Хазрет лери как пишется

Что в Османской империи означала приставка в конце имени — «хазрет лери»?

  • Хазретлери — это возвеличивающая приставка к имени какой-то высокопочтимой особы. Аналогом в русском языке является приставка Ваше Святейшество, Ваше Величество, Ваше Высочество, Ваше Превосходительство.

    Пример, Михримах Хазретлери Выше Высочество Михримах.

    Султан Сулейман Хазретлери Его Святейшество султан Сулейман.

    Видимо, Хазрет — Святой, почтенный; Лери — уважительное обращение.

    Вот как-то так …

  • Значение приставки quot;хазрет лериquot; в конце имени:

    В османской империи обращение quot;хазрет лериquot; означало ваше величество или ваше высочество.

    Вот пример титула:

    Что в Османской империи означала приставка в конце имени - "хазрет лери"?

    В других источниках Hazretleri переводится немного по-другому:

    Что в Османской империи означала приставка в конце имени - "хазрет лери"?

    Что в Османской империи означала приставка в конце имени - "хазрет лери"?

  • Хазретрели — это одно слово пишется вместе, вот так Hazretleri. Очень часто мы слышали эти слова в просмотре сериала quot;Великолепный векquot;. Именно этой приставкой (почтным титулом) заканчиваются имена турецких правителей, святых, высокопоставленных служащих самого правителя Османской Империи. Можно перевести, как ваше Высочество, ваше Святейшество, ваше Величество.

  • Возвышение, возвеличивание, воспевание, возношение, и еще много других высоких эпитетов применяемое к лицам, исключительно мужского пола. Аналог в нашей нации quot;Ваше высочествоquot; — все высокопоставленные лица.

  • Приставка хазретлери (пишется слитно) в конце имени в Османской империи обозначала Императорское высочестве, Ваше высочество или Императорского превосходительство.

    Наверняка многих поклонников сериала Великолепный век интересовал данный вопрос, и теперь они знают ответ на него.

  • Хазрат (араб.) — уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом. Окончание Лари -,во многих тюркских языках, также означает степень возвеличивания. На турецком пишется так: Hazretleri.

  • Хазрет — господин, великий, превосходительство (арабо-персидское заимствование). Сейчас часто встречается такое имя в форме Хазрат или Хазрет.

    ler(lar) — окончание множественного числа в тюркских языках.

    Таким образом, дословно можно перевести quot;Вы, превосходительстваquot;. А по-русски quot;Ваше Превосходительствоquot; или quot;Его Высочествоquot; (хотя точнее было бы quot;Их высочествоquot;, но у нас такой формы не сложилось).

    В юго-восточных языках (как и в русском) множественное число используется не только для обозначения множества объектов речи, но и как подчркнуто уважительная форма обращения к человеку. В русском языке точно также: quot;Что Вы желаете?quot;

    Ведь и сам русский язык — индоиранский в своей основе.

  • Хазрет (Hazret) в переводе с арабского означает quot;высочество, величествоquot;. Это почетный титул, который прилагается к имени известных святых и правителей. A лери (leri) — это окончание во множественном числе. Хазретлери можно перевести как quot;ваше высочествоquot;, quot;ваше величествоquot;.

  • Подобно тому, как в современном русском языке слова, получившиеся сложением нескольких корней или основ, вроде quot;пароходquot; или quot;земледелиеquot;, нельзя переводить частями, а лишь полностью, так и в современном турецком языке титул Hazretleri пишется одним словом и переводится одним словом — Величество. Этот титул полагается (до сих пор, даже после провозглашения республики в 1923 г.) всем прямым потомкам династии Османов (Osmanolu), причм мальчики получают фамилию Effendi, а девочки — титул (фактически фамилию) Sultan (без Effendi).

  • Мне кажется, никогда нельзя до конца понять значение чуждых нам понятий и значений, особенно выраженных на чужом языке. для этого видимо надо какое то время пожить в этой стране, пообщаться, пропитаться е духом. На мой взгляд приставку quot;хазрет лери можно воспринимать, как очень высокую степень уважительного возвеличения очень высоких особ.

    Что в Османской империи означала приставка в конце имени - "хазрет лери"?

