Морфологический разбор слова доккино
Предлагаем вашему вниманию результаты морфологического разбора слова доккино.
Вариант 1:
- Начальная форма: ДОККИНО
- Часть речи: Существительное
- Грамматика: мужской род, единственное число, неодушевленное
- Формы: доккино
Вариант 2:
- Начальная форма: ДОККИНО
- Часть речи: Прилагательное
- Грамматика: средний род, единственное число, именительный падеж, неодушевленное
- Начальная форма: ДОККИНО
- Часть речи: Прилагательное
- Грамматика: средний род, единственное число, винительный падеж, неодушевленное
- Формы: доккин, доккина, доккиного, доккиному, доккину, доккиным, доккином, доккиной, доккиною, доккино, доккины, доккиных, доккиными
Как правильно пишется словосочетание «документальное кино»
- Как правильно пишется слово «документальный»
- Как правильно пишется слово «кино»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зыбун — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «документальный»
Ассоциации к слову «кино»
Синонимы к словосочетанию «документальное кино»
Предложения со словосочетанием «документальное кино»
- Отечественные киноведы тоже уделяли документальному кино и документу в кино большое внимание.
- В документальном кино основу фильма составляет съёмка подлинных событий и лиц, а темой чаще всего становятся интересные события, явления или знаменитые люди.
- На вопрос, что он для этого делает, персонаж абсолютно невозмутимо и серьёзно отвечал, что снимает документальное кино на собственную ручную камеру и выкладывает материалы в интернет.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «кино»
- немое кино
советское кино
документальное кино - в кино с друзьями
в кино вечером
в кино с подругой - дом кино
мир кино
история кино - кино закончилось
кино кончилось
кино получилось - сходить в кино
смотреть кино
видеть в кино - (полная таблица сочетаемости)
Значение словосочетания «документальное кино»
-
Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. (Википедия)
Все значения словосочетания ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
Отправить комментарий
Дополнительно
Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.
Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности».[1]
Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.
Реконструкции подлинных событий в игровом (англ. fiction) кинематографе (напр. историческая драма, байопик, и т. п.) не относятся к документальному кино.
Содержание
- 1 Общая систематика
- 1.1 Задачи документалистики
- 1.2 Техника
- 1.3 Средство проката
- 2 Особенности документального кино
- 3 Поджанры документального кино
- 3.1 Образовательные фильмы
- 3.2 Мокьюментари
- 4 Советское и российское документальное кино
- 5 Знаменитые документальные кинофильмы
- 5.1 Советские и российские
- 6 Знаменитые режиссёры документальных фильмов
- 6.1 Советские и российские
- 7 Известные кинофестивали документальных фильмов
- 7.1 Россия
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Ссылки
Общая систематика
В систематике продукции экранных искусств (таких как кино, телевидение, мультимедиа), независимо от темы и изображаемого объекта, принято основное разделение на игровые и неигровые фильмы.
К первым относят продукты драматического действия, ко вторым — все остальные (то есть те, основа, сущность, «движущая сила» которых не является драматическим действием).
Соответственно, они также отличаются и драматургически.
Игровые фильмы в английской терминологии называются англ. fiction.
Документальное кино относится к неигровому кино. При этом в произведениях документалистики могут использоваться как фрагменты игровых фильмов, так и инсценировки, провокации, др. постановочные элементы, придуманные специально к случаю.
Первые документальные фильмы были сняты ещё на заре кинематографа. Например, «Выход рабочих с фабрики» или «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 1895 года Огюста и Луи Люмьеров — это репортажная хроника, а их же «NY broadway at UNIОN square» 1896 года — другой вид документального наблюдения, т.н. «жанровые сценки».
Задачи документалистики
- Средство обучения (учебные фильмы)
- Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)
- Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)
- Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)
- Публицистика
Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (Хью Бэдли).
Техника
- Кинематографическая (оптический носитель, киноплёнка)
- Видео (аналоговые и цифровые носители)
- Компьютер (мультимедиа)
Современное фильмопроизводство чаще всего использует комбинацию доступных техник, однако в итоге продукт представляется для проката на каком-либо одном носителе («переводится в формат»).
Средство проката
- Телефильм (для телевещательной сети; на видеоносителе)
- Кинофильм (для проката в сети кинотеатров)
- т.н. «Сетевое видео» (для трансляции в Интернете)
Особенности документального кино
Документальное кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создаётся сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как постановочная, так и репортажная съёмка, натурные и интерьерные съёмки, архивные видео- и фотоматериалы.
