Это сок не лимонный как пишется

13

Урок – объяснение нового материала по теме

«Правописание НЕ с прилагательными». Русский язык/ 6а класс.

Цели и задачи урока: формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

1) образовательная:

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

2) развивающая

познавательные общеучебные УУД

  1. Постановка и формулирование проблемы;

  2. Извлечение необходимой информации;

  3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  4. Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;

  5. Моделирование;

  6. Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  7. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).

познавательные логические УУД

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (умение определять морфологическую принадлежность слова, отличать корни с чередующейся гласной);

  2. Обобщение, сравнение слов с НЕ (навык определения условия выбора слитного или раздельного правописания НЕ с разными частями речи, орфографическая зоркость)

коммуникативные УУД

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  2. Умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;

  3. Владение монологической и диалогической формами речи;

  4. Работа в группе, в паре со своими сверстниками.

3) воспитательная (личностные УУД):

  1. Самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);

  2. Смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);

  3. Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии.

Формы обучения:

— коллективная

— индивидуальная

— групповая

Методы обучения:

— наглядный

— словесный

— практический

— стимулирование и мотивация

— контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, распечатанные тексты.

Оформление доски: эпиграф к уроку: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно».

Ход урока:

    1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Проверка готовности класса к уроку

2. Актуализация опорных знаний.

УУД: анализ, сравнение, обобщение , осознанное построение речевого высказывания, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выражение своих мыслей , волевая саморегуляция в ситуации затруднения, владение монологической и диалогической формами речи.

Блиц — опрос по контрольным вопросам. (Монологические ответы учащихся)

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)

  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)

  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)

  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)

  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)

  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)

  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего — либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

Орфографическая диктовка. (Ученик работает у доски)

А)Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)

  2. Человек, которому не сидится на месте(непоседа).

  3. Недоучившийся, мало знающий человек(недоучка)

  4. Неуклюжий, неловкий человек(недотепа)

-Что объединяет все записанные вами существительные?(Они характеризуют человека ,все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?(Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б)Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3. Проблемное объяснение нового знания.

1) Определение темы и цели урока.

УУД:Самоопределение , смыслообразование , целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Как вы думаете , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

2)Исследовательская работа.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

1.Неряха

1.Неряшливый

2.Нерешительность

2.Нерешительный

3.Не правда,а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

4.Вовсе не вкусный

5.Пруд неширокий,а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте страницу 128 учебника и прочитайте правило.

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

— без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

— можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый — злой, нехороший — плохой)

— есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

— есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

4.Первичное закрепление материала. УУД: выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)

Выборочный диктант ( САМОПРОВЕРКА)

из диктуемых слов 1 варианту в столбик выписать прилагательные с

приставкой -не, 2 — прилагательные, которые без «не» не употребляются, объяснить правописание.

Невежливый, неподкупный, нездоровый, невеселый, невзрачный, нехороший, неуклюжий, небрежный, нерадивый, неглупый.

Работа с учебником

Упр.№306 (выполняется устно, по цепочке)

К прилагательным с приставкой –не подобрать синонимы без этой приставки. Цель: уметь подбирать синонимы – прилагательные.

Невнимательный – рассеянный, несерьезный – шутливый, неглубокий – мелкий, неширокий – узкий, невысокий – низкий, нездоровый – больной, невежливый — грубый, несмелый – трусливый, нездоров – болен, неумен – глуп, несчастливый – грустный.

Самостоятельная работа

УУД: анализ, сравнение, моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).

Закрепление правила. Детям предлагаются прилагательные, с которыми нужно составить предложения:

I вариант: нехороший; не хороший;

II вариант: нежаркий; вовсе не жаркий (Взаимопроверка)

ФИЗМИНУТКА

Работа с предложениями, раскрыть скобки. (Предложения распечатаны и спроецированы с помощью проектора).

Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

Проверь себя.(Самопроверка)

Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа с текстом.(Тексты у каждого ученика)

Приморская тайга — удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные.Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М.Деменюк)

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

  5. Выполните разборы.( 2предложение –синтаксический разбор предложения;)

Небольшие(морфологический разбор)

Расцветают(морфемный разбор)

7. Итог урока. Итак, ребята, когда мы напишем не с прилагательными слитно, а когда раздельно? Оценки за урок. Чтение стихотворения.

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

Рефлексия:

Я узнал…
Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрёл…
Мне захотелось…

8. Домашнее задание:

§54, упражнение 307

или

написать мини-сочинение на тему «Зимняя прогулка», используя прилагательные.

Приморская тайга — удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга — удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга — удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга — удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

Приморская тайга — удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные. Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

  2. Определите стиль и тип речи.

