Электро пожаробезопасность как пишется

Орфографический словарь-справочник

электро-, взрыво- и пожароопасный

электро-, взрыво- и пожароопасный

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая.
1998.

Обновлено: 05.03.2023

Требования электробезопасности изложены в ряде нормативных документов, основными из которых являются:

  • Правила устройства электроустановок (издание седьмое), утвержденные приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204;
  • Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6;
  • Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 5.12.2020 N 903н;
  • Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденная приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 N 261 и др.

Названные нормативные документы распространяются на работ­ников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала, а также на работодателей (физических и юридических лиц независимо от форм собственности и организационно-правовых форм), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения.

В организациях должен осуществляться контроль за соблюдением требований электробезопасности и инструкций по охране труда, контроль за проведением инструктажей по электробезопасности. Нарушение требований электробезопасности влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Государственный надзор за соблюдением требований электробезопасности осуществляется органами федерального государственного энергетического надзора.

Основные понятия электробезопасности

  • Электробезопасность – система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
  • Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.
  • Персонал электротехнический – административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, органи­зующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслужи­вание, ремонт, управление режимом работы электроустановок.
  • Персонал электротехнологический – персонал, у которого в управ­ляемом им технологическом процессе основной составляющей является электрическая энергия (например, электросварка, электродуговые печи, электролиз и пр.), использующий в работе ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, и другие ра­ботники, для которых должностной (производственной) инструкцией или инструкцией по охране труда установлено знание правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (где требуется II или более высокая группа по электробезопасности).

Обязанности работодателя по обеспечению электробезопасности

Работодатель обязан обеспечить:

Меры безопасности обслуживающего персонала и посторонних лиц

Безопасность обслуживающего персонала и посторонних лиц должна обеспечиваться выполнением следующих мероприятий:

  • соблюдение соответствующих расстояний до токоведущих частей или путем закрытия, ограждения токоведущих частей;
  • применение блокировки аппаратов и ограждающих устройств для предотвращения ошибочных операций и доступа к токоведущим частям;
  • применение предупреждающей сигнализации, надписей и плакатов;
  • применение устройств для снижения напряженности электрических и магнитных полей до допустимых значений;
  • использование средств защиты и приспособлений, в том числе для защиты от воздействия электрического и магнитного полей в электроустановках, в которых их напряженность превышает допустимые нормы.

Работодатель в зависимости от местных условий может предусматривать дополнительные меры безопасности труда, не противоречащие действующим правилам по охране труда при эксплуатации электро­установок. Эти меры безопасности должны быть внесены в соответствующие инструкции по охране груда, доведены до персонала в виде распоряжений, указаний, инструктажа.

Электроустановки должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем без­опасные условия труда.

Требования к работникам для выполнения работ в электроустановках

Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. Электротехнический (электротехнологический) персонал обязан пройти проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности. Работнику, прошедшему проверку знаний по охране груда при эксплуатации электроустановок, выдается удостоверение установленного образца, в которое вносятся результаты проверки знаний.

Работники, обладающие правом проведения специальных работ, должны иметь об этом запись в удостоверении. Под специальными работами в данном случае следует понимать:

  • верхолазные работы;
  • работы под напряжением на токоведущих частях, обмыв и за­мена изоляторов, ремонт проводов, контроль измерительной штангой изоляторов и соединительных зажимов, смазка тросов;
  • испытания оборудования повышенным напряжением (за исключением работ с мегаомметром).

Перечень специальных работ может быть дополнен указанием работодателя с учетов местных условий.

Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках

Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работ в электроустановках, являются:

  • оформление наряда, распоряжения или перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;
  • выдача разрешения на подготовку рабочего места и на допуск к работе, в режиме, определенном Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок;
  • допуск к работе;
  • надзор во время работы;
  • оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы.

Работники, ответственные за безопасное ведение работ в электроустановках

Работниками, ответственными за безопасное ведение работ в электроустановках, являются:

  • выдающий наряд, отдающий распоряжение, утверждающий перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;
  • выдающий разрешение на подготовку рабочего места и на до­пуск в случаях, определенных Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок;
  • ответственный руководитель работ;
  • допускающий;
  • производитель работ;
  • наблюдающий;
  • члены бригады.

Присвоение групп по электробезопасности

Присвоение группы по электробезопасности является необходимым условием для получения допуска к обслуживанию и эксплуатации действующих электроустановок. Это требование относится и к лицам неэлектротехнического персонала, работающим в электроустановках.

Электротехнический персонал в организации подразделяется на следующие категории:

  • административно-технический;
  • оперативный;
  • ремонтный;
  • оперативно-ремонтный;
  • электротехнологический.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей для персонала, обслуживающего электроустановки (работающих на них), установлено пять квалификационных групп по электробезопасности.

I группа по электробезопасности

I квалификационная группа по электробезопасности присваивается неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя.

Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы. Удостоверение не выдается.

Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.

Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.

II группа по электробезопасности

II квалификационная группа по электробезопасности присваивается квалификационной комиссией электротехническому персоналу, обслуживающему установки и оборудование с электроприводом, – электросварщики (без права подключения), термисты установок ТВЧ, машинисты грузоподъемных машин, передвижные машины и механизмы с электроприводом, работающим с ручными электрическими машинами и другими переносными электроприемниками и пр.

Также II группа допуска (до 1000 В) присваивается молодым электромонтерам, электромонтажникам, и сотрудникам, кто просрочил продление группы допуска более, чем на 6 месяцев.

