Ипатьевская летопись как пишется

Как правильно пишется словосочетание «Ипатьевская летопись»

Ипа́тьевская ле́топись

Ипа́тьевская ле́топись

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: команч — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «летопись»

Синонимы к слову «летопись»

Предложения со словосочетанием «Ипатьевская летопись»

  • Ипатьевская летопись 1268 г. сообщает о «жителях польского пограничья» – «Ляхове оукраиняне».
  • Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «Ипатьевская летопись»

  • В XII и XIII вв. самые летописи несколько более начинают обращать внимание на положение народа; обстоятельство это, без сомнения, произошло не без отношения к тому, что в это время встречаются между писателями многие из белого духовенства, бывшие, конечно, в ближайшем соприкосновении с народом, чем монахи.
  • Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира, и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
  • Пятидесятилетние девицы уверяли его, что московские летописи злословия упоминали об ней весьма редко, и то мимоходом, приписывая ей одно кокетство минутное или — (техническое слово, неизвестное профанам!) — кокетство от рассеяния, исчезавшее от первого движения рассудка и не имевшее никогда следствий.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «летопись»

  • русские летописи
    начальная летопись
    древние летописи
  • в летописях истории
    летопись войны
    летопись событий
  • страницы летописи
    по словам летописи
    по свидетельству летописи
  • летопись сообщает
    летопись говорит
    летопись утверждает
  • вести летопись
    читать летописи
    судить по летописям
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «летопись»

  • ЛЕ́ТОПИСЬ, -и, ж. В древней Руси: погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Древнерусские летописи. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЛЕТОПИСЬ

Отправить комментарий

Дополнительно

Ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись

Ип’атьевская л’етопись

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».
.
1999.

Смотреть что такое «Ипатьевская летопись» в других словарях:

  • ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает Повесть временных лет с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, летописный свод 13 начала 14 вв., сохранившийся в списке 15 в. Восходит к южно русскому летописному своду конца 13 в. Включает Повесть временных лет с продолжением до 1117, Киевский свод конца 12 в., Галицко Волынскую… …   Русская история

  • Ипатьевская летопись — свод начала XV в., восходит к южнорусскому летописному своду конца XIII в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод конца XII в., Галицко Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре. * * * ИПАТЬЕВСКАЯ… …   Энциклопедический словарь

  • Ипатьевская летопись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси. Содержание 1 Списки 2 Состав 3 Особенности редакции ПВЛ …   Википедия

  • Ипатьевская летопись —         древнейший памятник южнорусского летописания, один из ранних русских летописных сводов. Получила название по местонахождению её списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка начала 15 в., открытого Н. М. Карамзиным …   Большая советская энциклопедия

  • ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — древнейший памятник южнорус. летописания; летопись получила назв. по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка нач. 15 в., открытого Н. M. Карамзиным (хранится в Б ке АН СССР), самостоят. значение… …   Советская историческая энциклопедия

  • Ипатьевская летопись — см. Летописи …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ипатьевская летопись — памятник русского православного летописания. Название получила по Ипатьевскому Троицкому монастырю, где хранилась. Датируется 15 веком, включает в себя список Повести временных лет и другие летописи, изложение событий в которых доводится до конца …   Православный энциклопедический словарь

  • Ипатьевская летопись — …   Орфографический словарь русского языка

  • Летопись Ипатьевская — – общерусский летописный свод южной редакции кон. ХШ – нач. XIV в., древнейшим списком которого является Ипатьевский XV в. Рукопись эта, найденная Н. М. Карамзиным, содержит второй по древности (после списка Летописи Лаврентьевской 1377 г.)… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

Ипатьевская летопись

ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись

Ип’атьевская л’етопись

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник».

В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др..

1999.

См. в других словарях

1.

  Как написать слово (словосочетание) Ипатьевская летопись? Как правильно поставить ударение и какие имеет словоформы слово (словосочетание) Ипатьевская летопись? Ипатьевская летопись ⇒ Правильное написание: Ипатьевская летопись ⇒ Гласные буквы в слове: Ипатьевская летопись гласные выделены красным гласными являются: И, а, е, а, я, е, о, и общее количество гласных: 8 (восемь) • ударная гласная: Ипа́тьевская ле́топись ударная гласная выделена знаком ударения « ́» ударение падает на буквы: а, е, • безударные гласные: Ипатьевская летопись безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  » безударными гласными являются: И, е, а, я, о, и общее количество безударных гласных: 6 (шесть) ⇒ Согласные буквы в слове: Ипатьевская летопись согласные выделены зеленым согласными являются: п, т, в, с, к, л, т, п, с общее количество согласных: 9 (девять) • звонкие согласные: Ипатьевская летопись звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  » звонкими согласными являются: в, л общее количество звонких согласных: 2 (две) • глухие согласные: Ипатьевская летопись глухие согласные выделены двойным подчеркиванием…

Как пишется слово

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Смотреть что такое ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ в других словарях:

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

        древнейший памятник южнорусского летописания, один из ранних русских летописных сводов. Получила название по местонахождению её списка в Ипатье… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

