Ипатьевский список как пишется

Ипатьевский список

Ипатьевский список

Ипа́тьевская ле́топись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси.

Содержание

  • 1 Списки
  • 2 Состав
  • 3 Особенности редакции ПВЛ
  • 4 Издания и литература
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Списки

Сохранилось два основных и четыре восходящих к Хлебниковскому списка летописи:

  • Ипатьевский (Академический) список. На 307 листах (один из вариантов ее цитирования — по данному делению). Датируется примерно 1420 годом, в XVII веке находился Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. Найден А. И. Тургеневым в библиотеке АН около 1807 года, после чего с ним ознакомился Н. М. Карамзин [1]. Написан пятью писцами, по предположению А. А. Шахматова — в Пскове.
  • Хлебниковский список. Датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Ряд листов в нем перепутаны, другие утрачены и восстановлены по более древнему списку. Обнаружен среди рукописей купца Хлебникова в 1809 году Н. М. Карамзиным и введен в научный оборот [2].
  • Погодинский список. Датируется примерно 1620 годом.
  • Список Яроцкого. Датируется 1651 годом.
  • Ермолаевский список. Датируется 1710-ми годами, предположительно изготовлен в Киеве для князя Д. М. Голицына. Имеет множество разночтений, напечатанных в т. II ПСРЛ отдельно (стр. 1-84 отдельной пагинации).
  • Краковский список. Датируется примерно 1795 годом.

В ПСРЛ летопись напечатана по Ипатьевскому списку с вариантами по Хлебниковскому и Погодинскому.

Состав

Общепризнанным в науке является разделение свода на три основных части (в свою очередь, каждая из этих частей имеет весьма сложную структуру):

  • Предшествует тексту Перечень киевских князей от Аскольда и Дира до взятия Киева Батыем. Лист 2 (стб.1-2).
  • «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г. (Листы 3-106 об. — по изданию в ПСРЛ: т. II, стб. 2-285)
  • Киевская летопись XII века — летописание событий 1118—1199 г. (Листы 106об.-245 — стб. 285—715). Особенно подробно изложены события 1146—1152 годов (Листы 118—167 — стб. 319—465).
  • Галицко-Волынская летопись (о событиях до 1292 г.). Листы 245—307 (стб. 715—938)

Согласно концепции Б. А. Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146—1154 года заимствованы из особой «Летописи Петра Бориславича». Они изложены в среднем в двадцать раз подробнее, нежели события предшествующих тридцати лет.

Подробно описан поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году [3], это описание считают особой повестью.

По мнению А. А. Шахматова, в летописи использован общерусский свод начала XIV в. Современные ученые не считают это обязательным. Таким образом, летопись составлена в конце XIII в.

Особенности редакции ПВЛ

Текст ПВЛ в составе Ипатьевской летописи содержит некоторое число сведений, отсутствующих в Лаврентьевской [4]. Помимо ряда мелких различий в одно-два слова, в ней указано:

  • Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге [5](в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван Новгород [6]).
  • Святослав Игоревич родился в 942 году [7]. В Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ нет.
  • Владимир Святославич крестился в церкви Софии в Херсонесе [8] (по Лаврентьевской — в церкви св. Василия, по Радзивиловской — в церкви св. Богородицы [9], по Н1Л — в церкви «св. Василиска» [10], по Н4Л, С1Л, НикЛ и ВоскрЛ — в церкви св. Иакова [11]).
  • Указано, что Ярослав Владимирович был 18 лет к 1016 году [12] (та же цифра в С1Л [13]), что явно ошибочно, и в других летописях указано 28 лет.
  • Под 1050 годом указана дата смерти княгини Ирины — 10 февраля [14] (в С1Л дата 14 февраля [15]). Нет даты в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1076 годом указано рождение Мстислава Владимировича [16]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1086 годом сообщается об основании Всеволодом Ярославичем церкви св. Андрея [17], и о походе Всеволода к Перемышлю в 1087 году [18]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1088 годом указаны дополнительно имена трех епископов [19]. Есть в Н4Л [20], нет в Н1Л, С1Л и НикЛ.
  • Под 1098 годом указано на заложение Владимиром церкви св. Богородицы в Переяславле и Остёрского городка [21]. Нет в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1099 годом указание на небесное знамение в апреле во Владимире [22]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1101 годом указано на заложение церкви св. Богородицы в Смоленске [23]. Есть в Н4Л, НикЛ [24]. Нет в Н1Л, С1Л.
  • Под 1102 годом указано на рождение сына Андрея у Владимира Мономаха, и на смерть Владислава Польского [25]. В НикЛ указано только первое [26], в Н1Л, Н4Л, С1Л ничего.
  • Под 1105 годом указано на поход Боняка зимой против торков и берендеев [27]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Указано на солнечное затмение в августе 1106 года [28], однако отсутствует упоминание Збигнева (которое есть в Лаврентьевской). Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1110 годом указано на поход половцев к Переяславлю летом [29]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.

Издания и литература

  • ПСРЛ. Т. II. СПб, 1843. (издание не включало текст ПВЛ до 1111 года, ибо он был опубликован в виде разночтений к I тому ПСРЛ)
  • Летопись по Ипатскому списку. СПб, 1871.
  • ПСРЛ. Т. II. 2-е изд. СПб, 1908. СПб, 1998. См. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ.

На современный русский язык переводились отдельно первая и третья части летописи (то есть третья редакция ПВЛ и Галицко-Волынская летопись), но не переводилась Киевская летопись. Существуют переводы ПВЛ по Ипатьевской летописи на украинский язык, Киевской летописи на польский язык и переводы Галицко-Волынской летописи на украинский и английский языки.

Литература (см. также в статьях о Киевской и Галицко-Волынской летописях):

  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С.235-241 (статья О. П. Лихачевой)
  • Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.
  • Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X—XIII вв. СПб, 2003.

См. также

  • Лаврентьевская летопись

Примечания

  1. комментарий в издании: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М., 1989. С.333
  2. еще до опубликования Карамзин обильно цитирует выдержки из летописи в примечаниях к томам II—IV «Истории государства Российского»
  3. ПСРЛ, т. II, стб.637-651
  4. они пунктуально рассмотрены в исследованиях А. А. Шахматова и комментарии Д. С. Лихачёва к изданию ПВЛ
  5. ПСРЛ, т. II, стб.14
  6. ПСРЛ, т. III, стр.106, т. IV, ч.1, стр.11, т. VI, вып.1, стб.14
  7. ПСРЛ, т. II, стб.34
  8. ПСРЛ, т. II, стб.97
  9. ПСРЛ, т. I, стб.111 и сноска 25
  10. ПСРЛ, т. III, стр.152
  11. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.82, т. VI, вып.1, стб.96, т. VII, стр.308, т. IX, стр.54
  12. ПСРЛ, т. II, стб.129
  13. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.129
  14. ПСРЛ, т. II, стб.143 и сноска 22, в Хлебниковском списке текст отсутствует
  15. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.181
  16. ПСРЛ, т. II, стб.190
  17. ПСРЛ, т. II, стб.197, причем в Лаврентьевской это сообщение пропущено, и смерть Ярополка передвинута на год ранее — в 1086 год
  18. ПСРЛ, т. II, стб.199
  19. ПСРЛ, т. II, стб.199
  20. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.135
  21. ПСРЛ, т. II, стб.248
  22. ПСРЛ, т. II, стб.248
  23. ПСРЛ, т. II, стб.250
  24. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.138 (под 1100 годом), т. IX, стр.137
  25. ПСРЛ, т. II, стб.252
  26. ПСРЛ, т. IX, стр.138
  27. ПСРЛ, т. II, стб.257
  28. ПСРЛ, т. II, стб.258
  29. ПСРЛ, т. II, стб.260

