Флейта пикколо как пишется

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром; звучит на октаву выше обыкновенной (большой) флейты, причём ряд низких звуков извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c² и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Все значения слова «флейта-пикколо»

  • Лет пять назад его увела из семьи очаровательно молодая флейта-пикколо.

  • Флейта-пикколо выдавала одну за другой свои воробьиные трели, и странный щебет лишь подчёркивал нереальность происходящего.

  • Меж тем, по всей равнине уже грохотали и трещали барабаны, свистела флейта-пикколо, под крики капралов и унтер-офицеров разбивались палатки, ставились караулы, тут и там мчались гонцы и курьеры с приказами.

  • (все предложения)
  • малый кларнет
  • альтовая флейта
  • ля мажор
  • концертная симфония
  • виола да гамба
  • (ещё синонимы…)
Флейта-пикколо
изображение
Классификация
  • Духовой инструмент
  • Деревянный духовой инструмент
  • Лабиальный инструмент
Диапазон:

Range piccolo.png

Родственные инструменты
  • Флейта

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Конструкция флейты-пикколо в целом такая же, как и у большой флейты, однако отверстие амбушюра (головки) меньше диаметром, отсутствует колено и отверстия в теле инструмента расположены ближе друг к другу. Длина пикколо около 32 сантиметров, что практически в два раза короче большой флейты, диаметр сверления — 1 сантиметр. Флейты-пикколо бывают деревянные, металлические, реже из других композитных материалов. Техника игры на флейте-пикколо такая же, как и на большой, но для полного владения инструментом требуется продолжительный целенаправленный период освоения со стороны исполнителя (в отличие от, например, альтовой флейты).

Основная сфера применения малой флейты — симфонический и духовой оркестры, использование её в качестве солирующего инструмента относится к единичным случаям (Вивальди — Концерт C-dur).

Предшественником флейты-пикколо является флажолет, который широко использовался в средние века в военной музыке. Собственно флейта-пикколо была сконструирована в XVIII веке и на рубеже XVIII—XIX веков вошла в состав симфонического оркестра, где стала одним из самых высоких по регистру инструментов. В военных и духовых оркестрах XIX века часто использовались флейты-пикколо в строе ре-бемоль или ми-бемоль, сегодня такие инструменты встречаются крайне редко.

Обычно в симфоническом оркестре используется одна малая флейта (реже две), партия которой в партитуре помещается на отдельной строчке над партиями больших флейт (то есть над всеми остальными инструментами оркестра). Нередко партия малой флейты представляет собой временную замену партии одной из больших флейт. Наиболее частая функция флейты-пикколо в оркестре — поддержка верхних голосов в общем звучании, но иногда композиторы доверяют этому инструменту и сольные эпизоды (Равель — Фортепианный концерт № 1, Щедрин — Фортепианный концерт № 4), Шостакович ― симфонии № 9 и № 10).

 Просмотр этого шаблона Инструменты симфонического оркестра
Основной состав
Деревянные духовые Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот
Медные духовые Валторна • Труба • Тромбон • Туба
Ударные Литавры • Треугольник • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан
Щипковые струнные Арфа
Смычковые струнные Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас
Расширенный состав
Деревянные духовые Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон
Медные духовые Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум
Ударные Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Тэмпл-блок
Клавишные Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста

Флейта-пикколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент из семейства флейт. По конструкции аналогична обычной поперечной флейте, но в два раза меньше и звучит на октаву выше.  

Устройство и звучание

Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром; звучит на октаву выше обыкновенной (большой) флейты, причём ряд низких звуков извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от ре второй октавы до октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c² и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.
Конструкция клапанного механизма флейты-пикколо в целом такая же, как и у большой флейты, т.е. системы Бёма, однако сечение ствола имеет обратноконическую форму, а отверстие лабиума меньше диаметром, отсутствует нижнее колено, игровые отверстия инструмента расположены ближе друг к другу. Длина пикколо около 32 сантиметров, что практически в два раза короче большой флейты. Флейты-пикколо бывают деревянные, металлические, реже из других композитных материалов. Техника игры на флейте-пикколо такая же, как и на большой, но для полного владения инструментом требуется продолжительный целенаправленный период освоения со стороны исполнителя (в отличие от, например, альтовой флейты).

