Изложение лесной котенок как написать

Прочитайте отрывок из рассказа детского писателя. Озаглавьте каждый абзац. У вас получился план. Перескажите текст по составленному вами плану.

Лесной котёнок

  Иду я как-то по лесу. Смотрю, а за кустами маленький котёнок ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая.

  Играет себе котёнок. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку подбрасывает. Надоела котёнку соломинка, за мухой погнался, потом цветок лапой ударил.

  А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок к шмелю да как даст лапой по ромашке, на которой шмель сидел, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель.

  Хотел было я ему помочь, жало вытащить. Но вдруг из-за куста выглянула рысь.

  Я со страху не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Выбежал на луг и упал на траву. Сердце бьётся, ноги дрожат. Хорошо, думаю, что ноги унёс.

  Долго я вспоминал, как резвился на поляне маленький рысёнок.

Е. Чарушин

Выпишите из текста по три одушевлённых и неодушевлённых имени существительных. Поставьте к ним вопросы кто? что?

Слайд 4В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей.

С тех пор писатель и художник
Е. И. Чарушин опубликовал

много иллюстрированных книжек для детей

о зверях, птицах, об охоте, о детях.

В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И.


Слайд 7Вопросы
Кого увидел автор в лесу?
Как выглядел зверёк?
Какую игру придумал

себе котёнок?
Какие ещё развлечения придумывал кот?
Кого увидел котёнок на

ромашке?
Что произошло при встрече со шмелём?
Как отреагировал автор ?
Кого увидел автор?
Как автор заканчивает свой рассказ?

ВопросыКого увидел автор в лесу?Как выглядел зверёк?Какую игру придумал себе котёнок? Какие ещё развлечения придумывал кот?Кого увидел


Слайд 8План
Встреча с котенком
Весёлые игры
Шмель
Хотел помочь…
Еле ноги унёс
Воспоминания

ПланВстреча с котенкомВесёлые игрыШмельХотел помочь…Еле ноги унёсВоспоминания


Слайд 9Орфографическая подготовка
Подберите проверочные слова
См…трю

выгл…нула

К…тёнок б…жать
К…роткий др…жат
Н…гами всп…минал
Гл…за р…звился
Выб…жал
Выт…щил

Орфографическая подготовкаПодберите проверочные словаСм…трю            выгл…нула


Слайд 10Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным

Сердце

сердечный

Найдите в тексте слово с непроизносимым согласнымСердце   сердечный


УМК

УМК «Перспектива»

3 класс

Изложение

Лесной котёнок

Автор презентации:

Петрушина Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов

БОУ г. Омска «СОШ № 118»

Евге́ний Ива́нович Чару́шин (1901 — 1965) советский график, скульптор и писатель

Евге́ний Ива́нович Чару́шин

(1901 — 1965)

советский график, скульптор и писатель

«Вольные птицы» —

первая напечатанная книга с его рисунками. Она привлекла внимание не только юных читателей, но и знатоков книжной графики.

Иллюстрация из этой книги была приобретена Государственной Третьяковской галереей.

 С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал  много иллюстрированных детских книг о зверях, птицах, об охоте

С тех пор писатель и художник

Е. И. Чарушин опубликовал

много иллюстрированных детских книг

о зверях, птицах, об охоте

стр.142, упр.249

стр.142,

упр.249

Словарная работа рома́шка [ рама́шка ] ро – маш – ка соло́ма [ сало́ма ] со – ло – ма Найдите в тексте предложения с новыми словарными словами

Словарная работа

рома́шка

[ рама́шка ]

ро – маш – ка

соло́ма

[ сало́ма ]

со – ло – ма

Найдите в тексте предложения

с новыми словарными словами

Отвечаем на вопросы: 1. Кого увидел автор в лесу? 2. Как выглядел зверёк? 3. Какую игру придумал себе котёнок? 4. Какие ещё развлечения придумывал кот? 5. Кого увидел котёнок на ромашке? 6. Что произошло при встрече со шмелём? 7. Как отреагировал автор? 8. Кто выглянул из-за куста? 9. Как автор заканчивает свой рассказ?

Отвечаем на вопросы:

1. Кого увидел автор в лесу?

2. Как выглядел зверёк?

3. Какую игру придумал себе котёнок?

4. Какие ещё развлечения придумывал кот?