  3. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.

  4. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.

  5. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  6. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  7. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  8. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  9. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  10. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  11. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  12. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  13. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  14. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  15. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  16. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  17. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  18. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

  19. Задание. Записать предложения, раскрыв скобки. (Предложения записаны на доске или спроецированы с помощью проектора).

  20. Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

Имя прилагательное
НЕ с прилагательными

1. (Не)правдивый, а лживый; глаза (не)весёлые; (не)большая роща; вовсе (не)трудная задача; отнюдь (не)старый генерал; да­леко (не)приятный взгляд; никому (не)нужный товар; (не)взрач­ный костюм; (не)молодой человек; кустарник (не)высок; (не)глу­бокий; но рыбный пруд; нисколько (не)умный поступок; погода (не)устойчива; река была (не)широкая и (не)глубокая; (не)ясные, а чёткие очертания; (не)старый, а опустевший сад; (не)навистный сосед; (не)ряшливый вид; комната (не)большая, но уютная; (не) торопливый шаг; отнюдь (не)лёгкая задача.

Не правдивый, а лживый; глаза невесёлые; небольшая роща; вовсе не трудная задача; отнюдь не старый генерал; да­леко неприятный взгляд; никому не нужный товар; невзрач­ный костюм; немолодой человек; кустарник невысок; неглу­бокий, но рыбный пруд; нисколько не умный поступок; погода неустойчива; река была неширокая и неглубокая; не ясные, а чёткие очертания; не старый, а опустевший сад; ненавистный сосед; неряшливый вид; комната небольшая, но уютная; неторопливый шаг; отнюдь нелёгкая задача.

2. (Не)вежественный обжора; (не)рад видеть; (не)согласен с чужим мнением; (не)поседливый ребёнок; (не)настный день; дале­ко (не)лёгкое дело; вовсе (не)радостные лица; (не)победимый на­род; (не)здоровый цвет лица; (не)громкий, а тихий шёпот; отнюдь (не)случайный промах; (не)дорогой, но элегантный костюм; (не) глубокий, а мелкий овраг; (не)обязан прислуживать; (не)богатый выбор; никому (не)известный поэт; (не)иссякаемый источник; во­все (не)нужный разговор; (не)поддельная радость; (не)многоводная, но бурливая речка; никому (не)интересная новость; ягоды (не)крупные, но сладкие.

Невежественный обжора; не рад видеть; не согласен с чужим мнением; непоседливый ребёнок; ненастный день; дале­ко не лёгкое дело; вовсе не радостные лица; непобедимый на­род; нездоровый цвет лица; не громкий, а тихий шёпот; отнюдь не случайный промах; недорогой, но элегантный костюм; не глубокий, а мелкий овраг; не обязан прислуживать; небогатый выбор; никому не известный поэт; неиссякаемый источник; во­все не нужный разговор; неподдельная радость; не многоводная, но бурливая речка; никому не интересная новость; ягоды некрупные, но сладкие.

3. (Не)выгодное предложение; никому (не)нужный разговор; вовсе (не)глупый котёнок; (не)знакомые, а чужие люди; (не)выразимый восторг; (не)большая, а маленькая комната; задача (не)лёг­кая, а трудная; человек (не)большого роста; он ничего (не)должен; (не)удобная ситуация; (не)лепый спор; (не)нужно выяснять; (не)постижимый закон физики; он (не)здоров, а болен; школь­ник (не)виноват; у него (не)здоровый вид; отнюдь (не)интересный фильм; (не)приятельские войска; (не)вольный крик; (не)ясный силуэт; (не)осторожный, а трусливый; (не)высокий, но полный чело­век; глаза (не)лучистые, а светлые; (не)узнаваемый чертёж; (не)продолжительный отдых; (не)брежный ответ; (не)доверчивый человек.

Невыгодное предложение; никому не нужный разговор; вовсе не глупый котёнок; не знакомые, а чужие люди; невыразимый восторг; не большая, а маленькая комната; задача не лёг­кая, а трудная; человек небольшого роста; он ничего не должен; неудобная ситуация; нелепый спор; не нужно выяснять; непостижимый закон физики; он не здоров, а болен; школь­ник не виноват; у него нездоровый вид; отнюдь не интересный фильм; неприятельские войска; невольный крик; неясный силуэт; не осторожный, а трусливый; не высокий, но полный чело­век; глаза не лучистые, а светлые; неузнаваемый чертёж; непро­должительный отдых; небрежный ответ; недоверчивый человек.

