Фамусовское общество как пишется

Всего найдено: 3

Здравствуйте! Считаются ли слова-предложения ДА,НЕТ в составе сложного предложения отдельной частью этого предложения? Нет, мне совершенно неинтересно рассуждать на тему «Фамусовское общество» или, к примеру, почему Софья влюбилась в Молчалина. Сколько в этом предложении частей-2 или 3? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В указанном примере частица нет не образует отдельного простого предложения. Это сложноподчиненное предложение из двух частей.

объясните, пожалуйста, смысл и происхождение выражения «с корабля на бал»

Ответ справочной службы русского языка

Источник выражения _с корабля на бал_ — роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
_И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал._

Эти слова употреблены по отношению к Онегину. Пушкин сравнивает Онегина с Чацким — главным героем комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», который, возвратясь из странствий, сразу же попал на бал к Фамусову.
В современном русском языке это выражение употребляется для обозначения резкого, неожиданного перехода из одной обстановки в другую.

Как правильно писать в сочинении словосочетание «фамусовское общество», в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно без кавычек: фамусовское общество.

На чтение 8 мин. Опубликовано 03.05.2020 Обновлено 03.05.2020

В центре комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — описание уклада жизни московского консервативного дворянства. Основной идеей пьесы выступает обличение устаревших, отживших свое взглядов аристократов на многие социальные вопросы. Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» собрало в себе все отрицательные черты помещиков, живших в начале 19 века.

Содержание

  1. Образ Фамусова
  2. Идеал дворянина
  3. Роль Молчалина
  4. Второстепенные персонажи
  5. Господин Репетилов
  6. Конфликт с Чацким

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов — один из центральных персонажей пьесы. В честь него и появилось такое выражение, как «фамусовское общество» (название пишется с маленькой буквы, хоть и образовано от фамилии). Он больше остальных отстаивает идеи старого порядка. Мужчина занимает влиятельную должность, он на хорошем счету в приличном обществе и довольно богат. Действие комедии разворачивается именно в доме Павла Афанасьевича. В его образе были собраны основные черты аристократии 19 века.

Можно описать главные ценности дворян тех времен:

  • деньги;
  • достижения на службе;
  • полезные знакомства и связи.

Павел Афанасьевич Фамусов

Как видно, для аристократов личные качества человека ничего не значили. Сам Павел Афанасьевич однажды сказал своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». В этой краткой цитате отражаются все ценности московской элиты. Он, как и другие дворяне, не хотел видеть в роли своего зятя какого-то бедняка. Фамусову не было дела до характера и даже внешности будущего жениха дочери. Для того чтобы заслужить его расположение, молодцу было достаточно иметь несколько тысяч крестьян в подчинении. В расписании мужчины — только праздные мероприятия.

Легкомыслие героя по отношению к своей работе поражает. Он не читает бумаг, на которых ставит свою подпись, и не пытается вникнуть в вопросы бухгалтерии. Осуждается в произведении также любовь дворян брать на работу людей только из-за дворянских родственных или дружеских связей. Для Фамусова, как и для всех дворян, абсолютно никакой ценности в сотруднике не представляло его образование или профессиональные навыки. Поэтому на должности они брали родственников.

Характерные черты фамусовского общества собрались в образе Павла Афанасьевича:

  • презрение к незнатным и бедным людям;
  • готовность поклоняться богатым и властным;
  • пренебрежение нравственными ценностями;
  • обесценивание роли образования в жизни и карьере человека.

Дворяне часто играют в дружбу и уважение к своим знакомым. Примерять роль друга и товарища для них стало обычным делом. На самом же деле за доброжелательностью часто скрываются равнодушие и желание угодить сильному и влиятельному человеку.

Идеал дворянина

Солдафон Скалозуб

Фамусов в лице Скалозуба видел идеального мужа для своей дочери Софии. Персонаж предстает перед читателем как глупый солдафон, но Павла Афанасьевича это мало интересует. Ведь Скалозуб дослужился до звания полковника, а также является очень перспективным и богатым человеком.

Он поддерживает связь с множеством своих знакомых и не забывает о родственниках. Чтобы получить свое звание, полковник ничего не делал. Он добился всего за счет использования своих связей. Сам Скалозуб однажды похлопотал о том, чтобы его двоюродный брат продвинулся по карьерной лестнице. Но тот, когда его хотели повысить, бросил все дела и переехал в село, чтобы вести спокойную жизнь, далекую от этой элиты.

Ни Фамусов, ни Скалозуб этого поступка понять не смогли. Ведь для них главными целями в жизни всегда были высокие звания, уважение в обществе и достаток.

Роль Молчалина

Среди представителей фамусовского общества встречались и бедные аристократы без высоких званий, которые только стремились к ним. На примере таких героев автор показывает поклонение старшему богатому поколению и попытки выслужиться перед людьми, стоящими выше. Именно такую роль играет в комедии Молчалин.

