Фейк ньюс как пишется

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им.  — фейк-нью́с
Р.  — фейк-нью́с
Д.  — фейк-нью́с
В.  — фейк-нью́с
Тв.  — фейк-нью́с
Пр.  — фейк-нью́с

фейк-нью́с

Существительное, неодушевлённое, несклоняемое (тип склонения мн. <0> по классификации А. А. Зализняка); формы ед. ч. не используются.

Корень: -фейк-; корень: -ньюс-.

Произношение[править]

  • МФА: [fɛɪ̯k ˈnʲjus]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. неол. лживые новости, распространяемые в средствах массовой информации с целью получения финансовой или политической выгоды ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От англ. fake news.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Всего найдено: 3

Как правильно писать по-русски fake news?

Ответ справочной службы русского языка

Можно так: фейк-ньюз.

Здравствуйте! Попить кофейку — какой падеж? В домашнем задании написала родительный — учительница снизила оценку, сказала, что винительный. Кто прав?

Ответ справочной службы русского языка

Это родительный падеж. См. ответы на вопросы № 264234 и 281220.

Склоняется ли слово «кофе»? Если да, то можно ли говорить «угостила кофеем»?

Ответ справочной службы русского языка

Слово кофе не изменяется по падежам, а вот устарелое кофей — склоняется, поэтому выражение угостила кофеем (кофейком) принципиально возможно.

Что Такое фейк-ньюс- Значение Слова фейк-ньюс

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им.  — фейк-нью́с
Р.  — фейк-нью́с
Д.  — фейк-нью́с
В.  — фейк-нью́с
Тв.  — фейк-нью́с
Пр.  — фейк-нью́с

фейк-нью́с

Существительное, неодушевлённое, несклоняемое (тип склонения мн. <0> по классификации А. А. Зализняка); формы ед. ч. не используются.

Корень: -фейк-; корень: -ньюс-.

Произношение

  • МФА: [fɛɪ̯k ˈnʲjus]

Семантические свойства

Значение

  1. неол. лживые новости, распространяемые в средствах массовой информации с целью получения финансовой или политической выгоды ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

От англ. fake news.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

Фейк ньюс (fake news) — новый тип новостей, которые представляют собой чистую фальшивку, но поданную в такой форме, что кажутся реальными. Могут использоваться для подрыва репутации людей и компаний. Цветут и пахнут в интернете, где борьба с ними существенно затруднена и сами фальшивые новости часто создают достаточно авторитетные издания, которые бы никто не заподозрил во лжи. По всей видимости СМИ готовы размещать все что угодно за деньги заказчика, но чем крупнее СМИ, тем выше такса. В ряде государств пытаются бороться с fake news на законодательном уровне.

Другое популярное название — фейковые новости.

История[править]

Дезинформация была популярна в разные годы. В старые времена все новости выходили в газетах и частенько газетчики с удовольствием нападали на разных людей, пытаясь раздавить их репутацию. Также могли специально плодить фейковые новости для введения других людей в заблуждение. В СССР действовал специальный орган, Дезинформбюро, работа которого направлялась на дезинформацию Запада — оно было должно подавать информацию так, чтобы на Западе не были в курсе реальной ситуации в России и имели противоречивые сведения. Также велись операции по уничтожению репутации нежелательных лиц. Например в 1920-е годы советское агентство провело много вбросов компромата в отношении Кирилла Владимировича, который являлся претендентом на звание монарха в изгнании. В итоге великого князя стали сторониться многие его приближенные, а западные спонсоры быстро слились. Также благодаря дезинформации проводились вылазки советских агентов, которые похищали противников советской власти и затем доставляли их в Советский Союз для расправы. Фейки имеют эффект информационной бомбы, запуская эмоциональный вирус в сознании человека. Фейк-ньюс могут привести к последствиям в виде беспорядков, насилия и т.д.

Текущее положение дел[править]

В наши дни основной поток фальшивых новостей идет через интернет. Мелкие ресурсы пишут фейк, потому что они неавторитетные и пытаются завлечь аудиторию, размещая всякий шлак. Крупные ресурсы также грешат подделками, так как приноровились зарабатывать круглые суммы из ничего, им лишь надо поставить постановочный текст, который клиент предоставляет сразу. Часть фейков становятся истиной, так как не проводится разоблачение. Заброшенный материал плодит много ресурсов и люди начинают верить в то, что написано. В итоге растет и ширится дезинформация, клевета и ложь.

