Фолк-рок (англ. folk rock) — музыкальный жанр, объединяющий элементы народной музыки и рока. В первоначальном и наиболее узком смысле термин «фолк-рок» относился к жанру, образовавшемуся в США и Великобритании в середине 1960-х годов. Первооткрывателем жанра является группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая начинает исполнять американскую народную музыку и песни Боба Дилана в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп «британского вторжения». Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в июне 1965-го года для описания дебютного альбома группы The Byrds. Издание группой The Byrds кавер-версии песни «Mr. Tambourine Man» Боба Дилана и её последующий коммерческий успех инициировали бум фолк-рока в середине 1960-х годов. Не меньшее влияние оказал сам Дилан, в частности, значимыми являются его альбомы Bringing It All Back Home, Highway 61 Revisited и Blonde on Blonde, записанные совместно с электрической рок-группой. Выступление Дилана на Ньюпортском фолк-фестивале 25 июля 1965 года, при поддержке электрической рок-группы, также считается значимым событием в развитии фолк-рока.
Все значения слова «фолк-рок»
-
Особое внимание уделялось народной музыке, обработанной в стиле фолк-рок.
-
– Не сказал бы, что я большой патриот. Просто сначала фолк-роком увлёкся, потом…
-
Попробовала она себя тогда и в народном, а всё потому, что, перепутав фолк-рок с народным вокалом, записалась именно на него (отсылкой документов на конкурс занималась она).
- (все предложения)
- бас-гитарист
- шансонье
- рок-ансамбль
- фронтмен
- семпл
- (ещё синонимы…)
Всего найдено: 6
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется на русском языке название английского графства: Саффолк или Суффолк?
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта признаются корректными.
Добрый день! Подскажите, как писать сочетания с неизменяемыми прилагательными: поп-рок концерт или поп-рок-концерт, фолк-рок опера или фолк-рок-опера. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Такие сочетания пишутся через дефис. Ср. с зафиксированными в «Русском орфографическом словаре РАН» (М, 2012) словами: поп-рок-группа, поп-рок-фестиваль, джаз-фолк-рок-группа.
Добрый день! Все-таки надеюсь узнать, как правильно пишутся слова типа «фолк-рок группа». Уточняю: дефис один или два? Правильно ли писать фолк-рок-группа?
С ув., Тала
Ответ справочной службы русского языка
Правильно с двумя дефисами: фолк-рок-группа (см.: Русский орфографический словарь / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012).
Интересует, с обеих ли сторон выделяется запятыми оборот «сделанную из золота» в следующем предложении:
Он разыскал картину Тициана, украденную из поместья в Норфолке, «Крик» Эдварда Мунка, написанный на картоне, солонку Челлини, сделанную из золота и многие другие шедевры.
Ответ справочной службы русского языка
Да, необходимо «закрыть» определительный оборот: _…солонку Челлини, сделанную из золота, и многие другие шедевры._
Здравствуйте! Пожалуйста, внесите ясность в «пост» в музыкальных жанрах.
В ответах на вопросы № 197279 и № 193411 указано, что правильно писать через дефис, в № 218494 – слитно.
Ответ справочной службы русского языка
Приставка «пост-» пишется слитно с последующей частью слова. Но в случае с «пост-фолк-группой» вступает в силу корректирующее правило для слов с дефисом (таких, как «фолк-группа»).
Фолк-джаз-шоу. Все через дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали верно.
фолк-рок
Правильно слово пишется: фолк-ро́к
Сложное слово, состоящее из 2 частей.
- фолк
- Ударение падает на слог с единственной гласной буквой в слове.
Всего в слове 4 буквы, 1 гласная, 3 согласных, 1 слог.
Гласные: о;
Согласные: ф, л, к. - рок
- Ударение падает на 1-й слог с буквой о.
Всего в слове 3 буквы, 1 гласная, 2 согласных, 1 слог.
Гласные: о;
Согласные: р, к.
Номера букв в слове
Номера букв в слове «фолк-рок» в прямом и обратном порядке:
- 7
ф
1 - 6
о
2 - 5
л
3 - 4
к
4 -
—
- 3
р
5 - 2
о
6 - 1
к
7
Слово «фолк-рок» состоит из 7-ти букв и 1-го дефиса.
Орфографический словарь русского языка (онлайн)
Как пишется слово «фолк-рок» ?
Правописание слова «фолк-рок»
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
фолк-ро́к, -а
Рядом по алфавиту:
фо́лио , нескл., с.
фоли́ть , фолю́, фоли́т
фо́лия , -и (танец)
фолк , -а и неизм. (фолк-рок)
фолк-анса́мбль , -я
фо́лк-граффи́ти , нескл., мн.
фолк-гру́ппа , -ы
фолк-му́зыка , -и
фолк-музыка́нт , -а
фолк-певе́ц , -вца́, тв. -вцо́м, р. мн. -вцо́в
фолк-певи́ца , -ы, тв. -ей
фолк-ро́к , -а
фолк-рок-гру́ппа , -ы
фолк-рок-му́зыка , -и
фолк-ро́ковый
фолк-сти́ль , -я
фолк-фестива́ль , -я
фо́лкер , -а (к фолк-му́зыка)
фолкле́ндский , (к Фолкле́ндские острова́, Фолкле́нды)
фолкле́ндцы , -ев, ед. -дец, -дца, тв. -дцем
фо́лкнеровский , (от Фо́лкнер)
фолли́кул , -а
фолликули́н , -а
фолликули́т , -а
фолликулостимули́рующий
фолликуля́рный
фо́ллис , -а (монета, ист.)
