Художник который пишет натюрморты как называется

Натюрморт в России долгое время не признавался. Его не считали принадлежностью к настоящему искусству, использовали лишь как промежуточное средство для оттачивания мастерства. Сейчас натюрморт по праву занял своё место, а известные русские художники натюрмортисты и их картины прославились на весь мир. Подобные полотна писали импрессионисты, реалисты, абстракционисты. Предлагаем вашему вниманию известные натюрморты русских художников с названиями.

К. Коровин – художник-импрессионист «Натюрморт с портретом В. В. Перцовой» 1916 г.

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

К. Коровин «Натюрморт с портретом В. В. Перцовой»
Источник фото: gallerix.ru

Живописец с равномерным вниманием и любовью написал красивый солнечный день с льющимся в окна прозрачным дневным светом, живописные букеты, стоящие в круглом низком горшке и в высокой вазе с ручками, похожей на античную амфору, и стоящую рядом девушку. Полноценный сюжет оживляет полотно. Лёгкая размытость и мягкие приглушённые краски придают известному натюрморту русского художника свежесть и создают тёплую атмосферу.

И. Шишкин «Ученический натюрморт» 1855 г.

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

И. Шишкин «Ученический натюрморт»
Источник фото: lermontovgallery.ru

Если перечислять все «регалии» Ивана Ивановича Шишкина, то смело можно сказать, что он был великим художником, пейзажистом, рисовальщиком, живописцем, мэтром и «поэтом русского леса», гравёром и даже аквафортистом. Знаменитый русский художник натюрмортистом не был, но картина «Ученический натюрморт», написанная им во время учёбы в Московском училище живописи, выполнена столь же изящно и талантливо, как и лесные пейзажи. Однако живую природу Шишкин любил гораздо больше, чем «мёртвую».

И. Левитан «Васильки» 1894 г.

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

И. Левитан «Васильки»
Источник фото: gallerix.ru

Среди знаменитых натюрмортов русских художников яркой палитрой синих тонов выделяются «Васильки». Левитан нечасто рисовал натюрморты, но каждая его работа проникнута глубокой любовью и тёплым светом. Художник не занимался тщательной разработкой композиции. Он просто ставил цветы в вазу и рисовал, вкладывая душу и вдыхая жизнь в каждый листок, лепесток и случайно попавшую в букет травинку или пшеничный колосок. Его натюрморты «Лесные фиалки и незабудки», «Одуванчики» и другие излучают необычайный аромат.

Известные натюрморты русского художника В. Сурикова

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

В. Суриков «Натюрморт с декантером»
Источник фото: pinterest.ru

«Натюрморт с декантером» 1913 г., «Самовар» 1876 г., «Букет» 1884 г., «Серебряный бокал с розами» на фоне монументальных картин с изображением множества людей, объединённых одним сюжетом и сложной гаммой разнообразных переживаний, выглядят просто и обыденно. Но в каждом полотне чувствуется присутствие руки и кисти автора, видна его профессиональная манера исполнения, фактура и способ наложения красок.

П. Кончаловский – самые известные натюрморты русского художника

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

П. Кончаловский «Розы»
Источник фото: wikiart.org

Будучи в родстве с В. Суриковым, художник часто путешествовал с ним в Испанию, а позже по всей Европе, чтобы рисовать этюды. Эти поездки повлияли на особое восприятие цвета и применение техники самовыражения, свойственное Сурикову. За всю жизнь живописец написал много полотен, но всемирную славу принесли ему натюрморты. Мастер писал в стиле постимпрессионизма, кубизма, реализма. Приятное впечатление производят на зрителя его замечательные полотна: «Розы» 1955 г., «Сирень в корзине» и «Зелёная рюмка» 1933 г., «Сухие краски» 1913 г.

Мастер «демонических» полотен М. Врубель и натюрморт «Орхидея» 1887 г.

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

М. Врубель «Орхидея»
Источник фото: muzei-mira.com

Неординарный, талантливый художник профессионально проявлял себя в разных направлениях. Один из самых известных натюрмортов русского художника – «Орхидея». На мрачном почти чёрном фоне в рваном пространстве изображён цветок. Угловатые формы лепестков и листьев, тёмная цветовая палитра превращает сказочной красоты орхидею в угрюмое безрадостное растение. Тем не менее даже понурый вид говорит о принадлежности к царственному сословию.

Две «одинаковые» картины – «Яблоки и листья» 1879 г. в исполнении И. Репина и В. Серова

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

И. Репин «Яблоки и листья»
Источник фото: bellezza-storia.livejournal.com

Репин, будучи уже «матёрым» и многогранным живописцем, одинаково уверенно брался за написание портретов, жанровых полотен, пейзажей. Известные натюрморты русских художников Репина и его ученика Серова написаны с одной и той же композиции. Сюжет максимально прост: обычная столешница без красивых скатертей, изысканных ваз, идеально подобранного ракурса. Яблоки выложены на стол в хаотичном порядке. Однако оба художника постарались показать природу естественной, с едва заметными вмятинами на яблоках и увядающими листьями.

Илья Машков «Клубника и белый кувшин»

Известные русские художники натюрмортисты и их картины

И. Машков «Клубника и белый кувшин»
Источник фото: Википедия

Центральное место на столешнице, покрытой грубым полотном, занимает стеклянная банка с благоухающими веточками чёрной и белой смородины. Белый кувшин, присутствующий в названии, скромно стоит в дальнем углу натюрморта. По столу разбросана клубника и малина. В белой тарелке с голубой каёмкой – ягоды смородины. Картина написана тяжеловато, пастозная техника исключает прозрачность и лёгкость. Зато присутствует объём и рельефность. Существуют и другие знаменитые натюрморты русского художника и советского живописца: «Натюрморт с фруктами» 1910 г., «Натюрморт с цветами» 1912 г., «Снедь московская. Хлебы» 1924 г., полотна с различными фруктами, обозначенные просто как натюрморты (без названия).

Другие известные русские художники натюрмортисты и их картины: В. Васнецов «Букет. Абрамцево» 1881 г., Н. Сапунов «Вазы и цветы» 1910 г., Б. Кустодиев «Финский букет» 1917 г., А. Явленский «Цветы, фрукты и кувшин» 1909 г., К. Малевич «Натюрморт» 1911 г., И. Грабарь «Сирень и незабудки» 1905 г.

Жанр натюрморт

Натюрморт – универсальный жанр художественного искусства. Главными персонажами здесь выступают многочисленные неживые объекты. Невозможно представить себе художника, который ни разу не рисовал натюрморт. Это основа любого изучения в художественной школе, но и обычный человек, который рисует вне обучения, обязательно пробует срисовывать обыкновенные вещи.

Но настоящие художественные натюрморты нельзя назвать простым изображением существующих предметов, их формы, линий и красок. Уже давно этот жанр стал своеобразным отражением окружающей жизни, быта, мыслей современников или самих художников. Это представление живописцев о мире вокруг, о прекрасном или страшном, о том, что существует или нереально.

Поль Сезанн. Натюрморт с яблоками (4)

Что такое натюрморт

Разделяют два определения для слова натюрморт:

1. Это отдельная картина, холст, скульптура и пр.

2. Название жанра, в котором создаются данные произведения.

