Как бетховен писал музыку если был глухим

Великий Бетховен, чей 250-летний юбилей отмечается в этом году, свою знаменитую «Девятую симфонию» и другие известные произведения создал, практически полностью потеряв слух. Как такое возможно? Этот феномен для «РГ» объяснил один из авторитетных отоларингологов, заместитель главного врача московской городской больницы № 29, профессор Михаил Григорьевич Лейзерман:

AP

AP

— С 20 лет Бетховен начал ощущать шум в ушах (тинитус), который постепенно усиливался и был одним из признаков заболевания внутреннего уха. Это в дальнейшем привело к глухоте. Причины заболевания композитора неизвестны. Однако исследования немецких ученых показали, что в волосах и костях Бетховена было повышено содержание свинца, попавшего в организм, вероятно, из бокалов для вина, в стенках которых был свинец, или из самого вина из-за добавок свинца, использовавшегося в то время в качестве усилителя вкуса. Свинец вызвал хроническую интоксикацию, проявлением которой и стало поражение слуховых нервов, а также печени и почек. Это было обнаружено при вскрытии. А умер великий глухой в возрасте всего 55 лет!

Встает вопрос: а как же, не слыша звуков, можно было писать и исполнять музыку? Для ответа необходимо знать, что при воздействии звука на ухо существует два вида проводимости. Воздушная — когда ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки передают колебания на жидкости внутреннего уха. И костная — когда колебания костных капсул лабиринта передаются на жидкостные составляющие внутреннего уха. Поэтому при проверке слуха камертонами или на аудиометре мы отмечаем значения как воздушной, так и костной проводимости и.

Если взять камертон и приложить его к костям черепа или к передним зубам, мы почувствуем вибрацию и услышим звук. Это и будет результатом проверки костной проводимости. Именно этим способом и воспользовался великий и глухой композитор. Вначале он применял специальный «ушной рожок» с расширением на конце. А потом стал брать в сжатые зубы деревянную палочку, которая вторым концом упиралась в переднюю панель фортепьяно! Таким образом он различал звуки. Бетховен обладал необыкновенными музыкальными способностями, позволяющими ему сочинять музыку «мысленно», а потом уже записывать ноты. Среди больших музыкантов есть люди, которые также способны «играть музыку мысленно». Однако делать это при почти полной глухоте способен был лишь гениальный Бетховен!

Если у поэтов мысли складываются в стихи, то у больших музыкантов в голове звучат мелодии. Это дар свыше. Дар, дарованный природой. Это врожденные способности, которые могут стать основой гениальности. Поэтому задача родителей и педагогов — понять и развить эти задатки, направить их в нужное русло, и тогда, возможно, появится гениальный композитор, певец или скрипач!

Кстати, в настоящее время людям с выраженным снижением слуха проводится специальное лечение, а при его неэффективности подбирается слуховой аппарат, который также может быть использован для улучшения слуха как по воздуху (в слуховой проход) или по кости (в заушную область), или в сочетании этих способов передачи звука. Кроме того, один из современных способов помощи глухим пациентам — кохлеарная имплантация, когда специальный имплантат устанавливается в тканях черепа и передает звуковые волны непосредственно во внутреннее ухо.

Вероятно, сегодня Бетховену можно было бы помочь услышать свою музыку

Ныне специализированная помощь слабослышащим и глухим пациентам на достойном уровне и способна улучшить слух абсолютному большинству больных. Жаль, что Бетховен не дожил до наших дней! Вероятно, ему можно было бы помочь услышать свою музыку даже без помощи деревянной палочки в зубах.

Как это началось?

Бетховен стал терять слух в возрасте 26 лет.

Это не было похоже на обычную тугоухость, потому что глухота сопровождалась непрерывным звоном и жужжащими звуками в ушах. В 1800 году, в возрасте 30 лет, он писал из Вены другу детства, боннскому врачу:

«За последние три года мой слух постепенно становится слабее. … в театре мне нужно сидеть очень близко к оркестру, чтобы понять, что играют музыканты, издалека я не слышу высоких нот инструментов и голосов… и я почти совсем не слышу людей, которые говорят тихо. Какой-то звук я слышу, это правда, но слов разобрать не могу. Но если кто-то кричит, я не могу выносить этого».

Бетховен пытался сохранить эту беду в тайне даже от близких людей. Он боялся что как только все узнают об этом, его карьера пианиста и педагога будет разрушена.

«В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что это было выше моих сил — сказать людям, что я не слышу», — писал он. «Если бы у меня была другая профессия, было бы легче, но в моей профессии это катастрофа».

