Издали моря тянуло свежестью как пишется

Перейти к содержанию

«Издали» или «из дали» — как правильно?

На чтение 1 мин Просмотров 480 Опубликовано 19.09.2021

При использовании этой пары слов в письменной речи нередко возникают сомнения. Попробуем разобраться, как верно: «издали» или «из дали», и почему.

Как пишется правильно: «издали» или «из дали»?

Согласно русской орфографии слово, заинтересовавшее нас, можно писать в обоих вариантах:

  • «издали», где «из» играет роль приставки и пишется слитно;
  • «из дали», где «из» играет роль предлога и пишется отдельно.

Какое правило применяется

Чтобы понять правильность написания, необходимо определиться, к какой части речи принадлежит лексема. Задаем вопрос: «как?» Перед нами наречие. В этом случае отмечается слитное написание, «из» является приставкой.

Лексема также может быть существительным в родительном падеже. Его начальная форма «даль». Тогда «из» играет роль предлога. В этом случае можно поставить вопрос между предлогом и существительным: «из (какой?) дали».

Примеры предложений

Отец сидел и издали наблюдал за игрой девочек, предпочитая не вмешиваться.

Из таежной дали к нам прислали целый мешок кедровых орехов.

Как писать неправильно

Неверно писать «издали» слитно, если перед нами существительное, и «из дали» раздельно, если перед нами наречие.

Ответы

Ответ добавил: Гость

в школе конечно же должны быть отценки.это самое главное что должно присутствовать в учебе.

во первых отценки нам стимул, если отценки плохая то мы понимаем что нужно стремиться и получит пять.

во вторых с отценок мы понимаем какие у нас знания, на что мы способны что мы можем.

ну и в третьих с отценок учитель осознают на что способен ученик, учитель тем самым может направить нам в нужное русло. мое мнение что отценки это важнейшая атребутика школы.

Ответ добавил: Гость

Окерлинге мне рассказал старший брат. играем мы на льду, а цель игры — поставить свой камень ближе к центру дома (цветные круги) и не дать сопернику выбить его оттуда. этот вид спорта развивает тактическое и логическое мышление, концентрацию и реакцию. его часто называют шахматами на льду, так как важно продумать свои действия. кроме того, кёрлинг поддерживать спортивную форму. маневры, которые мы выполняем во время игры, развивают все группы мышц.

Ответ добавил: Гость

Хлопочут тащут по мне так

Больше вопросов по русскому языку

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Составьте из данных слов предложение- считалку: из,позёмки,серебрянный,и,на,нём,свил,белогривую,ветерок,в,тайгу,шнурок,привёл,пургу!…