Борьба[править]

В РФ 29 марта 2019 г. начал действовать закон о противодействии фейковым новостям. Принят в интересах олигархов вроде Усманова, Дерипаски и др., в отношении которых появилось множество материалов сомнительной достоверности равно как и аргументированных разоблачений. Закон установил запрет на публикацию недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом правдивых сообщений, если она угрожает жизни, здоровью, имуществу граждан или подрывает общественный порядок или безопасность. Санкции — штрафы от 30 тысяч до 1,5 млн рублей.

Вымышленная клавиатура потребителя (рисунок с mk.ru)

Фейковые новости (англ. fake news) — намеренное распространение дезинформации и мистификаций в традиционных СМИ или социальных медиа с целью введения в заблуждения для получения политических или финансовых выгод.[1]

Иногда к фейковым относят сатирические новостные материалы либо непреднамеренные ошибки, если к ним некритически отнеслись как к достоверным и в новом качестве использовали для распространения дальше. При этом оригинальная новость на сатирическом ресурсе к фейковой не относится, так как явно создаëтся с намерением посмеяться, исходно не претендуя на достоверность. А непреднамеренные ошибки происходят не злонамеренно и случайно.

Содержание

  • 1 Разновидности фейковых материалов
  • 2 Цели фейков
  • 3 Восприятие
  • 4 Способы распознавания и противодействия
  • 5 Сайты проверки фактов
  • 6 Примеры
  • 7 В википроектах
  • 8 Интересные факты
  • 9 Источники
  • 10 Примечания

[править] Разновидности фейковых материалов

  • Поддельные фотографии, обработанные или скомпилированные посредством компьютерных программ, в результате чего их сложно отличить от настоящих, если они использованы в доказательство ложного утверждения;
  • Фотографии или ролики, снятые в другом месте в другое время, но выдаваемые за эксклюзив для совсем другого события;
  • «Глубокие фейки» (deepfakes) — технологии, функционирующие посредством нейросетей, искусственного интеллекта. Поддельные ролики со словами, которые реальный политик никогда бы не произнëс, или порнографические видеозаписи со знаменитостями, созданные нейросетями, могут выдаваться за реальность.
  • Заранее заготовленные ролики-«консервы», либо записанные про запас и транслируемые при необходимости голограммы с эффектом присутствия отсутствующего лица.
  • Постановочные сценки, обычно фальшивые аудиозаписи в исполнении актëров озвучки, либо фото- видео- постановки с участием массовки.
  • Вымышленные или сильно фактологически искажëнные тексты, снабжëнные поддельными фактами, либо комментариями мнимых очевидцев, которые выдают свои предположения или фантазии за реальность сами, либо это делают за них корректоры, монтируя окончательный вариант для печати;
  • Злонамеренные аккаунты-персонификации или фальшивые личные страницы в соцсетях, которые ведутся или созданы от имени других людей, не дававших на это согласие, для правдоподобности аватаркой берëтся реальная фотография мнимого «владельца», найденная в интернете;
  • Хакерский взлом сайтов и аккаунтов знаменитостей с размещением в интернете вводящих в заблуждение сведений или призывов от имени взломанных лиц и компаний, с одновременным размещением ссылок и скриншотов фейков на аффилированных с хакерами сайтах или новостных ресурсах, гоняющихся за оперативностью в ущерб собственной репутации;
  • Ложная статистика и намеренное переворачивание очевидного смысла принятых документов или договоров на противоположный, вырывание из контекста речей отдельных фраз, меняющих общий смысл сказанного;
  • Проецирование частных событий и локальных происшествий на глобальную тенденцию и повсеместную повестку, обычно в виде теории заговора;
  • Намеренное сокрытие важнейшей и ключевой дополнительной информации, которая влияет на адекватное восприятие ситуации и полностью меняет отношение к мнимым достижениям или мнимым недостаткам.

[править] Цели фейков

  • Информационная война для достижения политических преимуществ, в том числе военная дезинформация противника и дискредитация соперников надуманными нарушениями с их стороны.
  • Демонстрация политики государства или компании в лучшем свете придуманными достижениями ради отвлечения внимания от серьëзного системного кризиса либо для завоевания или сохранения доверия населения при неэффективном управлении.
  • Дискриминация по признаку пола, расы, языка, национальности, религии, профессии на почве ненависти и неприязни, согласно идеологии заказчиков фейков.
  • SEO беспринципных владельцев интернет-ресурсов для повышения сетевого траффика перед своими конкурентами.
  • Мошенничество манипулятивного финансового типа для привлечения денежных средств, биржевых спекуляций на волне настроений потребителей или для завладение иным имуществом доверчивых людей.