Ссылки

  • «Полное собрание русских летописей. Том 2», pdf, 4,5 Mb

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Ипатьевский список» в других словарях:

  • Список жён русских великих князей — Жены великих князей  в списке перечислены жены великих князей Киевских и Владимирских, а также жены правителей русских земель[1] …   Википедия

  • Список храмов Костромы — Список православных храмов Костромы Содержание 1 Храмы в историческом центре 2 Церкви за Волгой …   Википедия

  • Список монастырей России — Соловецкий монастырь в 1915 году. Фото С. М. Прокудина Горского В список включены монастыри нескольких религиозных конфессий (православие …   Википедия

  • Список улиц Москвы — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Москва …   Википедия

  • Список монастырей Российской империи — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Летописи Руси — Летопись  более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать… …   Википедия

  • Русские летописи — Летопись  погодовой, более или менее подробный рассказ о событиях. Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV XVIII веков. Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту …   Википедия

  • Летопись Ипатьевская — – общерусский летописный свод южной редакции кон. ХШ – нач. XIV в., древнейшим списком которого является Ипатьевский XV в. Рукопись эта, найденная Н. М. Карамзиным, содержит второй по древности (после списка Летописи Лаврентьевской 1377 г.)… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Повесть временных лет — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Повѣсть временныхъ лѣтъ …   Википедия

  • ПВЛ — Запрос «ПВЛ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. 14 й лист Радзивилловской летописи, включающей в себя список «Повести временных лет» с уникальными иллюстрациями XV века. На листе описывается поход Вещего Олега на Царьград. Повесть… …   Википедия

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

ипатьевская летопись

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Ипа́тьевская ле́топись — свод начала XV в., восходит к южнорусскому летописному своду конца XIII в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод конца XII в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

* * *

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — ИПА́ТЬЕВСКАЯ ЛЕ́ТОПИСЬ, древнейший памятник южнорусского летописания (см. ЛЕТОПИСИ), один из ранних русских летописных сводов. Получила название по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка начала 15 века, открытого Н.М. Карамзиным, самостоятельное значение имеет Хлебниковский список 16 века. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу — южнорусскому летописному своду конца 13 века.

Летопись по составу разделяется на три основные части: первая — «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 года; вторая — Киевский свод конца 12 века (события 1118-1199); третья — в основном галицко-волынские летописные записи (события до 1292). Ипатьевская летопись является ценнейшим источником по истории Юго-Западной Руси до конца 13 века. Замечательной особенностью является светский характер ряда сюжетов. Многие галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтического произведения. Большие заслуги в изучении Ипатьевской летописи принадлежат Н.М. Карамзину, А.А. Шахматову, Л.В. Черепнину, В.Т. Пашуто.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ летопись — свод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

ипатьевский дом

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Ипа́тьевский до́м (в Екатеринбурге)

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

ипатьевский монастырь

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Ипа́тьевский монасты́рь (Троицкий) мужской, в Костроме. Основан около 1330. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Фёдоровичу Романову было объявлено об избрании его царём. Ипатьевский монастырь упразднён после Октябрьской революции. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектурный ансамбль включает стены и башни (XVI-XVII вв.), Троицкий собор с росписями Г. Кинешемцева (XVII в.), звонницу (XVII в.), Келарские кельи (так называемые Палаты Романовых, XVI в., XIX в.). На территорию Ипатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества — церкви Богородицы из села Холм (XVI в.), Спасо-Преображенская из села Спас-Вежи (XVII в.) и др.

* * *

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — ИПА́ТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь), в Костроме (см. КОСТРОМА (город)), памятник русской архитектуры 16-17 веков; расположен на стрелке между реками Волгой и Костромой.

Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописях под 1432, но основан значительно раньше. Территория монастыря состоит из двух частей — Старого и Нового города. Оба города обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Центр монастыря — пятиглавый Троицкий собор и звонница.

По преданию монастырь был основан около 1330 татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды (см. ЗОЛОТАЯ ОРДА) к Ивану Калите (см. ИВАН I Калита) и принявшим в Москве христианство под именем Захария. На месте будущего монастыря ему было видение Божьей матери с апостолом Филиппом и мучеником Ипатием, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за исцеление, на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и дубовые стены.

Согласно другой версии, монастырь основал в 1275 владимирский великий князь Василий Ярославич Квашня (брат Александра Невского), предпочитавший жить в Костроме. После упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых. В 16 веке Годуновы заняли первостепенное место при царском дворе и монастырь вступил в эпоху бурного развития. Вместо деревянных церквей и стен были воздвигнуты сооружения из камня, в том числе Троицкий собор. В монастыре была создана живописная мастерская, собрана большая библиотека книг и рукописей (в том числе Ипатьевская летопись (см. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ)). В монастыре были похоронены отец и мать Бориса Годунова (см. БОРИС ГОДУНОВ), а также Иван Сусанин (см. СУСАНИН Иван Осипович). Ипатьевский монастырь известен и как место ссылки братьев Иоанникия и Софрония Лихудов (см. ЛИХУДЫ Иоанникий и Софроний).

В кельях монастыря, построенных в 1583, более шести лет жили изгнанные Годуновым Михаил Федорович Романов (см. РОМАНОВ Михаил Федорович) со своей матерью монахиней Марфой. 14 марта 1613 в Троицком соборе монастыря был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобрел новых могущественных покровителей. По указу царя Михаила Романова был выстроен Новый город, обнесенный стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром, была заложена в месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство.

Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель. В 1910-1913, по случаю празднования трехсотлетия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены реставрационные работы. Во время празднования юбилея в 1913 в монастырь приезжал Николай II (см. НИКОЛАЙ II Александрович) и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведенном за стенами монастыря.

После Октябрьской революции, в 1918, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. В 1958 на территории Ипатьевского монастыря был создан Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, начались реставрационные работы. Монастырь снова стал действующим 23 ноября 1989.

Архитектурный ансамбль включает стены и башни (16-17 вв.), Троицкий собор (1586, 1650-1652) с росписями Г. Кинешемцева (17 в.), звонницу (1603-1605), Келарские кельи (Палаты Романовых; 16 в., 19 в.), Архиерейский корпус (18 в.), Братский корпус (18 в.).

К территории Ипатьевского монастыря примыкает музей деревянного зодчества, включающий такие памятники, как церковь Богородицы из села Холм (16 в.), Спасо-Преображенскую церковь из села Спасс-Вежи (17 в.).

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Троицкий) мужской — в Костроме. Основан ок. 1330. В 1613 находившемуся здесь Михаилу Федоровичу Романову было объявлено об избрании его царем. Ипатьевский монастырь упразднен после Октябрьской революции. Входит в состав Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектурный ансамбль включает стены и башни (16-17 вв.), Троицкий собор с росписями Г. Кинешемцева (17 в.), звонницу (17 в.), Келарские кельи (т. н. Палаты Романовых, 16 в., 19 в.). На территорию Ипатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества — церкви Богородицы из с. Холм (16 в.), Спасо-Преображенская из с. Спасс-Вежи (17 в.) и др.

