Двое жеребят как правильно пишется

brsom622

brsom622

Вопрос по русскому языку:

Прочитать предложения, правильно ли в них употреблены собирательные числительные. Исправить их. Переписать и подчеркнуть собирательные числительные:
1.Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

conghatear899

conghatear899

Три подруги живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали три жеребенка.
3. На столе стояло четыре стакана
4. Три котенка забрались в папину шляпу.
собирательных сейчас нет. были,но употреблены неправильно
есть вопросы-пиши

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Прочитать предложения, правильно ли в них употреблены собирательные числительные. Исправить их. Переписать и подчеркнуть собирательные числительные:
1.Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.

Автор: Гость

Ответ(ы) на вопрос:

Гость:

Три подруги живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали три жеребенка.
3. На столе стояло четыре стакана
4. Три котенка забрались в папину шляпу.
собирательных сейчас нет. были,но употреблены неправильно
есть вопросы-пиши

Похожие вопросы

Вопрос задан 30.05.2019 в 06:23.
Предмет Русский язык.
Спрашивает Дудин Роман.

Найдите пожалуйста ошибку : Трое подруг живут в одном дворе; А за ним едва поспевали двое жеребят .

Однако есть предположения , что первое предложения пишется вот так : Три подруги живут в одном дворе .

Ответы на вопрос

Отвечает Епифанов Ваня.

Надо писать: Трое подруг живут в одном дворе, а за ними поспевали двое жеребят.

Последние заданные вопросы в категории Русский язык

Русский язык 08.05.2021 02:16 1668 Босовец Александра.

По лесной чаще бродили дикие звери

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:10 1615 Малая Настасья.

определите тип речи текста Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самог

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:12 1619 Вітвіцький Тарас.

По русскому составить текст минимум 5 предложений, в 2 должны быть причастия, в 3 причастные обороты

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:46 980 Малыгин Дмитрий.

Чтобы определить какое окончание у существительного нужно определить падеж, …? Дорога круто подн

Ответов: 2

Русский язык 08.05.2021 02:43 1580 Брагин Илья.

Можете помочсделайте пж разбор предложения Я вчера весь день читал книгу. Пж помогите

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:58 1373 Гуль Карина.

1 Вставьте пропущеные слова: сбивчивость-2) … — сбивка- сбивать- 1) … <—бить. 2 определит

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:20 1232 Ермакова Алёна.

Придумайте и запишите 5 предложений с гласными Е,Ё,Ю,Я. Сделайте транскрипцию этих слов (с гласным

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:38 1261 Бирюкова Алеся.

Как правильно пишется в дельфинарии или в дельфинарие?

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:35 639 Щербак Саша.

Помогите пожалуйста вставьте буквы срочно 15 баллов

Ответов: 1

Русский язык 08.05.2021 02:12 720 Рябова Кристина.

Что такое текст и каковы его главные особенности?

Ответов: 1

Собирательные числительные в русском языке

Собирательные чис­ли­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц или пред­ме­тов как еди­ное целое.

Что такое собирательные числительные?

Имя чис­ли­тель­ное как часть речи объ­еди­ня­ет сло­ва с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы сколь­ко? кото­рый по счёту?

Среди этих слов выде­ля­ют­ся сво­ей спе­ци­фич­но­стью соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные. Наряду с целы­ми и дроб­ны­ми чис­ла­ми они так­же обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц и пред­ме­тов, но выра­жа­ют их чис­лен­ность как нечто еди­ное или совокупность.

  • (сколь­ко?) трое ребят;
  • семе­ро мудрецов;
  • девя­те­ро друзей.

Собирательные числительные

К раз­ря­ду соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в рус­ском язы­ке при­над­ле­жат 11 слов:

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от одно­ко­рен­ных слов, обо­зна­ча­ю­щих целые чис­ла. Числительные «двое», «трое» обра­зо­ва­ны с помо­щью суф­фик­са -ой-, а все осталь­ные — с помо­щью суф­фик­са -ер-:

  • два → дв[ ой’ э ]
  • три → тр[ ой’ э ]
  • четы­ре → четв ер о
  • пять → пят ер о.

Все соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные не изме­ня­ют­ся по чис­лам, а толь­ко по падежам.

Таблица

Склонение собирательных числительных

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти соби­ра­тель­ных числительных.

