Фактчекинг как пишется

Фактчекинг (от англ. fact checking) — это проверка используемой информации на достоверность.

Прежде чем разместить на сайте статью с подборкой любопытных фактов или поделиться на странице в соцсетях интересной новостью, нужно убедиться, что информация соответствует действительности.

Скрин из канала в Telegram

Новость сначала была опубликована в канале в Telegram, но после проверки фактов оказалось, что видео не соответствует действительности

Зачем нужен фактчекинг

Фактчекинг используют как инструмент для формирования хорошей репутации компании в интернете. Подписчики страницы в соцсетях и посетители сайта должны быть уверены: если компания разместила пост, выложила фото или видео, значит, информации можно доверять. 

Если редактор или SMM-менеджер не перепроверил факты и они оказались ложными, репутация бренда будет испорчена. Пользователи почувствуют себя обманутыми и перестанут доверять источнику. Это чревато оттоком клиентов и убытками.

скрин с информационного сайт

Новость опубликована со ссылкой на государственный орган — Росстат. Значит, информация подтверждена официально, и данным можно доверять

Кроме того, фактчекинг помогает продвигать компанию или бренд. Поисковые системы Google и «Яндекс» используют специальные алгоритмы для проведения фактчекинга. Поэтому поисковики показывают на первых страницах те сайты, информация на которых с большей степенью вероятности соответствует действительности. 

Особенно важен фактчекинг для СМИ. Согласно Закону «О средствах массовой информации», запрещено распространять неподтвержденные сведения, основанные на слухах и домыслах. За нарушение закона предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная или иная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Да и в других странах за публикацию непроверенной инфы можно получить огромные штрафы.

скрин с новостного сайта

Агентство Bloomberg оштрафовали за то, что оно опубликовало пресс-релиз, не соответствующий действительности. Строительная компания Vinci понесла серьезные убытки от фейковой новости

Как проводить фактчекинг

Проверкой фактов должны заниматься автор и редактор, отвечающий за выход материала. 

Главные принципы фактчекинга: беспристрастность, независимость, точность. Чтобы избежать искажения фактов, полезно использовать следующий чек-лист:

  • Проверьте имена, должности, названия компаний и географических объектов, уточните даты.
  • Убедитесь, что контакты указаны правильно (номер телефона, адрес электронной почты).
  • Узнайте значение каждого незнакомого термина.
  • Если планируете вставить цитату, убедитесь, что она действительно принадлежит тому человеку, которому вы хотите ее приписать. Лучший способ — взять интервью и услышать информацию из первых уст. Если такой возможности нет, берите информацию из проверенных ресурсов, например с серьезных новостных сайтов, где публикуют интервью с политиками, чиновниками, артистами, и давайте ссылку на этот ресурс.
  • При публикации изображений проверьте, не менялись ли они в графических редакторах. Можно проверить фото или картинку через поиск Google или воспользоваться специальным сервисом для проверки фотографий на подлинность (например JPEGSnoop).
  • Проверьте информацию в нескольких источниках: чем больше подтверждений подлинности сведений, тем лучше. Постарайтесь найти первоисточник, где информация будет представлена без искажений (первоначальную новость, исследование, научную статья, пост эксперта).
  • Избегайте категоричности. Если в характеристиках товара пишете, что это лучший или самый популярный продукт, обязательно укажите, на основании чего вы сделали такой вывод.
  • В рейтингах и подборках обращайте внимание, на основе какой информации они составлены: по результатам исследования или это всего лишь личное мнение автора.

скрин с сайта Т-Ж

Автор составил рейтинг лучших 10 пляжей Таиланда. Но в основе сравнения — его личные мнения и впечатления. Не исключено, у другого путешественника будет свой взгляд на этот счет

Сомнение — главный инструмент при фактчекинге. Пока автор не убедится, что публикует достоверную информацию, материал не должен быть размещен в открытом доступе.

Важно понимать, что даже если информация размещена в газете или журнале федерального масштаба, это еще не значит, что сведения достоверны.

скрин из газеты «Бабушкины рецепты»

В статье из газеты «Бабушкины рецепты»говорится, что растение болиголов поможет вылечить доброкачественную опухоль. Но нет никаких данных официальных исследований, которые могли бы подтвердить эту информацию

В идеале для фактчекинга стоит привлекать эксперта по теме. Пишем про законы — просим юриста проверить факты перед публикацией. Пишем про лечение зубов — зовем практикующего стоматолога. Рассказываем про маркетинг — эксперта-маркетолога.

В каких источниках лучше проверять информацию

Предлагаем список источников, которые пригодятся для проведения фактчекинга:

  • сайты государственных органов (Росстат, различные министерства, Банк России);
  • известные финансово-правовые системы («Гарант», «Консультант Плюс», «Главбух»);
  • крупнейшие информационные агентства («Тасс», «Интерфакс», «РБК», «Лента»);
  • центры социологических исследований (ВЦИОМ);
  • официальные сайты компаний;
  • подлинные страницы людей и компаний в соцсетях;
  • техническая документация;
  • эксперты в той или иной области.

скрин статьи из блога Unisender со ссылкой на закон

В блоге Unisender часто можно найти ссылки на сервис «Консультант Плюс», когда речь идет о конкретных законах

Что касается всех остальных источников, то есть несколько признаков надежных ресурсов, которым можно верить чуть больше, чем остальным:

  • в материалах есть ссылки на источники используемой информации;
  • статьи пишут (или хотя бы комментируют) эксперты в области, а не журналисты или авторы;
  • информация публикуется не анонимно;
  • авторы материала ссылаются на международные рейтинговые агентства, официальные органы или другие авторитетные источники;
  • используются проверяемые факты (даты, имена, цифры);
  • событие описывается нейтрально, без оценочного суждения.

Стоит ли использовать соцсети для проведения фактчекинга

В соцсетях работают те же правила, что и в остальных случаях: нужно убедиться, что страница не фейковая и событие действительно произошло.

подлинная и фейковые страницы Олега Газманова

К примеру, у медийных личностей в соцсетях много клонов. Поэтому доверять можно только той странице, на которой стоит синяя галочка — признак подлинности

На что еще обратить внимание при проверке источника в соцсетях:

  • когда создан аккаунт;
  • какие фотографии, ролики и посты пользователь публиковал раньше;
  • кто находится в друзьях (чем больше обезличенных аккаунтов, тем меньше доверия к странице);
  • из чего состоит лента: из одних репостов или там все же есть авторский контент.

Можно ли обойтись без фактчекинга

Неважно, какой характер носит информация: перед публикацией данные всегда следует проверять. К примеру, если в статье или посте речь идет о законах, цифрах, именах, без фактчекинга точно не обойтись. Но есть материалы, которые носят общий характер. Например, обзор смартфонов или подборка модных платьев. Однако и в таких случаях хороший автор не придумывает данные сам и не копирует из похожих публикаций, а собирает материал: изучает характеристики гаджетов, смотрит показы последних фэшн-коллекций, то есть проводит фактчекинг. 