Французское сочетание слов «nature morte» буквально означает «мертвая натура» или «мертвая природа». Это воспроизведение разнообразных предметов и вещей, не имеющих живого воплощения. К ним относятся:

· посуда, книги, канцелярские принадлежности;

· предметы обихода, труда, творчества человека;

· мебель, коробки, предметы обстановки, музыкальные инструменты, текстиль;

· продукты питания (фрукты, овощи, готовые блюда, мясо, рыба и пр.);

· листья, цветы, растения.

Иногда в натюрмортах встречаются и живые существа. Например, часто присутствуют домашние питомцы, дикие звери и даже люди. Но они не выступают объектом картины, а служат лишь дополнением к основной идее произведения.

Ян Давидс де Хем. Роскошный натюрморт с попугаем (5)

История развития

Изначально понятие натюрморт появилось как объект изучения академической живописи. То есть именно на неживых предметах обучались искусству рисунка ученики художественных школ, да и просто любители.

Но окружающие предметы рисовали все художники – начиная с пещерных времен. Даже египтяне рассказывали в своих рисунках о быте фараонов. Греки и римляне донесли до нас через античные фрески и мозаики информацию о быте людей того времени. Но как жанр этот вид рисунка еще не оформился. Он развивался дальше и рассказывал о том, как живут люди каждый новый век.

Со временем в задачи художника стало входить не только реальное изображение предмета, его внешнего облика. Через натюрморт можно выразить отношение живописца к этому миру, к происходящим вокруг событиям. Именно поэтому в первое время чаще всего на натюрмортах изображали национальный быт той страны, в которой проживал художник.

Развитие жанра натюрморт

Появление жанра следует связывать со становлением реализма. Как самостоятельное направление натюрморт оформился в XVI веке. До этого момента предметы обихода также изображали, но в основном – в качестве составляющей религиозных картин, портретов великих людей, как часть исторических и бытовых сцен. Но постепенно он выходит из категории «сопутствующего жанра». Сложно сказать, когда конкретно направление стало отдельным видом, но первым натюрмортом принято считать работу Якопо де Барбари «Мюнхенский натюрморт» 1504 г.

Якопо де Барбари. Мюнхенский натюрморт (6)

Своего расцвета натюрморт достиг меньше, чем через столетие, в XVII веке. Голландский, фламандский и испанский натюрморт XVII века – это своеобразное поэтическое отражение традиций быта того времени.

«Малые голландцы», сыгравшие большую роль в становлении натюрморта, начали писать отдельные предметы и их сочетания в различных формах, отдельно от других жанров. Появился термин «застывшая жизнь». На картинах изображались завтраки, обеды – как простых людей, так и высоких особ. Определенным шиком считалось изобразить охотничьи трофеи – с мертвыми животными, птицами, разнообразной дичью. Стали популярными рисунки с букетами цветов.

Балтасар ван дер Аст. Корзина с цветами (7)

Появляются натюрморты с черепами – как животных, так и людей. Обычно они сочетаются с книгами, перьями и чернилами, другими канцелярскими вещами того времени, религиозными предметами. Изображения становятся определенными символами. Например, стекло – философская категория хрупкости, часы – утекающей жизни и смертности человека, яблоко означает искушение или грехопадение. За предметами в картине прячутся засекреченные смыслы бытия.

В русском искусстве натюрморт стал популярным позже, в XVIII веке. В это время, художники начали отходить от иконописи, исторических картин и портретов известных людей, стала популярной светская живопись. И если изначально натюрморт в России рассматривался как учебная постановка или дополнение к основному сюжету, то теперь он выходит на первый план (2).

Расцветом жанра считают конец XIX, начало XX вв. И здесь натюрморт получил распространение не только в академической, реалистической плоскости. За его развитие активно взялись импрессионисты, кубисты, футуристы, экспрессионисты и другие живописцы.

Если говорить о современном искусстве, натюрморт стал присутствовать не только в живописи и скульптуре. Фото и киноискусство стали использовать неживые предметы в своих целях, особенно в целях рекламы. Коммерческие художники, фотографы – все они начали создавать привлекательный образ товаров с помощью натюрморта.

Особое место заняли современные инсталляции – с помощью простых вещей, их частей и даже простого мусора уличные или известные художники создают нечто новое в жанре. Натюрморт становится определенным художественным экспериментом.

Знаменитые художники

«Пионерами» жанра следует все-таки назвать некоторых художников группы «малых голландцев». Среди самых ярких имен – Ян Брейгель Старший, Ван Дейк, Якоб де Гейн Младший, Питер де Хох.

Ян Брегель Старший. Букет цветов.

Среди нидерландских художников следует отметить известных рисовальщиков – Аброзиуса Босхарта Старшего и Младшего., Бальтасара ван дер Аста, Якоба де Гейна Младшего и Яна Давидса де Хема. Основное их направление – цветочные композиции, натюрморты со снедью и дичью.

Так называемые научные натюрморты, с отсылкой к наукам, религии, символике, писали Питер Стенвейк, Давид Байи, Любен Бажен.

Различного рода сервированные столы, с красивыми завтраками, посудой и утварью писали Флорис ван Дейк, Хан сван Эссен, Адриан Корте.

Среди советских художников стоит отметить И. Машкова. Его серии натюрмортов «Снедь московская» рассказывает о продуктах-богатырях, могучих, сочных, великолепных (1). Изображения говорят о жизнеутверждающем взгляде на мир, оптимизме, свойственном советским людям. Сходные черты можно увидеть на картинах П. Кончаловского, М. Сарьяна и др.

И.И. Машков. Снедь Московская. Хлебы (8)

Много писали в данном направлении известные художники К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.

В XIXXX вв. классический натюрморт претерпевает изменения. Его начинают изображать кубисты – Пабло Пикассо, Жорж Брак. Послевоенные метафизики и сюрреалисты также обращаются к этому жанру – протестные картины пишут Джоржо Моранди, Рене Магритта, Сальвадор Дали. Немало натюрмортов в творчестве одних из самых известных художников – Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса.

Пьер Огюст Ренуар уделял натюрмортам очень много внимания. Основными объектами его картин были фрукты и цветы. Винсент Ван Гог любил цветочные пейзажи, в сочетании с кухонной утварью вазами и винными бутылками.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи (9)

Разновидности

Исходя из тех предметов, которые изображены на картине, различают следующие виды натюрморта:

1. Бытовой. Изображение посуды, кухонной утвари, продуктов питания.

Натюрморты с едой являются наиболее распространенными. Воспевать красивые, сочные продукты – это то же самое, что воспевать плодородную, щедрую землю и ее дары. Сначала на картинах изображали традиционные завтраки – сыр, хлебные изделия, фрукты. Зажиточные столы красовались пивом, вином, креветками, дичью. Картины с едой могут многое рассказать об эпохе или конкретных людях.

2. Рыбный, охотничий.

Продолжение идеи с завтраками. Начало положили голландцы, это была дань уважения морякам и рыболовам, а также охотникам – как простым людям, так и высшему сословию. Чаще сего такие рисунки заказывала буржуазия, чтобы показать свои богатства и умения.

3. Фруктовый овощной.

Больше всего можно встретить именно фруктовые натюрморты – яркие, сочные.

4. Цветочный.

Изображение растений, листьев, цветов. В основном не живых, но часто встречаются и растения в горшках. Изначально цветочный натюрморт был жанром голландских художников – торговля тюльпанами и живыми цветами была очень активна, но не все могли позволить купить себе достаточно дорогие цветы.