5. Кого увидел котёнок на ромашке?

6. Что произошло при встрече со шмелём?

7. Как отреагировал автор?

8. Кто выглянул из-за куста?

9. Как автор заканчивает свой рассказ?

План: 1. Встреча с котёнком. 2. Развлечения животного. 3. Шмель ужалил. 4. Хотел помочь… 5. Бегство. 6. Приятные воспоминания.

План:

1. Встреча с котёнком.

2. Развлечения животного.

3. Шмель ужалил.

4. Хотел помочь…

5. Бегство.

6. Приятные воспоминания.

Орфографическая подготовка Объясните написание пропущенных орфограмм е  о  -бег  б…жать см…трю  -смотр  я  выгл…нула -взгляд  о  к…тёнок -кот -тащит  а  о  выт…щил к…роткий -коротко -ноги  о  -бег  е  н…гами  выб…жал о  -глаз  а  -помнит  гл…за всп…минал -дрожь  о  др…жат а  -резвый  резвился

Орфографическая подготовка

Объясните написание пропущенных орфограмм

е

о

-бег

б…жать

см…трю

-смотр

я

выгл…нула

-взгляд

о

к…тёнок

-кот

-тащит

а

о

выт…щил

к…роткий

-коротко

-ноги

о

-бег

е

н…гами

выб…жал

о

-глаз

а

-помнит

гл…за

всп…минал

-дрожь

о

др…жат

а

-резвый

резвился

Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным сер д це Подберите к нему проверочное слово сер д ечный

Найдите в тексте слово

с непроизносимым согласным

сер д це

Подберите к нему проверочное слово

сер д ечный

Выпишите опорные слова, перескажите текст.

Выпишите опорные слова,

перескажите текст.

Встреча с котёнком .( по лесу, смотрю, маленький котёнок, короткий, мордочка пучеглазая) 2. Развлечения животного .( играет, длинную соломинку, упал на спину, подбрасывает, за мухой погнался, цветок ударил) 3. Шмель ужалил . (попал на глаза, подобрался да как даст лапой, запищит, замяучит) 4. Хотел помочь …( жало вытащить, вдруг из-за куста выглянула) 5. Бегство .( со страху не помню, вскочил и бежать пустился, выбежал и упал, сердце бьётся, дрожат) 6. Приятные воспоминания. (долго вспоминал, резвился , рысёнок)

  • Встреча с котёнком .( по лесу, смотрю,

маленький котёнок, короткий, мордочка пучеглазая)

2. Развлечения животного .( играет, длинную соломинку, упал на спину, подбрасывает, за мухой погнался, цветок ударил)

3. Шмель ужалил . (попал на глаза, подобрался да как даст лапой, запищит, замяучит)

4. Хотел помочь …( жало вытащить, вдруг из-за куста выглянула)

5. Бегство .( со страху не помню, вскочил и бежать пустился, выбежал и упал, сердце бьётся, дрожат)

6. Приятные воспоминания. (долго вспоминал, резвился , рысёнок)

Ссылки:  на момент создания презентации все ссылки активны Н. Ю. Васильева, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. К УМК Л.Ф. Климановой и др.

Ссылки: на момент создания презентации все ссылки активны

  • Н. Ю. Васильева, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. К УМК Л.Ф. Климановой и др. «Перспектива», М.: «ВАКО», 2015
  • Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
  • https://medialeaks.ru/wp-content/uploads/2017/06/bobcat-01-1024×683.jpg
  • https://4.bp.blogspot.com/-HUnuK_WKtMM/WglmELiYbWI/AAAAAAAAApA/dlYp2tKpYFomN7vx2SeAD8ApwnIIXChLQCLcBGAs/s640/Screenshot_8.jpg Чарушин фото
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/9930/196950070.15/0_ccc52_e3447140_XL.jpg что за зверь
  • http://cbspushkin.spb.ru/images/photoalbum/album_51/evgenij_charushin_kto_kak_zhivet.jpeg кто как живёт
  • https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1013802369.jpg волчишко
  • http:// antique.newbookshop.ru/pict/1014207520.jpg в лесу
  • https:// pics.meshok.net/pics/50974680.jpg олешки
  • http:// readchildren.ru/attachments/Image/yubilei_6_5.jpg?template=facebook про больших и маленьких
  • https://shkolnaiapora.ru/wp-content/uploads/2018/06/- Бианки- Мурзик e1529991703869.jpg мурзук
  • https://shkolnaiapora.ru/wp-content/uploads/2018/06/ Вольные-птицы. jpg
  • http://yarmama.com/images/3(102). jpg книжки
  • https:// mmedia.ozone.ru/multimedia/1015261924.jpg рысь
  • https:// drive.google.com/file/d/1_oIY-padZS7LxuYY2cS7j3_C3niiid6F/view Учебник
  • http:// artru.info/il/img.php?img=72659 рысёнок с рысью
  • http://klimbo.ru/images/photoblog/animals/1/964%20Lynx%20lynx%20(36).jpg