Когда нет возможности провести детальный фактчекинг, следует рассуждать логически. Если в источнике указано, что самый эффективный способ продвижения продукта — контекстная реклама, это должно насторожить. Так как выхлоп от той или иной рекламы во многом зависит от конкретной ниши, особенностей бизнеса и аудитории. Поэтому важно, чтобы и автор, и редактор хотя бы в общих чертах разбирались в теме статьи. 

Получается, фактчекинг в контент-маркетинге нужен всегда. Обойтись без проверки фактов можно лишь в том случае, если автор прямо указывает: написанное им — художественный вымысел, и все совпадения случайны.

Главные мысли

  • Это проверка подлинности используемой информации.
  • И люди, и поисковые системы отдают предпочтение сайтам с достоверными материалами. Компании перестанут доверять, если она будет размещать на сайте или в соцсетях фейки или допускать фактические ошибки в статьях и постах.
  • Фактчекинг обязателен при публикации любых материалов, за исключением художественного вымысла.
  • Важно проверять имена, даты, цифры, авторство цитат, факты о людях и компаниях.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

В Викиданных есть лексема фактчекинг (L174086).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. фактче́кинг фактче́кинги
Р. фактче́кинга фактче́кингов
Д. фактче́кингу фактче́кингам
В. фактче́кинг фактче́кинги
Тв. фактче́кингом фактче́кингами
Пр. фактче́кинге фактче́кингах

фактче́кинг

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также вариант написания: факт-чекинг.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [fɐkˈt͡ɕːekʲɪnk]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. спец. проводимая в средствах массовой информации проверка достоверности полученных сведений до или после их публикации ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: фактчекер, фактчек

Этимология[править]

От англ. fact checking, с 2007 года (по данным «Яндекс.Новостей»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

  • Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2017. — ISBN 978-5-462-01845-9.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Значение слова «фактчекинг»

  • фактче́кинг

    1. спец. проводимая в средствах массовой информации проверка достоверности полученных сведений до или после их публикации

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: подоспевать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «фактчекинг»

  • Также рассмотрим важнейшие этапы работы с текстами – редактуру, фактчекинг и отслеживание трендов.
  • Поскольку речь идёт о поведении людей, то должно быть ясно, что каждый новый фактчекинг, проведённый в отношении хотя бы одного «подозреваемого», обернётся, мягко говоря, неоднозначными результатами.
  • Лексикон учёных и журналистов неудержимо засоряется избыточными англицизмами, такими как неблагозвучный фактчекинг (вместо привычной проверки фактов), мертвящая аттрактивность (привлекательность), жаргонный фейк (дезинформация), не говоря уже о лишённом внятного содержания наименования «новые медиа».
  • (все предложения)

Отправить комментарий

Смотрите также

  • Также рассмотрим важнейшие этапы работы с текстами – редактуру, фактчекинг и отслеживание трендов.

  • Поскольку речь идёт о поведении людей, то должно быть ясно, что каждый новый фактчекинг, проведённый в отношении хотя бы одного «подозреваемого», обернётся, мягко говоря, неоднозначными результатами.

  • Лексикон учёных и журналистов неудержимо засоряется избыточными англицизмами, такими как неблагозвучный фактчекинг (вместо привычной проверки фактов), мертвящая аттрактивность (привлекательность), жаргонный фейк (дезинформация), не говоря уже о лишённом внятного содержания наименования «новые медиа».

  • (все предложения)



Что это такое? Фактчекинг – это проверка информации в статье для СМИ или записи блога для продвижения бизнеса. Последствия ее игнорирования могут быть довольно печальными: потеря репутации, снижение продаж и даже блокировка сайта и штрафы.



Как проводить? Существует несколько инструментов фактчекинга. Главный – это критический подход к информации и ее постоянный анализ. Для проведения последнего можно использовать различные сервисы.

В статье рассказывается:

  1. Суть фактчекинга
  2. Насколько важен фактчекинг
  3. Что именно проверять
  4. Анализ при фактчекинге
  5. Инструменты фактчекинга
  6. Экспресс-фактчекинг
  7. Важность фактчекинга для поисковиков
  8. Юридические последствия плохого фактчекинга
  9. Последствия для бизнеса из-за плохого фактчекинга

Суть фактчекинга

В переводе с английского языка «fact» означает «сведения», «checking» – «проверка». Таким образом, под словом фактчекинг (FC) подразумевается контроль данных.

Суть фактчекинга

Для проверки необходимо прежде всего обратиться к заслуживающим доверия источникам и исключить сомнительную информацию. Для успешного фактчекинга нужно соблюдать несколько принципов:

  1. Независимость. Проверяющий не должен находится в какой-либо подчиненности от лиц, заинтересованных в искажении информации, и использовать несколько самостоятельных источников.

  2. Беспристрастность. Проверяющий не должен иметь личной заинтересованности в результатах проверки и руководствоваться только объективными сведениями.

  3. Точность. Не допускается использование опосредованных сведений либо данных от неизвестных источников.

Насколько важен фактчекинг

Для иллюстрации практической значимости фактчекинга обратимся к ряду примеров, в которых некачественная проверка привела к серьезным негативным последствиям:

  • В ответ на непроверенную информацию Пакистан заявил представителям Израиля о готовности применить ядерное оружие.

В декабре 2016 года на веб-ресурсе AWD News появилась информация, якобы от имени министра обороны Израиля, согласно которой он выразил готовность использовать ядерное оружие для уничтожения группировки «Исламабад», если та отправит свою армию на территорию Сирии. В ответ той же должности лицо Пакистана, Хаваджа Асиф, заявил, что его страна также располагает этим типом вооружения и готова к ответным действиям в случае удара.

В дальнейшем выяснилось, что министерство обороны Израиля не выступало с заявлениями, послужившими поводом к инциденту. Кроме того, публикация на AWD News предписывалась Моше Яалону, который на момент размещения новости уже не являлся главой этого ведомства. Неточности были допущены и в отношении иных должностных лиц, упомянутых в статье.

После выявления данных обстоятельств конфликт был урегулирован.

Насколько важен фактчекинг

  • Эдгар Уэлч начал стрельбу из оружия, оправдывая свои действия теорией заговора.

Происшествие случилось в США, штат Вашингтон. Эдгар Уэлч пришел в пиццерию Comet Ping Pong и открыл беспорядочный огонь. Обошлось без убитых и раненых, стрелка арестовали. Поводом к таким действиям послужил «пиццагейт» – теория заговора, согласно которой бывший кандидат в президенты США Хиллари Клинтон связана с обществом педофилов и собственником сети Comet Ping Pong. Уэлч согласился сложить оружие лишь после того, как лично убедился, что в пиццерии нет незаконно удерживаемых детей.

Вышеуказанная теория заговора возникла в период предвыборной кампании в 2016 году после того, как на ресурсе Wikileaks была опубликована переписка штаба Хиллари Клинтон. Пользователи посчитали, что отдельные формулировки в сообщениях являются кодовыми словами и имеют отношение к педофилии. Разумеется, объективного подтверждения данной версии не нашлось, однако эта информация ушла в массы и распространилась на веб-ресурсах 4chan и Reddit.

Фактчекинг

  • Публикация врача из Великобритании вызвала вспышку заболеваемости корью.

