философия
-
1
философия
Русско-греческий словарь > философия
-
2
философия
φιλοσοφία•
античная философия η αρχαία φιλοσοφία•
материалистическая философия υλιστική φιλοσοφία•
идеалистическая философия ιδεαλιστική φιλοσοφία.
|| θεωρητικές αρχές•
философия математики η φιλοσοφία των μαθηματικών.
|| αφηρεμένη έννοια. ||
παλ.
η μεσαία από τις τρεις τάξεις θεολογικής σχολής (ρητορική, φιλοσοφική, θεολογική).
Большой русско-греческий словарь > философия
-
3
философия
Русско-новогреческий словарь > философия
-
4
философия
[φιλασόφιγια] ουσ. θ. φιλοσοφία
Русско-греческий новый словарь > философия
-
5
философия
[φιλασόφιγια]
ουσ θ
φιλοσοφία
Русско-эллинский словарь > философия
-
6
собственно
собственно
1. вводн. сл. (с сущи́ости) στήν οὐσία, κατ’ οὐσίαν:
этим, собственно, и объясняется… ἔτσι ἐξηγείται…· собственно говоря γιά νά ποῦμε τήν ἀλήθεια·
2. частица (в буквальном смысле) καθαυτό, κυρίως είπεϊν; здесь начинается собственно философия ἐδῶ ἀρχίζει ἡ καθαυτό φιλοσοφία
Русско-новогреческий словарь > собственно
-
7
дуалистический
επ.
δυϊστικός•
-ая философия δυιστική φιλοσοφία•
-ое мировозрние δυιστική κοσμοθεωρία.
Большой русско-греческий словарь > дуалистический
-
8
иллюзионистический
επ.
της φαινομενικότητας•
-ая философия φιλοσοφία της φαινομενικότητας.
Большой русско-греческий словарь > иллюзионистический
-
9
натуралистический
επ.
φυσιοκρατικός, νατουραλιστικός•
-ая философия νατουραλιστική φιλοσοφία•
-ая живопись νατουραλιστική ζωγραφική•
натуралистический стиль νατουραλιστικό στυλ.
Большой русско-греческий словарь > натуралистический
-
10
позитивный
позитивный отпечаток θετική φωτογραφία.
επ.
θετικός•
-ые науки θετικές επιστήμες.
(
γραπ.
λόγος)• θετικός (αντώνυμο του αρνητικός)•
-ое суждение θετική κρίση.
εκφρ.
Большой русско-греческий словарь > позитивный
-
11
положительный
επ.,
βρ:
-лен, -льна, -льно.
1. θετικός•
положительный ответ θετική απάντηση•
-ые результаты θετικά αποτελέσματα.
2. οριστικός, τελειωτικός•
положительный отказ οριστική άρνηση.
|| πλήρης, ακέραιος•
-ое невежество πλήρης αμάθεια, αμορφωσιά•
положительный дурак πέρα για πέρα βλάκας.
-ое число θετικός αριθμός.
|| (ως αντών. του
επ.
αρνητικός)•
положительный заряд θετικός ηλεκτρισμός•
-ая температура θερμοκρασία άνω του μηδενός.
εκφρ.
Большой русско-греческий словарь > положительный
-
12
прагматический
επ.
πραγματιστικός•
-ая философия πραγματιστική φιλοσοφία.
Большой русско-греческий словарь > прагматический
-
13
солипсический
επ.
υποκειμενικός•
-ая философия υποκειμενική φιλοσοφία.
Большой русско-греческий словарь > солипсический
-
14
стоический
επ.
1. στωικός•
-ая философия η στωική φιλοσοφία•
-ая школа στωική σχολή.
2.
μτφ.
σταθερός, ακλόνητος, ατράνταχτος. || ατάραχος, απαθής•
-ое спокойствие στωική αταραξία.
Большой русско-греческий словарь > стоический
-
15
экзистенциальный
επ.
υπαρξιστικός, του υπαρΕισμού•
-ая философия φιλοσοφία του υπαρξισμού.
Большой русско-греческий словарь > экзистенциальный
-
16
эклектический
επ.
του εκλεκτικισμού•
-ая философия φιλοσοφία του εκλεκτικισμού.
Большой русско-греческий словарь > эклектический
-
17
эмпирический
επ.
1. εμπειρικός•
-ая философия η εμπειρική φιλοσοφία.