[править] Восприятие

Иногда обвинение в адрес новостных сайтов как к «фейковым» может применяться политиками в адрес ресурсов, критически настроенных к их компетенции и проводимой ими политике. Поэтому такое обвинение не отражает объективной картины касательно истинности содержания контента. Например, популяризации словосочетания fake news содействовал президент США Дональд Трамп, который за первый год своего президентского срока использовал слово «фейковый» как минимум 400 раз[2], причëм в лидерах его обвинений оказался оппозиционный ему телеканал CNN.

[править] Способы распознавания и противодействия

  • Первый вопрос, который следует себе задать: заслуживает ли доверия канал информации, сообщающий новость? Не преследует ли он в данном случае чьи-то интересы?
  • Стоит различать журналистские комментарии от информации как таковой.
  • Необычные утверждения требуют серьëзных доказательств из авторитетных источников, имеющих институт редакционного контроля в виде экспертов или рецензирования.
  • Сенсационные факты, связанные с хронологией, географией, историей и биографией известных персон не сложно уточнить с помощью справочников, либо через обращение к страницам соцсетей очевидцев текущих событий.
  • При наличии двух сторон конфликта, надо обязательно заслушать обе стороны, или проверить факты из независимых источников.
  • Разоблачение ресурсов, практикующих фейковые новости. Неиспользование или ограниченное использование их в дальнейшем.

[править] Сайты проверки фактов

Лаборатория Касперского как один из лидеров по борьбе с угрозами кибербезопасности рекомендует четыре наиболее популярных ресурса для проверки фактов и отсечения фейков экспертами[3]:

  • Snopes
  • PolitiFact
  • Fact Check
  • BBC Reality Check

[править] Примеры

Примеров фейковых новостей существует огромное множество с разных противоборствующих сторон большой политики, поэтому для объективности стоит воздержаться от их подачи в том или ином ключе в контексте этой статьи, чтобы исключить тенденциозную точку зрения. Подборкой подобного типа фактов часто грешат в самой викисреде, сводя вопрос фейковых новостей к их потенциально безразмерному списку с преобладанием «обличительных фактов» на основе политической ориентации, мейнстримной среди администрации того или иного википроекта.

[править] В википроектах

Есть статьи в Википедии (в 60 языковых разделах на июль 2022), в английской версии — «Fake news»[4], в русской Википедии — «Фальшивые новости»[5], с «Фейковые новости» на «Фальшивые новости» стоит перенаправление. Есть статья в Неолурке[6]. В русских Викиновостях есть и категория «Фальшивые новости», и категория «Фейковые новости», но статьи из второй надо переносить в первую. На Викискладе есть категория «Fake news».[7]

[править] Интересные факты

  • По версии составителей толкового словаря «Collins English Dictionary» словосочетанием 2017 года было признано „fake news“.

[править] Источники

  • С. Н. Ильченко «Фейк-контроль, или новости, которым не надо верить: как нас дурачат СМИ», — Ростов н/Д: Феникс, 2021, ISBN 978-5-222-34246-6

[править] Примечания

  1. О. Е. Головацкая «Значение и происхождение термина „Fake news“» // Коммуникология, 2019, Т. 7, # 2.
  2. Стало известно, сколько раз за год Трамп использовал слово «фейковый» (20.01.2018) // «Московский Комсомолец»
  3. Как распознать фейковые новости // Kaspersky
  4. https://en.wikipedia.org/wiki/Fake_news
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фальшивые_новости
  6. http://neolurk.org/wiki/Фейковые_новости
  7. https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Fake_news
Фейковые новости относится к темам:
Деструктивные действия вносят беспорядок и могут довести до БАО

[править]

