Чтобы мне подарить подруге как пишется

Слово/Фраза

Правило

подарить Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с)

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с)

подарить Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

подарить Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с)

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с)

что-нибудь Правописание неопределённых местоимений

Правописание неопределённых местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

что-либо Правописание неопределённых местоимений

Правописание неопределённых местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Правописание отрицательных местоимений

Записи 1-10 из 43

  • назад
  • вперёд

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1)  Всё смолкло, за(то) в зарослях запел соловей.

2)  Что(бы) мне подарить подруге на день рождения?

3)  Мальчик так(же) грустно глядел в окно, как и вчера.

4)  Друзья то(же) приехали к нам на дачу.

Спрятать пояснение

Пояснение.

1.  Всё смолкло, зато в зарослях запел соловей. Друзья тоже приехали к нам на дачу.

2.  Зато, тоже.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Распознавание предложений
Правильно определены и выписаны только два предложения 1
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ Оба предложения не выписаны

0
Правильное написание союзов
В написании союзов орфографических ошибок нет 1
В написании союзов допущена одна ошибка или более 0
Максимальный балл 2

Источник: ВПР по русскому языку 7 класс 2020 год. Вариант 4.

Перейти к содержанию

«Чтобы» или «что бы» — слитно или раздельно

На чтение 2 мин Опубликовано 24.10.2019 Обновлено 24.04.2021

Оба варианта написания верные. Их выбор будет зависеть от морфологической принадлежности слова.

Союз

«Чтобы» – союз. Относится к разряду подчинительных. Используется для связи простых предложений в сложноподчиненное. Пишется слитно. Употребляется в начале и середине предложения. Если «чтобы» стоит в центре конструкции, то перед ним ставится запятая.

  1. Я пришел к вам, чтобы сообщить о предстоящей встрече.
  2. Чтобы хорошо сдать итоговую аттестацию, необходимо много работать над собой.

Членом предложения не является. Присоединяет придаточное (зависимое) предложение цели. К подчинительной части конструкции можно задать вопросы: зачем? с какой целью?

Местоимение

«Что» – относительное местоимение-существительное в именительном падеже. «Бы» – частица, служебное слово. Частицы с самостоятельными словами пишутся отдельно: куда бы, где бы, трудился бы и т.д.

  1. Что бы подарить на день рождения подруге?
  2. Что бы ты сделал для стабилизации экологической обстановки?

Место частицы в предложении можно изменить. Смысл его при этом останется прежним.

  1. Что сказал бы ты при встрече с другом детства?
  2. Что сделали бы вы, господа, для изменения ситуации?

Если местоимение с частицей употребляется в сложноподчиненной конструкции, то становится союзным словом. Оно используется для соединения частей такого предложения.

  1. Что бы ни написал я, все поймут неправильно.
  2. Я останусь дома, что бы мне ни предлагали.

Читайте также

«Тоесть» — как правильно написать — слитно или раздельно
«То есть» или «тоесть» — как правильно написать? Пишется слово слитно или раздельно? Рассмотрим правило, разберём примеры правильного…

Правописание союзов: слитное или раздельное

Содержание:

Употребление таких служебных частей речи, как союзы, может вызывать сложности во время письма. Чтобы этого не происходило, следует разобраться с их понятием и определением, написанием, а также выяснить отличительные черты союзов и их омонимов среди прочих частей речи.

Понятие и определение союза

Союз – это служебная часть речи. Она не склоняется и не является членом предложения, но соединяет его синтаксические элементы.

По строению известны типы союзов:

  • простые: и, а, да, что и т.д.;
  • составные: так как и т.д.;
  • повторяющиеся: ни – ни и т.д.;
  • двойные: чем – тем, как – так и т.д.

По значению выделяются:

Сочинительные союзы
Соединительные и, да, ни – ни
Противительные а, но, зато
Разделительные или, либо, то – то
Пояснительные то есть
Присоединительные да и
Подчинительные союзы
Временные когда, едва, пока
Причинные потому что, так как
Целевые чтобы, для того чтобы
Условные если, раз
Уступительные несмотря на то, что
Сравнительные как будто, словно
Следственные так что
Изъяснительные что, будто, чтобы

Слитное написание союзов

Сложные союзы «чтобы», «зато», «тоже», «также», также», «потому», «поэтому», «оттого», «причем», «притом», «итак» требуется писать слитно. Чтобы отличать их от созвучных слов или сочетаний, следует выполнять синтаксический разбор предложения. Местоимения и местоименные слова входят в ряд членов предложения и к ним удается задать соответствующий вопрос. Союзы же не выступают в роли членов предложения.

