Как бетховен писал песни глухим

Великий Бетховен, чей 250-летний юбилей отмечается в этом году, свою знаменитую «Девятую симфонию» и другие известные произведения создал, практически полностью потеряв слух. Как такое возможно? Этот феномен для «РГ» объяснил один из авторитетных отоларингологов, заместитель главного врача московской городской больницы № 29, профессор Михаил Григорьевич Лейзерман:

AP

AP

— С 20 лет Бетховен начал ощущать шум в ушах (тинитус), который постепенно усиливался и был одним из признаков заболевания внутреннего уха. Это в дальнейшем привело к глухоте. Причины заболевания композитора неизвестны. Однако исследования немецких ученых показали, что в волосах и костях Бетховена было повышено содержание свинца, попавшего в организм, вероятно, из бокалов для вина, в стенках которых был свинец, или из самого вина из-за добавок свинца, использовавшегося в то время в качестве усилителя вкуса. Свинец вызвал хроническую интоксикацию, проявлением которой и стало поражение слуховых нервов, а также печени и почек. Это было обнаружено при вскрытии. А умер великий глухой в возрасте всего 55 лет!

Встает вопрос: а как же, не слыша звуков, можно было писать и исполнять музыку? Для ответа необходимо знать, что при воздействии звука на ухо существует два вида проводимости. Воздушная — когда ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки передают колебания на жидкости внутреннего уха. И костная — когда колебания костных капсул лабиринта передаются на жидкостные составляющие внутреннего уха. Поэтому при проверке слуха камертонами или на аудиометре мы отмечаем значения как воздушной, так и костной проводимости и.

Если взять камертон и приложить его к костям черепа или к передним зубам, мы почувствуем вибрацию и услышим звук. Это и будет результатом проверки костной проводимости. Именно этим способом и воспользовался великий и глухой композитор. Вначале он применял специальный «ушной рожок» с расширением на конце. А потом стал брать в сжатые зубы деревянную палочку, которая вторым концом упиралась в переднюю панель фортепьяно! Таким образом он различал звуки. Бетховен обладал необыкновенными музыкальными способностями, позволяющими ему сочинять музыку «мысленно», а потом уже записывать ноты. Среди больших музыкантов есть люди, которые также способны «играть музыку мысленно». Однако делать это при почти полной глухоте способен был лишь гениальный Бетховен!

Если у поэтов мысли складываются в стихи, то у больших музыкантов в голове звучат мелодии. Это дар свыше. Дар, дарованный природой. Это врожденные способности, которые могут стать основой гениальности. Поэтому задача родителей и педагогов — понять и развить эти задатки, направить их в нужное русло, и тогда, возможно, появится гениальный композитор, певец или скрипач!

Кстати, в настоящее время людям с выраженным снижением слуха проводится специальное лечение, а при его неэффективности подбирается слуховой аппарат, который также может быть использован для улучшения слуха как по воздуху (в слуховой проход) или по кости (в заушную область), или в сочетании этих способов передачи звука. Кроме того, один из современных способов помощи глухим пациентам — кохлеарная имплантация, когда специальный имплантат устанавливается в тканях черепа и передает звуковые волны непосредственно во внутреннее ухо.

Вероятно, сегодня Бетховену можно было бы помочь услышать свою музыку

Ныне специализированная помощь слабослышащим и глухим пациентам на достойном уровне и способна улучшить слух абсолютному большинству больных. Жаль, что Бетховен не дожил до наших дней! Вероятно, ему можно было бы помочь услышать свою музыку даже без помощи деревянной палочки в зубах.

Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен

Драма одного из величайших композиторов Людвига Ван Бетховена заключалась в том, что в последние десятилетия своей жизни он страдал прогрессирующей утратой слуха. Но эксперты считают, что именно полная глухота сделал его музыку шедевральной.

Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) стал ощущать ухудшение слуха в очень молодом возрасте – когда ему не исполнилось еще и 30 лет. На протяжении последующих лет жизни (а всего он прожил 57 лет) глухота прогрессировала, и к 45 годам сочинитель гениальной музыки полностью погрузился в мир безмолвия.

Однако именно в тот период, когда его слух стремительно ухудшался, гениальный сочинитель музыки написал свои самые знаменитые произведения – 4 симфонии, Лунную сонату и многие другие.

На днях в специализированном британском медицинском издании British Medical Journal группа ученых из Голландии опубликовала результаты своего исследования струнных квартетов Бетховена – эти произведения были выбраны потому, что композитор сочинял их на протяжении всей жизни и всего написал 17 струнных квартетов.

Авторы сообщают, что в первый период развития глухоты Бетховен, который стал хуже различать, в первую очередь, звуки высокого тона, стал все чаще использовать в своих композициях низкие ноты и ноты среднего регистра – это давало ему возможность слышать свое очередное произведение почти полностью при исполнении музыки. Такое вынужденное ограничение всего богатства регистров несколько обедняло звучание его произведений этого периода.

Однако анализ струнных квартетов Бетховена, написанных в те годы, когда он был уже полностью глухим, свидетельствует о том, что вся богатая палитра звуков, включая высокие ноты, вновь полноценно зазвучала в его произведениях.

Гениальное воображение композитора полностью компенсировало ему утраченный слух – Бетховен прекрасно «слышал» собственную музыку благодаря слуху внутреннему: он «играл» свою музыку в голове.

Здоровье


Кстати:

Как это началось?

Бетховен стал терять слух в возрасте 26 лет.

Это не было похоже на обычную тугоухость, потому что глухота сопровождалась непрерывным звоном и жужжащими звуками в ушах. В 1800 году, в возрасте 30 лет, он писал из Вены другу детства, боннскому врачу:

«За последние три года мой слух постепенно становится слабее. … в театре мне нужно сидеть очень близко к оркестру, чтобы понять, что играют музыканты, издалека я не слышу высоких нот инструментов и голосов… и я почти совсем не слышу людей, которые говорят тихо. Какой-то звук я слышу, это правда, но слов разобрать не могу. Но если кто-то кричит, я не могу выносить этого».

