Как бунин написал лапти

Каждый из рассказов И. А. Бунина – это созданная четкими и живыми штрихами история, которая позволяет писателю поговорить о любви, нравственности и смысле человеческой жизни. Так, история самоотверженного подвига Нефеда из рассказа «Лапти» становится символом жертвенности и любви к ближнему. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Лапти» по плану, который поможет познакомиться с поднятыми писателем темами и художественными особенностями его прозы.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть: о чем?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Основная идея
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

И. А. Бунин написал рассказ «Лапти» в 1924 году, когда находился в эмиграции. Русскую литературу начала XX века интересовала тема русского народа, осмысление его характера и особенностей. Изображение национального характера и его необыкновенной жертвенности стало одной из основных задач И. А. Бунина. 

Главным героем его повествования предстает простой мужик Нефед, в своем желании помочь тяжело больному ребенку решившийся на самоотверженный поступок: ценой собственной жизни он добывает красные лапти, которые мальчик постоянно просит в бреду.

История Нефеда стала ностальгией Бунина по родине, прошлое которой он идеализировал в своей прозе. Тоска по родным местам, людям, языку стала лейтмотивом всей бунинской прозы в эмиграции.

Жанр, направление

Творчество И. А. Бунина отражает основные принципы Реализма. Писатель мастерски замечает и передает те детали и особенности, которые позволяют развернуть перед читателем живую картину и, одновременно, затронуть волнующие автора вопросы.

По жанровой принадлежности «Лапти» представляют собой рассказ. И. А. Бунин особенно любил этот жанр, так как небольшой объем, одна сюжетная линия и ограниченное количество действующих лиц позволяли писателю емко и точно передать желаемую мысль или идею. Писатель передает сюжет короткими всполохами, как будто это увиденные в промежутках лихорадочного бреда картинки или отдельные эпизоды, вырванные из мрака неровным тревожным пламенем свечи.

Суть: о чем?

В центре повествования оказывается история тяжело заболевшего мальчика. В жару и в бреду он постоянно плачет и просит принести ему какие-то красные лапти. Мать ребенка не находит себе места от отчаяния: за окном пятый день непроглядная вьюга, муж в отъезде, до больницы далеко, «да и не поедет ни один доктор в такую страсть».

Деревенский мужик Нефед, который приносит дрова для растопки, слышит о странном желании мальчика и неожиданно твердо заявляет: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает». Его не пугает ни метель, ни то, что до Новоселок, где можно раздобыть лапти и фуксин для их покраски, шесть верст. Нефед одевается как можно теплее и, не дожидаясь утра, отправляется в путь.

Целая ночь проходит для обитателей дома в томительном и тревожном ожидании. Только когда рассветает, наконец слышатся под окнами шаги и голоса: это новосельские мужики привозят тело замерзшего насмерть Нефеда, за пазухой у которого лежат новенькие детские лапти и пузырек с фуксином.

Главные герои и их характеристика

Центральным героем рассказа является Нефед. Здесь важно заметить, что это единственный персонаж повествования, которому автор дает имя. Это деревенский мужик, слуга, о чем можно судить по тому, что мать мальчика он именует «барыней». Внешний вид Нефеда описан более чем просто: «шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки». Такой же простотой отличается его речь, в которой много просторечий, а фразы строятся предельно кратко и ясно. Однако этот человек оказывается наделен даром сострадания: он берется исполнить желание больного ребенка, так как видит в этом способ помочь, прежде всего, душе страдающего существа. Лапти и тюбик с краской, которые можно добыть только в соседней деревне, дорого обходятся Нефеду: он насмерть замерзает на обратном пути, но его жертву точно нельзя назвать напрасной.

