Вы можете опубликовать свой фотопроект на сайте Камералабс – платформе с неравнодушной аудиторией, превышающей миллион уникальных посетителей в месяц. Для этого необходимо зарегистрироваться и заполнить форму по ссылке (название, короткий текст с представлением автора и пояснением темы проекта, ссылки на примеры изображений). После прохождения модерации вы сможете загрузить фотографии и отредактировать описание. Оптимальный размер изображения – 1920px по длинной стороне. Подписи под фотографиями должны быть содержательными – название, описание, место, год, автор. Оптимальное количество фотографий – 30.
Публикация фотопроекта на сайте осуществляется только после модерации. Редактор может обратиться к автору за уточнениями, либо отклонить проект. Наиболее частой причиной отказа является неподходящая тема или недостаточный объём предоставленной информации, мы оставляем за собой право не разъяснять причины в каждом конкретном случае.
Как создать фотопроект
Фотопроект для фотографа – своего рода разбег. Возможность в краткий срок продемонстрировать своё видение и сформулировать личное высказывание. Многие начинающие фотографы заявляют о себе именно с помощью фотопроекта. Если работа «выстреливает» – автору предлагают сотрудничество, выставки, публикации. Успешность фотопроекта может обеспечить имя, удачный фотопроект тиражируют, упоминают десятилетиями. При наличии законченного проекта, фотограф может смело делать сайт, создавать страницы в соцсетях по теме, искать гранты, предлагать проект для публикации, организовать сбор средств для его финансирования, обращаться в галереи с материалом для выставки.
Фотопроект – это серия фотографий, которые раскрывают определённую тему. Может состоять из единичных кадров – такой проект называется типология. Кадры в нём «не работают» по отдельности, но вместе формируют определённое высказывание. Документальные, репортажные фотопроекты от кадра к кадру рассказывают историю. Для фотопроекта важно количество отобранных снимков, их визуальная гармония и подача. Автор должен чётко понимать свою тему и сформулировать краткое резюме для её представления.
Для многих фотографов правильный выбор темы фотопроекта становится тем самым судьбоносным шансом определиться с направлением творчества, на долгие годы получить возможность увлекательного творческого поиска и самореализации.
Опираясь на опыт известных фотографов мы собрали рекомендации, которые помогут в создании собственного фотопроекта.
1. Определитесь с темой
Тема фотопроекта должна быть близка, понятна, интересна прежде всего вам самим. Есть много фотографов, которые посвящают десятилетия развитию одной темы и преуспевают в этом. Подобное невозможно, если тема выбрана в угоду актуальности, если она буквально не «проникает вам под кожу».
Чтобы определиться с темой, порой достаточно присмотреться к собственному творчеству. Что вы чаще всего фотографируете? Возможно, вы уже сняли свой фотопроект, как было в случае советского фотографа Владимира Богданова, который всю жизнь снимал портреты собак и со временем эти разрозненные снимки составили пронзительную серию.
Тема может родиться из вашего образа жизни. Нью-йоркский таксист Райан Вайдеман 20 лет фотографировал своих пассажиров, в итоге фотографии вошли в сборник «Моё такси», который несколько раз переиздавался.
Темой может быть ваш отклик на события, которые происходят в мире, если они на самом деле трогают и вам есть что сказать. Выбранная тема может сделать видимым то, что умалчивается в обществе, но она необязательно должна быть социальной. Она может быть личной, уникально вашей. Фотопроектом могут стать смотрительницы музеев и посетители, пребывающие в гармонии с шедеврами искусства, портреты старейших в мире деревьев или иллюзии тела.
Иногда тему приходится искать, иногда она сама идёт в руки. Главный критерий, которым должен руководствоваться фотограф при её выборе – личное участие. Не зазорно вдохновляться работами других авторов.
2. Проведите исследование и сформулируйте суть
Классик фотоагентства «Magnum» Инге Морат перед поездкой в каждую страну изучала её историю, традиции, литературу, язык. Фотограф знала восемь языков.
«Чем больше вы понимаете людей, места, которые фотографируете, тем показательнее будут фотографии».
Авторы фотопроекта «Заброшенная Скандинавия», которые отсняли несколько сотен заброшенных исторических зданий Европы, при подготовке к очередной съёмке несколько месяцев работают в архиве. Исследуя историю страны, периоды и стили архитектуры, связываясь с владельцами, они находят по-настоящему уникальные сооружения.
Изучить тему можно читая книги, статьи, посещая выставки, архивы, просматривая фотопроекты других фотографов со схожей тематикой. Стоит обращать внимание на менее очевидную информацию, искать то, что сделает ваш проект действительно уникальным. Упорядочить материал поможет, так называемая, «карта проекта» – папка, в которую будете сохранять референсы, мысли, визуальные зарисовки (это может быть большой ватман, тетрадь, папка на ноутбуке, любой удобный для вас вид планирования).
Не менее важна точная формулировка сути проекта. У вас должно быть краткое описание того, что вы хотите сказать.
Представьте, что вы рассказываете о выбранной теме другу. Простые и понятные мысли станут лучшим сопровождением серии фото при публикации, представлении фотопроекта на конкурсах и выставках.
3. Визуальная составляющая и подача
Снимки одного фотопроекта должны выглядеть и восприниматься как единая серия. Авторы достигают этого разными способами: выбором определённой стилистики, ракурса, места, типа плёнки и т. д. Продуманная визуальная подача дают возможность проекту длиться десятилетиями. Этот нюанс важен, поскольку именно авторский подход делает ваш фотопроект уникальным. Например, архитектурный фотограф Дэвид Левенти выразил свой авторский подход в том, что снимал залы оперных театров с ракурса, доступного лишь солистам оперы.
Тщательно выбирайте первое изображение. Эта фотография открывает проект, она должна побудить зрителя к дальнейшему просмотру. Заключительный снимок должен звучать как подведение итогов.
4. Составьте план
Установите срок реализации своего фотопроекта. Это будет год, месяц, возможно, бессрочный проект с регулярным подведением итогов. Напишите список мест, мероприятий, которые вы планируете посетить, если это необходимо для проекта. Создайте список контактов – людей, которые могут обеспечить вам доступ к местам, ситуациям, которые вы хотите сфотографировать, помогут профессиональным советом, посодействуют в продвижении проекта. Подумайте, хотите ли работать над проектом в одиночку, или соберёте команду. Также проведите тестовую съёмку, чтобы наглядно увидеть, как будет выглядеть ваш фотопроект.