Собирательные числительные «оба», «обе»

Среди соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных толь­ко сло­ва «оба», «обе» име­ют кате­го­рию рода:

  • сиг­нал — оба сигнала;
  • зда­ние — оба здания;
  • сту­пень — обе ступени.

Числительное «оба» соче­та­ет­ся с суще­стви­тель­ны­ми муж­ско­го и сред­не­го рода, а сло­во «обе» — с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

При скло­не­нии у чис­ли­тель­но­го «оба» пишет­ся в осно­ве бук­ва «о», а у чис­ли­тель­но­го «обе» — бук­ва «е».

Понаблюдаем, как изме­ня­ют­ся эти соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные с оду­шев­лен­ны­ми и неоду­шев­лен­ны­ми существительными:

  • и. п. оба сына, оба зна­ка, обе девоч­ки, обе монеты
  • р. п. обо­их сыно­вей, обо­их зна­ков, обе­их дево­чек, обе­их монет
  • д. п. обо­им сыно­вьям, обо­им зна­кам, обе­им девоч­кам, обе­им монетам
  • в. п. обо­их сыно­вей, оба зна­ка, обе­их дево­чек, обе монеты
  • т. п. с обо­и­ми сыно­вья­ми, с обо­и­ми зна­ка­ми, с обе­и­ми девоч­ка­ми, с обе­и­ми монетами
  • п. п. об обо­их сыно­вьях, об обо­их зна­ках, об обе­их девоч­ках, об обе­их монетах

В име­ни­тель­ном паде­же соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные «оба», «обе» управ­ля­ют оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, а в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа тре­бу­ют от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла. В дру­гих кос­вен­ных паде­жах чис­ли­тель­ные согла­су­ют­ся с существительными.

Склонение числительных «двое» — «десятеро»

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое» — «деся­те­ро» скло­ня­ют­ся как име­на при­ла­га­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла. В име­ни­тель­ном и вини­тель­ном паде­жах они управ­ля­ют суще­стви­тель­ным, тре­буя от него фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла, а в осталь­ных кос­вен­ных паде­жах согла­су­ют­ся с суще­стви­тель­ным. Понаблюдаем за этой зако­но­мер­но­стью, взяв в каче­стве при­ме­ра чис­ли­тель­ное «двое»:

  • и. п. двое цып­лят, двое суток
  • р. п. дво­их цып­лят, двух суток
  • д. п. дво­им цып­ля­там, двум суткам
  • в. п. дво­их цып­лят, двое суток
  • т. п. дво­и­ми цып­ля­та­ми, дву­мя сутками
  • п. п. о дво­их цып­ля­тах, о двух сутках

Собирательные чис­ли­тель­ные, если упо­треб­ля­ют­ся без име­ни суще­стви­тель­но­го, при­об­ре­та­ют веще­ствен­ность и ста­но­вят­ся существительными.

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся сво­ей изби­ра­тель­но­стью в соче­та­е­мо­сти с име­на­ми существительными.

Неправильно Правильно
двое кавы­чек две, обе кавычки
трое зве­ру­шек три зве­руш­ки
чет­ве­ро дочерей четы­ре дочери
пяте­ро спиц пять спиц
шесте­ро варежек шесть варе­жек
семе­ро конфет семь кон­фет
вось­ме­ро клавиш восемь кла­виш
девя­те­ро кукол девять кукол
деся­те­ро сотрудниц десять сотруд­ниц

Собирательные чис­ли­тель­ные сочетаются

1. с лич­ны­ми местоимениями:

  • их трое;
  • нас шесте­ро;

2. с суще­стви­тель­ны­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми лиц муж­ско­го пола:

  • двое уче­ни­ков;
  • трое сол­дат;
  • пяте­ро матросов;

3. с назва­ни­я­ми детё­ны­шей животных:

  • чет­ве­ро котят;
  • семе­ро козлят;

4. с суще­стви­тель­ны­ми, име­ю­щи­ми фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа:

  • сани — трое саней;
  • вилы — вось­ме­ро вил;

5. с суще­стви­тель­ны­ми, назы­ва­ю­щи­ми пар­ные предметы:

  • сапо­ги — двое сапог;
  • очки — трое очков;
  • чул­ки — шесте­ро чулок;

6. с при­ла­га­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, пере­шед­ши­ми в имя суще­стви­тель­ное, в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа:

  • пяте­ро загорающих;
  • шесте­ро прохожих;
  • деся­те­ро встречающих.

