brsom622
Вопрос по русскому языку:
Прочитать предложения, правильно ли в них употреблены собирательные числительные. Исправить их. Переписать и подчеркнуть собирательные числительные:
1.Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
conghatear899
Три подруги живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали три жеребенка.
3. На столе стояло четыре стакана
4. Три котенка забрались в папину шляпу.
собирательных сейчас нет. были,но употреблены неправильно
есть вопросы-пиши
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Прочитать предложения, правильно ли в них употреблены собирательные числительные. Исправить их. Переписать и подчеркнуть собирательные числительные:
1.Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.
Автор: Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость:
Три подруги живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали три жеребенка.
3. На столе стояло четыре стакана
4. Три котенка забрались в папину шляпу.
собирательных сейчас нет. были,но употреблены неправильно
есть вопросы-пиши
Похожие вопросы
Вопрос задан 30.05.2019 в 06:23.
Предмет Русский язык.
Спрашивает Дудин Роман.
Найдите пожалуйста ошибку : Трое подруг живут в одном дворе; А за ним едва поспевали двое жеребят .
Однако есть предположения , что первое предложения пишется вот так : Три подруги живут в одном дворе .
Ответы на вопрос
Отвечает Епифанов Ваня.
Надо писать: Трое подруг живут в одном дворе, а за ними поспевали двое жеребят.
Последние заданные вопросы в категории Русский язык
Русский язык 08.05.2021 02:16 1668 Босовец Александра.
По лесной чаще бродили дикие звери
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:10 1615 Малая Настасья.
определите тип речи текста Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников: он слушал не самог
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:12 1619 Вітвіцький Тарас.
По русскому составить текст минимум 5 предложений, в 2 должны быть причастия, в 3 причастные обороты
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:46 980 Малыгин Дмитрий.
Чтобы определить какое окончание у существительного нужно определить падеж, …? Дорога круто подн
Ответов: 2
Русский язык 08.05.2021 02:43 1580 Брагин Илья.
Можете помочсделайте пж разбор предложения Я вчера весь день читал книгу. Пж помогите
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:58 1373 Гуль Карина.
1 Вставьте пропущеные слова: сбивчивость-2) … — сбивка- сбивать- 1) … <—бить. 2 определит
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:20 1232 Ермакова Алёна.
Придумайте и запишите 5 предложений с гласными Е,Ё,Ю,Я. Сделайте транскрипцию этих слов (с гласным
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:38 1261 Бирюкова Алеся.
Как правильно пишется в дельфинарии или в дельфинарие?
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:35 639 Щербак Саша.
Помогите пожалуйста вставьте буквы срочно 15 баллов
Ответов: 1
Русский язык 08.05.2021 02:12 720 Рябова Кристина.
Что такое текст и каковы его главные особенности?
Ответов: 1
Собирательные числительные в русском языке
Собирательные числительные — это слова, которые обозначают количество лиц или предметов как единое целое.
Что такое собирательные числительные?
Имя числительное как часть речи объединяет слова с количественным значением, которые отвечают на вопросы сколько? который по счёту?
Среди этих слов выделяются своей специфичностью собирательные числительные. Наряду с целыми и дробными числами они также обозначают количество лиц и предметов, но выражают их численность как нечто единое или совокупность.
- (сколько?) трое ребят;
- семеро мудрецов;
- девятеро друзей.
К разряду собирательных числительных в русском языке принадлежат 11 слов:
Собирательные числительные «двое» — «десятеро» являются производными от однокоренных слов, обозначающих целые числа. Числительные «двое», «трое» образованы с помощью суффикса -ой-, а все остальные — с помощью суффикса -ер-:
- два → дв[ ой’ э ]
- три → тр[ ой’ э ]
- четыре → четв ер о
- пять → пят ер о.
Все собирательные числительные не изменяются по числам, а только по падежам.
Таблица
Рассмотрим грамматические особенности собирательных числительных.
Собирательные числительные «оба», «обе»
Среди собирательных числительных только слова «оба», «обе» имеют категорию рода:
- сигнал — оба сигнала;
- здание — оба здания;
- ступень — обе ступени.
Числительное «оба» сочетается с существительными мужского и среднего рода, а слово «обе» — с существительными женского рода.
При склонении у числительного «оба» пишется в основе буква «о», а у числительного «обе» — буква «е».