см. также Летописи) летописный свод, содержащий сведения об истории южнорусских княжеств и Галицко-Волынской Руси. Л. И. получила свое наименование по старшему списку (1-й четв. XV в., третьему по старшинству среди списков русских летописей), принадлежавшему Костромскому Ипатьевскому монастырю. Остальные 6 списков относятся к XVI—XVII вв. Летопись состоит из трех основных компонентов. Она открывается полным текстом Повести временных лет, доведенным до 1117 г. А. А. Шахматов считал, что в Л. И. содержится третья редакция Повести (тогда как в Летописи Лаврентьевской — более ранняя, вторая), но взаимоотношение редакций еще требует уточнения и не исключено, что Повесть в Л. И. лучше сохранила первоначальный текст. Второй компонент Л. И. —так называемая Киевская летопись, составленная, как полагают, в 1199 г. игуменом Выдубицкого монастыря (в Киеве) Моисеем. Киевская летопись, в свою очередь, является сводом, включавшим летописцы киевских князей. Существует предположение, что Киевская летопись — это свод киевского князя Рюрика Ростиславича, включающий в переработанном виде семейную хронику Ростиславичеи, летописец Переяславля Южного и Черниговский летописец Игоря Святославича. Однако в вопросе о происхождении Киевской летописи и ее источников существуют разные точки зрения (А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. Т. Пашуто, Б. А. Рыбакова): поскольку редакционная переработка последнего сводчика в значительной мере “смыла” швы между прежними компонентами, вероятно, изменила и прежние оценки и формулировки. В то же время бесспорным остается тот факт, что Киевская летопись — ценнейший источник по истории Южной Руси XII в., подробно воспроизводящий сложную политическую обстановку тех лет — непрерывную борьбу за Киевский великокняжеский стол двух могущественнейших княжеских группировок — Мономашичей (прежде всего потомков сыновей Владимира Мономаха — Мстислава Великого и Юрия Долгорукого) и Ольговичей (потомков Олега Святославича, которым принадлежала Черниговская земля). В Киевской летописи содержится и обстоятельная летописная повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Третий компонент Л. И.— Галицко-Волынская летопись: это самостоятельный, независимый от общерусского летописания памятник, который первоначально не имел даже традиционной для остальных летописей разбивки по годам; даты были проставлены позднее, при включении Галицко-Волынской летописи в состав Л. И. Галицко-Волынская летопись содержит сведения о событиях в Галицком и Волынском княжествах с 1205 по 1292 г., а также международных связях Руси в этот период. Источники летописи разнообразны: это княжеские летописцы, княжеские грамоты, отчеты послов, рассказы очевидцев, воинские повести, фрагменты из других летописей. Составители Галицко-Волынской летописи обращались и к литературным источникам: к греческим хроникам, к “Истории Иудейской войны” Иосифа Флавия, один из летописцев извлек цитаты из “Слова о Законе и Благодати” митрополита Илариона. Исследователи (особенно А. С. Орлов, Д. С. Лихачев и И. П. Еремин) рассматривали художественные особенности Киевской и Галицко-Волынской летописей, оценивая их как выдающиеся памятники древнерусской литературы. Изд.: Ипатьевская летопись // ПСРЛ.— Т. 2.— СПб., 1908 (переизд.: М., 1962); Галицко-Волынская летопись / Подг. текста, перевод и комм. О. П. Лихачевой // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 236—425, 564—602. Лит.: Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи // ИОРЯС.— 1926.— Т. 31.— С. 93—126; Приселков. История русского летописания.— С. 44—56; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.—М.; Л., 1947.—С. 176—267, 431—433; Еремин И. П.; 1) Киевская летопись как памятник литературы // ТОДРЛ.— 1949.— Т. 7.— С. 67—97; 2) Волынская летопись 1289—1290 гг.// ТОДРЛ.—1957.—Т. 13.—С. 102—117; П а-шуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси.—М., 1950.—С. 17—133; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор “Слова о полку Игоревен.— М., 1972; Франчук В.Ю. Киевская летопись: Состав и источники в лингвистическом освещении.— Киев, 1986; Лихачева О. П. Летопись Ипатьевская // Словарь книжников.—Вып. 1.—С. 235—241. О.П. Лихачева… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — список летописи, принадлежавший костромскому Ипатьевскому монастырю. И. л. писана, как предполагают, в Пскове в начале XV в., от… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