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

Страница 3 из 11

Упражнение 101 (87). Ответ в учебнике.
Упражнение 102 (88). Стиль речи — художественный, тип речи — повествование. прич. Кто из нас не любовался облаками, {плывущими на небе1 Кто . I прич. не завидовал свободе их странствия в эфире, когда, |подгоняемые ветрами и озаренные солнцем. они плавно движутся, как верени- прилаг. _ „ прич. лееприч. цы темных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись прилаг. припас. прилаг на легкие отряды, быстро скользят вперед, то стройные и провор- прилаг. прилаг. прилаг. ные, как перелетные птицы, то прозрачные, как крупные опалы, прич. прилаг. |выпавшие, из небесной сокровищнииы]. то ослепительно белые, как хлопья снега, {уносимые на крыльях ветр.а1 Определения делают текст более выразительным. Эфир. В данном предложении слово эфир представлено в значении древнейших представлений: тончайшая материя, особая среда, наполняющая мировое пространство. Многозначное, в предложении употреблено в прямом значении. Синонимов и антонимов не имеет. Имеет еще значения: 1) органическое соединение, бесцветная летучая жидкость с характерным пряным запахом, употребляется в медицине и технике. 2) термин, употребляемый в телевидении и радиовещании. Произошло от греческого слова, в данном значении употребляется редко, входит в активный словарный запас, но употребляется в основном в деловом и научном стилях речи. Позолоченн^мй|
Упражнение 103 (89). 1. Схеме соответствует предложение: [Показавшееся из-за гор солнце ослепило мо]. 2. Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвел. 2. Ливень размыл тропинку, круто поднимающуюся в гору. 3. Солнце, показавшееся из-за гор, ослепило нас.
Упражнение 103 (с). 1. Неузнаваемо изменилась маленькая речка, обсох, зарос непролазным (Слово непролазным пишется слитно, так как без не не употребляется.) мелким орешником мельничный старый пруд. Поездки с отцом, прогулки в лес, рыбная ловля в пруду, рассказы и сказки отца оставили неизгладимое (Слово неизгладимое пишется слитно, так как без не не употребляется.) впечатление. 2. Все та же обильная, нетронутая (Слово нетронутая пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) окружает меня природа. Уже многое понимал я тогда, что делается и вершится в неустроенной (Слово можно заменить близким по значению словом.) старой деревне. 3. И мать, и окно, и теплота, |нагретые солнием|. еще не выкрашенного подоконника, сливаются в один синий, звучащий, ослепительный мир. 4. Надолго осталась во мне горечь первой и, казалось мне, невыносимой (Слово невыносимой пишется слитно, так как без не не употребляется.) обиды, которую нанес мне отец, |никогда не наказывавший меня и ни в чем никогда не упрекавший|. Обсох — об-сох —• 2 слога о[а] — гласный, безударный; б[п] — согласный, твердый, глухой, парный; с[с] — согласный, твердый, глухой, парный; о[6] — гласный, ударный; х[х] — согласный, твердый, глухой, непарный. 5 букв, 5 звуков. Выкрашенного — 2 орфограммы. 1. Выкрашенного — красить 2. Выкрашенного — выкрасить (что сделать?) — совершенный вид.
Упражнение 104 (90). Ответ в учебнике.
Упражнение 105 (91). Именительный падеж: Слабо колышущееся море, легко воспламеняющееся вещество. Родительный падеж: Слабо колышущегося моря, легко воспламеняющегося вещества. Дательный падеж: Слабо колышущемуся морю, легко воспламеняющемуся веществу. Винительный падеж: Слабо колышущееся море, легко воспламеняющееся вещество. Творительный падеж: Слабо колышущимся морем, легко воспламеняющимся веществом. Предложный падеж: О слабо колышущемся морем, о легко воспламеняющемся веществе.
Упражнение 106 (92). 1. Пламя от взрывов, |смешанное с землей и дымом|. заслонило полнеба. 2. С ветви дерева, [склоненного нал ямой|. падали на лицо спящего человека теплые капли дождя. 3. Легкий ветер, |рожпенный скоростью|. шевелил на мостике ленточки на бескозырках сигнальщиков. 4. Сохлый дуб, |убитый молнией!. стоял на краю деревни, неведомо как и когда выросший тут. Землёй — земли Заслдойло — заслбнка Склонённого — склон Лцц6 — лица Дождя — дбждик Рождённый — рбд Шевелил — шевелится Стоял — стоя Краю — край Полнеба — числительное пол- в составе сложного слова пишется слитно, если вторая часть сложного слова (обычно имя существительное нарицательное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы(кроме л).
Упражнение 107 (93). Тип речи — повествование. Весь день полк отступал. По дорогам скакали обозы. За серой тучей, Настлавшей гортонт. рыхлыми обвалами грохотали орудийные залпы. По оттаявшей дороге хлюпали повозки, месили снег лагерные лошади с запавшими боками. По обочинам дорог скакали ординарцы. Молчаливые грачи, [затянутые в блестящее оперение. важно и качко расхаживали сбоку дороги, пропуская мимо себя отступающие казачьи сотни, колонны оборванных людей, обозы. Ординарцы. В данном предложении слово ординарцы означает военнослужащих, состоящих при команде для поручений, для передачи приказаний и так далее. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов в данном значении не имеет. Редко употребляется в речи, в литературе встречается в основном в классической.
Упражнение 108 (94). 1. Болтовня первых птиц разносилась по лесу из смыкавшихся над узкой дорогой крон деревьев. 2. Несколько лет назад я проводил летние месяцы на даче, вдали от пыльного, душного, наполненного суетой города, в тихой деревушке, затерявшейся в восьми станциях от дорог.
Упражнение 109 (95). Ответ в учебнике.
Упражнение 110 (96). 1. Слева было окно, |.занавешенное полотняной шторой|. справа — ]накрытая салфеткой[ тумбочка. 2. Кровати, |тускло поблескивающие в полутьме|. стояли впритык. 3. |Гоубо сваренные[. [уложенные крест-накрест металлические полосы, |.тронутые ржавчиной[. напоминали решетку на окнах. 4. Я закрыл глаза и услышал шум боя, увидел воронки, |,наполненные дождевой водой], обгоревшие деревья, [подбитый, почерневший от копоти бронетранспортер, [сиротливо стоявший в отдалении среди поломанных кустов|. пушку без колеса с прошитым бронебойными пулями щитком.
Упражнение 111 (97). Прилетевшее весной, в изменившейся обстановке, об удивительном самообладании, выскочивший из-за угла, аккуратный коллега, будущая самостоятельность, чудесный момент, суверенное государство, объединенные общей программой, первый президент, избираё^ый президиум, с разве; ва{би!имся знаменем, приближающиеся экзамены, участвующие в соревнованиях.