Бетховен пытался сохранить эту беду в тайне даже от близких людей. Он боялся что как только все узнают об этом, его карьера пианиста и педагога будет разрушена.

«В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что это было выше моих сил — сказать людям, что я не слышу», — писал он. «Если бы у меня была другая профессия, было бы легче, но в моей профессии это катастрофа».

До 40 лет Бетховен еще мог слышать некоторые звуки, но в 44 он был уже совершенно глух.

Почему это произошло?

Ни врачи, ни сам Бетховен не знали, что стало причиной его болезни. Возможно, это было осложнением после тифа или сифилиса. Или следствием привычки Бетховена окунать голову в холодную воду, чтобы прогнать сон и взбодриться. Сам он предполагал, что есть какая-то связь с его хроническим заболеванием желудочно-кишечного тракта.

«Причиной может быть состояние моего живота, который, как вы знаете, всегда было ужасным, — писал он, — поскольку меня всегда беспокоит диарея, которая вызывает необыкновенную слабость.»

Никакое лечение ему не помогало. Бетховен пользовался специальным роялем с более громким звуком, «разговорными » тетрадями, куда собеседник записывал свои вопросы, и вот такими слуховыми аппаратами:

Выглядело это примерно так:

Одна из горничных Бетховена рассказывала, что когда его слух стал совсем слабым, он сочинял за роялем, зажав в зубах карандаш, конец которого касался корпуса инструмента. Он пытался почувствовать звучание по вибрации.

Как можно сочинять музыку, не слыша звуков?

Физический слух и слух музыкальный — это не одно и то же. Отсутствие физического слуха не мешало Бетховену сочинять музыку. Примерно так же, как немому писателю отсутствие способности читать вслух не мешает писать книги. К тому же большой музыкальный опыт позволил ему моделировать все сочетания звуков и тембров мысленно. Правда, он не мог слышать результаты своего труда и корректировать написанное после прослушивании, как это делают все композиторы.

Долгое время Бетховен все еще очень нуждался в том, чтобы слышать то, что он сочиняет. Он заказал себе рояль с усиленным резонатором, старался форсировать звук, отчего все струны в его домашних инструментах моментально рвались.

Глухота поставила крест не на его композиторской, а на его исполнительской деятельности, а он был одним из великих пианистов своего времени. Эта трагедия происходила на глазах публики. Когда он впервые исполнял Лунную сонату, в бурной третьей части от так сильно бил по клавишам, что молоточки фортепиано запутались в оборванных струнах. Но в тихих фрагментах он нажимал клавиши так слабо, что звуков не было вообще.

То, что в его музыке для фортепиано часто используются низкие регистры — тоже частично связано с проблемами слуха: он лучше слышал низкие тона. Но в последние годы он уже и не пытался услышать что-то, музыка звучала только в его воображении. Поэтому в поздних сонатах очень много высоких и тихих звучаний.

21 июля 2021Искусство

Бетховен был глухим? Его музыку никто не слушал? Он родился в бедной семье и не получил образования? А еще у него было психическое расстройство? Разбираемся, что из этого правда, а что нет, в новом выпуске рубрики. А еще больше вы узнаете из нашего курса «Что придумал Бетховен»

Легенда 1. Бетховен рос в бедной, неблагополучной семье: отец был алкоголиком, а мать умерла от сифилиса

Вердикт: это отчасти правда.

Иоганн ван Бетховен и Мария Магдалена Кеверих Wikimedia Commons

Людвиг ван Бетховен действительно родился в бедной семье. Семья жила в Бонне, отец, Иоганн Бетховен, был певчим в придворной капелле кельнского курфюрста  Курфюрст — высший дворянский титул в Священной Римской империи. Курфюрст обладал правом избрания императора. и получал около 315 флоринов в год: этого хватало только на еду и съемную квартиру. Небольшой дополнительный доход приносили частные уроки: Иоганн преподавал игру на клавире  Клавиром называют клавикорд, клавесин, фортепиано, орган и другие клавишные инструменты, на которых играли в XVIII веке., скрипке и альте. Он был профессиональным музыкантом, и его приглашали в состоятельные дома. На матери Людвига Марии Магдалене Иоганн Бетховен женился по любви, но его отец, капельмейстер боннской придворной капеллы, счел этот брак мезальянсом и лишил сына финансовой поддержки. Смягчился он, только когда родился внук, которого в честь деда назвали Людвигом. 

В 1787 году Мария Магдалена умерла от туберкулеза. Миф о сифилисе, которым, по разным версиям, болели и мать, и отец композитора, и он сам, возник позже и ничем не подтверждается. Якобы именно поэтому старшие братья композитора рождались слепыми, глухими и с особенностями развития. На самом деле Бетховен был вторым ребенком в семье: его старший брат умер вскоре после рождения. Никаких сведений о том, что дети в семье Бетховена имели врожденные пороки развития, не сохранилось.

После смерти жены и младшей дочери у Бетховена-старшего действительно начались проблемы с алкоголем: семнадцатилетний Людвиг не раз вытаскивал его из полиции. 

Легенда 2. Отец Бетховена хотел заработать на сыне, сделав из него второго Моцарта, и заставлял заниматься музыкой, применяя телесные наказания

Вердикт: это правда.

Предполагаемый портрет тринадцатилетнего Людвига ван Бетховена. Картина неизвестного художника. Около 1783 года Kunsthistorisches Museum

Феномен Моцарта не давал покоя многим родителям. Когда Людвигу было 3–4 года, отец заметил у него музыкальные способности и решил использовать их, чтобы улучшить финансовое положение семьи. При этом он восхищался способностями сына и говорил: «Сын Люд­виг — это теперь моя единственная радость, у него такие музыкальные способ­ности, что скоро все будут им восхищаться. Мой Людвиг, мой Людвиг, я пред­вижу, что со временем он станет великим человеком. Если кто из присут­ствующих доживет до этого, пусть попомнит мои слова»  Цит. по: Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. Т. 1. М., 2009.. Однако в отличие от Леопольда Моцарта, отца композитора, Иоганн не обладал педагогическим талантом и вместо поддержки и похвал прибегал к наказаниям. Бетховен рассказывал, что его и младших братьев воспитывали побоями  Кириллина Л. В. Бетховен. М., 2015. , такое воспитание для тех времен было нормой.