В 1998 году известный медицинский журнал Lancet опубликовал результаты исследований британского врача Эндрю Уэйкфилда. Он пришел к выводу, что используемые в его стране прививки от кори, свинки и краснухи способны привести к развитию аутизма. Результатом публикации стал резкий рост числа отказов от прививки и количества заболевших корью. Если в 1998 году доля вакцинированных граждан составляла 95 % населения, то к 2008 году она сократилась до 80 %. Сам автор публикации стал узнаваемой личностью, которую часто приглашали на телевидение.

Однако расследование, проведенное редакцией журнала The BMJ, выявило любопытные факты. Еще в 1996 году Эндрю Уэйкфилд зарегистрировал экспресс-тест, предназначенный для обнаружения в организме признаков заболевания корью. Новому продукту требовался рынок сбыта, аудитория, готовая его покупать. Для продвижения препарата была учреждена компания Carmel Healthcare. Уэйкфилд сознательно распространил ложные сведения о последствиях прививки, чтобы спровоцировать всплеск спроса на разработанный им экспресс-тест. По предварительным расчётам продажи могли принести до 28 млн евро.

Таким образом, ход Уэйкфилда вызвал не только спрос на его препарат, но и привел к всплеску заболеваемости корью в Великобритании. Далеко не самый ответственный маркетинг.

Что именно проверять

Лицо, проводящее фактчекинг, просто обязано все подвергать сомнению. Любую информацию необходимо проверять, причем, желательно, несколькими источниками, которые должны иметь надежную репутацию. Хотя от ошибок не застрахован никто, как в вышеприведённой публикации в журнале Lancet – весьма авторитетном научном издании.

Основное внимание при проверке фактов нужно обращать на следующее:

  • Имена и наименования. Например, если автор новости – И. С. Нехлебайло, прежде всего, нужно удостовериться, что информация исходит от Ивана Сергеевича Нехлебайло, а не от его однофамильца, которого зовут Игорь Семенович. Если в материале упоминается немецкий Франкфурт, имейте ввиду, что наряду с Франфуртом-на-Майне есть с такой же первой частью названия город на-Одере.

  • Правильность указанных должностей, опыта, звания. В практике Федеральной службы судебных приставов РФ был случай, когда в адрес территориальных отделов управления поступали жалобы и ходатайства от лица, именовавшего себя генерал-майором ФССП. Между тем, такого звания на момент получения соответствующей корреспонденции в службе просто не существовало.

  • Числа. Год рождения, дата события, возраст человека и т. д. Изменилась одна цифра в дате рождения – и перед нами другой человек. Опечатка в одном знаке при указании года событий – и произошедшее несколько месяцев назад уходит в эпоху глубокой старины. Вспомните «Ералаш» и вопрос персонажа А. Лойе: в каком году Наполеон Мамая победил?

  • Статистика. Старайтесь использовать официальные источники публикации, например, данные Росстата. Если такой возможности нет, не поленитесь обратится к содержанию самого исследования. Хотя, как тут не вспомнить выражение: есть маленькая ложь, большая ложь и… статистика.

  • Контакты. В поисковиках Яндекс и Гугл часто можно наткнуться на неактуальные телефоны, адреса и т. д. Например, попробуйте позвонить в прокуратуру г. Архангельска по телефону +7 (8182) 21-10-31, предлагаемому Google, и вместо сотрудника соответствующего учреждения вы услышите голос автоответчика, настойчиво предлагающего вызывать телефонистку.

  • Цитаты. Здесь простор для манипуляций поистине безграничен. Полностью изменить смысл цитаты можно лишь одним словом. Вспомните приписываемое В. С. Высоцкому выражение: «У меня есть претензии к моему государству, но обсуждать их я буду не с вами». Эта фраза на самом деле звучала по-другому, и даже имела далеко не аналогичный смысл.

  • Термины и специальная лексика. Если значение понятия вам не известно, лучше откажитесь от его использования или комментирования. Вспомните реплику «Повара фраппипуют». Если клиент ресторана обладает достаточным словарным запасом и знает, что «фраппировать» означает «неприятно удивлять», вряд ли такая фраза обострит его аппетит.

  • Факты. Здесь, в принципе, всё понятно. Еще раз вспомним героя А. Лойе и тот же выпуск «Ералаша»: с каким счетом шведы проиграли под Полтавой канадцам? Очевидно, как то, что канадцы не имеют отношения к Северной войне, так и то, что шведы не играли с ними в хоккей в окрестностях Полтавы.

  • Ссылки. Особенно это важно, если информация под линками используется для перехода к первоисточникам. Ссылка может устареть, а ранее размещенная по ней информация – стать опровергнутой.

  • Изображения. Фотошоп может до неузнаваемости изменить любой снимок, который недобросовестный пользователь затем выдает за подлинный. Также обращайте внимание на водяные знаки, чтобы не возникло проблем с авторскими правами.

Анализ при фактчекинге

Новостные агентства стремятся первыми опубликовать свежую информацию, это позволяет привлечь внимание публики. Однако в погоне за аудиторией даже солидные издания иногда размещают непроверенные сведения, за которые потом приходится оправдываться и издавать опровержения. Качественный фактчекинг предполагает ответы на следующие вопросы:

  1. Правдоподобна ли новость?

    Обратитесь к здравому смыслу. Чем более шокирующее содержание имеет заголовок, тем выше вероятность того, что пользователь прочтет всю новость целиком. Однако публикация может иметь явные признаки вымысла. Вряд ли вызовет доверие материал о том, что делегация коренных жителей планеты Марс провела переговоры с президентом США. Едва ли вы увидите такую несуразицу на страницах серьезных СМИ, которые даже действительно значимую и шокирующую информацию преподносят без лишних эмоций и чрезмерных акцентов.

    Анализ при фактчекинге

  2. Какова репутация источника публикации?

    Проверьте, от кого именно исходят сведения. Если домен интернет-адреса обозначен как edu или gov, то ресурс принадлежит официальному образовательному учреждению или государственному органу, что само по себе повышает надежность размещаемой на такой площадке новости.

  3. Есть ли ссылка на первоисточник?

    Авторитетные новостные агентства указывают, из какого источника получена публикуемая информация. Исключение может быть сделано только в целях безопасности журналиста. Например, одно из ведущих российских СМИ – ТАСС – нередко ссылается на публикации зарубежного издания «New York Times», также, в свою очередь, обладающего надежной репутацией.

    Но даже при соблюдении этого правила можно столкнуться с дезинформацией. Вспомните Эндрю Уэйкфилда и его трюк с публикацией в Lancet.

  4. Имеется ли аналогичная новость в других авторитетных источниках?

    Если сведения в публикации не является плодом воображения разместившего ее автора, то аналогичные материалы очень быстро появятся в других изданиях. Если же шокирующая новость размещена лишь в одном источнике, то вряд ли стоит ей доверять. В то же время, если материал представлен на нескольких ресурсах, это не гарантирует его достоверность. Сегодня много говорят об информационной войне. Одним из ее элементов является массированная дезинформация в СМИ, для проведения которой может применяться публикация во многих изданиях, в том числе достаточно авторитетных.

  5. Вызывает ли доверие автор?

