Как быстро написать монографию

В данной статье описаны основные характеристики такого научного труда, как монография. Здесь вы узнаете, насколько важна монография для будущей карьеры ученого, как правильно написать и опубликовать этот научный труд и какие особенности выделяют его среди других образовательных материалов. Надеемся, что статья поможет вам сделать работу над монографией более простой и эффективной.

Что такое монография?

При подробном изучении определенной темы начинающие исследователи накапливают материал, которого слишком много для статьи или даже серии статей. Поэтому они могут выбрать формат монографии как наиболее подходящий для всестороннего исследования темы. Стоит также отметить, что монография является обязательным научным трудом для диссертанта. Кроме опубликованных научных статей, диссертант должен предоставить две монографии, чтобы претендовать на степень.

Монография представляет из себя научную публикацию, охватывает одну проблему или тему и предлагает новые гипотезы, идеи или теории по этой проблеме или теме. Монография обладает следующими характеристиками:

  • содержит глубокий анализ проблемы или темы с обширным библиографическим списком;
  • имеет узкую направленность;
  • демонстрирует новые решения или концепции, развивающие науку.

Согласно ГОСТ 7.60-2003 СИБИД (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу), монография — это научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной пробле

Отличия монографии от статьи

Монография сопровождается обязательным списком литературных источников. В данном научном труде должны содержаться рецензии авторитетных ученых, исследующих заявленную тему.

Отличия монографии от диссертации

Диссертация отличается от монографии строгим форматом и может охватывать несколько тем. Монография пишется простым доступным языком и предназначена для более широкого круга читателей, чем диссертация.

Отличия монографии от учебного пособия

Монография не может быть компиляцией чужих работ и изложением уже существующих концепций и исследований. В отличие от учебного пособия, монография содержит не только анализ источников по теме, но и результаты собственного исследования, новые идеи.

Требования к структуре монографии

Монография должна быть написана по определенной структуре и включать в себя следующие компоненты.

Титульный лист: название работы необходимо сделать кратким, но полностью отражающим тему монографии. На титульном листе содержатся Ф. И. О. автора или коллектива авторов по алфавиту или по степени вклада в исследование. Также на титульный лист следует поместить рекомендации ученого совета; город, издательство и год выпуска.

Содержание: в содержании нужно разместить названия разделов работы (оглавление) и список используемой литературы.

Введение: здесь кратко описываются тема проекта и связанные с этой темой проблемы, стоящие перед научным сообществом. Цели и задачи не указываются. Введение содержит приблизительно 100‒150 слов.

Вступление: состоит из анализа данных и текущей ситуации в сфере исследования. Во вступлении важно отразить позицию авторитетных авторов по теме и высказать свою точку зрения.

Основная часть: представляет собой подробности проведенного автором исследования. В основной части также необходимо упомянуть научные труды из списка используемой литературы.

Заключение: в заключении необходимо подвести итоги и результаты исследования, а также подчеркнуть важность этих результатов для науки.

Дополнительные материалы, а также предметный указатель: при необходимости в монографии можно разместить рисунки или схемы, но только для того чтобы придать научному труду информативности.

Правила написания монографии

Монография, как и любой серьезный научный труд, имеет ряд правил к содержанию.

  • Тема монографии должны быть полностью раскрыта. Все вопросы и проблемы, касающиеся темы проекта, необходимо подробно и глубоко осветить.
  • В монографии важно соблюдать логическую связь между разделами. Особенно актуальной эта задача становится при соавторстве. В этом случае нередко главы работы плохо взаимосвязаны, что ухудшает ее оценку и порождает сомнения в достоверности результатов.
  • Научную работу следует внимательно проверять на противоречия. Вся информация в публикации должна быть подтвержденной и одобренной научным сообществом.
  • Результаты исследовании должны быть непосредственно связаны с темой монографии. Как и в предыдущем пункте, здесь обязательна тщательная проверка работы и поиск несоответствий.

Зачем публиковать монографию?

Публикация тиражом не менее 500 экземпляров — обязательное условие для монографии. Без данного тиража монография просто не будет рассматриваться диссертационным советом. Кроме того, чтобы получить научную степень, вам обязательно нужно опубликовать две монографии, о чем мы уже упоминали выше.

