Грибов дождевиков как пишется через дефис

Всего найдено: 77

Как пишется слово «синепламенный» — с дефисом или без? В Интернете в основном встречается без дефиса.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание (без дефиса).

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как писать гаврилов(-)ямец (житель Гаврилов-Яма) — с дефисом или без?

Ответ справочной службы русского языка

Существительные, образованные от пишущихся через дефис собственных имен, следует писать слитно, ср.: алмаатинец, ореховозуевцы.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать безупречно голубой — с дефисом или без? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет. Корректно раздельное написание. 

как правильно писать естественно-научный или естественнонаучный (с дефисом или без)

Ответ справочной службы русского языка

Современная орфографическая норма: естественно-научный. См. также ответ на вопрос № 274082.

Здравствуйте. Как пишется, с дефисом или без, Мао Цзэ-дун (Мао Цзэдун)? В словарях разнобой.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Мао Цзэдун.

Уважаемая «Грамота»! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать имя исследователя Жака-Ива Кусто: с дефисом или без? И заодно — как правильно склонять? Спасибо! С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

«Словарь собственных имен русского языка» Ф. Л. Агеенко (М., 2010) фиксирует: Жак Ив Кусто, форма родительного падежа: Жака Ива Кусто.

Здравствуйте! подскажите пожалуйста, с дефисом или без надо писать экс министр культуры? Если можно, срочно! спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: экс-министр культуры. См. ответ на вопрос № 282335.

Добрый день. Подскажите правильное написание название «Фитнес-консалтинг» с дефисом или без? И подскажите, правило которое применимо к использованию дефиса после слова фитнес- (пример: фитнес-инструктор, фитнес-клуб, фитнес-центр, фитнес-персонал)

Спасибо, Ольга

Ответ справочной службы русского языка

Первая часть сложных слов фитнес- присоединяется дефисом, правильно: фитнес-консалтинг.

Подскажите, как правильно писать «ИТ решения» и «ИТ сервисы», с дефисом или без?

Ответ справочной службы русского языка

Дефис нужен.

Как пишется «общественно-важный»? С дефисом или без?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание.

я(?)то знаю, что сейчас январь
Пишется с дефисом или без?

Ответ справочной службы русского языка

Да, дефис нужен.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно написать гриб дождевик: с дефисом или без него.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: гриб дождевик. Пишутся раздельно два нарицательных существительных, соотносящихся как родовое и видовое понятия, если они являются членами научной классификации природных объектов.

С прописной или строчной буквы пишется слово оллимпийский в следующих сочетаниях. олимпийский чемпион (Ы), олимпийские медали, Олимпийский огонь, эстафета олимпийского огня, олимпийский факел.
И как правильно: зимние Олимпийские игры или Олимпийские зимние игры;
Сочи 2014 — с дефисом или без?
.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: олимпийский чемпион, олимпийские медали, олимпийский огонь, эстафета олимпийского огня, олимпийский факел.

Обычно порядок слов такой: зимние Олимпийские игры, летние Олимпийские игры.

Неизменяемое приложение, передаваемое на письме цифрами, присоединяется дефисом: Сочи-2014, Олимпиада-2014. Однако в том случае, когда перед цифрами стоит не слово, а сочетание слов, дефис заменяется на тире: Олимпийские игры – 2014.

Здравствуйте!
Как пишется «сыр дорблю»: «дорблю» в кавычках или без и в одно слово или в два (дор блю — с дефисом или без)?

Ответ справочной службы русского языка

Написание сыр дорблю будет корректным в большинстве случаев.

Добрый день!

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать (с дефисом или без) и почему:
RFID метка, RFID система, RFID технология.

