Фотозаметки как пишется

Разновидности фотозаметок и формы их подачи

В
практике иллюстрирования периодической
печати можно выделить разновидности
фотозаметок. Что служит критерием
деления? Ведь сущность содержания любой
пуб-ликации этого жанра, как отмечалось
ранее, едина, она за-ключается в отображении
фактов. Однако факт может быть раскрыт
в неодинаковом объеме. Объем содержания
фото-заметки — критерий определения ее
разновидностей.

В
современной практике отечественной
фотожурналистики можно выделить три
разновидности фотозаметок:
некомментированную, комментированную
и развернутую. Рассмотрим каждую из
них. Нередко на газетных и журнальных
страницах читатель знакомится с
новостями, поданными в краткой форме.
Фотоснимок отражает общественно важный
факт, текстовое пояснение (текстовка)
приближено к телеграфному сообщению.
Такова, например, фотозаметка о паводке
в Волгоградской области, напечатанная
в га¬зете «Аргументы и факты» № 46 2003 г.
(рис. 1).

В
России начался сезон паводков. Интенсивное
таяние снега в Волгоградской области
стало причиной затопления многих
населенных пунктов. Жители хутора
Терновка спешно покидают свои дома. Фото
ИТАР-ТАСС

Рис.
1. Фотозаметка некомментированная

Снимок,
отражающий реалии стихии, дополнен
словами: «В России начался сезон паводков.
Интенсивное таяние снега в Волгоградской
области стало причиной затопления
многих населенных пунктов. Жители хутора
Терновка спешно покидают свои дома».
Показан кусочек жизни без какой-либо
авторской трактовки, оценки. Читатель
воспринимает отображенный факт в
контексте своих знаний, представлений,
опыта, а также в контексте других газетных
материалов. Такая разновидность
фотозаметок называется некомментированной.
Это наиболее оперативная форма
фотоинформации. Нередко она печатается
под рубриками: «Снимок в номер», «Кадр
дня», «Эстафета новостей» и т.д. 

В
периодической печати можно встретить
и такие фотозаметки, которые, сообщая
о каком-либо факте действительности,
обозначают его место в ряду других
фактов, содержат оценочный элемент. В
этих фотопубликациях читатель как бы
слышит голос автора, замечает его
отношение к факту. В той или иной мере
оно может проявляться даже в интонации
сообщения. Это ощущается, например, в
фотозаметке о памятнике огурцу, помещенной
в еженедельнике «Собеседник» 3 мая 2006
г. (рис. 2):

«На
праздники Россию всегда на солененькое
тянет. Поэтому нынче на майские особенно
приятно полюбоваться памятником соленому
огурцу, поставленным недавно в подмосковных
Луховицах…»

Рис.
2. Фотозаметка комментированная

О
значимости достижения в сноуборде
российской спортсменки Екатерины
Тудигешевой сообщает фотозаметка,
опубликованная в «Собеседнике» 27 декабря
2006 г. под рубрикой «Стоп-кадр» (рис. 3).

Гор
в России мало, но кататься с них любят
многие. Некоторые уже и побеждают.
19-летняя Екатерина Тудигешева выиграла
в австрийском Бад-Гаштайне этап Кубка
мира в параллельном слаломе, опередив
сразу четырех хозяек трассы. Это первый
подобный успех российского сноуборда.

Рис.
3. Фотозаметка комментированная

Данную
разновидность фотозаметок, передающую
отношение автора к сообщаемому факту,
назовем комментированной. В этой
разновидности фотозаметок творческая
активность субъекта возрастает и
обнаруживает себя в «ткани» публикации.
Подчеркнем, оценочный момент в данном
случае не отделяется от факта, сливается
с показом самого факта и не нарушает
информационно-констатирующей сути
фотозаметки.

Такие
фотозаметки подаются на газетной полосе
чаще всего в виде отдельной публикации
под рубриками общего плана: «Фотоинформация»,
«Обективно», «Стоп-кадр» или тематического
— «Отечество мое», «Сельские будни», «В
мире науки» и т.д.

Наконец,
следует выделить еще одну разновидность
фотозаметки, которая называется
развернутой. Она находит все большее
применение в изданиях, и не только
центральных, но и местных. Речь идет о
фотопубликациях, в которых факт получает
детализированное отображение. Детализация
содержится как в тексте, так и в снимках.
В последнем случае фотозаметка
представляет собой несколько снимков,
поясненных текстом. В редакционных
коллективах такие фотопубликации иногда
называют расширенной фотоинформацией.

В
развернутой фотозаметке «расширение»
информации достигается за счет
детализированного изображения или
описания одного факта. В этом важное
отличие названной фотозаметки от
фотокорреспонденции. В качестве примера
сошлемся на фотофакт «отель на деревьях»,
опубликованный в газете «Аргументы и
факты» № 39 2011 г. (рис. 4).

Рис.
4. Фотозаметка развернутая.

Общий
план снаружи и вид из окна номера,
представленные в двух снимках, вполне
удовлетворил интерес читателя. Основную
информацию он получил из фотографий,
текстовка же уточнила, что необычная
гостиница находится в Швеции, сообщила
стоимость проживания в ней.

Разновидности
фотозаметок — явление не случайное. Оно
обусловливается стремлением фотожурналистов
искать новые формы отображения
действительности с целью усиления
воздействия на массовую аудиторию.
Детализированное, подробное отображение
факта способно, с одной стороны, повысить
интерес к нему, с другой — полнее
представить этот факт, а значит, и понять
его сущность.

Не
последнюю роль играет и то, как размещена,
какое место в газете или журнале заняла
фотозаметка. Можно выделить несколько
форм подачи публикаций этого жанра.