Упражнение 112 (98). Заглавие — «Звуки работы». Сотни подвод и тысячи людей суетились 2Десь, точно муравьи на разоренном муравейнику Около длинного товарного поезда толпились рабочие, [разгружавшие его. По наклонным доскам, |спущенным из вагонов|. непрерывным потоком катились на землю кирпичи. Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул: звонкие удары клепальщиков, |чеканящих заклепы на котлах[. и изредка глухие подземные взрывы, [заставляющие дрожать землю[. Здесь — 1 слог з[з’] —согласный, мягкий, звонкий, парный; д[д’] — согласный, мягкий, звонкий, парный; е[е] — гласный, ударный; с[с’] —согласный, мягкий, глухой, парный; Ь[-] Здесь — наречие, так как: 1. Является обстоятельством места 2. Неизменяемое слово Засуетились (где?) здесь ‘Здесь — словарное слово Правописание не с причастиями (§ 140)
Упражнение 113 (99). Нетронутый снег — не тронутый (кем?) лыжниками снег. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово лыжниками (это причастный оборот). Незаконченная работа — не законченная (кем?) писателем работа. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово писателем (это причастный оборот). Невымытые окна — не вымытые (кем?) соседями окна. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово соседями (это причастный оборот). Незамеченная ошибка — не замеченная (кем?) учителем ошибка. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово учителем (это причастный оборот). Ненаписанное сочинение — не написанное (кем?) учеником сочинение. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово учеником (это причастный оборот). Негаданная книга — не изданная (кем?) автором книга. В первом случае не пишется с причастием слитно, так как оно одиночное, во втором — раздельно, так как у причастия есть зависимое слово автором (это причастный оборот).
Упражнение 114 (101). 1. Кругом шла неустанная (Слово неустанная без не не употребляется.) работа. 2. Очень новые, с не- обмятыми (Слово необмятыми написано слитно, (Слово неизгладимое пишется слитно, так как без не не употребляется.).) воротниками шинели, необстрелянное (Слово необстрелянное написано слитно, так как отсутствуют противопоставление и зависимые слова.) оружие за спиной, блестящие, как зеркало, саперные лопатки, не отрывшие (Не отрывшие пишется раздельно, так как присутствуют зависимые слова: ни одного окопчика.) ни одного окопчика, говорили о том, что эти автоматчики — молодые бойцы пополнения. 3. На всю жизнь запомнил пастушок этот дивный, ни с чем не сравнимый (Не сравнимый пишется раздельно, так как есть зависимое слово: ни с чем.) день, когда он в первый раз подошел к орудию. 4. Я встретился с недоумевающим (Слово недоумевающий без не не употребляется.) взглядом своего соседа. 5. Жиденький, наполовину вырубленный лесок казался сейчас непроходимым (Непроходимым пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.), густым и диким. 6. Мне вся эта сцена представилась главой из еще не написанной (Не написанной пишется раздельно, так как частице предшествует наречие еще.) сказки. 7. Свечи горели ровным, немигающим (Немигающим пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) пламенем. 8. Не летящую(Яе летящую пишется раздельно, так как присутствует противопоставление: а лишь сидящую.), а лишь сидящую в скалах птицу разглядеть никак невозможно. 9. Уже в семь часов вечера меня обычно начинало неодолимо (Слово неодолимо без не не употребляется.) клонить ко сну, а в восемь я падал как бы с намагниченными глазами в еще не познанную, непостижимую (Слово непостижимую пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) для меня область ночи. 10. Странное впечатление производили эти глаза, неподвижно (Слово неподвижно пишется слитно, так как нет противопоставления и зависимых слов.) устремленные в одну точку и ничего не видящие… Ни с чем — 1 орфограмма (правописание частицы не с местоимениями). Ударение падает на чем. Еще — е-ще — 2 слога [й] —согласный, мягкий, звонкий, непарный W — гласный, безударный; щ[щ] — согласный, мягкий, глухой, непарный; е[6] — гласный, ударный 3 буквы, 3 звука. ТП^гничЁнн1ым и когда?
Упражнение 115 (100). Не выполненная вовремя работа; не — какой? выспавшийся pd6eHOK; не опубликованный в газете очерк; ступление, не состоявшееся на собрании; негреющее солнце; не какой? v v когда? замерзающий зимои ручей; не подготовленное в срок задание; _ ИЮЙ? х х кем? непостроенный дом; письмо, не прочитанное корреспондентом.
Упражнение 116 (102). 1. В необыкновенной, никогда не слыханной[ тишине зарождается рассвет. 2. Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. 3. Недочитанная книга — это неоконченный путь. 4. Володя сидел сложа руки и в позе, |не имеющей ничего общего с позой рыболовег|. 5. Стоял он минут десять, {ugjsu&u: мшшипемыш Ф&иемее4 ¦ Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. (Запятая в сложноподчиненном предложении разделяет два простых предложения.) Не дочитанная книга — это неоконченный ПУТЬ. (Тире между подлежащим и сказуемым, так как оба главных члена предложения выражены именами существительными..)
Упражнение 117 (н). 1. Непосеянные зёрна не взойдут, |Не прич. об. прич. об. брошенное в землю семя| не прорастёт. 2. Человек, |не знающий дороги|, и друга с пути собьёт. 3. Недочитанная^книга всё равно что неоконченный путь. 4. Работу, |не оконченную вовремя|, сне- прич. об. гом запорошит. 5. Человек, |не умеющий ходить|, портит дорогу, а не умеющий говорить — портит речь. 6. Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово — общее достояние.
Упражнение 118 (104). Лес ни пулей, ни осколком не пораненный ничуть; Не порубленный без толку, без порядку, как-нибудь, Не корчеванный фугасом, не поваленный огнем, Хламом гильз, жестянок, касок не заваленный кругом, Блиндажами не изрытый, не застроенный зимой, Ни своими не обжитый, ни чужими под землей.
Упражнение 119 (105). Было время, когда специально О хлебе в школе и не_говорили (Не с глаголами пишется раздельно. Проверочное слово — говор.) — повода не было (Не с глаголами пишется раздельно.) для беспокойства. Но вот на смену ученикам послевоенных лет пришли дети другого поколения, ни в чем не знающие (Не знающие пишется раздельно, так как есть зависимые слова: ни в чем.) нужды. Кусок хлеба, брошенный (Слово брошенный пишется с двумя н, так как есть зависимое слово: на полу.) на полу школьного буфета. Недоеденный (Слово недоеденный пишется слитно, так придает глаголу, от которого образовано, значение неполноты, недостаточности действия.) или, хуже того, просто надкусанный ломоть на столе… Надо бить тревогу! Не_знающие нужды — 1 орфограмма (Правописание частицы не с причастиями). Не знающие (ч е го?) нужды — есть зависимое слово, следовательно, частица не пишется раздельно. Кусок хлеба, брошенный на полу школьного буфета.(3апятая перед причастным оборотом после определяемого слова.) 1эрош&нц1ый| .На^кусанн ый
