Цены не являются публичной офертой как написать на сайте

Вы наверняка встречали в рекламе фразу «не является публичной офертой». Зачем ее добавляют? И что вообще такое публичная оферта? «Текстерра» вместе с юристами изучила проблему. Маркетологам, SMM-менеджерам и специалистам по рекламе особенно следует разобраться в теме.

1. Что такое оферта?

Оферта – это предложение определенных условий сотрудничества. Существует два вида оферты: публичная и непубличная.

Непубличная оферта нацелена на одного конкретного человека или компанию. Примером могут служить сообщения в частной переписке. Вы пишете менеджеру отеля и получаете от него предложение с индивидуальной ценой и персональной скидкой. Менеджер по продажам отправляет коммерческое предложение потенциальному бизнес-партнеру, предлагая ему особые условия сотрудничества (вариант рассрочки, индивидуальные скидки).

В публичной оферте, в отличие от непубличной, предложение нацелено на всю аудиторию – предназначено для всех. Массовая email-рассылка, ценники товаров на полке супермаркета, каталог продукции на сайте – это все примеры публичной оферты. Нравится вам это или нет, но, если человек решил воспользоваться вашим предложением из публичной оферты, изменить ее условия «здесь и сейчас» вы не сможете.

Такая неизменность условий – одно из отличий публичной оферты. В случае непубличной оферты обе стороны могут обсудить предмет сделки и прийти к компромиссу. Например, юрист может подготовить протокол разногласий и обсудить его с противоположной стороной. Сам договор до тех пор, пока он не подписан партнером, также считается офертой: он содержит предложение о сотрудничестве и его условия, но до подписания ни к чему не обязывает участников.

Всё о публичной оферте – за 10 вопросов-ответов

Рассылка издательства «МИФ» с описанием условий акции – пример публичной оферты

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

2. Чем публичная оферта отличается от рекламного предложения?

Грань между ними – как тонкий лед. Из-за неопределенности в этих понятиях часто происходят судебные разбирательства между продавцами и покупателями.

Гражданский кодекс призывает рассматривать рекламу лишь как «приглашение» сделать оферту (ст. 437 ч.1), поскольку в рекламном сообщении, как правило, не содержатся все существенные условия договора. В то же время, если в рекламном сообщении будут прописаны все условия будущей сделки, его уже можно считать публичной офертой (ст. 437 ч.2).

Оферта должна содержать все характеристики предлагаемого товара и условия будущего договора. Тот, кто отправляет оферту потенциальному клиенту, обязан заключить с ним договор при желании клиента и выполнить обязательства.

3. Зачем в рекламе ставят фразу «не является публичной офертой»?

Чтобы у покупателей не было повода на основании рекламы предъявить претензии к продавцу. Это может обезопасить рекламодателя, если он захочет изменить условия продажи товара или оказания услуги. Например, повысить стоимость, предложить товар с отличающимися характеристиками – или просто для избежания проблем в случаях, когда рекламируемый товар по заявленной цене закончится, а покупатель будет настойчиво его требовать.

Если вы направляете рекламное сообщение широкой аудитории и фраза «не является публичной офертой» в нем отсутствует, по закону вы обязаны реализовать ваше предложение по тем условиям, которые вы сами озвучили.

Татьяна Петренко

Татьяна Петренко

генеральный директор и управляющий партнер Legal Lab Pro

Например, компания tutu.ru в своих письмах указывает конкретные даты, когда будут актуальны цены на билеты, но даже при этом не забывает заявить об отсутствии оферты: «Цены актуальны на 20 июля на 10 утра, не является публичной офертой».

4. Как публичная оферта может защитить права потребителя? В каких случаях можно на нее ссылаться?

Публичная оферта регулирует права продавца и покупателя как онлайн, так и офлайн. Возьмем распространенную ситуацию из супермаркета: на полке мы видим товар с одним ценником, а когда приносим его на кассу, нам называют другую стоимость. Это незаконно. Покупатель вправе потребовать продать ему товар по цене, указанной на ценнике, так как это условие публичной оферты.

Это дорого вам обойдется: отвечаем на 21 вопрос об авторском праве

Это дорого вам обойдется: отвечаем на 21 вопрос об авторском праве

5. Карточки товаров в интернет-магазине – это публичная оферта?

Карточки товаров в интернет-магазине или на маркетплейсе законодательно признаются публичной офертой. Этому посвящен второй пункт 494 статьи Гражданского кодекса РФ: «Предоставление сведений о продаваемых товарах (описание, фотоснимки, каталоги) в сети интернет независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи (наименование товара и его количество), признается публичной офертой».

Это общее правило для всех продавцов. Но из него есть исключения:

  • представленные товары не предназначены для продажи (об этом говорит этикетка на самом товаре, стикер или другая пометка);
  • присутствует фраза «данное предложение не является публичной офертой».

Если продавец интернет-магазина не укажет в публичной оферте важные характеристики товара, впоследствии договор купли-продажи можно будет расторгнуть в суде и вернуть уплаченные деньги. Например: потребитель, ссылаясь на отсутствие в публичной оферте точного описания товара (а именно – размеров) и правил возврата товара, спустя два месяца после покупки смог вернуть денежные средства за товар, так как размер товара не соответствовал фотографии на сайте.

Юлия Андронова

Юлия Андронова

юрист онлайн-бизнеса

6. Фото товара в соцсетях с указанием цены – это тоже публичная оферта?

Да. Фото товара с ценником в соцсетях, так же как карточки товара в интернет-магазинах, по закону (п.2 494 ст ГК РФ) признается публичной офертой.

Но если работник компании решит сфотографировать какой-то товар в магазине вместе с ценником и выложить на своей странице не с целью продажи, такой пост не будет считаться публичной офертой.

7. Является ли сайт публичной офертой?

Не на каждом сайте что-нибудь продается. Поэтому информационные, новостные и другие медийные сайты, как правило, к публичной оферте отношения не имеют. Другое дело – сайты интернет-магазинов и коммерческих компаний.

Если на сайте представлены товары и услуги с описанием и ценами, предназначенные для продажи, есть возможность зарегистрировать личный кабинет, совершить заказ (например, позвонив по телефону), описаны условия доставки и возврата, этот сайт будет считаться публичной офертой.

Владелец такого ресурса не вправе писать, что данный сайт носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой. Однако для исключительно рекламного лендинга такая фраза допустима.

Всё о публичной оферте – за 10 вопросов-ответов

При регистрации на сервисе самиздата пользователя просят ознакомиться с публичной офертой

Я фрилансер – как мне выгоднее платить налоги?

Я фрилансер – как мне выгоднее платить налоги?

8. Какая оферта нужна онлайн-школе?

Онлайн-обучение проводится дистанционно, поэтому школа не может подписать договор с каждым учеником. Однако перед продажей того или иного курса/вебинара/мастер-класса компания или преподаватель (если он выступает в качестве индивидуального предпринимателя) обязан ознакомить будущих студентов с условиями обучения. Поэтому каждая онлайн-школа должна разместить у себя на сайте публичную оферту, в которой будут указаны порядок и сроки обучения, порядок возврата денежных средств клиентам.

В публичной оферте онлайн-школы следует указать, что материалы курса являются объектами авторского права. На странице с оплатой обучения необходимо поставить активную ссылку на публичную оферту, чтобы ученики могли ознакомиться со всем, что в ней написано.

Не советую использовать готовые шаблоны оферты. Если на этом документе строятся бизнес-процессы компании, то рано или поздно возникнут споры с учениками. Шаблон из интернета всего предусмотреть деталей не может. Если клиент обратится в суд, тот взыщет не только спорные денежные средства, но и 50% сверху от присужденной суммы за то, что не договорились раньше, а также госпошлину и расходы на юриста клиента. Риск – дело благородное, но ничто так не защитит бизнес, как индивидуальная продуманная публичная оферта.

Екатерина Орлова

Екатерина Орлова

юрист, основатель Women in law

Всё о публичной оферте – за 10 вопросов-ответов

Пример размещения оферты в футере сайта образовательной платформы GeekBrains

9. Когда бизнесу нужна публичная оферта?

Закрытого перечня случаев, когда публичная оферта обязательна, нет. Предприниматель сам решает, использовать ему такую оферту или нет. Например, публичная оферта подходит для ситуаций, когда продавцу необязательно знать о покупателе специфическую информацию: его финансовое положение, кредитную историю, задолженность перед бюджетом и т.п. И напротив, очевидно, что для заключения кредитного договора или страхования жизни использовать публичную оферту недопустимо.