Примеры союзов и созвучных сочетаний указаны в таблице.

Союз

Созвучное сочетание

Также, тоже

Эти союзы легко заменяются синонимичными союзами: Мы тоже желаем отправиться в Москву – Мы также желаем отправиться в Москву

Так же (наречие + частица)

То же (местоимение + частица)

Частицу, как правило, можно убрать, а вместо нее добавить иное слово («самое», «что и как», «то самое»): Мне предложили то же, что и ты – Мне предложили то самое, что и ты.

Чтобы

Я желаю, чтобы это поскорее произошло.

Что (местоимение) + бы (частица)

Частица может быть отделена от местоимения и перенесена в иную часть предложения или вовсе убрана: Что бы ты мне мог порекомендовать? – Что ты мне мог бы порекомендовать?

Зато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, поэтому, почему. К ним подбираются синонимичные союзы: Дорого, зато (но) качественно. Книга интересная, притом (причем) полезная.

Местоимения с предлогами: за то, при том, при чем, по этому, за тем, за чем, от того, по тому, по этому, по чему. В случае употребления таких сочетаний местоимения заменяются иными словами в контексте предложения: его уволили за то (за это) опоздание. Также к местоимению задается вопрос: уволили (за что?) за то опоздание. При том университете можно пройти курсы переквалификации.

Итак

Итак, мы отправились в путь.

И (союз) + так (наречие). К такому сочетанию в контексте предложения допускается задать вопрос – и как? так: Я отвлекся и так задумался, что прослушал оставшуюся часть доклада.

Раздельное написание союзов

Раздельно нужно писать такие союзы, состоящие из нескольких частей, как «не то» и «то есть», «при этом» и «однако же», «словно бы» и «потому то», «оттого что» и «как будто», «так что» и «так как», «как только и «лишь только», а также будто бы. Правописание этих союзов нужно запомнить.

Отличие союзов от омонимичных частей речи

При написании союзов стоит знать, что у некоторых из них встречаются омонимы среди иных частей речи.

Чтобы не путать такие союзы, как «что», «как», «когда» с омонимичными местоимениями (или местоименными наречиями), нужно задать к слову вопрос. Если это удастся сделать, то слово – местоимение или местоименное наречие, которое может входить в состав придаточного приложения. Иначе это союз. Пример: «Мы уверены, что письмо не придет» («что» — союз) и «Мы не забывали о том, что произошло в начале года» («что» – союзное слово, местоимение).

У союза «ни – ни» есть омоним в ряду усилительных частиц. Чтобы их разграничить, нужно знать, что союз — повторяющийся и может быть заменен союзом-синонимом «и – и»: «Я не смог ему дозвониться ни утром, ни вечером» («ни – ни» — союз) и «где бы ты ни находился, звони» («ни» — частица со значением усиления).

«Несмотря на» — это предлог, встречающийся в простых предложениях (Он пошел дальше, несмотря на темноту). «Несмотря на то, что» — союз в сложноподчиненном предложении, имеющем уступительное придаточное значение (Он двигался дальше, несмотря на то, что быстро стемнело).

Урок русского языка по теме»Слитное написание союзов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя школа»

Открытый урок по русскому языку 7 класс

Учитель Степанова М.Ю. Эпиграф уроку:

Корень учения горек, зато

плод его сладок.(Пословица)

Тема урока : Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же

Тип урока: объяснение нового материала.

1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.

2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы

4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.

тренироваться правильно писать союзы

составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация, проектор, экран, раздаточный материал

Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начинаем урок! Сегодня в нашем классе присутствуют гости. Поприветствуйте их. Я думаю, что сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нём знания помогут вам в старших классах при изучении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений в 9 классе,а также при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Ну что ж, я желаю вам успешной работы на уроке , думаю, что у вас все получится. Верьте в свои силы.

