Многие преподаватели принципиально не принимают к проверке напечатанные конспекты. При наличии рукописного конспекта у вас повышаются шансы получить зачет «автоматом» или просто допуск к зачету или экзамену.
Мы предлагаем вам воспользоваться советом одного гениального студента, который поделился с нами секретом: как сделать рукописный конспект на компьютере и быстренько распечатать его на принтере.
Пользуемся и наслаждаемся!
Как написать конспект быстро: рукописный конспект на компе
Если вы не хотите заниматься утомительным механическим трудом, тратить собственное время и силы на написание конспекта, вы можете создать «фейковый» конспект собственными руками.
Для этого вам понадобится ваш компьютер и старый добрый Microsoft Word.
Шаг 1
Создайте страницу и задайте ей размеры 165*205 мм. Задайте параметры полей: сверху и снизу – отступ по 5 мм, слева – 25 мм, справа- 8 мм.
Шаг 2
Создайте любую фигуру, выбрав ее во вкладке «Вставка». Это нужно для того, чтобы у вас появилась функция «Средства рисования». В ней будет раздел «Выровнять», в котором надо найти пункт «Параметры сетки».
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Шаг 3
Выберите пункт «Параметры сетки». Теперь приступаем к созданию тетрадной клетки: выберите «Показать сетку»и задайте шаг сетки в 5 мм (это размер стандартной тетрадной клетки).
Шаг 4
Задаем шрифт. Самое главное во всей этой работе – уникальная находка: ищем шрифт Escal. Этот шрифт практически ничем (по крайней мере визуально) не отличается от рукописного.
Шаг 5
Копируем нужный текст из Википедии или методической литературы и подгоняем его таким образом, чтобы он был написан, как полагается: с пропуском одной строки, автоматическими переносами и так далее.
Шаг 6
Приступаем к печати. После того, как «рукописный» конспект распечатан, просто соединяете листы привычным способом: скоросшивателем, скотчем или чем вам угодно.
Конечно, никто не застрахован от слишком умного преподавателя (особенно редко на это ведутся молодые специалисты). Однако ученые мужи в годах вряд ли станут разбираться, а даже если и заметят неладное, то едва ли они сообразят, в чем подвох.
А если вам до сих пор лень, то обращайтесь к профессионалам — им никогда не бывает лень!
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Вуз сильно отличается от школы. Поступив туда, вы получаете новый статус. Ученик — это ребенок, которого водят за руку взрослые, а студент — совсем другое дело. Даже учебный процесс построен в вузе иначе: он требует гораздо больше самостоятельности.
В школе вы привыкли писать под диктовку, теперь этого не будет. Преподаватель может всю пару бубнить себе под нос, совершенно не заботясь, успеваете вы за ним или нет. Придется освоить новые способы ведения конспектов.
Писать лекции или не надо?
Тот, кто ведет конспект, будет в 100 раз лучше подготовлен к экзамену или зачету, чем тот, кто этого не делает. Вам может казаться, что это пустая трата времени, ведь всю информацию можно взять из учебников или даже из интернета. Но что касается последнего, то это далеко не самый надежный источник информации, а на чтение учебника уйдет во много раз больше времени, чем на пересмотр конспекта.
Некоторые хитрецы решают проблему при помощи диктофона или даже видеозаписи. Это выглядит очень заманчиво, ведь дома можно переписать текст в конспект. Только зачем делать двойную работу? Лучше успеть все записать во время лекции, чем потом тратить на это свободное время.
То же касается фотографирования слайдов презентации. Хорошо, если у вас в телефоне аккуратно рассортированная база изображений, а если фото лекций идут вперемешку с селфи и фото с друзьями, найти нужную информацию будет крайне сложно.
Даже если часть информации у вас в виде фото или аудиофайлов на телефоне, ее обязательно нужно переписывать в конспект. Это действие гарантирует вам хоть какую-то степень усвоения. Ведь нужно, чтобы тест лекции запомнили вы, а не ваше мобильное устройство.
Приемы быстрой записи лекций
Хорошо, если к моменту поступления в вуз у вас наработана высокая скорость письма. Если нет, придется прибегнуть к ряду приемов.
Условные обозначения
В каждой профессии есть своя специфика, набор терминов и понятий. Они будут очень часто встречаться в речи лектора и, скорее всего, существует годами наработанная система условных обозначений для этих слов.
Иногда преподаватели делятся с первокурсниками секретами быстрой записи лекций, но если этого не случилось, можно поинтересоваться у старшекурсников или поискать информацию в интернете.
Понятно, что нет никакой нужды писать словами обозначения геометрических фигур, знаков равенства и неравенства. С первого класса вам хорошо известны значки, которые заменяют эти слова. Но некоторые из них могут быть неизвестны, вот они:
Сокращения
Есть слова, которые не являются терминами, но они очень часто встречаются в текстах лекций. Имеет смысл придумать им сокращенный вариант. Например:
- Который — кот.
- Так как — т.к.
- Между — м/ду.
- Через — ч/з.
- Характеристика — хр-ка.
- Свойство — св-во и т.д.
Главное, чтобы вы сами потом не запутались в своей системе сокращений. Поэтому лучше продумать ее заранее и записать где-нибудь на последней странице тетради, чтобы в любой момент был возможность расшифровать непонятное.
Не забывайте про аббревиатуры, которые очень помогают в ведении конспектов. Например, нет никакой нужды писать название государств полностью. И так понятно, что РФ — это Российская Федерация.
Аккордные знаки
Еще можно применять метод аккордных знаков. Это когда слово записывается только согласными, а гласные (кроме первой) опускаются. Попробуйте расшифровать:
- КМПТР.
- ИНФРМЦ.
- ХРКТРСТК.
- ГСДРСТВ.
- УНВРСТТ.
Главное, чтобы этот метод сокращения не отнял больше времени, чем запись полного слова.
Метод Корнелла
Это целая система, которую разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук. Ее суть в систематизации информации, структурировании сразу во время записи.
Один из способов предполагает деление страницы на две колонки. Правая колонка, чуть побольше, служит для записи текста лекции. Левая, поменьше, — для вопросов и ключевых понятий. Нижнюю часть страницы (несколько строк) необходимо оставить свободной для подведения итогов.
