Как бетховен написал к элизе

Л. Бетховен «К Элизе»

К Элизе

Порой, мы даже не задумываемся о том, что широко известные и горячо любимые нами музыкальные произведения имеют подчас непростую историю и их появление окутывает множество тайн и загадок. Это может быть связано с историей написания, с внезапной находкой давно утерянной рукописи, а иногда и с названием. Одно из таких произведений знакомо буквально каждому из вас – это фортепианная пьеса Людвига ван Бетховена «К Элизе».

К слову сказать, это не единственный подобный случай в творчестве композитора. «Лунная соната» вовсе не лунная и сам Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое название. Да что там удивился, зная его взрывной характер! Сам маэстро задумал написать «Сонату в духе фантазии» и посвятить ее очередной возлюбленной Джульетте Гвиччарди. Название «Лунная» ей присвоил его друг Людвиг Рельштаб.

Историю миниатюры Бетховена «К Элизе» и содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания «К Элизе»

Примечательно, что фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по праву назвать самым известным произведением Бетховена. Первоначально композитор озаглавил ее как Багатель № 25 ля минор, само название «Für Elise» было лишь подзаголовком. Чем же обусловлена такая популярность? Прежде всего это связано с широким использованием пьесы при обучении игре на фортепиано. Она входит в обязательную программу в музыкальных школах. Кроме того, красивое, звучное и в то же время не сложное произведение не могло остаться незамеченным и сразу же полюбилось публикой.

автор «К Элизе» Бетховен

Опубликована пьеса была в 1867 году, только спустя 40 лет после смерти самого Бетховена исследователем его творчества. Принято считать, что создано произведение было в 1810 году. Именно в этот период времени был создан другой его шедевр – Увертюра «Эгмонт», наброски которой и были написаны на этом же листе бумаги, что и багатель.

Но вернемся к самой главной загадке произведения «К Элизе». Известно, что его обнаружил музыковед Людвиг Ноль, который занимался изучением биографии маэстро. На листочке виднелась загадочная надпись — посвящение некой Элизе от Л.В. Бетховена. Но кто эта таинственная незнакомка и какую роль она играла в жизни гения? Может быть это та самая далекая возлюбленная или очередная новая пассия влюбчивого великого симфониста?

Бетховен К Элизе

С момента обнаружения , многие исследователи вели неустанные работы над произведением. Так, в 2009 году Лука Кьянторе, который занимался этой работой восемь лет заявил, что эта версия не имеет ничего общего с композитором. Безусловная, тема и сами ноты принадлежат перу маэстро, в этом нет сомнений. Лука Кьянторе заявил, что того самого листочка с таинственным посвящением никогда не было. Немного раньше, в 1923 г. еще один исследователь Макс Унгер выдвинул версию, что оказывается произведение было адресовано подопечной маэстро Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца, в которую он был влюблен. Лювиг Ноль ошибочно интерпретировал надпить на рукописи, не разобравшись в почерке. В подтверждении этого указывалось то, что именно у нее долго время были эти ноты.

Еще один музыковед Мартин Копитц заявил, что «К Элизе» была адресована вокалистке Элизабет, которая была сестрой его близкого товарища. Интересная версия тоже имеет место быть, как и все другие. Купить книгу «Бетховен. Послание к Элизе».

Ну что? Еще не запутались в многочисленных Элизабет? Все эти версии опровергла канадская исследовательница Рита Стеблин, которая изучив имеющийся материал, пришла к выводу, что речь идет об ученице той самой Терезе Малфатт – Элизе Баренсфельд. Она обладала удивительными вокальными данными и начала рано давать концерты, а Бетховен, чтобы угодить Терезе посвятил этой ученице пьесу.

Кто из многочисленных исследователей жизни и творчества Бетховена прав на 100 процентов пока никто однозначно сказать не может, на данное время все музыковеды склоняются к версии Риты Стеблин. Если это действительно так, то все многочисленные ученики всех детских музыкальных школ, в обязательные программы которых входит «К Элизе» получили еще один стимул к изучению этого произведения, ведь пьеса была написана и посвящена их сверстнице.