    Если материал не содержит сведений о нем, уже по одному этому признаку стоит насторожиться. Если имя автора указано, это также не гарантирует правдивости сведений. Во-первых, пользователь может подписаться псевдонимом, не позволяющим проверить личность. Во-вторых, некоторые медийные личности заинтересованы только в привлечении внимания к новости, ради которого они готовы даже пренебречь своей репутацией. Обращайте внимание на то, есть ли наряду с именем ссылки или указание на источники, портфолио, которые позволят не только проверить данные об авторе, но и понять, компетентен ли он в соответствующем вопросе.

  6. Дата события.

    Проверьте дату размещения информации. Содержание материала нужно проверить на предмет наличия аналогичных сведений в новостях, размещенных ранее. Часто фейки имеют шаблонную структуру и содержание, в которых отличаются только отдельные нюансы.

    Новостные заголовки

  7. Каков эмоциональный фон публикации?

    Фейки составляются таким образом, чтобы воздействовать в первую очередь на эмоции. Они могут быть любыми: злость, страх, удивление, сочувствие и т. д. Этот прием позволяет притупить способность читателя рационально оценить информацию. На фоне даже слабо выраженных эмоций человек может выполнить целевое действие (переход по ссылке, звонок и т. п.). Банковские мошенники, звонящие по телефону, используют этот же прием.

    Если значимое событие произошло в действительности, то информация о нем пишется канцелярским языком, без эмоций. Обратите внимание на окраску теленовостей. Произошла ли стрельба в школе, рухнул ли жилой дом, совершен ли теракт – обо всех этих трагических событиях корреспондент повествует без лишних эмоций, делая главный акцент на фактах. Если публикация вызывает у вас сильные чувства, подумайте, почему новость сформулирована именно таким образом, оцените ее критически.

    Все фейки создаются по ряду правил:

    • Яркий заголовок (имеется ввиду содержание текста), привлекающий внимание аудитории.

    • Однобокое изложение информации.

    • Материал оканчивается призывом к совершению какого-то действия, ради которого изначально и создан.

    Фейк проще принять за достоверную информацию, если он соответствует собственному мнению, подозрению пользователя. Чтобы не впасть в заблуждение, обращайтесь к иным источникам, в том числе и к тем, которые иначе оценивают события. Так будет легче составить объективную картину происходящего.

Инструменты фактчекинга

Для фактчекинга мало одного рационального мышления. Для получения исчерпывающей информации используется ряд специальных инструментов.

Сервис Storyful Multisearch позволяет проверить информацию в различных медиаисточниках при помощи расширения для браузера Google Chrome. В нем необходимо указать текстовый запрос, после чего инструмент проверит его на наличие совпадений по Twitter, YouTube, Vimeo и др.

Для поиска контактов и профилей, фактчекинга в соцсетях можно попробовать WebMii или Pipl. То же назначение имеет программа FindFace от NtechLab, которая помогает отыскать человека в ВК по фотоизображению. С ее помощью удавалось установить даже личности преступников, которых разыскивали правоохранительные органы. Высокая эффективность сервиса обеспечила ему интерес со стороны полиции, которая включила его в московскую систему видеомониторинга. Приложение предоставляет возможность бесплатно проверить 30 изображений.

Инструменты фактчекинга

Также дубликаты изображений можно отыскать с помощью платформ Картинки Google и Яндекс.Картинки «TinEye. Еще одной полезной функцией этих сервисов является получение метаданных снимка, определение изменений, внесённых графическими редакторами.

WHOIS-сервисы, в частности, 2ip, позволят узнать домен и сайт. PR-CY, расширение RDSBar (поддерживается Chrome, Firefox и Opera) помогут проанализировать параметры SEO. Если нужно выяснить посещаемость исходного ресурса, то используйте SimilarWeb.

Узнать, уникален ли представленный текст, каков в нем процент заимствований, можно через сервисы text.ru, Advego или ETXT.

Отдельно стоит сказать о проверке фактов в медицине. Если исследовать имеющиеся у вас симптомы на основании публикаций в интернете, то от возможных диагнозов волосы встанут дыбом. Не беспокойтесь, лучше вспомните о копирайтерах, которые пишут тексты по 30 р. за 1 000 знаков, которые едва ли станут проверять актуальность сведений. Ошибки могут встречаться даже на официальных государственных ресурсах. В целом же качественной медицинской информации недостаточно. В других странах эта ситуация выглядит лучше.

Кейс: VT-metall

Узнай как мы снизили стоимость привлечения заявки в 13 раз для металлообрабатывающей компании в Москве

Узнать как

Используйте следующие ресурсы:

  • ptodate.com. Известный портал для врачей, в котором присутствует и раздел для непрофессионалов.

  • MedlinePlus.gov. Американский ресурс, разработанный специально для пациентов. Между прочим, интерфейс сайта имеет русскоязычную версию.

  • NHS.uk. Площадка британской национальной службы здравоохранения.

Все перечисленные ресурсы постоянно обновляются. При затруднениях в английском поможет Гугл переводчик: качество обработки текстов в нем стало на порядок лучше, чем лет 5–7 назад.

Если требуется медицинская информация, написанная на русском языке, обратите внимание на следующие ресурсы:

  • Medspecial.ru. Проект «Доказательная медицина для всех». В нем имеются материалы и каталог специалистов, предоставляющих помощь на условиях evidence-based medicine.

  • MadMed.Media. Тема ресурса – доказательная медицина. Информация адресована как врачам, так и пациентам, студентам.

  • Evidencebasedclub. Блок обществ доказательной медицины.

  • «Намочи Манту». Ресурс в сети Телеграм, который ведется медицинскими журналистами.

  • «Заметки детского врача». Сообщество в сети VK, которое ведет Сергей Бутрий.

  • Vadimbondar.ru. Сайт детского окулиста Вадима Бондаря.

  • Rumyantsevamd.ru. Ресурс, который ведет акушер-гинеколог Татьяна Румянцева.

  • Oncobrain – независимый сайт, посвященный теме опухолей мозга. Инициатор проекта – популярный российский актер Константин Хабенский.

Проверка достоверности информации

В российском интернет-сегменте в большей степени представлены узкоспециализированные ресурсы, причем данные на них обновляются нечасто.

Если требуется актуальная информация о лекарственных препаратах, воспользуйтесь следующими источниками:

  • Dailymed – американский государственный сайт.

  • Grls.rosminzdrav.ru – государственный реестр лекарств, который ведет Министерство здравоохранения России.

  • Drugs.com – негосударственный ресурс, в каталоге которого содержится 24 000 лекарств.

Также заслуживают доверия ряд СМИ, публикующих посвящённые медицине материалы:

  • Vox;

  • The Atlantic;

  • FiveThirtyEight;

  • STAT;

  • The New York Times;

  • The Conversation;

  • The Washington Post;

  • National Public Radio;

  • Mosaic;

  • Scientific American.

Нередко появляется необходимость получить данные по конкретному специалисту. В этом помогут следующие ресурсы:

  • Uptodate.com (другие разделы, помимо /patients);

  • Medscape.com;

  • Clinicalkey.com;

  • Cochrane.org.