Презентация к уроку развития речи изложение «Лесной котенок» по рассказу Е. Чарушина. Предназначена презентация для работы в 3-х классах по программе «Перспектива». В презентации даны краткие сведения об авторе, текст изложения, вопросный ряд для подготовки к написанию, примерный план и орфографическая подготовка. Задание по подбору проверочных слов к безударным гласным можно проводить на карточках в паре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Изложение «Лесной Котенок» 3 класс»

Чарушин Евгений Иванович

Чарушин Евгений Иванович

РОДИЛСЯ в городе Вятке

РОДИЛСЯ

в городе Вятке

В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей.  С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал  много иллюстрированных книжек для детей   о зверях, птицах, об охоте, о детях.

В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей.

С тех пор писатель и художник

Е. И. Чарушин опубликовал

много иллюстрированных книжек для детей

о зверях, птицах, об охоте, о детях.

Вопросы

Вопросы

  • Кого увидел автор в лесу?
  • Как выглядел зверёк?
  • Какую игру придумал себе котёнок?
  • Какие ещё развлечения придумывал кот?
  • Кого увидел котёнок на ромашке?
  • Что произошло при встрече со шмелём?
  • Как отреагировал автор ?
  • Кого увидел автор?
  • Как автор заканчивает свой рассказ?

План

План

  • Встреча с котенком
  • Весёлые игры
  • Шмель
  • Хотел помочь…
  • Еле ноги унёс
  • Воспоминания

Орфографическая подготовка Подберите проверочные слова См…трю выгл…нула К…тёнок б…жать К…роткий др…жат Н…гами всп…минал Гл…за р…звился Выб…жал Выт…щил

Орфографическая подготовка

Подберите проверочные слова

См…трю выгл…нула

К…тёнок б…жать

К…роткий др…жат

Н…гами всп…минал

Гл…за р…звился

Выб…жал

Выт…щил

Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным Сер д це сер де чный

Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным

Сер д це сер де чный

Обновлено: 03.03.2023

Оценить 1851 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

. О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители и педаг. Подробнее.

Новый год – самый любимый, добрый, сказочный праздник, который ждут в каждом доме, в каждой семье. Н. Подробнее.

Физические упражнения и игры способствуют развитию всех основных физических качеств ребенка, укрепле. Подробнее.

Ваш труд оценён! От коллег Вам спасибо! Огромнейший труд — составленье программ. У Вас же хватило те. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лесной котёнок. На полянке ручеёк бежит. И трава кругом густая, от цвето.

Лесной котёнок.
На полянке ручеёк бежит. И трава кругом густая, от цветов разноцветная. А полянка маленькая. Однажды иду я с ружьём по лесу. Полез в кусты. Всматриваюсь сквозь смородину. Вижу, как посередине поляны маленький котёнок ходит. Котёнок был большеголовый, мордочка пучеглазая, глаза глупенькие, хвост короткий. Задние ноги у него длинные, ступни толстые, с подушечками. Играет себе котёночек соломинкой. Схватил её в рот и упал на спину. Котёнок этот не домашний. Это рысёнок.

Лесной котёнок. На полянке ручеёк бежит. И трава кругом густая, от цветов.

Лесной котёнок.
На полянке ручеёк бежит. И трава кругом густая,
от цветов разноцветная. А полянка маленькая. Однажды иду я с ружьём по лесу. Полез в кусты.
Всматриваюсь сквозь смородину. Вижу, как
посередине поляны маленький котёнок ходит. Котёнок был большеголовый, мордочка
пучеглазая, глаза глупенькие, хвост короткий.
Задние ноги у него длинные, ступни толстые, с
подушечками. Играет себе котёночек соломинкой. Схватил её в рот и упал на спину. Котёнок этот не домашний. Это рысёнок.