«К Элизе» — ноты:

Скачать ноты

Скачать ноты

Содержание «К Элизе»

Рояль Бетховена

Крупнейший виртуоз, который потрясал всех своих современников мощью импровизации, Бетховен отлично владел фортепиано. Примечательно, что если симфоническое творчество для композитора было сферой в основном монументальных, величественных замыслов, то в своих фортепианных произведениях Бетховен старался отразить внутреннюю жизнь человека, по-особому проникнув в мир его чувств и переживаний, пусть и самых тайных. Именно в этих произведениях практически отрыто маэстро выражал то, что чувствовал. Фортепианную музыку композитора можно назвать его дневником, в который он старательно записывал жизненные наблюдения и конечно же переживания.

Говоря о содержании пьесы «К Элизе» стоит отметить, что в период ее создания, в произведения Бетховена все чаще проникает лирика чувств. Именно эти душевные переживания и можно услышать в таком небольшом, но значимом сочинении.

Давайте попробуем разобрать его, так, чтобы было понятно, о чем именно хотел сказать Бетховен. Тут прежде всего стоит отметить, что форма пьесы – рондо (от итал. круг) В этом случае, главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами, которые в основном всегда носят несколько иной характер. Теперь подумайте, какое слово охарактеризовало бы в полной мере главную тему? Прислушайтесь, может быть Любовь? Возможно именно так лирично, нежно композитор представлял себе, как признается в чувствах своей далекой возлюбленной. А что же вторая тема, эпизод? Она уже носит несколько иной характер и ее более уместно было сравнить с надеждой на взаимность или радостью от предчувствия скорой встречи с любимой. Согласны? Снова возвращается главная тема, а с ней и чувства композитора.

тюльпаны «К Элизе»

Третья тема врывается с совершенно новыми интонациями и настроением. Это уже не прежняя лирика, а мучения, душевные терзания композитора и неизбежное расставание. Заканчивается пьеса возвращением главной темы – любви, но только воспринимается она уже несколько иначе.

Удивительно, но если проникнуться этим произведением, можно погрузиться в тайные страницы жизни Бетховена, «услышать» его чувства, которые он питал к своей возлюбленной и ощутить личные переживания композитора о его безответной любви.

Популярные обработки и исполнения «К Элизе»

обработки «К Элизе» Бетховена

Безусловно, такое популярнейшее произведение постоянно привлекало исполнителей разных стран и эпох. Сохранилось большое количество интересных исполнений и оригинальных обработок.

Например, известная группа из Голландии Shocking Blue использовала композицию Бетховена в своем сингле «Broken heart», который вошел в альбом 1972 года.

Интересную хэви-метал-обработку выполнил немецкий коллектив Accept, который презентовал ее в 1985 году. Чуть позже уже исполнители из Норвегии, известные под названием Dimmu Borgir представили свою кавер-версию этой композиции, выполненную в таком же стиле.

Многим меломанам полюбилась блюзовая версия «К Элизе», записанная Вольфом Хоффманном в 1997 году.

Современные обработки:

Accept Fur Elise (Metal Heart) (слушать)

Shocking Blue — Broken Heart (слушать)

Вольф Хоффманн (слушать)

Среди классических версий, большую популярность среди любителей музыки получило исполнение пьесы американской пианисткой украинского происхождения Валентиной Лисицей в Лондоне в 2012 году совместно с филармоническим оркестром. Также совместно с оркестром багатель была исполнена Георгием Черкиным в 2010 году и эта версия также получила широкое признание у многочисленной публики. Нельзя обойти вниманием и исполнение «К Элизе» Александром Малкусом.

Л. Бетховен «К Элизе»

Только обратите внимание, одно и то же произведение, в котором не изменили ни одной ноты, звучит совершенно по-разному, показывая совершенно новые стороны души великого маэстро!