Понаблюдаем, как изменяются эти собирательные числительные с одушевленными и неодушевленными существительными:
- и. п. оба сына, оба знака, обе девочки, обе монеты
- р. п. обоих сыновей, обоих знаков, обеих девочек, обеих монет
- д. п. обоим сыновьям, обоим знакам, обеим девочкам, обеим монетам
- в. п. обоих сыновей, оба знака, обеих девочек, обе монеты
- т. п. с обоими сыновьями, с обоими знаками, с обеими девочками, с обеими монетами
- п. п. об обоих сыновьях, об обоих знаках, об обеих девочках, об обеих монетах
В именительном падеже собирательные числительные «оба», «обе» управляют одушевленным существительным в форме родительного падежа единственного числа, а в форме винительного падежа требуют от него формы родительного падежа множественного числа. В других косвенных падежах числительные согласуются с существительными.
Склонение числительных «двое» — «десятеро»
Собирательные числительные «двое» — «десятеро» склоняются как имена прилагательные в форме множественного числа. В именительном и винительном падежах они управляют существительным, требуя от него формы родительного падежа множественного числа, а в остальных косвенных падежах согласуются с существительным. Понаблюдаем за этой закономерностью, взяв в качестве примера числительное «двое»:
- и. п. двое цыплят, двое суток
- р. п. двоих цыплят, двух суток
- д. п. двоим цыплятам, двум суткам
- в. п. двоих цыплят, двое суток
- т. п. двоими цыплятами, двумя сутками
- п. п. о двоих цыплятах, о двух сутках
Собирательные числительные, если употребляются без имени существительного, приобретают вещественность и становятся существительными.
Сочетаемость собирательных числительных
Собирательные числительные характеризуются своей избирательностью в сочетаемости с именами существительными.
Неправильно | Правильно |
двое кавычек | две, обе кавычки |
трое зверушек | три зверушки |
четверо дочерей | четыре дочери |
пятеро спиц | пять спиц |
шестеро варежек | шесть варежек |
семеро конфет | семь конфет |
восьмеро клавиш | восемь клавиш |
девятеро кукол | девять кукол |
десятеро сотрудниц | десять сотрудниц |
Собирательные числительные сочетаются
1. с личными местоимениями:
- их трое;
- нас шестеро;
2. с существительными, обозначающими лиц мужского пола:
- двое учеников;
- трое солдат;
- пятеро матросов;
3. с названиями детёнышей животных:
- четверо котят;
- семеро козлят;
4. с существительными, имеющими форму только множественного числа:
- сани — трое саней;
- вилы — восьмеро вил;
5. с существительными, называющими парные предметы:
- сапоги — двое сапог;
- очки — трое очков;
- чулки — шестеро чулок;
6. с прилагательными и причастиями, перешедшими в имя существительное, в форме множественного числа:
- пятеро загорающих;
- шестеро прохожих;
- десятеро встречающих.
Упражнение
Отыщите ошибки в употреблении собирательных числительных в предложениях.
За домами оказался тенистый дворик, куда выходили двери обеих подъездов.
Дедушка смастерил прочную скамеечку из четверых досок.
У Артёма дома живут трое хомячков и двое кошек.
Этот древний город вырос по обоим сторонам реки ещё в XII веке.
Двое малышей играют в песочнице.
Эту трудную задачу не смогли решить даже пятеро умниц.
Во время прогулки дети заметили двоих белок.
Синтаксическая роль собирательных числительных
Чтобы правильно определить, каким членом предложения является собирательное числительное, имеем в виду, что с именем существительным оно образует спаянное словосочетание, которое выступает в роли одного члена предложения.
Примеры
Спозаранку оба рыбака уже сидели на берегу озера с удочками.
Ко дню рождения Сергею подарили двое джинсов .
Квартет — это четверо певцов или музыкантов .
Возле троих артистов собрались поклонники, чтобы получить их автографы.
На концерт пригласили восьмерых музыкантов .
Видеоурок «Собирательные числительные»
Двух или двоих? Трое или трех? Как правильно использовать собирательные числительные
Заводить двоих или двух детей? Может ли быть трое сестер? И почему собирательные числительные могут «собрать» далеко не всех и не всё? Давайте разбираться вместе.
В этот разряд входит всего 9 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро . Некоторые ученые относят еще и слова «оба» и «обе».
Но лингвисты до сих пор не могут договориться, поэтому в данной статье эти случаи рассматривать не будем.