Публикация монографии будет иметь смысл только при получении рецензии. Для издания монографии необходимо наличие двух рецензентов (докторов наук) в выбранной отрасли. Рецензия подтверждает компетентность автора, актуальность и ценность проведенного исследования. Кроме того, она дает возможность опубликовать монографию в специальных научных изданиях.

На опубликованную монографию могут ссылаться в научных исследованиях и учебных изданиях. Это повышает авторитет соискателя ученой степени.

Как опубликовать монографию?

Начинающий ученый может издать свое монографическое исследование в собственном учебном заведении или в НИИ. Для этого автор получает рекомендательное письмо на заседании кафедры и подтверждающую выписку от научного совета после рассмотрения монографии.

Более подробный список документов, необходимых для публикации, представлен ниже

  1. Экспертное заключение о возможности опубликования.
  2. Выписка из протокола заседания кафедры об издании монографии / сборника научных трудов.
  3. Две рецензии от докторов наук в выбранной отрасли.
  4. Отзыв руководителя научного направления.
  5. Сопроводительный лист издания.
  6. Выписка из протокола научного совета, которая оформляется после заседания научного совета.

Требования к издательству монографии

До публикации монографии необходимо проверить ее на соответствие ГОСТу.

  • Объем монографии должен составлять более 5 печатных листов (примерно 100 страниц).
  • Шрифт, используемый в монографии: Times New Roman, кегль — 14.
  • Межстрочный интервал — полуторный.
  • Выравнивание по ширине страницы.
  • Поля — 2 см.
  • Абзац — 1, 25 см.
  • Сокращения по ГОСТу.
  • Наличие списка литературы.
  • Стандартная нумерация страниц (сквозная).

При публикации изданию должны быть присвоены библиотечные индексы (УДК, ББК), авторский знак и международный стандартный книжный номер (ISBN), штрихкод (размещается на обложке).

Самостоятельная публикация в издательстве

Если у автора есть средства на публикацию монографии, то он может обратиться в любое издательство, занимающееся выпуском данного вида научных работ и специализирующееся на его теме. После корректуры и редактуры сотрудников издательства текст выйдет в печать. Сэкономить на издательстве поможет поиск соавтора.

Заключение

Для любого начинающего ученого, который намерен строить карьеру, монография является обязательным научным трудом. Тема монографии действительно должна быть интересна исследователю, не стоит писать и публиковать научный труд для галочки. Результатам исследования, в свою очередь, необходимо быть оригинальными и представлять реальный интерес для научного сообщества. Хорошо написанная и логически выстроенная монография позитивно повлияет на репутацию будущего ученого и поможет занять достойное место в научных кругах.

Понравился ли Вам материал?

Каждый ученый, который собирается защищать докторскую диссертацию, интересуется вопросом, как написать монографию. Под монографией понимают авторский научный труд, в котором отражены исследования по определенной теме (теме диссертации). Работа необходима для защиты докторской, но и наличие монографии для кандидатской будет только плюсом.

В научном труде автор обобщает и анализирует существующую в литературе информацию по тематике, выдвигает новые гипотезы, отражает собственную позицию, признанную в качестве достижения научным сообществом. Для написания труда проводится обширное длительное исследование, используется немалый библиографический список.

Написание монографии имеет множество особенностей, правил, требований. Из статьи вы узнаете, как написать монографию с учетом профессиональных рекомендаций, чем поможет научная работа в развитии карьеры.

Содержание статьи

  • 1. Что такое монография и зачем она нужна?
  • 2. Виды монографий
  • 3. Требуемое число монографий для защиты докторской диссертации
  • 4. Правила и требования к написанию монографии
  • 5. Что обязательно входит в содержание монографии?
  • 6. Название монографии
  • 7. Редактирование монографии
  • 8. С чего начать и как написать монографию по диссертации?
  • 9. Общие рекомендации по написанию монографии
  • Заключение

1. Что такое монография и зачем она нужна?

Монография представляет собой научную публикацию, направленную на глубокое изучение одной конкретной темы с содержанием собственных гипотез, теорий, концепций. В работе узкой направленности должна максимально подробно и всесторонне рассматриваться проблема. Автор должен продемонстрировать глубокие познания и способность обрабатывать, анализировать изучаемую информацию.