Ключевые слова в левой колонке должны помогать пересказывать текст правой колонки по памяти. Там же нужно записать вопросы, которые остались после лекции, чтобы чуть позже задать их преподавателю или поискать ответ в учебнике. Выводы нужно делать строго самостоятельно, сформулировав их в нескольких кратких предложениях.
Каждый из вышеперечисленных приемов поможет вам быстро записать текст за лектором и ничего не потерять по дороге. И напоследок еще несколько рекомендаций:
- Каждую новую тему начинайте с нового листа.
- Пишите убористо, не разбрасывая текст лекции по одной теме на полтетради.
- Используйте графические приемы выделения: абзацы, отступы, подчеркивания.
- Обязательно систематизируйте информацию, если ее оказалось слишком много. Постарайтесь представить ее в виде таблицы, схемы или даже небольшого рисунка.
- Время от времени перечитывайте конспект, дополняйте его по мере освоения новой информации, чтобы связать все темы по предмету в одну логическую цепочку.
Вести конспект вам придется самостоятельно, но если возникнут проблемы с выполнением учебных заданий, у вас всегда есть шанс обратиться за поддержкой. Специалисты сервиса ФениксХелп будут рады помочь.
Как научиться вести конспект, который окажется хорошим подспорьем при подготовке к экзамену и не заставит продираться через дебри хаотично записанной информации? Полезными рекомендациями поделилась заведующая кафедрой технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики Белорусского государственного университета Юлия Лукьянюк.
Тетрадь или планшет?
– Основные варианты – бумажный (тетради – обычные или на кольцах) и электронный (ноутбук, планшет). Преимущество первого в том, что срабатывает эффект мышечной памяти: когда мы пишем рукой и рисуем графики и таблицы, лучше запоминаем, так как в мозге возникает ассоциация движений кисти с новой информацией.
Из личного опыта преподавания заметила, что девушки и парни подходят к ведению конспекта по-разному: девчата неравнодушны к различным канцелярским принадлежностям, активно пользуются цветом, стикерами при выделении и структурировании текста. Любовь к красивым канцтоварам мотивирует их вести записи от руки. Мальчишки предпочитают электронные носители: набирают на клавиатуре ноутбука либо фиксируют информацию стилусами на планшете, текст конвертируется в формат вордовского документа, который затем можно распечатать. Недостатки ноутбука – его вес и необходимость постоянно следить за уровнем заряда батареи.
Многие преподаватели идут навстречу студентам и, чтобы облегчить им жизнь, выкладывают презентации к своим лекциям на образовательный портал БГУ. Понятно, что информация в них представлена в очень сжатой и схематичной форме, но это удобно и полезно для обучающихся.
Иногда (в исключительных случаях) разрешаю студентам воспользоваться диктофоном для записи лекции – при условии, что перепишут ее от руки в тетрадь. Но знаю, что не все преподаватели столь лояльны, многие категорически запрещают пользоваться записывающими устройствами: мало ли в каких целях ведется запись.
Больше цвета!
– Грамотно вести конспект очень важно, особенно первокурсникам: это позволяет систематизировать знания, структурировать полученную информацию. Если научитесь делать так в первый год обучения, в дальнейшем возникнет желание продолжать. Не нужно бездумно записывать за лектором слово в слово: когда пишешь все подряд, теряешь мысль и не успеваешь. Старайтесь извлекать главное: ключевые тезисы, понятия, термины, причинно-следственные связи.
Существуют различные способы конспектирования. Например, по плану: фиксировать пункты и по каждому из них давать разъяснения. Можно вести схематичные конспекты, когда дается логическая связь, по которой восстанавливается материал. На лекциях по общественно-гуманитарным дисциплинам используют много цитат: они тоже должны быть связаны между собой логически. Выделяйте информацию разными цветами, рисуйте схематичные блоки.
Некоторые преподаватели без конспекта не допускают к экзамену: проверяют его и расписываются через каждые десять страниц, чтобы никто другой не принес тетрадь еще раз. Как показывает практика, в группах у таких лекторов очень хорошая успеваемость. Почему? Даже если студент сел и переписал конспект у своего товарища, это только на пользу: работает моторика рук. Почему еще иногда преподаватели рекомендуют писать шпаргалки (и, конечно, оставлять их дома)? Шпаргалка – мини-конспект, который содержит основную информацию по теме. Когда пишете вручную, автоматически вбиваете ее в подкорку.
Пишешь – сокращай
Придумайте собственную систему условных сокращений и пользуйтесь общепринятыми. Например: год – г, государство – гос-во, университет – ун-т, функция – ф-я. Некоторые слова можно заменить значками:
! – важно, !! – очень важно, ? – неизвестно, NB – запомнить, U – уточнить, ZB – пример, > – больше, < – меньше, стрелка вверх – увеличивается, стрелка вниз – уменьшается, стрелка вбок – следовательно.
Не забываем перечитывать. Сразу
Конечно, так делают далеко не все, ведь после учебного дня хочется отдохнуть, а не повторять пройденное. И все же, пока новая информация свежа в памяти, лучше вернуться к конспекту и вдумчиво прочитать его еще раз: подчеркнуть важное, отметить моменты, которые, возможно, стоит уточнить.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ КОНСПЕКТА:
МЕТОД КОРНЕЛЛА
Страницу нужно разделить на четыре части: проведите горизонтальные линии сверху (для даты и названия темы) и снизу (для вывода). Затем сделайте две колонки: та, что справа, должна быть в два раза больше левой. В первой колонке фиксируйте важные имена, даты, термины, во второй – основные сведения. В нижнюю графу запишите несколько предложений, которые обобщат полученную информацию.
МЕТОД БОКСОВ
Разделите страницу на квадраты и прямоугольники в хаотичном порядке. Границы можно выделить фломастерами либо маркерами. Вверху записывайте заголовок, далее – нужную информацию. Такой метод особенно подойдет тем, у кого хорошо развита зрительная память.
МЕТОД НУМЕРАЦИИ
Каждому отдельному тезису присваивается порядковый номер (цифру можно выделить ручкой другого цвета). Когда лектор переходит к другому смысловому блоку информации, обязательно делайте отступы.
МЕТОД МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
Главная идея содержится в центре страницы, от нее тянутся стрелки мыслей и дополнительных объяснений. Такой способ ведения конспекта очень удобен при разборе сложных тем и концепций.
derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.
Для чего нужны конспекты
Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.