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Ипатьевский монастырь.

Ипатьевский монастырь.

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Троицкий), мужской, в Костроме. Основан около 1330. С середины 16 в. переживал расцвет, связанный с возвышением Годуновых, от которых поступали крупные вклады; на средства Годуновых велось каменное строительство. Здесь в 1613 Михаилу Федоровичу Романову было объявлено об избрании его царем. В 1918 монастырь упразднен; с 1946 музей (с 1958 Историко-архитектурный художественный музей-заповедник). В ансамбле Игнатьевского монастыря стены и башни «старого» (1586 — 90, перестроены в 1621 — 22) и «нового» (1624 — 43) «городов», Троицкий собор и звонница (17 в.), Келарские кельи (так называемые Палаты Романовых, 16 в., 19 в.) и др. На территории Игнатьевского монастыря переведены памятники русского деревянного зодчества — церкви Богородицы из села Холм (16 в.), Спасо-Преображенская из села Спас-Вежи (17 в.) и др. В Игнатьевском монастыре хранился древнейший памятник южно-русского летописания — Ипатьевская летопись (начало 15 в.); обнаружена Н.М. Карамзиным.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Toggle main menu visibility

Распечатать

Ипатьевский летописный список

По случаю великого юбилейного торжества годовщины трехсотлетнего царствования Дома Романовых в 1913 году особенно известным становится, даже выступает как всероссийская знаменитость наш Ипатьевский монастырь, в котором в начале 1613 года шестнадцатилетний боярин Михаил Феодорович Романов нашел безопасное для себя убежище от злобных преследований поляков и 14 марта того же года, быв умолен именитым общеземским посольством, в Троицком соборном храме возложил на себя венец и бармы Мономаха, принявши под свою державу Московское государство. Заключая в себе очень много сокровищ древнерусской старины, как церковной – в архитектурной художественности самого соборного храма, в фресковых изображениях, иконах, особенно же в богатейшей ризнице (таковы кресты, служебные сосуды, иконы, памятники древнего шитья и другое), – так отчасти и гражданской (палаты бояр Романовых), Ипатьевская обитель в настоящее время очень богата древней письменностью, преимущественно богослужебными книгами, при чем тщательно сохранились редкие экземпляры, даже уники {а}, представляющие громадную ценность; таковы три лицевых псалтири, из коих одна от 1591, а другая от 1594 года, евангелия от 1436, 1564, 1588, годуновские от 1603 и 1605 годов, служебник XV века и другие (из старопечатных {b} – до 30 евангелий – от 1606, 1625, 1628, 1634, 1678 и других годов, устав патриарха Гермогена «Око церковное» и другие). Ученым знатокам древнейшей письменности Ипатьевский монастырь уже давно памятен тем, что он дал весьма ценный первоначальный летописный список, составление которого литераторы и историки относят к концу XIV или к началу XV века. Ввиду вызываемой юбилейным торжеством особенной ныне заинтересованности костромских любителей просвещения этим письменным памятником поставляем задачей нашего очерка сообщить или воспроизвести общие сведения об Ипатьевском летописном списке.

Ипатьевский список или свод принадлежит к летописным сборникам, представляет собой соединение в один цельный, более или менее подробный рассказ нескольких летописных сводов – каковыми называются компиляции из летописных записей или заметок для памяти о современных событиях, из летописных сказаний или рассказов о выдающихся событиях. Самые летописи, первоначальные источники которых не дошли до нас вполне, сохранились в большом количестве списков XIV–XVIII веков – каковые списки, по местности составления их или по местности изображаемых событий, исключительно или преимущественно, делятся на разряды: первоначальная киевская летопись, новгородские, псковские летописи и так далее. Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции или изводы. Так, можно сказать: летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные), летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные).

Первыми по времени сводами считаются дошедшие до нас в многочисленных списках (самые древние от XIV века) а) Лаврентьевский свод, названный так по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из его приписки, в 1377 году для суздальского князя Димитрия Константиновича, и б) Ипатьевский свод, названный так по костромскому Ипатьевскому монастырю, где он хранился и случайно найден. Оба эти списка сопровождаются различными продолжениями: Лаврентьевский – сводом суздальским (после помещенного «Второго Киевского свода», ниже нами характеризуемого), а Ипатьевский – киевским и волынско-галицким. Ипатьевский летописный список издан в 1851 году во II томе «Полного собрания русских летописей», затем в 1871 году и тогда же – фотолитографическое издание начальной летописи по этому списку. В Ипатьевском списке помещены: 1) «Второй Киевский свод»; 2) «Киевская летопись» до 1201 года и 3) «Галицко-Волынская летопись» до 1292 года (XIV–XV века). Не можем здесь не заметить предварительно, что «Второму Киевскому своду» очевидно предшествовал первый или «Начальный Киевский летописный свод», составленный в конце XI века в Киеве неизвестным редактором. «Начальный Киевский свод» состоял а) из рассказа о расселении народов после вавилонского столпотворения, каковой заимствован из византийских сочинений, излагавших библейские события, и б) из русского сказания неизвестного автора о начале Русского государства, причем это сказание редактором свода было дополнено греческими известиями (из хроники Г. Амартола и ее продолжения) о первых неудачных походах руссов на Царьград еще до появления в Киеве Аскольда и Дира, один – в царствование византийского императора Михаила, другой – в царствование Романа (без отметки хронологических дат). Этот Киевский свод сохранился, с позднейшими изменениями и дополнениями, в «Первой Новгородской летописи» второй редакции как ее часть; изложение событий прерывалось в нем не раньше как на 1074 году.

{Примечания редактора – в фигурных скобках:}

a. То же, что уникум.

b. Исправлена опечатка – старопочетных.

c. Встречается также написание Радзивилловский.

d. То есть систематизированный по годам

e. Исправлена опечатка – княжения.

f. В настоящее время список хранится в Библиотеке Российской Академии наук (Санкт-Петербург).

Источник: Баженов И.В. Ипатьевский летописный список // Костромские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1913. № 7. С. 212-220.

Комментарии для сайта Cackle

February 6 2016, 16:19

Category:

  • История
  • Cancel

Ипатьевский список (Южнорусский летописный свод)

Содержит 307 листов (!). Должно быть четное число листов. Утеряны или вклеены? Написана на разносортной бумаге. Различаются пять почерков. По мнению Н. П. Лихачева (1891) изготовлена в 1425 г. Получается, что за сто лет никто не пытался провести проверку датировки рукописи.

Самое важное: в этой летописи «хронологический лист», об отсутствии которого в Радзивиловской летописи предупреждал неизвестный, находится на одном листе (л. 8) с текстом о призвании варягов на Русь (л.8 об.) (Ипатьевская летопись, 1998. С. 12–14). Казалось бы, надо радоваться: ведь именно поэтому об утере «хронологического листа» и предупредили в записке в Радзивиловской летописи. Но почему на этом листе, но уже в Ипатьевской летописи, вновь очередной неизвестный оставляет приписку: 6370. 600. и. 13 лет + 6958 (славянскими цифрами)?

