Многим хочется узнать свое будущее — порадоваться, если оно окажется светлым, или защититься от возможных угроз. И речь не только об отдельных людях: это важно компаниям, отраслям и целым странам. Точно предсказать судьбу невозможно, а вот смоделировать наиболее вероятные сценарии — вполне, благодаря форсайту. Рассказываем, что это такое и как работает.
Что такое форсайт и как он появился
Форсайт (англ. foresight, «предвидение») — это методология, которая позволяет выяснить, каким может быть будущее, например, конкретной отрасли. Она подразумевает командную работу экспертов в разных областях. Каждый оценивает тренды в своей сфере, анализирует ключевые изменения и предполагает, как эта сфера может развиваться. Затем все эксперты обсуждают свои варианты, формируют несколько наиболее вероятных образов будущего, определяют предпочтительный и планируют, как действовать в его контексте.
Чем тогда форсайт отличается от прогноза? Моделирование будущего в форсайте — всегда результат работы группы экспертов, которые непосредственно влияют на рассматриваемую область. Скорее всего, именно эти люди будут реализовывать согласованные в результате форсайт-сессий инициативы. Иными словами, форсайт помогает планировать будущее, а не просто предсказывать.
Прогноз же может быть мнением одного человека. Кроме того, авторы прогнозов не всегда подкрепляют их исследованиями. Им также сложнее учесть «черных лебедей» — маловероятные события, которые могут существенно изменить сценарии будущего.
Считается, что одним из первых о форсайте заговорил Герберт Уэллс в 1930-х годах. Выступая на BBC, он предложил создать специальность «профессоров по предвидению», а также соответствующие департаменты. По версии Уэллса, они должны были, анализируя исторические процессы и то, что происходит в настоящем, предполагать, какое будущее может наступить и как к нему подготовиться.
Более конкретно методологию проработали в 1950-х. В условиях холодной войны и существования ядерного оружия нужно было понять, как политикам и военным принимать критически важные решения при высоком уровне неопределенности. Ответ предложили в американской исследовательской компании RAND. Ученые начали использовать сценарное планирование для оценки вариантов будущего, а также разработали метод Delfi — о нем мы поговорим ниже.
Кому и зачем нужен форсайт
Сейчас форсайт используется не только в политике, но и в бизнесе и экономике. Он позволяет оценить варианты развития отрасли, компании, отдельного тренда или технологии, а затем разработать стратегию действий.
Например, в сфере образования форсайт позволяет спрогнозировать, какие навыки и профессии будут, вероятно, востребованы в будущем. На основе этого учебные заведения могут корректировать свои программы, а студенты — выбирать актуальные специальности.
HR-специалисты с помощью форсайта могут формировать стратегию подбора и развития сотрудников. К примеру, оценивать, что, скорее всего, будет привлекать топовых специалистов в ближайшие годы, какие навыки потребуются компании, в каком направлении изменится рынок труда в целом.
В области технологий благодаря форсайту можно скорректировать свои разработки с учетом наиболее вероятных сценариев будущего. А еще — предположить, как те или иные технологические достижения повлияют на общество, экономику и другие сферы.
Методики форсайта
Все методики форсайта базируются на трех ключевых принципах:
-
на будущее можно повлиять, если приложить усилия;
-
будущее вариативно и не определяется прошлым, а зависит от решений в настоящем;
-
будущее нельзя предсказать достоверно — можно только подготовиться к наиболее вероятному сценарию или достичь желаемого образа будущего благодаря скоординированным усилиям.
Как правило, в глобальных форсайт-проектах используются комбинации различных методик и инструментов — от SWOT-анализа до создания дорожных карт. Мы расскажем о ключевых из них.
Метод Delphi
Один из первых и важнейших методов форсайта. Суть метода — в том, чтобы эксперты достигли консенсуса по конкретному вопросу, но не влияли на мнения друг друга с эмоциональной точки зрения. Например, при очном групповом обсуждении оценка более харизматичного специалиста может быть переоценена, а оценка более спокойного — не услышана. Метод Delphi позволяет избежать такой ситуации: эксперты высказываются анонимно и заочно. Как правило, для этого используются анкеты или интервью.
Метод подразумевает несколько этапов:
-
Эксперты раскладывают проблему на несколько вопросов. Аналитики отбирают самые популярные и составляют анкету.
-
Эксперты просматривают анкеты и при необходимости дорабатывают вопросы.
-
Теперь эксперты подробно отвечают на каждый вопрос анкеты. Они описывают свое видение проблемы, возможных вариантов будущего, рисков и требуемых действий. Затем они комментируют ответы других участников.
-
Аналитики отбирают похожие мнения и обобщают их в одном тезисе.
-
Этапы 2–4 повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению.
Хотя в некотором смысле метод Delphi довольно объективен, у него есть и свои недостатки. Например, аналитикам сложнее заметить нестандартные решения, которые вполне могут оказаться верными. Кроме того, проводить такой многоуровневый опрос достаточно долго.
Сценарное планирование
Метод позволяет представить различные сценарии будущего в зависимости от имеющихся рисков. Это что-то вроде симулятора: участники форсайт-сессии предполагают, что может произойти, и анализируют возможные действия. Как и метод Delphi, сценарное планирование появилось в 1950-х годах в компании RAND.
Разработанные экспертами сценарии должны отвечать нескольким критериям:
-
правдоподобность;
-
внутренняя согласованность (логичность);
-
полезность для принятия решений.
Как разработать такой сценарий? Матс Линдгрен и Ханс Бандхольд, авторы книги «Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией», предлагают алгоритм из пяти шагов (TAIDA):
-
Наблюдение (Tracking) — оценка происходящих изменений, рисков и потенциальных возможностей.
-
Анализ (Analyzing) — анализ последствий рисков и разработка сценариев.
-
Создание образа (Imaging) — моделирование желаемого образа будущего с учетом потенциальных возможностей.
-
Принятие решения (Deciding) — выбор стратегий поведения как для желаемого сценария, так и для наиболее вероятных из остальных.
-
Действие (Acting) — постановка краткосрочных целей и реализация стратегии.
Анализ трендов
Анализ трендов позволяет вовремя заметить факторы, которые могут повлиять на будущее. Такие факторы, или сигналы, делятся на слабые и сильные.
Сильные сигналы, как правило, очевидны, и повлиять на них сложно. Это, например, повсеместный переход на удаленную работу или развитие искусственного интеллекта. К ним нужно уметь подстраиваться.
Слабые сигналы говорят о том, что еще не используется повсеместно, но может определить, например, будущее отрасли. Это могут быть экспериментальные технологии, подходы, разработки. Для бизнеса такие сигналы могут стать конкурентным преимуществом.
Общий алгоритм анализа трендов можно свести к четырем шагам:
-
Выбор цели. Определив, куда вы хотите двигаться, вы сможете понять, за трендами в какой области стоит следить прежде всего.
-
Выявление слабых и сильных сигналов.
-
Поиск взаимосвязей. Здесь важно понять, могут ли найденные сигналы потенциально образовать тренд.
-
Оценка тренда. На этом шаге моделируются варианты развития тренда и его влияния на будущее.
Rapid Foresight («скоростной форсайт»)
Методика была разработана в России в 2008 году. Она помогает провести форсайт-сессию быстро — в течение нескольких дней, — без больших бюджетов и по качеству результатов не уступает классическим методам. Скоростной форсайт используют, например, эксперты «Атласа новых профессий» и Национальной технологической инициативы.
