Как быстро написать план урока

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Как быстро планировать уроки

Когда я учился на учителя, меня никто не учил, как писать план урока. Я усвоил его по ходу дела, объединив множество планов уроков в один, который мне понравился. Даже когда у меня была проформа, которой я был доволен, мне все равно требовалось несколько часов, чтобы спланировать один урок. Что-то здесь было не так — я тратил почти в три раза больше времени на планирование урока, чем на его проведение!

Этот хаб — сборник моего собственного опыта. Он наполнен советами, которые я за годы получил от множества разных практикующих. Это не единственный способ планировать урок — это то, что я считаю эффективным. Если вы новичок в этой профессии или просто пытаетесь освежить свое планирование, я надеюсь, вы найдете здесь что-то полезное для себя. Теперь я могу запланировать двухчасовой урок под наблюдением за 30 минут.

1. Какая у вас тема?

В идеале это должно укладываться в более широкую схему работы. Ваши уроки не будут работать изолированно; им необходимо опираться на то, что было изучено на предыдущих уроках, и проложить путь для обучения в будущем. Если вы не знаете, откуда пришли или куда собираетесь, учащиеся не добьются успехов.

Даже если ваш урок проходит в автономном режиме, первое, что вам нужно сделать, это выяснить тему вашего урока. Это составит название вашего урока.

Мы собираемся использовать пример урока о биомассе для класса 9 (13 лет).

Ресурсы для начинающих и пленарных заседаний

2. Каковы ваши результаты обучения?

Я считаю, что выяснение результатов обучения гораздо лучше фокусирует ваши уроки, чем первое обдумывание целей урока.

Что вы хотите, чтобы ученики узнали или смогли сделать к концу урока? Что вы ждете от своих учеников? Это также можно назвать вашим критерием успеха. Они должны быть дифференцированы (с использованием Таксономии Блума или Таксономии Андерсона и Кратволя) или отмечены по степени — в идеале и то и другое.

Для нашего урока о биомассе подходящими критериями успеха могут быть:

  1. Я могу заявить, почему пищевые цепи обычно содержат максимум 4/5 организмов (E / D).
  2. Я могу набросать пирамиду чисел и пирамиду биомассы из пищевой цепи (С)
  3. Могу объяснить преимущества и недостатки пирамид из биомассы (B / A)

3. Каковы ваши цели обучения?

Мне будет легче их написать, если у меня есть критерии успеха. Что ученики узнают на этом уроке? Каков контекст этого урока?

Наш урок биомассы может иметь такие учебные цели, как

Сегодня мы учимся:

  • Как энергия течет через пищевые цепи.
  • Что такое пирамиды биомассы и численности.
  • Преимущества и недостатки пирамид чисел и биомассы.

Цикл планирования урока

Что делает хорошее пленарное заседание?

  • Быстро и наглядно демонстрирует прогресс учащегося по заданным критериям успеха.
  • Легко управлять.
  • Быстро и легко маркировать.
  • Не всегда «тест» — оценка обучения по-разному.
  • Предлагает (ограниченный) выбор учащемуся.
  • Требует активного участия всех.

4. Как вы будете оценивать прогресс?

Отличные уроки включают в себя мини-пленарные задания и оценивание на протяжении всего урока. Однако это всегда помогает оценить, насколько хорошо ученики справились с вашими результатами обучения к концу урока, в дополнение к этим текущим оценкам.

Подумайте, как вы можете получить свидетельства того, насколько все учащиеся достигли всех результатов обучения. Какие ученики усвоили все результаты? Откуда ты это знаешь? Какие ученики усвоили только первый результат? Откуда вы знаете? Как вы можете помочь им двигаться дальше? Хорошее общее задание / оценивание не только продемонстрирует вам, насколько хорошо каждый ученик усвоил каждый результат, но также покажет ученикам, как далеко они продвинулись на уроках.

Типы оценки включают:

  • Карты выхода
  • Классные викторины с мини-досками
  • Викторина с передачей посылки / Викторина по горячему картофелю
  • Ставьте вопросы под стулья
  • Pictionary / charades / taboo
  • Словарь / энциклопедия к уроку
  • Подведите итог обучения в 5 предложениях, теперь сократите это до 5 ключевых слов, теперь скажите то, что мы узнали, одним словом.

Хорошие оценки жизненно важны для вас, чтобы не отставать от успеваемости в классе. У нашего урока по биомассе может быть много пленарных заседаний — в этом случае я использовал карточку выхода с анализом 5-5-1.

Правила проведения урока

  • Должен быть разнообразным и затрагивать все стили обучения.
  • Следует научить учеников новой информации или закрепить предыдущую информацию.
  • Должно быть интересно.
  • Если это не помогает вашим ученикам прогрессировать, не используйте его.
  • Если это слишком сложно объяснить не учителю, не используйте его.