Роль Молчалина

В начале произведения герой кажется читателю немногословным и скромным молодым человеком Софии. Но сразу же после того, как девушка не смогла сдержать свои душевные порывы к возлюбленному на людях, ей стало открываться его настоящее лицо. Герой, подобно ее отцу, очень боится сплетен окружающих и неверных выводов о себе. Связь с Софьей сильнее всего раскрывает героя. Он не питает к ней никаких чувств, а лишь играет в них, чтобы угодить дочери высокопоставленного чиновника.

Жизненным кредо героя с детства было «угождать… хозяину, где доведется жить» и «начальнику», у которого он будет работать. Это был главный закон, которому обучил его отец, — прогибаться под сильных людей. Ведь это позволит ему, бедному дворянину, входить в состав элитного общества. Потому и безмолвен Молчалин, что не имеет высокого звания. Его фамилия «говорящая», как и у многих других персонажей произведения. Герой не выражает своего мнения, лишь бы угодить другим.

Ему приходится зависеть от ласки и мнения других о себе. Потому и блаженствуют такие люди на свете, ведь аристократия всегда будет ждать только услужливости в свой адрес.

Второстепенные персонажи

В сочинении нельзя не вспомнить о том, что в «Горе от ума» присутствует большое количество второстепенных героев. Все они позволили Грибоедову как можно глубже продемонстрировать, каковы были взгляды и идеалы московского дворянства. Самые яркие второстепенные персонажи:

Князь Тугоуховский

  1. Наталья Дмитриевна Горич — кокетливая женщина. Ее главной, но нереализованной мечтой было достижение мужем должности коменданта.
  2. Муж Натальи Платон раньше служил. Он находился в дружеских отношениях с Чацким и, скорее всего, разделял его инновационные взгляды на жизнь. Но во время событий он полностью оказался под влиянием супруги и слушается ее во всем. При встрече Чацкий с иронией подмечает его исправное поведение. Платону Михайловичу не пришлись по душе праздные развлечения в светских салонах, они удручают и тяготят его. Но изменить что-либо в своей жизни он неспособен. «Неволя-то горька», — кратко говорит герой о своей ситуации и дает понять, что его фамилия говорящая. Платон воплощает в себе деградацию личности в фамусовском обществе.
  3. Князь Тугоуховский, как и Горич, оказался под каблуком жены, только он уже в преклонном возрасте. Он глуховат, на что и указывает его фамилия. Это качество также показывает, что герой не в состоянии вольнодумно рассуждать и самостоятельно принимать решения. У его супруги-княгини вся голова забита идеями о том, как бы выдать выгоднее замуж шестерых дочерей. В анализе образа княгини Тугоуховской просматривается довольно резкое отношение к вольнодумцам, а это отличительная характеристика фамусовского общества.
  4. Графиня-бабушка и ее внучка — парные герои пьесы. Старуха воплощает прошлый век. Она полна гнева по отношению к вольномыслящим людям. В ее понимании главный герой — это «окаянный вольтерьянец». Графиня-внучка же олицетворяет поголовное преклонение московских девушек перед французами. А это свойство высмеивает Чацкий.
  5. Есть в комедии также барыня — старуха Хлестова. Она, подобно другим, очень предвзято относится к просвещению и образованию в целом.

Загорецкий в пьесе выступает воплощением непорядочного и низкого человека. Платон Горич говорил о герое, что он тот еще мошенник. Но несмотря на это, его повсюду принимают, а Чацкий при этом, порядочный и добрый человек, был в московском обществе изгоем.

Все до единого перечисленные персонажи быстро распространяют злословие о Чацком. Герои считают, что герой обезумел, и быстро доносят это сообщение до остальных. А причинами этого стали его образованность и либеральные идеи. Общество, в котором он оказался, можно охарактеризовать как людей, не стремящихся к знаниям. Они не понимали, зачем нужно образование, если всего можно добиться при помощи полезных знакомств. Особенно ярко это показывается в момент всеобщего осуждения Чацкого.

Господин Репетилов

Этот герой был введен в комедию только в поздней ее редакции. Первое появление Репетилова происходит в четвертом действии. У него, как и у других персонажей, «говорящая фамилия». Она была образована от французского слова «повторять». И это неудивительно, ведь герой очень любит говорить попусту. Он увлекся идеями либералов и вовсю их распространяет.

Этот герой, с одной стороны, показывает одиночество Чацкого. Ведь в основном все единомышленники Александра Андреевича были такими же пустыми болтунами, как и Репетилов, хотя сам Чацкий был образован и действительно верил в свои идеи. Оттого и был одиноким в окружении псевдолибералов.