фолли́ст , -а (врач)
фоллитропи́н , -а
фо́льва́рк , -а
фольга́ , -и́ и (устар.) фо́льга, -и
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
РусскийПравить
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | фо̀лк-ро́к | фо̀лк-ро́ки |
Р. | фо̀лк-ро́ка | фо̀лк-ро́ков |
Д. | фо̀лк-ро́ку | фо̀лк-ро́кам |
В. | фо̀лк-ро́к | фо̀лк-ро́ки |
Тв. | фо̀лк-ро́ком | фо̀лк-ро́ками |
Пр. | фо̀лк-ро́ке | фо̀лк-ро́ках |
фо̀лк-ро́к
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -фолк-; корень: -рок-.
ПроизношениеПравить
- МФА: [ˌfoɫk ˈrok]
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- муз. музыкальный стиль, объединяющий элементы народной музыки и рока ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
СинонимыПравить
АнтонимыПравить
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство | |
|
ЭтимологияПравить
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
ПереводПравить
Список переводов | |
БиблиографияПравить
- Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
Фолк-рок | |
---|---|
Направление: | Рок |
Истоки: | Народная музыка Рок-музыка |
Место и время возникновения: | Середина 60-х Великобритания США |
Годы расцвета: |
Фолк-рок — музыкальный жанр, сочетающий элементы фольклорной и рок-музыки. Вероятно первой фолк-рок песней была американская народная «House of the Rising Sun», исполненная британской рок-группой «The Animals» в 1964 году.[1] Музыка «The Beatles» оказывает сильное влияние на калифорнийскую группу «The Byrds», которая записывает электрическую версию «Mr Tambourine Man» Боба Дилана в 1965 году и основывает американское фолк-рок движение.[2]
Содержание
- 1 История
- 1.1 Американский фолк-рок (с середины 1960-х)
- 1.1.1 Блюз-рок (с середины 1960-х)
- 1.1.2 Кантри-рок (англ.) (с 1967)
- 1.2 Электрик-фолк (англ.) (с 1967)
- 1.3 Кельтский рок (англ.) (с начала 1970-х)
- 1.4 Средневековый фолк-рок (англ.) (с начала 1970-х)
- 1.5 Фолк-панк (с середины 1980-х)
- 1.6 Неофолк (с середины 1980-х)
- 1.7 Фолк-метал (с начала 1990-х)
- 1.1 Американский фолк-рок (с середины 1960-х)
- 2 Региональные сцены
- 2.1 Фолк-рок в России
- 2.2 Фолк-рок в Скандинавии
- 2.3 Фолк-рок в Италии
- 2.4 Фолк-рок в Турции
- 2.5 Фолк-рок в Индии
- 2.6 Фолк-рок в Восточной Европе
- 2.7 Фолк-рок в Южной Америке
- 3 Музыкальная характеристика
- 4 См. также
- 5 Примечания
История
Американский фолк-рок (с середины 1960-х)
В первоначальном и наиболее узком смысле, термин «фолк-рок» относится к музыкальному стилю образовавшемуся в США и Канаде в середине 60-х гг. Музыкальное содержание стиля выражалось сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электронных инструментов. Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием американских фольклорных источников, а еще чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее — Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители — «The Byrds», «The Band», «Buffalo Springfield», «Саймон и Гарфанкел». Следует отметить, что Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, на альбоме «Bringing It All Back Home» 1965 года.
Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри.[3] Однако часто блюз-рок не рассматривают как подстиль американского фолк-рока, в силу сложившихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы).
Блюз-рок (с середины 1960-х)
Начиная с середины 60-х такие британские группы, как «The Who», «Led Zeppelin», «The Animals», «The Rolling Stones», вдохновленные американским народным блюзом, создали стиль, который в наше время называют блюз-роком.[4] В своё время они стали частью «британского вторжения» и совместно с бит-исполнителями создали рок-музыку в её современном понимании.
Кантри-рок (англ.) (с 1967)
В 1967 вышел «John Wesley Harding», альбом Боба Дилана, определивший начало нового жанра.[5] Первой кантри-рок группой стала «Flying Burrito Brothers» за которой последовали «The Byrds», Нил Янг и многие другие. В 70-х появились «Eagles» и «Poco», добившиеся немалого успеха.[6]
Электрик-фолк (англ.) (с 1967)
Американская форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрик-фолком» (англ. electric folk)). Пионерами этого стиля в конце 60-х стали «Fairport Convention». Начиная с североамериканской формы фолк-рока, «Pentangle», «Fairport Convention» и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки. Позже, в 1969, бассистом «Fairport Convention» была сформирована «Steeleye Span». А в 1971 появилась группа «Albion Band».
Кельтский рок (англ.) (с начала 1970-х)
Электрик-фолк, в свою очередь, послужил импульсом для более плодовитого течения — кельтского рока, включающего элементы традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани. В Бретани, Алан Стивелл (англ. Alan Stivell) начал смешивать свои бретонские корни с ирландскими и шотландскими и рок-музыкой. В Ирландии появились такие группы, как «Thin Lizzy» и «Horslips». По крайней мере, в первой половине 1970-х гг, кельтский рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармошки, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными року приемами.
Средневековый фолк-рок (англ.) (с начала 1970-х)
Начиная с 1970-х несколько исполнителей из Англии, Германии и Бретани, вдохновленных электрик-фолком, в качестве основы выбирают музыку эпох средневековья, ренессанса и барокко, в отличие от баллад 19 века, преобладавших у «Fairport Convention». В 1972 вышеупомянутая «Steeleye Span» выпускает альбом «Below the Salt», выдержанный в средневековом ключе. Другие подобные группы — «Gentle Giant» и «Third Ear Band».[8] В 1970 в Германии сформировалась группа «Ougenweide». В Бретани появились «Ripaille» (в 1977) и «Saga de Ragnar Lodbrock» (в 1979).[9] Однако к концу 70-х некоторые из этих групп, как например «Gentle Giant» и «Gryphon», отклонились в сторону прогрессивного рока, другие распались.[10]
Фолк-панк (с середины 1980-х)
С середины 1980-х в Британии появляются группы, смешивающие фолк-музыку с энергичным и политически агрессивным панк-роком. Наиболее значимые из них — «The Men They Couldn’t Hang», «Oyster Band», «Billy Bragg» и «The Pogues».