5. Суета сует.

Этот вид обычно объединяет в себе символы угасающей или ушедшей жизни – черепа, мертвых животных, увядшие цветы, фрукты и овощи, свечи, кресты, хлеб и вино как религиозные объекты (тело и кровь Христа). Такие картины были распространены в эпоху барокко, а каждый предмет был олицетворением религиозной символики.

Якоб де Гейн II. Ванитас (10)

1. Сюжетно-тематический. В композицию могут входить любые предметы, объединенные одной идеей: кухня (посуда, еда), сад (цветы, фрукты, скамейка, лейка), день рождение и т.д.

2. Ученый.Натюрморт, в котором основными объектами становятся книги, карты, канцелярские принадлежности определенного времени. Это направление получило развитие в век изучения химии, математики и физики, а также было связано с расширением географии, путешествиями.

3. Учебный (академический, постановочный).Сочетание абсолютно разных предметов, часто имеющих конкретные геометрические формы. Круг – обычный шар, мяч, мандарин, яблоко. Прямоугольник – коробка, книга. У такого натюрморта есть определенная направленность – научить будущего художника изобразительной грамотности, основам рисунка, видению объемов и форм.

4. Творческий.Выполненный в свободной тематике, технике, подбор предметов также не имеет значения. Такие натюрморты часто бывают выдуманными, фантазийными, предполагают творческий подход.Также следует различать натюрморты по другим признакам:

1. В зависимости от места положения: интерьерный, кухонный, пейзажный, постановочный.

2. По колориту: теплый и холодный.

3. По цвету: черно-белый, однотонный, цветной, смешанный, тональный (с преобладанием серых и коричневых тонов, в голландском «темном» стиле).

4. По рисунку: реальный, графический.

5. По времени: краткосрочный и долговременный.

6. По качеству: реальный, выдуманный, фантастический, декоративный.Назвать четкие границы разновидностей натюрморта невозможно. Как и в любом другом жанре, большинство творческих людей, особенно современников, работали в разных техниках и жанрах. 

Натюрморты, даже самые сюрреалистичные, отличаются определенной детальностью, эстетичностью, очень продуманы и подчеркивают простоту или роскошь вещей. Обычный быт разных эпох всегда вызывал интерес у людей. Неважно, чей это был быт – простых небогатых людей, или очень обеспеченных. Жанр натюрморта всегда будет востребован. Он универсален и никогда не потеряет своей актуальности. Именно он является основным с самого начала зарождения искусства. И неважно, что изображено на картине – реальность или выдумка. Натюрморт это классика живописи, но в любом случае, художники имеют право отходить от стандартов, чтобы показать всю красоту окружающего мира.

Все жанры изобразительного искусство

Список источников

1. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г. – стр. 336-340.

2. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

3. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

4. Ogivitel-art [Электронный ресурс] / Поль Сезанн Натюрморт с яблоками. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

5. Wikimedia Commons [Электронный ресурс] / File:Heem, Jan Davidsz. de — A Richly Laid Table with Parrots — c. 1650.jpg. Режим доступа: свободный (дата обращения: 21.11.21).

6. Википедия [Электронный ресурс] / Файл:Jacopo de’ Barbari 001.jpg. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

7. Wikimedia Commons [Электронный ресурс] / File:Basket-flowers-1622.jpg. Режим доступа: свободный (дата обращения: 21.11.21).

8. Риа Новости [Электронный ресурс] / Бархатный, Адский и Ко: младшие Брейгели — в Новом Иерусалиме. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

9. Sochinenje.ru [Электронный ресурс] /Сочинение по картине Снедь московская. Хлебы И.И.Машкова. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

10. Википедия [Электронный ресурс] / Ван Гог, Винсент. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

11. Википедия [Электронный ресурс] / Vanitas. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.


Натюрморт. Иван Хруцкой. «Фрукты»
Натюрморт. Иван Хруцкой. «Фрукты»

Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.

История натюрморта

Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.


Натюрморт. Древний Рим. «Настенная мозаика»
Натюрморт. Древний Рим. «Настенная мозаика»

На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).

В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.


Натюрморт. Виллем ван Алст. «Дичь и охотничье снаряжение»
Натюрморт. Виллем ван Алст. «Дичь и охотничье снаряжение»

Но уже в XVII веке натюрмортная живопись стала полноценным жанром искусства. Это произошло в крупнейшем центре торговли Северной Европы — Нидерландах. И огромную роль в свершившемся событии сыграли знаменитые «малые голландцы». Чаще других к этой тематике обращались следующие мастера станковой живописи:

  • Питер Клас (Pieter Claesz);
  • Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda;
  • Виллем Калф (Willem Kalf);
  • Балтасар ван дер Аст (Balthasar van der Ast);
  • Виллем ван Алст (Willem van Aelst);
  • Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum).

Основные поджанры натюрморта

В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда же появились основные поджанры натюрморта:

  • Цветочный. Как нельзя лучше отображал массовое увлечение голландцев цветоводством.
  • Тональный. Большинство картин написаны в приглушенных тонах с преобладанием серых и коричневых цветов.
  • Кухонный. На многих работах мастеров этого поджанра помимо неодушевленных предметов изображены сцены из повседневной жизни людей.
  • Рыбный. Эта специализация — дань уважения отважным мореплавателям и рыбакам из Голландии.
  • Роскошный. Отражал стремление нового класса буржуазии к богатству и роскоши.
  • Охотничий. Картины с изображением битой дичи были популярны среди местных зажиточных бюргеров-охотников.
  • Цветочно-фруктовый. Пик популярности этого поджанра приходится на вторую половину XVII века.
  • «Накрытый стол» («Банкеты» и «Завтраки»). На холстах были изображены традиционные для нации продукты и деликатесы.
  • «Суета сует» (vanitas). На полотнах обязательно присутствовали предметы, напоминающие о бренности человеческой жизни (череп, свеча, завядшие цветы или подгнившие фрукты).
  • «Обманка». Создавали у зрителя иллюзию трехмерности, нарисованные предметы было крайне сложно отличить от настоящих.


Натюрморт. Питер Клас. «Натюрморт с рыбой вином и хлебом»
Натюрморт. Питер Клас. «Натюрморт с рыбой вином и хлебом»

Широкие возможности для новаторского осмысления натюрморта появились в конце XIX — в начале XX века. Выдающиеся мастера многочисленных новых стилей не боялись проводить смелые эксперименты. К натюрмортной тематике обращались величайшие художники того времени — Поль Сезанн (Paul Cézanne), Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse). Жанр в разной степени присутствует в произведениях многих направлений искусства:

  • импрессионизме;
  • кубизме;
  • сюрреализме;
  • абстракционизме;
  • экспрессионизме;
  • фовизме.

После Второй Мировой войны натюрморт грациозно проник в новые стили искусства: поп-арт, фотореализм и неопоп. У этого жанра определенно есть будущее и в наступившем XXI веке.