Профессиональные фотографы советуют для создания качественной серии отвести не менее года.
Если важна обратная связь – решите, в каких соцсетях и с какой регулярностью будете публиковать промежуточные результаты фотопроекта. Благодаря огласке, вы можете заинтересовать издания, галереи в финансовой поддержке и продвижении своего фотопроекта.
Вы также можете не делиться изображениями фотопроекта до его окончания. После провести выставку, создать сайт, договориться о публикации, либо издать книгу.
5. Публикация и финансирование
Проведите исследование, составьте список сайтов и изданий, которые публикуют фотопроекты. Отправив свой фотопроект на рассмотрение редактора, интересуйтесь его судьбой, будьте настроены на сотрудничество. Существуют многочисленные фотоконкурсы и гранты для фотографов, премии известных фотосообществ. Вы также можете организовать фотопроект как сотрудничество с коммерческой или общественной организацией, фондом. В этом случае вы получите гонорар, но стоит учесть, что права на отснятый материал вы делите с заказчиком.
Вы также можете вести свой фотопроект на Камералабс, ограничив доступ к своим работам платной подпиской. Стоит помнить, что большинство спонсоров готовы выделить деньги фотографам, которые уже проделали значительный объём роботы над темой и планируют продолжать.
Фотопроект — это ваше послание миру, зашифрованное в картинках. Оно может быть простым и понятным без слов, может быть сложным и требовать дополнительных пояснений, коротким или длинным, драматичным или веселым, шокирующим или милым. Но оно всегда есть. Рекламный фотограф, арт-директор, куратор, преподаватель школы Photoplay и Британской Высшей Школы Дизайна Иван Князев предлагает подумать над своим посланием прямо сегодня и перейти от абстрактного «хорошо бы снять свой проект» к конкретному плану.
Многие фотографы, мечтающие сделать свой проект, зависают на этапе поиска темы. Если вы пока не понимаете, что именно хотите сказать, придется начать издалека. Это немного напоминает игру «холодно — горячо», только ищете вы при этом сами себя. Ведь любой сильный проект — всегда очень личный.
Итак. Берете лист бумаги и пишете семь тем, которые кажутся вам интересными. Теперь зачеркните три самых слабых. Посмотрите на то, что осталось, и уберите еще одну. Получилось три «финалиста». Уже теплее. С этого момента у вас есть на размышление ровно сутки. Часто что-то действительно крутое генерируется именно в стрессовой ситуации, поэтому необходим четкий дедлайн. За следующие 24 часа нужно выбрать одну самую важную для вас тему. Если все варианты из списка вдруг разонравятся (такое тоже бывает), значит, придумайте новые. Вы должны быть точно уверены в своем выборе.
Иван Князев, Japan
Натягиваем красную шапочку Кусто и начинаем информационное погружение. Оно может потребовать времени, поэтому захватите в батискаф запасы воды и пищи, не забудьте про сканворды. Нам предстоит исследовать все, что было сделано на выбранную тему раньше, — причем не только в фотографии, но и во всех остальных сферах, включая живопись, моду, литературу, музыку, философию. Решили снять про спальный район? Класс, а сами там жили? А песню Хаски «Панелька» слушали? Это нужно не для того, чтобы повторить или, наоборот, избежать повтора. Это нужно для того, чтобы войти в контекст и через него лучше разобраться со своим собственным отношением к вопросу. В идеале сделать специальную тетрадь проекта и выписывать, вклеивать, собирать туда все мысли, референсы и важную информацию. Погуглите — примеров в Сети очень много. Это теоретическая часть исследования. В итоге вы четко увидите, с чего начинали и к чему пришли. Как результат — оформившаяся идея. Горячо!
Определяемся с подходом. Во время съемки вы будете либо фиксировать то, что происходит вокруг как сторонний наблюдатель: собирать фактический материал. Либо воссоздавать свою собственную реальность как строитель или творец. И в том и в другом случае желательно подготовить примерные раскадровки и отрисовки и сопоставить их с реальностью. Для этого делается локейшен-скаутинг, то есть репетиция на местности. А также тестирование материалов, освещения и всего остального, что вы планируете задействовать. Это называется прешут, то есть пробная съемка, предшествующая основной. Если результат вас радует, можно снимать финальный вариант. Если нет — значит, делаем шаг назад и меняем исходные. Еще один важный момент — поиск команды. Энергия группы вообще всегда лучше, чем энергия одного человека. Плюс это ваша дополнительная поддержка и взгляд со стороны. Кто-то наверняка скажет «это мой проект, и я хочу все сделать сам», но тогда его слабые стороны перекрыть будет некому. Так что рекомендую воспользоваться всеми прелестями разделения труда и доверить экспертам то, что не можете сами. Например, с технической частью вполне может справиться хороший ассистент, главное — четко объяснить ему, что вы хотите получить, и срежиссировать процесс. В конечном итоге не так уж важно, кто именно нажмет на кнопку.
Иван Князев, Trapeze of Malevich
Иван Князев, Yandex money
Вот вы сняли проект, отобрали и разложили картинки. Очень важно быть уверенным в каждой из них. Если есть сомнения хоть в одной, я бы предложил ее переснять. Если все собралось — пишем project statement. Это суть вашего послания, записанная словами. Может быть, небольшая история или несколько важных фактов. Все, что важно для восприятия. Наконец, проект готов. Определяемся с его судьбой. В зависимости от получившегося формата и содержания вы можете:
- отправить его на конкурс;
- организовать выставку;
- напечатать книгу;
- разместить его в онлайне.
Проект увидел свет? Отлично! Теперь у вас есть собственный остров в океане фотоконтента. Можно думать над следующим.
Вдохновиться помогут журналы и порталы, где можно познакомиться с современной фотографией, новыми авторами и проектами. На большинстве из них можно зарегистрироваться и бесплатно отправить портфолио на рассмотрение:
На этих сайтах можно посмотреть примеры фотокниг, познакомиться с авторами, узнать даты ближайших фестивалей и подробные условия участия.
Иван Князев, G-shock campaign
Курс Ивана Князева «Современная фотография»
начинается 1 декабря
Персональный фотопроект — это серия изображений, которые рассказывают определенную историю, раскрывая ту или иную тему, к которой фотограф испытывает интерес, работая над которой он вкладывает в нее частичку своей души.
