Для таких мастеров как пришвин которые могут написать целую поэму схема

Поурочные разработки — Русский язык 9 класс — Л. А. Тростенцова 2014

Цели урока: 1) уяснить, какие сложноподчинённые предложения называются многочленными; познакомить учащихся с видами подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными (соподчинение — однородное и неоднородное, последовательное), их комбинациями, правилами постановки/ непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; 2) научить определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений такого типа, обосновывать условия постановки/непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

I. Анализ сочинений по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина»).

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

II. Повторение материала.

Словарный диктант.

Салон, президиум, гуманизм, труженик, гостиница, прогресс, мозаика, оптимист, пессимист, репетиция, территория, идеалы, конференция, не предполагать, извивающийся, осведомиться.

Далее девятиклассники разбирают по составу слова предполагать, извивающийся, составляют четыре сложноподчинённых предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, в составленных предложениях используют слова из словарного диктанта.

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся анализируют материал на с. 107 — 108, отвечают на вопросы:

— Сколько придаточных в каждом сложноподчинённом предложении?

— К чему присоединяются придаточные в первом сложном предложении? во втором?

— В чём различие в структуре этих сложноподчинённых предложений? Девятиклассники читают теоретический материал на с. 107 — 111.

IV. Закрепление материала.

1. Из упр. 167 учащиеся выписывают сначала многочленные сложноподчинённые предложения с соподчинением, затем с последовательным подчинением, составляют схему каждого предложения.

2. В упр. 168 учащиеся находят сложное предложение, определяют его вид, устно объясняют постановку знаков препинания.

3. Самостоятельная работа (упр. 169).

4. Выборочный диктант.

На доску проецируется текст с пропущенными запятыми.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в её жизнь и воспел её то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина — пример того как человек отрешился от всего наносного навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом — это была его первая профессия.

Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным убеждаешься что он не успел рассказать нам и сотой доли того что превосходно видел и знал.

Для таких мастеров как Пришвин которые могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе мало одной жизни. Сколько же листьев упало унося с собой невысказанные мысли писателя!

(К. Г Паустовский)

Задание: выпишите многочленные сложноподчинённые предложения, расставляя запятые, определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями, составьте схемы этих предложений.

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными предложениями.

  а) Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, что сердце его давно искало.

  б) Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,

Поведает заря, что минул день ненастья, —

Былинки не найдёшь и не найдёшь листа,

Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

  в) Сердце его забилось, ноздри заходили, и он почувствовал во всём своём слабом теле возбуждающий холодок, что всегда бывало с ним в минуту опасности.

  г) Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я…

  Ответ: а, б, г.

2. Укажите сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением.

  а) Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

  б) Он пошёл в контору, чтобы предупредить, что на работу не выйдет.

  в) Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

  Что ты часто ходишь на дорогу

  В старомодном ветхом шушуне.

  г) Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

   Ответ: в, г.

3. Укажите сложноподчинённые предложения с неоднородным соподчинением.

  а) Погнал я машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

  б) Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка любимой женщины.

  в) Когда Грушницкий открыл рот, чтобы отблагодарить её, она была уже далеко.

  г) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

  Ответ: б, в.

V. Домашнее задание: учить теоретический материал в § 28, упр. 170, написать сочинение-миниатюру с грамматическим заданием: употребить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Темы: «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие».



Скачать материал

9 класс
Дидактичекие материалы 
По пособию Данилевской Н.В., Дускаевой Л.Р. «...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 267 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 9 класс
Дидактичекие материалы 
По пособию Данилевской Н.В., Дускаевой Л.Р. «...

    1 слайд

    9 класс
    Дидактичекие материалы
    По пособию Данилевской Н.В., Дускаевой Л.Р. «Русская грамматика»

    СПП с несколькими придаточными

  • Выпишите предложения , соответствующие схеме...

    2 слайд

    Выпишите предложения , соответствующие схеме
    Когда я вбежал во двор где меня должны были ждать друзья уже никого не было.
    Когда доктор услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце он не сразу понял кто звонит.
    Когда совсем стемнело я приехал к ним чтобы объясниться.
    Когда эскадроны прибыли к месту чтобы выполнить приказ занималась заря и соловьи заводили свою многоголосую трель.
    Когда кто-то звонил горничная выбегала навстречу чтобы справиться о прибывшем.
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,

  • Отметьте предложения с однородным соподчинениемНе было казалось никакой надеж...