Доверие к публикации повышает ссылка автора на первичные исследования, на основании которых он пришел к изложенным им выводам. Однако сами эксперименты тоже могут быть подвергнуты сомнению. Оценивая их качество, необходимо проверить следующее:

  • Организмы, на которых проводились опыты. Если таковыми являются мыши, обезьяны и т. д., то исследование представляет интерес для ученых. Пациентам они не дадут достоверной информации.

  • Контрольная группа. Требования к медицинским исследованиям включают в себя необходимость участия опытной части людей, которые принимают плацебо или испытанное лекарство.

  • Численность исследуемой группы. Эндрю Уэйкфилд, заявляя о связи прививок от кори с аутизмом, сообщал о 12 случаях возникновения умственных отклонений. Эта выборка крайне мала. Современные требования к клиническим испытаниям лекарств в США включают необходимость участия в тестах нескольких тысяч человек.

  • Численность и состав группы, проводившей исследования. Если в проверке принимало участие несколько представителей разных специальностей, то результаты экспериментов будут более точными и вызывающими доверие, чем в случае проведения ее одним человеком.

  • Репутация источника публикации. Ознакомиться со списком надёжных можно на Scopus, Web of Science и ВАК. Также загрузить его можно с сайта «Академии АНРИ».

Приведенный чек-лист подойдет не только для проверки медицинских фактов, но и любой иной информации.

Экспресс-фактчекинг

Если новость представляет собой фейк, то установить это можно достаточно легко. Практически любая дезинформация имеет 5 ключевых особенностей.

Нетипичный дизайн

Если обложка публикации имеет эмоциональные фразы, чрезмерное количество восклицательных знаков, надписи, сделанные прописными буквами – в общем, выглядит слишком вычурно и несерьезно, наверняка перед вами – фейк.

Авторитетные издания, используя изображения, выбирают их версии в высоком разрешении, независимо от содержания. В целом картинки имеют сдержанный характер. При этом не могут использоваться алкоголь, кровь, табак – соответствующие ограничения установлены законом, присутствие таких изображений также указывает на фейк.

Исходя из тематики издания, могут присутствовать изображения в ярком и эмоциональном стиле, но они должны быть четкие. Если иллюстрация содержит размытые фрагменты, это дает основания усомниться в достоверности информации.

Кликбейт в заголовке

В названии новости можно видеть слова «шокирующая», «ужасная», «невероятная», «сенсационная» и т. п. Это – явный признак фейка. Также должно вызвать сомнения, если в публикации содержатся подробности о действительном факте, которые нельзя найти в официальных источниках.

Кликбейтные заголовки имеют своей задачей привлечение внимания пользователя и совершение им целевого действия. Скорее всего, содержание статьи будет абсолютно пустое, зато в изобилии будут присутствовать ссылки для перехода на сторонние ресурсы.

Не вызывающий доверия автор

Надежного автора всегда можно проверить на сайте издания, в котором размещена публикация. В фейке, вероятнее всего, будет использован псевдоним, найти информацию по которому будет невозможно.

Достоверность экспертной оценки можно оценить по тому, представлены ли сведения об образовании, опыте, регалиях эксперта. Также обратите внимание на следующие детали:

  • Существует ли в действительности учебное заведение, указанное в сведениях об авторе.

  • Соответствует ли комментарий той компетенции, которой обладает эксперт.

Нередко авторы, получившие популярность, допускают комментарии не только по своей теме, но и по произвольным инфоповодам. В этом случае их мнение может привлечь внимание публики, но экспертным считаться не может.

Содержание статьи апеллирует к эмоциям пользователя

Категоричность доводов, обтекаемые формулировки, ссылка не на факты, а на общие идеи и принципы практически наверняка укажут на недостоверность новости. Также должны насторожить однобокость позиции, отсутствие альтернативных мнений, отсылок к источникам, по которым можно проверить информацию.

Содержание статьи

Стилистические и грамматические ошибки

Далеко не всегда о каком-либо событии или явлении можно что-то категорично утверждать. Если эксперт высказывает сомнения, то это не означает недостоверность информации. Если же он, наоборот, категоричен, пренебрегает фактами, которые могут пошатнуть его позицию, то это может указывать на ложную публикацию.

Также должно броситься в глаза наличие грамматических ошибок. Отдельные неточности можно встретить даже на странницах авторитетных изданий. Но если ошибок слишком много, это также может говорить о ложной информации.

Важность фактчекинга для поисковиков

Ведущие поисковые системы используют специальные алгоритмы, которые позволяют провести качественный фактчекинг информации. В результате Гугл и Яндекс предлагают публикации, которые с большой степенью вероятности являются достоверными и надежными.

Экспертный контент составляется авторами, компетентными в соответствующей сфере. Он помогает пользователям получить точные ответы на вопросы и решить проблему. Руководство сервисов Яндекс и Гугл занимает позицию, согласно которой авторство – это один из важных инструментов фактчекинга, позволяющий фильтровать фейковый контент в интернете.

Можно выделить несколько этапов в развитии экспертных оценок для поисковиков:

  • В 2015 году Google внедрил инструкцию по оценке контента, в которой использовалось понятие YMYL. Опуская детали, отметим, что основным его содержанием стала тщательная проверка информации, касающейся жизни, здоровья, финансовой грамотности, безопасности, психологии пользователей.

  • Другой способ оценки – E-A-T прямо подразумевает важность авторства для Гугл. «А» означает authoritativeness, то есть авторитет, репутация автора, его способность разбираться в теме, к которой относится публикация.

  • В 2018 году Гугл выпустил обновление поисковика Medic Update, после чего значимость авторства выросла еще больше.

  • В 2020 году использовать авторство как эффективный инструмент фильтрации контента начал и Яндекс. Для этого был разработан алгоритм YATI, позволяющий выполнять глубокую проверку информации. Экспертные материалы стали гораздо привлекательнее для поисковика в сравнении с анонимными публикациями.

Так и Гугл, и Яндекс значительно улучшили качество результатов поисковой выдачи, что позволило пользователям получать действительно полезные материалы.

Очевидно, что совершенно разный уровень экспертности будет у публикации о бинарных опционах, подготовленной опытным биржевым брокером, работающим с крупными компаниями, и эссе на ту же тему, написанным студентом экономического колледжа.

Важность фактчекинга

Отдельно остановимся на том, как поисковики узнаю́т автора статьи, если в информации о нем указаны только имя с фамилией. Особенности работы соответствующих алгоритмов не сообщают ни Яндекс, ни Гугл. Позиция вполне понятная, ведь обнародование детального механизма фактчекинга информации спровоцирует многие случаи мошенничества. Злоумышленники адаптируются к работе поисковика и смогут выдавать фейки за экспертные материалы. Некоторые технологии решения этой задачи запатентованы Гугл: Agent Rank, позволяющая определять автора по его подписи на разных веб-источниках; Schema.org, выявляющая особенности авторской разметки; Speaker Identification, помогающая определить личность спикера по записи его речи.

В мае 2020 года анонсирован выход технологии Generating Author Vectors. Она способна определить автора публикации, даже если он не упомянут на странице.

Таким образом, скорее всего, поисковики используют для идентификации:

  • подписи к материалам;

  • оценку стилистики и качество речи.