В соответствии с ГОСТом 7.60-2003, под монографией понимают исследования, посвященные одной теме, но не обязательно написанные одним автором. Главная задача научного труда – представить новые уникальные решения определенной научной проблемы, которые способствуют развитию науки. Основное отличие монографии от научной статьи в журнале заключается в обязательном дополнении работы списком литературы, примечаниями и рецензиями авторитетных ученых. Труд выпускают тиражом минимум 500 экземпляров, материал публикуют в научных изданиях, входящих в список ВАК.

Научная работа нужна ученому-соискателю ученой степени, защита докторской диссертации невозможна без издания минимум двух авторских монографий. При написании материала руководствуются установленными научным обществом требованиями, исследования должны отражать направление и содержание диссертации. Монографию считают завершающим этапом исследовательской работы, которая подтверждает компетентность автора в затрагиваемом вопросе. Помимо этого, издание такой публикации – надежный способ защиты авторских прав, в отличие от простой статьи. В дальнейшем на хороший материал могут ссылаться другие ученые, что будет повышать авторитет и узнаваемость автора. Чем больше будет таких ссылок, тем значимей считается работа.

kak-napisat-monografiyu-pravila-1

Как написать монографию, интересует соискателей на кандидатскую и докторскую степень, ведь без этой работы защита диссертации невозможна. Обязательным условием для публикации является написание рецензии, которая служит подтверждением новизны, актуальности, оригинальности труда.

2. Виды монографий

В зависимости от числа авторов, участвующих в написании монографии, различают индивидуальные и коллективные работы:

  • авторская монография – научный труд, написанный одним автором, это отличный способ увеличить свой авторитет в научных кругах, продемонстрировать результаты своих исследований;
  • коллективная работа – материал, написанный несколькими учеными в соавторстве (начинающими и авторитетными), часто к коллективной работе прибегают, когда у одного автора недостаточно сведений для издания полноценной рукописи, в этом случае такой вариант престижней, чем публикация простой статьи в журнале.

Обычно не принято привлекать к коллективному труду больше пяти соавторов. Ученые публикуют предложения по совместной работе в Интернете, где без труда можно найти авторов по своей тематике. При этом даже коллективная монография должна быть посвящена решению одной общей проблемы, где у каждого ученого может быть свое видение ее решения. В противном случае это уже не монография, а сборник научных трудов.

3. Требуемое число монографий для защиты докторской диссертации

Для защиты докторской диссертации предпочтительней издавать индивидуальную авторскую монографию. Такого мнения придерживаются некоторые диссертационные советы, хотя четких указаний на этот счет в нормативных документах не существует.

На момент защиты докторской у соискателя должно быть выпущено минимум два научных труда, соответствующих действующим правилам и нормам.

В работах необходимо отразить суть диссертации. Помимо общепринятых нормативных актов, не лишним будет поинтересоваться об индивидуальных требованиях, принятых в диссертационном совете того ВУЗа или НИИ, где планируется защита.

Научные статьи в журналах – это первичные публикации автора, а монография – вторичные исследования с более глобальным изучением материала. Написание монографии непосредственно перед защитой поможет значительно укрепить свои позиции в глазах научных экспертов, чем издание нескольких статей.

4. Правила и требования к написанию монографии

Перед тем как написать монографию, важно понимать, что научный труд пишется, в первую очередь, не для себя, а для людей. Через него материалы исследований становятся доступными широкой научной общественности. В связи с этим работа должна быть написана простым понятным языком, читатели не должны пользоваться словарем терминов, чтобы понять смысл текста. Основной акцент при написании делается на публикации результатов исследования в рецензированных изданиях (список ВАК в России или международные Scopus, Web of Science).

В научных кругах часто можно услышать мнение, что монография – это немного переделанная диссертация. На самом деле это не так, ведь оба труда относятся к разным типам публикаций. Если диссертация – это строго научная работа, то монография – научно-популярная или учебно-методическая.

Отдельные научные положения докторской могут входить в разделы монографии, но необходимо учитывать, что они будут доступны не только узкопрофильным специалистам, но и широкой общественности. Поэтому лучше избегать заумных фраз и не пытаться показать свою «ученость». Чем проще и понятней написана рукопись, тем лучше.