    3 слайд

    Отметьте предложения с однородным соподчинением
    Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь.
    Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
    Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему большой запас сил и терпения.
    Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст свое мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана.
    Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошел к себе в комнату где на столе его ждали шахматы.
    Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,

  • Отметьте СПП с последовательным подчинениемВоспитывайте в себе идеалы будущег...

    4 слайд

    Отметьте СПП с последовательным подчинением
    Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
    Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек.
    Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его.
    Если бы не духота и не спертый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей.
    Самгину показалось что никогда еще он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно.
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,

  • Отметьте верные характеристики предложенийОн послал Селифана отыскать ворота,...

    5 слайд

    Отметьте верные характеристики предложений
    Он послал Селифана отыскать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго , если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак , которые
    доложили о нем так звонко , что он поднес пальцы к ушам своим.
    Сложное , союзное, ССП.
    Сложное, союзное, СПП.
    Состоит из 5 простых предложений.
    К главному предложению последовательно подчинены придаточные присоедин., условное, определительное и степени.
    К главному предложению параллельно подчинены придаточные присоедин. и условное, последовательно – определительное и степени.
    Придаточная присоединительная часть осложнена вводным сочетанием.

  • Отметьте верные характеристики предложений Когда человек отрицает решительно...

    6 слайд

    Отметьте верные характеристики предложений
    Когда человек отрицает решительно всё, то это значит, что он не отрицает ровно ничего и что он даже ничего не знает и не понимает.

    1) сложное, союзное
    2) сложносочинённое
    3) сложноподчиненное
    4) состоит из трёх простых предложений
    5) в предложении три придаточных с последовательным подчинением
    6) в предложении три придаточных с однородным подчинением
    7)главному предложению параллельно подчинены одно обстоятельственное и два однородных изъяснительных придаточных

  • Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно1.Про силу лебедя...

    7 слайд

    Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно
    1.Про силу лебедя рассказывают чудеса, говорят, что он ударом крыла убивает до смерти собаку, если она приближается к нему, легко раненному или бросится на его детей.
    2.После свидания своего в Москве с Пьером князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, а в сущности для того чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимо встретить.
    3.Багратион отвечал, что не может принимать или не принимать перемирия и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
    4.После того как кот был доставлен в отделение, там убедились, что от гражданина сильнейшим образом пахнет спиртом, вследствие чего в показаниях его тотчас же усомнились.

  • Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верноОсведомившись о т...

    8 слайд

    Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно
    Осведомившись о том, где Наташа , она получила ответ, что Наташа уже выкупалась и полетела на своём бревне вперёд, в Москву, чтобы предупредить о том, что Маргарита скоро будет и помочь приготовить для неё наряд.
    И теперь, как и тогда, вместо слов изумления, которые он смутно ожидал (как, проснувшись в чужом городе, ожидаешь, ещё не раскрыв век, необыкновенного, сияющего утра), — он услышал пасмурные, холодноватые слова.
    Когда солнце , обещая долгий, непобедимый зной, стало припекать землю, все живое, что ночью двигалось и издавало звуки, погрузилось в полусон.
    Он начал рассказывать, где был, и что видел и как ему удалось спастись.
    По некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, по тому, как понимали друг друга с полуслова, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

  • Найдите СПП предложения с несколькими придаточными, составьте их схемы.Зорко...

    9 слайд

    Найдите СПП предложения с несколькими придаточными, составьте их схемы.
    Зоркость
    Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина – пример того , как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по веленью сердца». Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин , если бы он остался агрономом, — это была его первая профессия.
    Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам сотой доли того, что превосходно видел и знал.
    Для таких мастеров , как Пришвин, которые могут написать целую поэму о слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя!
    Секрет обаяния произведений Пришвина в зоркости. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное.
    Язык Пришвина- Язык народный, он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде. (К. Паустовский)

  • Найдите СПП предложения, расставьте недостающие знаки препинания         В Св...