5. Какие занятия вы будете использовать?

Вам будет приятно узнать, что сложная часть плана урока закончена! Теперь вы должны знать:

  1. Тема вашего урока (Название)
  2. Что вы хотите, чтобы ученики узнали или смогли сделать к концу (результаты обучения)
  3. Что изучают ученики (цели обучения)
  4. Как будет оценивать прогресс (пленарное)

С этими переменными решено, что действия вашего урока теперь будут гораздо более сфокусированными. Все, что вы делаете, должно способствовать достижению результатов обучения. Теперь вам нужно спланировать действия, которые обеспечат максимальное обучение за минимальное время:

  • Сортировка карт
  • Лекции
  • Загадки
  • Понимание чтения / исследовательские задачи
  • Изготовление моделей
  • Эксперименты
  • Групповая работа

Все вышеперечисленное — это потенциальные занятия, которые можно использовать для обучения студентов новой информации. Это далеко не полный список! Действия должны начинаться с коротких и продолжаться; они должны быть разнообразными и касаться визуального, слухового и кинестетического стилей обучения. Думайте о своем уроке по блокам времени не более 15 минут. Это будет поддерживать темп вашего урока. Если вы хотите поставить более длительную задачу, давайте обратную связь через равные промежутки времени, чтобы разбить время и создать иллюзию разнообразия задач.

Наш урок биомассы может включать в себя следующие задания:

  1. Анализ QCI (5 минут)
  2. Рабочий лист с вопросами (два заполненных бланка, один ответ в виде полного предложения, один график и одно определение ошибки) (14 минут)
  3. Набросок пирамид чисел и биомассы (7 минут)
  4. Вопросы и ответы 6 минут — также в течение урока во время чтения.

Правила для начинающих

  • Должны быть понятные инструкции.
  • Должно быть весело и увлекательно.
  • Должно быть связано с вашим предстоящим уроком.
  • Должен быть доступен для всех способностей вашего класса.
  • Должен быть легко написан на доске или раздан на небольшом листе формата A5.
  • Должен содержать хотя бы одну задачу расширения.
  • Не обязательно письменная деятельность — может быть устная или даже шарада!

6. Как вы начнете урок?

Теперь, когда вы знаете, чем будут заниматься ученики, вам нужно подумать, с чего начать урок. Первое задание должно заинтересовать учеников и заставить их думать в соответствии с результатами урока.

Очень важно начать урок как можно быстрее, поэтому первым делом должно быть что-то, что может попробовать каждый без дальнейших объяснений со стороны учителя. Это также должно включать дополнительные задания, чтобы те, кто работает быстрее, были заняты — это также гарантирует, что люди, которые приходят на ваш урок первыми, по-прежнему будут вовлечены, когда вы имеете дело с опоздавшими.

Возможные стартеры включают:

  • Повесьте картинки и предложите ученикам угадать результаты обучения.
  • Разместите фальшивые (или настоящие) заголовки газет и попросите учеников угадать результаты обучения.
  • Путаницы слов или кроссворды на основе последнего урока или этого урока
  • Подумайте, поделитесь деятельностью в паре с вопросом на доске

Составление конспекта и плана урока должно соответствовать требованиям ФГОС и закладывать основу качества и эффективности обучения предмету.

Конспект и план урока: определения, различия и инструменты составления

Для начала необходимо понять, что же такое конспект, а что такое план урока, чем они отличаются и для каких целей служат. В современных источниках встречаются оба эти определения и зачастую то, что в одних называется конспектом урока, в других именуется планом. Изучив суть и структуру данных методических разработок, определяется их различие.

Итак, план урока — это составляющая часть конспекта, его содержательная часть, по сути, являющаяся пошаговой инструкцией проведения конкретного урока. 

Конспект же —  это общее описание урока, включающее в себя план. Условно конспект урока можно разделить на две части: описательная часть и практическая часть (план урока).

Составление конспекта урока зачастую видится сложной задачей, требующей сбора и систематизации большого количества информации. На самом деле, эта задача достаточно проста и не столь трудозатратна, как кажется на первый взгляд. Для составления качественного конспекта урока (в том числе и плана урока), отвечающего всем требованиям ФГОС, достаточно иметь:

  • Шаблон конспекта урока;
  • Шаблон плана урока;
  • Учебную программу предмета;
  • Педагогический опыт.

В помощь учителям и воспитателям, мы разработали Памятку по составлению конспекта урока (в том числе плана урока), которая содержит шаблон конспекта урока, шаблон плана урока и инструкции по составлению конспекта и плана урока. Шаблоны конспекта и плана урока помогут понять структуру и содержание данных методических разработок.

Необходимо помнить, что составляемый конспект урока должен соответствовать Учебной программе предмета. То есть все данные, указанные в конспекте/плане урока не должны противоречить информации, изложенной в Учебной программе. По сути, информация в конспекте/плане урока, дублирует информацию Учебной программы.