Упражнение 120 (106). Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, |.соединяющая отжившие. живущие и будущие поколения в одно великое, историческое. живое целое|. Увядающий — 1 орфограмма (Правописание безударной гласной в корне). Проверочное слово — увясть. Соединяющая)
Упражнение 121 (н). Ответ в учебнике.
Упражнение 122 (108). Маленький непоседа По двору бегал пятнистый крупный пес, еще не сложившийся, с какими-то смешными движениями, со щенячьим выражением добродушной морды. Сначала пес привязался к гусям. Гуси шли строем, а пес, не предвидевший опасности, лаял на них. Гусак, не спускавший с него немигающих глазок, вдруг вытянул длинную шею и нацелился прямо в глаз своей маленькой змеиной головкой с шипящим клювом. Пес отскочил в недоумении. Стиль речи — художественный. Действительные и страдательные причастия (§ 134)
Упражнение 123 (109). Причастие построивший обозначает признак предмета (рабочий), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ей/-, поэтому является действительным. Причастие построенный обозначает признак предмета (доцл), который испытывает на себе действие другого предмета (рабочий); причастие имеет суффикс -енн-, поэтому оно страдательное. Причастие прочитавший обозначает признак предмета (артист), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ей/-, поэтому является действительным. Причастие прочитанный обозначает признак предмета (рассказ), который испытывает на себе действие другого предмета (артист); причастие имеет суффикс -анн-, поэтому оно страдательное. Причастие изучающий обозначает признак предмета (ученик), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ющ-, поэтому является действительным. Причастие изучаемый обозначает признак предмета (параграф), который испытывает на себе действие другого предмета (ученик); причастие имеет суффикс -ем-, поэтому оно страдательное. Причастие прополовшая обозначает признак предмета (девочка), который сам действует, кроме того, оно имеет суффикс -ей/-, поэтому является действительным. Причастие прополотые обозначает признак предмета (грядки), который испытывает на себе действие другого предмета (девочка); причастие имеет суффикс -т-, поэтому оно страдательное.
Упражнение 124 (110). Школьник, сделавший модель — модель, сделанная школьником. В первом случае вставляем суффикс — вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (школьник), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс -нн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (модель), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (школьник). Снег, покрывший землю — земля, покрытая снегом. В первом случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (снег), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс — т-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (земля), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (снег). Ученики, посадившие деревья — деревья, посаженные учениками. В первом случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (ученики), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс -енн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (деревья), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (ученики). Кондитеры, изготовившие пирог — пирог, изготовленный кондитерами.. В первом случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (кондитеры), который сам действует. Во втором случае вставляем суффикс -енн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (пирог), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (кондитеры). Небо, покрытое тучами. В данном случае вставляем суффикс -т-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (небо), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (тучи). Солдат, прибывший на побывку. В данном случае вставляем суффикс -вш-([вэша]), так как здесь необходимо действительное причастие, обозначающее признак предмета — лица (солдат), который сам действует. Прибор, созданный школьниками. В данном случае вставляем суффикс -нн-, так как здесь необходимо страдательное причастие, обозначающее признак предмета (прибор), который испытывает на себе действие другого предмета — лица (школьники).
Упражнение 125 (111). Действительные причастия Страдательные причастия Открывший Открытое Сообщаемые Занятый Возникший Невидимые
Упражнение 126 (112). Цветы, распускающиеся утром — цветы, посеянные на клумбе; облака, заслонившие солнце — облака, развеянные ветром; вертолет, летящий над тучами — вертолет, сконструированный отечественными инженерами; деревья, растущие вдалеке — загороженные облаками от солнца; травка, показавшаяся из земли — травка, покрытая каплями росы; солнце, заслоненное облаками — солнце, светящее ярко.
Упражнение 127 (113). Ответ в учебнике.
Упражнение 128 (114). Ответ в учебнике.
Упражнение 129 (115). К’Мелы^шим. 2. [ ===== —| 1].
Упражнение 130 (н). Ответ в учебнике.
Упражнение 131 (116). Действительные причастия Страдательные причастия Живучих Сплетенные Оперившийся Пойманной Уме(ои1ий Застекленной Отличающийся Устроенная Сплетенные (сплести), пойманной (поймать), застеклен- ной(застеклыть), устроенная (устроить).
Упражнение 132 (117). Берегите наш язык, наш прекрасный ру??кий язык, — этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Переданное — 2 орфограммы 1. Переданное. (Правописание безударной гласной в корне). Проверочное слово — дать. 2. Переданное. (Правописание суффиксов у страдательных причастий.) Переда-ть — переда-нн-ое. Словообразование действительных причастий настоящего времени (§ 136)
Упражнение 133 (118). Окружать — I спряжение — окружают — окружа-ющ-ий; слышать — II спряжение — исключение — слышат — слыш-ащ- ий; нарастать — I спряжение — нарастают — нараста-ющ-ий; строить — II спряжение — строят — стро-ящ-ий; решаться — I спряжение — решают — реша-ющ-ий; читать — I спряжение — читают — чита-ющ-ий.
Упражнение 134 (119). Окружающий (окружать — I спряжение), мыслящий (мыслить — II спряжение), видящий (видеть — исключение II спряжение), ненавидящий (ненавидеть — исключение — II спряжение), готовящийся (готовить — II спряжение), подавляющий (подавлять — I спряжение), клеящий (клеить — II спряжение), гасящий (гасить — II спряжение), любящий (любить — II спряжение), определяющий (определять — I спряжение).
Упражнение 135 (120). Ответ в учебнике.
Упражнение 136 (121). Ответ в учебнике.