    10 слайд

    Найдите СПП предложения, расставьте недостающие знаки препинания
    В Свердловске (ныне Екатеринбург) во время Отечественной войны мне довелось побывать в доме большого ученого Обручева. Семидесятилетний академик, неутомимый путешественник и писатель показал мне как он работает. Чтобы продлить время он разделил свой рабочий день на три рабочих дня. Первый начинается утром и кончается к обеду. Второй продолжается от обеда до ужина. Третий – от ужина до сна. В каждом дне у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых.
    Помогала ученому в проведении этой системы аккуратная раскладка всех материалов которые ему были нужны для работы. Ни клочка , ни странички не могло затеряться случайно так как он сразу убирал все на свое место. Ничего не надо было искать чтобы припомнить где находиться что-либо нужное или забытое.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 144 603 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2020
  • 144
  • 0
  • 25.12.2020
  • 277
  • 0
  • 15.12.2020
  • 194
  • 1
  • 28.11.2020
  • 243
  • 1
  • 01.10.2020
  • 211
  • 1
  • 19.09.2020
  • 136
  • 0
  • 12.09.2020
  • 94
  • 0
  • 09.08.2020
  • 168
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

11 класс

Диктант

Зоркость

(1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,

что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность

выпала бы на долю Михаила Пришвина.

(2)Если внимательно прочесть все написанное Пришвиным, то остается

убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он

превосходно видел и знал.

(3)Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, для тех

мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева

осеннем листе. (4)А этих листьев падает множество. (5)Сколько же листьев

упало, унося с собой невысказанные мысли писателя те мысли, о каких

Пришвин говорил, что они падают, как листья, без всяких усилий!

(6)Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших

прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее

колдовство!»

(7)Секрет пришвинского обаяния, его колдовства как раз в этой его

зоркости.

(8)Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под

прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

(9)Язык Пришвина язык народный. (10)Он мог сложиться лишь в тесном

общении русского человека с природой, в труде, в простоте и мудрости

народного характера.

(11)У ботаников есть термин разнотравье. (12)Он обычно относится к

цветущим лугам. (13)Разнотравье это сплетение сотен разнообразных и

веселых цветов, раскинувшихся сплошными озерами по поймам рек.

(14)Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем

русского языка. (15)Слова у Пришвина цветут, сверкают. (16)Они то шелестят,

как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то

позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти

медлительным строем, подобно течению звезд. (255 слов)

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

1. Из предложение 26 выпишите слово с чередующейся гласной в

корне слова.

2. Из 7 предложения выпишите слова с ударением на 2ом слоге.

3. Укажите способ образования слова «отложивших» (6

предложение).

4. В 1ом предложении пронумеруйте все знаки препинания и

объясните каждый знак.

5. Какое средство художественной выразительности использовано в

14 предложении?

6. Сколько грамматических основ во 2ом предложении?

7. Какие виды связи использованы во 2ом предложении?

8. Из 2го предложения выпишите 3 словосочетания с разными

видами подчинительной связи.

«Певец русской природы». Высказывания современников о М. М. Пришвине

Подробности
Родительская категория: Читателям
Категория: Рекомендуем
Опубликовано 03.02.2023 16:32

Автор: Администратор

4 февраля исполняется 150 лет со дня рождения М.М. Пришвина. В КАРТОТЕКЕ ЦИТАТ ЦГБ им. А.М. Горького собрана коллекция высказываний известных людей об этом удивительном человеке и самобытном писателе. Предлагаем читателям познакомиться с некоторыми из них.

«Певец природы Михаил Пришвин, охотник, лесной бродяга, поэт и философ…» В. Ф. Боков

«…Я не раз убеждался в его удивительной способности растворяться в окружающей среде, и только глаза оставались пришвинскими, которые светились умом, игривым лукавством и все впитывали, все видели». Н. И. Дедков

«Пришвин, во все невзгоды и беды не покидавший Россию, первый писатель в России. И как это странно сейчас звучит, этот голос из России, напоминая человеку с его горем и остервенением, что есть Божий мир с цветами и звездами и что недаром звери, когда-то тесно жившие с человеком, отпугнулись и боятся человека, но что есть еще в мире простота, детскость и доверчивость — жив «человек»». А. М. Ремизов 

«Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество». К. Г. Паустовский 

«…О Пришвине писать трудно, почти невозможно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников, трепетом листьев, благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку». К. Г. Паустовский 

«Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». Но он ошибался. Его проза гораздо больше наполнена чистейшим соком поэзии, чем иные стихи и поэмы». К. Г. Паустовский 