Подсказка. Большая часть информации необходимой для составления конспекта/плана урока, изложена в Учебной программе предмета. Именно из Учебной программы необходимо брать данные для составления конспекта/плана урока.

Таким образом, вооружившись шаблонами конспекта и плана урока, Учебной программой предмета, применив свой педагогический опыт и творческий подход, можно достаточно легко и быстро составить качественный конспект/план урока, отвечающий всем современным требованиям ФГОС.

Методы составления конспекта и плана урока

Процесс написания конспекта урока, как и любую другую интеллектуальную деятельность, можно осуществлять с помощью двух методов: индукция или дедукция.

Полезно знать. Шерлок Холмс в своей работе чаще использовал метод дедукции, собирая и анализируя разрозненные аспекты (частное), приходил к всеобъемлющему (общему) выводу. То есть интеллектуальная работа шла от частного к общему.

Бил Гейтс, реализуя стратегию компании, применил метод индукции – от общего к частному (разработав одну программную оболочку для решения огромного количества частных проблем).

Как показывает практика, при решении интеллектуальной задачи (к которым, несомненно, относится разработка конспекта/плана урока), лучше всего использовать оба эти метода, эффективно чередуя принципы подхода к работе и Шерлока и Гейтса.

То есть составление конспекта урока можно начать с разработки плана, а затем, отталкиваясь от заданного процесса поведения урока, сформулировать его описательную часть. Или наоборот, сначала проработать общую концепцию урока, а после, конкретизировать ее при составлении плана.

Конспект урока

Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета. Например, возможные темы урока, его типы, формы проведения, а также планируемые результаты и используемое оборудование – общим списком указаны в Учебном плане предмета. Из данного списка, необходимо выбрать варианты, подходящие для заданной темы урока.

Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока, соответствует несколько конкретных форм его проведения. Но не каждая из них определяет его цель. Учтя тип, форму и цель урока конкретизируются его задачи. Определившись со всеми базовыми характеристиками урока, можно сформулировать планируемые результаты.

Какие формы проведения урока можно использовать при конкретном типе урока, а также как это все отражается в пункте «планируемые результаты», рассмотрим в следующих наших статьях.

План урока

Составляющие плана урока находятся в тесной взаимосвязи с описательной частью конспекта. В плане урока необходимо указать: 

  • Этапы урока, которые зависят от типа урока, указанного в описательной части конспекта;
  • Деятельность учителя на каждом этапе урока, которая должна способствовать развитию определенных УУД (универсальных учебных действий) учеников;
  • Деятельность учащихся на каждом этапе урока: конкретные действия и развиваемые УУД;
  • Организация деятельности на каждом этапе урока, ее формы и соответствующие приемы.

О том, какие планы урока, а именно этапы урока должны быть в том или ином типе урока, какая деятельность учителя и учащихся соответствует каждому этапу урока, а также какие приемы организации деятельности можно применять в зависимости от всего этого, рассмотрим в будущих статьях.

Надеемся, предложенная памятка станет надежным ежедневным помощником! Скачивайте справа от статьи и делитесь с коллегами – мы будем только рады!

«Как  правильно
составить план-конспект урока»

План – конспект
это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей,
деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и
действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это
функция, одним из аргументов которой является время.

Основные
принципы планирования

Еще А. Файоль
определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами
хорошей программы действий.

1.  Принцип
единства
предполагает, что планирование в организации должно иметь
системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных
элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие
цели.

Элементами
планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и
отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип
участия
тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо
от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен
привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование,
основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип
непрерывности
предполагает, что:

  • процесс
    планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках
    установленного цикла;
  • разработанные
    планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену
    первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий
непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом –
компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания
процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части
года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип
гибкости
связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и
процессу планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления
принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить
изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы
обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют
определенные пределы резервов планирования:

  • резервы,
    заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы
    окажутся неточными;
  • низкие
    резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры
    деятельности фирмы.

5.  Принцип
точности
означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью
точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами,
планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой
позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект
урока 
это отражение творческой мысли
учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение
основ знаний.

Содержание
уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные
принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы
должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать
в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала.
Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе
конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание
каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно
пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый
конспект.
Все пункты схематически-планового
конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны
дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3
предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и
отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и
терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть
там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта –
задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая
цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую
информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все
остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты,
тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом
используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете
глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных
сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы
переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление
плана-конспекта урока, как основа  деятельности педагога. Подробный,
развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит
время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура
урока помогает  удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план
отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов
урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для
самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования
предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг  1.
Тема урока

Тема урока всегда обозначена в
поурочном годовом плане и  переносится из тематических планов, должна быть
конкретная, ясная и  определенная.