Наиболее
часто фотозаметка располагается
автономно среди текстовых материалов.
Включается она и в новостные подборки,
занимая место среди текстовых заметок
и тем самым подчеркивая жанровое родство
с ними. Иногда фото-заметка «открывает»
текстовую публикацию, полностью сохраняя
свою структуру (фотография и текстовка),
в этом случае она несет двойную нагрузку:
формально является иллюстрацией
текстового материала, а по существу
своими средствами освещает тему.

Столь
лаконичному жанру, каким является
фотозаметка, нередко отводится порой
целая станица или даже разворот в
журнале.

Вот,
пример: «Кимрская независимая газета»
15 сентября 2005 г. всю первую страни¬цу
отвела фотофакту «Зареченский мост
заасфальтирован» (рис. 5). Так районное
периодическое издание сообщило читателям
о решении злободневной проблемы.

Рис.
5. Форма подачи фотозаметки

Очевидно,
что газеты и журналы подобной формой
подачи подчеркивают важность отображаемого
факта. Конечно, содержательное наполнение
фотозаметки не зависит от занимаемой
ею газетной или журнальной площади, но
эффект зрительного восприятия, воздействия
на аудиторию таких фотопубликаций
увеличивается.

Как
форму подачи можно квалифицировать и
взаиморасположенность структурных
компонентов фотозаметки: изображения
и текстовки. Наиболее часто текстовое
пояснение находится под снимком, можно
сказать, что это традиционная практика.
Но иногда текст включается в сам снимок:
такое слияние компонентов имеет
формальное значение, поскольку не
поднимается выше зрительного эффекта.

Пример
такой формы подачи находим в фотозаметке
о находке любителей-архиологов на
востоке Франции, помещенной в газете
«Аргументы и факты» № 42 2009 г. (рис. 6).

Рис.
6. Форма подачи фотозаметки.

Подобная
практика к тому же позволяет избежать
однообразия в иллюстрировании и поэтому
может рассматриваться, как дизайнерское
решение.

Хотя
фотозаметка раскрывает содержание
факта лишь через показ его важнейшей
грани, выразительной детали, ее справедливо
относят к наиболее востребованным
жанрам фотожурналистики. Перед
фоторепортерами, работающими в этом
жанре, ставится задача изо дня в день
отображать многообразие нашей
действительности, находить такие факты,
которые бы убедительно говорили о жизни
народа, свидетельствовали о его
достижениях, а также фиксировали бы
внимание на нерешенных вопросах.

Вопросы
для самопроверки:

1.
Назначение фотозаметки.

2.
Роль факта в фотозаметке.

3.
Структура жанра.

4.
Характер отображения в фотозаметке.

5.
Разновидности фотозаметок в периодической
печати.

Задание
на студийные занятия:

сделать две подборки (в презентации,
желательно) — во вторник из собственных
фотоснимков, в пятницу — из газетных и
журнальных, или наоборот, в которых
представить фотозаметки во всех
разновидностях (не забудьте о такой
разновидности, как фотообвинение),
текстовки необходимо написать к
собственным фотоизображениям, а у
газетных и журнальных фотозаметок
должны иметься авторские, уже опубликованные
текстовки, не забудьте их поместить
вместе в фотоснимками в презентацию!
Когда будете делать собственные
фотозаметки, выборайте объек­т и его
отображение без вмешательства в
естественный ход событий. Съемка должна
быть сориенти­рована на возможность
публикации фотоматериала в газете.

Удачи
всем!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Подробности
Категория: Фотозаметки

Опубликовано: 23 марта 2020

Просмотров: 3033

Моим недавним приобретением стала пленочная зеркальная камера Canon EOS 30v date 2005 года выпуска. У меня давно было желание купить что-нибудь из последних выпускавшихся пленочных камер за разумную цену и совершенно случайно наткнулся на рекламу интернет-магазина Fotocccp.ru (https://fotocccp.ru/). Долго не раздумывая, я оплатил эту камеру и очень доволен покупкой. Не сочтите эти строки за рекламу, но я действительно благодарен магазину и предыдущему владельцу этого фотоаппарата за его идеальное состояние.


Подробнее: Пленочная камера Canon EOS 30v

Подробности
Автор: Константин Паньков
Категория: Фотозаметки

Опубликовано: 18 января 2016

Просмотров: 17609

DCRAW — это бесплатный raw-конвертер консольного типа, т.е. использующий только командную строку, не имеющий графического интерфейса и работающий на любых платформах (если сможете скомпилить исходный код в исполняемый). Программу написал талантливый программист из США — Дейв Коффин. Дейв специализируется на компьютерной безопасности и благодаря своим навыкам в дешифровке и взломе, смог разобраться во многих нюансах RAW-декодирования. Первая версия была опубликована 5 мая 2000 г. и была единственной на то время бесплатной программой для декодирования RAW. В дальнейшем на базе DCRAW были написаны десятки RAW-конвертеров. 

Dave Coffin


Подробнее: DCRAW — бесплатный raw-конвертер

Подробности
Автор: Константин Паньков
Категория: Фотозаметки

Опубликовано: 18 января 2016

Просмотров: 7661

Это незаконченный материал.

RawLab — это RAW-конвертер. Представляет собой приложение для Windows, позволяющее преобразовать RAW-файл в формат, пригодный для дальнейшей обработки в Adobe Photoshop или других подобных программах. RawLab предоставляет возможности, обычно скрытые в традиционных RAW-конвертерах, и потому требует определенную подготовку пользователей.