2. Проверка домашнего задания

А проверку домашнего задания мы проведем в форме мини –экзамена

(На столе лежат билеты, в каждом билете по одному вопросу по теме «Союз»

1. Что такое союз?

2.На какие группы по значению делятся сочинительные союзы? Приведите примеры

3.Чем отличаются союзы сочинительные от подчинительных? Приведите примеры

4.На какие группы по значению делятся подчинительные союзы? Приведите примеры.

5.Расскажите о простых и составных союзах.

— Итак, посмотрите внимательно на тему урока, над чем мы сегодня будем работать? Каковы задачи нашего урока?

1. Познакомиться с правописанием союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2. Научиться отличать союзы от омонимичных частей речи

Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа.

3. Проблемная ситуация. (На столах лежит лист№1)

Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?

.Он мал, зато удал.- Я поблагодарил друга за то , что он помог.

Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. – Сережа выполнил то же задание, что и я.

Оля легко решает задачи, сочинение также хорошо пишет. — Оля так же решила задачу, как и все остальные.

Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. — Что бы мне рассказать вам интересного? — Почему в каждой паре предложений выделенные слова пишутся по-разному? (во второй паре не союзы) – омонимичные части речи

— Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от омонимичных частей речи)

Поиск решения проблемы .

-. Проверим наше предположение, что союзы только в первых предложениях каждой пары (те, которые пишутся раздельно – не союзы)

— Как мы это сделаем? (надо знать, что такое союз, что соединяет — прост. предложения или однородные члены, значит, находим грам. основы)

— В чем отличие слов во вторых предложениях? (ничего не соединяют, можем задать вопрос, а к союзам не можем).

— Какие это части речи? (местоимение и наречие с частицей)

— Как определили? (задали вопрос, определили, какой член предложения)

Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

— Используя материал слайда № и параграфа 61, составьте памятку« Слитное написание союзов тоже, зато, чтобы, также».( Работа в паре).

1). Можно переместить часть на другое место.

2). Можно поставить вопрос.

3). Играет связующую роль.

4). Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

5). Нельзя поставить вопрос.

6). Не является членом предложения.

7). Является членом предложения.

8). Заменяем союзами И, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, НО.

9). Заменяем синонимом( самостоятельной частью речи).

— Сверим вашу запись со слайдом. ( Слайд №5).Поднимите руки, кто выполнил задание верно. Оцените свою работу.

Нельзя убрать или переместить часть на другое место.

Можно переместить часть на другое место.

Нельзя поставить вопрос.

Можно поставить вопрос.

Не является членом предложения.

Является членом предложения.

Играет связующую роль.

Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).

Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.

Обратимся к эпиграфу . ( 2 мин.)

Корень учения горек, зато плод его сладок.

Как вы понимаете, это народное мудрое изречение?

Какой частью речи является слово зато ?

Какое значение имеет союз зато ?

Закрепление материала На основе анализа стихотворения В. Берестова организовать повторение лингвистического материала. (5 мин.)

Цель: воспитание учащихся правильного понимания некоторых нравственных качеств (на слайде стихотворение В. Берестова)

Любили тебя без особых причин

За (то), что ты — внук.

За (то), что ты – сын.

За (то), что малыш.

За (то), что растёшь.

За (то), что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Ребята? Как вы поняли содержание стихотворения, особенно последних двух строчек

Делается вывод о том, что любовь близких насыщает человека «крепкой силой для трудной жизни» и поэтому любовь надо беречь.

Ребята объясняют пропущенные орфограммы;

Почему то пишем раздельно?

4.Первичное закрепление с комментированием .

-Потренируемся в применении памятки, проговаривая условия выбора соседу по парте. Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы. (Слайд № 6).

1). Приют наш мал, (за)то спокоен.

2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.

3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.

4). Надо верить в возможность счастья, что(бы ) быть счастливым.

5). Берись( за) то , что тебе по душе.

6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

7). В радости ведь то(же) нужна помощь.

— Сделаем вывод.(В предложениях 1, 4, 6. 7 выделенные слова- союзы, часть союза нельзя убрать или переставить на другое место, они не являются членами предложения, их можно заменить другими союзами. В предложении 2-местоимение с частицей, которую можно убрать. К местоимению можно поставить вопрос, оно является дополнением. В предложении3-наречие с частицей, к которому можно поставить вопрос как?, член предложения-обстоятельство, частицу же можно убрать или переставить на другое место. В 5 предложении – указательное местоимение с предлогом. Его можно заменить существительным дело, член предложения – дополнение.)