Шаг  II.
Цели урока

Современная методика не требует
разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым
учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить
цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это
могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать
знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием,
правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например,
анализа лирического текста).

Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство
патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус,
этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь
указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,
мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность.
Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной
развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою
точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг  III.
Планируемые задачи

Обозначается  минимум тех знаний и
умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи
стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые
обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV.
Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но
для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или
вы нацелены провести нестандартный/комбинированный  урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым
материалом.

Формы: беседа, проблемный урок,
лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН,
путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний
и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков
закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие
мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по
желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные
работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги
или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном
уроке.

Шаг  V.
Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет
использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции
картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI.
Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание
учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это
помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить
классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные
уроки.

3. Актуализация знаний учащихся
по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен
в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на
восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.

Например, прослушивание композиции
П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает
учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей
урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока.
А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления
кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в
зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к
сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для
учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми,
какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может
выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В
последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов.
В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на
конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока.
Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или
выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание,
что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего
задания.

Современная методика рекомендует
помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного
уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не
просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по
теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать
«изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание,
необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет
способствовать заинтересованности учащихся.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Создание эффективных планов уроков требует времени, усердия и понимания целей и способностей студентов. Цель, как и во всей учебе, – мотивировать учащихся понять суть того, что вы преподаете, чтобы они как можно больше запомнили. Вот некоторые идеи, которые помогут вам получить максимальную отдачу от вашего класса.

  1. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 1

    1

    Обязательно определите свои цели. В начале каждого урока пишите цель плана урока вверху. Она должна быть совершенно простой. Что-то вроде, «Ученики научатся идентифицировать различные структуры тела животных, которые позволяют принимать пищу, дышать, двигаться и развиваться». В принципе, это то, что будут знать ученики после того, как вы с ними поработаете! Если вы хотите что-то добавить, допишите, как они могут сделать это (с помощью видео, игр, карточек и так далее).

    • Если вы работаете с младшими школьниками, ваши цели могут быть более базовыми, как «Совершенствование навыков чтения или письма.» Они могут основываться на навыках или концепции. Ознакомьтесь с материалами о том, как писать образовательные цели, для получения более подробной информации.
  2. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 2

    2

    Напишите обзор занятия. В общих чертах обозначьте его главные идеи. Например, если ваш класс проходит Гамлета Шекспира, ваш обзор может включать информацию о том, каково место «Гамлета» среди остальных произведений Шекспира, насколько исторически точно описаны события и как темы желания и ухищрений могут соотноситься с текущими событиями.

    • Все зависит от продолжительности урока. Мы расскажем о шести основных шагах к любому уроку, все из которых нужно включить в ваш обзор. Но тем не менее, вы всегда можете запланировать больше.
  3. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 3

    3

    Спланируйте свой график. Если у вас много работы в установленный промежуток времени, разбейте план на разделы, которые можно пройти быстрее или медленнее, перестраиваясь с учетом изменений, если таковые произойдут. Давайте используем часовое занятие в качестве примера.

    • 1:00-1:10: Разминка. Сосредоточьте внимание на занятии и кратко повторите вчерашнюю дискуссию о больших трагедиях; свяжите это с «Гамлетом».
    • 1:10-1:25: Представление информации. Для начала, обсудите биографию Шекспира в общих чертах, сосредоточив внимание на его творческого периоде за 2 года до и после написания «Гамлета».
    • 1:25-1:40: Практическое задание под руководством учителя. Обсуждение в классе основных тем пьесы.
    • 1:40-1:55: Более произвольное практическое задание. Класс пишет один абзац, описывая текущее событие по-шеспировски. Индивидуально поощряйте способных учеников написать 2 абзаца и помогайте тем, кто справляется медленнее.
    • 1:55-2:00: Заключение. Собираем работы, даем домашнее задание, распускаем класс.
  4. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 4

    4

    Узнайте своих учеников лучше. Четко определите, кого вы собираетесь воспитывать. Какой их стиль обучения (зрительный, слуховой, тактильный или комбинированный)? Что они уже знают и в чем могут быть недостаточно осведомлены? Разработайте свой план так, чтобы он подходил всем ученикам класса, а затем внесите изменения, которые необходимо учитывать для школьников с ограниченными возможностями, для тех, кто испытывает трудности или недостаточно мотивирован, и для талантливых учеников.