Print Friendly, PDF & Email

хазрет лери

Автор Konstantin olshanskiy задал вопрос в разделе Наука, Техника, Языки

как переводитса титул-Хан хазрет лири? и получил лучший ответ

Ответ от Анжелика Ворон[гуру]
Я думаю, что хатун у них так и переводилось, как женщина. … Хазрет Лери- «фамилия» султанской семьи. Может я и не совсем права, просто сужу по выражениям и обращениям из сериала. … не Хатум, а Хатун – женский титул, аналогичный мужскому титулу «хан»,

Десятый правитель Османской империи смог сделать свое государство одним из самых могущественных в мире.

Некоторые факты о биографии и семье султана Сулеймана хана хазрет лери до сих пор остаются спорными.

Но властитель остался в памяти турецкого народа и всего мира как основатель школ, автор справедливых законов, инициатор строительства архитектурных памятников.

Первые годы правления

У султана Селима Первого и Айши Хафсы, дочери крымского хана, в 1494 году родился сын Сулейман. Он получил образование у лучших учителей в дворцовой школе. Все детство и юность будущий правитель провел за книгами и изучением официальных документов. Он принимал участие в административных делах, позже его назначили губернатором сразу трех провинций.

Перед восхождением на престол Сулейман уже заслужил любовь и уважение народа. Он начал править в 26 лет сразу после смерти своего отца. В книге лорда Кинросса «Расцвет и упадок Османской империи» содержится описание внешности султана, которое составил венецианский посол Бартоломео Контарини. Согласно словесному портрету, Сулейман выглядел крепким, высоким и бледнокожим. У него были тонкие черты лица, длинная шея и орлиный нос.

Султан начал правительство со справедливых действий: он освободил сотни пленников из знатных семей, которых арестовал его отец. Это помогло возобновить и установить новые торговые отношения.

Новым законам радовались и европейцы, они надеялись на длительный мир. Но Сулейман давно вынашивал планы о военных походах.

Отношения с другими государствами

За все время своего правления Сулейман Первый осуществил 13 военных походов.

Десять из них проходили на территории Европы. А количество мелких набегов турецкого войска историки до сих пор не могут подсчитать. Великое государство в умелых руках приобрело небывалую мощь, оно расширилось от Ирана до Алжира, Египта и почти до самой Вены. Сулеймана называли Антихристом, а фраза «турки наступают» была самой страшной для европейских войск.

Через год после того, как султан занял трон, он отправился походом на Венгрию.

Позже Турция завоевала и другие страны:

Османы заняли восточную часть средиземноморских территорий и Черное море. Султану подчинялись Трансильвания, Босния и Герцеговина. А в 1529 году его войско штурмовало Австрию, но из-за эпидемии погибла третья часть армии. Туркам пришлось отступить.

Русские земли Сулейман Великолепный практически не трогал, так как считал их нецивилизованными. Иногда его подчиненные совершали набеги на территорию Московского государства, Речь Посполитую, современные украинские границы. С этих земель в Турцию привозили рабынь для его гарема, будущих янычар и слуг.

Османскую империю правитель превратил в самое большое и сильное мусульманское государство. Но частые походы быстро истощили казну. Армия Сулеймана содержала более 200 тысяч воинов, на их содержание уходило две третьих части бюджета.

Внутренняя политика

В жизни правителя были не только военные походы, но и внутренние дела государства. Великий султан приказал пересмотреть старые законы и создать свод новых. Новые законы действовали до самого двадцатого века. Сулейман старался реже применять смертную казнь, но были жестокие наказания за некоторые преступления:

  • лжесвидетельство;
  • мздоимство;
  • подделка денег и документов.

В Османской империи проживало население, соблюдающее разные религии. Правитель пытался ослабить давление шариата, издал длинный список светских законов. Но из-за войн они не смогли прижиться.

Система образования значительно улучшилась. За историю правления Сулеймана появилось много начальных школ, колледжи при мечетях. По его приказу главный зодчий Синан построил три мечети — Шехзаде, Селимийе и Сулеймание, общественные бани и столовые.

Известен султан и своим поэтическим талантом. Он писал стихи для своей любимой жены. Сулейман поддерживал османских писателей, создал новую должность — ритмический хроникер.

Ее занимали люди, которые могли изложить исторические события в стихах.