В принципе, установление авторства по тексту – не такая сложная задача для профессиональных лингвистов. Речь имеет множество индивидуальных признаков, глубокий анализ которых позволяет делать заключения с высокой степенью достоверности. Сведений об использовании этих методов в машинном виде нет, но исключить существование подобных алгоритмов нельзя. Текущее десятилетие отмечено взрывным развитием технологий нейросетей и машинного обучения, которые значительно расширили возможности программистов.

Скачайте полезный документ по теме:

Чек-лист: Как добиваться своих целей в переговорах с клиентами

Юридические последствия плохого фактчекинга

В первую очередь выясним, что из себя представляет фейковая публикация. В этом нам помогут положения п. 1 ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». С точки зрения законодателя, признаками фейка являются:

  • общественная значимость сообщённой информации;

  • указание на достоверность новости;

  • наличие в материале угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу.

Так, в свое время в СМИ появилось фотоизображение с улыбающейся вдовой Дэвида Рокфеллера. В действительности эта иллюстрация оказалась монтажом. Тем не менее, с точки зрения закона эта публикация не является фейком, так как она не сообщает общественно значимых сведений и не угрожает жизни и здоровью неопределённого круга лиц.

Другой пример: новость о злоумышленниках, которые предлагают бесплатно получить лицевую маску с усыпляющем препаратом, а затем грабят людей. Данная информация уже является фейком, так как указывает на действительность сообщенных в ней сведений, имеет значение для неопределенного круга лиц и способна вызвать панические реакции. Вскоре после ее публикации было размещено опровержение, но автор был привлечен к административной ответственности.

Размещение в открытом доступе фейковых новостей может вызвать серьезные негативные последствия, поэтому многие страны мира уделяют данной проблеме повышенное внимание в законодательстве. Россия здесь – не исключение. 18 марта 2019 года внесены важные изменения в ст. 15.3 закона № 149-ФЗ.

Принятию указанного закона в немалой степени способствовали события, связанные с пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово. Один ведущий страничку в интернете человек не только намеренно публиковал завышенные сведения о количестве погибших, но и звонил в морги и больницы, представляясь должностным лицом МЧС, заявлял о необходимости подготовки мест для сотен жертв. Дезинформация распространилась не только в других блогах, но и в СМИ. Дело дошло до массовых акций протеста, на которых заявлялись требования об отставке руководства области и публикации подлинных данных официального расследования.

Квалифицировать публикацию как фейк и инициировать процедуру привлечения виновного лица к ответственности вправе Генеральный прокурор или его заместитель. Эти же лица имеют полномочия потребовать от «Роскомнадзора» ввести ограничения по ресурсу, на котором размещена ложная информация. Но здесь есть отдельные нюансы:

  • Если фейк размещен в СМИ или новостном агрегаторе, сначала им дается время для удаления информации.

  • Остальные источники могут быть заблокированы сразу, без предварительного уведомления.

Дело в том, что для СМИ и новостных агрегаторов в законодательстве представлена прямая обязанность оказывать противодействие публикации фейковых новостей. Об этом для первых говорится в ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», для вторых – в ст. 10.4 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

При этом для блокировки не требуется решение суда, поэтому ограничения вводятся весьма оперативно и снимаются только после устранения выявленных нарушений. Вместе с тем, владелец ресурса может обратиться в суд с жалобой на неправомерность этого действия.

Юридические последствия плохого фактчекинга

Последствия для бизнеса из-за плохого фактчекинга

Обычно фейки привлекают внимание публики и повышают посещаемость ресурса. Однако заранее взвесьте, к чему приведет размещение ложной информации:

  • Недоверие. Даже если ресурс не является первоисточником фейка, его репутация все равно будет подорвана, когда выявится недостоверность описанных в новости событий.

  • Убытки. Здесь уместно вспомнить новость об отставке финансового директора французской строительной компании Vinci, поводом для которой послужило якобы завышение цены предприятия. Сведения оказались ложными, но они привели к резкому обвалу стоимости акций компании на бирже и недополучению прибыли на 7 млрд евро.

  • Необходимость опровержения. Эта процедура вменяется в обязанность судом, если фейк причинил вред объекту публикации, и тот обратился за защитой своих прав.

Теперь вы знаете о назначении фактчекинга и о том, что это такое. Он не только оберегает от использования ложных сведений, но и повышает репутацию компании. Однако эта процедура требует времени и сил, кроме того, нужно учитывать, что стандартные инструменты не всегда помогают при фактчекинге в соцсетях. Тем не менее, выгода от проверки правдивости информации превышает понесенные на нее расходы.

Павел Манзадей

Облако тегов

Понравилась статья? Поделитесь:

Фактчекинг: что это такое простыми словами и почему он так важен

Прежде чем размещать пост в социальных сетях, рассылать письма или публиковать статью на сайт, необходимо убедиться, что информация в тексте является достоверной. В этой статье речь пойдет о фактчекинге: что это такое простыми словами, зачем он нужен, как его правильно делать.

Содержание статьи:

  • 1 Что это такое, зачем нужен
  • 2 Принципы фактчекинга
    • 2.1 Беспристрастность
    • 2.2 Категорически нельзя отстаивать единственную точку зрения
    • 2.3 Ссылки на источники, использованные при написании материала
    • 2.4 Необходимо публиковать только достоверную информацию
    • 2.5 Когда в тексте присутствуют отсылки к экспертам, следует указывать род их деятельности
  • 3 Инструменты
    • 3.1 Публикации с историческими доказательствами
    • 3.2 СМИ, которые пользуются большим спросом
    • 3.3 Пресс-центры и информационные агентства
    • 3.4 Интернет-сервисы, специализирующиеся на фактчекинге
    • 3.5 Обращения к экспертам
  • 4 Фактчекинг и соцсети
  • 5 Правила фактчекинга
    • 5.1 Первоисточник
    • 5.2 Точки зрения
    • 5.3 Дополнительные данные
  • 6 Полезные советы
  • 7 Заключение

Что это такое, зачем нужен

Фактчекинг — это проверка указанной в тексте информации на достоверность. Процесс осуществляется как до публикации материалов, так и после их широкого распространения.

Перед публикацией обычно проводят предварительную проверку фактов. Она включает в себя устранение недостоверной и неточной информации, иногда редактуру текста: исправление орфографических ошибок и опечаток.

Используется фактчекинг в журналистике, авторских материалах, новостных изданиях и других площадках, поскольку уровень доверия к ним формируется на основе достоверности приведенной информации.

Также процесс помогает избежать последствий за публикацию выдуманных и неточных фактов, например, судебных разбирательств.

Принципы фактчекинга

Достоверные издания склонны придерживаться единых принципов честной журналистики. Их можно использовать в любом типе текстов, не важно научная это или курсовая работа. Особое внимание акцентируют на проверке объективности, но это не единственный принцип.

Беспристрастность

Не стоит пытаться манипулировать читателем и его эмоциями. Лучше всего излагать от третьего лица, избегать оценочных суждений и не рассказывать о факте, как о собственном мнении.

Категорически нельзя отстаивать единственную точку зрения

Лучше попытаться опровергнуть факты, и научно аргументировать взгляды, чем вводить читателей в заблуждение, ссылаться в материале только на источники, которые согласны с автором и т.д., и т.п.