    • Шансы 50/50, что вы будете работать с кучей экстравертов и интровертов. Некоторые ученики будут ярче проявлять себя в индивидуальных заданиях, а другие лучше раскроются в парной работе или в группах. Зная об этом, вы сможете разработать такие виды деятельности, которые подойдут для людей с разными предпочтениями во взаимодействии.
    • Вы также решите вопрос тех учеников, которые разбираются в теме так же, как и вы (к сожалению!), и тех, которые вроде и не глупые, но смотрят на вас, будто вы с Марса. Если вы знаете, кто эти дети, то сможете грамотно объединить или разделить их в работе (чтобы выиграть!).
  5. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 5

    5

    Используйте несколько форм взаимодействия учеников. Некоторые ученики хороши сами по себе, другие – в парах, а третьи – в больших группах. Пока вы позволяете им взаимодействовать и развивать друг друга, вы делаете свою работу. Но так как каждый ученик – индивидуальность, попытайтесь создать возможности для всех типов взаимодействий. Ваши ученики (и сплоченность класса) только выиграют от этого!

    • Действительно, любой деятельностью можно управлять так, чтобы поработать отдельно, попарно или в группах. Если у вас уже появились интересные идеи, посмотрите, сможете ли вы их переделать так, чтобы смешать разные виды взаимодействия. Иногда для этого просто нужна лишняя пара ножниц!
  6. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 6

    6

    Обращайтесь к разнообразным стилям обучения. У вас обязательно будет несколько учеников, которые не могут высидеть 25 минут при просмотре видео, и такие, которым надоедает прочтение двух страниц отрывка из книги. Никто из этих учеников не глупее другого, так что помогайте им, переключая виды деятельности и используя способности каждого школьника.

    • Каждый ученик учится по-своему. Некоторые должны увидеть информацию, кому-то лучше воспринимает на слух, а другим нужно в буквальном смысле дотронуться к этому. Если вы отлично провели время за разговором, остановитесь и дайте им об этом поговорить. Если ученики что-то читали, придумайте практическую деятельность, чтобы они смогли использовать свои знания. Школьники благодаря этому будут меньше скучать!

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 7

    1

    Сделайте разминку. В начале каждого урока ум учеников еще не нацелен на работу. Если бы кто-то вдруг начал объяснять операцию на открытом сердце, вы бы, вероятно, смогли произнести лишь: «Ого, помедленнее. Вернитесь к «возьмите скальпель.»» Облегчите им работу. Это то, для чего создана разминка – она не только позволит вам оценить знания учеников, но и помогает им войти в привычную колею.

    • Разминка может быть простой игрой (возможно, о лексике по теме, чтобы увидеть их текущий уровень знаний (или то, что они помнят с прошлой недели!) или это могут быть вопросы, обсуждение или изображения для начала разговора. В любом случае, заставьте школьников говорить. Пусть они думают о теме (даже если вы явно не дали такую установку).
  2. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 8

    2

    Представьте информацию. Это совершенно просто, не так ли? Несмотря на ваш формат урока, нужно начать с представления информации. Это может быть видео, песня, текст или даже понятие. Вот та база, на которой основывается весь урок. Без этого ученики не достигнут нужных результатов.

    • В зависимости от уровня знаний учеников, вам, наверняка, придется возвращаться к основам. Подумайте о том, как далеко назад вам придется пойти. Предложение «Он повесил пальто на вешалку» не имеет смысла, если не знать, что такое «пальто» и «вешалка». Объясните им самые основы и прорабатывайте эти моменты на следующем уроке (или двух).
    • Возможно, полезным будет напрямую рассказывать школьникам, что они будут изучать. То есть, объяснить им свои цели. Более ясного способа сделать это вы не найдете! Таким образом, все будут уходить, зная, что выучили в этот день. Никаких вокруг да около!
  3. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 9

    3

    Дайте ученикам попрактиковаться под вашим руководством. Теперь, когда они получили информацию, вам нужно разработать такое занятие, чтобы ввести ее в активное использование. Тем не менее, это все еще новый для школьников материал, поэтому начинайте с такой деятельности, которая направит их в нужное направление. Разработайте рабочие листы, задание на сопоставление или используйте изображения. Не следует приступать к сочинению, прежде чем вы выполните упражнение по заполнению пропусков!

    • Если у вас есть время для двух видов деятельности, тем лучше. Хорошая идея – проверить знания на двух различных уровнях: например, письмо и говорение (два разных навыка). Попробуйте включить различные виды деятельности для учеников с разными способностями.
  4. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 10

    4

    Проверяйте их работу и оценивайте продвижение вперед. После работы под вашим руководством оцените своих учеников. Понимают ли они, что вы до этого им объясняли? Если да, то это здорово. Вы можете двигаться дальше, возможно, добавив элементы понятия посложнее или проработав более трудные навыки. Если они не поняли вас, вернитесь к прошлой информации. Как представить ее по-другому?