Лесной котёнок. На полянке ручеёк бежит. И трава кругом густая, от цв.

Лесной котёнок.
На полянке ручеёк бежит. И трава кругом
густая, от цветов разноцветная. А полянка
маленькая.
Однажды иду я с ружьём по лесу. Полез в
кусты. Всматриваюсь сквозь смородину. Вижу,
как посередине поляны маленький котёнок
ходит.
Котёнок был большеголовый, мордочка
пучеглазая, глаза глупенькие, хвост короткий.
Задние ноги у него длинные, ступни толстые, с
подушечками.
Играет себе котёночек соломинкой. Схватил
её в рот и упал на спину.
Котёнок этот не домашний. Это рысёнок.

План.1. На полянке.

План.1.На полянке. 2. Встреча с котёнком.

План.
1.На полянке.
2. Встреча с котёнком.

План.1.На полянке. 2. Встреча с котёнком. 3. Описание котёнка.

План.
1.На полянке.
2. Встреча с котёнком.
3. Описание котёнка.

План.1.На полянке. 2. Встреча с котёнком. 3. Описание котёнка. 4. Игра с сол.

План.
1.На полянке.
2. Встреча с котёнком.
3. Описание котёнка.
4. Игра с соломинкой.

План.1.На полянке. 2. Встреча с котёнком. 3. Описание котёнка. 4. Игра с сол.

План.
1.На полянке.
2. Встреча с котёнком.
3. Описание котёнка.
4. Игра с соломинкой.
5. Это рысёнок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

первая напечатанная книга с его рисунками. Она привлекла внимание не только юных читателей, но и знатоков книжной графики.

Иллюстрация из этой книги была приобретена Государственной Третьяковской галереей.

 С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных детских книг о зверях, птицах, об охоте

С тех пор писатель и художник

Е. И. Чарушин опубликовал

много иллюстрированных детских книг

о зверях, птицах, об охоте

стр.142, упр.249


Словарная работа рома́шка [ рама́шка ] ро – маш – ка соло́ма [ сало́ма ] со – ло – ма Найдите в тексте предложения с новыми словарными словами

Найдите в тексте предложения

с новыми словарными словами

Отвечаем на вопросы: 1. Кого увидел автор в лесу? 2. Как выглядел зверёк? 3. Какую игру придумал себе котёнок? 4. Какие ещё развлечения придумывал кот? 5. Кого увидел котёнок на ромашке? 6. Что произошло при встрече со шмелём? 7. Как отреагировал автор? 8. Кто выглянул из-за куста? 9. Как автор заканчивает свой рассказ?

Отвечаем на вопросы:

1. Кого увидел автор в лесу?

2. Как выглядел зверёк?

3. Какую игру придумал себе котёнок?

4. Какие ещё развлечения придумывал кот?

5. Кого увидел котёнок на ромашке?

6. Что произошло при встрече со шмелём?

7. Как отреагировал автор?

8. Кто выглянул из-за куста?

9. Как автор заканчивает свой рассказ?


План: 1. Встреча с котёнком. 2. Развлечения животного. 3. Шмель ужалил. 4. Хотел помочь… 5. Бегство. 6. Приятные воспоминания.

1. Встреча с котёнком.

2. Развлечения животного.

3. Шмель ужалил.

4. Хотел помочь…

6. Приятные воспоминания.

Орфографическая подготовка Объясните написание пропущенных орфограмм е о -бег б…жать см…трю -смотр я выгл…нула -взгляд о к…тёнок -кот -тащит а о выт…щил к…роткий -коротко -ноги о -бег е н…гами выб…жал о -глаз а -помнит гл…за всп…минал -дрожь о др…жат а -резвый резвился

Объясните написание пропущенных орфограмм

Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным сер д це Подберите к нему проверочное слово сер д ечный

Найдите в тексте слово

с непроизносимым согласным

сер д це

Подберите к нему проверочное слово

сер д ечный

Выпишите опорные слова, перескажите текст.