Упражнение 137 (122). Одаренный чудесной сжатостью|. {соединенной с ясностью|. русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
Упражнение 138 (123). Пишущий автобиографию, рокочущий океан, на пенящихся волнах, со следующего квартала, чередующиеся согласные, существу!ои}ее государство, действу(ощий микрокалькулятор, развевающегося флага, приближа{ощиеся каникулы, шефству1ощая группа, бодрствующий в ненастье, шеству- (oubifi по площади духовой оркестр движущёгося автомобиля, не прикасавшейся к предмету, стелющимся туманом, чувствующий непогоду, барабанящий дождь, с будущего года.
Упражнение 139 (124). 1. Обои оторвались, отклеились и свисали большими колебл/ои^имися (колебаться — I спряжение) лоскутами. Огромные шатающиеся (шататься — I спряжение) хромоногие шкафы бросали косые двига/ои^иеся (двигаться — I спряжение) тени на стены. 2. Всегда есть что-то ужасное в этих звуках, начинакпцихся (начинаться — I спряжение) глухим рыданием|. IШШЙШ&Ш (восходить — II спряжение) по хроматической гамме до пронзительного визга и опять onvCKafouiимея (опускаться — I спряжение) вниз]. 3. У него столько мнения о влиянии природы на человека, сколько его у жеребенка, |скачуи^его (скакать — I спряжение) по зеленому лугу]. у журавля, пляш$и&го (плясать — I спряжение) ижЮЩвго (петь — I спряжение) на полянке], у годовалой лисицы, |,трепетно и осторожно нюха/ои^ей (нюхать — I спряжение) впервые из своей норы весенний волнующий (волновать — I спряжение) возйух.|.
Упражнение 140 (125). 1. Тема шел по дорожкам сада, вдыхая в себя свежесть начинающегося (начинать — I спряжение) летнего утра. 2. Ему начало казаться, что мельница, машущая (махать — I спряжение) крыльям1и, приближается. 3. Колеблющийся (колебаться — I спряжение) полет бабочек над свежей зеленящейся полянкой — одно из прелестнейших зрелищ. 4. Около строящейся (строить — II спряжение) купальни под зелеными ветками ивняка барахтался в воде плотник Герасим.
Упражнение 141 (126). 1. Луч солнца блестит на полосах па- дакнцего, как сквозь сито, мелкого дождя. 2. Было то странное вдемя дня, когда потухабнйий день слабо борется с надвигающейся темнотою, придавая всему какое-то грустное освещение, располагающее к тихой мечтательности. 3. Человек, не знакнйий дорогу, и другого с пути собьет. 4. Человек, не уме(бц)ий ходить, портит дорогу, а не умеющий говорить — портит речь. 5. В воздухе разлит крепкий и нежный аромат увядйшйих кленов. 6. Под ногами шуршат желтые листья, покрывакнйие густым слоем дорожку. .Задающего Борется — 1 орфограмма (правописание окончаний у глаголов). Бороться ¦— I спряжение. Надвигающейся Грустное — 1 орфограмма (непроизносимые согласные). Проверочное слово — грусть. , Располагающ}^ Знающий — 1 орфограмма (правописание суффиксов причастий). Причастие образовано от глагола знать — I спряжения. Умеющий — 1 орфограмма (правописание суффиксов причастий). Причастие образовано от глагола уметь — I спряжения.
Упражнение 142 (127). Каждый раз, когда смотришь на городского мальчишку, |мч^егося вдоль тротуара на роликовом самокате|, или |виснущего на подножке трамвая|, или Отправляющегося с коньками в чемодане на ближайший каток|, или на мальчишек, |толкающихся около кинотеатра|, или разводящих рыбок в аквариуме|, или |кормящих чижиков в клетке!, или (гоняющих голубей|, или |продающих тех голубей на птичьем рынке|, |Да и мало ли еще что делайнйих|, что свойственно делать городским мальчишкам, — когда я вижу все это, я каждый раз вспоминаю наши игры, увлечения, забавы, игрушки, вспоминаю свое деревенское детство. В тексте встретились действительные причастия настоящего времени. Словообразование страдательных причастий настоящего времени (§ 137)
Упражнение 143 (128). Терпеть II спряжение терпим терп-гш-ый Различать 1 спряжение различаем различа-ем-ый Осуждать I спряжение осуждаем осужда-ем-ый Воображать I спряжение воображаем вообража-ам-ый Слышать II спряжение слышим слыш-гш-ый Значить II спряжение значим знач-им-ый
Упражнение 143 (с). Восстать — восставший, блистать — блистающий, блестеть — блестящий, сжечь — сжегший, идти — идущий, искать — ищущий, замерзнуть — замерзший, бегать — бегавший, бежать — бежавший, продрогнуть — продрогший.
Упражнение 144 (129). 1. При желании звуки, {издаваемые (издавать — I спряжение) струнами и клапанами. могут принять любой образ. 2. А к вечеру пошел дождь, подул особенный, ни с чем не {сравнимый] (сравнить — II спряжение) невский ветер. 3. Все вещества в мире построены из мельчайших, |не видимых (видеть — II спряжение) глазом]. |.непрерывно движущихся (двигаться — I спряжение) частиц. 4. Гул моря, {изредка прерываемый (прерывать — I спряжение) раскатистыми выстрелами|. в Севастополе один нарушает тишину утра.
Упражнение 145 (130). Развевающий — развеваемый; освещающий — освещаемый; видящий — видимый; обрабатывающий — обрабатываемый; преодолевающий — преодолеваемый; неприемлющий — неприемлемый.
Упражнение 146 (131). Видимый (видеть — исключение — II спряжение), участвующий (участвовать — I спряжение), удивляющийся (удивляться — I спряжение), надеющийся (надеяться — I спряжение), прославляемый (прославлять — 1 спряжение), слышимый (слышать — исключение — II спряжение), стелющийся (стелить — исключение — I спряжение), передаваемый (передавать — I спряжение).
Упражнение 147 (132). Избираемый президиум, намечаемая сессия, определяемое существительное, спрягаемый глагол, слышимый звук, называемое имя, зависимое слово, изучаемое правило, невидимое препятствие, воображаемый предмет, вдохновляемый музыкой, изображаемый пейзаж, необитаемый остров, уважаемый коллега, незабываемое событие, неприемлемое условие, управляемая система, борющийся за свободу. Никем не обитаемый остров Совершенно незабываемое событие Неприемлемое мною условие (Несмотря на наличие в двух последних словосочетаниях зависимых слов, не пишется с причастиями слитно, так как без не эти слова не употребляются.)
Упражнение 148 (133). Определять — I спряжение — определяемый — определяюм/ий; Понимать — I спряжение — понимаемый — понимающий; Зависеть — исключение — II спряжение — зависимый — зависящий; Чувствовать — I спряжение — чувствуемый — чувствующий; Обрабатывать — I спряжение — обрабатываемый — обрабатывающий.
Упражнение 149 (134). I. Машина, мчащаяся по шоссе; машина, буксирующая самосвал; спортсмен, обыгрывающий соперника; спортсмен, обыгрываемый соперником; камыш, колеблющийся от ветра; камыш, колеблемый ветром. II. Кузнечик, стрекочущий в траве; снег, подтаивающий на солнце; маяк, видимый издалека; звук, не улавливаемый прибором.
Упражнение 150 (135). Ответ в учебнике.

