Храм спас на крови как пишется

Всего найдено: 23

Почему «Ростов-на-Дону» пишется через дефисы?

Ответ справочной службы русского языка

Есть правило: служебные слова (как русские, так и иноязычные) в середине составных названий выделяются двумя дефисами, напр.: Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре, Франкфурт-на-Майне, Булонь-сюр-Мер, Па-де-Кале, Рио-де-Жанейро и т. д.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно пишется название известного петербургского храма (и подобных ему): Спас на Крови или Спас-на-Крови? В разных источниках встречаются разные варианты написания. Какое правило описывает подобные случаи? Или они определяются традицией?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: Спас на Крови. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012. Служебные слова выделяются двумя дефисами в середине составных географических названий: Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре. В названиях храмов дефисы не пишутся, ср.: Спас на Бору, церковь Покрова на Нерли.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, правильно ли писать: Ростовский-на-Дону институт народного хозяйства?

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное от Ростов-на-Дону – ростовский. Правильно: Ростовский институт народного хозяйства.

Добрый день!
Помогите, пожалуйста, разобраться со следующей проблемой. Какими частями речи являются слова «Кутузовский», «Рублевское», «на» в словосочетаниях «Кутузовский проспект», «Рублевское шоссе», «Ростов-на-Дону» и им подобных?
Заранее благодарен за помощь!
С уважением, Юрий

Ответ справочной службы русского языка

Кутузовский и Рублевское — прилагательные (в составе собственных наименований). На — предлог.

Здравствуйте.
По правилу названия городов вроде Рио-де-Жанейро или Ростов-на-Дону пишутся через дефис. Но я недавно стала читать о творчестве Поля Сезанна и увидела, что название связанного с жизнью художника городка Жа де Буффан пишут без дефисов. И в названиях его картин остается такое же написание («Каштаны и хозяйственные постройки в Жа де Буффан»). Это такая ошибка или из известного правила есть исключения?

Ответ справочной службы русского языка

Согласно правилам русского правописания служебные слова (как русские, так и иноязычные) в середине составных названий выделяются двумя дефисами. Орфографически верно: Жа-де-Буффан. Написание без дефисов – вероятно, ошибка; не исключено, впрочем, что по-русски название изначально писалось без дефисов (например, в подписи к картине в музее), а сейчас такое написание сохраняется просто по традиции, хотя и не соответствует орфографической норме. 

Как правильно образовать прилагательное от таких городов как Комсомольск-на-Амуре, Ростов-на-Дону? Комсомольск-Амурский завод? Или Комсмольскоамурский завод?

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное от Ростов-на-Дону – ростовский, от Комсомольск-на-Амуре – комсомольский и (в официальных названиях учреждений, организаций) комсомольский-на-Амуре, например: Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.

Ростов-на-Дону. Как правильно сократить в библиографическом списке? Ростов-нД, Р-нД?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Ростов н/Д

Пожалуста, очень срочно! Встретила в редактируемой книге такую фразу: Ростовская-на-Дону епархия. Возможно ли такое написание прилагательного от Ростов-на-Дону?

Ответ справочной службы русского языка

Нет, такое написание невозможно. Прилагательное от Ростов-на-Дону – ростовский.

Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста,
склоняется ли название города если слово город пишется полностью, а не сокращенно,
например, в городе Ростове-на- Дону или в городе Ростов-на Дону

Ответ справочной службы русского языка

Название склоняется.

Уважаемая справка! Подскажите, пожалуйста, как писать слово ростовский (с прописной или строчной) в таких словосочетаниях, как ростовский аэропорт, ростовский зоопарк? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Географическое определение пишется с прописной буквы, только если входит в состав официального названия, например: Ростовский государственный университет. Правильно поэтому: ростовский аэропорт (т. к. официальное название: ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону»). Что касается Ростовского зоопарка, то, судя по источникам в Интернете, его официальное название именно таково (Ростовский зоопарк, МУП «Ростовский зоопарк»), а значит, здесь правильно написание с прописной.

Добрый день, спасибо за ответ. Еще такой вопрос: южная столица (имеется ввиду Ростов-на-Дону) нужно писать со строчной или прописной. Заранее спасибо. Очень буду ждать, так как вопрос спорный

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: южная столица.

Подскажите, пожалуйста, как правильно пишутся названия храмов, включающие в себя предлог? Например, Покрова на Нерли или Покрова-на-Нерли?

Ответ справочной службы русского языка

Служебные слова выделяются двумя дефисами в середине составных географических названий: Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре. Однако названия церквей, храмов географическими названиями не являются. Поэтому правильно раздельное написание: храм Покрова на Нерли.

Здравствуйте, очень срочный вопрос. Как правильно: складская недвижимость города Ростов-на-Дону или города Ростова-на-Дону?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _складская недвижимость Ростова-на-Дону_.

Добрый день!
Ответьте, пожалуйста, как правильно написать:
в городе Ростове-на-Дону
или в городе Ростов-на-Дону.
Какие есть правила склонения городов?
Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Верен первый вариант. См. в http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=167 [«Письмовнике»].

Добрый вечер! Иностранец попросил объяснить, почему мы говорим Ростов-на-Дону, а не Ростов-на-Доне? В самом деле, почему?

Ответ справочной службы русского языка

У ряда существительных в русском языке есть вариантые формы предложного падежа (например, _в беге_, но _на бегу_). В устойчивых выражениях и названиях закрепляется та или иная форма. Почему употребляется именно эта форма, можно объяснить только традицией.