Консалтинговая компания «ЮКЕЙ»

Консалтинговая компания «ЮКЕЙ»

10. В каких случаях договор на бумаге нельзя заменить публичной офертой?

Договор необходим, если компания или ИП предлагают клиентам нетиповую услугу с индивидуальными условиями.

Например, продавец готов обсудить и предоставить персональную скидку, составить индивидуальный график оплаты, предложить кредит или рассрочку. В каждом из этих случаев нужен договор. Если вы готовы с каждым клиентом обсуждать индивидуальные условия работы, одной публичной оферты будет недостаточно.

25 мифов о вашей зарплате, больничных и отпуске – хватит верить эйчарам!

25 мифов о вашей зарплате, больничных и отпуске – хватит верить эйчарам!

Договор можно заключить не только в бумажном виде, подписав его ручкой. Когда мы покупаем товар в супермаркете, то тоже заключаем договор. Но в этом случае условия едины для всех и прописаны продавцом заранее. На юридическом языке такое действие называется акцептом оферты.

Оферту может использовать практически любой бизнес. Если составить ее грамотно, это упростит продажи и позволит избежать споров с покупателями.

Рассмотрим в этой статье следующие вопросы:

  • Что такое оферта 
  • Когда договор по оферте считается заключенным 
  • Как составить акцепт для B2B 
  • Как заключить договор по оферте 
  • Виды оферты 
  • Чем публичная оферта отличается от рекламы
  • Правила использования оферты для интернет-магазинов 
  • Что включить в публичную оферту для интернет-магазина
  • Где разместить оферту

Что такое оферта

Оферта — это предложение заключить договор, содержащее все необходимые для этого условия. Такие условия еще называют существенными. Конкретного определения существенности для любых договоров нет — нужно смотреть требования к виду договора в Гражданском кодексе. Например, для договора купли-продажи товара необходимые условия указаны в ст. 454 ГК РФ, для договора подряда — в ст. 702 ГК РФ.

Процесс создания, заключения и отзыва оферты регулируется ст. 435 ГК РФ.

Обычно существенными условиями считаются:

  • описание продавца и покупателя;
  • условия покупки товара: процесс заключения сделки, цена, когда договор считается заключенным;
  • условия отмены оферты; 
  • условия изменения оферты.

Если в оферте не будет всех нужных существенных условий, суд может посчитать, что такая оферта не имеет силы.

Когда договор по оферте считается заключенным

Одно из существенных условий любой оферты — наличие акцепта, то есть условия, при котором договор считается заключенным. Акцепт — это явное действие, которое подтверждает, что клиент согласен с условиями оферты.

Акцепт должен быть однозначным. В офлайне это обычно факт оплаты. Когда вы ходите по супермаркету, смотрите на товары, несете их на кассу — все это можно считать процессом рассмотрения оферты. Когда же оплата совершена, оферта считается заключенной. 

ofd

Контролируйте бизнес удаленно: проверяйте, сколько денег в кассе и на расчетном счете, настройте уведомления о работе кассы

Попробовать

В интернет-магазинах обычно встречается несколько вариантов акцепта:

  • оповещение, что в момент оплаты вы соглашаетесь с условиями продажи;
  • отметка, что вы согласны с условиями продажи, до перехода на экран оформления заказа — когда вы ставите галочку «Согласен с условиями»;
  • принятие условий продажи в момент регистрации аккаунта;
  • подтверждение заказа переходом по ссылке из почты или указанием кода из sms или push-сообщения.

В качестве акцепта лучше указывать действие, которое бизнес может доказать. Самый эффективный способ — полная оплата товара или услуги. В случае с онлайн-офертой подтвердить факт оплаты может банк и сервис, через которые клиент проводил платеж.

Бездействие не считается акцептом. То есть в оферте нельзя указать, что договор считается заключенным, если клиент не сказал иное. 

Как составить акцепт для B2B

Сложнее составлять акцепт, если вы продаете товары или оказываете услуги не физическим лицам, а бизнесу. Нужно убедиться, что человек, принимающий условия оферты, имеет право действовать от лица компании или ИП. Иначе бизнес может отказаться — например, ИП скажет, что аккаунт на сайте зарегистрировал посторонний человек, данные ИП взял в открытом доступе, поэтому никаких обязательств предприниматель нести не собирается. 

Поэтому для B2B-сферы акцептом часто выступает факт оплаты с расчетного счета покупателя по счету исполнителя — такое действие просто доказать с помощью банка. В качестве акцепта можно прописать только часть платежа — например, оферта может считаться заключенной, даже если клиент заплатит 1 % от общей суммы договора. Размер суммы здесь формальность, главное — факт перевода денег со счета.

Как заключить договор по оферте

Действует правило: оферта + совершение акцепта = заключение договора. Никакие подписи и печати для подтверждения не нужны. Если договор заключен с помощью оферты и акцепта, то он приравнивается к обычному бумажному договору, стороны обязаны исполнить договоренности, а менять правила можно только с помощью совместных дополнительных соглашений.

Если какая-то из сторон не согласна с договоренностями, действуют правила, аналогичные ситуации с обычным договором. Например, можно использовать досудебный порядок разрешения спора с помощью претензий, а если не выйдет, идти в суд.

Как и в случае с обычным договором, заключенный договор по офорте не может полностью или частично противоречить закону. Если спор о пунктах договора дойдет до суда, его могут отменить полностью или признать незаконными только конкретные его части.

Виды оферты

Оферты делят на два вида в зависимости от того, кому вы предлагаете заключить договор. 

Простая оферта, или непубличная — это оферта, которую направляют конкретному человеку или компании. Например, вы отправляете на почту предложение разработать сайт с указанием всех условий и с явно прописанным акцептом в виде оплаты аванса. Если получатель согласен, он просто совершает акцепт, договор считается заключенным.

Если кто-то еще захочет работать с вами на аналогичных условиях, вы не обязаны соглашаться — оферта была предназначена конкретной компании. 

Публичная оферта — предназначена для неопределенного круга лиц. Она должна быть размещена, как следует из названия, в открытом доступе, чтобы любой человек мог найти ее и выразить согласие.

Например, оферту можно разместить на отдельной странице сайта, сделать на нее ссылку на главной странице и на странице оформления заказа, указать, что это условия продажи.

Условия оферты должны соблюдать обе стороны договора. Если вы разместили на сайте предложение купить товар за 100 руб., нельзя брать за него 500 руб. Клиент может предъявить претензию и в итоге через суд получить товар по указанной в оферте цене. 

Аналогичные правила действует и в офлайн-магазинах. Если на полке есть ценник, то продавать придется по указанной на нем цене. Не важно, что на кассе пробивается другая сумма, потому что продавец забыл поменять ценник.

Чем публичная оферта отличается от рекламы

На рекламных носителях часто встречается такие формулировки:

  • «предложение не является публичной офертой»;
  • «размещенные данные носят информационный характер и не являются публичной офертой». 

Это попытка ограничить ответственность, но если покупатель все же решит добиться заключения сделки, то суд будет смотреть на содержание рекламы, а не на формулировки о снятии ответственности.

Дело в том, что реклама может быть одновременно и офертой, нужно смотреть на нюансы:

  • Публичная оферта: это может быть в том числе информация рекламного характера, с указанием конкретных условий сделки, точного описания товара и его цены. Например, баннер, на котором написано «Каждое утро в бургерной — кофе и булочка с корицей за 100 рублей», содержит описание товара и его конкретную цену. Скорее всего, суд признает такую рекламу публичной офертой.
  • Просто реклама: оповещение о том, что бизнес продает какой-то товар. Например, баннер с предложением «Булочки и кофе каждое утро от 100 рублей» — не оферта, потому что нет конкретной цены.

В рекламе лучше избегать информации, которую можно принять за оферту. Или быть готовым совершать сделки по указанным условиям: если указать точную цену и показать конкретный товар, скорее всего, придется продать его за эту сумму.

Подстраховаться можно, указав в рекламе ограничения по сделке — например, что срок действия акции такой-то и количество товаров ограничено. Тогда, даже если это и публичная оферта, продавать товар по указанной цене придется, только если он есть в наличии в указанный срок.

