Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».
Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.
Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские.
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.
Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.
Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. Экзерсис у опоры или на середине: — это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикреплённый кронштейнами к стене) и на середине учебного зала и состоит из одних и тех же элементов.
Терминология разбита на группы:
- Exercise у станка и на середине зала.
- Положения, направления, позы, дополнительные движения.
- Прыжки.
- Вращения.
Exercise у станка и на середине зала.
PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
GRAND PLIE [гранд плие] — глубокое, полное «приседание».
BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола.
BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] — «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.
ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] — круг носком по полу круговое движение носком по полу.
BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] — «мягкое», «тающее», плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — «удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом.
PETIT BATTEMENT [пти батман] — «маленький удар» — поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
BATTERIE [батри] – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
BATTU [ботю] — «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
ROVD DE JAMBE EN L’AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.
ADAJIO [адажио] — медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше.
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной в нужное направление.
GRAND BATTEMENT [гранд батман] — «большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.
BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.
Положения, направления, позы, дополнительные движения.
A LA SECONDE [а ля сгон] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° .
ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки.
APLOMB [апломб] – устойчивость.
ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперед-назад.
BATTEMENT [батман] – размах, биение.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT RETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
COUPE [купе] — подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
DEGAJE [дегаже] — освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
DEMI [деми] – средний, небольшой.
DEMI ROND [деми ронд] — неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
DÉVELOPPE [девелопе] — «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
DOUBLE [дубль] — «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар.
ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад.
EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.
EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг.
EN DEHORS [ан деор] — круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты
EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый).
GRAND [гранд] – большой.
JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке.
PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции.
PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец.
PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей.
PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
PASSE [пассе] — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади.
PETIT [пти] – маленький.
PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PLIE [плие] – приседание.
PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы.
PORDEBRAS [пор де бра] — «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
POUNTE [пуанте] — «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
RELEVÉ [релеве] — «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы
RENVERSE [ранверсе] — от гл. «опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
Rond [ронд] – «круг, круглый»
SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию.
SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] — положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе.
TEMPS LIE [тан лие] — маленькое адажио,1 — полуприсед на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.
TOMBÉE [томбэ] – — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.
Прыжки.
ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
ASSEMBLE [ассамбле] — от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.
BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками.
CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
ЕМВОIТЕ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской.
GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND JETE [гранд жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».
JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок
JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок.
PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.
PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
PAS FAILLI [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.
SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок.
SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну.
SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением.
SOUBRESAUT [субресо] – большой прыжок с задержкой в воздухе.
Вращения.
FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
PIROUTTE [пируэт] — «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
TOUR [тур] – поворот.
TOUR CHAINES [тур шене] — «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах.
TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детская хореографическая школа
им. М.М. Плисецкой
Учебно-методический материал для учащихся младших классов
«Словарь основных терминов классического танца»
Составитель: преподаватель
Мурашкина С. Д.
г. о. Тольятти
2018
-
Plie (плие) – в переводе с французского означает «сгибать».
Plie – это приседание. Выполняется на двух или одной ноге.
Существует два вида plie:
1. Demi-plie (деми плие) – неполное (маленькое) «приседание».
2. Grand plie (гранд плие) – большое (глубокое) «приседание».
2. Releve (рэлеве) – в переводе с французского означает «поднимание».
Releve — это поднимание на высокие полупальцы.
3. Battement tendu (батман тандю) – в переводе с французского означает «вытягивать, тянуть».
Battement tendu – это открывание ноги носком в пол на носок.
4. Battement tendu jete (батман тандю жете) – в переводе с французского означает «бросок».
Battement tendu jete – это резкий бросок ногой на 45° через battement tendu.
5. Picce (пике) – в переводе с французского означает «колющий».
Это быстрое и колкое многократное касание носком пола.
6. Demi—rond (деми ронд) – в переводе с французского означает «полукруглый», неполный круг.
Demi-rond – это неполный круг носком по полу, на 45°, на 90° и выше.
7. Rond de jambe par terre (ронд дэ жамб пар тэр) – в переводе с французского означает «круг
ногой по земле». Rond de jambe par terre – это круговое движение носком по полу.
Rond de jambe также может исполняться на 45°, 90° и выше.
8. Rond de jambe en l‘air (ронд дэ жамб ан лер) – в переводе с французского означает «круг ноги
в воздухе».
9. En dehors (ан деор) — круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном
или коленном суставе, а также повороты.
10. En dedans (ан дедан) — круговое движение к себе, круговое движение внутрь.
11. Passe par terre (пассэ пар тэр) – скользящее проходящее движение работающей ноги через
первую позицию ног.
12. Sur le cou—de—pied (сюр ле ку-дэ-пье) – положение ноги, согнутой в колене, на щиколотке (в
самом узком месте ноги):
1. Основное sur le сou-de-pied: cтопа работающей ноги при сильно вытянутом подъеме
обхватывает щиколотку опорной ноги так, что пятка находится впереди, а сильно вытянутые
пальцы отведены назад.
2. Sur le cou-de-pied сзади: пятка работающей ноги прикасается к щиколотке опорной ноги
сзади. Пальцы и подъем сильно вытянуты, и пальцы отведены от опорной ноги как можно
дальше.
3. Условное sur le cou-de-pied: работающая нога касается опорной ноги вытянутыми пальцами
впереди щиколотки, над косточкой. Пятка работающей ноги не прикасается к опорной, а
отведена сильно вперед.
13. Battement fondu (батман фондю) – в переводе с французского означает «тающий».
Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого работающая нога
приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги. Затем следует
одновременное вытягивание коленей с выведением работающей ноги вперед, в сторону или
назад на высоту 45° или 90°.