Фактчек: 14 самых популярных легенд о Моцарте

Правда ли, что Моцарт был вундеркиндом, любил неприличный юмор и воровал чужие идеи

Примерно с четырех лет Людвиг ежедневно и подолгу играл на клавире, скрипке и альте. До клавиатуры он не дотягивался, и ему приходилось стоять на скамейке. Игра на струнных так ему и не далась, хотя он и позже пытался этому учиться. 

Первый публичный концерт Бетховена состоялся 26 марта 1778 года в Кельне. Там его представили как шестилетнего виртуоза, хотя ему было уже больше семи. Но сенсации не случилось: ни денег, ни славы этот концерт, как и после­дующие гастроли в Нидерландах, не принес. Возможно, публика ждала импровизаций, музыкальных трюков, которыми поражал маленький Моцарт, но как раз это Иоганн не считал важным: в отличие от Моцарта Людвигу запрещалось импровизировать. Слыша живую музыку, отец возмущался: «Да что ж ты опять бренчишь? Убирайся, а то получишь оплеуху!»  Цит. по: Кириллина Л. В. Бетховен. М., 2015.

Легенда 3. Бетховен был плохо образован, так как нигде не учился

Вердикт: это отчасти правда.

Иллюстрация к книге Эжени Фоа «Ludwig Van Beethoven, ou le Petit maître de chapelle». Париж, 1841 год Bibliothèque nationale de France

Бетховен не получил систематического школьного образования. Он недолго учился в частной школе и при монастыре, но довольно безуспешно. Препода­вание строилось на муштре, зазубривании катехизиса и латыни — это вызы­вало у мальчика протест. К тому же его отец считал, что школа — пустая трата времени.

Будучи уже взрослым, Бетховен пытался восполнить пробелы в образовании. Он учил французский и итальянский, изучал историю, астрономию и филосо­фию. В 1789 году восемнадцатилетний Людвиг даже стал студентом философ­ского факультета Боннского университета. Он увлекался античной литерату­рой, любил Гете, Шиллера, Гердера, Шекспира и многих других авторов. Впрочем, он так и не овладел математикой, освоив только сложение и вычитание, и писал с ошибками.

Его музыкальное образование тоже не было систематическим, но Бетховену повезло с учителями (если не считать отца), которые также выступали в роли его продюсеров. Одним из его первых учителей в Бонне был Кристиан Готлоб Нефе, известный немецкий композитор и органист. Переехав в Вену, Бетховен начал учиться у других знаменитых музыкантов. Йозеф Гайдн не только преподавал ему музыку, но помогал войти в светские салоны Вены и одалживал деньги. Антонио Сальери учил сочинять вокальную музыку в итальянском стиле. Бетховен также высоко ценил свои занятия с композитором Иоганном Георгом Альбрехтсбергером. По воспоминаниям современника, венские педа­­гоги так отзывались о своем ученике:

«Все трое высоко ценили Бетховена, но были единодушного мнения о его занятиях. Каждый говорил: Бетховен был настолько своенравен и упрям, что ему приходилось узнавать на собственном горьком опыте то, что он никогда бы не воспринял как предмет изучения»  Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. М., 2007.

Сам Бетховен признавался издателю Готфриду Гертелю:

«Не существует трактата, который для меня оказался бы слишком ученым. Нисколько не претендуя на собственно ученость, я с детства, однако, стремился постигнуть то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой. Позор артисту, который это не считает для себя обязательным, хотя бы в меру своих сил»  Из письма Готфриду Гертелю. Вена, 22 ноября 1809 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 1. М., 2011.

Курс Arzamas «Что придумал Бетховен?»

Музыковед и радиоведущая Елена Шишигина рассказывает о том, почему Бетховен — мастер, на примере его самых известных вещей: сонат, симфоний и песен

Легенда 4. Бетховен сам добавил к своей фамилии частицу «ван», чтобы прослыть аристократом

Вердикт: это неправда.

Автограф Людвига ван Бетховена Частное собрание / Meisterdrucke.com

Частица «ван»  В переводе с нидерландского — «из». перед фамилией Бетховена (Бетховен буквально переводится как «свекольная грядка») на самом деле означала, что его семья проис­­ходила из городка Бето, или Бетув, во Фландрии  Фландрия — область на территории современных Бельгии, Франции и Нидерландов. Сейчас Бетув находится на территории Бельгии.. Современники из других стран могли принимать частицу «ван» за эквивалент немецкого «фон», что указывало на благородное происхождение. 

Однажды Бетховен попытался использовать это в своих интересах. Когда на суде, разбирающем спор между композитором и его невесткой об опеке над племянником Карлом, зашла речь о происхождении Бетховена, тот привел в качестве аргумента в пользу своей принадлежности к высшему нидер­ланд­скому сословию частицу «ван». Однако документально он никак не смог это подтвердить, поэтому ландрехт, земельный суд, разбиравший споры дворян, передал дело в венский магистрат, занимавшийся тяжбами городских мещан. Бетховен был возмущен: «В Нидерландах проявили бы лучшую осведомлен­ность относительно этой незначительной значительности»  Письма Бетховена. В 4 т. Т. 3. М., 2013.

Легенда 5. Бетховен был глухим

Вердикт: это почти правда.

Разговорная тетрадь Бетховена, датированная 9 сентября 1825 года Beethoven-Haus, Bonn

Бетховен начал терять слух постепенно: первые признаки глухоты появились, когда ему было 28 лет. Возможно, причиной стала болезнь, перенесенная годом раньше. Он испытывал болезненные ощущения, шум и звон в ушах, постепенно переставал слышать тихие высокие звуки. 