III группа по электробезопасности

III квалификационная группа по электробезопасности присваивается только электротехническому персоналу. Эта группа дает право единоличного обслуживания, осмотра, подключения и отключения электроустановок от сети напряжением до 1000 В.

IV группа по электробезопасности

IV квалификационная группа по электробезопасности присваивается только лицам электротехнического персонала. Лица с квалификационной группой не ниже IV имеют право на обслуживание электроустановок напряжением выше 1000 В.

IV квалификационная группа по электробезопасности (до 1000 В) необходима лицам (ИТР) для назначения ответственным лицом за электрохозяйство в организации. Также присваивается оперативному персоналу для обучения молодого поколения на рабочем месте.

V группа по электробезопасности

V квалификационная группа по электробезопасности присваивается лицам, ответственным за электрохозяйство, и другому инженерно-техническому персоналу в установках напряжением выше 1000 В.

Лица с V группой по электробезопасности имеют право отдавать распоряжения и руководить работами в электроустановках напряжением как до 1000 В, так и выше.

Помните, что остановить поезд сразу нельзя, после применения машинистом экстренного торможения и до полной остановки тормозной путь составляет 800-1600 м. Поэтому пребывание или неожиданное появление людей на железнодорожных путях может привести к несчастному случаю и нарушению движения поездов.

Железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности. Из-за нарушения правил безопасности на железнодорожных путях Вы можете подвергнуть свою жизнь опасности.

Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда следует остановиться, пропустить его, и только убедившись в отсутствии движущегося состава по соседним путям, продолжить переход.

  1. Ходить по железнодорожным путям внутри колеи, наступать на стрелочные переводы, переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом.
  2. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
  3. Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации.
  4. Подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь.
  5. Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
  6. Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.
  7. Подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться.
  8. На электрифицированных участках подниматься на вагоны, опоры, а также прикасаться к спускам, идущим от опорам к рельсу.
  9. Заходить в вагон и выходить из вагона на ходу поезда.

БЕРЕГИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ! СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ

Муниципальное бюджетное учреждение

Станция юных натуралистов г. Белорецк

«Экометодика X XI»

номинация «Методическое обеспечение воспитатетльной работы».

Составила и провела:

ПДО МБУ ДО СЮН г.Белорецк

Фазлыева Гулия Халитовна

г. Белорецк ,2016г

План открытого занятия.

Конспект открытого занятия.

Список используемой литературы.

Электричество и электроприборы прочно вошли в современную жизнь. С каждым днем увеличивается ассортимент электроприборов, устройств и машин, без которых уже немыслим быт современного жителя. Это электрические утюги, плитки, рефлекторы, камины, радиаторы, полотеры, стиральные машины, холодильники, электрические дрели и другие электроприборы. Правда, часто люди пренебрегают правилами пользования этими продуктами цивилизации, что нередко приводит к печальным последствиям. Чтобы этого не случилось с вами, необходимо соблюдать требования безопасности при работе с электробытовыми приборами. На занятии ,я назову причины возникновения пожаров и поражения током, а также расскажу, как предотвратить опасные для здоровья человека и для его имущества явления и том, что надо делать, если начался пожар или человека ударило током.

Часто можно услышать, что пожар – это случайность, от которой никто не застрахован. Но это не так. В большинстве случаев, пожар – результат беспечности и небрежного отношения людей к соблюдению правил пожарной безопасности. Основные причины пожаров в быту – это, прежде всего, неосторожное обращение с огнем (в том числе, при курении), неисправность электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей и бытовых электронагревательных приборов. Я считаю, что данная тема занятия актуальна . Нужно с малых лет начинать учить детей к правилам по технике безопасности жизни и здоровью.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе происходило изучение литературных источников информации. Подготовка презентации, поиск «Ералаша» по теме занятия, заучивание песни, репетиция сценки, подготовка материала. Подготовка мульти- медийных устройств.

Цель: изучение правил техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме.
Задачи:

выявить зоны повышенной опасности в доме, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами;

познакомить и изучить правила безопасности при использовании электрических приборов дома;

разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов в доме;

привить навыки и умения действовать при возникновении пожара при эксплуатации электрических приборов в доме;

воспитывать сознательное отношение к вопросам личной безопасности в доме.

Оборудование.

У учителя — картины, плакаты или другие иллюстративные материалы (слайды).

У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Форма: беседа, демонстрация, командная игра.

Методы : подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.

Тип занятия: Комбинированное.

3.Основная часть

3.1План открытого занятия.

Ход занятия

Изучение новой темы

1. Историческая справка

3.Изучение опасных электроприборов.

4.»Его Величество -Электричество»

5.Знакомство с инструкцией по электробезопасности.

6.Электрический ток, его характеристика и мерыборьбы при поражении электричеством.

Рефлексия. Закрепление изученного материала.

Динамическая пауза

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии.

Опрос учащихся. Загадки;

Беседа о пользе электричества;

Привлечение внимания учащихся просмотром видеоролика;

Работа с иллюстрацией;

Игра «Черный ящик»;

Демонстрация слайдов, объяснение презентации, рассказ;

Игровые ситуации. Игра «Закончи предложение»;

Выполнение физкультминутки. (медленно, быстро, очень быстро)

Подведение итогов соревнования (подсчет количества лампочек).