Православный собор

Собор Воскресения Христова
Спас-на-Крови

Вид на Храм Спаса на Крови с юга

Вид на Храм Спаса на Крови с юга

Страна Россия
Город Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская 
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Поздний этап «Русского стиля»
Автор проекта Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).
Первое упоминание 1881 год
Строительство 1883—1907 годы, часовня-ризница в 1908 году
Дата упразднения 1930—2004 годы
Статус Герб России Объект культурного наследия РФ № 7810507000№ 7810507000
Состояние Отличное
Собор Воскресения Христова на Commons-logo.svg Викискладе

Координаты: 59°56′24.58″ с. ш. 30°19′42.95″ в. д. / 59.940161° с. ш. 30.328597° в. д. (G) (O) (Я)

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́ или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России[1].

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Временная часовня
    • 1.2 Архитектурный конкурс
    • 1.3 Строительство храма
  • 2 История прихода храма
  • 3 История после закрытия прихода
  • 4 Архитектура и внутреннее убранство
    • 4.1 Купола
    • 4.2 Внешний вид собора
    • 4.3 Внутреннее убранство собора
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

История

Временная часовня

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.Дмитрий Суворов также принимал участие. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года.

Строительство храма

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома[2]. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании[3]. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди[4].

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года[5]).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений»[5].

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00[5].

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим[6].

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого оппозиционного течения в Русской Церкви, отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

История после закрытия прихода

Спас-на-Крови

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

Архитектура и внутреннее убранство

Купола

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

  • Church of the Savior on Blood 001.jpg

  • Chrám zmrtvýchvstání Ježíše Krista (2).jpg

  • Спас на крови крови.JPG

  • Спас на Крови (1).jpg

Внутреннее убранство собора

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

  • BloodChurch-p1030497.jpg

  • Внутреннее убранство восточной части храма

  • Мозаики на стенах храма

Примечания

  1. Путеводитель по С.-Петербургу. — Репринтное воспроизведение издания 1903 года. — СП «ИКАР», 1991. — С. 212. — ISBN 5-85902-065-1
  2. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. СПб.: Изд-во Чернышёва, 1994, с. 99-104.
  3. Шульц С. С. Храмы С.-Петербурга (История и современность): Справочное издание. СПб.: Глагол, 1994, С. 58.
  4. Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., [1998], С. 42, 66.
  5. 1 2 3 Бохонский Д. Жизнь и труды профессора протоиерея П. И. Лепорского // Христианское чтение. 2003. № 22. С. 57-68. [1]
  6. Собор Воскресения Христова (Храм Воскресения на Крови) Екатерининский канал

Ссылки

commons: Спас на Крови на Викискладе?
  • Музей Памятник «Спас-на-крови»
  • Храм-памятник, храм-музей
  • Страничка на сайте епархии
  • 130-мегапиксельная панорамная фотография фасада Спаса-на-крови.

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова — праздничный и яркий, будто сказочный терем — храм на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге. Вопреки внешнему облику он  ознаменовывает мрачное, трагическое событие в истории России – убийство императора Александра II. Взрыв бомбы, которую метнул под ноги царю революционер-террорист Игнатий Гриневицкий, оборвал его жизнь. В память о невинно пролитой крови собор именуют Спасом на Крови. Мемориальный храм выстроили с привлечением пожертвований, собранных по всей стране.

История возведения и названия

Покушение на Александра II, закончившееся смертью императора, было осуществлено 1 марта 1881 года. А уже на следующий день вступивший на престол Александр III провозгласил намерение увековечить память об убиенном отце, воздвигнув на месте трагедии храм.

Первоначально, по проекту Леонтия Бенуа, была сооружена временная часовня. Освятили ее через полтора месяца после гибели Александра II. Просуществовала она до 1883 года – начала строительства храма.

Возведению собора предшествовал конкурс архитектурных проектов. В течение двух лет на рассмотрение Александру III было представлено несколько разработок.

После отклонения многих из них император утвердил проект, созданный русским архитектором Альфредом Парландом в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием

Летом 1883 года архитектурная разработка получила одобрение императора, окончательно утвержден проект был в мае 1887 года после некоторых доработок.

Спас на Крови

Комиссия по строительству, собранная в конце марта 1883 года, на первом же своем заседании одобрила предложение архимандрита Игнатия об освещении памятного храма в честь Светлого Воскресения Христова. Спас – самый распространенный эпитет, которым именуют Спасителя Иисуса Христа.

Именно поэтому за храмом, освященным во имя Воскресения Христова, и возведенным на месте кровопролития, закрепилось название Спас на Крови

Строительство

Почти четверть века – 24 года понадобилось, чтобы воздвигнуть великолепное сооружение с богатым, уникальным декором. При строительстве собора с целью укрепления грунта, подверженного размытию водами канала, впервые было воплощено передовое для своего времени­ строительное решение — сооружено гидроизоляционное бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай. Также разработали проекты по оснащению храма паровым отоплением, электрическим освещением и молниезащитой.

Храм освятили в августовский день 1907 года в праздник Преображения Господня в присутствии Николая II и членов императорской семьи

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного

Собор Покрова Божией Матери — таково каноническое название храма Василия Блаженного. Он воздвигнут на 300 лет раньше Спаса на Крови

Сходство объясняется тем, что оба этих храма выстроены из красного кирпича и оформлены в псевдорусском стиле. Фигурные главы обоих соборов – резные цветные купола

Собор Василия Блаженного — это не одна, а десять церквей и колокольня, которые объединены в единый архитектурный ансамбль. Его церкви венчают 11 куполов: 9 луковичных и по одному шатрообразному на колокольне и главном храме

Пять из девяти куполов Спаса на Крови, включая главный, покрыты эмалированными медными пластинами цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью

Архитектурные особенности

Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм.