Конспекты:
- могут заменить учебники и книги;
- часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
- служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
- содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
- повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
- экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
- обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
- являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
- развивают скорость письма и тренируют память;
- характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.
При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.
Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
- Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
- Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
- То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
- Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем). Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
- Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
- Используйте графический конспект. При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
- Используйте диктофон. Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
- Используйте конспект-план. Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы. Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
- Увеличивайте скорость письма. Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий. Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
- лекция может читаться по учебнику;
- лекция может даваться в форме повествования с обозначением ключевых элементов под запись;
- лекция может быть изначально рассчитана на конспектирование.
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
- Записывайте лекцию по смысловым блокам. Блоки должны соответствовать пунктам плана лекции. Чтобы структурировать информацию было легче, можете нумеровать блоки, использовать подпункты, делать отступы слева и красные строки и включать маркированные списки.
- Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «когнитивный диссонанс» можно сократить до «КД» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
- Стержневые понятия по одной дисциплине так же обозначайте с помощью специальных сокращений. Если, например, речь о литературе, во всех конспектах используйте букву «Л», если по биологии – букву «Б» и т.п. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
- Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями, например:
- функция – ф-я;
- формула – ф-ла;
- государство – гос-во;
- руководство – рук-во;
- древнерусский язык – др. р. яз.;
- литература – лит-ра и т.д.
- Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками, например:
- ! – важно;
- !! – очень важно;
- ? – не точно или под вопросом;
- Rm – запомнить;
- R – проверить;
- P – пример;
- U – посмотреть в учебнике;
- I – посмотреть в Интернете и т.п.
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
- Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания, например:
- / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.);
- ~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.);
- Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
- Если приходится обозначать отдельные понятия, всегда отделяйте их от основного массива информации, а также подчеркивайте или выделяйте маркером, чтобы этот элемент конспекта выделялся визуально. Можно также придать конкретному цвету конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
- Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики, такие как:
- + – плюс;
- — – минус;
- <, > – меньше и больше;
- ± – неточность;
- ≠ – не равно;
- ≈ – примерно;
- ⇒ – следовательно;
- ⇔ – верно только тогда, когда…;
- ∧ – и;
- ∨ – или;
- ∃ – существует;
- ∈ – принадлежит;
- ∉– не принадлежит;
- ∀ – для всех;
- ∪ – объединяет;
- ⋂ – пересекается;
- ⊂ – включает в себя;
- ∞ – бесконечно;
- ∑ – сумма;
- || – параллельно;
- ¬ – не;
- ↑, ↓ – возрастает и убывает и т.д.
- Во всех частях конспекта, где есть возможность применить аббревиатуру или какой-то знак, делайте это.
- Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
- Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
- Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы. Вот пример неудачной записи:
А вот пример удачной:
- Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
- При конспектировании научных статей самое важное состоит в умении выделять главное и второстепенное. Но нюанс здесь в том, что не допускается изменение текста первоисточника. Вы должны сохранять авторскую пунктуацию и записывать цитаты без изменений. Конспект научной статьи должен быть предельно точным, чтобы его можно было использовать в дальнейшей работе. Примечания тут обозначаются специальными знаками, такими как Sic! (означает, что было написано именно так, даже если очевидна ошибка) или NB – Nota Bene (означает, что на это нужно обратить внимание или запомнить).
- При конспектировании словарных статей основная задача состоит в выписывании значений определенных понятий. Несмотря на то, что многие выписывают их в полном объеме, никак не сокращая и не изменяя, это не совсем правильно. Достаточно записать лишь самое важное о термине, а грамматические характеристики и примеры употребления вполне можно опустить.
- При конспектировании художественного произведения очень важно не запутаться, ведь очень часто приходится работать с объемными трудами или параллельно изучать несколько произведений. Для этого рекомендуется использовать схематические конспекты, больше известные как ментальные карты или карты памяти. Составляя такие конспекты, нужно использовать стрелки, кружки и прочие графические элементы, способные проиллюстрировать развитие сюжетных линий. Такой вариант не только удобен, но и развивает образное мышление и позволяет запоминать больше информации.
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
Эффективные методы конспектирования
Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.
Метод ментальных карт
Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).
Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.
Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».
Метод Билла Гейтса
Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.
В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.
По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.
Метод Корнелла
Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.
Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).
Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).
В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.
По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.
Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.
Метод течения
Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.
В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.
Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.
Метод предложений
И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.
Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».
Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.
Желаем вам удачи и успехов!
Обновлено: 05.03.2023
Бывало препод задаёт написать конспект, или какую-то другую домашнюю письменную работу, но писать её лень, а распечатанную на принтере приносить нельзя. Есть решение данной проблемы.
1. Заходим на этот сайт:
http://coo.by/writer
2. Пишем или вставляем интересующий вас текст.
3. Жмём «Перевести в рукописный вид».
4. Вверху где писали текст нажимаем «Печать», или скачиваем как картинку.
5. Готово!
P.s Можете пощёлкать колпачок ручки, успокаивает нервишки)
Desetri
Aleksandr
Страдает логика.
Человеку лень писать, сразу в конспект от руки, но он должен переписать ВЕСЬ текст в прогу, что бы потом вклеить распечатаны лист в тетрадь.
Так же есть момент с почерком, у меня он такой корявый, что препод сразу бы заметил, если бы я притащил ему конспект сделанный данной программой.
Вобщем задумка хорошая и можно побаловаться, а для работы сыроват
NightCater
Бог флуда
doctor-i-bolit
Бог флуда
Страдает логика.
Человеку лень писать, сразу в конспект от руки, но он должен переписать ВЕСЬ текст в прогу, что бы потом вклеить распечатаны лист в тетрадь.
Так же есть момент с почерком, у меня он такой корявый, что препод сразу бы заметил, если бы я притащил ему конспект сделанный данной программой.
Вобщем задумка хорошая и можно побаловаться, а для работы сыроват
Так ты вручную и не пишешь, а берешь книгу, оттуда КОПИРУЕШЬ текст , вставляешь в этот «планшет» и вуаля, изи вручную написанный текст
lisusha
moped
Честно сказать, 3 года назад наткнулся на данное чудо, год назад где-то, чёрт дёрнул за руки и я удалил всю инфу из браузера, собсна из закладок эта хуета пропала, недавно очень понадобился этот сайтец, искал всеми силами(помню пост был на одном ресурсе(так и не нашёл его)), но не нашёл. Автору спасибо
Мы предлагаем вам воспользоваться советом одного гениального студента, который поделился с нами секретом: как сделать рукописный конспект на компьютере и быстренько распечатать его на принтере.