Дружба с Ибрагимом-пашой

С Ибрагимом Сулейман познакомился еще во время своего правления в санжаке. Юноша привлек его внимание своим умом, музыкальными талантами и сообразительностью. Позже они стали хорошими друзьями, но приятельские отношения закончились печально.

Когда в Египте началось восстание против власти Сулеймана, молодой султан решил остаться в Эдирне и поручил разобраться с бунтовщиками своему визирю Ибрагиму-паше. Вернувшись в Стамбул правитель столкнулся с негодующими янычарами. Войско требовало ежегодных походов, которые давали им возможность наполнить свои кошельки путем грабежей. Их тревожило бездействие султана.

Мятеж начался с разгрома еврейского квартала, домов богатых чиновников. Янычары силой пробили путь к покоям султана. Сулейману пришлось казнить их агу, уволить офицеров с их постов, так он подавил восстание. Ибрагим вернулся из Египта и получил должность главнокомандующего армией.

Султан женил своего друга на богатой девушке, по некоторым данным, своей сестре. Однажды Ибрагим обратился к своему правителю с необычной просьбой. Он знал, как чиновники за один день могли попасть в темницу. И поэтому попросил султана не давать ему слишком высокие должности, с которых будет больно падать. В ответ он получил обещание не быть казненным до конца правления Сулеймана.

Но Ибрагим-паша стал слишком гордым и совершал поступки, которые разочаровали правителя. Он вознес себя практически на одну ступень с султаном. И за это его казнили, хотя сам Сулейман тяжело переживал его смерть.

Гарем султана

У султана был большой гарем с девушками из разных уголков мира. Среди них он выделил несколько любимых наложниц. Первого наследника ему родила Фюлане, но ребенок умер от оспы в девять лет. Согласно установленному порядку, мать после этого сослали в старый дворец.

Вторая возлюбленная Гюльфем-хатун также подарила ему сына, но и он скончался от той же болезни. Девушка долгое время оставалась верной советницей султана и его хорошей подругой, хотя детей больше не имела.

Черкешенка Гюльбахар все надежды возлагала на своего сына Мустафу, ведь он был старшим шехзаде. Но в возрасте 38 лет Сулейман казнил его за предательский сговор с персидским шахом. До сих пор не ясно, действительно ли Мустафа решил занять престол при живом отце или его оклеветали. Мать выслали в Бурсу, где она и умерла. Оба похоронены в мавзолее шехзаде.

Четвертой и последней наложницей стала славянка Роксолана. Девушку привезли из Галицких земель (современная территория Украины), которые раньше принадлежали Литве и Польше. За веселый характер и оптимизм султан дал ей новое имя — Хюррем, что означает «смеющаяся».

Девушка подарила Сулейману шестерых детей:

Мехмед скончался в юношеском возрасте, Абдалла умер еще ребенком. Джихангир не смог смириться с казнью Мустафы, к которому был очень привязан.

Дочь Михримах Хюррем выдала замуж за своего приближенного Рустема-пашу, позже он стал великим визирем. Старший сын Селим стал наследником Сулеймана.

Хюррем сломала установленные порядки гарема, она стала первой наложницей, которой султан подарил свободу и сделал своей женой. После свадьбы он выслал из дворца остальных девушек, ведь Роксолана стала его настоящей и последней любовью. Но после ее смерти поднял восстание еще один сын Сулеймана — Баязет. Он сбежал к иранскому шаху Тахмаспу, который его продал родному отцу. Шехзаде и всех его сыновей казнили по приказу султана.

Роксолана имела большое влияние на своего мужа. Она принимала участие в политических делах, открыла благотворительные фонды, стала полноправным членом династии. Девушка вела переписку с другими правителями, встречалась с послами. Остальные наложницы считали ее колдуньей, ведь Хюррем не обладала яркой внешностью, но все же сумела удержать возле себя султана. Но главная тайна их счастливой личной жизни — ум, сообразительность и талантливость женщины.

Смерть и память

Сулейман мечтал умереть на войне, его желание сбылось. Во время похода на Венгрию османская армия штурмовала крепость Сигетавр. На тот момент правителю был уже 71 год, он страдал от подагры, с трудом ездил верхом на лошади. Султан не дожил несколько часов до штурма, скончался шестого сентября 1566 года. Его личных врачей тут же казнили, чтобы янычары не узнали о смерти правителя.