«Я пишу о природе, а сам только о человеке и думаю». М. М. Пришвин

«Язык Пришвина – язык народный, точный и образный в одно и то же время, язык, который мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера». К. Г. Паустовский 

«Когда-то елецкий «черный араб», а теперь как лунь бородатый, белый медведчик и волхв — Михайло Михайлович Пришвин. А над ним серебряные тихие русские звезды». А. М. Ремизов 

«И то, что глаза его увидят — глаза его зорко-птичьи, и то, что тронет его сердце, открытое ко всему живому Божьему миру, он, одаренный слухом к свисту птиц, дыханию трав и мурму зверей, передаст в своих рассказах русским словом, памятным на тысячи тысяч верст». А. М. Ремизов

 «…Как не восчувствовать и не полюбить Пришвина и всякому, для кого дороги и близки эти кусты, пеньки, лыки, овражки, логи, кочки, хохолки — вся необъятная, бедноватая, в чем-то печальная русская природа. Пришвин нашел для нее слово — гремящее, как лесной ключ, сверкающее, как озимые росы. Повторяя за ним это слово, видишь и чувствуешь живую русскую землю». А. М. Ремизов

«Каждое сказанное Пришвиным слово как бы имеет свой особенный запах, цвет и вкус. Редкое качество это есть верный признак истинного таланта, только очень немногие этим великолепным качеством обладают». И. С. Соколов-Микитов

«Он знал волшебное мастерство слова. Такое чудесное мастерство не дается университетским и литературным образованием, художники ему учатся у своих матерей и отцов». И. С. Соколов-Микитов 

«Пришвина иногда называли «бесчеловечным», «недобрым», «рассудочным» писателем. Человеколюбцем назвать его трудно, но великим жизнелюбцем и «самолюбцем» он был несомненно. Эта языческая любовь к жизни, словесное мастерство — великая его заслуга». И. С. Соколов-Микитов 

Больше цитат о М. М. Пришвине и его творчестве

Урок 38. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них (§ 28)

Цели урока: 1) уяснить, какие сложноподчинённые предложения называются многочленными; познакомить учащихся с видами подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными (соподчинение — однородное и неоднородное, последовательное), их комбинациями, правилами постановки/непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; 2) научить определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений такого типа, обосновывать условия постановки/непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
I. Анализ сочинений по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина»).

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
II. Повторение материала. Словарный диктант.

Салон, президиум, гуманизм, труженик, гостиница, прогресс, мозаика, оптимист, пессимист, репетиция, территория, идеалы, конференция, не предполагать, извивающийся, осведомиться.

Далее девятиклассники разбирают по составу слова предполагать, извивающийся, составляют четыре сложноподчинённых предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, в составленных предложениях используют слова из словарного диктанта.
III. Объяснение нового материала.

Учащиеся анализируют материал на с. 103, отвечают на вопросы:

— Сколько придаточных в каждом сложноподчинённом предложении?

— К чему присоединяются придаточные в первом сложном предложении? во втором?

— В чём различие в структуре этих сложноподчинённых предложений? Девятиклассники читают теоретический материал на с. 104—106, 108.
IV. Закрепление материала.

1. Из упр. 167 учащиеся выписывают сначала многочленные сложноподчинённые предложения с соподчинением, затем с последовательным подчинением, составляют схему каждого предложения.

2. В упр. 168 учащиеся находят сложное предложение, определяют его вид, устно объясняют постановку знаков препинания.

3. Самостоятельная работа (упр. 169).

4. Выборочный диктант.

На доску проецируется текст с пропущенными запятыми.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в её жизнь и воспел её то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина — пример того как человек отрешился от всего наносного навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом — это была его первая профессия.

Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным убеждаешься что он не успел рассказать нам и сотой доли того что превосходно видел и знал.

Для таких мастеров как Пришвин которые могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе мало одной жизни. Сколько же листьев упало унося с собой невысказанные мысли писателя!

(К. Г. Паустовский)
Задание: выпишите многочленные сложноподчинённые предложения, расставляя запятые, определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями, составьте схемы этих предложений.
Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными предложениями.

а) Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, что сердце его давно искало.

б) Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,

Поведает заря, что минул день ненастья, —

Былинки не найдёшь и не найдёшь листа,

Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

в) Сердце его забилось, ноздри заходили, и он почувствовал во всём своём слабом теле возбуждающий холодок, что всегда бывало с ним в минуту опасности.

г) Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я…

Ответ: а, б, г.
2. Укажите сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением.

а) Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

б) Он пошёл в контору, чтобы предупредить, что на работу не выйдет.

в) Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

г) Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Ответ: в, г.
3. Укажите сложноподчинённые предложения с неоднородным соподчинением.

а) Погнал я машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

б) Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка любимой женщины.

в) Когда Грушницкий открыл рот, чтобы отблагодарить её, она была уже далеко.

г) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

Ответ: б, в.
V. Домашнее задание: учить теоретический материал в § 28, упр. 170, написать сочинение-миниатюру с грамматическим заданием: употребить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Темы: «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие».

Урок 39. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них (продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, делая акцент на знаках препинания в них; учащиеся рецензируют монологическую роль отвечающего.

Второй ученик из упр. 170 выписывает второе предложение, расставляет знаки препинания, чертит схему этого предложения, указывает вид подчинительной связи придаточных.

Учащиеся читают сочинения-миниатюры «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие», называют сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, определяют вид подчинительной связи между ними.
II. Повторение материала. На доску проецируется таблица.
Таблица 16

Орфограммы
1. Проверяемые безударные гласные
2. Непроверяемые безударные гласные
3. Корни с чередованием гласных
4. О — е после шипящих в корнях слов

Учащиеся заполняют таблицу примерами, составляют шесть сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, употребляя в предложениях примеры слов из таблицы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.
III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 171 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением придаточных.

2. В упр. 172 учащиеся находят предложения с несколькими придаточными, определяют их вид и вид подчинительной связи.

3. Схематический диктант (упр. 173).

Не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.

4. Конструирование.

Девятиклассники составляют шесть сложноподчинённых предложений, в которых сочетались бы союзы что если, что когда, так что хотя, объясняют расстановку знаков препинания.

Рекомендации учителю: перед выполнением четвёртого задания необходимо напомнить учащимся, что когда союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. окажутся рядом, то запятая между ними ставится. Запятая не ставится, когда далее идёт вторая часть союза — то, так или тем. Учащиеся читают правила на с. 108.

5. Составление предложений по схемам.





6. Диктант «Проверяю себя».
Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж.

Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чём прелесть этого необыкновенного сооружения.

(Е. П. Осетров)
Грамматическое задание: определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями. Составьте схемы этих предложений.
IV. Домашнее задание:

а) выполнить упр. 174 (устно);

б) выписать из произведений художественной литературы восемь сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, определить вид придаточных и вид подчинительной связи.

Урок 40. Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним») (упр. 175) (Р)

Цели урока: 1) познакомить девятиклассников с особенностями сообщения как информативного жанра; 2) научить делать краткие сообщения о происхождении псевдонимов.
I. Подготовительная работа.

1. Следует предупредить учащихся о предстоящем уроке и предложить им найти сведения о псевдонимах писателей (актёров, политических деятелей и др.).

2. На уроке учитель знакомит учащихся с особенностями жанра сообщения:

а) терминологическая точность;

б) доказательность;

в) логичность и ясность;

г) популярность (простота) изложения.

Рекомендации учителю: следует напомнить девятиклассникам, что сообщение — это информативный жанр учебно-научного стиля.

3. На доску проецируется памятка «Как оценить сообщение».

1) Слушая сообщение, следите за тем, раскрыта ли тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, имеются или отсутствуют чёткие формулировки, есть ли убедительные примеры, их комментарии.

2) Во время сообщения ученика записывайте замечания.

4. Учащиеся знакомятся с историей происхождения слова псевдоним по этимологическому словарю.

Псевдоним. Заимств. в ХIХ в. из франц., где pseudonyme <греч. pseudonymos (pseudos — ложный и omona — имя).

(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.)

В словаре С. И. Ожегова девятиклассники узнают лексическое значение слова.

Псевдоним — вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты. Писать под псевдонимом.

Девятиклассники с указанным словом составляют словосочетания, предложения.

5. Ученики делают устные сообщения о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»), класс рецензирует ответы товарищей по памятке.