Правила использования оферты для интернет-магазинов

Если вы продаете товары через интернет, нужно обязательно составить оферту и следить за ее соблюдением (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Штраф за работу без публикации оферты — до 40 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ). 

Вот какие требования указаны: 

  • При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.
  • Продавец должен подтвердить заключение договора на условиях оферты. Делают это после того, как покупатель выразил желание заключить договор. Это подтверждение должно содержать номер заказа или другой способ идентификации заказа.
  • Нужно обеспечить покупателю возможность ознакомиться с офертой, то есть явно показать ссылку на страницу с условиями продажи.
  • В оферте обязательно должна быть указана информация о порядке возврата товара, а точнее о распределении расходов по этому возврату. Исключение — если товар ненадлежащего качества, на его возврат все расходы несет продавец.

Требование обязательно составить и разместить оферту касается только магазинов по дистанционной продаже товаров. Если вы продаете что-то другое, например, онлайн-обучение или услуги, такой обязанности нет.

Что включить в публичную оферту для интернет-магазина

Оферта — это предложение заключить договор, в котором перечислены все условия этого договора и порядок согласия. Добавляйте в него всю существенную информацию, которая есть в обычных договорах.

Информация о продавце. Обычно это реквизиты, название организации и ИП. Обезличенной оферта быть не может, клиент должен понимать, с кем вступает в правовые отношения.

Информация о клиенте. Укажите в предложении, кто может на него согласиться. Обычно устанавливаются какие-то ограничения — например, только для физических или только для юридических лиц.

Важно не нарушать и не ущемлять права потребителей, иначе возникнет риск получения штрафа. Например, нельзя ограничивать покупателей по возрасту, национальности, социальному происхождению, религии.

Многое в ограничении зависит от формулировки. Например, не стоит писать, что купить товар могут только жители Саратова. С другой стороны, можно указать, что покупателями по договору могут быть только физические лица, которые заберут товар из пункта самовывоза, расположенного по конкретному адресу в Саратове.

Информация о товаре или услуге. Важно указывать конкретные, а лучше — измеримые характеристики. Например, вы можете продавать салаты, состоящие из конкретных ингредиентов, с определенным весом. Но не стоит писать «вкусный салат», потому что характеристика «вкусный» — субъективная. 

В разделе с информацией о товаре указывают и всевозможные ограничения. Например, если бизнес занимается доставкой еды, то покупателей обычно предупреждают, что изображение в онлайн-меню — только вариант сервировки блюда, сам товар может визуально отличаться.

Акцепт оферты. Описание действия клиента, после которого оферта считается принятой, а договор заключенным. Для интернет-магазина это чаще всего оплата товара, которая иногда дополнительно подтверждается вводом кода из sms. 

Обязанности и ответственность сторон. В этот раздел, как и в случае с любым договором, включают информацию о том, что должен делать продавец и клиент и что происходит, если они нарушили условия договора.

Условия получения товара. В случае с интернет-магазином нужно подробно расписать, как клиент будет получать товар. Например, если выбрана доставка курьером, убедитесь, что вы предлагаете покупателю указать адрес. В условиях доставки прописывают и сроки, в течение которых нужно передать товар — например, доставка курьером в такой-то день или доставка в пункт самовывоза такого-то числа, а затем хранение там в течение какого-то времени.

В договоре стоит описать, что происходит, если покупатель отказывается от товара или создает ситуацию, когда вы не можете отдать ему товар. Например, не открывает дверь курьеру.

Условия возврата товара. Расскажите, как устроен процесс возврата товара ненадлежащего качества, что нужно делать покупателю, что продавцу, в какие сроки. Убедитесь, что договор соответствует закону о защите прав потребителей.

Убедитесь, что в договоре есть условия возврата товара надлежащего качества — в дистанционной торговле такое право дается покупателю законом. Вам нужно предусмотреть порядок возврата, а также уточнить, кто и как несет расходы на этот возврат. Например, магазины в оферте указывают, что покупатель может вернуть товар, тогда они перечислят ему деньги, но вычтут из суммы расходы на доставку товара и комиссию банка за перевод средств.

Условия оферты можно поменять в любой момент, но только для новых клиентов. Если человек уже принял оферту, правила и условия для него и для компании зафиксированы, менять их нельзя. Проще говоря, если на сайте указана цена 100 рублей, после заключения сделки поменять ее и попросить клиента доплатить не получится, это незаконно.

Где разместить оферту

Оферту нужно разместить так, чтобы к ней был открыт доступ без каких-либо ограничений. Например, не стоит размещать оферту на странице сайта, доступ к которой откроется только после оплаты заказа. Такая оферта, вероятнее всего, будет признана судом незаконной, сослаться на нее в спорах с покупателями не получится. 

Если у вас интернет-магазин, разместите оферту на отдельной странице, дайте ссылку на оферту на главной странице и на этапе оформления заказа. Назовите страницу так, чтобы пользователь понял, что это оферта.

Обычно создают страницу «Условия продажи» или «Оферта», размещают на нее ссылку на странице «О компании», в подвале сайта рядом с контактными данными, и просят подтвердить согласие с офертой на этапе регистрации аккаунта и оформления заказа.

Если вы занимаетесь дистанционной торговлей без сайта, например, продаете товары в соцсетях, оформить и разместить оферту все равно нужно. Подготовьте текст, сохраните его на любом облачном сервисе и опубликуйте ссылку на документ.

Как избежать ошибок в договоре оферты

И не потерять клиентов и деньги

Ольга Тонкушина

изучила судебную практику

Малый бизнес редко обращается к юристам за составлением оферты. Предприниматели копируют ее у конкурентов или скачивают из интернета, меняя чужие данные на свои.

Если при составлении оферты не учтены особенности бизнеса и нормы законодательства, вы рискуете получить судебный иск и потерять деньги.

Мы рассмотрели реальные «узкие места» в офертах, которые стали причиной споров с клиентами, и спросили у юристов, как их исправить.

Оферта — предложение заключить договор на определенных условиях.
Если клиент согласен с ними, он принимает оферту: подписывает документы, регистрируется на сайте, оформляет заказ или оплачивает покупку. В этот момент оферта становится полноценным договором, по которому у продавца и покупателя возникают права и обязанности.

При продажах через интернет составляйте и размещайте оферту на отдельной странице. Если ее не будет, суд рассмотрит как оферту сам текст на сайте с товаром или услугой.

Оферта подходит вашему бизнесу, если вы продаете товары и услуги всем клиентам на одинаковых условиях. Например, интернет-магазин продает книги. Для любого покупателя стоимость конкретной книги, правила оформления заказа, условия оплаты и доставки будут идентичны.

Ошибка 1: неточное описание услуги

Покупатель после оплаты вправе получить услугу того качества и функционала, как это указано в оферте. Не надейтесь, что он поймет ваше предложение так же, как его понимаете вы.

Расскажите в договоре обо всем, что касается услуги: кто ее оказывает и в какое время, из каких этапов она состоит и что входит в каждый этап.

Некорректное указание услуг — частая проблема фитнес-клубов, школ танцев и других подобных заведений. Например, фитнес-клуб в оферте указывает весь комлекс услуг, которые может предоставить: и тренажерный зал, и солярий, и сауну, и соляную пещеру. О том, что перечень услуг ограничен типом карты или тарифа — всего одно предложение без конкретики. Клиент оплачивает недорогой тариф и требует предоставления всех указанных услуг. Поэтому в договоре оферты нужно подробно расписывать услуги по каждому тарифу.

Ошибка 2: отсутствие услуги в оферте

Важно, чтобы в договоре были корректно прописаны все услуги и основания, на которых вы их оказываете.

Например, на сайте образовательного центра размещено описание образовательной услуги, а в оферте указано, что компания осуществляет консультационно-информационные услуги. Лицензии на оказание образовательных услуг нет. Клиенты обратились в суд, чтобы вернуть деньги, уплаченные за курсы.

Клиенты суд выиграют. Основания: несоответствие описаний, введение в заблуждение и нарушение правил оказания образовательных услуг. Кроме того, организации могут оказывать такие услуги только при наличии лицензии. Она не требуется ИП, работающим индивидуально, например, репетиторам. Если бы на сайте не было указано, что услуги оказывает образовательный центр, то был бы шанс выиграть дело.