Фотопроект может варьироваться по тематике, по количеству изображений и времени работы над ним.
Зачем вам нужен фотопроект
Тому, кто начинал свой фотографический путь в прошлом веке более привычным кажется понятии «фотосерия» или «цикл фотографий».
Однако понятие «фотопроект», рожденное на Западе имеет свои отличные особенности, предполагающие целеустремленную, систематическую работу фотографа над выбранной темой, включая конечный результат.
Им может быть публикация проекта в социальных сетях, на собственном сайте, создание фотокниги , организацию фотовыставки в галерее, или даже определенный заработок.
Если вы фотолюбитель и снимаете «для себя», то начав создавать личный фотопроект, вы поднимаетесь на качественно новую для себя ступеньку.
Теперь выбранная вами тема начнет вести вас по жизни. Вы сразу это почувствуете, словно руку старшего товарища.
[ads_row][ads_col col=»cell»][/ads_col][ads_col col=»cell-2of3″]»Ошибочно говорить о том, что художник «ищет» свою тему. Тема вызревает в нем, как плод, начинает требовать своего выражения. Это подобно родам. Поэту нечем гордиться — он не хозяин положения, он — слуга». Андрей Тарковский[/ads_col][/ads_row]
Вы начнете работать более серьезно: продумывать идею, общую концепцию, отдельные кадры, готовить реквизит, искать световое и графическое решение и т. п.
Только при таком осознанном и кропотливом подходе можно рассчитывать на хороший результат.
Это повод всегда носить с собой камеру и почаще вынимать её из сумки. Жизнь показывает, что любители склонны расслабляться.
То неохота таскать лишнюю тяжесть, то кажется, что этот кадр можно будет снять и завтра (нельзя, проверено), то вроде как-то неудобно снимать – «а что люди скажут?»
Фотопроект даёт вам мотивацию, тему и руководство к действию.
Вы приучаетесь ставить перед собой цель, а не просто бездумно нажимать на спуск. Вы по дороге фиксируете какие-то интересные места, куда потом можно будет вернуться в более удачное для съёмок время.
Вы начинаете мыслить и смотреть фотографически – кадрами. И результаты развития навыков непременно скажутся на содержании и качестве ваших снимков.
Вы учитесь отбирать лучшее из того, что сняли за день. Умение оставить одно-два фото, а прочее отбросить или вообще выбросить – очень важное качество.
Ошибки – очень ценный опыт, если не просто сокрушаться по их поводу, а извлекать уроки и тут же их исправлять.
Конечно, работа над фотопроектом не гарантирует успеха, славы или заработка, но у вас появится перспектива всего этого. А если вы проявите настойчивость, то через несколько месяцев ваша серия фотографий может вас очень порадовать.
Как придумать идею для личного фотопроекта
Самое лучшее, это сделать фотопроект, о том, что вам больше всего нравится. Чем больше вы фотографируете то, что любите, тем более интересными будут ваши снимки.
Для примера перечислю ряд возможных идей для фотопроекта. Надеюсь что они вдохновят вас подумать и найти собственную идею.
Уличные портреты
Это в основном фотографии лиц людей снятые крупным планом. Постановочные сюжеты тоже уместны. Такие портреты очень удобно снимать вдвоем с помощником, словно интервью.
Помощник беседует с героем снимка, вы в это время его снимаете. Спросите разрешение на публикацию фото. Устного разрешения достаточно.
100 незнакомцев
Популярный в сети фотопроект, очень похож на предыдущий. Создайте серию фотографий из 100 незнакомцев, о которых вы ничего не знаете
Уличная еда
Фотографии людей, которые непринужденно и с удовольствием наслаждаются едой на улице. Конечно, не всем понравится, когда их снимают в такой момент, но вы уж постарайтесь проявить свое обаяние.
Попробуйте поснимать такие сюжеты во время модных сейчас фестивалей уличной еды или городских праздников.
Окна и балконы
Фотографии людей, смотрящих из окон и стоящих на балконах.
Фото на углах городских зданий
Фотографии интересных углов, снятые широкоугольным объективом, которые фиксируют жизнь, на улицах по обе стороны от угла.
Люди на работе
Потрясающая тема. Предложите этот проект руководству какого либо завода, предприятия или стройки в вашей местности. Пообещайте взамен им предоставить фото для рекламы их предприятия.
А сами конечно будете снимать интересные моменты из жизни человека труда, включая например игру в домино во время обеденного перерыва.
Руки заняты
Фото рук занятых чем либо. Например, руки несущие сумки, руки с монетами, руки с планшетом, смартфоном, руки людей в общественном транспорте, держащихся за поручни и т. д.
Движение с размытием
Установите камеру на штатив и снимайте людные места или движущиеся объекты с очень длинной выдержкой, например 0,5 сек, 1 сек, 2сек, и т.д. Снимайте при невысокой освещенности, например вечером, используйте низкие значение ИСО , возможно вам понадобятся нейтральные светофильтры.
Фиксация движения с короткой выдержкой
В отличие от предыдущего случая, снимайте людей или движущиеся объекты с очень короткой выдержкой, например 1/1000 сек или 1/2000 сек и т.п. Старайтесь при этом «заморозить» доли секунды во времени.
За стеклом
Фотографируйте людей и ситуации за стеклом. Это стекло можно раскрасить, разбить, смазать вазелином ,что угодно.
Один городской уголок каждый день в течение 1 года
Каждый день снимайте один и тот же уголок вашего города по своему выбору, например остановку общественного транспорта, фиксируя события и ситуации, которые там происходят, и создавайте коллекцию фотографий.
Что бы вдохновиться идеей этого фотопроекта найдите и посмотрите фильм «Дым» 1995г. режиссера Уэйн Ван. Один из персонажей этой драмы- фотолюбитель Огги, удивляет друзей привычкой фотографировать угол Третьей улицы и Седьмой авеню.
30 дней определенного цвета
Выберите любой цвет и снимайте сюжеты, в которых это цвет будет основным фокусом. Делайте это в течение 30 дней.
Проект 50
За 50 дней сделайте 50 фотографий с помощью объектива 50 мм.
Отражения
Сделайте коллекцию фотографий из отражений в лужах, стекле, воде, автомобилях, зеркалах, и т.п.
Тени
Сделайте коллекцию фотографий, в которых главным фокусом и главным объектом будут тени. Это могут быть тени людей и различных объектов.