Пользуемся и наслаждаемся!
Как написать конспект быстро: рукописный конспект на компе
Для этого вам понадобится ваш компьютер и старый добрый Microsoft Word.
Шаг 1
Создайте страницу и задайте ей размеры 165*205 мм. Задайте параметры полей: сверху и снизу – отступ по 5 мм, слева – 25 мм, справа- 8 мм.
Шаг 2
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Шаг 3
Шаг 4
Задаем шрифт. Самое главное во всей этой работе – уникальная находка: ищем шрифт Escal. Этот шрифт практически ничем (по крайней мере визуально) не отличается от рукописного.
Шаг 5
Копируем нужный текст из Википедии или методической литературы и подгоняем его таким образом, чтобы он был написан, как полагается: с пропуском одной строки, автоматическими переносами и так далее.
Шаг 6
Конечно, никто не застрахован от слишком умного преподавателя (особенно редко на это ведутся молодые специалисты). Однако ученые мужи в годах вряд ли станут разбираться, а даже если и заметят неладное, то едва ли они сообразят, в чем подвох.
А если вам до сих пор лень, то обращайтесь к профессионалам — им никогда не бывает лень!
Неважно — учишься ты в школе, университете или уже закончила обучение — навыки быстрого конспектирования тебе пригодятся. Вот лишь часть методик и техник, которые помогут стать асом в этой области.
Выбираем носитель
Основные варианты — это физический (тетрадь) и цифровой (ноутбук/планшет). У каждого есть свои преимущества и недостатки:
Тетрадь
Преимущества:
Внешний вид. Выпусти наружу внутреннего поклонника учебной эстетики и украшай заметки как душе угодно: маркерами, стикерами или даже блестками.
Мышечная память. Когда мы пишем рукой и рисуем примеры или графики, мы лучше запоминаем, так как у мозга возникает ассоциация движений кисти с полученной информацией.
Недостатки:
Вес. На каждый предмет по тетради — и рюкзак обычного учебного дня ощущается как гильотина. Можно, конечно, иметь одну тетрадь на все предметы сразу, но забыть ее дома будет неприятно.
Неразборчивость. Кто пытался готовиться к экзаменам по рукописным конспектам поймут: проще посмотреть информацию в интернете, чем разбирать свои каракули.
Ноутбук / планшет
Преимущества:
Мобильность. Можно забыть дома одну тетрадь, но целый ноутбук забыть сложно — там же вся жизнь!
Чистота. Никаких зачеркиваний, помарок и орфографических ошибок: просто сотри текст и печатай по новой.
Недостатки:
Вес. Даже крошечный нетбук тяжелее тетрадей для 6 предметов, а на планшете неудобно печатать.
Отвлекающие факторы. Слишком большой соблазн бросить ведение конспекта и зайти в интернет.
Зависимость от техники. Каждый вечер надо ставить гаджет на зарядку, ведь если в аудитории не окажется розетки, ты не сможешь печатать. К тому же, если прибор сломается, то учеба станет намного сложнее, а сохраненные в компьютере конспекты пропадут.
Наш совет: используй преимущества обеих систем. Бери ноутбук как основной носитель, но всегда носи с собой тетрадь для экстренных ситуаций или для лекций, где важнее рисунки и схемы (например, биология или геометрия).
Используй разные способы
Бездумно писать слово в слово за лектором не нужно и даже вредно. Лучше распределять информацию в удобной тебе системе:
Переводческая скоропись. Эту методику используют последовательные переводчики, то есть те, кто говорит вслед за выступающим. Освоить систему будет непросто, и подойдет она не для всех дисциплин: скоропись скорее передает взаимосвязи событий, чем точную формулировку, так что для точных наук использовать ее неудобно. Зато для истории и литературы подойдет прекрасно: конспект в такой методике состоит практически из одних рисунков и условных обозначений, а не из слов.
Метод Корнелла. На странице проводят две горизонтальные линии: одну вверху для заголовка, о другую— внизу для краткого пересказа лекции. Посередине рисуем две колонки: слева пошире, справа поуже. В широкую колонку записываем конспект так, как ты делаешь обычно, только оставляй пропуски между параграфами, чтобы дописать дополнительную информацию позже.
После лекции ты пишешь в левую колонку самые важные идеи, имена, даты и концепты. Спустя сутки надо вернуться к лекции и заполнить нижнее поле с кратким пересказом: так ты повторишь материал и выявишь свои слабые места.
Метод ментальных карт. Основное отличие от других способов — здесь мы начинаем с центра листа, как будто находясь посередине круга. В центре ты записываешь тему или главное понятие, а дальше развиваешь дополнительную информацию.
Для удобства держи под рукой маркеры трех разных цветов, чтобы помечать главное, важное и дополнительную информацию.
Смысловые блоки. Что-то среднее между Методом Корнелла и методом ментальных карт. Просто дели разворот тетради на квадраты, и в каждом начинай новую подтему.
Поток сознания. Метод для самых ленивых, но креативных. Веди конспект как обычно, но записывай попутно свои идеи и догадки под звездочкой*. Так получится некий дневник, который будет интересно перечитывать и после завершения учебы.
Конспект – это письменное изложение информации, полученной из первоисточника. Этим первоисточником может быть, как учебник, монография или другой научный труд, так и рассказ лектора на занятиях в ВУЗе, курсах повышения квалификации.
Процесс конспектирования предполагает систематизацию услышанного или прочитанного с целью дальнейшего использования в личных целях. Работая с учебником, студент редко бывает ограниченным во времени на написание конспекта. Писать конспект, слушая преподавателя, намного сложнее. Во-первых, по причине того, что каждый лекторы по-разному излагают информацию:
- Один монотонно озвучивает материал, как будто читает книгу;
- Другой много говорит по теме, но останавливается на основных тезисах и дает время их записать;
- Третий заставляет дословно записывать излагаемый материал.
Сэкономить собственное время и сделать свои конспекты более понятными и полезными помогут навыки скоростного конспектирования. Умение кратко и понятно записывать информацию пригодится не только студентам, но и секретарям, журналистам и другим служащим, которым приходится часто фиксировать и изучать большие объемы информации.