Эти 9 вышеуказанных слов обозначают количество. Используются далеко не со всеми существительными. Зачем они тогда вообще нужны, если у нас есть «универсальные солдаты» – количественные числительные?
Когда правильно «ДВОЕ»
Случаи, когда собирательные числительные – единственно правильный вариант:
1. Используем «двое», «трое», «четверо», если существительное имеет форму только множественного числа :
- В ящике лежало трое ножниц (неправильно говорить «три ножниц», «три ножницы»).
- В дорогу он взял с собой четверо брюк (неправильно «четыре брюк» и уж тем более «четыре брюков»).
2. В именительном и винительном падеже со словами «дети», «ребята», «люди», «лица» (когда обозначает человека), и если говорим о детёнышах животных :
- У него было трое детей.
- В деле фигурировали двое неизвестных лиц.
- Охотник обнаружил в норе семерых зайчат.
3.Если нам надо сказать о группе лиц, не называя их :
- Эти трое подошли из-за угла.
- В комнате было семь человек. Двое болтали и смеялись, а остальные трое смотрели телевизор.
4. С местоимениями мы, вы, они :
- нас двое;
- вас семеро;
- их пятеро.
Когда правильно и «ДВОЕ», и «ДВА»
Варианты считаются равноправными, если:
1.Речь идет о лицах мужского пола :
- Двоими сыновьями = двумя сыновьями
- На семинаре он встретил троих начинающих копирайтеров = На семинаре он встретил трех начинающих копирайтеров
2.Используем одушевленные существительные мужского рода (кроме животных) :
- Двоим коллегам = двум коллегам
- Семерым рабочим = семи рабочим
3. Используем слова «дети», «ребята», «люди», «лица» (когда обозначает человека), и если говорим о детёнышах животных – только в косвенных падежах :
- Троих ребят = трех ребят
- Троим лицам = трем лицам
- Четверым лисятам = четырем лисятами
Когда правильно «ДВА», «ТРИ» и так далее
Используются только количественные числительные, если:
- В момент происшествия в квартире №14 находились семь мужчин (не «семеро»).
2.Речь идет о лицах женского пола :
- Трех сестер (а не «троих сестер»).
- Четыре школьницы (а не «четверо школьниц»).
3.Используем существительные женского рода :
- Он прочитал не более трех страниц.
- Здесь не хватает двух запятых.
4.Говорим о неодушевленных предметах или о животных :
- Нам не хватило двух стульев.
- На ветке сидят три голубя.
Как мы видим, собирательные числительные довольно «капризны» в употреблении. Необходимо учитывать одушевленность, род, число и даже падеж, чтобы сделать правильный выбор.
- Например, детей может быть только ДВОЕ.
- Завести можно как ДВОИХ, так и ДВУХ сыновей.
- Но дочерей получится завести только ДВУХ.
И все же использование в тексте содержательных числительных не относится к разряду “высших сфер”. Для этого достаточно заучить правила, чтобы потом постоянно писать правильно.
Двое учениц или две ученицы, как правильно пишется?
«Двое учениц» или «две ученицы» — эти словосочетания составляют числительные с существительным. Чтобы сделать правильный выбор числительного, определим его разряд по значению.
В рассматриваемом словосочетании конкурируют между собой однокоренные числительные «двое» и «два», которые обозначают число или количество предметов и отвечают на вопрос: сколько?
Чтобы сделать правильный выбор числительного, определим его разряд по значению. Это имеет принципиальное значение, так как в русском языке не все числительные могут сочетаться с существительными женского рода.
Разряд числительного «двое»
В русском языке числительные используются для обозначения числа предметов или их порядка при счете. В связи с этим различают количественные, собирательные и порядковые числительные.
Количественные и собирательные числительные используются для счета предметов и отвечают на вопрос: сколько?
- два яблока,
- три медведя,
- пятьдесят копеек.
Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность, например:
- двое детей,
- трое мальчиков,
- пятеро провожающих,
- шестеро валенок.
Числительное «двое» является собирательным по значению.
Сочетаемость числительного «двое» со словами
Это числительное ограничено в своей сочетаемости с существительными. Перечислим те слова, с которыми может употребляться собирательное числительное «двое», а также «трое», «четверо», «пятеро», «шестеро», «семеро», «восьмеро», «девятеро», «десятеро». Во-первых, это
существительные мужского рода или называющие лиц мужского пола:
- двое студентов,
- двое сирот Ваня и Саша,
- трое рыбаков,
- шестеро теннисистов,
существительные, имеющие форму только множественного числа:
- двое носилок,
- трое щипцов,
- пятеро брюк,
существительные, называющие детей и детенышей животных:
- трое детей,
- пятеро ребятишек,
- трое медвежат,
- семеро козлят.