Алена Ива

юрист, предприниматель

Ошибка 3: недоработка описания товара в оферте

Когда вы описываете товар, укажите его габариты, вес, цвет, материал, марку и страну производства, срок годности, состав — все, что знаете о продукте. Учтите, что если вы продаете товар как комплект, то клиент имеет право вернуть его комплектом.

Например, клиент купил в интернет-магазине комплект шин — 4 штуки. Когда он принимал товар в транспортной компании, на одной обнаружил дефект.

Доукомплектовать нельзя — это были последние четыре шины такого типа, поэтому и продавались как комплект со скидкой. Теперь клиент требует заменить или вернуть деньги за все четыре, а не за одну.

Клиент имеет право вернуть все шины, поскольку в публичной оферте название товара звучит как «комплект шин». Но даже если бы клиент купил шины поштучно, суд на его стороне, потому что использование шин носит комплексный характер. А вот при покупке поштучно нескольких одинаковых стульев магазин вправе заменить только один стул или вернуть за него деньги. Конечно, суд может принять решение и в пользу клиента, но доказывать невозможность приобретения аналогичного товара покупателю придется самому.

Николай Сафьянов

бизнес-юрист

Ошибка 4: в оферте указан отсутствующий товар

Если магазин работает под заказ с отгрузкой товара со склада поставщика, существует риск, что уже оплаченного потребителем товара нет в наличии.
Офлайн-магазинам проще. Перед заключением договора купли-продажи они могут созвониться с поставщиком и уточнить наличие товара на складе.

В интернет-магазине покупатель соглашается с вашими условиями, отправляя заявку или сразу оплачивая товар, то есть акцептует оферту. У продавца возникает обязанность отгрузить товар, даже если выяснилось, что у поставщика его нет и неизвестно, когда будет.

Например, покупатель заказал и оплатил в интернет-магазине видеорегистратор за 3690 рублей. Со стороны магазина заказ подтвердили сообщением на электронную почту и телефон. Позже менеджер выяснил, что товар отсутствует, и предложил выбрать другой вариант. Покупатель не согласился и обратился в суд с требованием взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей и штраф.

Суд постановил, что продавец необоснованно отказался от исполнения договора-купли продажи в одностороннем порядке. Интернет-магазин вернул деньги за видеорегистратор, выплатил компенсацию морального вреда 2 000 рублей, штраф 1 000 рублей и госпошлину 700 рублей.

Включите в оферту пункт о том, что вы будете делать в случае отсутствия товара на складе. Например, согласуете новые сроки отгрузки, вернете деньги или замените товар на аналогичный по согласованию с покупателем. Еще лучше — напишите на странице товара или в оферте, что покупатель после оформления заказа должен дождаться письма — подтверждения наличия товара на складе, и только после этого переводить деньги. То есть, условия оферты действуют, только если товар есть в наличии. В этом случае принятием договора будет действие, нацеленное на покупку товара, но совершенное после того, как придет письмо-подтверждение от менеджера магазина.

Алена Ива

юрист, предприниматель

Ошибка 5: непонятно, что будет принятием оферты

Оферта становится договором, когда клиент ее акцептует, то есть выполнит определенное действие, подтверждающее его согласие с вашими условиями. Обязательно напишите в тексте оферты, каким должно быть это действие.

Например, эксперт по продажам проводит онлайн-курсы. Курс стоит 10 000 рублей, клиент перечислил 5 000 рублей, пообещал перечислить еще 5 000 рублей позже. Но до начала курса полную оплату так и не произвел. Зато настаивает на прохождении половины курса на сумму оплаты. Автор курсов отказывает в допуске, клиент собирается идти в суд.

Если клиент подаст иск, суд будет исходить из норм закона и субъективных ощущений судьи. Трактовка ситуации может быть как в пользу клиента, так и в пользу инфобизнесмена. В этом случае стоило прописать следующее условие: «К курсу допускаются слушатели, оплатившие 100% стоимости». В более общем случае: «Заказчик производит акцепт оферты путем 100% предоплаты услуги/товара».

Алена Ива

юрист, предприниматель

Ошибка 6: явно ошибочные цены на сайте

Цены, указанные на сайте, — существенное условие публичной оферты. При оплате товара покупатель принимает оферту, то есть заключает договор. Если продавец отказывается отгрузить товар по заявленной цене, он расторгает договор в одностороннем порядке и нарушает ст. 432 ГК РФ и Закон «О защите прав потребителей».

В интернет-магазинах такие ситуации возникают регулярно из-за задержки выгрузки обновленных цен, технических ошибок на сайте, человеческого фактора.

Предприниматели пытаются защититься от продажи товара по заниженной цене с помощью фразы: «Сайт носит информационный характер. Указанные цены не являются публичной офертой».

Например, на сайте произошла техническая ошибка и все пуховики вышли с ценой 0 рублей. Один покупатель успел оформить пуховик по такой цене. Клиенту объяснили, что произошел сбой на сайте, но он настаивает, что стоимость — публичная оферта. Хотя внизу страницы есть приписка о том, что цены ей не являются.

Фраза «Не является публичной офертой» не имеет юридической силы. Многие компании, которые занимаются интернет-торговлей, подменяют понятия и используют правила ст. п.1 ст. 437 ГК РФ: «Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении». Однако эта норма не распространяется на продажу товаров дистанционным способом. Продавцу придется доказывать факт технического сбоя на сайте. Чтобы обезопасить себя, он может добавить в оферту пункт, по которому потребителя уведомляют о возможных технических сбоях.

Николай Сафьянов

бизнес-юрист

Когда речь идет об одежде, обуви, недорогой бытовой технике и других товарах похожей ценовой категории, ритейлеры чаще всего идут навстречу покупателю. Репутация дороже, чем несколько тысяч рублей.
Если ошибка грозит потерей крупной суммы, стороны общаются в суде, который рассматривает ситуацию со всех сторон.

Покупатель оформил на сайте DNS заказ на пять телевизоров по явно заниженной цене. Через несколько часов позвонил менеджер компании, уведомил о технической ошибке и недостоверности цены, продать товар отказался. Клиент подал в суд, чтобы принудить DNS продать ему телевизоры по цене на сайте.

Судья не признал размещенную на сайте информацию публичной офертой, потому что сам сайт не является интернет-магазином. Купить телевизор можно только в одном из офлайн-магазинов сети DNS. Раз стороны не сошлись по существенному условию — цене, договор не был заключен. В исковых требованиях клиенту отказали.

Ошибка 7: в оферте нет информации о процедуре возврата средств

Подробно опишите в оферте не только правила возврата товара или отказа от услуги, но и то, на каких условиях вы будете возвращать клиенту деньги. Пропишите сроки, порядок, условия возврата, способ обращения покупателя и другие тонкости.

Предприниматель давал рекламу через систему Google Adwords. Он перевел на лицевой счет аванс в 12 000 рублей. Через две недели решил вернуть неизрасходованные средства — 8 806 рублей, отправил письмо о возврате. ООО «Гугл» возврат одобрило, но при выводе денег запрос был отклонен. Переговоры и письма не помогли, предприниматель подал в суд.

В суде представитель ООО «Гугл» сказал, что истец нарушил порядок возврата, он должен был заполнить запрос установленного образца. Это не было прописано в оферте, и суд согласился с предпринимателем. С ООО «Гугл» в пользу истца были взысканы 8 806 рублей, проценты за пользование чужими деньгами и госпошлина.

Ошибка 8: в оферте не учтены расходы предпринимателя на возврат денег

При получении оплаты и возврате денег покупателю продавец теряет ощутимые суммы на процентах платежных систем и банков. Пропишите в оферте, что при возврате вы вычитаете из суммы понесенные расходы, закон это допускает.

Аналогичная норма есть и по возврату товаров надлежащего качества: продавец должен вернуть денежную сумму, уплаченную потребителем, за исключением расходов на доставку. Но при возврате бракованного товара оплата доставки ложится на продавца.

Например, психолог продает онлайн-курс по отношениям. На сайте есть гарантия возврата денег в течение 7 дней, если курс не подошел. Полную сумму возвращать жалко, потому что перечисление идет с комиссией 5%. Курс стоит 20 000 рублей, продавцу пришло всего 19 000. При возврате примерно такой же процент берет уже банк. Если за год есть около 10 возвратов — они выливаются в стоимость курса.