В апреле 1802 года он отправился лечиться на курорт Гейлигенштадт непода­леку от Вены. Там он впал в депрессию и решил покончить с собой. В исповеди под названием Гейлигенштадтское завещание  Этот документ, адресованный братьям композитора, так и не был отправлен. После смерти Бетховена его нашли среди личных бумаг. он рассказывал о «жгучем страхе» людей, боязни быть уличенным в своем недуге и о жестокой судьбе. К счастью, до суицида дело не дошло. Несмотря на прогрессирующую болезнь, Бетховен продолжал выступать как пианист, а в 1806–1814 годах — как дири­жер. Иногда он импровизировал в частных салонах. Почти полная глухота наступила примерно в 1818 году, за девять лет до смерти. Композитор общался с окружающими, записывая реплики в тетрадях, которые он постоянно носил с собой  Их принято называть разговорными тетра­дями. Из 440 тетрадей сохранилось 139. Они находятся в Берлинской государ­ственной библиотеке и в бетховенском архиве в Бонне.

Легенда 6. Он сочинял странную музыку, которую никто не слушал

Вердикт: это отчасти правда.

Моцарт, Гайдн, Бетховен. Гравюра Ф. Меля по рисунку Р. Шейна. До 1845 годаLandesmuseum Burgenland

Современникам Бетховена его музыка казалась сложной и непонятной, а иногда в ней даже видели «эстетический и художественный терроризм»  Так один критик охарактеризовал Крейце­рову сонату, или Скрипичную сонату, ор. 47. Подробнее историю посвящения Крейце­ровой сонаты читайте в нашем материале. . Он действительно писал не для широкого слушателя, а для образованных людей из высшего общества, но вовсе не всегда бывал ими понят. Например, император Франц  Франц II (1768–1835) — последний император Священной Римской империи и первый император Австрии., известный своими реакционными реформами, не любил его музыку, так как считал, что она разрушает традиции. Тем не менее у Бетховена было много поклонников — например, русский князь Николай Борисович Голицын. Он писал Бетховену о Торжественной мессе, мировая премьера которой при его содействии состоялась в Петербурге весной 1824 года:

«…все сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благо­словят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники»  Из письма Голицына Бетховену. Петербург, 11 марта 1824 года // Л. В. Кириллина. Бетховен. М., 2015..

Уже при жизни Бетховен считался одним из трех главных композиторов эпохи (помимо Гайдна и Моцарта). А на его похоронах 29 марта 1827 года, по разным сведениям, было около 20 000 человек — по тем временам беспрецедентный случай.

Легенда 7. Бетховен поддерживал Наполеона и посвятил ему Третью симфонию

Вердикт: это только отчасти правда.

Вторжение армии Наполеона в Австрию. Рисунок Жан-Батиста Маду. Около 1827 года The Ira F. Brilliant Center for Beethoven Center, San Jose State University

В 1790-е годы Бетховен с интересом следил за Наполеоном, но нельзя сказать, что он его поддерживал. В 1796–1798 годах Бетховен писал патриотические песни для ополченцев из Вены, воевавших против Наполеона  Например, он написал «Прощальную песню венских граждан», которая была посвящена полковнику кавалерии фон Кёвесди, возглавлявшему венское ополчение., а в 1802 году посвятил три скрипичные сонаты Александру I, одному из главных против­ников Бонапарта.

Известная Третья героическая симфония, над которой Бетховен работал с 1803 года, изначально действительно была посвящена Наполеону  Из письма издателю Готфриду Гертелю.
Лейпциг, 26 августа 1804 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 1. М., 2011. 
, однако это не было связано с политическими взглядами композитора. В те годы Бетховен планировал поездку в Париж: посвящение симфонии Наполеону могло стать пропуском в местные светские салоны и привлечь внимание публики. После коронации Бонапарта в 1804 году композитор отказался от этой идеи. Его ученик Фердинанд Рис вспоминал:

«Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху, на заглавном листе, стояло слово „Буонапарте“, а внизу „Луиджи ван Бетховен“ — и ни слова больше… Я был первым, принесшим ему известие, что Бонапарт объявил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: „Этот — тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!“ Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол»  Цит. по: Людвиг ван Бетховен. Жизнь. Творчество. Окружение. М., 1971..

Вскоре известный меценат и покровитель Бетховена князь Франц Йозеф Лобковиц заплатил щедрый гонорар за право исполнить новое произведение в узком кругу, а затем еще один — за посвящение симфонии самому себе. Закрытая премьера состоялась 9 июня 1804 года в венском дворце князя. Осенью того же года в Роуднице, чешском замке Лобковица, симфония была специально исполнена для прусского принца Луи Фердинанда, который оплатил этот концерт. И Лобковиц, и Луи не симпатизировали Бонапарту, и уже на закрытых исполнениях первое посвящение не упоминалось. Публичная премьера состоялась 7 апреля 1805 года, где сочинение называлось Новая большая симфония. А еще через год Третья симфония получила свое окончательное название — Героическая — и подзаголовок «Сочинена в честь памяти о великом человеке и посвящена Его Светлейшему Высочеству князю Лобковицу». Скорее всего, «великий человек» — это Луи Фердинанд, незадолго до этого погибший в сражении с Наполеоном. 

Легенда 8. Бетховен был несчастлив в любви

Вердикт: это правда.

