Как бах писал музыку будучи глухим

Иоганн Себастьян Бах. Трагедия слепого музыканта

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве были представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.… Однако композитор был плодовит не только на музыкальные произведения. За годы семейной жизни у него родилось двадцать детей.

Иоганн Себастьян Бах (21 марта 1685 г. - 28 июля 1750 г.), германский композитор и музыкант

К сожалению, из этого количества отпрысков великой династии в живых осталось ровно половина…

Династия

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено.  Все Бахи, жившие в горной Тюрингии с начала XVI в., были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Мальчик быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его дальнейшую жизнь.

Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год – отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию – брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало – он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к концу, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано…  Именно эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И. С. Баха.

По воле рока

Иоганн Себастьян Бах с семьёй

В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, где продолжил учиться в школе в школе церковных певчих. В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене в должности органиста в церкви св. Власия. Здесь он начал писать свои первые кантаты. В 1708 году Иоганн Себастьян женился на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Она родила ему семерых детей, из которых выжили четверо.

Многие исследователи связывают это обстоятельство с их близким родством. Однако после скоропостижной смерти своей первой жены в 1720 году  и новой женитьбе на дочери придворного музыканта Анне Магдалине Вилькен тяжелый рок продолжал преследовать семью музыканта. В этом браке родилось 13 детей, но выжили лишь шестеро.

Балтазар Деннер. Иоганн Себастьян Бах с сыновьямиВозможно, такова была своеобразная плата за успех в профессиональной деятельности. Еще в 1708 году, когда Бах с первой женой переехал в Веймар, удача улыбнулась ему, и он становится придворным органистом и композитором. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки и временем его интенсивного творчества.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Блуждающая могила

Памятник Иоганну Себастьяну Баху у церкви Святого Фомы в Лейпциге

В 1723 году состоялось первое исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви.

В Лейпциге Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением.

В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора – он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю.

После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Через десять дней Бах умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.

Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, и могила гения затерялась. Но в 1984 году свершилось чудо, останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось их торжественное захоронение.

Текст Дениса Протасова.

7 мая 1824 года. Одна из величайших икон в истории музыки, Людвиг ван Бетховен, выходит на сцену Венского театра. В этот день на суд публики было представлено одно из грандиознейших музыкальных произведений — Девятая симфония, включающая знаменитую «Оду к радости». Всё прекрасно, но вот композитор ничего не слышит. Почти никто в зале не знает, что Бетховен почти полностью оглох. Как же он смог создать настолько прекрасную музыку не слыша звуков?

«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)

Людвиг ван Бетховен.

Людвиг ван Бетховен.

Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.

Памятник Бетховену в родном Бонне.

Памятник Бетховену в родном Бонне.

Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.

Жестокий отец и несчастное детство

Иоганн и Мария-Магдалина, родители Людвига.

Иоганн и Мария-Магдалина, родители Людвига.

Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.

Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.

Маленький Людвиг ван Бетховен.

Маленький Людвиг ван Бетховен.

Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.

К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.

Глухой от рождения композитор

Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.

Такой была слуховая труба, которой пользовался Бетховен.

Такой была слуховая труба, которой пользовался Бетховен.

Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.

Самые прекрасные из своих произведений Бетховен написал, когда музыка звучала у него в голове.

Самые прекрасные из своих произведений Бетховен написал, когда музыка звучала у него в голове.

Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.

Одинокий и несчастный

Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.

Джульетта Гвиччарди - первая любовь композитора.

Джульетта Гвиччарди — первая любовь композитора.

Элизабет Рёкель. Считают, что именно ей посвящено произведение «К Элизе».

Элизабет Рёкель. Считают, что именно ей посвящено произведение «К Элизе».

Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?

Самой большой страстью Бетховена всегда была Её Величество Музыка.

Самой большой страстью Бетховена всегда была Её Величество Музыка.

С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.

Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»

В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.

Художник не зря видел в композиторе Орфея.

Художник не зря видел в композиторе Орфея.

Нищий гений

Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».

Дом, где жил Бетховен.

Дом, где жил Бетховен.

Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.

Карл ван Бетховен.

Карл ван Бетховен.

Послание Бетховена ко всему человечеству

Композитор жил в неспокойный исторический период. Мир наполняло насилие, войны, голод разруха… Впрочем, а когда мир это не наполняло? В этой, казалось бы, беспросветной мгле жизни, Людвиг ван Бетховен был тем, кто явил людям свет в царстве тьмы. Победив свои страдания, он показывает людям, что нельзя сдаваться под давлением жизненных обстоятельств. Нельзя оправдываться тем, что мир лежит во зле. Бетховен говорил, что не знает иного признака величия, как доброта.

Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».

Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.

Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.

На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»

Смерть героя и триумф жизни

Дом-музей Бетховена.

Дом-музей Бетховена.

Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.

Современники понимали, что Бетховен - гений, пророк в мире музыки.

Современники понимали, что Бетховен — гений, пророк в мире музыки.

Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.

Похороны композитора в Вене.

Похороны композитора в Вене.

«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)

Необычный памятник Бетховену в Бонне.

Необычный памятник Бетховену в Бонне.

Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Великий Бетховен, чей 250-летний юбилей отмечается в этом году, свою знаменитую «Девятую симфонию» и другие известные произведения создал, практически полностью потеряв слух. Как такое возможно? Этот феномен для «РГ» объяснил один из авторитетных отоларингологов, заместитель главного врача московской городской больницы № 29, профессор Михаил Григорьевич Лейзерман:

AP

AP

— С 20 лет Бетховен начал ощущать шум в ушах (тинитус), который постепенно усиливался и был одним из признаков заболевания внутреннего уха. Это в дальнейшем привело к глухоте. Причины заболевания композитора неизвестны. Однако исследования немецких ученых показали, что в волосах и костях Бетховена было повышено содержание свинца, попавшего в организм, вероятно, из бокалов для вина, в стенках которых был свинец, или из самого вина из-за добавок свинца, использовавшегося в то время в качестве усилителя вкуса. Свинец вызвал хроническую интоксикацию, проявлением которой и стало поражение слуховых нервов, а также печени и почек. Это было обнаружено при вскрытии. А умер великий глухой в возрасте всего 55 лет!

Встает вопрос: а как же, не слыша звуков, можно было писать и исполнять музыку? Для ответа необходимо знать, что при воздействии звука на ухо существует два вида проводимости. Воздушная — когда ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки передают колебания на жидкости внутреннего уха. И костная — когда колебания костных капсул лабиринта передаются на жидкостные составляющие внутреннего уха. Поэтому при проверке слуха камертонами или на аудиометре мы отмечаем значения как воздушной, так и костной проводимости и.

Если взять камертон и приложить его к костям черепа или к передним зубам, мы почувствуем вибрацию и услышим звук. Это и будет результатом проверки костной проводимости. Именно этим способом и воспользовался великий и глухой композитор. Вначале он применял специальный «ушной рожок» с расширением на конце. А потом стал брать в сжатые зубы деревянную палочку, которая вторым концом упиралась в переднюю панель фортепьяно! Таким образом он различал звуки. Бетховен обладал необыкновенными музыкальными способностями, позволяющими ему сочинять музыку «мысленно», а потом уже записывать ноты. Среди больших музыкантов есть люди, которые также способны «играть музыку мысленно». Однако делать это при почти полной глухоте способен был лишь гениальный Бетховен!

Если у поэтов мысли складываются в стихи, то у больших музыкантов в голове звучат мелодии. Это дар свыше. Дар, дарованный природой. Это врожденные способности, которые могут стать основой гениальности. Поэтому задача родителей и педагогов — понять и развить эти задатки, направить их в нужное русло, и тогда, возможно, появится гениальный композитор, певец или скрипач!

Кстати, в настоящее время людям с выраженным снижением слуха проводится специальное лечение, а при его неэффективности подбирается слуховой аппарат, который также может быть использован для улучшения слуха как по воздуху (в слуховой проход) или по кости (в заушную область), или в сочетании этих способов передачи звука. Кроме того, один из современных способов помощи глухим пациентам — кохлеарная имплантация, когда специальный имплантат устанавливается в тканях черепа и передает звуковые волны непосредственно во внутреннее ухо.

Вероятно, сегодня Бетховену можно было бы помочь услышать свою музыку

Ныне специализированная помощь слабослышащим и глухим пациентам на достойном уровне и способна улучшить слух абсолютному большинству больных. Жаль, что Бетховен не дожил до наших дней! Вероятно, ему можно было бы помочь услышать свою музыку даже без помощи деревянной палочки в зубах.

Иоганн Бах — биография


Иоганн Себастьян Бах был одним из величайших композиторов 18 века. Со дня его смерти прошло почти три века, но его музыка не только не утратила актуальность, а наоборот, вызывает к себе еще больше интереса. Как и многие талантливые личности, Бах не получил известности при жизни, его больше знали как исполнителя, особенно импровизатора.

