В повседневной речи часто используется устойчивое сочетание «как будто» в разных контекстах. Произношение не передает особенностей написания, поэтому закономерно возникают затруднения: два слова «как» и «будто» нужно писать через дефис, слитно или раздельно? Правильным является только единственный вариант.
Нужен ли дефис и куда его ставить
Орфограмма русского языка помогает понять, почему сочетание «как будто» пишется без дефиса. Правило гласит: частицы -то, -либо, -нибудь в составе неопределенных наречий пишутся через дефис. Как же пишется слово «будто»?
Вывод. Слово «будто» не относится к перечисленным частицам, в сочетании «как будто» никогда не пишется через дефис.
Как правильно – “по больше” или “побольше”? Ответ читайте здесь.
Правописание
Сложности правописания «будто» возникают не только из-за того, что слово пишется раздельно, а не через дефис, но и по причине оглушения звонкого «д» перед глухим согласным «т». Иногда орфографическая ошибка проявляется в написании – «бутто». Проверить наличие согласного «д» можно родственным по происхождению словом «будет», где отчетливо слышится перед гласным звук «д».
Ошибочно в сочетании «как будто» применяют правило написания частицы «то» через дефис (как буд-то). Данная частица примыкает через дефис исключительно к тем словам, которые существуют самостоятельно.
Примеры:
- какой – какой-то;
- что – что-то и др.
Какая часть речи
Как написать правильно «будто», избежать ошибочного написания через дефис помогает понимание, какой частью речи в предложении выступает словосочетание. Существует два варианта применения.
Сравнительная частица
Чаще всего употребление частицы «как будто» встречается в простом предложении. Смысловые оттенки передают значение вероятности, предположения, возможности какого-либо события. Сравнительную частицу можно исключить из фразы без существенной потери смысла, заменить словом «похоже». Так же вместо «как будто» можно использовать частицу «словно».
Примеры предложений
- Ребенок катался на дворовой карусели и как будто не замечал родителей, приехавших за ним.
- Птицы как будто ждали раннего наступления холодов, торопились улететь в теплые края.
- Во дворе запахло как будто испеченными пирогами, сладкой фруктовой начинкой.
- Сестра как будто согласилась на предложение прогуляться.
- Музыкант как будто узнал мелодию, едва слышную под стук колес из соседнего купе.
- В момент встречи я как будто потерял способность говорить от волнения.
Если бы сейчас вам нужно было написать слово “корпоратив”, как бы вы это сделали? Чтобы не ошибиться, читайте следующий материал нашего сайта.
Подчинительный союз
В сложном предложении подчинительный союз из двух слов «как будто» соединяет главную и придаточную части. Удалить союз из предложения без потери смысла нельзя, можно лишь поставить иную служебную часть речи – «потому что», «точно», «так как», «словно» и др. Зависимая часть предложения с помощью написания составного союза «как будто» выражает степень признака, состояния, меры действия.
Примеры предложений
- Провидцы давно предсказывали способность людей без проблем общаться на расстоянии, как будто они находятся рядом.
- Друзья общались по-прежнему доверительно и тепло, как будто серьезная ссора произошла не между ними, а с другими людьми.
- Лучшие преподаватели умеют говорить о сложном оборудовании простым языком, как будто они объясняют ребенку устройство игрушки.
- Одноклассники разговаривали с Петром так язвительно, как будто каждый хотел обидеть, показать превосходство над новым учеником сельской школы.
- Начальник участка разговаривал с мастером так, как будто перед ним стоял провинившийся двоечник, а не опытный специалист с огромным стажем работы.
Нужна ли запятая
Знаки препинания в предложении с употреблением сочетания «как будто» ставятся в случаях:
- использования в сложноподчиненном предложении для связи главной и придаточных частей: Брат рассказывал историю так, как будто все произошло только вчера;
- присоединения сравнительного оборота в простом предложении: Огни на другом берегу мерцали, как будто сигнальные маячки.
Запятая не нужна, если сочетание «как будто» является сравнительной частицей: Ветер к ночи ослаб и как будто тоже уснул за темной рощей.
Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «Барабанщик-дятел».
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | имя существительное |
Собственное или нарицательное | нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое | одушевлённое |
Число | единственное |
Род | мужской |
Склонение | 2-е |
Падеж | именительный |
Вопрос | (есть) кто? |
Начальная форма | барабанщик-дятел |
Примеры разборов других слов:
хныкал, тополю, качелями, полифония.
Учитывайте букву ё: слова слёзы и слезы́, стёкла и стекла́, всё и все и подобные имеют разные морфологические признаки.
Цели: дать понятие корня слова, развивать
умение сравнивать слова, подбирать однокоренные,
научить выделять общую часть родственных слов;
продолжить работу по обогащению словаря и речи
уч-ся, упражнять в написании слов с изученными
орфограммами, развивать логическое мышления,
внимание и каллиграфию, воспитывать любовь к
животным и родному языку.