Фасадные стены северной…

и южной боковых сторон…

завершают полукруглые кокошники, оформленные мозаичными иконами

Собор с восточной стороны – это три полукруглых выступа алтарной части — апсиды

увенчанные небольшими золочеными куполами луковичной формы

Самый высокий — центральный восьмигранный шатер — расположен в окружении луковичных глав. В его основании находятся окна продолговатой формы, обрамленные наличниками – кокошниками

Колокольня

С западной стороны к храму примыкает двухъярусная 63-метровая колокольня, сооруженная на месте, где был смертельно ранен император
Ее купол — самый большой по размеру из всех глав собора, а стены украшены мозаичными гербами российских городов и губерний, олицетворяя всенародную скорбь по убиенному царю
Под колокольней, обозначая место мученической гибели, сооружен крест из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель

Мемориальные доски

В углублениях цоколя храма закреплены 20 памятных досок со своеобразной летописью жизни Александра II.

мемориальная доска

Покрытые позолотой надписи, высеченные на красном граните, повествуют о важных событиях жизни императора и официальных событиях его царствования
  • рождение и бракосочетание
  • провозглашение наследником и восшествие на престол
  • манифесты, указы, уставы
  • перечень реформ
  • внешнеполитические достижения

Одна из 20 досок посвящена истории создания Спаса на Крови. Она описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.

Наружное оформление фасадов

Воплощая в жизнь пожелания Александра III, создавая отделку храма, Парланд старался применить наиболее яркие и насыщенные декоративные элементы, присущие «русскому стилю» в архитектуре.

Облик собора отличается обилием деталей и богатой палитрой
  • цветные кирпичи, гранит, позолоченная медь, эмаль
  • ажурные арки
  • резные мраморные наличники
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображениями святых

Русский стиль в архитектуре храмов и соборов — очень сложное абстрактное понятие. Лев Масиель-Санчес объясняет феномен русского стиля, но не надейтесь, что после просмотра его монолога всё станет кристально понятным:



Оформление фасадов Спаса на Крови доверили мастерам частной мозаичной мастерской художников Фроловых.

Площадь мозаики на фасадах храма превышает 400 квадратных метров

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство Спаса на Крови поражает своим великолепием. Чтобы избежать разрушающего воздействия влажного климата города на Неве, при оформлении интерьера также использовали не живопись, а мозаику. Стены и своды храма, а также сами иконы — все это мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней.

Мозаика

Ее общая площадь при оформлении Спаса на Крови составила более 7000 квадратных метров – и это одна из крупнейших в Европе экспозиций из мозаики

Эскизы создавались талантами многих мастеров. Среди них русские художники-живописцы, члены Императорской Академии Художеств:

  • Виктор Васнецов – прославленный мастер религиозной живописи
  • Андрей Рябушкин – автор с самобытным русским стилем, использовавший приемы академической школы
  • Николай Харламов – создатель самой масштабной композиции – образа благословляющего Христа Вседержителя в окружении серафимов, расположенного под сводом главного купола
  • Василий Беляев — автор самого большого количества мозаик Спаса на Крови
  • Михаил Нестеров – по эскизам которого создавались иконы для центральной алтарной перегородки

святые апостолы в мозаике

Сюжеты для оформления собора сразу писались с тем расчетом, что они будут воплощены в мозаике

В работе над ними принимали участие художники, придерживающиеся разных стилей: академической живописи, модерна, византийской иконописи. Поэтому композиции интерьера вышли разноплановыми. Среди тематик мозаичной кладки выделяются:

  • растительные орнаменты
  • ветхозаветные сюжеты
  • изображения земных деяний Иисуса Христа, сцены его страданий, Распятия и Воскресения
  • образы апостолов, святых и мучеников

Образцы по эскизам изготовила мастерская Фроловых. Главным создателем мозаичного убранства Спаса на Крови считается Владимир Фролов

мозаика иисуса

Он освоил так называемый «венецианский» способ набора масштабных композиций

«венецианский» способ набора масштабных композиций

Особый декоративный эффект мозаик достигается за счет усиления основного фона, четких границ оттенков
мягкое свечение из окон в спасе
Солнечный свет, проникая внутрь храма через окна, освещая мозаичные иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением

Каменное убранство

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород:

  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • лабрадорит
  • орлец
  • порфир

Пол выложен мраморными плитами итальянской работы. Верхнее покрытие толщиной 5 мм представляет собой мозаичный узор из геометрических фигур. Разрушенное за годы существования храма оно было впоследствии отреставрировано.

Центральный иконостас — еще один образец камнерезного искусства и одна из главных достопримечательностей

Алтарная перегородка из итальянского мрамора разных оттенков, от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева

Карниз иконостаса украшен кокошниками, которые венчают кресты из горного хрусталя и мрамора

Перед другими двумя иконостасами, северным и южным, расположены киоты, выполненные из цветных камней – ярко-розового родонита, яшмы, порфира. Когда-то эти места для особо почитаемых икон были заполнены реликвиями. Сейчас они все утрачены, кроме двух сохранившихся мозаичных композиций: молящийся Александр Невский и «Воскресение Христа».

Сень

Внутри храма под сводами колокольни находится сокровенное место

Сейчас этот участок находится ниже уровня пола храма на несколько ступеней

Здесь, под резным шатром из уральских самоцветов, который венчает четыре яшмовые колонны, укрыты бережно сохраненные при строительстве камни булыжной мостовой, на которые пролилась кровь Александра II, и часть решетки канала

Внутренняя поверхность свода шатра сразу после создания была богато украшена: из более, чем 30 видов отделочных камней была выполнена кладка в технике флорентийской мозаики

Но, к сожалению, за годы существования это уникальное сооружение оказалось практически полностью­ разрушенным. Его восстановили в ходе реставрации храма. Сюда, на место гибели императора, люди несли и продолжают нести цветы.