Скачать версию 0.5.3.89: rawlab.zip (md5 46AE8EC47D5890F40C7E5CB1268D2843, md5.exe есть внутри архива)


Подробнее: RawLab

Подробности
Автор: Константин Паньков
Категория: Фотозаметки

Опубликовано: 04 мая 2018

Просмотров: 2167

Представляю вашему вниманию бесплатное приложение для Android — CIE Color Calculator. Фактически это полный клон знаменитого калькулятора Брюса Линдблума, который также бесплатно доступен на его сайте. Приложение позволяет конвертировать значения цвета между различными цветовыми пространствами и моделями, коррелированной цветовой температурой и получать длину волны (относительно эталонной белой точки).

Скачать (ciecc.apk, md5 — 9758A355828002DBDB11D8EB7A4CB44B)

Подробности
Автор: Константин Паньков
Категория: Фотозаметки

Опубликовано: 20 марта 2018

Просмотров: 3437

Название статьи намекает на книгу Павла Косенко «Живая цифра», в которой он с пеной у рта восхваляет любимый многими, включая меня, RAW-конвертер RPP. Нет, мне на самом деле нравится RPP, и даже Павел мне симпатичен, но в данной статье я опишу один из способов получить все тоже самое в Lightroom, пользуясь недавно вышедшей новой версией программы 3DLut Creator.

Действительно все??? Нет, конечно, но очень близко к тому, что мы получаем в RPP.

Итак, постановка задачи: нужно при конвертации из Lightroom получить нечто похожее на то, что мы выгружаем из RPP. Возможно? Да! И для этого нам понадобится 3DLut Creator, Lightroom и снимок с колорчекером. Ну и RPP, конечно.

1. Открываем RPP и сохраняем (конвертируем) наш колорчекер в tiff (пространство Lab 16-бит)


Подробнее: Живая цифра в Lightroom

Автор статьи

Вячеслав Игоревич Плужников

Эксперт по предмету «Журналистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Фотожурналистика — это особая форма журналистики, которая в качестве основного средства выражения использует фотографии.

Классификация жанров фотожурналистики В. В. Тулупова

На страницах журналов и газет присутствуют фотографии, выполненные в разных жанрах: репортажные снимки, фотопортреты, фотоочерки и т. д.

Существует множество критериев, по которым определяется жанр фотожурналистики. В некоторых случаях в качестве критерия фотографического жанра выступает объект съемки или метод, специфика работы фотографа. Например, репортажный портрет и портрет студийный – это совсем не одно и то же, несмотря на то, что объектом съемки является человек.

Система жанров фотожурналистики была предложена В. В. Тулуповым. По мнению профессора исторически сформировались три канонических жанра фотожурналистики:

Научись программировать

Получи навыки для отличной карьеры в IT под руководством ведущих экспертов

Выбрать занятия

  • Фотозаметка (фотоинформация);
  • Фоторепортаж;
  • Фотопортрет.

Однако эти жанры взаимопроникают, смешиваются в зависимости от выполняемой задачи.

Определение 2

Фотозаметка – это наиболее оперативная форма отображения разных сторон реальной действительность. Это форма ее фиксации, которая раньше других выделилась в особый жанр.

Фотозаметка показывает единичный факт и обращает внимание на оперативность приведенной в статье информации. фотоинформация по смыслу близка к фоторепортажу, но выполняет совершенно другие функции. Как правило, фотозаметка – это одна фотография, которая отображает некий момент события. Фоторепортаж может представлять любую фазу события, фтоинформация же концентрирует в себе все фазы одновременно, показывает нечто структурно организованное и цельное. Самое главное в этом случае то, что фотозаметка не может существовать без комментария. В противном случае она визуально теряется, и это усложняет процесс восприятия. Другими словами, фотозаметка, в отличие от фоторепортажа, не является самодостаточной.

«Жанры фотожурналистики: история и современность» 👇

Определение 3

Фоторепортаж – это более развернутое коммуникативное действие, которое направлено фоторепортером, журналистом, СМИ (т.е. коммуникатором) на читателя и зрителя с целью освещения многосоставного события. Он рисует событие в фазах его изменения, динамического или поступательного развития.

Фоторепортаж – это основная форма подачи изобразительного ряда в современных периодических изданиях. К фоторепортажу близок жанр фотозарисовки. Фоторепортаж может быть представлен как серией фотографий, так и одной работой. Читатель в первом случае имеет возможность оценить событие в действие, а это очень важно для восприятия материала. При этом процессы чтения и просматривания фотографий друг с другом могут быть не связаны. Как правило, в серии дается 4-5 фотографий на одну полосу, 5-6 фотографий на разворот. При этом следует учитывать размер фотографий, их ориентацию относительно текста.

Замечание 1

При единичной фотографии репортаж получает форму фотозаметки, однако отличается от нее в первую очередь яркой формой, композицией, фазой действия, иллюзией присутствия.

В некоторых случаях одна фотография для статьи может оказаться выигрышней серии снимков. В отличие от других информационных жанров, фоторепортаж требует качественного монтажа с текстом статьи, или полного отсутствия текста. Во втором случае читателю предлагается только зрительный ряд, к которому возможен краткий комментарий или подпись.

Одним из первых теоретиков и практиков фоторепортажа и фотожурналистики стал одним их самых известных и авторитетных фотографов мира Анри Картье-Брессон.

Фотопортрет может быть групповым или индивидуальным. Главное требование, чтобы он не искажал внешность людей, изображенных на нем. Одним из самых известных фотографов в данном жанре является Бретт Уолкер.

Классическая теория жанров фотожурналистки

Кроме классификации, предложенной В. В. Тулуповым, существует классическая теория жанров фотожурналистки. В ней фотоматериалы делятся на художественно-публицистические и информационно-публицистические.