Цель: : изучение правил техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме.
Задачи:

выявить зоны повышенной опасности в доме, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими приборами;

познакомить и изучить правила безопасности при использовании электрических приборов дома;

разработать инструкцию (свод правил) техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов доме;

привить навыки и умения действовать при возникновении пожара при эксплуатации электрических приборов доме;

воспитывать сознательное отношение к вопросам личной безопасности в доме.

Оборудование.

У учителя — картины, плакаты или другие иллюстративные материалы (слайды).

У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Форма: беседа, демонстрация, командная игра.

Методы : подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.

Тип занятия: Комбинированное.

3.2 Конспект занятия.

Ход занятия:

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

-Я попрошу дежурных огласить , кто сегодня присутствует на занятии ,а кого нет.

Тема сегодняшнего занятия : «Его Величество Электричество или инструкции по технике пожарной безопасности и безопасности с электрическими приборами.

2.Актуализация знаний

– Сейчас мы разделимся на команды и проведем соревнование. За правильный ответ команда получает баллы – лампочки. Чья команда набирает больше лампочек, следовательно, она и победитель.

1. Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепениться —
Пригласит чайку напиться. (Самовар)

2. Я вдыхаю много пыли,
Чтобы вы здоровы были. (Пылесос)

3. На голове пуговка,
В носу решето, одна рука,
Да и та на спине. (Чайник)

4. Ей набили мясом рот,
И она его жуёт.
Жуёт, жуёт, но не глотает –
В тарелку отправляет. (Мясорубка)

5. Нет ушей, а слышит;
Нету рук, а пишет. (Магнитофон)

6. Очень умная машина.
Она поможет и написать,
И нарисовать,
И даже перевести на другой язык. (Компьютер)

– Что общего у всех этих предметов? (Электрические бытовые приборы).
– А откуда берётся электричество в доме?
– Для чего человеку нужны электроприборы? (Для своего удобства человек изобрёл все эти приборы).
– А они могут быть опасными?
– Ребята, я буду называть приборы, а вы – разъяснять, в каких случаях они бывают опасными.

электрочайник (включают, не налив в него воды, включают в неисправную розетку, включают мокрыми руками, забывают выключить, после того, как в нём вскипела вода)

электрический утюг (оставляют включенным без присмотра, аналогично первому)

стиральная машина (включают без разрешения родителей, открывают крышку во время работы машины, аналогично первому)

Вывод: Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт.
– Мы с вами продолжаем серию уроков “Раздела безопасности и защита человека в чрезвычайных ситуациях”. Сегодня мы поговорим о безопасности в доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это веди не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей, одни из которых бытовая техника и электрические приборы. Все эти вещи – наши помощники, они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. Наш разговор затронет очень серьезную тему, а именно – о безопасности в вашем доме при использовании электрических приборов.

3.Изучение новой темы.
1. Историческая справка
Беседа о пользе электричества
– Почему человеку очень нужно электричество, что оно даёт людям? (Электрический ток даёт людям свет в доме).
– Ребята, вы, наверно, знаете из книг, из рассказов своих бабушек, как раньше люди освещали своё помещение? (Люди использовали свечки, керосиновые лампы, лучины, лампады)

Да, люди очень радовались, когда, наконец, была изобретена первая электрическая лампочка, которая пришла на смену свечке, лампаде, лучине.
– Ребята, в старших классах на ур оках физике вы узнаете, что электрическую лампочку накаливания изобрёл русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин в 1879 году. С тех пор, в наших домах всегда горит свет.

2. Правила электробезопасности.

(Просмотр Ералаша «Выключи утюг!»)

-Ребята, как вы думаете, какую ошибку совершила мама?

Нужно было вернуться и проверить все ли выключено в доме.

3. Изучение опасных электроприборов.

Задание по группам

Карточки с видами квартиры.

Найти источники повышенной опасности и обвести красным маркером . ( Приложение 1 )

– Какую еще возможность дает нам электричество в доме? ( Использование различных электрических приборов )

В нашем доме много опасностей, связанных с электричеством.

4. Сказка про Его Величество нужное людям Электричество ( Приложение 2 )

– Сейчас, расскажем одну историю, которая приключилась в одной городской квартире.

Итог: Сказочные герои нам рассказали, какие умные электрические приборы есть в нашем доме, и посоветовали изучить правила, как пожара избежать.

5.Знакомство с инструкцией по электробезопасности.

– Очень часто человек сам становится виновником опасных ситуаций, т.е. он их сам создаёт. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать правила использования домашних электрических приборов и своевременно устранять причины, при которых могут возникнуть потенциальные опасности превратиться в реальные.

Поэтому необходимо соблюдать свод правил при использовании домашних электрических приборов , а как называются такие указания? Перед вами черный ящик, как вы думаете ,какое слово в нем спрятано?

Инструкция (указание) – свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь …

– Назовите средства пожаротушения электроприборов в доме? ( Вода, плотное ткань, одеяло, одежда, земля из цветочного горшка, огнетушитель ).

6.Электрический ток, его характеристика и меры борьбы при поражении электричеством.
– А сейчас давайте рассмотрим плакаты, которые ещё раз напомнят вам о том, какие правила необходимо соблюдать в быту, чтобы избежать поражения электрическим током! Эти правила полезно знать как детям, так и взрослым, поэтому после нашего занятия я рекомендую вам рассказать о некоторых из них и вашим родителям!

Перед началом работы проверь исправность шнура (кабеля), проводов, надёжность работы выключателя!