Воины получили известие об этом только после того, как Селим взошел на престол. Сам султан предвидел скорую кончину, так как ему нелегко было после ухода из жизни его любимой женщины, да и болезнь не давала ему ходить спокойно. Правитель попросил исполнить его последнюю волю — похоронить с открытыми руками. Население Турции должно видеть, что все накопленные им богатства остаются на земле, а к Аллаху султан уходит с пустыми руками.

Существует и еще несколько легенд, связанных со смертью великого правителя. Согласно одной из них, тело забальзамировали, а внутренности поместили в золотые сосуды и захоронили в его мечети. Султан очень любил рубины, а Хюррем — изумруды. Но подданные забыли о вкусах своего властителя и украсили гробницы обоих супругов зелеными драгоценными камнями.

Хронологическое древо династии продолжил султан Селим.

Но народ был недоволен им, ведь правитель часто предавался пьянству и прелюбодейству. Его сдерживала только любимая наложница Нурбану. Фактически страной Селим управлял благодаря ее советам и наставлениям.

О жизни Сулеймана сняли несколько фильмов и написали множество книг.

Самая яркая картина — сериал «Великолепный век», в сюжете которого пересекаются исторические события и любовная линия правителя и Росколаны.

Хотя турецкие ученые и СМИ были недовольны выпуском некоторых эпизодов. По их мнению, сценарий искажал реальные события истории и политику султана.

Султан Сулейман-хан Хазретлери

Любители сериала «Великолепный век» наверняка запомнили часто повторяющуюся сцену: перед тем как султан Османской империи Сулейман заходит в зал, где его ожидают официальные лица, глашатай провозглашает: «Султан Сулейман-хан Хазретлери»! При этом возникает вопрос, почему султан еще и хан, и еще хазрат?

Следует добавить, что у султана были еще другие титулы.

При этом надо отметить, что глава Османской империи был не просто султан, но «султан суши и император морей, халиф мусульман, имам века, слуга Двух Священных Мечетей, защитник религии».

Турецкий исследователь Халил Иналджик в своей работе «Padiṣah» оценивает титулы разделив их на части: традиционную и шариатскую. Среди них бей, хан, хакан, худавендигар, гази, кайзер, султан, эмир, халиф.

Провозглашение полного титула султана было важной частью дипломатических отношений, ибо пропуск одной из его составляющих мог быть воспринят как оскорбление и выражение сомнения в способности правителя осуществлять те или иные функции.

Слово «султан» не раз встречается в Коране и сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это арабское слово означает власть, силу, должность правителя. Оно вошло в обиход в период правления династии Аббасидов (750-1258) чтобы обозначить правителя, который по статусу ниже халифа, но при этом обладает значительной властью. Турки-сельджуки, завоевав значительную часть Анатолии стали использовать этот титул для своих правителей. Официально этот титул стал употребляться по отношению к Баязиду Молниеносному (1354 – 1403).

На монетах османские правители стали именоваться султанами еще раньше – во время правления отца Баязида Мурата I (1362–1389). Помещение титула султана на монете было важным элементом демонстрации власти в тогдашнем цивилизованном мире.

Титул «хан», которым также называют османского султана, обозначает правителя у тюрок-кочевников и отсылает к тем далеким временам, когда предки османов – турки-сельджуки кочевали по просторам Центральной Азии. Титул «хан» правителя Османской империи чеканился на монетах во времена правления Челеби Мехмета (1413-1421 годы).

Султана также часто назвали «хункар» (от персидского худавендегар — хозяин, господин). Этот титул из прошлого сельджуков, который обозначал, прежде всего, военного предводителя в походе, который вел кочевые племена на врага. Это понятие перекочевало в турецкий язык из персидского вместе с военной организацией сельджуков, испытавшей на себе значительное иранское влияние. Главной функцией хункара было поддержание порядка в войске и соблюдение справедливости по отношению к своим подданным.

Фактически это был титул военного вождя, чьи полномочия уже, чем у правителя государства и подразумевают под собой соблюдение традиционных племенных обычаев. Под обычаями здесь можно понимать в первую очередь обычаи жизни и деятельности, а не религиозные.