Известные мастера натюрморта

Простое перечисление всех художников, внесших весомый вклад в становление и развитие жанра натюрморта, займет несколько страниц. Только среди «малых голландцев» можно найти 2-3 десятка мастеров, хорошо известных широкому кругу ценителей искусства. Автор этой статьи заранее просит прощения у читателя за то, что вынужден ограничиться описанием в этом разделе ничтожно малой части достойных представителей жанра:

  • Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel). Один из пионеров жанра. Великий мастер многократно проделывал путь длиной 45 км из Антверпена в Брюссель, чтобы в местном ботаническом саду, найти и зарисовать разнообразные цветы — натуру для своих будущих картин.


Натюрморт. Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном сосуде»
Натюрморт. Ян Брейгель Старший. «Цветы в деревянном сосуде»

  • Флорис ван Дейк (Floris van Dyck). До наших дней сохранились всего 4 произведения автора, написанные в поджанре сервированного стола. Центральное место во всех картинах занимает пирамида из кусков сыра, а задний фон искусно растворяется в дымке.


Натюрморт. Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром»
Натюрморт. Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром»

  • Абрахам ван Бейерен (Abraham van Beyeren). Признан искусствоведами лучшим художником в поджанре рыбного натюрморта. Натуралистичные картины мастера поражают идеальной детальной прорисовкой рыбьей чешуи в серебристо-серой палитре.


Натюрморт. Абрахам ван Бейерен. «Натюрморт с рыбой»
Натюрморт. Абрахам ван Бейерен. «Натюрморт с рыбой»

  • Якоб де Гейн Младший (Jacob de Gheyn). Кисти этого живописца принадлежит самое раннее творение поджанра «Суета сует» — Vanitas, созданное в далеком 1603 году. Эта картина уже более 400 лет напоминает зрителям о тленности человеческой жизни.


Натюрморт. Якоб де Гейн Младший. Vanitas
Натюрморт. Якоб де Гейн Младший. Vanitas

  • Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh). Картины из цикла «Подсолнухи» гениального постимпрессиониста сегодня украшают экспозиции лучших музеев мира. Среди них — Филадельфийский Музей Искусств и Метрополитен (США), Новая пинакотека в Мюнхене (Германия), Лондонская Национальная галерея (Великобритания).


Натюрморт. Винсент Ван Гог. «Подсолнухи»
Натюрморт. Винсент Ван Гог. «Подсолнухи»

  • Сальвадор Дали (Salvador Dali). Величайший сюрреалист всех времен также внес свой вклад в развитие жанра. Его скульптурная композиция «Телефон-омар» отчетливо символизирует протест мастера против преклонения людей перед техникой, заставляет нас задуматься о важности простых человеческих отношений.


Натюрморт. Сальвадор Дали. «Телефон-омар»
Натюрморт. Сальвадор Дали. «Телефон-омар»

  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso). «Самый дорогой» в мире кубист неоднократно обращался к тематике на всех этапах творчества: от раннего периода до поздних работ. Его работы легко узнаваемы и самобытны.


Натюрморт. Пабло Пикассо. «Натюрморт с головой черного быка»
Натюрморт. Пабло Пикассо. «Натюрморт с головой черного быка»

  • Энди Уорхолл (Andy Warhol). Его всемирно известные «Банки с супом Кэмбелл» в 1962 году стали яркой презентацией всему миру нового направления в искусстве — поп-арта.


Натюрморт. Энди Уорхолл. «Банка с супом Кэмпбелл»
Натюрморт. Энди Уорхолл. «Банка с супом Кэмпбелл»

За многие годы человеческой истории натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра — увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. На аукционах портала Very Important Lot посетители всегда могут найти картины на любую тематику. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины напрямую у современных художников и стать счастливым владельцем творений мастеров разных эпох и стилей.

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

arrow-toparrow-down

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

Энциклопедия • 9 ноября 2018 • Автор: Рита Лозинская

Натюрморт

Застывшая природа

Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.

Натюрморт

История происхождения жанра натюрморт

Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки, двери, мебель.

До XVI—XVII

века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства, созданных в других жанрах. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, убитой дичи на картинах с охотниками.

Первой известной работой, которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 — 1516). Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом, известный также как «мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. В это время де Барбари работал при дворе саксонского курфюста Фридриха III.

Якопо де Барбари. Натюрморт с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом.

«Первым натюрмортом» историки искусства часто называют работу Караваджо. Кстати, останки художника захоронили лишь в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий болезни. Во время траурной церемонии на гроб с останками Караваджо вместо букета положили корзинку с фруктами — такую, как на этом натюрморте.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами

Натюрморт ванитас

Выделяют отдельный поджанр натюрморта — ванитас (от латинского vanitas — суета, тщеславие), где центральным предметом композиции является человеческий череп. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Еккл. 1:2) — именно этот библейский стих является лейтмотивом всех натюрмортов ванитас. Иногда череп изображали на обратной стороне портрета. Таким образом мастера эпохи аллегорически изображали быстротечность жизни и смертность человека. Первым голландским натюрмортом кисти Якоба де Гейна считается именно «Vanitas» (1603). Жанр ванитас был настолько популярен, что нашел свое отражение и в литературе: Уильям Шекспир отобразил его в трагедии «Гамлет» (1600 — 1601), дав в руки Гамлету череп Йорика.

Якоб де Гейн. Ванитас

натюрморта

Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке, чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов, чему немало способствовали ванитас. И если череп был явным напоминанием о смерти, то ростки зерен символизировали жизнь, цветы — любовь, а фрукты — плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так, гниющие фрукты олицетворяли старение, яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении, а сливы или персики символизировали эротику и секс. был настолько распространенным явлением, что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники, которые издавались достаточно большими тиражами.

Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном сосуде

Жанр натюрморта быстро развивался, сопровождая научные достижения и географические открытия. На картинах изображали различные редкости — предметы быта и растения, посуду и фрукты, технологию изготовления различных предметов.

Клара Петерс. Натюрморт с перепелятником, птицей, фарфором и раковинами

Типы натюрморта

Первый тип натюрморта изображает вещи, принадлежащие некоему владельцу, и характеризуется достаточно свободной, естественной композицией. При этом предметы, изображенные на картине, являются косвенной характеристикой их хозяина.

Второй тип натюрморта изображает предметы как самоценные вещи. Нарочитая, выставочная композиция призвана подчеркнуть декоративность изображения.

Питер Клас. Натюрморт с большим золотым кубком

Цветочный натюрморт

В 1620-х годах Голландия превратилась в центр торговли экзотическими тюльпанами. Это привело к развитию жанра «цветочный натюрморт». Главными мастерами, работавшими в этом жанре, были Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем. Цветочные натюрморты пользовались большой популярностью не только в Голландии, но и по всей Европе: луковицы тюльпанов были настолько дороги, что позволить их себе мог не каждый. А вот купить картину с роскошным букетом, радующим глаз долгие годы, было куда выгоднее. К тому же нередко получить в реальности букет, изображенный на картине, было невозможно: художники собирали в единые композиции растения, цветущие в различное время.

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с пестрыми тюльпанами в вазе и бабочкой

Амброзиус Босхарт Старший. Букет

Завтраки на картинах

Изображение накрытого стола — еще один вид голландского натюрморта, популярного в XVII веке. На картинах изображали блюда, подаваемые традиционно к завтраку — сыр и булочки, фрукты, ветчину, сосуды с пивом. Более зажиточные горожане могли себе позволить полюбоваться изображениями пирогов и дичи, омаров, креветок и вина. О многом свидетельствовала посуда: изящное стекло (символизировало хрупкость), серебро (богатство), китайский фарфор (чистота). Ступка и пестик символизировали женское и мужское начала, пустой бокал означал смерть, а наполненный наполовину — умеренность.