4. Вовсе (не)случайный поступок; отнюдь (не)новые дан­ные; (не)знакомый нам текст; он был (не)высок, но строен; она (не)красива, но очень мила; встретил (не)приветливым словом, а грубым; поездка (не)продолжительна; дорога (не)камениста; (не)внятное бормотание; никому (не)известный писатель; (не)до­рогая, но удобная мебель; отнюдь (не)правильные выводы; (не)ло­гичные доводы; вовсе (не)сонные глаза; (не)досягаемый рекорд; (не)внимательный, а рассеянный человек; (не)хорошая, а плохая работа; вокруг (не)знакомые, но милые лица; мебель (не)дорогая, а дешёвая; (не)здоровый румянец.

Вовсе не случайный поступок; отнюдь не новые дан­ные; незнакомый нам текст; он был невысок, но строен; она некрасива, но очень мила; встретил не приветливым словом, а грубым; поездка непродолжительна; дорога не камениста; невнятное бормотание; никому не известный писатель; недо­рогая, но удобная мебель; отнюдь не правильные выводы; нело­гичные доводы; вовсе не сонные глаза; недосягаемый рекорд; не внимательный, а рассеянный человек; не хорошая, а плохая работа; вокруг незнакомые, но милые лица; мебель не дорогая, а дешёвая; нездоровый румянец.

5. Почуять (не)доброе; путь (не)короток, а близок; (не)благо­дарный слушатель; (не)приветливый собеседник; (не)лепый поступок; (не)ряшливый вид; дорога (не)ровная, но короткая; (не)весёлый, а грустный взгляд; он (не)вежествен в живописи; (не)дру­желюбный, а злобный приём; (не)дорогой, но красивый подарок; отнюдь (не)трусливый охотник; (не)умный поступок; (не)знако­мый, а чужой дом; ребёнок (не)правдивый, а лживый; (не)счастли­вый, а горестный крик; (не)вольный свидетель; (не)справедливое решение; (не)сокрушимая сила.

Почуять недоброе; путь не короток, а близок; неблаго­дарный слушатель; неприветливый собеседник; нелепый поступок; неряшливый вид; дорога неровная, но короткая; не весёлый, а грустный взгляд; он невежествен в живописи; не дру­желюбный, а злобный приём; недорогой, но красивый подарок; отнюдь не трусливый охотник; неумный поступок; не знако­мый, а чужой дом; ребёнок не правдивый, а лживый; не счастли­вый, а горестный крик; невольный свидетель; несправедливое решение; несокрушимая сила.

6. Далеко (не)сильный ветер; (не)внимательный к людям; (не) грустен, а весел; (не)бережливый хозяин; он (не)глуп; (не)удоб­ный стул; далеко (не)опрятный вид; (не)дорогой, а дешёвый; (не)доброжелательный человек; вовсе (не)глупый; (не)мамина шаль; (не)продолжительные аплодисменты; нисколько (не)стар; (не)решительный с виду, а смелый; (не)тонкий лёд; крыша (не)деревянная; (не)правдивая история; рассказ ничуть (не)интересен; (не)взрачный на вид, но вкусный; (не)хрустальный бокал; порт­фель (не)кожаный; отнюдь (не)забавная история.

Далеко не сильный ветер; невнимательный к людям; не грустен, а весел; небережливый хозяин; он не глуп; неудоб­ный стул; далеко не опрятный вид; не дорогой, а дешёвый; недоброжелательный человек; вовсе не глупый; не мамина шаль; непродолжительные аплодисменты; нисколько не стар; не решительный с виду, а смелый; не тонкий лёд; крыша не деревянная; неправдивая история; рассказ ничуть не интересен; невзрачный на вид, но вкусный; не хрустальный бокал; порт­фель не кожаный; отнюдь не забавная история.

7. Вовсе (не)приветливый малыш; (не)уместная дерзость; (не)пре­рывный поток; далеко (не)гостеприимный хозяин; (не)сильный, но приятный голосок; (не)прочный союз; (не)громкий, но отчётливый звук; погода (не)холодная, а пасмурная; (не)дозрелый плод; ягода (не)крупная, а мелкая; (не)померные нагрузки; повесть (не)боль­шая, но интересная; муравей (не)велик, а горы копает; (не)брежный почерк; отнюдь (не)умный поступок; (не)выразимая красота; (не)задачливый ученик; книга (не)большая, но интересная; пруд (не)широкий, а узкий.

Вовсе не приветливый малыш; неуместная дерзость; непре­рывный поток; далеко не гостеприимный хозяин; не сильный, но приятный голосок; непрочный союз; негромкий, но отчётливый звук; погода не холодная, а пасмурная; недозрелый плод; ягода не крупная, а мелкая; непомерные нагрузки; повесть неболь­шая, но интересная; муравей не велик, а горы копает; небрежный почерк; отнюдь не умный поступок; невыразимая красота; незадачливый ученик; книга небольшая, но интересная; пруд не широкий, а узкий.