Ответ справочной службы русского языка

В этих случаях (неизменяемое приложение перед склоняемым главным словом) нужен дефис.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

гриб-дождевик

Существительное, неодушевлённое, мужской род (тип склонения ?? по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [ˈɡrʲib dəʐdʲɪˈvʲik]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Уточнить парадигму словоизменения, используя более конкретный шаблон словоизменения
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить значение в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Птица Тупик



Ученик

(107),
на голосовании



5 лет назад

Дополнен 5 лет назад

Объясните, пожалуйста, тире

Голосование за лучший ответ

Doomsday Awaiter

Мыслитель

(5832)


5 лет назад

Когда второе слово является описанием первого слова.
Например, врач-педиатр, альбом-раскраска, мышка-норушка, и многие тысячи других.
Ещё раз напомню:
дефис короткий,
тире длинное. В данном случае, у нас дефис.

Написание слов через дефис

Через дефис пишутся:

сложные существительные, образованные из самостоятельно употребляемых слов, первое из которых подчеркивает определенную признак, особенность предмета (дизель-мотор, стоп-кран, жар-птица);

существительные, обозначающие имена, с первой частью пол-, а также любые существительное с частями экс-, вице-, лейб-, обер-, мини-, миди-, макси-(пол-Киева, экс-чемпион, вице-консул, мини-юбка);

сложные фамилии и географические названия (Гулак-Артемовский, Каменец-Подольский), а также географические названия, в состав которых входит предлог (Ростов-на-Дону);

сложные прилагательные, если: а) они образованы из двух и более независимых слов (литературный, лесо-степной), б) первая часть прилагательного оканчивается на-ико,-ико (историко-культурный, механико-математический)

сложные названия цветов и их оттенков (темно-зеленый, серо-голубой), кроме прилагательного оранжевый;

сложные названия качеств с дополнительным оттенком (горько-сладкий, кисловато-соленый);

названия промежуточных сторон света (норд-ост, юго-восточный);

сложные существительные, прилагательные, числительные, если первая часть — написанный цифрами числительное (100-тысячная);

сложные местоимения и наречия с суффиксами и префиксами любой, что-нибудь, невесть, неизвестно, неизвестно, если их не разделяет предлог (кто-нибудь, невесть как, неизвестно где но казна с кем);

сложные наречия, образованные из двух самостоятельно употребляемых наречий, в частности из синонимов и антонимов (кое-как, более или менее);

сложные наречия, образованные повторением того же слова или однокоренных слов без служебных частей речи или с ними (далеко-далеко, хочешь не хочешь, всего-всего, бок о бок)

сложные наречия, образованные с помощью префикса по-и суффиксов-ом,-ему (-объема),-и, а также сложные наречия, образовании сочетанием префикса по-и порядкового числительного (по-братски, по-хозяйски, в-третьих) ;

сложные предлоги с первым компонентом из, с-(из-за, из-под);

доли ибо,-но,-то, вот, все-таки, если они стоят после слова, которого касаются и не отделяются от него другими частями речи (Иди потому, тем-то)

сложные звукоподражательные слова и слова, произносимые протяжно (ха-ха-ха, цып-цып-цып, храни-и-сь).

Как правильно пишется словосочетание "плащ-палатка"?

Когда слово состоит из двух частей, сочетание которых образует название одной вещи, явления, события и прочего, то правописание таких словоформ часто вызывает у людей сомнения. Например, плащ палатка, как пишется правильно – слитно или через дефис. В этой статье мы попробуем разобрать это слово и выяснить верный вариант написания, а также определим его значение.

Правильный вариант

Данное словосочетание пишется через дефис – плащ-палатка. Ударной считается единственная гласная «а» в первой части слова. Если написать раздельно, имея в виду один предмет из туристического или армейского снаряжения, то это будет ошибкой.

Правила

Рассматриваемое нами сложное слово является словарным, поэтому его правописание следует запомнить. Сделаем его морфемный разбор. Здесь присутствуют два корня – «плащ» и «палатк». Последняя буква «а» выступает в роли окончания. В четырех слогах есть четыре гласных «а», из которых под ударением стоит третья, а остальные безударные. Глухих согласных звуков пять (п, щ, п, т ,к), а звонких два – «л» и «л» (по одному в первой и второй части).