Его творчество стало популярным только спустя 100 лет после смерти. Первым его произведение исполнил композитор Мендельсон, и это были непревзойденные «Страсти по Матфею». После этого на его родине издали полное собрание его сочинений. Музыка Баха есть в репертуаре самых известных мировых исполнителей, которые не перестают восторгаться его мастерством и совершенством. «Не ручей! – Море должно быть ему имя», — это слова Бетховена о Бахе. И добавить к этому нечего, точнее уже и не скажешь.

Детство

Родился Иоганн Себастьян Бах 31 марта 1685 года в Германии, в городе Эйзенах. Он был самым младшим из восьми детей Иоганна Амброзиуса Баха, профессионально занимавшегося музыкой.

Пять поколений семейства Бахов были музыкантами. Впоследствии историками обнаружено почти пятьдесят родственников Баха, которые посвятили свою жизнь музыке. Самым известным стал Фейт Бах, приходившийся Иоганну прадедом. Несмотря на то, что он работал булочником, он не расставался с цитрой – щипковым музыкальным инструментом, представлявшим собой обычный ящик. Куда бы он ни шел, инструмент всегда был при нем.

Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.

Когда Иоганну Себастьяну исполнилось 9 лет, не стало его матери – Элизабет Леммерхирт. Прошел год, умер отец, и в десять лет Иоганн остался сиротой.

Вследствие этого он оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей из городка Ордруф, расположенного по соседству. Стараниями Кристофа, Себастьян оказался в гимназии, где обучался латыни, богословию, истории.

С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир, однако его пытливый ум требовал большей нагрузки. У него была тетрадь, в которой были записаны лучшие произведения музыкантов того времени, и при свете луны он списывал ноты в свою тетрадку. Занятие было запрещенным, поэтому когда Кристоф застукал младшего брата, то отнял записи и строго запретил этим заниматься.

Трудовая биография Баха началась рано. В 16 лет он уже нашел себе работу в городе Люнебург, закончил обучение в вокальной гимназии, и хотел дальше учиться в университете. Однако из-за бедственного положения и необходимости самому обеспечивать свое существование, университетское образование получить не удалось.

Портрет Баха

Портрет Баха

Кроме несомненной талантливости, Себастьян был очень любознательным, и это свойство характера не позволяло засиживаться на одном месте. Молодой человек захотел отправиться в путешествие, в ходе которого он посетил Гамбург, Любек, Целль. Там он впервые услышал музыку Георга Бема и Рейнкена.

Музыка

После окончания гимназии в Люнебурге в 1703-м, Баха взяли в придворные музыканты. Он оказался в капелле герцога Иоганна Эрнста. На протяжении шести месяцев Себастьян был скрипачом, и в это время к нему пришла первая известность. Однако через полгода Баха уже не радовала его работа, ему абсолютно не хотелось развлекать господ. Ему хотелось дальнейшего творческого развития, ему нравилось заниматься чем-то новым и интересным. Поэтому когда его пригласили стать придворным органистом в храме Святого Бонифация в Арнштадте, то он согласился, даже не раздумывая.

Работать ему нужно было всего три дня в неделю, но за это ему платили приличное жалование. Инструмент, принадлежавший церкви, был очень хорошо настроен, поэтому возможностей для творчества появилось намного больше. Именно это пребывание в Арнштадте положило начало музыкальному наследию Баха. За три года, которые он прожил в этом городе, он стал автором более тридцати произведений для органа, кантат, каприччио, сюит. Однако молодой композитор не сошелся с местными властями, поэтому вскоре уехал из города.

Церковное начальство и так не очень любило молодого композитора-новатора, но после того, как он надолго отлучился со своего рабочего места в Арнштадте, устроили ему настоящее судилище.

Дело в том, что он отпросился на месяц, чтобы побывать в городе Любек, где в то время жил и работал Дитрих Букстехуде, популярный исполнитель органной музыки. Себастьян слышал о нем с детских лет, и когда выпала возможность, хотел послушать его произведения. У него не было средств взять карету, поэтому он шел пешком до Любека. Бах был потрясен творчеством органиста, и буквально забыл о времени. Вместо того, чтобы вернуться через месяц, он отсутствовал на протяжении четырех.