Будь осторожен! Не используй бытовые электроприборы и светильники на открытом воздухе.

Опасно! Не подключай сам, вызови электрика!

Самовольный ремонт электроустановок не принадлежащих населению, подключение к электрическому вводу в дом или к проходящей мимо дома линии электропередач бытовых электроприёмников и домашних электросетей, как правило, приводит к травмам.

Внимание! Не подвергай себя опасности! Будь острожен! Не пользуются бытовыми электроприборами с повреждённой изоляцией.

При повреждении изоляции электрического прибора тело человека, прикоснувшегося к металлическим конструкциям в квартире (батареям отопления, водопроводным трубам и другим заземлённым конструкциям) или другим электрическим проводникам оказывается в цепи прохождения электрического тока.

Дети! Нельзя вставлять в розетки различные предметы, кроме штепсельной вилки! Помните об опасности действия электрического тока и соблюдайте элементарные правила электробезопасности в быту.

Родители! Недостаточный контроль со стороны взрослых и наличие в доме легко доступных открытых розеток, включенных электроприборов и светильников подчас с нарушенной изоляцией и оголёнными токоведущими частями могут привести к ожогам и более серьёзным травмам.

– Вот такие правила помогут вам избежать опасности, которую таит в себе светлое Величество – Электричество!

– В нашем доме много опасностей, связанных с электричеством. Чем же опасно электричество? (Поражением электрическим током)
– Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, запомните:

не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;

не использовать неисправные электроприборы;

не трогать включенный электроприбор мокрыми руками.

– Ребята, мы смогли ещё раз убедиться в том, что ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – очень для нас важно, что не можем в современном мире обойтись без электричества, которое нужно уважать и беречь. Электричество мы не можем увидеть. Поэтому электрический ток, бегущий по проводам, несмотря на то, что он так необходим человеку, очень опасен! Об этом нас предупреждают люди, которые работают с электричеством, подвергая свою жизнь постоянной опасности. Ребята, а знаете ли вы, как называется профессия людей, которые работают с электричеством ?

Воздействие электрического тока на организм человека.

Этот знак предупреждает

о высоком напряжении внутри изделия

о необходимости следоватьинструкциям
при обращении с приборами

Предупреждение. Опасность! Не вскрывать опасность получения электрошока.

4.Закрепление изученного материала.

Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при умелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электроприборами.
В правильном порядке выстроить последовательность шагов.
За правильный ответ – лампочка.

Игровая ситуация №1

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

накрыть влажной тканью;

позвонить по “01”.

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?

накинуть на сковороду влажное полотенце, снять с плиты.

выключить печь, а сковороду плотно накроите крышкой

залить сковороду водой.

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

накрыться влажной тканью;

Представь, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился. Твои действия:

бежать за водой и заливать пламя

выдернуть шнур с вилкой из розетки

взять утюг и убрать его с горящей вещи.

Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?

Буду звать на помощь

Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз.

Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь.

В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

закрыть рот и нос мокрым носовым платком и продвигаться к выходу, прижимаясь к полу

Ситуация №7 (выберите правильный вариант ответа)

1) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.
2) Лампа светило очень ярко. Таня взяла цветной лист бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки.
3) – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

Ситуация №8 (выберите правильный вариант ответа)

В жилом помещении опасными могут быть … (электроприборы)

Перед тем как воспользоваться прибором или инструментами, надо … (прочитать инструкцию)

Выходя из комнаты или дома, надо … (выключайте электроприборы)

При включении и выключении электроприборов, надо … (исправность электропроводки)

К оголённым проводам … (не прикасаться)

Не устанавливайте электроприборы вблизи … (приборов отопления) , или плохо охлаждаемое место, например … (в шкаф)

Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному … (проводу) ;

Не используй бытовые электроприборы и светильники на … (открытом воздухе) .

Нельзя пользоваться … (неисправными) электроприборами.

Нельзя самим … (чинить, разбирать) электроприборы,

Нельзя ковыряться в розетке ни … (пальцем) , ни … (другими предметами) .

Электричество не терпит соседства с … (водой) .

Итог: Необходимо действовать правильно, без паники от этого зависит скорость тушения пожара и безопасность человека.

5. Динамическая пауза

(Выполнение физкультминутки.(медленно, быстро, очень быстро):

Лампочки горят,
Чайники пыхтят,
Гладят утюги,
Пекутся пироги .

Итог занятия

Подведение итогов соревнования (подсчет количества лампочек).

Его Величество Электричество для вас приготовило подарок. – Инструкцию техники безопасности и пожарной безопасности при использовании электрических приборов ( Прилоржение 4.).

Спасибо Его Величеству Электричеству за подарки, которые помогут ребятам, в их повседневной жизни.

Открытое занятие мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. Получили инструкцию по правилам обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

безопасности при работе с электричеством; с действием электрического тока на организм человека и мерами первой помощи при поражении током.

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса к профессии;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения, чувство коллективизма

формирование умения работать с литературой, добывать и перерабатывать

информацию; умения слушать, вести краткую запись;

умение работать в коллективе;

формировать техническую грамотность обучающих.

Межпредметные связи:

2. Производственное обучение

Учебно-методический комплекс занятия:

Методы обучения: словесный (беседа, диалог), наглядный, репродуктивный, демонстрационный.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Лекция-беседа.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: таблицы

ОК 1- способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 — способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4 — способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

План занятия

Повторение пройденной темы прошлого урока.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Систематизация и обобщение изученного материала.

