе дал дежавю следующее научное определение: дежавю — «это любое субъективно неадекватное ощущение узнавания в нынешнем ощущении неопределенного момента из прошлого». Он занимался глубоким изучением этого явления и описал в своей книге «Психология дежавю» более двадцати его разновидностей. К ним относятся «уже увиденное», «уже услышанное», «уже рассказанное» и многие другие. Некоторые из них настолько абстракты, что не поддаются пониманию, если ты не испытывал их сам.

При чем тут мистика?

Большинству спорных явлений люди стараются найти собственные объяснения, в зависимости от того, во что верят сами. Это произошло и с дежавю: люди начали объяснять чувство мистикой и эзотерикой. Так родилось несколько самых популярных теорий.

Параллельные миры

Приверженцы теории о том, что человек живет одновременно в тысячах мирах в разных вселенных, объясняют дежавю тем, что во время подобного чувства, с тобой, живущим в параллельном мире, происходит то же самое. В этот момент вы «синхронизируетсь», отсюда и возникает ощущение того, что подобные обстоятельства тебе уже знакомы.

Реинкарнация

Тут все просто: те, кто верит, что человек способен перерождаться и проживать сотни разных жизней, не помня ничего о предыдущей, утверждают, что эффект дежавю является не чем иным как подтверждением их теории. По их мнению, ощущение уже пережитого подобного события возникает оттого, что это уже случалось с человеком в его прошлой жизни.

Сбой в матрице

Сбоем в матрице объясняется множество психологических и не только явлений. Так, эффект Манделы (общий сбой в памяти) многие считают признаком того, что мы живем в симуляции. С дежавю то же самое.

Ясновидение

Любители мистики и паранормального считают, что дежавю возникает из-за того, что человек уже видел это во сне и таким образом предсказал свое будущее.

Что считает наука?

Ученые выдвигают множество различных теорий возникновения дежавю, однако пока ни одна из них не доказана. Большинство предположений связаны с особенностями работы человеческого мозга, а именно той его части, которая отвечает за память.

Особенность памяти

Психолог Энн Клири из университета Колорадо провел необычный эксперимент, в котором постарался выяснить причину возникновения дежавю. Исследование проводилось с помощью компьютерной игры The Sims. Сначала участники посмотрели видео, в котором персонаж игры перемещался по двору дома и выполнял некоторые действия. Позже этим людям показали другое видео, где человек передвигался в похожей обстановке. Далее участников эксперимента спрашивали, могут ли они предугать дальнейшие действия человека и узнают ли это место. Некоторые из них действительно испытали дежавю.

Отсюда была выдвинута теория о том, что дежавю — это особенность памяти, когда она старается найти связь с некоторыми воспоминаниями из прошлого.

Расщепление памяти

Существует предположение, что чувство дежавю может возникнуть во время повторной попытки мозга обработать информацию. Например, если первый раз сигнал от органов чувств был подан слабо, неточно или рассеянно, мозг начнет анализировать полученную информацию снова. Во время следующей попытки обработки переданных данных у человека появится ощущение, что он уже переживал подобный опыт, потому что доли секунды назад мозг уже получил часть этой информации.

Заплатки в воспоминаниях

Еще один эксперимент по изучению феномена провел нейробиолог Акира О’Коннор. Он собрал группу людей и начал называть им слова, которые вызывают схожие ассоциации. Например, он говорил «кровать», «одеяло», «подушка», «храп», а потом узнавал у частников, слышали ли они слово на букву «с». Все отвечали отрицательно, однако, когда он спрашивал было ли в списке слово «сон», многие ответили «да».

С помощью сканирования мозга ученому удалось выяснить, что во время дежавю активируются лобные части мозга, отвечающие за принятие решения. Это подтолкнуло ученого на мысль, что мозг проверяет информацию и подает сигнал об ошибке, если находит ее. А ощущение дежавю возникает во время попытки «залатать» пробелы в воспоминаниях и исправить найденную ошибку.

Может ли это быть признаком заболевания?

Не стоит пугаться. Исследования показывают, что 97% всех людей хоть раз испытывали ощущение дежавю. У здорового человека такое состояние возникает довольно редко, пару раз в несколько лет, и длится не более десяти секунд. Обычно оно появляется в стрессовый для человека период или во время усталости. Однако существует второй, патологический тип дежавю, который может быть сигналом о некоторых заболеваниях. Как правило, патологическое дежавю свойственно людям с эпилепсией. В таких случаях дежавю может длиться дольше обычного — минуты или, в редких случаях, часы. А также сопровождается ощущением многократности — того, что подобная ситуация уже случалась в прошлом не один раз.

  • Автор:

    Анастасия Глухих

Что такое “эффект дежавю”? Почему это с нами происходит?

Каждому из нас доводилось ощущать такое состояние, когда мы ловим себя на мысли, что это с нами уже происходило. Бывают такие ситуации, когда мы резко понимаем, что чувствуем и проживаем какой-то отрезок своей жизни заново. Это ощущение мимолетно, однако оно будоражит наше сознание и заставляет задуматься о том, как и почему это происходит. 

По статистике около 97% людей оказывались в таком состоянии. И скорее всего, подобный эффект знаком практически каждому человеку. Казалось бы, этот эффект длится всего лишь мгновение или несколько секунд, но оно происходит очень резко и неожиданно и так же быстро исчезает. Однако после этого нас не покидает ощущение, что мы упускаем нечто важное. Что же все-таки это такое? Сбой в программе нашего мозга? Или тайное послание Высших Сил? И почему нас так волнует и будоражит происходящее?