Сложные предложения могут быть перегружены причастными оборотами:

Дятел, долбящий дерево, растущее в лесу, засыпанном снегом, падающим с ветвей, сильно замёрз.

68. Проверь себя.Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине около заросшего ракушечником камня лениво проплыла мимо.

Номер предложения
Причастный оборот стоит перед определяемым словом                        
Причастный оборот стоит после определяемого слова                        
В предложении нет причастного оборота                        

Ответы к заданию

Номер предложения
Причастный оборот стоит перед определяемым словом .           .   . .    
Причастный оборот стоит после определяемого слова     .   . .         .  
В предложении нет причастного оборота   .   .       .        

69.Укажите предложения с обособленным причастным оборотом.

  1. На воде отражались мигающие звезды.
  2. Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось в воде реки.
  3. Шумело море сожженное лунным огнем.
  4. Мягкий ветер дувший со всех сторон иногда усиливался.
  5. Тишина прорывалась долетавшими издалека звуками.
  6. Под руками шуршала не скошенная трава.
  7. Над холмом неподвижно стоял большой полумесяц слегка подернутый туманом.
  8. В уснувшем воздухе стояла тишина.
  9. Лампа покрытая желтым абажуром освещала комнату.
  10. Доносившийся шум моря говорил о покое.

70. Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты обособлялись. Обозначьте определяемое слово и причастный оборот.

1. Огибающая голые скалы дорога вьётся в глубокой ложбине.

2. Ничего больше не росло на этой выжженной солнцем земле.

3. Усыпанные берёзовым листом поляны были полны солнца.

4. Разносимый ветром пожар быстро распространялся.

71.Составьте схемы предложений.

  1. Сад спускался к обмелевшей реке.
  2. По степи не успевшей остынуть за ночь уже тянет опять теплый ветер.
  3. На дороге паслась лошадь запряжённая в наполненный яблоками воз.
  4. Над землёй погружённой в ночную мглу раскинулся небесный свод.
  5. На небе были миллионы звёзд переливавшихся цветами радуги.
  6. На воде вздрагивали встревоженные весёлой рыбой речные лилии.
  7. Заросший сад тянулся позади дома.
  8. Созрела рожь сгибающаяся под тяжестью колосьев.
  9. Давно забытые строки стихов вдруг снова всплыли в памяти.
  10. Ничего больше не росло на этой выжженной солнцем земле.

72. Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты не обособлялись. Обозначьте определяемое слово и причастный оборот.

1. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.

  1. Машины задержались на мосту тянувшемся через большую реку.
  2. Я подошел к берегу заросшему ольхой и стал рассматривать удочки.
  3. Люди заблудившиеся в лесу вдруг увидели огоньки.

Самостоятельная работа

Задание 1.Укажите предложения с обособленным причастным оборотом.

1. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

2. Он вышел на заставленную ящиками палубу.

3. Ласточки свившие себе гнездо под кровлей кружились около дома.

4. Разбушевавшаяся река снесла плотину.

5. Облака подгоняемые ветром неслись над землёй.

6. Уставшие от бессонной ночи рыболовы уснули.

7. Лес тянувшийся вдоль дороги внезапно отступил.

8. Люди потерявшие надежду добраться до деревни увидели огоньки.

9. Лежит пушистый, чистый снег не тронутый человеческой ногой.

10. В уснувшем воздухе стояла тишина.

Задание 2. Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты обособлялись. Обозначьте определяемое слово и причастный оборот.

1. На поверхности воды отражались мигающие на небе звёзды.

2. У околицы горит распахнутое в звезды окошко.

3. Под ногами похрустывает пахнущий свежестью снег.

4. Огибающая голые скалы дорога вьётся в глубокой ложбине.

Задание 3.Диктант-схема.

1. Разрисованный яркими цветами сундук привлекал мое внимание.

2. Слетавшиеся синицы стали быстро склёвывать крошки.

3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

4. В зарослях камыша началась какая-то приглушённая возня.

5. И вдруг я увидел звёзды скрытые до этого ветвями деревьев.

6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль пастбища.

7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

8. На окне лежала забытая утром книга.

9. От травы скошенной утром шел пряный запах.

10. И лишь увядшие цветы напоминали о лете.

Задание 4. Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты обособлялись. Обозначьте определяемое слово и причастный оборот.

1. Визгливо залаяла проснувшаяся от шума собачонка.

2. Набежавшие из-за горизонта тучи заставили нас ускорить шаг.

3. Мы шли по пересекавшей поле тропинке.

4. Мало кто поймет охвативший меня восторг.

Упражнения на повторение

73. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные. Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму

1. Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр…хоч..щие волны бьющ…ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко…вшиеся волны пр…давле…ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя…ые поля пр…двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч…щее ш…пение, ш…рох, треск лома…щихся глыб. 7. Надв…галось (не)укр…щё…ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап…равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя…ной массы встрет…вшее огромную пр…граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома…ыми очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяре…м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству…щим воем.

74. Раскройте скобки, объясните свой выбор.

  1. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
  2. Нужная книга (не)прочитана.
  3. (Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.
  4. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
  5. Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
  6. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
  7. Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.
  8. Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
  9. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
  10. Поэма состоит из (не)завершённых глав.

75. Расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.
  2. Шуба скроенная по совету друзей никогда не будет мала.
  3. Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд.
  4. Человек закаляющийся с детских лет всегда бодр и здоров.
  5. Не замеченный противником батальон зашёл в тыл.

76. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий.

Умира…щие звёзды, бодр…щий морской воздух, запах распуска…щейся зелени, брезж…щий свет звёзд, сверка…щий снег, улыба…щееся детское лицо, утоля…щее боль лекарство, стро…щийся дом, приближа…щаяся ночь, плыву…щие облака, веду…щая к садам дорожка.

77.. Запишите в два столбика причастия с суффиксами -ем- , -им-

Муч…ый жаждой, рекоменду…ая книга, сжига…ое топливо, уважа… ый всеми, умножа…ое число, вид…ый простым глазом, колебл…мый ветром, взвешива…мый товар, забива…мый в стену гвоздь.

78. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Выслуш…ый приказ, отпущ…ый товар, задерж…ая книга, успоко…ые родители, разве…ые сомнения, выброш…ый мусор, засе…ые поля, заостр…ые копья, встревож…ая мать, измуч…ое животное, замеч…ая опечатка, выпущ…ая птица, раскле…ые объявления, накруч…ые волосы, растер…ый вид, обещ…ый подарок, сдерж…ый шёпот.

79. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите причастия и прилагательные в две колонки.

Смущён…ый юноша, бешен…ый пёс, квалифицирован…ый рабочий, кован…ая решётка, выполнен…ая работа, журавлин…ый крик, единствен…ое доказательство, кожан…ые перчатки, окон..ые рамы, жарен…ая на сковородке рыба, сушён…ые грибы, смышлён…ый парень, ранен…ый в бою солдат, незван…ый гость, отработан…ые дни, сушён…ые на солнце грибы, вспахан…ые поля.

80. Раскройте скобки, обозначьте орфограммы. скобки.

(Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена, (не)пролазный орешник, никогда (не)упрекавший, (не)замеченный противником, (не)выполненное задание, волосы (не)причёсаны, ещё (не)созревшая пшеница,(не)тронутая природа, трава (не)скошена, (не)освещённая комната, (не)летящая, а сидящая птица, (не)пробудный сон.

Тест. Вариант 1

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:

  1. люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
  2. стро..щийся дом, иголки кол..тся
  3. крас..щие вещества, травы стел..тся
  4. пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:

  1. дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
  2. подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
  3. та..щий снег, постро..ное здание
  4. выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

3. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:

  1. ненавид..щие войну, мы не испорт..м
  2. мягко стел..щий, разделя..щий людей
  3. та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
  4. движ..мый ветром, окно занавеш..но

4. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

1. подсуше..ое бельё, стари..ые вещи 2. не выуче..ы уроки, связа..ый свитер 3. нечая..ый взгляд, кури..ый бульон 4. ути..ая охота, кова..ая лошадь

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

  1. 1,2
  2. 2,3
  3. 1,2,3
  4. 3,4

6. Причастие обозначает:

а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак другого признака.

7. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:

а) -вш- ;
б) -ш- ;
в) -ущ-;

8. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса:

а) -нн- ;
б) -вш-;
в) -ом- .

9. Причастие с зависимым словом называется:

а) предложением;
б) причастным оборотом;
в) словосочетанием.

10. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия:

а) вид;
б) время;
в) лицо.

11. Чаще всего в предложении причастие бывает:

а) дополнением;
б) обстоятельством;
в) определением.

Тест. Вариант 2

  1. Укажите правильный ответ:

Причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки

а) глагола

б) наречия и глагола

в) прилагательного

г) глагола и прилагательного

  1. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие:

а) время (настоящее и прошедшее)

б) время (будущее)

в) вид

г) возвратную форму

  1. Закончите предложение:

Причастие с зависимыми словами называется__________________

  1. Укажите предложение (или предложения) с причастным оборотом

а) Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы…

б) Взволновавшая меня мелодия доносилась с правого берега.

в) Летящая стрела поразила противника.

г) Обработанная земля дала хороший урожай.

  1. Закончите предложение: Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то запятая _____________________________________________________________________
  1. Закончите предложение: Если причастный оборот находится после определяемого слова, то он __________________________________________________________________________
  2. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот

а) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.

б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

в) За село выходил тянувшийся позади дома сад.

  1. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот (знаки препинания не расставлены):

а) Дорога, освещенная бледной луной выглядела таинственной.

б) Освещенная бледной луной дорога выглядела таинственной.

в) Мы шли по протоптанной дорожке.

  1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

а) Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.

б) Доносившиеся издали звуки, прерывали утреннюю тишину.

в) На тропинке, согреваемой солнцем, быстро таял снег.

  1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

а) Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.

б) В саду стояли припудренные утренним инеем деревья.

в) Деревья припудренные утренним инеем, радовали глаз.


Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.
1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.
4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.
6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.
7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.
12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.
(По К. Паустовскому)

Задание к тексту контрольного диктанта по ССП.

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).
а) написанная живописцем
б) созданная с помощью красок
в) красивая, достойная кисти художника
г) образная, выразительная

2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.

1 вариант 2 вариант
валявшиеся (предложение 5) вытащил (предложение 13)

3.

1 вариант 2 вариант

Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной

непроверяемой гласной в корне.

Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся

гласной в корне.

4.

1 вариант 2 вариант

Из 9 предложения выпишите слова с

неизменяемыми приставками.

Из 7-11 предложений выпишите слово с приставкой, правописание

которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

5.

1 вариант 2 вариант
Из 1-3 предложений выпишите прилагательное, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффиксов –онн, -ённ, -енн, в суффиксах пишется НН». Из 12-16 предложений выпишите причастие, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».

6. Укажите, сколько грамматических основ в

1 вариант 2 вариант
предложении 3 предложении 12

7. Сделайте синтаксический разбор.