Урок 41. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения (§ 29—30)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического разбора, пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения; 2) научить производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.
I. Повторение материала.

На доску проецируется текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.
Луна нам теперь зн..кома (не)плохо появились новые карты и даже лу(н, нн)ый глобус все (не)ровности серебр..(н, нн)ого шара извес..ны (на)перечёт. Перестали быть без..мя(н, нн)ыми горы на (не, ни)видимой его стороне. Марс постепе(н, нн)о раскрывает нам свои загадки. Ведёт(?)ся разведка (В, в)енеры и других планет. Да и (С, с)олнце и звёзды постепен(н, нн)о утрач..вают загадочный ореол.

(Б. Р. Ляпунов)
Задания:

1. Озаглавьте текст, определите стиль текста.

2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

3. Объясните графически выбор орфограмм, укажите суффиксы с н или нн.

4. Выпишите слова, в корнях которых написание согласных букв не совпадает с произношением.
II. Знакомство учащихся с планом синтаксического разбора сложноподчинённого предложения на с. 112—113.

Рекомендации учителю: следует напомнить учащимся, что если в сложноподчинённом предложении более двух придаточных предложений, то необходимо указать способ соединения главного и придаточного: последовательное или параллельное подчинение.
III. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 176 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения и делают их синтаксический разбор.

2. Самостоятельная работа по вариантам.

На доску проецируются тексты для вариантов I и II.
Вариант I
Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

(И. П. Павлов)
Вариант II
Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки. И если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.

(В. А. Обручев)
Задания для вариантов I и II

1. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, укажите вид сложноподчинённых предложений, языковые средства выражения смысловых отношений между главным и придаточным предложениями (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).

2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).
IV. Знакомство учащихся с планом пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения на с. 116—117.
V. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 179 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, определяют, какие знаки выделения и разделения пропущены, делают пунктуационный разбор двух сложноподчинённых предложений письменно и двух — устно.

2. В упр. 182 производят письменно синтаксический и пунктуационный разбор выделенных предложений.

3. Диктант «Проверяю себя».
Был уже сентябрь. Приближались сумерки. Кто не видел киевской осени, тот никогда не поймёт нежной прелести этих часов.

Первая звезда зажигается в вышине. Осенние пышные сады молча ждут ночи, зная, что звёзды обязательно будут падать на землю и сады поймают эти звёзды, как в гамак, в гущу своей листвы и опустят на землю так осторожно, что никто в городе даже не проснётся и не узнает об этом.

Лиза проводила меня до дому, сунула мне на прощанье розовую липкую конфету и быстро сбежала по лестнице. А я долго не решался позвонить, боясь, что мне попадёт за позднее возвращение.

(К. Г. Паустовский)
Грамматическое задание: произведите письменно синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).
VI. Домашнее задание: § 29, 30, составить восемь сложноподчинённых предложений на тему «Толковый словарь — картина мира», сделать письменно синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

В предложении со сравнительным оборотом с союзом «как» ставятся запятые, если оборот не является частью сказуемого. Приведем примеры предложений со сравнительным оборотом с союзом «как».

Пунктуация с союзом «как» в предложении со сравнительным оборотом

В художественной литературе писатели часто прибегают к стилистическому приему сравнения, то есть уподоблению одного предмета или явления действительности другому. Яркие выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность, которая создается лексическими средствами с помощью сравнительных союзов:

как, будто, как будто, словно, точно, что (в значении «будто»)

Рассмотрим, в каких случаях ставится запятая в предложении со сравнительным оборотом с союзом «как». В такой синтаксической ситуации сравнительный оборот выступает в качестве второстепенного члена предложения обстоятельства.

Выделим основные моменты постановки знаков препинания со сравнительным союзом «как».

1. Сравнения и распространенные сравнительные обороты с союзом «как», если они имеют значение уподобления, всегда выделяются запятыми.

Я тоже, как дерево, хранил в себе слои пережитого: где-то, в самой глубине детство; дальше, нарастая, откладывались юность, зрелость, делая меня как бы крепче, избавляя от слабости…(Д. Гранин).

Около старых пней, как дорогое кружево, лепился своими жёлтыми шапками душистый лабазник (Д. Мамин-Сибиряк).

2. В предложении могут быть указательные слова «так», «такой», «тот», «столь», которые логически выделяются при произношении.