Лысые головы
Составьте коллекцию фотографий лысых людей.
Вещи перед лицами людей
Сделайте серию фотографий людей с вещами перед их лицами. Так, например, вы можете поместить цветок перед чьим-то лицом и снять его так, как будто у него цветок вместо головы.
Исчезающие профессии
Попробуйте найти людей, выполняющих работу, которая вымирает, и сделайте коллекцию их фотографий на работе. Этот проект также будет иметь историческую ценность.
Поцелуи
Фотографируйте людей, целующихся друг с другом.
Женственность
Сделайте коллекцию фотографий о женственности.
Курение
Курильщики –благодатная тема для фотографирования. Здесь и динамика, и дым и особое выражение лиц.
Противоположности
Сделайте коллекцию фотографий, включающих противоположные вещи. Например, кошка смотрит на собаку, или высокий мужчина сидит рядом с невысоким мужчиной и т. д.
Люди с собаками
Сделайте снимки людей вместе с их собаками.
Под дождем
Снимите серию фотографий в городе под дождем. Люди под зонтиками, спешащими укрыться от дождя, пережидающие непогоду на остановках, в подъездах, едущие в общественном транспорте во время дождя. Легко сказать, да?
Пляжная фотография
Сделайте коллекцию фотографий людей в купальных костюмах, снятых на пляже.
Автопортрет
Фотографировать себя может быть интересным способом самовыражения. Не думайте что это так просто. Художники с мировыми именами писали свои автопортреты. Чем вы хуже?
Вы можете фотографировать себя в различной обстановке, в разных местах, используя различную одежду и реквизит, меняя освещение и тд.
Вам понадобится штатив и съемка с задержкой спуска затвора. Создайте серию таких автопортретов.
Социальный фотопроект
Вы можете бесплатно побыть фотоволонтером, предложив какие либо фотосессии детскому дому, церковной общине, дому инвалидов, приюту для животных.
Вы будете этим развиваться как фотограф, общаться с новыми людьми, расти как личность, плюс получите пусть и небольшую известность.
Возможно, такая фотосъемка станет началом вашего большого личного фотопроекта.
В общем этот перечень можно продолжать бесконечно. Ведь есть еще макрофотография, пейзажная, предметная, студийная. Я надеюсь что идеи и темы для них вы легко найдете и придумаете сами.
Как сделать фотопроект
Выбрать тему, которая вам нравится, которая вам под силу, над которой вы будете работать с удовольствием.
Определить сроки реализации проекта, например месяц, год, полгода. А может этот проект у вас будет постоянным, только с периодическим подведением итогов.
Определиться с публикацией результатов . Если вас вдохновляют на дальнейшую работу зрители и комментарии, то вы можете публиковать в соцсети постоянно новые работы из вашего проекта.
Или же поступить на оборот. Не показывать ничего, до полного окончания проекта, например через год. Потом уже выложить его на всеобщее обозрение.
А еще лучше распечатать фото из вашего проекта и сделать фотовыставку, ну и конечно идеальный вариант-это фотокнига.
Как заработать на фотопроекте
Если идея вашего фотопроект будет интересна кроме вас и другим людям, если фото сделанные вами способны тронуть души и сердца ценителей фотографии, то можно попробовать выставить ваше творение как артпроект на краудфандинговой платформе Kickstarter.
Kickstarter — это онлайн-платформа для привлечения средств на реализацию различных проектов по принципу краудфандинга, то есть добровольных пожертвований от частных лиц.
На Kickstarter деньги привлекают не только технологические, но и артпроекты. Таковым может издание фотокниги вашего фотопроекта.
Конечно, это сложный путь, нужно иметь много драйва и куража для его реализации, но это работает.
Для начала заходим в раздел портала с фотопроектами, убеждаемся что такие там есть, и что они находят заинтересованных жертвователей, т.н бейкеров.
Например, проект фотокниги американского таксиста-фотолюбителя, который однажды увлекся уличной фотографией, фотографировал людей и ситуации из окна своего кара, сделал множество прекрасных снимков.
Сейчас он уверенно собирает средства на портале для издания книги со своими фотографиями. Эту книгу, после ее издания он отправит всем своим бейкерам.
Внимательно прочитайте все условия подачи проекта и оцените свои шансы.Точно определите целевую сумму реализации проекта.
Наши соотечественники не могут напрямую подавать заявки для сбора средств. Поэтому вам придется найти партнера –посредника, проживающего в США.
Посредник будет принимать на свой счет средства, платить налоги, нести денежную ответственность перед теми, кто дал деньги на ваш проект, если он не удастся. За эти услуги вы заплатите комиссию.
Создайте видеопрезентацию вашего фотопроекта. Объясните бейкерам, какую пользу лично им принесет ваш проект. После этого усиленно продвигайте его информационно, в первую очередь в соцсетях.
Подробнее, как это делается можно узнать, отследив на портале уже поданные проекты.
Успешных вам фотопроектов!
Не хватайтесь за первую идею. Напишите несколько, обдумайте каждую. С какими сложностями придётся столкнуться при съёмке. Далеко ехать, сложно договориться о съёмке, требуется время на подготовку? Эти факторы осложнят работу над проектом. Для первого раза стоит выбрать тот вариант, где вы точно знаете, как справиться с подводными камнями.
Когда вы определились с объектом съёмки, нужно решить как снимать. То есть как рассказать историю. Как и в литературе, в фотографии есть различные повествовательные жанры.
Репортаж — предполагает личную отстранённость фотографа, это как взгляд стороннего наблюдателя. Вы фиксируете то, что происходит и показалось вам важным, но не вмешиваетесь (или делаете это минимально) в суть происходящих событий.
Или противоположная ситуация — серия постановочных портретов, отражающих общую идею. Возможно и смешение подходов. Репортажная съёмка может быть дополнена портретами главных героев. Если вы выбрали в качестве объекта съёмки неодушевлённые предметы, которые предполагают статичный постановочный подход, то и в этом случае можно использовать репортаж. Если, например это натюрморт, то можно дополнительно отснять подготовку и рабочий процесс. Показать, что вы использовали при подготовке к съёмке. Или, если речь идёт о пейзаже, достаточно поместить в кадр прохожих. Тогда сюжет приобретёт элементы случайности и взаимодействия ландшафта и человека.