Упражнение

Отыщите ошиб­ки в упо­треб­ле­нии соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных в предложениях.

За дома­ми ока­зал­ся тени­стый дво­рик, куда выхо­ди­ли две­ри обе­их подъездов.

Дедушка сма­сте­рил проч­ную ска­ме­еч­ку из чет­ве­рых досок.

У Артёма дома живут трое хомяч­ков и двое кошек.

Этот древ­ний город вырос по обо­им сто­ро­нам реки ещё в XII веке.

Двое малы­шей игра­ют в песочнице.

Эту труд­ную зада­чу не смог­ли решить даже пяте­ро умниц.

Во вре­мя про­гул­ки дети заме­ти­ли дво­их белок.

Синтаксическая роль собирательных числительных

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное, име­ем в виду, что с име­нем суще­стви­тель­ным оно обра­зу­ет спа­ян­ное сло­во­со­че­та­ние, кото­рое высту­па­ет в роли одно­го чле­на предложения.

Примеры

Спозаранку оба рыба­ка уже сиде­ли на бере­гу озе­ра с удочками.

Ко дню рож­де­ния Сергею пода­ри­ли двое джин­сов .

Квартет — это чет­ве­ро пев­цов или музы­кан­тов .

Возле тро­их арти­стов собра­лись поклон­ни­ки, что­бы полу­чить их автографы.

На кон­церт при­гла­си­ли вось­ме­рых музы­кан­тов .

Видеоурок «Собирательные числительные»

Двух или двоих? Трое или трех? Как правильно использовать собирательные числительные

Двое или два? Три или трех? Правила собирательных числительных

Заводить двоих или двух детей? Может ли быть трое сестер? И почему собирательные числительные могут «собрать» далеко не всех и не всё? Давайте разбираться вместе.

В этот разряд входит всего 9 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро . Некоторые ученые относят еще и слова «оба» и «обе».

Но лингвисты до сих пор не могут договориться, поэтому в данной статье эти случаи рассматривать не будем.

Эти 9 вышеуказанных слов обозначают количество. Используются далеко не со всеми существительными. Зачем они тогда вообще нужны, если у нас есть «универсальные солдаты» – количественные числительные?

Когда правильно «ДВОЕ»

Случаи, когда собирательные числительные – единственно правильный вариант:

1. Используем «двое», «трое», «четверо», если существительное имеет форму только множественного числа :

  • В ящике лежало трое ножниц (неправильно говорить «три ножниц», «три ножницы»).
  • В дорогу он взял с собой четверо брюк (неправильно «четыре брюк» и уж тем более «четыре брюков»).

2. В именительном и винительном падеже со словами «дети», «ребята», «люди», «лица» (когда обозначает человека), и если говорим о детёнышах животных :

  • У него было трое детей.
  • В деле фигурировали двое неизвестных лиц.
  • Охотник обнаружил в норе семерых зайчат.

3.Если нам надо сказать о группе лиц, не называя их :

  • Эти трое подошли из-за угла.
  • В комнате было семь человек. Двое болтали и смеялись, а остальные трое смотрели телевизор.

4. С местоимениями мы, вы, они :

  • нас двое;
  • вас семеро;
  • их пятеро.

Когда правильно и «ДВОЕ», и «ДВА»

Варианты считаются равноправными, если:

1.Речь идет о лицах мужского пола :

  • Двоими сыновьями = двумя сыновьями
  • На семинаре он встретил троих начинающих копирайтеров = На семинаре он встретил трех начинающих копирайтеров

2.Используем одушевленные существительные мужского рода (кроме животных) :

  • Двоим коллегам = двум коллегам
  • Семерым рабочим = семи рабочим

3. Используем слова «дети», «ребята», «люди», «лица» (когда обозначает человека), и если говорим о детёнышах животных – только в косвенных падежах :

  • Троих ребят = трех ребят
  • Троим лицам = трем лицам
  • Четверым лисятам = четырем лисятами

Когда правильно «ДВА», «ТРИ» и так далее

Используются только количественные числительные, если:

  • В момент происшествия в квартире №14 находились семь мужчин (не «семеро»).

2.Речь идет о лицах женского пола :

  • Трех сестер (а не «троих сестер»).
  • Четыре школьницы (а не «четверо школьниц»).