Ссылки на источники, использованные при написании материала

Читатель должен иметь возможность самостоятельно изучить и оценить первоисточники.

Необходимо публиковать только достоверную информацию

Для этого нужно проверить факты в другом независимом источнике. Даже если источник имеет хорошую репутацию, это не является гарантией отсутствия опечаток или ошибок в тексте, поэтому лучше использоваться несколько ресурсов.

Концепция настоящего журналиста — делится проверенными фактами.

Когда в тексте присутствуют отсылки к экспертам, следует указывать род их деятельности

Например, «эксперт Алексей Алексеевич заявил» — такой текст совершенно не отражает смысла материала и не содержит конкретной информации о человеке. Корректный вариант — «эксперт в области финансов Алексей Алексеевич заявил».

Эти принципы применимы практически к любым текстам. Можно не стесняться указывать другим авторам на их недочеты, чтобы они не дезинформировали свою аудиторию.

Инструменты

Инструменты и способы проверки фактов практически не зависят от информации, которую необходимо проверить. Так какой же процесс лежит в основе фактчекинга?

Он всегда проходит со следующей последовательностью:

  1. сбор и подготовка материалов издания;
  2. сравнение данных с другими источниками;
  3. определение противоречивых данных.

Если данных достаточно, то формируется доказательная база и окончательное мнение.

Основные инструменты, используемые во время фактчекинга.

Публикации с историческими доказательствами

Их можно найти на специализированных сайтах с базами данных, например, Академия Google.

СМИ, которые пользуются большим спросом

Это может быть CNN, BBC, Forbes и другие проверенные источники.

Пресс-центры и информационные агентства

Например, ТАСС, РИА Новости, Интерфакс.

Интернет-сервисы, специализирующиеся на фактчекинге

Один из самых популярных в России — FAKECHECK. Целое онлайн-сообщество постарается подтвердить или опровергнуть достоверность статьи или фото.

Обращения к экспертам

Проще всего обратиться к людям, которые разбираются в сфере темы проверяемой статьи.

Фактчекинг и соцсети

Сайты, где любой желающий может свободно размещать и удалять информацию, рассматривать в как единственно верный источник нельзя. Конечно, сегодня большинство соцсетей, форумов и других сайтов имеют модераторов, которые следят за публикуемой информации, но они не могут разбираться в каждом обсуждаемом вопросе.

Однако, отказываться от использования такого инструмента, как социальные сети неправильно, особенно, если необходимо проверять подлинность фотографий конкретного человека.

Необходимо обратить внимание на сам профиль, на его дату создания, соотношение репостов и авторского контента в ленте, количество подписчиков и подписок и на другие детали. На основе полученных данных можно делать определенные выводы.

Например, если профиль содержит большое количество разношерстных фотографий, то это можно считать первым признаком фейкового аккаунта.

Чтобы проверить фотографию на подлинность, стоит попробовать внимательно рассмотреть детали.

Допустим, если на фотографии видно отражения объекта на какой-то поверхности, а на месте его примерного расположения ничего нет, то это явный признак вмешательства графического редактора.

Также стоит попробовать поиграться с параметрами яркости и контрастности. Если фотографию редактировали, то практически всегда на месте вмешательства будут видны артефакты.

Правила фактчекинга

правила фактчекинга

Для успешной проверки, необходимо использовать базовые правила и методы фактчекинга. Всего их три, поэтому запомнить, чтобы применять в работе несложно.

Первоисточник

Один из главных способов — это поиск первоисточника. Также можно найти другие независимые ресурсы, которые могут подтвердить искомую информацию.

Что может послужить первоисточником:

Автор первоначального высказывания

Альтернативой могут послужить другие лица, которые были задействованы в этом процессе. Такой источник может быть не всегда надежным, поэтому стоит подумать о мотивации этого человека, действительно ли у него могут быть сведения, чтобы провести процедуру верификации или опровержения информацию.

К примеру, первоисточником может быть SMM-специалист организации, который подготавливал материал.

Техника

Практически любое устройство может послужить средством фиксации, хоть термометр, хоть камера видеонаблюдения. Зафиксировано будет только происходящее, и никто не сможет подменить факты личными оценками и мнением.

Однако, следует учитывать, что исходные данные можно корректировать, например, в редакторах фото/видео.

Не будет лишним навык, который позволит видеть отличия между источником и личными высказываниями простых людей. То есть, например, если человек утверждает «меня там не было, но я точно знаю», то называть такую информацию источником — нельзя. Это лишь догадки и ничем не подкрепленное мнение.

Точки зрения

Второй способ — поиск противоположных точек зрения. Иногда бывают ситуации, когда все новости и другие крупные источники придерживаются единой позиции. В этом случае материал может быть необъективен. Поиск лиц, которые имеют противоположную информацию, устанавливает недостающие детали.

Также это будет неплохим дополнением к первому способу. Материал потеряет объективность, если в нем будут содержаться только одна позиция и все прилагаемые источники будут ее разделять.

Здесь можно обратить внимание на мнения людей, но слепо верить их словам нельзя. Однако возможно именно они смогут навести на верный след.

Дополнительные данные

Если предыдущие способы оказались безрезультатны, стоит попробовать провести анализ дополнительной информации. Например, официально подтвержденные документы, научные исследования, отчеты компании и другие.

Можно получить разрешение на доступ к документам конкретной компании, фотографиям, видеозаписям и другим нужным данным. Даже если материалы находятся в свободном доступе, это не гарантия того, что их предоставят для выявления доказательств.

Еще один нестандартный, но не менее рабочий способ — это создание объявления на площадках, с поиска свидетелей. Таким же образом можно найти узконаправленных специалистов.

Полезные советы

Один из методов первичной проверки источника — это стилистика текста и медиаграмотность.

Вряд ли большие площадки могут позволить размещать рекламу с кликбейтными заголовками, или использовать такие фразы в своих материалах. Особенно, если проект придерживается строгой стилистики, а в блоках с рекламой есть кликбейты, то стоит усомниться в достоверности его информации.

Обычно проверенные СМИ прикладывают кликабельную ссылку на материал первоисточника. Это может быть ссылка, например, на статью, видео на YouTube, информационное агентство. То есть, можно перейти по данному адресу, чтобы убедиться в достоверности информации, а также связаться с редакцией, которая предоставило данный материал. 

Если в тексте присутствует странное слово, фраза или формулировка, можно попробовать найти его значение в поисковых системах, однако это не всегда приносит желаемый результат.

Скорее всего, это локальное выражения в масштабах конкретного города, региона или страны. Информацию о нем можно найти на государственных сайтах, уточнить лично у одного из жителей или официальных госорганов.

Заключение

Фейковые факты не только искажают отношение к тексту статьи, но и могут использоваться в корыстных целях, например, чтобы навязать определенное отношение к чему-либо.

В свою очередь, стандарт фактчекинга позволяет фильтровать дезинформаторов и чувствовать себя в безопасности.