Другие герои рассказа описаны автором отдельными штрихами, необходимыми для раскрытия и движения сюжета. Матери, которая не находит себе места из-за болезни ребенка и невозможности как-то облегчить его страдания, остается только взывать к помощи Господа. Неожиданную помощь и участие она находит в лице Нефеда. Привезшие тело замерзшего Нефеда мужики как будто доказывают, что тот погиб не напрасно. Заблудившиеся в непроходимой метели, они сами погибли бы, если бы не наткнулись на торчащие из-под снега ноги в валенках. Они же доставляют к дому вместе с погибшим Нефедом заветные лапти и краску.

Темы

Тематика рассказа Бунина «Лапти» описана Многомудрым Литреконом в нижеследующем списке:

  1. Центральной темой рассказа становится тема подвига. Нефед решается на поступок, которого от него никто не требует и даже не ожидает. Случайно услышанную просьбу больного ребенка, он принимает как руководство к действию. Твердому намерению героя уже ничего не может помешать, его не пугает ни расстояние до Новоселок, ни опасность разбушевавшейся стихии. Ключевое значение для совершения подвига приобретает уверенность Нефеда в необходимости и значимости его действий.
  2. Неразрывно связана с темой подвига здесь тема любви. И. А. Бунин говорит о любви как силе, способной преодолеть любые препятствия и одолеть любые беды. В широком смысле, это любовь каждого человека к другим людям, способная проецироваться как на конкретного близкого человека, так и на людей вообще. Любовь матери – это бесконечные часы, проведенные у кровати больного сына, и ее отчаянные обращения к Господу. Любовь к людям простого мужика Нефеда – это его стремление во что бы то ни стало исполнить желание больного ребенка, «спасти» его душу.

Проблемы

Проблематика рассказа Бунина «Лапти» не менее увлекательна:

  1. И. А. Бунин в своем творчестве часто поднимает проблему нравственного выбора, перед которым оказывается человек в той или иной ситуации. Здесь становится особенно важным, какими внутренними ориентирами человек руководствуется, что ставит для себя на первое место. Для Нефеда из рассказа «Лапти» сделать выбор не составляет труда. Привыкший всегда действовать прямо и по совести, герой сразу определяет, что для помощи ребенку требуется добыть то, чего жаждет детская душа. Связанные с этим трудности и опасности отступают для него на второй план.
  2. Еще одна затронутая писателем проблема – необходимость человеколюбия, способности чувствовать боль другого человека и спешить ей на помощь. Именно простой мужик Нефед отзывается на просьбу ребенка, так как видит в сказанных в бреду словах мальчика ключ к исцелению его души и его спасению.

Основная идея

Нравственный смысл рассказа И. А. Бунина заключен в ценности и необходимости подвига во имя любви к людям. Подвиг этот может быть ежедневным и незаметным, а может стоить жизни, как отправившемуся через вьюгу за лаптями Нефеду. Самое главное – это уметь почувствовать чужую душу и ее потребности и, если ты можешь что-то сделать для спасения этой души, обязательно на это решиться.

Открытый финал рассказа позволяет читателям самим решить, помогла ли ребенку принесенная Нефедом жертва. Хочется думать, что помогла. Точно оказались спасены благодаря Нефеду новосельские мужики. Заплутавшие и сбившиеся с пути, они уже приготовились погибать, но увидели замерзшего Нефеда, поняли, что «в двух шагах жилье» и таким образом спаслись. Главная мысль рассказа «Лапти» заключается в том, что подвиг во имя любви к людям не может быть напрасным: в нем всегда есть высший смысл, пусть и недоступный человеку. 

Чему учит?

Неразрывно связанная с христианской традицией идея любви к ближнему и жертвенности становится ключевой для понимания смысла рассказа И. А. Бунина. Нефед решается на опасный путь за лаптями и краской, потому что это видится главной отрадой для души измученного болезнью ребенка. Помогать другому, если ты в состоянии это сделать, является для доброго и простого Нефеда основным и единственно правильным способом существования. Об этом заставляет нас задуматься рассказ «Лапти»

Мораль произведения заключается в том, что подвиг не может быть тщетным и ненужным, он все равно проливает свет на то, что хотел осветить. Может быть, лапти не спасут ребенка, но поступок Нефеда дал дорогу нескольким путникам, которых дома ждут жены и дети. Значит, его жертва точно не напрасна. Таковы нравственные уроки рассказа «Лапти».