История и применение

Предшественником флейты-пикколо является флажолет, который широко использовался в средние века в военной музыке. Собственно флейта-пикколо была сконструирована в XVIII веке и на рубеже XVIII—XIX веков вошла в состав симфонического оркестра, где стала одним из самых высоких по регистру инструментов. В военных и духовых оркестрах XIX века часто использовались флейты-пикколо в строе ре-бемоль (повсеместно в американских духовых оркестрах) или ми-бемоль, сегодня такие инструменты встречаются крайне редко.
Обычно в симфоническом оркестре используется одна малая флейта (реже две), партия которой в партитуре помещается на отдельной строчке над партиями больших флейт (то есть над всеми остальными инструментами оркестра). Нередко партия малой флейты представляет собой временную замену партии одной из больших флейт. Наиболее частая функция флейты-пикколо в оркестре — поддержка верхних голосов в общем звучании, но иногда композиторы доверяют этому инструменту и сольные эпизоды (Римский-Корсаков — «Белка» в опере «Сказка о царе Салтане»,Равель — Фортепианный концерт № 1, Щедрин — Фортепианный концерт № 4, Шостакович ― симфонии № 9 и № 10).
Основная сфера применения малой флейты — симфонический и духовой оркестры, использование её в качестве солирующего инструмента относится к единичным случаям (Вивальди — Концерт C-dur RV 443, Концерт C-dur RV 444, Концерт a-moll RV 445; Либерман — Концерт для флейты-пикколо с оркестром). Впрочем, концерты Вивальди созданы для совершенно другого инструмента, поскольку он жил и творил задолго до Т.Бёма. В нотных изданиях указывается flautino (т.е. сопранино-блокфлейта) или ottavino (какая-то из разновидностей малой поперечной флейты), но в наши дни эти произведения с блеском исполняются и на современной флейте-пикколо системы Бёма.
Иногда используется в камерной музыке (М.Равель, А.Шёнберг, Л.Яначек, А.Томази, С.Слонимский, Г.Уствольская, З.Карг-Элерт, К.Суринач, Э.Эйтлер, Н.Гестрин). 

Piccoloflöte KSG 9710 PK.jpg

Фле́йта-пи́кколо, малая флейта (итал. flauto piccolo) — разновидность современной флейты верхнего регистра. Диапазон: ре второй — до пятой октавы[1]. Нотируется октавой ниже реального звучания. Вместе с большой и альтовой флейтой используется в симфоническом оркестре.

История

Предшественником флейты-пикколо является флажолет[2], который широко использовался в средние века в военной музыке. Собственно флейта-пикколо была сконструирована в XVIII веке и на рубеже XVIII—XIX веков вошла в состав симфонического оркестра, где стала одним из самых высоких по регистру инструментов. В военных и духовых оркестрах XIX века часто использовались флейты-пикколо в строе ре-бемоль (повсеместно в американских духовых оркестрах) или ми-бемоль, сегодня такие инструменты встречаются крайне редко.

Описание

По сравнению с большой флейтой, звучание у пикколо более резкое и свистящее[1]. Конструкция клапанного механизма одинаковая, однако сечение ствола имеет обратноконическую форму (у большой — цилиндрическую[1]:74). Длина около 32 сантиметров (меньше в два раза). Состоит из головки и корпуса. Изготавливаются из металла, дерева и пластика.

Сфера применения

Используется в симфоническом, духовом и других видах оркестров, в камерной музыке. Иногда как солирующий инструмент, например в произведениях: Вивальди — Концерт C-dur RV 443, Концерт C-dur RV 444, Концерт a-moll RV 445; Либерман — Концерт для флейты-пикколо с оркестром; Римский-Корсаков — «Белка» в опере «Сказка о царе Салтане»; Равель — Фортепианный концерт № 1; Щедрин — Фортепианный концерт № 4; Шостакович ― симфонии № 9 и № 10.