Комментарии (0)

Что Такое фактчекинг- Значение Слова фактчекинг

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. фактче́кинг фактче́кинги
Р. фактче́кинга фактче́кингов
Д. фактче́кингу фактче́кингам
В. фактче́кинг фактче́кинги
Тв. фактче́кингом фактче́кингами
Пр. фактче́кинге фактче́кингах

фактче́кинг

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также вариант написания: факт-чекинг.

Корень: .

Произношение

  • МФА: [fɐkˈt͡ɕːekʲɪnk]

Семантические свойства

Значение

  1. спец. проводимая в средствах массовой информации проверка достоверности полученных сведений до или после их публикации ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные:

    От англ. года (по данным «Яндекс.Новостей»).

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

    • Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2017. — ISBN 978-5-462-01845-9.

В интернете много непроверенной информации. Могут загрузить видео на YouTube c якобы правдивым разбором косметики, лекарства, исследования, подделать документы и опубликовать как настоящие и так далее. Нужно быть внимательным и проверять любую информацию.

Если пишете курсовую, дипломную или диссертацию, особенно важно следить за качеством информации — ведь в таких исследовательских работах предоставляют проверенные и доказанные факты. Чтобы проверить достоверность информации, используют фактчекинг.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое фактчекинг

Фактчекинг —  что это такое простыми словами?

Термин фактчекинг простой, он образован от двух английских слов: fact — «факт» и checking — «проверка». Отсюда можно понять, что фактчекинг — это проверка фактов.

Чтобы провести фактчекинг информации, нужно научиться искать проверенные источники и отсеивать недостоверную информацию. Давайте разбереся, как это сделать.

В основу фактчекинга положены определенные принципы и правила.

Основные принципы фактчекинга:

  1. Независимость. Сопоставьте разные источники информации от независимых авторов об одном и том же явлении.
  2. Беспристрастность. Подходите к проверке с холодной головой и не поддавайтесь эмоциям и влиянию со стороны.
  3. Точность. Ищите только точную проверенную информацию. По возможности берите информацию с первоисточника и цитируйте именно его. 

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Как это работает

Какой процесс лежит в основе фактчекинга? Если хотите проверить информацию, просто усомнитесь в ней. 

Задайте себе вопросы:

  • Достоверна ли информация? Есть противоречия с другими источниками? 
  • Можно ли на 100% полагаться на эти данные? 
  • Как давно подтвердили эту информацию?
  • Используется ли эта информация в работах других признанных авторов?

Представьте себя детективом и проведите расследование. Думайте, не доверяйте, проверяйте, стройте логические цепочки, ищите противоречия.

Как это работает

Как правильно проводить фактчекинг 

Чтобы провести фактчекинг, воспользуйтесь следующими советами. Придерживайтесь этих методов фактчекинга, и процесс проверки будет быстрым и результативным.

  1. Выбирайте несколько ресурсов. Не стоит доверять одному или двум источникам. Чем больше ресурсов, тем больше информации и инструментов. И тем качественнее будет ваше беспристрастное сравнение. 
  2. Проверяйте все источники. Даже те, которые никогда не подводили. Вне зависимости от репутации тщательно проверяйте информацию.
  3. Изучите противников. Один из способов проверить достоверность статьи — найти ее критиков. Такой способ поможет взглянуть на информацию с совершенно разных ракурсов. Вы сможете понять достоинства и недостатки данных, принять конкретную позицию и аргументировать свою.  
  4. Не доверяйте неизвестным изданиям и фейковым страницам. Если не доверяете источнику, не пользуйтесь информацией оттуда.  
  5. Не поддавайтесь эмоциям. Проводите фактчекинг с холодной головой, старайтесь обладать «холодным разумом». Любые эмоции вам будут мешать. Представьте, что это не ваш, а чужой материал. Взгляните на работу свежим взглядом.
  6. Не используйте социальные сети. По статистике, большинство фейков распространяется именно через социальные сети. Несколько лет назад американский Pew Research Center провел исследование. Согласно его результатам, более половины всех ложных новостей берет свое начало именно из социальных сетей. Пользуйтесь информацией из авторитетных источников. Лучше, если это будут электронные библиотеки. 

В 2016 году Stanford History Education Group провели исследование, которое показало, что молодые люди определяют достоверность источника по количеству подписчиков, дизайну и размеру изображений.

Как делать фактчекинг материалов для студенческих работ 

В научных работах нужна проверенная информация. У вас есть выбор: пойти в библиотеку или искать в интернете. Если решили искать в интернете, будьте осторожны: на многих сайтах околонаучную информацию выдают за авторитетный труд. 

Что ожидает студента, если он не будет проводить фактчекинг? Самое главное — пострадает репутация, ведь преподаватели теряют доверие к такому студенту. А это значит, что вряд ли получится сдать курсовую с первого раза.

Что может быть, если пренебречь фактчекингом? Посмотрите пример фактчекинга в СМИ. В 2020 году появилась новость, что имбирь помогает в профилактике и лечении коронавируса. Журналисты быстро подхватили эту новость и сделали вирусной. В итоге корнеплод подорожал почти в 4 раза! Его также сложно было найти в магазинах. Ажиотаж скоро пропал, когда врачи опровергли эту информацию. Как видите, недостоверные факты запутывают людей и могут приносить вред.

Чтобы проверить достоверность информации в научной статье, используйте следующие шаги фактчекинга:

  1. Проверяйте всю информацию от начала до конца. Ищите первоисточник и не пользуйтесь чужими готовыми работами. 
  2. Перед написанием работы студент подготавливает ссылочный материал. Это те источники, которые он будет использовать в своей статье или диссертации. Проводите проверку достоверности ссылок. Иногда ссылки на источники могут бы неверные или же вести к устаревшим документам. 
  3. Ищите официальные источники. Это защитит вас от ложных сведений. Или используйте несколько независимых источников. С настороженностью относитесь к публикациям в научных журналах. Узнайте какой вес имеет журнал в научных кругах. Главный показатель важности научного журнала — цитируемость. Чем больше ссылок на статьи, опубликованные в нем, тем журнал более узнаваем и популярен. Также проверьте информацию об авторе статьи.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Почему фактчекинг — это необходимо

Фактчекинг набирает все большую популярность не только среди студентов или журналистов. Проверка информации, ее фильтрация и анализ — базовый навык, которым должен обладать каждый современный человек.

Благодаря фактчекингу вы научитесь находить достоверную информацию, проверять факты, распознавать фейки и использовать в своей работе только авторитетные источники.

Некоторые страны на законодательном уровне ввели наказания за распространение ложной информации. Например, в Германии 30 июня 2017 г. был принят закон «Об улучшении правоприменения в социальных сетях». Его также называют Закон о Facebook. Он направлен на борьбу с фейками, диффамацией и языком вражды в интернете.

При написании курсовых, дипломных работ и диссертаций, всегда проверяйте информацию на подлинность и достоверность. Такой подход сохранит вашу репутацию, время и нервы. Если у вас нет времени на тщательную проверку, обратитесь в студенческий сервис — специалисты помогут проверить каждую ссылку в вашей работе.

Ольга

«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фамилия севостьянов как пишется
  • Фактишь как пишется
  • Фамилия пейтона на русском как пишется
  • Фамилия неизвестна как пишется
  • Фамилия не читаема как пишется