Критика

Что хотел сказать Бунин в рассказе «Лапти»? В своем небольшом по объему произведении И. А. Бунину удается поднять целый круг волновавших его тем и идей. Этому во многом способствуют художественных особенности текстов писателя: предельно сжатый сюжет, короткие реплики героев и отдельные точные черты, которые помогают увидеть в этой истории главное. «Дрожащее хмурое пламя свечи» изображается в рассказе символом тревоги и отчаяния матери у постели больного сына. «Значит, душа желает», — кратко говорит Нефед о красных лаптях, и исполнение этого желания представляется ему главным путем к выздоровлению ребенка. Наконец, сами лапти, найденные за пазухой у добывшего их ценой своей жизни Нефеда, становятся воплощением подвига или даже чуда, которое один человек способен собственными руками сотворить для другого.

Современные исследователи творчества И. А. Бунина отметили, что в заглавие рассказа «Лапти» вынесено многозначное слово. Помимо вида обуви, лаптями иногда называли простых, бесхитростных, малообразованных людей. Таков центральный персонаж рассказа Нефед. Следуя логике этой версии, можно заключить, что именно такие простые, близкие к природе и естественной жизни люди оказываются наиболее чуткими к горю других и, главное, способны в сложной ситуации показать силу своего характера, проявить решительность и героизм. 

Рассказ И. А. Бунина «Лапти» раскрывает перед читателем историю настоящего подвига, основной движущей силой которого становятся любовь к человеку и необыкновенная жертвенность, свойственные цельным и сильным личностям.

Автор: Юлия Филипская

Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) — выдающийся русский прозаик и поэт, первый русский литератор, получивший Нобелевскую премию. В своём произведении «Лапти» он повествует о самоотверженности и храбрости деревенского мужика Нефёда.

История создания

Во время написания рассказа «Лапти» в 1924 году Бунин был в эмиграции. Тоска по русскому народу, по идеализированному прошлому России одолевала писателя и стала основой данного произведения, как и многих его произведений, написанных в эмиграции.

Жанр и направление

Произведение И. А. Бунина «Лапти» по жанру является рассказом. Об этом свидетельствует небольшой объём произведения и одна сюжетная линия.

Литературное направление, к которому принадлежит этот рассказ — реализм.

Сюжет

На хуторе у господ тяжело заболел ребёнок. В бреду он просил подарить ему красные лапти. Мать была в отчаянии: муж в отъезде, до больницы 30 верст, на улице вьюга.

Работник Нефёд, узнав, что больной ребёнок просит красные лапти, решил идти за ними в Новосёлки, которые находились в 6 верстах от хутора. Он потеплее оделся и ушёл. Вьюга не утихала.

Утром мужики привезли насмерть замерзшего Нефёда. Эти мужики заблудились в метель и готовы были уже пропадать. Но когда они в сугробе нашли Нефёда, поняли, что жильё близко. Они привезли Нефёда на хутор. За пазухой у него обнаружили детские лапти и баночку фуксина, которым он хотел их покрасить в красный цвет.

Краткое содержание рассказа «Лапти» тут.

Композиция

Композиция рассказа состоит из следующих частей:

  • Экспозиция — описание сильной вьюги и проблем из-за неё в семье хуторян.
  • Завязка — решение Нефёда отправиться за лаптями.
  • Кульминация — тело Нефёда привозят новосельские мужики.
  • Развязка — за пазухой у Нефёда обнаружили лапти и фуксин.