2. έμπειρος, από πείρα, στηριζόμενος στην πείρα.
Большой русско-греческий словарь > эмпирический
-
18
эпикурейский
επ.(
γραπ.
λόγος) επικούρεια ος•
-ая философия επικούρεια φιλοσοφία•
-ая επικούρεια σχολή.
|| φιλήδονος• χαροκόπος.
Большой русско-греческий словарь > эпикурейский
См. также в других словарях:
-
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
-
ФИЛОСОФИЯ — Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости. Августин Блаженный По рассуждению Платона, человек создан для философии; по мнению Бэкона, философия сотворена для людей. Томас Маколей Все философии в конечном счете абсурдны, но… … Сводная энциклопедия афоризмов
-
ФИЛОСОФИЯ — теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ.… … Энциклопедия культурологии
-
ФИЛОСОФИЯ — (от фил… и греческого sophia мудрость), мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на… … Современная энциклопедия
-
Философия — (от фил… и греческого sophia мудрость), мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
ФИЛОСОФИЯ — (от фил… и греч. sophia мудрость) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к… … Большой Энциклопедический словарь
-
ФИЛОСОФИЯ — (греч. philosophia любомудрие, от philos друг, и sophia мудрость, слово, впервые употребленное Пифагором). Учение о физических, нравственных и умственных понятиях в их причинах, сущности и взаимодействиях; учение об основных началах и первичных… … Словарь иностранных слов русского языка
-
ФИЛОСОФИЯ — ФИЛОСОФИЯ, философии, мн. нет, жен. (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к… … Толковый словарь Ушакова
-
философия — ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
-
Философия — (гр.phileo – сүйемін + sophia – даналық: даналықты сүйемін, даналыққа құштарлы) – адам болмысының іргелі принциптері мен негіздері туралы, табиғатқа, қоғамға және рухани өмірдің барлық негізгі көріністеріне адам қатынасының ең жалпы мәнділік… … Философиялық терминдердің сөздігі
-
Философия — Философия ♦ Philosophie Теоретическое (но не научное) занятие, когда объектом изучения является все, способом – разум, целью – мудрость. Философия учит тому, чтобы лучше мыслить, а следовательно, лучше жить. Это не наука и даже не… … Философский словарь Спонвиля
ФИЛОСО́ФИЯ, -и, ж.
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная философия. □ — Всем нам — рано философствовать, нет у нас материала для этого, ведь философия — сводка всех знаний о жизни, а — мы с вами что знаем? М. Горький, Н. Е. Каронин-Петропавловский. || Чье-л. учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Философия Лейбница. □ Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности. Ленин, Три источника и три составных части марксизма.
2. Разг. Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция. — Поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия. Достоевский, Братья Карамазовы. Обида за обиду и услуга за услугу — к этому сводилась нехитрая философия Гулии. Паустовский, Колхида.
3. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т. п. Философия истории. Философия математики. Философия права.
4. Разг. ирон. Отвлеченные, общие, не идущие к делу рассуждения. [Боркин:] Вас в церкви давно ждут, а вы тут философию разводите. Чехов, Иванов. [Елизавета:] Ну вот, началась философия! Это ты у отца научился словами играть. М. Горький, Достигаев и другие.
5. Разг. устар. Название среднего из трех классов (риторика, философия, богословие) духовной семинарии.
[Греч. φιλοσοφία]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека
Этимология слова «философия»
На чтение 4 мин Просмотров 55 Опубликовано 15.10.2022
Все мы неоднократно слышим слова, в которых встречается «фил». Данная статья будет посвящена лексеме, в которой тоже имеется это буквенное сочетание. Статья расскажет о том, каково происхождение слова «философия».
Этимология слова
Греческое слово «philosophia» переводится как «любовь к мудрости». Образовано она путем сложения двух слов:
- «phileō» – «люблю»;
- «sophia» – «мудрость».
Есть сведения, что этот термин придумал древнегреческий математик Пифагор.
Первое упоминание в русском языке слова «философия» относится к XII веку. Сначала под этим названием подразумевалась вся наука, а сама философия, как размышление о жизни, вплоть до XIX именовалась «любомудрием». Позже иноязычный термин стал основным.
Лексическое значение слова «философия»
Лексема употребляется в нескольких значениях.
- Наука об общих законах, по которым развивается природа, человек и его мышление.