Согласно ст. 497 ГК, если заказчик отказывается от услуг или товара до их получения, исполнитель должен вернуть ему сумму за вычетом реально понесенных расходов, в том числе банковской комиссии. По запросу заказчика будьте готовы подтвердить размер понесенных расходов. Если вы принимаете платежи через несколько платежных систем, не указывайте конкретную сумму. Во-первых, все комиссии разные. Во-вторых, так часто меняются, что вы можете за ними не уследить. Хорошее решение — дать в оферте ссылки на правила используемых вами платежных систем.

Татьяна Латушкина

юрист, генеральный директор юридического бюро «Постулат»

Ошибка 9: незаконный отказ в возврате денег по оферте

При расторжении договора предприниматель не может отказаться вернуть деньги или затянуть сроки их возврата.

Если клиент обратится с жалобой в Роспотребнадзор и выяснится, что в оферте есть условия, которые ущемляют права потребителя, то должностное лицо получит административный штраф в размере до 2 000 рублей, а юридическое лицо — штраф до 20 000 рублей.

Например, организаторы онлайн-конференции заблокировали в вебинарной комнате участника, который оскорблял спикеров. Когда этот человек обратился за возвратом денег, ему отказали. В регламент мероприятия было включено условие: если слушателя удаляют из вебинарной комнаты за некорректное поведение, деньги не возвращаются. Возник серьезный конфликт, грозящий организаторам потерей репутации.

Организаторы обязаны вернуть деньги за вычетом реально понесенных расходов, и ни рублем меньше. Предприниматель не может сам решить, сколько денег ему возвращать клиенту, и возвращать ли вообще. Аналогичная проблема часто встречается в агентских договорах, когда посредник не хочет возвращать комиссию за свои услуги, и вычитает ее из возвращаемой суммы. Например, турагенты могут заявить, что при сдаче путевок клиент получит обратно только 50%. Это противоречит закону. Нельзя затягивать сроки возврата денег. Если в оферте есть фраза: «Мы рассмотрим претензию в течение 14 рабочих дней, после чего переведем деньги в течение 10 рабочих дней», исправьте ее. По ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» у вас есть всего 10 дней на возврат денег.

Татьяна Латушкина

юрист, генеральный директор юридического бюро «Постулат»

Ошибка 10: незаконный отказ в возмещении убытков по оферте

Иногда предприниматели вносят в оферту условия, которые явно противоречат Закону о защите прав потребителей и другим правовым актам.

Такие условия в суде будут признаны недействительными, а бизнесмену придется возместить убытки, которые возникли у потребителя в процессе исполнения договора.

Например, перевозчик взялся за транспортировку солярия и разбил дорогое оборудование. Оплачивать его стоимость отказался. В оферте, размещенной на сайте перевозчика, прописан запрет на возврат стоимости услуги и возмещение ущерба, возникшего при перевозке товара. Отправитель подал в суд.

Этот случай из моей практики закончился мировым соглашением в пользу отправителя солярия. Согласно ст. 796 ГК РФ, перевозчик несет полную ответственность за сохранность груза, в случае его утраты или повреждения должен полностью возместить ущерб. Договор, условия которого противоречат законодательству, оспаривается в суде. Причем закон порой ставит перевозчика в менее выгодные условия. Помимо суммы убытков, ему придется оплатить услуги юриста, судебные расходы, компенсацию за потерю времени и другие издержки.

Наталья Тихомирова

юрист

Ошибка 11: оферта от физического лица

Физические лица нередко осуществляют предпринимательскую деятельность без оформления ООО, ИП или статуса самозанятого лица. При этом они тоже хотят обезопасить себя от потери времени и денег с помощью оферты.

Копирайтер работает как физическое лицо. На сайте-визитке есть оферта, где написаны условия сотрудничества. В частности, что тексты считаются принятыми, если правки не поступили в течение 5 дней. Специалист отправил тексты, а клиент выслал правки через месяц и отказывается выплачивать оставшуюся сумму гонорара. Копирайтер хочет подать в суд.

Оферта законную силу имеет, но незаконное предпринимательство без регистрации никто не отменял. Обязательно нужен статус ИП либо с 2019 года самозанятого. Иначе — штрафы, взыскание налогов 13%+18%, при крупных доходах возможно возбуждение уголовного дела. Если вы собираетесь открыть интернет-магазин и перепродавать товары, вам нужно зарегистрироваться как ИП, статус самозанятого не подойдет.

Татьяна Никанорова

генеральный директор компании «Профдело»

Конструктор юридических документов поможет составить оферту. Готовый договор на 100% соответствует законодательству РФ и содержит ссылки на конкретные нормативно-правовые акты.

Инструкция

Как правильно составить договор оферты

Не копируйте чужие оферты

Составьте свою с учетом особенностей бизнеса.

Максимально точно и полно описывайте товары и услуги
в оферте

Это поможет избежать спорных ситуаций в будущем.

Застрахуйте себя от отсутствия товара на складе

Предупредите клиентов о возможном развитии событий.

Четко определите, что является акцептом оферты

То есть, какое действие должен совершить клиент, чтобы оферта вступила в силу.

Зафиксируйте факт технического сбоя и уведомите покупателя

В случае если на сайте вышли ошибочно низкие цены.

Подробно опишите, что должен сделать покупатель для возврата денежных средств

Этот процесс изложите пошагово.

Включите в оферту пункт о возврате денег за вычетом реально понесенных вами расходов

Пропишите сроки, порядок, условия возврата, способ обращения покупателя и другие тонкости.

Проверьте, чтобы в оферте не было условий, которые противоречат закону

Например, при расторжении договора предприниматель не может отказаться вернуть деньги или затянуть сроки их возврата.

Если вы продаете товары или услуги как физическое лицо, получите статус ИП или самозанятого

Читайте также

Подпишитесь на рассылку

Каждую неделю отправляем самые свежие статьи

Читайте на привычных площадках

Онлайн-журнал Life.Profit

Честно и понятно рассказываем о деньгах и экономии

Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос. 

Источники:
🔖 Глава 28 ГК РФ про заключение договора
🎓 Постановление Пленума ВС РФ № 49

Что такое оферта

Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:

  • Документ в подвале интернет-магазина с разделами о заказе, доставке и оплате смартфонов.
  • Инструкция на сайте, как активировать бухгалтерскую программу.
  • Плакат в барбершопе с перечнем услуг и цен.
  • Фото одежды в инстаграме с размерами и ценниками.
  • Письмо клиенту по электронной почте с предложением маркетинговых услуг со скидкой.
  • Правила посещения спортзала на стойке, где продают абонементы.
  • Надпись на меловом штендере перед кофейней «Кофе за 100 ₽ с 7 до 9».

Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают. 

Оферта превращается в договор в момент её акцепта.

Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату. 

Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:

  • Покупатель перевёл электронный платёж за смартфон → заключили договор купли-продажи.
  • Пользователь скачал программу → заключили лицензионный договор.
  • Мужчина записался на стрижку бороды → заключили договор на услуги.
  • Женщина написала в директ: «Готова купить эту кофту» → заключили договор купли-продажи.
  • Клиент написал в ответ, что готов сотрудничать → заключили договор на услуги.
  • Молодой человек купил годовой абонемент в зал → заключили договор на услуги.
  • Девушка протянула сторублёвую купюру со словами «мне кофе» → заключили договор купли-продажи.

Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.

Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.

Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.

Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.

Публичная оферта и другие документы для сайта

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой

Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:

  1. Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.

  2. По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.

Публичная и непубличная оферта

Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.

Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.

Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.

А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт. 

Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.

Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»

Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.

Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.

Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором. 

Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.

Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю». 

Пример, когда реклама не оферта

Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему 😦) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.

Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.

Дело № 33-18000/2019

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как изменить и отменить оферту

Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:

  • Интернет-магазин отменил бесплатную доставку до оплаты покупателем смартфона.
  • С сервера удалили бухгалтерскую программу до скачивания.
  • В барбершопе повысили цены на стрижку, пока к мастеру не было записи.
  • В инстаграме удалили фотографию кофты до сообщения покупательницы в директ.
  • Клиенту прислали письмо об окончании акции до его ответа.
  • В спортзале отменили утренние тренировки для будущих покупателей абонементов.
  • Бариста убрал меловой штендер, после того как налил кофе всем из очереди.

После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.