Поджанры документального кино
Образовательные фильмы
Ещё одна категория фильмов, которую относят к документальному кино — это образовательные (учебные) фильмы. Фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем[источник не указан 81 день]. Возможная причина кроется в наглядности и отшлифованности подачи материала (неудивительно, ведь в кино возможно много дублей). Практика показа учебных фильмов широко распространена на Западе и особенно в США[источник не указан 81 день]. В СССР и России показ учебных фильмов не был так распространён вплоть до конца прошлого века. Возможно, это связано с высокой стоимостью оборудования для таких показов. В настоящее время существуют специальные телевизионные каналы, круглосуточно показывающие только образовательные и научно-популярные документальные фильмы (24_DOC, 365 дней ТВ, Наука 2.0 и др.)
Мокьюментари
Псевдодокументальное кино, т.н. «мокьюментари», описывает вымышленные события: например, телепередача BBC об урожае спагетти в Швейцарии, американский проект «Ведьмы из Блэра», российский фильм «Первые на Луне».
Советское и российское документальное кино
В советское время документальное кино было востребовано властью. Документальные фильмы были, в основном, инструментом коммунистической пропаганды и служили государственным интересам.
Особенную роль сыграли киножурналы.
Центральное место в производстве кинопериодики второй половины двадцатых годов занимает еженедельный «Совкино-журнал», напоминающий современные «Новости дня». Журнал монтировался из репортажных снимков наиболее актуальных текущих событий и предназначался для общей киносети. <…> В союзных республиках и наиболее крупных областных центрах выпускаются киножурналы республиканского и областного значения. В Харькове издаётся украинский «Кино-Тыждень», в Минске — белорусский киножурнал, в Тбилиси — грузинский, в Ростове-на-Дону — северокавказский, в Свердловске — уральский.
Более значительным политическим и культурным событиям посвящаются специальные киноочерки, например: «Пятнадцатый партсъезд», «Шахтинский процесс», «Подписание советско-персидского договора», «Приезд Горького», «Всесоюзный праздник физкультуры».[2]
Но несмотря на все трудности, ряд талантливых режиссёров-документалистов всё же смог пробиться и создать несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового документального киноискусства. Особенно следует отметить режиссёров Дзигу Вертова, Льва Кулешова, Романа Кармена и Михаила Ромма.
Современное российское неигровое кино — это сотни разных студий во многих регионах Российской Федерации. Это тысячи фильмов и документальных телепрограмм, созданных с 1991 года. Этот огромный материал плохо изучен и пока недостаточно востребован.
Знаменитые документальные кинофильмы
- «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (Франция, 1896)
- «Кадры инаугурации президента Мак-Кинли» (США, 1901)
- «Москва под снегом» (Франция, 1909)
- «Нанук с Севера» (США, 1922)
- «Триумф воли» (Германия), 1935
- «В мире безмолвия» (Франция, 1956)
- «Параджанов: Последняя весна» (Армения — США, 1992)
- «Покушение на Россию» (Франция, 2000)
- «Боулинг для Колумбины» (США, 2002)
- «Фаренгейт 9/11» (США, 2004)
- «Двойная порция» (США, 2004)
- «Корпорация «Еда»» (США, 2008)
Советские и российские
- «Разгром немецких войск под Москвой» (СССР, 1942). Название в США — «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»)
- «Парад Победы» (СССР, 1945)
- «Повесть о нефтяниках Каспия» (СССР, 1953)
- «Обыкновенный фашизм» (СССР, 1966)
- «Великая Отечественная» (СССР, 1979; 20 серий). Название в США — «The Unknown War» («Неизвестная война»)
- «Легко ли быть молодым?» (СССР, 1987)
- «Так жить нельзя» (СССР, 1990)
- «Прокляты и забыты» (Россия, 1997)
- «Граждане Беслана» (Россия, 2005)
Знаменитые режиссёры документальных фильмов
- Грирсон, Джон (Великобритания)
- Ивенс, Йорис (Нидерланды)
- Кёйкен, Йохан ван дер (Нидерланды)
- Ланцман, Клод (Франция)
- Лейтан ди Барруш, Жозе (Португалия)
- Маркер, Крис (Франция)
- Мур, Майкл (США)
- Руш, Жан (Франция)
- Жукофф, Александр (Австрия)
- Уайзмен, Фредерик (США)
- Риффеншталь, Лени (Германия)
- Фароки, Харун (Германия)
- Флаэрти, Роберт (США)
- Форгач, Петер (Венгрия)
- Умаров, Калила Нематович (Казахстан)
Советские и российские
- Беляев, Игорь
- Вартанов, Михаил
- Вертов, Дзига
- Виноградов, Владислав Борисович
- Воробьевский, Юрий Юрьевич
- Гутман Александр Ильич
- Говорухин, Станислав Сергеевич
- Григорьев Евгений
- Дворцевой, Сергей
- Еремина, Мария Борисовна
- Кармен, Роман Лазаревич
- Коган, Павел Семенович
- Киселёв, Александр Васильевич
- Кулешов, Лев Владимирович
- Курская, Таисия Андреевна
- Лозница, Сергей
- Манский, Виталий Всеволодович
- Медведкин, Александр Иванович
- Мирошниченко, Сергей Валентинович
- Павлов, Михаил Борисович
- Пелешян, Артавазд Ашотович
- Разбежкина, Марина Александровна
- Ромм, Михаил Ильич
- Синельников, Владимир Львович
- Смелая, Елена Павловна
- Сокуров, Александр Николаевич
- Франк, Герц
- Шиллер, Юрий Андреевич
- Шуб, Эсфирь Ильинична
Известные кинофестивали документальных фильмов
- DocPoint в Хельсинки
По состоянию на 2008 год аккредитацию FIAPF имеют три фестиваля документальных фильмов:
- Кинофестиваль в Бильбао
- Кинофестиваль в Кракове
- Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге
Россия
- Открытый фестиваль документального кино «Россия» в Свердловске/Екатеринбурге с 1988 года.