- Разговорное. Сложившееся убеждение по поводу чего-либо, например, человеческого бытия; концепция. Методологические принципы, которые лежат в основе какой-либо науки, человеческой деятельности, области знания и т. п.
- Ироничное. Общие, отвлеченные рассуждения, совсем не относящиеся к какому-либо конкретному делу.
- Устаревшее. В духовной семинарии так в прошлом назвался средний из трех классов обучения семинаристов: сначала их обучали риторике, потом философии, в выпускном классе преподавали богословие.
Следует отметить, что названная лексема входит в состав устойчивых словосочетаний,
среди которых:
античная философия;
история философии;
разводить философию;
религиозная философия;
теоретическая философия;
философские проблемы;
философские познания;
философские идеи;
философское учение;
философия человека;
философия жизни;
философия сознания;
философия истории;
философия науки;
философия природы;
философия языка и т. д.
Синонимы, антонимы и однокоренные слова
Слова и словосочетания близкие по значению:
- взгляды на вещи;
- взгляды на жизнь;
- воззрения;
- идеология;
- любомудрие;
- мировоззрение;
- миропонимание;
- мудрствование;
- образ мыслей;
- принципы;
- убеждения;
- умствование;
- эстетика;
- этика.
Слова с противоположным значением:
- суемудрие;
- бездумье;
- бездумность;
- глупость;
- диалектика;
- практика.
Однокоренные лексемы:
- нафилософствоваться;
- теософия;
- филателия;
- филологический;
- философ;
- философически;
- философический;
- философски;
- философский;
- философствование;
- философствовать;
- пофилософствовать.
Примеры предложений
О различных течениях в философии я ничего толком не знал в то далекое время.
Существует много определений – что такое философия.
Конечно же, отношение человека к жизни не лишено философии, правда, это присуще не всем людям.
Происхождение
слова философия
Филосо́фия. Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и филология (см.); во второй части этого слова — греческое существительное со значением «мудрость» (женское имя София, кстати, и означает «мудрость»). В старые времена философию называли еще любомудрием.
Происхождение слова философия в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Философия. Древнерусское — философия. Старославянское — философия (ученость). Греческое — philosophia (любовь к мудрости). Слово «философия» заимствовано из греческого языка. Первое упоминание «философии» относится к XII в. Первоначально под «философией» понималась «совокупность всех наук». В XVIII–XIX вв. популярным было противопоставление слов «философия» и «любомудрие». Современные значения этого слова — «учение о бытии и об отношении человека и мира», «наука о законах развития природы, общества и разума», а также «методологические принципы, лежащие в основе каждой науки». Производные: философский, философствовать, философ.
Происхождение слова философия в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.
Филосо́фия. Первый из двух элементов, составляющих это слово, тот же, что и в предыдущем: «любо-». Второй, «софия», переводился раньше на русский язык довольно точно, как «мудрие». Все вместе означало, таким образом, «любомудрие» — «любовь к мудрости». Наше имя «София, Софья» имеет это же происхождение: оно значит «мудрость».
Происхождение слова философия в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.
филосо́фия др.-русск. философия «ученость» (Хож. игум. Дан., Жит. Стеф. Пермск.), ст.-слав. философиѩ — то же (Супр.). Из греч. φιλοσοφία. Знач. совр. русск. слова обязано влиянию зап.-европ. языков, ср. нем. Philosophie, франц. philosophie.
Происхождение слова философия в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Филосо́фия. Заимств. из ст.-сл. яз., в который оно пришло из греч., где philosophia (буквально — «любомудрие», см. филология) — сложение phileō «люблю» и sophia «мудрость».
Происхождение слова философия в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
См. также:
- толковый словарь: значение слова философия
- синонимический словарь: синонимы слова философия
ФИЛОСО́ФИЯ (греч. φιλοσοφία, букв. – любовь к мудрости; от греч. φιλέω – любить и σοφία – мудрость), форма рационально-теоретич. мышления, имеющая своим предметом исследование предельных характеристик бытия, взаимоотношения человека и мира. К таковым относятся вопросы о первоначалах бытия, о возможности достижения истины, о сущности добра и красоты, о происхождении и назначении человека, а также о смысле его индивидуального существования как личности.