Господин Репетилов

Но, с другой стороны, во время создания образа Александр Грибоедов хотел показать, что он со скептицизмом относится ко всему оппозиционному дворянству. В этом отношении Репетилов — «двойник» Чацкого. И обличая Репетилова, Грибоедов показывает также недостатки главного героя пьесы.

Конфликт с Чацким

Конфликт с Чацким

В произведении описывается конфликт между обществом и Чацким. Автор показывает, как велико различие между ним и дворянством. Познакомившись в доме Фамусова с аристократами, молодой человек во время беседы с окружающими пытается отстаивать общечеловеческие принципы, говорит о ценностях.

Он пытается обсудить с Фамусовым его образ жизни и доказать, что советы отцов не всегда бывают верны, не стоит им слепо следовать. Он поднимает тему новой жизни и любви. Но хозяин дома не понимает его мыслей, он убежден в том, что служба и богатство — это главное. Чацкий же таких взглядов не поддерживает, а потому все дворянство объединяется против него. Они распустили сплетни о его сумасшествии.

Однако Чацкий не испугался и продолжил отстаивать свои взгляды и ценности. Он обвинил аристократию во вранье и лицемерии. Герой высмеивает пороки общества и старается донести до окружающих, что поклонение всему зарубежному нелепо, поскольку гораздо лучше преданно служить своей родине. Но никто не прислушался к доводам Чацкого, и поэтому ему пришлось уехать из Москвы.

Грибоедов использовал сатиру в изображении фамусовского общества и в описании дворян, которые боятся прогресса и не стремятся к новому. Они считают, что любые перемены угрожают их материальному достатку и призрачному счастью. Но и в их кругах уже возникли противоречия, в результате которых старые ценности сменятся новыми.

Молчалина можно отнести к «фамусовскому» обществу.

Молчалина можно отнести к «фамусовскому» поколению.

задан 30 окт 2012 в 13:53

филолог80lvl's user avatar

филолог80lvlфилолог80lvl

1672 золотых знака3 серебряных знака6 бронзовых знаков

Я бы не ставил. Это не вновь вводимый термин, значение не переносное.
Вообще очень много в таких случаях зависит от стиля текста. Но, судя по упоминанию Молчалина, тут именно о фамусовском поколении и фамусовском обществе идёт речь.

ответ дан 30 окт 2012 в 14:26

behemothus's user avatar

behemothusbehemothus

77.1k22 золотых знака70 серебряных знаков158 бронзовых знаков

Всего найдено: 226

Здравствуйте.
Как правильно писать торговое название медицинского препарата, с заглавной или со строчной буквы, в кавычках или без. Например в такой фразе: «Однопроцентный крем элидел разрешен к применению более чем в 80 странах».

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, условное название продукта пишется c прописной и в кавычках.

Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, написание названий ООО в кавычках или без (ООО «Скиф» или ООО Скиф) регламентируется правилами русского языка или только тем, как записано в уставных документах?
Как быть с такими названиями, как ООО Симбирский кузнечный двор «Корч»? Сколько кавычек там будет?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _ООО «Скиф», ООО «Симбирский кузнечный двор «Корч»»_ и _ООО «Симбирский кузнечный двор «Корч»_.

Здравствуй, уважаемая справка! Подскажите, как правильно оформить: Он получил прозвище «Бордюрный генерал»? В кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Он получил прозвище Бордюрный Генерал.

Как правильно писать в сочинении словосочетание «фамусовское общество», в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно без кавычек: фамусовское общество.

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, строительные леса — в кавычках или без?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не требуются.

Уважаемая ГРАМОТА! ПОВТОРНО задаю вопрос. «В 60-х гг. название «черемушки» стало нарицательным: в каждом большом городе появились свои «черемушки». С большой или с маленькой буквы, в кавычках или без них следует писать «черемушки», если это нарицательное уже слово? ОЧЕНЬ НАДО надеюсь все-таки на ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Извините за задержку с ответом. Слово _Черемушки_ сохраняет прописную букву и при употреблении в переносном значении: _В 60-х гг. название Черемушки стало нарицательным: в каждом большом городе появились свои Черемушки_.

Скажите, пожалуйста, как пишутся названия серийно выпускаемых машин — в кавычках или без? Нужны ли кавычки, если то же наименование дается латинскими буквами? Напр., автомашина «Форд Фокус» и автомашина Ford Focus.

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали верно: _автомашина «Форд Фокус», автомашина Ford Focus._

Как правильно писать слово шанхай в значении хаотичных построек: в кавычках или без, со строчной или прописной? Мой вопрос, наверное, теряется в недрах портала, задаю его с конца августа. :)

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _«шанхай»_.

Как пишутся марки и модели иномарок: с прописной или строчной, в кавычках или без? 1)Новая «Ниссан Теана» поступит в продажу…, 2)…модель немного похожа на «лексус», 3)…, а пока не будет ни «максимы», ни «теаны». Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

В справочниках точных рекомендаций нет. На наш взгляд, предложенный Вами вариант корректен.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать названия коттеджных поселков: в кавычках или без
Например: коттеджный поселок Княжье Озеро или коттеджный поселок «Княжье Озеро»?
а также коттеджный комплекс «Европа» или коттеджный комплекс Европа?