Посмотрите, что уже снято на эту тему. Нет ничего зазорного в том, чтобы подглядеть и даже украсть уже реализованную идею. Идеи никому не принадлежат, можно обладать только тем, что создано. Взяв чужую идею за основу, вы реализуете её иначе. Это будет оригинальный продукт.
Все мы любим хорошие истории. Создание проекта документальной фотографии может стать отличным способом развития собственного профессионализма. Кроме того документальная фотография вызывает интерес и помогает удерживать внимание аудитории.
Случайные коллекции несвязанных между собой изображений часто проходят мимо зрителя. Это особенно актуально, когда большая часть ваших снимков просматривается в социальных сетях. Сделать так, чтобы фотографии запоминались людям — важное творческое испытание.
Разработка фотопроекта и работа над ним в течение какого-то периода времени, будь то неделя, месяцы или даже годы, может помочь выделиться из толпы фотографов. Ваши личные навыки и стиль будут развиваться в более значимом направлении. Чем глубже вы заинтересованы в документальном фотопроекте, тем больше вы выигрываете.
Важность наличия плана и конкретной цели фотопроекта
В большинстве случаев без цели и четкого плана, вы, скорее всего, достаточно быстро потеряете интерес к происходящему. Будете изо всех сил пытаться сохранить импульс, а поиск свежих идей для поддержания проекта на плаву станет настоящей пыткой.
Заведите список, в который записывайте свои идеи по мере их появления. Что бы вам больше всего хотелось сфотографировать? Не ограничивайте себя, особенно в самом начале. Запишите все, что приходит на ум, не думая о том, реально это с точки зрения практики или нет. Позвольте вашему списку расти в течение недели, а затем изучите то, что в итоге получилось.
После того, как неделя закончится, отредактируйте свой список, оставив в нем то, что возможно реализовать. Что вы можете фотографировать каждый день или каждую неделю? Если что-то из составленного списка недоступно для вас — вычеркните! Добавьте отброшенную идею в другой список, для будущих проектов.
Сконцентрируйтесь на том, что вас волнует. Что из своего списка вам бы хотелось регулярно фотографировать? Страсть к найденной теме будет здорово мотивировать. Не выбирайте идеи, которые, по вашему мнению, являются легкими. Ищите для себя вызов.
Сузьте свой список до двух или трех идей. Обдумайте его, прежде чем выбрать одну. Можно начать работу над несколькими проектами, а затем, если выходит слишком сложно, выбрать тот, который нравится больше всего.
Подумайте, что вы хотите делать с фотографиями, которые создадите для документального проекта. Истории созданы для того, чтобы ими делиться. Кому будет интересна история, которую вы рассказываете? Какая среда или платформа подходят лучше всего для показа изображений? Возможно, вы захотите сделать классический альбом для фотографий, распечатать снимки и хранить их там. Instagram или Pinterest могут стать идеальным вариантом для фотопроекта, можно создать собственный сайт или страницу. Подумайте, чего вы больше всего хотите достичь, поделившись своими фотографиями.
Изучайте свою тему
Исследуйте. Окунитесь в выбранную вами идею проекта как будто она для вас совершенно новая. Даже если вы уже много знаете о ней, узнайте больше. Рассказ истории, основанной на маленьком количестве информации, не сможет долго удерживать внимание людей.
Чем более уверенным экспертом в своей области вы станете, тем лучше получится история, которую вы расскажете. Вы можете даже планировать повествование. Каким будет начало, середина и конец? Чем больше вы знаете об этом, тем больше интересных деталей сможете включить. Вы же хотите, чтобы другие эксперты по вашей теме были удивлены тем, что вы сумели показать в своих фотографиях.
Изучите историю идеи проекта. Поговорите с людьми, которые знакомы с вашей темой. Не полагайтесь только на Интернет. Чтобы прикоснуться к сути дела, потребуется опыт — ваш и других.
Сделайте много снимков
Хотя планирование важно, не слишком себя сдерживайте. Начните, как только определитесь с темой. Вы можете начать медленно и изменить направление несколько раз. Это нормально. А вот откладывание «на потом» не поможет достичь нужных целей.
Как только начнете, увидите, как будет развиваться ваша история, и сможете направить ее так, как посчитаете нужным. Тема проекта обычно диктует, как часто вы можете делать фотографии.
Культивируйте отношения со своим проектом
Приготовьтесь к тому, что проект потребует некоторое количество повторений. Вам придется посещать несколько раз одни и те же места, фотографировать одни и те же вещи, встречать уже знакомых людей и переживать перемены погоды разных времен года.
Каждый раз старайтесь делать фотографии, которые соответствуют вашему настроению. Это сделает историю более личной и интересной. Взгляд фотографа на мир уникален, и фотографии должны это передавать. Эта концепция может показаться немного абстрактной, но, если вы будете помнить об этом, то со временем обнаружите, что ваши фотографии станут более выразительными, более точно отображающими внутреннюю сущность, то кем вы являетесь в действительности.
Выбирайте снимки для проекта
Отбирайте 10 или 20 процентов лучших на ваш взгляд фотографий после каждого сеанса работы над проектом. Это даст вам более четкое представление о собственном прогрессе. Время от времени просматривайте эти фотографии и ищите пробелы в своей истории. Чего не хватает? Что вы фотографируете слишком много? Постоянно анализируйте.
Пусть ваш проект документальной фотографии органично растет
Плывите по течению. Не придерживайтесь своего плана слишком скрупулезно. И, если вы чувствуете, что из вашего проекта выходит более захватывающая история — позвольте этому случиться. Пусть все развивается органично. Это поможет вам продолжать гореть тем, что вы делаете.
Начните сегодня. Возьмите и напишите тот самый список идей. Начинайте!
Фото: pixabay.com
Фотопроект — выгодный для фотографа формат, когда можно за один день провести съемку для группы клиентов, не продумывая индивидуально под каждого образ и локацию. Клиент же получает красивые тематические фотографии, и при этом ему не нужно заморачиваться вообще ни с чем — достаточно просто приехать. Звучит красиво… но с чего начать? Какие этапы нужно пройти, чтобы организовать фотопроект? Мы пообщались с фотографами и узнали, что учесть при выборе темы, как найти идеальную локацию и что делать, если за день до съемки вы остались без костюма.