14. Battement frappe (батман фраппэ) – в переводе с французского означает «удар».
Это короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги с последующим разгибанием
ноги в коленном суставе носком в пол или на 45°.
15. Battement soutenu (батман сотэню) – в переводе с французского означает «слитный»,
«непрерывный». Может исполняться носком в пол, на 45°, 90° и выше.
16. Double (дубль) – в переводе с французского означает «двойной».
17. Petit battement (пти батман) – в переводе с французского означает «маленький удар».
Это поочередные мелкие и короткие удары стопой из положения основного sur le cou-de-pied
в положение sur le cou-de-pied назад. И обратно из положения sur le cou-de-pied назад в
основное sur le cou-de-pied.
18. Releve lent (рэлевэ лян) – в переводе с французского означает «медленно поднимать».
Это поднимание ноги в сторону, вперёд и назад.
19. Développe (дэвлюпэ) – в переводе с французского означает «развернутый».
20. Grand battement (гранд батман) – в переводе с французского означает «большой бросок».
Это бросок работающей ноги на 90° и выше.
21. Pounte (пуанте) — «на носок», «касание носком».
22. Port de bras (пор дэ бра) – в переводе с французского означает «перегибы туловища».
23. Allongée (аллёнже) – в переводе с французского означает «дотягивание».
Это завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
24. Allegro (алегро) – термин итальянского происхождения. Означает «веселый», «радостный»,
«бодрый». В классическом танце – это часть урока, выполняемая в быстром темпе, которая
состоит из прыжков.
25. Saute (соте) – в переводе с французского означает «выпрыгивать».
Это прыжок на месте по позициям.
26. Echappé (эшапэ) – в переводе с французского означает «ускользать», «вырываться».
Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой
позиции (V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую.
Есть три варианта исполнения echappe:
1. Petit echappe (маленькое echappe);
2. Grand echappe (большое echappe);
3. Echappe battu (с заноской).
27. Assemble (ассамбле) – в переводе с французского означает «собирать». Прыжок с одной ноги
на две, выполняется с отведением ноги вперёд, в сторону и назад и собиранием вытянутых
ног во время прыжка вместе в V позицию.
Может выполняться с продвижением в сторону выбрасываемой ноги.
28. Pas jete (па жетэ) – прыжок с двух ног на одну, при котором движение начинается с
выбрасывания ноги в сторону и заканчивается приземлением на другую ногу, а вторая нога
приводится в положение sur le cou-de-pied.
29. Changement de pied (шанжман де пье) – в переводе с французского означает «перемена ног».
Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Существует petit (маленький) и grand
(большой) changement. А в старших классах исполняется с поворотом в воздухе (tour en l’air).
30. Pas chasse (па шассэ) – в переводе с французского означает «гнать», «подгонять». Партерный
прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
31. Pas de chat (па де ша) – в переводе с французского означает «кошачий шаг». Этот прыжок
по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается
изгибом корпуса и мягким движением рук.
32. Glissade (глиссад) – в переводе с французского означает «скользить». Прыжок, исполняемый
без отрыва носков ног от пола.
33. Sissonne ferme (фермэ) – в переводе с французского означает «закрывать». Это прыжок из
V-й позиции в V-ю с двух ног на две. Исполняется с продвижением вперёд, в сторону и назад.
34. Pas balance (па балянсэ) – в переводе с французского означает «шаг – покачивание».
Движение в любую сторону и с переступанием ног на месте, состоит из pas tombe. По сути
это pas coupe – упражнение с четкой фиксацией surlecou-de-pied, или без нее. Эффект
покачивания создается благодаря легкому перегибу корпуса в талии и наклону головы.
35. Sissonne simple (сисон семпль) – прыжок. Sissonne — прямого перевода не имеет.
Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого. Simple — простой,
простое движение.
36. Pas couru (па курю) – в переводе с французского означает «бежать». Это пробежка по VI
позиции. Исполняется на полупальцах и пальцах.
37. Pas de bourree suivi – в переводе с французского означает «последовательное переступание».
Это мелкое переступание по V позиции (на полупальцах/пальцах) на месте или с
продвижением.
38. Pas chasse (па шассэ) — в переводе с французского означает «гнать, подгонять». Партерный
прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!
Поехали!
Adajio [адажио] – Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] – Прыжки.
Aplomb [апломб] – Устойчивость.
Arabesque [арабеск] – Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] – Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] – Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] – Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] – Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] – Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] – Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] – Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] – Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] – Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] – Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] – Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] – Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] – Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] – Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] – Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] – Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] – Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] – Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] – Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] – Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] – Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] – Смена.
Pas chasse [па шассэ] – Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] – Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] – Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] – Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] – Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] – Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] – Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] – Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] – Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] – Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] – Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] – Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] – Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] – Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] – Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] – Внутрь, в круг.
En face [ан фас] – Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] – Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] – Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] – Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] – Закрывать.
Pas faille [па файи] – Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] – Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] – Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] – Большой.
Подпишитесь на нашу рассылку в Контакте и получите в ПОДАРОК запись семинара Анны Уфимцевой “Как работать с малышами. Вопросы и ответы”
Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] – Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] – Переплетать.
Jete [жэтэ] – Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] – Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] – Проходящий прыжок.
Lever [левэ] – Поднимать.
Pas [па] – Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] – Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] – Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] – Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] – Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] – Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] – Маленький.
Petit battement [пти батман] – Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] – Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] – Приседание.
Demi-plie [деми плие] – Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] – Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] – Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] – Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] – Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] – Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] – Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] – Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] – Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] – Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] – Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] – Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] – Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] – Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] – Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] – Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] – Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] – Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] – Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] – Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] – Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] – Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] – Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] – Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] – Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] – Поворот.
Выворотность – Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация – Соответствие и согласование всего тела.
Источник: Интернет
P.S. Хотите добавить что-нибудь еще? Пишите в комментариях!
Наталья Довбыш
руководитель проекта www.horeograf.com
[а ля сгон]
ALLONGE
[алонже]
[адажио]
2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера.