Наиболее часто применяющимися жанрами фотожурналистики являются фотозаметка, фоторепортаж, фотоиллюстрация, фотокорреспонденция. Эти жанры являются определенным способом структурной организации сообщения, позволяющим дать наглядное представление о факте, событии, явлении и показать их суть с помощью минимального текста. Различаются эти жанры по назначению, ценностному и целевому использованию зрителем информации, заложенной в них.

Основу фотоинформации составляет единичный факт. В отечественной фотожурналистике выделяют три разновидности этого жанра:

  • Комментированная;
  • Некомментированная;
  • Развернутая.

Как правило, объем текстовой информации в них заключен в рамки сообщения об одном явлении или факте. Различие заключается только в обрисовке деталей и подробностях события.

Фотокорреспонденция не отображает развитие события напрямую. Здесь происходит осмысление сложившейся ситуации в ходе событий или явлений, подводится результат действий и дается их оценка, а также возможный прогноз.

Этот жанр от развернутой фотоинформации отличается тем, что раскрывает взаимосвязь между несколькими событиями и фактами.

Фоторепортаж подразделяется на фоторепортаж-отчет, хроникальный фоторепортаж, фоторепортаж с оценочным началом.

Фотоиллюстрация дает зримый образ в момент осуществления коммуникативного действия. То есть смысл фотоиллюстрации без пояснения текстом не может быть понятен. Здесь, в отличие от фотоинформации, важна тематика текста, сопровождаемого иллюстрацией, его смысловой стержень. Это говорит о том, что фотография требует комментария, а изображение дополняет статью.

В теории фотожурналистики к художественно-публицистическим жанрам относят фотоочерк, фотозарисовку, фотоплакат, фотопортрет, фотомонтаж, фотосериал, фотоколлаж.

Фотозарисаовка – это предшественник фоторепортажа. Истоки этого жанра обнаруживаются в истории русской фотографии и имеют связь с социально фотографией.

Этот вид съемки появился с началом съемок «про жизнь» со всеми ее социальными контрастами.

Фотоочерк – это жанр, который отличается пристальным вниманием к человеку. Он показывает человека и социальную действительность во всей полноте ее развития и бытия. Функция фотоочерка – рассказать о людях.

Границы между жанрами фотожурналистики условны. Главное, что должно ощущаться – отсутствие «штампов» и собственный стиль.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

фотоматериалы

фотоматериалы

фотоматериалы

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.

Смотреть что такое «фотоматериалы» в других словарях:

  • фотоматериалы — сущ., кол во синонимов: 2 • аэрофотоматериал (1) • материал (306) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Фотоматериалы — фоточувствительные материалы и химикаты (растворы) для их обработки (проявления, фиксирования) …   Реклама и полиграфия

  • ФОТОМАТЕРИАЛЫ — светочувствит. материалы, предназнач. для получения на них фотогр. изображений. Обычно состоят из основы, или подложки, к рая либо покрывается эмульсионным слоем, содержащим светочувствит. в во (чаще всего галогениды серебра), либо пропитывается… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Фотоматериалы — Светочувствительные материалы, светочувствительные приборы химические соединения, вещества, биологические светочувствительные материалы, электронные устройства произвольной сложности, которые под действием электромагнитного излучения (в том числе …   Википедия

  • фотоматериалы — мн., Р. фотоматери/алов …   Орфографический словарь русского языка

  • фотоматериалы — фотоматериа/лы, ов …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • ФОТОМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГОЛОГРАФИИ — светочувствительные материалы, обычно в виде фото пластинок, удовлетворяющих требованиям голографии. Разрешающая способность Ф. д. г. достигает 5000 линий на 1 мм. Наряду с разрешающей способностью для хар ки Ф. д. г. используют частотно… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Обращаемые фотоматериалы — Обращаемые фотоматериалы  светочувствительные материалы (фотоплёнка, киноплёнка, фотобумага), позволяющие после лабораторной обработки получать[1] готовое позитивное изображение непосредственно на материале, на который проводилась съёмка, в… …   Википедия

  • ОБРАЩАЕМЫЕ КИНО- И ФОТОМАТЕРИАЛЫ — см. Обращение фотографическое …   Большой Энциклопедический словарь

  • обращаемые кино- и фотоматериалы — см. Обращение фотографическое. * * * ОБРАЩАЕМЫЕ КИНО И ФОТОМАТЕРИАЛЫ ОБРАЩАЕМЫЕ КИНО И ФОТОМАТЕРИАЛЫ, см. Обращение фотографическое (см. ОБРАЩЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ) …   Энциклопедический словарь

Текущая страница: 12 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

2.2.12. Общие советы – рекомендации

– Композиция на фотографии должна быть многоплановой, иметь ближний, средний и задний планы (фон), что обеспечивает у зрителя глубину пространства.

– Не всегда надо компоновать кадр, строго симметрично, кроме случаев построения ритмичных рисунков кадра или симметрии, как главной идеи.

– Соблюдайте баланс композиции, так чтобы верхняя часть снимка не выглядела тяжелее нижней.

– Не стремитесь помещать линию горизонта или поверхности воды строго посередине, такой кадр распадается, как две независимые части от целого.

– При съёмке людей и животных старайтесь снимать на уровне глаз. Линия горизонта или другие линии фоне не должны проходить через голову.

– Не обрезайте части тела, как попало, особенно головы. Человек с отрезанной верхней частью головы выглядит двусмысленно.

– На фигуре человека не должно быть непонятных «приросших» деталей.

– Поза человека должна быть компактной, заполняющей экран.

– Не доминирующие линии, ведущие глаз зрителя к главному на снимке, наиболее целесообразны, когда они образованы дорогой, забором, аллеей.

– Соблюдайте горизонтальное положение воды и плывущих кораблей.

– Главный объект не должен сливаться с фоном.