— общерус. летописный свод юж. ред., охватывающий хронол. период до 1292 и состоящий из трех компонентов: 3-й ред. ПВЛ (до 1118), Киевской летописи (от 1119 до 1198) и Галицко-Волынской летописи (от 1205 до 1292). Древнейший список И. Л. — Ипатьевский, перв. четв. XV в. (БАН, 16.4.4), но более поздний Хлебниковский список XVI в. (ГПБ, F. IV. 230) в ряде случаев содержит более правильные чтения, иногда восполняет пробелы Ипатьевского списка, а для Галицко-Волынской летописи сохранил, очевидно, первонач. вид повествования без годовой сетки. ПВЛ вошла в И. Л. в составе Киевской летописи, которую, видимо, следует считать великокняж. сводом <i>Рюрика Ростиславича</i>, отредактир. игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем в 1198—1200 (<i>Шахматов А. А.</i> Обозрение… С. 70—71; <i>Приселков</i>. История… С. 47—49; <i>Рыбаков Б. А.</i> Русские летописцы… С. 7—8). Среди источников Киевской летописи исследователи называют семейную хронику Ростиславичей, летописец Переяславля-Южного князя <i>Владимира Глебовича</i>, Черниговский летописец <i>Игоря Святославича</i> (оканчивающийся сообщением 1198 о смерти <i>Ярослава Всеволодовича</i> и вокняжении в Чернигове Игоря), летопись «Мстиславова племени» (напис. предположительно <i>Петром Бориславичем</i>). Именно в составе Летописи Игоря (см. <i>Летописец Игоря Святославича</i>) и содержится рассказ о походе 1185. Как отметил еще <i>А. А. Шахматов</i>, в тексте Киевской летописи начиная с 40-х XII в. имеются вкрапления из Галицко-Волынской летописи, которая в свою очередь является сложным памятником, основанным на разнообразных источниках (княж. летописцах, различных документах и уст. рассказах). См. также <i>Летописные повести о походе Игоря</i>.<p class=»text8-8″><i>Изд.:</i> ПСРЛ. СПб., 1843. Т. 2 (2-е изд. под ред. А. А. Шахматова — СПб., 1908; его фотомехан. переизд. — М., 1962; 3-е изд. — Пг., 1923. Т. 2, вып. 1); Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871.</p><p class=»text8″><i>Лит.: Бестужев-Рюмин К. Н.</i> О составе русских летописей до конца XIV в. СПб., 1868. С. 78—115; <i>Иловайский Д. И.</i> История России. М., 1876. Т. 1. С. 100—167; <i>Орлов А. С.</i> К вопросу об Ипатьевской летописи // ИОРЯС. 1926. Т. 31. С. 93—126; <i>Шахматов А. А.</i> Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. М.; Л., 1938. С. 69—118; <i>Приселков М. Д.</i> История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940. С. 47—57; <i>Лихачев Д. С.</i> Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 176—267; <i>Еремин И. П.</i> Киевская летопись как памятник литературы // ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 67—97 (то же: <i>Еремин И. П.</i> Литература Древней Руси. М.; Л., 1966. С. 98—131); <i>Пашуто В. Т.</i> Очерки по истории Галицко-Волынской</p><p><span class=»page»>305</span></p><p class=»text8-f0″>Руси. М., 1950; <i>Генсьорский А. И.</i> Галицько-Волинський літопис: (Процес складання, редакцої і редактори). Київ, 1958; <i>Зимин А. А.</i> Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве» // История СССР. 1968. № 6. С. 43—64; <i>Кузьмин А. Г.</i> Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве» // Там же. С. 64—87; <i>Рыбаков Б. А.</i> Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972; <i>Франчук В. Ю.</i> 1) Мог ли Петр Бориславич создать «Слово о полку Игореве»? (Наблюдения над языком «Слова» и Ипатьевской летописи) // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 72—92; 2) Книжня лексика у Київському літопісі // Мовознавство. 1980. № 6. С. 36—43; 3) Образна мова Київського літопису // Там же. 1982. № 3. С. 19—27; 4) Киевская летопись: Состав и источники в лингвистическом освещении. Киев, 1986; <i>Лихачева О. П.</i> Летопись Ипатьевская // Сл. книжников. С. 235—241 (здесь же более подробная библиография).</p><p class=»text8″><i>Булахов.</i> Энциклопедия.</p><p class=»podpis»>А. Г. Бобров</p>… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

древнейший памятник южнорус. летописания; летопись получила назв. по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского с… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

1) Орфографическая запись слова: ипатьевская летопись2) Ударение в слове: Ип`атьевская л`етопись3) Деление слова на слоги (перенос слова): ипатьевская … смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

памятник русского летописания. Название получила по местонахождению ее текста в Ипатьевском монастыре (близ Костромы). Датируется XV в. и содержит в себе три основных части: «Повесть временных лет» (второй известный вариант ее в Лаврентьевской летописи), Киевский свод конца XII в., галицко-волынские летописные записи. Изложение событий в летописях доходит до XIII в. Написаны в Северо-Восточной Руси, куда в связи с монголо-татарским нашествием переместился центр русской жизни…. смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, летописный свод 13 — начала 14 вв., сохранившийся в списке 15 в. Восходит к южно-русскому летописному своду конца 13 в. Включает… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Ударение в слове: Ип`атьевская л`етописьУдарение падает на буквы: а,еБезударные гласные в слове: Ип`атьевская л`етопись

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

памятник русского православного летописания. Название получила по Ипатьевскому Троицкому монастырю, где хранилась. Датируется 15 веком, включает в себя… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

летописный свод 13 — начала 14 вв., сохранившийся в списке 15 в. Восходит к южно-русскому летописному своду конца 13 в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод конца 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре…. смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

летописный свод 13 начала 14 вв., сохранившийся в списке 15 в. Восходит к южно-русскому летописному своду конца 13 в. Включает Повесть временных лет с продолжением до 1117, Киевский свод конца 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре…. смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.<br><br><br>… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ летопись — свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.<br>… смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ , свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре…. смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре…. смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

свод начала XV в., восходит к южно-русскому летописному своду конца XIII а. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г., Киевский свод конца XII в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре…. смотреть

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Начальная форма — Ипатьевская летопись, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

ипатьевская летопись

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Ипа́тьевская ле́топись — свод начала XV в., восходит к южнорусскому летописному своду конца XIII в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод конца XII в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

* * *

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — ИПА́ТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ, древнейший памятник южнорусского летописания (см. ЛЕТОПИСИ), один из ранних русских летописных сводов. Получила название по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка начала 15 века, открытого Н.М. Карамзиным, самостоятельное значение имеет Хлебниковский список 16 века. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу — южнорусскому летописному своду конца 13 века.