Примеры в предложениях

Правильное употребление этого слова можно посмотреть в следующих примерах предложений:

  • Накрывшись плащ-палатками и присыпавшись опавшими листьями, солдаты  уже несколько часов неподвижно лежали на окраине захваченной врагом деревни, ожидая сигнала к атаке.
  • Приподняв край плащ-палатки, я заглянул внутрь – она была пуста.
  • После многочасового марша уставшим воинам, наконец, разрешили сделать привал и поставить плащ-палатки.
  • Облачившись в дедову солдатскую плащ-палатку, он отправился в лес к партизанам.
  • С поля боя раненых пришлось тащить на плащ-палатках до походного госпиталя, где медики могли оказать им посильную помощь.
  • Солдатские плащ палатки, которые нам посоветовали купить в армейском магазине, были незаменимы в этом походе.

Значение

Так принято называть переносимое походное снаряжение из непромокаемого материала, которое можно использовать в качестве палатки или плаща (в свернутом виде). При необходимости применяется также в качестве волокуши или носилок для переноски раненых и больных.

Считается, что прародителем этого полезного походного имущества является плащ-епанча с капюшоном и воротником, который носили российские солдаты еще при Петре первом. Во второй половине девятнадцатого века непромокаемые плащ-палатки стали обязательной составляющей армейского походного снаряжения. Сначала они входили в стандартную экипировку офицерского состава, а затем и рядовых бойцов.

Благодаря такому полезному предмету можно спрятаться от непогоды, замаскироваться, переносить раненых и больных. Если набить, к примеру, соломой или сеном, то получится довольно эффективное самодельное плавсредство, позволяющее преодолевать водные преграды. В свернутом виде данное снаряжение часто становилось походным плащом, использовалось в качестве одеяла или подстилки. Стандартный вариант – полотнище из брезента размером 180 на 180 сантиметров, с двух сторон окрашенное в камуфляжные маскировочные цвета.

Заключение

Надеемся, что мы смогли рассеять ваши сомнения по поводу правильного написания слова «плащ-палатка». Почему именно так? Оно является словарным и пишется только через дефис. Запомните такой вариант правописания как единственно верный.

Оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)

Загрузка…

Дефисом называют черточку, которая ставится между двумя частями слова. В данной публикации разъясняется, какие слова пишутся через дефис. В этой статье рассмотрены практически все случаи, когда необходимо использовать дефис при написании слов.

какие слова пишутся через дефис

Содержание статьи:

  • Сложные существительные
  • Прилагательные
  • Числительные
  • Наречия
  • Предлоги
  • Частицы
  • Послесловие
  • Сложные существительные

    Среди прочих, словами, которые пишутся через дефис, являются сложные существительные. Дефис необходим:

    1. Если в словосочетаниях нет соединительных гласных. Например, джаз-оркестр, царь-пушка, премьер-министр.

    2. В терминологии, в которой используется название букв: пи-мезон, альфа-глобулин.

    3. В существительных, заимствованных из других языков, так же ставится дефис: унтер-офицер, вице-президент, экс-чемпион.

    4. В единицах измерения требуется написание слов с дефисом: киловатт-час, грамм-калория.

    5. Когда упоминаются промежуточные стороны света: юго-запад, северо-восток.

    6. При написании названий растений: мать-и-мачеха.

    7. При обозначении составных наименований некоторых политических партий. Как, например, социал-демократическая.

    8. В фамилиях, состоящих из двух частей: Николаев-Спиридонов.

    9. В названиях городов: Нью-Йорк, Алма-Ата.

    10. В словах, к которым присоединяются части с оценочным значением: пай-мальчик, бой-баба.

    слова которые пишутся через дефис

    Прилагательные

    Отвечая на вопрос — почему слова пишутся через дефис, следует вспомнить о правилах русского языка, поясняющих, какие прилагательные нужно писать таким образом. Дефис требуется в прилагательных:

    1. Обозначающих оттенок или сочетание цветов: бледно-голубой, красно-желтый.

    2. Образованных от сложных существительных: орехово-зуевский, альфа-активный, алма-атинский, коста-риканский.

    3. Происходящих от иностранных слов и заканчивающихся на –ико: историко-филологический, медико-фармацевтический.

    4. Состоящих из равноправных частей: научно-исследовательский, русско-английский.