Флорис Клас ван Дейк. Натюрморт

Клара Петерс. Натюрморт с сыром, миндалем и кренделями

Ученый натюрморт

Еже один жанр натюрморта, пользующийся популярностью в XVII веке — ученый натюрморт. Для него характерны изображения религиозной символики, книг, географических карт, а также приемы оптической иллюзии и гиперреализм («обманки», тромплей). Чтобы разобраться во всех символах ученого натюрморта, следовало быть достаточно образованным человеком и досконально знать Библию.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплёй Vanitas

Любен Божен. Натюрморт с шахматной доской

Охотничий натюрморт

Так называемый «охотничий» натюрморт изображал мертвую дичь и рыбу и был очень популярен у богатой аристократии. Охотничий натюрморт часто был предметом интерьера мужского кабинета, символизируя удачливость его владельца.

Ян Фейт. Заяц, фрукты и попугай

На стыке жанров

Часто встречаются натюрморты, вписанные в пейзаж или в интерьер. В этом случае главным является натюрморт, а его художественное обрамление — второстепенно и несет дополнительную смысловую нагрузку.

Эжен Делакруа. Корзина с цветами

Натюрморт в России

В России натюрморт появился в начале XVIII века. В традициях академизма жанр натюрморта считался «низким» — в отличие от «высокого» жанра исторической и мифологической картины. В Академии художеств на третьем и втором курсе обучения ученики рисовали, по сути, натюрморты — гипсовые головы и гипсовые фигуры, оттачивая технику рисунка.

Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Плоды и дыня

Илья Иванович Машков. Снедь московская. Хлебы

Петр Петрович Кончаловский. Сирень в корзине ("Героическая")

Современный натюрморт

Очередной расцвет натюрморта как жанра пришелся на начало ХХ века. Художники активно развивали изобразительный язык цвета, формы и композиционного построения картины. Натюрморт становится жанром художественного эксперимента.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи в желтой вазе

Каждое следующее художественное течение вносило в натюрморт свои особенности. Этот жанр хорошо подходил для демонстрации зрителю основных принципов того или иного стиля. Импрессионист Пьер-Огюст Ренуар уделял натюрмортам много внимания, рисуя букеты цветов и фрукты. Одна из составляющих популярности постимпрессиониста Винсента ван Гога — его цветочные натюрморты. Сезанн и жанр натюрморта — еще одна стойкая ассоциация: художник написал знаменитую серию картин с яблоками, винными бутылками и кувшинами с водой. Пабло Пикассо, проходя различные стадии развития своего творчества, создавал натюрморты в стиле , и постимпрессионизм, каждый раз по-новому интерпретируя предметы окружающего мира.

Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой

Сюрреалисты также отдали дань жанру натюрморта. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Джорджо Моранди — каждый из них неоднократно запечатлел в своих картинах неодушевленные предметы, существующие в фантастических мирах и иных творческих измерениях.

Жорж Брак. Натюрморт с корзиной фруктов

Пабло Пикассо. Натюрморт с черепом и тремя морскими ежами

Развитие рекламы сыграло весомую роль в развитии жанра натюрморта. Идеализация предметов и гламурность, призванные привлечь потенциального потребителя, были свойственны коммерческим художникам, создающим привлекательные образы товаров для их продвижения на рынке. В то же время, ряд художников — например, Энди Уорхол и Джеймс Розенквист — использовали приемы натюрморта для высмеивания потребительского ажиотажа, культивируемого в обществе.

Энди Уорхол. Сто банок с супом «Кэмпбелл»

После Второй мировой войны большую популярность стали играть инсталляции: овеществленные натюрморты представляли в виде пространственных композиций. Современные прочтения натюрморта стали одной из самых дорогих тенденций в нынешней поп-культуре: в этом жанре работают Джефф Кунс, Такаси Мураками, Дэмиен Хёрст.

Дэмиен Херст. Алтарь

Известные художники, работавшие в жанре натюрморт: Амброзиус Босхарт Старший, Франс Снейдерс, Ян Фейт, Мельхиор де Хондекутер, Франсиско де Сурбаран, Питер Клас, Виллем Кальф, Иван Хруцкий, Игорь Грабарь, Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Джорджо ди Кирико, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Владимир Немухин, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин, Юрий Пименов.

Знаковые натюрморты: Якоб де Гейн, «Ванитас»; Микеланджело меризи ди Караваджо, «Корзина с фруктами», Якопо де Барбари, «Натюрморт с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом«; Ян Брейгель младший, «Цветы в деревянном сосуде«; Винсент Ван Гог, «Подсолнухи в желтой вазе».

Натюрморт – направление изобразительного искусства. Художник не пишет «с натуры». Он предварительно компанует отдельные предметы и располагает в интерьере в соответствии со смысловой задачей и только потом творит. На таких полотнах изображают самые обыденные вещи: от пищи до мертвых животных. Это обязательно неподвижные предметы во вневременном пространстве.

  • История возникновения жанра

  • Распространенные сюжеты

  • Стили

  • Направления искусства

  • Развитие в России

  • Используемые материалы

  • Значение в академической живописи

  • Известные художники

  • Натюрморты — шедевры мирового искусства

  • Современные российские и украинские художники

  • Тема натюрмортов — еда

История возникновения жанра

Термин «натюрморт» пришел в языки мира из Франции. «Натуре морте» буквально означает «мертвая натура, природа», то есть полностью отображает суть направления – мертвые животные, собранные фрукты, срезанные цветы.

К отдаленным предшественникам жанра относят сюжетные композиции Древнего Египта. Настенная живопись содержала изображение предметов, которые должны были служить умершему в загробном мире. В живописи Плиния Старшего встречается описание натюрмортов. Он восхищается полотнами Зевксиса (420-380 года до н.э.), на которых искусно изображены птицы, виноград, бокалы с вином.

В средние века практически не встречаются произведения с натюрмортами. Становление стиля, как отдельного жанра началось в 1500-годах в странах Северной Европы. Караваджо и Ян Ван Эйк часто включают в полотна христианской направленности фрукты, цветы. В XV-XVI веках в творчестве художников уже четче просматриваются черты жанра. Благодаря Караваджо, Бонзи, М.Кампидольо, Э. Баскенису стиль приобретает натурализм, появляются мощные светотени, скультурность изображаемых предметов.  Живописные и красивые полотна создаются при помощи специально расставленных предметов.

Якопо де Барбари - Мюнхенский натюрморт

Якопо де Барбари — Мюнхенский натюрморт

Одной из самых первых работ в направлении признают полотно «Мюнхенский натюрморт» Якопо де Барбари (1460-1516). Это изображение латной рукавицы на фоне арбалетного болта и куропатки, созданное художником в 1504 году.

Расцвет стиля приходится на XVII век, особенно это заметно у фламандских и голландских творцов. Самый яркий представитель того периода Ян Брейгель Старший (1568-1625). Слава к нему пришла благодаря умению передавать на своих картинах бархатистость цветов и листьев. Он всегда писал с натуры, чтобы изобразить цветение растения, мог ожидать ни один месяц. Красота натюрморта показана в его работах: «Букет цветов», «Ваза с цветами» и многих других.