Вернувшись в Арнштадт, Бах получил серьезный нагоняй от церковного руководства, и обидевшись, ушел с «насиженного места». Он переезжает в Мюльхаузен, и устраивается органистом в собор Святого Власия.

Новое руководство по достоинству оценило его способности, он пользовался их расположением, и даже заработная плата здесь была больше, чем на предыдущем месте. Старый орган нуждался в реставрации, и Себастьян сумел придумать план, как сделать его более современным, причем за небольшие деньги. В это время он создает кантату «Господь – мой царь», которая была приурочена новому консулу, вступавшему на должность.

В этом городе Бах оставался на протяжении года, потом его душе снова захотелось перемен и он переезжает в Веймар. В 1708-м он стал придворным органистом и жил по соседству с дворцом герцога.

Годы проживания в Веймаре не прошли даром. Себастьян стал автором нескольких десятков произведений для оркестра и клавира, услышал музыку Корелли и Вивальди, начал работать с гармоническими схемами и динамичными ритмами. Он тесно общался с Иоганном Эрнстом, который дал ему работу, и кроме этого сам писал и исполнял музыку. Это общение самым благотворным образом сказалось на творчестве Иоганна Себастьяна. После возвращения из Италии в 1713-м, герцог поделился с Бахом нотами произведений итальянских музыкантов. Это было настоящим открытием для Баха, он увидел новые горизонты развития своего таланта.

Именно в Веймаре Бах написал хоральные органные прелюдии, вошедшие потом в сборник под названием «Органная книжечка». В это же время выходит и его органная «Токката и фуга ре-минор», «Пассакалья до-минор» и еще два десятка духовных кантат.

Иоганн Себастьян Бах

Прошло немного времени, и Себастьян приобрел широкую известность как органист и мастер клавесина. В 1717-м из Франции в Дрезден приехал известный музыкант Луи Маршан. Ему предложили состязаться в мастерстве игры на клавесине с Бахом, он вначале согласился, но в назначенный день тайком покинул город, потому что боялся проиграть талантливому Иоганну Себастьяну.

Осенью 1717 года Бах снова засобирался в путь. Он не мог долго оставаться на одном месте, и герцогу ничего не оставалось делать, как отпустить его, но выразить ему крайнее недовольство. Бах поступил на службу капельмейстером к князю Ангальт-Кетенскому, знавшему толк в хорошей музыке. Однако князь был большим поклонником кальвинизма, и поэтому в обязанности Баха входило писать музыку для светских мероприятий.

За время своего пребывания на службе у князя, Иоганн Себастьян стал автором шести виолончельных сюит, Английской и Французской клавирных сюит, трех скрипичных сонат. Именно «кеттенскому» периоду принадлежит создание «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир», включавший в себя сорок восемь разных произведений. В это же время Бах пишет симфонии.

В 1723-м композитор снова меняет место жительства и службы. На этот раз судьба привела его в Лейпциг, где он получил работу кантора в хоре Святого Фомы. Этим же годом датировано и одно из самых известных его произведений – «Страсти по Иоанну». Прошло немного времени и Баха назначают «Музыкальным директором» во всех городских церквях. Так называемый «лейпцигский период» длился на протяжении шести лет, и за это время выходят пять циклов кантат, два из которых не сохранились.

По решению городского совета, в подчинении Баха было восемь хористов, однако это количество не устраивало композитора. Тогда Себастьян сам нанимает еще двадцать человек и из-за этого снова ссорится с властями.

В 20-е годы выходят в основном церковные кантаты Баха, которые исполняются в лейпцигских церквях. Чтобы как-то расширить свой репертуар, Себастьян пишет много светской музыки. В 1729 году Бах получает новое назначение. Теперь в его распоряжении Музыкальная коллегия, которой он руководит. Это был светский ансамбль, основателем которого стал близкий друг Себастьяна – Георг Филипп Телеман. В течение целого года, два раза в неделю, ансамбль выступает с концертами перед посетителями кофейни Циммермана, расположенной недалеко от рыночной площади.

Светские произведения, датируемые 1730-1750-м годами, Бах создал специально для того, чтобы исполнять в кофейне.

Среди них особо хочется отметить шутливую «Кофейную кантату», веселую «Крестьянскую кантату», пьесы для клавира и виолончельные концерты. Именно этим периодом датируется написание непревзойденной «Месса си минор», ставшей лучшей среди всех известных хоровых произведений.

Вскоре Бах представил свои новые музыкальные изыскания – «Страсти по Матфею» и «Высокая месса си-минор». В награду за это он становится королевско-польским и саксонским придворным композитором.