История существования в датах

После своего возведения Спас на Крови был недоступен для массового посещения прихожан. Здесь проводились отельные богослужения памяти Александра II.

Краткую историю храма можно описать перечнем дат. Вот некоторые из них, наиболее значимые:

  • 1930 – вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о закрытии Спаса на Крови
  • годы ВОВ – в помещении храма был организован морг, куда свозили тела погибших от голода и холода жителей блокадного Ленинграда
  • послевоенные годы – собор существовал в качестве склада для декораций Малого оперного театра
  • 1968 – храм взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников
  • 1970 – Спас на Крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
  • 1997 – храм открыт для посетителей после долгой реставрации
  • 2004 – отслужена первая, после более чем 70-летнего перерыва, литургия

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

История его существования окружена многими событиями, порой загадочными

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора

как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Легенда оказалась пророческой: леса разобрали накануне августовского путча 1991 года – государственного переворота, с которым закончилась советская эпоха

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

Информация для посещения

Адрес

набережная канала Грибоедова, 2Б

Метро

Ближайшие станции:

  • «Невский проспект»
  • «Гостиный двор»

От станции «Невский проспект» около 10 минут пешком по набережной канала Грибоедова.

Режим работы на 2021 год

Храм открыт для посетителей ежедневно, кроме среды, с 10-00 до 18-00

В туристический сезон, с конца апреля до донца сентября, посетить Спас на Крови можно до 22-30. Планируя посещение, стоит помнить о том, что кассы заканчивают работу на полчаса раньше.

Экскурсии

В храме можно посетить тематические экскурсии: с рассказами об истории и архитектуре храма, об уникальной мозаичной коллекции Спаса на Крови и художниках – создателях эскизов, о христианской символике икон и библейских сюжетах, которые они иллюстрируют.

Стоимость посещения

Цена биле­тов для осмотра храма:

  • взрослые — 350 рублей
  • студенты, пенсионеры — 100 рублей
  • учащиеся 7 – 18 лет — 100 рублей
  • дети до 7 лет — бесплатно

Посещения в летний туристический сезон в вечернее время — с 18:00 до 22:30 —

400 рублей

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Богослужения

В храме ежедневно проходят службы:

  • утренняя Божественная Литургия — 7:30
  • Всенощное Бдение — 18:00

Расписание служб на предстоящий месяц можно узнать на официальном сайте

Музей камня

В часовне-ризнице храма организован Музей камня. Здесь действует выставка, на которой представлены образцы горных пород, цветных поделочных камней, использовавшихся в убранстве Спаса на Крови. Выставлены экспонаты и фотографии, повествующие о воссоздании элементов декора и исторического убранства храма:

  • Царских врат, которые были утрачены в послереволюционные годы XX века
  • мозаичных образов афонских святых, украшающих иконостас
  • наружных дверей Спаса на Крови, которые являлись настоящим произведением ювелирного искусства

Осмотреть коллекции Музея можно с 10-00 до 18-00, купив билет:

  • 100 рублей — для взрослых
  • 50 рублей – для студентов и пенсионеров
  • Учащиеся 7 – 18 лет могут посетить его бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Всего найдено: 24

Здравствуйте! Как правильно, спатерапия, спа-терапия или СПА-терапия?

Ответ справочной службы русского языка

См. словарную фиксацию. 

Если вы когда-нибудь услышите о чудом спасшемся котёнке…. (или спасшимся?)

Ответ справочной службы русского языка

Верно: о чудом спасшемся котенке.

Как правильно писать и говорить? Спать в капе (для зубов) или спать с капой (для зубов)? Обращаюсь с этим вопросом второй раз. Ответ так и не получила.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны.

Добрый день! Скажите пожалуйста, как правильно писать Спальный мешок Nova Tour Крым или Спальный мешок Nova Tour «Крым», название спального мешка Крым, ставить кавычки или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Следует заключить в кавычки название спального мешка «Крым». 

Спас жизни восьмисот врагов или спас жизни восьмистам врагам? Каково правило?

Ответ справочной службы русского языка

Употребляются два варианта: спас жизни восьмисот врагов; спас жизнь восьмистам врагам.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно пишется название известного петербургского храма (и подобных ему): Спас на Крови или Спас-на-Крови? В разных источниках встречаются разные варианты написания. Какое правило описывает подобные случаи? Или они определяются традицией?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: Спас на Крови. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012. Служебные слова выделяются двумя дефисами в середине составных географических названий: Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре. В названиях храмов дефисы не пишутся, ср.: Спас на Бору, церковь Покрова на Нерли.

Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, как более правильно написать: спасательный круг стройкомплексу или спасательный круг для стройкомплекса? Это заголовок в статье. Возникли споры. Если можно, быстрее ответьте. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В качестве заголовка правильнее: спасательный круг для стройкомплекса.

Апарт-отель пишется с одним п?
СПА-комплекс или спа-комплекс (речь идет о водно-оздоровительном комплексе)
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: апарт-отель, спа-комплекс. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

добрый день! Какое слово — спасение или спасание — нужно употребить в следующей фразе: при крушениях,авариях, стихийных бедствиях принимать меры к спасению людей? Здесь как результат,от спасти?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта, но нужно поменять предлог: принимать меры по спасению или спасанию, меры для спасения или спасания.

как правильно написать- спасено 373 человека или спасены 373 человека

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта.