    5. С использованием префиксоида пол-: пол-лимона, пол-одиннадцатого, пол-окна.

    Числительные

    В числительных, которые решено было прописать буквами, следует использовать дефис, если перед словом стоит цифра: 5-сотый, 7-тысячный, 200-миллионный. Кроме того, числительные надо писать через дефис, когда необходимо сообщить о предполагаемом количестве или неточном времени: пять-шесть лепестков, два-три часа, один-два человека.

    Чтобы не ошибиться, стоит проверить, можно ли вставить между числительными «или». Например, предполагая количество лепестков, между «пять» и «шесть» можно внедрить «или». Значит, ставится дефис между пять-шесть.

    Наречия

    Согласно правилам русского языка, наречия пишутся через дефис, если заканчиваются на: -ему, -ому, -цки, -ски, -ьи, -ки, и у которых есть приставка по-: по-новому, по-своему, по-птичьи, по-английски. Необходимо использовать дефис, если есть приставка в- или во-, образующая сочетание с числительным: во-вторых.

    Кроме того, через дефис пишутся наречия, в которых повторяются синонимы или однокоренные слова: любо-дорого, тихо-тихо, еле-еле, точь-в-точь. Наречия, написание которых следует запомнить: пол-яйца, пол-лица, пол-яблока.

    Предлоги

    Дефисное написание предлогов считается правильным, если в тексте используются следующие: из-под, из-за, по-за, по-над.

    Частицы

    Частицы, которые внедряются в текст с использованием дефиса: -нибудь, -то, -тка, -с, -кое, -либо, -таки, -кой, -де, -тка.

    Послесловие

    Несложно запомнить, какие слова пишутся через дефис. Но если когда-то возникнут сомнения, правильно ли было написано то или иное слово, то стоит снова открыть эту страницу и ознакомиться с ее содержимым. А чтобы не забыть адрес, стоит добавить ее в закладки или сделать репост анонса данной статьи на свою стену в социальной сети.

    Каждый желающий может пройти тест «Какие слова пишутся через дефис», чтобы проверить свои знания правил русского языка.

    Copyright © kak-pishetsa.ru

    Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

    Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.), не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

    Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

    Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

    Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

    Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит после имени нарицательного. Сравните два приложения в следующей фразе:

    Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).

    Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.

    2. Обособление приложений

    Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:

    1) Из комнаты раздавался голос, знакомый с детства и Из комнаты раздавался знакомый с детства голос;

    2) Они, промокшие под дождем, решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем, они решили отправиться в гостиницу.

    Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).

    1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

    Мой отец, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, мой отец служил на Дальнем Востоке.

    2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

    Иванов, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.

    3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

    Он, капитан пограничных войск, служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.

    У этого правила есть несколько примечаний:

    1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета.

    2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко. Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.

    Добавлено спустя 1 минуту 36 секунд:
    http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_176

    Цель урока: дать понятие приложения как разновидности определения; формирование умений: 1) распознавать приложение среди других членов предложения; 2) использовать приложение как средство выразительности речи; 3) правильно ставить знаки препинания при приложении.

    I. Проверка домашнего задания.

    II. Контрольный словарный диктант.

    Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы, шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента, поразить присутствующих, удивить на карнавале, воплотить в жизнь, преданность идеалам, талантливый режиссер, придать смысл, необоснованные привилегии, превышать полномочия, восхитительная иллюминация.

    III. Объяснение нового материала.

    1. Синтаксический разбор предложения Год назад вулкан-ворчун напомнил о себе.

    При разборе предложения учитель обращает внимание на то, что определение ворчун согласуется с существительным вулкан в роде, числе, падеже.

    Дается понятие приложения.

    2. Знакомство с обозначением приложения, знаками препинания при приложении.

    Составление схемы (с анализом примеров).

    Приложение

    Не пишется дефис, если в сочетании двух нарицательных существительных одно — родовое, другое — видовое понятие:

    Пишется дефис, если сочетание двух существительных представляет собой:

    1) названия научных терминов: рак-отшельник, бабочка-капустница, жук-олень;

    2) названия специальностей: врач-терапевт, ученый-филолог;

    3) указывает на возраст, национальность, родство и т. д.: солдат-украинец, бабушка-чешка.