В отличие от конкретных наук, абстрагирующихся при изучении своего объекта от тех его свойств, которые для данной науки не являются существенными, Ф. пытается проникнуть в сущность исследуемых объектов как таковых. Условием такого типа постижения является опора как на предметные знания, доставляемые конкретными науками и затем перерабатываемые в Ф., так и на разл. формы ценностно-экзистенциального постижения бытия, которые реализуются, напр., через искусство, религию, саморефлексию и др. «Философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание. Хотя разработанная философия и связана с науками – она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определённую эпоху, – однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек» (Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. С. 10).
Это порождает целый ряд внутр. противоречий, всегда имеющих место в Ф. С одной стороны, в ней всегда присутствуют сложная интеллектуальная проблематика и её построения, реализуемые на высоком уровне абстрактного мышления. С др. стороны, Ф. отвечает и на кажущиеся простыми вопросы, которые человек задаёт миру, самому себе и др. людям, что может создавать видимость её доступности. Часто оказывается, что именно простые вопросы могут потребовать сложных ответов в силу того, что не опираются просто на совокупность имеющихся знаний, а требуют постоянной работы мысли. «Философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей» (Там же. С. 11). Особенность Ф. заключается в том, что она не является системой завершённого знания, это не достигнутая раз и навсегда мудрость, а лишь стремление к ней, не прекращающийся процесс мышления в поисках истины.
Особое место занимает история Ф. В отличие от конкретных наук, где история лишь фиксирует то, что было в данных науках в прошедший период, и для изучения их совр. состояния вовсе не обязательно знать историю их развития, в Ф. нет полностью устаревших идей, как и нет абсолютно новых. Если относительно науки с некоторыми оговорками можно сказать, что последняя науч. теория одновременно является и наиболее истинной, то в Ф. никогда нельзя указать на некую новейшую Ф., которая вобрала бы в себя всю предшествующую. Ф. уже по своему определению не может выступать в качестве системы единых, всеми принятых знаний. Это вечно развивающееся знание, внутри которого происходит столкновение противоречащих концепций, намечающих разл. пути постижения филос. истины. Ф. в своём актуальном свершении предстаёт как своеобразный диалог, который мыслители разных эпох ведут друг с другом поверх пространственно-временных и культурно-нац. границ. Многообразие концепций, наличие жёстко конкурирующих теоретич. альтернатив – это устойчивое состояние Ф., свидетельствующее о её жизненности в ту или иную историч. эпоху, в той или иной социально-культурной среде.
Возникновение Ф. в Древней Греции – осевой для европ. культуры интеллектуальной традиции – связано с уникальным стечением социокультурных и политич. факторов в греч. полисах 7–6 вв. до н. э., что привело к кризису традиц. культуры, в рамках которого происходил переход «от мифа к логосу», т. е. к поиску таких ответов на вопросы о мире, которые убедительны посредством аргументов или доказательств, а не посредством ссылки на традицию и авторитет (возникновение Ф. совпадает с появлением науки, вплоть до нач. 19 в. понятия «Ф.» и «наука» часто использовались как синонимичные). Такого рода аргументы и доказательства приобретают в рамках Ф. самостоят. значение: «К знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы» (Аристотель). В течение нескольких столетий в Греции не только сформировалось множество разнообразных филос. концепций, но и были созданы образовательные институты – филос. школы (Академия Афинская, школы софистов, Ликей, Стоя), которые смогли обеспечить сохранение и трансляцию филос. интеллектуальной традиции.
Круг осн. филос. вопросов и способы их осмысления изменялись на всём протяжении существования Ф., формируя как преемственность, так и дискретность филос. традиции.
В истории Ф. схематично можно выделить 3 периода, существенно различающихся по типу постановки и обсуждения этих вопросов: 1) классическая Ф., сформировавшаяся в античности и сосредоточенная на проблематике бытия; 2) новоевропейская Ф., сосредоточенная на проблематике сознания; 3) аналитическая Ф. (кон. 19 – 20 вв.), сосредоточенная на проблематике языка. Каждый последующий период не отменяет, но дополняет и расширяет проблематику предшествующего.
Классическая философия бытия
Осн. вопрос классич. философии – это вопрос о том, чтó есть, чтó поистине существует. У первых философов это вопрос о «начале» (архе) природы, в качестве какового принимаются разл. материальные элементы – «вода», «воздух» и др. (ионийская Ф.), «число» в пифагореизме. Исходным мотивом философствования является удивление, вызванное недостаточным знанием (Аристотель).