Мета Деструктивные действия (в википроектах) • Конфликт интересов (в википроекте)
Источники Вандал в законе • Викигопник • Викитеррорист • Демагог • Дятел • Серийный вандал • Спамбот • Тролль • Токсик • Хейтер
Виды Ботнет • DDoS • Административный восторг • Админский произвол • Бригадинг • Вандализм (виды • борьба в википроектах) • Взлом • Викидомогательство • Викисадизм • Викиспам • Виллвор • Война правок • Воровство статей • Гриферство • Грязные приёмы в википроектах • Деанонимизация • Дегуманизация • Деструктивное поведение • Доведение до абсурда • Заведомо абсурдное действие • Избиение (википедистов • гомосексуалистов) • Изгнание • Имперсонация • Капс • Клевета • Кредитное мошенничество • Кукловодство • Мистификация • Моббинг (в википроекте) • Мошенничество через интернет-магазин • Набег • Опарашивание (добровольное, принудительное, тренда, латентное) • Оскорбления (на внешних ресурсах) • Отключение Интернета • Подрывничество • Подставные свидания • Посыл на##й • POV-пушинг • Почтовая бомбардировка • Преследование (в википроектах, в личном пространстве) • Присваивание статьи • Провокационное имя участника • Прокси-атаки • Псевдоуход • Расправа • Расстрел • Рекламный фашизм • Смакование • Спам (поздравительный) • Стигматизация • Терзание чучела • Травля (в википроектах, администратора, титьками) • Угнетение участников • Угрозы (судебными исками, отключить Интернет) • Удар кулаком в лицо • Фейк • Фишинг • Флуд • Перетягивание каната • Троллинг вандалом
В спорах Менторский тон • Переход на личности • Подмена понятий • Подмена тезиса • Троллинг
Противодействие Бан (перманентный) • Банхаммер • Блокировка (расстрел • частичная • 1, 1, 2, 3, <…>) • Деанонимизация • Игнорирование • Не кормите троллей • Охрана границ • Расстрел • Фильтр нецензурных слов • Чёрный список
Инциденты GhostShell • Академовские молоточники • Избиение Ромы Жёлудя (деструктивное ли?) • Казус Хамитовой • Спам трояном под видом программы DDoS-атак • Хабаровские живодёрки
Сленг Феерический бред • Фейковые новости • Шизофазия • Шок-контент

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 23K

image

Фейковые новости влияют на политику больших стран, их создатели зарабатывают немалые деньги, используя различные схемы монетизации, а в будущем fake news смогут сокрушать бизнесы. Рассказываем, кто и зачем создает фейковые новости, как организуются поддельные информационные кампании и как распознать фейк обычному пользователю.

Разбираемся в понятиях

В самом названии fake news есть немного фейка: перевод калькой этого сочетания слов искажает смысл понятия, потому что поддельные новости существовали всегда. Еще в XIII веке до н.э. цари Египта и Хеттского государства начертали на камнях своих дворцов сообщения о победе в битве, которая на самом деле завершилась вничью. В 1835 году (эпоха профессиональной журналистики в разгаре) газета The New York Sun удвоила продажи сообщив, что астроном разглядел в сверхмощный телескоп человекоподобных жителей Луны. В XX веке с поддельной новости о захвате радиостанции началась Вторая Мировая война.

Во всех перечисленных примерах распространить информацию наширокую аудиторию можно было только через определённый канал связи с ней — камень на стене дворца, газету, радио (на смену которому пришло телевидение). Доступ к нему для желающих распространить такую информацию был строго ограничен.

В наше время генерировать и распространять fake news (будем называть их «фейковыми новостями») может любой, потому что в начале XXI века появились социальные сети, которые стали самостоятельной и неограниченной медиасредой. Рост их аудитории и разнообразие форматов информации (текст, фото, аудио, видео, трансляции) привели к «демократизации рупоров», которые ранее были только в руках властей или профессионалов. Более того, именно в соцсетях транслятор фейковых новостей общается с аудиторией напрямую, минуя журналистов, государственную цензуру и другие фильтры.

А если задействовать в соцсетях технические и коммуникационные технологии, любое фейковое сообщение можно распространять не хуже вечерних новостей Первого канала. Нужен только специфический мотив.

image
Три составляющих фейковых новостей: соцсети, телекоммуникационные технологии и специфическая мотивация. Источник: TrendMicro

Устанавливаем мотивы

Фейковые новости практически всегда либо про политику, либо про деньги. Политических манипуляторов привлекает в соцсетях их «народный» характер, а коммерческих злоумышленников — ещё и монетизация.

Политика. Чаще всего fake news генерируются для влияния на выборы или какую-либо политическую фигуру. Традиционные источники информации для этого не совсем подходят, ведь обычный человек всё более склонен верить «таким же простым людям, как и он» в соцсетях, а не «аффилированным с государством или корпорациями» СМИ. Именно поэтому фейковые новости создаются с прицелом на соцсети — здесь у каждого участника есть определённый «соседский» круг доверия.