3) Основная часть сложных классических танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas d’action и др.), исполняемая в медленном темпе
4) Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releves и developpes. Исполняется у балетного станка, и на середине зала.
[аронди]
[арабеск]
[аллегро]
[ассамбле]
[апломб]
самоуверенность
2) Умение сохранять в равновесии все части тела.
[атитюд]
[балансе]
качаться, колебаться
[баллонне]
[баллотте]
[баленсуа]
[батман]
[батри]
[баллон]
или элевация
elevation — подъём, возвышение
[бра]
[баттю]
[па де буре]
пичкать
Другая версия перевода BOURRÉE -деревяшка, подбрасываемая в костер при исполнении танца «Костра» в племени северной Франции
[бризе]
[кабриоль]
[камбрé]
[шенé]
[шанжман де пье]
pied- нога, стопа
[шассе]
[кода]
2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец
[купе]
[па курю]
[кордебалет]
[круазе]
[дегаже]
[деми]
наполовину
[дивертисмент]
2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).
[деми-плие релеве]
[дессю дессу]
[батман девлоппе]
Обратное движение – envelope.
[дубль]
[экарте]
[эшапе]
[эфасе]
[амбуате]
2) Прыжки Е. — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit Е.) или 90° (grand Е.) с продвижением за носком поднятой ноги Е. en tournant с прыжком по схеме повторяет Е. на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.
[ан аррьер]
[ан дедан]
2) Направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге
3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.
[анфас]
[ан деор]
2) Направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги.
3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу.
[анлер]
[ан турнан]
tournant -вращающий-ся
[аншенман]
[антраша]
[антре]
2) Первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d’action и др.), часто выполняющая роль экспозиции.
[батман энвелоппе]
завёртывать, заворачивать
[антреласе]
Возможно с заноской, а так же двойное(double) с приземлением в ARABESQUE или IV позицию
[эпальман]
[экзерсис]
[фалли]
[Флик фляк]
[батман фондю]
[фуете]
[батман фраппе]
[гаргуйад]
[глиссад]
[глиссе]
[гранд]
[жамб]
[жете]
1) Battement tendu jete — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45, grand battement tendu jete — броском ноги на 90 и выше.
2) Jete — прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков jete многообразна по форме и широко используется в сценич. танце. Особенно выразительны и эффектны grand jete, jete entrelace, grand jete en tournant и др. Образование формы grand jete pas de chat в совр. балете вызвано героизацией танца.
[лян]
[па]
2) Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.).
3) Многочастная форма классического балета — grand pas, pas d’action, pas de deux, pas de trois.
2) Партерная разминка
[па д’аксьон]
[па де баск]
Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции
[па де ша]
от pas -шаг ,
chat-кошка
[па де сизо]
[па де де]
PAS DE TROIS
[па де труа]
PAS QUATRE
[па де катр]
троих,
четверых
[па д’ансамбль]
[па марше]
[па де пуасон]
[па субресо]
[пассе]
[пти]
[пируэт]
[Пур ли пье]
pied -стопа
[плие]
a) grand plie — сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола;
б) demi plie — не отрывая пяток от пола.
[порт-де-бра]
bras — рука
[препрасьон]
[пуант]
DEMI POINTE
[деми пуанте]
[пике]
[релеве]
2) Поднимание вытянутой ноги на 90 и выше в разл. направлениях и положениях классического танца.
[батман релеве лян]
lent — медленно
[батман ретире]
[ренверсе]
[револьтад]
[ронд де жамб]
[соте]
2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком.
[со де баск]
Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции
[сэмпль]
[сиссон]
SIMPLE
[Сисон сэмпль]
TOMBEE
[Сисон томбэ]
OUVERTE
[Сисон увёрт]
FERME
[Сисон фермэ]
FONDU
[Сисон фондю]
RENVERSEE
[Сисон ренверсе]
SOUBRESAUT
[Сиссон субресо]
[сюив’и]
[сюр ле ку де-пье]
Pied – нога
Sur — на
[батман тандю]
[батман тандю жете]
[тан леве]
[тан лие]
[томбе]
[тур]
[тур ан лэр]
en – в
l’air- воздух
[тур лян]
lent-медленный
[вариация]
Содержание
- 1 Батман в Художественной гимнастике
- 1.1 Батман тандю — battement tendu
- 1.2 Батман фондю — battement fondu
- 1.3 Батман девлоппе — battement developpé
- 1.4 Гранд батман жете — grand battement jeté
- 1.5 Батман фрапэ — Battement frappé
Батман в Художественной гимнастике
Художественная гимнастика – удивительный по своим граням вид спорта: здесь проявляется и суровая техника, и изящный батман тандю. Удачно переплетая силу и выносливость, гимнастика еще воспитывает в девушке эстетический вкус, учит хореографии и музыкальности. В основе художественной гимнастики – танец и спорт, поэтому хореографии отведена огромная роль. А непосвященным будет сложно сразу разобраться в терминах, особенностях и правилах.
Батман тандю — battement tendu
Уроки хореографии в художественной гимнастике присутствуют повсеместно – и в разминках, и на тренировках, и в каждой комбинации номера. Безусловно, номера могут выполняться в различных стилях – от современного до исторического, но в основе каждого движения лежит классический танец. Именно классика в хореографии – с ее батман фоню, батман фраппе, батман сотеню и другими терминами – результат многолетней практики, опыта великих хореографов и база для танцев в художественной гимнастике.
Любое обучение хореографии начинается с постановки движений у станка. Такие движения тренируют навыки, оттачивают легкость и четкость исполнения. Одним из этих базовых движений является батман тандю. Само слово батман (фр. «Battement») означает движение поднятой, отведенной и согнутой ноги. В этом движении спортсменка опирается на одну ноги – всей стопой или только пальцами – а вторая, рабочая нога выполняет элемент.