В этот же период зарождается аллегорическое направление «Vanitas». Термин взят из Библии и трактуется как «Суета сует – все суета». Основой композиции выступает человеческий череп. Суть полотен – напомнить человеку о быстротечности жизни, о том, что все удовольствия тщетны, смерть все равно придет.

Первой работой в этом жанре принято считать произведение Якоба де Гейна II «Ванитас». Центральную часть полотна занимает человеческий череп, над которым располагается мыльный пузырь, означающий наступление внезапной кончины. Монеты говорят о человеческом тщеславии, а тюльпаны о безответственном отношении к жизни.

Якоб де Гейн - Ванитас

Ванитас
Якоб де Гейн

В середине XIX века интерес к жанру усиливается, но художники отходят от фотореалистичной живописи, «деревенского» творчества, так как уже изобретен фотоаппарат. Начинаются эксперименты с формами и цветами, способами нанесения красок.

Анри Матисс - Подсолнухи в вазе

Анри Матисс - Фрукты и кофейник

Появляются изображения постимпрессионистов, которые делают акцент на свежести первого впечатления. Яркими представителями направления того периода считается Матисс А. с рядом работ: «Подсолнечники в вазах», «Фрукты и кофейник».

Поль Сезанн - Персики и груши

Персики и груши
Поль Сезанн

Сезанн П. создает великие произведения «Персики и груши», «Фрукты», он полностью уверен, что пространственное восприятие полностью зависит от цветовой гаммы.

В Российской империи натюрморт длительное время не расценивался как отдельное направление живописи. Но в XVIII веке приходят в моду кабинетные полотна. Ярким представителем стиля становится Теплов Г.Н. (1717-1779).  В XX веке начинается расцвет направления, художники проводят смелые эксперименты, с формами, цветами и композициями.

В 50-годы прошлого столетия стиль закрепляется в живописи, с одновременным приостановлением развития.

Ердяков А.П - Букет полевых цветов

Букет полевых цветов
Ердяков А.П

XXI век характеризуется размытостью границ, натюрморты становятся частью фотореализма. Из ярких представителей направления в России можно выделить Ердякова А.П. с полотном 2009 года «Букет полевых цветов».

Распространенные сюжеты

Выбор сюжетов для написания в период становления жанра выпадает на «тихую жизнь вещей». Фламандские художники рисуют рыб, которые только что выловлены из водоемов, обезьян, растения в вазе, книги, фрукты, посуду. В произведении Яна Давидса де Хема «Цветы в вазе» сломанные растения символизирует греховность жизни, полевые цветы символизируют чистоту и непорочность.

Голландские мастера не включают в свои композиции людей. Обычно это стол, где изображается кувшин, предметы быта, чашка, как на полотне Виллема Клас Хеда «Натюрморт с трубками жаровни».

Ян Давидс де Хем - Цветы в вазе

Цветы в вазе
Ян Давидс де Хем

У итальянских мастеров преобладают музыкальные инструменты, их изображают в разных ракурсах: картина Эваристо Баскениса «Натюрморт с музыкальными инструментами».

Вплоть до XVIII века преобладают цветочные композиции. Они символизируют бренность существования на земле и быстротечность земных радостей. Нередко полотна дополнялись фруктами, графинами.

Виллем Клас Хед - Натюрморт с трубками жаровни

Натюрморт с трубками жаровни
Виллем Клас Хед

В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариациях, но преимущественно это подсолнухи.

В современном искусстве нет никаких ограничений. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.

Стили

Несмотря на кажущуюся простоту, у натюрморта множество граней. Добиться идеальной формы у предметов удавалось при помощи светотеней, сохранения пропорций. Из-за высокой конкуренции во время взлета популярности жанра сформировались определенные стили:

  • цветочный, самый массовый;
  • цветочно-фруктовый, с пиком популярности в XVII веке;
  • тональный, полотна в этом случае имели много коричневых и серых оттенков;
  • кухонный или бытовой стиль, с включением сцен из повседневной жизни;
  • рыбный, выступал в качестве своеобразной дани мореплавателям;
  • роскошный, с отображением богатой жизни нового класса буржуазии;
  • охотничий, на полотнах обязательно изображалась битая дичь, оружие;
  • «накрытый стол», то есть с отображением деликатесов и национальных продуктов;
  • «обманка» или практически трехмерное изображение, которое было тяжело отличить от фотографии или реальности.

И конечно неординарный стиль «Vanitas». Картины обязательно содержали предметы, напоминающие о бренности бытия.

Направления искусства

Изобразительное искусство находится в непрерывном развитии, поэтому оно не имеет четко выраженных границ. Большинство направлений сильно переплетены. По стилю исполнения выделяют следующие направления:

  1. Академизм. Это фактически обобщенные достижения творцов эпохи Возрождения. В эту группу включат изящное рококо, ампир. В жанре писали многие известные мастера: Исаак Левитан (1860-1900) «Лесные фиалки и незабудки» (1889), «Васильки» (1894). Советский художник А. Никич-Криличевский (1918-1994) «Этюд с медалями» (1951), «С неделей» (1966).
  2. Кубизм — модернистское направление. Полотна мастеров изображают трехмерные объекты в двумерной плоскости. Направление сформировалось в начале XX века. Ярким представителем является Хуан Грис (1887-1927) и его «Натюрморт с бутылкой и ножом» (1912). Нельзя не упомянуть Пабло Пикассо (1881-1973) и его «Натюрморт с бутылками ликера» (1909), «Натюрморт с черепом быка» (1939).
  3. Импрессионизм. Картины этого стиля практически полностью лишены подробностей, автор пытается передать общее впечатление от увиденного. Эдвард Мане (1832-1883) был выдающимся импрессионистом: «Натюрморт с цветами» (1880), «Сирень и розы» (1883). Камиль Писсарро (1830-1093) прославился полотнами в этом стиле: «Ваза с тюльпанами» (1900), «Букет цветов» (1873).
  4. Абстракционизм. Основная суть направления – вызвать разнообразные ассоциации у зрителей. Стиль предполагает полный отказ от переноса действительности на картину, главное добиться гармонии в цветовых сочетаниях и формах. Самый яркий представитель направления Пабло Пикассо (1881-1973), который работал в разных направлениях. В стиле абстракционизм выделяют: «Натюрморт с грушами и кувшином» (1960), «Натюрморт с лимоном и апельсином» (1936).

Натюрморты встречаются в самом авангардном направлении – сюрреализме. Стилю присущи сочетания форм, которые в настоящей жизни совершенно не сочетаются. Понять суть направления можно по картинам Сальвадора Дали (1904-1989) «Живой натюрморт» (1956), «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).

В современном искусстве жанр проник практически во все направления и стили, включая фотореализм, поп-арт и нео-поп.