Миниатюра, принадлежавшая Бетховену, предположительно, изображает Джульетту Гвиччарди. Около 1810 года Beethoven-Haus, Bonn

Талантливый и известный композитор, Бетховен пользовался популярностью у дам из высшего света. У него часто случались романы, но до свадьбы дело не доходило: социальный статус и финансовое положение Бетховена казались его избранницам и их родственникам недостаточно прочными. Вплоть до 1812 года у композитора были отношения с разными женщинами, однако потом все изменилось. В это время Бетховен написал письмо, адресованное некой бессмертной возлюбленной и, так же как и Гейлигенштадтское завещание, найденное уже после его смерти. В нем он пишет, что из-за окончательного разрыва с этой дамой принял решение отказаться от всяких любовных отношений. Имя «бессмертной возлюбленной» Бетховен нигде не называет — оно до сих пор неизвестно. Судя по всему, свое обещание он сдержал и остаток жизни провел в одиночестве.

Легенда 9. Бетховен не носил парик в знак протеста против общественных норм

Вердикт: это неправда.

Портрет Людвига ван Бетховена. Картина Йозефа Виллиброрда Мелера. 1804–1805 годы Sammlung Wien Museum

В те годы, когда Бетховен вел активную светскую жизнь, мода на парики уже сошла на нет — надевать парик ему приходилось буквально в считаных случаях. Из Франции пришла мода на прическу а-ля Тит, названную в честь римского императора: кавалеры и дамы носили короткие волосы и завитки. Именно с такой прической мы можем видеть Бетховена на портрете, написанном Йозефом Мелером. 

Легенда 10. Музыка Бетховена вдохновила Ленина на революцию

Вердикт: это неправда.

Владимир Ленин с Максимом Горьким слушают «Аппассионату» Бетховена. За роялем пианист Исай Добровейн. Картина Петра Белоусова. 1938–1948 годы Національний художній музей України

Нельзя сказать, что революционные идеи Ленина были связаны с его музыкальными вкусами. По крайней мере, документальных свидетельств о том, что музыка Бетховена вдохновила его на революцию, нет. С другой стороны, из воспоминаний современников мы знаем, что Ленин действительно часто с удовольствием слушал Бетховена. Например, соратник Ленина Михаил Кедров вспоминал, как по его просьбе играл на фортепиано музыку Бетховена: «Он мог часами слушать сонаты и увертюры Бетховена, этого гениального выразителя в музыке духа французской революции»  Цит. по: Раку М. Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М., 2014. 

А Максим Горький рассказывал историю о том, как в 1920 году Ленин слушал «Аппассионату»  На самом деле Добровейн играл не «Аппассионату» (Соната № 23), а «Патетическую сонату» (Соната № 8). в исполнении Исая Добровейна. Четыре года спустя в «Изве­стиях ВЦИК» был опубликован очерк Горького, в котором приводилось такое высказывание Ленина: «Ничего не знаю лучше „Араssionаtа“, готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»  Горький о Ленине // Известия ВЦИК. № 84. 11 апреля 1924 года.

Легенда 11. Бетховен постоянно менял квартиры, когда жил в Вене: всего их было более семидесяти 

Вердикт: это отчасти правда.

Кабинет Бетховена в Шварцшпаниерхаусе в Вене. Рисунок Иоганна Непомука Хёхле. 1827 год Beethoven-Haus, Bonn

Вена была дорогим городом. Немногие могли построить себе особняк. Даже состоятельные люди чаще всего владели доходными домами, в которых сами жили, сдавая часть апартаментов.

Обычно срок аренды составлял около семи месяцев — с конца сентября по конец апреля. Весной и летом венцы отправлялись в сельские пригороды, осенью возвращались и снимали другую квартиру. В том числе и Бетховен. За годы жизни в Вене (1792–1827) он действительно часто менял место жительства: мы знаем около тридцати адресов. Но точно не семьдесят!

Легенда 12. Бетховен любил пиво

Вердикт: это неправда.

Посетитель и официант венской кофейни. Около 1810 года © Imagno / Getty Images

В отличие от отца Бетховен не любил алкоголь, а если и употреблял спиртное, то скорее вино. Композитор признавался: «…хмельное во мне вызывает скорее упадок, чем прибавление сил…»  Из письма Фридриху Кулау. Баден, 3 сентября 1825 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 4. М., 2011. 

Бетховен также любил крепкий кофе, который был в моде в Вене. Его пили дома или в кофейнях. Гуляя по Вене, Бетховен с Гайдном заходили в кафе: там Людвиг покупал себе и своему учителю две чашки кофе по 6 крейцеров — по тем временам это было недорого. А вот чай был довольно дорогим: его подавали только в аристократических салонах.

Что касается гастрономических вкусов композитора, то Бетховен любил пасту с пармезаном и салями, мясо (кроме свинины), устрицы и рыбу — особенно карпа и щуку. 

Легенда 13. Бетховен страдал биполярным расстройством

Вердикт: это неправда.

Бетховен и Гете в Теплице в 1812 году. Гравюра с рисунка Карла Рёлинга. Вторая половина XIX века Sammlung Archiv für Kunst und Geschichte, Berlin

Во-первых, нет никаких документальных свидетельств о том, что Бетховен страдал какими-либо психическими заболеваниями. Во-вторых, такой диагноз появился только два века спустя. 

Известно, что у Бетховена был тяжелый характер. Вспышки гнева перемежа­лись периодами добродушия. Сам он объяснял приступы агрессии и нелюди­мость нарастающей глухотой. В последние годы композитор постоянно был чем-то недоволен, срывался на прислуге: он швырялся в экономку книгами и мебелью. 

Резкие скачки настроения при этом не мешали его работе, в которой он был очень организован и дисциплинирован. У Бетховена был четкий распорядок дня, он вставал рано (иногда в шесть утра) и после легкого завтрака садился за работу, а после обеда и прогулки опять возвращался к сочинительству. 

Легенда 14. Бетховен умер в нищете

Вердикт: это неправда.