Выпишите опорные слова,

маленький котёнок, короткий, мордочка пучеглазая)

2. Развлечения животного .( играет, длинную соломинку, упал на спину, подбрасывает, за мухой погнался, цветок ударил)

3. Шмель ужалил . (попал на глаза, подобрался да как даст лапой, запищит, замяучит)

4. Хотел помочь …( жало вытащить, вдруг из-за куста выглянула)

5. Бегство .( со страху не помню, вскочил и бежать пустился, выбежал и упал, сердце бьётся, дрожат)

6. Приятные воспоминания. (долго вспоминал, резвился , рысёнок)

Прочитайте отрывок из рассказа детского писателя. Озаглавьте каждый абзац. У вас получился план. Перескажите текст по составленному вами плану.

Лесной котёнок

Иду я как-то по лесу. Смотрю, а за кустами маленький котёнок ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая.

Играет себе котёнок. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку подбрасывает. Надоела котёнку соломинка, за мухой погнался, потом цветок лапой ударил.

А тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок к шмелю да как даст лапой по ромашке, на которой шмель сидел, а потом как запищит, замяучит. Ужалил его шмель.

Хотел было я ему помочь, жало вытащить. Но вдруг из-за куста выглянула рысь.

Я со страху не помню, как на ноги вскочил и бежать пустился. Выбежал на луг и упал на траву. Сердце бьётся, ноги дрожат. Хорошо, думаю, что ноги унёс.

Долго я вспоминал, как резвился на поляне маленький рысёнок.

Выпишите из текста по три одушевлённых и неодушевлённых имени существительных. Поставьте к ним вопросы кто? что?

Читайте также:

      

  • Школа и направление в историко правовом исследовании
  •   

  • Виги это в истории 7 класс определение кратко
  •   

  • Этапы отношений между парнем и девушкой кратко
  •   

  • Конкурс родители дети школа 2021
  •   

  • Виды и типы скачков философия кратко

Лесной котёнок

Иду я с ружьём.
Вижу: на полянке маленький котёночек
ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая,
глаза глупые. Схватил он в рот длинную
соломинку, а сам упал на спину и задними
ногами соломинку подбрасывает.

Надоела котёнку
соломинка – за мухой погнался. Потом
цветок лапой ударил. А тут шмель попал
на глаза. Подобрался котёнок к шмелю да
как даст задней лапой по ромашке, на
которой шмель сидел, и сбил его.

Ловко орудует
задней ногой, как передней! Домашней
кошке так не суметь. Котёнок не простой
был. Это был рысёнок. (По Е. Чарушину)

В слабом классе
по усмотрению учителя проводится
совместная работа по формированию
предложений. Предварительно обсудим с
учащимися, какие признаки необходимо
учитывать при делении текста на
предложения: смысловой признак
(предложение содержит законченную
мысль); интонационный признак (предложение
характеризуется законченной интонацией);
грамматический признак (в предложении
должна быть грамматическая основа).

Урок 81. Основные
разделы пунктуации (§32; урок 81

– упр. 482, 483; д.
з
.: пересказ
текста (с. 181), упр. 485; индивидуальное
задание – упр. 484; урок
82
– упр. 486,
490, 492, 494; резерв
– упр. 487; д.
з
.: на выбор:
упр. 429, или 491, или 489; урок
83
– упр.
495-497; резерв
– упр. 499; д.
з
.: упр. 498;
урок 84
– упр. 500, 502; изложение (упр. 505); д.
з.:
§32
повторить; на выбор: упр. 473 или составление
диктовки из 10-ти предложений с различными
пунктограммами.

На уроках по теме
тренируем пятиклассников в умении
проводить пунктуационный анализ
изученных синтаксических конструкций.

Основная задача
урока 81
– подвести учащихся к выводу, что знаки
препинания в конце предложения являются
выражением его эмоциональной окраски
и цели высказывания. На уроке
82
повторяем
и обобщаем сведения о расстановке знаков
препинания внутри простого предложения
на основе таблицы в упр. 486. По усмотрению
учителя предлагается распределительный
диктант.

Задание.
Заполните данными примерами таблицу
упр. 486.

1. Пожелай нам,
ветер, доброго пути (Г. Сапгир и Г.
Циферов). 2. Пляшут искорки рассвета на
деревьях и кустах (М. Пляцковский). 3.
Чтение — вот лучшее учение. 4. Мерцают,
как живые, росинки при луне (М. Пляцковский)
5. Мы, конечно, верим в чудеса.