Авторская работа должна соответствовать ряду критериев:

  1. Исследования соискателя должны максимально полно и глубоко раскрывать заданную тему. Если речь идет о коллективном труде, все разделы авторов должны составлять единый научный труд с логической связью между главами.
  2. В работе не должно быть перечисления общеизвестных фактов или скопированных данных из работ других авторов, а только личные суждения, результаты проведенных испытаний, анализ полученных данных соискателя.
  3. Результаты исследований, упомянутых в монографии, представляют собой данные только по одной теме. Этот пункт существенно отличает научный труд от диссертации.
  4. Информация в издании может передавать ранее не выявленные моменты, передавать новое видение описываемой проблемы, но она не должна противоречить общепринятым законам и теориям.
  5. В монографии не должно быть таких понятий, как «актуальность проблемы», «цели и задачи», «новизна».
  6. Особое внимание нужно уделить составлению списка использованных литературных источников. В него должны входить материалы, подчеркивающие важность поднимаемой проблемы, содержащие спорные или не до конца изученные сведения, которые требуют более детального изучения. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003.
  7. Обязательное условие – наличие хотя бы двух рецензий от авторитетных учетных с докторской степенью, которые работают в аналогичном или смежном направлении. Рецензии должны быть официально оформлены и заверены по месту работы рецензентов.
  8. Единого мнения и строгих указаний в нормативных актах касательно объема монографии не существует. Члены научного сообщества говорят о желательном минимальном объеме в 5 авторских листов, где на 1 лист приходится 40 тысяч знаков с пробелами (если учесть, что 1 лист формата А4, напечатанный шрифтом Times New Roman 14 кеглем, содержит примерно 1 800 символов с пробелами, то 5 авторских листов составит порядка 110 страниц печатного текста). Приличная монография содержит более 10 авторских листов.

Таким образом, монография – это полноценный научный труд, который способствует развитию науки и поднимает авторитет ученого в глазах научных сотрудников.

5. Что обязательно входит в содержание монографии?

В обязательном порядке монография должна содержать следующие разделы:

  • введение – как правило, не более 1000 символов, здесь не указывают цели и задачи исследования, не упоминают «предмет исследования», а только кратко рассказывают об исследуемой научной проблеме;
  • вступительная часть – содержит анализ сведений других ученых, которые занимались решением той же проблемы, а также собственные суждения соискателя касательно того, как он собирается ее решать;
  • основная часть – наполнена авторскими практическими исследованиями, которые проводит соискатель, ссылаясь на научные труды других ученых;
  • заключение – посвящено подведению итогов работы, формулировке основной мысли всего труда, рекомендациям по практическому применению полученных результатов.

Для наглядности в монографии используют схемы, таблицы, рисунки, диаграммы. В тексте не должно быть «воды», только полезные информативные сведения.

6. Название монографии

Название научного труда должно быть кратким и понятным, состоять из 5-6 слов. В отличие от диссертации, где наименование четко отражает предмет исследования, в названии монографии может быть некая вольность и обобщенность. Стоит избегать длинных сложных наименований из 10-12 слов, они отпугнут потенциального читателя. Если потребуется какое-либо уточнение, поступают следующим образом: основное название пишут заглавными буквами на титульной странице, а дополнительное пояснение более мелким шрифтом после точки. Например, «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ. Перспективы развития».

7. Редактирование монографии

Редактированием называют процесс обработки авторского текста редактором для его соответствия публикациям на печати. При этом на выходе получают материал с улучшенным содержанием и формой, но с сохранением индивидуальности автора. Перед издательством монографии выполняют два вида редактирования: научное и литературное.

Научный редактор подбирается в определенной области знаний, в зависимости от тематики исследования. Специалист проверяет соответствие изложенной информации общеизвестным научным фактам. Таким образом, научное редактирование – это анализ и оценка рукописи с научной стороны.

Литературный редактор оценивает, анализирует и совершенствует материал с точки зрения правильности его стилевого, композиционного отношения. В качестве литературного редактора выступает журналист или филолог, он проверяет текст по многим параметрам: соблюдение правил русского языка, опечатки, орфография и пунктуация, логичность повествования, даже соблюдение точности оформления цитат и сносок.