Кроме этого для титулования достаточно широко использовался титул «падишах» (шах шахов) – персидский аналог титула «султан».

Некоторые исследователи считают, что его стали употреблять после успешных войн с сефевидской Персией. Его употребление должно было продемонстрировать приоритет власти османов на Кавказе, в Закавказье и Междуречье. Более того, договором с персидским шахом Аббасом I от 1590 года было предусмотрено прекращение «табарраи» то есть оскорблений в адрес первых трех халифов¸ жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Айши и его сподвижников.

Ко всему прочему правитель Османской империи носил титул халифа. Этот титул перешел к османским султанам после падения государства мамлюков в Египте в 1517 году. По одним данным последний аббасидский халиф Мутаваккиль сложил с себя полномочия в пользу династии Османов, по другим – Османы посчитали халифат своим естественным правом. После того, как Селим I завоевал Египет, он объявил себя слугой Двух Священных Мечетей, и это укрепило его авторитет в глазах мусульман. Отныне на династии Османов лежала обязанность защиты всех правоверных.

Хотя титул халифа принадлежал исключительно Османским султанам, а Сулеймана Кануни назвали «имамом века», султаны старались не участвовать в решении чисто религиозных вопросов. Для этого они назначали шейхуль-исламов. Называясь халифом, султан скорее выступал защитником интересов мусульман по всему миру, являясь их духовным владыкой, то есть, обозначая свое духовное влияние там, куда не простиралась его политическая власть. Собственно титул «хазрат», который может быть эквивалентен титулу «ваше преосвященство» или «ваше святейшество» и был обозначением того, что духовная степень султана выше, чем у других представителей мусульманских религиозных кругов и что он выступает духовным авторитетом и ориентиром в религиозной сфере для всех верующих мусульман. Это отнюдь не означало, что султан претендует на власть над всеми мусульманами мира.

Такая трактовка появилась с подачи англичан, которые под халифатом подразумевали стремление к политической экспансии.

В качестве примера, опровергающего такую трактовку халифата можно привести Кючюк-Кайнарджийский договор, заключенный по итогам русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в котором, в частности, в статье 3, определяющей статус Крымского ханства и его населения говорится: «…Почитать оную татарскую нацию в политическом и гражданском состоянии по примеру других держав, под собственным правлением своим состоящих, ни от кого, кроме единого Бога, не зависящих; в духовных же обрядах, как единоверные с мусульманами, в рассуждении его султанского величества, яко верховного калифа магометанского закона, имеют сообразоваться правилам, законом их предписанным, без малейшего предосуждения однако ж утверждаемой для них политической и гражданской вольности…»

Титул халифа кроме всего прочего обязывал султана поддерживать применение законов шариата, и османские султаны добивались этого всеми возможными силами.

Титул халифа становился все более и более символическим во времена ослабления и распада Османской империи.

События начала 20-века, поражение Османской империи в Первой мировой войне, оккупация Анатолии войсками Антанты и, как следствие, создание 23 ноября 1920 года правительства в Анкаре привели к ликвидации 1 ноября 1922 года султаната, а последний османский султан Вахидеддин уехал в Англию. После объявления республики (13 ноября 1923 года) в мае 1924 года был ликвидирован халифат.

Османская империя окончательно ушла в прошлое.

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

No related posts.

Султан Сулейман-хан Хазретлери

Любители сериала «Великолепный век» наверняка запомнили часто повторяющуюся сцену: перед тем как султан Османской империи Сулейман заходит в зал, где его ожидают официальные лица, глашатай провозглашает: «Султан Сулейман-хан Хазретлери»! При этом возникает вопрос, почему султан еще и хан, и еще хазрат?

Следует добавить, что у султана были еще другие титулы.

При этом надо отметить, что глава Османской империи был не просто султан, но «султан суши и император морей, халиф мусульман, имам века, слуга Двух Священных Мечетей, защитник религии».

Турецкий исследователь Халил Иналджик в своей работе «Padiṣah» оценивает титулы разделив их на части: традиционную и шариатскую. Среди них бей, хан, хакан, худавендигар, гази, кайзер, султан, эмир, халиф.