Какими бывают конспекты
Каждый человек усваивает информацию по-разному: кому-то проще работать с тезисами, а кому-то – пользоваться таблицами и схемами. Также цель, с которой составляется конспект, влияет на то, какое изложение информации будет более продуктивным.
Эти два момента определяют разные категории возможных конспектов. Выделяют пять их основных видов:
- плановый;
- схематический плановый;
- текстуальный;
- тематический;
- свободный.
Если цель конспекта – подготовиться к семинару или публичному выступлению, то лучше составлять плановый конспект. При его написании нужно составить подробный план выступления или доклада с пунктами и подпунктами, а потом кратко, в два-три предложения раскрыть суть каждого пункта и подпункта плана. Чем точнее и подробнее будет написан план, тем информативнее и полнее будет раскрыто содержание.
В схематическом плановом конспекте все пункты плана являются вопросами. Кратко отвечая на них, можно хорошо проследить структуру и взаимосвязь полученных сведений. Такой вид конспекта позволяет хорошо усвоить информацию.
Если очень важны цитаты автора, например, в литературе, то лучше делать текстуальный конспект. Его составляют их цитат и выдержек из первоисточника, разных терминов и тезисов. Сложность составления такого конспекта заключается в том, что бывает трудно выделить важное.
Если одна тема изучается с разных сторон, с использованием нескольких источников – для наибольшей целостности картины, то составляется тематический конспект. Суть его не в том, чтобы законспектировать информацию, содержащуюся в каждом источнике, а в том, чтобы всесторонне изучить заданную тему.
Свободный конспект не ограничен в способах изложения информации. Он может содержать план, тезисы, цитаты, схемы и графики. Такой конспект является наиболее целостным и содержательным. Он подойдет для людей, которые могут использовать несколько приемов работы со сведениями.
Основные приемы скоростного конспектирования
Быстрого написания конспекта можно добиться двумя способами. Первый – быстрее писать, а второй – сократить сам путь, который проделывает ручка по бумаге. В первом случае часто может страдать подчерк, и в последующем будет трудно расшифровать записи, поэтому остановимся на втором способе.
Самый распространенный метод скоростного конспектирования – это элементарное сокращение слов, как при написании СМС. Это можно сделать с помощью:
* * *
Перечисленные правила конспектирования не являются единственными. Каждый человек способен дополнить их своими личными приемами и методами конспектирования, которые позволяют ему кратко излагать, а после усваивать значительные объемы информации. Именно поэтому у разных людей не может быть абсолютно одинаковых конспектов. Никогда не стоит слепо копировать чьи-то методы, имеет смысл создать свой, уникальный.
В современном мире очень важно применять дополнительные меры для очистки воды, которую мы пьем и используем в приготовлении еды, ведь окружающая среда, особенно в крупных городах, совсем порой не отличается чистотой и экологичностью. Если вам не безразлично собственное здоровье и чистота воды, которую вы пьете, то вам обязательно стоит обратить в компанию Vicaqua !
Выбирай из представленных на сайте или загружай фон тетрадки и задний фон для своего конспекта!
Добавляй помарки поверх фото созданного конспекта!
Сохраняй шаблоны с помарками
Применяй различные фильтры
Печатай в любых форматах и многое другое
Пример фото конспекта для отправки в zoom ‘ src=»/static/images/icons/help.jpg» alt=»» data-bs-original-title=»» title=»»>
Пример рукописного конспекта
На сайте доступно 50 шрифтов
Пример фона тетради и второго фона
На сайте доступно 26 фонов тетради и 9 вторых фонов
Пример казахского языка
На сайте доступно 9 казахских шрифтов
Пример фона тетради и второго фона
Для каждого фона тетради применяется свой второй фон(настроены тени, градиент)
Пример математических символов
У 10 шрифтов есть математические символы
Пример таблицы
Вы можете создавать таблицу с разными настройками кривизны
Пример распечатанного конспекта ‘ src=»/static/images/icons/help.jpg» alt=»» data-bs-original-title=»» title=»»>
Читайте также:
- Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему осень золотая
- Индексация выплат в связи с материнством отцовством и детством конспект
- План конспект рекреационного занятия для школьников 6 классов
- Конспект урока окончание 5 класс
- Конспект монографии по истории древнего востока
Много студентов задаются вопросом о том, нужно ли писать конспекты и так ли это необходимо. Конспектирование материалов лекций – не только необходимость в угоду преподавателя, но и возможность качественно систематизировать знания, запомнив самую важную информацию по изучаемой теме.
Как быстро писать конспекты от руки
Попытка дословной записи монолога лектора – это бесполезное занятие для всех, кроме стенографисток. Основная задача студента в процессе составления конспекта – научиться грамотно записывать информацию в удобной и понятной системе для него самого.
Переводческая скоропись
Такая форма ведения конспекта свойственна последовательным переводчикам. Цель скорописи – передать причинно-следственную связь ряда событий, поэтому данный метод идеально подойдет для конспектирования материала по истории, литературе и др. гуманитарным дисциплинам. В этом случае, студент может использовать рисунки и условные обозначения, максимально точно передающие смысл информации лектора.
Метод Корнелла
Чтобы успеть законспектировать важную информацию, следует провести на странице две горизонтальные линии: одна из них служит заголовком, а другая – кратким пересказом лекции. В центральной части страницы нужно дополнительно начертить 2 колонки: с левой стороны – шире, с правой стороны – уже. В широкой колонке студент записывает конспект привычным способом, но оставляет пропуски между параграфами, чтобы потом их дополнить требуемой информацией.
После того, как лекция закончилась, в левую колонку следует записать основные идеи, имена, даты и т.д. Чтобы закрепить усвоенный материал, рекомендуется повторно вернуться к конспекту через сутки после лекции и заполнить нижнее поле кратким пересказом.
Нужна помощь в написании научной работы?