Во-вторых, собирательные числительные сочетаются с личными местоимениями:
- двое вас,
- трое нас,
- их пятеро.
В-третьих, эти числительные могут употребляться с прилагательными или причастиями, ставшими существительными:
- двое военных,
- трое прохожих,
- трое отдыхающих,
- четверо смелых,
- четверо провожающих.
Собирательные числительные «двое», «трое» и т.д. не употребляются с существительными женского рода.
Слово «ученица» является существительным женского рода. Значит, с этим словом рассматриваемое собирательное числительное не сочетается, как и в аналогичных парах слов:
- две барышни, а не двое барышень,
- две балерины, а не двое балерин,
- две руки, а не двое рук,
- две малышки, а не двое малышек.
Исходя из этой нормы употребления собирательных числительных с существительными, выберем словосочетание «две ученицы» как единственно правильное.
Сидели на опушке
На солнечной полянке,
Две девочки-подружки,
Две юных горожанки.
Звенели птичьи трели,
И девочки смотрели,
Как всё вокруг блестело,
Сверкало, шелестело,
Как плещутся верхушки
Зелёною волною…
Сказали две подружки:
-Как хорошо весною!
Склонение собирательных числительных
Собирательные числительные склоняются как прилагательные в форме множественного числа, например:
- и.п. (сколько?) трое ребят
- р.п. нет (скольких?) троих ребят
- д.п. расскажу (скольким?) троим ребятам
- в. п. вижу (скольких?) троих ребят
- т.п. любуюсь (сколькими?) троими ребятами,
- п.п. забочусь (о скольких?) о троих ребятах.
Однако в косвенных падежах желательно употреблять не собирательные числительные, а однокоренные количественные:
источники:
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/sobiratelnye-chislitelnye.html
https://petr-panda.ru/dvux-ili-dvoix-troe-ili-trex-kak-pravilno-ispolzovat-sobiratelnye-chislitelnye/
https://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/dvoe-uchenits-ili-dve-uchenitsy-kak-pravilno-pishetsya.html
- Главная
-
6 класс
- Русский язык
- Склонение собирательных, дробных и составных количественных числительных. Образование падежных форм порядковых числительных
Склонение дробных числительных
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Заполните пропуски.
При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть — как
числительное, вторая — как
во множественном числе.
Числительное полтора также относится к дробным числительным.
Оно имеет всего две формы:
(в И. п. — В. п.),
(во всех остальных падежах). Кроме того, полтора, так же как и два, оба, изменяется по родам:
(в мужском и среднем роде) и
(в женском роде).
Склонение порядковых числительных
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Просклоняйте числительные. Соедините линиями падеж и соответствующее этому падежу слово.
Правила склонения порядковых числительных
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Заполните пропуски.
числительные (простые и сложные) склоняются по образцу
, при этом числительное третий склоняется как
прилагательное (например, заячий). В
числительных (то есть состоящих более чем из одного слова) склоняется только
слово.
Порядковые числительные
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Замените числа словами.
С 3 (
) февраля, к 23 (
) февраля, 6-й (
) урок, 60-й (
) дом; 2016-й (
) год, 4-е (
) сутки, 300-й (
) выпуск.
Несочетающиеся числительные и существительные
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
{{ G00 }} {{ G01 }} {{ G02 }} {{ G03 }} {{ G04 }}.
{{ G05 }} {{ G06 }} {{ G07 }} {{ G08 }} {{ G09 }} {{ G10 }} {{ G11 }}.
{{ G12 }} {{ G13 }} {{ G14 }} {{ G15 }} {{ G16 }}.
{{ G17 }} {{ G18 }} {{ G19 }} {{ G20 }} {{ G21 }} {{ G22 }}.
{{ G23 }} {{ G24 }} {{ G25 }} {{ G26 }} {{ G27 }} {{ G28 }}.
Шестеро девочек сбежали с уроков.
А за ними едва поспевали двое жеребят.
На столе стояло четверо стаканов.
Двое лошадей скакали во весь упор.
Трое котят забрались в папину шляпу.