А. А. Шахматов трактует это так: «приписка на л.8 об. под статьей о призвании князей показывает, что в 6958 (1450) рукопись была в руках „любознательного читателя или справщика“ и „эту приписку… следует понимать как расчет лет между 6958 г. и 6370 г., годом призвания князей: расчет дал 600 лет без 13…“» (Ипатьевская летопись, 1998. с. VI). Другими словами, некто, живший в 1450 г., хотел узнать как давно призвали Рюрика с братьями. Ипатьевский список датируется А. А. Шахматовым «по почерку и бумаге»(!) 1425 годом. Фактически список и приписка появляютсяодновременно. Вполне уместно задать следующий вопрос. Не был ли Ипатьевский список изготовлен, как и Радзивиловский, в XVIII веке, а дата 6958 (1450) вписана на полях специально для того, чтобы ввести в заблуждение будущих исследователей — видите мол, древний «справщик» интересовался, сколь давно были призваны варяги? Тем самым и рукописи придается возраст, и русская история привязывается к утвердившейся в Западной Европе скалигеров-ской хронологии. Фальсификаторы бывают весьма умными людьми… даже в XVIII веке. Особенно, если на их стороне находятся цари и императрицы, «интересующиеся» историей (см. лекцию 4). Правда, зря использовали «круглое» число 1450, лучше — 1453; в наше время это знает любой мелкий жулик.

Наконец, начиная с. 1201 г., как заключил А. АШахматов: «хронология Ипатьевского списка признавалась недостоверной уже Карамзиным» (Ипатьевская летопись, 1998. c.V). Она появилась в немпозже: «Хотя в Ипатьевском списке и означены годы, но без сомнения не Автором, а переписчиком, и наугад…» (Карамзин, Т. З, прим.113).

Как говорит один популярный тележурналист, заканчивая передачу: «Всего вам доброго!»

Ипатьевский летописный список

(Костромские епархиальные ведомости, 1913, отдел неофициальный, № 7, с. 212220)

(с. 212)

По случаю великого юбилейного торжества годовщины трехсотлетнего царствования Дома Романовых в 1913 году особенно известным становится, даже выступает как всероссийская знаменитость наш Ипатьевский монастырь, в котором в начале 1613 года шестнадцатилетний боярин Михаил Феодорович Романов нашел безопасное для себя убежище от злобных преследований поляков и 14 марта того же года, быв умолен именитым общеземским посольством, в Троицком соборном храме возложил на себя венец и бармы Мономаха, принявши под свою державу Московское государство. Заключая в себе очень много сокровищ древнерусской старины, как церковной – в архи(с. 213)тектурной художественности самого соборного храма, в фресковых изображениях, иконах, особенно же в богатейшей ризнице (таковы кресты, служебные сосуды, иконы, памятники древнего шитья и другое), – так отчасти и гражданской (палаты бояр Романовых), Ипатьевская обитель в настоящее время очень богата древней письменностью, преимущественно богослужебными книгами, при чем тщательно сохранились редкие экземпляры, даже уники {а}, представляющие громадную ценность; таковы три лицевых псалтири, из коих одна от 1591, а другая от 1594 года, евангелия от 1436, 1564, 1588, годуновские от 1603 и 1605 годов, служебник XV века и другие (из старопечатных {b} – до 30 евангелий – от 1606, 1625, 1628, 1634, 1678 и других годов, устав патриарха Гермогена «Око церковное» и другие). Ученым знатокам древнейшей письменности Ипатьевский монастырь уже давно памятен тем, что он дал весьма ценный первоначальный летописный список, составление которого литераторы и историки относят к концу XIV или к началу XV века. Ввиду вызываемой юбилейным торжеством особенной ныне заинтересованности костромских любителей просвещения этим письменным памятником поставляем задачей нашего очерка сообщить или воспроизвести общие сведения об Ипатьевском летописном списке.

Ипатьевский список или свод принадлежит к летописным сборникам, представляет собой соединение в один цельный, более или менее подробный рассказ нескольких летописных сводов – каковыми называются компиляции из летописных записей или заметок для памяти о современных событиях, из летописных сказаний или рассказов о выдающихся событиях. Самые летописи, первоначальные источники которых не дошли до нас вполне, сохранились в большом количестве списков XIV–XVIII веков – каковые списки, по местности составления их или по местности изображаемых событий, исключительно или преимущественно, делятся на разряды: первоначальная киев(с. 214)ская летопись, новгородские, псковские летописи и так далее. Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции или изводы. Так, можно сказать: летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные), летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные).

Первыми по времени сводами считаются дошедшие до нас в многочисленных списках (самые древние от XIV века) а) Лаврентьевский свод, названный так по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из его приписки, в 1377 году для суздальского князя Димитрия Константиновича, и б) Ипатьевский свод, названный так по костромскому Ипатьевскому монастырю, где он хранился и случайно найден. Оба эти списка сопровождаются различными продолжениями: Лаврентьевский – сводом суздальским (после помещенного «Второго Киевского свода», ниже нами характеризуемого), а Ипатьевский – киевским и волынско-галицким. Ипатьевский летописный список издан в 1851 году во II томе «Полного собрания русских летописей», затем в 1871 году и тогда же – фотолитографическое издание начальной летописи по этому списку. В Ипатьевском списке помещены: 1) «Второй Киевский свод»; 2) «Киевская летопись» до 1201 года и 3) «Галицко-Волынская летопись» до 1292 года (XIV–XV века). Не можем здесь не заметить предварительно, что «Второму Киевскому своду» очевидно предшествовал первый или «Начальный Киевский летописный свод», составленный в конце XI века в Киеве неизвестным редактором. «Начальный Киевский свод» состоял а) из рассказа о расселении народов после вавилонского столпотворения, каковой заимствован из византийских сочинений, излагавших библейские события, и б) из русского сказания неизвестного автора о начале Русского государства, причем это сказание редактором свода было дополнено греческими известиями (из хроники Г. Амартола и ее про(с. 215)должения) о первых неудачных походах руссов на Царьград еще до появления в Киеве Аскольда и Дира, один – в царствование византийского императора Михаила, другой – в царствование Романа (без отметки хронологических дат). Этот Киевский свод сохранился, с позднейшими изменениями и дополнениями, в «Первой Новгородской летописи» второй редакции как ее часть; изложение событий прерывалось в нем не раньше как на 1074 году.