- Магистерская диссертация
- Кандидатская диссертация
- Докторская диссертация
- Диссертация
- Дипломная работа
- Курсовая работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчёт по практике
- Эссе
- Автореферат
- Аннотация
- Аспирантский реферат
- Аттестационная работа
- Бакалаврская работа
- Бизнес-план
- Билеты к экзаменам
- ВКР (выпускная квалификационная работа)
- Вычитка и рецензирование работ
- Дипломная работа (для колледжа)
- Дипломная работа МВА
- Литературный обзор к диплому
- Дистанционный экзамен
- Дневник по практике
- Доклад
- Домашняя работа
- Дополнительная работа по заказу
- Исправление и доработка готовой работы
- Исправление и доработка дипломной работы
- Кейс
- Конспект
- Копирайтинг
- Лабораторная работа
- Литературный обзор
- Маркетинговое исследование
- Монография
- НИР (научно-исследовательская работа)
- Набор текста (компьютерный)
- Научная статья
- Научный труд
- Онлайн-помощь
- Ответы на вопросы
- Отчёт по преддипломной практике
- Отчёт по производственной практике
- Перевод
- Повышение уникальности
- Практическая работа
- Практическая работа МВА (задания, кейсы)
- Презентация (PPT, PPS, Prezi)
- Проверка выполненной работы
- Проверочная работа
- РГР (расчетно-графическая работа)
- Раздаточный материал (речь, аннотация, презентация)
- Подбор литературы
- Речь и презентация к диплому
- Решение задач
- Решение контрольных работ
- Самостоятельная работа
- Семестровая работа
- Сочинение
- Статьи для диссертации
- Статья
- Статья ВАК
- Статья, рецензия, аннотация
- Творческая работа
- Тезисный план
- Технико-экономическое обоснование
- Характеристика по практике
- Чертёж
- Шпаргалка
- Школьный проект
- Мотивационное письмо
- Другое
- Аналитическая справка
- Нормоконтроль
- Резюме
- Проектная работа
- Программирование
- Методическая копилка
- Портфолио
- Тест
- Таблицы
- Пояснительная записка
- Статистический анализ
- Краткое содержание
- Техническая документация
- Конструкторская документация
- Разработка документации по ГОСТ
- Разработка документации по ЕСКД
- Разработка руководства пользователя
- Руководство администратора
- Разработка должностных инструкций
- Руководство по эксплуатации
- Пресс-релиз
- Статья Скопус
- Часть диссертации
- План к диссертации
- Документация
- Инструкции (мануалы)
- Отчет по технологической практике
- Отчет по педагогической практике
- Часть отчета по практике
- Титульный лист школьного проекта
- Оформление школьного проекта
- Часть школьного проекта
- Презентация к школьному проекту
- Создание скриптов
- Написание программы, кода, части кода
- Проверка кода
- Исправление, доработка кода
- Создание базы данных
Спасибо за Ваш отзыв
Он будет опубликован после модерации
Ошибка
Что-то пошло не так. Попробуйте оставить свой отзыв позже
Метод ментальных карт
С помощью данного способа, конспектирование материала начинается с центральной части страницы. Студент представляет лист бумаги, как круг, в центре которого указывается тема или главное понятие лекции, а в ответвленных кружках – определения. Мелкие круги следует располагать на разной удаленности от центрального круга: чем дальше кружки от центра, тем ниже их взаимосвязь с рассматриваемым объектом. Основная, важная и дополнительная информация отмечается разноцветными маркерами.
Смысловые блоки
Этот метод – нечто среднее между методом ментальных карт и методом Корнелла: тетрадный лист разделяется на несколько квадратов и в каждом из них описывается новая подтема.
Метод предложений
Суть метода заключается в записи каждого предложения с новой строки под порядковым номером. Такой подход поможет не тратить время на запись ненужной информации, а составить своеобразное оглавление. Номера основных предложений по теме работы следует выписать в самом конце, как итог лекции. Чтобы создать перекрестные ссылки на важную информацию, можно использовать фразы «см. предл. №…».
Поток сознания
Такой способ подойдет для креативных или ленивых студентов. Суть заключается в том, чтобы вести конспект, как обычно, но записывать свои догадки и идеи по теме лекции под звездочкой, как примечания.
Быстрее, еще быстрее: 4 простых лайфхака для быстрого письма
Ускорить процесс записывания лекционного материала помогут следующие лайфхаки:
- Правильный захват ручки. Если вы ведете конспекты дешевыми ручками с маленьким диаметром корпуса, откажитесь от них и перейдите на большие ручки с мягкими манжетами – это не только увеличит скорость письма, но и снизит усталость от записывания большого количества информации.
- Разгрузка запястья. В процессе письма и перемещения руки из стороны в сторону, следует использовать не только запястье, но и предплечье. Такой подход поможет избавиться от напряжений и боли в запястье.
- Правильная осанка. Часть предплечья не должна висеть над столом, а находиться на столе.
- Письмо двумя руками. Как бы парадоксально не звучало, умение писать двумя руками удобно, полезно и помогает развивать мозг. Тренировки нужно начинать с малого: сначала пользуйтесь компьютерной мышью другой рукой, затем пробуйте переворачивать ею страницы книги, подчеркивайте маркерами основные места конспекта и т.д.
ТОП приложений для ведения конспекта ОНЛАЙН
Как писать конспект по параграфу: общие рекомендации
- Перед конспектированием, следует вначале прочесть параграф целиком и выделить основные мысли (формулы, идеи, определения и т.д.). Бездумно переписывать весь текст из учебника не следует: нужно своими словами кратко изложить содержание и подобрать соответствующие примеры (например, составить таблицу, по которой будет проще ориентироваться и т.д.).
- После прочтения информации, следует разбить ее в соответствии с приоритетом важности – это ускорит процесс написания конспекта в несколько раз.
- Использование схем, графиков, таблиц и др. наглядных материалов поможет быстро выделить основные понятия и стать подсказками к содержанию темы.
- Текст конспекта параграфа должен быть легким для восприятия, иметь логическую структуру.
- Если параграф большой и в нем много важной информации, рекомендуется ввести собственные словари сокращений и условных обозначений. Так вы сможете быстро и качественно записать всю ту информацию, которая необходима в первую очередь.
- Чтобы выделить основополагающие моменты конспекта в тексте работы, рекомендуется выделять их маркерами.
- Информация, которая уже известна, не записывается: основное внимание в конспекте уделяется только новой информации.
- При конспекте книги, не нужно бездумно переписывать все подряд: сначала выделите основополагающие моменты из главы или раздела, а потом запишите их в тетрадь своими словами.