Слово “дежавю” в переводе с французского означает «уже увиденное ранее”. Это психическое явление происходит в какой-либо новой для вас ситуации. Тогда, когда вы чувствуете, что «все это с вами уже было». Вам до боли знаком этот момент. Вы ощущаете те же эмоции. С вами рядом те же люди и вас окружает та же обстановка, которую вы уже видели ранее. И в этот момент вы знаете, что будет дальше. Именно в эти самые секунды вы осознаете, что сценарий не изменился, и все идет так, как и должно быть. И вот в этот самый момент вас посещает мысль, что это вы уже видели. 

Эффект дежавю (3)

Такое явление не оставляет никого равнодушным. Каждый человек, который испытывал дежавю, обычно надолго запоминает эти мгновения и относится к ним, как к какому-то необычному явлению. На самом деле, это явление длится не более 10 секунд. Однако это абсолютно не уменьшает его значимости для каждого человека, потому что мы словно становимся причастными к какой-то тайне и выступаем в роли персонажей чего-то глобального и очень важного.

Что такое дежавю? Наиболее распространенные версии феномена

1 теория. Эффект дежавю – ошибка памяти

Современные научные исследователи смогли отследить, что происходит с мозгом человека во время данного феномена. В момент дежавю в мозге одновременно включаются две зоны: это восприятие сигналов настоящего и долговременная память. Получается, что мы одновременно находясь в настоящем, испытываем необъяснимое чувство, что это с нами уже было. Именно поэтому мы можем предугадать, что будет дальше на несколько секунд вперед. А все потому что зона памяти в это время гиперактивна и ее сигнал может немного опередить восприятие. 

В целом, дежавю можно отнести к необъяснимой, но совершенно безопасной ошибке памяти. Однако ученые так и не могут объяснить, почему такая ошибка случается с нами. Получается, что дежавю – это события, о которых мы на какое-то время забыли, но в определенный момент они всплывают в нашем сознании. Однако нет точного объяснения, когда именно с нами происходили эти события и почему мы о них забыли.

Эффект дежавю (6)

2 теория. Дежавю – отпечаток прошлых жизней

Еще одна интересная версия, согласно которой некоторые специалисты тесно связывают наши прошлые жизни с эффектом дежавю, а также с генетической памятью наших предков.

Есть несколько реальных примеров, когда человек внезапно вспоминает места и явления, которые относились к прошлым столетиям. Говорит ли это о том, что прошлые жизни есть? Или же это снова игры нашего подсознания? Ответа на эти вопросы у нас также нет. По мнению Долореса Кэннона, регрессивного терапевта и гипнотерапевта, душа перед своим новым воплощением уже знает определенный план своей будущей жизни. И моменты дежавю – это напоминание о том пути, который вы выбрали.

3 теория. Дежавю – работа подсознания или сон

Некоторые психологи предполагают, что дежавю – это проявление работы нашего подсознания. К примеру,, когда вы находитесь в определенной рядовой житейской ситуации, ваш мозг начинает прорабатывать разные варианты развития событий. И мы уже наперед знаем, что произойдет, если мы будем действовать по одному из этих сценариев. Тогда можно предположить, что дежавю – это своего рода предчувствие, мимолетный проблеск интуиции. Однако как тогда объяснить полное чувственное погружение в точные детали и эмоциональную составляющую такого «воспоминания»? Это пока остается загадкой.

Существует также мнение, что феномен дежавю – это воспоминание из наших сновидений. Такую гипотезу выдвигал Зигмунд Фрейд. Согласно его версии, дежавю мы испытываем в тот момент когда в нашем мозге происходит реакция памяти на то, что мы некогда видели во сне. А сновидение (по версии Фрейда) – это череда картинок из нашего реального прошлого. В конце концов, некоторые очевидцы дежавю рассказывают о том, что в момент дежавю они одновременно переживают настоящий момент и воспоминания из снов, в которых они тоже проживали этот момент.

Эффект дежавю (5)

Дежавю – важные подсказки Вселенной

Итак, дежавю – это все-таки феномен восприятия. Этот эффект настигает нас, как электрический импульс мозга. И он свидетельствует о том, что происходит определенная реакция на совершенно новую ситуацию, которая кажется нам до боли знакомой, вплоть до мелочей и испытываемых эмоций. Дежавю можно связывать с работой подсознания, нашими сновидениями и возможными прошлыми жизнями. Однако более точно раскрыть этот феномен пока не удалось. И нет никаких научных доказательств в подтверждение данных теорий. 

Дежавю запоминается, потому что представляет собой яркое переживание, не похожее ни на какое другое. Мы словно попадаем на несколько мгновений в будущее, ощущаем себя причастными волшебству, чему-то необычному и тайному. Несмотря на то что данный феномен происходит с нами в совершенно обычных рядовых ситуациях.

Эффект дежавю (2)

Дежавю все-таки несет какой-то смысл. На самом деле это многомерное предвидение разных потенциалов будущего. Вы просто узнаете выбранный вами вариант своей судьбы в момент дежавю.

Это явление словно напоминает нам о важных вещах:

  • Вы больше, чем вам кажется;
  • Времени нет, а прошлое, будущее и настоящее соединены воедино;
  • Ваша душа выбрала для себя наилучший вариант развития событий;
  • Вы идете своей дорогой.

И такое подтверждение получает каждый человек в момент дежавю. Однако очень важно в эти мгновения правильно воспользоваться этой информацией, распознавая знаки, посланные либо Высшими Силами, либо нашим неизведанным подсознанием.

А с вами часто такое происходит? Что вы испытываете в эти мгновения?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что верно то верно как пишется
  • Чот или чет как пишется
  • Что было то прошло как пишется
  • Чопорный щеголь как пишется правильно
  • Что бы это нибыло как пишется