НЕ с прилагательными и существительными

НЕ с прилагательными и существительными

Цели и задачи урока : формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

1) образовательная:

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

2) развивающая:

  1. Постановка и формулирование проблемы;
  2. Извлечение необходимой информации;
  3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  4. Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач.

3) воспитательная:

  1. Воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке;
  2. Воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов.
    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания
    3. Актуализация опорных знаний.

Блиц — опрос по контрольным вопросам. (Монологические ответы учащихся)

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего — либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. Работа по теме урока

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

3.Не правда,а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

4.Вовсе не вкусный

5.Пруд неширокий,а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

— без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

— можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый — злой, нехороший — плохой)

— есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

— есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

5. Закрепление изученного

Работа с учебником

Упр.№361 (выполняется устно, по цепочке)

К прилагательным с приставкой –не подобрать синонимы без этой приставки. Цель: уметь подбирать синонимы – прилагательные.

Невнимательный – рассеянный, несерьезный – шутливый, неглубокий – мелкий, неширокий – узкий, невысокий – низкий, нездоровый – больной, невежливый — грубый, несмелый – трусливый, нездоров – болен, неумен – глуп, несчастливый – грустный.

Закрепление правила. Детям предлагаются прилагательные, с которыми нужно составить предложения:

I вариант: нехороший; не хороший;

II вариант: нежаркий; вовсе не жаркий (Взаимопроверка)

Работа с предложениями, раскрыть скобки. (Предложения распечатаны и спроецированы с помощью проектора).

Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.

6. Подведение итогов.

Итак, ребята, когда мы напишем не с прилагательными слитно, а когда раздельно? Оценки за урок.

источники:

https://grammarian.ru/teaching/6simulator/18.html

https://znanio.ru/media/ne-s-prilagatelnymi-i-suschestvitelnymi-2618220

Написание не с прилагательными – одно из самых сложных правил в русском языке, так как и дети, и взрослые легко могут запутаться в написании. «Не удобный» или «неудобный», «некрасивый» или «не красивый» — разберёмся, как правильно.

Не с прилагательными: когда пишем слитно? 

Запомним простые правила слитного правописания НЕ с прилагательными.

Достаточно запомнить эту таблицу, чтобы больше никогда не путаться в слитном написании НЕ с прилагательными.

Когда писать прилагательные с НЕ раздельно?

Мы выяснили то, как пишется НЕ с прилагательными: когда нет противопоставления, когда можно подобрать синоним без НЕ, или когда слово не употребляется без этой частицы. Но как понять, что слово нужно писать раздельно? Запомним следующее правило:

Раздельное правописание НЕ с прилагательными тоже не будет вызывать никаких трудностей, если своевременно выучить правило и запомнить примеры.

НЕ с краткими прилагательными: как пишется?

НЕ с краткими прилагательными пишется раздельно, если: 

У него нет полной формы.

Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение и смысл, написание частицы НЕ с прилагательным будет раздельным.

Пример

  • Миша не готов к контрольной по математике.
  • Антон не готов к такому повороту событий.
  • Света не рада встрече с Ариной.
  • Кошка не рада появлению новой собаки.

В предложении есть слова, которые противопоставляются друг другу.

Пример

  • Лампа не ярка, а тускла.
  • Бабушка не молода, а стара.
  • Лестница не высока, а низка.

Как пишется не с прилагательными в отдельных и особых случаях? 

Случается так, что на письме нас могут интересовать только отдельные или сложные случаи написания. Разберёмся и с ними.

«Несложно» как пишется — слитно или раздельно? 

При написании сочинения или рассказа может возникнуть вопрос: «несложно или не сложно» – как пишется? Всё зависит от того, какой смысл несёт предложение, от этого напрямую зависит как пишется «не сложно» — слитно или раздельно.

Некрасиво — как пишется (слитно или раздельно)? 

Принцип такой же. Чтобы понять, почему НЕ с «некрасиво» пишется слитно или раздельно, нужно определить, какую роль в предложении играет слово и вспомнить правило.

Теперь вы ни за что не перепутаете, как пишется «не красиво» или «некрасиво»!

«Не спеша» — как пишется (слитно или раздельно)? 

Так как не спеша – деепричастие, оно пишется с НЕ раздельно:

  1. Не спеша читал книгу.
  2. Она говорила не спеша.