— Поднимите руку, кто может себе за эту работу поставить «5», «4», «3». Поставьте оценку на поля.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой . (Слайд №7).

Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно.

1) . Что(бы) мне подарить подруге?

2). Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы.

3). Незнакомец свернул за(то) здание.

4). Моряки то(же ) ушли в море.

5). Крики птиц смолкли, за(то ) над прудом запел соловей.

6). Не делай то(же ), что и все, если все делают плохо.

7). В дружбе доверие нужно так(же), как надежность.

8). Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то(же) время.

9). Журналисты собрались в студии , что(бы) обсудить проблему.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, меняются тетрадями, проверяют работы и сверяют по правильному ответу. (Слайд№ 8).

Что бы мне подарить подруге?

Неслышно было ничего такого, что бы нарушало спокойствие природы.

Незнакомец повернул за то здание.

Не делай то же, что и все, если все делают плохо.

В дружбе доверие нужно так же, как и надёжность.

Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то же время.

-Поднимите руку, кто в работе не допустил ни одной ошибки, кто одну или две., у кого больше трёх. Оцените вашу работу на этом этапе урока

6. Выборочное письмо. (учащимся раздаются листы с предложениями на парты)

1группа. Выписать предложения с союзами. 2группа. Выписать предложения с омонимичными сочетаниями.

1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за(то) их и любят.

2. Красавцы георгины не пахнут, за(то) они украшают сады до самых заморозков.

3. Друзья то(же) приехали.

4. На ней было то(же) платье, что и вчера.

5. Что(бы) ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.

6. Он открыл дверь, что(бы) спуститься по лестнице.

7. Так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.

8. Ребята нашего класса так(же) побывали на выставке цветов.

9. Что(бы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.

10. Почаще задумывайся, что(бы) хорошее сделать людям.

3. Проверь себя и оцени работу! Слайд

2. Красавцы георгины не пахнут, зато (= но) они украшают сады до самых заморозков.

3. Друзья тоже (= также) приехали.

6. Он открыл дверь, чтобы (= для того чтобы) спуститься по лестнице.

8. Ребята нашего класса также (= тоже) побывали на выставке цветов.

9. Чтобы (= для того чтобы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.

1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за (что?) то их и любят.

4. На ней было то (какое?) же платье, что и вчера.

5. Что (что?) бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.

7. Так (как?) же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.

10. Почаще задумывайся, что (что?) бы хорошее сделать людям.

5. Но я вам припасла задание посложнее. На строчке вам нужно расставить цифры от 1 до 10. Сейчас я буду медленно читать вам предложения, а вы должны будете под каждой цифрой ставить букву С, если тоже, также, чтобы, зато пишется слитно, Р — если раздельно.

1. Что бы мне подарить другу ко дню рождения? Р

2. Чтобы идти дальше, нужно переложить груз. С

3. То же слово, да не так бы молвить. Р

4. Что бы я делал без помощи друзей. Р

5. Я не попал на выставку, зато встретился с друзьями. С

6. Что бы ни случилось, не теряй бодрости, верь в дружбу. Р

7. Он прячет глаза и тоже хочет плакать. С

8. Вася также глядел вверх. С

9. Он говорил то же, что и всегда. Р

10. Я тоже хочу быть спортсменом. С

— А теперь поменяйтесь своими тетрадками с соседом по парте, возьмите в руки карандаш и давайте вместе проверим правильность выполнения этого задания.

Под цифрами 2,5,7,8,10 должна стоять буква С, в остальных — Р. Если у вашего соседа ответ записан неверно, то аккуратно карандашом перечеркните его.

Подсчитайте количество ошибок. Если ошибок нет – оценка 5, 1-2 ошибки – оценка 4, 3-5 – оценка 3

Составьте текст по опорным словам , которые распечатаны для вас на листках. (ребята работают в течение трёх минут). (3 мин.)

Составьте текст по опорным словам.