В симфоническом оркестре исполнитель на малой флейте в некоторых случаях может играть партию второй или третьей большой флейты, пока малая временно отложена в сторону[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. — М.: Музыка, 1972. — С. 81—83. — 177 с.
  2. Флажолет // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Стб. 835—836.

Литература

  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Малая флейта // Современный оркестр. Часть I. — М.: МузГИз, 1953. — С. 241—258.
  • Модр А. Малая флейта // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М.: МузГИз, 1959. — С. 92—93. — 267 с.


Эта страница в последний раз была отредактирована 20 января 2023 в 08:15.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Печать страницы

Орфографический словарь

Что такое ФЛЕЙТА-ПИККОЛО, ФЛЕЙТА-ПИККОЛО это, значение слова ФЛЕЙТА-ПИККОЛО, происхождение (этимология) ФЛЕЙТА-ПИККОЛО, синонимы к ФЛЕЙТА-ПИККОЛО, парадигма (формы слова) ФЛЕЙТА-ПИККОЛО в других словарях

Piccolo

Piccolo.jpg
Woodwind
Классификация
  • Woodwind
  • Wind
  • Aerophone
Hornbostel – Sachs классификация 421.121.12-71. (Флейта — как аэрофон с клавишами )
Диапазон воспроизведения
Записанный диапазон piccolo.png

Пикколо звучит в одну октаву выше, чем написано..

Звук: Диапазон звучания piccolo.png

Сопутствующие инструменты
  • Флейта
  • Альтовая флейта
  • Басовая флейта

пикколо(итальянское произношение: ; итальянский для «маленький», но в Италии называется оттавино) — половинный размер флейта и член семейства музыкальных инструментов деревянные духовые. Современный пикколо имеет почти те же аппликатуры, что и его старший брат, стандартная поперечная флейта, но звук он производит на октаву выше, чем написано. Это дало начало названию ottavino (по-итальянски «маленькая октава»), которое инструмент называют в партитурах итальянских композиторов. Его также называют flaut о пикколо или флаутино.

Французский пикколо начала XIX века в D-бемоле.

В оркестровом сеттинге играющего на пикколо часто обозначают как «пикколо / флейта III» или даже «заместитель директора». Более крупные оркестры обозначили эту позицию как сольную позицию из-за требований литературы. Пикколо часто оркестрованы так, чтобы удваивать скрипки или флейты, добавляя блеска и яркости к общему звуку из-за вышеупомянутого транспонирования на одну октаву вверх. В настройках концертного диапазона почти всегда используется пикколо, а партия пикколо почти всегда доступна.

Содержание

  • 1 Традиционное использование
  • 2 Репертуар
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
  • 5 Внешние ссылки

Традиционное использование

Игра в пикколо

Исторически сложилось так, что пикколо не имел ключей, но его не следует путать с fife, который традиционно является цельным, имеет меньшее цилиндрическое отверстие и издает более резкий звук.

Это миф, что одной из первых пьес, в которых использовался пикколо, была Симфония № 5 до минор Людвига ван Бетховена, премьера которой состоялась в Декабрь 1808 г.. Хотя ни Йозеф Гайдн, ни Вольфганг Амадей Моцарт не использовали его в своих симфониях, некоторые из их современников использовали его, в том числе Франц Антон Хоффмайстер, Франц Ксавер Зюссмайр и Майкл Гайдн. Также Моцарт использовал пикколо в своей опере Идоменей. Оперные оркестры в Париже иногда включали небольшие поперечные флейты в октаве еще в 1735 году, как показывают существующие партитуры Жана-Филиппа Рамо.

Пикколо сейчас в основном изготавливаются в тональности C. In В начале 20 века пикколо производились в Дании, поскольку они были более ранней моделью современного пикколо. Именно для этого D ♭ piccolo Джон Филип Соуза написал знаменитое соло в финальном повторе заключительной части (трио) своего марша «Звезды и полосы навсегда ».