- Фестиваль документального кино «Флаэртиана» в Перми с 1995 года.
- Кинофестиваль документальных фильмов «Вертикаль» в Москве с 1998 года.
- Фестиваль документального кино «Лавровая ветвь» в Москве с 2000 года.
- Международный кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» с 2004 года.
- Свободная мысль (Московский кинофестиваль) — программы документальных шедевров со всего мира в рамках ММКФ (Московского Международного кинофестиваля) с 2006 года.
- Фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» в Москве с 2007 года.
- Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли» в Самаре с 2008 года.
См. также
- Смотрим… Обсуждаем…
- Киноискусство
- Псевдодокументальный фильм
- Центральный Дом журналиста
Примечания
- ↑ Хью Бэдли. Техника документального кинофильма / Пер. с англ. — М.: Искусство, 1972.
- ↑ Н. А. Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918—1934 годы. Глава 4. Расцвет немого кино (1926—1930).
Ссылки
Портал «Кино» |
- Международная ассоциация документалистов
- Спецвыпуск журнала «Сеанс» про документальное кино. Часть первая: реальности недостаточно
- Спецвыпуск журнала «Сеанс» про документальное кино. Часть вторая: недостаточно реальности
Как написать сценарий документального фильма (источник tvkinoradio.ru)
На свете есть огромное количество литературы и сайтов, посвященных тому, как создать сценарий игровой картины, но гораздо меньше руководств и тем более книг с подробным описанием работы над сценарием документального фильма. Строгих канонов в этом деле нет. Считается, что документалист не обязан писать сценарий для своего фильма, поскольку план действий находится у него в голове. И все же формализовать этот план можно.
Выберите тему
Как всегда, всё начинается с вопроса: «Почему я хочу снять именно этот фильм?» Если вы одержимы какой-то темой, преследующей вас в течение нескольких лет, то, скорее всего, вы напишите отличный сценарий и снимите хороший документальный фильм. Если же такой темы нет, а желание снимать имеется, можно поискать вдохновение в прессе, социальных сетях или на городских улицах.
Однако не каждый сюжет потянет на полноценный документальный фильм, и возникает второй вопрос: «А можно ли из этой темы сделать драматическую историю?» В основе хорошего документального фильма, как писал британский документалист Алан Розенталь, должен лежать «крепкий повествовательный стержень». Нужно понимать, насколько целесообразна ваша идея, интересны герои, актуальны события, а главное, каким может быть бюджет.
Профессионал должен ответить также еще на один жизненно важный вопрос: «Смогу ли я продать свою блестящую идею фильма?» Точно сформулированные ответы нужны не только вам, но и пригодятся на этапе защиты проекта на питчинге или конкурсе, чтобы привлечь инвесторов.
Оцените аудиторию
Кадр из фильма «На пороге страха». По идеологическим причинам некоторые фильмы сложно показать в той стране, где их снимали. Так получилось с документальной картиной Герца Франка и Марии Кравченко«На пороге страха», рассказывающей про известного израильского заключённого, которого ненавидят во всей стране
Определившись с темой, будет полезно представить себе потенциальную аудиторию: общий состав, возраст, политические и религиозные взгляды, место жительства (город-миллионник или село), уровень образования. Понимание этих аспектов позволит вам говорить со зрителем на равных, не поднимаясь выше или не опускаясь ниже его уровня. Заранее стоит подумать и том, где будут показывать ваш фильм: если на ТВ, то следует учесть возрастные ограничения и, возможно, смягчить сценарий; если вы планируете участвовать в международных фестивалях, то нужно помнить о культурных различиях.