Неофолк (с середины 1980-х)
На стыке пост-панка, фолка и индастриала возник новый стиль. Дэвид Тибет из «Current 93» использовал термин «apocalyptic folk» для описания своей музыки в период с конца 80-х по ранние 90-е. К первопроходцам также относят «Death In June» и «Sol Invictus».
Фолк-метал (с начала 1990-х)
Английская трэш-метал группа «Skyclad» скрестила фолк-музыку с металом, основав тем самым новое плодовитое музыкальное течение. Стоит также отметить, что в Германии выделился особый поджанр фолк-метала — средневековый метал.
Региональные сцены
Фолк-рок в России
Исполнители фолк-рока в России комбинируют элементы рок-музыки как с русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных и народов России. Примером могут быть группы «Ят-ха»[11] и «Сак-сок»,[12] исполняющие соответственно тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.
Первые попытки синтеза рок-музыки и фольклора были предприняты рядом ВИА в конце 60-х и начале 70-х: «Песняры», «Ариэль».[13]
В 1975 году появился студенческий ансабмль «Орнамент» (впоследствии переименованный в «Кукурузу»), исполнявший песни в стиле англо-американского фолк-рока. С 1986 начинается профессиональная деятельность «Кукурузы», записываются пластинки «Давайте петь по-английски» и «Фокусник».[14] С 1986 также начинает свою деятельность группа «Калинов Мост». В 1990 году они издали свой первый оффициальный альбом «Выворотень», который содержал «этнические мотивы и шаманские песнопения».[15]
В первой половине 90-х возникают новые группы: «Рада и Терновник», «Ad Libitum» и «Башня Rowan». Музыка этих групп многогранна и содержит помимо фолк-рока множество других направлений, от психоделии до джаза. В 1994 выходит «Nigredo» Сергея Калугина, первый альбом в России в стиле дарк-фолк.
В 1996 появляется фолк-рок группа «Разнотравие». В записи их единственного изданного альбома «Каторга» 2001 года принял участие Митя Кузнецов, игравший до этого в фолк-группе «Седьмая Вода». После этого был создан совместный проект «Разнотравие и Митя Кузнецов», распавшийся в 2003 году. В 1996 появляется также другая фолк-рок группа — «Тиль Уленшпигель», в которую позже пригласили певицу Хелавису. В 1999 «Тиль Уленшпигель» распалась, однако по инициативе Хелависы воссоединилась под названием «Мельница», но уже без участия основателя группы Руслана Комлякова. Параллельно, Дэном Скуридой и Марией Лариной из «Тиль Уленшпигель», была основана фолк-рок группа «Ветер Воды». В 2002 Дэн и Мария ушли из «Мельницы». «Мельница» стала одной из самых известных и популярных фолк-рок групп в России.
В последующие годы формировались не менее интересные группы, такие как «The Dartz», «Пелагея», «Северный Цвет», «Наследие Вагантов»,«Крыс и Шмендра» . Немалого успеха добилась группа «Тролль гнёт ель», исполняющая «пивной фолк». Питерская группа «Ричи Блэкмором для выступления на разогреве его коллектива «Blackmore’s Night».
Фолк-рок в Скандинавии
Фолк-рок в Скандинавии представлен широким кругом самых разных испонителей, которые часто используют в своей музыке элементы северного фолка.
Такие исполнители, как Odd Nordstoga (англ.) и Gåte (англ.) сделали огромный вклад в возрождение народной музыки в Норвегии. Музыкальная карьера Odd Nordstoga охватывает 8 лет, а начинал он с группой «Something Odd». Дебютник и второй альбом, которые характеризуют фолк-роковым звучанием, не получили широкого признания. Сменив название на «Nordstoga» был записан третий по счету альбом, более удачный, чем предшествующие, однако группа распалась. Слава пришла к нему в 2004, после записи сольного альбома «Luring». Альбом представлял собой сплав популярной музыки и норвежской народной. Огромной популярностью пользуется группа «Gåte», которая соединяет звучание народной музыки, метала, электроники, иногда её описывают как «прогрессив-фолк-рок». Звучание народной музыки и метала содержит также группа Lumsk (англ.).
В 1989 году в Швеции сформировались группы «Garmarna». Все три группы широко известны и представляют собой шведскую фолк-рок сцену. С 1992 по 1998 год существовала также группа Den Fule (англ.). Более молодой группой является Dead Man (англ.), сформированная в 2003.
Фолк-рок в Финляндии представлен в основном фолк-метал сценой: «Finntroll», «Moonsorrow», «Turisas» и другие. Однако одним из самых ранних исполнителей фолк-рока является Hector, дебютировавший в 1965 году с песней «Palkkasoturi». С середины 90-х появляются фолк-рок группы «
Фолк-рок в Италии
- en:Folk rock#Italian folk rock
Фолк-рок в Турции
Анатолийский рок развивается с середины 1960-х. Ранние представители, такие как Эркин Корай, Джем Караджа, Барыш Манчо, Moğollar играли смесь турецкой народной музыки с роком. Таким образом анатолийский рок представляет собой турецкий фолк-рок, который в наши дни также актуален, его исполняют Mor ve Ötesi, Şebnem Ferah и другие.