1 вариант 2 вариант
предложения 11 предложения 14

Ответы.

1. в
2. 1 вариант – лежавшие; 2 вариант – вынул
3. 1 вариант – костёр; 2 вариант – зарослей, догорало
4. 1 вариант – снова, появились, заросшие; 2 вариант – издали
5. 1 вариант – торжественным; 2 вариант – написано
6. 1 вариант – 3; 2 вариант – 2

Практика по материалам открытого банка ФИПИ.

16.docx

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.

2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.

3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.

4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.

7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу

9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз

10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.

11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.

13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.

14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.

15.
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
5) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.

18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.

19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.

20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.

22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.

Автор: Галина Вениаминовна Гусева.

Используя малоупотребляемые словоформы в предложениях, нужно быть уверенным в их лексическом значении. Иначе высказывание может потерять первоначальный смысл. Чтобы узнать, какое из лексем является верной: «из дали» или «издали», необходимо определить их часть речи.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Какое правило применяется?
    • Примеры предложений
  • Как неправильно писать

Как правильно пишется?

В русском языке допустимо использовать обе формы слова: «из дали» с интервалом между составными частями; «издали» со слитным написанием префикса «из».

Какое правило применяется?

«Из дали» представляет собой сочетание предлога «из» и существительного «даль» в родительном падеже. Пишем раздельно, если возможно вставить между частями лексемы дополнительное слово: из снежной дали, из лесной дали.

«Издали» является наречием, отвечающим на вопрос «откуда?». Синонимично с лексемой «издалека»  ̶  с дальнего расстояния, отдаленного места. С префиксом «из» пишется слитно, правописание можно проверить с помощью орфографического словаря.

Примеры предложений

  • Эти сани выглядят настолько сказочно, словно доставлены прямиком из снежной дали.
  • Издали виднеются лютики и колокольчики, которые любит моя мама.

Как неправильно писать

Не следует использовать словосочетания без учета их смыслового значения.

Перейти к контенту

Содержание

  1. Как правильно пишется
  2. Какое правило применяется
  3. Примеры предложений
  4. Как неправильно писать

Написание выражения «из дали»/«издали» зависит от контекста, в котором оно употребляется. Давайте выясним, почему так происходит.

Как правильно пишется

Возможны оба варианта написания: слитно и раздельно – из дали и издали.

Какое правило применяется

Наречие «издали» необходимо писать в одно слово. Сочетание существительного женского рода 3-го склонения «даль» в родительном падеже с предлогом «из» пишется раздельно. Это легко доказать, вставив между словами вопрос или подходящее по смыслу какое-либо слово, например, «из таежной дали». Следовательно, у сочетания два правильных варианта написания – в одно слово и в два, правописание зависит от контекста.

Примеры предложений

  • Разглядеть пролетающий самолет издали было нелегко.
  • Из глухой степной дали приехала сельскохозяйственная бригада.

Проверь себя: «Кипельно» или «кипенно» как пишется?

Как неправильно писать

Неправильно: путать части речи – писать наречие раздельно, а предлог с именем существительным – слитно.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Вставить пропущенные буквы, сделать разбор по членам предложения: 1. Обл_ка волнуясь у его подошвы пр_н_мали более и более тёмные тени. 2. …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » ⭐️ Русский язык » Вставить пропущенные буквы, сделать разбор по членам предложения: 1. Обл_ка волнуясь у его подошвы пр_н_мали более и более тёмные тени. 2. (Из) заросшего дикого леса т_нуло свеж_стью но около поста ещё было жарко. 3.

Как правильно пишется слово «издали»

и́здали

и́здали, нареч. (наблюда́ть и́здали)

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обновленчество — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «издать»

Синонимы к слову «издали»

Предложения со словом «издали»

  • Попыталась прочистить горло, но издала звук похожий скорее на скрежет железа, нежели на просьбу попить.
  • В радости царь отправился домой и, подходя, ещё издали увидел, что дворец его в огне.
  • Она не думала заходить и к матери, но, когда ещё издали увидела её на току с метлою в руках у вороха ржи, что-то её потянуло туда.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «издали»

  • Она видела издали фигуру брата, похожего на краба, он ползал по лесам, с тростью в руке, в измятой шляпе, пыльный, серый, точно паук; потом, дома, она пристально смотрела в его возбужденное лицо, в темные глаза — они стали мягче и яснее.
  • Бугры песка, наметенного ветром и волнами, окружали их. Издали доносился глухой, темный шум, — это на промысле шумели. Солнце садилось, на песке лежал розоватый отблеск его лучей. Жалкие кусты ветел чуть трепетали своей бедной листвой под легким ветром с моря. Мальва молчала, прислушиваясь к чему-то.
  • Н.И. Пастухов поднялся в лодке и издали увидал, как двое из убегавших мальчиков остановились на дороге, с любопытством глядя в его сторону и словно поддразнивая его.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «издали»

  • И́ЗДАЛИ, нареч. С далекого расстояния; издалека. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ИЗДАЛИ

Афоризмы русских писателей со словом «издали»

  • Цель никогда не достигается — за ней, как за горизонтом, другой горизонт. И так далее, и так далее — чем ближе, тем дальше. А главное, вблизи она нередко выглядит совсем не так привлекательно, как издали, когда еще неясно различима. Именно к неясно различимым целям с особою страстью устремляются и люди, и народы.
  • Над смертью издали шути, как хочешь смело;
    Но смерть вблизи — совсем другое дело.
  • Нас издали пленяет слава, роскошь
    И женская лукавая любовь.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Издалека смотреть как пишется
  • Издалека наречие как пишется
  • Издалека наблюдать как пишется
  • Издалека как пишется слитно или раздельно
  • Издалека как пишется проверочное