Осн. оппозиция досократовской Ф. – противопоставление мыслимого истинного бытия, неизменного и неподвижного (Парменид с его тезисом о тождестве мышления и бытия) и обманчивого изменчивого мира, наблюдаемого человеком. Высказанный Гераклитом противоположный тезис о постоянной подвижности сущего (космос как «вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий») включается в позднейших теориях в более дифференцированное учение о бытии. Осн. филос. концепции античности – Платона, Аристотеля, Плотина – идут путём признания иерархии уровней бытия и, соответственно, разл. уровней их познаваемости: на более низких уровнях этой иерархии, доступных чувственному восприятию человека, существует также подвижный мир Гераклита, который, однако, является сферой «мнения», а не знания. Знание того, что нечто существует (бытие – εἶναι), означает также познание того, что оно собой представляет (сущность – οὐσία ). Такими сущностями у Платона являются идеи (эйдосы), которые вместе с числами образуют самостоят. регион бытия, созерцать который стремится философ, а также любая человеческая душа, стремящаяся к благу.
Концепция «блага», или Единого, как непознаваемого источника всякого бытия, намеченная Платоном и развитая Плотином в учении об экстатич. опыте слияния с невыразимым «божественным» первоначалом, оказала существенное влияние на апофатическое богословие в христианстве и исламе и явилась источником мистич. учений на всём протяжении европ. филос. традиции (Я. Бёме, концепция позднего Ф. В. Шеллинга и др.). Сходные интуиции относительно парадоксальной природы единого начала мира присутствуют и в др. религ.-филос. традициях, в частности в индуизме.
В иерархич. структуре бытия у Аристотеля различается «вторая философия» («физика», т. е. учение о природе) и «первая философия», позднее названная метафизикой («следующая за физикой»). Предмет её изучения – «первые начала и причины», она же является «наукой о божественном», или теологией. У стоиков закрепляется деление Ф. на логику, физику и этику.
Бытие и знание этого бытия в классич. Ф. соотнесены друг с другом, каждому уровню бытия соответствует особый тип познания. Платон и Аристотель сформулировали 2 осн. метода, которые, если воспользоваться совр. терминологией, можно назвать априорным, не зависимым от эмпирич. опыта, и апостериорным, опирающимся на такой опыт. Априорный основывается на допущении, что знание о высших уровнях бытия (идеях) не могут быть получены на основании знания низших уровней бытия, оно предполагает отстранение от чувственного опыта и обращение внутрь себя (платоновский анамнесис, «припоминание», возможное в силу предсуществования души). В апостериорном методе Аристотеля познание начинается с «первого для нас», т. е. единичного, данного в чувственном восприятии, и на основе опыта продвигается к «первому по природе», т. е. к общим и необходимым первым началам и причинам. Методом такого перехода является «наведение» (индукция); др. метод, разработанный Аристотелем, – метод силлогистич. доказательства, или логики (см. Силлогистика).
Для традиции платонизма Ф. как теоретич. знание неотделимо от её практич. роли и в качестве пути приготовления к смерти, рассматриваемой как освобождение бессмертной души, и при решении задач управления жизнью государства. Полемика Платона с софистами положила начало многовековой дискуссии о релятивизме, являющейся одной из сквозных тем в Ф. вплоть до 21 в. У Аристотеля филос. знание не распространяется на область человеческого поведения, целью этики является «не познание, а поступки». Платоновскому идеалу власти философа – обладателя истинного знания – противопоставляется идея управления государством на основе разумного здравого смысла.
С появлением христианства, а затем и ислама проблематика античной классич. Ф. была переосмыслена богословием, сохранив её базовую черту – представление об иерархич. структуре бытия и познания. В отличие от богословия, которое формулирует сверхразумные истины Откровения, составляющие предмет веры, Ф. раскрывает доступные разуму представления об Абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (этот тип религ. Ф., соответствующий аристотелевской «первой» Ф., в эпоху схоластики получил назв. «естественной теологии»). В споре об онтологич. статусе общих понятий – универсалий, проходящем через всю историю ср.-век. Ф., сформировались 3 направления в решении этой проблемы – реализм, номинализм и концептуализм, продолжающие обсуждаться в филос. дискуссиях вплоть до 21 в. (в частности, в филос. обосновании математики). Противоположность априорного и апостериорного подхода к познанию проявилась в выборе стратегий доказательства бытия Бога: предпочтение онтологич. доказательства у последователей Платона (Августин, Ансельм Кентерберийский), космологич. или др. типов доказательств, отталкивающихся от сферы опыта, – у последователей Аристотеля (Фома Аквинский и др.).