Ход занятия

Организационный этап – 5 мин

Подготовка обучающихся к работе на занятии

Приветствие, проверка готовности к уроку

Повторение основного материала – 10 мин.

Фронтальный опрос по изученной теме с помощью карточек-заданий.

Изучение нового материала -20 мин

Цель: сформировать знания об основных причинах поражения током, правилах техники безопасности при работе с электрическим током, действием электрического тока на организм человека, атмосферным электричеством, мерами первой помощи при поражении током.

Преподаватель: Вспомните, как часто вы смотрите телевизор, включаете свет и пользуетесь телефоном. Во всех этих случаях, как и во множестве других, используется электричество. Без электричества наш мир выглядел бы иначе. Электрический ток находит широкое применение в промышленности, на транспорте, в быту и различных учреждениях.

Основные причины поражения током.

Меры предосторожности при работе с электрическим током.

Действие электрического тока на организм человека.

Атмосферное электричество (молния).

Первая помощь при поражении током.

Основные причины поражения током.

При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности. Если этого не делать, ваша жизнь будет подвергаться опасности. Прежде всего, надо знать очаги электроопасности. Тело человека – проводник. Если случайно человек “включит” свое тело в сеть, то не избежит тяжелейшей травмы и даже смерти. Как же человек может “включить” себя в сеть? Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Человек, стоящий на хорошо изолирующем основании (например, на сухом деревянном полу), одновременно прикоснулся к двум оголенным проводникам, находящимся под напряжением. В этом случае через тело человека, его сердце и легкие пройдет ток от одной руки к другой. Это приведет к нарушению деятельности сердца и легких. При напряжении между проводами свыше 36 В (если не будут приняты меры по быстрому отключению тока) поражение током в большинстве случаев смертельно.

Пример 2. Человек, стоящий на хорошо изолирующем полу, одновременно коснулся оголенного провода, находящегося под напряжением, и металлического предмета, соединенного с землей, например батареи водяного отопления или водопроводного крана. В этом случае ток пройдет от руки через сердце и легкие к другой руке. Результат будет такой же, как и в первом случае: при напряжении сети свыше 36 В возможен смертельный исход, если быстро не будет отключен ток.

Пример 3. Человек, стоящий на хорошо проводящем основании, например на влажной земле или бетонном полу, коснется оголенного провода, находящегося под напряжением. Ток пройдет через тело человека от места соприкосновения с токоведущим проводом через сердце и легкие к ногам. Результат поражения аналогичен двум первым из рассмотренных примеров. Поэтому никогда не следует подходить к оборванным проводам, лежащим на земле.

Пример 4. Человек, держащий в руках электрический прибор, внутри которого питающий его провод или обмотка прибора касается корпуса, одновременно коснулся заземленного предмета. Ток пройдет через тело человека в землю.

Подведем итоги.

Опасно одновременное прикосновение к двум оголенным проводам, находящимся под напряжением.

Опасно одновременное прикосновение к одному оголенному проводу и к предмету, находящимся под напряжением и соединенным с землей.

Опасно пользоваться неисправным электрическим прибором.

Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, подходить и тем более касаться оголенного провода, упавшего на землю.

Преподаватель подводит итог: Когда человек прикасается к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, он становится частью образующейся цепи, через него протекает ток. Основными причинами электротравматизма являются:

неисправность приборов или средств защиты;

замыкание фазовых проводов на землю;

нарушение техники безопасности при обращении с приборами и проводами.

Значит, необходимы технически совершенные электроустановки и средства защиты от поражения электрическим током, а также соблюдение правил техники безопасности. А каковы же правила техники безопасности?

Меры предосторожности при работе с электрическим током.

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами техники безопасности: все работы, связанные с монтажом и ремонтом электрической сети, производить при полном снятии напряжения. Независимо от того, к какому напряжению подключены электроустановки, их ограждают для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям.

Для устранения опасности поражения электрическим током применяют защитные средства. Например, используют изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки; специальные инструменты и приспособления с изолированными ручками; приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами (обучающийся демонстрирует защитные средства).

С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные полы), без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей – гладкие и матовые, радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем – заземленные.

Во влажных помещениях необходимо использовать напряжение не выше 42 В, в особо опасных не выше 12 В.

Преподаватель подводит итог: Много сделано, и многое делается в области охраны труда, но считать положение благополучным преждевременно. Данные по авариям и электротравматизму говорят о том, что большой процент несчастных случаев поражения током происходит со смертельным исходом. А сейчас познакомимся с некоторыми подробностями, касающимися опасности, которую может представлять электрический ток.

Действие электрического тока на организм человека.

Ещё раз напомню, что тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое воздействие.

При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава. Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. (На столах у обучающихся таблица “Действие электрического тока на человека” Приложение 1).

Считают, что электрический ток вызывает паралич сердца. Интересно, что сила тока 0,05 – 0,1 А представляет наибольшую опасность для человека. При силе тока, значительно большей 0,1 А смерть не наступает, но возможны тяжелые ожоги. В литературе описаны случаи, когда во время казни на “электрическом стуле” сильный ток не давал сразу желаемого эффекта и человек буквально начинал гореть, прежде чем наступала смерть.

Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения. Оно зависит от состояния человека, его кожи, наличия на ее поверхности пота, содержания алкоголя в крови и т.д. Сухая огрубевшая кожа имеет высокое сопротивление, а тонкая, нежная и влажная – низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины). При сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от пальцев ноги, до пальцев руки или от пальцев одной руки до пальцев другой, может быть равно 10 5 Ом. Если же руки потные, то сопротивление между ними оказывается равным 1500 Ом. Нетрудно определить, что каждому из этих случаев соответствует свое смертельное напряжение, 10000 В и 150 В соответственно.. При условиях, ослабляющих изолирующую способность кожи (мокрые руки, ранения, большие поверхности контактов),смертельными могут быть напряжения 100-120 В и даже меньшие. Поэтому в ряде производств для массовых профессий применяется низкое напряжение. Например, при электромонтаже используют паяльники, рассчитанные на напряжение 24 В. В сырых помещениях разрешается работать при напряжении не более 12 В, в сухих помещениях – от 36 В до 42 В.

Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней. Их сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела. Но самыми уязвимыми у человека являются так называемые аккупунктурные точки на шее и мочках ушей: при ударе током в эти точки смертельным может оказаться даже напряжение 10-15 В.

Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используют в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д. Посредством электрических раздражений мозга (электрошоком) лечат некоторые психические заболевания; у больного при этом возникает судорожный припадок, по истечении которого он засыпает. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.

Преподаватель подводит итог: Электротравмы – повреждение организмов электрическим током – встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в быту. Но их причиной может быть и атмосферное электричество (молния). Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей.

Атмосферное электричество (молния).

Каждый из вас неоднократно наблюдал грозу, видел молнию и слышал гром. Что такое молния? При движении воздуха воздушные различные потоки в результате соприкосновения электризуются. Одна часть облака (верхняя) электризуется положительно, а другая (нижняя) — отрицательно. В момент, когда заряд облака станет большим, между двумя его наэлектризованными частями проскакивает мощная электрическая искра – молния. Молния может образовываться между двумя соседними облаками и между облаком и поверхностью Земли. В этом случае под действием электрического поля отрицательного заряда нижней части облака поверхность Земли под облаком электризуется положительно. В результате молния ударит в землю.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. п. Особенно опасна молния для человека. Её удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания подвергает свою жизнь опасности.

Надо знать, что молния ищет кратчайший путь к поверхности Земли. Поэтому молния чаще ударяет в отдельные высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты чаще в тот, который является лучшим проводником. Наиболее вероятен удар молнии в одиноко стоящую металлическую мачту, деревянный столб или дерево. Поэтому, находясь в поле, нельзя скрываться от дождя под одиноко стоящим деревом или в копне сена. В лесу надо уйти от очень высоких деревьев. В горах лучше всего спрятаться в пещеру или под глубокий уступ.

Для защиты одиноко стоящих сооружений используют молниеотвод. Молниеотвод защищает пространство на поверхности земли в радиусе, примерно равном высоте молниеотвода.

Первая помощь при поражении током.

При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Почти всегда сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц. Сам человек не может освободиться от проводов еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание.

При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.

При низком напряжении можно воспользоваться сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Необходимо помнить, что пострадавший, находящийся в контакте с токонесущими проводами или деталями, сам является проводником электрического тока. Поэтому необходимо принять меры предосторожности. Оттягивать пострадавшего от проводов надо за концы одежды одной рукой. Ни в коем случае нельзя работать неизолированными руками: в противном случае вы тоже окажитесь в этой цепи и не сможете освободиться. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего подающий помощь может надеть резиновую обувь, встать на сухую доску, на непроводящую ток подстилку или надеть резиновые перчатки. Можно предложить пострадавшему попробовать самому отделиться от земли: например, подпрыгнуть над полом.

Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; необходимо дать понюхать нашатырный спирт.

Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.

В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы Закрепление нового материала.

Вопросы для фронтальной проверки изученного материала.

1. Какие действия может оказывать электрический ток на человека?

2. Назовите местные электротравмы.

3. На какие степени подразделяются электрические удары?

4. Что влияет на сопротивление тела человека?

5. Назовите три критерия электробезопасности.

6. Как продолжительность тока влияет на степень поражения человека электрическим током?

7. Как путь прохождения тока влияет на степень поражения человека электрическим током?

8. Как можно освободить человека от действия электрического тока?

5.Систематизация и обобщение изученного материала.

Задание на дом. И.С.Туревский, Раздел 3, стр.177-187

Цель занятия: обобщить знания учащихся по правилам техники безопасности и пожарной безопасности, при использовании электрических приборов в доме.

1) обучающие: содействовать формированию у обучающихся знаний о правилах электробезопасности и пожаробезопасности, выработать необходимые умения безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения опасных ситуаций, связанных с электричеством;

2) воспитательные: способствовать воспитанию ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, самостоятельности в принятии решений;

Продолжительность: 45 минут

Возраст учащихся: 3 класс

Оборудование: лист бумаги с расчерченным полем, компьютерная презентация, на каждую команду раздаточный материал, картины, плакаты или другие иллюстрации, цветные карандаши либо фломастеры, чёрный ящик.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о безопасности в доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это ведь не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей, одними из которых являются бытовая техника и электрические приборы. Вот о них мы сегодня и поговорим.

Для проведения игры ребята поделились на две команды. Попрошу команды построиться, чтобы поприветствовать друг друга ( команды выходят ). Ребята, чтобы у вас все получилось, улыбнитесь друг другу и своими улыбками пожелайте удачи соперникам.