  1. Появившаяся в высших кругах потребность уяснить себе по возможности точнее вопрос о происхождении Русского государства и главнейшие события первоначальной истории его вызвали появление так называемого «Второго Киевского свода», представляющего замечательный образчик летописного свода в начале XII века. «Второй Киевский свод», более известный под неправильным названием «Несторовой летописи», имел две редакции. Первая редакция его, в которой события изложены по 1110 год, составлена в 1116 году и сохранилась, с позднейшими изменениями, в списках Лаврентьевском, Академическом, Никоновском, Радзивиловском {с}. Вторая же редакция, в которой события изложены до 1118 года, составлена в 1118 году и сохранилась, также с позднейшими изменениями, в списке Ипатьевском и в Софийском временнике. Обе редакции, излагая почти один и тот же материал, имели отличия в содержании и хронологии. Переписчики «Второго Киевского свода» нередко сличали обе редакции между собой и исправляли одну другой, вследствие чего различие между обеими редакциями с течением времени сглаживалось. «Второй Киевский свод» имеет следующее заглавие: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть». Это заглавие относилось, по-видимому, не ко всему Киевскому своду, а к той и большей его части, в которой излагается о происхождении и установлении Русского государства. Изложение «Второго Киевского свода» начинается кратким обозрением все(с. 216)мирной истории, частью которой является и русская история. После потопа три сына патриарха Ноя для расселения своего потомства разделили между собой землю так: Сим получил Восток, Хам – Юг, а Иафет – Запад. Постепенное размножение потомства Ноя естественно должно было сопровождаться потерей единства между людьми. Во избежание этого во дни Нектана и Фалека собрались люди в Сенааре и начали строить столп и город, но не докончили своей грандиозной постройки, так как Бог разделил собравшихся строителей на 72 языка и рассеял их по всей земле. Одним из этих языков был славянский, язык славян, происшедших от рода Иафета. Отсюда «Второй Киевский свод» переходит к повествованию о первоначальном поселении славян при Дунае и о последующем расселении оттуда по разным местностям. Перечисливши главные славянские племена, «Киевский свод» переходит к сказаниям о русских славянах, описывает путь «из варяг в греки», повествует о посещении первозванным апостолом Андреем Русской земли, излагает предания из жизни русских до образования государства, описывает обычаи и нравы древнерусских племен – полян, древлян, вятичей и кривичей. Во всей этой части Киевского свода не имеется хронологических дат. Погодный {d} же рассказ начинается в своде с повествования о начале Руси с 6360 (852) года: «В лето 6360, наченшу Михаилу царствовати, начася прозывати Русская земля. О сем бо уведахом, яко при сем цари приходиша Русь на Царьгород, якоже пишется в летописаньи гречестем», и затем излагаются дальнейшие события: призвание варягов, княжение Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира и так далее – погодно до 1110 или 1118 года.

В состав «Второго Киевского свода» вошли следующие русские источники: а) древнерусские предания, связанные с событиями до возникновения Русского государства: предания об обрах, об основании Киева, о хазарах; б) княжеско-(с. 217)дружинные предания – о призвании князей, о смерти Олега, о мести Ольги и взятии Искоростеня, об основании Переяславля, о низвержении идолов, о пирах Владимира, об осаде Белгорода; в) сказания отдельных авторов об отдельных событиях и лицах – таковы, например, поход Олега на греков, крещение Ольги, борьба сыновей Святослава, принятие Владимиром христианства, житие Бориса и Глеба, рассказы о волхвах (под 1071 годом), о далеких племенах (1096 год), об ослеплении князя Василька (1097 год); г) официальные документы – договоры русских князей с греками 907, 912, 945 и 971 годов; д) Киево-Печерская летопись, обнимавшая ряд событий в жизни Киево-Печерского монастыря от половины XI века до 1110 [года], и е) краткие летописные записи из русских источников. Из иностранных источников редактор «Второго Киевского свода» имел в своем пользовании следующие: а) книги Священного Писания; б) древнецерковная легенда о странствованиях апостола Андрея, посетившего в числе других стран и Скифию – Киев, Новгород и другие; в) палея толковая, состоящая из исторического изложения ветхозаветных событий первых осьми книг библейских и богословско-символического комментария к этим событиям; г) исповедание веры Михаила Синкелла Иерусалимского (+ 826 год); д) хроника Георгия Амартола (IX век), излагающего всемирную историю от сотворения мира до 842 года, и ее продолжение; е) житие Василия Нового, написанное в половине X века монахом Григорием; ж) откровение Мефодия Патарского (III–IV века), составленное во второй половине VII века, и з) паннонские жития.

  1. «Второй Киевский свод», приписываемый – как составителю или только переписчику его – Сильвестру, игумену Выдубецкого монастыря, послужил исходным пунктом для продолжения летописного дела в различных областях Русской земли. Составители таких продолжений обыкновенно переписывали этот свод (до 1111 или 1118 года) и затем излагали события преимущественно из истории местной об(с. 218)ласти. К числу таких продолжений и относятся находящиеся в Ипатьевском летописном списке «Киевская летопись» и «Галицко-Волынская летопись». «Киевская летопись» является продолжением «Второго Киевского свода» от 1111 года до 1201 года и содержит в себе повествования преимущественно о битвах с половцами, например поход героев «Слова о полку Игореве», о княжеских междоусобиях, например борьба Мономаховичей с Ольговичами, которой предшествовал мятеж киевлян и убийство ими великого князя Игоря Ольговича; изредка встречаются известия из церковной жизни, например рассказ о распре из-за митрополита Климента Смолятича. Повествуя о междоусобиях, составитель летописи выражает свой взгляд, именно – что причинами изображаемых им бедствий были отсутствие братолюбия и единства, непонимание князьями пользы Русской земли, нарушение нравственных и религиозных обязанностей. Автор летописи с большим сочувствием относится к убитому Игорю Ольговичу. Описания летописца отличаются вообще обилием подробностей, живостью и картинностью.
  2. Находящаяся в том же Ипатьевском списке «Галицко-Волынская летопись» представляет искусственное продолжение предыдущей летописи – от 1201 до 1292 года. Предметом ее служат события из истории Галицко-Волынского княжества. По-видимому, эта летопись представляет вторую половину Галицко-Волынской летописи, не дошедшей до нас в целом своем виде. Ее начало имеет следующее заглавие: «Начало княжения великаго князя {e} Романа, самодержца бывша всей Русской земли, князя Галичскаго». Но при таком заглавии в летописи нисколько не говорится о княжении Романа; вместо того изложена похвала этому князю, в которой он сравнивается с князем Владимиром Мономахом. С 1202 года начинается повествование о событиях, происходивших в Галицко-Волынской земле после смерти Романа. Особенностью Галицко-Волынской летописи является обилие сведений о Западной Европе, с которой (с. 219) Галицко-Волынская Русь находилась в непосредственно-ближайших отношениях. Язык этой летописи носит следы западно-европейского влияния: так, в ней встречаются слова, взятые из латинского языка: «пискупья», «рикс, рекомый король», «пробощ» и другие. Другой особенностью этой летописи является способ изложения событий: тогда как другие летописцы излагают события погодно, составитель Галицко-Волынской летописи, откладывая хронологические данные к концу летописи, дает стройный последовательный рассказ. Эта летопись возникла в Галицко-Волынской земле, которая жила со второй половины XI века независимой от Киевской Руси жизнью; автор летописи – лицо светское, принадлежавшее к княжеско-дружинной среде, родоначальником которой был Роман, почему летопись проникнута прославлением Романа и его потомства.

Таков по содержанию и характеру своему знаменитый «Ипатьевский летописный список», которому, как второму по древности в ряду имеющихся летописных сводов и изводов, ученые по справедливости придают важное значение в историческом и литературном отношении. Ввиду того, что преобладающее в Ипатьевском списке изложение событий Киевской земли и Галицко-Волынской представляло особенный интерес для поселенцев этих мест, естественно полагать, что эта преимущественно южная и юго-западная летопись привезена в Ипатьевский монастырь лицом, тяготевшим своими симпатиями к Киеву и Галицко-Волынской земле. История Ипатьевской обители дает нам видеть, что из управлявших ею с XVI века было много ученых малороссов – в сане архимандрита, а со времени открытия Костромской епархии (в 1745 году) – в сане епископа (Сильвестр Кулябка, Геннадий Андреевский и другие). Как прибывшие с юга или запада, они не могли особенно интересоваться так называемым Лаврентьевским списком, в котором в качестве продолжения «Второго Киевского свода» помещена обширная «Суздальская летопись», изображающая историче(с. 220)ские события в Ростово-Суздальской земле и распадающаяся на «Ростовскую», «Владимирскую» и собственно «Суздальскую летопись». Между тем юго-западную летопись, составляющую большую часть в так называемом Ипатьевском списке, они естественно привезли с собой в северную резиденцию – город Кострому, и сами с полным сочувствием поучались чрез чтение этой летописи, и имели возможность других ознакомлять с достопамятными событиями родной для себя юго-западной России {f}.