Разработчики методики представляют ее в виде алгоритма из пяти шагов:
-
Префорсайт. Фактически это сбор информации — анализ статистики в соответствующей области, публикаций, общественного мнения и других источников.
-
Формирование группы участников. Выбираются наиболее компетентные эксперты — например, на основе рекомендаций заказчика форсайт-исследования или публикаций по заданной теме.
-
Генерация. Это собственно форсайт-сессия с использованием различных инструментов — мозгового штурма, проработки сценариев и других.
-
Действия. Участники форсайт-сессии предлагают набор инициатив, например в виде дорожных карт, которые могут приблизить желаемый вариант будущего.
-
Обновление. Результаты форсайт-сессий регулярно пересматриваются и актуализируются.
Как провести форсайт-сессию по методике Rapid Foresight
Описать цели и задачи всей сессии
Организаторы форсайт-сессии объясняют ее правила, цели и задачи. Проходят выступления экспертов и распределение на рабочие группы.
Определить предмет обсуждения
Каждая группа экспертов определяет свою область исследования, основной предмет и границы карты будущего.
Сформировать поле трендов
Эксперты выявляют основные тренды в своей области, анализируют сильные и слабые сигналы. Важно также оценить происходящее в смежных областях. Например, на развитие сферы образования могут повлиять и технологические тренды тоже.
Определить акторов (стейкхолдеров)
На этом шаге эксперты определяют субъектов, действия которых могут влиять на будущее. Это, например, государство или крупный бизнес.
Определить возможности и угрозы
Эксперты оценивают, с чем могут столкнуться стейкхолдеры, если тренды продолжат развиваться без глобальных изменений.
Определить «разрывы»
«Разрывы» — это ключевые точки, в которых выгоды для стейкхолдеров могут усилиться, а угрозы — компенсироваться. На этом же шаге формируются образы желаемого и продолженного будущего. Продолженное наступит, если стейкхолдеры будут действовать как действовали, желаемое — если они решат двигаться в сторону наибольших выгод для себя.
Смоделировать карты будущего и возможные действия стейкхолдеров
Эксперты предлагают инициативы и варианты действий, которые помогут стейкхолдерам приблизиться к желаемому будущему. Например, в формате дорожных карт.
Будущее не предопределено: его нельзя абсолютно точно предсказать, но можно попытаться построить его в своих интересах. В текущей турбулентной ситуации нужен метод, который позволит проанализировать тренды и на основе произошедших и ожидаемых изменений сформировать новую стратегию развития — для компании или целой отрасли. Таким методом является форсайт.
Разобраться в тонкостях организации форсайта и его пользе в управлении персоналом нам помог Андрей Пуртов — эксперт по маркетингу и стратегии, преподаватель курса «Стратегия бизнеса и маркетинга» в МГУ им. Ломоносова, приглашенный преподаватель Executive MBA ИБДА РАНХиГС и Академии управления ДВФУ, куратор курса «Маркетинг и бренд-менеджмент» в Британской высшей школе дизайна.
О чем вы узнаете
👉 Что такое форсайт и зачем он нужен
👉 Чем форсайт отличается от прогноза
👉 Виды форсайта
👉 Форсайт в ситуациях неопределенности
👉 Кому подойдет и где может быть полезен форсайт
👉 Правила проведения: распределение ролей и ответственности
👉 Правила проведения: подготовка к форсайту
👉 Правила проведения: форсайт-сессия в 7 тактов
? Пример форсайта
Андрей Пуртов, эксперт по маркетингу и стратегии
Что такое форсайт и зачем он нужен
Форсайт — это одна из социальных технологий групповой работы. В ходе форсайта участники пытаются выяснить, каким будет будущее, делают свои предположения и определяют, как действовать в выбранном контексте.
Автор этого термина — писатель-фантаст Герберт Уэллс. В своем выступлении на BBC в 1930 году он предложил ввести особую профессию — «профессор предвидения» (professor of foresight). По его задумке, такой специалист, подобно историку, должен был бы анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям.
В форсайте участвуют эксперты, глубоко погруженные в обсуждаемый вопрос и смежные области. Если будущее представить виде пазла, состоящего из множества кусочков, то каждый участник с помощью своего опыта и профессиональной интуиции сможет приоткрыть 1–3 кусочка. А если собраться в группу из 40–50 человек, то получится открыть 100–200 кусочков. Так будущее понять значительно проще. Поэтому форсайт также называют пиксельным мышлением.
В этом особенность методики группового мышления: она намного мощнее, чем рефлексия или мыслительные процессы отдельно взятого человека.
Чем форсайт отличается от прогноза
Разница между форсайтом и прогнозированием — в участниках процесса. Обычно прогноз дают эксперты, которых попросили высказать мнение по какому-то вопросу — например, что изменится в сфере внутреннего туризма в России. Как правило, такие комментаторы делают довольно отстраненный прогноз, достоверность которого их не слишком волнует.
В форсайте все иначе. При его правильной организации приглашаются не отстраненные от предмета обсуждения внешние эксперты, а люди с проактивной позицией из числа стейкхолдеров — тех, кто оказывает наибольшее влияние на изучаемую сферу.
На форсайтах также происходит так называемое присвоение результатов, то есть собираются команды, которые реализуют предложенные идеи. А вот из прогнозов ничего не рождается. Они не приводят к каким-то результатам сами по себе, а лишь призывают к рефлексии.
Виды форсайта
В зависимости от субъекта, способа создания и сферы использования выделяют несколько видов форсайта.
Сейчас самый популярный вид форсайта в России — Rapid Foresight, или быстрый форсайт. Он разработан около 15 лет назад компанией «Метавер» и Агентством стратегических инициатив.
Вы можете изучить полное авторское описание методологии. Но важно понимать, что по одним лишь теоретическим рекомендациям сложно провести правильную форсайт-сессию с валидными результатами. Поэтому лучше обратиться к практикующим специалистам. Методология Rapid Foresight постоянно улучшается и дорабатывается. К тому же многие модераторы форсайт-сессий могут использовать свои подходы к проведению форсайт-сессии, которые они уже проверили на практике.
Форсайт в ситуациях неопределенности
Форсайт начинается с выявления трендов. Например, сейчас очевидный тренд в диджитал-сфере — это массовая миграция пользователей в VK и телеграм.
Но бывает и так, что один человек предполагает какое-то событие в будущем, с которым большинство не согласно. Такое событие обычно называют «очевидное-невероятное» или «черный лебедь». Это некое явление или событие, способное оказать большое влияние на ход вещей, которое большинством экспертов оценивается как маловероятное. «Черные лебеди» обязательно фиксируются на карте будущего и учитываются в разработке стратегий и планировании.
Возможно, форсайт не помог бы спрогнозировать текущий кризис: в публичном доступе отсутствовала информация о принимаемых решениях, а значит, и не было данных для предсказания «черных лебедей». Однако методы форсайта полезны и актуальны в турбулентные времена: старые правила меняются, а новые еще не успевают сформироваться. С помощью форсайта можно оперативно реагировать на любые изменения и создавать стратегию развития.
Кому подойдет и где может быть полезен форсайт
Форсайт как групповую механику взаимодействия между людьми можно использовать для разных целей в HR-менеджменте.
Стратегическое планирование
Отраслевой форсайт о будущем области HR поможет выявить тренды, сформировать стратегию подбора и развития персонала в вашей компании.