Здравствуйте
При попытке узнать правила написания слова «СПА» на вашем портале был получен результат:
СПА, нескл., м. (сокр.: самоходный плашкоут с аппарелью).
Других авторитетных источников информации по русскому языку в Интернете я не знаю.
Разъясните мне, пожалуйста:
— как писать — спа или СПА
— СПА-салон или СПА салон, СПА-процедура или СПА процедура
— что это, в конце концов, такое — аббревиатура или какое-то зарубежное заимствованное слово, какой у него род, можно ли его использовать как самостоятельный термин или только в комбинации (СПА-процедуры, СПА-салон)

Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Можно обратиться к печатным изданиям. В недавно вышедшем в свет 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН (М., 2012) зафиксировано:

спа, нескл., м. и с.  (курорт с минеральными водами; водные процедуры)

спа… – первая часть сложных слов, пишется через дефис.

Таким образом, спа в рассматриваемом значении пишется строчными, может употребляться и как самостоятельное слово, и как первая часть сложных слов: спа-процедуры, спа-салон. При самостоятельном употреблении спа может выступать и как существительное мужского рода, и как существительное средного рода.

Как правильно: Эта идея показалась ей спасательным кругом (или спасительным кругом)?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: спасательным кругом.

Как правильно сказать: спадывают или спадают?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: спадают.

Скажите, как правильно произносить эти глаголы: бралА или брАла; спалА или спАла (о сне); клалА или клАла?

inlovecupcake

Ответ справочной службы русского языка

Ударение легко проверить при помощи сервиса «Проверка слова» на нашем портале. Для проверки задайте формы инфинитива: брать, спать, класть и т. д.

Добрый день! Почему прилагательные от двусоставных названий городов, таких как Верхняя Салда, Нижний Тагил, Великий Новгород, зачастую пишутся через дефис? (Верхне-Салдинский, Нижне-Тагильский, Велико-Новгородский.) Какова же все-таки, норма? И если написание через дефис не является нормой, почему оно допускается даже государственными органами? И еще: как правильно: Н.-Тагил и В.-Салда, или Н. Тагил или В. Салда? или Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правило следующее: пишутся слитно прилагательные, образованные из основ слов, отношение между которыми носит подчинительный характер: верхнесалдинский (от Верхняя Салда), нижнетагильский (от Нижний Тагил).

59.940037; 30.32893

Россия, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2БлитА

Санкт-Петербург

Россия

Храм Спаса-на-Крови, cобор Воскресения Христова на Крови (Санкт-Петербург)

Спас-на-Крови — один из самых известных соборов Санкт-Петербрга и России, православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II]] (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Внутри собора до сих пор хранятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненный император.

Собор расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Храм изначально строился как электрифицированный, его освещали 1689 электроламп для лучшего выявления красоты мозаичных панно.

Высота центрального сооружения Спаса на Крови — 81 метр. Это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II — 1881. Второй по высоте купол — 63 метра, в память о возрасте убиенного императора.

Официальное название — собор Воскресения Христова на Крови.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Временная часовня
    • 1.2 Архитектурный конкурс
    • 1.3 Строительство храма
    • 1.4 История прихода храма
  • 2 Архитектура и внутреннее убранство
    • 2.1 Купола
    • 2.2 Внешний вид собора
    • 2.3 Внутреннее убранство собора
  • 3 Как добраться
  • 4 Расписание богослужений
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Ссылки

История[править]

Временная часовня[править]

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс[править]

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гёдике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и др.

Строительство храма[править]

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма[править]

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Архитектура и внутреннее убранство[править]

Купола[править]

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора[править]

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора[править]

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Как добраться[править]

Адрес: 191011, Санкт-Петербург, Наб. канала Грибоедова 2Б, корп А.

Проезд: 5 минут пешком от станции метро «Канал Грибоедова»

Телефон: +7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63

Электронная почта: bagri@mail.ru, hramspasnakrovi@mail.ru

Расписание богослужений[править]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Фото[править]

  • Собор Воскресения Христова на Крови (Санкт-Петербург)2.jpg

  • Собор Воскресения Христова на Крови (Санкт-Петербург).jpg

  • Санкт-Петербург.jpg

  • Спас на Крови7.jpg

  • Спас на Крови5.jpg

  • Спас на Крови6.jpg

  • Спас на Крови4.jpg

  • Спас на Крови1.jpg

  • Спас на Крови.jpg

Видео[править]

Ссылки[править]

  • Официальный сайт
  • Музей-памятник Спас-на-крови. Сайт о храме
  • Спас-на-крови. Группа ВКонтакте
  • Спас-на-крови. Аудио-гид
  • Храм Воскресения Христова, «Спас-на-Крови». Общие сведения

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля». 

Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне. 

После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади. 

Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового. 

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм. 

Подготовлено О.В.Андреевой

Характеристики Спаса на Крови

Названия: храм Воскресения Христова на Крови

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 59.940199 северной широты, 30.328857 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2Б

Дата основания: 1883 год

Архитектурный стиль: русский стиль

Архитектор: Альфред Парланд

Основатель: Александр III

Конфессия: православие

Состояние: действующий, музейный комплекс

Официальный сайт: http://spas.spb.ru/

Местное время:

Погода:-2 °Cнебольшой снегОщущается как: -6 °C

Давление: 743 мм рт.ст.Влажность: 84%Ветер: 3 м/c

История Спаса на Крови

Храм Воскресения Христова на Крови строился 24 года и был заложен в 1883 году. Первые проекты о его создании выносились на обсуждение в 1881 году после смерти императора Александра II. Средства на постройку храма жертвовали верующие со всей России. Сегодня он расположен у Конюшенной площади и Михайловского сада. Храм вмещает 1600 прихожан. В настоящее время является музеем и относится к памятникам русской архитектуры.