Оборудование: картинки со словарными
словами, родовым древом и древом слов,
карточки-памятки, орфографический словарь для
начальных классов, запись барабанной дроби,
карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Чистописание со словарной работой и
повторение прошлой темы.
бд бад бд даб бд дятел
Кто в беретке ярко — красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
барабан барабанщик, барабанить, барабанная
Барабанщик — мужественное, крепкое слово!
Дятел-барабанщик — звучит вполне подходяще. Бьёт
дятел в барабан весной.
Барабан дятла — это сухой звонкий сучок. Но хоть
и сучок, а дробь на нём получается настоящая,
барабанная. Барабанит дятел своим собственным
носом.
Родственные слова с слову барабан выписываются
в ходе работы над текстом по вопросам:
— Как называют тот, кто стучит на барабане?
— Что значит бить, стучать в барабан?
— Звук (дробь) от барабана какая?
— Какое из слов произвело на свет новые
слова?(барабан)
Таким образом, это слово — предок, прадед,
производящее слово, от которого образовались
новые слова. На прошлом уроке мы говорили, что
такая первооснова есть и у рода человеческого и у
слов. Это самая значимая часть, как корень у
дерева, что дает начало новому.
— Когда мы говорим о родственных словах, то
называем два признака. Каких?
(Общая часть, близки по значению)
III. Сообщение темы и задач урока.
— Сегодня мы узнаем, что такое корень слова,
будем упражняться находить его в родственных
словах.
IV. Новая тема.
Перед вами дерево родственных слов.
Выпишите родственные слова, первооснову,
производящее слово -на первое место.
Дом — домик, домишко, домина, домище, домовой,
домашний.
Внимание, правило!
Корень — общая часть родственных слов,
обозначается
— Выделите в словах корень.
Физминутка проводится под барабанную
маршевую дробь.
Мы шагаем и шагаем,
Страну знаний покоряем,
Нам вышагивать не лень
Шаг за шагом каждый день.
— Какие родственные слова услышали. запишите,
выделите корень.
IV. Закрепление.
1.- У каждого из вас есть словесное дерево. Его
главным центром является корень, он хранит
основной смысл слов. От корня растут слова. Вам
надо вписать на ветки новые слова и выделить
корень.
Учащиеся зачитывают свои слова. На карточках
учащихся записаны разные корни.
Письмо по памяти.
На заре косарь траву косит
Косой острою, широкою.
— Выделите корень в родственных словах,
назовите среди однокоренных слов слова с
безударной гласной, какое является проверочным?
Задание на смекалку.
— Спишите однокоренные слова, выделите корень,
подчеркните безударную гласную
Сыр, сырник, сырный, сырость.
Соль, солонка, солист, солить.
Горе, горный, горка, гора, горняк.
Пол, поле, половик, половичок.
V. Обобщение.
— Таким образом, однокоренные слова — это
родственные слова, а корень — общая часть
родственных слов.
VI. Дом.задание.
— Вы сегодня хорошо работали, в честь победы над
новым шагом к знаниям я дарю вам лавровую веточку
с корнями слов. От любого корня дома образуйте
новые слова.
Краткое описание документа:
Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение» урок 30
Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.
Ход урока
Ι. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выражения определения.
III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.
Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.
Жизнь одолевает смерть. Весло задевает длинные водоросли. Ветер поднимает
тучи пыли. Собака принимает самое живое участие в радостях и огорчениях своего
хозяина. Огонь всё обратил в пепел.
ΙV. Усвоение новых знаний
— Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69.
— Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):
Приложение
Не пишется дефис
Пишется дефис
— если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:
Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)
-если сочетание двух существительных представляют собой:
1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;
2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;
3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: солдат-украинец, бабушка-чешка.
Сравните:
1.Красавец мужчина (красивый мужчина)
Гигант завод (гигантский завод)
Старик сторож
Старик украинец
Мужчина-красавец
Завод-гигант
Сторож-старик
Украинец- старик
2 река Москва
Гостиница «Москва»
Москва- река
— Упражнение 138 — устно.
— Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.
Комментированное письмо.
1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.
V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
— Упражнение 140.
— Объяснительный диктант.
Запишите предложения, вставляя в них авторские одиночные приложения. Вот север тучи нагоняя дохнул завыл — и вот сама идёт…зима (А. Пушкин) Попрыгунья … лето красное пропела. (И. Крылов)
… Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов)
VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.
VII. Подведение итогов урока.
Русский язык- ДЕФИС помогите
Русский язык- ДЕФИС помогитевот помогите правильно дефис расставить пожалуста
Дятел барабанщик
Птица дятел
Писатель Л.Толстой
Река Нарова
Нарова река
Магазин Астри
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУСТА 10 баллов обеспечены вот расставьте где нада напишите пожалуста
Автор: Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость:
Дятел-барабанщик, птица дятел, писатель Л. Толстой, река Нарова, Нарова-река, магазин «Астри»
Гость:
Дятем-барабанщик Нарова-река магазин-астри
Гость:
первый и предпоследний примеры с дефисом