Если компания хочет спрогнозировать свое будущее и определить план развития в одном из направлений, лучше обращаться к отраслевому, а не корпоративному форсайту. Проводя корпоративный форсайт, вы сужаете область исследования до среды одной компании. Кроме того, к корпоративному форсайту сложнее привлечь топовых экспертов — ведь им должна быть интересна ваша компания.
Если же вы организуете отраслевой форсайт и рассматриваете перспективы развития целой области, то можете привлечь самых разных экспертов — представителей государственных структур, бизнеса и НКО.
Поэтому, если вы хотите разработать стратегию найма в своей компании на ближайшие несколько лет, проведите форсайт HR-отрасли. Пригласите к участию коллег из других компаний, представителей департамента труда и занятости, руководителей кадровых агентств. Так вы получите более четкое понимание того, в каком направлении меняется рынок труда, а результаты форсайта будут более полными и полезными для принятия решений.
Подбор и оценка персонала
Пригласите ваших кандидатов принять участие в форсайте и наблюдайте, как они ведут себя во время сессии. Вы можете оценить вовлеченность человека, аналитические навыки, умение слушать, отстаивать свою точку зрения и ориентированность на результат. Можно использовать такой подход и для оценки новичков и стажеров, чтобы понять, на кого сделать ставку и кому предложить работу с полной занятостью.
Выравнивание информационного поля
Полезно проводить форсайт-сессии и для сотрудников нескольких филиалов одной компании. Коллеги из разных стран и городов могут по-разному оценивать рынок, работая при этом в одной отрасли.
Форсайт-сессия позволяет обмениваться опытом людям из разных регионов.
Обучение
Форсайт можно провести и для сотрудников одного офиса. Коллективное обсуждение идей позволяет обменяться мнениями, знаниями и опытом, взглянуть на проблему через отличную от вашей оптику. В рутинной работе сотрудники редко делятся своими оценками рынка, а форсайт катализирует все процессы взаимного обогащения знаниями.
Правила проведения: распределение ролей и ответственности
Роли в форсайт-сессии могут распределяться так:
- менеджер обычно проясняет желаемые результаты сессии и условия проведения, следит за сроками подготовки проекта, может подготовить дополнительные аналитические материалы по предмету сессии;
- коммуникатор координирует взаимодействие со СМИ, экспертами и другими участниками сессии;
- модератор предварительно проектирует сессию в соответствии с вводными от заказчика, ведет процесс форсайта, управляет коммуникацией и содержанием сессии, следит за общим ходом дискуссии и динамикой групп, подводит итоги мероприятия, проводит рефлексию по ее итогам;
- участник обычно занимает позицию эксперта, способного говорить о будущем отрасли в целом.
- дизайнер упаковывает результаты форсайта в карту будущего.
Правила проведения: подготовка к форсайту
Префорсайт
Префорсайт проводится с участием небольшого числа экспертов. Он нужен для того, чтобы понять:
- в каком направлении форсайт должен развиваться — точнее определить область исследования и анализа;
- каких людей в него пригласить — кто целевая аудитория, из каких областей нужны специалисты. Результаты форсайта драматически зависят от того, кто именно в нем участвует.
Планирование программы форсайта
Программа проведения форсайта формируется заранее. Например, в первый день двухдневного форсайта участники разрабатывают карту будущего, а во второй определяют, как действовать в этом контексте. Такой формат работы — это смесь форсайта и стратегической сессии.
Раньше форсайты могли длиться и 5–7 дней. Сейчас же все процессы ускорились, а времени, как правило, не хватает, поэтому чаще проводятся однодневные или двухдневные форсайты.
Затем определяется дата самой форсайт-сессии и приглашаются эксперты. Подготовка к сессии длится около 2–3 недель.
Правила проведения: форсайт-сессия в 7 тактов
Форсайт-сессия состоит из 7 этапов, которые называются тактами.
Такт 1: определение системы (предметной области форсайта) и надсистем
Задача этого такта — очертить, в какой сфере нужно понять будущее. От этого зависит распределение экспертов на рабочие группы и определение трендов.
Допустим, форсайт посвящен образованию в России в 2022–2032 годах. Тогда модераторы форсайт-сессии могут выделить несколько групп. Каждая группа будет определять тренды в наиболее близкой и знакомой ей области: бизнес-образовании, детском и дополнительном профессиональном образовании. Здесь надсистема — это образование, а системы — все его виды.
Такт 2: выявление трендов
Это основная часть форсайт-сессии, она продолжается около двух часов. Тренды выявляются не только в предметной области, но и в надсистемах.
Например, участники форсайт-сессии для Пушкинского музея выявляли пути развития музейной индустрии. Для этого пришлось исследовать тренды сразу в трех надсистемах:
- Сфера культуры. Музей — это культурная институция, значит, нужно исследовать тренды в сфере культуры, как в надсистеме.
- Общественные пространства. Музей — еще и общественное пространство, как кафе, библиотека или стадион.
- Туризм. Музеи — часть туристического бизнеса, поэтому мы выбрали для анализа еще одну надсистему — туризм.
Такт 3: определение стейкхолдеров
Стейкхолдеры — это компании, группы людей или организации, которые, с точки зрения участников форсайта, будут оказывать наибольшее влияние на развитие исследуемой сферы. Обычно выбирают около 3–6 стейкхолдеров.
Например, стейкхолдером в сфере образования может быть государство, бизнес, частные образовательные институции и IT-компании — образовательные платформы и маркетплейсы.
Одним из положений форсайта является то, будущее нельзя точно предсказать: оно вариативно. Но его могут построить в своих интересах и сильные игроки — стейкхолдеры.
Стейкхолдеры должны соответствовать нескольким ключевым критериям:
- быть заинтересованными в предметной области форсайта;
- иметь волю действовать в своих интересах;
- обладать какими-либо ресурсами и быть готовыми инвестировать в построение привлекательного для них будущего.
Такт 4: определение возможностей и угроз
В этом такте определяются возможности и угрозы для стейкхолдеров, которые могут возникать в будущем при развитии трендов.
Если в процессе развития тренда для стейкхолдера возникает вероятность приобретения какого-либо ресурса, это возможность, а если потери ресурса — угроза.
Такт 5: определение неизбежного и желаемого будущего и точек разрыва
Для каждого стейкхолдера определяется неизбежное и желаемое будущее. В неизбежном будущем тренды развиваются негативным образом, а стейкхолдер не прикладывает усилий к формированию будущего в своих интересах.
Желаемое будущее должно быть интересно стейкхолдеру. Он должен допускать мысль, что такое будущее возможно, и быть готов инвестировать свои силы и ресурсы в его достижение. Зазор между неизбежным и желаемым будущим называется точкой разрыва.
Такт 6: моделирование возможных действий стейкхолдеров, построение карты будущего
Чтобы устранить точки разрыва и создать желаемое будущее, стейкхолдерам необходимо активно действовать в своих интересах, реализуя возможности и снижая угрозы.
В формате ролевой игры моделируются действия стейкхолдеров на протяжении всего временного горизонта форсайта. Шестой такт продолжается примерно 2 часа.
Такт 7: рефлексия
Это завершающий этап, на котором обсуждаются:
- содержание форсайт-сессии,
- организация работы,
- достижение целей сессии и участников;
- особенности использованного в сессии метода.
Пример форсайта
В 2016 году для фонда «Друзья» мы организовали форсайт будущего благотворительности в России.