Ответ справочной службы русского языка

Названия коттеджных поселков следует писать без кавычек. Названия поселков выступают в качестве топонимов — географических названий.

В кавычках или без пишутся слова после слова «название»? Например, в таких контекстах: «Эта игра получила название «морра» / морра. Блюдо под названием «карпаду» / карпаду подают во многих ресторанах. Цветок с названием «щучий хвост» / щучий хвост — распространенное комнатное растение».

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки во всех трех случаях не требуются.

Скажите пожалуйста, Ямалтрансстрой — пишется в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Если есть родовое слово, кавычки нужны: _ОАО «Ямалтрансстрой»_. Если родового слова нет, то предпочтительно писать без кавычек.

Здравствуйте! Хочу уточнить, как пишутся названия районов и микрорайонов Москвы — в кавычках или без, а также названия памятников. Например, район Отрадное, микрорайон Дубовая роща. И как затем в тексте писать Дубовая роща («»? если имеется в виду микрорайон). О памятниках: памятник Покорителям космоса. Правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки не требуются: _район Отрадное, микрорайон Дубовая Роща, Дубовая Роща_.
Если это официальное название монумента, корректно: _памятник Покорителям Космоса_. Если речь идёт об одном из многих монументах, все слова следует писать с маленькой буквы, например: _Во многих городах есть памятники покорителям космоса_.

не могли бы вы подсказать как пишется слово энный, в кавычках или без?

Ответ справочной службы русского языка

Слово _энный_ пишется без кавычек.

Как пишутся выражения: путь В НИКУДА, свести НА НЕТ? В кавычках или без, корректно ли их употребление в научных изданиях?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _путь в никуда, свести на нет_. Употребление зависит от контекста, хотя в общем в научных изданиях эти сочетания уместны.

Фамусовское общество - характеристика (2 варианта)

­­Фамусовское общество — характеристика персонажей (1 вариант)

Фамусовское общество в комедии представляет век прошедший. Представителями этого непросвещенного общества является Фамусов, его близкие друзья и родные. Все эти люди объединены общей целью жизни и единственным интересом – тягой к богатству. Они положительно относятся к крепостничеству, а высшей наградой человека считает чин. И, по сути, мнение представителей фамусовского общества таково – человек без чина – не человек. Богатство и статус – вот что может по-настоящему украсить.

Люди, входящие в состав этого общества, безразличны и к работе и совершенно безответственны в своих действиях. Они подписывают серьезные документы, даже не глядя на них. К работе приступают неохотно и очень редко. По своей натуре каждый из членов фамусовского общества не образован и очень глуп. Эти люди боятся книг как огня, считая образованность за болезнь. Фамусов же горит желанием сжечь все книги.

Непросвещенное фамусовское общество видит идеал в Западе, а именно во Франции. Совершенно бездарно, неумело, каждый из круга Фамусова пытается позаимствовать культуру и обычаи этой страны, и даже язык.

Пренебрегая работой, фамусовское общество проводит время на светских балах, развлекаясь и тратя время. Разумеется, на званых ужинах они находят повод посплетничать.

Люди круга Фамусова эгоистичны, жестоки, глупы и необразованны. Они любят чины, жаждут власти и богатства. Цель их жизни – выслужиться как можно лучше, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и заслужить незаслуженный рубль. Эти люди – ярые консерваторы, отстаивающие идеалы рабовладельцев, эксплуатирующих крепостной народ. Права простого человека для них ничего не значат. Качество образования имеют для них такое же значение, как и жизнь простого крепостного. Фамусов и его приближенные не видят пользу даже в достойном образовании и просвещении.

К сожалению, представители Фамусовского общества находятся даже в наше время. Но, конечно, в эпоху Грибоедова таких людей было значительно больше, а их взгляды представляли настоящую опасность в большом масштабе. Писателю удалось передать консервативные взгляды дворянского народа того времени. Комедия «Горе от ума» – бесценный памятник русской письменности.

В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.

Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал.

Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом. Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.

Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова. Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру. Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение. Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток. И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой.

Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность. Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.

Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.

При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.

Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.

Павел Афанасьевич Фамусов

Фамусов является главой влиятельного московского дома, он предстаёт московским «тузом» — аристократом, к мнению которого прислушиваются. Он служит, точнее числится управляющим в московском учреждении. Без него не проходит ни один бал, ни одни крестины или поминки. Несмотря на то что сам он богат и принадлежит к знатному роду, Фамусов сильно зависит от мнения остального общества. «Что же станет говорить княгиня Марья Алексеевна!», — цитата из финала пьесы однозначно показывает, о чём больше всего волнуется Фамусов, узнавший о тайных свиданиях Софьи.