Молодцы. Вы пожелали удачи соперникам, а теперь улыбнитесь друг другу в команде.

Давайте мы представим наши команды ( представление команд ):

Читайте также:

      

  • Лотман лекции по структуральной поэтике конспект
  •   

  • Великая война 3 серия оборона севастополя конспект
  •   

  • Числовой конструктор конспект 3 класс
  •   

  • Общая характеристика червей конспект урока 7 класс
  •   

  • Туристические информационные центры конспект

Как правильно пишется слово «электробезопасность»

электробезопа́сность

электробезопа́сность, -и

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: уд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «электробезопасность»

Предложения со словом «электробезопасность»

  • Главной проблемой для большинства домовладельцев является электробезопасность, которая рассматривается отдельно (см. главу 7).
  • И электроматериаловедение, электрооборудование, и охрана труда, включающая электробезопасность, являлись родственными, основой их была электротехника, и этот факт заметно облегчал её труд.
  • (все предложения)

Значение слова «электробезопасность»

  • Электрическая безопасность, Электробезопасность, ЭБ — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих от электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества. (Википедия)

    Все значения слова ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ

Отправить комментарий

Смотрите также

Электрическая безопасность, Электробезопасность, ЭБ — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих вредное и опасное воздействие на работающих от электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Все значения слова «электробезопасность»

  • Главной проблемой для большинства домовладельцев является электробезопасность, которая рассматривается отдельно (см. главу 7).

  • И электроматериаловедение, электрооборудование, и охрана труда, включающая электробезопасность, являлись родственными, основой их была электротехника, и этот факт заметно облегчал её труд.

  • (все предложения)
  • компенсация реактивной мощности
  • высоковольтный выключатель
  • электрическая изоляция
  • ограничитель перенапряжения
  • полимерный изолятор
  • (ещё синонимы…)

пожаробезопасность

Правильное написание:

пожаробезопа́сность, -и

Рады помочь вам узнать, как пишется слово «пожаробезопасность».
Пишите и говорите правильно.

О словаре

Сайт создан на основе «Русского орфографического словаря», составленного Институтом русского языка имени В. В. Виноградова РАН. Объем второго издания, исправленного и дополненного, составляет около 180 тысяч слов, и существенно превосходит все предшествующие орфографические словари. Он является нормативным справочником, отражающим с возможной полнотой лексику русского языка начала 21 века и регламентирующим ее правописание.

Охрана труда по электробезопасности и пожарная безопасность

Содержание:

  • Что такое электробезопасность в охране труда
  • Требования электробезопасности
    • При обслуживании электроустановок
    • Работа со снятием напряжения
    • Сложные условия
  • Разрешительная документация
  • Группы допуска для персонала
  • Классификация персонала
  • Обязанности работодателя по электробезопасности и пожарной безопасности
  • Пожарная безопасность

Работа с электричество априори представляет опасность в плане получения травм и вреда здоровью. Соответственно, при различных видах работ с данным оборудованием необходимо строго соблюдать нормы охраны труда на предприятии.

Что такое электробезопасность в охране труда

Охрана труда по электробезопасности является отдельным разделом норм и правил при работе с электроустановками. Такую деятельность чаще всего ведет электромонтер, электрик и иные специалисты професий, непосредственно связанных с электричеством.

Иллюстрация применения специальных мер для безопасной работы на электроустановках

Электричество опасно не только своим поражающим воздействием, но и фактором нарушения производственного процесса, выведением оборудования из строя и опасность возгорания. Обеспечение безопасного режима работы в таких установках является неотъемлемой и важной составляющей работы специалиста по охране труда и всего руководства организации в целом. Федеральное законодательство жестко регламентирует порядок проведения таких работ, сроки реализации обучающих мероприятий, категории и разряд для получения доступа к установкам повышенной опасности и иные аспекты. Поэтому соблюдение таких правил обеспечивает не только соответствие нормам закона, но и значительно уменьшает вероятность негативных последствий.

В целом охрана труда электробезопасность представляет собой комплекс мер, которые на постоянной основе должны осуществляться на предприятии и подвергаются жесткому надзору и контролю со стороны государственных органов. Эти мероприятия позволяют обеспечить режим безопасности и непрерывности производства. Также нормативным закреплением данного режима на объекте занимаются специальные службы, ответственные за соблюдение норм по охране труда.

Важно! Также в случае обнаружения во время проведения проверки государственными надзорными органами несоответствия требованиям законодательства, различных нарушений и нештатных ситуаций ответственные лица несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за такие нарушения.

Основные требования и правила соблюдения безопасности деятельности в электроустановках

Требования электробезопасности

Законодательство предъявляет жесткие требования к работодателю при осуществлении работы на производственных объектах с электрооборудованием. В зависимости от специфики деятельности рабочих и всей организации в целом такие требования могут отличаться как по наличию защитных и изоляционных средств, так и спецификой местности проведения работы. Обязанностью работодателя выступает неукоснительное соблюдение данных требований в своей работе, а также своевременное и полное обеспечение всем необходимым оборудованием технического персонала.

Также со стороны ответственных специалистов по охране труда на постоянной основе должны проводиться обучающие мероприятий и аттестация на предмет знания основ и правил использования оборудование в работе. По итогам аттестации должно приниматься решение о соответствии занимаемой должности, подтверждения категории и разряда работника.