Такой основательный подход к проверке авторского труда вызывает опасения у многих ученых. Соискатели боятся, что в результате редактирования пропадет индивидуальность работы, уменьшится ее ценность. Поэтому опытные ученые предпочитают обходиться без научного и литературного редактирования. К тому же, сегодня есть немало компьютерных программ, которые позволят самостоятельно оценить качество работы, проверить наличие грамматических и стилистических ошибок, без привлечения специалистов.

Также часть ученых прибегают только к техническому редактированию и корректуре. В малых изданиях эти функции выполняет один человек, который дополнительно является и верстальщиком.

Корректором называют специалиста, занимающегося проверкой текста на соблюдение правил орфографии, пунктуации в различных печатных изданиях. Он исправляет ошибки, выявляет опечатки и несоответствия действительности, здравому смыслу. Корректор проверяет, как выполнены сокращения, оформлены таблицы, сноски, ссылки. Если находит стилистические погрешности, согласует возможность их применения с редактором.

Подготовка монографии к публикации – очередной стресс для автора. Текст подвергается тщательной проверке и редакции, соискатель вынужден тесно сотрудничать с издательством, независимо от того, публикуется он за свой счет или бесплатно. Особо болезненно ученый может воспринять указания редакторов на ошибки и неточности, нарушение стиля написания.

8. С чего начать и как написать монографию по диссертации?

Монография считается научным трудом в том случае, когда она соответствует ряду требований:

  • объект исследования рассматривается так, что он понятен и узнаваем другими;
  • испытания посвящены тем предметам, которые уже исследовались в прошлом или рассматривались под другим углом;
  • приводимые гипотезы можно подтвердить или опровергнуть, то есть информация должна подлежать дальнейшим исследованиям.

При написании монографии нужно правильно выполнить следующие важные действия:

  1. Выбрать тему, чем планируете заниматься. Это должно быть простое понятное направление, тема должна быть конкретной и разграниченной. Ответьте себе на вопросы: «Какими исследованиями в этой теме я хочу заниматься?», «Какие подходы использовали другие ученые, чем отличаются их работы?».
  2. Собрать и проанализировать существующую информацию. В первую очередь нужно ознакомиться с библиотечными каталогами, чтобы найти доступные материалы по теме. Затем заняться поисками среди международных журналов, цифровых книг, ассоциаций. Все подходящие публикации следует копировать или выписывать.
  3. Изучить и оценить собранные данные. Из всех литературных источников, которые собраны по теме исследования, потребуется выбрать подходящую информацию. В результате внимательного вычитывания литературы нужно установить, что общего и какие разногласия возникли у авторов при решении проблемы.
  4. Составить план работы. При помощи графика, эскиза, концептуальной карты и прочих инструментов скоординируйте свои действия, организуйте идею.
  5. Описать ход выполнения работ. На этом этапе осуществляются основные действия с текстом. Нужно использовать максимум информации, чтобы точка зрения автора выглядела убедительно, а не выражала лишь мнение отдельного читателя. Наглядно покажите, что труд основывается на научных знаниях, а не предположениях.
  6. Подготовить демонстрационные материалы и описать результаты исследований. Здесь описывается практическая значимость и ценность полученных результатов. Информация должна подаваться как важные и перспективные сведения для развития науки в исследуемом направлении.
  7. Проработать библиографию. Каждый источник информации, используемый автором, должен быть отражен в рукописи. Внимательно вычитывайте текст, чтобы избежать ошибок.

Таким образом, чтобы написать монографию, не нужно обладать выдающимися знаниями. Достаточно уметь находить и обрабатывать информацию, иметь желание создать научный труд в хорошо знакомой области науки. В отличие от диссертации, такая работа основывается на практическом применении, в ней допускается использовать тезисы, ссылки на литературные источники. Можно сказать, что монография – это практическое руководство к докторской диссертации.