Среди участников форсайта было много людей из корпораций, консалтинговых компаний и благотворительных фондов. Участники были погружены в тему благотворительности. Поэтому они не просто высказывали отстраненные предположения, а действительно пытались понять, что происходит в этой сфере и как ее можно развивать.
Одним из результатов форсайта стала аутсорсинговая платформа интеллектуального волонтерства ProCharity.
На форсайте обнаружили тренд: все больше людей интересуются благотворительностью, но не все могут помочь фондам деньгами. При этом люди готовы предложить благотворительным организациям свои навыки и профессиональные компетенции: провести финансовый анализ, разработать лендинг, написать текст.
Почувствовав этот тренд, участники форсайта выработали гипотезу: можно создать проект, который объединит благотворительные фонды и интеллектуальных волонтеров.
Идея родилась на форсайте, а воплотилась в реальной жизни: участники создали рабочую группу, затем был найден спонсор, разработана маркетинговая концепция и сама платформа.
Выводы
- Форсайт — это метод группового взаимодействия, который позволяет определить образы будущего и выбрать оптимальную стратегию развития с учетом предсказаний экспертов.
- В отличие от прогноза, в форсайте участвуют вовлеченные и проактивные эксперты. Они готовы не только делать предсказания, но и реализовывать предложенные в ходе обсуждения идеи развития.
- Форсайт можно и нужно применять в ситуациях неопределенности. Он позволяет проанализировать новые тренды и изменения, а потом на основе анализа определить план действий или даже радикально изменить стратегию бизнеса.
- Форсайт в HR-сфере можно использовать не только как инструмент прогнозирования, но и в качестве метода для оценки кандидатов и развития сотрудников.
- На данный момент большинство форсайтов в России проводятся по методологии Rapid Foresight, или «быстрый форсайт».
- В форсайте есть несколько ролей: менеджер, коммуникатор, модератор, участник и дизайнер. В малобюджетных форсайтах роли могут совмещаться.
- Сессия в Rapid Foresight состоит из 6 основных тактов:
- определение систем и надсистем;
- выявление трендов;
- определение стейкхолдеров;
- определение возможностей и угроз;
- определение неизбежного и желаемого будущего, фиксация точек разрыва;
- моделирование действий стейкхолдеров и построение карты будущего.
Можно ли спрогнозировать будущее, зная, что оно непредсказуемо? Почему бы и нет. Просто для этого стоит воспользоваться технологиями форсайт-сессий, выстраиваемых на анализе трендов и формировании различных сценариев развития будущего.
Важно, что эта технология позволяет не просто «помечтать» о том, что еще не произошло, но и создать конкретное видение будущего, разработать план, помогающий этого видения достичь. Рассмотрим форсайты через призму их применимости к развитию бизнеса.
В переводе с английского языка термин foresight означает «предвидение». Его автором можно считать знаменитого писателя-фантаста Герберта Уэллса, который примерно сто лет назад искренне считал, что такое дело, как прогнозирование будущего, достойно стать отдельной профессией.
Сама форсайт-технология была сформирована в середине прошлого века. Ее сперва взяли на вооружение специалисты оборонной промышленности США, а затем стали использовать в процессе прогнозирования развития бизнеса.
Сейчас форсайт применяют для «предвидения» будущего как отдельной компании или отрасли, так и конкретной профессии и даже любого явления (социального, экономического и так далее).
Говоря о форсайтах, в первую очередь следует упомянуть принципы, которые лежат основе этой технологии:
Будущее творимо: оно зависит от прилагаемых усилий.
Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого и зависит от решений, которые будут приняты участниками.
Есть зоны, по отношению к которым можно строить прогнозы, но наши действия не определены.
Будущее нельзя предсказать, но можно быть к нему готовым.
Форсайт-сессия может занимать от нескольких часов до нескольких недель. Состав участников и цели варьируются в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим, как это работает в бизнесе.
Цели форсайт-сессий в корпоративной среде:
Быстрое получение достоверной карты развития компании/функции.
Оценка будущих тенденций, имеющих прямое влияние на деятельность бизнеса.
Создание общей картины желаемого будущего компании/функции через 5, 10, 15 лет.
Оценка текущей деятельности с учетом этого видения и тенденций.
Формирование дорожной карты – будущих проектов/событий, которые способствуют достижению целей.
Оценка возможных рисков и благоприятных событий, способных повлиять на будущее развитие.
Озвученные цели похожи на те, что прорабатываются на стратегических сессиях. При этом сам процесс «проработки» отличается. Разница прослеживается как в подборе и использовании методов и инструментов, так и в горизонте планирования и составе участников.
Ниже представлены разные виды форсайт-сессий, которые можно адаптировать под реалии российского бизнеса.
1
Rapid Foresight, или Скоростной форсайт
Самый распространенный вид форсайта. Был разработан в России в конце первого десятилетия XXI века.
В Скоростном форсайте есть множество специфических понятий. Рассмотрим два базовых – рамка и предмет. Рамка – это широкая область исследования. А предметом здесь принято считать конкретные, более узкие темы, обсуждение которых является ключевой целью сессии.
Например, рамкой форсайт-сессии может быть «развитие мировой нефтегазовой промышленности», а предметом – «развитие нефтегазовой промышленности Российской Федерации». Или же рамка – «особенности продажи цифровых товаров и услуг», предмет – «стратегия продаж конкретной компании».
Ключевую роль в Скоростном форсайте занимают пленарные дискуссии. В рамках на основе анализа трендов и тенденций создается карта будущего, которая анализируется и детализируется различными способами. Также обсуждается образ желаемого будущего и необходимые действия/изменения для его достижения.
2
The Three Tomorrows of Postnormal Times (буквально в переводе с английского – «Три будущих постнормальных времени»)
Эта вариация форсайта была разработана в 2015 году. Здесь в основу технологии заложено прогнозирование трех вариаций сценариев будущего: продолженного настоящего, знакомого будущего, немыслимого будущего. Что это значит? Давайте разберемся в понятиях.
Продолженное настоящее (Extended Present) – то будущее, которое кажется нам прогнозируемым и понятным. Это актуальные тенденции сегодняшнего дня, от которых будет зависеть, как сложится наше завтра.
Например, сейчас мы наблюдаем активное развитие автоматизации и IT-технологий. Легко предсказать, что уже в ближайшем будущем многие профессии начнут исчезать, так как функционал людей будет полностью автоматизирован.
Знакомое будущее (Familiar Future) – будущее, которое кажется нам знакомым благодаря маркетинговой деятельности, корпоративным концепциям, сюжетам популярных научно-фантастических фильмов и книг. К примеру, во вселенной «Звездных войн» было показано несколько технологий, которых затем были реализованы в реальной жизни – сошли с экрана в обычный мир.
Одна из них – голограмма, трехмерное изображение на двухмерной поверхности. Сегодня вы можете приобрести голографический макет и установить его в любом месте.
Немыслимое будущее (Unthought Future) – будущее, которое сложно представить, но если оно наступит, то мир ожидают глобальные перемены. Что и случилось после изобретения электричества, криптовалюты, интернета. А примером немыслимого будущего, которое, возможно, нам только предстоит пережить, может быть вторжение НЛО.
3
Business Foresight, или Бизнес-форсайт (авторский метод BITOBE)
В 2020 году команда BITOBE адаптировала фундаментальные вариации форсайтов под реалии современного бизнеса. В Бизнес-форсайте, как и в Скоростном форсайте, есть рамка и предмет обсуждения.