Фолк-рок в Индии
Первыми элементы индийской музыки использовали в своём творчестве такие группы, как «The Beatles», «
Фолк-рок в Восточной Европе
- en:Transsylvania Phoenix
- en:Spitalul de Urgenţă
- Zdob şi Zdub
- чешский фолк-рок
Фолк-рок в Южной Америке
-
Основная статья: Латин-рок
-
Основная статья: :en:Rock en Español
- en:Argentine rock. Фолк-рок группы: en:Arco Iris, en:Leon Gieco
- en:Chilean rock. Фолк-рок группы: en:Los Jaivas
- en:Costa Rican rock. Фолк-рок группы: en:Gandhi (Costa Rican band), en:Evolución
- en:Colombian rock. Фолк-рок группы: en:Aterciopelados
- en:Filipino rock. Фолк-рок группы: en:Asin (band), en:Freddie Aguilar
- en:Guatemalan rock. Фолк-рок группы: en:Enrique Bunbury
- en:Mexican rock. Фолк-рок группы: en:Rodrigo González, en:Zurdok
- en:Puerto Rican rock. Фолк-рок группы: en:La Secta AllStar, en:Sol D’Menta, en:Fiel a la Vega
- en:Venezuelan rock. Фолк-рок группы: en:Caramelos de Cianuro
Музыкальная характеристика
См. также
- Список исполнителей фолк-рока
Примечания
- ↑ Ralph McLean «Stories Behind the Song: ‘House of the Rising Sun'». BBC.
- ↑ Richie Unterberger The Byrds Biography. allmusic.com.
- ↑ Народная музыка. krugosvet.ru.
- ↑ Blues-rock. Allmusic.com.
- ↑ Stephen Thomas Erlewine Bob Dylan Biography. allmusic.com. — «the record arguably became the first significant country-rock record to be released, setting the stage for efforts by the Byrds and the Flying Burrito Brothers later in 1969»
- ↑ Country-Rock. allmusic.com.
- ↑ Blackmore’s Night, official website, http://www.blackmoresnight.com/index2.htm, retrieved 29/01/09.
- ↑ E. Macan, Rocking the Classics: English Progressive Rock and the Counterculture (Oxford University Press, 1997), p. 135.
- ↑ D. E. Asbjørnsen, Scented Gardens Of The Mind, http://sgm.paullee.ru/sgm-fr.htm, retrieved 29/01/09.
- ↑ C. Snider, The Strawberry Bricks Guide to Progressive Rock (Lulu.com, 2008), pp. 183-4.
- ↑ «Ят-Ха» в Абакане: Конец всем войнам! Во всем мире будет звучать одна музыка!. tuvaonline.ru.
- ↑ Алия САБИРОВА Захир Насыйбуллин: «Наши подвиги еще никто не повт. «Молодежь Татарстана» №30, 26 мая 2006г.
- ↑ А. Бурлака Фолк-рок. megabook.ru.
- ↑ Кукуруза: История. kukuruza.info.
- ↑ Евгений Богачков Калинов Мост: История. kalinovmost.ru.
Народная музыка |
|
---|---|
Жанры народной музыки | |
Песня | Трудовая | Обрядовая (Погребальная, Свадебная) | Праздничная | Лирическая | Колыбельная | Плясовая | Пестушка | Потешка | Игровая (Зазывалка, Считалка) | Частушка | Солдатская | Календарная |
Эпическое сказание | Былина | Духовный стих | Скоморошина | Баллада |
Мелодия | Наигрыш | Танцевальная | Инструментальная пьеса |
Стили народной музыки | |
Тюркская | Татарская | Алтайская | Турецкая | Якутская |
Кельтская | Шотландская | Уэльская | Ирландская | Корнуэллская | Бретонская |
Финно-угорская | Марийская | Саамская | Эстонская | Финская | Венгерская | Мордовская | Удмуртская |
Другие | Американская (блюз, кантри) | Русская | Чеченская | Менто | Калипсо |
Производные стили народной музыки | |
Фолк-рок | Фолк-панк | Фолк-метал | Неофолк | Этно-электроника | Психоделический фолк | Филк |
Wikimedia Foundation.
2010.
Фолк-рок (англ. folk rock) — музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рока[3]. У истоков направления была группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая исполняла американскую народную музыку и песни Боба Дилана в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп «британского вторжения»[4][5]. Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в июне 1965-го года для описания дебютного альбома группы The Byrds[6][7]. Издание группой The Byrds кавер-версии песни «Mr. Tambourine Man» Боба Дилана и её последующий коммерческий успех инициировали бум фолк-рока в середине 1960-х годов[8][9]. Не меньшее влияние оказал сам Дилан, в частности, значимыми являются его альбомы Bringing It All Back Home, Highway 61 Revisited и Blonde on Blonde, записанные совместно с электрической рок-группой[9]. Выступление Дилана на Ньюпортском фолк-фестивале 25 июля 1965 года при поддержке электрической рок-группы также считается значимым событием в развитии фолк-рока[10].
Формированию фолк-рока как предшествовали американский фолк-ривайвл, бит-музыка The Beatles и других групп британского вторжения, хитовое издание народной песни «The House of the Rising Sun» группой The Animals и творчество группы The Beau Brummels[9][11][12][13]. В частности, влияние фолк-музыки очевидно в песнях группы The Beatles «I’m a Loser» и «You’ve Got to Hide Your Love Away», и их сильное влияние на фолк-рок[9]. В репертуаре большинства фолк-рок-исполнителей присутствуют как народные песни, так и песни авторов-исполнителей, таких как Дилан[8]. Музыкальное содержание стиля выражается сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электрогитар, как, например, джэнгл-звучание 12-струнной гитары группы The Byrds[4][14]. Подобное звучание джэнгл-гитары возникло в музыке группы The Searchers и записях группы The Beatles в течение 1964 и 1965 годов, когда Джордж Харрисон использовал 12-струнную гитару Rickenbacker[9][15].