Деньги. Создавая фейковые новости, можно усиливать активность определённых групп потенциальных клиентов. «Только три знака зодиака переживут 2020 год…» — кликбейт-заголовок, который в итоге может привести на посадочную страницу сервиса платной рассылки гороскопов. Соцсеть в этом случае играет роль хирургически точного инструмента вовлечения нужных групп потенциальных клиентов в орбиту влияния бренда. А пережив 2020 год, представители «неудачливых» знаков уже и не вспомнят о короткой новости, репост которой они увидели в тематической группе.

В будущем появится ещё и третий мотив — конкуренция, то есть фейковые новости всё чаще будут создавать для подрыва репутации бизнеса. К примеру, в 2017 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США «накрыла» целую сеть сайтов, на которых публиковались платные новостные и псевдоаналитические статьи об определённых компаниях с негативными прогнозами об котировках их акций. Как показало дальнейшее исследование, фейковые материалы действительно влияли на цены и объём сделок с акциями небольших компаний.

Далее разберём, как, собственно, работает механизм создания и распространения фейковых новостей.

Разбираем алгоритм

Фейковые новостные кампании обычно проходят в несколько этапов, хотя это процесс творческий, и в зависимости от целей или особенностей аудитории некоторые стадии могут быть опущены.

1. Разведка

На первом этапе организатор кампании изучает целевую аудиторию. Он отвечает на три основных вопроса: «Кому врать?», «О чём врать?» и «Зачем врать?». Анализ проводится самый широкий — от образовательного уровня и информационной грамотности будущих читателей до их взглядов на жизнь. Собственно, на этом этапе и были пойманы специалисты Cambridge Analytica, которые собирали персональные данные пользователей Facebook для политических целей.

2. Вооружение

На втором этапе создаётся, собственно, фейковая новость. Её главная особенность в том, что почти всегда «декорации» фальсифицированной истории, то есть участники события, место и время действий, — реальные, а фейком является, собственно, само событие.

В зависимости от масштабов компании, фейковых новостей может быть несколько. К примеру, первая история сообщает о событии, а последующие — развивают тему. Иногда к ним примешиваются даже настоящие новости, которые дополняют картину выдуманной истории. Они направлены на скептическую часть потенциальной аудитории.

Помимо новостей, на втором этапе создаются агенты распространения: фейковые пользователи соцсетей, фейковые новостные сайты, фейковые группы и сообщества. Для этого в ход идут чёрные и белые технологии SMM, позволяющие за деньги плодить и продвигать поддельных пользователей соцсетей. К примеру, в соцсети Weibo (китайский аналог Twitter) селебрити с 300 тыс. подписчиков можно создать примерно за 2,5 тыс. долларов всего за месяц.

3. Распространение

Обычно фейковая новость сперва появляется на таком же фейковом сайте новостей или на любой другой площадке, где публикации никак не контролируются. Далее в дело вступает «гуру» — прокачанный и авторитетный у целевой аудитории блогер, который публикует новость у себя. Сообщение подхватывают боты — реальные пользователи соцсетей или роботы, созданные/привлечённые специально для фейковой новостной кампании. Помимо распространения, они выполняют очень важную функцию — изолируют скептиков, которые остаются в меньшинстве и предпочитают сохранять молчание вместо противостояния фейкам.

4. Эксплуатация

На следующем этапе новость доходит до целевой аудитории и начинает жить своей жизнью. Наиболее вдохновлённые читатели лайкают и репостят фейковое сообщение, делятся им в мессенджерах. Возникает вирусный эффект, который привлекает внимание ещё более широкой аудитории — журналистов и других профессиональных участников медиаполя. Фейковая новость попадает в мейнстрим-медиа. Иногда случаются курьёзы, когда фейковая новость сама всплывает через годы. К примеру, в 2017 году многие мировые СМИ сообщили о российской радиоэлектронной бомбе, якобы способной выводить из строя корабли. При этом впервые информация об этом появилась в соцсети Facebook ещё в 2014 году, когда фейковый «моряк» рассказал о воздействии «электронной бомбы» с самолёта СУ-24 на американский эсминец «Дональд Кук». Впоследствии всё было опровергнуто.

5. Промывка

Этот этап используется в долгосрочных кампаниях, призванных коренным образом изменить отношение целевой аудитории к каким-либо явлениям, причём иногда диаметрально противоположным образом. Для этого запускается не одна, а несколько последовательных фейковых новостных кампаний. Одна и та же история раскрывается через различные аспекты, появляются все новые герои событий, а вирусный эффект генерируется многократными волнами.