Изложение (упр.
505) проводим как обучающую работу –
подготовку к написанию контрольного
диктанта.

Урок
85. Контрольная работа № 3 (диктант с
языковым анализом по разделам «Синтаксис»
и «Пунктуация»).

Цель
работы

– проверить умения учащихся в области
синтаксиса и пунктуации в пределах
изученного в первом полугодии.

Диктант

Однажды
я гулял возле пруда и увидел в траве
большой сачок на длинной палке. Сетка
сачка шевелилась. Я просунул руку в
мокрую сетку и вытащил настоящую золотую
рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно
смотрела на меня большими глазами.

Я
бросился к пруду, а рыбка билась в моих
ладонях и, кажется, начала затихать. Но
я уже подбежал к берегу, опустил ладони
в воду, и рыбка махнула хвостом и уплыла.

На
сердце у меня стало легко и спокойно.
«Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть
не попадайся!» — пожелал я рыбке. (По Ю.
Алешковскому) (89 слов)

Языковой
анализ текста.

1.
Озаглавьте текст. Определите тип речи.

2.
Найдите и укажите в предложениях текста
обращение (1 вариант) и вводное слово (2
вариант).

3.
Подчеркните в предложениях второго
абзаца члены предложения.

4.
Выполните синтаксический разбор третьего
предложения. Составьте его схему.

Уроки 86-87.
Текстоведение как раздел лингвистики.
Понятие о тексте (§33
;
урок 86
– тексты (с. 189-190), упр. 506-508; резерв
– упр. 510; д.
з
.: пересказ
текста (с. 189-190), упр. 509; урок
87
– упр. 511,
513-515; д. з.:
на выбор: упр. 512, или 516, или 518).

Одно из основных
умений, которое должно быть выработано
в ходе изучения темы, – это умение
проводить смысловой анализ текста –
главным образом, правильно и полно
определять тему и основную мысль текста.

Назначение упр.
507 – развести в сознании учащихся понятия
«тема» и «идея» и отработать умение
отражать тему и идею в заголовках
текстов. Ребята могут предложить
следующие заголовки: «В тайге» и «Тишина
хвойного царства» для первого текста;
«В пустыне» и «В жаркой пустыне» — для
второго. Урок
88. Типы речи. (§ 34
;
урок 88
– текст (с. 195-196); упр. 520, 521; д.
з.:
пересказ
текста § 34; на выбор: упр. 519, или 523, или
525, или 570; урок
89
– упр. 526,
507, 509, 528; д.
з
.: на выбор:
упр. 529 или орфографический анализ текста
2 упр. 526; по желанию – упр. 526 (3); урок
91
– упр. 531,
534, 533; резерв
— упр. 538; д.
з
.: на выбор:
упр. 532 или сжатый пересказ сказки В.
Бианки (см. упр. 533); урок
92
— упр. 535,
540, 539, 567, 568; резерв
– упр. 537; д.
з.:
на выбор:
упр. 542, или 543, или 544, или 569; индивидуальное
задание — упр. 545).

Основными задачами
уроков по теме является повторение и
углубление сведений о типах речи, а
также формирование умения создавать
тексты разных типов речи, уместно
употребляя соответствующие языковые
средства

На уроке
88
добиваемся
от учащихся уяснения способа определения
типа речи текста (способа постановки
вопроса). Предложим задание передать
основное содержание текста (с. 195 -196) в
виде схемы:

Типы речи.

Описание

какой?

Повествование

что
произошло?

Рассуждение

почему?

Приступая к
изучению темы «Описание», дадим
пятиклассникам понятие о том, что
существуют тексты-описания природы,
интерьера, отдельного предмета, животного,
внешности и характера человека, его
внутреннего состояния. Обратим внимание
ребят на то, что для обозначения деталей
описываемого предмета, явления часто
используются существительные определённых
тематических групп (например, черты
лица, одежда), для выражения признаков
этих предметов и явлений – прилагательные,
наречия, яркая глагольная лексика.

На уроке
91
учим
опознавать тексты-рассуждения и
анализировать их структуру, а также
формируем умение создавать
тексты-рассуждения, уместно употребляя
языковые средства выражения
последовательности развития мысли,
логики предъявления доказательств
(аргументов).