– Яркие огни или пёстрые цветовые пятна в стороне от главного сюжета отвлекает взгляд зрителя от главного сюжета.

– Прозрачные и лёгкие тени видимые невооружённым взглядом на фотографии могут выглядеть намного тяжелее, чем на самом деле.

– Для обрамления рамки кадра используйте ветки, и другие естественные элементы, которые могут подчеркнуть главную сюжетную часть снимка.

– На кадре не должно быть больших пустых пространств, таких как чистое голубое небо, водная гладь, однообразная равнина.

– Не пытайтесь строить кадр по диагонали, если горизонт или здание выглядит странно. Не старайтесь наклонять строения, лучше поменяёте объектив.

– Для создания объёма используете не фасад, а фасадно-боковую сторону с различными второстепенными нерезкими элементами.

– Для съёмок архитектурных объектов существуют специальные в основном короткофокусные объективы.

– Движущему объекту на снимке оставляйте пространство для движения вперед. Используйте небольшую глубину резко изображённого пространства, чтобы выделить объект от окружающей среды.

– В композиции необходимо найти главное и подчинить второстепенное, используя все имеющиеся изобразительные и технические средства.

Методическое обеспечение

Основные понятия: композиция; художественный язык фотографии; элементы композиции; границы кадра; ритм; глубина пространства; перспектива; фон; нюанс; равновесие; контраст; тождество и различие; тональная композиция; световой акцент; золотое сечение.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое композиционное единство?

2. Какие виды композиции бывают на фотографическом снимке

3. Как понимать незавершенность снимка

4. Что является главным в работе над композицией?

5. Что такое перспективное видение в кадре?

6. Как освещение влияет на создание пространственного снимка.

7. Что означает художественный язык фотографии

8. Что такое ритмический ряд?

9. Принцип золотого сечения

10. Назначение фона

11. Что означает смысловой центр изображения?

12. Назначение светового акцента, тональная композиция

Задание. Найти объект съемки, где наиболее характерно проявляются композиционные выразительные средства фотографии. Сделать несколько фотоснимков и коллективно обсудить особенности композиционного построения.

Глава 2.3. Фотографические жанры СМИ

2.3.1. Появление фотографических жанров

Фотографический жанр – категория историческая, общность признаков складывалась на протяжении всей истории развития искусства и культуры. В середине Х1Х столетия в европейском фотографическом искусстве утвердилась стилистическая форма как продукт нового мировоззрения, нового взгляда на жизнь и поведение человека – ЖАНР. Пионерами русской жанровой фотографии были фотографы В. Каррик, А. Карелин, С. Лобовиков, которые многое переняли у художников – живописцев. Они привнесли новые специфические изобразительные формы, свойственные фотографии. Эти живописные формы в чём-то близкие с формальным перенесением образцов и терминологии из одного изобразительного вида искусства в другое. Жанр журналистского произведения это устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Особенности построения жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр, для достижения цели он вынужден считаться с системными особенностями и возможностями построения законченного фотопроизведения. В каждой области искусства и культуры жанры имеют свою специфику. Появление того или иного жанра, его развитие объясняется, потребностью в нем. Репортажный способ отображения, наиболее полно отвечает историческому моменту, он даёт реальную достоверную информацию, отвечающую общественной потребности и интересам масс. Система жанров средств массовой информации постоянно развивается и обогащаться. Возникают новые жанры, некоторые старые жанровые формы отодвигаются на второй план, уходят в тень, другие наоборот, развиваются и становятся самостоятельными жанрами. Возникли самостоятельные фотографические жанры – аналоги жанровых структур живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. А в последнее время появился жанр рекламной фотографии. Это связано с тем, что в печатных изданиях реклама составляет около 15 %, а на телевидении 25 % эфирного времени.

Разумеется, в изданиях разного типа и программах телевидения – используются разные жанровые системы. В каждом СМИ есть жанры обязательные и желательные. Размытость жанровых границ, не всегда позволяет точно определить, к какому фото жанру публицистики относится фотоснимки, нередко в них сочетаются сходные и близкие признаки.

Спрос на журналистскую информацию порождал предложение журналистских текстов и иллюстрационного отображения события, отличавшихся определенными особенностями. Так, по мере развития и совершенствования общества рождались и формировались и другие жанры.

Но, со временем фотография оказалась прочно связанной с журналистикой, и осознала себя как её составная часть, аналогия с живописью, стала не такой ярко выраженной. Появилось и расширилось понятие, фотожурналистика. Для более углублённого и понятного тематического содержания материала статьи к существующему текстовому ряду добавились фотографии, которые подтверждали и расширяли фактическую оперативную информацию. На ранних этапах становления жанров фотожурналистики, легко различными были два основные направления: Спокойные жанровые сцены. Изображения человека с проявлением его различных эмоций. С течение времени по мере развития средств массовой информации при создании картин быта, производства, отдыха и различных эпизодов жизненных ситуаций появилась необходимость разделения жанров. В современном обществе фотографические журналистские жанры условно подразделяются на информационные и публицистические. Фотографические журналистские жанры не имеют резких отличительных границ.

К информационным жанрам относят: фотоинформация или фотозаметка; фотоиллюстрация; фоторепортаж: В информационных жанрах, всё, что можно раскрыть наиболее полно наименьшим числом деталей, заслуживает предпочтения, реализуется принцип необходимого и достаточного. Но в жанре фотокорреспонденции проявляются аналитические особенности подачи снимков.

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят: фотозарисовку; фотоочерк; фотопортрет; фотосерия; фотоплакат; фотомонтаж; фотоколлаж; рекламная фотография.