Шаг первый: придумать тему
Анна Гребнева (@paparazzi_kids_), фотограф и организатор детских фотопроектов:
«Я стараюсь ни с кого не копировать: это нечестно по отношению к другим авторам. Но, чтобы работала фантазия, смотрю много фильмов, листаю Pinterest, изучаю иллюстрации детских книг и ретрооткрытки. Я люблю красиво оформленные художественные издания, могу иногда их просто рассматривать.
Из фотопроекта «Осенний». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_
Чтобы фотопроект покупали, нужно смотреть на аудиторию. Я стараюсь создать такой, который вовлекает детей. Например, добавляю в проект кролика: когда ребенок начинает взаимодействовать с животным, работать не трудно. Дети выдают искренние эмоции от контакта с этим зайкой. Такие фотографии получаются живыми».
Яна Полякова (@fotowish), фотограф и организатор фотопроектов:
«Идею для проекта можно почерпнуть из чего угодно! Образ героини из фильма, виды спорта (балет, большой теннис), искусство, животный мир… Сильно вдохновляет природа, например понравившаяся локация — карьер или водопад».
Шаг второй: проработать образ
Яна Полякова: «Вокруг идеи строится дальнейшая работа команды: либо я заказываю пошив образа, либо арендую платье и реквизит (мы сотрудничаем со многими костюмерными города). Также заранее прорабатывают будущий внешний вид участников наши мастера по макияжу и прическам, а фотографы продумывают позы. Все образы с нуля я продумываю сама как организатор. И я же привожу костюмы и реквизит на съемки.
Из фотопроекта «Ретроавтомобиль». Фото: Алина Митерева / vk.com/fotowish
Мы всегда стараемся охватить всю линейку размеров. Как правило, от 38–40-го до 50–52-го. Но случалось, что к нам записывалась на проект девушка размера плюс-сайз, и мы шили или брали в аренду платье индивидуально под нее».
Анна Гребнева: «Бывает, образы возникают исключительно из цветового сочетания. Я увижу, например, красивые оттенки желтого с коричневым в букете цветов, и мне хочется сделать фотопроект, чтобы у девочки было горчичное платье и она держала коричневую корзиночку с собакой.
У меня образ складывается мгновенно. Я сразу представляю картинку, которую хочу получить. И так я начинаю потихоньку собирать проект. Иногда рисую эскиз, чтобы понимать позы и композицию.
Из фотопроекта «Золотое яблоко». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_
При выборе темы и образа нужно учитывать возраст моделей. Практически невозможно сделать один проект для детей от года до 18 лет. Странно было бы на малышковый проект с уточками, пушистой юбкой позвать девушку 16 лет. Возможно, это имеет место, но вряд ли вы найдете большую аудиторию. Как правило, возрастной диапазон проекта короткий: от года до трех, с двенадцати до шестнадцати.
Чаще всего я делаю костюмы сама. Их создание — трудоемкий и дорогостоящий процесс. Если делать несколько образов на каждый рост и размер, проект будет сильно дороже. Клиенты не захотят платить двадцать тысяч вместо восьми. Поэтому я стараюсь подбирать один комплект одежды и регулировать его на разный рост корсетами, утяжками, прищепками».
Шаг третий: найти локацию
Анна Гребнева: «Иногда я нахожу локацию и понимаю, что здесь можно сделать проект. Например, цветочное поле, необычное дерево, деревянный мостик в парке. Но чаще я сначала придумываю идею, а потом ищу место.
Это забавный процесс — нередко локация появляется словно из ниоткуда. Так было с проектом “Алиса в Стране чудес”. Я прошла несколько парков, и всё не могла найти место. И тут я увидела обычное дерево. Вдруг мне захотелось обойти его, и я поняла — это то что надо! С другой стороны оно было невероятно фактурное, как в сказке, с большим дуплом внизу, и от него росла горизонтальная ветка, на которую мы повесили цветочные качели,
При съемке уличных фотопроектов обязательно нужно учитывать световые условия. Я стараюсь снимать либо до 10 утра, либо с 18–19 вечера, чтобы свет был мягкий. Днем вряд ли удастся наснимать что-то красивое. Только прятаться в тени, но есть риск получить прекрасных “зеленых” моделей, что потом придется долго править в редакторе.
Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_
В студии я учитываю ее техническое оснащение, смотрю, как обстоят дела с окнами. Обязательно узнаю, есть ли достаточное количество гримерных мест, дает ли студия дополнительные часы со скидкой или бесплатно на монтаж и демонтаж декораций. Ведь если проект масштабный, то флористы и декораторы приезжают заранее и готовят локацию».
Яна Полякова: «Исходя из задумки мы подбираем локацию. В нашем городе существует очень много фотостудий с самыми разнообразными залами под любой запрос.
Из фотопроекта «Левитация». Фото: Алина Митерева / vk.com/fotowish
Также мы проводили проекты в музеях (таким образом открыли для себя и наших участниц “Сладкий музей” и Музей советских игровых автоматов. Иногда места для съемки предлагают сами модели, и мы прислушиваемся.
В хорошую погоду выезжаем на карьеры, в лесопарки, конюшни… К сожалению, бывало, что, приехав на локацию, мы обнаруживали там много народа. Так было с Тосненским водопадом. В этих случаях стараемся никому не мешать отдыхать — при обработке “удаляем” людей с кадра в графических редакторах».
Шаг четвертый: собрать команду
Яна Полякова: «Команду я собирала методом проб и ошибок. Все началось с того, что мы с визажистом-стилистом решили организовать первые пробные съемки. Сейчас я — организатор, а тогда была фотографом. И снимала бесплатно, а потом узнала, что визажист брал с моделей деньги.
Из фотопроекта «Принцесса Диснея». Фото: Яна Полякова / vk.com/fotowish
А, например, с двумя другими визажистами-стилистами мы не смогли сработаться из-за их растущих запросов. Они хотели только получать, не вкладываясь в развитие команды.
После таких случаев я привлекала в команду только тех людей, которых советовали друзья и знакомые. Кроме того, мне очень помогает мой муж: он встречает участниц, развозит их, если нужно, и всегда присутствует на съемках».
Анна Гребнева: «Я сама писала людям творческих профессий. Например, спрашивала флористов, не хотят ли они поучаствовать в проекте на условиях TFP. И как правило, те, кто откликался и работал поначалу бесплатно, потом долго сотрудничали со мной уже на коммерческих условиях. Как раз они и есть моя команда.
Для поиска специалистов я использую Instagram. Удобно, что можно сразу посмотреть работы. Я никогда не пользовалась “Вконтакте” или сайтами по поиску специалистов.