Бизнес-форсайт проводится за один день и включает в себя ключевые элементы метода: анализ трендов и создание карты трендов, формирование угроз и возможностей трендов. Важной особенностью этого подхода является приоритизация трендов с точки зрения их вероятности и силы воздействия на конкретную компанию/бизнес-функцию, находящуюся в центре внимания.
Под каждый приоритетный тренд формируется сценарий развития в трех вариациях: позитивный, нейтральный, негативный. После этого создается план действий в случае реализации каждого из них.
Такой подход позволяет рассмотреть максимальный спектр угроз и возможностей, создать гибкую систему реагирования на самые различные изменения. А также – подготовиться к любым бизнес-вызовам как на психологическом, так и на управленческом уровнях.
Статья на Дзен
Будущее постоянно меняется, и для определения его сценариев часто прибегают к так называемому форсайту. Что это такое и чем он отличается от футурологических прогнозов, рассказал Евгений Виноградов
Аудиоверсия материала:
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое форсайт?
Форсайт (от англ. Foresight — «предвидение») — это технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте [1].
Если говорить про форсайт как про глобальный исследовательский проект, то эта методология уходит корнями в 1950-е годы. Она была изобретена в США корпорацией RAND (англ. Research and Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и ВС США. — РБК Тренды), после чего распространилась в Южной Корее, Японии и других странах. Изначально это была «тяжеловесная» и довольно дорогая технология прогнозирования, в рамках которой на протяжении месяцев трудилось огромное количество экспертов.
Сейчас существует много разных модификаций форсайта. Мы в «Атласе новых профессий» основываемся на методике Rapid Foresight, поэтому я буду говорить преимущественно про него.
Фото: Drew Beamer / Unsplash
Быстрый форсайт (англ. Rapid Foresight, RF) — это инструмент для прогнозирования и формирования будущего, позволяющий за короткий период времени получить точные прогнозы и объединить людей для реализации своих представлений о нем.
Этот метод был сформирован в России в 2010 году. Одним из разработчиков методологии тогда стал спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Также у истоков стояли основатель инициативы Global Education Futures Павел Лукша и руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.
Чем форсайт отличается от других методик работы с будущим
АСИ и партнерство «Конструкторы сообществ практики» выделяют несколько способов мышления о будущем:
- Экстраполяция;
- Стратегирование;
- Форсайт;
- Футурология;
- Фантастика.
Форсайт-сессии с привлечением экспертов зачастую оказываются более эффективным инструментом, чем, к примеру, простое экстраполирование на будущее данных прошлых лет. Почему?
Форсайт — не столько про прогнозирование, сколько про проектирование. В его основе лежит понимание того, что будущее вариативно и напрямую зависит от прилагаемых усилий. Поэтому главный вопрос, который стоит перед участниками, можно сформулировать так: «что мы совместными усилиями должны сделать уже сейчас для того, чтобы прийти к желаемому варианту будущего?»
Журналист, писатель, профессор MIT Бина Венкатараман рассказывает о том, как форсайт может помочь подготовить мир для благополучной жизни грядущих поколений (ENG)
Кроме этого, в форсайте немаловажную роль играет оценка событий с низкой вероятностью, но большим потенциальным влиянием на будущее исследуемой сферы. Пандемия коронавируса — яркий пример подобного события, их называют «черными лебедями» (по определению одного из известнейших философов современности Нассима Талеба).
Что такое «Черные лебеди» в форсайте
«Черные лебеди» — это точки бифуркации, которые определяются на обсуждениях во время форсайт-сессий. Их также называют «джокерами» или «дикими картами».
О том, что глобально теперь человеку угрожают не мировые войны, а именно эпидемии, в свое время предупреждали многие футурологи. Понятно, что они не говорили про 2020 год и группу коронавирусов, но они не раз подчеркивали, что мы вступаем в тот мир, в котором инфекции могут стать довольно опасной вещью, так как мы живем скученно, много путешествуем и т.д.
Важно понимать, что такие события очень редко ломают тренды или меняют их — чаще всего они их усиливают. Например, если говорить о переходе разных сфер в онлайн, люди так или иначе к этому шли и до коронавируса. Появлялись новые технологии, образовательные онлайн-курсы, все больше людей трудились из дома, задачи уходили на аутсорс, фриланс, все больше фирм отдавали предпочтение аренде офисов на короткое время вместо организации постоянного места работы. Благодаря пандемии эти тренды усилились. И уже сейчас понятно, что когда карантин закончится, выйдут из него не все: многие, например, продолжат работать из дома, потому что уже наладили себе рабочее место, и, по большому счету, это удобнее и дешевле.
Фото: Qurratul Ayin Sadia / Unsplash
Сколько человек участвует в подобных проектах и как их проводить?
Здесь важно разделять несколько принципиально важных моментов. Говоря о «форсайте», часто имеют в виду немного разные вещи.
Чаще всего под этим словом подразумевают именно форсайт-сессии. Обычно в них участвуют эксперты, модератор, который ведет процесс и сборщик, который следит за ходом дискуссии и ведет все записи. Оптимальное число участников — от 7 до 15 человек, а время на обсуждение обычно не превышает нескольких дней.
Форсайт как глобальный исследовательский проект строится сложнее. В рамках него сначала, как правило, проводятся предварительные исследования, на основе которых строятся гипотезы, и только после этого организуются обсуждения группами экспертов, которые начинают выстраивать на основе выводов настоящего пути в будущее, прогнозировать, проектировать карты, договариваться. При этом одной форсайт-сессии может оказаться недостаточно, тогда планируется ряд дополнительных. Такие исследования могут длиться достаточно долго и включать в себя участие очень большого числа специалистов. Например, в подготовке проекта «Атлас новых профессий 2.0» участвовало порядка 4 тыс. экспертов из разных стран мира.
Важную роль в форсайте играет подбор экспертов, к которым существуют определенные требования. Они сами должны быть заинтересованы в исследовании и готовы к последующим конкретным действиям.
На чем основывается любой форсайт?
В рамках любого форсайта проводится анализ тенденций и технологий, развивающихся в настоящее время в определенной области. Например, становится больше беспилотных автомобилей, все больше людей работают из дома, появляется все больше систем, основанных на больших данных. И так далее, зависит от того, что конкретно «форсайтят».
Фото: Adeolu Eletu / Unsplash
Когда начинает вырисовываться такая карта изменений, группа прогнозирует, к чему приведет в будущем развитие тренда. И здесь всегда выясняется, что кому-то оно несет пользу, а кому-то — угрозу.
Использую предыдущий пример: увеличение числа беспилотников угрожает работе таксистов, но дает новые возможности программистам и разработчикам, которые будут проектировать системы управления беспилотными автомобилями. Также это может повлечь за собой появление неких радиоэлектронных светофоров, которые будут стоять на перекрестках и выступать в роли контролера для двух авто, подъезжающих с разных сторон, если те по какой-то причине не будут «перекликаться» друг с другом напрямую. И так далее. И таким образом, перебирая возможные события и технологии, группа приходит к некому образу будущего.
После этого делаются так называемые ставки: то, что каждый из участников готов начать делать сейчас (вовлекать других людей, «пробивать» проекты, изменения через органы власти, инвестировать деньги), чтобы прийти к нужному варианту будущего. Например, если мы хотим, чтобы в 2030 году все летали на Луну, нужно уже сейчас думать над проектом космопорта, потому что это долго. А если мы этого делать не начнем, то придем уже к другому варианту будущего.
Какой временной период в форсайт-исследованиях?