Летопись по составу разделяется на три основные части: первая — «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 года; вторая — Киевский свод конца 12 века (события 1118-1199); третья — в основном галицко-волынские летописные записи (события до 1292). Ипатьевская летопись является ценнейшим источником по истории Юго-Западной Руси до конца 13 века. Замечательной особенностью является светский характер ряда сюжетов. Многие галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтического произведения. Большие заслуги в изучении Ипатьевской летописи принадлежат Н.М. Карамзину, А.А. Шахматову, Л.В. Черепнину, В.Т. Пашуто.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ летопись — свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

ИПА́ТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ, об­ще­рус­ский ле­то­пис­ный свод юж. ре­дак­ции кон. 13 – нач. 14 вв. Древ­ней­ший спи­сок И. л. – Ипа­ть­ев­ский най­ден Н. М. Ка­рам­зи­ным в Ипать­ев­ском мо­на­сты­ре в Ко­ст­ро­ме (от­сю­да назв.). Со­хра­ни­лась в 8 спи­сках, важ­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся Ипать­ев­ский (1-я четв. 15 в.) и Хлеб­ни­ков­ский (1560-е гг.), вос­хо­дя­щий к то­му же про­то­гра­фу, что и Ипать­ев­ский. Два спи­ска (спи­сок РГАДА, 1816; спи­сок БАН, 1819) яв­ля­ют­ся позд­ни­ми ко­пия­ми Ипать­ев­ско­го, а ещё 4 спи­ска (По­го­дин­ский, спи­сок Я. В. Яроц­ко­го, оба 17 в.; Ер­мо­ла­ев­ский, нач. 18 в.; Кра­ков­ский, кон. 18 в.) вос­хо­дят к Хлеб­ни­ков­ско­му, но в це­лом пред­став­ля­ют осо­бую ре­дак­цию И. л. Текст И. л., по мне­нию А. А. Шах­ма­то­ва, М. Д. При­сёл­ко­ва и др., со­сто­ит из 3 час­тей: 1) «По­весть вре­мен­ных лет» (ПВЛ); 2) Ки­ев­ский ле­топис­ный свод; 3) Га­лиц­ко-Во­лын­ская ле­то­пись.

Архив БРЭ


Фрагмент начального листа Ипатьевского списка Ипатьевской летописи. 1-я четв. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

1-я часть И. л. – вто­рой по древ­но­сти спи­сок ПВЛ (по­сле спи­ска Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си), текст ко­то­ро­го до­ве­дён до 1117. Со­став­лен пред­по­ло­жи­тель­но в Кие­во-Пе­чер­ском мон. в 1118. Позд­нее ПВЛ бы­ла вклю­че­на в Ки­ев­ский ле­то­пис­ный свод и уже в его со­ста­ве во­шла в Ипать­ев­скую ле­то­пись.

2-я часть И. л. – Ки­ев­ский ле­то­пис­ный свод 1198. А. А. Шах­ма­тов и М. Д. При­сёл­ков счи­та­ли, что он был со­став­лен игу­ме­ном ки­ев­ско­го Вы­ду­бец­ко­го мон. Мои­се­ем и за­кан­чи­вал­ся со­об­ще­ни­ем о воз­ве­де­нии во­круг Вы­ду­бец­ко­го мон. ка­мен­ной сте­ны и по­хва­лой игу­ме­на Мои­сея ки­ев­ско­му кн. Рю­ри­ку Рос­ти­сла­ви­чу, по­ме­щён­ны­ми в Ипать­ев­ском спи­ске И. л. под 1200 (со­глас­но ис­сле­до­ва­нию Н. Г. Бе­реж­ко­ва, их сле­ду­ет от­но­сить к 1198). При­сёл­ков пред­ла­гал счи­тать Ки­ев­ский свод сво­дом Рю­ри­ка Рос­ти­сла­ви­ча, т. к. из­вес­тия о нём и его се­мье со­дер­жат­ся в этом сво­де ре­гу­ляр­но на­чи­ная с 1173 (так­же от­ме­чал, что со­ста­ви­тель сво­да ино­гда до­бав­лял имя Рю­ри­ка к опи­са­нию не­ко­то­рых дея­ний ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча). При­сёл­ков вы­де­лял три ис­точ­ни­ка Ки­ев­ско­го сво­да. 1-й – се­мей­ная хро­ни­ка Рос­ти­сла­ви­чей, с их нек­ро­ло­га­ми, на­пи­сан­ная игу­ме­ном Мои­се­ем. 2-й – ле­то­пи­сец пе­ре­яс­лав­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Гле­бо­ви­ча, за­кан­чи­ваю­щий­ся опи­са­ни­ем его смер­ти в 1187 и вклю­чаю­щий по­ве­ст­во­ва­ние о его во­ен. дей­ст­ви­ях про­тив по­лов­цев. 3-й ис­точ­ник – чер­ни­гов­ский ле­то­пи­сец кн. Иго­ря Свя­то­сла­ви­ча, окан­чи­ваю­щий­ся со­об­ще­ни­ем о смер­ти в 1198 чер­ни­гов­ско­го кн. Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча и всту­п­ле­нии на чер­ни­гов­ский стол са­мо­го Иго­ря. Этот ле­то­пи­сец, по мне­нию При­сёл­ко­ва, был на­чат при кн. Свя­то­сла­ве Оль­го­ви­че в 1140-е гг., про­дол­жен при нов­го­род-се­вер­ском кн. Оле­ге Свя­то­сла­ви­че (ум. 1180), а за­тем при Иго­ре Свя­то­сла­ви­че. Шах­ма­тов от­ме­чал на­ли­чие в тек­сте Ки­ев­ско­го сво­да вкра­п­ле­ний из Га­лиц­ко-Во­лын­ско­го сво­да (на­чи­ная с 1140-х гг.) и из рос­то­во-суз­даль­ско­го ле­то­пи­са­ния.