3.Используем существительные женского рода :

  • Он прочитал не более трех страниц.
  • Здесь не хватает двух запятых.

4.Говорим о неодушевленных предметах или о животных :

  • Нам не хватило двух стульев.
  • На ветке сидят три голубя.

Как мы видим, собирательные числительные довольно «капризны» в употреблении. Необходимо учитывать одушевленность, род, число и даже падеж, чтобы сделать правильный выбор.

  • Например, детей может быть только ДВОЕ.
  • Завести можно как ДВОИХ, так и ДВУХ сыновей.
  • Но дочерей получится завести только ДВУХ.

И все же использование в тексте содержательных числительных не относится к разряду “высших сфер”. Для этого достаточно заучить правила, чтобы потом постоянно писать правильно.

Двое учениц или две ученицы, как правильно пишется?

«Двое уче­ниц» или «две уче­ни­цы» — эти сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют чис­ли­тель­ные с суще­стви­тель­ным. Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор чис­ли­тель­но­го, опре­де­лим его раз­ряд по зна­че­нию.

В рас­смат­ри­ва­е­мом сло­во­со­че­та­нии кон­ку­ри­ру­ют меж­ду собой одно­ко­рен­ные чис­ли­тель­ные «двое» и «два», кото­рые обо­зна­ча­ют чис­ло или коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко?

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор чис­ли­тель­но­го, опре­де­лим его раз­ряд по зна­че­нию. Это име­ет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, так как в рус­ском язы­ке не все чис­ли­тель­ные могут соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

Разряд числительного «двое»

В рус­ском язы­ке чис­ли­тель­ные исполь­зу­ют­ся для обо­зна­че­ния чис­ла пред­ме­тов или их поряд­ка при сче­те. В свя­зи с этим раз­ли­ча­ют коли­че­ствен­ные, соби­ра­тель­ные и поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные.

Количественные и соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные исполь­зу­ют­ся для сче­та пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко?

  • два ябло­ка,
  • три мед­ве­дя,
  • пять­де­сят копе­ек.

Собирательные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют коли­че­ство пред­ме­тов как сово­куп­ность, напри­мер:

  • двое детей,
  • трое маль­чи­ков,
  • пяте­ро про­во­жа­ю­щих,
  • шесте­ро вале­нок.

Числительное «двое» явля­ет­ся соби­ра­тель­ным по зна­че­нию.

Сочетаемость числительного «двое» со словами

Это чис­ли­тель­ное огра­ни­че­но в сво­ей соче­та­е­мо­сти с суще­стви­тель­ны­ми. Перечислим те сло­ва, с кото­ры­ми может упо­треб­лять­ся соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «двое», а так­же «трое», «чет­ве­ро», «пяте­ро», «шесте­ро», «семе­ро», «вось­ме­ро», «девя­те­ро», «деся­те­ро». Во-первых, это

суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода или назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола:

  • двое сту­ден­тов,
  • двое сирот Ваня и Саша,
  • трое рыба­ков,
  • шесте­ро тен­ни­си­стов,

суще­стви­тель­ные, име­ю­щие фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • двое носи­лок,
  • трое щип­цов,
  • пяте­ро брюк,

суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие детей и дете­ны­шей живот­ных:

  • трое детей,
  • пяте­ро ребя­ти­шек,
  • трое мед­ве­жат,
  • семе­ро коз­лят.

Во-вторых, соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные соче­та­ют­ся с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми:

  • двое вас,
  • трое нас,
  • их пяте­ро.

В-третьих, эти чис­ли­тель­ные могут упо­треб­лять­ся с при­ла­га­тель­ны­ми или при­ча­сти­я­ми, став­ши­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • двое воен­ных,
  • трое про­хо­жих,
  • трое отды­ха­ю­щих,
  • чет­ве­ро сме­лых,
  • чет­ве­ро про­во­жа­ю­щих.

Собирательные чис­ли­тель­ные «двое», «трое» и т.д. не упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

Слово «уче­ни­ца» явля­ет­ся суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода. Значит, с этим сло­вом рас­смат­ри­ва­е­мое соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное не соче­та­ет­ся, как и в ана­ло­гич­ных парах слов:

  • две барыш­ни, а не двое бары­шень,
  • две бале­ри­ны, а не двое бале­рин,
  • две руки, а не двое рук,
  • две малыш­ки, а не двое малы­шек.