В каждой индустрии свой горизонт прогнозирования и жизненный цикл. В индустрии моды, например, он достаточно короткий, и заглядывать далеко просто не имеет смысла, так как все может сильно поменяться. Это же касается, например, мобильных приложений, игровой индустрии.
Если же мы говорим об атомной энергетике, там люди мыслят понятиями пятидесяти лет и больше, и говорить о десятилетнем горизонте бессмысленно, так как ничего не поменяется, а то, что поменяется, скорее всего, было давно спланировано.
Фото: Frédéric Paulussen / Unsplash
Какой процент таких прогнозов сбывается?
Составленная дорожная карта не статична, к ней нужно постоянно возвращаться и делать ее пересмотр с учетом того, что уже произошло. При этом в точности угадать что-либо задача не стоит.
Если, например, говорить об образовании, то во время форсайта в 2015 году (первой встречи участников Глобального форсайта образования в Калифорнии. — РБК Тренды) прогнозировалось многое из того, что мы видим сейчас: и про то, что будет продолжаться цифровизация обучения, и про появление новых форматов.
В нашем «Атласе новых профессий 2.0» 2020 год как раз был некой «точкой отсечки» для появления специальностей ближнего горизонта, и как мы недавно проанализировали, где-то ⅔ из них так или иначе действительно существуют. Они могут быть немного не в том виде, в котором были описаны, но уже точно есть сама деятельность и необходимость в выполнении этой работы.
Как самый яркий пример — менеджер межкультурной коммуникации. Мы его определили как человека, работающего в штате той или иной фирмы, который будет присутствовать при подписании международных договоров для консультирования в вопросах, связанных с культурными особенностями участников (условно, в костюме какого цвета и в какой день недели не стоит идти на переговоры). Выяснилось, что конкретно такая профессия внутри корпораций не образовалась, но появились отдельные фирмы, которые этим занимаются. Сама задача в основном ушла на аутсорс, либо этим занимаются экспаты, которых, когда необходимо, привлекают к переговорам в дополнение к обычной работе, либо эту услугу выполняют консультанты, временные специалисты.
Наша задача была не описать будущую профессию, а объяснить человеку, каким будет мир через десять лет, что в нем необходимо будет делать и что делать уже сейчас, чтобы этому научиться. И, как мне кажется, с этой задачей мы справились.
Форсайт сессия за последние несколько лет стала достаточно популярным инструментом для формирования представления о будущем. Мы используем основные элементы технологии форсайта для проведения стратегических сессий и совещаний руководителей. И даже в ходе командообразующих проектов для руководителей.
Здесь расскажем:
- о том, что такое форсайт и для чего применяется во всем мире;
- предпосылки технологии и основные положения;
- о том, как использовать в корпоративных мероприятиях;
- о положительных эффектах от проведения и ограничениях;
- естественно – о стоимости проведения нашими консультантами.
Зачем руководителям смотреть в будущее?
Какую ключевую компетенцию для руководителей топ-уровня вы могли бы выделить? Хотите проверим версию?
Первое, что приходит на ум – лидерство и системность мышления. Правильно! Вы схожи в своем мнении с более чем 80% опрошенными нами респондентами: управленцами и hr.
Посмотрим пристальнее на Лидерство: умение формулировать Видение и вовлекать в его достижение окружающих (в корпоративном формате – сотрудников/подчиненных и партнеров). Что есть Видение – картина будущего (в корпоративном понимании – той цели, к которой стремиться компания в осуществлении своей Миссии. И одновременно, привлекательная картинка, говорящая, что все у компании хорошо, интересы всех стейкхолдеров удовлетворены).
То есть руководитель, умеющий формулировать Видение, в какой-то степени уже становится лидером (пока не берем аспект по поводу вовлечения последователей).
Системность мышления — умение комплексно смотреть на отдельные части чего-либо, понимать их возможные связи и влияние друг на друга. И делать на основание этого выводы, принимать решения (например, как внедрение беспилотных технологий связано со стоимостью содержания склада).
Теперь подумаем о том, какие ожидания могут существовать у основателей (часто и акционеров) компании в отношении топ- и мидл- менеджмента. В одну из первых очередей – разделение общего мнения по поводу будущего компании и ее целей, а также высокая вовлеченность и согласованность действий в их достижении. То есть опять про будущее. Но уже согласованное.
И форсайт сессия как раз является инструментом для согласования этого будущего. И развития топ менеджеров помимо тренингов.
Что такое форсайт?
Форсайт (англ. foresight — видение будущего) — набор методов по построению объективной картины будущего на основе мнений («экспертов» — почему в кавычках разберем позднее).
Одно из отличий от традиционного прогнозирования заключается в направленности этого построения — нацеленность на разработку практических мер по реализации выбранных стратегических ориентиров.
Здесь хороша метафора, описывающая эффект форсайта: «будущее указывает настоящему, что нужно делать, чтобы стать этим будущим (если настоящее им захотело стать)».
Форсайт как метод: краткая история
Как понятие возникло еще в прошлом веке. Поговаривают, что ввел его Герберт Уэллс, которого можно назвать одним из великих визионеров того времени.
В большинстве своих романов писатель обращался к будущему или мирам, которые технологически и культурно можно назвать «будущим».
Что мы имеем из «сбывшихся» предсказаний?
Например, электрические плиты или даже бытовые кухонные приборы:
«С помощью пары изящных таганчиков, накаляемых электричеством, снабженных термометрами для контроля за температурой, кухарство превратится в приятную забаву для любой интеллигентной особы. Вдобавок с крыш исчезнут безобразные дымовые трубы».
Или повсеместное использование телефона, дающего возможность, не выходя из дома, заказывать еду, совершать сделки, работать. Вот вам и «удаленка». Хотя мы продвинулись немного дальше.
Или процесс покупки в интернет-магазине с помощью все того же телефона:
«… Труд шатания по лавкам почти отпадёт: вы распорядитесь по телефону и вам хотя бы за сто миль от Лондона вышлют любой товар; в одни сутки всё заказанное будет доставлено вам на дом, осмотрено и в случае непригодности отправлено обратно».
Что это? Предвидение или описание будущего, которое потом кто-то стал воплощать?
В 1950-х его начинают применять в «промышленных» масштабах — американская корпорация RAND, занимавшаяся определением перспективных военных технологий. Специалисты RAND разработали метод Делфи, столкнувшись с недостаточностью существующих инструментов согласования прогнозов, экстраполяции трендов на картину будущего. Делфи стал основой многих Форсайт-исследований.
Далее метод подхватила Япония (и мы видим действительный технологический прорыв в 70-80хх японской промышленности), а за ней остальные прогрессивные страны в попытках сделать прогнозы развития технологий и общества.
С подачи АСИ (Агентства Стратегических Исследований) стала широко применяться методология форсайта (более быстрая версия прогнозирования – RapidForesight) и в новейшей России. Оттуда она и перекочевала в формат корпоративного применения.
Технология форсайт сессии
Итак, уже становиться понятно, что форсайт это длительная дискуссия (в некоторых случаях до года) по выработке согласованного прогноза.
Базовые принципы, на которых основывается прогнозирование (и построение) будущего в форсайт-сессии:
Сложение технологий и культур не ведет к появлению будущего. Скорее, получилась бы обратная картина – мир постепенно бы деградировал, усредняя сам себя и теряя перспективные полезные «мутации», отклонения.