Осо­бый взгляд на Ки­ев­ский свод пред­ло­жил В. Т. Па­шу­то. Опи­ра­ясь на тот факт, что в на­чаль­ной ста­тье, пред­ше­ст­вую­щей ПВЛ («Се же суть име­на кня­зем ки­евь­ским…» Ипать­ев­ско­го спи­ска), спи­сок кня­зей за­вер­ша­ет­ся Вла­ди­ми­ром Рю­ри­ко­ви­чем и Дмит­ром, по­сад­ни­ком га­лиц­ко-во­лын­ско­го кн. Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча, при ко­то­ром «взя­ша Ба­тый Ки­ев», ис­сле­до­ва­тель пред­по­ло­жил, что Ки­ев­ский свод до­хо­дил до кон. 1230-х гг. Ле­то­пи­сец, со­глас­но Па­шу­то, пи­сал при дво­ре Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча по­сле на­шест­вия та­тар; он же до­ба­вил к ки­ев­ско­му тек­сту ма­те­риа­лы га­лиц­ко-во­лын­ско­го ле­то­пи­са­ния 12 в. и ис­поль­зо­вал Ки­ев­ский свод по­сле 1200 как ис­точ­ник по­пол­не­ния га­лиц­ко-во­лын­ско­го ле­то­пи­са­ния.

3-я часть И. л. – Га­лиц­ко-Во­лын­ская ле­то­пись, рез­ко от­ли­ча­ет­ся от пред­ше­ст­вую­ще­го тек­ста по сти­лю и со­дер­жа­нию; мож­но счи­тать, что это са­мо­стоя­тель­ный, поч­ти не­за­ви­си­мый от об­ще­рус­ско­го ле­то­пи­са­ния па­мят­ник, яв­ляю­щий­ся уни­каль­ным ис­точ­ни­ком све­де­ний о Га­лиц­ком и Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ском кня­же­ст­вах, а так­же о ме­ж­ду­нар. свя­зях рус. кня­жеств в 13 в. По­ве­ст­во­ва­ние в ней ве­лось не по го­дам: в Хлеб­ни­ков­ском спи­ске от­сут­ст­ву­ет го­до­вая сет­ка (ве­ро­ят­но, её не бы­ло и в про­то­гра­фе), а в Ипать­ев­ском спи­ске го­ды про­став­ле­ны при со­став­ле­нии спи­ска, при­том с ме­ха­нич. ошиб­кой – при при­сое­ди­не­нии к Ки­ев­ско­му сво­ду (по­след­няя, при этом не­вер­ная, да­та – 1200), со­ста­ви­тель И. л. да­ти­ро­вал сле­дую­щие со­бы­тия 1201, хо­тя на са­мом де­ле они от­но­сят­ся к 1205. В. Т. Па­шу­то, опи­ра­ясь на мне­ние М. Д. При­сёл­ко­ва, счи­тал, что пер­во­на­чаль­но Га­лиц­ко-Во­лын­ская ле­то­пись пи­са­лась в фор­ме сво­бод­но­го рас­ска­за, а в кон. 13 в. ма­те­риа­лы бы­ли сгруп­пи­ро­ва­ны в со­от­вет­ст­вии с хро­но­ло­ги­ей со­бы­тий, но без го­до­вой сет­ки, ко­то­рую внёс лишь со­ста­ви­тель Ипать­ев­ско­го спи­ска И. л.

Га­лиц­ко-Во­лын­ская ле­то­пись в осн. со­сто­ит из ря­да кня­же­ских био­гра­фий. Л. В. Че­реп­нин вы­де­лил из об­ще­го тек­ста ле­то­пи­си соб­ст­вен­но Га­лиц­кую ле­то­пись, а И. П. Ерё­мин – Во­лын­скую ле­то­пись (при этом он весь­ма уп­ро­стил ис­то­рию со­став­ле­ния это­го па­мят­ни­ка). Со­глас­но ги­по­те­зе В. Т. Па­шу­то, На­чаль­ная Га­лиц­кая ле­то­пись (со­став­лен­ная в 1211 га­лиц­ким книж­ни­ком Ти­мо­фе­ем) во­шла в со­став сво­да, со­став­лен­но­го в 1246 ки­ев­ским митр. Ки­рил­лом II (III) и про­дол­жен­но­го до 1261 холм­ским еп. Ио­ан­ном. По­сле смер­ти Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча (1264) ле­то­пи­са­ние пе­ре­шло во Вла­ди­мир-Во­лын­ский. Ле­то­пи­сец вла­ди­ми­ро-во­лын­ско­го кн. Ва­силь­ка Ро­ма­но­ви­ча до­вёл по­ве­ст­во­ва­ние до 1269 или 1271, по­пол­нив текст све­де­ния­ми из ле­то­пис­ца Швар­на Да­ни­ло­ви­ча. Про­дол­жил по­ве­ст­во­ва­ние свод вла­ди­ми­ро-во­лын­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Ва­силь­ко­ви­ча (ум. 1288); его ав­то­ром Па­шу­то счи­тал вла­ди­ми­ро-во­лын­ско­го еп. Ев­сиг­ния (по мне­нию И. П. Ерё­ми­на, не мень­ше ос­но­ва­ний ат­ри­бу­ти­ро­вать его ту­ров­ско­му еп. Мар­ку), а А. И. Ген­сь­ор­ский – пис­ца Фе­дор­ца, пи­сав­ше­го за­ве­ща­ние Вла­ди­ми­ра Ва­силь­ко­ви­ча. По­след­ний свод, ох­ва­ты­ваю­щий 1289 и зи­му 1289/90, – Свод вла­ди­ми­ро-во­лын­ско­го кн. Мсти­сла­ва Да­ни­ло­ви­ча, вклю­чил в се­бя от­рыв­ки ме­ст­но­го ле­то­пи­са­ния Пин­ска, Сте­па­ни и др.