Исходя из этой нор­мы упо­треб­ле­ния соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, выбе­рем сло­во­со­че­та­ние «две уче­ни­цы» как един­ствен­но пра­виль­ное.

Две ученицы

Сидели на опуш­ке
На сол­неч­ной полян­ке,
Две девочки-подружки,
Две юных горо­жан­ки.
Звенели пти­чьи тре­ли,
И девоч­ки смот­ре­ли,
Как всё вокруг бле­сте­ло,
Сверкало, шеле­сте­ло,
Как пле­щут­ся вер­хуш­ки
Зелёною вол­ною…
Сказали две подруж­ки:
-Как хоро­шо вес­ною!

Склонение собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные скло­ня­ют­ся как при­ла­га­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • и.п. (сколь­ко?) трое ребят
  • р.п. нет (сколь­ких?) тро­их ребят
  • д.п. рас­ска­жу (сколь­ким?) тро­им ребя­там
  • в. п. вижу (сколь­ких?) тро­их ребят
  • т.п. любу­юсь (сколь­ки­ми?) тро­и­ми ребя­та­ми,
  • п.п. забо­чусь (о сколь­ких?) о тро­их ребя­тах.

Однако в кос­вен­ных паде­жах жела­тель­но упо­треб­лять не соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные, а одно­ко­рен­ные коли­че­ствен­ные:

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/sobiratelnye-chislitelnye.html

https://petr-panda.ru/dvux-ili-dvoix-troe-ili-trex-kak-pravilno-ispolzovat-sobiratelnye-chislitelnye/

https://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/dvoe-uchenits-ili-dve-uchenitsy-kak-pravilno-pishetsya.html

  • Главная
  • 6 класс

  • Русский язык
  • Склонение собирательных, дробных и составных количественных числительных. Образование падежных форм порядковых числительных

Склонение дробных числительных

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Заполните пропуски.

При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть — как

числительное, вторая — как

во множественном числе.
Числительное полтора также относится к дробным числительным.
Оно имеет всего две формы:

(в И. п. — В. п.),

(во всех остальных падежах). Кроме того, полтора, так же как и два, оба, изменяется по родам:

(в мужском и среднем роде) и

(в женском роде).

Склонение порядковых числительных

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Просклоняйте числительные. Соедините линиями падеж и соответствующее этому падежу слово.

Правила склонения порядковых числительных

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Заполните пропуски.

числительные (простые и сложные) склоняются по образцу

, при этом числительное третий склоняется как

прилагательное (например, заячий). В


числительных (то есть состоящих более чем из одного слова) склоняется только

слово.

Порядковые числительные

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Замените числа словами.

С 3 (

) февраля, к 23 (

) февраля, 6-й (

) урок, 60-й (

) дом; 2016-й (

) год, 4-е (

) сутки, 300-й (

) выпуск.

Несочетающиеся числительные и существительные

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

{{ G00 }} {{ G01 }} {{ G02 }} {{ G03 }} {{ G04 }}.
{{ G05 }} {{ G06 }} {{ G07 }} {{ G08 }} {{ G09 }} {{ G10 }} {{ G11 }}.
{{ G12 }} {{ G13 }} {{ G14 }} {{ G15 }} {{ G16 }}.
{{ G17 }} {{ G18 }} {{ G19 }} {{ G20 }} {{ G21 }} {{ G22 }}.
{{ G23 }} {{ G24 }} {{ G25 }} {{ G26 }} {{ G27 }} {{ G28 }}.

Шестеро девочек сбежали с уроков.
А за ними едва поспевали двое жеребят.
На столе стояло четверо стаканов.
Двое лошадей скакали во весь упор.
Трое котят забрались в папину шляпу.

Существительные, сочетающиеся с собирательными числительными

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Выделите существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные.

Существительные, которые имеют формы только мн. ч.

Существительные, обозначающие детей и детёнышей животных

Одушевлённые существительные мужского рода

Одушёвленные существительные женского рода

Собирательные числительные оба, обе

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Заполните пропуски.

Собирательные числительные оба, обе в мужском и

роде в

падежах имеют окончание

, а в женском роде — гласную

:

друга, но

подруги;

друзей, но

подруг. Таким образом, форма оба употребляется с существительными

и среднего рода, а форма обе — только с существительными

рода. Склоняются собирательные числительные так же, как

во мн. ч.