Что (бы) тебя уважали надо, (во) первых,…

Кроме того, нельзя…

Уважают человека так (же) и за…

Заслужить уважение трудно, (за) то…

Сегодня я узнал(а)

Я выполнял(а) задание…

Наш урок я хотела бы закончить синквейном

Ученики.
Старательные, думающие.
Анализируют, создают, учатся.
Работать с вами интересно!
Молодцы.

-На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.

1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи.

2).Подготовить тест из 5-8 заданий « Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато » .

«Слитное написание союзов также, тоже, чтобы »

Союз Местоимение или

наречие с частицей

1. Нельзя задать вопрос 1. Можно задать вопрос

2. Не являются членами 2. Являются членами предложения предложения

3. Пишутся слитно 3. Пишутся раздельно

(тоже, также, чтобы) (то же, так же, что бы)

Отличайте союзы от других частей речи!

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

Отличайте союзы от других частей речи!

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

Отличайте союзы от других частей речи!

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

Тестовая работа (7 класс)

Тема: « Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

І. В каждом столбике укажи союз

ІІ. Укажи предложения с союзами

1)По окончанию митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался.

2)Так (же), как в море, над лугами дуют ветры.

3) Олегу то (же) не сиделось в бричке.

4)Мне он то (же) советует заниматься спортом.

5)Что (бы) писать грамотно, надо знать теорию.

ІІІ. Распредели в два столбика

1)Слова, которые пишутся слитно

2)Сова, которые пишутся раздельно

1.Слева от дороги то (же) были холмы.

2.Лес так (же) хорош, как и три года назад.

3.Что (бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пешком.

4.Убранство других комнат так (же) не отличалось комфортом.

5.То (же) слово, да не так бы молвить.

6.Что (бы) вы нам пожелали пред отъездом?

7.Кругом всё было так (же) тихо, как накануне

Тестовая работа (7 класс)

Тема: « Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

І. В каждом столбике укажи союз

ІІ. Укажи предложения с союзами

1)Приют наш мал, за (то) спокоен.

2)В школе я любил историю, интересовала меня так (же) физика.

3)Так (же), как и вчера, с утра моросил дождь.

4)Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

5)Что (бы) вы мне посоветовали почитать?

ІІІ. Распредели в два столбика

1)Слова, которые пишутся слитно

2)Сова, которые пишутся раздельно

1.Мне надо подумать о том, что (бы) я хотел пожелать выпускникам школы.

2.Мне нравится тишина ночи, звуки раннего утра мне так (же) милы.

3.Характер для человека – это то (же), что запах для цветка.

4.Он учится в автошколе, я то (же) хочу там учиться.

5.И завтра будет то (же), что вчера.

6. Мы тоже идём на премьеру спектакля в наш театр.

7.Я благодарен вам за (то), что вы мне сделали.

урока по русскому языку в 7 классе

Тема урока «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы »

Были поставлены цели урока:

1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.

2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы

4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.

научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.

тренироваться правильно писать союзы

составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи

На уроке использовались элементы проблемного обучения. Приемы проблемного изложения знаний происходили на всех этапах урока:

«Открытие» детьми нового знания.

Для постановки учащимися темы и целей урока был использован подводящий диалог.

На уроке использовались различные виды работы: словарная работа, работа у доски, самостоятельная работа учащихся в тетрадях с последующей проверкой. Использовались электронные ресурсы.

Все учащиеся были охвачены работой.

В конце урока на этапе «Рефлексия» были сделаны выводы по уроку, выставлены оценки.

Цели урока достигнуты. Минусы – на этапе поиска решения проблемы был замедлен темп урока, поэтому диагностический тест был перенесен на второй урок по данной теме.

2. Рубрика «Это интересно». Выступление учащегося на тему «Происхождение союзов».

Слово «союз» пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Это слово было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать узы. Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и сочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия. Составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием

Правописание союзов

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1463.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1463.

Служебные части речи требуют особенного внимания, так как их правописание в значительной степени традиционно. Это можно сказать и о союзах, которым посвящена наша статья.

Что такое союзы

Союзом называется такая часть речи, которая служит для связи синтаксических элементов: однородных членов, сравнительных оборотов, частей сложного предложения.

Союзы изучают в 7 классе; их можно разделить на сочинительные и подчинительные, простые и составные, производные и непроизводные. Сложность представляет правописание союзов производных, в том числе составных.