Как и других членов общества, Фамусова отличает боязнь всего нового, нелюбовь ко всему иностранному. Прогрессивные идеи дворян, принесённые из-за рубежа, кажутся ему непозволительным вольнодумством, диким революционным протестом. Главной причиной появления таких высказываний Фамусов считает образование. Источником же заражающих умы идей он называет книги, которые, по его мнению, не приносят никакой пользы тому, кто их читает. «Собрать все книги, да и сжечь», — таков девиз Фамусова.

Алексей Степанович Молчалин

Ещё один представитель московского лагеря — секретарь в доме Фамусова Молчалин. Казалось бы, аристократы не должны принимать в свой круг незнатного юношу из Твери, им куда ближе должен быть родовитый Чацкий. Однако Молчалин обладает всеми качествами, позволяющими ему приблизиться к высшим кругам: умение спрятать собственное мнение, любезничать с вышестоящими чиновниками, делать за них работу и быть полезным, говорить кратко и тихо, поддакивать знатным дворянам, ухаживать за одинокими дамами на балах, быть учтивым и незаметным.

Консервативное общество ненавидит, когда ему противятся, пытаются изменить его уклад. Молчалин же идеально подстраивается к тем нравам и обычаям, которые сложились и остаются в высшем свете. Он служит в доме Фамусова, при этом официально числится в архивах, где растёт в чинах. Молчалин уже получил чин коллежского асессора, чиновника восьмого класса, что позволяет ему получить потомственное дворянство. Вполне возможно, что через десяток лет Молчалин сам выгодно женится и станет «московским тузом».

Изображение Молчалина как угодливого льстеца и карьериста приобретает общечеловеческое звучание в пьесе. «Молчалины блаженствуют на свете», — в этой фразе содержатся не только мысли Чацкого, но и авторское отношение к герою.

Софья Павловна

Дочь Фамусова, долгие годы воспитывавшаяся вместе с Чацким, тем не менее полностью принадлежит к консервативному московскому лагерю. Да, может показаться, что она бросает вызов обществу, в котором воспитана, когда встречается с незнатным секретарём Молчалиным. Однако все их встречи носят тайный характер, Софья не намерена отстаивать собственные взгляды или менять заведённые порядки. Это не является сознательным идейным протестом, который может привести к переменам. Для Софьи любовь к Молчалину — это лишь юношеское увлечение, вызванное чтением романтической и сентиментальной прозы, которое будет подавлено в ней с годами.

Дальнейшая жизнь Софьи очевидна: замужество за знатным дворянином, который будет носить мундир, номинально числиться на службе и кем можно будет спокойно управлять. Похожее описание читатели видят в сценах на балу, где некогда активный сослуживец Чацкого Платон Михайлович Горич превратился в безынициативного, скучающего мужа-слугу для своей светской супруги Натальи Дмитриевны. Софья обладает незаурядным умом, однако высказывания Чацкого о современной Москве и её представителях оскорбляют её слух, ведь и она сама неотъемлемая часть так едко осуждаемого Чацким общества.

Антон Антонович Загорецкий

Заметным членом фамусовского общества является Загорецкий, известный лгун, картёжник и сплетник, без услуг которого не обходится ни один светский вечер. И хотя он не служит, а разъезжает по балам и званым вечерам, ведёт паразитический образ жизни, его роль в обществе напоминает Молчалина: быть услужливым, передавать нужную информацию (именно он распространил слух о безумии Чацкого), никому не возражать и не препятствовать, поэтому Загорецкий, несмотря на дурную репутацию, смог повсюду остаться желанным гостем, он охотно принимаем в домах высшего московского света.


Фамусовское общество — характеристика героев (2 вариант с цитатами)

Фамусовское общество – это консервативно настроенное московское дворянство в сатирическом изображении Грибоедова.

Фамусова и его окружение отличают следующие общие черты.

Во-первых, это нерадиваяслужба. Как известно, главное предназначение дворянства состояло в служении отечеству. Служба считалась почетной обязанностью дворянина. Однако представители московского дворянства, изображенные в комедии (Фамусов, Скалозуб, Молчалин), относятся к службе исключительно как к источнику чинов и наград.

Во-вторых, это деспотизм по отношению к слугам. Известно, что многие дворяне владели крепостными душами. Крепостное право создавало почву для самодурства, насилия над личностью. Фамусов, Хлестова, ряд внесценических персонажей комедии показаны как своенравные крепостники.

Кроме того, всех представителей фамусовского общества отличает резкое неприятие просвещения, образования.

Показной патриотизм Фамусова и его гостей сочетается со слепым преклонением перед всем иностранным, бездумным увлечением французскими модами.