2.3.2. Информационные жанры

Фотографическая информация, фотозаметка – оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон жизни общества, форма фиксации, действительности, которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики. В основе фотографической информации лежит единичный документально зафиксированный факт, который показывает, зрителю, где, когда, и с какими первыми результатами произошло событие.

Фотографическая иллюстрация – вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.

Фоторепортаж – развернутое оперативное коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистом, органом СМИ) на зрителя, с целью освещения многосоставного события общественно-политической, экономической и культурной жизни общества. Фоторепортаж является объединительным понятием различных жанров. Назначение данного жанра – отображение событий окружающего нас мира. Являясь зримой информацией, «образной публицистикой», фоторепортаж включает в себя и снимки только информационные, и снимки, представляющие законченные художественные произведения. Событийный фоторепортаж выполняется по ходу развития события. Тематический фоторепортаж выполняется на конкретную тему. Появление фоторепортажа, так же как словесного, радио– и аудиовизуального телерепортажа, обусловлено потребностью информирования масс о тех общественных и природных реальностях, которые рождались на глазах у журналиста, темы фоторепортажа рождаются самой жизнью.

Фотокорреспонденция это не констатация фактов из жизни общества, а их взаимосвязь. Одна из особенностей фотокорреспонденции заключается в том, что она не столько сообщает о фактах общественной жизни, сколько их осмысливает, обобщает и даёт зрителю объёмную комментированную информацию. Аналитичность – постоянное качество публикаций этого жанра. По сравнению с информационными жанрами, глубина раскрытия объекта значительно возрастает.

2.3.3. Художественно-публицистические жанры

Фотозарисовка – форма отображения одной или нескольких сторон современного мира. Это своего рода набросок с натуры, обозначение темы к картине действительных событий, но не сама картина. Публикациям данного жанра характерна эмоциональная интонация повествования.

Фотографический очерк – является своеобразным повествованием в форме разнообразных снимков, посвящённых, жизни одной личности или коллектива. Фотоочерк может быть: портретный, проблемный и путевой. Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен на жизнеутверждающей или драматической ноте, что сближается этот жанр с произведениями литературы и искусства. Соотношение факта и образа в отражении реальности по использованию изобразительных средств сближает жанру репортажа и жанр очерка. Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же типологическая общность – многокадровый изобразительный ряд.

Репортажный портрет является частью документального фотоискусства, его не придумывают, а извлекают из жизни. В таких популярных жанрах фотожурналистики, как очерк, серия, репортаж, всё чаще встречаются снимки-портреты участников реальных жизненных событий. В репортажном портрете автор представляет зрителю основных героев фотосюжета, как правило, крупным фрагментарным планом, усиливая личностное начало запечатленных событий. Именно кадр-портрет является ключевым в публицистическом фотоочерке, придаёт ему истинный характер изображения действительности. И на первый план выступает не психологически эмоциональный образ портретируемого, а именно профессионально облик человека труда в момент трудовой деятельности.

Фотографическая серия как средство развернутого повествования позволяет передавать наиболее полную информацию об объекте съемки. Имеется возможность показать объект с разных сторон, а также зафиксировать его в развитии. Рассматривая несколько снимков, на которых последовательно отражены отдельные моменты происшествия, зритель может «дорисовать» в памяти опущенное, способен увидеть за пунктиром фотографий сплошную линию развития содержания. Фотосерия, как правило, поэтапно показывает жизнь человека в труде, на отдыхе, с родственниками, друзьями. В фотосерии могут раскрываться особенности развития новых технологий, техники, важно осветить наиболее значимые, характерные эпизоды жизни общества и людей.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж – жанры, которые объединяет соединение в одном фотоизображении нескольких сюжетов с целью достижения определенного информационного и художественного эффекта, эти жанры очень тесно, по степени воздействия, переплетаются с иллюстрационной рекламой. Сюжеты выполняются различными способами: с помощью аналоговой фотографии, рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и ёмкий, экспрессивный вербальный текст. Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания сообщениям о фактах и явлениях действительности, имиджам тех или иных непопулярных политиков, артистов, комического и сатирического эффекта. Основоположник и классик жанра фотомонтажа – Джон Хартвильд. Основоположник жанра коллажа в изобразительном искусстве (с использованием фотографии) – художник Макс Эрнст.

Натюрморт это один из относительно самостоятельных жанров в СМИ. У него свои задачи, свой круг тем и сюжетов. Одной из его задач является воспроизведение в возможно более изящной форме предметов быта, прикладного искусства. В классических жанрах натюрморта используется построение в предметном пространстве с расчётом на точку съёмки и формат картинной плоскости. На снимках не просто изображаются предметы, а разрабатывается тема, передаётся среда, обстановка, настроение. Снимки этого жанра являются своеобразными образными картинами жизни человека. Это не просто композиционно построенное в предметном пространстве изображение, а зарисовка, небольшой рассказ о человеке, о его времени. В натюрморте композиционные и образные формы, картинность колористическое решение достигается специальным подбором и расположением предметов, тщательно продуманным и выстроенным освещением, введением цветного фона. Установкой предметов на матовой поверхности или полированной поверхности с целью включения в композиционный рисунок отражений. В этом виде жанра преобладают крупный и сверхкрупный планы.

С жанром натюрморта переплетается жар рекламной фотографии. Задача рекламной фотографии – привлечь внимание потребителя к изображённой на снимке продукции. Именно здесь должна проявляться броскость изобразительных структур, привлекательность, своеобразие композиционного рисунка. Жанровые отличия и композиционное построение в рекламном снимке закладывается в предметном пространстве, разрабатывается в кадровом окне фотоаппарата, но завершается процессом компьютерной обработки, с уточнением цели и задачи.