Хотя когда-то пикколо делали из дерева, стекла или слоновой кости, сегодня их делают из пластика, смолы, латуни, нейзильбера, серебра и различных пород древесины, чаще всего гренадиллы. Прекрасно сделанные пикколо часто доступны с множеством опций, подобных флейте, например, с механизмом split-E. Большинство пикколо имеют коническое тело с цилиндрической головкой, которое похоже на флейту в стиле барокко и более поздние флейты до популяризации отверстия Бёма, используемого в современных флейтах. В отличие от других деревянных духовых инструментов, в большинстве деревянных пикколо шиповое соединение, соединяющее голову с корпусом, имеет две точки посадки с натягом, которые окружают как пробковую, так и металлическую сторону соединения корпуса пикколо.

Репертуар

Пикколо с телом гренадиллы и серебряным соединением головы.

Есть ряд пьес для пикколо, написанных такими композиторами, как Сэмюэл Адлер, Мигель дель Агила, Роберт Дик, Майкл Айзексон, Дэвид Лоэб, Стивен Хью, Винсент Персичетти и Карлхайнц Штокхаузен.

Репертуар для пикколо и фортепиано, многие из которых сонаты, были написаны Мигелем дель Агила, Робертом Бизером, Роб дю Буа, Ховард Дж. Басс, Пьер Макс Дюбуа, Раймон Гио, Лоуэлл Либерманн, Питер Шикеле, Майкл Догерти и Гэри Шокер.

Концерты были написаны для пикколо, в том числе Лоуэлл Либерманн, сэр Питер Максвелл Дэвис, Тодд Гудман, Мартин Амлин, Уилл Гей Боттье, Брюс Бротон, Валентино Букки, Авнер Дорман, Жан Дуэ, Майкл Истон, Эгиль Ховланд, Гус Янссен, Дэниел Пинкхэм и Джефф Манукян.

Кроме того, теперь есть подборка камерной музыки, в которой используется пикколо. Один из примеров — Zungenspitzentanz Штокхаузена, для пикколо и двух эуфониумов (или одного синтезатора) с дополнительными перкуссионистом и танцором. Другой — Джордж Крамб для сопрано, флейты (двойная пикколо / альтовая флейта) и ударных. Другие примеры включают трио для пикколо, контрафагота и фортепиано ‘Was mit den Tränen geschieht’ Стивена Хоу, Квинтет для пикколо и струнного квартета Грэма Уотерхауса и «Маламбо» для пикколо, контрабаса и фортепиано Мигеля дель Агила. Опубликованные в настоящее время трио для трех пикколо включают Quelque Chose canadienne (Нечто канадское) Нэнси Нурс и Bird Tango Крта Соджара Воглара для трех пикколо с фортепиано. Еще два примера — «Призрак Петрушки» для восьми пикколо Мелвина Лауфа младшего и Una piccolo sinfonia для девяти пикколо Мэтью Кинг.

Ссылки

Библиография

  • Гиппо, Ян (ред.). The Complete Piccolo: Всеобъемлющее руководство по аппликатуре, репертуару и истории, второе издание, предисловие Лори Соколофф; редакторы, Тереза ​​Вакер, Морган Уильямс и Тэмми Сью Кирк. Bryn Mawr: Theodore Presser Company, 2008. ISBN 978-1-59806-111-6

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Piccolo.
  • The Woodwind Fingering Guide, с аппликатурой пикколо

Флейта-пикколо – уникальный музыкальный инструмент: один из самых маленьких, учитывая габаритные размеры, и один из самых высоких, если сравнивать звучание. На ней практически невозможно солировать, зато для создания отдельных эпизодов музыкального произведения малютка-флейта буквально незаменима.

Что такое флейта-пикколо

Нередко инструмент называют малой флейтой – из-за размера. Он – разновидность обычной флейты, относится к категории деревянных духовых музыкальных инструментов. На итальянском имя флейты-пикколо звучит, как «flauto piccolo» или «ottavino», на немецком – «kleine flote».

Музыкальный инструмент флейта-пикколо

Отличительная особенность – способность брать высокие звуки, недоступные обычной флейте: пикколо звучит выше на целую октаву. Зато низкие ноты извлечь не представляется возможным. Тембр – пронзительный, слегка свистящий.