История
Американский фолк-ривайвл
Фолк-рок в США возник на базе трёх основных составляющих: городские вокальные группы фолк-ривайвла, народные протестные песни авторов-исполнителей и возрождение северо-американского рок-н-ролла после британского вторжения[16]. Первые два явления напрямую обязаны авторам-исполнителям протестных песен, какими являются Вуди Гатри (Woody Guthrie) и Пит Сигер (Pete Seeger), наряду с культурой левого народного фронта 1930-х[16][17].
Американский фолк-рок (с середины 1960-х)
Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием американских фольклорных источников, а ещё чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее — Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители — The Byrds, The Band, Buffalo Springfield, Simon & Garfunkel, Crosby, Stills, Nash & Young, Mason Proffit, Peter, Paul and Mary, We Five[en]. Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, в альбоме Bringing It All Back Home 1965 года.
Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри[18]. Однако часто блюз-рок не рассматривают как подстиль американского фолк-рока, в силу сложившихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы).
Блюз-рок (с середины 1960-х)
Начиная с середины 60-х такие британские группы, как Led Zeppelin, The Animals, Cream и The Rolling Stones, вдохновленные американским народным блюзом, создали стиль, который в наше время называют блюз-роком[19]. В своё время они стали частью «британского вторжения» и совместно с бит-исполнителями создали рок-музыку в её современном понимании.
Кантри-рок (с 1967)
В 1967 вышел John Wesley Harding, альбом Боба Дилана, определивший начало нового направления в музыке[20]. Первой кантри-рок группой стала The Flying Burrito Brothers[21][22] за которой последовали многие другие, в том числе Eagles и Линда Ронстадт, добившиеся большого успеха.
Электрик-фолк (с 1967)
Американская форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрик-фолком»), первопроходцами которого в конце 1960-х стали группы Pentangle, Fairport Convention и Алан Стивелл[23][24]. Вдохновлённые британским психоделическим фолком и североамериканской формой фолк-рока Pentangle, Fairport Convention и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки[23][25]. Вскоре после этого Эшли Хатчингс, басист Fairport Convention, формирует откровенно британскую фолк-рок-группу Steeleye Span, что в свою очередь, послужило импульсом для расширения электрик-фолка и более плодовитого течения — келтик-рока[26][27][28].
Келтик-рок (с начала 1970-х)
Келтик-рок появился из электрик-фолка в конце 1960-х гг, благодаря группам, как, например, Horslips[28]. Британский автор-исполнитель Donovan оказал влияние на развивающийся келтик-рок своими альбомами The Hurdy Gurdy Man (1968), Barabajagal (1969), Open Road (1970), на последнем из которых присутствовала песня под названием «Celtic Rock»[29][30]. В 1970-х годах эта разновидность фолк-рока набирает популярность, группа Thin Lizzy издаёт свой хит «Whiskey in the Jar», традиционную ирландскую песню исполненную исключительно в рок-инструментовке[28][31]. Однако на протяжении 1970-х годов келтик-рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармоники, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными для рока приёмами[28][32].
Мидивал-фолк-рок (с начала 1970-х)
Начиная с 1970-х, несколько исполнителей из Англии, Германии и Бретани, вдохновлённых электрик-фолком, в качестве основы выбирают музыку эпох средневековья, ренессанса и барокко, в отличие от баллад XIX века, преобладавших у Fairport Convention. В 1972 вышеупомянутая Steeleye Span выпускает альбом Below the Salt, выдержанный в средневековом ключе. Другие подобные группы — Gryphon, Gentle Giant и Third Ear Band[34]. В 1970 в Германии сформировалась группа Ougenweide. В Британии появились Ripaille (в 1977) и Saga de Ragnar Lodbrock (в 1979)[35]. Однако к концу 70-х некоторые из этих групп, как например Gentle Giant и Gryphon, отклонились в сторону прогрессивного рока, другие распались[36]. В России (СССР) также были примеры нео-средневековой музыки, в частности, песня «Город золотой» в исполнении группы Аквариум на стилизацию В. Вавиловым музыки итальянского композитора эпохи Ренессанса Francesco da Milano и стихи Анри Волохонского (с некоторыми изменениями в тексте).
Фолк-панк (с середины 1980-х)
С середины 1980-х в Британии появляются группы, смешивающие фолк-музыку с энергичным и политически агрессивным панк-роком. Наиболее значимые из них — The Men They Couldn’t Hang, Oyster Band, Dropkick Murphys, Billy Bragg и The Pogues.
Неофолк (с середины 1980-х)
На стыке пост-панка, фолка и индастриала возник новый стиль. Дэвид Тибет из Current 93 использовал термин «apocalyptic folk» для описания своей музыки в период с конца 80-х по ранние 90-е. К первопроходцам также относят Death In June и Sol Invictus.
Фолк-метал (с начала 1990-х)
Английская трэш-метал группа Skyclad скрестила фолк-музыку с металом, основав тем самым новое плодовитое музыкальное течение. В Израиле выделился ориентал-метал, в Германии — средневековый метал, а в Ирландии — келтик-метал.
Региональные сцены
Фолк-рок в СССР
Первые попытки синтеза рок-музыки и фольклора были предприняты рядом ВИА в конце 1960-х и начале 1970-х годов вокальным ансамблем «Трио Линник», «Песняры», «Ариэль»[37], «Сябры», «Верасы»[38], солисткой ВИА «Добры молодцы» Жанной Бичевской. Позже были Александр Градский с работой Русские песни (1980), туркменская группа «Гунеш», отдельные работы «Поп-механики»[37], «Кукуруза»[39], «Калинов Мост»[40], «Адо» и «Седьмая вода».
Фолк-рок в России
В первой половине 1990-х возникают такие разноплановые группы, как Рада и Терновник, Farlanders и Инна Желанная, Король и Шут, Ad Libitum и Башня Rowan. Музыка этих групп многогранна и содержит помимо фолк-рока множество других направлений.