Используйте сокращения
Своя собственная система сокращений поможет не запутаться в информационном потоке, исходящем от преподавателя. Поддать сокращениям и аббревиатурам можно часто повторяющиеся ключевые термины и устойчивые выражения, которые всем известны (например, «ф-я» — «функция», «ЦА» — «целевая аудитория» и т.д.).
Какие виды сокращений можно дополнительно использовать в конспекте:
- Символы. Например, обычная стрелка вправо может заменить слово «следовательно», знак увеличения чего-либо – стрелка вверх. Значение «положительно» или «отрицательно» можно заменить соответствующими математическими знаками «+» и «-».
- Цифры. Цифры нежелательно прописывать буквами, проще ставить знаки.
Нужна помощь в написании научной работы?
- Магистерская диссертация
- Кандидатская диссертация
- Докторская диссертация
- Диссертация
- Дипломная работа
- Курсовая работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчёт по практике
- Эссе
- Автореферат
- Аннотация
- Аспирантский реферат
- Аттестационная работа
- Бакалаврская работа
- Бизнес-план
- Билеты к экзаменам
- ВКР (выпускная квалификационная работа)
- Вычитка и рецензирование работ
- Дипломная работа (для колледжа)
- Дипломная работа МВА
- Литературный обзор к диплому
- Дистанционный экзамен
- Дневник по практике
- Доклад
- Домашняя работа
- Дополнительная работа по заказу
- Исправление и доработка готовой работы
- Исправление и доработка дипломной работы
- Кейс
- Конспект
- Копирайтинг
- Лабораторная работа
- Литературный обзор
- Маркетинговое исследование
- Монография
- НИР (научно-исследовательская работа)
- Набор текста (компьютерный)
- Научная статья
- Научный труд
- Онлайн-помощь
- Ответы на вопросы
- Отчёт по преддипломной практике
- Отчёт по производственной практике
- Перевод
- Повышение уникальности
- Практическая работа
- Практическая работа МВА (задания, кейсы)
- Презентация (PPT, PPS, Prezi)
- Проверка выполненной работы
- Проверочная работа
- РГР (расчетно-графическая работа)
- Раздаточный материал (речь, аннотация, презентация)
- Подбор литературы
- Речь и презентация к диплому
- Решение задач
- Решение контрольных работ
- Самостоятельная работа
- Семестровая работа
- Сочинение
- Статьи для диссертации
- Статья
- Статья ВАК
- Статья, рецензия, аннотация
- Творческая работа
- Тезисный план
- Технико-экономическое обоснование
- Характеристика по практике
- Чертёж
- Шпаргалка
- Школьный проект
- Мотивационное письмо
- Другое
- Аналитическая справка
- Нормоконтроль
- Резюме
- Проектная работа
- Программирование
- Методическая копилка
- Портфолио
- Тест
- Таблицы
- Пояснительная записка
- Статистический анализ
- Краткое содержание
- Техническая документация
- Конструкторская документация
- Разработка документации по ГОСТ
- Разработка документации по ЕСКД
- Разработка руководства пользователя
- Руководство администратора
- Разработка должностных инструкций
- Руководство по эксплуатации
- Пресс-релиз
- Статья Скопус
- Часть диссертации
- План к диссертации
- Документация
- Инструкции (мануалы)
- Отчет по технологической практике
- Отчет по педагогической практике
- Часть отчета по практике
- Титульный лист школьного проекта
- Оформление школьного проекта
- Часть школьного проекта
- Презентация к школьному проекту
- Создание скриптов
- Написание программы, кода, части кода
- Проверка кода
- Исправление, доработка кода
- Создание базы данных
Спасибо за Ваш отзыв
Он будет опубликован после модерации
Ошибка
Что-то пошло не так. Попробуйте оставить свой отзыв позже
Структурируйте информацию правильно
Грамотно структурированная информация в конспекте поможет быстро и легче сориентироваться в записях.
Как создать правильную структуру конспекта?
- Проставляйте даты, нумеруйте страницы и записывайте имена преподавателей.
- Выделяется основные части конспекта (например, название курса, тема, заголовки и подзаголовки, ключевые слова по теме лекции, выводы и т.д.).
- Между строками нужно оставлять отступы – это необходимо для внесения дополнительных примечаний.
Визуализируйте конспект по своему усмотрению
Чтобы суть конспекта была ясной и понятно, в нем рекомендуется использовать таблицы, графики, формулы, рисунки и т.д.
Добавьте цвета
Для выделения основных тезисов, терминов, вопросов и др. составляющих конспекта по теме лекции, можно использовать цветные ручки или маркеры. Но не стоит увлекаться – достаточно 2-3 оттенков.
Перечитывайте конспект
Для лучшего восприятия новой информации, конспект следует время от времени перечитывать:
- Сразу после лекции. Это поможет быстро исправить ошибки, заполнить имеющиеся пробелы и завершить недописанные фразы.
- В течение суток. Такой подход поможет закрепить полученную информацию, обнаружить новые детали, которые были не до конца понятны сразу после завершения лекции.
- Перед началом новой лекции. Быстро перечитав конспект, студент освежит тезисы и определения по теме и закрепит полученные знания.
Подводите итоги каждой темы и лекции
Чтобы полученный материал лучше усваивался, рекомендуется написать сразу после лекции небольшое резюме-проверку знаний, ответив на следующие вопросы:
- «Что я усвоил?»
- «О чем рассказывалось в этом информационном блоке?»
- «Что было самым важным в этом подзаголовке?»
Была ли полезна статья?
Спасибо, ваш ответ принят
Конспектируем как профи: как записывать лекции быстро и понятно
Готовимся к началу нового учебного года и осваиваем полезные навыки. В период контрольных и сессий ты нам точно будешь благодарна
29 августа 2022
Неважно — учишься ты в школе, университете или уже закончила обучение — навыки быстрого конспектирования тебе пригодятся. Вот лишь часть методик и техник, которые помогут стать асом в этой области.
Выбираем носитель
Основные варианты — это физический (тетрадь) и цифровой (ноутбук/планшет). У каждого есть свои преимущества и недостатки:
Тетрадь
Преимущества:
-
Структура. Понятно мы пишем медленней, чем печатаем, а потому в конспекте останется лишь необходимая информация, никакой «воды». Также есть возможность уводить текст влево, вправо и вверх для лучшей наглядности и схем.
-
Внешний вид. Выпусти наружу внутреннего поклонника учебной эстетики и украшай заметки как душе угодно: маркерами, стикерами или даже блестками.