    • Если вы занимались с одной и той же группой некоторое время, то скорее всего, вы знаете учеников, у которых могут возникнуть трудности с определенными понятиями. Если это так, объедините их со школьниками посильнее, чтобы занятие было успешным. Вы же не хотите, чтобы определенные ученики отставали, или чтобы весь класс ждал, пока все достигнут одного уровня.
  5. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 11

    5

    Дайте ученикам поработать без своего руководства. Теперь, когда школьники усвоили основы, позвольте им показывать свои знания самостоятельно. Это не означает, что вы должны выйти из класса! Просто подразумевает то, что ученикам пора войти в творческий процесс, что позволит им по-настоящему усвоить представленную вами информацию. Как добиться преуспевания интеллектуальной деятельности школьников?

    • Всё зависит от предмета и навыков, которые вы хотите использовать. Это может быть что угодно – от 20-минутного проекта по изготовлению марионеток до двухнедельных жарких дебатов относительно трансцендентализма.
  6. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 12

    6

    Оставьте время для вопросов. Если на вашем занятии достаточно времени, чтобы охватить предмет, оставьте десять или около того минут в конце для вопросов. Можно начать обсуждением и перейти к более детальным вопросам по данной теме. Или же используйте оставшееся время для разъяснений –два этих способа пойдут на пользу вашим ученикам.

    • Если в вашей группе полно детей, которых не заставишь поднимать руку, то дайте им работать друг с другом. Предоставьте им аспект темы для обсуждения и около 5 минут на разговор об этом. Затем вынесите обсуждение в класс и обговаривайте идеи в группе. Обязательно всплывут интересные моменты!
  7. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 13

    7

    Конкретно завершите урок. В некотором смысле, урок напоминает разговор. Если вы просто прекратите его, покажется, что он завис в воздухе. Это не то, чтобы плохо … но просто оставляет странное и неудобное чувство. Если позволяет время, подведите итог дня вместе с учениками. Это хорошая идея, чтобы в буквальном смысле показать им, что они что-то изучили!

    • Уделите пять минут, чтобы пройтись по изученным за день понятиям. Задайте им вопросы по понятиям (не вводя новую информацию), чтобы повторить то, что вы сделали и получили за день. Это своего рода циклический прием, который суммирует вашу работу!

    Реклама

  1. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 14

    1

    Если вы нервничаете, напишите детальный конспект урока. Для молодых учителей подробный конспект – отличная подпора. Хотя это занимает намного больше времени, обязательно записывайте, если вам это помогает. Если вы будете точно знать, какие вопросы хотите задать и куда вам нужно повернуть разговор, вам будет легче.

    • В процессе учения вы сможете уделять этому все меньше внимания. В конце концов, вы сможете прийти на урок практически без опор. Вы не должны тратить больше времени на планирование и конспектирование, чем на сам урок! Просто пусть это будет методом начальной подготовки.
  2. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 15

    2

    Оставьте пространство для маневра. Вы расписали свой урок по минутам, правда? Отлично – но знайте, что это только ваша опора. Вы же не будете говорить: «Дети! Уже 1:15! ПРЕКРАТИТЕ ВСЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ.» Преподавание работает не так. Хотя вам лучше пытаться придерживаться своего учебного плана в пределах разумного, дайте себе немного пространства для маневра.

    • Если вы обнаружили, что не хватает времени, подумайте, что вы можете и не можете выпустить. Что нужно обязательно изучить, чтобы дети побольше усвоили? А что по сути «вода» и просто помогает убить время? С другой стороны, если у вас в запасе осталось время, лучше иметь дополнительный вид деятельности, который можно использовать, если что.
  3. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 16

    3

    Перепланируйте занятие. Лучше пусть у вас останутся лишние занятия, чем не хватит до конца урока. Хотя вы и рассчитываете хронометраж урока, планируйте по нижней планке. Если что-то может занять 20 минут, рассчитывайте на 15. Вы никогда не знаете, как быстро справятся ваши ученики!

    • Проще всего – придумать быструю заключительную игру или дискуссию. Сведите учеников вместе и предложите им обсудить свои мнения или задавать вопросы.
  4. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 17

    4

    Подготовьте конспект так, чтобы учитель на замену все бы понял. Если возникнут какие-то проблемы, и вы не сможете вести урок, вам нужно, чтобы ваш план-конспект мог еще кто-то понять. С другой стороны, если вы пишете его заранее и что-то забудете, вам будет проще восполнить пробелы в памяти, если план-конспект понятен.

    • Есть много разных заготовок, которые вы можно найти онлайн, или спросите других учителей, какого формата они придерживаются. Если вы будете следовать какому-то одному, вам будет легче. Чем последовательнее, тем лучше!
  5. Изображение с названием Make a Lesson Plan Step 18

    5

    Разработайте запасной план. В вашей преподавательской карьере у вас будут дни, когда ученики пронесутся по вашему плану и оставят вас в потрясении. Еще у вас будут дни, когда тесты перенесли, пришла только половина класса, или видео, DVD-плеер «проглотил» ваш диск. Когда такой день поднимает свою уродливую голову, у вас должен быть план про запас.