Батман тандю (battement tendu) дословно переводится как «напряженный, натянутый». В этом батмане нога попеременно отводится назад, в сторону или вперед, при том что направлены пальцы рабочей ноги носком в пол. Когда стопа отводится вперед или назад, угол между телом и ногой должен составлять 90 градусов. Когда нога движется в сторону – она должна быть на одном уровне с линией плеч. При выполнении движения обе ноги находятся в напряжении, вытянуты.
Другая разновидность батман тандю – батман тандю жетэ (battement tendu jeté). Здесь все выполняется похоже на первое движение, однако ногу нужно поднять на 45 градусов (в начале занятий допустимо поднятие только на 25 градусов). Оторванную от пола ногу необходимо на несколько секунд задержать в этом положении, и затем сначала вернуть стопу на вытянутое расстояние, и только потом привести рабочую ногу к опорной.
Батман тандю жете сильно разрабатывает мышцы ног, выносливость их в воздухе. Очень важно при исполнении движения, чтобы корпус был собран и спокоен, а плечи не поднимались. В каком бы направлении не двигалась рабочая нога, бросок должен происходить исключительно по прямой линии. И независимо, проводится ли бросок ноги в правую сторону, вперед или назад – высота должна быть всегда одинаковой.
Оба эти движения выполняются при стойке гимнастки в I или V позиции.
Батман фондю — battement fondu
Батман фондю берет свое название от французского слова fonder – «таять, плавиться». Это движение считается более сложным. Опорную ногу в тазобедренном суставе сгибают до положение деми плие, а рабочая нога переводится в положение подъема — le cou-de-pied. Из этого положения ноги выпрямляются, а рабочая нога отводится – назад, в сторону, вперед.
Начинают осваивать этот батман, находясь лицом к палке станка, затем держатся за палку только одной рукой. При первых занятиях стопа должна оставаться на полу, а по мере освоения движения рабочая нога поднимается до 45 градусов. Такое упражнение начинается с V позиции. В начале освоения движения, на каждое направление делают не более 4 повторений подряд, а затем чередуют – 2 повтора вперед, 2 назад, 2 – в сторону. Батман фондю отлично развивает эластичность ног и суставов.
Батман девлоппе — battement developpé
Батман девлоппе берет свое название от французского слова developpé – «развитой, расширенный». Движение невероятно тренирует выворотность и повышает изящность. Вытянутая стопа рабочей ноги занимает положение cou-de-pied, а затем начинает скользить по опорной ноге, постепенно достигая середины колена. Затем рабочая нога отводится в сторону, удерживаясь на высоте не ниже 90 градусов. На высоте нога фиксируется, а затем возвращается к колену опорной ноги, следуя правилам еще одно батмана — релеве лян.
Движение невероятно тренирует выворотность и повышает изящность
Батман релеве лян — Battement relevé lent, в свою очередь, диктует следующие правила: рабочая нога медленно отводится в сторону, вперед или назад, а затем поднимается до уровня 90 градусов и задерживается в этой точке. Опускаясь на пол, нога занимает исходную 5 позицию, переходя с носочка на всю стопу.
Рекомендуем к прочтению: Каким травмам наиболее подверженны художественные гимнастки и как сохранить здоровье.
Гранд батман жете — grand battement jeté
Этот большой батман отлично способствует, развивает выносливость и мышечный корсет. Гранд батман жетэ предусматривает бросок ноги на высоту 90 градусов и даже выше, но на начальном этапе лучше ограничиться прямым углом. Движение допускает отклонение корпуса на опорной ноге вперед, когда рабочая нога совершает взмах назад, и наоборот – корпус наклоняется назад при подъеме ноги вперед. Когда совершается подъем ноги в сторону, корпус должен оставаться в том же положении.
Упражнение выполняется из 5 позиции. Рабочая нога сильным движением поднимается вверх, находясь напряженной и вытянутой. Затем опускается на носок, и лишь потом стопа подводится к стопе опорной ноги. Допустимо совершить несколько поднятий ноги, не возвращая ее в исходную позицию.
Изучать данное движение начинают, находясь лицом к палке станка. В этом положении можно отрабатывать гранд батман жете в сторону и в направлении назад. Grand battement jeté вперед новичкам проще тренировать, уже находясь боком к палке и держась за нее одной рукой. Вначале этот батман повторяют по 8 раз подряд на каждое направление, затем чередуют их по 4 раза.
Батман фрапэ — Battement frappé
Разновидность данного батмана характеризуется словом frapper, что в переводе с французского означает «бить, ударять». В основе батмана фрапэ – движение-удар, которое отлично развивает коленные суставы. Осваивать это движение рекомендуют, стоя лицом к станку.
Батман фрапэ начинается с исходной 5 позиции, правую ногу выводят вперед. Рабочая нога выводится на 2 позицию по всем правилам описанного выше батман тандю. Пятка рабочей ноги поднята, носок смотрит вниз. Затем вытянутая нога резко тянется к щиколотке опорной, стопой обхватывая ее. Несколько счетов нога остается в этом положении, после чего вытягивается на уровень 45 градусов, замирает, и снова возвращается к удару по щиколотке. Этот батман может проводиться во всех трех направлениях.
Рекомендуем прочитать: Даша Шкурихина. Биография Олимпийской чемпионки.
Акцент в данном движении всегда приходится на удар ноги об щиколотку. Бедра и плечи гимнастки должны быть ровными, корпус вытянут, а опорная нога стоять в положении максимальной выворотности. Изучать батман проще при 8 кратном повторении подряд каждого направления, а затем их можно чередовать между собой, выполняя по 4 раза.
В основе батмана фрапэ – движение-удар, которое отлично развивает коленные суставы.