Но самая главная часть моей команды — муж. Он мне помогает в изготовлении реквизита, поддерживает морально, занимается поиском и арендой животных, локаций».
Шаг пятый: привлечь клиентов
Анна Гребнева: «Участников на фотопроекты я набираю, например, через страничку и группу во “Вконтакте”. Еще у меня есть Instagram. Там я пишу посты, предлагаю референсы, если у меня еще не отснят анонс проекта, рассказываю, что будет входить в него.
Лучше всего работает сарафанное радио. Клиенты советуют меня друзьям, знакомым, коллегам, рассказывают, как было классно, какие хорошие фотографии они получили.
Из фотопроекта «Ундина». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_
Иногда я “включаю” рекламу, чтобы найти новых участников, но у меня большой пул постоянных клиентов, которые с удовольствием ходят на все проекты. Обычно за неделю я пишу анонс и набираю несколько человек на съемку. Также у меня есть менеджер по рекламе, который помогает продвигать страницы, вести соцсети. У меня очень большая загрузка, и я не могу охватить всё сама».
Яна Полякова: «Первых клиентов я набирала через знакомых. Просто предлагала поучаствовать в съемках бесплатно. Очень много участниц остались с нами до сих пор с самого начала нашей работы. По их рекомендациям к нам приходят их друзья и родственники».
Бонус: успешные кейсы
Яна Полякова: «Мой самый нервный фотопроект — “Гарпия”. Я увидела в прокате очень красивое платье с черными перьями на корсаже. Хозяйка костюмерной была из другого города, но приезжала в Санкт-Петербург со своими образами.
Из фотопроекта «Гарпия». Фото: Галина Отян / vk.com/fotowish
Я договорилась взять в аренду костюм, но его не привезли. Хозяйка образа была на связи, но в какой-то момент просто пропала, выключив телефон. Сейчас я думаю, что, возможно, платье и не существовало вовсе. Тогда я впервые столкнулась с тем, что люди могут так недобросовестно поступить, “кинуть”.
В итоге, чтобы не подводить людей, за ночь мы сшили похожее платье и успешно провели фотопроект. Но потрясение испытали хорошее!»
Анна Гребнева: «Мой самый любимый и успешный проект — “Балет”. Он подходит для девочек разного возраста, начиная от годика и заканчивая уже совсем взрослыми. Это популярный проект, в котором поучаствовало много людей. Обычно я провожу его зимой, потому что это всегда съемка в студии.
Из фотопроекта «Балет». Фото: Анна Гребнева / instagram.com/paparazzi_kids_
Самое тяжелое в этом проекте — помочь девочкам, которые не имеют отношения к танцу, сделать красивые позы, поставить руки и ноги “по-балетному”, чтобы это выглядело эстетично в кадре.
Мне эта тема близка: в детстве я хотела быть балериной и могла постоянно смотреть балет. Благодаря моему проекту я стала причастной к этому искусству. Пусть и косвенно, со стороны фотографа».
Как создать свой фотопроект
Специально для Лайфхакера я подготовила перевод мощного материала от известного стрит-фотографа Эрика Кима. Если вы никогда не создавали собственные фотопроекты и хотите получить дополнительный источник вдохновения, то эта статья для вас. Здесь вы найдёте руководство по созданию крутого фотопроекта и рассказ о том, что вас поджидает на этом пути.
Прежде всего стоит сказать, что создание своего фотопроекта поможет вам в большей степени сосредоточиться при съёмке, а коллекция фотографий даст возможность выразить больше, чем отдельные снимки.
На сегодняшний день такие онлайновые социальные фотосети, как Flickr, уделяют слишком большое внимание индивидуальным снимкам. Если вы откроете чей-нибудь профиль в Flickr, то увидите поток фотографий. Он покажет кучу случайных изображений в порядке их загрузки на сервис.
Джеймс Додд, влиятельный уличный фотограф (основатель сайта Statement Images и соучредитель Street Reverb Magazine), недавно закрыл свой Flickr-аккаунт. В прощальной заметке он особенно отметил неудобство представления именно фотосерий.
Хотя подобные фоторесурсы предоставляют возможность продемонстрировать миллионам подписчиков свои работы, они всё ещё недостаточно удобны для представления серий снимков.
Личная трансформация
Работа многих фотографов, использующих цифровую камеру, заключается в следующем: взять камеру, сделать хороший снимок и немедленно загрузить его в интернет. И так они работают годами.
Однако занятной задачей было бы поставить себе следующую цель:
Не загружать ни одного снимка в социальные сети в течение года, представив лучшие из них к концу года!
Поначалу эта цель может показаться совершенно недостижимой. Для каждого зависимого от социальных сетей человека эта задача покажется нелепой.
- Если не загружать свои снимки в интернет, как же люди тогда будут на них реагировать? Не потеряют ли они навсегда интерес к моим работам?
- Возможно ли устоять перед искушением загрузить свою работу после того, как делаешь это почти каждый день?
Однако, несмотря на эти вопросы, стоит задуматься о том, что, когда дело доходит до известных фотографов, вы вряд ли вспомните более десятка их снимков. Кроме того, год — это достаточный срок, чтобы повысить самокритичность, прежде чем вы начнёте редактировать фото.
Через несколько недель вы (не без удивления) заметите, что ничего страшного не произошло. Интернет не прекратил своего существования, а люди не забыли о вас и не перестали навещать вас в блогах.
К тому же вы почувствуете невероятное спокойствие и отсутствие давления, которое бывает из-за обязанности постоянно загружать свои работы.
Качество важнее количества
Решив больше не выкладывать безотлагательно свои изображения, вы сможете позволить им «мариноваться», прежде чем решить, хороши они или нет. Гарри Виногранд заметил:
Фотографы допускают ошибки относительно своих эмоций, когда определяют, хороша ли фотография, в тот же миг, как делают её.
Следует дистанцироваться от своей работы, чтобы видеть её более объективно. Виногранд также ждёт до года, прежде чем приступает к редактированию своих фото или даже просто просматривает их.
Первый фотопроект
Фотограф Эрик Ким свой первый фотопроект сделал в рамках уличной фотографии. Он отметил:
Я не был достаточно уверен, что имел в виду, когда начинал свой проект, но знал, что хотел сделать серию из 15–20 снимков своих впечатлений от Лос-Анджелеса.