Далеко не каждый композитор может похвастаться подобным произведением, которое известно буквально в каждом уголке планеты. Эту небольшую фортепианную пьесу можно смело назвать визитной карточкой Бетховена, которая показывает нам совсем другого композитора, не реформатора, а более чуткого романтика. Согласитесь, ведь многие выпускники музыкальных школ, на каком бы инструменте они не играли, с удовольствием наигрывают первые такты этой пьесы, но не все из них подозревают, какая глубина чувств и личная драма композитора скрывается за каждой нотой багатели.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Время создания: 1808 или апрель 1810 года.

Poco moto

Anatol Ugorski, фортепиано

Эта фортепианная миниатюра стала одним из самых популярных произведений Бетховена (Donnerwetter! — добавил бы автор). Ее формальное название — Багатель No. 25 ля минор WoO 59, «Für Elise» («К Элизе») является подзаголовком. Помимо художественных достоинств, популярность пьесы объясняется ее широким использованием в обучении, как хорошего упражнения а педальной технике.

Произведение было опубликовано только в 1867, через 40 лет после смерти композитора, Людвигом Нолем (Ludwig Nohl, Neue Briefe Beethovens, Stuttgart 1867), биографом и исследователем творчества Бетховена, который обнаружил рукопись в 1865 году. Ноль утверждал, что она хранилась у некой Бабетт Бредль из Мюнхена, которая, по ее словам, получила рукопись в подарок от подруги Бетховена Терезы фон Дроссдик, урожденной Мальфатти1. Ноль утверждал, что она была датирована 27 апреля (без года). Позже рукопись была утрачена.

Точно не известно, кто такая «Элиза», которой посвящено произведение. Существует версия Макса Унгера (Max Unger), выдвинутая в 1923 году, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк Бетховена, и на самом деле пьеса озаглавлена «К Терезе», и, таким образом, посвящена уже упоминавшейся Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. Композитор, как это довольно часто с ним случалось, был влюблен в свою ученицу, и даже делал ей предложение в 1810 году, однако получил отказ.

В 2009 году была опубликована версия Мартина Копитца2, который предположил, что пьеса была посвящена немецкой певице Элизабет Рёкель (Elisabeth Röckel, 1793–1883), младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля, и, впоследствии, жене композитора Гуммеля (Johann Nepomuk Hummel). «Элиза» — как ее называли в Вене — была близким другом Бетховена с 1808 года.

Мартину Копитцу возражает Michael Lorenz в своей статье «Разоблаченная Элиза»3.

В том же 2009 году испанский пианист и музыковед Лука Кьянторе (Luca Chiantore) утверждал в своей докторской диссертации (и в последовавшей за ней книге4), что Бетховен, возможно, не был автором произведения в том виде, как оно было опубликовано Нолем и известно сегодня. Кьянторе построил свою версию на том, что подписанной Бетховеном рукописи, которую Людвиг Ноль положил в основу своей транскрипции, никогда не существовало. С другой стороны, известный исследователь Барри Купер (Barry Cooper) еще в 1984 году опубликовал эссе в Musical Times, где утверждал, что один из двух сохранившихся эскизов напоминает опубликованную версию. подробнее

По версии Риты Стеблин, это Элиза Баренсфельд, ученица Терезы Мальфатти.