Можно смело сказать, что от уровня хореографической подготовки гимнастки зависит вся эффектность выступления. Движения, которые составляют основу классических танцев, способны окружить номер изяществом, нежностью и эстетичностью. Кроме того, выполняя эти сложные, а порой и нудные повторения, спортсменка обязана «держать лицо», а это – дополнительное развитие мимики, осанки и необходимость следить за выражением лица. Не секрет ведь, что судьи при оценке выступлений в художественной гимнастике обращает серьезное внимание на улыбку гимнастки, ее «переживание» номера и эмоции.
Набор движений из классического танца составляют фундамент не только для всей хореографии, но и для художественной гимнастике. Пусть этот набор не имеет всего того массива, что изучают в балетных школах, но этих нескольких батманов и плие достаточно, чтобы развить танцевальные способности у девочек. Ведь здесь участвуют не только ноги, но и руки, лицо, корпус – и вытянутая в струнку гимнастка превращается в статную изящную фигурку.
Рекомендуем прочитать: Как выбрать достойного тренера по художественной гимнастике.
Построение урока классического танца
Позиции рук и ног в классическом танце
Повороты и их классификация в классическом танце
Прыжки (ALLEGRO) в классическом танце
Основные упражнения классического танца
1. Demi-plie (деми-плие). Означает сгибание, складывание; Demi-plie полуприседание.
Данное упражнение развивает правильное положение стопы, что важно для прыжков. Развивает тазобедренный, коленный, голеностопный суставы. Подтягивает мышцы спины, которые должны сохранять прямое подтянутое положение. Demi-plie изучают из первой, второй, пятой, четвертой позиций. Правила исполнения: в demi-plie в 1 и 2 позициях:
положение стопы на полу ровное, упор стопы на большой палец не допустим: пятки должны плотно прилегать к полу, так как это способствует развитию голеностопного сустава.
Корпус прямой и подтянутый, плечи и бедра ровные. Центр тяжести корпуса равномерно распределяется на обе ноги.
Перед началом движения свободная рука выполняет ргерагation. Приседание делается плавно и равномерно.
2. Battement tendu (батман тендю).
Название battements-батманы-буквально значит «биение», «отбивание», а здесь обозначает равномерное движение работающей ноги. Как правило, слову battement comутствует другое слово, определяющее характер упражнения. Battement tendu — отведение и приведение натянутой ноги по полу вперед. Это движение вырабатывается в сторону, назад. Это натянутые движения. Натянутость всей ноги в колене, подъеме и пальцах, развивая силу ног. Движение выполняется по первой и пятой позиции ног. Исполняется в направлении вперед, в сторону, назад. Исполняя battement tendu одной рукой за станок вперед, голова повернута в центр зала, слегка отклонившись назад, в сторону — смотрит прямо, назад голова повернута в центр зала и взгляд направлен в кисть руки.
Правила исполнения: Корпус подтянут. Руки свободно лежат на станке, локти опушены.
Battement tendu в сторону. Правила исполнения: В battement tendu рабочая нога движется точно по прямой, фиксируя положение пятки против исходной позиции в каждом из направлений. Рабочая нога предельно выворотна в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Колени не расслабляются и не сгибаются на протяжении всего
движения.
Battement tendu вперед. Правила исполнения: скольжение рабочей ноги начинается пяткой, а возврат в позицию-носком. Носок от пола не отрывать. Следить за бедром рабочей ноги и
подтянутым корпусом. Не допускать упора на носок. Корпус подтянут и спокоен. Cохраняется ровность плеч и бедер.
Battement tendu назад. Правила исполнения: назад batteеment tendu начинается с отведением носка, возвращение в позицию с пятки. Следить, чтобы плечи не поворачивались к
рабочей ноге. Ягодичные мышцы сильно натянуты.
3. Battement tendu jete (батман тендю жете)
– бросок ноги.
Движение развивает подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, вырабатывает силу, легкость движения ноги.
Исполняется по 1, 5 позиции ног, в направлении вперед, в сторону, назад.
Правила исполнения: движение выполняется по правилам battement tendu, но с броском в воздух. Рабочая нога исполняет бросок на высоту 25-45 градусов и активно возвращается в позицию. Носок во все направления подчеркивает возвращение ноги в позицию. Движение исполняется равномерно, точка фиксируется за счет резкого броска ноги на воздух. Движение воспитывает подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, силу ног. Недопустимо покачивание ноги в воздухе (показать точку).
Battement tendu jete в сторону:
Исполняется по правилам battement tendu, только бросок выполняется на воздух.
Battement tendu jete вперед:
Исполняется по правилам battement tendu, только бросок выполняется на воздух.
Battement tendu jete назад:
Бросок ноги и ее возвращение выполняется спокойно, без помощи корпуса, плечи ровные.
4. Rond de jambe par terre (ронд де жамб партер)
– «круг ногой по полу».
Понятие en dehors (ан деор) и en dedans (ан дедан).
В en dehors работающая нога, вытягиваясь вперед, чертит носком по полу полукруг, то есть, скользя носком «наружу» в направлении от опорной ноги.
В en dedans работающая нога, вытягиваясь назад, чертит носком по полу полукруг, то есть, скользя носком «внутрь» в направлении к опорной ноге.
Rond de jambe par terre – одно из основных упражнений, развивающих выворотность, эластичность и подвижность тазобедренного сустава.
Passé parterre (пассе партер) — скользящее движение работающей ноги по полу.
Demi-ronde de jambe (деми-ронд де жамб партер) — полукруг ногой по полу.
Rond de jambe par terre – это круговые движения ноги по полу в направлении en dehors.
Исполняется в медленном темпе из первой позиции. Обязательно препарасьон к движению.