    род. понят.

    вид. понят.

    береза

    Дерево

    баобаб

    дуб

    ромашка

    Цветок

    магнолия

    василек

    Сравните:

    1) красавец мужчина (красивый мужчина)

    гигант завод (гигантский завод)

    старик сторож (старый сторож)

    старик украинец (старый украинец)

    волшебница зима (волшебная зима);

    2) река Москва

    гостиница «Москва»

    мужчина-красавец

    завод-гигант

    сторож-старик

    украинец-старик

    зима-волшебница

    Москва-река

    IV. Закрепление материала.

    1. Запись предложений с объяснением.

    1. Сравните. 1) На дереве сидел дятел-барабанщик.— На стволе дерева мы заметили птицу дятла. 2) Гриб подосиновик — один из лучших грибов.— Нигде и никто из нас не видел таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе. (К. Паустовский.) 3) Крепыш боровик отличался от остальных грибов.— Боровик-крепыш отличался от других грибов.

    2. 1) Он долго полз через кофейные плантации и просидел до утра в шалаше у старика метиса. (К. Паустовский.) 2) Тоска о друге-хранителе преследовала Кипренского до самой смерти. (К. Паустовский.) 3) В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. (К. Паустовский.) 4) Не ворчи, мой кот-мурлыка, в неподвижном полусне. (А. Фет.) 5) Уж как завтра будет кулачный бой на Москве-реке при самом царе. (М. Лермонтов.)

    2. Упр. 181 (устно).

    3. Составьте предложения (устно), используя данные сочетания. Какие из них могут придать тексту образность, выразительность?

    Гриб-красавец, дуб-великан, ученый-медик, художник-самоучка, летчик-испытатель, глазки-бусинки, девочка-подросток.

    Домашнее задание: выписать из § 17, 18 в ученический словарь слова из рамочек, запомнить их написание; упр. 180 (письменно), 185 (устно).

    Краткое описание документа:

    Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение»                    урок 30

    Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.

    Ход урока

    Ι. Организационный момент

     II. Проверка домашнего задания (устно)     Беседа о второстепенных членах предложения и способах выра­жения определения.

     III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.

     Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.

     Жизнь одолевает смерть. Весло задевает длинные водоросли. Ветер поднимает
    тучи пыли. Собака принимает самое живое участие в радостях и огорчениях своего
    хозяина. Огонь всё обратил в пепел.        

     ΙV. Усвоение новых знаний

    —  Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69. 

    — Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):

    Приложение

    Не пишется дефис

    Пишется дефис

    — если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:

    Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)

    -если сочетание двух существительных представляют собой:

    1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;

    2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;

    3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: солдат-украинец, бабушка-чешка.

    Сравните:

    1.Красавец мужчина (красивый мужчина)

    Гигант завод (гигантский завод)

     Старик сторож

    Старик украинец

    Мужчина-красавец

    Завод-гигант

    Сторож-старик

    Украинец- старик

    2 река  Москва

    Гостиница «Москва»

    Москва- река

         — Упражнение 138 — устно.

     — Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.

     Комментированное письмо.

     1)    На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла.  Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.

     V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.

     — Упражнение 140.

     — Объяснительный диктант.

    Запишите предложения, вставляя в них авторские одиночные приложения. Вот север тучи нагоняя дохнул завыл — и вот сама идёт…зима (А. Пушкин) Попрыгунья … лето красное пропела. (И. Крылов)

    … Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов)

     VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.

     VII. Подведение итогов урока.

    Морфемный разбор слова:

    Однокоренные слова к слову:

    Цель урока: дать понятие приложения как разновидности определения; формирование умений: 1) распознавать приложение среди других членов предложения; 2) использовать приложение как средство выразительности речи; 3) правильно ставить знаки препинания при приложении.