В 1996 году появляется фолк-рок-группа Тиль Уленшпигель Руслана Комлякова, в которую позже пригласили певицу Хелавису. В 1999 в результате конфликта некоторых участников с основателем групп, Тиль Уленшпигель распалась, однако по инициативе Хелависы позже воссоединилась уже без участия Руслана Комлякова под названием Мельница.
С конца 1990-х и до настоящего времени формировались новые группы, как, например, Ветер Воды, Ива Нова, Разнотравие, The Dartz, Пелагея, TINTAL, Солнцеворот, Дорога Водана, Начало Века, Тол Мириам, White Owl, Тролль гнёт ель, The Hatters [источник не указан 1558 дней].
Исполнители фолк-рока в России комбинируют элементы рок-музыки как с русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных народов, а также народов России. Примером могут быть группы Ят-ха[41] и Сак-Сок[42], исполняющие соответственно тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.
Фолк-рок в Восточной Европе
Слияние фолка и рока в Венгрии началось в 1965 году, когда группа Illés, включавшая элементы венгерской народной музыки и бита, выиграла все, что можно было выиграть в то время на различных фестивалях и телевизионных конкурсах. Позднее, венгерские группы Barbaro, Gépfolklór, Kormorán и Drums разработали уникальный звук, применяя нечетные ритмы и приближаясь к прогрессивному року.
Румынская группа Transsylvania Phoenix (известная в Румынии просто как Phoenix), основанная в 1962, внедряла элементы фолка в их рок-музыку приблизительно в 1972, в неудачной попытке пойти на компромисс с правительственной репрессией рок-музыки. Попытка потерпела неудачу, и группа закончила в изгнании, в течение большей части правления Чаушеску. Современным представителем румынского фолк-рока является группа Spitalul de Urgenţă (англ.). Молдавский фолк-рок представляют Zdob şi Zdub.
Чешская группа Flamengo (англ.) появилась в 1966 и выпустила всего один альбом Kuře v hodinkách (1972), который стал культовым. Многие специалисты называют этот альбом лучшим в истории чешской рок-музыки. За период существования группы в ней сыграли многие известные личности чешской рок-сцены, например, Владимир Мишек и Ян Кубик. Представителями чешского фолк-рока также являются ASPM, Власта Редл, Marsyas, Xindl X и другие[43].
Представителями белорусского фолк-рока являются группы Osimira и Тутэйшая Шляхта (TŠ). В украинской музыке к фолк-року относятся группы Тартак, Перкалаба, Гайдамаки, Триста8ісім, Чур.
Югославия и государства-преемники
Многие группы прогрессивного рока 1970-х из СФРЮ включали в своё звучание элементы балканской народной музыки. Группы Korni Grupa (англ.), YU grupa (англ.) и S Vremena Na Vreme (англ.) были первопроходцами на югославской сцене, за которыми последовали Smak (англ.), Леб и сол и Dah (англ.).
В середине 1970-х появилась успешная группа Bijelo Dugme, совмещающая хард-рок и народную музыку, которая с начала 1980-х уходит в сторону новой волны и с конца 1980-х — в сторону поп-рока. Альбомы Bijelo Dugme оказывают влияние на ряд поп-рок/фолк-рок-исполнителей 1980-х из Сараево: Crvena jabuka (англ.), Plavi orkestar (англ.), Дино Мерлин и Hari Mata Hari. Фолк-рок на основе хард-рока в 1980-х исполняет также группа Griva (англ.), после третьего одноимённого альбома Griva (1987). Прогрессив-рок-группа Galija переходит на фолк-рок в конце 1980-х. Нью-вейв-группа Azra также переходит на фолк-рок в поздний период своего творчества.
Автор-исполнитель Джордже Балашевич включает элементы народной музыки Воеводины в ряд своих песен, а альбомы, как, например, Na posletku… (1996) и Rani mraz (2004), характеризуются фолк-рок-направленностью. Ещё одним известным исполнителем, комбинирующим фолк Воеводины и рок-музыку, является группа Garavi Sokak (англ.).
В 1990-х появилась сербская группа Orthodox Celts (англ.), исполняющая келтик-рок. Её успех способствовал появлению новых келтик-рок-групп в Сербии, как, например, Alfapop (англ.) и Irish Stew of Sindidun (англ.).
Фолк-рок в Скандинавии
Ранние альбомы норвежского исполнителя Odd Nordstoga (англ.) характеризуют фолк-рок-звучанием, однако они не получили широкого признания. В дальнейшем Odd Nordstoga перешёл в область поп-музыки, где приобрёл значительный успех. Большой славой пользуется норвежская группа Gåte (англ.), объединившая звучание народной музыки, тяжёлого рока и электроники, иногда её называют прогрессив-фолк-рок-группой. Звучание народной музыки и прогрессивного метала объединяет норвежская группа Lumsk. Наиболее известная саамская певица Мари Бойне исполняет минималистский фолк-рок, основанный на йойке.
В 1989 году в Швеции сформировались группы Hedningarna и Hoven Droven (англ.). Годом позже появилась Garmarna. Все три группы широко известны и представляют собой шведскую фолк-рок-сцену.
Фолк-рок в Финляндии представлен в основном фолк-метал-сценой. Однако одним из самых ранних исполнителей фолк-рока является Hector, дебютировавший в 1965 году с песней «Palkkasoturi». С середины 90-х появляются фолк-рок группы Viikate, Lauri Tähkä & Elonkerjuu (англ.), Pohjannaula (англ.).
Фолк-рок в Италии
В Италии многие исполнители внедряют в свою музыку элементы американской народной музыки. Примерами могут быть альбом Folk beat n. 1 (1967) исполнителя Francesco Guccini (англ.) или творчество Edoardo Bennato (англ.), который сочетает кантри, рок и тарантеллу.