Правила исполнения: в passé par terre рабочая нога предельно натянута и выворотна. Во время passé через первую позицию стопу рабочей ноги равномерно располагают на полу, избегая упора на большой палец. Не отделяя пятки, не подгибая пальцы, не заходя за пятку опорной ноги. При вытягивании ноги вперед, либо назад, пятка находится против пятки. Корпус подтянут и спокоен, плечи и бедра ровные. При en dehors следить, чтобы пятка была направлена вперед, носок не упирался в пол. Особо сохранять выворотность на движении со второй позиции в четвертую назад. Плечи и бедра не должны поворачиваться к рабочей ноге. Опорная нога стремиться к выворотности, ягодичные мышцы подтянуты. При en dedans вести рабочую ногу по кругу пяткой вперед. На бедрах не оседать. Особо сохранить выворотность на движении сзади до второй позиции. Плечи и бедра не разворачивать к рабочей ноге. Носок доводить до точки впереди против первой позиции. При прохождении рабочей ноги по первой позиции тяжесть корпуса на нее не передавать. Колени обеих ног предельно натянуты. Корпус не должен реагировать на движения ноги.
5. Por De Bras. I, II, III Port de bras классического танца (1,2,3 пор де бра).
Port de bras – правильное прохождение рук через основные позиции в сочетании с поворотами и наклонами головы и движениями корпуса. Изучение различных видов port de bras хорошо развивает танцевальную координацию.
Всего шесть видов port de bras. Ниже приводятся самые распостраненные.
I Port de bras:
Из подготовительной позиции руки поднимаются в первую, затем в третью, раскрываются во вторую и приходят в исходную подготовительную позицию.
Правила исполнения: следить за правильным положением рук в позициях.
Движение исполняется слитно, без остановки в позициях.
II Port de bras:
Обязательно исполнять препарасьон к движению (руки из подготовительной позиции поднимаются в первую, затем одна рука поднимается в третью, другая раскрывается во вторую позицию).
Правила исполнения: следить за правильным положением рук в позициях.
Движение исполняется слитно, без остановки в позициях.
III Port de bras:
Обязательно исполнять препарасьон к движению (руки из подготовительной поднимаются в первую и раскрываются на вторую позицию).
Правила исполнения: Следить за подтянутостью корпуса. При наклоне вперед не округлять спину, наклон идет как бы вдаль. При наклоне вперед не уводить ноги назад, колени должны быть натянуты. Плечи не поднимаются. При наклоне назад наклон начинают плечи, потом поясница, плечи не поднимаются, живот втянут. Бедра не подавать вперед. Следить за руками в третьей позиции (нужно их видеть, не поднимая головы). Если исполняется в пятой позиции, следить за впередистоящей ногой.
6. Battement frappe. Double battement frappe (батман фраппе, дубль батман фраппе).
Battement frappe – ударяющие движения (удар ноги).
Движение вырабатывает умение владеть нижней частью ноги – от колена до пальцев; четко, энергично сгибать и разгибать ногу при неподвижном верхе, развивает силу ног, ловкость и подвижность колена.
Battement frappe
исполняется в сторону, вперед и назад, носком в пол (в начале изучения движения) и на 25, 45 градусов.
При выполнении battement frappe в сторону – голова прямо, при выполнении движения вперед голова повернута в центр зала, назад – в кисть. Исполняется по первой и пятой позиции. Характер движения: четкий, резкий.
Правила исполнения: выпрямлять и сгибать ногу в этом упражнении следует равномерно, точно придерживаясь направления второй позиции. Фиксировать положение cou-de-pied надо плотно, особенно спереди, но без нажима на опорную ногу. Нога работает от колена. Тазобедренная часть тела все время подтянута. Корпус прямой и собранный. Плечи раскрыты и опущены. Центр тяжести тела находится точно на опорной ноге.
Double battement frappe – это
удар с двойным переносом. Сочетается два движения petit battement и battement frappe. Правила сохраняются.
Это движение является усложненной формой battement frappe: имеет двойной перенос рабочей ноги на cou-de-pied вперед и назад или назад и вперед; после двойного переноса нога вытягивается в заданном направлении. Чтобы исполнить
double battement frappe вперед первый удар необходимо сделать на cou-de-pied сзади, а второй, соответственно, на cou-de-pied спереди. При движении назад первый удар на cou-de-pied вперед, а второй назад. При исполнении в сторону нескольких движений подряд удары чередуются спереди и сзади.
Движение вырабатывает умение владеть нижней частью ноги – от колена до пальцев; четко, энергично сгибать и разгибать ногу при неподвижном верхе, развивает силу ног, ловкость и подвижность колена.
При исполнении double battement frappe соблюдаются правила battement frappe и petit battement (маленькие батманы, движение состоит из четкого перенесения рабочей ноги из положения на cou-de-pied впереди в положение на cou-de-pied сзади и обратно).
Это движение исполняется в сторону, вперед и назад, носком в пол (в начале изучения движения) и на 25, 45 градусов.
При выполнении battement frappe в сторону – голова прямо, при выполнении движения вперед голова повернута в центр зала, назад – в кисть. Исполняется по первой и пятой позиции.
Характер движения: четкий, резкий.
7. Battement fondu (батман фондю) – с французского переводится как «тающие» батманы. Это сложное движение, развивающее силу, выворотность, эластичность ног, придающее движениям плавность, мягкость.
Движение исполняется в пол, на 45 и 90 градусов во всех направлениях (вперед, в сторону, назад). Правильное исполнение этого движения поможет в прыжках, где приход должен быть мягким и эластичным.
Правила исполнения: при исполнении в сторону следить за одновременностью движения. Показывать точно условное ку-де-пье спереди. Движение делать через мышечное сопротивление.
При движении сзади на cou-de-pied колено сохраняет выворотность, как бы отстает. Сохранять ровность бедер и плеч, поясницу не прогибать.