Московское дворянство в изображении Грибоедова отличают также такие общечеловеческие пороки, как праздность, чревоугодие, тщеславие, пустословие, сплетни, бессмысленное времяпрепровождение (например, игра в карты).

Фамусов

Павел Афанасьевич Фамусов – один из центральных героевкомедии «Горе от ума», человек средних лет, вдовец. Его амплуа в комедии – отец невесты.

Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.

Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

Софья обладает незаурядным умом, однако высказывания Чацкого о современной Москве и её представителях оскорбляют её слух, ведь и она сама неотъемлемая часть так едко осуждаемого Чацким общества.

Антон Антонович Загорецкий

Заметным членом фамусовского общества является Загорецкий, известный лгун, картёжник и сплетник, без услуг которого не обходится ни один светский вечер. И хотя он не служит, а разъезжает по балам и званым вечерам, ведёт паразитический образ жизни, его роль в обществе напоминает Молчалина: быть услужливым, передавать нужную информацию (именно он распространил слух о безумии Чацкого), никому не возражать и не препятствовать, поэтому Загорецкий, несмотря на дурную репутацию, смог повсюду остаться желанным гостем, он охотно принимаем в домах высшего московского света.


Фамусовское общество — характеристика героев (2 вариант с цитатами)

Фамусовское общество – это консервативно настроенное московское дворянство в сатирическом изображении Грибоедова.

Фамусова и его окружение отличают следующие общие черты.

Во-первых, это нерадиваяслужба. Как известно, главное предназначение дворянства состояло в служении отечеству. Служба считалась почетной обязанностью дворянина. Однако представители московского дворянства, изображенные в комедии (Фамусов, Скалозуб, Молчалин), относятся к службе исключительно как к источнику чинов и наград.

Во-вторых, это деспотизм по отношению к слугам. Известно, что многие дворяне владели крепостными душами. Крепостное право создавало почву для самодурства, насилия над личностью. Фамусов, Хлестова, ряд внесценических персонажей комедии показаны как своенравные крепостники.

Кроме того, всех представителей фамусовского общества отличает резкое неприятие просвещения, образования.

Показной патриотизм Фамусова и его гостей сочетается со слепым преклонением перед всем иностранным, бездумным увлечением французскими модами.

Московское дворянство в изображении Грибоедова отличают также такие общечеловеческие пороки, как праздность, чревоугодие, тщеславие, пустословие, сплетни, бессмысленное времяпрепровождение (например, игра в карты).

Фамусов

Павел Афанасьевич Фамусов – один из центральных героевкомедии «Горе от ума», человек средних лет, вдовец. Его амплуа в комедии – отец невесты.

Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.

Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

С Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».

Крутой нрав отличает Фамусова не только по отношению к слугам, но и по отношению к родной дочери. Подозревая Софью в тайных встречах с Чацким, Фамусов собирается послать ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.

Героя отличают такие положительные качества, как гостеприимство, хлебосольство.

Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед, –

заявляет Фамусов в своем монологе о Москве во втором действии комедии.

Идеалы Фамусова в прошлом, в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами «почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по-вашему? По-нашему, смышлен. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений Максима Петровича на глазах у Екатерины II.

Фамусов, как и другие представители московского барства, – враг просвещения. Ему принадлежат резкие суждения о книгах, например:

 … уж коли зло пресечь,
Забрать все книги бы да сжечь.

Занятия науками он считает безумием:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В идейном конфликте пьесы Фамусов – главный противник Чацкого.

 Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб ещё один яркий представитель фамусовского общества. Это аракчеевский офицер. Если Фамусов олицетворяет собой уходящий в прошлое век вельмож и хлебосольных московских бар, то полковник Скалозуб – это новый тип русской жизни, сформировавшийся уже после войны 1812 года.

Отметим некоторые черты личности, а также жизненные принципы Скалозуба.

Главную цель своей жизни герой видит не в ратных подвигах, а в успешном продвижении по службе. Скалозуб говорит Фамусову:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Герой решительно настроен в отношении вольнодумцев. Он заявляет Репетилову:

Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Скалозуб олицетворяет собой деспотические тенденции в государственной жизни России последних лет царствования Александра I. Не случайно Фамусов тянется к Скалозубу, прочит его в женихи Софье. Фамусов видит в Скалозубе реальную силу, которая может сохранить неизменными старые общественные устои.

Молчалин

Коллежский асессорАлексей Степанович Молчалин также одно из центральных лиц в комедии.

Молчалин, как и Скалозуб, – новое явление в русской жизни. Это тип чиновника-бюрократа,постепенно вытесняющийиз государственной и общественной сфер богатых и всесильных вельмож.

Как и Фамусов, Молчалин относится к службе как к способу получения чинов и наград.

 По мере я трудов и сил,
С тех пор как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил, –

говорит Молчалин Чацкому. Его взгляд на службу выражен также в словах: «И награжденья брать, и весело пожить».