Как расторгнуть договор на работы и услуги

Как изменить или расторгнуть договор из-за коронавируса

Статья актуальна на 

27.01.2022

Реклама, как известно, двигатель торговли, а также двигатель покупателя к продавцу. Вы услышали по радио или ТВ заманчивое предложение, а в конце фразу: «Предложение не является публичной офертой». Не придавая последнему значения («мало ли, может, это для налоговой сноска»), вы приходите, а продавец предлагает вам товар по условиям, которые отличаются от тех, на которые вы рассчитывали. Почему так происходит, разбираемся в статье.

Вы как потребитель в предпринимательском отношении являетесь слабым звеном (в сравнении с бизнесменом, который является профессиональным участником рынка, знает его правила и нормы закона).

Поэтому законодатель стремится вас защитить от хитрости и произвола тех, кто стремится заработать на отношениях с вами деньги. Законодательство о защите прав потребителей включает в себя не только одноименный закон, но и положения Гражданского кодекса и других федеральных законов.

А как только вы сталкиваетесь с нарушением ваших прав и решаете обратиться в суд, поле ваших правовых знаний должно охватить также и процессуальное законодательство.

Если все это кажется вам нереальным (а часто именно так и происходит), у вас есть выход: обратиться за помощью опытного юриста, специализирующегося на защите прав потребителей.

Что такое публичная оферта?

Прежде чем начать говорить, чем является публичная оферта и каково ее значение для потребителя, давайте разберемся, что значит оферта обычная.

В широком смысле, это предложение заключить сделку, согласно статье 435 Гражданского кодекса. Ее можно принять (профессиональным языком «акцептовать») или отклонить.

Если в отношения вступают два предпринимателя (профессиональные участники рынка), то сначала кто-то (оферент) предлагает сделку на определенных условиях, а вторая сторона ее либо акцептует (тогда называется акцептатом), либо отклоняет, либо стороны обговаривают условия.

Такие правила работают, например, в сфере поставок — торговле предпринимателей с предпринимателями. И раз уж мы упомянули условия, то предложение не будет офертой, пока в него не внесут существенные условия сделки. Это те ключевые условия, без которых договор нельзя будет подписать.

Для разных видов сделок законодатель определил разные существенные условия. Например, уже упомянутый нами договор поставки не будет считаться заключенным, пока стороны не определят сам товар и его количество.

Если разговор заходит о публичном предложении, нас интересуют отношения предпринимателя с потребителем (то есть с любым из нас). Это розничная торговля, предоставление услуг, выполнение работ. Так, розничная торговля строится на том, что товар, проданный покупателю, будет использован им в личных, семейных, домашних целях (или других, но только не в предпринимательских). Сторонами этих отношений также являются оферент и акцептат, а кто из них есть кто — зависит от ситуации.

В описанных выше отношениях предложение может поступить конкретному предпринимателю (ИП или организации). В потребительских отношениях продавец (а также исполнитель услуг, работ, но мы будем говорить обобщенно) всегда имеет дело с неограниченным кругом лиц, реже с ограниченным (например, магазин может устанавливать акции для инвалидов). Неограниченный круг лиц означает, что любой, кто захочет приобрести товар или получить услугу, может требовать этого от предпринимателя.

Общее определение публичной оферты дано в пункте 2 статьи 437 ГК, а уточненное — в статье 494 ГК. Согласно первой норме, если вы читаете текст и понимаете из него, что некто хочет предложить нечто любому потребителю, который на это предложение отзовется, а также понимаете, на каких существенных условиях он хочет это сделать — это означает, что перед вами именно такая оферта. Ее значение в том, что вы можете прийти к продавцу и потребовать от него продать вам товар на условиях, обозначенных в тексте.

Акцепт в таких случаях — это ваши конклюдентные действия, то есть такие, которые ясно дают продавцу понять, что вы согласились на его предложение и хотите приобрести товар. Что касается существенных условий, то для договора розничной купли-продажи это наименование товара, его количество и цена за конкретное количество.

Также публичным предложением будет считаться размещение образцов товара в витринах, на прилавках, даже если там не будет указана цена. Исключение: продавец ясным и однозначным образом уведомил покупателей о том, что не собирается продавать выставленные экземпляры.

Соотношение рекламы и публичной оферты

Рассматриваемое понятие можно спутать с рекламой. Статья 437 ГК в первом пункте содержит информацию о том, что такое реклама: это приглашение делать предложения.

То есть вы придете за разрекламированным товаром, узнаете его цену (и она вас устроит), после чего предложите продавцу заключить с вами договор розничной купли-продажи, то есть в этом случае выступите в качестве оферента.

Но это до тех пор, пока в рекламе не будут освещены название товара и его цена за конкретное количество. Как гласит пункт 1 статьи 494 ГК, наличие существенных условий превращают рекламу в публичную оферту. Поэтому, чтобы избавить ее от этого статуса, в ролике или на рекламном листе должна быть указана фраза, которую мы рассматриваем.

Каково значение выражения «не является публичной офертой»?

Все понимают, что такое реклама — это попытка привлечь как можно больше покупателей. И вот только когда покупатель привлечен, можно делать саму оферту на условиях, которые определил продавец.

Поэтому вы должны понимать, что слыша в рекламе фразу «не является публичной офертой», вам не следует рассчитывать на то, что товар или услугу предоставят по той цене и в том виде, которые освещены в рекламе.

Например, если магазин объявил об акции, распродаже, указал ее условия (процент скидки) и вставил в ролик, текст рассматриваемую фразу, это означает, что по факту цены могут не соответствовать заявленным. При этом нарушения закона может и не быть (например, акционный товар закончится).

Рекламное объявление может и не содержать ссылки на отсутствие у рекламы статуса такой оферты. Если же в этом случае рекламодатель отказывается предоставить вам товар или услугу на тех условиях, что представлены в рекламе, он нарушает закон.

Тогда следует обращаться в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд общей юрисдикции — несмотря на то, что фактических потерь не было, вы можете требовать принудить нарушителя передать вам товар или оказать услугу на разрекламированных условиях, а также возместить причиненный вам моральный вред.

Выражение «не является публичной офертой» направлено на предостережение потребителя. Значение этой фразы для потребителя заключается в том, что обозначенные в рекламе условия могут не соответствовать действительности.

Источники:

О том, что такое оферта

О публичных офертах

В широком смысле слова, оферта – это предложение заключить договор на условиях, которые определены заранее, адресованное одному или нескольким лицам. В России регулировка любых вопросов, связанных с офертой, осуществляется статьями Гражданского кодекса с 435 по 449. Обязательное условие при оформлении оферты – указание существенных условий договора, который предполагается заключить. Когда адресат принимает оферту, предложенный договор между сторонами считается заключенным на тех условиях, которые в ней указаны. Примечательно, что оферта может быть не только письменной, но и устной.

Существует ряд признаков, которыми должно обладать предложение, чтобы его можно было назвать офертой:

  1. Оно должно четко выражать волю одной стороны договора.
  2. Информация, представленная в нем, должна быть определенной и не допускать двусмысленности.
  3. Указанные в предложении данные должны быть максимально полными, то есть никакие условия заключения сделки не должны умалчиваться.
  4. В предложении должно быть ярко выражено стремление оферента заключить договор с адресатом оферты.
  5. Оферта должна быть направлена одному человеку, группе лиц или представлена вниманию всех, кто захочет на нее откликнуться.

Виды оферт

По такому критерию, как намерения при заключении договора, оферта может быть:

  1. Твердой, или безотзывной. Ограничения для такой оферты накладываются на предлагающую сторону (которую также называют оферентом). До того, как истечет предельный период принятия твердой оферты или будет получен ответ от адресата, предлагающая сторона не имеет права ни на модификацию ее условий, ни на ее отзыв. При этом если предметом договора является покупка какого-либо конкретного товара, то оферту на одну единицу такого товара можно выдать только одному потенциальному покупателю.
  2. Нетвердой, или свободной. Такая оферта не предполагает, что продавец берет на себя какие-либо прямые обязанности. Он лишь предлагает, к примеру, приобрести товар, но только при условии окончательного принятия оферты и без обязательств. Такой вариант документа можно предлагать нескольким адресатам на один и тот же товар, дабы ускорить процесс его реализации.

