Данный или даный как правильно?
Слово пишется через двойную «н» независимо от части речи.
Правильно
Данный – правильный вариант написания полного прилагательного. Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какой?». Слово образовано от глагола совершенного вида «дать». Согласно правилам пишется с двумя буквами «н».
Данный предмет мне незнаком.
Данный случай послужил примером для остальных.
Данный вопрос решился сам собой.
Данный – правильный вариант написания полного отглагольного причастия. Обозначает действие и отвечает на вопрос «что сделанный?» Слово образовано от глагола совершенного вида «дать». Поэтому согласно правилу пишется с двумя буквами «н».
Данный на сдачу пакет сразу порвался.
Данный мамой бутерброд пришлось отдать собаке.
Билет, выданный в кассе, где-то затерялся.
Неправильно
Даный.
Материал из Викисловаря
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Русский[править]
данный (прилагательное)[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | да́нный | да́нное | да́нная | да́нные | |
Р. | да́нного | да́нного | да́нной | да́нных | |
Д. | да́нному | да́нному | да́нной | да́нным | |
В. | одуш. | да́нного | да́нное | да́нную | да́нных |
неод. | да́нный | да́нные | |||
Т. | да́нным | да́нным | да́нной да́нною | да́нными | |
П. | да́нном | да́нном | да́нной | да́нных |
да́н—ный
Местоименное прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.
Корень: -да-; суффикс: -нн; окончание: -ый.
Произношение[править]
- МФА: [ˈdanːɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- именно тот, о котором идет речь ◆ На данный момент играет музыка в режиме нон-стоп.
- матем. заранее определённый, известный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- этот, сей, настоящий
- определённый, известный
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем да-/даж- | [править] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Этимология[править]
Происходит от глагола дать, далее от праслав. *dā́tī; *dājā́tī; *dāvā́tī, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дати (греч. διδόναι), русск. дать, давать, укр. дати, белор. даць, сербохорв. да̏ти, словенск. dáti, чешск. dát, польск., в.-луж. dać, н.-луж. daś. Восходит к праиндоевр. *do-. Родственно лит. dúoti, 1 л. ед. dúomi, dúodu «даю», греч. δίδωμι, др.-инд. dádāti «даёт», авест. dadāiti «даёт», алб. аор. dhashë «я дал», алб.-тоск. dhënë ж., гег. dhąnë ж. «дар». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
данный (причастие)[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | да́нный | да́нное | да́нная | да́нные | |
Р. | да́нного | да́нного | да́нной | да́нных | |
Д. | да́нному | да́нному | да́нной | да́нным | |
В. | одуш. | да́нного | да́нное | да́нную | да́нных |
неод. | да́нный | да́нные | |||
Т. | да́нным | да́нным | да́нной да́нною | да́нными | |
П. | да́нном | да́нном | да́нной | да́нных | |
Кратк. форма | да́н | дано́ | дана́ | даны́ |
да́н—ный
Страдательное причастие, прошедшего времени, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a/b(2).
Корень: -да-; суффикс: -нн; окончание: -ый.
Произношение[править]
- МФА: [ˈdanːɨɪ̯]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- страд. прич. прош. вр. от дать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем да-/даж- | [править] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Этимология[править]
Происходит от глагола дать, далее от праслав. *dā́tī; *dājā́tī; *dāvā́tī, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дати (греч. διδόναι), русск. дать, давать, укр. дати, белор. даць, сербохорв. да̏ти, словенск. dáti, чешск. dát, польск., в.-луж. dać, н.-луж. daś. Восходит к праиндоевр. *do-. Родственно лит. dúoti, 1 л. ед. dúomi, dúodu «даю», греч. δίδωμι, др.-инд. dádāti «даёт», авест. dadāiti «даёт», алб. аор. dhashë «я дал», алб.-тоск. dhënë ж., гег. dhąnë ж. «дар». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Категории:
- Русский язык
- Омонимы/ru
- Статьи с 2 омонимами/ru
- Русские лексемы
- Русские прилагательные
- Прилагательные, склонение 1a
- Русские слова с суффиксом -нн
- Русские слова, тип морфемного строения R-s-f
- Математические термины/ru
- Русские причастия
- Причастия, склонение 1*a/b(2)
- Слова из 6 букв/ru
Ответ:
Правильное написание слова — текст
Ударение и произношение — текст
Значение слова -всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также|часть, отрывок из них)
Пример:
Т. сочинений Пушкина. Подлинный т. Т. оперы. Открытым текстом сообщить, передать что-н. (не секретно; также перен. : прямо, недвусмысленно).
Выберите, на какой слог падает ударение в слове — ФЕТИШ?