Выводя рабочую ногу вперед, необходимо выдвигать пятку вперед. Первыми отводится бедро и колено, низ ноги отстает. Одновременно опорная нога начинает деми-плие. Следить за корпусом и рукой на палке.
Позже в движение включается работа рук. С началом battement fondu рука постепенно опускается, приходя в подготовительное движение в момент demi-plie опроной ноги. При возвращении она поднимается в I позицию и раскрывается во II позицию. Голова участвует в работе, взгляд сопровождает движение руки.
При исполнении движения вперед и назад голова остается повернутой к руке, открытой во II позицию, при исполнении battement fondu в сторону – голова en face.
8. Battement releve lent (батман релеве лянт) – медленное поднимание ноги на 45 и 90 градусов. Исполняется вперед, в сторону и назад. Из первой, пятой позиции. Движение развивает силу ног, шаг, легкость.
Правила исполнения: выполняется в медленном темпе. Является подготовительным движением. Корпус подтянут, плечи опущены. Опорная нога стремиться к выворотности. Рабочая нога предельно натянута до кончиков пальцев.
При движении в сторону плечи, бедро, опорная нога и рабочая нога составляют одну плоскость. Не оттягиваться от палки в сторону.
Поднимая ногу назад, нужно следить, чтобы плечи и бедра были ровными.
Поднимая ногу вперед, необходимо следить за пяткой, удерживая ее впереди. Нельзя «оседать» на опорной ноге, держась одной рукой за палку. Нога должна подниматься и опускаться равномерно.
9. Battement developpe (батман девлюппе) – от фр. «вынимать, развивать, разворачивать». Исполняется вперед, в сторону, назад по пятой позиции, в позы, арабески.
Правильное исполнение этого движения развивает и вырабатывает красивые линии и шаг; развивает силу ног, бедра, шаг, подготавливает ноги и тело к adagio у станка и на середине зала. При исполнении этого движения нога поднимается на 90 градусов и выше.
Правила исполнения: рабочая нога предельно выворотна, опорная нога натянута и выворотна. Корпус подтянут, рука, лежащая на палке, сохраняет правильное положение. Если рабочая нога в ямочке у колена опорной ноги, то нельзя скашивать подъем, колено всегда развернуто. Когда ногу вынимаем вперед, в сторону, назад необходимо следить за высотой ноги, ногу не опускать ниже колена. Центр тяжести на опорной ноге.
Позже исполнение battement developpe сопровождает рука. Во время движения ноги до колена рука поднимается в I позицию. Голова в наклоне, взгляд на кисть руки. Нога поднимается в любом направлении, рука открывается во II позицию, голова следует за рукой. В конце движения рука одновременно с ногой опускается в исходное положение.
10. Grand battement jete (гранд батман жете)
– движение с большим броском.
Исполняется в сторону, вперед, назад по первой, пятой позициям. Нога делает бросок на 90 градусов и выше.
Движение развивает силу и легкость ног, большой свободный шаг, навык броска, который применяется в прыжках.
Правила исполнения: стопа активно участвует во всех движениях. Нога бросается скользящей стопой по полу. Опускается сдержанно. Ноги предельно вытянуты. При броске вперед и назад колени не сгибать. При броске назад нога предельно натянута в колене, подъеме, пальцах. Корпус одновременно немного подается вперед, но остается подтянутым, плечи и бедра ровные. Рука во II позиции не уходит назад. При броске рабочей ноги корпус остается неподвижным.
При grand battement jete вперед и назад голова повернута к руке, раскрытой во II позицию, при grand battement jete в сторону – удерживается прямо.
11. Grand plie (гранд плие) – большое приседание.
Движение развивает силу ног, вырабатывает эластичность, гибкость, выворотность ног. Исполняется по первой, второй, пятой и четвертой позициям.
Правила исполнения: первоначально изучается лицом к станку. Исполнив demi-plie, необходимо продолжить приседание, отделив пятки от пола (когда их невозможно удерживать на полу). Ступни переходят на низкие полупальцы. При обратном движении, пятки поставить на пол, а затем вытянуться из demi-plie. Мышцы спины и таза сильно подтянуты. Бедра выворотны. Колени раскрываются по «носку». По этой методике исполняется grand plie по второй позиции. Во второй позиции пятки от пола не отделяются. Вся фигура плоская и ступни образуют прямой угол. Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги. Движение выполняется равномерно, без задержки в нижней точке (таким образом, вырабатывается сила мышц).
Во II позиции пятки не отрываются от пола во время приседания. Во II и IV, V позициях центр тяжести тела распределяется равномерно на обеих ногах.
12. Temps leve sauté, pas echappe (темп леве соте, ра эшаппе).
Прыжки (allegro) классического танца крайне разнообразны. Они делятся на две основные группы. В первой группе – прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен придать движению большую силу, должен замереть в воздухе. Во второй группе – движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка: они не устремлены вверх, они как «ползучие растения» стелются по земле.
Воздушные прыжки подразделяются на четыре вида:
¾ Прыжки с двух ног на две.
¾ Прыжки с двух ног на одну.
¾ Прыжки с одной ноги на другую.
¾ Прыжки комбинированные, по своей структуре состоящие из нескольких элементов.
При исполнении прыжка необходимо руководствоваться следующим:
1. Перед всяким прыжком должно быть сделано demi-plie. Необходимо при выработке прыжка обращать особое внимание на правильное demi-plie, то есть не отрывать пятки от пола.
2. В момент прыжка следует держать ноги напряженно вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он выполняется на одну ногу, другая принимает требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройность спины, то есть не выпячивать ягодицы.
3. После прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем плавно перейти на пятку и опуститься на demi-plie, после чего вытянуть колени.