Один из набросков пьесы можно видеть в музее Beethovenhaus в Бонне. Рукопись, хранящаяся здесь, содержит также черновые наброски музыки к «Эгмонту» (Opus 84) и Марша WoO 19, что позволяет датировать ее с высокой вероятностью.5

Though usually designated a bagatelle, Für Elise has the form of a compact rondo (ABACA). In spite of its brevity, the work bears the distinctive stamp of its creator. There is a slight hint of brooding in the Slavic-tinged A minor refrain; the B episode, in F major, possesses the yearning, songlike character of so many of Beethoven’s slow movements. In the C episode, a very effective modulation from D minor to B flat major is achieved via a simple but very characteristic half-step shift in the bass. Like a tiny cut gem, Für Elise is flawless; even in an effort of such petite proportions, one is reminded of Leonard Bernstein’s observation of the «sense of rightness» which pervades all of Beethoven’s works. (All Music Guide)

Элизабет Рекель
Элизабет Рекель

Клаус Мартин Копитц (Klaus Martin Kopitz), музыковед из Германии, специализирующийся на творчестве Бетховена, сумел установить, кому была посвящена знаменитая пьеса «К Элизе», пишет газета Daily Telegraph.

Поскольку оригинальная партитура «К Элизе» была утрачена, существует множество версий происхождения названия пьесы, в числе которых неправильное прочтение названия, в котором на самом деле упоминалась Тереза Малфатти (Theresa Malfatti), в которую Бетховен был влюблен.

По версии Клауса Копитце, загадочной «Элизой» была певица Элизабет Рекель (Elisabeth Röckel), входившая в ближний круг композитора и впоследствии вышедшая замуж за композитора Иоганна Непомука Гуммеля (Johann Nepomuk Hummel), ученика Моцарта и друга Бетховена.

Эту версию косвенно подтверждает то обстоятельство, что друзья называли Элизабет Рекель «Элизой».

Но самым популярным произведением во всей истории классической музыки считается «Лунная» соната Бетховена. Романтическое название, закрепившееся за этим фортепианным сочинением, было дано уже после смерти композитора немецким поэтом и критиком Людвигом Рельштабом.

А сам автор посвятил его графине Джульетте Гвичарди, 16-летней девице из аристократического рода.

Великий хранитель печати

В конце 1800 года отец привез ее в Вену, где получил дипломатическую должность.

Бетховен согласился давать Джульетте бесплатные уроки фортепиано. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство, но в 1802 году девушка вышла замуж за графа Венцеля Галленберга, впоследствии также ставшего композитором.

Бетховен с трудом пережил этот удар, усугубленный к тому же симптомами надвигавшейся беды — глухоты.

Людвиг ван Бетховен умер в 1827 году. Считается, что причиной его смерти стали препараты с содержанием свинца, неправильно назначенные ему врачом.

“Вокруг Света”


Кстати:

Я собирался закрыть крышку пианино на уроке музыки в 6-м классе, когда ко мне подбежала шустрая ученица и взволнованно сказала: «Учитель, я могу сыграть „К Элизе“!» Я попросил её  сделать это, но в результате  она сыграла только знаменитые первые четыре ноты, в мире, повторяющиеся, играемые вверх и вниз в бесконечных качелях.

Я сказал, что, по-моему, это нечто большее, но она была счастлива уже от первых нот. Хотя она не особенно музыкально одарена и не является поклонницей другой музыки, кроме поп-музыки, но очарована этой маленькой классической фортепианной пьесой, написанной более 200 лет назад, как и миллионы других.



Удивительна популярность бетховенской вещицы среднего уровня (что-то вроде «безделушки» или «простого произведения»). Я могу пересчитать по пальцам одной руки количество моих начинающих учеников по игре на фортепиано, которые в какой-то момент не спросили: «Когда я смогу сыграть „К Элизе“?» По состоянию на 1 января 2020 года Google сообщал о миллионах поисковых запросов «К Элизе» каждый месяц. Его выступление на YouTube, опубликованное 14 лет назад, набрало 59 млн просмотров, а обучающий ролик на YouTube собрал 53 млн просмотров.

В чём причина её непревзойдённой популярности? Почему это произведение, а не прелюдия Шопена, или баховский менуэт, или даже первая часть «Лунной» сонаты Бетховена? Это требует некоторого изучения. Давайте обратимся к истории.