Существительные, сочетающиеся с собирательными числительными
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Выделите существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные.
Существительные, которые имеют формы только мн. ч.
Существительные, обозначающие детей и детёнышей животных
Одушевлённые существительные мужского рода
Одушёвленные существительные женского рода
Собирательные числительные оба, обе
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Заполните пропуски.
Собирательные числительные оба, обе в мужском и
роде в
падежах имеют окончание
, а в женском роде — гласную
:
друга, но
подруги;
друзей, но
подруг. Таким образом, форма оба употребляется с существительными
и среднего рода, а форма обе — только с существительными
рода. Склоняются собирательные числительные так же, как
во мн. ч.
Склонение существительного «жеребёнок»
Существительное «жеребёнок» (одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
жеребёнок | жеребя́та |
Родительный Кого? Чего? |
жеребёнка | жеребя́т |
Дательный Кому? Чему? |
жеребёнку | жеребя́там |
Винительный (одуш.) Кого? Что? |
жеребёнка | жеребя́т |
Творительный Кем? Чем? |
жеребёнком | жеребя́тами |
Предложный О ком? О чём? |
жеребёнке | жеребя́тах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: далматика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «жеребёнок»
Синонимы к слову «жеребёнок»
Предложения со словом «жеребёнок»
- Жизнь маленьких жеребят состоит по большей части из сосания материнского молока и сна.
- Например, новорождённые жеребята могут бегать уже в первый день жизни.
- У одной кобылы недавно родился жеребёнок, и подругам было очень интересно на него посмотреть. После этого они думали устроить пикник в бухте.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «жеребёнок»
- Особенно прытко, точно жеребенок, бежал подросток в синей рубахе, бежал и оглушительно визжал:
- Длинноногий голубой жеребенок выскочил из ворот, но, испугавшись Нехлюдова, нажался на телегу и, обивая ноги о колеса, проскочил вперед вывозившей из ворот тяжелый воз, беспокоившейся и слегка заржавшей матки.
- В деревнях остаются только лошади отличные, почему-нибудь редкие и дорогие, лошади езжалые, необходимые для домашнего употребления, жеребята, родившиеся весной того же года, и жеребые матки, которых берут, однако, на дворы не ранее, как во второй половине зимы: все остальные тюбенюют, то есть бродят по степи и, разгребая снег копытами, кормятся ветошью ковыля и других трав.
- (все
цитаты из русской классики)
Каким бывает «жеребёнок»
Значение слова «жеребёнок»
-
ЖЕРЕБЁНОК, —нка, мн. —бя́та, —бя́т, м. Детеныш лошади. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЖЕРЕБЁНОК
Отправить комментарий
Дополнительно
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).
Этапы урока
Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
1.Приветствие
2. Моё величество
Обозначает количество.
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Смотря чего, нам же не знать.
Люблю я также и порядок,
Для меня он очень сладок.
Который? Первый, второй,
Сто тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь…(числительное). (стихотворение Екатерины Жуковской)
-Итак, мы изучаем имя числительное.
— Числительные выделены на доске разными цветами. На ваш взгляд, чем обусловлено такое деление? (деление по разрядам)
-На какие разряды по значению делятся числительные? (порядковые и количественные, количественные можно разделить на уже известные учащимся разряды, обозначающие дробные и целые числа).
-Расскажите все, что вы знаете о количественных и порядковых числительных.
-На какие разряды по строению делятся числительные?
— Прежде чем определить, что же нового мы сегодня узнаем об этой части речи, выполним задание.
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1. Распределить данные числительные на группы. (группы не названы, учащиеся самостоятельно группируют и предлагают свои варианты)
(задание на интерактивной доске)
Семь гномов, три медведя, семеро козлят, двое из ларца, сорок разбойников, тридцать восемь попугаев, одна пятая часть королевства, седьмой лепесток, две третьих части наследства.
-На какие группы можно разделить данные числительные? (количественные и порядковые, количественные на целые и дробные)
-Какие словосочетания нельзя отнести ни к одной из этих групп?
3. Этап выявления места и причины затруднения
Учащиеся не относят ни к одной из этих групп сочетания «семеро козлят», «двое из ларца»
-Что они обозначают? (Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются)
-На ваш взгляд, к какому разряду можно отнести данные числительные? (Собирательные числительные).
-Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные).