6. «Домашняя работа»

После достижении заданной цели могут потребоваться дополнительные, закрепляющие действия. К примеру, если речь идёт о кампании, подрывающей репутацию какого-либо политика, в информационное поле могут быть запущены позитивные новости о нём, которые не имеют прямого отношения к фейковой истории, но несколько корректируют образ жертвы в глазах общественности. Такие действия призваны устранить у общественности ощущение травли или спланированной акции в отношении политика.

7. Заметание следов

Последний этап — сокрытие следов активности. Наиболее распространённая технология позволяющая это сделать, — отвлекающая новость. Используя уже созданную инфраструктуру из ботов можно вбросить новое «информационное» сообщение. По своей тематике оно должно совершенно отличаться от прежней фейковой истории, быть ещё более громким и резонансным. Такая фейковая новость переключает внимание общественности на новую проблему и «глушит» голоса тех, кто, возможно, к этому моменту сумел идентифицировать прежний фейк.

Теперь, разобравшись в алгоритмах, давайте посмотрим на фейковую новость не глазами создателей, а со стороны аудитории. И выясним параллельно, как противостоять fake news?

Вырабатываем «иммунитет»

Поскольку fake news бьют прямой наводкой по пользователям, первый рубеж обороны могут составить только сами читатели. Прежде всего, они должны определять фейковые новости по следующим признакам:

1. Гиперболизированные и кликбейтные заголовки.

image
Новостные заголовки обычно передают суть информационного сообщения, а не создают загадок

image
Когда умирает действительно «легендарный рок-музыкант, хиты которого знают все» достаточно написать его имя, чтобы привлечь внимание читателей

Заголовки новостей коротко описывают суть произошедшего. В противном случае лучше новость проигнорировать.

2. Подозрительные домены или искажённые названия сайтов популярных медиа, похожие на настоящие

Примеры таких сайтов можно посмотреть, к примеру, здесь.
Забейте в поисковик название интересующего вас СМИ — на первых позициях в выдаче будут оригиналы. Сравните их интернет-адресом подозрительного источника.

3. Большое количество ошибок или опечаток в тексте новости

Попробуйте найти на сайтах известных вам СМИ эту же историю, но в более развёрнутом виде. Если поиски не увенчаются успехом, то, скорее всего, перед вами автоматически сгенерированный контент.

4. Поддельные фото или коллажи

image
Фотоколлаж рассчитан на невнимательного читателя и призван иллюстрировать несостоявшееся событие

Попробуйте сохранить подозрительное фото и поискать его копии через фотопоисковики (Google, TinEyE и т.п.). Если копий нет в авторитетных источниках, то скорее всего перед вами фотошоп.

5. Отсутствие отметок о времени публикации новости

Даты публикации скрывается для того, чтобы максимально продлить «жизнь» фейковой новости. Такое сообщение будет казаться актуальным сколь угодно долго, пока не будет явно противоречить действительности.

Забейте заголовок подозрительной новости и попробуйте поискать его, используя фильтры времени. Скажем, укажите прошлый год или прошлый месяц. Если вы найдёте аналогичную новость в архивах, то скорее всего это фейк.

6. Отсутствие указания автора и источника

Многие фейки генерируются автоматизировано, поэтому никаких упоминаний ни автора, ни источника не остаётся. Тем не менее в последнее время фейковые новости выходят за авторством никому не известных журналистов — скорее всего их имена также случайны, и за ними не стоят реальные люди.

Попытайтесь найти новость или её авторов в мейнстрим-media. Прежде всего — в информационных агентствах.

Если же источники указаны, то попробуйте изучить их. Источники типа «Wikipedia» или «LiveJournal» — это скорее попытки скрыть реальные источники информации или их отсутствие.

В заключение

Отметим, что на уровне разных государств принимаются меры борьбы с фейковыми новостями. Среди прочего власти и инициативные группы из журналистов и общественных деятелей создают сайты, который полностью посвящены отслеживанию и фиксации фейковых новостей. Соцсети ведут разработки автоматизированных систем поиска, маркировки и удаления неблагонадёжной информации. Крупнейшие производители средств информационной безопасности, такие как Trend Micro, пользуясь накопленным опытом в области машинного интеллекта, помогают социальные сетям вычислять профили «ботов», за которым нет реальных пользователей. Но как всегда в области кибербезопасности, первый рубеж обороны — рациональный поход пользователя к обращению с технологиями и медиасредой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фейк или фэйк как правильно пишется
  • Фейверки как правильно пишется
  • Феичка или феечка как пишется правильно
  • Феечка или феячка как правильно пишется
  • Феерия или феерия как правильно написать