Ис­точ­ни­ки Га­лиц­ко-Во­лын­ской ле­то­пи­си мно­го­об­раз­ны: это кня­же­ские ле­то­пис­цы, разл. до­ку­мен­ты (ак­ты, гра­мо­ты, во­ен. до­не­се­ния, ди­пло­ма­тич. от­чё­ты), рас­ска­зы оче­вид­цев о бит­вах и по­хо­дах, во­ин­ские по­вес­ти, фраг­мен­ты из др. ле­то­пи­сей (напр., По­весть о бит­ве на Кал­ке), ме­ст­ное ле­то­пи­са­ние и т. д. Кро­ме то­го, в Га­лиц­ко-Во­лын­ской ле­то­пи­си при­сут­ст­ву­ют час­тые об­ра­ще­ния к книж­ным ис­точ­ни­кам: к пе­ре­вод­ным ис­то­рич. со­чи­не­ни­ям (греч. хро­ни­кам, «Ис­то­рии иу­дей­ской вой­ны» Ио­си­фа Фла­вия); есть в её со­ста­ве и боль­шие ци­та­ты из «Сло­ва о за­ко­не и бла­го­да­ти» ки­ев­ско­го митр. Ила­рио­на.

Все со­став­ные час­ти И. л. рас­смат­ри­ва­ют­ся как уни­каль­ные па­мят­ни­ки др.-рус. ли­те­ра­ту­ры. В це­лом И. л. (или сход­ная юж.-рус. ле­то­пись) ока­за­ла влия­ние на ряд по­сле­дую­щих ле­то­пис­ных па­мят­ни­ков, в т. ч. на про­то­граф Со­фий­ской пер­вой и Нов­го­род­ской чет­вёр­той ле­то­пи­сей, а так­же на про­то­граф Мо­с­ков­ско­го ле­то­пис­но­го сво­да кон. 15 в. и Ер­мо­лин­ской ле­то­пи­си.

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Ипатьевская летопись

Из Википедии — свободной энциклопедии

Ипа́тьевская ле́топись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории Киевской Руси.

Списки

Сохранились два основных списка летописи (Ипатьевский и Хлебниковский) и четыре производных списка, восходящих к Хлебниковскому:

  • Ипатьевский (Академический) список. На 307 листах (один из вариантов её цитирования — по данному делению). Датируется концом 1420-х годов[1]. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 году она была найдена в Библиотеке Академии наук историографом Николаем Карамзиным[2]. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. В настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук[3].
  • Хлебниковский список (Несторовский список). Датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Ряд листов в нём перепутан, другие утрачены и восстановлены по более древнему списку. Обнаружен среди рукописей библиофила Петра Хлебникова в 1809 году Карамзиным и введён в научный оборот[4].
  • Погодинский список. Датируется примерно 1620 годом. Является копией Хлебниковского[5]. Одно время принадлежал Михаилу Погодину. После приобретения коллекции Погодина в 1852 году Николаем I вместе с другими рукописями поступил в Публичную библиотеку.
  • Список Яроцкого. Датируется 1651 годом, в Библиотеку Академии наук поступил в 1910 году от Я. В. Яроцкого, директора коммерческого училища в городе Кременце Волынской губернии. Представляет собой переработку Хлебниковского списка[6].
  • Ермолаевский список. Датируется 1710-ми годами, предположительно изготовлен в Киеве для князя Дмитрия Голицына. Этот список в текстологическом отношении восходит к Хлебниковскому, но имеет более яркие лексические признаки украинского происхождения и множество разночтений, напечатанных в издании 1908 года отдельно, в особом Приложении[7]. Сопоставление с Хлебниковским списком показывает, что большинство разночтений Ермолаевского списка появились в результате банальных ошибок переписчика, который был очень невнимателен и к тому же плохо понимал древнерусский текст. Из помет на рукописи следует, что список в разные времена принадлежал Василию Алексеевичу Голицину, московскому купцу Матвею Гаврилову, продавшему его в 1769 году Ивану Козмину. Потом список попал в коллекцию Александра Ермолаева, а в 1814 году был приобретён Публичной библиотекой[8].
  • Краковский список. Был изготовлен для польского историка Адама Нарушевича около 1795—1796 годов. Это копия Погодинского списка, который для удобства заказчика переписан был латинскими буквами. Представляет ценность как источник реконструкции нескольких фрагментов Погодинского списка, утраченных после 1796 года.

В ПСРЛ летопись напечатана по Ипатьевскому списку с вариантами по Хлебниковскому и Погодинскому.