    I. Проверка домашнего задания.

    II. Контрольный словарный диктант.

    Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы, шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента, поразить присутствующих, удивить на карнавале, воплотить в жизнь, преданность идеалам, талантливый режиссер, придать смысл, необоснованные привилегии, превышать полномочия, восхитительная иллюминация.

    III. Объяснение нового материала.

    1. Синтаксический разбор предложения Год назад вулкан-ворчун напомнил о себе.

    При разборе предложения учитель обращает внимание на то, что определение ворчун согласуется с существительным вулкан в роде, числе, падеже.

    Дается понятие приложения.

    2. Знакомство с обозначением приложения, знаками препинания при приложении.

    Составление схемы (с анализом примеров).

    Не пишется дефис, если в сочетании двух нарицательных существительных одно — родовое, другое — видовое понятие:

    Пишется дефис, если сочетание двух существительных представляет собой:

    1) названия научных терминов: рак-отшельник, бабочка-капустница, жук-олень;

    2) названия специальностей: врач-терапевт, ученый-филолог;

    3) указывает на возраст, национальность, родство и т. д.: солдат-украинец, бабушка-чешка.

    1) красавец мужчина (красивый мужчина)

    гигант завод (гигантский завод)

    старик сторож (старый сторож)

    старик украинец (старый украинец)

    волшебница зима (волшебная зима);

    IV. Закрепление материала.

    1. Запись предложений с объяснением.

    1. Сравните. 1) На дереве сидел дятел-барабанщик.— На стволе дерева мы заметили птицу дятла. 2) Гриб подосиновик — один из лучших грибов.— Нигде и никто из нас не видел таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе. (К. Паустовский.) 3) Крепыш боровик отличался от остальных грибов.— Боровик-крепыш отличался от других грибов.

    2. 1) Он долго полз через кофейные плантации и просидел до утра в шалаше у старика метиса. (К. Паустовский.) 2) Тоска о друге-хранителе преследовала Кипренского до самой смерти. (К. Паустовский.) 3) В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. (К. Паустовский.) 4) Не ворчи, мой кот-мурлыка, в неподвижном полусне. (А. Фет.) 5) Уж как завтра будет кулачный бой на Москве-реке при самом царе. (М. Лермонтов.)

    3. Составьте предложения (устно), используя данные сочетания. Какие из них могут придать тексту образность, выразительность?

    Гриб-красавец, дуб-великан, ученый-медик, художник-самоучка, летчик-испытатель, глазки-бусинки, девочка-подросток.

    Домашнее задание: выписать из § 17, 18 в ученический словарь слова из рамочек, запомнить их написание; упр. 180 (письменно), 185 (устно).

    Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

    Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

    Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

    Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

    © 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

    Источник

    Поиск ответа

    Ответ справочной службы русского языка

    По правилам запятых не должно быть, если придаточное предложение состоит из одного только союза или союзного слова. Поэтому с правкой корректора нельзя согласиться. Пунктуация в первоначальном варианте была верной. А чтобы избежать затемнения смысла (видимо, от этого пытался уйти корректор, предлагая правку), можно поставить ударение над что.

    Ответ справочной службы русского языка

    Добрый день! Нужно ли ставить запятую после оборота с «чем» в данном случае? Мольберты из бука лучше, чем из сосны(,) в условиях мастерской, металл лучше, чем дерево (,) на пленэре.

    Ответ справочной службы русского языка

    Указанные запятые нужны, поскольку слова в условиях мастерской и на пленэре не входят в сравнительные обороты.

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Постановка тире в этом предложении не требуется.

    Здравствуйте. По поводу Вопрос № 298652. Меня интересовало, в силу специфики профессии, именно написание в кавычках. Без кавычек в системе образования это сочетание не используют. Пишут просто: математика. Не сочтите за труд, поясните вариант с кавычками, пожалуйста. В данном случае мне никак не подходит ничто другое!

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Слово манго употребляется только как существительное среднего рода.

    Как правильно: «В Бирмингеме, штат Мичиган, лимузин врезался в дерево » или без запятых: «В Бирмингеме штат Мичиган лимузин врезался в дерево «? Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Лучше всего отправить Ваш вопрос специалистам отдела этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В. Виноградова: http://ruslang.ru/node/570

    Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, запятые в предложении: » Дерево упало на пострадавшего мужчину, в результате чего ему были нанесены телесные повреждения несовместимые с жизнью.»