Значит. роль в формировании зап. ср.-век. Ф. сыграли кафедральные и монастырские школы (шартрская школа, сен-викторская школа и др.). Образовательный канон Ф., сложившийся в античных филос. школах («семь свободных искусств»), восстанавливается с 11 в. в институциональных рамках университета, где в 12–13 вв. преподавали крупнейшие философы Средневековья. Однако начиная с 14 в. значение университета как центра филос. жизни постепенно снижается, и осн. институциональной формой существования Ф. в эпоху Возрождения и раннего Нового времени является система патронажа, а её воплощением – фигура «гуманиста» (Ж. Ле Гофф) – учёного, ищущего состоятельного покровителя и занятого наукой частным образом.
Новоевропейская философия сознания
Осн. вопрос Ф. сознания: «Что я могу знать?» (И. Кант). Возникновение Ф. сознания связано с переходом европ. общества к цивилизации модерна, центр. фигурой которого становится индивид, автономная человеческая личность. Реформация и религ. конфликты поставили под сомнение возможность достижения общего представления о мире на основе религ. авторитета. Новое естествознание первоначально выступает как альтернативный путь богопознания, опирающийся не на спорные толкования неоднозначных священных текстов, а на природу – книгу, написанную самим Богом и содержащую недвусмысленную истину. Представление о единстве природы, созданной разумным Творцом, приводит к отказу от классич. модели качественной иерархии бытия. Становится возможным описание гомогенной природы единым языком математики (Г. Галилей), в частности геометрии (Р. Декарт), по образцу которой (more geometrico) строятся филос. система Б. Спинозы и политич. философия Т. Гоббса.
Исходным мотивом философствования является сомнение в возможности непосредств. познания бытия. Идя путём предельной радикализации сомнения, Р. Декарт обретает исходный достоверный принцип в самом акте мыслящего существа – «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Достижение «ясности и отчётливости» знания становится первым правилом аналитически-синтетич. метода Декарта. Правда, он ещё продолжает опираться на классич. модель выведения Ф. из несомненного и истинного начала: «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола,– все прочие науки…» (Первоначала философии // Декарт Р. Соч. М., 1989. Т. 1. С. 309). Эта модель построения Ф. сохраняет своё значение вплоть до Г. В. Ф. Гегеля, хотя и различается способом ведения доказательств – геометрич. аксиоматика (Б. Спиноза), дедукция категорий (И. Г. Фихте), диалектич. логика (Гегель). Уже в споре представителей картезианства и сторонников И. Ньютона эта модель систематич. построения знания входит в противоречие с тенденциями новоевропейской науки, отказывающейся от обоснования своих положений первыми началами и причинами. Смысл тезиса Ньютона «гипотез я не измышляю» заключается в самоограничении науки установлением функционально-математич. отношений между наблюдаемыми явлениями природы – тенденция, закрепившаяся затем в позитивизме и приведшая в конечном счёте к отказу от построения всеобъемлющих филос. систем.
Классич. проблематика уровней бытия заменяется в Ф. сознания проблематикой степеней достоверности познания и его границ, исследование которых находится в центре философии И. Канта (в неокантианстве за ним закрепляется термин «теория познания»). Исходя из картезианского принципа «cogito» привилегированной областью достоверного познания выступает область самого сознания, а осн. дискуссии между представителями рационализма и эмпиризма связаны с проблемой происхождения содержания нашего сознания и соответствия этого содержания внешнему миру. Так, если для Дж. Локка адекватными являются только некоторые представления нашего сознания («первичные качества»), то для Дж. Беркли всё, что существует, существует лишь постольку, поскольку представлено в нашем сознании («быть, значит быть воспринимаемым»). В учении об априорных формах чувственности и мышления как условии возможного опыта Кант ограничивает объективную значимость науч. познания областью этого опыта, вопросы метафизики, выходящие за его пределы (о бессмертии души, свободе воли, происхождении мира в целом, существовании Бога), не могут получить науч. ответа. Кант явился основоположником конструктивистской модели науч. познания: хотя мир и существует независимо от нас, мы познаём его лишь в той мере, в какой он конструируется познающим субъектом.