Главные жизненные принципы Молчалина – «умеренность и аккуратность». Молчалин уже не будет расшибать затылок, как Максим Петрович. Его лесть более тонкая.

Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Глупый с позиций Чацкого, Молчалин по-своему не так уж и глуп. Главные черты мировоззрениягероя раскрываются в четвертом действии, в монологе о завещании отца:

Мне завещал отец,
Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Между тем смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши. Истинная сущность Молчалина раскрывается в его отношении к Софье и к Лизе.

Отметим также такую черту Молчалина, как наигранная сентиментальность. Молчалин в совершенстве усвоил моду на «чувствительные» пьесы, на игру на флейте. Сентиментальность становится для героя важным орудием достижения прочного положения в обществе, где правят бал всесильные дамы, падкие на лесть, на изысканные комплименты.

Молчалин играет важную роль не только в идейном конфликте, но и в любовной интриге: он первый любовник! Прекрасно осознавая важность собственного амплуа, Молчалин признается Лизе:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека.

Со своей ролью герой успешно справляется вплоть до момента разоблачения. Не случайно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи. «Молчалины блаженствуют на свете!» – восклицает Чацкий.

Создавая образы Молчалина и Скалозуба, Грибоедов высказал свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России. В отличие от Чацкого, автор «Горя от ума» не идеализирует перспектив либерализма в «веке нынешнем». Чацкому кажется, что «вольнее всякий дышит». Грибоедов думает иначе. Драматург сознает, что ближайшее будущее России не за Чацким, а за Скалозубом и Молчалиным. Эти герои твердо стоят на ногах, их жизненные позиции более прочны, несмотря на весь их цинизм.

Софья

Дочь Фамусова Софья – центральный женский персонаж комедии. Это богатая и знатная невеста.

Характер Софьи неоднозначен. Еще Пушкин отмечал: «Софья начертана неясно».

С одной стороны, мы видим в Софье, по словам И. А. Гончарова, «сильные задатки недюжинной натуры». Ее отличают природный ум (имя-характеристика «Софья» означает по-гречески «мудрость»), житейская рассудительность, способность к искреннему чувству.

Кроме того, Софье свойственна независимость жизненной позиции: проявив непослушание отцу, Софья полюбила неравного себе человека.

С другой стороны, Софья живет ценностями фамусовского общества. Ложь и клевета не чужды ее натуре.

Быть может, именно отсутствие высоких нравственных принципов и привело героиню к тому, что она оказалась не в состоянии сразу распознать низкую и подлую натуру Молчалина.

Софья оказывается ключевым персонажем в сюжете комедии, в любовной интриге. Отношение Софьи к Молчалину и Чацкому отражает те приоритеты, которые прочно установились в среде московского дворянства. Идеал Софьи, по словам Чацкого, – это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».

Чацкий же с его умом отвергнут героиней. «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» – восклицает Софья, имея в виду либеральные идеи и остроумие Чацкого. Героиня не только отворачивается от друга своего детства, к которому когда-то питала симпатию, но и оказывается инициатором распространения клеветы о его безумии. При этом в результате она сама оказывается обманутой, сама терпит горе от своего «ума», становится жертвой подлости Молчалина, а также собственной самоуверенности.

Фамусовское общество представляет в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» «век минувший». Фамусовским обществом принято называть коллективный образ светских людей, показанных в пьесе: знатного московского барина Фамусова, людей из его домашнего окружения и гостей, приехавших к Фамусову на званый вечер. Характеристика фамусовского общества показывает идеалы и нравы его представителей.

Описание фамусовского общества

Образы представителей фамусовского общества изображены автором ярко и колоритно. Это и сам Фамусов, управляющий в казённом учреждении, богатый и самодовольный, и его секретарь Молчалин, скромный и тихий, и полковник Скалозуб, мечтающий выйти в генералы, и гости, приехавшие на бал в дом Фамусова и распространяющие сплетню о сумасшествии Чацкого. Можно отнести к фамусовскому обществу и Софью, дочь Фамусова, хотя её характер неоднозначен. Ведь она изначально была наделена положительными качествами, привлекавшими к ней Чацкого. Но светское общество постепенно подавляло эти качества, и именно Софья распустила слух о том, что Чацкий не в своём уме.

Объединяет представителей фамусовского общества их образ жизни, постоянное посещение балов и светских вечеров. Живут они в своё удовольствие и хотят, чтобы никто не мешал им наслаждаться беззаботным существованием.

Нравственные и жизненные идеалы

Принципы и ценности представителей фамусовского общества состоят в их стремлении к богатству и знатности. Чтобы стать богатым и знатным, можно, по их мнению, поступиться и нравственностью, и совестью. Идеалами для них являются люди, умеющие «подслужиться» с целью занять более высокое положение в обществе и использовать его для своей выгоды (например, такие люди, о которых говорил Фамусов: Максим Петрович, добывший себе чины, «сгибаясь вперегиб», и «почтенный камергер» Кузьма Петрович).