Трагическая история покушения на государственного деятеля Александра II стала производной реформ и масштабных преобразований в стране. С момента отмены крепостного права жизнь императора была под угрозой. Недоброжелатели совершали несколько попыток убийства, но воскресенье 1 марта 1881 года стало судьбоносным. По продуманному плану народовольцы сначала подорвали карету, а после бросили бомбу под ноги императору.

Убийцами оказались народовольцы Н. Рысаков и И. Гриневицкий. Император получил множественные ранения и истекал кровью. На санях его отвезли в Зимний дворец. Спустя полтора часа государственный деятель умер. Место, где произошло убийство, отгородили, приставили часового. По указу сына царя, Александра III, и предложению депутатов Городской думы в память о царе возвели собор, который получил название Спас на Крови.

Убийство императора вызвало недоумение у жителей России. Предполагалось, что после его гибели самодержавие падёт, и народ восстанет против власти. Огромные потоки людей шли на место убийства Александра II и молились за погибших. Православные верующие вспоминали Евангелие и считали, что царь-мученик принял на себя грехи народа. Идею увековечить память об Александре II поддержали богатые и бедные слои населения.

На месте будущего храма в 1881 году была возведена часовня. Каждый день в ней проводили панихиду. Простояла она два года. Александр III провел два конкурса, в которых приняли участие более 50 зодчих. Но сына покойного императора работы не устраивали. В 1887 году утвердили проект Парланда и архимандрита Игнатия. Для фундамента впервые не стали использовать сваи и залили монолитную цельную конструкцию.

На возведение храма было собрано более 4,5 млн рублей. Постройка церкви велась с учётом последних достижений технологий и строительства. Собор освещался при помощи электричества, всего были оборудованы 1700 светильников. Для отопления были установлены два паровых котла. Храм находился на попечении государства. Для входа нужен был пропуск, массовые посещения были запрещены. Проводились проповеди и службы памяти.

В стенах храма можно увидеть фрагменты мостовой. На эти камни была пролита кровь Александра II. Сохранились фрагменты решётки Екатерининского, или Грибоедова канала и плиты тротуара. Любители мистики проводят аналогию между высотой куполов храма и трагической кончиной императора. Год убийства царя — 1881, а центральное сооружение возвышается на 81 метр. Высота другого купола — 63 м, что соответствует возрасту царя.

В первоначальном варианте исполнения убранства храма не была включена мозаика. Её готовили для экстерьера и икон, а интерьер намеревались расписать фресками. Так, в марте 1895 года был объявлен конкурс на создание мозаики для оформления фасада Спаса на Крови. В нём приняли участие Венецианское мозаичное общество, мастерская Антонио Сальвиати, Академия художеств, немецкая компания «Пуль и Вагнер» и др.

Образцы, которые предлагала основанная в 1890 году мастерская Александра Фролова, были самыми качественными, прочными и обладали лёгкой техникой сборки. Год спустя было решено использовать мозаику в интерьере. Оригинальные фрагменты мозаики сначала закрепили за мастерской Парланда, но позже доверили работу известным художникам. К тому времени эскизы и наружное оформление уже были готовы на бумаге.

Внутреннее украшение убранства из мозаики начали изготавливать в выигравшей конкурс студии Фролова. В июне 1897 года мастер скончался. На его смену пришёл младший брат Владимир Александрович. Именно он считается главным создателем мозаичного полотна храма. Из маленьких цветных стёклышек им было собрано всё внутреннее помещение собора.

Мозаика Спаса на Крови

Гонения на храмы и монастыри при советской власти наложили отпечаток на облик церкви. После революции 1917 года большевики убрали колокола с башен собора. По легенде, саму постройку трижды пытались разобрать. Жители города пошли на хитрость и утопили кресты храма на дне канала. После окончания периода репрессий их долго не могли найти. По наводке случайного прохожего кресты подняли и установили их на законное место.

При блокаде Ленинграда в храме открыли районный морг для погибших от обстрелов и голода. Позднее, при прорыве блокады, собор стал овощехранилищем. В народе его прозвали «Спас на картошке» — овощи стали для жителей спасением от голода. При реставрации храма 1961 года в перекрытиях свода обнаружили фугасный снаряд весом в 150 кг, отправленный немцами в годы войны. Его извлекли и взорвали в районе южных холмов города.

Церковь с 1968 года охраняется Госинспекцией по охране памятников. С 20 июля 1970 года здесь работает дочерний филиал музея «Исаакиевский собор». Уже через год в нём проводились экскурсии и мероприятия. Большой вклад в его развитие внёс Георгий Бутиков — директор музейного комплекса. Состояние здания было плачевным, были запланированы восстановительные работы экстерьера и внутреннего убранства церкви.

Последняя масштабная реставрация собора началась в 1972 году. На протяжении 25 лет строения были закрыты снаружи строительными лесами. Восстановление храма казалось долгим, и горожане шутили, что только с развалом СССР уберут конструкции. Тот же смысл заложил в своих песнях А. Розенбаум. Как ни парадоксально, но леса убрали в 1991 году. По красоте и внешнему оформлению собор сравнивают с храмом Василия Блаженного.

Храм Спас на Крови в статусе музея был открыт для посетителей в августе 1997 года, спустя 90 лет после освящения. Первая служба прошла в 2004 году, впервые за 70 лет. Литургию провёл Санкт-Петербургский митрополит Владимир (Котляров). Сегодня Спас на Крови на слуху у жителей и гостей города. Туристы со всей России приезжают восхититься его красотой, узнать историю величественного собора и посетить воскресную службу.