Состав

Страница Ипатьевской летописи с первым упоминанием о Москве в 1147 году. Малый лист почтовых марок, изданный Почтой России к 850-летию Москвы, 1997

Общепризнанным в науке является разделение свода на три основных части (в свою очередь, каждая из этих частей имеет весьма сложную структуру):

  • Предшествует тексту Перечень киевских князей от Аскольда и Дира до взятия Киева Батыем, лист 2 (стб. 1—2).
  • «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 года (листы 3—106 об. — по изданию в ПСРЛ: т. II, стб. 2—285)
  • Киевская летопись XII века — летописание событий 1118—1198 годов (листы 106об.—245 — стб. 285—715). Особенно подробно изложены события 1146—1152 годов (листы 118—167 — стб. 319—465).
  • Галицко-Волынская летопись (о событиях до 1292 года), листы 245—307 (стб. 715—938).

Согласно концепции Бориса Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146—1154 года заимствовано из особой «Летописи Петра Бориславича». Они изложены в среднем в двадцать раз подробнее, нежели события предшествующих тридцати лет.

Подробно описан поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году[9], это описание считают особой повестью.

Алексей Шахматов считал, что Ипатьевский и сходные списки являются списками второй редакции, подвергшимися влиянию списков первой редакции. Исходя из текстологического анализа Ипатьевской летописи, он установил, что составитель общерусского Ипатьевского свода пользовался несколькими независимыми друг от друга летописями — Галицко-Волынской XIII века, Киевской начала XII века, Печерской, Черниговской и Владимирской XV века («Владимирским полихроном Фотия», прославлявшим князя Андрея Боголюбского)[10].

Современные исследователи считают вероятным, что летопись могла быть составлена в конце XIII века при митрополите Максиме Гречине, либо в начале XIV века при митрополите Петре Ратенском[11].

По мнению филолога Александра Ужанкова, первая часть Галицко-Волынской летописи создавалась как совершенно самостоятельное литературное произведение — жизнеописание князя Даниила Романовича Галицкого[12]. Согласно концепции Андрея Горовенко, являющейся развитием построений Ужанкова, «Жизнеописание Даниила Галицкого» было присоединено к Киевской летописи вскоре после 1268 года во Владимире Волынском по заказу князя Владимира Васильковича. Другими словами, «галицкая» часть будущей Галицко-Волынской летописи присоединена была к Киевской летописи прежде, чем появилась «волынская» часть — продолжение с описанием позднейших событий. Это продолжение составлено было другим книжником во Владимире Волынском много позже, в 1288—1290 годах[13].

Александр Шеков предположил, что некоторые сведения Ипатьевской летописи восходят к черниговскому летописанию[14].

Особенности редакции «Повести временных лет»

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи содержит некоторое число сведений, отсутствующих в Лаврентьевской (различия рассмотрены в исследованиях А. А. Шахматова и комментарии Д. С. Лихачёва к изданию «Повести временных лет»). Помимо ряда мелких различий в одно-два слова, в ней указано:

  • Только в Ипатьевской летописи под 862 годом указано, что варяг Рюрик сел в Ладоге[15] (в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван Новгород[16]).
  • Святослав Игоревич родился в 942 году[17]. В Н1Л, Н4Л, С1Л и Никоновской летописи (НикЛ) даты рождения нет.
  • Владимир Святославич крестился в церкви Софии в Херсонесе[18] (по Лаврентьевской — в церкви св. Василия, по Радзивиловской — в церкви св. Богородицы[19], по Н1Л — в церкви «св. Василиска»[20], по Н4Л, С1Л, НикЛ и ВоскрЛ — в церкви св. Иакова[21]).
  • Указано, что Ярослав Владимирович был 18 лет к 1016 году[22] (та же цифра в С1Л[23]), что явно ошибочно, и в других летописях указано 28 лет.
  • Под 1050 годом указана дата смерти княгини Ирины — 10 февраля[24] (в С1Л дата 14 февраля[25]). Нет даты в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1076 годом указано рождение Мстислава Владимировича[26]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1086 годом сообщается об основании Всеволодом Ярославичем церкви св. Андрея[27] и о походе Всеволода к Перемышлю в 1087 году[28]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1088 годом указаны дополнительно имена трех епископов[28]. Есть в Н4Л[29], нет в Н1Л, С1Л и НикЛ.
  • Под 1098 годом указано на закладку Владимиром церкви св. Богородицы в Переяславле и Остёрского городка[30]. Нет в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1099 годом указание на небесное знамение в апреле во Владимире[30]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1101 годом указано на заложение церкви св. Богородицы в Смоленске[31]. Есть в Н4Л, НикЛ[32]. Нет в Н1Л, С1Л.
  • Под 1102 годом указано на рождение сына Андрея у Владимира Мономаха и на смерть Владислава Польского[33]. В НикЛ указано только первое[34], в Н1Л, Н4Л, С1Л ничего.
  • Под 1105 годом указано на поход Боняка зимой против торков и берендеев[35]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Указано на солнечное затмение в августе 1106 года[36], однако отсутствует упоминание Збигнева (которое есть в Лаврентьевской). Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1110 годом указано на поход половцев к Переяславлю летом[37]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.