Не всё в журналистской фотографии может быть классифицировано и соизмерено подобными параллелями с другими искусствами и видами творчества. В современной фотожурналистике появились снимки, которые еще ждут своей классификации, и жанры, которые требуют теоретического осмысления

2.3.4. Характерные черты жанра фотозаметки

Жанр фотозаметки ранее других выделился в фотожурналистике, жанр был известен уже в 20 годах прошлого века. Фотозаметка – жанр оперативной информации об актуальных фактах современной действительности. Фотографии появились на газетных и журнальных страницах как иллюстрации к текстовым публикациям, и уже содержали в себе некоторые признаки фотозаметки, где информационный акцент переносился на снимки, которые наиболее полно отображали факт сообщения. Фотопубликации имели познавательную ценность, срабатывала сила документальности, показа факта как он есть. Первые фоторепортеры были мастерами фотографии, но еще не имели опыта работы в периодической печати. Перед ними стояла задача сделать фотопубликации более содержательными, повысить их злободневность. Постепенно жанр фотозаметки сбрасывал статичность, были освоены некоторые элементы динамичной композиции снимка, использовался ракурс и другие выразительные средства, в том числе и текстовые.

Школой фотозаметки можно назвать 40е годы прошлого века, в этот период времени широко осваивается репортажный способ съемки и связанные с ним выразительные возможности. Изменения, проявляющиеся в жанре фотозаметки, затрагивают фотографический и словесный компоненты. В словесном компоненте обозначилась тенденция к преодолению стереотипности, он становится средством иллюстрационного и текстового общения с читателем. Характерный структурный признак современной фотозаметки – стремление к органичной связи обоих компонентов при отражении фактов жизни общества.

Два качества факта в фотозаметке – новизна и злободневность существуют в неразрывном единстве именно благодаря оперативности фотоинформации. Достоверность – показатель подлинности, правдивости. Фотозаметка, вскрывающая недостатки в той или иной социальной сфере, получила название «фотообвинение». В современной практике фотожурналистики можно выделить три разновидности фотозаметок: некомментированная, комментированная и развернутая.

Не комментированная фотозаметка знакомит зрителя с новостями, поданными в краткой форме, и здесь именно на фотоснимке содержится общественно важный факт. Зритель воспринимает отображенный факт, в контексте своих знаний, представлений, опыта, интеллекта, культуры.

В СМИ можно встретить фотозаметки, которые, сообщая о каком-либо факте действительности, обозначают его место в ряду других фактов, содержат оценочный элемент, передает комментированное отношение автора к сообщаемому факту. Содержание такой информации может быть объективным (документально зафиксированная реальность) и субъективным (личностное отношение к этой реальности).

В развернутой фотозаметке детализация отражается как в тексте, так и на снимках, что является расширенной фотоинформацией. Объем содержания фотопубликации в такой фотозаметке заключен в пределах одного факта, но схема подачи материала позволяет дать более полное представление о свершившимся событии. Детализированное, подробное отображение факта способно, с одной стороны, повысить интерес к нему, с другой – полнее представить этот факт, а значит, и понять его сущность.

Появление разновидности фотозаметок – явление не случайное. Оно объясняется стремлением фотожурналистов искать новые формы отображения действительности с целью усиления воздействия на массовую аудиторию.

2.3.5. Специфика фотографического репортажа

В художественной практике прошлого века настойчиво и ярко проступила документальная природа фотографии. Родился качественно иной подход к формированию материала, который подсказывался самой природой фотографии и впоследствии получил название методики репортажной съемки.

Фоторепортаж является летописью, передающей иллюстрационно и с помощью короткого текста основные этапы общественной жизни. Фоторепортаж является событийным событием, он выполняется, как правило, в процессе какого либо происходящего этапного события в жизни общества. Фиксируя с помощью фотоаппарата, событие фоторепортёр свидетельствует о реально происходящем факте и устанавливает, что, где, когда и как произошло. В фоторепортаже, как правило, должно быть узнаваемо место действия и должны присутствовать снимки разных планов (общие, средние и крупные) и обязательно ключевой снимок, сюжеты снимков должны показать все главные элемент происходящего события.

Репортаж может состоять из одного снимка или серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий. Специфику фоторепортажа определяет документальность фотоизображений: каждый репортажный снимок имеет точный адрес, показывает действительные события, происходящие в определенном месте в определенное время. Репортажный снимок, как никакой другой, говорит нам: раз снято, значит было! И именно документальность делает репортажные снимки такими интересными и убедительными для зрителя.

Жанр событийного репортажа недоступен другим областям изобразительного искусства. Несмотря на то, что в основе фоторепортажа лежит строгая документальность, репортёр не всегда может гарантировать, что снятый им материал будет полностью соответствовать реальному событию.

Конструктивная особенность в построении репортажного снимка основывается на соблюдении таких положений фотокомпозиции, как нахождение оптимальных границ кадра, выбор удачной точки съёмки, чёткое выделение главного элемента сюжета, оригинальное линейное построение, рациональное использование площади кадра, нахождение эффекта освещения. С появлением цифровых фотокамер и возможности передавать изображение в считанные секунды в любую точку планеты ставят фоторепортаж в один ряд с телевидением. Но кадры телевизионной хроники не предназначены для длительного просмотра, фотоснимки же дают такую возможность.

Являясь зримой информацией, «образной публицистикой», фоторепортаж включает в себя и снимки только информационные, и снимки, представляющие законченные художественные произведения. Художественность репортажного снимка во многом зависит не только от мастерства фотографа, но и от сложившихся условий. Репортажный снимок становится художественным произведением, когда несёт в себе элементы обобщения облечённые в художественную форму. В фоторепортаже язык фотографического искусства получил дальнейшее и весьма энергичное развитие, активно совершенствуется внешняя выразительность репортажных снимков, что делает их особенно яркими и убедительными, для глубокого познания жизни.