Упоминание Спаса на Крови встречается в творчестве многих русских композиторов. Неравнодушным к православному храму был Булат Окуджава. Композитор упоминает его в песне «Прощание с новогодней ёлкой» 1966 года. Александр Розенбаум в 1986 году выпустил пластинку с песней «Налетела грусть», где вспоминает знакомые с детства улочки города. Среди других композиций песни группы «Чайф» и Юрия Морозова.

Спас на Крови

Особенности архитектуры и интерьера Спаса на Крови

Эстетика и фундаментальность постройки демонстрируют поздний русский стиль начала XX века. Собор был построен по задумке архитектора Альфреда Парланда. Первые годы он работал в паре с архимандритом Игнатием (Малышевым). Композиция строится на компактном четверике, который завершается пятиглавием. Интересно, что на месте центральной главы высотой в 81 м установлен шатёр.

Из 9 асимметричных глав 5 покрыты эмалью, а 4 — позолотой. Шатёр по центру имеет восьмигранную форму. Его стены разделены продолговатыми вытянутыми окнами. Сверху украшены кокошниками. В верхней части заметно сужение шатра, где видны 8 выступов с окошками. Шатёр плавно переходит в фонарь, который завершён крестом на луковичной главке. Купол покрыт эмалью жёлтого, зелёного и белого цветов, которые обвиваю его полосами.

Произведения искусства из мозаики украшают иконостас, высокие своды и стены храма. Их общая площадь составляет более 7000 м², коллекция считается одной из самых крупных в Европе. Кропотливую работу по украшению залов собора выполняли более 30 лучших художников страны. Среди них Васнецов, Нестеров, Беляев, Рябушкин. Создание картин из мозаики заняло у мастеров 10 лет. Поэтому освящение и открытие храма провели позднее.

Вокруг шатра построили 4 симметричных луковичных купола. Они отделаны цветной эмалью, но каждый выполнен в индивидуальном стиле. Их поддерживают невысокие барабаны меньшего диаметра. На западе композиции расположена колокольня. В конструкции звонницы сооружены 8 арочных проёмов, между собой их разделяют колонны. Колокольню завершает позолоченный купол. Небольшие главки установлены на восточных пристройках к церкви.

Зодчие вдохновлялись образами храмов XVI—XVII веков в Москве и Ярославле. Нередко оформление Спас на Крови сравнивают с собором Василия Блаженного. Его внешний облик архитекторы взяли за основу постройки. Они создавали собирательный образ храма в позднем неорусском стиле. Для него характерны гротеск, театрализация формы, символизм, а также арки, кокошники и главки ярких цветов.

Асимметричная композиция протягивается по центральной оси с востока на запад. На западе постройку завершает колокольня, состоящая из двух столпообразных ярусов, на вершине которой установлен массивный купол. С востока видны алтарные аспиды с медными позолоченными куполами: центральный и два боковых. Входы в собор расположены с юго-запада и северо-запада. Цоколь здания украшен сердобольским гранитом.

Под центральным куполом на западном фасаде из мозаики собраны 134 герба городов, областей и губерний Российской империи. Жители этих земель собирали деньги на строительство собора. Достижения государства при царствовании Александра II нанесены на стены в цокольной части из серого гранита. В нишах установлены 20 гранитных памятных досок о реформаторе и царе-освободителе, выполненные из красного норвежского гранита.

Фасад украшен сложными узорами. Из материалов использовали красный кирпич, позолоченную медь и натуральные камни: мрамор, гранит. Собор декорирован разноцветной черепицей, белоснежными арками, вырезанными наличниками. Храм высотой в 81 м занимает площадь в 2500 м². Ширина постройки — 44,1 м, длина — 56,7 м. Своды внутри Спаса на крови возвышаются на 45 м. Мозаичный орнамент покрывает 400 м² внешних стен постройки.

Многочисленные элементы фасада не выглядят хаотично, прослеживается ритмичность композиции. Со стороны Михайловского сада узкий восточный фасад Спаса на Крови устремлён вверх. Здесь заметно чередование купола апсид, боковых главков, которые объединены главным куполом. Подчёркивают вертикали здания высокие, изящные кресты. Посмотреть на южный боковой фасад собора во всей красе можно с Невского проспекта.

Главная стена на западе выходит на канал Грибоедова. На Конюшенную площадь смотрит северная сторона здания. С востока пролегает автомобильная дорога, за которой следует заросший Михайловский сад. При подборе фактур и элементов декора Альфред Парланд предпочитал насыщенные и необычные образцы, свойственные концу XIX века. Храм Христова Воскресения получится помпезным, колоритным и пёстрым.

Внутренне убранство храма создано из нескольких миллионов кусочков цветного стекла. Мозаика покрывает 7065 м² площади стен, сводов, пилонов внутри собора. Красочные полотна считаются самыми масштабными в странах Европы и всего континента. Над созданием мозаичных картин работали 32 мастера студии Фролова. Эскизы разрабатывали Беляев, Рябушкин, Отмар, Нестеров, Васнецов, Харламов и другие.

Интерьер Спаса на Крови

Интерьер Спаса на Крови

Благодаря их кропотливой работе на стенах появились библейские сюжеты из цветного стекла. Для освещения установили более 1600 лампочек-свеч. Из итальянского мрамора выложены плиты пола и резной иконостас. Натуральный камень гармонично дополняет мозаику, если лучи света попадают в зал на колонны, заметен перелив мрамора. Внутри храма встречаются и другие драгоценные камни.