«Неактуально» как пишется — слитно или раздельно? 

Чаще всего это слово пишется слитно, но есть исключения:

  1. Эти данные не актуальны, не полны, не достоверны (при усилении отрицания)
  2. Вы прибыли не актуально, но очень своевременно (при противопоставлении с отрицанием)

Как пишется «неудобно» — слитно или раздельно?

Чтобы точно запомнить, как пишется «неудобно» (слитно или раздельно), нужно обратиться к правилу: наречие с приставкой «не» пишется слитно, а с частицей «не» — раздельно.

Пример

  1. Мне неудобно просить кого-то о помощи (= неловко, плохо)
  2. Саше не удобно, а тесно в новой комнате.

Как пишется «неудивительно» — слитно или раздельно? 

Есть два варианта написания. Все зависит от смысла и положения в тексте.

Как писать «не полностью» — слитно или раздельно?

Так как полностью – наречие, оно пишется раздельно с частицей НЕ.

Пример

«Несовсем» или «не совсем» — как пишется?

«Не совсем» — как пишется? Строго раздельно. Написание «несовсем» является неправильным и противоречит правилам русского языка. Запомним, что «не совсем» пишется так.

«Неприятно» — как пишется (слитно или раздельно)? 

Запомним, что это слово можно писать и так, и так. Важно использовать те правила, которые мы разобрали выше.

  1. Осенью на улице зябко и неприятно.
  2. Я чувствовал себя не приятно, а удручённо, хотя причин для плохого настроения не было.
  3. Мне вовсе не приятно, что ты так себя ведёшь.

Как писать «не заметно» — слитно или раздельно? 

Если предложение содержит утверждение, то «незаметно» пишется слитно, а если в предложении есть противопоставления и так далее, то раздельно.

Пример

  1. Бабочка незаметно сидела в траве.
  2. Моё волнение не заметно, а явно для окружающих.
  3. Ничуть не заметно, что он рад нашей встрече.

Как писать «не случайно» — слитно или раздельно? 

Обратимся к ранее изученному правилу.

«Не было» — как пишется? 

Раздельно, так как было – глагол.

Пример

Мне не было больно.

«Не то чтобы» — как пишется? 

Запоминаем, что «не то чтобы» — один элемент, поэтому его не нужно разделять запятой или отделять его части друг от друга.

«Не принципиально» — как пишется? 

Чаще всего пишется слитно, но если есть противопоставление, то раздельно.

Пример

  1. Это вовсе не принципиально.
  2. Маша сделала это не принципиально, а из-за злости.

«Не всегда» или «невсегда» — как пишется? 

Не всегда пишется только раздельно. Слитное написание считается ошибочным.

«Не особо» — как пишется?

Не с наречением «особо» стоит писать именно раздельно, так как это не противоречит нормам русского языка.

«Всеже» — слитно или раздельно? 

Правильное написание – все же. Никогда не пишите его слитно.

«Никоим образом» — как пишется?

Если между частями «никоим» нет предлогов, то оно пишется слитно.

«Не с проста» — как пишется? 

Неспроста пишется только слитно и никак иначе. Запоминайте, что это слово нельзя записывать по-другому.

«Не очень» — как пишется?

Наречие, которое выражает меру и степень, пишется только раздельно. Правильный вариант – не очень.

Мы разобрали все возможные варианты написания не с прилагательными, и другими частями речи, а также как пишется «не» с краткими прилагательными, похожими на наречия. Закрепите материал составлением предложений или написанием текста с НЕ.

Почему –жи — –ши — через И? Кто это решил? На каком основании? Мне хочется писать грамотно и я честно стараюсь, но этому сложно научиться, потому что всё нужно зубрить. И если я забуду формулу суммы квадратов — я её выведу в уме, более сложные теоремы, возможно, придётся вспоминать на бумаге, а с русским языком, получается, нужно таскать с собой справочник. Несколько раз в день я обращаюсь у гуглу за проверкой какого–нибудь слова и у меня вечные проблемы с пунктуацией…

Почему –жи — –ши — через И? Кто это решил? На каком основании? Мне хочется писать грамотно и я честно стараюсь, но этому сложно научиться, потому что всё нужно зубрить. И если я забуду формулу суммы квадратов — я её выведу в уме, более сложные теоремы, возможно, придётся вспоминать на бумаге, а с русским языком, получается, нужно таскать с собой справочник. Несколько раз в день я обращаюсь у гуглу за проверкой какого–нибудь слова и у меня вечные проблемы с пунктуацией…

рис.1. Как правильно писать НЕ со всеми частями речи?