В зависимости от того, какая сторона выступает в роли инициатора сделки, оферта подразделяется и на следующие виды:

  1. Инициативная. Такое предложение оферент направляет в том случае, если у него нет причин скрывать свое намерение заключить сделку с адресатом. Отличным примером подобной оферты может выступать коммерческое предложение о подписке на определенное издание, отправленное вместе с прикрепленным счетом.
  2. Пассивная. В этом случае в заключении сделки заинтересован, в первую очередь, покупатель. О пассивной оферте говорят, например, когда покупатель обращается к продавцу товара, в приобретении которого он заинтересован. Тогда офертой будет ответ продавца на подобное обращение. Понятие пассивности оферента в таких ситуациях достаточно относительно, поскольку подобная оферта нередко используется лишь для того, чтобы не оказывать на потенциального покупателя психологического давления.

В зависимости от того, насколько широк круг лиц, которые могут отозваться на предложение оферты, последняя также делится на:

  1. Обычную, о которой мы, преимущественно, вели речь выше.
  2. Публичную. Такая оферта содержит все необходимые существенные условия договора, а также отражает стремление оферента заключить предложенный договор на указанных в документе условиях с любым адресатом, который посчитает нужным это сделать. Именно такая оферта активно используется в современных интернет-магазинах. Публичной офертой можно назвать описание характеристик каждого товара, указание его стоимости, информацию о доставке покупок, способах оплаты продукции. К публичной оферте можно даже отнести рекламу товара или услуги в СМИ, но только при условии, что в ней указаны достаточные данные, которые нужны для заключения договора.

Образец публичной оферты интернет-магазина 

Образец публичной оферты интернет-магазина 

Оферта для интернет-магазина

Для интернет-магазина публичную оферту можно назвать своеобразным списком норм и правил, в соответствии с которыми он осуществляет свою коммерческую деятельность во всемирной паутине. Оферта необходима виртуальному магазину по следующим причинам:

  1. В том случае, если в ходе работы интернет-магазина возникнут какие-либо спорные ситуации, конфликты, проблемы и тому подобное, именно публичная оферта станет главным документом, который продавец и покупатель смогут использовать для защиты своих интересов. Оферта имеет полноценную юридическую силу и содержит в себе перечень всех условий заключенной сделки, поэтому она может быть использована даже при решении проблемы в судебном порядке.
  2. Современные пользователи – это достаточно хорошо разбирающиеся в вопросах соблюдения своих прав люди. Поэтому подавляющее их большинство отдаст предпочтение тому магазину, руководство которого не поленилось понятно, доступно и четко разъяснить все правила своей работы. Подробное и грамотное изложение всех условий сотрудничества покупателя и продавца необходимо для формирования хорошего имиджа и завоевания доверия клиентов.
  3. Несмотря на то, что в любом интернет-магазине установлены свои собственные правила, деятельность каждого из них должна подчиняться также общему своду законов. Последнее контролируется многочисленными государственными органами. Четкое и доступное описание механизмов функционирования интернет-магазина поможет избежать неприятных ситуаций во взаимоотношениях с органами государственной власти.

Какая оферта нужна интернет-магазину

Поскольку посещать виртуальный ресурс может неограниченное количество пользователей, и чем большая их часть решит приобрести какие-либо товары или услуги – тем лучше, то именно публичная оферта для интернет-магазина является необходимостью. Как мы уже отмечали ранее, для признания предложения офертой, оно должно содержать исчерпывающий перечень существенных условий договора. Для виртуального магазина к таким условиям можно отнести:

  1. Непосредственно предмет договора: определенный товар, который хочет приобрести покупатель, и количество приобретаемых единиц этого товара.
  2. Стоимость товара, который заинтересовал покупателя.
  3. Условия оплаты и доставки покупок.

Актуальные правила дистанционной торговли предполагают, что в случае заказа доставки товар передается по тому адресу, который указал покупатель. При этом лицом, способным получить купленную продукцию может быть как сам покупатель, так и любой другой человек с документом, подтверждающим предоплату товара или оформление его доставки. Другими словами, в общем случае для передачи доставленного товара необходимо потребовать либо документ, который подтвердит личность заказчика, либо документ, который подтвердит покупку/оформление доставки.

Публичная оферта в интернет-магазине также означает, что продавец накладывает на себя обязательства заключить договор с любым покупателем, который захотел приобрести имеющийся в наличии товар.

Публичная оферта на сайте интернет-магазина 

Публичная оферта на сайте интернет-магазина 

Где разместить оферту в интернет-магазине

Оферта интернет-магазина обычно располагается в специальном разделе сайта, который носит название «Правовая информация». Обычно этот раздел размещают в футере сайта – особом блоке в его нижней части, куда помещается достаточно важная, однако не первостепенная по интересности для пользователей информация.

При этом не стоит выдавать пользователю сообщения в духе «При оформлении заказа вы соглашаетесь с правилами оферты нашего магазина» сразу на этапе оформления покупки. Оферта – это, как правило, достаточно большой объем не слишком интересной информации, необходимость досконально изучать который может отпугнуть пользователя. Важно также, чтобы в ней прописывались достаточно лояльные условия гарантийных обязательств магазина, правил возврата продукции, дабы у покупателей не возникало ощущения, что их права принижаются.

Может ли интернет-магазин обойтись без оферты?

Законодательство не обязывает интернет-магазины предоставлять пользователям публичную оферту. Не является публичной офертой интернет-магазин, на котором размещено соответствующее объявление. В нем необходимо указать, что вся информация на сайте имеет исключительно информационный характер и не может быть определена как публичная оферта ни при каких обстоятельствах. Теоретически это возможно.

На практике же это означает, что продавец может когда угодно изменить стоимость товаров, не контролировать их наличие на складе и даже не гарантировать своевременную доставку после предоплаты. Нет оферты – нет договора, имеющего юридическую силу. Соответственно, и никакой ответственности продавца перед покупателем, как и покупателя перед продавцом, тоже нет.

Однако стоит помнить, что оферта на сайте интернет-магазина – это важный залог доверия пользователей. Конечно, далеко не каждый из покупателей прочтет ее от и до, но само наличие юридически правомерного договора повышает имидж виртуального ресурса, дает покупателям уверенность в том, что их не обманут, что им вовремя предоставят качественную продукцию по указанной на сайте цене. Естественно, большинство пользователей предпочтут делать покупки в таком магазине, а не в том, который отрекся от каких-либо обязательств.

Что такое акцепт оферты договора

В том случае, если лицо или группа лиц, которым была адресована оферта, ознакомились с ее условиями и решили принять предложение, они должны совершить акцепт. В широком смысле слова под акцептом понимается ответ о принятии оферты, или согласие на оплату. Российские законы требуют, чтобы акцепт был безоговорочным. Если адресат оферты решит принять предложение на каких-либо других условиях, то его встречное предложение будет считаться уже новой офертой. 

акцепт оферты договора

Когда и при каких условиях наступает акцепт в интернет-магазине

В соответствии с актуальными Правилами дистанционной торговли, в интернет-магазине договор между продавцом и покупателем может считаться заключенным после того, как покупатель получил от продавца чек с подтверждением оплаты, либо после того, как продавец получил от покупателя сообщение о намерении купить товар.

Как составить оферту для интернет-магазина

Договор оферты на сайте интернет-магазина должен включать в себя ряд составляющих:

  1. Предмет договора, или суть сделки. В случае с торговлей в интернете предметом договора является купля-продажа определенных товаров.
  2. Момент совершения сделки – та точка невозврата, после которой договор будет считаться заключенным. Это может быть, к примеру, подтверждение заказа или оплата выбранной продукции.
  3. Параметры товара. В оферте стоит описать, что необходимо делать в тех случаях, когда реальные характеристики продукции отличаются от тех, что указаны на сайте.
  4. Стоимость продукции. Необходимо рассказать, какие валюты можно использовать для оплаты товаров, указать, из-за чего стоимость покупки может возрасти (курьерская доставка, дополнительные услуги).
  5. Способы и условия оплаты товара. В публичной оферте стоит написать, когда должны быть оплачены заказанные изделия, что произойдет, если покупатель не внесет необходимую сумму полностью и своевременно, какие формы подтверждения платежей используются в магазине, и так далее.
  6. Правила доставки. Покупатели должны знать, каким образом в интернет-магазине выполняется доставка товаров, в какой срок это осуществляется, сколько дней выделено на то, чтобы забрать доставленный заказ из пункта выдачи.
  7. Сертификаты и гарантийные обязательства. Они могут предоставляться как самим интернет-магазином, так и производителями продаваемой продукции.
  8. Правила обмена и возврата товара. Необходимо крайне четко описать ситуации, в которых может быть выполнен обмен или возвращены деньги за продукцию, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов с покупателями.
  9. Права и обязанности сторон. Для составления этой части публичной оферты желательно привлечь опытного юриста или хотя бы использовать шаблон договора публичной оферты для интернет-магазина, так как она в наивысшей степени регулирует юридические аспекты взаимодействия продавца и покупателя.
  10. Непреодолимые препятствия к выполнению своих обязательств. Не лишним будет указать, что в определенных ситуациях стороны не могут соблюсти все условия договора и не должны понести за это наказание. Примером таких форс-мажоров могут быть стихийные бедствия.