Примеры:

Замысел так же, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти (К. Паустовский).

Лесная опушка — место такое же райское, как и сад (В. Солоухин).

Для таких мастеров, как Пришвин, для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни (К. Паустовский).

3. Всегда выделяются обороты «как правило», «как всегда», «как исключение», «как обычно», «как прежде», «как всегда», «как нарочно».

Люди, как правило, не учатся на своих ошибках.

4. Запятая ставится, если оборот начинается с «как и»:

Я стал бояться телефона, как и мой сын (Т. Устинова).

На небе, как и в моем сердце, не было ни облачка.

5. В оборотах «не кто иной, как», «не что иное, как» поставим запятую перед «как»:

 Этот портрет нарисовал не кто иной, как И. Репин.

Это ущелье не что иное, как дорога, которую проложила себе горная река.

Сравнительные обороты с союзом "как"

Примеры предложений со сравнительным оборотом с союзом «как» из художественной литературы

На опушке столетние липы, как стражи, простирали огромные ветви, чтобы заслонить дорогу (М. Лермонтов).

Воздух, казалось, был так же горяч, как горячий пар, что, подобно расплавленному стеклу, чуть дрожал над широкими чёрными трубами белых пароходов, медленно обгонявших нас (И. Бунин).

Покачиваясь в подвесной парусиновой койке, как в гамаке, я каждую минуту ощущал неистовые взмёты волн, слушал приглушенно-напряжённый рёв за бронированными бортами, низвержение массы воды на палубу (А. Новиков-Прибой).

Справа стена спускается с горы и оканчивается круглой угловой башней, покрытой, как чешуёй, зелеными черепицами (М. Лермонтов).

Я никогда не забуду свою говорливо-журчащую речонку, где ловил пескарей и где прозвучало моё детство, как песня жаворонка (А. Новиков-Прибой).

Беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте (С. Аксаков).

Витые тяжелые колонны поддерживают железные кровли, нависшие над галереями, из которых выглядывают маленькие, тёмные окна, как зрачки стоголового чудовища (М. Лермонтов).

Он повернулся лицом к пастухам. Строгое лицо его было грустно и насмешливо, как у разочарованного (А. Чехов).

Ветер щекотал лицо, как распустившиеся душистые девичьи косы (К. Паустовский).

Потом отправились на озеро. Оно лежало, как в изумрудной оправе, в кольце высоких кудреватых сосняков (А. Формозов).



Видео «Запятые в сравнительных оборотах»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 10

СПП с несколькими придаточными 9 класс - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua

Смотреть онлайн

Презентация для классов «СПП с несколькими придаточными 9 класс» онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

9 класс Дидактичекие материалы По пособию Данилевской Н.В., Дускаевой Л.Р. «Русская грамматика»

1 слайд

9 класс Дидактичекие материалы По пособию Данилевской Н.В., Дускаевой Л.Р. «Русская грамматика»

Выпишите предложения , соответствующие схеме Когда я вбежал во двор где меня должны были ждать друзь

2 слайд

Выпишите предложения , соответствующие схеме Когда я вбежал во двор где меня должны были ждать друзья уже никого не было. Когда доктор услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце он не сразу понял кто звонит. Когда совсем стемнело я приехал к ним чтобы объясниться. Когда эскадроны прибыли к месту чтобы выполнить приказ занималась заря и соловьи заводили свою многоголосую трель. Когда кто-то звонил горничная выбегала навстречу чтобы справиться о прибывшем. , , , , , , , , , , , ,

Отметьте предложения с однородным соподчинением Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня п

3 слайд

Отметьте предложения с однородным соподчинением Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь. Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему большой запас сил и терпения. Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст свое мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана. Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошел к себе в комнату где на столе его ждали шахматы. Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. , , , , ,

Отметьте СПП с последовательным подчинением Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода

4 слайд

Отметьте СПП с последовательным подчинением Воспитывайте в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек. Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его. Если бы не духота и не спертый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей. Самгину показалось что никогда еще он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно. , , , , , , , , , ,

Отметьте верные характеристики предложений Он послал Селифана отыскать ворота, что, без сомнения, пр

5 слайд

Отметьте верные характеристики предложений Он послал Селифана отыскать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго , если бы на Руси не было вместо швейцаров лихих собак , которые доложили о нем так звонко , что он поднес пальцы к ушам своим. Сложное , союзное, ССП. Сложное, союзное, СПП. Состоит из 5 простых предложений. К главному предложению последовательно подчинены придаточные присоедин., условное, определительное и степени. К главному предложению параллельно подчинены придаточные присоедин. и условное, последовательно – определительное и степени. Придаточная присоединительная часть осложнена вводным сочетанием.