Длина пикколо – около 30 см. (это в 2 раза короче стандартной флейты). Материал изготовления – дерево. Редко встречаются пластиковые, металлические модели.

Как звучит флейта-пикколо

Нереальные звуки, издаваемые маленьким инструментом, наталкивали композиторов на мысли о сказочных персонажах. Именно для их изображения, а также для создания иллюзии грозы, ветра, звуков боя применялась флейта-пикколо в оркестре.

Инструменту доступен диапазон от ноты «ре» второй отавы до ноты «до» пятой октавы. Записываются ноты для пикколо октавой ниже.

Деревянные модели звучат мягче, чем пластиковые, металлические, но играть на них гораздо сложнее.

Звуки пикколо настолько яркие, сочные, высокие, что ее используют для придания звучности мелодии. Она продлевает звукоряд других духовых инструментов оркестра, в силу своих возможностей не способных осилить верхние ноты.

Игра на флейте-пикколо

Устройство инструмента

Пикколо является разновидностью обычной флейты, поэтому их устройство схоже. Выделяют три основные части:

  1. Головку. Расположена в верхней части инструмента. Состоит из отверстия для вдувания воздуха (амбушюрного), пробки с насаженным на нее колпачком.
  2. Тело. Основная часть: на поверхности расположены клапаны, отверстия, способные закрываться, открываться, извлекая всевозможные звуки.
  3. Колено. Клавиши, расположенные на колене, предназначены для мизинца правой руки. У флейты-пикколо колено отсутствует.

Помимо отсутствия колена, отличительными признаками пикколо от стандартной модели являются:

  • меньшие размеры вдувного отверстия;
  • обратноконическая форма сечения ствола;
  • отверстия, клапаны расположены на минимальном расстоянии;
  • общий размер пикколо в 2 раза меньше поперечной флейты.

Строение флейты-пикколо

История малой флейты

Предшественник пикколо, старинный духовой инструмент флажолет, изобрели во Франции в конце XVI века. Его использовали, желая приучить птиц насвистывать определенные мелодии, применение он нашел также в военной музыке.

Флажолет модернизировался, со временем становясь совершенно не похожим на себя. Сначала телу придали коническую форму для чистоты интонации. Головку сделали более подвижной, стремясь получить возможность воздействовать на строй. Позднее корпус разделили на три части.

Получилась конструкция, способная извлекать богатую гамму звуков, в то время, как флажолет звучал достаточно однообразно.

На рубеже XVIII века флейта заняла прочное положение в оркестрах. Но стала выглядеть, как сегодня, благодаря стараниям немецкого мастера, флейтиста, композитора Теобальда Бема. Его считают отцом современной флейты: акустические эксперименты немца дали потрясающие результаты, усовершенствованные модели моментально завоевали сердца профессиональных музыкантов Европы. Бем работал над усовершенствованием всех существующих видов флейты, в том числе, над флейтой-пикколо.

Флейта-пикколо в футляре

Применение инструмента

В XX веке флейта-пикколо активно использовалась в симфонических, духовых оркестрах. Игра на ней – дело непростое. Малые размеры затрудняют извлечение звука, фальшивые ноты резко выделяются среди остальных.

В оркестровый состав входит одна флейта-пикколо, изредка – две. Она используется в камерной музыке, нередки фортепианные концерты в сопровождении пикколо.

Миниатюрная флейта играет важную роль, поддерживая верхние голоса в общем строе оркестра. Знаменитые композиторы (Вивальди, Римский-Корсаков, Шостакович) доверяли инструменту солирование в эпизодах.

Флейта- пикколо – маленькая, кажущаяся игрушечной конструкция, без звуков которой немыслимо большинство выдающихся музыкальных произведений. Она является важной частью оркестров, ее значение трудно переоценить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фланелевый как пишется суффикс
  • Фланел вый как пишется
  • Фламастер или фломастер как пишется правильно
  • Флажочек как пишется правильно
  • Флажок как пишется правило