9. Общие рекомендации по написанию монографии

Несмотря на то, что монография – это не строго научная работа, как диссертация, а скорее научно-публицистическая, все же ее написание и издательство регламентируется требованиями ученой комиссии. Придерживайтесь следующих рекомендаций при создании рукописи:

  1. Название должно быть коротким, простым и понятным читателю, даже не сильно знакомому с определенным направлением науки. Достаточно названия из 5-6 слов.
  2. Оформление должно соответствовать ГОСТу. Шрифт, отступы, сокращения, формулы – весь материал оформляют согласно требованиям.
  3. Оглавление должно быть выполнено в едином стиле и совпадать с основным текстом, быть понятным и удобным для читателя. Закончив написание рукописи, нужно проверить, совпадают ли названия всех разделов, нумерации страниц.
  4. На каждый рисунок, таблицу в тексте должна быть ссылка. Сверьте нумерацию таблиц, формул, рисунков по тексту.
  5. Ссылки на литературные источники следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Номера ссылок по тексту и их порядковый номер в списке должны совпадать. Если в списке очень много источников или они разноплановые, удобней сделать отдельные списки литературы к каждому разделу.
  6. Все аббревиатуры нужно расшифровывать при первом использовании. Не следует злоупотреблять сокращениями, они усложняют восприятие информации. Использовать аббревиатуры в заголовках только в случае крайней необходимости.
  7. Не стоит многократно повторять одни и те же ссылки (например, «там же, с. 115), особенно если полная ссылка на источник была много страниц назад. Читателю будет неудобно пользоваться такими посланиями.
  8. Хорошо и внимательно вычитывайте материал перед отправкой в издательство. Лучше распечатать работу и проверять ее в бумажном варианте, так как на компьютере не всегда можно заметить ошибку или опечатку. Делайте перерыв каждый раз, когда просмотрели несколько страниц. Если не хотите заморачиваться с вычиткой, целесообразней нанять корректора для этой работы.

Заключение

Как написать монографию, должен знать каждый ученый, ведь от этого научного труда зависит защита диссертации, авторитет и узнаваемость автора в научных кругах. Важно четко понимать разницу между монографией и диссертацией, это две различные работы, которые преследуют разные цели.

Монография является обязательной публикацией, которая предшествует защите докторской, но она не должна повторять ее. Это авторская работа, в которой соискатель демонстрирует свои умения изучать и анализировать информацию, выражать собственную точку зрения и делать значимые для науки выводы.

Важно соблюдать требования и рекомендации научного совета при написании научного труда. Это значительно ускорит процесс выпуска рукописи и увеличит шансы на успешную защиту диссертации.

Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!

С необходимостью написать статью или монографию сталкиваются многие. При этом, как правило, необходимые для этого навыки либо отсутствуют, либо недостаточно развиты, в связи с чем большинство начинающих испытывают определенные затруднения уже на этапе формулировки темы исследования.

Содержание

  • 1 Зачем и кому нужно писать монографии
  • 2 Определение и формулировка темы
  • 3 Подбор материала и его структурирование 
  • 4 Оформление текста, верстка документа и отправка в печать 

Зачем и кому нужно писать монографии

Что такое монография

Нужно хорошо разбираться в предмете, о котором пишешь

Отчасти проблема снимается, если студент работает в сотрудничестве с преподавателем и под его руководством.

В таком случае продвижение работы значительно облегчается за счет именитости и титулованности преподавателя (как правило, это минимум кандидат наук, доцент).

Однако и лавры в этом случае придется делить на двоих, да и, что говорить, на фоне фамилии и званий преподавателя имя несчастного студента может запросто потеряться.

В данной статье вы узнаете, как можно обойтись без помощи сотрудников кафедр и самостоятельно выполнить научное исследование и оформить его результаты.

Давайте оговоримся сразу же, что это труд, предполагающий наличие академической грамотности, то есть вы должны хорошо разбираться в предмете, о котором пишете.

Также понадобится знание основных инструментов, которые могут потребоваться в ходе исследования (средства математической статистики, анализа, тестовые и прочие инструменты, зависящие от области изучения).

Определение и формулировка темы

Будем надеяться, что с этим все более или менее понятно, и, о чем именно вы хотите писать, вы знаете. Однако тему надо сформулировать красиво (то бишь правильно). Для этого идем в каталог статей по теме, близкой к вашей, и читаем, что и как писали и пишут научные мужи.

Там же вы почерпнете очень хороший глоссарий, который вам пригодится в дальнейшем, когда будете писать основное содержание. Где взять каталог статей?

Если работаете по старинке, и сидение в библиотеке для вас не представляется чем-то запредельно скучным, то помогут соответствующие картотеки статей по каждому направлению науки или реферативные журналы последних лет, где перечисляются все новейшее публикации, вышедшие в научном сообществе.