В ходе анализа
текстов упр. 531 обращаем внимание учеников
на то, что рассуждение может состоять
из одного предложения (текст 3 и первое
предложение текста 1). Текст 3, которые
состоит из одного предложения, представляет
собой законченное рассуждение, поскольку
включает исчерпывающий аргумент. Первое
предложение текста 1 включает аргумент,
требующий подкрепления, поэтому автор
приводит ещё один аргумент, который
оформляет как отдельное предложение.
Заключительное предложение текста
представляет собой вывод, который
вытекает из аргументов и является по
существу усиленным тезисом.

На уроке
92
пятиклассники
должны не только вспомнить особенности
каждого типа речи, но и сопоставить эти
особенности. Подведём учеников к выводу
о том, что повествование, описание и
рассуждение различаются содержанием,
построением и языковым оформлением.

Различия в содержании
текстов разных типов учащиеся определят,
опираясь на схемы упр. 535. Рассказывая
об особенностях строения текстов
различных типов речи, пятиклассники
должны будут описать структуру рассуждения
(тезис – аргументы – вывод), перечислить
основные элементы композиции
текста-повествования (завязка, развитие
действия, развязка), отметить такие
элементы описания, как создание общего
впечатления о предмете и описание
деталей. При анализе наиболее часто
используемых языковых средств на данном
этапе, думаем, достаточно будет назвать
глаголы для повествования, прилагательные
для описания, сложноподчинённые
предложения для рассуждения.

Урок 90. Подготовка
к сочинению по картине В. Д. Поленова
«Московский дворик»

(упр. 530; д.
з
.: сочинение
по картине).

Готовя пятиклассников
к описанию изображённого на картине
Поленова уголка старой Москвы,
подчёркиваем, что важно передать общее
настроение картины, уловить и отметить
в сочинении то, что в этом художественном
полотне производит такое сильное
впечатление на самых разных людей уже
в течение многих десятилетий. Поэтому,
как и при описании любой другой местности,
мы обращаем внимание только на те детали,
которые это особое настроение создают.

Заострим внимание
пятиклассников на том, что сочинение-описание
местности, написание которого им
предстоит, строится по своим законам.
Сначала даётся общий план – указывается,
какая именно местность (деревня, улица,
двор) будет являться предметом описания,
и говорится об её отличительных
особенностях. Затем описываются отдельные
детали, с помощью которых эти особенности
создаются. Отметим также, что любая
местность выглядит по-особому в разное
время суток. Это связано и с освещением,
и с тем, как изменяют общий вид местности
люди, которые оживляют пейзаж и привносят
своё настроение.

План сочинения
может выглядеть следующим образом:

I. Сюжет картины
В. Д. Поленова «Московский дворик»
(предмет изображения).

II. Общий вид дворика.

1. Лужайка, сад,
особняк, сарай на первом и втором планах.

2. Городские дома,
церковь, колокольня на заднем плане.

3. Небо, солнечный
свет.

В качестве словарной
работы можно предложить запись под
диктовку и объяснение написания опорных
словосочетаний. Поможем пятиклассникам
записать безошибочно слова с неизученными
орфограммами. На усмотрение учителя
данный список может быть сокращён или
расширен.

Уголок старой
Москвы, пышный разросшийся сад, фасад
особняка, лепные наличники, покосившийся
дощатый сарай, панорама Москвы,
белокаменная церковь, столпы с куполами,
пирамидальная колокольня, золотой
купол-луковка, повседневная жизнь,
копошатся в земле, прелесть деревенской
жизни, гармоническая связь жизни человека
с жизнью природы, прозрачное небо,
белоснежные облачка, тишина и безмятежность,
ослепительность ясного летнего дня,
настроение спокойствия, умиротворённости,
светлой радости бытия.

Урок 93. План
текста
(упр.
565, 541, 546; §35;
текст (с. 207-208), упр. 547, 548, упр. 551 (1); резерв
– упр. 550, 551 (2); д.
з.:
на выбор:
упр. 549 или 553).

На уроке совершенствуем
умение составлять план готового текста.