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ СО ВСЕМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Раздельно:

1) если есть или подразумевается противопоставление (кольцо не золотое; сок не лимонный)

2) при наличии пояснительных слов далеко, отнюдь, вовсе и слова с ни
(далеко не красивый; ничуть не интересный)

3) с полным причастием при наличии любого зависимого слова, кроме наречия меры и степени
(не закреплённое традицией написание)

4) с кратким причастием
(закон не принят)

5) со сравнительной степенью прилагательных и наречий
(он не выше друга)

6) с прилагательным, имеющим суффиксы субъективной оценки качества
(не солоноватый; не глазастенький)

7) со словами категории состояния (не жарко на улице)

8) с прилагательными в краткой форме, не имеющими соответствующих полных форм (не рад; не горазд; не прав)

9) с местоимениями (кроме неопределённых и относительных) (не я; не ваш; не всякий)

10) с числительными (не семь; не семнадцатый; не семеро)

Слитно:

1) если слово без НЕ не употребляется (неряха, недоумевать, негодуя, нехотя)

2) если недо — («ниже нормы», «меньше требуемого») входит в структуру глагола
(отцу недостаёт времени)

3) если есть пояснительные слова – наречия меры и степени очень, почти, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, вполне, отчасти, в высшей степени и т.п.
(крайне невоспитанный, весьма нерационально)

4) если противопоставление мнимое (невысокий, но крепкий мужичок)

5) если образуется новое (противоположное) понятие, которое можно заменить синонимом или синонимической конструкцией без не (несорванный цветок = такой, который продолжает расти; немытые руки = грязные руки; поступить необдуманно = с отсутствием обдуманности)

6) в сложных производных предлогах несмотря на…, невзирая на…(несмотря на дождь; невзирая на непогоду). Искл.: не взирая на лица

Запомни!

С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с соответствующими полными формами.

Как пишется Не с прилагательными – привожу все правила, чтобы вы легко в них разобрались

Иногда слитно, иногда раздельно. Надо знать правила.

12 062

Как пишется Не с прилагательными

С полными и краткими прилагательными «не» пишется иногда слитно, иногда раздельно. Давайте разбираться.

Слитное написание

Когда можно заменить синонимом, то есть похожим по смыслу словом. Обратите внимание, в этом синониме не должно быть частицы «не».

  1. Кто-то должен любить некрасивых (И. Бродский). Некрасивых = уродливых, невзрачных, отвратительных. Можно заменить синонимом, поэтому пишем слитно.
  2. Я тебе говорил о любви неземной (из песни «Фантазер»). Неземная = волшебная, необыкновенная, фантастическая. В крайнем случае можно заменить синонимом в прямом смысле: «небесная». Заменяется, пишем слитно.

Если прилагательное не употребляется без не. То есть нельзя приставку не- просто так взять и отбросить:

  1. День был ненастный. Нет слова «настный».
  2. Мой друг – невежественный человек. Нет слова «вежественный».

Раздельное написание

Если есть противопоставление с союзом «а», причем противопоставляется тот же признак, который отрицается. Школьники здесь всегда тупят, смотрите примеры:

  1. Болото не большое, а очень даже маленькое. Пишем раздельно, потому что есть противопоставление и признак один и тот же: большой – маленький.
  2. Болото небольшое, а лягушек в нем вон сколько! Правило с противопоставлением здесь не работает, потому что сравниваются два разных признака: ширина болота и количество лягушек в нем. Вспоминаем правило слитного написания и пишем «небольшое», потому что можно заменить синонимом «маленькое».

Обратите внимание

Не пишется раздельно, когда она отрицает признак. В первом случае я хочу сказать, что болото «не большое, а маленькое», то есть отрицаю признак «большое».

Во втором случае никакого отрицания нет. Я приписываю болоту два признака: оно «небольшое» + в нем полно лягушек.

Если есть усилительные слова: вовсе не, ничуть не, отнюдь не:

  1. Он вовсе не красивый.
  2. Он отнюдь не порядочный.

Это были правила, которые достаточно знать для школы. Приведу еще несколько более углубленных. Советую вам пробежаться по ним глазами, чтобы лучше усвоить тему.

Вузовские правила на Не с прилагательными

Не пишется раздельно с относительными прилагательными, потому что к ним в принципе нельзя подобрать синоним: «Мой особняк не кирпичный», «Вода не соленая».

Если относительное прилагательное в контексте перешло в качественное, то может быть слитное написание:

  1. Прием мне оказали несердечный (= враждебный, холодный, в общем, плохо мне там было). Здесь прилагательное перешло из относительного в качественное.
  2. Это был не сердечный недуг (болело не сердце, а что-то еще). Относительное прилагательное.