Издания

Оригинал

  • ПСРЛ. Т. II. СПб, 1843. (издание не включало текст «Повести временных лет» до 1111 года, ибо он был опубликован в виде разночтений к I тому ПСРЛ)
  • Повесть временных лет по Ипатскому списку. — СПб.: Археографическая комиссия, 1871.
  • ПСРЛ. Т. II. 2-е изд. СПб, 1908. СПб, 1998. См. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ.
  • The Old Rus’ Kievan and Galician-Volhynian Chronicles: The Ostroz’kyj (Xlebnikov) and Cetvertyns’kyj (Pogodin) Codices (Harvard Library of Early Ukrainian Literature. Texts: Volume VIII). — Harvard: Harvard University Press, 1991. — ISBN 9780916458379

Переводы на современный русский язык

  • Летописный рассказ событий Киевской, Волынской и Галицкой Руси от её начала до половины XIV века / Изд. А. Клеванов. — М.: Тип. А. И. Мамонтова и К°, 1871. — 498 с. Содерж.: Лаврентьевская летопись — летопись Нестора; Ипатьевская летопись; Волынская летопись. Перевод А. С. Клеванова.
  • Древнерусские летописи / Пер. и коммент. В. Панова. Статьи В. Лебедева и В. Панова. — М.Л.: Academia, 1936. Содерж.: Начальная летопись; Киевская летопись; Галицко-Волынская летопись.

Существуют также переводы «Повести временных лет» по Ипатьевской летописи на украинский язык, Киевской летописи на польский язык и переводы Галицко-Волынской летописи на украинский и английский языки.

См. также

  • Лаврентьевская летопись
  • Киевская летопись
  • Галицко-Волынская летопись:

Примечания

  1. Анализ водяных знаков показывает, что использованная для данной рукописи бумага была изготовлена между 1404 и 1428 годами. — Клосс Б. М. Предисловие к изданию 1998 г. // ПСРЛ. — Т. II. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. F.
  2. Составители комментированного списка источников и литературы, использованных Карамзиным в «Примечаниях», утверждают без ссылки на какой-либо источник, что в научный оборот Ипатьевский список был введён благодаря Александру Тургеневу, который будто бы обнаружил эту рукопись в Библиотеке Академии наук около 1807 года и сообщил об этой находке историографу (см. академическое издание: Карамзин Н. М. История государства Российского. — Т. 1. — М.: Наука, 1989. — С. 333). Однако Карамзин вполне определённо приписывает честь открытия рукописи самому себе (там же, с. 25, ****)
  3. О списках. Дата обращения: 20 июня 2011. Архивировано 3 ноября 2017 года.
  4. Иванов О. Важнейшая находка Архивная копия от 6 марта 2019 на Wayback Machine
  5. Клосс Б. М. Предисловие к изданию 1998 г. // ПСРЛ. — Т. II. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. I.
  6. Клосс Б. М. Предисловие к изданию 1998 г. // ПСРЛ. — Т. II. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. J — L.
  7. ПСРЛ. — Т. II. — 1908. — С. 1—84 отдельной пагинации.
  8. Клосс Б. М. Предисловие к изданию 1998 г. // ПСРЛ. — Т. II. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. K.
  9. ПСРЛ, т. II, стб. 637—651.
  10. Шахматов А. А. История русского летописания. — Т. 1, кн. 2. — СПб.: Наука, 2011.
  11. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) — Л., 1987. — С. 236. Электронная версия Архивная копия от 5 декабря 2020 на Wayback Machine первого и 1—2 частей второго выпуска на сайте Института русской литературы.
  12. Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания // Герменевтика древнерусской литературы. — М., 1989. — Сб. 1. — С. 247—283.
  13. Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. — С. 209—237. Хронологическая таблица предполагаемых этапов формирования текста Ипатьевской летописи на с. 236—237.
  14. Шеков А. В. Заметки о черниговском летописании XII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2007. — № 3 (29). — С. 125—126.
  15. ПСРЛ, т. II, стб.14
  16. ПСРЛ, т. III, стр.106, т. IV, ч.1, стр.11, т. VI, вып.1, стб.14
  17. ПСРЛ, т. II, стб.34
  18. ПСРЛ, т. II, стб.97
  19. ПСРЛ, т. I, стб.111 и сноска 25
  20. ПСРЛ, т. III, стр.152
  21. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.82, т. VI, вып.1, стб.96, т. VII, стр.308, т. IX, стр.54
  22. ПСРЛ, т. II, стб.129
  23. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.129
  24. ПСРЛ, т. II, стб.143 и сноска 22, в Хлебниковском списке текст отсутствует
  25. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.181
  26. ПСРЛ, т. II, стб.190
  27. ПСРЛ, т. II, стб.197, причём в Лаврентьевской летописи это сообщение пропущено, и смерть Ярополка передвинута на год ранее — в 1086 год
  28. 1 2 ПСРЛ, т. II, стб.199
  29. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.135
  30. 1 2 ПСРЛ, т. II, стб.248
  31. ПСРЛ, т. II, стб.250
  32. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.138 (под 1100 годом), т. IX, стр.137
  33. ПСРЛ, т. II, стб.252
  34. ПСРЛ, т. IX, стр.138
  35. ПСРЛ, т. II, стб.257
  36. ПСРЛ, т. II, стб.258
  37. ПСРЛ, т. II, стб.260

Литература

  • Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд.-во АН СССР, 1963.
  • Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — с. 209—237.
  • Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.
  • Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X—XIII вв. СПб, 2003.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С.235-241 (статья О. П. Лихачевой)

Ссылки

  • ПСРЛ, т. II. Ипатьевская летопись
  • ПСРЛ. — Т. 2. Ипатьевская летопись. — СПб., 1908. — Стлб. 1-21.


Эта страница в последний раз была отредактирована 25 февраля 2023 в 15:20.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иоганн как пишется на немецком
  • Ио технического директора как пишется
  • Ио председателя суда как пишется правильно
  • Ио главного бухгалтера как пишется сокращенно
  • Иняз как пишется грамота