Там не так много фактов, а то, что есть, облачно. Из названия видно, что оно было написано «для Элизы», но кем она была? Оригинальная рукопись гласит: «К Элизе, 27 апреля [1810 г.] zur Erinnerung». По-английски: «Для Элизы 27 апреля в качестве напоминания», или «в память», или «на память». Мой немецкий ограничен, чтобы судить об этом.

В любом случае, эти слова, редко упоминаемые при написании произведения, указывают на прошлые отношения с «Элизой». Но какие отношения? Сразу вспоминаются две возможности: «ученический» и «романтический интерес». В 1810 году Тереза Мальфатти, 18 лет, была и тем, и другим, что делало её главным кандидатом.

Что? Я думал, мы ищем кого-то по имени «Элиз»?

Вот где становится сложно

Бетховен, видимо, мало думал о том, что через два столетия пьеса станет потрясающим клавишным «хитом». Он так и не удосужился издать её, несмотря на большой спрос на его музыку. Композитор умер в 1827 году, через 17 лет после написания «К Элизе», а произведение томилось ещё 40 лет, прежде чем его опубликовал в 1867 году музыковед Людвиг Ноль.

Он утверждал, что некая фрейлейн Бабет Бредль из Мюнхена дала ему подписанную рукопись сочинения, а Бредль, в свою очередь, утверждала, что получила рукопись от Терезы Мальфатти после её смерти в 1851 году.

«К Элизе»: тайна самой популярной в мире пьесы для фортепиано

Портрет Элизабет Рёкель работы Йозефа Виллиброрда Мелера. (Всеобщее достояние)

В 1810 году Мальфатти была ученицей Бетховена. Композитор, как известно, влюбился в неё (одна из его наиболее распространённых практик) и предложил жениться. Она отказалась, поскольку Бетховен был старше её более, чем в два раза. У рукописи Бредль/Мальфатти не было названия, только посвящение. Фортепианное рондо (произведение, имеющее структуру А-В-А-А-С-А) показалось Нолю одной из 24 композиторских вещиц, написанных им. Поэтому он вывел её как «Багатель № 25 ля минор». Над названием он написал посвящение, как он читал в партитуре автографа: «К Элизе». И остальное уже история.

Ну, не совсем так. Некоторые предполагают, что Ноль неправильно истолковал посвящение, которое на самом деле было «К Терезе», что подтверждает теорию о том, что Тереза Мальфатти была посвящённой. (В итоге, рукопись находилась в её распоряжении на момент её смерти.) Хотя трудно понять, как любой читатель мог пропустить отличительные начальные буквы «Th», и в равной степени сложно понять, как можно было прочитать «r». как «л» и «е» как «и», это правда, что почерк Бетховена был столь же неряшливым, как и его ведение домашнего хозяйства.

Если бы мы только могли изучить оригинал рукописи с автографом.

Но он потерян!

«Для Терезы»?

Это ставит под сомнение всё предприятие. Как можно было потерять такую важную рукопись? Могла ли она быть «утеряна» намеренно, чтобы скрыть мошенничество? Современный музыковед, Лука Чианторе, даже предположил, что партитуры для автографа никогда не было, что Ноль просто слепил произведение из некоторых набросков Бетховена.

Подтверждает этот тезис любопытный факт, что Тереза Мальфатти, предполагая, что у неё действительно была партитура с автографом, сама её не опубликовала. Она баронесса, и, конечно, могла бы себе это позволить, и только представьте себе престиж, сопровождающий посмертное издание произведения Бетховена, посвящённого вам. Если бы она сделала это, мы все играли бы «К Терезе».

Копните глубже, и откроется ещё больше тайн. Был обнаружен набросок 1808 года, представляющий собой более полную версию «темы А», вступительной мелодии, первые четыре ноты которой были известны моей ученице. Сохранил ли Бетховен набросок до 1810 года, а затем добавил два других раздела?