— Давайте обратимся к тексту
У кого-то один друг, а вот Коля, Гена, Миша и Антон дружат вчетвером. Первые трое учатся хорошо, Антон тоже не последний ученик, но вот с русским у него беда. В диктанте ошибка на ошибке, и говорит, как пишет. Недавно сказал: «Был вчера в магазине, купил себе двое носок». Его поправили: «пару носков». Антон отмахнулся: «Надоело! Что нам всем четырем говорить больше не о чем?». Друзьям, конечно, не очень приятно было поправлять его. Но что делать? «Да запомни ты наконец, – вразумляли они его, – не “всем четырем”, а “всем четверым”. А тот в ответ: «Какая разница?». Миша тогда махнул рукой: все эти разговоры впустую – и ушел. «Вот он какой, – сказал ему вслед Антон, – а вы обои остались, вы настоящие друзья». Тут не выдержал Коля и закричал: «Да не обои мы! Обоями стены оклеивают!». На это Антон пожал плечами: какая разница?
-Какие ошибки в употреблении числительных допускал Антон? Есть ли разница между словами четыре и четверо, четырем и четверым?
— Что нужно знать, чтобы не попасть в ситуацию, в которой оказался Антон?
-Каковы цели нашего урока? Чему мы должны научиться? (научиться правильно употреблять в речи собирательные числительные)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
— Чтобы понять, каковы условия употребления собирательных числительных, понаблюдайте и проанализируйте примеры на доске.
Трое воинов, братьев, помощников.
Двое ребят
Пятеро ножниц, суток, щипцов, ворот.
Четверо медвежат, козлят, волчат.
Оба друга, танкиста, барабанщика.
Обе подруги, сестры, балерины. (словосочетания записаны на доске)
— Когда (с какими существительными) могут употребляться собирательные числительные?
-Проверим свои выводы по учебнику.
5. Этап реализации построенного проекта
-Обратимся к тексту. Каким образом можно исправить ошибки в употреблении собирательных числительных? Поработайте в парах.
-Чтение исправленного варианта текста.
-Как образованы собирательные числительные? (числительные ДВОЕ, ТРОЕ образованы суффиксальным способом (суффикс оj). А остальные собирательные числительные образованы с помощью суффикса –ер)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Исключите слова, с которыми собирательным числительным не сочетаются. С остальными числительными составьте и запишите правильные словосочетания.
1. Двое (певицы, котята, ребята).
2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы).
3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).
4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).
5. Обоими (уши, глаза, стены, дома).
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
— Найдите предложения с ошибкой в употреблении собирательных числительных. Спишите их, исправив ошибки. (предложения с ошибками и эталон записаны на доске)
1. Шестеро девочек сбежали с уроков.
2. Двое лошадей скакали во весь упор.
3. А за ними едва поспевали двое жеребят.
4. На столе стояло четверо стаканов.
5. Трое котят забрались в папину шляпу.
(Шесть девочек сбежали с уроков. Две лошади скакали во весь опор. На столе стояло два стакана.)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
-Прочитайте текст. Найдите числительные и устно определите их разряд по значению.
Спишите текст, дополняя его. Используйте числительные разных разрядов.
В далекой-далекой стране жили-были царь с царицей. Мир в стране охранял добрый волшебник: взмахнет первый раз палочкой – и уйдут все печали; взмахнет второй раз палочкой – и наступит яркая и теплая весна. А у царя с царицей было три сына. В первый месяц весны трое царевичей отправились в путешествие, хотя и в их царстве было очень интересно. Вот стоит дом номер … Он самый… и…. Когда-то в нем жили…, а сейчас… Обойдя дом, мы попадаем на центральную площадь. Чего там только нет: и …, и …., и …., и даже…. От центральной площади ведут … дороги: направо пойдешь — …, налево пойдешь-…, прямо пойдешь — … А за городом находится заколдованный лес. Там уже …лет живет … и охраняет…. Вот такую интересную страну покинули царевичи в поисках приключений.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-Каковы были цели нашего урока?
— Достигли ли мы их?
-Оцените с помощью смайликов, насколько хорошо вы усвоили данную тему.
-Каковы будут цели нашей дальнейшей деятельности?
Домашнее задание
Дифференцированное задание на выбор
-Подобрать сказки, в названиях которых встречаются собирательные числительные.
-Найти пословицы и поговорки с собирательными числительными. Письменно объяснить значение одной из пословиц.
-Написать собственную лингвистическую сказку о собирательных числительных.