Темы

Главная тема рассказа «Лапти» — тема подвига. Также автор раскрыл темы милосердия, сострадания, отзывчивости, доброты. Нефёд, услышав желание больного ребёнка, решает незамедлительно исполнить его. Он уверен в том, что это совершенно необходимо и очень важно. И его не пугает возможность погибнуть ради того, чтобы спасти жизнь ребёнка.

Идея

Основная мысль рассказа «Лапти» заключается в том, что русских людей отличает доброта, великодушие, готовность пожертвовать собой для других. Автор хотел создать достоверный образ русского человека и показать читателю его самоотверженность, умение сострадать и готовность всегда прийти на помощь.

Основные герои

Нефёд — работник в доме барыни, решивший во что бы то ни стало добыть для больного ребёнка лапти.

Барыня — мать тяжело заболевшего ребёнка.

Ребёнок — маленький сын барыни, в жару и в бреду просивший красные лапти.

Чему учит

Рассказ Бунина «Лапти» учит читателя тому, что каждый подвиг важен и ценен. Конечно, нет гарантий тому, что лапти, добытые Нефёдом, спасут ребенка, но он помог не погибнуть мужикам из Новосёлок, пусть и посмертно. А их наверняка дома ждут собственные семьи, и таким образом получается, что Нефёд спас не одну, а гораздо больше жизней. И это подтверждает то, что он пожертвовал собой не напрасно.

Вам также будет интересно почитать:

Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти»

Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина И. А. «Кавказ», который создавался в помощь ученикам для более углубленного изучения произведения.

Год написания — Известна точная дата написания произведения: 26 июня 1924 года.
История создания рассказа — Категорически не приняв советскую власть, Бунин покинул Россию. Рассказ он написал, проживая во Франции. В это коротенькое произведение Бунин сумел вложить всю основу русского менталитета, русской души.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Автор хотел показать в рассказе характерные черты русского человека – его доброту, самоотверженность, жертвенность, способность к состраданию, умение помочь.
Тема — Тема подвига.
Проблема — Подвиг может привести к трагическим последствиям.

Рейтинг пользователей



    Скачать материал

    И. А. Бунин «Лапти»Презентацию выполнила: учитель русского языка и литератур...



    Скачать материал

    • Сейчас обучается 29 человек из 19 регионов

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • И. А. Бунин «Лапти»Презентацию выполнила: учитель русского языка и литератур...

      1 слайд

      И. А. Бунин «Лапти»

      Презентацию выполнила: учитель русского языка и литературы
      Дьяконова М. М.

    • Иван Алексеевич Бунин(1870-1953)Иван Алексеевич Бунин – знаменитый писатель...

      2 слайд

      Иван Алексеевич Бунин
      (1870-1953)
      Иван Алексеевич Бунин – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии в области литературы, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из известнейших писателей русского зарубежья.

    • Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской се...

      3 слайд

      Детство и образование писателя

      Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

    • Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт по...

      4 слайд

      Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

    • Литературная деятельностьВажно отметить, что первые стихи поэта были опублик...

      5 слайд

      Литературная деятельность

      Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).
      Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).
      Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.

    • Жизнь в эмиграции и смертьВ биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много п...

      6 слайд

      Жизнь в эмиграции и смерть

      В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924 г.), «Солнечный удар» (1925 г.), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927–1929 гг., 1933 г.), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

    • Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В посл...

      7 слайд

      Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась неоконченной
      Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже

    • История создания рассказа «Лапти»В 1924 году И. А. Бунин написал рассказ «Лап...

      8 слайд

      История создания рассказа «Лапти»
      В 1924 году И. А. Бунин написал рассказ «Лапти», когда находился в эмиграции. Писатель выразил в нем свое видение русского национального характера. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были Бунину по душе.

    • Жанр – рассказ. Он небольшой по объему и содержит одну сюжетную линию: ребено...

      9 слайд

      Жанр – рассказ. Он небольшой по объему и содержит одну сюжетную линию: ребенок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.
      Смысл названия рассказа
      Ла́пти, ед. ч. ла́поть (лапото́к, ла́пик) — низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывали к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливали и сами лапти).