Получается, что 1810 год не может быть положительно подтверждён как год написания произведения, хотя это лучший выбор, основанный на имеющихся исследованиях. Исследователь Бетховена Барри Купер обнаружил редакцию «К Элизе» 1822 года (если на самом деле когда-либо существовала более ранняя законченная версия), которая содержит большинство элементов известного нам произведения, но совершенно неуместно. Для десятков миллионов людей, знакомых с известной версией, редакция 1822 года покажется чрезвычайно странной. Его записал пианист Марк С. Циммер. Слушайте, если посмеете.

И победителем становится …

И всё же мы спрашиваем: кем была Элиза? Придерживаясь принятого (если не подтверждённого на 100%) 1810 года и исключая Терезу Мальфатти, потому что её звали не «Элиза», а ошибки в почерке могут объяснять только это, у нас остаётся два кандидата:

Элизабет Рёкел. В 2010 году музыковед Клаус Мартин Копиц представил доказательства романтической связи Бетховена с Рёкел, сопрано, примерно во время написания произведения. Друзья иногда называли певицу «Элиз».

Элиза Баренсфельд. В 2014 году музыковед Рита Стеблин выступила в защиту единственного кандидата, чьё имя на самом деле было «Элиз». В 1810 году Баренсфельд было 13 лет, и она жила недалеко от Бетховена в доме Иоганна Мелцеля, друга Бетховена, который позже изобрёл современный метроном. Элиза, считающаяся вундеркиндом на фортепиано, возможно, брала уроки у Бетховена. Если это так, то вполне возможно, что он написал это произведение в память о том времени, когда они были учителем и ученицей.

Лично я голосую за Элиз Баренсфельд. Мало того, что она единственная с таким именем, так ещё и «К Элизе» не кажется романтической композицией. Скорее, она носит характер портрета.

Моя интерпретация: часть А — это портрет ученицы Элизы. Она запечатлевает её молодость и свежесть. Часть B — это, возможно, произведение, предназначенное для ученицы. Когда она расстраивается, то переходит к «сердитым» 32-м нотам, завершающим часть, прежде чем вернуться к части А. Часть C — это, несомненно, сам Бетховен, улыбающийся автопортрет  его вспыльчивой репутации. После нескольких студенческих арпеджио и хроматической гаммы мы в последний раз возвращаемся к части A.

То, что «К Элизе» — это портрет ученицы без романтического ракурса, подтверждается тем фактом, что это любимая песня ученицы, а не мелодия ко Дню святого Валентина или любовная песня. Это пьеса для фортепиано. Юные пианисты слышат в ней себя и радуются. Мы должны благодарить за это Бетховена, кем бы ни была «Элиза».

Кеннет Лафав — музыкальный критик, доктор философии и искусств.

March 29 2017, 01:01

Category:

  • Музыка
  • Cancel

Трогательное творение Бетховена: кому была посвящена «К Элизе»

Пожалуй, не найдется никого, кто бы хоть раз в жизни не слышал спокойную и убаюкивающую фортепианную пьесу «К Элизе» Людвига ван Бетховена. Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе».

1
Людвиг ван Бетховен и Малфатти.


Людвиг ван Бетховен. Йозеф Мелер, 1804-1805 гг.

Биограф знаменитого композитора Людвиг Ноль (Ludwig Nohl) первым высказал версию относительно адресата пьесы, которая изначально имела название «Багатель № 25 ля минор» (от фр. bagatelle – «безделушка»). Рукопись с нотами мелодии он обнаружил в доме Терезы Малфатти, которая в свое время была ученицей и другом композитора.


Тереза Малфатти фон Роренбах цу Децца.

Известно, что Бетховен был влюблен в Терезу и даже сделал ей предложение в 1810 году, которое она отвергла, предпочтя ему богатого дворянина. Людвиг Ноль интерпретировал надпись на нотах пьесы так: «Элизе от Л. Бетховена». Дело в том, что у самого композитора был ужасный неразборчивый почерк (считается, что он страдал легкой дислексией), поэтому биограф решил, что адресатом являлась Тереза, но оригинал названия исправлять не стал.