До 40 лет Бетховен еще мог слышать некоторые звуки, но в 44 он был уже совершенно глух.

Почему это произошло?

Ни врачи, ни сам Бетховен не знали, что стало причиной его болезни. Возможно, это было осложнением после тифа или сифилиса. Или следствием привычки Бетховена окунать голову в холодную воду, чтобы прогнать сон и взбодриться. Сам он предполагал, что есть какая-то связь с его хроническим заболеванием желудочно-кишечного тракта.

«Причиной может быть состояние моего живота, который, как вы знаете, всегда было ужасным, — писал он, — поскольку меня всегда беспокоит диарея, которая вызывает необыкновенную слабость.»

Никакое лечение ему не помогало. Бетховен пользовался специальным роялем с более громким звуком, «разговорными » тетрадями, куда собеседник записывал свои вопросы, и вот такими слуховыми аппаратами:

Выглядело это примерно так:

Одна из горничных Бетховена рассказывала, что когда его слух стал совсем слабым, он сочинял за роялем, зажав в зубах карандаш, конец которого касался корпуса инструмента. Он пытался почувствовать звучание по вибрации.

Как можно сочинять музыку, не слыша звуков?

Физический слух и слух музыкальный — это не одно и то же. Отсутствие физического слуха не мешало Бетховену сочинять музыку. Примерно так же, как немому писателю отсутствие способности читать вслух не мешает писать книги. К тому же большой музыкальный опыт позволил ему моделировать все сочетания звуков и тембров мысленно. Правда, он не мог слышать результаты своего труда и корректировать написанное после прослушивании, как это делают все композиторы.

Долгое время Бетховен все еще очень нуждался в том, чтобы слышать то, что он сочиняет. Он заказал себе рояль с усиленным резонатором, старался форсировать звук, отчего все струны в его домашних инструментах моментально рвались.

Глухота поставила крест не на его композиторской, а на его исполнительской деятельности, а он был одним из великих пианистов своего времени. Эта трагедия происходила на глазах публики. Когда он впервые исполнял Лунную сонату, в бурной третьей части от так сильно бил по клавишам, что молоточки фортепиано запутались в оборванных струнах. Но в тихих фрагментах он нажимал клавиши так слабо, что звуков не было вообще.

То, что в его музыке для фортепиано часто используются низкие регистры — тоже частично связано с проблемами слуха: он лучше слышал низкие тона. Но в последние годы он уже и не пытался услышать что-то, музыка звучала только в его воображении. Поэтому в поздних сонатах очень много высоких и тихих звучаний.

Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен

Драма одного из величайших композиторов Людвига Ван Бетховена заключалась в том, что в последние десятилетия своей жизни он страдал прогрессирующей утратой слуха. Но эксперты считают, что именно полная глухота сделал его музыку шедевральной.

Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) стал ощущать ухудшение слуха в очень молодом возрасте – когда ему не исполнилось еще и 30 лет. На протяжении последующих лет жизни (а всего он прожил 57 лет) глухота прогрессировала, и к 45 годам сочинитель гениальной музыки полностью погрузился в мир безмолвия.

Однако именно в тот период, когда его слух стремительно ухудшался, гениальный сочинитель музыки написал свои самые знаменитые произведения – 4 симфонии, Лунную сонату и многие другие.

На днях в специализированном британском медицинском издании British Medical Journal группа ученых из Голландии опубликовала результаты своего исследования струнных квартетов Бетховена – эти произведения были выбраны потому, что композитор сочинял их на протяжении всей жизни и всего написал 17 струнных квартетов.

Авторы сообщают, что в первый период развития глухоты Бетховен, который стал хуже различать, в первую очередь, звуки высокого тона, стал все чаще использовать в своих композициях низкие ноты и ноты среднего регистра – это давало ему возможность слышать свое очередное произведение почти полностью при исполнении музыки. Такое вынужденное ограничение всего богатства регистров несколько обедняло звучание его произведений этого периода.

Однако анализ струнных квартетов Бетховена, написанных в те годы, когда он был уже полностью глухим, свидетельствует о том, что вся богатая палитра звуков, включая высокие ноты, вновь полноценно зазвучала в его произведениях.

Гениальное воображение композитора полностью компенсировало ему утраченный слух – Бетховен прекрасно «слышал» собственную музыку благодаря слуху внутреннему: он «играл» свою музыку в голове.