Если в классич. Ф. источником единства и познаваемости предмета является независимый онтологич. принцип – «форма» (см. Форма и материя), идея, Единое, то в Ф. сознания таким источником становится «я», субъективность, определённая Р. Декартом в качестве наиболее достоверного сущего. Субъективация источника единства получает систематич. завершение в философии Канта, где наряду с эмпирическим «я», данным в опыте самосознания, вводится также понятие трансцендентального «я», «благодаря которому всё данное в созерцании многообразное объединяется в понятие об объекте». При этом, в отличие от эмпирического «я», трансцендентальное «я» не может быть познано в к.-л. содержательных определениях, разделяя таким образом некоторые парадоксальные особенности Единого в классич. философии.
В практич. философии Канта, призванной ответить на вопросы «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?», формулируется стандартное для совр. культуры понимание взаимоотношения науки, морали и религии: моральные и религ. убеждения человека не входят в сферу компетенции науки, и хотя для Канта, как и для Аристотеля, вопросы морали являются сферой рационального обсуждения и аргументации, но эта рациональность не совпадает с научно-теоретической.
В последующей нем. классич. Ф., снимающей ряд ограничений кантовской Ф., в сознании субъекта обнаруживается момент Абсолюта, что открывает возможность для построения систем, претендующих на абсолютное знание и выражение его в форме законченной системы.
Сформулированная Р. Декартом психофизическая проблема взаимоотношения души и тела получила многообразное истолкование вплоть до разл. версий в совр. дискуссиях, опирающихся, в частности, на исследования в нейронауке (см. Философия сознания).
Ф. сознания получила новый импульс в нач. 20 в. в феноменологии Э. Гуссерля, воспринявшего понятие Ф. Брентано об интенциональности («направленности на предмет») как базовой структуре сознания и сделавшего предметом исследования смысловые структуры сознания, конститутивные для нашего восприятия мира и обладающие сущностно-всеобщим характером.
Изменение институционального положения новоевропейской Ф., первоначально формировавшейся в рамках системы патронажа (философ при просвещённом монархе), тесно связано с формированием института академии наук, создаваемого в 17–18 вв., в т. ч. философами (Г. В. Лейбниц) в качестве альтернативы университету, воспринимавшемуся просветительской критикой как устаревший ср.-век. институт (это отношение находит своё выражение и в России – академия наук появляется здесь раньше университета). Однако реформы 18 в. привели к постепенной локализации Ф. в рамках университетов (школа Х. фон Вольфа, И. Кант). В результате радикального преобразования университетов во Франции и Германии на рубеже 18–19 вв. академии наук уже в 19 в. утрачивают своё значение (исключение составляют Франция и Россия). Наиболее продуктивной оказалась модель «исследовательского университета», принципы которой были сформулированы К. В. фон Гумбольдтом на основе работ И. Г. Фихте, Ф. Шлейермахера и др. Первоначально филос. ф-т нового ун-та включал в себя всю совокупность науч. знания, к кон. 19 в. начинается выделение и институциональное обособление самостоят. науч. дисциплин. Наряду с профессиональной Ф., существуют также многообразные формы популярной Ф., адресованной широкой публике и выражающейся, в частности, в лит. форме.
Аналитическая философия языка. Аналитическая философия является фундаментом широкомасштабного «лингвистич. поворота» в гуманитарных науках 20 в. Осн. её вопрос: «Что я могу понять и выразить в языке?», исходный мотив – непонимание. Аналитич. Ф. программным образом противопоставляет себя Ф. сознания: не сознание, а язык выступает здесь медиумом филос. проблематики именно в силу его изначальной интерсубъективной значимости, в отличие от «приватного» интроспективного опыта сознания. Аналитич. Ф. стремится к достижению ясности и отчётливости, но уже не представлений сознания, а предложений языка как коррелята мыслей: «Цель философии – логическое прояснение мыслей» (Л. Витгенштейн), при этом многие филос. проблемы рассматриваются как языковые ошибки. Проблематика границ познания переформулируется как проблема осмысленного, доступного пониманию выражения мысли: если в философии Канта границы познания ограничивались сферой возможного опыта, то в философии Витгенштейна – границами языка: «Границы моего языка означают границы моего мира», то, что не может быть осмысленно выражено в языке, «о том следует молчать».
Позднее аналитич. Ф. языка возвращается к обсуждению проблематики бытия (онтологии), а также Ф. сознания в полном объёме, включая одну из её центр. тем – психофизич. проблему (mind-body problem), переформулируя её как вопрос соизмеримости языка нейрофизиологии и др. науч. подходов и языка «ментальных предикатов», используемых для описания психологич. состояний сознания от первого лица.