Союзы тоже, также, чтобы, зато и т.п.

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ, ПОЭТОМУ, ПОТОМУ пишутся слитно.

Казалось бы, что трудного запомнить несколько словарных слов? Конечно, трудность заключается не в этом, а в том, чтобы отличить союз от его омофона – другого слова или двух слов, которые произносятся так же, а пишутся иначе. В таблице можно посмотреть правописание союзов слитно и раздельно – похожих на них слов.

Не союз

Тоже (мы тоже пришли = и мы пришли)

То же (выполнил (какое?) то же задание)

Также (мы также пришли = и мы пришли)

Так же (выполнил (как?) так же, как и я)

Чтобы (пришел, чтобы купить = пошел, для того чтобы купить)

Что бы (не знал, что (что?) бы рассказать)

Зато (опоздал, зато пришел = опоздал, но пришел)

Свернул (за какое?) за то здание)

ТО ЖЕ и ТОЖЕ, ТАК ЖЕ и ТАКЖЕ

Чтобы отличить сочинительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ от омофоничных сочетаний местоимения или наречия с частицей ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, лучше воспользоваться сразу несколькими наблюдениями.

Во-первых, в сочетаниях ЖЕ – это модальная частица, ее обычно можно выкинуть без потери смысла: Я надела то же платье, что и вчера = то платье, что и вчера.

Во-вторых, действенен метод синонимов: союзу синонимичен союз. В данном случае ТОЖЕ=ТАКЖЕ=И.

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ употребляются постпозиционно, то есть после слова, а не перед.

Пример: Я опоздал, он также пришел позже= он тоже = и он пришел позже.

Надо запомнить устойчивые сочетания “то же самое”, ” одно и то же”.

ЗАТО и ЗА ТО

Воспользуемся и в этом случае двумя способами проверки.

ЗА ТО – это предлог с местоимением. К местоимению можно поставить вопрос: Спрячься за то дерево – за какое? За то ему и влетело – за что?

К союзу нельзя поставить вопрос, но к нему можно подобрать синонимичный союз: Он глупый, зато веселый = глупый, но веселый.

ЧТОБЫ и ЧТО БЫ

И опять два способа для подстраховки.

ЧТО БЫ – это местоимение с формообразующей частицей. Формообразующую частицу также можно выкинуть, а можно переставить: Что бы мне почитать о бактериях? – Что мне почитать о бактериях? Что почитать бы мне…

Союз ЧТОБЫ синонимичен союзу “для того чтобы”: Я ушел, чтобы не мешать. = Я ушел, для того чтобы не мешать.

ПОЭТОМУ и ПО ЭТОМУ, ПОТОМУ и ПО ТОМУ

Надо запомнить выражение “во что бы то ни стало”.

Сочетания с раздельным написанием – это местоимения с предлогом. К местоимениям можно поставить вопрос: мы шли по (какому?) этому берегу, а они – по (какому?) тому.

Можно воспользоваться синонимами. ПОЭТОМУ = ПОТОМУ.

Пример: Было темно, поэтому (=потому) мы заблудились.

Другие трудные союзы

Стоит запомнить также правописание союзов КАК БУДТО; СЛОВНО БЫ; ПОТОМУ ЧТО; ПРИЧЕМ; ТО ЕСТЬ; ТАК КАК; ТАК ЧТО.

Что мы узнали?

Ряд союзов вызывает трудности при написании, так как их легко спутать с омофоничными (одинаково звучащими) сочетаниями. Для проверки лучше использовать сразу два способа. Один из них – это метод синонимов (союзу синонимичен союз). Другой опирается на особенности слов, из которых состоит сочетание. Есть также союзы и устойчивые сочетания, которые нужно просто запомнить.

источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-temeotlichie-na-pisme-soyuzov-zato-tozhechtobi-ot-mestoimeniy-s-predlogom-i-chasticami-i-soyuza-takzhe-o-1715700.html

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/pravopisanie-soyuzov-7-klass.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чтобы купить недорого как пишется
  • Чтобы кто не говорил как пишется
  • Чтобы как узнать как пишется
  • Чтобы как пишется через тире
  • Чтобы как пишется через дефис