Провозглашение полного титула султана было важной частью дипломатических отношений, ибо пропуск одной из его составляющих мог быть воспринят как оскорбление и выражение сомнения в способности правителя осуществлять те или иные функции.

Слово «султан» не раз встречается в Коране и сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это арабское слово означает власть, силу, должность правителя. Оно вошло в обиход в период правления династии Аббасидов (750-1258) чтобы обозначить правителя, который по статусу ниже халифа, но при этом обладает значительной властью. Турки-сельджуки, завоевав значительную часть Анатолии стали использовать этот титул для своих правителей. Официально этот титул стал употребляться по отношению к Баязиду Молниеносному (1354 – 1403).

На монетах османские правители стали именоваться султанами еще раньше — во время правления отца Баязида Мурата I (1362–1389). Помещение титула султана на монете было важным элементом демонстрации власти в тогдашнем цивилизованном мире.

Титул «хан», которым также называют османского султана, обозначает правителя у тюрок-кочевников и отсылает к тем далеким временам, когда предки османов – турки-сельджуки кочевали по просторам Центральной Азии. Титул «хан» правителя Османской империи чеканился на монетах во времена правления Челеби Мехмета (1413-1421 годы).

Султана также часто назвали «хункар» (от персидского худавендегар — хозяин, господин). Этот титул из прошлого сельджуков, который обозначал, прежде всего, военного предводителя в походе, который вел кочевые племена на врага. Это понятие перекочевало в турецкий язык из персидского вместе с военной организацией сельджуков, испытавшей на себе значительное иранское влияние. Главной функцией хункара было поддержание порядка в войске и соблюдение справедливости по отношению к своим подданным.

Фактически это был титул военного вождя, чьи полномочия уже, чем у правителя государства и подразумевают под собой соблюдение традиционных племенных обычаев. Под обычаями здесь можно понимать в первую очередь обычаи жизни и деятельности, а не религиозные.

Кроме этого для титулования достаточно широко использовался титул «падишах» (шах шахов) – персидский аналог титула «султан».

Некоторые исследователи считают, что его стали употреблять после успешных войн с сефевидской Персией. Его употребление должно было продемонстрировать приоритет власти османов на Кавказе, в Закавказье и Междуречье. Более того, договором с персидским шахом Аббасом I от 1590 года было предусмотрено прекращение «табарраи» то есть оскорблений в адрес первых трех халифов¸ жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Айши и его сподвижников.

Ко всему прочему правитель Османской империи носил титул халифа. Этот титул перешел к османским султанам после падения государства мамлюков в Египте в 1517 году. По одним данным последний аббасидский халиф Мутаваккиль сложил с себя полномочия в пользу династии Османов, по другим – Османы посчитали халифат своим естественным правом. После того, как Селим I завоевал Египет, он объявил себя слугой Двух Священных Мечетей, и это укрепило его авторитет в глазах мусульман. Отныне на династии Османов лежала обязанность защиты всех правоверных.

Хотя титул халифа принадлежал исключительно Османским султанам, а Сулеймана Кануни назвали «имамом века», султаны старались не участвовать в решении чисто религиозных вопросов. Для этого они назначали шейхуль-исламов. Называясь халифом, султан скорее выступал защитником интересов мусульман по всему миру, являясь их духовным владыкой, то есть, обозначая свое духовное влияние там, куда не простиралась его политическая власть. Собственно титул «хазрат», который может быть эквивалентен титулу «ваше преосвященство» или «ваше святейшество» и был обозначением того, что духовная степень султана выше, чем у других представителей мусульманских религиозных кругов и что он выступает духовным авторитетом и ориентиром в религиозной сфере для всех верующих мусульман. Это отнюдь не означало, что султан претендует на власть над всеми мусульманами мира.

Такая трактовка появилась с подачи англичан, которые под халифатом подразумевали стремление к политической экспансии.

В качестве примера, опровергающего такую трактовку халифата можно привести Кючюк-Кайнарджийский договор, заключенный по итогам русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в котором, в частности, в статье 3, определяющей статус Крымского ханства и его населения говорится: «…Почитать оную татарскую нацию в политическом и гражданском состоянии по примеру других держав, под собственным правлением своим состоящих, ни от кого, кроме единого Бога, не зависящих; в духовных же обрядах, как единоверные с мусульманами, в рассуждении его султанского величества, яко верховного калифа магометанского закона, имеют сообразоваться правилам, законом их предписанным, без малейшего предосуждения однако ж утверждаемой для них политической и гражданской вольности…»

Титул халифа кроме всего прочего обязывал султана поддерживать применение законов шариата, и османские султаны добивались этого всеми возможными силами.