    Ответ справочной службы русского языка

    Здравствуйте. Нужно ли ставить тире в этом предложении. «Выбрали зелёный как отсылку к хвое — дереву, из которого получают три основных компонента для главного продукта бренда.»

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Слово принт не просторечное и не жаргонное.

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, допустимо ли употребление глагола «взгромоздиться» в такой форме: «Он пытался взгромоздиться на дерево по веревочной лестнице»?

    Ответ справочной службы русского языка

    Такое употребление некорректно. Сочетаемость глагола взгромоздиться не позволяет использовать его со словами по лестнице.

    Здравствуйте. Подскажите, правильно ли стилистически будет написать «. пластиковые подложки с рисунком дерева или камня» или нужно как-то по-другому (. пластиковые подложки под дерево или камень)?

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Два нарицательных существительных, выражающих родовое и видовое понятия в классификации природных объектов, пишутся раздельно. Ср.: птица иволга, рыба треска, дерево ольха, цветок роза, минерал лазурит, металл литий.

    В справочниках по правописанию рекомендуется отличать такие сочетания от сочетаний типа птица-носорог, рыба-попугай, в которых названием является сочетание целиком, поскольку носорог — не птица, а попугай — не рыба. Подобные составные наименования пишутся через дефис.

    Сочетание лен-долгунец занимает промежуточное положение между приведенными группами. С одной стороны, компоненты находятся в родо-видовых отношениях, с другой — представляют собой устойчивое наименование. Слово долгунец редко употребляется как самостоятельное название льна в отличие от слова стерх, которое часто используется для называния журавлей.

    Источник

    Дефисное и раздельное написание одиночных приложений.

    Необособленные одиночные приложения могут связываться с определяемым словом с помощью дефиса или без него.

    Дефис СТАВИТСЯ в следующих случаях:

    приложение и определяемое слово – нарицательные существительные:

    ученый-биолог, девочки-подростки, учитель-француз, город-герой;

    приложение – имя собственное (чаще всего – географическое название) стоит перед определяемым словом – родовым наименованием:

    Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город.

    При обратном порядке слов – нет дефиса:

    река Москва, озеро Ильмень, город Астрахань.

    Устойчивые выражения матушка-Русь, матушка-Земля, Волга-матушка пишутся через дефис;

    после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое:

    Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший.

    Дефис НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях:

    в сочетании двух нарицательных существительных приложение стоит перед определяемым словом и может быть заменено определением – качественным прилагательным:

    красавец мужчина – красивый мужчина (но: мужчина-красавец) ; старик дворник – старый дворник (но: дворник-старик) ; гигант завод – гигантский завод (но: завод-гигант) ;

    в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое:

    цветок хризантема, газ кислород, суп харчо, попугай какаду.

    Но если такое сочетание образует единый научный термин, то дефис ставится:

    заяц-русак, жук-плавунец, мышь-полёвка, жук-олень, птица-лира, рак-богомол, бабочка-капустница.

    Обратите внимание: без родового понятия невозможно понять, о чём идёт речь – Мы поймали жука-оленя; Мы поймали оленя;

    первым элементом цельного сочетания являются слова товарищ, господин:

    Источник

    Поиск ответа

    Саммит Россия(-)ЕС (или отношения Россия-ЕС) во всех этих случаях нужен дефис или тир е с пробелами? И нужно ли заключать в кавычки отношения «Россия-ЕС». Спасибо. Мари.

    Ответ справочной службы русского языка

    Корректно без кавычек, тире с пробелами.

    Уточните, пжл, через дефис или тир е надо писать «Закон Сарбейнса-Оксли (SOA)»? Заранее благодарю

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Употребление какого знака корректно ( дефис или тир е) в след. случае: страна(-)экспортер энергии? Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Корректно написание через тире.