Исследуйте материал
Обстоятельное исследование темы можно разделить на четыре этапа:
1. Изучение источников — предстоит найти ключевые библиографии, статьи из газет и журналов, записи из открытых дневников, письма, судебные протоколы и т.д. Чтобы сэкономить время, лучше обратиться к специалисту по профилю и попросить его порекомендовать источники, либо перевести наукообразный материал на обычный человеческий язык. Важно не просто найти книги по теме, но и познакомиться с первоисточниками — исходными документами.
Фильм итальянского режиссёра Давиде Феррарио «Суп дьявола» (La zuppa del demonio) сделан полностью на материалах уникальной итальянской (с вкраплениями советской) хроники, найденной в давно забытых заводских архивах
2. Работа с архивными материалами — вы можете не только раздобыть в архивах уникальную информацию, но также использовать фото- и видеоматериалы в будущем фильме (тут, конечно, важно позаботиться о разрешении на воспроизводство).3. Беседа — на этом этапе нужно отобрать как можно больше специалистов и людей по вашей теме, пообщаться с ними, сделать аудио- и видеозаписи разговоров. Итак, у вас появились ценные сведения для сценария и первые материалы для фильма.
4. Натурное исследование — заключительный этап подготовки, на котором вы изучаете место действия будущего фильма. Тут надо не просто зарядиться атмосферой, но и заранее просчитать потенциальные проблемы, понять, где лучше провести съемку, в какое время и с кем ее нужно согласовать.
Из всего собранного вами исследовательского материала в фильм войдет только небольшая часть. Но исследование, наверняка, откроет неожиданные варианты развития вашей истории, и вы начнете лучше понимать своих героев. Но прежде, чем садиться писать, стоит сделать паузу, чтобы информация уложилась в голове, а лишний мусор ушел.
Структурируйте историю
Перед тем как описывать будущие кадры и сцены, необходимо построить скелет истории.
Кадр из фильма «В поисках сахарного человека». Картина Малика Бенджеллуля, один из лучших примеров захватывающих документальных фильмов с четкой структурой и крепкой драматической историей
Определиться с концепцией, подходом, стилем, формой и структурой. Все сценарии, независимо от типа, имеют схожую структуру, которую можно изложить в следующих пунктах:
1. Экспозиция — описание места и времени действия, знакомство с главными героями.
2. Завязка — начало действия, проявление поступков героев. Зарождение конфликта между ними, между героем и обществом, между героем и природой и т.д.
3. Развитие действия — в полной мере раскрываются все события, в которых участвуют персонажи, через их поступки яснее проявляются черты характера и взаимоотношения, напряжение растет, усиливается драматизм ситуации.
4. Кульминация — самый напряженный и волнующий момент. Происходит «пробуждение» героя, осознание истинной сути событий или какой-то неожиданный поворот, который кардинально меняет отношение к раннее увиденному.
5. Развязка — итог раннее произошедшего конфликта, объяснение причин, породивших его.
Раскидайте эпизоды в соответствии с этим планом и особенно тщательно продумайте, что потенциально может стать кульминацией и финалом. В сценарии и документального, и игрового фильмов конфликт всегда должен быть персонифицирован и выражен в образах конкретных людей. Подумайте, сможет ли ваш герой раскрыть неожиданную точку зрения по заданной теме, выдать интересную оценку. О характере персонажей зритель должен судить не по описаниям, а по поступкам и поведению в различных ситуациях.
Создайте черновой сценарий
Теперь, когда вы познакомились с местом и героями, собрали огромное количество информации и структурировали историю, можно максимально подробно её описать. Конечно, необходимо учитывать специфику вашего фильма и метода работы. Если это научно-популярный или телевизионный проект, то без подробного сценария с покадровым описанием реплик и действий вам не обойтись. Если же камера наблюдает за героем в течение длительного времени, то едва ли вы вообще дойдете до этапа написания сценария.
Важно помнить, что в сценарии нет места различным авторским отступлениям. Вы должны четко и емко передать свои мысли, конфликты и действия персонажей.
Можно оформить свои идеи по типу режиссерского сценария, сократив количество столбцов до двух: в левой колонке — видеоряд, в правой — звук или дикторский текст.