Бетховен на смертном одре. Рисунок Йозефа Эдуарда Тельчера. 1827 год British Library

Бетховен был одним из первых в истории музыки свободных композиторов. Он не занимал оплачиваемой должности, а получал доходы от издания своих сочинений и выступлений. И зарабатывал он достаточно много. Кроме того, Бетховен получал заказы от меценатов. Они же могли выкупать право первого исполнения нового сочинения в узком кругу. В 1809 году три австрийских мецената — Фердинанд Кинский  Фердинанд Кинский (1781–1812) — чешский князь. С 1809 года — один из главных покровителей Бетховена., князь Лобковиц и эрцгерцог Рудольф  Эрцгерцог Рудольф (1788–1831) — младший сын императора Священной Римской империи Леопольда II. Он был не только покровителем Бетховена: тот учил его игре на фортепиано и композиции. Бетховен посвятил Рудольфу 14 сочинений. — решили выплачивать гениальному композитору пожизненную пенсию, чего до этого не случалось ни с одним музыкантом.

Расходы композитора были значительными. Бетховен много тратил на содер­жание и образование своего племянника Карла, которого в письмах всегда называл «дорогой сын». В последние месяцы жизни композитор сильно болел и уже не мог сочинять. На врачей уходило много денег: «Однако я покоряюсь воле судьбы и молю Господа лишь о том, чтобы он своим Божественным соизволением оградил меня от нищеты, доколе я принужден терпеть мучения здешней жизни»  Из письма Игнацу Мошелесу. Вена, 14 марта 1827 года // Письма Бетховена. В 4 т. Т. 4. М., 2011.

еще на фактчек:

Самые популярные легенды о Николае II

Завел роман с балериной? Убивал ворон? Подчинялся Распутину?

Самые популярные легенды о Екатерине II

Спала с конем? Продала Аляску? Была немецкой шпионкой?

Самые популярные легенды о Петре I

Убил сына? Рубил бороды топором? Был подменен в младенчестве?

Самые популярные легенды о Юлии Цезаре

Он что, правда пришел, увидел и победил?

Самые популярные легенды о кардинале Ришелье

Был влюблен в Анну Австрийскую? Носил только красное?

Самые популярные легенды о Ленине

Кудрявый в валенках? На броневике? Ел чернильницы? Гриб?

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Несколько фактов о слухе и костной проводимости

Достаточно широко растиражирован факт того, что великий композитор создавал лучшие произведения, потеряв слух. В целом — это чистая правда. Глухота прогрессировала, композитору становилось сложнее, но он творил. По памяти это было сделать невозможно, поэтому был какой-то секрет.

В ЧEМ ЖE ОН?

В Музее композитора до сих пор выставлена коллекция специальных трубок. Считается, что он прикладывал их к виску или закусывал между зубами. Таким образом он мог «использовать» для работы костную проводимость звука.

ЧТО ЭТО ТАКОE?

Наш слуховой аппарат состоит из внешнего уха, среднего и внутреннего. В обычной жизни при общении, слушании мы часто используем «воздушную проводимость», а звук через ушную раковину проходит в слуховой канал.

Однако, если мы слушаем себя — то звук собственного голоса воспринимаем через кости! Чем, кстати, объясняется разница в восприятии его на записи.

В некоторых случаях при ухудшении «обычного» слуха все еще возможно восприятие звука внутренним ухом: вероятно, именно так и творил великий композитор.

КОСТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ БЫЛА «ОТКРЫТА» ЗАДОЛГО ДО

Впрочем, инновации тут никакой нет: долгое время до этого, еще с Эпохи Возрождения данную особенность организма использовали для диагностических целей! Любопытно, что впервые данный опыт описал Кардано (тот самый, именем которого назван карданный вал), а в 1589 году эксперименты продолжил Иеронимус Капиваччи.

Суть экспериментов заключалась в том, что человеку давали музыкальный инструмент, к струнам которого был подведен стальной стержень. Eсли человек слышал звук, то Капиваччи делал вывод, что расстройство на уровне барабанной перепонки, если не слышал — поражен слуховой нерв.

КОСТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ СEГОДНЯ

Спустя многие века костная проводимость все еще имеет и диагностическую ценность. Однако последние 10-15 лет она хорошо закрепилась и на потребительском рынке в категории наушников.

Звук в таких наушниках передается через кость к внутреннему уху напрямую, а уши остаются открытыми. Это возымело очень большой спрос по соображениям безопасности!

Человек может слушать музыку и контролировать все, что происходит вокруг. Например, во время прогулок, пробежки или велопоездки можно расслышать сигнал машины, приближение электросамоката, другого велосипедиста или бегуна.

Поделиться ссылкой:

Бетховен запомнился нам не только, как один из величайших композиторов за всю историю человечества, но также и за то, что значительную часть своих гениальных творений он создал, будучи абсолютно глухим.

Глухой композитор - Бетховен

Когда и почему Бетховен начал терять слух?

Сразу отметим, что Людвиг не родился глухим. Более того, слепым и немым он также не был (по поводу «слепоты» — Бетховена в этом плане часто путают с Бахом).

Подобно всем остальным эпизодам биографии Бетховена, его глухота (а точнее, причины ее развития) также вызывает вопросы и множество споров со стороны разных биографов.

В частности, в интернете Вы можете найти значительное количество гипотетических причин глухоты Бетховена. По данным самых разных биографов, что только ни влияло на потерю слуха у великого композитора: от неврологических нарушений и внутреннего отита (лабиринтита) до отравления свинцом и сифилиса.

Наверное, одни только инопланетяне не были замешаны в развитии у композитора данного заболевания. В любом случае все эти гипотетические причины не имеют никакого значения, ибо на самом деле ни один, даже самый лучший биограф или мед-эксперт, не знает, от чего именно Бетховен стал глухим.

Даже на сегодняшний день потеря слуха является огромной проблемой не только для больного, но и для лечащего его врача — ведь причин заболевания может быть огромное количество. Один только этап диагностики может стать настоящей головоломкой для врача — и это при нынешних медицинских технологиях. Ну а на тот момент о правильной диагностике причин потери слуха и, тем более, о методах лечения глухоты не было даже и речи!

Поэтому вопрос «почему великий Бетховен потерял свой слух?» не имеет и не может иметь правильного ответа и, скорее всего, никогда его не получит.