В 1747-м Бах получил приглашение от Фридриха II, короля Пруссии, и прибыл к нему с визитом. Король решил убедиться, действительно ли перед ним великий автор импровизаций, и предложил ему написать музыку к предложенной музыкальной теме. За короткий промежуток времени трехголосная фуга была готова, что несказанно удивило короля. Немного позже Иоганн добавил к ней несколько вариаций на ту же тему, придумал ей оригинальное название – «Музыкальное приношение», и отослал Фридриху II в качестве подарка.

Потом он засел за написание большого цикла, названного «Искусством фуги», но дописать его уже не смог. После его смерти цикл был опубликован его сыновьями.

Последние десять лет жизни Баха прошли в некотором забвении его славы. В моду вошел классицизм, и, по мнению современников, музыка Иоганна Себастьяна была признана старомодной. Однако его последователи так не считали, они выросли на его произведениях, и он был для них непререкаемым авторитетом. Ему поклонялись Бетховен и Моцарт.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха вновь стала популярной только спустя 100 лет после его смерти.

В 1829-м в Берлине состоялся концерт, в котором прозвучали «Страсти по Матфею». Организатором концерта был композитор Мендельсон, он не ожидал такого резкого всплеска популярности почти забытого композитора. На представление пришло несколько тысяч зрителей, и окрыленный успехом Мендельсон выступил с такими же концертами в Кенигсберге, Дрездене, Франкфурте.

Одним из самых любимых и часто исполняемых произведений Баха стала «Музыкальная шутка», которую часто можно услышать на концертах классической музыки. Теперь она звучит в адаптации к современным инструментам, но по-прежнему остается такой же задорной и нежной, как в исполнении самого маэстро.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах

Произведения Баха часто звучат в исполнении отечественных и западных исполнителей. В репертуаре вокального ансамбля The Swingle Singers появились многие композиции Баха, которые они объединили в альбом Jazz Sebastian Bach. Этот альбом сделал вокалистов популярными во всем мире, и принес им премию «Грэмми».

Музыка Баха звучала и в исполнении джазовых музыкантов Джоэля Шпигельмана и Жака Лусье. Свое почтение выразил великому композитору и отечественный музыкант Федор Чистяков.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Первой женой Иоганна Себастьяна Баха стала его юная кузина Мария Барбара, родом из Арнштадта. Он повел ее под венец в 1707 году. Мария родила мужу семерых детишек, но выжили только четверо. Сыновья Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман и Иоганн Христиан продолжили отцовское дело и тоже прославились как композиторы и музыканты.

В 1720 году Бах сопровождал князя Ангальт-Кетенского за границу, и в это время умерла его супруга. Четверо детей остались без материнской опеки.

Иоганн Себастьян Бах с семьей

Иоганн Себастьян Бах с семьей

Перемены в личной жизни композитора случились через год. Ему представили певицу Анну Магдалену Вильке, которая служила при дворе герцога. В конце 1721 года Бах женился на молодой красавице, которая родила ему тринадцать детей. Из них осталось в живых девять.

Будучи в преклонном возрасте, Бах наслаждался общением с родными, которые были для него настоящей поддержкой и отрадой. Для своих близких он писал музыку, устраивал различные концерты, в которых принимала участие его жена. Анна очень красиво пела своим сопрано, подросшие сыновья аккомпанировали матери.

Жена и младшая дочь Баха после его смерти были вынуждены влачить жалкое существование. Анна пережила мужа на десять лет, ее последним приютом был бедняцкий дом презрения. На долю младшей дочери Регины выпало полуголодное существование. На помощь ей пришел только композитор Бетховен.

Смерть

За пять лет до смерти Бах практически ослеп. Он уже не мог сам записывать музыку, поэтому этим занимался его зять.

В 1750-м в Лейпциге появился Джон Тейлор, офтальмолог из Англии. Он не отличался безупречной репутацией, но композитор решил использовать этот шанс, в надежде что к нему вернется зрение. Однако операция ничего не изменила, Себастьян по-прежнему ничего не видел. Тогда доктор сделал повторную операцию, зрение вернулось, но совсем ненадолго. Зато вскоре состояние здоровья композитора резко ухудшилось. 18 июля 1750-го Баха подкосил удар, а спустя десять дней он умер. Иоганну Себастьяну Баху было 65 лет.