    • Фуксин – краситель красного цвета.

      11 слайд

      Фуксин – краситель красного цвета.

    • Главные герои и их характеристикаНефедушка – простодушный и добрый человек. В...

      12 слайд

      Главные герои и их характеристика
      Нефедушка – простодушный и добрый человек. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не бояться жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
      Мать больного ребенка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих детей.
      Мальчик – это символ будущего страны. И только лапти – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

    • ТемыМилосердие выступает основной темой рассказа.
Отзывчивость Нефеда.
Отзывч...

      13 слайд

      Темы
      Милосердие выступает основной темой рассказа.
      Отзывчивость Нефеда.
      Отзывчивость была и остается качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

    • Опрос учащихся1. В каком году был написан рассказ лапти?
2. Сколько дней длил...

      14 слайд

      Опрос учащихся
      1. В каком году был написан рассказ лапти?
      2. Сколько дней длилась вьюга?
      3. Кому понадобились красные лапти?
      4. Что делала мама ребенка?
      5. Где был отец ребенка?
      6. о чем спросил Нефед, заглянув к барыне?
      7. Куда собрался Нефед за красными лаптями?
      8. Какое расстояние было до Новоселовки?
      9. Как собрался добраться Нефед за лаптями?

    • 10. Что взял с собой Нефед, идя за лаптями?
11. Что решила барыня, когда Нефе...

      15 слайд

      10. Что взял с собой Нефед, идя за лаптями?
      11. Что решила барыня, когда Нефед не вернулся к вечеру?
      12. Что делала мама, когда ребенок снова и снова просил красные лапти?
      13.Когда в окно дома барыни постучали?
      14. Зачем мужики приехали к барыне?
      15. Как мужики поняли, где они?
      16. Что лежала за пазухой у Нефеда?

    • РефлексияПонравился ли вам рассказ? Чем?
Чему учит рассказ И. А. Бунина «Лапт...

      16 слайд

      Рефлексия
      Понравился ли вам рассказ? Чем?
      Чему учит рассказ И. А. Бунина «Лапти»?
      Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    6 144 618 материалов в базе

    • Выберите категорию:

    • Выберите учебник и тему

    • Выберите класс:

    • Тип материала:

      • Все материалы

      • Статьи

      • Научные работы

      • Видеоуроки

      • Презентации

      • Конспекты

      • Тесты

      • Рабочие программы

      • Другие методич. материалы

    Найти материалы

    Материал подходит для УМК

    • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    Другие материалы

    «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    • 29.01.2023
    • 42
    • 1
    • 29.01.2023
    • 117
    • 7

    «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    • 29.01.2023
    • 26
    • 1
    • 29.01.2023
    • 33
    • 0
    • 29.01.2023
    • 57
    • 4
    • 29.01.2023
    • 37
    • 0

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

    • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

    • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

    • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

    • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

    • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

    • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

    • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

    • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

    «Лапти» — небольшой рассказ, написанный И. Буниным в 1924 году. Сюжет развивается в маленьком населенном пункте. На улице разбушевалась непогода. А в одном из дворянских домов заболел ребенок. В бреду мальчик просит принести ему красные лапти, да так жалобно просит, что в отчаянии взывает к Богу о помощи.

    И вот в дом заходит Нефед. Видя мучения мальчика и его матери, он принимает решение отправиться в Новоселки за лаптями. А поскольку красных лаптей не бывает, нужно купить пузырек фуксина, чтобы покрасить обувь, тут же догадывается мужчина. Но женщина отговаривает Нефеда, ведь на улице такая непогода!

    Но мужчина непоколебим в своем решении. Главный герой — образ простого русского мужика. К этому образу часто обращаются русские писатели в своих произведениях. Речь Нефеда проста, изъясняется он короткими фразами и просторечиями. А движения мужчины решительные. Это говорит о том, что он человек дела. Нефед — храбрый и самоотверженный человек. Несмотря на всю свою простоту, Нефед силен духом!