    • У большинства опытных учителей под рукой всегда есть много планов-конспектов, которые они могут вытащить в любой момент. Если у вас прошел особенно успешной урок по решетке Пеннета, придержите этот материал на потом. Вы можете превратить его в другой урок с другим классом об эволюции, естественном отборе или генах в зависимости от возможностей следующего класса. Или у вас может быть припасен урок по, скажем, Бейонсе (подумайте о гражданских правах или движении за права женщин, распространении поп-музыки или просто об уроке музыки на пятничный день). Любой.

    Реклама

Советы

  • После окончания урока пересмотрите свой план-конспект и подумайте, как он работал в действительности. Что вы сделаете иначе в следующий раз?
  • Просмотрите новый материал со студентами и дайте им цели уроков за неделю или две.
  • Будьте готовы немного отклониться от плана урока. Запланируйте, как опять вернуть учеников в нужное русло, если вы уклонились от основной темы.
  • Не забывайте следить за тем, чтобы то, чему вы учите, соответствовало учебным планам из Министерства и рекомендациям вашей школы.
  • Если составлять планы-конспекты – не ваше, рассмотреть метод обучения Догма (Dogme teaching method). Он исключает учебники и позволяет ученикам контролировать процесс. [1]
  • Ясно дайте понять, что вы будете ожидать от них ответов на свои вопросы на занятии к определенной дате.

Реклама

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 54 011 раз.

Была ли эта статья полезной?

Вы подобрали идеальный материал для урока, который был и интересным, и интригующим, и прекрасно раскрывал тему, но не успели пройти и 30% того, что хотели? Или же, напротив, студенты были настолько не вовлечены в тему урока, что вы совершенно не понимали, как заинтересовать их этим увлекательным материалом. Чтобы избежать этого, мало только хорошо подобрать материал или пособие, нужно уметь писать план урока и продумывать «ходы отступления».

Планирование урока по шагам

Благодаря тому, что у вас есть готовая стратегия проведения занятия, урок становится целостным и продуманным. Вам не нужно решать на ходу, чем заниматься, что читать, обсуждать, о чем говорить, в какие игры играть. Кроме того, благодаря плану, вы контролируете ситуацию. Даже если что-то идет не совсем, как вам хочется, вы все равно чувствуете себя уверенно и знаете какие акценты вам надо проставить.

Планирование урока я делю на два этапа: первый — по шаблону, второй — с учетом индивидуальных особенностей группы или ученика. Например: если ученик находится на уровне Pre-Intermediate, но путается во временах, то на них я и сделаю основной упор урока. Если же цель — подтянуть словарный запас, занятие построится на основании заданий по аудированию, чтению и говорению. Вам может понадобиться такая памятка:

Plan how to Plan: учимся писать план урока

Шаг 1. Определяем цель

Это главное, что я учитываю при подготовке плана урока. Подумайте, какие конкретно навыки вы хотите прокачать со студентами за этот урок. Напишите для себя, на чем собираетесь поставить акцент, так как желательно выбрать только одну цель:

Аудирование, тогда включите в урок задания с аудио или видео.

Говорение — составьте план урока с коммуникативными заданиями, добавляйте на всех этапах вопросы о мнении учеников:

  1. What do you think about this?
  2. What’s your position about this topic?
  3. Do you have another opinion? Why? Why not?

Чтение: подберите интересный материал для совместного чтения и обсуждения.

Письмо: напишите вместе Opinion Essay или внедрите в урок упражнения на отработку грамматики.

Ключевой вопрос для формирования цели урока: Что нового узнает ученик?

Почитайте по теме: Определяем цели урока с ребенком

Шаг 2. Warm Up

Перед любой серьезной тренировкой спортсмен обязательно делает разминку —  разогревает мышцы и настраивает организм на работу. Также и с английским: перед погружением в урок разогрейтесь. Лучше использовать упражнения на говорение и попросить студентов определить тему и задачи будущего урока.

Составьте несколько вопросов для введения в тему. Например, на уроке по теме “Role Model” я спрашиваю своих учеников:

  1. Do you know who the role model is?
  2. Do you have a person in your life who is a good example for you? Why?
  3. What qualities and personality traits do you like in this person?
  4. Do you think it’s important to have someone whom you admire?

В младших классах, где уровень языка пока не позволяет детям строить развернутые ответы, мы играем в игру “Guess your partner’s favourite …”, например, number или colour, toy, animal, month, day, в зависимости от темы урока.

Суть игры в том, что ребята, сидящие за одной партой, должны угадать предпочтения соседа. Например, наш урок посвящен животным. Я пишу на доске слово animal и мы все вместе угадываем его значение по картинкам. Затем я спрашиваю:

Do you know Vanya’s favourite animal?