На этом всё! Удачи в продажах и продвижении. 

Возможно вам также будет интересно:

Содержание статьи


Показать


Скрыть

В 2023 году Минцифры запустит Единую цифровую платформу оферт. По задумке компании и физлица смогут в одном месте управлять своими предложениями для клиентов, оперативно изменять их и отслеживать за акцептами.

Разобрались, что такое оферта, чем реклама отличается публичного предложения и как отзывается согласие покупателей.

Что такое оферта

Оферта — это не договор, а предложение заключить его. Гражданский кодекс определяет оферту как «адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение», которое, во-первых, достаточно определенно, а во-вторых, выражает намерение сделавшего предложение заключить договор с адресатом.

Оферентом в этом случае является компания или человек, который делает предложение, а тот, кому направлена оферта, — акцептант. Когда юрлицо или человек принимает предложение, это называется акцептом. Как определено в статье 438 ГК, акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Молчание стандартно не признается согласием, однако в той же статье указано: «если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон». При этом оферта может быть как письменной, так и устной.

В этом случае акцепт на оферту приравниваются к договору. Например: продавец маркетплейса выставил смартфон, покупатель добавил в корзину и оплатил товар. По правилам маркетплейса перевод платежа — акцепт, а потому договор купли-продажи заключен.

Когда вы покупаете лицензию на программы и скачиваете их, то заключается лицензионный договор между вами и разработчиком. Когда покупатель оплачивает кофе и передает деньги бариста, договор снова заключен. Ни в одном из примеров бумажный договор не заключался, а во втором случае оферта и вовсе была в устной форме.

Соответственно оферты можно разделить по числу адресатов:

  • Простая (непубличная) оферта. У такого предложения один получатель. Например, таким предложением будет сообщение арендодателя: «Квартира в месяц стоит 30 тыс. рублей, оплата и заезд до 1 марта» — это пример простой оферты.
  • Публичная оферта не ограничена по числу адресатов. Ценники в магазине или карточки товаров на маркетплейсах — простые примеры этого вида предложений. Любой человек может купить товар по указанной цене, а продавец обязан продать.
  • Если указываются строгие сроки, в течение которых продавец связан с обязательством продажи, то это твердая оферта. Такая форма используется в международной торговле.

Какие еще оферты бывают

Договор оферты

Договор оферты — это ошибочное с юридической точки зрения сочетание. Договор — это соглашение сторон, а оферта — предложение его заключить. Лучше эти два термина не смешивать между собой. Если вы обнаружили такой документ, то перед вами обычная оферта — вы можете дать согласие или не принимать условия.

Счет-оферта

Счет-оферта — это копия ценников или прайс-листа. Простой пример: когда в магазине электроники вы покупаете крупную бытовую технику, вы не несете ее на кассу, а получаете распечатанный лист с указанием выбранных товаров и их стоимости. Это и есть счет-оферта. Пока вы не оплатите заказ, обязательств по этому документу у магазина или у вас нет.

Коммерческие предложения

Коммерческие предложения могут быть в форме простой оферты. Иногда это создает трудности. К примеру, компания «А» обратилась в компанию «Б» по поставке дров. Специалисты компании Б отправили заказчику коммерческое предложение в форме оферты, но пока «А» думали, «Б» стало невыгодно поставлять дрова на прежних условиях, но по закону он будет обязан поставить товар, если заказчик все-таки даст свое согласие.

Чтобы избежать таких ситуаций, в коммерческом предложении четко указывается срок действия документа, а в тексте указывается, что сама сделка будет проходить по отдельному договору.

Что значит «Не является публичной офертой»

Российские компании и продавцы считают некой волшебной фразой «не является публичной офертой» — такой способ изменить условия перед заключением договора. Фразу пишут как примечание к рекламным сообщением.

Однако российские суды считают, что фраза не снимет с продавца обязательств, если в рекламе указаны все условия, характерные для оферты. Для каждого вида товаров или услуг эти перечисления разные. К примеру, реклама сети кофеен с акцией «второй капучино в подарок» — это публичная оферта. А вот объявление от девелоперов «Квартиры за 3 млн рублей» — рекламное сообщение. В случае с продажей недвижимости публичная оферта неприменима, так как требуется договор купли-продажи с указанием конкретного объекта.

В Москве автодилер выпустил в соцсетях рекламу, в которой предлагал обменять без доплат старую машину на новую. Клиент захотел воспользоваться предложением, но ему дважды отказали — устно и письменно. Он обратился в суд с требованием обменять по акции машину — он настаивал, что это была публичная оферта, он ее акцептовал, значит договор заключен.

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный отказали мужчине в требованиях. Обоснование простое: в рекламе не была указана конкретная модель и регистрационный номер. Обоснование простое: нет условий обмена — не публичная оферта.

Как создать оферту и можно ли ее заключить

Оферта для разных случаев выглядит по-разному, сравните:

  • фото тортов с ценами и подробным описание на странице кондитера в соцсетях;
  • инструкция, как активировать программу для дизайнеров;
  • ценник в магазине;
  • озвучивание стоимости ремонта вашей обуви в мастерской;
  • документ в нижней части маркетплейса.

Все это оферты. Но их объединяет один нюанс: есть конкретный товар или услуга, озвучена или написана стоимость, объяснены условия доставки и оплаты. Оферент предлагает конкретные условия будущего договора. Если будущие отношения сторон подразумевают письменный договор, то и предложение заключить его должно быть письменным.

Условия оферты можно менять. При этом новые условия начнут действовать только на новых клиентов. Старые же должны получать товары или услуги по предложению, с которым согласились. К примеру, вы купили торт в соцсетях за 3 тыс. рублей, оплатили его и ждете доставку. Внезапно к вам приходит кондитер и говорит, что он поднял на своей странице стоимость до 4 тыс. рублей, требует доплату. В этой ситуации предприниматель не прав: он обязан изготовить торт для вас торт по старой цене, а с новых клиентов брать деньги уже по новому ценнику.

Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой

Оферта — не универсальный инструмент. В некоторых случаях к тому же предложение может усложнить отношения между сторонами. В этих случаях понадобится бумажный договор с подписями:

  • Нетиповые услуги. К примеру, образовательный центр проводит групповые уроки английского языка — стоимость пакетов одинакова для всех, все клиенты получают похожий учебный материал. Однако если клиенту требуются усложненная программа или отдельные занятия, рекомендуется подписать индивидуальный договор с указанием всего учебного объема, времени занятий и так далее. Это поможет избежать споров.
  • Требуется исключительно договор. Пример: продажа недвижимости, корпоративные отношения между участниками ООО.

Как отказаться от оферты и можно ли его расторгнуть

Согласие (акцепт) должно быть безоговорочным — если вам требуются дополнительные услуги, не входящие в оферту, то договор не состоялся. Всё дальнейшее общение не обязывает ни вас, ни продавца.

Кроме того, акцептом не считается бездействие или молчание. Чаще всего, формула «оферта+акцепт = заключенный договор» считается исполненной в тот момент, когда покупатель или заказчик заплатили — это называется конклюдентным действием. То есть вы показываете, что согласны с предложенными условиями.

Такими действиями также можно считать доставку материалов. К примеру, вы отправили дизайнеру исходные файлы, он начал работу и ждет от вас оплату за свою работу. Проговоренного согласия может и не было, но исполнитель в этом случае прав, если вы отозвались на его сообщение в соцсетях или связались с ним по контактам на персональном сайте.

После акцепта оферту изменить нельзя, так как фактически стороны заключили договор. С этого момента разрыв отношений возможен только на условиях по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ценнее как пишется или ценее
  • Цитрусовые или цытрусовые как пишется правильно
  • Цены не завышены как пишется
  • Ценна краткое прилагательное как пишется
  • Цитофлавин на латинском языке как пишется