    И вот он отправляется в путь, «выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Женщина в напряжении ожидает возвращения Нефеды. И ночь казалась зловещей, будто предрекающей беду. А утром к дому женщины привезли замерзшего Нефеду. За пазухой у мужчины нашли лапти и бутылек с фуксином. Нашли Нефеду мужики новосельские, которые возвращались домой и сбились с дороги, провалились в снега. Но тут заметили чьи-то валенки, раскопали , увидели мужчину и узнали в нем Нефеду. Так они поняли, что добрались и до дома рукой подать.

    Нефед поступил самоотверженно. В его поступке не было ни капли сомнения хотя погода была настолько суровой, что он понимал насколько этот поход может быть опасным, но это его не остановило. Его желание помочь другим людям было гораздо больше страха. В таком поступке и просматривается настоящая сила духа. Нефед не искал себе славы, не ждал благодарности, он поступил так только потому, что посчитал нужным. Смерть мужчины не была напрасна, память о нем и его самоотверженном поступке навсегда останется в сердцах местных жителей.

    Анализ любого эпизода из произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских» по плану: 1. Озаглавить эпизод. 2. Указать, какое место этот

    эпизод занимает в произведении.

    3. Роль эпизода в раскрытии характеров персонажей или в развитии сюжета.

    4. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

    5. Есть ли в эпизоде пейзаж, или описание интерьера, предметного мира, из роль.

    6. Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что у него характерно.

    7. Языковые особенности эпизода — анализ средств языка, используемых автором.

    Помогите, пожалуйста, если получу 2 — мне будет кранты:(

    Разве 37 пкт — это мало? Ну помогите пожалуйста! :(

    1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой «После бала» 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3

    Составьте рассказ «Полковник на балу и после бала»

    4Раскройте смысл названия произведения

    5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?

    7Кем является в произведении Иван Васильевич — автором, рассказчиком или героем

    Оперируя фактами, докажите, что рассказ «После бала» — пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

    Придумать продолжение концовки рассказа Бунина «Лапти»

    Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит… — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. — Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

    Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

    В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

    Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

    Жанр и направление

    Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

    Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

    Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

    Интересные факты

    • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
    • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
    • Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
    • Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
    • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.

    Главные герои и их характеристика

    1. Образ Нефедушки
      – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
    2. Мать больного ребёнка
      – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
    3. Сам ребёнок
      – это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

    История создания

    В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

    Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

    Темы

    • Милосердие
      выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
    • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость
      . Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

    Проблемы

    Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

    Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

    Литературная деятельность

    Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой.

    Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

    Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

    Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

    Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

    Смысл

    Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

    Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

    На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Иван Бунин, «Лапти» (краткое содержание следует далее) — это короткий рассказ с, казалось бы, незатейливым сюжетом. Впрочем, талант Бунина в том и заключается, что когда читаешь его произведения, угадываешь самого себя или услышанную давеча историю с трагичным концом…

    Иногда поздним вечером, когда совсем темно, подойдешь к окну, выглянешь на улицу, а там — сотни тысяч окон. Одни горят ярким желтым светом, в других — темнота, но за каждым из них читается своя история, свой рассказ, развивается свой сюжет…

    Так и в прозе Бунина — серые будни со своими курьезами и происшествиями. Однако есть одно «но», которое невозможно выразить одним словом, или даже словами. Оно добирается до самой глубины души человеческой и достает что-то истинно живое, настоящее, то, что боишься упустить, потерять снова в этой толще непонимания, в бесконечной веренице слов и поступков. Итак..

    Иван Бунин, «Лапти»»: краткое содержание

    Зима. Пятый день метет непроглядная пурга и метель. Вокруг ни души. За окнами одного хуторского дома поселилось горе — тяжело болеет ребенок. Отчаяние, страх и беспомощность овладели сердцем матери. Муж в отъезде, до доктора не добраться, да и сам он не сможет доехать по такой погоде. Что делать?