Склонение существительного «жеребёнок»

Существительное «жеребёнок» (одуш.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
жеребёнок жеребя́та
Родительный
Кого? Чего?
жеребёнка жеребя́т
Дательный
Кому? Чему?
жеребёнку жеребя́там
Винительный (одуш.)
Кого? Что?
жеребёнка жеребя́т
Творительный
Кем? Чем?
жеребёнком жеребя́тами
Предложный
О ком? О чём?
жеребёнке жеребя́тах

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: далматика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «жеребёнок»

Синонимы к слову «жеребёнок»

Предложения со словом «жеребёнок»

  • Жизнь маленьких жеребят состоит по большей части из сосания материнского молока и сна.
  • Например, новорождённые жеребята могут бегать уже в первый день жизни.
  • У одной кобылы недавно родился жеребёнок, и подругам было очень интересно на него посмотреть. После этого они думали устроить пикник в бухте.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «жеребёнок»

  • Особенно прытко, точно жеребенок, бежал подросток в синей рубахе, бежал и оглушительно визжал:
  • Длинноногий голубой жеребенок выскочил из ворот, но, испугавшись Нехлюдова, нажался на телегу и, обивая ноги о колеса, проскочил вперед вывозившей из ворот тяжелый воз, беспокоившейся и слегка заржавшей матки.
  • В деревнях остаются только лошади отличные, почему-нибудь редкие и дорогие, лошади езжалые, необходимые для домашнего употребления, жеребята, родившиеся весной того же года, и жеребые матки, которых берут, однако, на дворы не ранее, как во второй половине зимы: все остальные тюбенюют, то есть бродят по степи и, разгребая снег копытами, кормятся ветошью ковыля и других трав.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Каким бывает «жеребёнок»

Значение слова «жеребёнок»

  • ЖЕРЕБЁНОК, —нка, мн.бя́та, —бя́т, м. Детеныш лошади. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЖЕРЕБЁНОК

Отправить комментарий

Дополнительно

Тип  урока:   открытия нового знания (ОНЗ).

Этапы урока

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.Приветствие

2. Моё величество

Обозначает количество.

 Сколько? Два или пятнадцать,

 Девять, десять или двадцать.

 Ну а вдруг сто двадцать пять?

 Смотря чего,  нам же не знать.

 Люблю я также и порядок,

 Для меня он очень сладок.

 Который? Первый, второй,

 Сто тридцать седьмой.

 Часть речи я изумительная,

 А называюсь…(числительное). (стихотворение Екатерины Жуковской)

-Итак, мы изучаем имя числительное.

— Числительные выделены на доске разными цветами. На ваш взгляд, чем обусловлено такое деление? (деление по разрядам)

-На какие разряды по значению делятся числительные? (порядковые и количественные, количественные можно разделить на уже известные учащимся разряды, обозначающие дробные и целые числа).

-Расскажите все, что вы знаете о количественных и порядковых числительных.

-На какие разряды по строению делятся числительные?

— Прежде чем определить, что же нового мы сегодня узнаем об этой части речи, выполним задание.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Распределить данные числительные на группы. (группы не названы, учащиеся самостоятельно группируют и предлагают свои варианты)

(задание на интерактивной доске)

Семь гномов, три медведя, семеро козлят, двое из ларца, сорок разбойников, тридцать восемь попугаев,  одна пятая часть королевства,  седьмой лепесток, две третьих части наследства.

-На какие группы можно разделить данные числительные? (количественные и порядковые, количественные на целые и дробные)

-Какие словосочетания нельзя отнести ни к одной из этих групп?

3. Этап выявления места и причины затруднения

Учащиеся не относят ни к одной из этих групп сочетания «семеро козлят», «двое из ларца»

-Что они обозначают? (Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются)

-На ваш взгляд, к какому разряду можно отнести данные числительные? (Собирательные числительные).

-Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные).