-
Мышечная память. Когда мы пишем рукой и рисуем примеры или графики, мы лучше запоминаем, так как у мозга возникает ассоциация движений кисти с полученной информацией.
Недостатки:
-
Вес. На каждый предмет по тетради — и рюкзак обычного учебного дня ощущается как гильотина. Можно, конечно, иметь одну тетрадь на все предметы сразу, но забыть ее дома будет неприятно.
-
Неразборчивость. Кто пытался готовиться к экзаменам по рукописным конспектам поймут: проще посмотреть информацию в интернете, чем разбирать свои каракули.
-
Много ненужного. Вряд ли ты когда-нибудь доводила до конца целую 48-листовую тетрадь. Бумага расходуется просто так, а ты еще и платишь за это.
Ноутбук / планшет
Преимущества:
-
Мобильность. Можно забыть дома одну тетрадь, но целый ноутбук забыть сложно — там же вся жизнь!
-
Чистота. Никаких зачеркиваний, помарок и орфографических ошибок: просто сотри текст и печатай по новой.
-
Доступность. Поставив автоматическую загрузку конспектов в «облако», ты будешь иметь доступ к информации где угодно, даже со смартфона. А еще можно делиться с другом, который не пришел на пару
Недостатки:
-
Вес. Даже крошечный нетбук тяжелее тетрадей для 6 предметов, а на планшете неудобно печатать.
-
Отвлекающие факторы. Слишком большой соблазн бросить ведение конспекта и зайти в интернет.
-
Зависимость от техники. Каждый вечер надо ставить гаджет на зарядку, ведь если в аудитории не окажется розетки, ты не сможешь печатать. К тому же, если прибор сломается, то учеба станет намного сложнее, а сохраненные в компьютере конспекты пропадут.
Наш совет: используй преимущества обеих систем. Бери ноутбук как основной носитель, но всегда носи с собой тетрадь для экстренных ситуаций или для лекций, где важнее рисунки и схемы (например, биология или геометрия).
Используй разные способы
Бездумно писать слово в слово за лектором не нужно и даже вредно. Лучше распределять информацию в удобной тебе системе:
Переводческая скоропись. Эту методику используют последовательные переводчики, то есть те, кто говорит вслед за выступающим. Освоить систему будет непросто, и подойдет она не для всех дисциплин: скоропись скорее передает взаимосвязи событий, чем точную формулировку, так что для точных наук использовать ее неудобно. Зато для истории и литературы подойдет прекрасно: конспект в такой методике состоит практически из одних рисунков и условных обозначений, а не из слов.
Метод Корнелла. На странице проводят две горизонтальные линии: одну вверху для заголовка, о другую— внизу для краткого пересказа лекции. Посередине рисуем две колонки: слева пошире, справа поуже. В широкую колонку записываем конспект так, как ты делаешь обычно, только оставляй пропуски между параграфами, чтобы дописать дополнительную информацию позже.
После лекции ты пишешь в левую колонку самые важные идеи, имена, даты и концепты. Спустя сутки надо вернуться к лекции и заполнить нижнее поле с кратким пересказом: так ты повторишь материал и выявишь свои слабые места.
Метод ментальных карт. Основное отличие от других способов — здесь мы начинаем с центра листа, как будто находясь посередине круга. В центре ты записываешь тему или главное понятие, а дальше развиваешь дополнительную информацию.
Записывай определения в ответвленные кружки, и получится как бы «дерево», или создавай круги все шире и дальше от центра, как на воде от брошенного камешка.
Для удобства держи под рукой маркеры трех разных цветов, чтобы помечать главное, важное и дополнительную информацию.
Метод предложений. Самый простой способ для тех, кто еще не готов рисовать какие-то схемы или делить листы на колонки. Просто записывай каждое предложение с новой строчки и давай ей порядковый номер — №1, №2 и так далее. Во-первых, так ты будешь записывать меньше ненужной информации; во-вторых, получится некое оглавление: номера главных предложений можно выписать в конце как итог, а перекрестные ссылки можно делать, просто добавив «см. предл. №13», и не уродовать лист стрелочками.
Смысловые блоки. Что-то среднее между Методом Корнелла и методом ментальных карт. Просто дели разворот тетради на квадраты, и в каждом начинай новую подтему.
Поток сознания. Метод для самых ленивых, но креативных. Веди конспект как обычно, но записывай попутно свои идеи и догадки под звездочкой*. Так получится некий дневник, который будет интересно перечитывать и после завершения учебы.
Как сокращать слова
Чаще всего преподаватель в течение лекции, а то и всего курса, повторяет одни и те же понятия, термины и глаголы. Смысла их прописывать каждый раз нет — лучше придумать сокращения:
-
Древнегреческий язык — др. гр. яз.
-
Государство — гос-во
-
Функция — ф-я (или просто f)
А если речь идет о конкретном понятии или явлении, то еще проще. Запиши тему (например, «Влияние Пушкина на футуристов») и, записывая лекцию, заменяй длинные слова буквами:
-
Пушкин — П
-
Футуристы — F
Кстати, однокоренные слова образуются очень просто: к примеру, «футуристический» (прилагательное) — F с волнистым подчеркиванием.
Используй значки. Держи самые общеупотребительные, но ты можешь придумать и свои:
-
! (важно); !! (очень важно);
-
? (неизвестно);
-
NB (запомнить);
-
U (уточнить);
-
ZB (пример);
-
+ (плюс),
-
= (равно), ≠ (не равно), ≈ (приблизительно),
-
<, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
-
⇒ (следовательно),
-
∨ (или),
-
∃ (существует),
-
∈ (принадлежит),
-
⊂ (включает в себя),
-
∑ (сумма)
Не пиши гласные. Ты все равно все поймешь, а писать в два раза меньше букв — это экономия времени и сил.
Используй слова другого языка. К примеру, в английском множество коротких слов, которые обозначают длинные понятия в русском. Но используй их, если ты уверена в своих знаниях иностранного и с ходу можешь перевести.
Перечитывай сразу
Предупреждаем: это очень сложный пункт, ведь после учебного дня хочется полежать на кровати, а не повторять конспекты. Однако лучше времени не найти: пока свежа память, лучше вернуться к записям, чтобы исправить ошибки, украсить параграфы, подчеркнуть цветами важное и, конечно, повторить материал.