Первая публикация «К Элизе» Бетховена в 1867 году.

Эта версия считалась единственной вплоть до 2009 года, пока британский музыковед Мартин Копитц не предложил еще одну «кандидатку». Согласно его теории «К Элизе» (нем. «Für Elisе») была посвящена певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора тенора Йозефа Рёкеля.


Элизабет Рекель — оперная певица.

Бетховен познакомился с Элизабет, величавшей себя только Элизой, в 1806 году, когда ей было 13 лет, а ему – 36 лет. Это знакомство вылилось в долгую дружбу и в трогательные ухаживания со стороны композитора. Позже сама певица вспоминала об одном из музыкальных вечеров, на которых присутствовал Бетховен, так: «С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки».

Незадолго до кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рекель прядь своих волос и перо, которым он записывал свои партитуры.

Сегодня уже никто не скажет с достоверностью, кому же композитор посвятил свое творение, но «К Элизе» является одной из самых узнаваемых и любимых произведений Людвига ван Бетховена, который продолжал сочинять музыку, будучи практически оглохшим.


Портрет Людвига ван Бетховен, 1820 г. (с)

Пожалуй, не найдется никого, кто бы хоть раз в жизни не слышал спокойную и убаюкивающую фортепианную пьесу «К Элизе» Людвига ван Бетховена. Это произведение великого композитора на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки, а также входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Написана пьеса в тональности ля минор.

Портрет Людвига ван Бетховена, написанный в 1820 году

Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе».

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом. Пьеса изначально имела название «Багатель № 25 ля минор» (от фр. bagatelle – «безделушка»).

В 1867 году Людвиг Ноль впервые опубликовал имевшиеся у него материалы в том виде, в котором мы знаем эту фортепьянную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла.

В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца, виртуозно исполнявшей его произведения. Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ. Кроме этого, рукопись долгое время хранилась именно у нее. К Бабетте Бредль, владевшей и другими документами из архива Бетховена, она могла попасть через композитора Рудольфа Шахнера, друга семьи Малфатти, унаследовавшего все музыкальные архивы Терезы.

Тереза Малфатти фон Роренбах цу Децца

В октябре 2009 года исследователь творчества Бетховена, испанский пианист Лука Кьянторе в своем докладе в Барселонском университете заявил, что имеет основания предполагать: Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в форме версии, опубликованной Людвигом Нолем. Согласно проведенным им восьмилетним исследованиям, тема произведения и практически весь материал, содержащийся в пьесе, несомненно, принадлежат Бетховену, что доказано тщательной проверкой черновиков рукописи BH 116, хранящейся в доме-музее Бетховена в Бонне, но самой рукописи с автографом, давшим имя произведению, никогда не существовало.

Первая публикация «К Элизе» Бетховена, 1867 год

В том же 2009 году британский музыковед Мартин Копитц не предложил еще одну «кандидатку». Согласно его теории «К Элизе» (нем. «Für Elisе») была посвящена певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора тенора Йозефа Рёкеля.

Элизабет Рёкель

Бетховен познакомился с Элизабет, величавшей себя только Элизой, в 1806 году, когда ей было 13 лет, а ему – 36 лет. Это знакомство вылилось в долгую дружбу и в трогательные ухаживания со стороны композитора. Позже сама певица вспоминала об одном из музыкальных вечеров, на которых присутствовал Бетховен, так: «С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, все время щипал меня за руки».

Также известно, что незадолго до кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рекель прядь свои волос и перо, которым он записывал свои партитуры.

Единственное, что в этой версии остается неясным, это то, каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти еще при жизни Элизабет Рёкель?

Таким образом, несмотря на популярность пьесы и в наши дни, история ее создания, тем не менее, все еще остается настоящей загадкой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как бах писал музыку будучи глухим
  • Как басте написать
  • Как баста пишет треки
  • Как баста пишет тексты
  • Как бажов писал свои сказы