Титул халифа становился все более и более символическим во времена ослабления и распада Османской империи.

События начала 20-века, поражение Османской империи в Первой мировой войне, оккупация Анатолии войсками Антанты и, как следствие, создание 23 ноября 1920 года правительства в Анкаре привели к ликвидации 1 ноября 1922 года султаната, а последний османский султан Вахидеддин уехал в Англию. После объявления республики (13 ноября 1923 года) в мае 1924 года был ликвидирован халифат.

Османская империя окончательно ушла в прошлое.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Титулы в Османской империи — система званий, существовавшая в Османской империи, упразднена в ходе реформ Ататюрка (26 ноября 1934).

Дворянские титулыПравить

В отличие от принятой в странах Запада системы дворянских титулов, османские титулы (за исключением правящей династии) не были наследственными и основывались на занимаемой должности, распространяясь на одно или несколько последующих поколений.

Приблизительная иерархия титулов такова:

  • Халиф — наследник Пророка, Амир аль-муминин (повелитель правоверных)
  • Султан, падишах
  • Каймакам — представитель султана и капудан-паша (каптан-ы дерья)
  • Хедив — вице-султан Египта.
  • Вали — наместник вилайета.
  • Паша (Баша) — почётный титул высших чиновников, генералов или губернаторов, (буквально «главный, старший»).
  • Бей — титул дающийся в Турции обычно сыновьям высших чиновников — пашей; господин.
  • Эфенди — офицерское звание, примерно соответствующее лейтенанту.

Иные титулы по алфавитному порядку:

  • Ага[1] — титул младших офицеров и чиновников в Турции.
  • Ады-баша[1] — по разъяснению статейного списка «сотник».
  • Бостанджи-баша (бедшанджи-паша)[1] — по разъяснению статейного списка «дворецкий».
  • Визирь[1] — титул высших государственных сановников на мусульманском Востоке, главным образом первого министра — великого визиря (буквально «носильщик тяжестей»).
  • Войт[1] — административное лицо стоящее во главе волости.
  • Дефтердар (тефтедар)[1] — казначей в Турции.
  • Диван[1] — тайный совет султана, состоявший из великого визиря, шейх-уль-ислама, кубе-визирей и председателя государственного совета.
  • Казы-аскер[1] — «судья войска», название двух чиновников, следующих в иерархии непосредственно за великим муфтием; один — румелийский, другой — анатолийский.
  • Калга[1] — наследник престола у крымских ханов.
  • Кафтанджи-баша[1] — казначей султана.
  • Кизляр-агасы[1] — старший евнух, начальник султанского гарема, игравший видную роль в государственном управлении.
  • Кубе-визирь[1] — член тайного совета (дивана) в Турции.
  • Лавник[1] — заседатель в суде Турции.
  • Муфтий[1] — мусульманское духовное лицо, состоящее при каждом суде, его функции заключаются в постановлении решений по всем духовным и юридическим вопросам (Категория:Муфтии) .
  • Шейх аль-исламм[1] — избирается из числа муфтиев, его обязанность — придавать законную силу государственным мерам и наблюдать, чтобы они согласовывались с предписаниями ислама.
  • Нурадин (нур-эддин)[1] — начальник области, подвластной Турции.
  • Ратманы (ратцы)[1] — член муниципалитета.
  • Рейз-эфенди[1] — государственный канцлер.
  • Сулаки[1] — походная почётная стража при султане.
  • Сулак-баша[1] — начальник походной почётной стражи султана.
  • Сурначей[1] — дудочник (музыкант) при султане.
  • Чавуш[1] — полицейский в Турции.
  • Чавуш-паша[1] — офицер, начальник полицейских в Турции.
  • Чурбачей (чурвачей) янычарский[1] — офицер турецкой янычарской пехоты.
  • Эмин[2], Эминь[1] — почётный титул, дававшийся в Турции начальнику какой-нибудь отдельной отрасли в организации.
  • Яла-агасы белгородский[1] — правитель Белгородчины[3] (территория между нижним течением рек Днестра и Буга).
  • Янычар[1] — турецкий пехотинец (служилый человек).
  • Янычар-агасы[1] — начальник янычар.