А. Никич-Криличевский - Натюрморт с Неделей

Натюрморт с Неделей
А. Никич-Криличевский

А. Никич-Криличевский - Этюд с медалями

Этюд с медалями
А. Никич-Криличевский

Исаак Ильич Левитан - Васильки

Васильки
Исаак Ильич Левитан

Исаак Ильич Левитан - Лесные фиалки и незабудки

Лесные фиалки и незабудки
Исаак Ильич Левитан

Камиль Писсарро - Букет цветов

Букет цветов
Камиль Писсарро

Камиль Писсарро - Ваза с тюльпанами

Ваза с тюльпанами
Камиль Писсарро

Пабло Пикассо - Натюрморт с бутылками ликера

Натюрморт с бутылками ликера
Пабло Пикассо

Пабло Пикассо - Натюрморт с грушами и кувшином

Натюрморт с грушами и кувшином
Пабло Пикассо

Пабло Пикассо - Натюрморт с лимоном и апельсином

Натюрморт с лимоном и апельсином
Пабло Пикассо

Пабло Пикассо - Натюрморт с черепом быка

Натюрморт с черепом быка
Пабло Пикассо

Сальвадор Дали - Живой натюрморт

Живой натюрморт
Сальвадор Дали

Сальвадор Дали - Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря
Сальвадор Дали

Хуан Грис - Натюрморт с бутылкой и ножом

Натюрморт с бутылкой и ножом
Хуан Грис

Эдвард Мане - Натюрморт с цветами

Натюрморт с цветами
Эдвард Мане

Эдвард Мане - Сирень и розы

Сирень и розы
Эдвард Мане

Развитие в России

Несмотря на отсутствие притягательности к стилю среди российских художников, направление просматривает в полотнах, посвященных каноническим сюжетам. Первым художником, который начал развивать стиль на территории России стал Хруцкий Иван Трофимович (1810-1885). Известность к нему пришла благодаря написанию групповых портретов и натюрмортов.

Хруцкий - Натюрморт с птичкой (1832)

Хруцкий - Натюрморт с вазой (1832)

Хруцкий работал в академическом стиле. В 1832 году он пишет два самых известных натюрморта: «С вазой» и «С птичкой». В XIX веке он становится самым «покупаемым» мастером в империи.

В начале XX века жанр в России получает необыкновенную популярность. Именно тогда этот стиль становится равноправным среди всех направлений. Буквально за 15 лет жанр проходит тернистый путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Многие художники смогли отличиться в этом направлении:

  • Николай Сапунов (1880-1912): «Цветы и вазы на розовом фоне» (1910), «Вазы, цветы и фрукты» (1912). Творца постигла внезапная смерть вследствие утопления на Финском заливе.
  • Петр Кончаловский (1876-1956): «Поднос и зеленая картонка» (1912), «Сирень» (1951).
  • Кузьма Петров-Водкин (1878-199): «Черемуха в стакане» (1932), «Натюрморт с письмами» (1925).
  • Игорь Грабарь (1871-1960): «Хризантемы» (1950), «Неприбранный стол» (1907). Несмотря на склонность автора к импрессионизму, Грабарь старался найти новые художественные приемы и усложнить композиции и технику исполнения.
  • Илья Машков (1881-1944), яркий представитель постимпрессионизма. Из ярких работ можно выделить: «Клубника и белый кувшин» (1943), «Фрукты с сельскохозяйственной выставки» (1939), «Снедь московская. Хлебы» (1924).

Во второй половине XX века появляется еще несколько интересных творцов. Например, Владимир Вейсберг (1924-1985), который на своих полотнах отображает предметы обыкновенной формы, а цветовые решения доводит до минимума: «Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой» (1970), «Натюрморт с чайником и лимоном» (1958).

Сергей Андрияка, рожденный в 1958 году творит по сегодняшний день. Является членом Российской академии искусств и пишет акварелью. У него много интересных и очень известных работ: «Восточный натюрморт» (1991), «Домашние пироги» (2001), «Чайники» (2002).

Владимир Вейсберг - Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой

Натюрморт с двумя серыми вазами и белой бутылкой
Владимир Вейсберг

Игорь Грабарь - Неприбранный стол

Неприбранный стол
Игорь Грабарь

Игорь Грабарь - Хризантемы

Хризантемы
Игорь Грабар

Илья Машков - Клубника и белый кувшин

Клубника и белый кувшин
Илья Машков

Илья Машков - Снедь московская. Хлебы

Снедь московская. Хлебы
Илья Машков

Илья Машков - Фрукты с сельскохозяйственной выставки

Фрукты с сельскохозяйственной выставки
Илья Машков

Кузьма Петров-Водкин - Натюрморт с письмами

Натюрморт с письмами
Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин - Черемуха в стакане

Черемуха в стакане
Кузьма Петров-Водкин

Николай Сапунов - Вазы, цветы и фрукты

Вазы, цветы и фрукты
Николай Сапунов

Николай Сапунов - Цветы и вазы на розовом фоне

Цветы и вазы на розовом фоне
Николай Сапунов

Петр Кончаловский - Поднос и зеленая картонка

Поднос и зеленая картонка
Петр Кончаловский

Петр Кончаловский - Сирень

Сирень
Петр Кончаловский

Сергей Андрияка - Восточный натюрморт

Восточный натюрморт
Сергей Андрияка

Сергей Андрияка - Домашние пироги

Домашние пироги
Сергей Андрияка

Сергей Андрияка - Чайники

Чайники
Сергей Андрияка

Используемые материалы

Современное изобразительное искусство не выдвигает никаких требований по технике исполнения натюрмортов. Это может быть акварель, карандаш, гуашь или масло. Новаторство и изобретательность только приветствуется. Это может быть индивидуальный способ нанесения красок или их смешивание, сочетание акварели и карандаша.

Создание картины при помощи карандаша – старейший вид рисования. Техника требует от мастера тщательного анализа света и теней. Интересным представителем стиля является JD Hillberry. Мастер, который сделал все, чтобы выйти за рамки экспрессии и реализма. В работе он использует уголь и графит.

Техники акварели более сложная. Работа с ней кажется легкой, но это обманчивое ощущение. От правильности смешивания красок и воды будет зависеть конечный результат. В этой технике начинал работать Илья Репин. Из интересных современников можно выделить корейского мастера Шин Чен Сик. Его работы отличаются красочностью, чистыми линиями и прозрачными цветами. Все детали четко проработаны, что придает эффект фактурности.

Акварельные натюрморты

Масляные краски используются в изобразительном искусстве с XV века. Они легко смешиваются и долгое время не высыхают. Существует 2 основных способа нанесения: с подмалевком и без него. В первом случае потребуется тщательная подготовка, а вторая методика позволяет творить даже неподготовленным художникам.

Гуашь известна человечеству еще со Средних веков. Очень часто ее смешивали с акварелью, чтобы получить уникальный оттенок. Гуашь часто использовали для создания эскизов в эпоху Возрождения. Популярность к ней вернулась в конце XIX – начале XX веке.

Значение в академической живописи

Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт из геометрических фигур карандашом. Работа над таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:

  • построение композиции;
  • создание наброска;
  • прорисовка с натуры;
  • нанесение тона.

Это позволяет начинающему художнику получить сразу несколько нужных навыков и главное – создавать выразительную композицию. Ученики учатся делать промежутки между предметами. Обучение обычно начинается с прорисовки геометрических предметов, например, гипсового куба и/или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».

Известные художники

В разные эпохи отношение к жанру менялось, были периоды, когда казалось, что о нем безнадежно забыли. Но более чем за 4 столетия в этом направлении творили великие художники, работы которых даже сегодня поражают.

Питер Клас (1597-1661)

Голландский автор, считающийся основателем харлемской школы натюрмортов. Условно его работы можно поделить на 2 направления: «завтраки», «банкеты» и «ванитас». Мастер придавал особое значение богатству оттенков и световоздушной среде.