«Не» может писаться отдельно, когда на ней интонационное ударение. Прочитайте диалог:

– Апельсины, бананы, хурма, яблочки – все такое вкусное!
– Хурма-то как раз не вкусная.

Почувствуйте вот это ударение: «Хурма НЕ (пауза) вкусная» – человек делает акцент на «не», чтобы выделить хурму из общего перечня и сказать, что она не вкусная (вяжет и есть ее невозможно).

Есть слова, которые усиливают утверждение, помогают что-то утверждать. После них прилагательное с Не пишется слитно. Примеры:

  1. Вы крайне/очень невежественный человек.
  2. Дети у нас необычайно неприспособленные.
  3. Ваше чтение чрезвычайно невыразительное.

Почувствуйте разницу: «Этот текст отнюдь не маленький» – слово «отнюдь» отрицает слово «маленький». А слова «необычайно», «чрезвычайно» ничего не отрицают: «чрезвычайно невежливый ответ» – да, очень невежливый.

Если вам эти тонкости значения кажутся сложными, не лезьте сюда. Выучите правила на слитное и раздельное написание, которое я дал выше, в 90 % случаев вам их будет достаточно.

( 7 оценок, среднее 4.71 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Раздельно или слитно пишется «не» с прилагательными в зависимости от их разряда по значению и от определенной синтаксической ситуации в контексте.

Рассмотрим детально, как пишется «не» с прилагательными в русском языке.

С относительными и притяжательными прилагательными частица «не» пишется всегда раздельно, например:

  • не шелковое платье;
  • не паркетный пол;
  • не вечерний поезд;
  • не сентябрьская прохлада;
  • не золотые часы;
  • не морской климат;
  •  не соловьиные трели;
  • не заячий след;
  • не отцов плащ;
  • не мамино пальто.

С качественными прилагательными «не» пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

Слитно «не» с качественными прилагательными

От качественного прилагательного в полной форме образуется с помощью приставки не- слово с противоположным значением:

  • невеселый рассказ — грустный рассказ;
  • негромкая музыка — тихая музыка;
  • несильное рукопожатие — слабое рукопожатие.

Такие прилагательные-антонимы пишутся слитно с приставкой не-. У них существуют синонимы (слова с таким же значением) без приставки.

В краткой форме прилагательного это написание сохраняется:

Ваш рассказ мне неинтересен (скучен).

Этот звук негромок (тих) и протяжен.

В предложении могут присутствовать наречия меры и степени:

крайне, очень, весьма, абсолютно, совершенно, почти, чуть-чуть, в высшей степени и пр.

Они обозначают степень проявления признака и не влияют на слитное написание прилагательных с приставкой не-:

Это был крайне неприятный случай.

Нам попался абсолютно неразговорчивый попутчик.

Совершенно незнакомый человек указал нам верную дорогу к вокзалу.

Прилагательные, в морфемном составе которых не- стало частью корня, то есть без не- не существует таких слов в русском языке, пишутся слитно, например:

  • невежественный человек;
  • невзрачный дом;
  • нелюдимый старик;
  • неряшливый мальчик;
  • неуклюжий медвежонок;
  • неутешное горе;
  • неуёмный интерес;
  • несусветный шум;
  • несуразный вопрос;
  • нелепый вид.

Раздельно «не» с качественными прилагательными

Если в предложении имеется противопоставление, слова «отнюдь», «вовсе», «далеко», то качественное прилагательное напишем раздельно с отрицательной частицей «не», например:

Он не робкий, а смелый человек.

Там течет не глубокий, а мелкий ручей.

Эта река у деревни не широкая, а узкая.

До деревни отнюдь не далекая дорога.

Это решение вовсе не правильное.

Ваш подход к проблеме далеко не разумен.

Следует отличать речевую ситуацию с противительными союзами «а», «но», в которой нет противоположных признаков предмета. Они вполне совместимы друг с другом, то есть предмет характеризуется с разных сторон. У него присутствуют сразу два признака без отрицания одного из них.

Сравните:

  • У подруги не длинная, а короткая юбка (противопоставление по длине).
  • У подруги недлинная, но яркая юбка (короткая и яркая).
  • Этот овраг не широкий, а узкий (противопоставление по размеру).
  • Этот овраг неширокий, но глубокий (узкий и глубокий).

В таких сложных случаях подбираем к слову с «не» его антоним и сравниваем с другим прилагательным, определяя, есть ли противопоставление этих признаков.

Если в предложении имеются в качестве пояснительных слов отрицательное местоимение или наречие, в таком случае частицу «не» пишем раздельно с прилагательным:

  • Никому не известная тропинка вывела нас к реке.
  • Нисколько не подозрительное поведение собаки успокоило нас.