Пример из книги Алана Розенталя «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес»:
Видеоряд | Аудиоряд |
Ипподром Аскот. | Когда-то это был спорт королей. |
Загон для лошадей. | Люди приходили, потому что у них было состояние, свободное время и красивая любовница. |
Элегантно одетая публика наблюдает бега. | |
Простолюдины и рабочие в джинсах и заношенных футболках, с пивом и гамбургерами. | Теперь спорт королей стал досугом пролетариев. |
Еще один пример подобного типа сценария:
Другой способ – писать эпизодами или смысловыми блоками, расположенными в хронологическом порядке, по схеме (пример из книги «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес»):1. Центральная идея: Дети в парке играют в футбол; женщина бросает копье; профессиональный бейсбольный матч; состязание борцов. Спортивный мотив является очевидным объединяющим элементом, но центральная идея сценариста заключается в том, что спорт берет свое начало в войне.
2. Пейзаж (антураж): Скалистые горы. Заоблачные вершины, водопады, бурные реки. Непроходимые джунгли. Огромные леса. Общим элементом здесь является пейзаж и великолепие природы.
3. Действие: Студентка выходит из дома, едет в университет, встречается с друзьями, пьет кофе, входит в аудиторию. Все действия, предшествовавшие входу в аудиторию, составляют единое целое. Кадры, снятые в классе, скорее всего, станут началом нового эпизода.
4. Настроение: Началась война. Идут танки. Плачут женщины. Видны отдаленные контуры разрушенных зданий. Группы мужчин обсуждают новости. Одинокий мальчик бродит по улицам. В данном случае стержневым элементом является не только начало войны (идея), но и серое, унылое настроение людей и места действия.
При помощи нескольких таких элементов можно создать один самостоятельный эпизод, а позднее определить его место. Самое главное, постоянно спрашивать себя, в чем смысл этого эпизода, как его лучше раскрыть при помощи видеоряда, музыки, звуковых эффектов или авторского комментария.
Описав все возможные эпизоды и кадры, нужно решить, что оставить, а от чего придется отказаться. Это неизбежная операция. При чем важно следить за ритмом ваших эпизодов, который может пропасть в следующих случаях: затянутость, отсутствие связи между фрагментами, множество одинаковых эпизодов следуют друг за другом, слишком много сцен с действием и слишком мало отражения, нарушается логический или эмоциональный порядок.
Напишите дикторский текст (актуально для ТВ)
Если в фильме есть закадровый голос, самое время прописать дикторский текст. Он, конечно, еще изменится на этапах монтажа и съемок, но нужно заранее подумать о том, что будет сопровождать ваш видеоряд. Есть на этот счет золотое правило Сида Филда.
Цитата из книги Сида Филда «Сценарий. Основы сценарного мастерства»: «Не говорите то, что вы показываете» – это был простой, но эффективный девиз, позволивший нам расширить нашу тематику. Если мы показывали парад армии, например, и в центре нашего внимания – был Гарри Трумэн, то у нас дикторский голос рассказывал о том, что Трумэн бегал по галантерейным магазинам, в то время как он мечтал о том, чтобы пойти добровольцем на Первую мировую войну. Таким образом мы расширяли знание зрителя о герое. То, что говорилось, не имело ничего общего с тем, что показывалось».
Сделайте чистовой вариант сценария (актуально для ТВ)
Если у вас есть на руках весь материал (записи интервью, кадры из архивов, съемки на месте действия), вы прописали закадровый текст, подобрали музыку и т.д., то пора составить чистовой вариант сценария, на который будут ориентироваться продюсер, монтажер, помощник режиссера и другие члены съемочной группы. В этой версии вы полностью даете расшифровку интервью, синхронов, закадрового голоса, указываете фрагменты из архива, которые будете использовать, титры и переходы. При этом уместны стандартные сокращения: СНХ (синхрон), ЗК (закадровый голос), INT. (съемка в интерьере), EXT. (съемка на натуре), ЗТМ (затемнение) и т.д.
Пример отрывка из сценария телевизионного фильма «Бой с фобией» из портфолио агентства «Медиа Гильдия»:
Документальный фильм можно снять без предварительного сценария, но без концепции нельзя. Более подробные ответы на волнующие вас вопросы вы найдете в следующих источниках:
- Алан Розенталь. «Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес».
- Сид Филд. «Сценарий. Основы сценарного мастерства».
- Майкл Рабигер. «Режиссура документального кино и постпродакшн».
- James R. Martin. «Create Documentary Films, Videos and Multimedia: A Comprehensive Guide to Using Documentary Storytelling Techniques for Film, Video, the Internet and Digital Media Projects».
- Г.М. Фрумкин. «Сценарное мастерство».
- Ульям Зинсер. «Как писать хорошо».