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно написать лист-образец, карта-транспарант, механик-наладчик, акт-рекламация, машинист-резчик через дефис или тир е? Это срочно! Заранее спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Подскажите, пожалуйста, как написать инженер-редактор, предмет-ориентир, ясли-сад через дефис или тир е? Заранее спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Корректно написание через дефис.

    Здравствуйте! Срочный вопрос: какой правильно использовать знак в словосочетании: «письмо-предложение» или «письмо—предложение», то есть дефис или тир е (длинное тире). И какие вообще правила регулируют употребление этих знаков? спасибо

    Ответ справочной службы русского языка

    Одиночное приложение обычно присоединяется к определяемому существительному посредством дефиса: _письмо-предложение_.

    Ответ справочной службы русского языка

    Ответ справочной службы русского языка

    Это срочно. Скажите, пожалуйста, как правильно написать проект-аналог, предприятие-изготовитель, автомобиль-самосвал, рабочий-наполнитель через дефис или тир е. Помогите, очень прошу Вас.

    Ответ справочной службы русского языка

    Как правило, одиночное приложение присоединяется к определяемому нарицательному существительному посредством дефиса.

    «В 2005-2006 годах. » Следует ставить дефис или тир е? И как быть в том случае, если указаны не «смежные» годы, а, например, 2005 — 2007? Если тире, то обязательны ли в журнальных статьях пробелы или допустимо ставить «укороченное» тире (Alt 0150) без пробелов?

    Ответ справочной службы русского языка

    Если указан промежуток, то ставится тире без пробелов: _2006—2007_.

    Источник

    Урок русского языка по теме

    Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение» урок 30

    Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.

    Ι. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выражения определения.

    III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.

    Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.

    ΙV. Усвоение новых знаний

    — Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69.

    — Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):

    — если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:

    Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)

    -если сочетание двух существительных представляют собой:

    1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;

    2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;

    3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: с олдат-украинец, бабушка-чешка.

    1. Красавец мужчина (красивый мужчина)

    Гигант завод (гигантский завод)

    — Упражнение 138 — устно.

    — Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.

    1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.

    V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.

    . Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов )

    VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.

    VII. Подведение итогов урока.

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Урок русского языка в 8 классе по теме «Приложение» урок 30

    Задачи: дать представление о приложении как второстепенном члене предложения; формировать умение отличать приложения от подлежащего и обращения, ставить знаки препинания при приложении; использовать в речи как синонимы согласованные и несогласованные определения.

    Ι. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выра­жения определения.

    III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.

    Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.

    ΙV. Усвоение новых знаний

    — Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 69.

    — Знаки препинания при приложении (делаем таблицу в тетради):

    — если в сочетании двух нарицательных существительных одно-родовое, другое –видовое понятие:

    Дерево (род.пон.) береза (вид. пон.)

    -если сочетание двух существительных представляют собой:

    1. названия научных терминов: рак-отшельник, жук-олень;

    2. названия специальностей врач-терапевт, ученый-филолог;

    3. указывает на возраст, национальность, родство и т.д. например: солдат-украинец, бабушка-чешка.

    1.Красавец мужчина (красивый мужчина)

    Гигант завод (гигантский завод)

    — Упражнение 138 — устно.

    — Упражнение 139 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.

    1) На дереве сидел дятел-барабанщик. На стволе дерева мы заметили птицу дятла. Гриб подосиновик – один из лучших грибов. Крепыш боровик отличался от остальных грибов. Боровик –крепыш отличался от других грибов.

    V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.

    . Мартышка осёл козёл да косолапый мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов )

    VI. Домашнее задание. Упр.144 первый абзац стр. 69 т.м.

    VII. Подведение итогов урока.

    Номер материала: 185992

    Не нашли то что искали?

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

    Время чтения: 2 минуты

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

    Время чтения: 0 минут

    Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

    Время чтения: 1 минута

    В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

    Время чтения: 1 минута

    В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Великан дуб как пишется через дефис или нет, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Великан дуб как пишется через дефис или нет», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гранд батман как пишется на французском
  • Гранатометчик как пишется
  • Гранатового сока как пишется
  • Гран призер как правильно пишется
  • Гран при как пишется правильно