Корни фолк-рока могут быть найдены в творчестве двух итальянских авторов: Фабрицио Де Андре и Анджело Брандуарди. В 1984 году Фабрицио Де Андре публикует альбом Creuza de ma на генуэзском диалекте (древний диалект, с древними и устаревшими словами, импортированными из арабского). Он использует музыкальные инструменты из Босфора и Гибралтара: уд, андалузскую гитару, македонскую волынку, флейту, турецкий шалмей, лютню, греческий бузуки, неаполитанскую мандолину. Анджело Брандуарди является классическим музыкантом, чей дебютный альбом Branduardi (1974) близок к прогрессивному звучанию, позже он уйдёт в сторону средневековой и кельтской музыки. В 1985 году он поёт стихи Уильяма Батлера Йейтса. Скрипка, арфа, ситар, банджо и лютня сопровождаются электрическим басом и барабанами. Позже он заменил акустическую скрипку на электрическую.
В 1982 году была основана группа Lou Dalfin, исполняющая традиционную музыку на таких традиционных инструментах, как колёсная лира, аккордеон, Органто[en], скрипка, флейта, Бо-хэу[en] и волынка, и поющая на окситанском языке. Новый состав 1990 года исполняет фолк, джаз и рок, используя электрический бас, ударные, электрогитару, клавишные и саксофон. В 1988 году была основана итальянская этно-фолк-рок-группа Tazenda, которая применяет Сардинский тройной кларнет[en] (самый старый тростниковый инструмент Средиземноморья).
Группа The Gang была основана в 1984 году как панк-группа, вдохновлённая группой The Clash, однако в 1990 году они начинают петь об итальянской политической и социальной ситуациях, отходя от панка и применяя акустическую двенадцатиструнную гитару, скрипку, аккордеон, гармонику и флейту. После издания двух рок-альбомов, в 2004 году, The Gang записывают альбом Nel tempo e oltre cantando insieme, совместно с группой La Macina из Марке, которую возглавляет Gastone Pietrucci.
В 1991 году некоторые исполнители из Эмилия-Романья основали группу Modena City Ramblers (англ.), которая комбинирует стиль альбома Combat Rock (1982) группы The Clash с фолком, традиционной ирландской музыкой, политическими песнями и партизанскими песнями. Позже они переходят на смесь этнической музыки, рока, панка, различных лупов и семплов, называя этот стиль «Celtic patchanka». Modena City Ramblers повлияли на многих исполнителей, среди которых Casa del Vento (англ.), Fiamma Fumana (англ.), Caravane de Ville, Ductia, Paulem, La strana famiglia, Cisco.
Фолк-рок в Испании
Различные сочетания фолка и рока включают в себя New flamenco (англ.) и поп-ориентированные формы раи. Из Испании происходят два фолк-рок-волынщика: Susana Seivane (англ.) из Галисии и Хевиа, который смешивает традиционные и современные танцевальные мелодии. Группа Triquel исполняет келтик-рок, однако более известной испанской группой является Mägo de Oz, которая комбинирует кельтский фолк с хард-роком. Кроме этого есть представитель экспериментального рока Lynda Thomas (англ.), получившая известность за исполнение смеси традиционной музыки с роком или евродэнсом.
Фолк-рок в Турции
Анатолийский рок развивается с середины 1960-х. Ранние представители, такие как Эркин Корай, Джем Караджа, Барыш Манчо, Moğollar играли смесь турецкой народной музыки с роком. Таким образом анатолийский рок представляет собой турецкий фолк-рок, который в наши дни также актуален, его исполняют Mor ve Ötesi, MaNga, Şebnem Ferah и другие.
Фолк-рок в Восточной Азии
Основная статья: Манила-саунд
Основная статья: Пиной-рок
Манила-саунд — разновидность фолк-рока, популярная на Филиппинах (особенно в Маниле в 1970-х, комбинирующий элементы филиппинской народной музыки, рока, джаза и диско, с использованием таглиша). Известные исполнители: Freddie Aguilar, Florante, Heber Bartolome, Asin, Sampaguita, Rey Valera, Sharon Cuneta, Hotdog, Apo Hiking Society, VST & Co., Rico J. Puno и Ryan Cayabyab. Филиппинский рок называют пиной-рок.
Фолк-рок в Канаде
Канадский фолк-рок не всегда, но в основном, связан с кельтской музыкальной традицией. Группы Figgy Duff, Wonderful Grand Band и Spirit of the West стали первопроходцами канадского келтик-рока, за которыми последовали Crash Test Dummies, Great Big Sea, The Mahones, The Dukhs, Jimmy George, Rawlins Cross, Captain Tractor, Mudmen и Michou. В последнее время канадская инди-музыка обогатила сцену рок-музыкой на основе различных стилей фолк-музыки, примерами являются группы Attack In Black, Great Lake Swimmers, City and Colour, The Wooden Sky, Joel Plaskett и Two Hours Traffic.
Фолк-рок в Индии
Фолк-рок в Южной и Центральной Америке
Зародившись в форме испаноязычного рок-н-ролла, латинский рок со временем вобрал в себя ритмы и мелодии народов Латинской Америки. Очень большой вклад в развитие и популяризацию этой разновидности фолк-рока сделал Карлос Сантана — несомненно, икона латин-рока.
Исполнители фолк-рока
См. также
- Паган-рок[en]
- Фолк-метал
Примечания
- ↑ Oldies Music Glossary: »Folk-rock». About.com. Дата обращения: 17 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ Ralph McLean. «Stories Behind the Song: ’House of the Rising Sun'». BBC. Архивировано 14 февраля 2012 года.
- ↑ Folk rock definition. TheFreeDictionary.com. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 6 июня 2011 года.
- ↑ 1 2 Explore: Folk-Rock | AllMusic. Дата обращения: 8 апреля 2012. Архивировано 11 сентября 2011 года.