С краткими прилагательными, не имеющими полной формы или имеющими в полной форме другое значение, частица «не» пишется раздельно. Перечислим эти слова:

не рад, не горазд, не должен, не склонен, не готов, не прав, не намерен, не согласен.

В предложении они выполняют роль сказуемого или являются его частью:

Девочка не рада нашему приходу.

Он не согласен нам помочь.

Лектор не готов еще к выступлению.

Я не должен вам это объяснять.

В этой ситуации друг не намерен молчать.

Брат не обязан сделать это вместо товарища.

Правописание «не» с прилагательными (таблица с примерами)

Слитно Раздельно
Если слово без не не употребляется:
небрежный, невзрачный, неугомонный
Если есть противопоставлением с союзом а:
За селом был не глубокий, а мелкий пруд.
Если слово с не можно заменить синонимом 
без не или близким по смыслу выражением:
За селом был неглубокий (= мелкий) пруд.
Если к прилагательному относятся слова:
вовсе не
далеко не
нисколько не
ничуть не
Эта история вовсе не интересная.
Он нисколько не красив.
С относительными прилагательными:
Это не золотая вещь.
Эта ваза не хрустальная.

Дополнительный материал

Смотрите ещё примеры имён прилагательных, которые пишутся с «не» слитно и раздельно.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 121

Как правильно пишется слово «лимонный»

лимо́нный

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гумно — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «лимонный»

Синонимы к слову «лимонный»

Предложения со словом «лимонный»

  • В растительное масло добавить лимонный сок, соль и перец, тщательно перемешать. Полученной смесью заправить салат.
  • Натереть свёклу и морковь на крупной тёрке, яблоко – на мелкой, посолить по вкусу, сбрызнуть лимонной кислотой, заправить маслом.
  • Остались лишь запах земли и травы, свиток перед глазами, аромат лимонного дерева, шорох листвы над головой, отдалённый плеск волн у подножия обрыва.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «лимонный»

  • В дамском кабинете, независимо от экзотических растений, глядящих в комнату через зеркальное стекло двери, красовались пальмы, олеандры и цветущие лимонные деревья.
  • А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев. Тут и классическая, на смородинных почках, благоухающая садом, и тминная, и полынная, и анисовая, и немецкий доппель-кюммель, и всеисцеляющий зверобой, и зубровка, настойка на березовых почках, и на тополевых, и лимонная, и перцовка, и… всех не перечислишь.
  • Как-то днем он долго гулял с Веркой по Княжескому саду. Уже сильно опустошенный осенью, этот чудесный старинный парк блистал и переливался пышными тонами расцветившейся листвы: багряным, пурпуровым, лимонным, оранжевым и густым вишневым цветом старого устоявшегося вина, и казалось, что холодный воздух благоухал, как драгоценное вино. И все-таки тонкий отпечаток, нежный аромат смерти веял от кустов, от травы, от деревьев.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Что (кто) бывает «лимонным»

Значение слова «лимонный»

  • ЛИМО́ННЫЙ, —ая, —ое. 1. Прил. к лимон. Лимонный запах. Лимонная корка. Лимонная оранжерея. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЛИМОННЫЙ

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ЛИМО́ННЫЙ, —ая, —ое. 1. Прил. к лимон. Лимонный запах. Лимонная корка. Лимонная оранжерея.

Все значения слова «лимонный»

  • В растительное масло добавить лимонный сок, соль и перец, тщательно перемешать. Полученной смесью заправить салат.

  • Натереть свёклу и морковь на крупной тёрке, яблоко – на мелкой, посолить по вкусу, сбрызнуть лимонной кислотой, заправить маслом.

  • Остались лишь запах земли и травы, свиток перед глазами, аромат лимонного дерева, шорох листвы над головой, отдалённый плеск волн у подножия обрыва.

  • (все предложения)
  • яичный
  • шафранный
  • шафрановый
  • жёлтый
  • светло-жёлтый
  • (ещё синонимы…)
  • лимон
  • лимонад
  • (ещё ассоциации…)
  • лимонный сок
  • ложка лимонного сока
  • добавить лимонный сок
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • сок
  • ликёр
  • пирог
  • торт
  • сироп
  • (ещё…)
  • Склонение
    прилагательного «лимонный»
  • Разбор по составу слова «лимонный»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Этрусский как пишется
  • Это совсем нетрудно как пишется
  • Этот шоколад хорошее как правильно пишется
  • Это совсем необязательно как пишется
  • Этот шоколад хорошее как правильно написать