Хорошая метафора: мы смотрим через замочную скважину (каждый из нас обладает своей широтой этого «отверстия») на какое-то пространство. В нескольких метрах от нас стена тумана, за которой проглядывают силуэты. Мы можем судить о размерах и, возможно, их отдаленности от нас, делать свои предположения о том, чем они являются. Но точно сказать на все 100%, дерево это или стог сена, не можем.
Да, мы можем стараться предугадать какие-то тренды в развитии мира, но только в общих чертах. Мы можем соединить наши мнения в какую-то более-менее согласованную картину, но это будет совокупность наших проекций на мир, которые в своем прогнозе не будут полностью точны.
Но очень важен следующий пункт!
По большому счету, мечты и стремления, понимание «как бы хотелось, чтобы все было хорошо» дают основу для развития. В этом плане именно визионерство становиться энергией для движения в будущее.
При наличии четкого видения, заинтересованности в его реализации и достаточных ресурсов достижение цели становится всего лишь процессом. «Бедный» Маск (не бедный в плане финансовом, а потому что икает от постоянного упоминания) один из примеров этого: добурил таки свой тоннель для передвижения без пробок, проехался на нем в электрической машине и … полетит на Марс.
Именно эти принципы в преломлении к корпоративному применению форсайта дают нам уверенность говорить о том, что компетенцию «Визионерство» (как гипертрофированное, если хотите, проявление «Стратегического мышления») полезно развивать в ваших топ-менеджерах. И форсайт сессия является одним из основных инструментов.
Как выглядит?
Постараемся схематично рассказать о форсайт сессии.
Представим совещание или мозговой штурм, на котором каждый из участников (назовем его «эксперт») формирует свое представление о развитии трендов и событий в определенной перспективе: технологии, общество, законодательство, способы коммуникаций и т.д. (то, что в связи с поставленной для форсайта задачей как-то взаимодействует/оказывает влияние на эту картину будущего).
Основные инструменты: метод Делфи, элементы SWOT-анализа, графическое отображение дорожных карт и т.д.
Графически это можно изобразить как дорожную карту:
На временной шкале в выбранных (заранее – до самой форсайт сессии, в момент постановки задач на ее проведение) перспективах обозначают тренды (термин, принятый в форсайте) – устойчивые тенденции к чему-либо (например, все большая диджитализация ретейла), а также возможные события, которые могут с большой долей вероятности произойти и повлиять на обстановку.
После этого «эксперты» определяют наиболее вероятный (и одновременно – желаемый) сценарий и формулируют тезисно видение и его «продукты».
Наиболее известный у нас в стране «продукт» форсайт сессии – «Атлас новых профессий», выпущенный при участии Агентства Стратегических Инициатив, RF-Group и Московской школы управления «Скольково».
Какие ограничения?
Есть и ограничения формата.
- Требуется высокая включенность участников в процесс. Немотивированные участники тормозят и обесценивают результат.
- Должно существовать базовое доверие в группе, возможность открыто высказывать свои идеи и мнение, демократичность отношений (хотя бы на уровне высказывания и слушания).
- Требуется умение абстрагироваться от существующей ситуации (не думать категориями прошлого, не цепляться за «неблагоприятные» условия).
- Если заведомом известно, что участники никак не могут влиять на изменения (то есть достигать этого будущего), то обсуждение бессмысленно, становиться пустым теоретизированием.
Проведение форсайт сессии в компании
Мы видим несколько направлений использования формата в корпоративных целях:
- Работа с неопределенностью
- Подготовка к планированию
- Создание согласованности и командообразование
- Развитие компетенций
Уточнение неопределенности
Будущее — неизвестно и не прогнозируемо в полном объеме. Собственно, форсайт и был «придуман» для уточнения перспектив и трендов: из хаотичной информации определяется наиболее вероятное, туманно видимое в настоящем. Особенно актуален запрос на уточнение неопределенности в кризисные периоды. Поэтому мы последнее время наблюдаем большой интерес к применению этой технологии.
Утром прогноз, вечером план
Одной из важных характеристик форсайта является нацеленность обсуждения на реализацию выбранных стратегических перспектив и целей: как правило, после построения картинки будущего и определения перспектив строится прогноз их достижения и план по достижению.
В связи с этим эффектом мы часто встраиваем элементы форсайта в стратегические сессии.
Закономерно, если компания хочет сконцентрироваться на разработке направлений своей деятельности, которые могут обеспечить ей успех в будущем, нужно понять это будущее (определить основные его параметры), а также зафиксировать желаемое состояние, к которому нужно стремиться. И строить план по реализации этого будущего, основанный на анализе существующего положения, понимания своих возможностей и «зон роста».
Согласованность в команде
Третий эффект форсайт сессии и возможность ее применения вытекают из формата проведения. Как мы видим, в большей части, это дискуссия. Которая дает хороший опыт командной работы и возможности согласования взглядов на ситуацию, понимания общности целей. То есть то самое рациональное сплочение, которое очень важно в команде управленцев компании. Поэтому еще одно направление применения элементов форсайта – командообразование топ-менеджеров.
Развиваем руководителей
Ну, и четвертый пункт: развитие компетенций по принятию решений и стратегическому мышлению. А еще – развитие визионерства. Ни один из тренингов не дает возможности так длительно отрабатывать навык «заглядывания» в будущее и построение системной картинки. Так что мы рекомендуем проводить форсайт и в целях развития компетенций руководящего состава компании.
…а оценка компетенций?
Есть соблазн использовать форсайт для оценки компетенций, и некоторые провайдеры об этом заявляют. Но мы с осторожностью к этому относимся. С оговоркой, что коммуникативные компетенции (при работе в группе) еще будут видны. Но умение строить прогноз или составлять «картинку» из разрозненных элементов проверить невозможно. Поскольку у этого «кейса» нет экспертного («правильного») решения.
Что нужно для проведения?
Мы уже не первый год организуем и проводим дискуссионные форматы для управленческих составов компаний. И подготовку к форсайту воспринимаем как его часть.
Этапы
Подготовка к проведению может занимать от 5 до 14 дней. Но у нас были проекты, когда сессия планировалась за 1-2 дня.
Важные моменты подготовки к проведению короткого форсайта для компании:
- определить желаемый результат (согласованное всеми видение или дорожная карта по реализации или еще что-то) – то есть то, что станет продуктом сессии);
- определить перспективы для обсуждения;
- зафиксировать горизонт рассмотрения;
- определить экспертов внутри компании, которые могут в ходе обсуждения предоставить важную информацию (возможно, потребуется дополнительная подготовка).
Длительность
Обычно (вместе в необходимым теоретическим введением), длительность короткой форсайт сессии составляет 5-7 часов. Если далее следует сессия стратегического планирования, то можно добавить еще 1-2 дня.
Что еще нужно?
Организационные же требования очень просты:
- просторное помещение (или несколько для размещения групп) и рабочие столы
- проектор
- блокноты флипчарта.
Наша роль
Если говорить о роли консультантов «Лаборатории Деловых Игр», то она при проведении корпоративной форсайт сессии заключается в следующем:
- определение перспектив для обсуждения, формулирование задач и подготовка программы дискуссий;
- непосредственно на сессии – фасилитация обсуждения;
- возможно, после сессии – сведение и обработка результатов.
Стоимость проведения
В зависимости от сложности подготовки и длительности самой сессии стоимость составляет от 64 000 до 80 000 рублей за группу 12-18 участников.
Свяжитесь с нами
Если вы уже знаете основные параметры вашего проекта, свяжитесь с нами любым удобным образом.