— Dog.

На что Ваня отвечает “Yes” или “No”, и мы меняем роли.

Опросить всех в классе занимает пять-семь минут, но ребята хорошо настраиваются на новую тему и горят желанием узнать, как же будет на английском их любимое животное.

Почитайте по теме: Лучшие сайты, где можно найти вопросы для small talk и warm up

Шаг 3. Main Part

Это основная часть урока: преподаватель презентует и отрабатывает материал с учениками. Чем лучше вы подберете материалы для урока, тем больше будет вовлеченность и эффективность занятия. Вот несколько лайфхаков:

  1. заданий не должно быть очень много;
  2. тема должна раскрываться постепенно;
  3. оставайтесь в рамках одной темы;
  4. чередуйте индивидуальную работу с взаимодействием в группах или в парах;
  5. подготовьте план Б, в виде игры или задания на креативность;
  6. соблюдайте принцип: задания должны быть связаны и находиться в логичном порядке. Например, TTT (Test-Teach-Test), PPP (Presentation-Practice-Production).

Не стоит стараться охватить все материалы, которые только найдете: лучше проработать меньше пособий, но качественно, чем распыляться на разные задания, не вникая в их суть.

Почитайте по теме: Интерактивные пособия для развития навыка аудирования

Шаг 4. Cool Down

Этой части урока стоит посвятить 5-7 минут: не стоит объяснять новую грамматику или вводить тему. Cool down вашего урока не должен плавно переходить в Warm-up следующего: студенты уже устали, и у них могут быть вопросы по пройденному материалу, поэтому дайте им возможность самим узнать то, что нужно.

Это время можно уделить на разбор сложных заданий из домашки, чтобы объяснить, как они могут легко их выполнить. Еще лучше сыграть в веселую игру и посмеяться: идеально подходят игры на spelling, например, «Поле Чудес» или «Алиас». 

Шаг 5: Планируйте мелочи

Планирование урока — не самая простая задача, но у нее есть потрясающая долгосрочная перспектива: подготовьте урок один раз, и вы можете пользоваться им, когда готовите занятие по этой теме с другим классом или учеником. Это очень сэкономит вам время и силы.

Вот несколько практических советов для того, чтобы сделать планирование еще более продуктивным:

  1. Пропишите примерное время на каждое задание из main body.
  2. Заранее подготовьте слайды с правилами на грамматику — слайды должны быть четкими и структурированными.
  3. Предположите, какие вопросы или сложности могут возникнуть у студентов. Подумайте, как им помочь. Например, если вы ставите перед студентами задачу написать opinion essay, скорее всего, у них будут вопросы, как правильно сформулировать вступление или какие linking words использовать. Поэтому, если у вас есть в планах такое задание, подготовьтесь заранее и распечатайте для них памятку с руководством.

Почитайте по теме: Как помочь студентам написать эссе

  1. Рядом с заданием укажите номер материала, который вы используете: это нужно для того, чтобы не тратить время на поиски во время урока.
  2. Подготовьте «ходы отступления»: если урок закончится раньше или задания окажутся слишком скучными или легкими для студентов, покажите им заранее подготовленный видеоролик на вашу тему или поднимите спорный вопрос и устройте дебаты. Задача — повысить вовлеченность группы в урок.

Планирование — действительно очень важный и полезный для учителя навык. Это залог нашей уверенности и спокойствия. Постарайтесь расслабиться во время урока, держите план под рукой и следуйте ему. После занятия проанализируйте его, запишите, что получилось хорошо, что было лишним, и далее учитывайте этот опыт. Так ваши уроки станут еще более захватывающими и будут соответствовать запросу самых взыскательных учеников.

Рекомендуем изучить раздел на сайте «Планы уроков»

План-конспект урока – «альфа» и «омега» деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Содержание:

  1. Тема урока
  2. Цели урока
  3. Планируемые задачи
  4. Вид и форма урока
  5. Оборудование
  6. Ход урока

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема «Биография А. Пушкина» в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели.

Это могут быть такие цели, как:

  • дать представление о…;
  • обобщить и систематизировать знания о….;
  • познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
  • выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся чувство патриотизма,
  • гуманности,
  • трудолюбия,
  • уважения к старшим,
  • эстетический вкус,
  • этические нормы,
  • дисциплинированность.

Развивающие.

Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся:

  • память,
  • фантазию,
  • мышление,
  • познавательное умение,
  • волю,
  • самостоятельность,
  • коммуникативность.

Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.

Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки.
Формы свободные, так как задействованы два и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков.
Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.
Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков. Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока. Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов.
Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок.
Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации:
Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро написать пересказ на устном русском языке
  • Как быстро написать огромный текст
  • Как будет твой кролик написал на английском языке
  • Как будет свободное время напиши
  • Как будет писаться на английском 100