Это был проект, над которым Ким постоянно работал около года. По итогам работы он указал следующие ключевые моменты:
- Для создания крутой серии изображений, которые были бы достойны публикации в проекте, требуется по крайней мере год.
- Для проекта стоит выбирать 15–20 снимков (меньше — будет чего-то не хватать, больше — потеряется центральная идея).
- Последовательность изображений в проекте вносит существенный вклад в производимый эффект.
- Получение постоянного фидбэка и критики имеет первостепенную важность.
- Для донесения идеи другим концепция проекта так же важна, как и сами изображения.
Почему проекты, а не одиночные изображения
Если вы начинающий фотограф, нет ничего плохого в одиночных снимках. Но однажды вы перестанете чувствовать себя комфортно в таких вопросах, как основы композиции и экспозиции, и в том, какой тип фотографий доставляет вам большее удовольствие. Тогда следует сфокусироваться на проектах, которые не ограничивают возможность рассказывать историю.
Конечно, можно заявить о себе одним снимком, но серия фотографий окажет гораздо более мощное воздействие на зрителя.
Несколько советов начинающим собственный фотопроект
I. Великая концепция
Придумать великую концепцию достаточно сложно. Однако это то, что станет основой вашего проекта. Чем яснее и точнее будет концепция, тем сфокусированнее будет ваш проект. Это приведёт к получению снимков, которые лучше подойдут для вашего проекта.
Концепция должна быть интересна лично вам.
Возможные идеи для фотопроекта:
- Место, где вы живёте и в которое уже достаточно погружены.
Не обязательно жить в Париже, чтобы получить хорошую серию снимков. Мартин Парр обладает отличным умением делать великие снимки в местах, где они наименее ожидаемы (туристические пляжи, закусочные, супермаркеты). - Отражение того, кем являетесь именно вы.
Совет от Брюса Гилдена: «Снимайте такого же, как вы!» Гилден часто делает снимки гангстеров и жёстких ребят, вдохновляясь своим воспитанием и отцом. Эрик Ким — социолог, поэтому часто снимает то, что отражает такие вопросы, как ожирение, капитализм, жадность, технологии, мода. Попробуйте копнуть глубже и создать серию, которая описывает вас как человека. Сделайте её личной. Не пытайтесь создать тёмный и мрачный ряд, если вы счастливый и весёлый человек. Также не стоит снимать бездомных, если сами вы из благополучной среды.
II. Определитесь с аппаратурой
Хотя это правило и не строгое, но лучше его всё же придерживаться. Почему? Выбор определённой камеры, линз, типа плёнки (ч/б или цвет) создаст большую связь ваших снимков.
Например, выбрав конкретное фокусное расстояние, вы получите ряд фото, которые будут меньше смущать зрителя, нежели в случае переключения расстояния, скажем, от 28 до 200 мм. Такое постоянство аппаратных характеристик придаст единообразный вид изображениям и позволит сосредоточиться на самих фотографиях, а не беспокоиться постоянно о смене передачи.
III. Фотографируйте в течение года
Работать следует не менее одного года, хотя в целом, чем дольше вы будете работать над проектом, тем он будет лучше. Больше изображений — больше времени на их осмысление, сбор фидбэка и редактирование.
Большинству фотографов, опубликовавших книги, потребовался именно такой срок.
IV. Не публикуйте проект до его полного завершения
Хотя есть некоторые плюсы загрузки фото в ходе работы над проектом (мотивация, обратная связь, критика), всё же лучше представлять проект только тогда, когда он полностью закончен.
Как определить, что проект готов? Можно либо установить дедлайн (неделя, месяц, год и так далее), либо почувствовать, что он готов (что более субъективно).
V. Накопление отзывов в ходе работы
Решение не публиковать проект до его окончания вовсе не означает, что вы не сможете получать обратную связь. Фидбэк можно получать не только посредством интернета.
Демонстрируйте фотографии на ноутбуке, iPad или в распечатанном виде непосредственно. При обращении к человеку лично вы получите значительно более полную и осмысленную оценку, нежели при использовании интернет-ресурсов. В крайнем случае представляйте серии изображений в частных блогах и спрашивайте людей, что они думают о концепции проекта, изображениях, последовательности и так далее.
Принимайте критику близко к сердцу, но помните: только вы должны принимать окончательное решение при редактировании.
VI. Редактируйте проект
Это самая трудная часть проекта — выбор лучших снимков. Меньше значит лучше. 15 снимков, рассказывающих историю, предпочтительнее, чем 100 бессвязных картинок.
Есть ли предел количества изображений в проекте? В общем, нет. Всё зависит от целей.
В случае, когда вы рассчитываете представлять проект на выставке или в интернете, следует ограничиться 15–20 фото. Если вы планируете издать фотокнигу, вам, вероятно, понадобится 60–200 изображений.
VII. Приведите ваш проект в порядок
Как только у вас будет достаточно изображений, вам потребуется время, чтобы упорядочить их. Это ещё одна чрезвычайно важная часть проекта.
Определение последовательности фото в проекте сродни выстраиванию сюжета рассказа: завязка, кульминация, развязка.
Хотя вам не обязательно строго придерживаться этой структуры, в конечном счёте вы должны иметь чёткое представление, почему фото выстроены именно в таком порядке.
Наиболее важными являются начало и конец проекта. Первое изображение, как обложка книги, должно сподвигнуть зрителя на дальнейший просмотр проекта. Заключительным изображением вы должны дать зрителю «напутственное слово». Именно последний снимок в конечном счёте зритель вынесет из проекта.
Есть множество способов выстраивания последовательности снимков. Вот несколько из них:
- по времени съёмки (хронологически);
- по сюжету (пейзажи — в начале проекта, активные действия и портреты — в середине);
- по эмоциям (от счастливых к угрюмым людям).
Кроме того, глядя на чужие фотопроекты, задавайте себе вопрос, почему фотограф расположил свои фотографии именно в таком порядке?
VIII. Публикация проекта
Существует множество способов представить свой проект: Flickr, Facebook*, Google+, 500px, личный веб-сайт, блог, книга, выставка в галерее…
IX. Вдохновляйтесь!
Для начала изучите галереи упомянутых в этой статье фотографов. В их блогах вы сможете найти и другие полезные ссылки. Не прекращайте исследовать! Это позволит вам создать превосходный фотопроект.
Материал подготовлен на основе блога Эрика Кима
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.