Например, +7 (495) 644-97-70 или в форме обратной связи справа.
Заказать сейчас
В условиях растущей неопределенности бизнес старается задействовать все возможности, чтобы подготовиться к будущему. Для эффективной адаптации к новой реальности предпринимателям требуются прогностические инструменты, способные учитывать множество факторов и мнений. К ним относится, в частности, форсайт, который предполагает создание прогнозов на основе моделирования будущего.
Александр Дуэль, сооснователь Leo Agency – о сути метода и его функциональности для формирования стратегий.
Краткая история форсайта
Форсайт – или корпоративное предвидение – зародился еще в прошлом веке. С тех пор процесс прошел несколько этапов эволюции. Существует множество аналитических работ, посвященных форсайту и его эффективности и, пожалуй, одна из самых значимых работ, которая позволит оценить эволюцию методологии и обратить внимание на споры, разворачивающиеся вокруг нее на протяжение десятилетий – это статья «50 лет корпоративного и организационного форсайта» из «Журнала технологического прогнозирования и социальных изменений».
В самом начале пути вокруг термина развернулась постоянная полемика: например, американский исследователь Уэйд Блэкман (Aircraft Research Laboratories) в 1973 году говорил о том, что технологические соображения, которые лежат в основе прогнозирования, влияют на успех компании меньше, чем рыночные факторы.
Позже, в период неопределенности 1980-х, когда прогнозы не сбывались, форсайт подвергся очередной волне критики. В первой декаде 2000-х бизнес начал уделять внимание технологическим дорожным картам, при разработке которых использовался метод предвидения (пионеры метода – Motorola, Philips, Lockheed Martin применяли его еще в 70-ых).
А в последние десять лет к форсайту стали относиться как к полноценному инструменту создания стратегического преимущества. И вот почему.
Основы форсайта для бизнеса
Бизнесу проще понять суть форсайта в сравнении с другими методиками прогнозирования, которые существенно различаются между собой. Например, математический анализ опирается исключительно на численные показатели и экстраполяцию, в то время как футурология подразумевает креативный подход и акцент на личные взгляды футуролога.
В отличие от этих методов форсайт (от английского Foresight – «предвидение») предлагает не угадывать будущее, а договариваться о нем. Его технология заключается в проведении панелей и сессий, где эксперты из разных областей сообща вырабатывают желаемые модели будущего и определяют меры по их реализации. Согласно принципам форсайта, будущее можно создавать своими руками, и оно напрямую зависит от решений, принимаемых сегодня.
Уникальность метода для бизнеса в том, что он позволяет строить модели, учитывая сразу несколько аспектов:
- Развитие цифровых технологий;
- Изменение поведения потребителей;
- Состояние конкурентной среды;
- «Черные лебеди» – маловероятные, но опасные факторы.
На основе их анализа формируются некий образ будущего и понимание, как его достичь, оставаясь при этом подготовленным к возможным изменениям. Топ-менеджмент, который занимается долгосрочным прогнозированием, может выявить ключевые технологии к внедрению, релевантные бизнес-модели и векторы трансформации продуктов.
Как правило, временной промежуток предположений охватывает 5-20 лет. Именно поэтому методика не столь популярна в России, где прогнозирование применяется максимум в разрезе 3-5 лет. Некоторые практики соотносят период форсайта с типом неопределенности окружающей среды. Их два – «сложность» и «динамизм».
Так, например, нефтегазовая компания Shell, где есть целое форсайт-подразделение, и химический концерн Basf использовали первый тип. При прогнозировании минимум на 15-20 лет вперед они разработали сценарии будущего с учетом всех движущих сил изменений и их взаимных связей. Такой промежуток времени соответствует периоду окупаемости.
Ситуация Philips относилась ко второму типу – «динамизм», поэтому форсайтеры определяли потенциально деструктивные драйверы и, как следствие, новые рыночные возможности при формулировке стратегии. Игрок создал корпоративное подразделение Philips Design, чтобы исследовать изменения социальных ценностей в отношении клиентов к технологиям и продуктам. Это более быстрый подход, который предполагает расчет прогноза всего на 5-10 лет.
Орхусский университет провел долговременное исследование деятельности компаний, активно применяющих прогностические инструменты, и выяснил, что их рыночная капитализация выше бенчмарка на 200%, а рентабельность – на 33%.
Как применять методологию форсайт?
Методология подразумевает проведение форсайт-сессий, которые обычно длятся два-три дня. Ее цель – создать карту будущего отрасли. Работа начинается еще до начала сессии, когда участники заполняют карту трендами, которые, по их мнению, оказывают существенное влияние на отрасль.
Далее процесс выстраивается следующим образом:
- Определяем систему и надсистемы, которые влияют на неё (например: музеи – система, а надсистемы – это культура, туризм).
- Эксперты определяют тренды в системе и надсистемах по PESTEL, потом их кластеризуют до 10 для удобства рабочего процесса.
- Определяем стейкхолдеров, влияющих на рассматриваемую систему: от 3 до 6 и не более. Каждая команда отвечает за своего стейкхолдера.
- Выясняем угрозы и находим возможности развития стейкхолдеров при воздействии на них трендов.
- Формулируем идеальный образ будущего, каким его видят эксперты, каким хотят видеть.
- Описываем наихудший сценарий, если все угрозы сбудутся, находим разрыв в сценариях.
- Разрабатываем решения, которые позволят сократить разрыв с помощью нормативных актов, развития технологий или форматов взаимодействия в индустрии.
Однако это не единственный возможный подход к прогнозированию. Полную картину инструментов отображает «Форсайт-ромб» Р. Поппера, который делится на четыре области:
- Экспертиза (консультативные методики) – панели экспертов, дорожные карты, интервью, морфологический анализ, древа соответствий.
- Креативность (поисковые методы) – игровая симуляция, написание сценариев, «прогноз гения», «дикие карты».
- Взаимодействие (партисипативные методы) – мозговые штурмы, опросы, сценарные семинары, голосование, кросс-факторный анализ.
- Доказательность (методы интерпретации) – модели, экстраполяция, бенчмаркинг, индикаторы и многое другое.
Когда нужно применять форсайт?
Если бизнес оказался в одной из следующих ситуаций, пора задуматься о проведении форсайт-сессии:
- Отсутствие понятной и разделяемой сотрудниками стратегии – одна из главных причин для применения методологии корпоративного предвидения. Несмотря на то, что форсайт – удел топ-менеджмента, высшему руководству важно понимать дальнейшее развитие компании и ее цель, чтобы донести это до миддл и линейных сотрудников.
- Поиск новых возможностей и приоритетов развития, включая выход на смежные рынки. Методология позволяет оценить перспективы при различных сценариях развития событий. При этом, стратегию можно адаптировать со временем, как поступил France Telecom, который разработал стратегию “once but many”, для быстрой адаптации существующих продуктов для различных рынков.
- Ограниченное время на принятие стратегических решений. Форсайт помогает быстро оценить возможные сценарии будущего и действовать в соответствии с ними.
Несмотря на скептические настроения прежних лет, методика форсайта пережила период критики и прочно вошла в арсенал топ-менеджмента многих крупных компаний. Ее эффективность невозможно измерить в четких kpi или связать напрямую с видимыми бизнес-результатами. Однако форсайт ценен тем, что позволяет принимать более осознанные решения и вырабатывать более гибкие стратегии с учетом многих факторов, что дает конкурентные преимущества при встрече с неопределенностью.
Фото на обложке: pixabay.com