В дальнейшем развитии аналитич. Ф. – у позднего Л. Витгенштейна – происходит переход от нормативной критики языка к анализу фактических способов его употребления, к практике повседневного языка (соответствующий поворот к «жизненному миру» имеет место в феноменологии). Разл. формы анализа языка и его модели, а также изучение фактич. практик использования языка – стандартный методологич. элемент всех социально-гуманитарных направлений совр. науч. исследований.
Современная философия: основные направления и дисциплины
До нач. 19 в. Ф. сохраняла свою роль интегрирующей системы знания, включающей предельное обоснование принципов, возможностей и границ науч. познания. Однако быстрый процесс развития наук, не требующих больше теоретич. легитимации со стороны Ф., специализация науч. знания и институциональное обособление умножающихся науч. дисциплин сделало необходимым заново выстраивать отношения Ф. с науками, границы, методы и понятийный аппарат которых становится предметом анализа такого направления, как философия науки, разрабатывавшаяся в рамках позитивизма, неокантианства, неопозитивизма и др. подходов. Из первоначального систематич. единства в качестве самостоят. филос. дисциплин и направлений обособляются: с кон. 18 в. эстетика, Ф. права, в 19–20 вв. социальная Ф., филос. герменевтика – первоначально в качестве программы историч. исследований культуры и обоснования специфич. методов гуманитарного знания («понимание»), в отличие от естественно-науч. подходов («объяснение»), философия техники, в 20 в. – философия культуры, философская антропология, Ф. математики, Ф. образования и др. С кон. 19 в. происходит существенное обновление религ. философии (разл. направления неосхоластики, рус. религ. Ф.).
В постметафизич. период центром филос. размышлений становится человеческое бытие (философия жизни, экзистенциализм и др.). В «философии подозрения» (П. Рикёр) – у К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда – подвергается сомнению самоочевидный характер субъекта для самого себя, его сознание рассматривается как производное от социальных структур или бессознательного.
История философии как специальная дисциплина
В 18–19 вв. Ф. обращается к собств. истории как одному из осн. предметов исследования. Многотомные труды И. Я. Брукера («Краткие вопросы из философской истории», т. 1–7, 1731–36, и др.) положили начало становлению истории Ф. как спец. дисциплины, включающей – в разл. опытах её изложения – собств. «теорию и методологию» (В. Г. Теннеман, 1798), «сравнительную историю филос. систем» (Ж. М. Дежерандо, 1804), «историю истории философии» (Ф. А. Карус, 1809). Гегель создал систематич. концепцию историко-филос. процесса как поступат. движения мысли, сохраняющей пройденные ступени в составе более развитого конкретного целого. Создаются фундам. истории Ф. в трудах И. Э. Эрдмана (1805–92), К. Фишера, Ф. Ибервега и др., формулируются методологич. принципы историко-филос. исследований (Э. Целлер). Идея «философии философии», высказанная Ф. Шлегелем и затем В. Дильтеем, получила реализацию в многочисл. типологиях филос. систем и учений. Характерно, что многие систематич. направления 19–20 вв. развиваются под девизом «назад к» – Платону и Аристотелю (Ф. А. Тренделенбург), Фоме Аквинскому (неотомизм), Канту (неокантианство), Гегелю (неогегельянство) и т. д. В 20 в. историч. аспект является конститутивным для большинства филос. концепций, а история Ф. обогащается новыми методами – герменевтич. подходом, историч. семантикой, историей проблем и понятий («Исторический словарь философии» И. Риттера в 13 т., 1971–2007). Методология истории Ф. – помимо учебной доксографии – включает 2 осн. типа: систематич. обсуждение проблем независимо от их историч. возникновения и бытования и исследование их с учётом историч. контекста. Формируются такие спец. исследовательские программы, как социология филос. знания, институциональная история Ф. и др.
По мере развития межкультурных контактов начиная с 19 в. происходит постепенное осмысление филос. традиций, имевших место в неевропейских цивилизациях – индийской, китайской и др. Они оформляются как в ходе рецепции и взаимодействия с европ. традицией Ф., так и путём ретроспективного выделения филос. проблематики из религиозного и мировоззренч. наследия этих культур. В этой связи в нач. 20 в. появляется филос. компаративистика («Сравнительная философия» П. Массон-Урселя, 1923, и др.).