Здоровье


Кстати:

Несколько фактов о слухе и костной проводимости

Достаточно широко растиражирован факт того, что великий композитор создавал лучшие произведения, потеряв слух. В целом — это чистая правда. Глухота прогрессировала, композитору становилось сложнее, но он творил. По памяти это было сделать невозможно, поэтому был какой-то секрет.

В ЧEМ ЖE ОН?

В Музее композитора до сих пор выставлена коллекция специальных трубок. Считается, что он прикладывал их к виску или закусывал между зубами. Таким образом он мог «использовать» для работы костную проводимость звука.

ЧТО ЭТО ТАКОE?

Наш слуховой аппарат состоит из внешнего уха, среднего и внутреннего. В обычной жизни при общении, слушании мы часто используем «воздушную проводимость», а звук через ушную раковину проходит в слуховой канал.

Однако, если мы слушаем себя — то звук собственного голоса воспринимаем через кости! Чем, кстати, объясняется разница в восприятии его на записи.

В некоторых случаях при ухудшении «обычного» слуха все еще возможно восприятие звука внутренним ухом: вероятно, именно так и творил великий композитор.

КОСТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ БЫЛА «ОТКРЫТА» ЗАДОЛГО ДО

Впрочем, инновации тут никакой нет: долгое время до этого, еще с Эпохи Возрождения данную особенность организма использовали для диагностических целей! Любопытно, что впервые данный опыт описал Кардано (тот самый, именем которого назван карданный вал), а в 1589 году эксперименты продолжил Иеронимус Капиваччи.

Суть экспериментов заключалась в том, что человеку давали музыкальный инструмент, к струнам которого был подведен стальной стержень. Eсли человек слышал звук, то Капиваччи делал вывод, что расстройство на уровне барабанной перепонки, если не слышал — поражен слуховой нерв.

КОСТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ СEГОДНЯ

Спустя многие века костная проводимость все еще имеет и диагностическую ценность. Однако последние 10-15 лет она хорошо закрепилась и на потребительском рынке в категории наушников.

Звук в таких наушниках передается через кость к внутреннему уху напрямую, а уши остаются открытыми. Это возымело очень большой спрос по соображениям безопасности!

Человек может слушать музыку и контролировать все, что происходит вокруг. Например, во время прогулок, пробежки или велопоездки можно расслышать сигнал машины, приближение электросамоката, другого велосипедиста или бегуна.

Поделиться ссылкой:

Глухой Бетховен

Именно, знаменитый, величайший композитор Людвиг ван Бетховен был глухим!

Но проблемы со слухом у гения не с рождения.

Почему Бетховен оглох?

Ответ на это вопрос доподлинно неизвестен. По одной версии, это последствия осложнения какой-либо болезни. По другой — аномальный рост кости внутреннего уха.

Композитор почувствовал ухудшения слуха, когда ему было 24 года.

К 30 годам Бетховен был уже весьма известной личностью, сочинив струнные квартеты, симфонию и фортепианные концерты.

Сильный шум в ушах мешал работать и сосредотачиваться на музыке.

В 1801 году он написал другу скрипачу Карлу Аренде:

Самое драгоценное, чем я владею — это мой слух. И он совершенно испортился. Когда ты был со мной, я уже чувствовал симптомы, но ничего о них не говорил. Теперь они стали намного хуже…

Не опустил руки.

Безусловно, Бетховен очень переживал эту болезнь. Потеря слуха — страшный удар для любого человека, а для пианиста, жившего и дышавшего одной лишь музыкой, это удар в сотни раз сильнее и больнее.

Людвиг принял решение ни при каких обстоятельствах не прекращать заниматься музыкой. Он сочинял очень много. Несмотря на недуг, память композитора работала прекрасно: он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Бетховен зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. И таким образом он чувствовал звук и продолжал творить. Он сочинял свою музыку в голове.

Глухой Бетховен

«Лунная соната», написанная глухим.

Невозможно представить, что чувствует человек, лишившийся смысла жизни! Ровно как невозможно представить, какой должна быть сила воли, чтобы найти способы этот смысл сохранять.

Шедевральная, космическая, чарующая «Лунная соната» была написана уже практически глухим Бетховеном! Это невозможного, но это исторический факт.

Всё в наших руках, вся жизнь в наших руках, и Бетховен тому подтверждение.

Читайте также историю глухой актрисы Марли Мэтлин, получившей премию «Оскар».

И слепого альпиниста Эрика Вайхенмайера.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как бетховен писал лунную сонату
  • Как бетховен написал лунную сонату будучи глухим
  • Как бетховен написал к элизе
  • Как бетховен написал 9 симфонию
  • Как бесплатно написать сообщение номеру