Отметьте верные характеристики предложений Когда человек отрицает решительно всё, то это значит, что

6 слайд

Отметьте верные характеристики предложений Когда человек отрицает решительно всё, то это значит, что он не отрицает ровно ничего и что он даже ничего не знает и не понимает. 1) сложное, союзное 2) сложносочинённое 3) сложноподчиненное 4) состоит из трёх простых предложений 5) в предложении три придаточных с последовательным подчинением 6) в предложении три придаточных с однородным подчинением 7)главному предложению параллельно подчинены одно обстоятельственное и два однородных изъяснительных придаточных

Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно 1.Про силу лебедя рассказывают чудеса,

7 слайд

Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно 1.Про силу лебедя рассказывают чудеса, говорят, что он ударом крыла убивает до смерти собаку, если она приближается к нему, легко раненному или бросится на его детей. 2.После свидания своего в Москве с Пьером князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, а в сущности для того чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимо встретить. 3.Багратион отвечал, что не может принимать или не принимать перемирия и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта. 4.После того как кот был доставлен в отделение, там убедились, что от гражданина сильнейшим образом пахнет спиртом, вследствие чего в показаниях его тотчас же усомнились.

Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно Осведомившись о том, где Наташа , она п

8 слайд

Отметьте предложения, где знаки препинания расставлены верно Осведомившись о том, где Наташа , она получила ответ, что Наташа уже выкупалась и полетела на своём бревне вперёд, в Москву, чтобы предупредить о том, что Маргарита скоро будет и помочь приготовить для неё наряд. И теперь, как и тогда, вместо слов изумления, которые он смутно ожидал (как, проснувшись в чужом городе, ожидаешь, ещё не раскрыв век, необыкновенного, сияющего утра), — он услышал пасмурные, холодноватые слова. Когда солнце , обещая долгий, непобедимый зной, стало припекать землю, все живое, что ночью двигалось и издавало звуки, погрузилось в полусон. Он начал рассказывать, где был, и что видел и как ему удалось спастись. По некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, по тому, как понимали друг друга с полуслова, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Найдите СПП предложения с несколькими придаточными, составьте их схемы. Зоркость Если бы природа мог

9 слайд

Найдите СПП предложения с несколькими придаточными, составьте их схемы. Зоркость Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина – пример того , как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по веленью сердца». Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин , если бы он остался агрономом, — это была его первая профессия. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам сотой доли того, что превосходно видел и знал. Для таких мастеров , как Пришвин, которые могут написать целую поэму о слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни. Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя! Секрет обаяния произведений Пришвина в зоркости. Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное. Язык Пришвина- Язык народный, он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде. (К. Паустовский)

Найдите СПП предложения, расставьте недостающие знаки препинания В Свердловске (ныне Екатеринбург) в

10 слайд

Найдите СПП предложения, расставьте недостающие знаки препинания В Свердловске (ныне Екатеринбург) во время Отечественной войны мне довелось побывать в доме большого ученого Обручева. Семидесятилетний академик, неутомимый путешественник и писатель показал мне как он работает. Чтобы продлить время он разделил свой рабочий день на три рабочих дня. Первый начинается утром и кончается к обеду. Второй продолжается от обеда до ужина. Третий – от ужина до сна. В каждом дне у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых. Помогала ученому в проведении этой системы аккуратная раскладка всех материалов которые ему были нужны для работы. Ни клочка , ни странички не могло затеряться случайно так как он сразу убирал все на свое место. Ничего не надо было искать чтобы припомнить где находиться что-либо нужное или забытое.

Отзывы на uchebniki.org.ua «СПП с несколькими придаточными 9 класс» (0)

Оставить отзыв

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Для сведения или сведенья как пишется
  • Для самой красивой девочки как пишется
  • Для расчета стоимости как пишется
  • Для раненых как пишется
  • Для разнообразия как пишется