Питер Клас - Натюрморт с крабом

Питер Клас - Натюрморт с фруктами

Ян Давидс де Хем (1606-1683/1684)

Мастер из Нидерландов. Слава к нему пришла благодаря великолепному перенесению изображений фруктов и цветов на полотна.

Джузеппе Рекко (1634-1695)

Итальянский живописец из семьи художников, прославившийся написанием натюрмортов. Он считается самым талантливым представителем семьи Рекко. Его работы – это жанровый синтез ломбардской и неополитанской живописи.

Франц Ксавер Адреас Петтер (1791-1866)

Является самым ярким представителем периода расцвета бидермайера в Австрии. Автор отдавал предпочтение цветочно-фруктовым композициям.

Франц Ксавер Адреас Петтер - Натюрморт с виноградом и пистолетом

Франц Ксавер Адреас Петтер - Натюрморт с рыбой, сыром и нотами

Жорж-Пьер Сера (1859-1891)

Великий постимпрессионист. Он стал основателем стиля пуантилизм – особой передачи цвета и оттенков и дал толчок к развитию неоимпрессионизма. Его работы признаны иконой живописи XIX века.

Жорж-Пьер Сера - Ваза с цветами

Ваза с цветами
Жорж-Пьер Сера

Поль Сезанн (1839-1906)

Является ярким представителем постимпрессионизма. Признание своего творчества он получил только на закате жизни. Он создал около 800 работ, работал он с акварелью, маслом, в других техниках.

Поль Сезанн - Натюрморт с драпировкой

Натюрморт с драпировкой
Поль Сезанн

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Постимпрессионист повлиявший на становление живописи в XX веке. Из-под его кисти вышло более 2100 произведений. При жизни его работы не пользовались особой популярностью. Зато в 1990 году картина «Портрет доктора Гаше» (1890) была продана за 82,5 миллиона долларов.

Винсент Ван Гог - Кофейник, керамика и фрукты

Винсент Ван Гог - Натюрморт с фруктами и каштанами

Натюрморты — шедевры мирового искусства

Гениальных художников в мире огромное количество, их творчество отличается неповторимостью и многогранностью. На протяжении всего становления стиля каждый выбрал свой индивидуальный подход и жанр.

Винсент Ван Гог - Подсолнухи

Подсолнухи
Винсент Ван Гог

Художник создал 2 цикла картин. Первая посвящена лежащим растениям, вторая изображает цветы в вазе.

Поль Сезанн - Гардина, кувшин и ваза для фруктов

Гардина, кувшин и ваза для фруктов 1889
Поль Сезанн

Это одна из самых известных и дорогих работ живописца. На полотне нужно отметить двойную перспективу, которая буквально захватывает своими несбалансированными частями.

Жан Батист Симеон Шарден - Скат

Скат 1728
Жан Батист Симеон Шарден

Полотно хранится в Лувре. Несмотря на простоту сюжета, оно поражает сглаженной естественностью и облагороженным реализмом. В композицию введен несвойственный элемент жанру – живая кошка.

Франсиско де Сурбаран - Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой

Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой 1633
Франсиско де Сурбаран

Мастер специализировался на религиозных картинах. Этот единственный натюрморт, который датирован самим мастером.

Поль Сезанн - Корзина яблок

Корзина яблок 1895
Поль Сезанн

В картине четко просматриваются 2 перспективы. Несбалансированные детали, наклоненные предметы – попытка мастера изменить традиционное понимание и технику исполнения.

Джорджо Моранди - Натюрморт

Натюрморт 1956
Джорджо Моранди

Картина написана маслом и находится в частной коллекции. Полотна итальянского автора самые узнаваемые во всем мире. Кредо творца – «красота в простых вещах».

Караваджо - Корзина фруктов

Корзина фруктов 1599
Караваджо

Полотно настолько натуралистичное, что зритель становится настоящим соучастником изображения. Творец умело смог передать неизменность бытия, после пышного цветения всегда наступает тление и смерть.

Питер Клас - Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром

Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром 1628
Питер Клас

Картина выполнена в безупречном стиле, навивает экзистенциальную грусть. Мастер умело передал непостоянство мирского бытия. В то же время, в стеклянном шаре есть отображение художника, то есть полотно фактически является автопортретом.

Том Вессельман - Натюрморт № 30

Натюрморт № 30 1962
Том Вессельман

Эта работа американского творца в стиле поп-арт самая узнаваемая. На полотне представлены не фрукты, а самые обычные вещи, которые окружают современного человека.

Современные российские и украинские художники

Вадим Долгов

У истории натюрморта интересное прошлое и увлекательное будущее. Несмотря ни на какие препятствие, жанр будет развиваться и вдохновлять еще не одно поколение художников.

Лариса Новиченко

Александр Разбейков

Художник работает как с традиционными материалами, так и с компьютерной графикой

 Елена Сальникова

Павел Флорянчич

Изумительные натюрморты в гиперреализме от словенского художника Павел Флорянчич (Pavel Florjancic)

Тема натюрмортов — еда

Чай с лимоном — Евгения Корнеева

Чай с лимоном — Евгения Корнеева

Роллы живопись

Роллы

Хурма и сливы масляная живопись

Хурма и сливы

Фламандский натюрморт с рыбой и кошкой

Фламандский натюрморт с рыбой и кошкой

Хлеб, колбаса и огурец

Хлеб, колбаса и огурец

Франциско Гойя, Три стейка лосося, Франция, 1808-1812

Франциско Гойя, Три стейка лосося, Франция, 1808-1812

Филиппова Ксения — Солнечный завтрак

Филиппова Ксения — Солнечный завтрак

Суши акварелью

Суши акварелью

Пироженые

Пироженые

Пирог с черникой

Пирог с черникой

Пироженые с клубникой и кремом

Пироженые с клубникой и кремом

Луис Эгидио Мелендес — натюрморт с колбасой и ветчиной

Луис Эгидио Мелендес — натюрморт с колбасой и ветчиной

Маленькие роллы

Маленькие роллы

Печенье Юбилейное Елена Швед

Печенье Юбилейное Елена Швед

Красный мак — Евгения Корнеева

Красный мак — Евгения Корнеева

Колбаса и батон

Колбаса и батон

Елена Гагарина — Борщ

Елена Гагарина — Борщ

Картина Роллы маслом

Картина Роллы маслом

Елена Шумакова — Натюрморт с яичницей

Елена Шумакова — Натюрморт с яичницей

Евгения Корнеева

Евгения Корнеева

Евгения Корнеева — Вечер со сказкой

Евгения Корнеева — Вечер со сказкой

Виктория Кравченко — Чаепитие

Виктория Кравченко — Чаепитие

Блины

Блины

Борщ

Olga Grigorieva-Klimova — Коробка с пиццей

Olga Grigorieva-Klimova — Коробка с пиццей

Пицца маслом крупными мазками

Пицца маслом крупными мазками

Полина Девтерова — Чашка чая

Полина Девтерова — Чашка чая

Роллы

Роллы

Доброе утро

Доброе утро

Яйца и кувшин

Яйца и кувшин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Художник карикатурист как пишется
  • Художник импрессионист как пишется
  • Художник иллюстратор как пишется
  • Художник живописец как пишется
  • Художник декоратор как пишется