- ↑ Gendron, Bernard. Between Montmartre and the Mudd Club: Popular Music and the Avant-Garde (англ.). — University Of Chicago Press, 2002. — P. 180. — ISBN 0-226-28737-8.
- ↑ Unterberger, Richie. Turn! Turn! Turn!: The ’60s Folk-Rock Revolution (англ.). — Backbeat Books, 2002. — P. 133. — ISBN 0-87930-703-X.
- ↑ Rogan, Johnny. The Byrds: Timeless Flight Revisited. — 2nd. — Rogan House, 1998. — С. 83. — ISBN 0-95295-401-X.
- ↑ 1 2 Mr. Tambourine Man — The Byrds. Дата обращения: 8 апреля 2012. Архивировано 24 апреля 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Folk Rock: An Overview. Richieunterberger.com. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ Unterberger, Richie. Turn! Turn! Turn!: The ’60s Folk-Rock Revolution (англ.). — Backbeat Books, 2002. — P. 1. — ISBN 0-87930-703-X.
- ↑ The Byrds | AllMusic. Дата обращения: 8 апреля 2012. Архивировано 28 апреля 2012 года.
- ↑ Burt, R and North, P. West Coast Story: The 60s Rock Revolution (англ.). — Phoebus Publishing Company, 1977. — P. 28. — ISBN 0-600-39393-3.
- ↑ Wadhams, W. Inside The Hits: The Seduction Of A Rock And Roll Generation (англ.). — Berklee Press, 2001. — P. 194. — ISBN 0-634-01430-7.
- ↑ Roger McGuinn Biography. Allmusic. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ George Harrison Biography. Allmusic. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ 1 2 1962–66: American Folk-Rock vs. The British Invasion. State University of New York at Oswego. Дата обращения: 19 марта 2010. Архивировано из оригинала 11 июня 2011 года.
- ↑ Smith, Graeme. {{{заглавие}}} // Popular Music. — Cambridge University Press, 1997. — Январь (т. 16, № 1). — С. 127.
- ↑ Народная музыка. krugosvet.ru. Архивировано 14 февраля 2012 года.
- ↑ Blues-rock. Allmusic.com. Архивировано 14 февраля 2012 года.
- ↑ Stephen Thomas Erlewine. Bob Dylan Biography. allmusic.com. — «the record arguably became the first significant country-rock record to be released, setting the stage for efforts by the Byrds and the Flying Burrito Brothers later in 1969». Архивировано 14 февраля 2012 года.
- ↑ Classic Rock, специальный выпуск № 1, стр. 36
- ↑ Rolling Stone Music | Top Artists, News, Reviews, Photos and Videos. Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано из оригинала 3 мая 2009 года.
- ↑ 1 2 British Folk-Rock Overview. Allmusic. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ Alan Stivell Biography. Allmusic. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ Brocken, Michael. The British Folk Revival 1944-2002. — Ashgate Publishing Limited, 2003. — С. 95—102. — ISBN 0-75463-282-2.
- ↑ Steeleye Span Biography. Allmusic. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ The Albion Band Biography. Allmusic. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 The story of Celtic Rock. Rambling House: Home of Irish Music on the Web. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано из оригинала 15 октября 2009 года.
- ↑ Unterberger, Richie. Eight Miles High: Folk-Rock’s Flight from Haight-Ashbury to Woodstock (англ.). — Backbeat Books, 2003. — P. 154—156. — ISBN 0-87930-703-X.
- ↑ Open Road review. Allmusic. Дата обращения: 26 марта 2010. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ Brown, Tony. The Complete Book of the British Charts (англ.). — Omnibus Press (англ.) (рус., 2000. — P. 894. — ISBN 0-7119-7670-8.
- ↑ Johnston, Thomas F. {{{заглавие}}} // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. — Croatian Musicological Society, 1995. — Июнь (т. 26, № 1). — С. 35—59.
- ↑ Blackmore’s Night, official website, http://www.blackmoresnight.com/index2.htm Архивная копия от 22 июля 2010 на Wayback Machine, retrieved 29/01/09.
- ↑ E. Macan, Rocking the Classics: English Progressive Rock and the Counterculture (Oxford University Press, 1997), p. 135.
- ↑ D. E. Asbjørnsen, Scented Gardens Of The Mind, http://sgm.paullee.ru/sgm-fr.htm Архивная копия от 3 марта 2016 на Wayback Machine, retrieved 29/01/09.
- ↑ C. Snider, The Strawberry Bricks Guide to Progressive Rock (Lulu.com, 2008), pp. 183-4.
- ↑ 1 2 А. Бурлака. Фолк-рок. megabook.ru. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года.
- ↑ Черезов И. Настольная книга начинающего меломана Архивная копия от 10 ноября 2021 на Wayback Machine — Одесса: «Астропринт», 2016 — С. 100
- ↑ Кукуруза: История. kukuruza.info. Архивировано 10 декабря 2012 года.
- ↑ Евгений Богачков. Калинов Мост: История. kalinovmost.ru. Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года.
- ↑ «Ят-Ха» в Абакане: Конец всем войнам! Во всем мире будет звучать одна музыка! tuvaonline.ru. Архивировано 1 сентября 2009 года.
- ↑ Алия САБИРОВА. Захир Насыйбуллин: »Наши подвиги еще никто не повт. «Молодежь Татарстана» №30, 26 мая 2006г. Архивировано из оригинала 6 августа 2007 года.
- ↑ Ольга Васинкевич. Чешский фолк-рок - музыка для души и головы. Архивировано 14 февраля 2012 года.
Литература
- Королев О. Фолк-рок // Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. — М.: Музыка, 2006. — ISBN 5-7140-0982-7. Архивировано 29 ноября 2014 года.
Эта страница в последний раз была отредактирована 25 февраля 2023 в 21:00.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.