    В прихожей что-то стукнуло. Это Нефед принес соломы для печи. Через минуту-другую он заглянул в комнату, чтобы спросить о здоровье ребенка. Оказалось, что мальчик очень слаб, огнем горит, скорее всего, не выживет, но главное — он все в бреду упоминает о каких-то красных лаптях, просит их…

    Не долго думая Нефед отправляется в соседнюю деревню за новыми лаптями и за фуксином — красной краской: если просит, значит душа желает, и надо непременно идти и добывать…

    Ночь прошла в тревожном ожидании.

    Утром раздался зловещий стук в окно. Это были мужики из соседнего села. Они привезли замерзшее тело Нефеда. Обнаружили его случайно, когда сами провалились в снежную яму, и уже отчаялись спастись. Но, увидев окоченевшее тело знакомого им Нефеда, поняли, что хутор совсем близко. Они напрягли последние силы и дошли до людей.

    За поясом, под полушубком мужика, лежали новые детские лапти и бутылочка с фуксином. Так заканчивается рассказ (И. А. Бунин) «Лапти», краткое содержание которого было изложено выше.

    Рассказ Лапти

    Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти.

    И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

    Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

    — Ну что, барыня, как? Не полегчало?

    — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

    — Лапти? Что за лапти такие?

    — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

    — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

    — Как добывать?

    — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

    — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

    Еще подумал.

    — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

    И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

    Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда.

    Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати.

    Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

    — Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

    И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

    — Господи, помоги! Господи, защити!

    И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

    Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках.

    Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

    За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

    Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

    Содержание:

    • 1 История создания
    • 2 Жанр и направление
    • 3 Смысл названия
    • 4 Главные герои и их характеристика
    • 5 Темы
    • 6 Проблемы
    • 7 Смысл

    История создания

    В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

    Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

    Жанр и направление

    Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

    Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

    Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

    Смысл названия

    Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

    Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

    Главные герои и их характеристика

    1. Образ Нефедушки – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
    2. Мать больного ребёнка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
    3. Сам ребёнок – это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

    Темы

    • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
    • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость. Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

    Проблемы

    Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

    Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

    Смысл

    Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

    Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

    На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

    Автор: Светлана Егорова

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Рассказ Лапти

    Рассказ Лапти. Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

    Детство и образование писателя

    Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей. Читайте еще: Сказка Лиса и заяц.

    Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

    Литературная деятельность

    Литературная деятельность

    Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой.

    Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

    Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

    Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

    Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

    Жизнь в эмиграции и смерть

    Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

    Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

    Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

    Интересные факты

    • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
    • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
    • Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
    • Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
    • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.

    Рассказ Лапти

    Рассказ Лапти

    Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти.

    И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

    Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

    — Ну что, барыня, как? Не полегчало?

    — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

    — Лапти? Что за лапти такие?

    — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

    — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

    — Как добывать?

    — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

    — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

    Еще подумал.

    — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

    И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

    Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда.

    Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати.

    Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

    — Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

    И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

    — Господи, помоги! Господи, защити!

    И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

    Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках.

    Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

    За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

    История создания

    История создания

    В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

    Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

    Жанр и направление

    Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

    Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

    Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование.

    Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

    Смысл названия

    Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

    Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

    Главные герои и их характеристика

    Главные герои и их характеристика

    1. Образ Нефедушки– это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
    2. Мать больного ребёнка– любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
    3. Сам ребёнок– это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

    Темы

    • Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
    • Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость. Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.

    Проблемы

    Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

    Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

    Смысл

    Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями.

    Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

    Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

    На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Читайте еще: Сказка волк и семеро козлят.

    Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как ввести емейл для регистрации правильно написать
  • Как ваше самочувствие как правильно пишется
  • Как ваше самочувствие как правильно написать
  • Как ваше ничего как пишется
  • Как ваше здоровье как правильно написать