Взгляды фамусовского общества на жизнь

В комедии автор чётко показал мнение представителей «века минувшего» ко всем важным сторонам жизни.

Отношение к крепостному праву

Фамусов и люди его круга относятся к общественному устройству России и крепостному праву положительно. Они считают законным распоряжаться своими крепостными людьми, как вещами, не признают за ними никаких прав. Например, барыня Хлёстова относится к своей крепостной «арапке-девке» не лучше, чем к комнатной собачке шпицу.

Отношение к службе и богатству

Для представителей фамусовского общества (кроме Софьи) главное мерило достоинств человека — его богатство. Для московской знати, как говорит Фамусов, у кого «наберётся душ тысячки две родовых, — тот и жених», будь он и «плохенький». Таким критерием достоинств людей пользуется и княгиня Тугоуховская. Как только она узнала, что Чацкий не имеет придворного звания и не богат, она сразу передумала звать его к себе на вечер, чтобы познакомить со своими дочерями, девушками на выданье.

Служба для представителей фамусовского общества является средством достижения и богатства, и чинов. Поэтому и служат они, перефразируя слова Чацкого, в основном, «лицам, а не делу».

Фамусов относится к своим служебным обязанностям формально, считая, что, если дело «подписано, так с плеч долой». Из-за формального отношения к службе в учреждениях процветает и семейственность. Например, Фамусов, будучи управляющим в казённом учреждении, устраивает туда на службу свою родню и старается продвигать её по карьерной лестнице, представлять к наградам. «…Ну как не порадеть родному человечку!..» — говорит он.

Отношение к образованию и просвещению

Гости Фамусова ненавидят просвещение, считают, что оно вредит обществу. И сам Фамусов считает учёность «чумой» и уверяет, что нужно «забрать все книги бы да сжечь». А полковник Скалозуб считает, что скоро в лицеях, школах, гимназиях будут «учить по-нашему: раз, два; //А книги сохраняют так: для больших оказий».

Отношение к иностранному влиянию

Преклонение перед всем западным, особенно перед французским, — это ещё одна черта, которая объединяет представителей фамусовского общества. По их мнению, «нет в мире лучше края», чем Франция. Они с ранних лет верят, что им без иностранцев «нет спасенья», что нельзя «европейское поставить в параллель с национальным». Светские люди перенимают язык и обычаи французов, поэтому в их речах господствует «смешенье: французского с нижегородским», поэтому «французик из Бордо» в России не встретил «ни звука русского, ни русского лица» и чувствует себя, как в своём отечестве.

Отношение к любви

Взгляды представителей фамусовского общества на брак очень приземлённые, ведь счастье для них не во взаимной любви, а в богатстве. Поэтому Фамусов и мечтает выдать Софью за Скалозуба, который «и золотой мешок, и метит в генералы». «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет Фамусов дочери. А Софья — пожалуй, единственная из фамусовского окружения, для кого счастье состоит во взаимной любви. Многие из гостей Фамусова хотят обогатиться, женившись на богатой, или хотят выдать дочерей за богатого и знатного человека. А Молчалин притворяется влюблённым в дочь начальника, чтобы снискать её расположение, а значит, и расположение начальника, который может продвинуть его вверх по карьерной лестнице.

Отношение к смыслу слова «ум»

Представители фамусовского общества понимают ум в практическом, житейском смысле этого слова. Они считают умными людьми тех, кто добился высокого положения в обществе и богатства. Об интеллекте тут нет и речи, для них нужен ум, который поможет им стать богаче и знатнее.

Чацкий и фамусовское общество

Конфликт Чацкого и фамусовского общества строится на противопоставлении разных типов ума.

Ум главного героя приносит ему только «мильон терзаний». Фамусовское общество не принимает Чацкого, потому что он обвиняет светских людей в рабском подражании всему иностранному, в ненависти к просвещению, в раболепстве перед начальством, в бесчеловечном отношении к крепостным.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» показаны основные черты фамусовского общества:

  • карьеризм;
  • служение лицам, а не делу;
  • отношение к службе как к средству обогащения;
  • лицемерие;
  • отсутствие духовных интересов;
  • ненависть к просвещению, неприятие всего нового;
  • крепостничество;
  • преклонение перед всем иностранным.

Объединяет представителей фамусовского общества косность и реакционность их взглядов, являющиеся причиной отсталости России 19 века. Главный герой комедии Александр Чацкий и борется с этими «подлейшими чертами» прошлого.

Характеристика образа фамусовского общества, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фальстарт или фальшстарт как правильно написать
  • Фамильярность как пишется правильно
  • Фальсифицированный товар как пишется
  • Фамильярничай как пишется
  • Фальга или фольга как правильно пишется