После прочтения
текста упр. 547 подведём пятиклассников
к примерно следующему определению темы
и идеи текста: «Этот текст о том, как
пингвины строят гнёзда. Автор объясняет,
что пингвины всегда кричат и дерутся,
потому что отнимают друг у друга камушки,
так как эти камушки им нужны для
строительства гнёзд. Если мы хотим
отразить в заголовке тему, то озаглавим
его «Как пингвины гнёзда строят», а если
выражаем идею – «Крикливые строители»
и т. п.» План может выглядеть примерно
так: 1) Почему пингвины идут с пляжа
молча. 2) Борьба за камушек. 3) Зачем
пингвинам камушки. 4) Пингвины-сторожа.
5) Почему пингвины кричат и дерутся.

Урок 94. Изложение
(упр. 554; д.
з.:
на выбор:
упр. 552 или 555).

Подготовка к
изложению будет включать внимательное
чтение, частичный смысловой анализ
текста и подбор заголовка, составление
тезисного плана и устный пересказ,
орфографический анализ отдельных слов
и пунктуационный анализ простых
осложнённых и сложных предложений.

Типологическая
структура текста будет выглядеть
следующим образом.

1. Описание с
элементами рассуждения. [Описание
движения корабля в Анадырском заливе
и объяснение особенностей движения;
описание ночи в море и объяснение
особенностей состояния природы.] 2.
Повествование с элементами описания.
[Рассказ о появлении чудовища и
столкновении его с кораблём и описание
движений этого чудовища.] 3. Описание.
4. Рассуждение. 5. Повествование с
элементами рассуждения.

Учащиеся определяют
тему текста («Этот текст о том, как
молодой кашалот принял судно за своего
сородича и всю ночь плыл рядом с кораблём»)
и предлагают возможные заголовки:
«Заблудившийся кашалот», «Как китёнок
маму искал» и т. п. Тезисный план может
выглядеть примерно так.

1) Однажды ночью
корабль шёл в Анадырском заливе и с
большим трудом пробирался малым ходом
между льдинами. 2) Вдруг за бортом
появилось какое-то чудовище. 3) Всю ночь
за кораблём плыл и тяжко вздыхал кашалот
– самый большой по размерам зубастый
кит. 4) Наверное, молодой кашалот отстал
от матери и принял судно за кита. 5)
Молодой кит отправился искать экватор.

Урок 95. Основные
нормы построения текста (§36
;
упр. 556, 557; текст (с. 212), упр. 561-563; резерв
– упр. 558; д.
з
.: пересказ
текста (с. 212), упр. 564; на выбор: упр. 571 или
560; индивидуальное задание – упр. 563).

Основная задача
урока – учить пятиклассников
руководствоваться основными требованиями
к содержанию текста при составлении
устных и письменных высказываний и
редактировать готовые тексты.

После совместного
определения признаков текста упр. 557
предложим отдельным учащимся дать
полный ответ. (Перед нами текст, так как
все части этого высказывания подчинены
раскрытию единой темы – «Проказы
сорок»; автор выражает мысль о том, что
в сорочьих гнёздах можно найти много
интересных вещиц, даже старинные монеты.
В этом тексте достаточно предложений,
чтобы раскрыть тему и выразить главную
мысль.

Предложения связаны
по смыслу и грамматически. Средства
связи – однокоренные слова (ложечка
— ложка
(1-2
предложения),
сорока – сорочьи
(3-5
предложения)); союз (а
– 2-3 предложения); частица, местоимение
(вот, её
(3-4 предложения)) и т. д. Смысловая и
грамматическая связь существует и между
абзацами, например, второй абзац связан
с первым с помощью повтора слова (весной),
однокоренных слов (сорочьих
– сорок
),
контекстных синонимов (сорочьи
квартиры – гнезда
).

Части текста
логически связаны и представлены в
стройной композиции текста-повествования:
первая часть – завязка, вторая – развитие
действия, третья – развязка.)

Урок 96. Обобщение
по разделу «Текстоведение». Подведение
итогов работы в первом полугодии.

На уроке повторяем
сведения об основных требованиях к
образцовому тексту и подводим итоги
работы в первом полугодии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д.С. Телефон: +7 (812) 318-72-63
Электронный адрес: info@prodlenka.org

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга:
Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг
и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр
Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Изложение 2 класс каток как правильно написать
  • Излогать или излагать правильно пишется как
  • Излогаешь или излагаешь как пишется
  • Излишне уплаченных денежных средств как пишется
  • Излишне уплаченные денежные средства как пишется