{Примечания редактора в фигурных скобках:}

a. То же, что уникум.

b. Исправлена опечатка – старопочетных.

c. Встречается также написание Радзивилловский.

d. То есть систематизированный по годам

e. Исправлена опечатка – княжения.

f. В настоящее время список хранится в Библиотеке Российской Академии наук (Санкт-Петербург).

Материал из Википедии

(перенаправлено с «Ипатьевский список»)

Перейти к: навигация, поиск

Ипа́тьевская ле́топись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси.

Содержание

  • 1 Списки
  • 2 Состав
  • 3 Особенности редакции ПВЛ
  • 4 Издания
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Важнейшие исследования
  • 8 Ссылки

Списки[править]

Сохранилось два основных и четыре восходящих к Хлебниковскому списка летописи:

  • Ипатьевский (Академический) список. На 307 листах (один из вариантов её цитирования — по данному делению). Датируется концом 1420-х гг.[1]. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 г. она была найдена в Библиотеке Академии Наук историографом Карамзиным [2]. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. В настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук.[3]
  • Хлебниковский список (Несторовский список). Датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Ряд листов в нем перепутаны, другие утрачены и восстановлены по более древнему списку. Обнаружен среди рукописей купца П. К. Хлебникова в 1809 году Н. М. Карамзиным и введен в научный оборот [4].
  • Погодинский список. Датируется примерно 1620 годом.
  • Список Яроцкого. Датируется 1651 годом.
  • Ермолаевский список. Датируется 1710-ми годами, предположительно изготовлен в Киеве для князя Д. М. Голицына. Этот список в текстологическом отношении восходит к Хлебниковскому, но имеет более яркие лексические признаки украинского происхождения и множество разночтений, напечатанных в издании 1908 года отдельно, в особом Приложении (ПСРЛ, т. II, 1908, с. 1—84 отдельной пагинации). Сопоставление с Хлебниковским списком показывает, что большинство разночтений Ермолаевского списка появились в результате банальных ошибок переписчика, который был очень невнимателен и к тому же плохо понимал древнерусский текст.
  • Краковский список. Был изготовлен для польского историка Нарушевича около 1795-1796 гг. Это копия Погодинского списка, который для удобства заказчика переписан был латинскими буквами. Представляет ценность как источник реконструкции нескольких фрагментов Погодинского списка, утраченных после 1796 г.

В ПСРЛ летопись напечатана по Ипатьевскому списку с вариантами по Хлебниковскому и Погодинскому.

Состав[править]

Общепризнанным в науке является разделение свода на три основных части (в свою очередь, каждая из этих частей имеет весьма сложную структуру):

  • Предшествует тексту Перечень киевских князей от Аскольда и Дира до взятия Киева Батыем. Лист 2 (стб.1-2).
  • «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г. (Листы 3-106 об. — по изданию в ПСРЛ: т. II, стб. 2-285)
  • Киевская летопись XII века — летописание событий 1118—1198 гг. (Листы 106об.-245 — стб. 285—715). Особенно подробно изложены события 1146—1152 годов (Листы 118—167 — стб. 319—465).
  • Галицко-Волынская летопись (о событиях до 1292 г.). Листы 245—307 (стб. 715—938)

Согласно концепции Б. А. Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146—1154 года заимствованы из особой «Летописи Петра Бориславича». Они изложены в среднем в двадцать раз подробнее, нежели события предшествующих тридцати лет.

Подробно описан поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году [5], это описание считают особой повестью.

По мнению А. А. Шахматова, в летописи использован общерусский свод начала XIV в. Современные ученые не считают это обязательным. Таким образом, вероятно, летопись составлена в конце XIII в.[6]

По мнению известного современного филолога А.Н. Ужанкова, первая часть Галицко-Волынской летописи создавалась как совершенно самостоятельное литературное произведение — жизнеописание князя Даниила Романовича Галицкого[7]. Согласно концепции А.В. Горовенко, являющейся развитием построений Ужанкова, «Жизнеописание Даниила Галицкого» было присоединено к Киевской летописи вскоре после 1268 г. во Владимире Волынском по заказу князя Владимира Васильковича. Другими словами, «галицкая» часть будущей Галицко-Волынской летописи присоединена была к Киевской летописи прежде, чем появилась «волынская» часть — продолжение с описанием позднейших событий. Это продолжение составлено было другим книжником во Владимире Волынском много позже, в 1288-1290 гг.[8]

А.В. Шеков предположил, что некоторые сведения Ипатьевской летописи восходят к черниговскому летописанию[9].

Особенности редакции ПВЛ[править]

Текст ПВЛ в составе Ипатьевской летописи содержит некоторое число сведений, отсутствующих в Лаврентьевской [10]. Помимо ряда мелких различий в одно-два слова, в ней указано:

  • Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге [11](в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван Новгород [12]).
  • Святослав Игоревич родился в 942 году [13]. В Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ нет.
  • Владимир Святославич крестился в церкви Софии в Херсонесе [14] (по Лаврентьевской — в церкви св. Василия, по Радзивиловской — в церкви св. Богородицы [15], по Н1Л — в церкви «св. Василиска» [16], по Н4Л, С1Л, НикЛ и ВоскрЛ — в церкви св. Иакова [17]).
  • Указано, что Ярослав Владимирович был 18 лет к 1016 году [18] (та же цифра в С1Л [19]), что явно ошибочно, и в других летописях указано 28 лет.
  • Под 1050 годом указана дата смерти княгини Ирины — 10 февраля [20] (в С1Л дата 14 февраля [21]). Нет даты в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1076 годом указано рождение Мстислава Владимировича [22]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1086 годом сообщается об основании Всеволодом Ярославичем церкви св. Андрея [23], и о походе Всеволода к Перемышлю в 1087 году [24]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1088 годом указаны дополнительно имена трех епископов [24]. Есть в Н4Л [25], нет в Н1Л, С1Л и НикЛ.
  • Под 1098 годом указано на закладку Владимиром церкви св. Богородицы в Переяславле и Остёрского городка [26]. Нет в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1099 годом указание на небесное знамение в апреле во Владимире [26]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1101 годом указано на заложение церкви св. Богородицы в Смоленске [27]. Есть в Н4Л, НикЛ [28]. Нет в Н1Л, С1Л.
  • Под 1102 годом указано на рождение сына Андрея у Владимира Мономаха, и на смерть Владислава Польского [29]. В НикЛ указано только первое [30], в Н1Л, Н4Л, С1Л ничего.
  • Под 1105 годом указано на поход Боняка зимой против торков и берендеев [31]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Указано на солнечное затмение в августе 1106 года [32], однако отсутствует упоминание Збигнева (которое есть в Лаврентьевской). Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1110 годом указано на поход половцев к Переяславлю летом [33]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.

Издания[править]

  • ПСРЛ. Т. II. СПб, 1843. (издание не включало текст ПВЛ до 1111 года, ибо он был опубликован в виде разночтений к I тому ПСРЛ)
  • Летопись по Ипатскому списку. СПб, 1871.
  • ПСРЛ. Т. II. 2-е изд. СПб, 1908. СПб, 1998. См. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ.