Могила Иоганна Себастьяна Баха

Могила Иоганна Себастьяна Баха

Местом упокоения великого композитора стало церковное кладбище в Лейпциге. С годами его могила затерялась, и найти ее удалось только в 1894 году. После этого прах Баха поместили в каменный саркофаг при церкви Святого Иоанна, которой он отдал двадцать семь лет своей жизни. В годы войны храм разрушился под немецкими бомбами, однако прах композитора не пострадал. Его нашли, и в 1949-м снова перезахоронили. На этот раз местом его погребения стал алтарь церкви Святого Фомы.

В родном городе Иоганна Себастьяна – Эйзенахе, в 1907 году появился музей его памяти. В 1985-м такой же музей открыли и в Лейпциге.

Слушать композиции

Ссылки

  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Как это началось?

Бетховен стал терять слух в возрасте 26 лет.

Это не было похоже на обычную тугоухость, потому что глухота сопровождалась непрерывным звоном и жужжащими звуками в ушах. В 1800 году, в возрасте 30 лет, он писал из Вены другу детства, боннскому врачу:

«За последние три года мой слух постепенно становится слабее. … в театре мне нужно сидеть очень близко к оркестру, чтобы понять, что играют музыканты, издалека я не слышу высоких нот инструментов и голосов… и я почти совсем не слышу людей, которые говорят тихо. Какой-то звук я слышу, это правда, но слов разобрать не могу. Но если кто-то кричит, я не могу выносить этого».

Бетховен пытался сохранить эту беду в тайне даже от близких людей. Он боялся что как только все узнают об этом, его карьера пианиста и педагога будет разрушена.

«В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что это было выше моих сил — сказать людям, что я не слышу», — писал он. «Если бы у меня была другая профессия, было бы легче, но в моей профессии это катастрофа».

До 40 лет Бетховен еще мог слышать некоторые звуки, но в 44 он был уже совершенно глух.

Почему это произошло?

Ни врачи, ни сам Бетховен не знали, что стало причиной его болезни. Возможно, это было осложнением после тифа или сифилиса. Или следствием привычки Бетховена окунать голову в холодную воду, чтобы прогнать сон и взбодриться. Сам он предполагал, что есть какая-то связь с его хроническим заболеванием желудочно-кишечного тракта.

«Причиной может быть состояние моего живота, который, как вы знаете, всегда было ужасным, — писал он, — поскольку меня всегда беспокоит диарея, которая вызывает необыкновенную слабость.»

Никакое лечение ему не помогало. Бетховен пользовался специальным роялем с более громким звуком, «разговорными » тетрадями, куда собеседник записывал свои вопросы, и вот такими слуховыми аппаратами:

Выглядело это примерно так:

Одна из горничных Бетховена рассказывала, что когда его слух стал совсем слабым, он сочинял за роялем, зажав в зубах карандаш, конец которого касался корпуса инструмента. Он пытался почувствовать звучание по вибрации.

Как можно сочинять музыку, не слыша звуков?

Физический слух и слух музыкальный — это не одно и то же. Отсутствие физического слуха не мешало Бетховену сочинять музыку. Примерно так же, как немому писателю отсутствие способности читать вслух не мешает писать книги. К тому же большой музыкальный опыт позволил ему моделировать все сочетания звуков и тембров мысленно. Правда, он не мог слышать результаты своего труда и корректировать написанное после прослушивании, как это делают все композиторы.

Долгое время Бетховен все еще очень нуждался в том, чтобы слышать то, что он сочиняет. Он заказал себе рояль с усиленным резонатором, старался форсировать звук, отчего все струны в его домашних инструментах моментально рвались.

Глухота поставила крест не на его композиторской, а на его исполнительской деятельности, а он был одним из великих пианистов своего времени. Эта трагедия происходила на глазах публики. Когда он впервые исполнял Лунную сонату, в бурной третьей части от так сильно бил по клавишам, что молоточки фортепиано запутались в оборванных струнах. Но в тихих фрагментах он нажимал клавиши так слабо, что звуков не было вообще.

То, что в его музыке для фортепиано часто используются низкие регистры — тоже частично связано с проблемами слуха: он лучше слышал низкие тона. Но в последние годы он уже и не пытался услышать что-то, музыка звучала только в его воображении. Поэтому в поздних сонатах очень много высоких и тихих звучаний.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как астафьев написал васюткино озеро
  • Как буквами написать свист буквами
  • Как буквами написать пук
  • Как буква пишется штаны
  • Как буква пишется тряпка