Если же все-таки попытаться сузить круг гипотетических причин глухоты Бетховена, то наиболее «адекватной» версией является аномальный рост у композитора кости внутреннего уха (отосклероз), который, в свою очередь, мог быть следствием болезни Педжета (однако это тоже под вопросом).

Помимо причины глухоты композитора сомнения также затрагивают и примерную дату, когда именно Бетховен начал осознавать, что теряет свой драгоценный слух.

Если же усреднить данные разных биографов, то можно точно предположить, что первые признаки ухудшения слуха Людвиг начал замечать в период с 1795 по 1800 годы — тогда ему было 24-29 лет, соответственно. Однако, судя по письмам самого Бетховена, мы можем точно сказать, что первые признаки потери слуха он начал замечать как минимум с 1796 года.

Уже в молодости Бетховен постепенно терял слух

Бетховен скрывал свою глухоту

К 30 годам Людвиг уже завоевал признание венской публики, уже сочинив шесть струнных квартетов, первую симфонию, пару фортепианных концертов, а также прославился, как сильнейший пианист Вены. Согласитесь, неплохая перспектива для молодого музыканта!

Однако параллельно с этим Людвига все сильнее и сильнее доставал посторонний звон в его ушах. Естественно, набирающего популярность композитора это явление волновало чрезвычайно сильно. 

Известно, что в первое время Бетховен скрывал эту проблему от людей даже из самого близкого окружения. Однако в конце концов он не выдержал и в письме от 1 июня 1801 года рассказал о своем недуге своему очень хорошему старому другу — скрипачу Карлу Аменде.

Текст не будем цитировать дословно, но смысловое содержание было примерно таким:

«Самое драгоценное, чем я владею — это мой слух. И он совершенно испортился. Когда ты был со мной, я уже чувствовал симптомы, но ничего о них не говорил. Теперь они стали намного хуже…».

Стоит отметить, что по содержанию письма было понятно: композитор все еще имел надежду на излечение от данного недуга. Бетховен также попросил Аменду держать это в секрете.

Ну а 29 числа этого же месяца Людвиг посылает письмо другому другу — Вегелеру, который к тому времени уже был серьезным врачом. Это письмо было примерно похожим в плане содержания, как и предыдущее. Людвиг также пожаловался Вегелеру, что не слышит высокие ноты инструментов и голоса вокалистов.

Ну а через несколько месяцев, 16 ноября 1801 года, композитор снова написал Вегелеру письмо, где пожаловался на врачей, которые, по его мнению, совсем не пытались останавливать стремительно развивающееся ухудшение его слуха. Некоторые врачи, по мнению Людвига, практиковали на нем какие-то странные и устаревшие методы лечения. Врачи, кстати говоря, сочли недуг Бетховена не отдельным заболеванием, а следствием других болезней композитора, связанных, в основном, с органами брюшной полости.

В свою очередь, последние начали всерьез беспокоить Людвига после перенесения им тяжелой болезни (судя по всему, тиф) в 1797 году. А, вообще, о первых болях в брюшной полости и в груди Бетховен упоминает еще в том самом письме его другу Шадену, в котором он жаловался о своем душевном и физическом состоянии после смерти матери, Марии-Магдалины ван Бетховен.

Действительно, здоровье у Бетховена было слабым сразу по разным направлениям. В течение жизни он страдал целым ансамблем заболеваний: желчно-каменной болезнью, расстройствами желудка, болезнями легких и так далее. Чаще всего именно эти болезни врачи и считали причиной ухудшения слуха. Поэтому, их методы лечения, в основном, сходились к лечению именно болезней органов брюшной полости, не уделяя сильно много внимания основной проблеме — потере слуха.

Хотя сам Бетховен, очевидно, тоже верил в эту причинно-следственную связь, он все же очень скептически относился к самим методам лечащих его врачей и время от времени посылал письма профессору Вегелеру, советуясь с ним по разным вопросам медицинского характера. Ну а с  навещавшими его врачами он постоянно ссорился. 

Молодой композитор даже и представить не мог, что потеряет чуть ли ни самое важное — его собственный слух. Но в конце концов он начал осознавать тяжесть и очевидную неизлечимость своей болезни и начал постепенно признаваться в этом самому себе.

Для любого человека такой недуг стал бы страшным ударом, но, учитывая, что Людвиг в то время уже «сложился» в качестве популярного композитора, для него это было двойным ударом. 

Бетховен пытался сохранить свою проблему в тайне даже от представителей его близкого окружения в Вене. В первое время ему даже приходилось избегать различных общественных мероприятий, где его присутствие было бы очень важным. Людвиг боялся, что узнай об этом венская общественность, и его карьера пианиста потерпит крах (однако все равно в течение нескольких лет об этом узнают все).

Стоит отметить, что в вышеупомянутом письме Людвиг также сообщил своему старому другу, Вегелеру, более приятные новости, где рассказал о своих чувствах к одной милой девушке. В это время сердце Бетховена принадлежало его любимой ученице — Джулии Гвиччарди.

Именно ей Людвиг посвятит, наверное, самую известную из его сонат для ф-но, получившую номер «14» и уже позже прозванную в обществе «Сонатой лунного света» или «Лунной сонатой«.

Джулия Гвиччарди

Несмотря на то, что Джулия Гвиччарди была выше Бетховена по социальному статусу, композитор все еще мечтал приобрести известность, заработать много денег и „подняться“ до его уровня, чтобы жениться на ней.

Однако легкомысленная графиня нашла себе другого кумира — практически бездарного композитора Галленберга. Да и сам Бетховен, возможно, уже тогда начал понимать, что, даже если с материальной точки зрения он рано или поздно и „дотянется“ до социального статуса Джулии Гвичарди, то все равно, зачем этой девушке глухой супруг…

Людвиг уже тогда понимал, что глухота может не покинуть его до конца жизни. Ну а в 1803 молодая графиня выйдет замуж за Галленберга и уедет в Италию.