— Давайте обратимся к тексту

У кого-то один друг, а вот Коля, Гена, Миша и Антон дружат вчетвером. Первые трое учатся хорошо, Антон тоже не последний ученик, но вот с русским у него беда. В диктанте ошибка на ошибке, и говорит, как пишет. Недавно сказал: «Был вчера в магазине, купил себе двое носок». Его поправили: «пару носков». Антон отмахнулся: «Надоело! Что нам всем четырем говорить больше не о чем?». Друзьям, конечно, не очень приятно было поправлять его. Но что делать? «Да запомни ты наконец, – вразумляли они его, – не “всем четырем”, а “всем четверым”. А тот в ответ: «Какая разница?». Миша тогда махнул рукой: все эти разговоры впустую – и ушел. «Вот он какой, – сказал ему вслед Антон, – а вы обои остались, вы настоящие друзья». Тут не выдержал Коля и закричал: «Да не обои мы! Обоями стены оклеивают!». На это Антон пожал плечами: какая разница?

-Какие ошибки в употреблении числительных допускал Антон? Есть ли разница между словами четыре и четверо, четырем и четверым?

— Что нужно знать, чтобы не попасть в ситуацию, в которой оказался  Антон?

 -Каковы цели нашего урока? Чему мы должны научиться?  (научиться правильно употреблять в речи собирательные числительные)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

— Чтобы понять, каковы условия употребления собирательных числительных, понаблюдайте  и проанализируйте примеры на доске.

Трое воинов, братьев, помощников.

Двое ребят

Пятеро ножниц, суток, щипцов, ворот.

Четверо медвежат, козлят, волчат.

Оба друга, танкиста, барабанщика.

Обе подруги, сестры, балерины. (словосочетания записаны на доске)

— Когда (с какими существительными)  могут употребляться собирательные числительные?

-Проверим свои выводы по учебнику.

5. Этап реализации построенного проекта

-Обратимся к тексту. Каким образом можно исправить ошибки в употреблении собирательных числительных? Поработайте в парах.

-Чтение исправленного варианта  текста.

-Как образованы собирательные числительные? (числительные ДВОЕ, ТРОЕ образованы суффиксальным способом (суффикс оj). А остальные собирательные числительные образованы с помощью суффикса –ер)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Исключите слова, с которыми собирательным числительным не сочетаются. С остальными числительными составьте и запишите  правильные словосочетания.

1. Двое (певицы, котята, ребята).

2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы).

 3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).

 4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).

 5. Обоими (уши, глаза, стены, дома).

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

— Найдите предложения с ошибкой в употреблении собирательных числительных. Спишите их, исправив ошибки. (предложения с ошибками и эталон записаны на доске)

1. Шестеро девочек сбежали с уроков.

 2. Двое лошадей скакали во весь упор.

 3. А за ними едва поспевали двое жеребят.

 4. На столе стояло четверо стаканов.

 5. Трое котят забрались в папину шляпу.

 (Шесть девочек сбежали с уроков. Две лошади скакали во весь опор. На столе стояло два стакана.)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

-Прочитайте текст. Найдите числительные и устно определите их разряд по значению.

Спишите текст, дополняя его. Используйте числительные разных разрядов.

В далекой-далекой стране жили-были царь с царицей. Мир в стране охранял добрый волшебник: взмахнет первый раз палочкой – и уйдут все печали; взмахнет второй раз палочкой – и наступит яркая и теплая весна.  А у царя с царицей было  три сына. В первый месяц весны  трое царевичей отправились в путешествие, хотя и в их царстве было очень интересно. Вот  стоит дом номер … Он самый… и…. Когда-то в нем жили…, а сейчас… Обойдя дом, мы попадаем на центральную площадь. Чего там только нет: и …, и …., и …., и даже…. От центральной площади ведут … дороги: направо пойдешь — …, налево пойдешь-…, прямо пойдешь — … А за городом находится заколдованный лес. Там уже …лет живет … и  охраняет…. Вот такую интересную страну покинули царевичи в поисках приключений.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Каковы были цели нашего урока?

— Достигли ли мы их?

-Оцените с помощью смайликов, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

  

-Каковы будут цели нашей дальнейшей деятельности?

Домашнее задание

Дифференцированное задание на выбор

-Подобрать сказки, в названиях которых встречаются собирательные числительные.

-Найти пословицы и поговорки с собирательными числительными. Письменно объяснить значение одной из пословиц.

-Написать собственную лингвистическую сказку о собирательных числительных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Двое ворот как правильно написать
  • Двое волчат как правильно пишется
  • Двое влюбленных как правильно пишется
  • Двое брюк как правильно пишется
  • Двое ботинок как правильно пишется