Титулование монархаПравить

  • Основным титулом монарха был Султан и падишах (слово пришло из персидского языка через арабский). Полный титул возник в результате накопления титулов, отражающих права и притязания властителя на завоеванные территории и подчиненные государства. В русском переводе он звучит как:

«Султан (имя) хан, властитель Дома Османа, султан султанов, хан ханов, повелитель правоверных и наследник пророка Владыки Вселенной, защитник святых городов Мекки, Медины и Иерусалима, император Константинополя, Адрианополя и Бурсы, городов Дамаска и Каира, всего Азербайджана, Магриба, Барки, Кайруана, Алеппо, Ирака Арабского и Аджема, Басры, Эль-Хасы, Дилена, Ракки, Мосула, Парфии, Диярбакыра, Киликии, вилайетов Эрзрума, Сиваса, Аданы, Карамана, Вана, Берберии, Абиссинии, Туниса, Триполи, Дамаска, Кипр, Родоса, Кандии, вилайета Мореи, Мраморного моря, Чёрного моря и его берегов, Анатолии, Румелии, Багдада, Курдистана, Греции, Туркестана, Татарии, Черкесии и двух областей Кабарды, Грузии, кипчакской равнины и всего государства татаров, Каффы и соседних стран, Боснии и её зависимых стран, города и крепости Белград, вилайета Сербии со всеми замками, крепостями и городами, всей Албании, всего Ифлака и Богдании со всеми зависимыми странами и границами, и многих других стран и городов».

В письме Сулеймана королю Франции Франциску :

«Я, великий султан, хакан всех хаканов, коронующий королей, являюсь земной тенью Аллаха, мое копье пылает огнём, меч мой приносит победу, падишах и султан огромных территорий, которые завоевали наши деды в Средиземноморье, Черном море, Анатолии, Карамане, Сивасе, Зуль-Кадерии, Диарбакыре, Курдистане, Азербайджане, Аджеме, Шаме (Дамаск), Халебе, Египте, Мекке, Медине, Иерусалиме, Аравии и Йемене – султан Сулейман хан».[4]

В канонической версии письма султана Мехмеда IV запорожским казакам используется следующий титул:

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю (…).

Султан турецкий Мухаммед IV

Титулование членов семьи монархаПравить

  • Бесспорный наследник именовался: Девлетлю неджабетлю вели ахд-и-салтанат (имя)-эфенди хазретлери (Наследный принц с титулом Его императорского высочества).
  • Другие мужские потомки правителя по мужской линии: Девлетлю неджабетлю шехзаде-султан (имя) хазретлери-эфенди (Принц (имя) эфенди, c титулом Его императорского высочества).
  • Супруги императорской принцессы: Дамад-и-шахъяри (имя) бей-эфенди (Бей-эфенди (в случае отсутствия более высокого титула) с титулом Его высочества).
  • Сыновья императорской принцессы: Султанзаде (имя) бей-эфенди (Принц с титулом Его высочества).
  • Внуки императорских принцесс по мужской линии именовались только (имя) + бей

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Акад. М.М. Богуславский. Посольство Е.И. Украинцева в Константинополь (1699-1700). Т. 5. Ред. проф. В.И. Лебедев. Изд: Гостолитиздат. 1948. Объяснительный словарь. стр. 309-313.
  2. Эмин, титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Акад. М. М. Богословский. Петр I. Госполитиздат. Т. 5 : Посольство Е. И. Украинцева в Константинополь. С.303. (рус.).
  4. Посланием султана Сулеймана Великолепного Эрдоган напомнил Саркози о положении Франции (видео). islam-today.ru. Дата обращения: 4 февраля 2022.

ЛитератураПравить

  • Эмин, титул // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

СсылкиПравить

  • Turkey: A Brief History

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хаер как пишется
  • Хадя на английском как пишется
  • Хадижа на арабском языке как пишется
  • Хадиджа на арабском языке как пишется
  • Хадиджа на английском языке как пишется