На современный русский язык переводились отдельно первая и третья части летописи (то есть третья редакция ПВЛ и Галицко-Волынская летопись), но не переводилась Киевская летопись. Существуют переводы ПВЛ по Ипатьевской летописи на украинский язык, Киевской летописи на польский язык и переводы Галицко-Волынской летописи на украинский и английский языки.

См. также[править]

  • Лаврентьевская летопись

Примечания[править]

  1. Анализ водяных знаков показывает, что использованная для данной рукописи бумага была изготовлена между 1404 и 1428 гг.: Клосс Б.М. Предисловие к изданию 1998 г. // ПСРЛ. Т. II. М.: Языки русской культуры, 1998. — Стр. F
  2. Составители Комментированного списка источников и литературы, использованных Н.М. Карамзиным в «Примечаниях», утверждают без ссылки на какой-либо источник, что в научный оборот Ипатьевский список был введён благодаря А. И. Тургеневу, который будто бы обнаружил эту рукопись в Библиотеке Академии Наук около 1807 года и сообщил об этой находке историографу (см. академическое издание: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М.: Наука, 1989. — С. 333). Однако Карамзин вполне определённо приписывает честь открытия рукописи самому себе (там же, с. 25, ****)
  3. О списках
  4. О.Иванов. Важнейшая находка
  5. ПСРЛ, т. II, стб.637-651
  6. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 (XI-первая половина XIV в.) Л., 1987. С.236
  7. Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб.1. — С.247-283.
  8. Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — С. 209—237. Хронологическая таблица предполагаемых этапов формирования текста Ипатьевской летописи на с. 236-237.
  9. Шеков А. В. Заметки о черниговском летописании XII в. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 125–126.
  10. они пунктуально рассмотрены в исследованиях А. А. Шахматова и комментарии Д. С. Лихачёва к изданию ПВЛ
  11. ПСРЛ, т. II, стб.14
  12. ПСРЛ, т. III, стр.106, т. IV, ч.1, стр.11, т. VI, вып.1, стб.14
  13. ПСРЛ, т. II, стб.34
  14. ПСРЛ, т. II, стб.97
  15. ПСРЛ, т. I, стб.111 и сноска 25
  16. ПСРЛ, т. III, стр.152
  17. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.82, т. VI, вып.1, стб.96, т. VII, стр.308, т. IX, стр.54
  18. ПСРЛ, т. II, стб.129
  19. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.129
  20. ПСРЛ, т. II, стб.143 и сноска 22, в Хлебниковском списке текст отсутствует
  21. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.181
  22. ПСРЛ, т. II, стб.190
  23. ПСРЛ, т. II, стб.197, причем в Лаврентьевской это сообщение пропущено, и смерть Ярополка передвинута на год ранее — в 1086 год
  24. 24,0 24,1 ПСРЛ, т. II, стб.199
  25. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.135
  26. 26,0 26,1 ПСРЛ, т. II, стб.248
  27. ПСРЛ, т. II, стб.250
  28. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.138 (под 1100 годом), т. IX, стр.137
  29. ПСРЛ, т. II, стб.252
  30. ПСРЛ, т. IX, стр.138
  31. ПСРЛ, т. II, стб.257
  32. ПСРЛ, т. II, стб.258
  33. ПСРЛ, т. II, стб.260

Важнейшие исследования[править]

  • Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд.-во АН СССР, 1963.
  • Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — с. 209—237.
  • Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.
  • Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X—XIII вв. СПб, 2003.

См. также статьи Киевская летопись и Галицко-Волынская летопись:

  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С.235-241 (статья О. П. Лихачевой)

Ссылки[править]

  • «Полное собрание русских летописей. Том 2», pdf, 4,5 Mb

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2014;
проверки требуют 2 правки.

Текущая версия

Ипа́тьевская ле́топись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси.

Содержание

  • 1 Списки
  • 2 Состав
  • 3 Особенности редакции ПВЛ
  • 4 Издания
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Важнейшие исследования
  • 8 Ссылки

Списки[править | править вики-текст]

Сохранилось два основных и четыре восходящих к Хлебниковскому списка летописи:

  • Ипатьевский (Академический) список. На 307 листах (один из вариантов её цитирования — по данному делению). Датируется концом 1420-х гг.[1]. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 г. она была найдена в Библиотеке Академии Наук историографом Карамзиным [2]. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. В настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук.[3]
  • Хлебниковский список (Несторовский список). Датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Ряд листов в нем перепутаны, другие утрачены и восстановлены по более древнему списку. Обнаружен среди рукописей купца П. К. Хлебникова в 1809 году Н. М. Карамзиным и введен в научный оборот [4].
  • Погодинский список. Датируется примерно 1620 годом.
  • Список Яроцкого. Датируется 1651 годом.
  • Ермолаевский список. Датируется 1710-ми годами, предположительно изготовлен в Киеве для князя Д. М. Голицына. Этот список в текстологическом отношении восходит к Хлебниковскому, но имеет более яркие лексические признаки украинского происхождения и множество разночтений, напечатанных в издании 1908 года отдельно, в особом Приложении (ПСРЛ, т. II, 1908, с. 1—84 отдельной пагинации). Сопоставление с Хлебниковским списком показывает, что большинство разночтений Ермолаевского списка появились в результате банальных ошибок переписчика, который был очень невнимателен и к тому же плохо понимал древнерусский текст.
  • Краковский список. Был изготовлен для польского историка Нарушевича около 1795-1796 гг. Это копия Погодинского списка, который для удобства заказчика переписан был латинскими буквами. Представляет ценность как источник реконструкции нескольких фрагментов Погодинского списка, утраченных после 1796 г.

В ПСРЛ летопись напечатана по Ипатьевскому списку с вариантами по Хлебниковскому и Погодинскому.

Состав[править | править вики-текст]

Общепризнанным в науке является разделение свода на три основных части (в свою очередь, каждая из этих частей имеет весьма сложную структуру):

  • Предшествует тексту Перечень киевских князей от Аскольда и Дира до взятия Киева Батыем. Лист 2 (стб.1-2).
  • «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г. (Листы 3-106 об. — по изданию в ПСРЛ: т. II, стб. 2-285)
  • Киевская летопись XII века — летописание событий 1118—1198 гг. (Листы 106об.-245 — стб. 285—715). Особенно подробно изложены события 1146—1152 годов (Листы 118—167 — стб. 319—465).
  • Галицко-Волынская летопись (о событиях до 1292 г.). Листы 245—307 (стб. 715—938)

Согласно концепции Б. А. Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146—1154 года заимствованы из особой «Летописи Петра Бориславича». Они изложены в среднем в двадцать раз подробнее, нежели события предшествующих тридцати лет.

Подробно описан поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году [5], это описание считают особой повестью.

По мнению А. А. Шахматова, в летописи использован общерусский свод начала XIV в. Современные ученые не считают это обязательным. Таким образом, вероятно, летопись составлена в конце XIII в.[6]

По мнению известного современного филолога А.Н. Ужанкова, первая часть Галицко-Волынской летописи создавалась как совершенно самостоятельное литературное произведение — жизнеописание князя Даниила Романовича Галицкого[7]. Согласно концепции А.В. Горовенко, являющейся развитием построений Ужанкова, «Жизнеописание Даниила Галицкого» было присоединено к Киевской летописи вскоре после 1268 г. во Владимире Волынском по заказу князя Владимира Васильковича. Другими словами, «галицкая» часть будущей Галицко-Волынской летописи присоединена была к Киевской летописи прежде, чем появилась «волынская» часть — продолжение с описанием позднейших событий. Это продолжение составлено было другим книжником во Владимире Волынском много позже, в 1288-1290 гг.[8]

А.В. Шеков предположил, что некоторые сведения Ипатьевской летописи восходят к черниговскому летописанию[9].