Основы электробезопасности в быту и на рабочем месте

При обслуживании электроустановок

При плановом техническом обслуживании электрических установок под напряжением должен соблюдаться весь комплекс мер безопасности. Перед началом работ с персоналом должен быть проведен целевой инструктаж на предмет знания основ техники безопасности. При этом каждый рабочий обязан проставить отметку о прохождении данной процедуры.

После этого необходимо выделить персоналу специальные защитные средства в зависимости от силы тока, типа и напряжения производственной установки. За получение специальных средств персонал также расписывается в специальном журнале. При проведении ремонтных работ необходимо обесточить линии электропередач и системы под большим напряжением и строго соблюдать правил техники безопасности. К тому же к таким работам допускаются только сотрудники с определенной категорией по электробезопасности.

Работа со снятием напряжения

При возникновении нештатной ситуации, техногенной катастрофы или ремонте оборудования, которое находится под высоким напряжением требуется снятие этого напряжения для минимизации последствий поражения электрического тока на здоровье персонала. Для этого также применяются специальные средства в виде заземлителей, измерителей напряжения и клещей. Персонал в обязательном порядке использует как индивидуальные средства защиты в виде специальной прорезиненной одежды, так и средства пожаротушения на случаи возгорания объекта.

Обратите внимание! Перед проведением таких работ также проводится обучающий инструктаж руководителя подразделения или ответственного за соблюдением норм охраны труда.

Сложные условия

При проведении работ в суровых климатических или опасных условиях учитывается специфика возникших обстоятельств. Обязателен инструктаж на предмет возникновения опасных для жизни и здоровья факторов, усиление средств индивидуальной защиты специальными инструментами, а также постоянный контроль и надзор со стороны руководства предприятия за проводимыми работами.

Сложные условия предполагают особый контроль со стороны ответственных лиц в совокупности с дополнительным оснащением персонала предприятия. К таким видам работы допускаются лишь сотрудники с высокими категориями допуска к деятельности с электроустановками, так как вероятность поражения электрическим током пропорционально увеличивается условиям работы.

Причины возникновения нештатных ситуаций и меры по их предотвращению в электроустановках

Разрешительная документация

Разрешительной документацией для работ на различных объектах производства являются удостоверения и сертификаты соответствия определенной группе допуска, а также категории персонала в зависимости от проводимых работ. Данные документы подтверждают наличие особых знаний и навыков обращения с электроинструментом, аспт, а также знания в области охраны труда.

Обратите внимание! Присвоение категорий происходит в процессе обучения на предприятии или в специальных учебных центрах в зависимости от стажа работы и навыков производства.

Группы допуска для персонала

В соответствии с нормативными актами различаются 5 основных групп персонала:

  • 1 группа практически не взаимодействует с приборами и не требует специальных познаний;
  • 2 группа осуществляет периодическое взаимодействие с установками, ее получение требует прохождение начального курса обучения;
  • 3 группа требует специальных знаний и курса обучения не менее чем в течение 108 часов. Такие сотрудники допускаются к работам с установками под напряжением свыше 1000в
  • 4 группа может быть присвоена ответственным специалистам по охране труда и руководителям штатных подразделений;
  • 5 группа требует помимо специальных навыков и знаний, но и соответствующего инженерного образования в электротехнической области.

Классификация персонала

Классификация персонала исходит в зависимости от взаимодействия с приборами во время работы, а также наличия специальных знаний в данной области:

  • Административно-технический персонал практически не взаимодействует во время трудовой деятельности с приборами, а занимается организацией работы иных служб и подразделений;
  • Ремонтный персонал занимается и специализируется на проведении ремонтных работ на установках или электросетях;
  • Оперативно-ремонтный выступает в виде отдельных штатных подразделений, функция которых заключается в осуществлении ремонта сложных установок и требует подтверждения знаний в рамках аттестации;
  • персонал на производственных площадках ежедневно и непосредственно работает на электрооборудовании под большим напряжением. Для этого помимо курса специальных знаний необходимо пройти специальное обучение и медицинское освидетельствование. Именно в отношении данной категории применяются специальные группы допуска к установкам.

Правила использования электрооборудования и обращения с приборами при трудовой деятельности

Обязанности работодателя по электробезопасности и пожарной безопасности

Главной обязанностью работодателя при проведении работы на электроустановках является обеспечение сохранения жизни и здоровья персонала. Для этого проводятся все мероприятия по обучению и выдаются специальные защитные средства. Также обязанностью является издание соответствующих нормативных документов в сфере регулирования правил безопасности на отдельном производстве.

Пожарная безопасность

Пожарной безопасности при работе с электрическим оборудованием уделяется особое внимание, так как нередки случаи возгорания объектов при наличии короткого замыкания. Поэтому при осуществлении деятельности с установкой у работника должна иметься возможность применить специальные средства тушения, которые должны соответствовать классу безопасности.

Важно! Ответственность за наличие таких средств несет руководство организации, также как и за проведение обучающих мероприятий по тушению электроустановок.

Иллюстрация норм организации электробезопасности на предприятии

В итоге охрана труда в сфере электробезопасности является важным фактором соблюдения общих требований по безопасной работе на производстве. Строгое и неукоснительное соблюдение этих положение является залогом безопасной трудовой деятельности и отсутствия штрафов со стороны государственных органов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Электро пожарная безопасность как пишется
  • Электро пневмоинструмент как пишется
  • Электро как пишется со словами
  • Электро вычислительная техника как пишется
  • Электро водолечебница как пишется