Правила исполнения: прыжки начинают изучать лицом к станку. Как только усвоена элементарная точность исполнения, изучение переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение.
Temps leve sauté — прыжок с обеих ног на две. Исполняется по первой, второй и пятой позиции. Движение начинается «затакт». Во время прыжка по V позиции ноги сохраняют хорошую «плотную» V позицию. Развивают силу, эластичность и выворотность ног. Необходимо вырабатывать трамплинность прыжка, правильный толчок пятками от пола, следить за вытянутыми коленями, подъемом, пальцами.
Pas echappe – прыжок с просветом. Исполняется из пятой позиции. Состоит из двух прыжков: с обеих ног на обе из V позиции во II и из II позиции в V позицию. Ноги раскрываются во II позицию и закрываются в V позицию в последний момент. Позиции в ногах фиксируются в воздухе.
Правила исполнения: demi-plie в V и II позиции должно быть эластичным и непрерывным. Пятки плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного demi-plie перед прыжком и сохраняет силу ног для прыжка. Позже добавляется движение головы и рук.
13. Changement de pieds, pas assemble (шажман де пье, па ассамбле).
Changement de pieds – прыжок с обеих ног на обе из V позиции в V. Перемена ног происходит во время их возвращения в V позицию на demi-plie.
Развивают силу, эластичность и выворотность ног. Необходимо вырабатывать трамплинность прыжка, правильный толчок пятками от пола, следить за вытянутыми коленями, подъемом, пальцами.
Pas assemble – (с франц. «собрать») прыжок с обеих ног на обе из V позиции в V позицию. Его особенностью является соединение ног в воздухе в V позиции.
Исполняется в сторону, с акцентом вперед и назад, а также вперед и назад.
Правила исполнения: первоначально прыжок изучается у станка, в медленном темпе, раздельно и только в сторону. Прыжок выполняется на сильных выворотных ногах. Выбрасываемая нога не поднимается выше 45 градусов, идет точно в сторону. Пятка опорной ноги не поднимается перед прыжком, делает сильный толчок. Demi-plie перед прыжком и после прыжка эластичное.
Движение повторяется с другой ноги. Происходит естественное продвижение вперед.
Pas assemble исполняется в обратном направлении: нога, стоящая впереди, выбрасывается в сторону, заканчивая движение в V позицию назад.
(разработано членами комитета по классическому танцу в 2019 г., материал составлен О.Полисадовой)
Термины классического танца.
Цель данной записи – помочь ученикам Школы мюзикла в освоении материала по хореографии. Рекомендуем первый месяц обучения регулярно перед уроками открывать эту страницу и вспоминать термины для того, чтобы ваши уроки были более продуктивными и вы занимались на каждом новом уроке осваиванием новых элементов, а не только повторением уже пройденного материала.
Pas (фр. – pa, рус. – па) — шаг; движение или комбинация движений; употребляется, как равнозначное понятие «танец».
Позиции Ног.
1-я позиция – пятки сведены вместе, носки разведены максимально в стороны, ноги плотно прижаты друг к другу.
2-я позиция – между пятками расстояние, примерно равное длине стопы, носки разведены максимально в стороны.
3-я позиция – пятка впереди стоящей ноги прикрывает собой пятку позади стоящей ноги, носки разведены максимально в стороны, ноги плотно прижаты друг к другу.
4-я позиция – носки разведены максимально в разные стороны (у правой ноги вправо, у левой – влево), одна из ног стоит впереди другой таким образом, чтобы стопа впереди стоящей ноги полностью перекрывала стопу ноги, стоящей позади.
5-я позиция – аналогична 4-й с той лишь разницей, что стопы плотно прижаты друг к другу.
Позиции рук.
Термины классического танца.
Allonge (рус. – аллянже) – удлинённый, продлённый, вытянутый;
пальцы кисти чуть вытянуты в длину, каждый пальчик не соприкасается друг с другом
Passe – (рус. – пассе) – носок у колена.
Pordebras – (рус. – пор де бра) – «перегибы туловища»: наклон вперед, назад, или в сторону.
Temps lie – (рус. – тан лие) – маленькое адажио.
Balance – (рус. – балансе) – «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху – назад книзу, вперед – назад, вперед – назад кверху.
Упражнения у станка.
- Demi plie – (рус. – деми плие) – маленькое приседание. Grand plie – (рус. – гранд плие) – большое, глубоко приседание
2. Battement tendus – (рус. – батман тондю) – скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в исходное положение (далее ИП)
Battement tendus jeté – (рус. – батман жете) – скользнув по полу, нога выбрасывается в воздух на 45’.
Picce-(рус. – пикке) – «колющий»: быстрое касание носком пола.
3. Rond de jambe par terre – (рус. – ронд де жамб пар тер) – круговые движения ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans.
En dedans (рус. – ан дедан) – направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
En dehors (рус. – ан деор) – направление движения или поворота от себя или наружу.
4. Вattement fondu – (рус. – батман фондю) – «тающий» батман. Одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
Положение sur le cou de pied-(рус. – сюр ле ку де пье) – положение ноги на щиколотке.
5. Вattement frappe – (рус. – батман фрапэ) – короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги и быстрое разгибание в коленном суставе (25’, 45’) в положение на носок или книзу.
6. Petit battement sur le cou–de–pied – (рус. – пти батман сюр ле ку де пье)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
7. Adagio (рус. – адажио) – медленно, плавно. Подъем ноги на 90’ и выше. Включает в себя гранд плие, девлюпе, релевелян. Слитная связка.
Relevelent – (рус. – релевелян) – «поднимать» медленно, плавно. Поднятие ноги вперед, в сторону или назад.
Développe – (рус. – девлёпе) – «раскрывание», подъем ноги через положение passé
8. Grand battement – (рус. – гранд батман) – «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
Вконтакте
Google+