Особенности редакции ПВЛ[править | править вики-текст]

Текст ПВЛ в составе Ипатьевской летописи содержит некоторое число сведений, отсутствующих в Лаврентьевской [10]. Помимо ряда мелких различий в одно-два слова, в ней указано:

  • Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге [11](в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван Новгород [12]).
  • Святослав Игоревич родился в 942 году [13]. В Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ нет.
  • Владимир Святославич крестился в церкви Софии в Херсонесе [14] (по Лаврентьевской — в церкви св. Василия, по Радзивиловской — в церкви св. Богородицы [15], по Н1Л — в церкви «св. Василиска» [16], по Н4Л, С1Л, НикЛ и ВоскрЛ — в церкви св. Иакова [17]).
  • Указано, что Ярослав Владимирович был 18 лет к 1016 году [18] (та же цифра в С1Л [19]), что явно ошибочно, и в других летописях указано 28 лет.
  • Под 1050 годом указана дата смерти княгини Ирины — 10 февраля [20] (в С1Л дата 14 февраля [21]). Нет даты в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1076 годом указано рождение Мстислава Владимировича [22]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1086 годом сообщается об основании Всеволодом Ярославичем церкви св. Андрея [23], и о походе Всеволода к Перемышлю в 1087 году [24]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1088 годом указаны дополнительно имена трех епископов [24]. Есть в Н4Л [25], нет в Н1Л, С1Л и НикЛ.
  • Под 1098 годом указано на закладку Владимиром церкви св. Богородицы в Переяславле и Остёрского городка [26]. Нет в Н1Л, Н4Л, НикЛ.
  • Под 1099 годом указание на небесное знамение в апреле во Владимире [26]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1101 годом указано на заложение церкви св. Богородицы в Смоленске [27]. Есть в Н4Л, НикЛ [28]. Нет в Н1Л, С1Л.
  • Под 1102 годом указано на рождение сына Андрея у Владимира Мономаха, и на смерть Владислава Польского [29]. В НикЛ указано только первое [30], в Н1Л, Н4Л, С1Л ничего.
  • Под 1105 годом указано на поход Боняка зимой против торков и берендеев [31]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Указано на солнечное затмение в августе 1106 года [32], однако отсутствует упоминание Збигнева (которое есть в Лаврентьевской). Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.
  • Под 1110 годом указано на поход половцев к Переяславлю летом [33]. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, НикЛ.

Издания[править | править вики-текст]

  • ПСРЛ. Т. II. СПб, 1843. (издание не включало текст ПВЛ до 1111 года, ибо он был опубликован в виде разночтений к I тому ПСРЛ)
  • Летопись по Ипатскому списку. СПб, 1871.
  • ПСРЛ. Т. II. 2-е изд. СПб, 1908. СПб, 1998. См. ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЂТОПИСЬ.

На современный русский язык переводились отдельно первая и третья части летописи (то есть третья редакция ПВЛ и Галицко-Волынская летопись), но не переводилась Киевская летопись. Существуют переводы ПВЛ по Ипатьевской летописи на украинский язык, Киевской летописи на польский язык и переводы Галицко-Волынской летописи на украинский и английский языки.

См. также[править | править вики-текст]

  • Лаврентьевская летопись

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Анализ водяных знаков показывает, что использованная для данной рукописи бумага была изготовлена между 1404 и 1428 гг.: Клосс Б.М. Предисловие к изданию 1998 г. // ПСРЛ. Т. II. М.: Языки русской культуры, 1998. — Стр. F
  2. Составители Комментированного списка источников и литературы, использованных Н.М. Карамзиным в «Примечаниях», утверждают без ссылки на какой-либо источник, что в научный оборот Ипатьевский список был введён благодаря А. И. Тургеневу, который будто бы обнаружил эту рукопись в Библиотеке Академии Наук около 1807 года и сообщил об этой находке историографу (см. академическое издание: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.1. М.: Наука, 1989. — С. 333). Однако Карамзин вполне определённо приписывает честь открытия рукописи самому себе (там же, с. 25, ****)
  3. О списках
  4. О.Иванов. Важнейшая находка
  5. ПСРЛ, т. II, стб.637-651
  6. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 (XI-первая половина XIV в.) Л., 1987. С.236
  7. Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб.1. — С.247-283.
  8. Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — С. 209—237. Хронологическая таблица предполагаемых этапов формирования текста Ипатьевской летописи на с. 236-237.
  9. Шеков А. В. Заметки о черниговском летописании XII в. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 125–126.
  10. они пунктуально рассмотрены в исследованиях А. А. Шахматова и комментарии Д. С. Лихачёва к изданию ПВЛ
  11. ПСРЛ, т. II, стб.14
  12. ПСРЛ, т. III, стр.106, т. IV, ч.1, стр.11, т. VI, вып.1, стб.14
  13. ПСРЛ, т. II, стб.34
  14. ПСРЛ, т. II, стб.97
  15. ПСРЛ, т. I, стб.111 и сноска 25
  16. ПСРЛ, т. III, стр.152
  17. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.82, т. VI, вып.1, стб.96, т. VII, стр.308, т. IX, стр.54
  18. ПСРЛ, т. II, стб.129
  19. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.129
  20. ПСРЛ, т. II, стб.143 и сноска 22, в Хлебниковском списке текст отсутствует
  21. ПСРЛ, т. VI, вып.1, стб.181
  22. ПСРЛ, т. II, стб.190
  23. ПСРЛ, т. II, стб.197, причем в Лаврентьевской это сообщение пропущено, и смерть Ярополка передвинута на год ранее — в 1086 год
  24. 1 2 ПСРЛ, т. II, стб.199
  25. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.135
  26. 1 2 ПСРЛ, т. II, стб.248
  27. ПСРЛ, т. II, стб.250
  28. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.138 (под 1100 годом), т. IX, стр.137
  29. ПСРЛ, т. II, стб.252
  30. ПСРЛ, т. IX, стр.138
  31. ПСРЛ, т. II, стб.257
  32. ПСРЛ, т. II, стб.258
  33. ПСРЛ, т. II, стб.260

Важнейшие исследования[править | править вики-текст]

  • Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд.-во АН СССР, 1963.
  • Горовенко А. В. К вопросу об этапах формирования современной структуры Ипатьевской летописи // Горовенко А. В. Меч Романа Галицкого. Князь Роман Мстиславич в истории, эпосе и легендах. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. — с. 209—237.
  • Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.
  • Толочко П. П. Русские летописи и летописцы X—XIII вв. СПб, 2003.

См. также статьи Киевская летопись и Галицко-Волынская летопись:

  • Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1. Л., 1987. С.235-241 (статья О. П. Лихачевой)

Ссылки[править | править вики-текст]

  • «Полное собрание русских летописей. Том 2», pdf, 4,5 Mb

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иоганн как пишется на немецком
  • Ио технического директора как пишется
  • Ио председателя суда как пишется правильно
  • Ио главного бухгалтера как пишется сокращенно
  • Иняз как пишется грамота