Для убранства использовали каменную архитектуру XVII века. Созданием деталей и мебели интерьера занимались фабрики Москвы и Италии. Внутреннее оформление помещения дополняет монументальность сооружения. Наряду с ярким мозаичным полотном основание стен выполнено из серпентинита серовато-зелёного оттенка. Полудрагоценный камень похож на змеиную шкуру за счёт неровных узоров кальцита.

Уникальный лабрадорит Волынского месторождения встречается в оформлении подкупольных опорных столбов или пилонов. Камень тёмно-серого, практически черного оттенка при попадании света переливается множеством оттенков сине-зелёного спектра. Пол Спаса на Крови площадью представлен мозаичным «ковром». Его собрали более чем из 10 ярких сортов итальянского мрамора. На полу сложили 45 неповторимых узоров.

На месте, где совершили покушение на императора, установлено распятие, выполненное из мрамора и гранита. Фрагмент мостовой окружён иконами с ликами святых. Из-за двухрядного расположения окон Спас на Крови в течение всего дня наполнен светом и напоминает отсвет голубого неба. Раньше стёкла отличались по цвету: сверху устанавливали голубые, а снизу — прозрачные.

Спас на Крови

Реликвии Спаса на Крови

В центре храма сохранили часть мостовой из булыжников конца XIX века, на которой была обнаружена кровь российского императора. Этот фрагмент отгородили и заключили в шатёр из уральской яшмы. Навес на колоннах по задумке архитектора служит покровом и читается как символ защиты священного места. Посетителям напоминают основную причину возведения храма: почтение памяти царя-мученика Александра II народом России.

Каменный иконостас вырезан из итальянского мрамора в пастельных тонах. Его изготовила генуэзская фирма «Нови». В храме этот элемент имеет важное значение, поэтому от исполнителей требовали знания церковного искусства. Каменные обрамления и барельефы выполнены с особой точностью, создаётся впечатление резьбы по дереву. Итальянские мастера придерживались эскизов А. А. Парланда.

С каждой стороны перед иконостасом расположены киоты, разделяющие храмовое пространство и клиросы. Киоты выполнены выдающимися камнерезами России. На их создание ушло порядка 12 лет. Основным материалом стали: орская, ревнёвская и аушкульская яшма, кварцит, коргонский порфир и родонит. Киоты с резьбой по камню добавляют внутреннему убранству храма привлекательности и декоративности.

Некоторые иконы и изображения на стенах ликов святых выполнены в виде мозаики. Отдельные работы принадлежат русским художникам и творцам. Рукам творца Н.А. Кошелева принадлежит мозаика «Преображение Христа». Образ Христа встречается в центральной композиции и называется «Христос Пантократор». Её выполнил в плафоне главного купола Николай Харламов. Его же исполнению принадлежит мозаика «Христос во Славе».

Южные своды украшает «Нагорная проповедь» В. Беляева. Художнику также принадлежат работы «Сошествие Святого Духа к апостолам», «Жертвоприношение Авраама» и «Вход Христа в Иерусалим». Северо-восточный купол украшает мозаика «Спас Благое Молчание». На ней Христос предстаёт в виде молодого безбородого юноши, до своего воплощения на земле. За спиной у него можно разглядеть крылья.

Царские врата выполнены из серебра, а богатство облика придаёт эмаль. Справа и слева от врат расположены Богоматерь и Спаситель по эскизам Васнецова. Мозаичную икону северного киота изобразил на бумаге Михаил Нестеров, а А. Невский воплотил в жизнь. По эскизу Н. Шаховского выполнены святые князь Владимир и его супруга — княгиня Ольга. Юго-западный купол украшен мозаикой «Иоанн Креститель».

На сводах юго-восточного купола собрана мозаика «Спас Эммануил». На ней Христос предстаёт в отрочестве. Андрею Рябушкину принадлежит мозаичное полотно «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек». В залах собора представлены стенды с демонстрацией реставрационных работ. На них можно увидеть, в каком состоянии пребывал храм и что получилось по завершении операций. Собор ещё называют «музеем мозаики» из-за площади покрытия.

Иконостас Спаса на Крови

Иконостас Спаса на Крови

Режим работы Спаса на Крови

Храм расположен на набережной Санкт-Петербурга. Внутри залов действует музей, где представлены фрески, убранство, иконы из мозаики и богато украшенный алтарь с отделкой полудрагоценными камнями. Экскурсию от 15 человек заказывают на входе или по записи. Посетителей в любое время очень много, возле храма туристы покупают сувениры. Точный адрес: набережная канала Грибоедова, 2Б.

Посетить храм можно в любой день недели, кроме среды. Время работы — с 10:00 до 17:30. Каждое воскресенье проводят службы в 07:30. Добраться до него можно на автобусах, личном транспорте, метро. Ближайшие станции: «Гостиный двор», «Адмиралтейская» и «Невский проспект». Для пенсионеров, студентов, лиц до 18 лет каждый четвертый четверг месяца посещение бесплатное, а в обычные дни стоимость билета дешевле.

Туристам следует соблюдать строгий дресс-код. Вход в пляжной и спортивной одежде воспрещён. Женщинам следует надевать юбку и покрывать голову платком. Мини-юбки и брюки для девушек не приветствуются. Посетителям храма запрещено курить, бегать и громко разговаривать, употреблять ненормативную лексику. Следует воздержаться от посещения собора лицам в состоянии алкогольного опьянения.

Спас на Крови

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Храм покрова на нерли как пишется
  • Храм василия блаженного как пишется
  • Храм божий как пишется
  • Храбрый прехрабрый как пишется
  • Храбростью как пишется