Определение темы

Прежде чем писать свою работу, нужно изучить чужие

Если такой вариант по каким-либо причинам вам не подходит, то советую заглянуть в список реферируемых журналов на сайте ВАК.

Там вы обнаружите ведущие издания по любому научному направлению: выбираете свое, находите издания, ему соответствующие.

Вбиваете название журнала в поисковой строке браузера и уже на официальном сайте журнала читаете доступные номера.

Такая стратегия хороша тем, что вы сразу видите, какие направления исследования сейчас актуальны и можете легко «попасть в струю».

Подбор материала и его структурирование 

Редко какая монография пишется только на основе своих собственных соображений. Так или иначе, вам придется опираться на фундаментальные труды, ссылаться на чьи-то исследования и результаты.

Сбор и обработка теоретической информации является одним из наиболее ответственных и сложных этапов всей работы.

Умение выделять главное, сопоставлять и анализировать теоретические положения и материалы практики – важнейшие навыки, без которых грамотное написание научной работы просто немыслимо.

В большинстве случаев приходится перелопатить довольно большой объем уже имеющейся по вашей теме литературы, чтобы наполнить монографию приличным содержанием.

В случае, если вы не знаете, где взять нужную вам литературу, можно порекомендовать следующее: найдите монографию (учебник, методическое пособие, диссертацию и пр.) по близкой или аналогичной теме и обратитесь к списку библиографии, приведенному в конце.

Подбор материала

Лучше, если перед началом работы вы составите план, по которому будете писать

Как правило, там можно отыскать подходящие источники в достаточном объеме и потом уже адресно искать тех авторов и те книги, которые вас заинтересовали.

В какой-то момент вы поймете, что что-то похожее где-то уже читали: это будет сигналом к тому, что львиную долю нужной вам информации вы уже изучили и можно приступать к обобщению.

Замечательно, если до начала работы вы имеете какой-то план, по которому собираетесь писать.

Если же поначалу его составить трудно, то при работе с литературой просто выписывайте кусочки текста, кажущиеся вам интересными и нужными, а уже потом будете их складывать в стройную цепочку последовательных заключений и выводов.

На данном этапе работа очень похожа на труд редактора: придется неоднократно перечитывать текст, что-то вычеркивать, что-то переставлять, добавлять или перефразировать.

Оформление текста, верстка документа и отправка в печать 

И вот работа скомпонована, вы прописали все важные заключения, удостоверились в логичности изложения, проверили текст на ошибки (дали вычитать кому-то другому, потому что у самого от длительной работы с материалом глаз «замыливается»).

Теперь детище нужно пристроить в печать. Для публикации монографии вам потребуется несколько сторонних рецензий от специалистов в той области, по которой написана ваша работа.

Далее вариантов несколько: можно обратиться в методический совет ВУЗа, к которому вы прикреплены, с просьбой рассмотреть ваш труд и в дальнейшем напечатать его в типографии альма-матер.

Однако далее стен заведения он, скорее всего, не уйдет. Поэтому, если вы нацелены на более широкую аудиторию, придется обращаться в издательства самостоятельно, рассылать монографию по разным типографиям и ждать ответа.

Если кто откликнется, будьте готовы за первый труд заплатить энную сумму за услуги верстки и печати. Гонорара также ждать не стоит, если у вас еще нет имени в научных кругах.

Зато самооценка несомненно повысится. Оценить свою работу можно, сопоставив результаты с минимальными требованиями, предъявляемыми к научным трудам.

Хорошо написанная монография отличается следующими характеристиками:

  • четкая структура;
  • логичная последовательность параграфов внутри глав, которые дополняют, но не пересказывают друг друга;
  • полнота раскрытия темы;
  • наполненность важной, актуальной, проверенной и научно доказанной информацией.

В целом, работа по написанию монографии — это хороший шаг на пути профессионального роста, развития навыков структурирования материала и самообразования.

В этом видео вы узнаете, как проходит презентация монографии:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро написать много текста от руки
  • Как быстро написать много конспектов
  • Как быстро написать литературный обзор
  • Как быстро написать курсач
  • Как быстро написать контрольную