Гейлигенштадское завещание Бетховена

В 1802 году Людвиг по совету своего лечащего врача — профессора Иоганна Адама Шмидтапроживает в потрясающей своей живописностью местности — Гейлигенштадт, который в наше время является пригородом Вены, а тогда находился в северной части черты города. Из окон его дома открывался поразительный вид на поля и реку Дунай.

Видимо, профессор Шмидт считал, что Людвигу нужно лечить не сколько слух, сколько привести в порядок его душевное состояние, а также вылечить те самые заболевания органов брюшной полости. Скорее всего он полагал, что таким образом слух перестанет покидать композитора.

И вправду, Бетховен любил совершать долгие прогулки в живописных окрестных лесах Гейлигенштадта. Ему очень нравилась местная природа, он любил отдыхать в этой спокойной сельской атмосфере.

Однако лечение, может быть, и помогало в нормализации душевного состояния, но уж точно не останавливало прогрессирующую глухоту. Как-то раз Бетховен гулял по лесу недалеко от Гейлишенштадта вместе со своим другом и учеником, Фердинандом Рисом. Оба музыканта обратили внимание на пастуха, который играл на деревянном духовом инструменте (судя по всему, свирели). 

Рис уже тогда заметил, что Людвиг не мог расслышать мелодию, которую играл пастух. При этом, по словам самого Риса, музыка была очень красива, но Бетховен ее не слышал. Пожалуй, это был первый случай, когда кто-то из близкого окружения Людвига узнал об этой проблеме самостоятельно, не от слов самого композитора.

Лечение, продолжавшееся с апреля по октябрь, к сожалению, так и не помогло Бетховену забыть о проблеме глухоты. Наоборот, чем дальше шло время, тем сильнее композитор осознавал, что от этой проблемы ему уже не избавиться.

Уже после смерти Людвига в 1827 году его друзья, Антон Шиндлер и Стефан Брёйнинг, найдут на столе в его доме документ, похожий на письмо его братьям. Данное письмо получило известность, как Гейлигенштадское завещание.

Гейлигенштадское завещание Бетховена - оригинал

В этом письме от 6 октября 1802 года (с дополнением от 10 октября), оставленном своим братьям — Каспару и Иоганну (только вместо имени Иоганна он оставил пробелы), Бетховен рассуждал о страданиях, вызванных глухотой. Также он просит людей простить себя за то, что не слышит их речи.

Оригинал »Гейлигенштадтского завещания» невозможно читать без глубочайшего сожаления, ибо оно насквозь пропитано жалостью и эмоциями отчаявшегося композитора, который на тот момент, возможно, находился на грани самоубийства.

Действительно, некоторые ученые посчитали Гейлигенштадтское завещание чуть ли ни предсмертной запиской. По их мнению, Людвигу просто не хватило мужества совершить самоубийство, а от самого письма он просто не успел избавиться.

Но другие биографы не находят никаких прямых мыслей Бетховена о попытке самоубийства, а видят лишь гипотетические размышления композитора о самоубийстве, как о бегстве от страданий, вызванных глухотой.

Гейлигенштадское завещание Бетховена на русском языке

Сам Бетховен в этом письме четко дал понять, что в его голове на тот момент было столько новой и не поведанной миру музыки, что ради этого стоит жить.

Глухой композитор продолжает творить

Наверное, самым поразительным является тот факт, что, несмотря на прогрессирующую глухоту, Людвиг продолжал сочинять просто потрясающие произведения.

Даже когда глухота полностью победит его, несчастный Людвиг, топая ногами и завывая, будет писать красивейшую музыку которую он сам не сможет услышать физически, но эта музыка будет звучать в его голове. Во многом ему поначалу помогали специальные слуховые трубки (1816—1818), которые сейчас находятся в его родном доме-музее в Бонне (они изображены на заставке в начале статьи). Но композитор недолго их использовал, так как по мере развития глухоты смысл в их использовании уменьшался.

Не известно нам и точное время, когда именно Бетховен полностью лишился слуха. Большинство биографов склонны верить ученику Бетховена — великому композитору Карлу Черни, утверждавшему, что его учитель полностью потерял слух в 1814 году, а за пару лет до этого еще мог слышать музыку и речь.

Однако другие данные свидетельствуют о том, что в это время Бетховен все еще разбирал звуки, просто гораздо хуже, чем раньше, и поэтому вынужденно прекратил концертную деятельность.

Более тщательный разбор биографических источников позволяет говорить о почти полном наступлении глухоты у Бетховена в 1823 году — левое ухо тогда, судя по всему, слышало очень плохо, а правое — практически уже не работало.

В любом случае, после написания Гейлигенштадского завещания Людвиг продолжает жить дальше и сочинять музыку. Несмотря на свой недуг, а также на безответную любовь к графине Джулии Гвиччарди и последующее разочарование в ней (а также на другие неудачные романы, о которых мы поговорим в следующих выпусках), Бетховен продолжает свою композиторскую деятельность — в целом этот творческий период композитора биографы называют «Героическим».

Ну а в последние годы Бетховен и вовсе пользовался специальными «разговорными тетрадями» (начиная с 1818), с помощью которых он общался со своими друзьями. Как правило, они писали в этих тетрадях какие-то вопросы либо реплики, а Людвиг отвечал на них — либо также письменно, либо устно (напомним, что немым Бетховен не был).

После 1822 года Людвиг, вообще, откажется от любого рода медицинской помощи для лечения его слуха, ибо в то время ему придется лечить совершенно другие болезни.


Другие периоды биографии Бетховена:

  • Предыдущий период: Первые годы Бетховена в Вене
  • Следующий период: Зрелый период жизни Бетховена

Биография Бетховена — вся информация о Биографии Бетховена

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как бетховен писал лунную сонату
  • Как бетховен написал лунную сонату будучи глухим
  • Как бетховен написал к элизе
  • Как бетховен написал 9 симфонию
  • Как бесплатно написать сообщение номеру