Объект изображения в фоторепортаже – всегда событие актуальное, имеющее общественно-политическое или народно-хозяйственное значение событие. Объект исследования – жизнь людей и общества во всех её аспектах.

Основная масса снимков, относится к информационному роду фоторепортажа. Информационный род фоторепортажа соседствует с другим его разделом, где событие уже не просто фиксируется в кадре, но намечается аналитический подход к материалу, где проступает авторская позиция, оценка явления действительности, с которым встретился фоторепортер. Иногда фотожурналист прибегает к большей детализации действия, и читатель получает возможность полнее представить картину происходящего. Его главная задача – оперативно и полно отобразить важное в нашей общественной жизни событие, наглядно рассказать о нем на страницах периодических изданий и показать по телевидению и таким образом найти своё место в СМИ.

В практике СМИ немало материалов, в которых фоторепортер ставит перед собой задачу не только с достаточной полнотой показать событие, но и дать ему авторскую оценку. В фоторепортаже «голос» автора может составлять существенную часть содержания. Эту разновидность публикаций называют фоторепортаж с интерпретирующим началом. Главное, это умение вычленить в общественной жизни событие и донести его и наглядном виде до читателя.

Многокадровость позволяет давать наиболее полную информацию об объекте съемки. В публикациях этого жанра, как правило, каждый фотоснимок занимает хронологически точное место. Изобразительный ряд с пояснительным текстом дает читателю возможность, вслед за фотожурналистом проследить, как развивалось событие. Изобразительный ряд и его разработка, свойственные репортажу: формы фотоизображения не абстрагируются от форм самой жизни; но в тоже время материал даётся в авторской изобразительной трактовке.

Фоторепортаж должен строиться обдуманно, а не состоять из случайных снимков, содержательная нагрузка должна распределяться равномерно. Текст должен быть написан в репортажном ключе: отличаться наглядностью, яркостью повествования, передавать эффект присутствия автора на месте действия. Лишь при этом условии фоторепортаж станет убедительным, запоминающимся.

Такой разновидности фотографической публикации можно дать определение хроникальный фоторепортаж. Хроникальный фоторепортаж необходим, когда надо оперативно рассказать о событии, т. е. когда быстрота сообщения становится решающим фактором в информационном процессе. Вызывая интерес к той или иной стороне социальной жизни, он воздействует на аудиторию и может побуждать к определенным действиям.

Хроникальный фоторепортаж достигает эффекта благодаря, во-первых, новизне информации, во-вторых, оперативности отображения, в-третьих, детальному показу события. Эти качества, проявившись одновременно, удовлетворяют интерес зрителя: быстрота отображения и новизна содержания возбуждают интерес, а развернутый показ о произошедшем в действительности событии удовлетворяет его.

Фоторепортаж с интерпретирующим началом фотожурналист выбирает, когда важно показать не только действие объекта, но и прояснить его смысл.

Обычно на полосе фоторепортажи заключаются в блоки. В последние годы все чаще можно встретить в газетах так называемый «сквозной фоторепортаж»– разверстку изобразительного ряда на нескольких страницах. В работе над фоторепортажем успех будет сопутствовать фотожурналисту тогда, когда он обретет жанровое видение действительности и сможет реализовать его на всех этапах творческого процесса.

конкурс pentax k100d, хочу зеркалку
В нашей группе ВК проводится фотоконкурс, в котором мы разыгрываем нашу «Самую дешевую зеркалку». Подробнее на странице группы. Участвуйте, делайте репосты, оценивайте фотографии!

sony ecm-w1m
Всем привет! Ситуация случилась сегодня. Купил микрофон от «Сони», который называется Sony ECM-W1M. Это беспроводной микрофон, который можно подключить к фотоаппарату или видеокамере от Sony. Я смотрел обзоры перед этим и ни один человек не рассказал об одной очень неприятной особенности данного микрофона. Просто повальный брак.Читать далее

лучшие raw конверторы
Практически вся фототехника на данный момент умеет делать снимки в RAW-формате (формат с минимальной обработкой фотографии самой камерой. Такая система позволяет фотографу использовать больше возможностей и эффектов при последующей обработке изображения). Возможно RAW и не так популярен, как JPEG, но при съемке лучше использовать именно его.Читать далее

виды экспозамера
Говоря о принципах работы экспозамера, мы вскользь упомянули о том, что их условно подразделяют на 4 вида. Давайте поподробнее рассмотрим каждый из них, достоинства и недостатки, а также использование с максимальной выгодой.Читать далее

как работает экспозамер
Прежде чем рассматривать принцип работы экспозамера, вспомним, что же это такое. Данным термином обозначают совокупность способов определения наилучшего положения экспозиции для получения максимально возможного качества фотографии. Обычно выделяют 4 вида экспозамера, но в данной статье мы рассмотрим общие принципы его работы.Читать далее

типы автофокуса
Начнем, пожалуй, с того, что же такое автофокус. Это система, которая обеспечивает автоматическую фокусировку объектива фотоаппарата, видеокамеры на объект (или несколько объектов) съемки. Обозначают автофокус чаще всего как AF. Читать далее

как работает зеркальный фотоаппарат
Понимание устройства и принципа работы фотоаппаратов является неотъемлемой частью знаний профессионального фотографа. Он-то, в отличии от начинающих, прекрасно осознаёт, что для того, чтобы сделать хороший снимок, совсем не обязательно гнаться за технической составляющей и покупать навороченные устройства за бешеные деньги. Читать далее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фотопечать как пишется
  • Фотозагадка как пишется
  • Фотопанно как пишется
  • Фотодокументирование как пишется
  • Фотоохотник как пишется