Слово состоит из букв:
Т,
Е,
К,
С,
Т,
Похожие слова:
гипертекстовый
контекст
контекстный
контекстовый
контекстуальный
нетекстовый
подтекст
подтекстовка
полнотекстовый
претекстую
Рифма к слову текст
бэзопасност, отдаст, свист, жест, антихрист, задаст, шест, верст, святост, мост, август, пост, хворост, ест, продаст, возраст, густ, арест, сест, крест, протест, даст, подаст, вурст, артиллерист, толст, нечист, мест, манифест, лист, хвост, рост, благовест, чист, поест, ширококост, феоктист, съест, покамест, невест, кавалерист, надоест, передаст, бонапартист, пуст, легитимист, куст, прост, тост
Толкование слова. Правильное произношение слова. Значение слова.
Менеджмент Как писать текст?
просмотров — 42
Виды подготовки к публичным выступлениям
Вопрос 3
По окончании выступления следует проанализировать речь оратора.
Схема анализа ораторской речи
1. Какова тема выступления? Достигнута ли его цель? Подходит ли тема аудитории, вызывает ли интерес?
2. Какой материал использован в тексте выступления?
3. Какова композиция речи? Какие методы изложения материала используются?
4. Логична, доказательна ли речь?
5. Отвечает ли речь критериям правильности, точности, выразительности, богатства?
6. Каков способ произнесения речи?
7. Соблюдает ли говорящий требования техники речи?
8. Каков внешний вид оратора, уместны ли жесты, мимика? Насколько свободно он держится перед слушателями?
9. Установлен ли контакт с аудиторией? При помощи каких средств?
10. Речевой тип, к которому относится оратор.
1. Подготовка письменного текста.
Писать или не писать текст речи?
Этот спор своими корнями уходит в глубокую древность. Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей.
Римский оратор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».
Писать текст выступления – дело нелегкое. По этой причине многие неохотно берутся за это, убеждая, что речь в уме лучше, чем на бумаге. Но подготовка письменного текста имеет много преимуществ:
1) написанную речь можно проверить, исправить, дать на просмотр специалисту, улучшить содержание, форму изложения, этого невозможно достичь, если речь только в уме;
2) написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, написанный текст дает оратору возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, делает речь более уверенной.
Сначала текст можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать следует на отдельных листах с одной стороны.
Написание и отработка текста выступления не означает, что оратор готов к встрече со слушателями. У каждого оратора – свои методы работы с текстом речи. Главное – не забывать, что овладение материалом выступления – ответственный этап в деятельности оратора.
Виды публичного выступления при данном виде подготовки – чтение текста речи по рукописи, заучивание текста наизусть, выступление с опорой на текст.
Чтение текста речи по рукописи не приносит успеха оратору /слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа͵ отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией/.
Заучивание текста речи наизусть оправдано только в отдельных случаях /выступления с убеждающей речью на митингах, с приветствием на торжественном мероприятии и т.п./. В этих случаях неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. По этой причине лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст.
При воспроизведении объемных текстов у оратора могут возникнуть сложности /провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистость речи и т.д./. Дословно произносить написанный текст не рекомендуется, в связи с этим оптимальный вид публичного выступления – выступление с опорой на текст.
Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.
Целесообразно разметить текст речи /подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры/.
Система обозначений и выделений – самая разнообразная /прямая, волнистая, пунктирная линия; обведение в квадрат, кружок; римские, арабские цифры; использование цветных карандашей и т.п./. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал.
С правой стороны каждого листа можно пометить время, к примеру, 5 минут, 3 минуты, 7 минут и т. д. На полях можно сделать специальные пометки, которые помогут подчеркнуть новую мысль, сделать паузу, привести пример и пр. К примеру, красная точка означает новую мысль, горизонтальная черная линия — паузу, зеленая точка — смена интонации и т. д. После того, как весь текст готов, следует подчеркнуть под линейку разноцветными карандашами (красный — очень важная мысль, синий — менее важная, коричневый — пример). Такая обработка текста поможет лучше ориентироваться в нем во время выступления. Но рекомендуется подчеркивать в случае крайне важности только определенную часть текста.
Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом и дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. При этом данный вид выступления заключает в себе и некоторые негативные моменты:
1) не всегда происходит установление и поддерживание контакта с аудиторией, установление зрительного контакта;
2) не в достаточной мере используются приемы привлечения внимания;
3) не в полной мере оратор следит за реакцией аудитории;
4) не всегда легко и спокойно по ходу выступления оратор меняет нюансы его структуры и содержания.
С самого начала нужно опираться на полный текст, писать все, что собираетесь сказать. Когда оратор привыкнет к публичным выступлениям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влиянием случайных факторов, можно переходить к подробному конспекту.
2. Написание подробного конспекта.
Целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты: первых две-три фразы; концовку /две-три фразы/; наиболее ответственные формулировки, имеющие для данного выступления особую значимость; цитаты, цифровые данные, собственные имена и т.п. Подробный конспект отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно.
3. Написание неподробного конспекта.
Сохраняются обозначения переходов от блока к блоку, цитаты, собственные имена и т.п.
4. Подготовка плана речи.
В плане не фиксируется смысловое содержание речи, а дается система ориентиров для развертывания этого содержания, сохраняются цитаты, цифровые данные и т.п. Формулировка пункта плана должна вызывать у оратора четкое представление о том или ином смысловом блоке.
При написании конспекта /подробного, неподробного/ и плана выступают соответственно с опорой на конспект /подробный, неподробный/ и план.
5. Речь без предварительных записей.
У оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда приходится выступать экспромтом, то есть создавать речь в момент ее произнесения.
Выступление экспромтом – высший класс умений публичного выступления.
Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой непосредственный контакт со слушателями. При этом из-за неотработанности речи оратор не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки.
Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями.
6. Карточный способ подготовки к публичным выступлениям.
Начиная готовиться к публичному выступлению, работая над планом, можно приготовить 6 чистых карточек. Вверху каждой карточки следует написать название составляющей части вашего выступления:
— карточка № 1 — тема выступления, цель речи, основной тезис, начало выступления;
— карточка № 2 — замысел выступления, логика подачи материала;
— карточка № 3 — доказательства, примеры, цифры, сравнения, аргументы, факты;
— карточка № 4 — наглядный материал, используемый в ходе выступления;
— карточка № 5 — заключительное обращение к слушателям;
— карточка № 6 — примерный перечень вопросов, которые вам могут задать слушатели.
Рекомендуется продумать данные аспекты и подготовить «домашние заготовки».
Закончив работу над планом, можно устно продумать ход выступления, паузы, подобрать необходимые слова, жесты, интонацию. Часть ораторов предпочитает сначала записать свою речь, выучить ее, затем записанный материал убрать и в дальнейшем пользоваться только опорными карточками, надеясь на память и логику изложения предмета речи.
Подготовившись к выступлению, нужно проиграть его от начала до конца несколько раз.
Вопрос 4
Читайте также
Якоб Нильсен о том, как читают пользователи
Якоб Нильсен в своей книге «Веб-дизайн» («Символ», Санкт-Петербург, 2000) ссылается на исследования, которые показали, что чтение с экрана монитора происходит на 25% медленнее чтения печатного листа.
Значит, только в силу этого… [читать подробенее]
Виды подготовки к публичным выступлениям
Вопрос 3
По окончании выступления следует проанализировать речь оратора.
Схема анализа ораторской речи
1. Какова тема выступления? Достигнута ли его цель? Подходит ли тема аудитории, вызывает ли интерес?
2. Какой… [читать подробенее]
Данное слово в предложении может играть роль как прилагательного, так и существительного. Оно является достаточно распространённым, но его правописание вызывает определённые сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- «данные», где слово пишется с двумя буквами «н»,
- «даные», где слово пишется с одной буквой «н».
Как правильно пишется: «данные» или «даные»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте независимо от части речи.
Данные — прилагательное
Почему пишется две буквы «н»?
Правило:
«В прилагательных пишется две буквы «н», если они образованы от глагола совершенного вида».
Прилагательное «данные» образовано от совершенного глагола «дать», поэтому оно пишется с двумя «н». Причем обе буквы «н» входят в суффикс «-нн-«, а корнем является «да-«.
Отметим, что слово «данные» в предложении может играть и роль причастия.
Данные — существительное
Почему пишется две буквы «н»?
Сделаем морфемный разбор слова, чтобы разобраться:
- дан — корень
- н — суффикс
- ые — окончание
Правило:
«В существительных пишется две буквы «н», если одна буква «н» входит в корень слова, а вторая — в суффикс».
Как мы видим, в нашем случае одна буква входит в корень «дан-«, а вторая — в суффикс «-н-«.
- Примеры для закрепления:
- Данные были утрачены еще на прошлой неделе.
- Советы, данные матерью, он всегда считал самыми ценными.
- Данные картины представляют особую ценность для нашего музея.
→
данный — прилагательное, именительный п., муж. p., ед. ч.
↳
данный — прилагательное, винительный п., муж. p., ед. ч.
→
данный — прилагательное, именительный п., муж. p., ед. ч.
↳
данный — прилагательное, винительный п., муж. p., ед. ч.
↳
данный — причастие, именительный п., муж. p., прош. вр., страд, ед. ч.
↳
данный — причастие, винительный п., муж. p., прош. вр., страд, ед. ч.
Часть речи: инфинитив — дать
Часть речи: прилагательное
Действительное причастие:
Часть речи: кр. причастие
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.